Томас Раймер и его литературная критика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат филологических наук Ворончихина, Анна Владимировна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 244
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ворончихина, Анна Владимировна
Введение.
Глава 1. Предисловие Т. Раймера к переводу на английский язык трактата Рене Рапэна «Размышления о «Поэтике» Аристотеля» как введение в критическую систему автора и взгляд критика на историческое развитие западноевропейской литературы.
1.1. Предисловие Т. Раймера к переводу на английский язык трактата Рене Рапэна «Размышления о «Поэтике» Аристотеля» как введение в критическую систему автора.
1.2. Взгляд Томаса Раймера на историю развития западноевропейской литературы.
Глава 2. Критическая система Томаса Раймера.
2.1. Общие принципы.
2.2. Здравый смысл.
2.3. Правдоподобие.
2.4. Поэтическая справедливость.
2.5. Декорум.
Глава 3. Героическая трагедия Томаса Раймера «Эдгар, или Английский монарх».
3.1. Героические пьесы. Из истории создания пьесы «Эдгар».
3.2. Героическая трагедия «Эдгар».
3.3. Средства художественной выразительности: метафоры, сравнения, аллегории.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Драматургия Джона Драйдена 1670-х гг.: от героической драмы к трагедии: "Ауренг-Зеб", "Все за любовь"2005 год, кандидат филологических наук Островский, Игорь Викторович
Творчество Николаса Роу и становление жанра сентиментальной драмы в Англии конца XVII - начала XVIII века2006 год, кандидат филологических наук Загриева, Ольга Евгеньевна
Героические пьесы Джона Драйдена2002 год, кандидат филологических наук Морозова, Мария Никитична
Сатиры Джона Драйдена2003 год, кандидат филологических наук Чарушин, Анатолий Николаевич
Литературная критика и драматургия Артура Мэрфи в контексте эстетических исканий английского просвещения2009 год, кандидат филологических наук Маркова, Ирина Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Томас Раймер и его литературная критика»
В эпоху Реставрации английская литературная критика достигла по сравнению с предшествующими десятилетиями качественно иного уровня развития. Сочинения Давенанта, Гоббса, Драйдена способствовали тому, что английская критическая теория поднялась на новую высоту. Томас Раймер (16437-1713), один из наиболее ярких представителей поколения литераторов века рационализма, известен как самый последовательный защитник классицистических доктрин в Англии. Жесткая критика пьес елизаветинцев и Шекспира, настойчивый призыв следовать правилам античных классиков, резкий стиль изложения и скрупулезный анализ произведений современных ему драматургов принесли Т. Раймеру репутацию сурового догматика, блестящего эрудита, непреклонного рационалиста.
Перевод Раймером на английский язык трактата Рене Рапэна «Размышления о «Поэтике» Аристотеля» до сих пор считается одним из лучших, а созвучные идеям французских классицистов положения, изложенные в его критических работах, дали новый импульс развитию английской литературной критики. Томас Раймер был также одним из первых, кто попытался создать историю английской литературы. Кроме того, он известен знатокам истории как королевский историограф, собравший огромное количество правительственных документов, парламентских актов, объединенных в фундаментальный труд, получивший название «Foedera». Данная коллекция документов была издана в пятнадцати томах и по сей день представляет неоспоримую историческую ценность1.
Известно, что фамилия Раймер довольно распространена на севере графства Йоркшир, где родился литератор, и часто путают с его родственниками и однофамильцами.
Курт Зимански во вступительной статье к сочинениям Раймера, изданным в 1956 году, обращается к работе сэра Томаса Даффуса Харди «Список документов, . составляющих собрание, известное как «Фёдера Раймера» (Syllabus /in English/ of the Documents, . Contained in the Collection Known as «Rymer's Fcedera». - London, 1869). Харди составил биографию Т. Раймера, но, вероятно, потому, что Раймер интересовал исследователя главным образом как историк, допустил ряд ошибок, касающихся литературной деятельности критика2.
Джеймс Осборн пишет, что спустя сорок лет после смерти Т. Раймера появился роман Фрэнсиса Ковентри «История Маленького Помпея» (The History of Pompey the Little, 1751). В книге речь идет о трудной жизни некоего Томаса Раймера, писателя, который живет на чердаке и создает трагедии, поэмы и другие литературные произведения. Однажды вместо денег он приносит своей семье болонку по имени Помпей .
Постепенно этот вымысел стали принимать за факт, хотя сам Ковентри вряд ли имел в виду истинного Томаса Раймера. Как следствие, в статье Т. Харди, а в дальнейшем и в статьях Х.Р. Тедцера в энциклопедии «Британика», и сэра Сидни Ли в Национальном биографическом словаре (the Dictionary of National Biography) последние годы жизни Раймера описываются на основе романа Ковентри.
Основные факты таковы: точная дата и место рождения Томаса Раймера неизвестны. Документы в Сидни Сассекс колледже, Кембридж, свидетельствуют о том, что Т. Раймер поступил в данное учебное заведение 29 апреля 1659 года в возрасте 16 лет. Таким образом, можно предположить, что Раймер родился в 1643 году. В документах также говорится, что Т. Раймер является сыном Ральфа Раймера, владельца поместья Браффертон, графство Йоркшир, и что Томас в течение 8 лет учился у Томаса Смелта в Норталлертоне. У Томаса были старший брат Ральф и сестра Мери. Видимо, Томас был младшим из 4 детей. Ральф Раймер был довольно крупным землевладельцем, ему принадлежали поместья в Иаффорте и Уикморе и ежегодная рента в размере 200 фунтов.
Город Норталлертон, в окрестностях которого находились владения Раймеров, являлся во время гражданской войны важным населенным пунктом, так как находился на главной дороге на север. Что касается Ральфа Раймера, то он был на стороне парламента. В 1645 году отец Томаса стал снабженцем отрядов Фэйрфакса, а в 1650 году его имя регулярно встречается в финансовых документах Йоркшира. Ральф Раймер становится мировым судьей, членом комитета по конфискации и наконец казначеем графства. По всей видимости, в ходе всех этих событий Ральф Раймер значительно улучшил свое материальное положение.
Тем временем Томас получал образование, мало подходящее для сына видного пуританина. В 1649 году он посещал бесплатную школу в Норталлертоне, директором которой был Томас Смелт. Раймер стал его любимым учеником. Вероятно, именно Т. Смелт привил будущему критику интерес к истории.
В 1659 году Раймер отправляется в Сидни Сассекс Колледж, где учится до 1662 года, о чем свидетельствуют несколько строчек на латыни, написанные им в честь бракосочетания Карла II и Катерины Браганза. Сведений о присвоении Раймеру ученой степени нет. В это время в семье начались финансовые трудности. После реставрации Ральф Раймер потерял свои земли, которые были конфискованы новым правительством. Возможно, это заставило отца семейства и его старшего сына принять участие в заговоре против восстановленной монархии. В 1662 году в Дурхеме было организовано тайное общество, нити которого протянулись и в Йоркшир. Но заговорщики не смогли осуществить свои планы, так как предводители восстания были арестованы. Вскоре созрел новый заговор, но он также провалился. 7 января 1664 года отец и сын Раймеры и еще 20 человек были арестованы и приговорены к смертной казни через повешение и четвертование. Старший брат Томаса был приговорен к пожизненному заключению, но в 1666 году освобожден. Сам Томас Раймер не принимал участия в заговоре и во время восстания отсутствовал в Йоркшире.
Финансовое положение Томаса, по-видимому, было сложным. Однако можно предположить, что какая-то часть состояния Раймеров уцелела, так как литератор получает определенный доход и его писательская карьера не свидетельствует о том, что он творит, чтобы заработать на жизнь.
По мнению Зиманского, Раймер относился к своим литературным произведениям, «как джентльмен к собственным небрежно написанным пустякам». Например, он никогда не делал посвящений. Посвящения к «Трагедиям прошлого века» и «Краткому взгляду на трагедии» вряд ли были написаны с целью получения материального вознаграждения. Нет оснований считать, что Раймер влачил жалкое существование на чердаке и кормился только своими трудами. Как и его отец, Раймер стал членом юридической корпорации Грейз Инн (Gray's Inn) и 16 июня 1673 года получил право адвокатской практики. О его работе в юриспруденции ничего не известно. Возможно, именно в юридической корпорации Раймер познакомился с сэром Флитвудом Шеппардом (ему посвящены «Трагедии прошлого века»), и тот, будучи партнером Седли и Рочестера, другом Дорсета, ввел Раймера в литературные круги Лондона: представил Дорсету, Драйдену, Гоббсу, Уоллеру [С. XII].
В 1674 году появляется первая критическая работа Раймера «Предисловие к переводу трактата «Размышления о поэтике» Рене Рапэна». Перевод был анонимным, и автор признал его лишь спустя 3 года после публикации. В этой работе Раймер впервые представил английскому читателю критические взгляды французских классицистов и приобрел славу человека оригинального мышления и глубоких познаний.
В августе 1677 года появились «Трагедии прошлого века», где автор подвергает суровому анализу трагедии Бомонта и Флетчера и удивляет читателей своими довольно резкими суждениями. В том же году Раймер опубликовал свою единственную пьесу — героическую трагедию «Эдгар, или Английский монарх».
В 1681 году Раймер живет в деревне, жалуясь при этом на нехватку времени. Вряд ли юридическая или литературная деятельность занимала его до такой степени. Скорее всего, он писал свою самую амбициозную работу «Общий проект и перспектива правительства в Европе», которая была опубликована весной 1681 года. Этот трактат был написан по просьбе анонимного знатного лица (Харди уверен, что это Джон Сомерз. Его собственная работа на ту же тему «Краткая история Английской короны» вышла в одно время с сочинением Раймера). Раймер выступает в защиту прав парламента, и, по-видимому, его политические пристрастия были на стороне вигов. Учитывая кризис 1681 года, эта работа была очень своевременна. Кроме нее, появляется ряд прозаических сочинений: предисловие к посмертным мемуарам Балстрода Уайтлокка и предисловие к стихотворениям Рочестера в издании Томсона.
Раймер также пишет стихи. Для сборника Драйдена он перевел письмо «Пенелопы Улиссу» из «Посланий» Овидия в 1680 году и «Науку любви» в 1684 году. По мнению Зимански, эти переводы довольно грубы, а применение автором разговорного стиля не всегда уместно. Немногим лучше три стихотворения, посвященные памяти Эдмунда Уоллера. Далее следует стихотворная атака на Драйдена, приветственное стихотворение по случаю прибытия короля Уильяма и еще одно по случаю прибытия королевы Мери. Раймер не был талантлив как поэт, и его современники не раз каламбурили по данному поводу.
При жизни Раймера было напечатано только несколько стихов: песня из «Эдгара» появилась в песеннике «Мейфорд» (составитель Джеймс Харт) и три стихотворения были опубликованы в сборнике Наума Тейта в 1685 году [С. XV].
После смерти Раймера были напечатаны и другие его поэтические произведения: пасторали в стиле барокко, поздравительные и любовные стихи. Строка напоминает Рочестера или Сэдли, но стиль Раймера выдает его. Стихи посвящены незаконной дочери лорда Форсета — Мери, семье Томаса Грея, второго графа Стамфорда. Семья Грея была связана с крайними вигами; возможно, по этому факту можно судить и о политических взглядах Раймера.
В конце 1692 года появился «Краткий взгляд на трагедию». Раймер дает критический анализ трагедии Шекспира «Отелло» и трагедии Бена Джонсона «Каталина».
19 ноября 1692 года умер Томас Шэдвелл, придворный поэт и историограф, унаследовавший свой пост от Драйдена. По непонятным причинам эту должность разделили, и почти немедленно Раймер становится королевским историографом с ежегодным жалованьем в 200 фунтов.
В 1693 году Раймеру поручили организовать публикацию всех договоров, которые английское королевство когда-либо заключало с иностранными государствами и назначили редактором издания. План собрания, известного как «Foedera» — «Договоры», принадлежал, скорее всего, не Раймеру, так как средства на данное предприятие выделяли Сомерс и Монтапо, позднее ставший герцогом Халифакс.
Судя по предыдущим работам Раймера, он не подходил для осуществления подобного проекта, хотя и продемонстрировал знания средневековой истории и апеллировал к античности. Хикс утверждает, что Раймер абсолютно не знал англо-саксонского языка, знал немецкий и мог при случае цитировать, владел старофранцузским, прованским, греческим и мог бегло писать на латыни4.
Вскоре после своего назначения в Чартерхаузе, в Вестминстере, Раймер приступил к выполнению задачи, которая и занимала его всю оставшуюся жизнь. На создание первого тома собрания понадобилось 11 лет, но важность работы привлекла внимание Раймера с самого момента его назначения.
Придворный историограф переписывался с Лейбницем, так как именно его работа «Codex juris gentium diplomaticus» (1693 год) должна была послужить моделью для «Foedera». Раймер также поддерживал переписку и с английскими учеными.
В это время Томас Раймер испытывает затруднения в материальном положении, так как до 1702 года он получал жалованье королевского историографа, а не редактора. Он вынужден был платить за доступ к документам, за их расшифровку; позднее потребовался аванс на опубликование материалов. Раймер продал собственную библиотеку; его друг отправил графу Оксфорду (возможно, сам Раймер был болен) послание с предложением купить расшифровки манускриптов, сделанные Раймером. Но несмотря на материальные затруднения и пожар в типографии, работа продолжалась, и в ноябре 1704 года был опубликован первый том. В последующие 9 лет своей жизни Раймер опубликовал еще 14 томов и перед смертью приобрел материал для следующего. Работа была завершена Робертом Сандерсоном, помощником Раймера.
Раймер умер 13 декабря 1713 года в своих апартаментах на Арундель-стрит и был похоронен 4 дня спустя при церкви Сент-Климент Дейнз. Его могила неизвестна. Если у него и оставались близкие друзья, они не были историками или литераторами и не зафиксировали никаких свидетельств о его жизни.
Объектом исследования является литературное наследие Т. Раймера.
Предметом настоящего исследования являются три критические работы Т. Раймера: «Предисловие к переводу на английский язык трактата Рене Рапэна «Размышления о поэтике Аристотеля» (The Preface of the translator to Reflections on Aristotle's Treatise of Poesie, 1674), «Трагедии прошлого века, рассмотренные и проанализированные в соответствии с практикой древних и здравым смыслом всех времен» (The tragedies of the last age consider'd and examin'd by the Practice of the ancients, and by the common sense of all ages, 1677) и «Краткий взгляд на трагедию; ее происхождение, расцвет и упадок. С некоторыми размышлениями о Шекспире и других, писавших для сцены» (А Short View of Tragedy; it's original, excellency, and corruption. With some reflections on Shakespeare, and other practitioners for the stage, 1692); а также единственное драматическое произведение критика — героическая трагедия «Эдгар, или Английский монарх» (Edgar: or the English Monarch, 1677).
Критические произведения Т. Раймера рассматриваются как выражение системы его литературно-критических взглядов в контексте развития литературной критики XVII века.
В отечественном литературоведении работы Раймера известны сравнительно мало. В учебнике «История английской литературы» (1945) под редакцией М.П. Алексеева упоминается имя Т. Раймера и его работы, а также говорится о неоднозначном отношении к нему в зарубежной критике. Так А. Поуп считал Раймера «лучшим критиком, которого мы когда-либо имели, Маколей - худшим из всех когда-либо существовавших»5. К творчеству Т. Раймера обращается российский ученый А.А. Аникст в статье «Оценка Шекспира английской критикой второй половины XVII века», где называет Т. Раймера «застрельщиком неоклассической критики в Англии» и «первым ниспровергателем Шекспира». А.А. Аникст рассматривает «Краткий взгляд на трагедию», а именно ту часть работы, которая посвящена анализу пьесы У. Шекспира «Отелло». Исследователь отмечает, что критика Раймера «кажется теперь совершенно кощунственной, но она отнюдь не была бездумной или просто злобно придирчивой». По мнению А.А. Аникста, Т. Раймер принадлежал к новой культуре - культуре рационализма и с высоты нового века, с других позиций, оценивал творчество великого драматурга. Тем не менее Т. Раймер первым усмотрел в произведениях Шекспира отдельные особенности, которые станут изучать литературоведы последующих веков, например связь Шекспира с народным театром6.
В.Г. Решетов в своей работе «Джон Драйден и становление английской литературной критики XV-XVII веков» (1989) исследует развитие английской критики от самых истоков, от сочинений по грамматике и риторике до появления и закрепления в Англии французского классицизма, самым ярким представителем которого является Томас Раймер. Критические взгляды Т. Раймера, «ведущего теоретика и практика литературной, прежде всего драматургической критики», рассматриваются в русле его влияния на творчество «отца английской литературной критики» Джона Драйдена. В.Г. Решетов исследует общие и различные положения их теорий, особенно в отношении к творчеству Шекспира. Ученый полагает, что Драйден и Раймер представляли два направления в теории английского классицизма, причем Т. Раймер является выразителем идей французской классицистической школы и сторонником нового «дедуктивно-рационалистического» метода в английской литературной критике XVII века7.
Л.В. Сидорченко в книге «Александр Поуп: в поисках идеала» (1987) касается работ Раймера и отмечает, что Раймер «отнюдь не был убежденным противником идеи прогресса, как полагает М. Харрик. Он признавал идею развития наук и искусств, но сочетал веру в нее с требованием неукоснительного следования практике древних»8.
Имя Т. Раймера упоминается в книгах И.В. Ступникова «Английский театр эпохи Реставрации» (1986) и М.В. Кожевникова «Плачущая муза. Английская сентиментальная комедия» (2001), в кандидатской диссертации О.Ю. Полякова «Джон Деннис и развитие жанра классицистической трагедии в Англии начала XVIII века» (1995).
В зарубежном литературоведении критической теории Т. Раймера посвящено гораздо больше исследований, что, несомненно, свидетельствует о значительной роли критика в развитии английского литературоведения. Влияние Т. Раймера чувствовалось до середины XVIII века, затем его работы были забыты, но в XX веке они снова вызывают заметный интерес. В зарубежном литературоведении, рассматривающем критику и драматургию XVII века, так или иначе упоминается имя Т. Раймера. В начале века появляется монография А. Хоффера «Литературная критика Томаса Раймера» (1908), посвященная жизни и критическим работам английского литератора. В 1911 году был издан фундаментальный труд Дж. Сейнтсбери «История английской критики», в котором автор пишет о Раймере следующее: «Он стал именем, а стать именем - значит по крайней мере быть на пути к тому, чтобы стать легендой, если не мифом»9. Затем появилась работа «Английская литературная критика» (1943) Дж. Аткинса, где автор утверждает, что сочинения Раймера - «самый низкий уровень критики», но, несмотря на это, его теория «не может быть пропущена» при изучении критики, «так как представляет определенный интерес для современного читателя»10. И Сейнстбери, и Аткинс отмечают значение критических работ Раймера для развития литературной критики в Англии XVII века.
В 1956 году, впервые после смерти Т. Раймера, были переизданы его работы (под редакцией К. Зимански), опубликованные с предисловием и комментариями исследователя. К. Зимански, подчеркивая влияние критической теории Т. Раймера на развитие английской литературной критики того времени, пишет, что в свое время Раймер был критиком, занимавшим второе место после Джона Драйдена. Раймер стал первым представителем (champion) неоклассицистической рациональной доктрины и первым исследователем, который системно подошел к изучению пьес Шекспира. Томас Раймер способствовал распространению в Англии взглядов французских классицистов, и, хотя после выхода в свет «Краткого взгляда» отношение к Раймеру в литературных кругах стало враждебным, его влияние ощущалось еще в конце XVII и начале XVIII веков в работах Дж. Драйдена, Дж. Денниса, Ч. Гилдона, Дж. Кольера.
Попытки ответить Т. Раймеру на его критику пьесы В. Шекспира «Отелло» продолжались до середины XVIII века и снова возобновились в XX веке. Об этом свидетельствуют статьи Ч. Гилдона, Дж. Хьюга, JI. Теобальда, У. Уарбортона, Ш. Леннона, Г. Левина, Дж. Осборна, Т. Найджела11.
Дж. Грейс в книге «Теория трагедии в критических работах Томаса
Раймера, Джона Денниса и Джона Драйдена» (1975) анализирует критическую
12 систему Т. Раймера на примере его критики пьесы В. Шекспира «Отелло» .
Сходство и различие критических взглядов Дж. Драйдена и Т. Раймера обсуждается в работах Е. Майнера, Дж. Уотсона, Ф. Уолкотта, X. Троубриджа13.
Исследованию французского влияния на критические взгляды Т. Раймера в английском литературоведении посвящен ряд работ и статей, касающихся эпохи Реставрации: «Расин и английский классицизм» (1956) К.Е. Уитли, «Французские формалисты-последователи Аристотеля и Томас Раймер» (1914) Дж. Даттона, «Принцип поэтической справедливости в трагедии Реставрации» (1973) Дж. Эббза14.
Дж. Осборн в своей статье «Thomas Rymer as Rhymer» рассматривает отдельные стихотворения Раймера и делает следующий вывод: «Хотя имя Раймера не займет место рядом с джентльменами, писавшими с легкостью, его неожиданно грациозные стихи заслуживают того, чтобы их знали лучше. Парадоксально, но знакомство с этими забавными вещицами завершит восстановление репутации Раймера», начатое К. Зимански15.
О том, что интерес к Т. Раймеру не затихает, свидетельствует статья П.Д. Каннана «Краткий взгляд на трагедию и предложения Раймера по реформированию английской сцены», опубликованная в 2001 году. Автор рассматривает малоизученную часть наследия Т. Раймера - историю западноевропейской литературы, изложенную критиком в первой части трактата «Краткий взгляд на трагедию»16.
Не остается без внимания исследователей собранная Т. Раймером коллекция документов «Foedera»; ей посвящена отдельная глава «Раймер и
17
Мэдокс» в работе С. Дакида «Английские ученые» .
На основе анализа существующего материала можно сделать вывод, что как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении гораздо больше внимания уделено той части работ Раймера, где речь идет о критике пьесы Шекспира «Отелло». Его трактаты «Предисловие к переводу Рапэна» и «Трагедии прошлого века», а также история западноевропейской литературы и героическая трагедия «Эдгар» не получили должного изучения.
Указанные обстоятельства определяют актуальность диссертационного исследования, которое обращено к современному осмыслению критической и художественной теории Раймера, отразившей тенденции развития английской литературной критики эпохи Реставрации. Изучение критического наследия Т. Раймера будет способствовать более глубокому пониманию истории развития английской литературной критики этого периода.
Научная новизна диссертации связана с выбором в качестве предмета исследования творчества одного из самых противоречивых и малоизученных критиков XVII века Томаса Раймера. Единственная пьеса критика в отечественном литературоведении рассматривается впервые.
Цель работы - изучение литературно-критического наследия Т. Раймера, определение этапов становления его критической системы. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- рассмотреть первую критическую работу Раймера «Предисловие к переводу на английский язык трактата Рене Рапэна «Размышления о «Поэтике» Аристотеля» как введение в его литературную критику;
- изложить позицию Т. Раймера на историю развития западноевропейской литературы, нашедшую выражение в «Кратком взгляде на трагедию»;
- систематизировать теоритические положения Т. Раймера, представленные им в работах «Трагедии прошлого века» и «Краткий взгляд на трагедию» в контексте развития английской и французской литературной критики XVII века и выяснить те задачи, которые ставил критик перед драматургией своего времени;
- проанализировать драматургическое произведение Т. Раймера, героическую трагедию «Эдгар, или Английский монарх»; выявить задачи, которые ставил перед собой автор, определить особенности и типичность пьесы в ряду произведений этого жанра.
Методика анализа обуславливается многоаспектностью поставленных задач. Диссертация представляет собой комплексное исследование, сочетающее элементы культурно-исторического, историко-теоретического и аналитического методов.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы А.А. Аникста, Н.П. Михальской, Б.И. Пуришева, В.Г. Решетова, И.В. Ступникова, М.В. Кожевникова, Л.В. Сидорченко, Н.И. Стороженко, посвященные различным проблемам истории и теории литературы.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской литературы XVII-XVIII веков и истории зарубежной литературной критики, для разработки спецкурсов по истории зарубежной литературы и театра, а также при составлении пособий и справочников по английской литературе данного периода.
Положения, выносимые на защиту:
1. Критическая работа Томаса Раймера «Предисловие к переводу трактата Рене Рапэна «Размышления о «Поэтике» Аристотеля» является началом (первым этапом) в становлении критической системы литератора. В «Предисловии» впервые в английской литературной критике наиболее полно представлены теоретические положения французской классицистической школы, руководствуясь которыми, английские драматурги смогут, по мнению автора, достичь непревзойденных успехов в жанре трагедии. В своей первой работе Томас Раймер выступает как патриот, защитник английского гения и традиций.
2. История литературы Томаса Раймера - одно из первых английских произведений подобного жанра, в котором автор рассматривает развитие западноевропейской литературы со времен античности до начала XVII века. Основной акцент в работе сделан на значимость социальной роли театра в жизни общества и необходимость связи театра с государством и церковью.
3. Основная идея критической системы Томаса Раймера - способствовать дальнейшему развитию английского театра и определить пути его реформирования, основываясь на принципах французских классицистов и античных драматургов и сохраняя, тем не менее, особенности национальной традиции.
4. Героическая пьеса Томаса Раймера представляет собой типичное произведение жанра героической драмы эпохи Реставрации, сохраняющее основные черты данного жонра, а также отражающее своеобразие критических взглядов Раймера и вместе с тем характеризующееся особенностями, не ; свойственными героической драме: обращением к национальным историческим событиям, отсутствиям жестоких сцен насилия.
Апробация данного исследования осуществлялась в ходе обсуждения отдельных положений диссертации на аспирантских семинарах кафедры русской и зарубежной литературы, на заседаниях кафедры романо-германской филологии Вятского государственного гуманитарного университета. По результатам исследования делались доклады на Пуришевских чтениях (Москва, 2001, 2002, 2003), XI ежегодной международной конференции Российской ассоциации преподавателей английской литературы (Тамбов, 2001), Международной конференции «Проблема национальной идентичности в литературах Старого и Нового света» (Минск, 2002). Результаты исследований отражены в семи публикациях.
Структура работы определяется поставленными задачами и материалами научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка цитируемой и использованной литературы, включающего 212 наименований, в том числе 116 на английском языке. Основной текст диссертации изложен на 200 страницах.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Литературная критика в периодических изданиях Англии 1690 - 1750-х гг.: Эволюция жанровых концепций и трансформация метода2001 год, доктор филологических наук Поляков, Олег Юрьевич
Творческая деятельность И. А. Аксёнова в контексте русско-английских литературных связей2018 год, кандидат наук Футляев Никита Сергеевич
Жанровый эксперимент в драматургии Б. Шоу2018 год, кандидат наук Скальная Юлия Андреевна
Жанр комедии в критике и драматургии Джона Драйдена2009 год, кандидат филологических наук Тарасюк, Оксана Александровна
Поэтика английского галантно-героического романа2012 год, кандидат наук Кузнецова, Алена Андреевна
Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Ворончихина, Анна Владимировна
Заключение
1. Hoffher A. Thomas Rymer's Dramatishe Kritik. - Heidelberg: Winter. Beitrage zur neueren literaturgeschichte, 1908. - P. 163.
2. Watson G. Literary Critics. A Study of English Descriptive Criticism. -London, 1962.-P. 53.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ворончихина, Анна Владимировна, 2004 год
1. Rymer Thomas. The Critical Works of Thomas Rymer / Ed. ву С.A. Zimansky. - New Heaven, 1956. - 299 p.
2. Rymer Thomas. Edgar, or, the English Monarch. A heroic tragedy. London: Printed for Richard Tonson, 1678. — 63 p.
3. Литературные манифесты западно-европейских классицистов / Под ред. Н.П. Козловой. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 617 с.
4. Марло К. Сочинения. -М.: ГИХЛ, 1961.-663 с.
5. Сидни Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии. М.: Наука, 1982. - 367 с.•kick
6. Аксенов И.А. Елизаветинцы. Статьи и переводы. М.: Госполитиздат, 1938.-720 с.
7. Алексеев М.П. Английская литература. М.: Наука, 1991. - 460 с.
8. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды. Очерки. Исследования. М.-Л.: Гослитиздат, 1960. — 499 с.
9. Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. — М.: Высшая школа, 1984 г. -351 с.
10. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи (XVIII век — первая половина XIX века). М.: Наука, 1982. - 863 с.
11. П.Андреев М.Л., Хлодовский Р.И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М.: Наука, 1988. - 293 с.
12. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М.: Высшая школа, 1985. - 528 с.
13. Аникст А.А. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956. -482 с.
14. Аникст А.А. Литература периода Реставрации // История английской литературы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945. - Т. 1. - Вып. 2. - 443 с.
15. Аникст А.А. Оценка Шекспира Английской критикой второй половины XVII в. // Классическое искусство запада. М.: Наука, 1973. - С. 149-167.
16. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М.: Худ. лит., 1963. - 615 с.
17. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М.: Наука, 1967.-455 с.
18. Античная литература / Под. ред. А.А. Тахо-Годи. М.: Просвещение, 1986.-463 с.
19. Античная литература. Греция. Антология: В 2 ч. Ч. 1. / Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М.: Высшая школа, 1989. - 512 с.
20. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4 М.: Мысль, 1984. - 830 с.
21. Барокко и классицизм в истории мировой культуры. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 146 с.
22. Березкина В.И. Формирование и пути развития жанра эссе в английской литературе XVII века. Днепропетровск: Днепропетровский государственный ун-т им. 300-летия воссоединения Украины с Россией, 1984. -116с.
23. Бояджиев Г. Н. Вопрос о классицизме XVII века. Драматургия и театр // Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV XVII веков. - М., 1966. - С. 220-240.
24. Бояджиев Г.Н. Дживелегов.А.К. История западно-европейского театра от возникновения до 1789 года. Л.: Искусство, 1941. - 613 с.
25. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. — М.: Просвещение, 1988. — 350 с.
26. Буало Н. Поэтическое искусство. М.: ГИХЛ, 1957. - 231 с.
27. Варшер С.А. Английский театр времен Шекспира. М.-Л., 1920. - 84 с.
28. Верховский Н.П. Драйден и Шекспир // Учен. зап. ЛГУ. 1944. - Вып. 9.-С. 179-209.
29. Виппер Ю.Б. Влияние общественного кризиса 1640-х годов на развитие западноевропейских литератур XVII века // Историко-филологические исследования. М., 1974. - С. 55-63.
30. Виппер Ю.Б. Литература западной Европы. Введение // История Всемирной литературы. М., 1987. - Т. IV. - С. 16-36.
31. Виппер Ю.Б. О «семнадцатом веке» как особой эпохе в истории западноевропейских литератур // XVII век в мировом литературном развитии. -М: Наука, 1969.
32. Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Творческие судьбы и история. М., 1990.
33. Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во Франции начала XVII века. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 542 с.
34. Виппер Ю.Б., Самарин P.M. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века. М.: Изд-во МГУ, 1954. - 814 с.
35. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Мысль, 1964. - Т. 1. -583 е.; Т. 2.-748 с.
36. Голдсмит О. История Англии от нашествия Юлия Цезаря до смерти Георга III. СПб.: Печатано в типографии, состоящей при особенной канцелярии министерства Внутренних дел, 1821. — Ч. 1. - 228 с.
37. Гораций К.Ф. Собрание сочинений. М.: Студия биографика и др., 1993.-446 с.
38. Горбунов А.Н. Джон Донн и английская поэзия XVI — XVII вв. — М., 1993.-235 с.
39. Джонсон Б. Драматические произведения. М.-Л.: Академия, 1931.755 с.
40. Евдокимова Л.В. Французская поэзия позднего средневековья (XIV-первая треть XV в.). М.: Наука, 1990. - 227 с.
41. Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. СПб.: Филолог, фак-т Санкт-Петербурского ун-та, 2001.-461 с.
42. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. М.: Наука, 1981.-303 с.
43. Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М.: Искусство, 1982. - 367 с.
44. История английской литературы / Под ред. И.И. Анисимова. М.: АН СССР, 1955.-443 с.
45. История английской литературы / Под ред. M.JI. Алексеева M.-JL: Изд-во АН СССР, 1945. - Т. 1. - Вып. 2. - 654 с.
46. История Всемирной литературы: В IX т. М.: АН СССР, 1987. - Т. IV. -687 с.
47. История зарубежной литературы XVII века / Под. ред. З.И. Плавскина. -М.: Высшая школа, 1987. 246 с.
48. История зарубежной литературы XVIII века / Под. ред. П.В. Сидорченко. — М.: Высшая школа, 2001. 319 с.
49. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 2-х т. Т. 2. М.: Искусство, 1964. - 835 с.
50. Кожевников М.В. Плачущая муза. Английская сентиментальная комедия. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 244 с.
51. Кривушина Е.С. Французская литература XVII-XVIII веков: поэтика текста. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. - 209 с.
52. Купреянова Е.Н. К вопросу о классицизме // XVIII век: Сб. 4. M.-JL, 1959.-С. 5-44.
53. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1953.- Т. XXXV.-640 с.
54. Маколей Т.Б. Полное собрание сочинений. Т. 1. — СПб.: Тиблен, 1860. -426 с.
55. Маколей Т.Б. Полное собрание сочинений. Т. 4. СПб.: Издание Николая Тиблена, 1862. - 429 с.
56. Михайлов А.В. Поэзия барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М.: Наследие, 1994. - С. 326-392.
57. Михайлов А.Д. Французский героический эпос: Вопросы поэтики стилистики. М.: Наследие, 1995. - 358 с.
58. Морева-Вулих Н.В. Римский классицизм: творчество Вергилия, лирика Горация. СПб.: Академический проект, 2000. - 267 с.
59. Морозова М.Н. Героические пьесы Джона Драйдена: Автореф. дис. . канд. филол. наук. СПб., 2002. - 18 с.
60. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. — М.:
61. Высшая школа, 1974. 383 с.
62. Нарский И.С. Пути английской эстетики XVIII в. // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М.: Искусство, 1982. - С. 7-41.
63. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. Наука. М.: Наука, 1968.-376 с.
64. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1978.-351 с.
65. Островский И.В. Черты барокко в героических пьесах и опере Джона Драйдена // Анализ литературного произведения: Сборник научных трудов. Вып. 3 Киров: ВГПУ; СПб ИВЭСЭП, 2001. - С. 71-78.
66. Парфенов А.Т. Кристофер Марло. 1564-1593. М.: Худож. лит., 1964. -222 с.
67. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Москва: Российская Академия наук. Институт философии; Мысль, 1994. - 654 с.
68. Плаушевская Е.В. Уильям Давенант и его место в английской литературе XVII века // Филологические науки. 1977. - №7 - С. 34-44.
69. Подгорский А.В. Английские мемуары XVII века. Магнитогорск: Изд-во МаГПИ., 1998. - 315 с.
70. Порошина О.Г. Шарль Де Сент-Эвремон и его литературная критика. — Автореф. дис. канд. филол. наук. Киров, 1998. - 18 с.
71. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во МГУ, 1965.-360 с.
72. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения: Курс лекций — М.: Высшая школа, 1996 366 с.
73. Решетов В.Г. Английская литературная критика XVI XVII вв. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - 78 с.
74. Решетов В.Г. Джон Драйден и становление английской литературной критики XVI-XVII веков. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1989. - 246 с.
75. XVII век в диалоге эпох и культур. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 136 с.
76. XVII век в мировом литературном развитии. М.: Наука, 1969. - 499 с.
77. Сигал Х.А. Пьер Корнель. 1606-1684. -М.-Л.: Искусство, 1957. 123 с.
78. Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.-146 с.
79. Сидорченко Л.В. Джон Драйден в полемике о классическом наследии в Англии // Вестник ЛГУ. 1987. - Сер. 2. - Вып. 1.
80. Сидорченко Л.В. К теоретико-художественным исканиям в английской литературе XVII века (проблема остроумия) // Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. М., 1985. - С. 3-19.
81. Сидоченко Л.В. Александр Поуп: в поисках идеала. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.-184 с.
82. Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. - 470 с.
83. Ступников И.В. Английский театр, конец XVII начало XVIII веков. -Л.: Искусство. Ленингр. отд., 1986. - 349 с.
84. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М.: Прогресс, 1978. - 325 с.
85. Черневич М.Н. История французской литературы. — М.: Просвещение, 1965.-639 с.
86. Шекспир В. Мера за меру. Отелло. Король Лир. М.: Изд-во ACT, 2001.-520 с.
87. Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев: AirLand, 1997.-350 с.
88. Юм Д. Сочинения в двух томах. — М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1966. Т. 1. - 847 е.; Т. 2. - 928 с.
89. Abrambs M.N. The Mirror and the Lamp. London.: Oxford University press, 1971.-406 p.
90. Adams H.H. Dramatic Essays of the neo-classical age. New Jork: Columbia University press, 1950.
91. Aden J.M. Dryden and Imagination // PMLA of America. — 1959. — Vol. LXXIV.
92. Alssid M.M. Dryden's rimed heroic tragedies. Zalzburg, 1974. - Vol. 1-2.
93. Anderson H. and Shea J. Studies in Criticism and Aesthetics 1660-1800. -Minneapolis: University of Minnesota press, 1967. 419 p.
94. Appleton W.W. Beaumont and Fletcher. A Critical Study. London, 1956. -131 p.
95. Atkins J.W.H. English Literary Criticism: 17-th-18-th Century. New York: Barnes and Noble, 1967. - 383 p.
96. Atkins J.W.H. English Literary Criticism: The Renaissance. London: Methuen and Co LTD. - 371 p.
97. Barbeau A. The Intellectual Design and John Dryden's Heroic Plays. -New Heaven, 1970.
98. Barber C.L. The Idea of Honour in the English drama. 1591-1700. -Goteborg, 1957.-362 p.
99. Bevis R.W. English Drama. Restoration and Eighteenth Century, 1660-1789. London and New York: Longman Group UK limited, 1988. - 331 p.
100. Bond D.F. «Distrust» of Imagination in English Neo-Classicism // PQ. -1935. Vol. 4. - № 2. - P. 54-70.
101. Brown H. The Classical Tradition in English Literature. Harward Studies, 1935.
102. Burgess A. English literature. London: Longman group Limited, made and printed in G.B. by William Clowes and Sons, 1990 - 278 p.
103. Cannan P.D. A Short View of Tragedy and Rymer's Proposals for Regulating the English Stage // The Review of English Studies, New Series. 2001. - Vol. 52. - № 206. - P. 207-226.
104. Chapman G.W. Literary Criticism in England 1660-180. New York,1966.
105. Chase L.H. The English Heroic Play: A Critical Description of the Rhymed tragedy of the Restoration. New York, 1903.
106. Child C.G. The Rise of the Heroic Play // MLN. 1904. - Vol. 19. - 169171 p.
107. Chuchill W. The Birth of Britain. London: Cassell, 1973. - Vol. 1.-388 p. /
108. Clark A. Boileau and the French classical critics in England (1660-1830). New York, 1965.
109. Cornelia M. The function of the masque in Jacobean tragedy and tragicomedy. Salzburg: Studius in Eng. lit. Jacobean drama studies. Inst. Fur eng. Sprache und Literatur Univ. Salzburg, 1977.
110. Crane R.S. «Neo-classical criticism» in Dictionary of world literature: criticism, form, technique / Ed. by Shipley J.T. New Jork: Philosophical library. -1943.-P. 193-203.
111. Critical Essays of the Seventeenth Century / Ed. by J.E. Spingarn. Vol. 13. - Blumington, 1909.
112. Cunningham J. Restoration Drama. London: Evans, 1966. - 160 p.
113. Dakid C.D. English Scholars 1660-1730. London: Cape. Ind., 1943. -381 p.
114. Dean C.V. Dramatic Theory and the Rhymed Heroic Play. London: Cass,1967.-235 p.
115. Dobree B. Restoration Tragedy: 1660-1720. Oxford, 1929.
116. Draper J.W. The Rise of English Neo-Classicism // Revue Anglo-Americaine. 1933. - Juin, № 5. - P. 399-410.
117. Dryden John. Essays of John Dryden / Ed. by W.P. Ker. Vol. 1-2. -Oxford, 1926.
118. Dutton G.B. The French Aristotelian Formalists and Thomas Rymer // PMLA.-1914.-Vol. 29.-P. 152-188.
119. Ebbs J.D. The Principle of Poetic Justice Illustrated in Restoration Tragedy. Salzburg, Austria, 1974. - 211 p.
120. Eliot T.S. John Dryden. New York, 1932.
121. Eliot T.S. The Use of Poetry and Use of Criticism. London, 1934.
122. Klein D. The Elizabethan Dramatists as critics. New York, 1967.
123. English drama: forms and development: Essays in honour of Murial Axton and Raymond Williams. Cambridge etc. - Cambridge Univ. Press, 1979.
124. English Scholars 1660-1730.-London, 1943.-381 p.
125. Fordyce R. Caroline drama: a bibliographic history of criticism. Boston: Hall, 1978.-203 p.
126. Fujimura Т.Н. An Appeal of Dryden's Heroic Plays // PMLA. 1960. -Vol. 75.-№ 1.-P. 37-45.
127. Gagen J. Love and Honour in Diyden's Heroic Plays. // PMLA. 1962. -Vol. 77. -№ 3. - P. 208-220.
128. Gallaway F. Reason, Rule and Revolt in English classicism. New York, 1940.
129. Goldmark R.J. Studies in the Influence of the Classics on English literature. New York, 1918.
130. Grace J. G. Tragic Theory in the Critical Works of Thomas Rymer, John Dennis and John Dryden. London, 1975. - 143 p.
131. Great Britain. Дубна: Eng.-Pyc., 1993. - 118 p.
132. Ha(u)rbage A. Cavalier Drama. Historical and critical supplement to the study of the Elizabethan and Restoration stage. New York: Modern Language associations of America Lnd, Oxford Univ. Press, 1946. - 302 p.
133. Halliday F.E. Shakespeare and His Critics. London: Duckworth, 1949. -522 p.
134. Harbage Alfred. Annals of English drama 975-1700. London: Methuem, 1964.-321 p.
135. Hayden J.O. Polestar of the Ancients. The Aristotelian Tradition in Classical and English Literary Criticism. London: Associated univ. presses, 1979.-237 p.
136. Hoffher A. Thomas Rymer's Dramatishe Kritik. Heidelberg: Winter. Beitrage zur neueren literaturgeschichte, 1908. - 165 p.
137. Hughs D. Dryden's Heroic Plays. Lincoln: University of Nebraska Press, 1981.
138. Hume R. D. Dryden's Criticism. London: Cornell Univ.Press // ITAAF, 1970.-236 p.
139. Hume R. D. The Development of English Drama in the late 17 centure. -Oxford: Clarendon press, 1976. 525 p.
140. Huntley F. L. Essays in persuasion: On seventeenth centure English literature. Chicago, London: The University of Chicago press, 1981. - 162 p.
141. Huntley F. L. On Dryden's Essays of dramatic poesy. — Hamden: Archon books, 1968.-71 p.
142. Johnson J. W. The Formation of English Neo-Classical Thought. New Jersey: Princenton Univ. press, 1967. - 359 p.
143. Jefferson D.W. The significance of Dryden's heroic plays // Restoration Drama: Modern Essays on Criticism. Ed. by J.Loftis. New York: Oxford university press, 1966.-P. 161-179.
144. John Dryden in two volumes. London: T.Fisher Unwin LTD; New York: Charles Scribner's sons, n.d. - Vol. 1. - 439 p.
145. Johnson Samuel. Johnson as critic. Ed. by John Wain. London, Boston: Routledge and Kegou Paul, 1973. - 472 p.
146. Johnson T.W. The Formation of English Neo-classical Thought. -Princeton, 1967.
147. King В. Dryden's Major Plays. London, Edinburgh: London, Oliver and Boyd, 1966.-215 p.
148. Kirsh A.C. Dryden's Heroic Drama Lincoln: Univ. of Nebraska press, 1966.-174 p.
149. Kirsh A.C. The Significance of Dryden's Aureng-Zebe // Restoration Drama: Modern Essays on Criticism. Ed. by J. Loftis. New York: Oxford university press, 1966.-P. 181-193.
150. Klein D. The Elizabethan Dramatists as Critics. London: Peter Owen, 1963.-420 p.
151. Leech C. Restoration Tragedy: A Reconsideration // Restoration Drama: Modern Essays on Criticism / Ed. by J.Loftis. New York: Oxford university press, 1966.-P. 145-159.
152. The Letters of John Dryden / Ed. by Charles E. Ward. Durham, 1942.
153. Literary Criticism of the 17th century England / Ed. by Edward W. Tayler. New York, 1967.
154. Lynch K. Conventions of Platonic Drama in Heroic Plays of Orrery and Dryden // PMLA. 1929. - Vol. 44. - P. 456-471.
155. Marks E.R. The Poetics of Reason. English Neoclassical Criticism. New York: Randon House, 1968.
156. Marshall G. Restoration Serious Drama. Univ. of Oklahoma, XX. - 1975.
157. Miner E. R. Mr.Dryden and Mr.Rymer // PQ. 1975. - Vol. 34. - P. 137151.
158. Miner E. R. John Dryden / Ed. by E.Miner. London: Bell, 1972.
159. Miner E. R. Restoration Dramatists. New Jersey: Englewood Cliffs. Prentice-Hall, 1966. - 179 p.
160. Miner E. R. The Restoration Mode from Milton to Dryden. Princeton, New Jersey, 1974. - 587 p.
161. Jones T.B. Neo-Classical Dramatic Criticism. 1560-1770. Cambridge, 1976.
162. Nicoll A. A History of Restoration Drama 1666-1777. Cambridge: University press, 1928. - 410 p.
163. Nicoll A. The British Drama XVII. New York: Crowell, 1925.-498 p.
164. Nigel A. Thomas Rymer and «Othello» // Shakespeare Survey. 1968. -№ XXI. - P. 67-77.
165. Osborn J.M. John Dryden. Some Biographcal Facts and Problems. — Gainesville, 1965.
166. Osborn J.M. Thomas Rymer as Rhymer // PQ. Iowa. - 1975. - Winter. -Vol. 54. - № l.-P. 152-175.
167. Osborn S.C. Heroic Love in Dryden's Heroic Drama // Publications of Modern Language Association of America. 1958. - Vol. LXXIII. - № 5. -Part. l.-P. 480-490.
168. Pendlebury J. Dryden's Heroic Plays. A Study of the origins. New York: Russel andRussel, 1968.
169. Perkinson R.H. The Epic in five acts // SP. 1946. - № XLIII. - 1946. - P. 465-81.
170. Petsch R. Dryden und Rymer // Germanic-romanishe Monatschrift, VII (1915-19). -P.137-48.
171. Restoration Drama: Modern Essays on Criticism / Ed. by J. Loftis. New York: Oxford university press, 1966. - 371 p.
172. Restoration Dramatists. Prentice, New Jersey: Hall, Englewood Cliffs, 1966.-179 p.
173. Restoration Plays from Dryden to Farquhar. London: Dent, 1922. - XVII. -431 p.
174. Rothstein E. English Tragic Theory in the Late Seventeenth Century // E1H. 1962. - Vol. 29. - P. 306-323.
175. Rothstein E. Restoration Tragedy Form and the Process of Change.-London: The University of Wisconsin press, Madison Milwaukee, 1967. 194 p.
176. Russel F. The War against Poetry. New York: Princeton Univ. Press.-1970.-215 p.
177. Sainsbury G.A. A History of Elizabethan literature. London: Macmil lam, 1920.-420 p.
178. Saintsbury G.A. History of English Criticism. New York, 1911.
179. Shakespearian Criticism. Detroit, Michigan: Gale Research Company. Book Tower, 1987. - Vol. 4. - 714 p.179. 173. Sherwood M. Dryden's dramatic theory and practice. New York, 1966.
180. Sigh Sarup. The Theory of Drama in the Restoration. Calcutta, 1963.
181. Simon J. Critical Terms in Restoration Translation from the French // Revue Beige de Philologie et d'Historia. 1965. - Vol. 43. - P. 902-927.
182. Sorelius G. The Giant Race before the Flood. Pre-Restoration Drama on the Stage and in the Criticism of Restoration. — Uppsals, 1966. 227 p.
183. Spingarn J.E. A History of Literary Criticism in the Renaissance. New York: Columbia Un.Press, 1924. - 350 p.
184. Stoll E.E. Odipus and Othello: Corneille, Rymer and Voltaire // Revue Anglo-Americaino. 1945. - Juin. - P. 385-400.
185. Trowbridge H. From Dryden to Jane Austin. Essays on English Critics and Writers 1660-1818. Albuquerque: University of New Mexico press, 1977.
186. Tupper J.W. The Relation of the Heroic Play of the Romances of Beamont and Fletcher // PMLA. 1905. - Vol. 20. - P. 584-621.
187. Vines S. The Course of English Classicism. From the Tudor to the Victorian Age. Ind., 1930.
188. Waith E. Ideas of Greatness. Heroic Drama in England. London, 1972. -292 p.
189. Waith E. The Herculan Hero in Marlowe, Chapman, Shakespeare and Dryden. Ind. 1962. - 224 p.
190. Walcott F.G. John Dryden's Answer to Thomas Rymer's The Tragedies of the Last Age // PQ. 1936. - Vol. XV. - P. 194-214.
191. Watson G. Literary Critics. A Study of English Descriptive Criticism. -London, 1962.
192. Watson G. Dryden's First Answer to Rymer // RES newserie. 1963. -XIV.-P. 53-56.
193. Watson G. The Discipline of English: a Guide to Critical Theory and Practice. London: Basingstone Macmillan, 1978. - 125 p.
194. Weber H. The Restoration rake-hero: Transformations in sexual understanding in 17th century England. London: The Univ. of Wisconsin press., 1986.-253 p.
195. Weimann R. Theater und Gesellschaft in der Shakespeare-Kritik. Berlin: Academic-Verlag., 1970.-25 p.
196. Wellek R. The Rise of English Literary History. Chapel Hill, 1941.
197. Wheatley K.L.E. Racine and English Classicism. Austin: Univ. of Texas press, 1956.-345 p.
198. Whilson J.H. The Influence of Beaumont and Fletcher on restoration drama. New York, 1969.
199. Wood P. Native Elements in English Neo-classicism. Chicago, 1926.
200. Zebouni S.A. Diyden. A Study in Heroic Characterization. Baton Rouge, Louisiana State Univ.studies Humanities, 1965. - 111 p.
201. Zimansky C.A. A Manuscript Poem To Thomas Rymer // PQ. 1951. — Vol. XXX. II. April. - P. 217-220.
202. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. / Под. ред. Н.П. Михальской. М., 1997. - 448 с.
203. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 375 с.
204. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М.: Советская энциклопедия, 1991-1994.
205. Литературный энциклопедический словарь / Под ред.
206. B.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. -750 с.
207. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2000. - Т. 1. -721 с.
208. Путеводитель по английской литературе / Под ред. М. Дрэббл, Дж. Стрингер. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. - 928 с.
209. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев,
210. C.В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974. 509 с.
211. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. -М.: Олимп; ACT, 1998. 768 с.
212. Dictionary of World Literary Terms. Criticism. Forms. Technique / Ed. by Joseph T. Shipley. London, 1955.
213. The Encyclopaedia Britannicica, Micropaedia. Chicago: University of Chicago, 1994.-Vol. 10.
214. The Oxford English Dictionary. Oxford, 1989.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.