Типологическая общность традиционных культур Северного Кавказа в условиях модернизирующейся российской цивилизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Гелагаева, Аружа Магамедовна

  • Гелагаева, Аружа Магамедовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 165
Гелагаева, Аружа Магамедовна. Типологическая общность традиционных культур Северного Кавказа в условиях модернизирующейся российской цивилизации: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ростов-на-Дону. 2007. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гелагаева, Аружа Магамедовна

Введение.

ГЛАВА 1. Модели и этапы модернизации традиционных культур

1.1 Трактовка традиционной культуры в различных направлениях теоретических исследований.

1.2 Структурные изменения традционных культур в процессе модернизации.

1.3 Влияние модернизации традиционных культур на этническую идентичность.

ГЛАВА 2. Типологическая общность народов Северного Кавказа: базовые характеристики

2.1 Факторы формирования типологической общности традиционных культур Северного Кавказа.

2.2 Мифопоэтическая картина мира народов Северного Кавказа.

2.3 Структуры традиционной культуры народов Северного Кавказа.

ГЛАВА 3. Трансформации традиционных культур народов Северного Кавказа на этапах модернизации Российской цивилизации

3.1 Типологическая общность традиционных культур Северного

Кавказа в имперский период модернизации в России.

3.2 Традиционные культуры Северного Кавказа в советский период модернизации.

3.3 Специфика трансформации культур народов Северного Кавказа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типологическая общность традиционных культур Северного Кавказа в условиях модернизирующейся российской цивилизации»

Актуальность исследования

На пороге XXI в. российская цивилизация переживает глубинную трансформацию, связанную с процессом самоопределения в глобальном пространстве постиндустриального мира.

Геополитические перемены последнего времени усилили роль Северного Кавказа как зоны пересечения интересов мировых держав. Усилились попытки оторвать народы Северного Кавказа от России. Обострение проблемы этнополитической безопасности, мобилизация этничности в целях властвующих элит, пытающихся на гребне этнократизма обосновать особое положение «своего» этноса представляют реальную угрозу целостности Российской цивилизации. Создание образов «великого прошлого» собственного этноса становится в последние десятилетия уделом ангажированных ученых, публицистов и журналистов.

Задачей научного сообщества является исследование исторического прошлого, культурных реалий народов Северного Кавказа, выявляющее как своеобразие каждой из культур, но также объективных, обусловленных геополитическими, природно-климатическими, цивилизационными, историко-культурными причинами общности их судьбы, мировидения.

Северный Кавказ входит не только в геополитическое пространство российской цивилизации, его культура на протяжении последних столетий является неразрывной частью российской культуры, входит в интегральный образ России. Народы Северного Кавказа имеют «общие корни, богатство культур и многовековой опыт взаимодействия и взаимообщения как одной из жемчужин, органичной части сложной, но целостной системы российской культуры, всего мирового культурного комплекса»1.

1 Из выступления В. В. Черноуса на Круглом столе «Народы юга Росси» февраль 2006 г. // Научная мысль Кавказа. 2006. № 1.С. 56.

Степень изученности проблемы

Традиции и традиционные культуры исследуют в XIX в. представители консервативного римско-католического богословия Л. де Бональд, Ж.де Местр, Л. Ботен, Ф. Р. де Ламенне, Ф. Шатобриан. В XX в. консервативная традиция рассмотрения традиции продолжена такими исследователями как Р. Генон, Ю. Эвола, М. Элиаде. В России Ю. Стефанов, А. Дугин создают отечественную версию консерватизма. В отечественной науке И. Сухановым, В. Плаховым, И. Н. Полонской, Э. Маркаряном, К. Чистовым и др. было разработано несколько фундаментальных концепций традиции, достаточно полно раскрывающих содержание этой социально-философской проблемы. Ю. Лотман предпринял семиотический анализ традиционной культуры.

Проблемы модернизации традиционных культур рассмотрены в исследованиях Э.Дюркгейма как переход от механического к органическому состоянию общества, М. Вебера, изучившего феномен патримониальной бюрократии, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, Н. Лумана. Проблему «незападных модернов» разрабатывают 3. Сардар и Ш. Айзенштадт. А. Турен, С. Блэк создали концепцию неевропейских вариантов модернизации. О ключевой роли государства в процессе модернизации и появлении этнического национализма как политизированной формы идентичности писали К. Дойч, Э. Геллнер, Э. Хоб-сбаум. С. Айзенштадт рассматривает фундаментализм как реакцию на модернизацию. Отечественные исследователи С. Гавров, А. Неклесса, Э. Паин, Г. Старченков, С. Чугров раскрыли особенности модернизации в неевропейских странах.

Проблемам российской модернизации посвящены исследования А. С. Ахиезера, М. Т. Белова, В. Журавлева, С. Кулешова, Л. Семенниковой, В. Шелохаева, В. Ядова. Роль природных факторов развития российского социума, определивших его отставание от Запада и необходимость модернизации исследована Л. Миловым, Д. Калюжным, А. Паршевым. О моделях органической и неорганической модернизации пишет В. Красильщиков, Г. Зи-боров, А. Рябов, И. Сампиев, Е. Муратова.

Проблема этноса и этничности в отечественной науке рассматривается М. Губогло, В. Тишковым, И. Малыгиной, С. Рыбаковым, В. Шнирельманом. Западные примордиалисты К. Гирц, X. Айзеке указывают на присутствие в человеке неких сущностных этнических структур. Представители конструктивистского подхода к этничности Ф. Барт, А. Коэн делают акцент на активной творческой интерпретации людьми окружающей реальности. Проблема кавказской цивилизации поставлена в трудах А. А. Аникеева, Р. Г. Абдула-типова, М. М. Зязикова, А. В. Лубского, В. В. Черноуса, Э. А. Шеуджен.

Традиционные верования народов Кавказа исследованы в работах М. А. Агларова, А. О. Булатова, В. Д. Дзидзоева, К. В. Лугового, Р. И. Сефербеко-ва, М. А. Текуевой, X. А Хабекировой., И. А. Халипаевой, И. М. Шаманова. Важнейшие элементы традиционных культур народов Северного Кавказа исследуют М. А. Агларов, В.Х. Акаев, М.Х. Багаев, В. О. Бобровников, К. Ф. Дзамихов, 3. М.-Т. Дзарахова, Б. А. Калоев, Б. С. Карамурзов, Т. Э. Кафаров, В. И. Козенкова, К. В. Луговой, 3. А. Мадаева, М.-Н. О. Османов, М. К. Ос-маев, X. Г. Тхагапсоев, К. X. Унежева.

Различные институты традиционных культур Северного Кавказа рассмотрены в работах отечественных исследователей. М. Б. Гимбатовой, Ф. X. Гутнова, Ю. Ю. Карпова, Я. В.Чеснова, А. С. Мирзоева, В. К. Гарданова, Г. X. Мамбетова, А. И. Мусукаева, 3. В. Анчабадзе, Б. X. Бгажнокова. В. М. Кабузан, В. С. Белозеров проводят в своих работах этностатистическое исследование культур Северного Кавказа. Исламский фактор в культурах региона исследован в трудах В. Акаева, И. Добаева, Ф. Димаевой, С. Магоме-дова, А. Малашенко, А. Шихсаидова, О. Цветкова и др. Проблемам современного развития культур Северного Кавказа посвящены работы А. Д. Кор-камазова, М. Б. Беджанова, М. Д. Розина, А. А. Цуциева, В. Д. Дзидзоева. Роль этнополитических мифов в условиях этнической мобилизации рассмотрены в работах М. Ю. Барбашина, С. Е. Бережной, Н. В. Кратовой, X. Г. Тха-гапсоева, В. А. Шнирельмана.

Проблемы, стоящие в настоящее время перед народами и культурами Северного Кавказа требуют дополнения изучения культур отдельных народов Северного Кавказа, рассмотрения типологической общности традиционных культур народов Северного Кавказа.

Целью диссертационного исследования является анализ типологической общности традиционных культур народов Северного Кавказа в условиях модернизирующейся Российской цивилизации.

Поставленная цель реализуется с помощью решения следующих задач:

- проанализировать причины и суть изменений теорий модернизации;

- раскрыть факторы формирования типологической общности традиционных культур народов Северного Кавказа;

- обосновать положение об общности мифопоэтической картины мира и образа человека в традиционных культурах народов Северного Кавказа;

- раскрыть особую роль этикетных форм поведения, невербальных форм общения и нормативности внешнего облика в многоуровневом коммуникационном поле культур региона;

- выявить специфику трансформации традиционных культур Северного Кавказа в отечественной культуре;

- раскрыть противоречивость процессов советского этапа модернизации для культур Северного Кавказа;

- проанализировать значение этнополитических мифов в мобилизации этничности на современном этапе трансформации традиционных культур Северного Кавказа.

Объектом исследования является типологическая общность традиционных культур Северного Кавказа.

Предметом исследования является трансформация традиционных культур Северного Кавказа на имперском, советском и современном этапах модернизации.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования включают диалектические принципы объективности и всесторонности рассмотрения. В соответствии с принципом историзма рассмотрен процесс генезиса типологической общности традиционных культур народов Северного Кавказа. Системный подход позволил рассмотреть различные подсистемы традиционной культуры, раскрыть общесистемное основание межэтнической общности Северного Кавказа. Компаративистский подход применялся для выявления своеобразия культур, их дифференциации по этническим принципам, эволюции культур при сохранении общности базовых характеристик на протяжении длительного времени, выявления общего и особенного в структурах традиционных культур Северного Кавказа. Аксиологический подход применен для анализа ментальных структур и духовных оснований традиционных культур Северного Кавказа.

Основная гипотеза исследования. Теоретико-познавательной гипотезой подлежащей доказательству является выявление геополитических, природно-климатических, цивилизационных и культурно-исторических оснований типологической общности традиционных культур народов Северного Кавказа.

Научная новизна исследования:

1. Проанализированы суть, этапы и теории модернизации, раскрыта связь процессов модернизации с характеристиками определенной традиционной культуры.

2. Раскрыты геополитические, природное-климатические, цивилизацион-ные и культурно-исторические исторические факторы становления типологической общности традиционных культур народов Северного Кавказа.

3. Обоснована общность мифопоэтической картины мира и нормативность образа человека для народов Северного Кавказа.

4. Показана роль этикетных форм поведения, невербальных форм общения и нормативности внешнего облика в многоуровневом коммуникационном поле культур региона.

5. Раскрыта специфика трансформации традиционных культур Северного Кавказа в имперский период, когда Российская культура и культуры народов Северного Кавказа открываются друг другу, а Северный Кавказ становится неотъемлемой частью образа России в отечественной культуре;

6. Выявлена противоречивость процесса и результатов советской модернизации для традиционных культур северокавказского региона.

7. Проанализированы основные проблемы развития культур народов Северного Кавказа, выявлена суть и опасность этнополитических мифов, направленных на разрыв культурных связей как между народами региона, так и между северокавказской общностью культур и культурой России.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Пересмотр теории модернизации незападных сообществ и культур вызван нарастанием кризисных явлений в западной цивилизации, потерявшей свою притягательность для представителей незападных обществ и культур, а также неустранимостью традиционных ментальных структур представителя традиционной культуры, для которого разрушение привычного жизненного уклада грозит потерей миропорядка в целом. Модернизация, протекающая в форме вестернизации, характерная для первого периода модернизации незападных стран, сменяются в настоящее время различными вариантами незападной модернизации, базирующихся на сохранении базисных духовных основ традиционных культур.

2. Северный Кавказ занимает особое геополитическое положение, служа своеобразным коридором для миграции народов и взаимовлияния культур и цивилизаций. Этногенетические процессы народов региона имели взаимообусловленный характер. Особенности ландшафта, природно-климатические условия, пограничный характер региона обусловили характерные для рассматриваемого региона природные и социальные вызовы, ответом на которые было формирование в течение длительного периода однотипные виды жизнедеятельности, культурных институтов, этикетных формы поведения и коммуникации, нормативный облик и идеальный тип личности, обеспечивая многоуровневое поле культурной идентичности. Созданная коллективным опыт поколений традиционная система природопользования была экологически оптимальной.

3. Для народов Северного Кавказа характерно длительное сохранение мифопоэтической картины мира. У народов Северного Кавказа полно представлена т.н. «низшая мифология», почти не отделенная от народных верований и отражающая представления о связи человека с животным и растительным миром. В языческом пантеоне горцев есть функционально схожие божества, покровители, духи и патроны различных социальных групп. Общая мировоззренческая основа народов Северного Кавказа заложена в домоно-теистическом субстрате традиционных верований и свойственных ему универсалиях. Прометеевские мотивы сохраняются культурной памятью всех народов Северного Кавказа на протяжении средневековья. Традиционная культура народов Северного Кавказа нашла свое отражение в нартском эпосе, в формировании и развитии которого приняли участие адыги, абхазы, карачаевцы и балкарцы, народы Чечни, Ингушетии и Дагестана.

4. Цивилизационное пограничье и природно-климатические условия Северного Кавказа определили военизированный характер жизнедеятельности, особую значимость ритуализованных форм, поведения, общность правил коммуникационного взаимодействия. Дихотомия «свой» - «чужой» на Северном Кавказе была многоуровневой. В коммуникации разноязыких общностей Северного Кавказа больший удельный вес имели невербальные формы общения. Облик человека, манера держаться, двигаться, определять свое пространственное положение, жесты и мимика представляют особого рода текст, который с легкостью читается (опознается) «своими». Границы этносов не были абсолютно непроницаемы, многие социальные институты (куначество, аталычество, кровничество) приводили к постоянному обмену определенными поведенческими нормами.

5. В имперский период модернизации происходило медленное втягивание традиционных культур народов Северного Кавказа в цивилизационное поле Российское цивилизации, не приведшее к их глубинной трансформации, сохранялась их локальность. Основной тенденцией культурного взаимодействия между культурами Северного Кавказа и Российской цивилизацией был процесс становления диалога культурных миров Северного Кавказа и России. Наиболее важным в указанный период было начало процесса интеграции культур Северного Кавказа в общее поле российской культуры. Модерниза-ционные сдвиги более всего проявились в области распространения современных форм образования, появления северокавказского просветительства, формирования кавказоведия в российской науке, актуализации «кавказской «темы» в отечественной художественной культуре, появлении интегрированной во властные имперские структуры северокавказской политической элиты, а также в особом феномене российского «кавказца».

6. Советский период модернизации отмечен проведением модернизации в форме индустриализации, коллективизации и культурной революции, которые привели к глубинным трансформациям традиционных культур народов Северного Кавказа, вызвали деформацию и появление превращенных форм многих институтов и норм традиционных культур народов Северного Кавказа (кровничества, института старшинства). Положительным результатом советского этапа модернизации можно считать то, что культура народов Северного Кавказа в целом стала частью общероссийской, а негативным -травматические для культурной памяти народов региона процессы борьбы с религией, коллективизация, депортация. При этом сохраняет важность общность памяти и судьбы всех народов России. Произошла политизация эт-ничности, оформление этнополитических элит. Расширение теоретических исследований различных сторон культур Северного Кавказа происходило при одновременной их идеологической ангажированности и зависимости от меняющейся внутри политической обстановки внешнеполитической обстановки.

7. В постсоветский периода развития культур народов Северного Кавказа характерно нарастание негативных процессов в экономике и социально-политических отношениях, вызвавших регенерацию доиндустриальных форм трудовой деятельности, традиционного социального уклада, обращенность к прежним моделям идентичности, институтам и ценностям. Особую роль в обособлении и отчуждении народов Северного Кавказа и России в целом играет продуцирование частью политических и интеллектуальных местных элит этнополитических мифов, с одной стороны, и националистических «державных», «имперских» мифов, с другой, тиражирование СМИ негативного образа «кавказца». Одной основополагающих задач настоящего времени становится не только нормализация основ жизнедеятельности всех народов Северного Кавказа, но и их культурная интеграция, а также государственная программа по культурной интегрированное™ северокавказского региона в социокультурное поле Российской Федерации.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав из девяти параграфов, заключения и библиографического списка литературы. Объем основного текста работы - 165 страниц, библиографический список составляет 179 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Гелагаева, Аружа Магамедовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К традиционным культурам принято относить «первобытные» и «примитивные» сообщества, а также «фольклорные» субкультуры, так или иначе включенные в культуры иного, нетрадиционного типа. Поскольку ни одна из представленных в настоящее время традиционных культур не существует изолированно, человек в ней, испытывает давление, «культурный шок» чужого и чуждого ему мира, что грозит утрате устойчивости его миропредставлений и вызывает различные рекации защиты, которые во многом определяются характерологическими чертами традиционной культуры, с которой он себя идентифицирует.

Понимание исчерпанности проекта модернизации в его первоначальном варианте было осознано уже в первой половине XX века под влиянием национально-освободительных процессов в странах Азии, Африки и Латинской Америке, осуществления модернизаторских проектов в его превращенной форме в СССР, а после ВОВ и в странах т.н. соцлагеря.

В середине 1980-х гг. характер научных дискуссий резко изменился: началось возрождение модернистских концепций, связанное, прежде всего, с переменами мировой геополитической обстановки, особенно с появлением посткоммунистических обществ с их стремлением "войти", или "вернуться" в Европу (то есть в современный западный мир). Открылся континуум обществ: с давними историческими традициями модернизации; переживших социалистическую модернизацию; немодернизированных или архаичных; и на основе его сравнительного анализа стала формироваться концепция неомодернизма.

Неомодернизм, освобожденный от всех наслоений классического эволюционизма, не отстаивает какую-то единственную конечную цель развития, допуская обратимость характера исторических изменений. Громадная инерционная сила незападных культур не позволяет быстро перестроить незападное общество по европейским лекалам. К тому же исторический опыт модернизации в различных странах показал, что процесс смены идентичности ни в одной из стран, перешедших к модернизации, полностью не произошел. Человек укоренен в культуре своего народа настолько, что иссушение и обрыв таких «корневых» систем культуры, как обычай, традиция, психический склад и т. д. создает ситуацию, с которой западный мир столкнулся в своем осуществлении проекта Модерна - появление человека массы, наступление «века толп», «человека техники» «человека без лица». В периоды внедрения в политическое сознание новых ценностей неизбежно происходит активизация традиционного морального уклада. В связи с процессом модернизации появляется фундаментализм. В конце XX века появились успешные конку-рентноспособные цивилизационно окрашенные варианты воспроизводства модерна за пределами западной цивилизации.

В условиях глобализации наблюдается рост культурной и религиозной самоидентификации, восходящая к донациональному периоду исторического развития. Тенденция роста этничности название «этнического парадокса современности» или Ренессанса этничности. Основным в феномене этничности является понятие идентичности, по смыслу близкое понятию этническое са-мосзнание, но с некоторыми существенными коррелятами.

Носителями традиционной культуры на Северном Кавказе выступают этнические сообщества. Этнос относится к большим группам, социальная общность которых возникает в период распада первобытно-общинного строя, в эпоху «военной демократии», период образования вождеств. Именно на такой фазе существовало большинство этносов Северного Кавказа к моменту вхождения в состав Российской империи. Особенности ландшафта и экосферы гор (высокая пересеченность местности, ограниченность демографической емкости горных ущелий и горных равнин и т.п.) закрепили полисно-чифдомную структуру кавказских этносов и доминирование потестарных механизмов власти и управления в их социальном бытии. Именно в процессах и актах социальной коммуникации у этносов Северного Кавказа складываются те механизмы поддержания общности, те специфические черты совместности и стереотипы (алгоритмы) взаимодействия людей, которые обеспечивают интеграцию индивидов и социальных структур в единство (тотальность), т.е. дают основание к идентификации данного социального сообщества, его типажа, его культурной специфичности. Мир Кавказа - зона постоянного взаимодействия автохтонных этносов и переселенцев. При этом суровость климата, скудость пригодной для освоения земли, однотипность хозяйственной деятельности создавали напряженные отношения между этническими сообществами по поводу использования ограниченных природных ресурсов Кавказа, отсутствие рыночных отношений, отдаленность и от-деленность отдельных поселений друг от друга вызвали особую значимость выработки ряда норм, признаваемых всеми сообществами. Эти нормы обычного оправа (адата) должны были при отсутствии государственных структур служить стабилизации в отношениях между различными по происхождению, вере, конфессиональной принадлежности народами Кавказа. Общность этих выработанных в процессе взаимодействия различных этнических сообществ норм и составляет характерную черту этнокультурного сообщества народов Кавказа. Важную роль в этнокультурной идентичности играет закрепленные в культурной памяти народа события, связанные с происхождением и важнейшими событиями прошлого. При этом генеалогический мифы закрепляются в коллективином бессознательном народа и сохраняют свое влияние на протяжении всего его существования.

Исследования, посвященные мифологическим представлениям народов Кавказа, позволяют выявить общий пласт мифопоэтических представлений, который соотносим с определением К. Г. Юнгом как «архетипичское» коллективное бессознательное, которое на наиболее глубинном уровне присуще всем людям. Приход на Кавказ мировых религий - христианства и ислама в веке потеснил, но не устранил окончательно бытующих в культуре народов Кавказа дохристианских и доисламских верований, в результате произошла фольклорализация религиозного канона. Традиционная культура народов Северного Кавказа нашла свое отражение и устойчивую фиксацию в эпосе, названному по собирательному названию главных действующих лиц «Нарты». Своеобразие этого фольклорного памятника состоит в том, что он принадлежит целому конгламерату различных по происхождению, социальному и экономическому развитию, вероисповеданию, месту в истории народностей Северного Кавказа - осетинам, карачаевцам, адыгам, вайнахам и живущим по другую сторону Главного хребта абхазам.

Ритуализация коммуникативной практики создает особое социальное пространство (пространство горизонтальных субъект - субъектных отношений), целостность которого на протяжении длительного времени поддерживалось с помощью целой системы специфических социальных механизмов надэтнического и межэтнического характера (как аталычество, куначество, побратимство, традиции дарения и т. д.). У народов Кавказа под влиянием местных условий и внешних факторов развились особые институты, регулирующие жизнь общества и функционирование культуры. В традиционном обществе, в котором не было возможностей для интенсификации сельскохозяйственного производства, отсутствовали рыночные отношения, захват имущества признавался одним из видов деятельности.

Важной предпосылкой для взаимопроникновения культур являлись и горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталычество.

Атрибуты Российской империи - это прежде всего моноцентризм и высочайшая централизация и страны в целом, и ее институциональных частей (регионов), огосударствление пространства, практическое отсутствие или малая роль собственно провинции и преобладание периферии во всех смыслах, чрезвычайно высокая роль и внешних, и внутренних границ, перманентная статусная динамика культурного ландшафта; им отвечает рентно-ресурсная ориентация экономики, примат конструирования городов, регионов и даже этносов над их саморазвитием.

Для идущего в этот период у этносов Северного Кавказа периода клас-сообразования характерно образование предправа - совокупности тех прежних норм, которые наиболее выгодны возникающим политиям вместе с опять-таки выгодными им правовыми новациями. При этом одни прежние поведенческие нормы получают политическую санкцию, другие, по крайней мере на официальном уровне, могут быть отброшены. Традиционное общество народов Кавказа в период включения отдельных частей Кавказа в зону влияния России, претерпевало ряд эволюционных изменений. Вхождение в состав Российской империи, проходившее для народов Кавказа весьма болезненно, вызвало в жизни этих народов ряд перемен, коснувшихся как основ общественного устройства, так и изменений в системе норм, которыми эти общества управлялись. В рассматриваемый период у народов региона присутствовала дифференциация форм социально-политической организации общества, воспроизводящихся по одним и тем же социальным образцам.

На всем Северном Кавказе важнейшую роль в системе общественного самоуправления играли старейшины. Они доминировали в народном собрании, их мнение имело решающее значение по всем вопросам общественной жизни. Совет старейшин решал хозяйственные, организационные, бытовые вопросы, часто выполнял судебные функции. Принадлежность к роду, клану, тейпу выражалась в каждодневной ритуализированной коммуникативной практике. Практика принятия в клан, кровничества и т.п. предопределяла наибольшую важность для человека идентификации с семейно-клановой группой. нарушалось традиционное равновесие гражданско-правовых статусов членов общины, при котором лица, принадлежавшие к высшему сословию, оставались такими же объектами власти обычного права, что и рядовые общинники. Постепенно складываемая таким образом диспропорция между единоличной властью старшины селения и коллективной властью общины (проводником которой являлось народное собрание) нарушала целостность отношений власти и властвования, ведя в конечном итоге к индивидуализации управления, что в корне противоречило универсальным принципам коллегиальности, на которых строилась вся система традиционного жизнеустройства

Имперский период модеринизации в сообществах Северного Кавказа отмечен:

- созданием «горизонтального этноса» - части местной этнической элиты, активно привлекаемой российской администрацией к службе, в том числе ивне Кавказа;

- переходом от потестарной организации патриархально-родового общества на уровень государственности.

Важнейшей структурой традиционной культуры любой этнической общности Северного Кавказа было наличие адата - обычного права. Особенность его, кроме всего, заключалось в крайнем разнообразии норм. Необходимость унификации адата решалась в рамках имперского периода модернизации.

У народностей Северного Кавказа и к середине XIX века монотеистические религии (ислам, христаинство и даже анклавно иудаизм) наслаивались на пласт по сути мифопоэтического мировидения, приобретая форму «народной» религии» Итогом имперского периода модернизации межэтнической общности Северного Кавказа стало включение ее в нацонально-имперскую культуру России.

Модернизационные процессы, проводимые на Кавказе в период Советской власти, среди которых особое значение имели процессы индустриализации и урбанизации, привели к ряду существенных изменений в структурах традиционного общества народов Северного Кавказа, обнаружив вместе с тем, и непреодолимые для новой власти препятствия, связанные с тем, что традционные нормы общежития были укоренены в укладе жизни, связанном с зоной обитания, психическом складе, метальности народов региона. Преодоление экономической и культурной обособленности северокавказских этносов достигалось в рассматриваемый период как за счет распространения цивилизационной инфраструктуры, так и за счет вовлечения горских народов в региональные социально- экономические отношения., стимулировавшие тесные межэтнические контакты, способствовавшие частичному разрушению традиционных родоплеменных структур, усвоению новых более универсальных форм материальной и духовной культуры, жизненных ценностей, образовательных стандартов и т. д.

Несмотря на то, что внешние модернизационные воздействия приблизили северокавказские автономии к общесоветскому уровню социально-экономического развития (единообразие политического строя обеспечивалось господством советской системы), социокультурный облик народов региона определялся их внутренними адаптационными способностями. Возможности советской национальной политики изначально ограничивались преимущественно административной сферой, а ее результаты были далеки от ожидаемых.

Однако традиционые нормы жизни сохраняли свою действенность, принимая превращенные формы, мимикрируя и приспосабливаясь к новым советским реалиям. В советский период проводилась деэтнизация политики и государственности, а также политика ассимиляции. Нарушение этнодемо-графической структуры Северного Кавказа происходило в форме полного или частичного перемещения этносов за пределы их традиционных ареалов, в том числе на территории ранее занимаемые другими народами или вообще за рамки региона (мухаджирство, депортации, миграции и т.д.). При этом включение региона в систему межэтнических взаимодействий, происходящих на пространстве всей внутренней Евразии, привело к значительному оттоку этнических кавказцев. С 80-х годов XX в. этническая самоидентификация практически всех северокавказских народов приобретает ярко выраженный политический характер.

Сохраняет актуальность высказывание М. Мамардашвили о Кавказе: «Это вселенная, живущая на давно выработанныхм внутренних основани

91П ях» . Северный Кавказ представляет собой определенное историко-культурное сообщество, которое развивается на своей внутренней логике.

Швецова Л. «Нельзя сдаваться без боя.историческую память» / Традиционная культура в контексте ци-вилизационных процессов XX века (к постановке проблемы) // Традиционная культура. 2002. №. 4. С. 20

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гелагаева, Аружа Магамедовна, 2007 год

1. Абдулагатов 3. М. Этнос, общество, государство. Современная религиозная ситуация в Дагестане (Процессы мусульманского Возрождения) // Этнографическое обозрение. 2002. - №. 6

2. Абдулатипов Р. Г. Этнополитология. СПБ., 2004

3. Аверьянов В. В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-оды XX века) // Общественные науки и современность. 2000. - № 1.

4. Айзенштадт С. Фундаментализм: феноменологические наблюдения и сравнительные характеристики//Человек. 1994.- №6

5. Александренков Э. Г. «Этническое самосознанеи» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996.- №3

6. Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа. М. 1974

7. Алексеева Е. П. Древняя и седневековая история Карачаево-Черкессии (Вопросы этнического и социально-исторчиеского развития). М. Наука, 1971.

8. Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М. 1989.

9. Атмурзаева Ф. И. Этнический парадокс современности// Научная мысль Кавказа. 2004. - № 8

10. Бабич И. JI. Правовая культура осетин и судебные реформы XIX вв. // Этнографическое обозрение. 2001. - № 5

11. Бабич И. JI. Судебная реформа и обычное прво в адыгской обищне // Этнографическое обозрение. 1999. - № 2

12. Бабич И. JL Эволюция обычного права адыгов в советское и постсоветское время // Этногафическое обозрение. 1997. - № 3

13. Бабич И. Л. Эволюция форм гостеприимства у кабардинцев (середина XIX XX вв.)// Этнографическое обозрение. - 1996. - № 3

14. Багаев М.Х. Русская и советская историография древней и средневековой материальной и духовной культуры чеченцев Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. Ред Х.В. Туркаев; Ин-т этноло-гиии и антропологии. М.: Наука, 2002.

15. Баева О. Н., Каширин В. И. Концепция российской цивилизации: о некоторых методологических подходах / Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Изд-во РГУ, 2000.

16. Базоркин М. М. Историческое происхождение ингушей. Нальчик. Из-дат. Центр «Эль-фа», 2002.

17. Бгажноков Б. X. Прием почетного гостя в традиционной культуре адыгейских (черкесских) народов // Этнические стереотипы поведения. Л. 1985.

18. Безугольный А. Ю. Народы Кавказа и Красная армия. 1918-1945 годы / А. Ю. Безугольный. М.: Вече, 2007.

19. Белозеров В. Этническая карта Северного Кавказа. О.Г.И. Москва, 2005.

20. Бернштейн Б. М. Искусствоведческие аспекты изучения традиционной культуры // Традиционная культура . 2000. -, № 2

21. Битова Е.Г. Между христианством и исламом: религиозный аспект российской административной политики на Северном Кавказе в XIX веке (балкарские общества)// Научная мысль Кавказа. 2005. - № 1

22. Блиев М. «Камень Барятинского» // Родина. 1995. - № 10

23. Бобровников В. О. ЭТНОГРАФИЯ ИСЛАМА НА КАВКАЗЕ // Этнографическое обозрение. 2006 - № 2.

24. Бобровников В. О.ЭТНОГРАФИЯ ИСЛАМА НА КАВКАЗЕ // Этнографическое обозрение. 2006 - № 2.

25. Бобровников В. Арабский язык и кавказоведение. Актуальная проблема. Международный конгресс востоковедов 1С ANAS -37. Ислам в прошлом, настоящем и будущем // Азия и Африка сегодня. 2004. - № 11

26. Бобровников В. О. ВЛАСТЬ И НАСИЛИЕ В АВАРСКОЙ ПЕСНЕ О ХОЧБАРЕ // Этнографическое обозрение. 2003. - № 4.

27. Бобровников В. О. Суд по адату в дореволюционном Дагестане // Этнографическое обозрение. 1999. - № 3.

28. Бобровников В. Советская национальная политика и изменение иден-тчности горцев западного Дагестана / Фактор этноконфессиональной самобытности а постсоветском обществе / Под ред. М. Б. Олкотт и А. Малашенко; Москвоский Центр Карнеги. М., 1998

29. Борисова О. В., Олескин А. В. ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА И ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО-ЦИПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И БИОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ // Общественные науки и современность. 2004. - № 3

30. Борисова О. В.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, Категория этничности как эпистемологический феномен // Общественные науки и современность. 2003 - № 3.

31. Боташев М. Д. Побратимство у карачаевцев // Этнографическое обозрение. 2002. - №. 1

32. Булатов А. О. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР В ВЕРОВАНИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА (ОБ АНИМИСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ЛОКАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ ШАМАНСКИХ ДЕЙСТВИЙ) // Этнографическое обозрение. 2005.- № 3

33. Булатов А. О. Этнос и культура. ОТГОЛОСКИ ШАМАНСТВА В КУЛЬТЕ СВЯТЫХ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА. // Этнографическое обозрение. 2004. - № 2.

34. Васильев Л.С. Внеевропейский феномен выдающейся личности и ев-рпоейский феномен индивидуальности/ Одиссей. Человек в истории. 1990.-М.: Наука, 1990.

35. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма / Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. Ред. И послесл. 10. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гапйденко. -М.: Прогресс, 1990

36. Гавров Н. Модернизация незападных обществ: соотношение локального и универсального // Вестник МГУКИ. 2003. -, № 2

37. Гаджиев М. Г., Давуров О. М., Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в (Институт археологии и этнографии Дагестанского научного центра Ран Махачкала: ДНЦ РАН, 1996.

38. Гайденко П. П., Давыдов Ю. НЕ. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991

39. Герандоков М.Х. Мифологизация межнациональных отношений и реальность национальных конфликтов// Вестник МГУКИ. 2005. - № 3

40. Гилямзянова И.И., Мингалеева А.И. Язык как средство сохранения на-циональноой ментальности в условиях глобализации мира// Вестник КГУКИ. 2005. - № 2

41. Гимбатова М. Б. Традиции гостеприимства и куначетсва у ногайцев (северокавказские и тюркские параллели) //Научная мысль Кавказа. -2007. № 1

42. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки / М. Н. Губогло. Ин-т этнологиии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М.: Наука. 2003

43. Дегоев В. В. Борьба за господство в Закавказье (вторая половина XVIII в.) / Большая игра на Кавказе: история и современность. Статьи, очерки, эссе. 2-е изд., расш. и дополн. M.:SPSL -«Русская панорама», 2003

44. Дегоев В. В. Генерал Мусса Кундухов: история одной иллюзии / Большая игра на Кавказе; история и современность, Статьи, очерки, эссе. 2-е издание, расш. дополн. М .: SPSL - «Русская панорама», 2003

45. Дегоев В. В. Кавказ и судьбы российской государственности (Вольные мысли по случаю.) Большая игра на Кавказе; история и современность, Статьи, очерки, эссе. 2- е издание, расш. дополн. M.::SPSL -«Русская панорама», 2003

46. Дзарахова З.М.-Т. Константы национального характера и менталитета ингушей // Научная мысль Кавказа. 2006. - № 4

47. Димаева Ф. В. Религия и социокультурные процессы в формировании современного чеченского общества // Научная мысль Кавказа. 2006. -№4.

48. Добаев И. НОВЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ИСЛАМСКОГО ДВИЖЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ // Мировая экономика и международные оношения. 2005. - N 12

49. Доклад о развитии человека 2004. Культурная свобода в современном многооразном мире. Изд- во «Весь мир», 2004.

50. Древние культуры Северо-Восточного Кавказа. Махачкала, 1985

51. Дугин А. Мистерии Евразии. М.: Арктогея, 1996

52. Думанов X. М., Смирнова Я. С. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ. К УТОЧНЕНИЮ ПОНЯТИЯ "ОБЫЧНОЕ ПРАВО" // Восток: афро-азиатске общества: исторяи и современность. 2000. - № 1.

53. Думанов X. М. Першиц А. И. ПОЛИЮРИДИЗМ У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА // Восток: Афро-азиатские общества: исторяи и современность. 2006. - № 6.

54. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. Пер. с фр. А. 3. Алмазо-вой. М., 1976.

55. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990.

56. Егорова JT. Литература народов Ставропольяи Северного Кавказа. -Ставропольское книжное издательство, 2004.

57. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990.

58. Зелькина А. УЧЕНИЕ КУНТА-ХАДЖИ В ЗАПИСИ ЕГО МЮРИДА // Этнографическое обозрение.- 2006. №. 2.

59. Зильберман Д. Б. Традиция как коммункиация: трансляция ценностей, письменность. //Вопросы философии. 1994. - №. 4

60. Зиммель Г. К вопросу о философии истории / Зиммель Г. Избранное. Том. 1 Философия ультуры. М.: Юрист, 1996. - (Лики культуры).

61. Зотов С.В. Каноны как константная субстанция национальных культур// Вестник МГУКИ. 2006. - № 2

62. Ибрагимова 3. Русско-чеченское этнокультурное и хозяйственное взаимовлияние на Тереке в XVI-XVIII вв. / Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. ред. Х.В. Туркаев; Ин-т этнологиии и антропологии. М.: Наука, 2002.

63. Ионин Л. Г. Социология кульутры: путь в нвоое тысячелетие: уч. пособие. Изд-е 3- е, перераб. и доп. М.: Изд-ая корпорация «Логос», 2000

64. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Т. 1.М.: Наука, 1988.

65. Исхаков С. Первая российская революция. ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МУСУЛЬМАНЕ // Неприкосновенный запас. 2005. -№6

66. Кабузан В. М. Население Северного Кавказа в XIX-XX веках. Этно-статистические исследования Изд-во «Руссо-Балт. Информационный Центр БЛИЦ». С-Пб, 1996.

67. Кавказ в сердце России. М. Изд-во «Пашков дом». Фонд им. И. Д. Сытина, 2000.

68. Каганский В. Л. КРИВДА И ПРАВДА ЕВРАЗИЙСТВА (Смысл и статус евразийской концепции пространства России) Статья 2. Правда евразийства? // Общественные науки и современность. 2005. - № 3

69. Кагиян С.Г. «Нация и «этнос»// Философские науки. 2003. - № 8

70. Какагасанов Г. И. Религиозные (примечетские) школы Дагестана / Ислам и исламская культура в Дагестане М.: Изд. Фирма «Восточных литератур» РАН, 2001

71. Карамурзов Б.С., Боров А.Х., Дзамихов К.Ф., Муратова Е.Г. Социокультурные механизмы северокавказского исторического процесса: древность Новое время // Научная мысль Кавказа. - 2006. - № 3

72. Каргин А. С., Соловьева А. Н.Традиционная культура в контексте ци-вилизационных процессов XX века (к постановке проблемы) // Традиционная культура. 2002. - №. 4.

73. Карлов В. В. Этнокультурные процессы новейшего времени. М., 1995.

74. Катогощина И.Т. Кризис идентичности как фактор миграционных процессов на постсоветском пространстве // Восток. Афро-азиатский обзор. История и современность. 2001. - № 1

75. Кафаров Т. Э. Традиционные этические ценности в современной этносоциальной среде // Научная мысль Каывказа. 2006. - № 2

76. Киселева Т. Г. Глобализация общества и современная культурная политика// Вестник МГУКИ. 2003. - № 1.

77. Китов Ю.В., Гертнер C.J1. Национальная безопасность как проблема культуры // Вестник МГУКИ. 2003. - № 2

78. Кобахидзе Е. И. ОСЕТИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (КОНЕЦ XVIII-XIX в.) // Этнографическое обозрение 2003. - № 5

79. Кожин П. М. Традиции в системе этноса // Этнографическое обозрение.- 1997. № 6

80. Козенкова В.И. Большой Кавказ в XIV -IV вв. до н.э. М. 1989

81. Козенкова В.И. Древние основы культурного наследия нахского этноса (к истокам горского менталитета) / Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. Ред Х.В. Туркаев; Ин-т этнологиии и антропологии. М.: Наука, 2002

82. Кравченко И. И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций // Вопросы философии. 2001. - № 3.

83. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменения человека // Вопросы философии . 1996. - № 4.

84. Кузьминов П. А. Особенности аграрной политики России на СМевер-ном Кавказе в начале 60-х гг. XIX в. // Научная мысль Кавказа. 2006.- № 3.

85. Культура и культурология. Словарь / Сост и ред. А.И. Кравченко. -Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

86. Курбанов Г. Дагестан. Зороастрийские культуы и обряды // Азия и Африка сегодня. 2000 - N. 6

87. Ланда Р. «Социум общей судьбы» // Азия и Африка сегодня. 2001. -№. 4.

88. Ланда Р.Г. РОССИЯ И ВОСТОК. РОССИЯ И ИСЛАМ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР // Восток. Афро-азиатские общества: исторяи и современность. 2000 -N5.

89. Липкович А. Д., Липкович Т. А. Традиции природопользования горцев центрального и восточного Кавказа: эмпирический опыт и устойчивое развитие региона // Научная мысль Кавказа. 2006. - № 2

90. Литературы народов России XX век: словарь / отв. ред. Н. С. Надъяр-ных.; Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. М.: Наука, 2005

91. Лотман Ю. М., Успенский. Б. А. Миф- имя культура / Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.: Издательство «Гнозис», 1994

92. Луговой К. В. Космогонические, антропогонические и эсхатологические мотивы в нартовском эпосе карачаевцев и балкарцев // Этнографическое обозрение. 2003. - № 6.

93. ЮЗ.Мадаева 3. А. Вайнахская мифология // Этнографическое обозрение. -1992. № 3.

94. Макаров Д. В. РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В ДАГЕСТАНЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРЕДЕЛЫ ДЖАХАДИЗМА // Общественные науки и современность. 2004. - № 6.

95. Малыгина И. В. Национальная идентичность и национализм // Вестник МГУКИ. 2003. - № 2

96. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: структура и исторические формы // Вестник МГУКИ. 2005. - № 2.

97. Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е годы XX века. Нальчик, Эльбрус, 2004

98. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. -1981. № 2

99. Ю9.Маркедонов С. М. КАЗАЧЕСТВО: ЕДИНСТВО ИЛИ МНОГООБРАЗИЕ? (Проблемы терминологии и типологизации казачьих сообществ) // Общественные науки и современность. 2005. - N 1

100. Масаев У.Ш. Роль общественных движений в национально-культурном возрождении Чечни Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. ред. Х.В. Туркаев; Ин-т этнологиии и антропологии. М.: Наука, 2002.

101. Ш.Матвеев О. В. Кавказская война и ее последствия для адыгов // Этнографическое обозрение. 1996. = № 2

102. Материалы международной научной конференции "Исламская цивилизация в глобализирующемся мире", состоявшаяся в мае 2003 г. в ИМЭМО РАН // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 6

103. ПЗ.Мирзоев А. С. Наездничество как традиционный адыгский общественный институт // Этнографическое обозрение. 2002. - № 1.

104. Мосалев Б.Г. Социокультурные границы менталитета // Вестник МГУ-КИ. 2004. - № 1

105. Пб.Мосяков Д. Политика. Экономика. Модернизация социально-политических систем как источник международной стабильности // Азия и Африка сегодня. 2006. - № 3

106. Муратова Е. Г. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ТРАДИЦИЯ В ЭТНИЧЕСКИХ АРЕАЛАХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (ИСТОРИЧЕСКИЙ И АКТУАЛЬНЫЙ ОПЫТ) // Общественные науки и современность. 2006. -№.3.

107. Найдыш В. М. Цивилизация как проблема философской антропологии //Человек. 1998. -№3

108. Наумова Н. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? / Под ред. В. Н. Садовского и В. А. Ядова. -М. Эдиториал УРСС, 1999.

109. Неклесса А. И. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ VERSUS РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ. ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МИРА // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность 2000. - № 4

110. Неклесса А. И. Конец цивилизации или зигзаг истории // Глобальное сообщество: Картография постсовременного мира. М.: Вост. лит., 2002.

111. Нунуев М.- X. М. Об этнической истории вайнахов / Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. Ред Х.В. Туркаев; Ин-т этно-логиии и антропологии. М.: Наука, 2002.

112. Овчинников Ю.Г. О путях разрешения кризиса идентичности // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. 2003. - № 4.

113. Очерки истории Карачаево-Черкессии, 1972. Т. 2.

114. Паин Э. А. Национальные отношения. РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ// Общественные науки и современность. 2005 - № 1.

115. Паин Э. А. Этнополитические условия гражданской интеграции российского общества // Общественные науки и современность . 2006. -№6.

116. Перепелкин Л. С., Стельмах В. Г. Этнокультурная безопасность России: общественные вызовы и государственная политика // Общественные науки и современность. 2003.- № 3.

117. Полонская И.Н. Традиция: смысловые грани понятия // Научная мысль Кавказа. 2004. - № 2.

118. Проблемы происхождения нахских народов. Махачкала, 1996.

119. Рагимова Б. Р. Имущественное положение женщины в Дагестане (XIX начало XX в.) // Этнографическое обозрение. - 2001. - №. 5

120. Розин М. Д. Национальная и региональная форма науки / Общество и социология: новые реалии и новые идеи. С-Пб - Ростов-на-Дону, 2000.

121. Розин М. Д., Сущий С. Я. Социально-этнические процессы в городской среде Северного Кавказа. Изд-во СКНЦ ВШ при РГУ. Ростов-на-Дону. 2003

122. Рыбаков С. Е. К вопросу о понятии «этнос»: философско-антрополо-гический аспект // Этнографическое обозрение. 1998. - №. 3

123. Рыбаков С. Е. Национализм и нация // Этнографическое обозрение. -1999. № 4

124. Саватеев А. Ваххабит ваххабиту рознь // Азия и Африка сегодня. -2002. -№.2

125. Сампиев И. М. Национальные культуры, традиции и глобализация // Научная мысль Кавказа. 2004 - № 4.

126. Сефербеков Р. И. Верховные боги народов Северного Кавказа (сравнительно-сопоставительный анализ общего и особенного) // Научный мир Кавказа. 2006. - № 1

127. Сивер А. В. СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАК ФАКТОР ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ АДЫГОВ-ШАПСУГОВ // Этнографическое обозрение.- 2003.- №4.

128. Смирнов А. МИР НА ПОРОГЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНТУРЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ГЕОПОЛИТИКИ // Мировая экономика и международные отношения. 2000. - № 5.

129. Соционормативное регулирование и региональная культурная политика// Культура: управление, экономика, право 2004. - № 4

130. Старченков Г. Турция. Двести лет вестернизации // Азия и Африка сегодня -. 2000. N. 6

131. Текуева М. А. Женское начало в архаической культуре адыгов // Культурная жизнь Юга России. 2006 - № 4

132. Тихонова Н. Е. РОССИЯНЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ // Общественные науки и современность. 2006. - N.1

133. Тишков В. А. О КУЛЬТУРНОМ МНОГООБРАЗИИ // Этнографическое обозрение. 2005 - № 1.

134. Тишков В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. -1997. № 3.

135. Тишков В. А. Война и культура / Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. ред. X. В. Туркаев; Ин-т этнологиии и антропологии.-М.: Наука, 2002.

136. Трепавлов В. В. ВОЛЬННЫЕ КАЗАКИ И НОГАЙСКАЯ ОРДА (НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ РАННЕЙ ИСТОРИИ КАЗАЧЕСТВА) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2002. -№3

137. Трудная наследственность («круглый стол») // Родина. 1996 - № 1

138. Тхагапсоев X. Г. Постижение Кавказа: новые ракурсы // Научная мысль Кавказа. 2003 - № 2

139. Тхамокова И. X. Русское население Кабардино-Балкарии: основные этапы формирования // Этнографическое обозрение. 2002. - № 5

140. Унежев К. X. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997

141. Успенский Б. А. Раскол и культурны конфликт XVII века / Б. А. Успенский. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. -М.: Издательство «Гнозис», 1994.

142. Федотова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - № 4

143. Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003.- №6

144. Хабекирова X. А. ПРИРОДА И ХАРАКТЕР НЕКОТОРЫХ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЭПОСЕ И БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРКЕСОВ // Этнографическое обозрение -. 2005. № 5

145. Халидов А. И. Культура сквозь призму языка / Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. ред. X. В. Туркаев; Ин-т этнологи-ии и антропологии. М.: Наука, 2002

146. Хасбулатова 3. И. Вайнахский этикет (традиционные нормы поведения и формы общения у вайнахов в XIX начале XX в.) / Культура Чечни: история и современные проблемы / Отв. ред. Х.В. Туркаев; Ин-т этнологиии и антропологии. - М.: Наука, 2002

147. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб. 1998.

148. ХоскингДж. Великое, но рухнувшее прошлое //Родина. 1995. - №1

149. Хроленко А. Т. Основы лингвокультурологии: учеб. пособие / А. Т. Хроленко; под ред. В.Д. Бондалетова. 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006

150. Цуциев А. А., Дзугаев JI. Б. Северный Кавказ. 1780-1995. История и границы. Владикавказ, 1997.

151. Черноус В.В. Цивилизационно-культурный полилог на Северном Кавказе: некоторые современные конфликтогенные тенденции / Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. -Изд-во РГУ, 2000.

152. Чеснов Я. В. Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев // Этнографическое обозрение. 1994. - № 5

153. Чеучева А. К. Кавказский узел. ЧЕРКЕСИЯ В ПОЛИТИКЕ ТУРЦИИ И АНГЛИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2005. - № 4.

154. Чешко С. В. Человек и этничносить // Этнографическое обозрение. -1994. № 6.

155. Шеуджен Э. А. К вопросу о северокавказском фронтире // Научная мысль Кавказа. -2006. -№3.

156. Шипилов А. В. Сословное как «антинациональное»: общество и культура России первой половины XVIII в. // Вопросы философии. 2005. -№2.

157. Шихалиев Ш. Ш. СУФИЙСКИЙ ШЕЙХ СЕГОДНЯ // Этнографическое обозрение. 2006. - № 2

158. Шкалина Г.Е. Мифологические основы традиционной культуры народа мари // Вестник МГУКИ. 2003 - № 3

159. Шнирельман В. А. ЭТНОГЕНЕЗ И ИДЕНТИЧНОСТЬ: НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ МИФОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Этнографическое обозрение. 2003.- № 4.

160. Шнирельман Р.А. Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье. М.: ИКЦ «Академкнига», 2003

161. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А. В. Гордона; под. ред. Б. С. Ера-сова. М.: Аспект Пресс, 1999.

162. Элиаде М.Аспекты мифа. М. 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.