Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат наук Нохрина, Наталья Анатольевна

  • Нохрина, Наталья Анатольевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 164
Нохрина, Наталья Анатольевна. Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства: дис. кандидат наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Челябинск. 2015. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нохрина, Наталья Анатольевна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПА ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Переживание и типология переживания как предмет

исследования в различных психологических направлениях

1.2. Исследования личности авторов и воспринимающих: личностные факторы в создании и восприятии художественных произведений

1.3. Структура художественных произведений, особенности построения игровой структуры произведения

1.4. Модель взаимодействия элементов эстетического поля

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПА ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

2.1. Организация и планирование эмпирического исследования

2.2. Методики исследования

2.2.1. Методика исследования типа переживания: тест чернильных пятен Г. Роршаха

2.2.2. Методики исследования личностных свойств:

Личностный опросник NEO FFI

Самоактуализационный тест (САТ)

Опросник «Типология личностного выбора»

2.2.3. Методика исследования рефлексии восприятия художественных произведений: система анализа образов в текстах «Психологическая топология личности»

2.2.4. Методика экспертной оценки структурных особенностей

художественной фотографии

2.3. Методы математической обработки данных

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

3.1. Особенности взаимосвязей компонентов типа переживания субъектов с другими личностными свойствами

3.2. Особенности рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от их типа переживания

3.3. Вариативность рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от типа

переживания авторов этих произведений

3.4. Особенности структуры художественных произведений, воспринимаемых субъектами, в зависимости от типа переживания авторов

3.5. Особенности структуры визуальных произведений, воспринимаемых перципиентами, с учетом их рефлексии восприятия

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тип переживания субъектов и особенности рефлексии восприятия визуального искусства»

Введение

В настоящее время многие сферы в жизни человека технологизированы: профессиональное и личное общение, образование, восприятие предметов искусства опосредуются техническими средствами коммуникации, и данный процесс все более усиливается. Задается всеобщая регламентация жизни, появляются «технологии правильного образа жизни», «технологии успеха», «технологии переживания», что приводит к оскуднению и неустойчивости эмоциональной жизни людей. Функционально адаптируясь к этой ситуации, человек живет с обедненными переживаниями, что приводит к его обезличиванию и проявляется в безучастности к своим переживаниям. С другой стороны, в ситуации активного темпа современной жизни, наличия большого количества стрессогенных факторов увеличивается эмоциональное напряжение, внутренняя дисгармония человека и нарастание внутренних конфликтов. В описанных ситуациях переживание личности играет решающую роль в выборе способа реагирования.

Переживание понимается как особая деятельность личности по перестройке психологического мира субъекта, реализуемая внешними и внутренними действиями, общей целью которой является повышение осмысленности жизни (Ф.Е. Василюк, 2005). Личность проявляет разную степень активности в осуществлении переживания, ища пути и формы его выражения, что позволяет выделять типы переживания субъектов. Тип переживания - это устойчивая конфигурация эмоционально-смысловых стратегий взаимодействия субъекта в различных ситуациях. Основные типологии переживания разработаны в русле психоаналитической традиции Г. Роршахом, в русле деятельностного подхода Ф.Е. Василюком (Г. Роршах, 2003; Ф.Е. Василюк, 1984).

Одним из важных ресурсов как для обогащения переживаний людей в ситуации увеличивающейся деперсонализации жизни, так и гармонизации эмоциональной сферы людей в ситуации стрессогенности различных событий выступает искусство. Основная психологическая функция искусства заключается в возможности выражения и проживания различных эмоций.

Переживание базовых эмоций в искусстве рассмотрена Л.Я. Дорфманом (Л.Я. Дорфман, 1997). Высока значимость изучения различных эмоциональных эффектов воздействия художественных произведений: катарсис (Л.С. Выготский, 1986), антикатарсис (И.Н. Семенов, 2007), «открытая катастрофа» (В.Г. Грязева-Добшинская, 2002). Другая функция искусства заключается в гармонизации эмоциональной сферы. Возможности гармонизации человека в процессе восприятия произведений искусства были рассмотрены в исследовании В.Г. Грязевой-Добшинской: художественное произведение способно гармонизировать внутренний мир человека, его переживания (В.Г. Грязева-Добшинская, 2006). Обогащаясь смысловым и эмоциональным опытом в процессе взаимодействия с искусством, человек формирует у себя новые формы взаимодействия с действительностью, обеспечивая себя опытом для переживания и преодоления будущих критических ситуаций в жизни.

Процессы создания и восприятия произведений искусства дают возможность личности гармонизировать конфликтные и противоречивые переживания, обогатить и расширить их спектр (В.Г. Грязева-Добшинская, 2002). В настоящем исследовании изучение роли переживания личности при создании и восприятии произведений искусства реализуется через типологический анализ закономерностей переживания. Тип переживания как авторов, так и воспринимающих субъектов в данных процессах играет важную роль, определяя разный потенциал воздейственности произведений искусства на зрителей, что задает необходимость дифференциального подхода в изучении данных явлений.

Для комплексного исследования типа переживания в области психологии искусства необходим как анализ типов переживания авторов и воспринимающих субъектов, так и изучение структурных особенностей произведений искусства, позволяющее объединить процессы создания и восприятия произведений субъектами в единое поле. Такое единое поле, или

«эстетическое поле», понимается как пространство взаимодействия художника и зрителя посредством художественного произведения (А. Вег1еап1, 1970).

Но в настоящее время существует проблема разорванности изучения элементов эстетического поля: личностные особенности авторов произведений и воспринимающих субъектов, структура произведений искусства изучаются разными направлениями психологии (психология творчества, психология искусства, психология восприятия, психология личности), и результаты исследований часто несопоставимы в силу различия в объектах и методах исследования. Данная проблематика обозначается в работах К. Мартиндейла, В. Петрова, Л.Я. Дорфмана, В.Г. Грязевой-Добшинской, где подчеркивается возможность ее преодоления в рамках системного подхода (К. Мартиндейл, 2000; В. Петров, Л.Я. Дорфман, 2000; В.Г. Грязева-Добшинская, 2002).

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью нахождения условий и способов актуализации переживаний субъектов, возможностей их гармонизации и оптимизации в рамках дифференциально-психологического подхода, а также необходимостью преодоления разорванности изучения элементов эстетического поля (авторы произведений, воспринимающие субъекты, произведения искусства) через интеграцию изучаемых явлений в одном исследовании в рамках системного подхода.

Степень научной разработанности проблемы. В изучении переживания одним из главных вопросов является соотношение понятий эмоции, чувства и переживания. Данная проблематика отражена в концепции многокомпонентности эмоций К. Изарда, информационной теории эмоций П.В. Симонова, концепции феноменологии эмоций В.К. Вилюнаса (К. Изард, 1999; П.В.Симонов, 1981; В.К. Вилюнас, 1976). Основное отличие переживания от эмоций и чувств заключается в наличии в процессах переживания смысловой составляющей. В подходе Ф.Е. Василюка переживание понимается как деятельность, направленная на переосмысление существования человека (Ф.Е. Василюк, 1984). В ряде исследований подчеркивается комплексный характер переживания, в состав которого помимо эмоциональной

и смысловой составляющей могут включаться различные психические процессы: когнитивные, волевые, рефлексивные (JT.P. Фахрутдинова, 2012; Ф.Е. Василюк, 2005).

Выделение типов переживания позволяет обобщить закономерности, степень активности и формы выражения переживания. Основные подходы к классификации типов переживания рассмотрены в русле деятельностного подхода - типология Ф.Е. Василюка; в русле психодинамического подхода -типология Г. Роршаха. В данном исследовании типы переживания выявляются по тесту Роршаха, они определяются на основании соотношения двух компонентов: интроверсивности и экстратензивности. Степень выраженности каждого компонента свидетельствует о наличии у субъекта определенного типа переживания: коартавный, экстратензивный, гттроверсивный, сьмбаэквальный (Г. Роршах, 2003; Ф.Е. Василюк, 1984). Экспериментальное изучение особенностей типов переживания и их компонентов выделяется в качестве перспективной области исследования.

При создании и восприятии произведений искусства тип переживания и другие личностные особенности авторов и зрителей оказывают специфическое влияние на эти процессы. Личностные особенности авторов, их «проекция» в произведении исследовались психологами через изучение: преобразованной художником действительности в произведении (A.B. Брушлинский, 2002, Г.А. Поличко, 2006); эстетического отношения автора к жизни (М.Е. Бурно, 1999; A.A. Мелик-Пашаев, 2000); отраженности автора в произведении и других людях (В.Г. Грязева-Добшинская, 2002); интонационной основы выразительности автора (Т.Н. Князева, 2006). Исследование личностных особенностей авторов, их отраженности через изучение особенностей структуры создаваемых ими произведений является актуальной областью современных подходов.

Исследования роли переживания зрителей в процессе художественного восприятия представлены широким диапазоном подходов. Эмоциональная составляющая переживания зрителей анализируется через изучение эффектов

катарсиса как «аффективного противоречия» (JI.C. Выготский, 1986), антикатарсиса (И.Н. Семенов, 2007), или состояния «открытой катастрофы» (В.Г. Грязева-Добшинская, 2006). Смысловая составляющая переживания анализируется через процесс личностно-смысловой включенности субъектов в акт «творения переживания» (A.A. Леонтьев, 1997); через изучение эмоционально-испытываемого ими понимания смыслов и ценностей культуры в музыкальном переживании (Б.М. Теплов, 2003); как необходимое условие смысловой коммуникации авторов и зрителей при восприятии произведений (В.Г. Грязева-Добшинская, 2002). Однако, в настоящее время недостаточно комплексных исследований, учитывающих роль личностных особенностей как перципиентов в процессах восприятия, так авторов, оказывающих опосредованное влияние на эти процессы.

Переживание субъектов в процессе восприятия произведений искусства варьируется в зависимости от рефлексии ими этого восприятия (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, 1985; В.Ф. Петренко, 1997). Рефлексия понимается как: рационализация субъектом своих переживаний (А.Н.Леонтьев, 1981); важнейшая регулятивная составляющая личности, позволяющая ей сознательно выстраивать свою жизнедеятельность (A.B. Карпов, 2004). В рамках психологии искусства рефлексия рассматривается как одно из условий наиболее эффективного восприятия перципиентами художественных произведений (В.Г. Грязева-Добшинская, 2002; Е. Крупник, 2003). Анализируя основные подходы в изучении рефлексии в исследованиях по общей психологии и психологии искусства, можно обобщить, что рефлексия восприятия произведений понимается как процесс постижения субъектом внутренних психических состояний, вызванных специфическим отражением произведений искусства, связанных с реакциями на особенности построения выразительной формы и ценностным содержанием произведений.

Восприятие произведений субъектами, обусловленное структурными особенностями и ценностным содержанием этих произведений, неоднократно исследовалось в рамках дифференциальной психологии, психосемантики,

гештальтпсихологии. Вариативность восприятия людьми художественных произведений изучалась через выделение структурно-типологического фактора эстетических предпочтений зрителей (Г. Айзенк, 2000); исследование воспринимаемых субъектами стимулов структуры произведения (Р. Арнхейм, 1994); определение потенциала возбуждения восприятия испытуемых в зависимости от структурных свойств произведения (Б. Вег1упе, 1975). В настоящей работе подчеркивается важность и необходимость учета особенностей построения выразительной формы произведений при их восприятии зрителями.

Цель диссертационной работы состоит в изучении типа переживания субъектов при рефлексии восприятия художественных произведений разных авторов.

Объект исследования: рефлексия восприятия субъектами художественных произведений разных авторов.

Предмет исследования: особенности рефлексии восприятия субъектами с разным типом переживания художественных произведений авторов.

Для достижения цели и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические и эмпирические подходы к определению переживания, типа переживания. Провести обзор исследований личностных особенностей авторов и перципиентов при создании и восприятии произведений, роли рефлексии в этих процессах и структурных особенностей произведений искусства.

2. Разработать программу эмпирического исследования всех элементов эстетического поля: тип переживания и личностные свойства авторов художественных произведений, воспринимающих субъектов, выделить параметры оценки структурных особенностей художественных фотографий.

3. Выявить взаимосвязи компонентов типа переживания с личностными свойствами субъектов и изучить особенности этих связей в пределах каждого типа переживания.

4. Изучить особенности рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от их типа переживания.

5. Изучить особенности рефлексии восприятия субъектами художественных произведений в зависимости от типа переживания авторов этих произведений.

6. Изучить особенности структуры художественных фотографий, воспринимаемых субъектами, с учетом их типа переживания и типа переживания авторов этих произведений.

Основная гипотеза исследования: тип переживания субъектов определяет особенности элементов эстетического поля: особенности структуры произведений, создаваемых авторами, особенности рефлексии восприятия перципиентами художественных произведений разных авторов.

Частные гипотезы:

1. Компоненты типа переживания субъектов взаимосвязаны с базовыми личностными свойствами, типы переживания характеризуются спецификой этих взаимосвязей.

2. Особенности рефлексии восприятия художественных произведений у субъектов с разным типом переживания значимо отличаются.

3.При восприятии художественных произведений разных авторов у субъектов выявляется вариативность рефлексии восприятия этих произведений.

4. Предпочтение субъектов в выборе художественных произведений авторов с разным типом переживания соотносится с типом переживания самих воспринимающих субъектов.

5. Тип переживания авторов определяет особенности структуры художественных фотографий.

6. Вариативность рефлексии восприятия субъектами художественных произведений определяется особенностями структуры этих произведений.

Методологические и теоретические основания исследования. Методологическим основанием работы является постнеклассическая парадигма (B.C. Степин, 2000; М.С. Гусельцева, 2007; A.B. Юревич, 2010); принцип субъектно-деятельностного подхода (C.JI. Рубинштейн, 2003;

A.B. Брушлинский, 2002), индивидуально-типологический подход (M.K. Кабардов, 2001), принцип сближения фундаментальных экспериментальных исследований и практики (A.JI. Журавлев, Д.В. Ушаков, 2011). В исследовании переживания - концепции Ф.Е. Василюка, JT.P. Фахрутдиновой, подход в изучении эмоций В.К. Вилюнаса; в изучении типологии переживания - психодинамический подход Г. Роршаха, деятельностный подход Ф.Е Василюка (Ф.Е. Василюк, 1984; JT.P. Фахрутдинова, 2012; В.К. Вилюнас, 1976; Г. Роршах, 2003). В психологии искусства в исследовании эмоциональных явлений: культурно-исторический подход JI.C. Выготского; персонологический анализ искусства В.Г. Грязевой-Добшинской (Л.С.Выготский, 1986; В.Г. Грязева-Добшинская, 2002). В исследовании механизмов рефлексии: концепция рефлексивности

A.B. Карпова; смысловая концепция искусства Д.А. Леонтьева; концепция

B.Ф.Петренко (А.В.Карпов, 2004; Д.А.Леонтьев, 1998, В.Ф.Петренко, 1997). В изучении структурных особенностей произведения: исследования Р. Арнхейма в рамках гештальтпсихологии, концепция предпочтений Г. Айзенка, структурный подход В.Петрова (Р. Арнхейм, 1994; Г. Айзенк, 1999; В.Петров, 2000).

Методы исследования. Теоретические: анализ, сравнение и обобщение различных методологических и теоретических исследований. Эмпирические: опросниковый, проективный методы, метод экспертных оценок. Методы математической обработки данных: описательные статистики, коэффициент корреляции Спирмена, факторный анализ (метод главных компонент, алгоритм вращения Варимакс), критерий ^-распределение, коэффициент ср* - угловое преобразование Фишера. Расчеты осуществлялись с помощью программ «STATISTICA 7.0» и «Excel».

Методики исследования. Методика определения типа переживания: тест Г. Роршаха. Методики- для определения личностных свойств: опросник NEO FFI (авторы адаптации - В.Е. Орел с соавт., 2008); самоактуализационный тест «САТ» (Э. Шостром; авторы адаптации — Л.Я. Гозман с соавт., 1995); опросник

t ■■ 's

12

«Типология личностного выбора» (В.Г. Грязева-Добшинская, A.C. Мальцева,

2007). Методика исследования рефлексии восприятия: система анализа образов в текстах «Психологическая топология личности» (В.Г. Грязева-Добшинская,

2008). Методика экспертной оценки структурных особенностей художественных произведений.

Этапы исследования: 2010-2011 - анализ основных теоретических концепций по теме диссертационного исследования; 2011-2012 - проведение эксперимента; 2012-2014 - обработка, интерпретация эмпирических данных; подведение итогов исследования, уточнение теоретических положений.

Выборка. Всего на различных этапах исследования респондентами выступили 264 человека в возрасте от 17 до 24 лет: студенты ЮУрГУ, учащиеся 11-х классов (188 человек; 57% выборки - женский пол, средний возраст - 20 лет); учащиеся и выпускники «Фотошколы ЮУрГУ» (76 человек; 54 % выборки - женский пол, средний возраст - 21 год).

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены фундаментальными теоретическими и методологическими позициями, основанными на идеях отечественных и зарубежных психологов; методологической обоснованностью исходных положений, применением методов, адекватных целям, задачам и логике исследования; корректным применением методов математической обработки и анализа данных.

Научная новизна исследования.

Впервые комплексно изучены тип переживания и личностные свойства авторов произведений и перципиентов; особенности структуры авторских произведений на примере художественной фотографии. Выявлены соотношения этих элементов друг с другом: изучены предпочтения в выборе перципиентами произведений авторов с разными типами переживания; соотнесены особенности рефлексии перципиентов с разными типами переживания со структурными особенностями произведений. Впервые выявлена специфика типов переживания в соотношении с личностными свойствами. Установлено, что тип переживания субъектов определяет

дифференциально-психологические особенности элементов эстетического поля.

Теоретическая значимость. Работа вносит вклад в обоснование теоретического положения о понимании типа переживания как устойчивой конфигурации эмоционально-смысловых стратегий взаимодействия субъекта в различных ситуациях и его обусловленности базовыми личностными свойствами. Показана значимость изучения закономерностей переживания через типологический анализ. Исследована роль рефлексии и переживания при восприятии произведений искусства субъектами.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике консультирования, тренинговой работе в русле фототерапии. Полученные результаты позволяют дифференцировать терапевтическую работу с клиентами, выбирать методы, максимально способствующие как гармонизации эмоциональной жизни, так и обогащению переживаний людей, что позволит более эффективно осуществлять работу с клиентами. Изучение предпочтений перципиентами произведений авторов с разным типом переживания позволяет выявлять наиболее эффективные стратегии и учитывается диапазон стратегий в выражении типа переживания. Материалы будут полезны при подготовке лекционных курсов, практических семинаров для психологов и других специалистов, связанных с проблемами творчества, одаренности и психологии искусства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тип переживания как устойчивая и специфическая характеристика субъектов обнаруживает особенности взаимосвязи с личностными свойствами. У субъектов с амбиэквальным и коартивным типами переживания выявлены разнонаправленные тенденции взаимосвязей с широким спектром личностных свойств. У субъектов с интроверсивным и экстратензивным типами переживания выявлены разнонаправленные тенденции взаимосвязей с более узким спектром личностных свойств. Наибольшее количество взаимосвязей

выявлено у субъектов с амбиэквальным и интроверсивным типами переживания.

2. Тип переживания субъектов определяет особенности рефлексии восприятия ими художественных произведений. Перципиенты с амбиэквальным типом переживания отличаются максимальным диапазоном эмоционально-смысловых реакций в процессе рефлексии восприятия произведений. Перципиенты с другими типами переживания - коартивным, интроверсивным, экстратензивным отличаются избирательностью и специфичностью своих эмоционально-смысловых реакций.

3. Вариативность рефлексии восприятия перципиентами художественных произведений обусловлена типом переживания авторов этих произведений, что проявляется в количестве и в содержании рефлексируемых образов. Минимальное количество рефлексируемых образов наблюдается у субъектов с интроверсивным типом, максимальное — у субъектов с коартивным типом. Типичное содержание характерно для субъектов с коартивным типом, индивидуально-специфическое - для субъектов с амбиэквальным и интроверсивным типом,

Предпочтения в выборе перципиентами художественных произведений авторов с разным типом переживания соотносятся с типом переживания самих перципиентов. Субъекты с коартивным типом переживания предпочитают произведения авторов такого же типа (принцип «сходства»). Субъекты с интроверсивным типом предпочитают произведения авторов с другим типом переживания (принцип «дополнительности»). Субъекты с экстратензивным и амбиэквальным типами переживаний предпочитают произведения по принципам «сходства» и «дополнительности».

4. Дифференциация художественных произведений по типам переживания их авторов позволяет выявить особенности используемых выразительных средств в их структуре. Выразительные средства как структурные особенности художественных произведений обусловливают вариативность рефлексии их восприятия перципиентами.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации научные положения соответствуют формуле специальности: 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»: Психология переживания. Восприятие искусства и формирования художественных образов. Индивидуальные особенности восприятия искусства и художественной литературы. Соответствие подтверждается содержанием цели, предмета, объекта исследования.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на ежегодных конференциях аспирантов (ЮУрГУ, 2010, 2011, 2012); научно-практических конференциях преподавателей (Челябинск, ЮУрГУ, 2010-2014); заседании лаборатории ИП РАН (Москва, 2014). Результаты исследований были внедрены в лекционные и практические курсы («Психология творчества»). По теме диссертационного исследования опубликовано 11 работ, 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений. Основное содержание работы изложено на 159 страницах, содержит 32 таблицы и 2 рисунка. Библиографический список включает 198 наименований, из них 11 на иностранных языках.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИПА ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТОВ И ОСОБЕННОСТЕЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Переживание и типология переживания как предмет исследования в различных психологических направлениях

Переживание: от эмоциональных явлений к осмысленным эмоциям

Феномен, рассматриваемый в исследовании, - переживание — имеет комплексную природу, и для его понимания необходимо проанализировать основные подходы в его изучении. В рамках общей психологии будет рассмотрен ряд положений: роль личности в переживании; соотношение переживания, эмоций и чувств; раскрыты компоненты и содержание переживания; рассмотрено переживание в соотношении с другими психическими процессами. В рамках дифференциального направления будут раскрыты два основных подхода в типировании переживаний: выделение типов переживания Г. Роршахом в психодинамической традиции, возможности использования теста чернильных пятен Роршаха в анализе типов переживания; подход в типировании, предложенный Ф.Е. Василюком, возможность эмпирического исследования выделенных им типов.

Рассмотрим роль личности в переживании для понимания возможности его регулирования: переживание «захватывает» личность, или это процесс, который личность сама регулирует. В своих исследованиях Ф.Е. Василюк подчеркивает личностный характер переживания. «Переживание есть деятельность личности, именно деятельность и именно личности» (Ф.Е. Василюк, 2000, с. 17). Субъект в своем переживании не просто «эмоционально реагирует», а активно участвует в переживании, тем самым он ответственен за свое переживание. Личность как субъект деятельности проявляет активность, позволяющую ей преобразовывать окружающую действительность, быть «автором» своей жизни для максимальной реализации жизненных отношений (С.Л. Рубинштейн, 2000). Личность открыта миру и

способна его преобразовывать своими действиями, которые реализуют смысловые процессы (Д.А. Леонтьев, 2007).

Обозначим различия меэ/сду переживаниями, эмоциями и чувствами. В психологии можно выделить несколько подходов к соотнесению переживаний и эмоций. В рамках первого подхода исследователи полагают, что категория эмоции больше переживания. В частности, К. Изард говорит о том, что эмоция многокомпонентна и оказывает общее влияние на организм, а переживание — это импрессивный компонент эмоционального реагирования. Эмоция понимается как своеобразная форма психического отражения, как регулятор субъективной реальности. В основе данной концепции лежит представление, что эмоции служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека, его личностного развития и отношений с окружающим миром. Эмоция обеспечивает избирательность восприятия, мышления и устремлений человека (К. Изард, 1980).

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нохрина, Наталья Анатольевна, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Адаскина, A.A., Новлянская, З.Н., Мелик-Пашаев, A.A. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / A.A. Адаскина, З.Н. Новлянская, A.A. Мелик-Пашаев. - М.: Феникс, 2006. - 112 с.

2. Адорно, Т.В. Философия новой музыки / Т.В. Адорно. - М.: Логос, 2001. -352 с.

3.Айзенк, Г. Структура личности / Г. Айзенк. - СПб.: Ювента, М.: КСП+, 1999.-464 с.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-288 с.

5. Анцыферова, Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии / Л.И. Анцыферова. -М.: ИП РАН, 2006. - 513 с.

6.Апинян, Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон, искусство и другие / Т.А. Апинян. - СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2003.-400 с.

7. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. — М.: Архитектура-С, 2012. - 392 с.

8. Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства / Р. Арнхейм. - М.: Прометей, 1994.-321 с.

9. Артемьева, Е.Ю. Психология субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева. -М.: ЛКИ, 2007.- 136 с.

10. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2002. - 480 с.

11. Асмус, В.Ф. Чтение как труд и творчество / В.Ф. Асмус // Вопросы литературы. - 1961. - №2. - С. 36-46.

12. Ассанович, М.А. Интегративная система психодиагностики методом Роршаха / М.А. Ассанович. - М.: Когито-Центр, 2011. - 400 с.

13. Барт, Р. Camera lucida / Р. Барт. - М.: Ad Marginem, 1997. -272 с.

14. Бассин, Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла / Ф.В. Бассин // Вопросы психологии. - 1973. - №6. - С. 13-24.

15. Бахтин, М.М. Литературно-критические статьи / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.

16. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990.-543с.

*

17. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин — М.: Искусство, 1986.-446 с.

18. Белова, С.С. Эмоциональная креативность и активационная парадигма в исследовании творчества / С.С. Белова // Психология человека в современном мире. Том 2. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения C.JT. Рубинштейна, 15-16 октября, 2009. - М.: ИП РАН, 2009. - С. 299-307.

19. Белый, Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория / Б.И. Белый. - М.: Каскад, 2005.-240 с.

20. Белянин, В.П. Библиопсихологический аспект оптимизации функционирования художественного текста / В.П. Белянин // Оптимизация речевого воздействия / Отв. ред. Р.Г. Котов. - М.: Наука, 1990. - С. 169-180.

21. Беньямин, В. Краткая история фотографии / В.Беньямин. — М.: Ad Marginem, 2013. - 144 с.

22. Бердяев, H.A. Русская идея / H.A. Бердяев. - М.: ACT; Харьков: Фолио, 2004.-615 с.

23. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М.: Современный литератор, 2007. - 96 с.

24. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Культурная революция, Республика, 2006. - 269 с.

25. Борев, Ю. Эстетика / Ю. Борев. - М.: ACT, 2004. - 832 с.

26. Бочкарев, JI.JI. Психология музыкальной деятельности / JI.JI. Бочкарев. - М.: Классика-ХХ1, 2006. - 352 с.

27. Брушлинский, A.B. Психология субъекта / A.B. Брушлинский. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.

28. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию / Л.Ф. Бурлачук. -М.: Ника-Центр, 1997. - 128 с.

29. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. - М.: Академический проект, 1999. - 364 с.

30. Бычков, В.В. Эстетика / В.В. Бычков. - М.: Гардарики, 2004. - 302 с.

31. Бюлер, К. Теория языка / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 1993. - 502 с.

32. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. — 1995. -Том 16. -№3. - С.90-101.

33. Василюк, Ф.Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. - М.: МГППУ; Смысл, 2003. - 240 с.

34. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования / Ф.Е. Василюк. - М.: Смысл, 2005. - 191 с.

35. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.

36. Ващекина, Т.В. Рефлексия в процессе восприятия художественного текста / Т.В. Ващекина // Проект Ахей. - 2004. - №10.

37. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. — М.: Издательство Московского университета, 1976. - 142 с.

38. Володин, Е.Ф. Искусство и мировоззрение / Е.Ф. Володин. — М.: Издательство Московского университета, 1982. - 174 с.

39. Восканян, М. Философия игры и реальность / М. Восканян // www.dynacon.ru/content/articles/363

40. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти тт. Т.З. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

41. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2010. - 352 с.

42. Гадамер, Г.Г. Игра искусства / Г.Г. Гадамер // Вопросы философии. -2006.-№8.-С. 164-168.

43. Гозман, JI.Я. Самоактуализационный тест / Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская. -М.: Рос. пед. агенство, 1995.-43 с.

44. Горностай, П.П. Личность и время: Творчество как переживание / П.П. Горностай // Психодрама и современная психотерапия. - 2003. - №4. - С. 18-26.

45. Грязева, В.Г. Эстетическое развитие личности: эколого-психологический подход / В.Г. Грязева // Экологическая психология творческой личности. - М.: ЦРСДОД МО РФ; Челябинск: ООО «Полиграф-мастер», 2000. - С. 156-267.

46. Грязева-Добшинская, В.Г. Психологическая топология личности. Технология экспериментального исследования личностной динамики в группе: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 142 с.

47. Грязева-Добшинская, В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. — М.: Академический проект, 2002. - 402с.

48. Грязева-Добшинская, В.Г. Феномены субъектности в современном искусстве / В.Г. Грязева-Добшинская // Вопросы психологии. - 2006. — №1. — С. 93-104.

49. Грязева-Добшинская В.Г., Глухова В.А., Мальцева A.C., Глухов П.С. Взаимосвязь динамики интеллектуальных потенциалов одаренных учащихся со спецификой межличностных отношений в классе // Социальная психология творчества - 2008: сборник научных трудов. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - с.29-64

50. Грязева-Добшинская, В.Г., Риккер, Л.Г. Специфика восприятия символических форм межличностной общности в произведения массового и авторского кино / В.Г. Грязева-Добшинская, Л.Г. Риккер // Социальная психология творчества. - Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. — С. 99-109.

(,(,!, ...

147

51. Гурьева, М.М. Повседневная фотография в современном культурном контексте / М.М Гурьева // Автореферат на соискание ученой степени кандидата фолософских наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 30 с.

52. Гусев, С.А. Индивидуально-типические особенности переживания событий в ситуации потери и поиска работы / С.А. Гусев // Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. — Москва, 2013. — 32 с.

53. Гусельцева, М.С. Парадигмы развития в психологии / М.С. Гусельцева, А.Г. Асмолов // Мир психологии. 2007. - №2. - С. 18-30.

54. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. - М.: Лабиринт, 1994. - 110 с.

55. Делез, Ж. Кино / Ж. Делез. - М.: Ad Marginem, 2013. - 560 с.

56. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия / А.Б. Демидов. -Минск: Эконопресс, 1999. - 180с.

57. Дорфман, Л.Я. Способы существования эмоций в человеке и искусстве / Л.Я. Дорфман // Искусство и эмоции. Материалы Международного научного симпозиума / Под ред. Л.Я. Дорфмана, Д.А. Леонтьева, В.М. Петрова, В.А. Созинова. - Пермь: Пермский государственный институт культуры, 1991. - С. 71-86.

58. Дорфман, Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл, 1997. - 424 с.

59. Дорфман, Л., Леонтьев, Д., Петров, В. Неклассический подход в эмпирических исследованиях искусства / Л. Дорфман, Д. Леонтьев, В. Петров // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука; Смысл. 2000.-С. 15-25.

60. Дриккер, A.C. Художественные эпохи и виды эмоциональных коммуникаций / A.C. Дриккер // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука, Смысл, 2000. - С. 475-484.

61. Дружкин, Ю. Понимание художественного текста как предмет мыследеятельностной педагогики / Ю. Дружкин // http: druzus.narod.ru/ponimanie.htm

62. Дьяченко, М.И., Кандыбович, JI.A. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2006. - 416 с.

63. Журавлев, A.J1. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии / A.JI. Журавлев // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. - М.: ИП РАН, 2007. - С. 15-32.

64. Журавлев, A.JI. Фундаментальная психология и практика: проблемы и тенденции взаимодействия / A.J1. Журавлев, Д.В. Ушаков // Психологический журнал.-2011.-Т.32.- №3.-С. 5-16.

65. Знаков, В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы / В.В. Знаков. - М.: ИП РАН, 2005. - 446 с.

66. Зельдмайер, X. Искусство и истина / X. Зельдмайер. - М.: Искусствознание, 1999.-281 с.

67. Зинченко, В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко // Воспросы психологии. - 1991. -№2. - С. 15-36.

68. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард. - СПб.: Питер, 1999. - 464 с.

69. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - М.: МГУ, 1980. - 440 с.

70. Ильичева, A.B. Игровая деятельность как средство развития музыкального восприятия школьников / A.B. Ильичева // Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва, 2003. - 33 с.

71. Исупов, К.Г. Русская эстетика истории / К.Г. Исупов. - СПб: Издательство Высших Гуманитарных Курсов, 1992. - 156 с.

72. Кабардов, М.К. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти / К.Н. Василевская, М.К. Кабардов, В.В. Нуркова // Психологические исследования: электронный научный журнал. — 2011. — №2 (16). - http://psystudy.ru.

73. Кабардов, M.K. Исследование специфики переживания события потери работы / М.К. Кабардов, H.A. Аминов, С.А. Гусев // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2010. - №6. С.

74. Кабардов, М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: индивидуально-типологический подход / М.К. Кабардов // Автореферат диссертации на соискание докторской степени психологических наук. - Москва, 2001. - 30 с.

75. Кабардов, М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. -1996.-№1.-С. 34-49

76. Кабардов, М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2013. - 400 с.

77. Калинина, Т.В. Педагогическая технология развития художественного восприятия детей 6-7 лет на основе комбинирования элементов языка изобразительного искусства / Т.В. Калинина // Автореферат диссертации на соискание кандидатской степени педагогических наук. - Екатеринбург, 2006. -23 с.

78. Кант, И. Лекции по этике / И. Кант. - М.: Республика, 2000. - 431 с.

79. Карпинский, К.В. Человек как субъект жизни / К.В. Карпинский. — Гродно: ГрГУ, 2002. - 280 с.

80. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности / A.B. Карпов. - М.: ИП РАН, 2004. - 424 с.

81. Карпов, A.B. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / A.B. карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. — №5. -С. 45-57

82. Кассирер, Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / Э. Кассирер // Проблема человека в западной философии: Переводы. - М.: Прогресс, 1988. - С. 3-30.

83. Князева, Т.С. Измерение эмоционального интеллекта у музыкантов и художников с помощью методики MSCEIT V.2.0 / Т.С. Князева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - Т.7. - №3. - С. 129-138.

84. Князева, Т.С. Интонационная основа художественной выразительности личности / Т.С. Князева // Развитие личности. - 2006. - №1. - С. 84-94.

85. Князева, Т.С. Распознавание эмоционального содержания музыки в зависимости от музыкального материала и опыта слушателей / Т.С. Князева, A.B. Торопова // Психологическая наука и образование. - 2014. - Том 6. - №4. — С. 33-45.

86. Князева, Т.С. Роль эмоционального интеллекта в учебно-профессиональной успешности музыкантов-исполнителей / Т.С. Князева // Вопросы психологии. - 2012. - № 3. - С. 115-124

87. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1967. -383 с.

88. Коськов, М.А. Предметный мир культуры / М.А. Коськов. - СПб: СПб ГУ, 2004. - 344с.

89. Краткий психологический словарь / Под ред. С. Подопригора, А. Подопригора. -М.: Феникс, 2012.-320 с.

90. Кривцун, O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2000. -434 с.

91. Крупник, Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность / Е.П. Крупник. - М.: ИП РАН, 1999. - 240 с.

92. Купчик, Дж., Леонгард, Г. Два «Я» эстетического процесса / Дж. Купчик, Г. Леонгард // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука, Смысл, 2000. - С.102-121.

93. Леонтьев, A.A. Смысл как психологическое понятие / A.A. Леонтьев // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. A.A. Леонтьева, Т.В. Рябовой. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - С. 56-66.

94. Леонтьев, A.A. Концепция обучения предметам языкового цикла / A.A. Леонтьев. - М.: ВНИК «Школа», 1989. - 31 с.

95. Леонтьев, A.A. Основы психолингвистики / A.A. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005.-288 с.

96. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005. - 352 с.

97. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.

98. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: Издательство Московского университета, 1971. - 40 с.

99. Леонтьев, А.Н. Психология искусства и художественная литература / А.Н. Леонтьев // Литературная учеба. -1981.- №2. - С. 177-185

100. Леонтьев, Д.А. Введение в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. — М.: Издательство Московского университета, 1998. - 111 с.

101. Леонтьев, Д.А. Динамика смысловых процессов / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. -№6. - С. 13-27.

102. Леонтьев, Д. Личность в психологии искусства / Д. Леонтьев // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука; Смысл. 2000. - С. 69-80

103. Леонтьев, Д.А. Методика предельных смыслов (методическое руководство) / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 38 с.

104. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2007. - 511 с.

105. Леонтьев, Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1993. - №2. - С. 73-82.

106. Леонтьев, Д.А. Тематический апперцептивный тест / Д.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1998. - 247 с.

107. Леонтьев, Д.А. Аверина, А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина // Психологические исследования: электроны научный журнал. - 2011. - №2.

108. Леонтьев, Д.А., Филатова, М.А. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов / Д.А. Леонтьев, М.А. Филатова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1999. - №2. - С. 53-68.

109. Лотман, Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю.М. Лотман. - Таллин: «Ээсти Раамат», 1973. - 140 с.

110. Лэнгле, А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций / А. Лэнгле. - М.: Генезис, 2009. - 235 с.

111. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008.-583 с.

112. Малишевская, H.A. Игровые практики в искусстве постмодерна / H.A. Малишевская // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. - Ростов-на-Дону, 2007. - 37 с.

113. Мальцева, A.C. Взаимосвязь выбора творческого жизненного пути и некоторых личностных особенностей / A.C. Мальцева // Психология — наука будущего: материалы международной конференции молодых ученых «Психология - наука будущего» - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.-С. 271-274.

114. Мамардашвили, М.М. Как я понимаю философию / М.М. Мамардашвили. -М.: Прогресс, 1990.-368 с.

115. Мартиндейл, К. Генеральная парадигмаэмпирической эстетики / К. Мартиндейл // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейл а, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Смысл, Наука, 2000. - С. 36-44

116. Маслов, С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия / С.Ю. Маслов // Семиотика и информатика. - 1983. - №20. - с. 3-34.

117. Махотка, П. Манеры и формы вещей / П. Махотка // Творчество и в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В.

Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука; Смысл. 2000. -С. 81-101.

118. Мелик-Пашаев, A.A. Мир художника / A.A. Мелик-Пашаев. - М.: Прогресс-Традиции, 2000. - 271 с.

119. Морено, Я.Л. Психодрама. Теория и практика. / Я.Л. Морено. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 216 с.

120. Мурашев, Т.И. Языковая игра в текстах песенного жанра (на материале английского языка) / Т.И. Мурашев // Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Уфа, 2007. - 26 с.

121. Мэтыос, Дж., Люсин, Д.В., Роберте, Р.Д., Зайднер, М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Дж. Мэтьюс, Д.В. Люсин, Р.Д. Роберте, М. Зайднер // Психология. - 2004. - №4. -С. 3-26

122. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1972. - 383 с.

123. Наливайко, Е.И. Культурно-мифологические основания системы личностных воздействий научно-фантастического кинофильма / Е.И. Наливайко // Социальная психология творчества. - Челябинск: Изд-во ООО «Полиграф-мастер», 2006. - С. 110-122.

124. Налимов, В.В. Спонтанность сознания / В.В. Налимов. - М.: Водолей, 2007. -374 с.

125. Натев, А. Искусство и общество / А. Натев. - М.: Прогресс, 1966. — 320 с.

126. Непомнящая, Н.И. Игра как специфическое условие развития абстрактных уровней психических процессов / Н.И. Непомнящая // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1978. - С. 3241.

127. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом, 2003.- 1280 с.

128. Новиков, В.В. Художественная правда и диалектика творчества / В.В. Новиков. - М.: Художественная литература, 1988. - 495 с.

129. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.

130. Орел, В.Е., Сеиин, И.Г. Личностные опросники NEO PI-P и NEO FFI. Руководство по применению / В.Е. Орел, И.Г. Сенин. - Ярославль: НЦП «Психодиагностика», 2008. - 40 с.

131. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.

132. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - М.: Эксмо, 2009. - 480 с.

133. Петров, В. Череда эпох и эволюция искусства: опыт количественного исследования / В. Петров // Творчество и в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Наука; Смысл. 2000. - С. 45-68.

134. Петровский, A.B., Ярошевский, М.Г. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 525 с.

135. Печко, Л.П. Некоторые аспекты проблемы индивидуального стиля / Л.П. Печко // Некоторые вопросы теории и истории эстетики. Выпуск 2. — М.: Издательство МГУ, 1968. - С. 234-248.

136. Печко, Л.П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности / Л.П. Печко // Автореферат диссертации на соискание степени доктора философских наук. - М., 1994. - 50 с.

137. Поличко, Г.А. Киноязык, объясненный студенту: Художественно-педагогические диалоги / Г.А. Поличко. - Москва-Рязань: Русское слово, 2006. -201 с.

138. Праздников, Г. Направленность художественной формы / Г. Праздников // Художник и публика. - Л.: ЛГИТМиК, 1981. - С. 42-52.

139. Прохоров, A.B. О выразительной подвижности рисунка / A.B. Прохоров // Проблемы синтеза в художественной культуре / Под ред. A.B. Прохорова, Б.В. Раушенбаха, Ф.С. Хитрука. - М.: Наука, 1985. - С. 42-56.

1 i "Л"4? I ' ' • : " I

155

140. Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / Отв. Ред. A.JI. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2012.-468 с.

141. Ражников, В.Г. О программе эмоционально-эстетического развития детей «Маленький Эмо» / В.Г. Ражников // Дошкольное воспитание. - 1996. -№9. _ С.58-66

142. Рауш де Траубенберг, Н.К. Тест Роршаха: практическое руководство / Н.К. Рауш де Траубенберг. - М.: «Когито-Центр», 2005. - 255 с.

143. Ретюнских, JI.T. Этика игры / JI.T. Ретюнских. - М.: Прометей, 1998. -120 с.

144. Роршах, Г. Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов) / Г. Роршах. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 336 с.

145. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. - 320 с.

146. Рубинштейн, C.JI. Человек и мир / C.JI. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003.-512 с.

147. Рымарь, Н.Т. Бахтинская концепция архитектоники эстетического объекта и проблема границы «искусство/не искусство» / Н.Т. Рымарь // Вестник Самарской гуманитарной академии. — 2006. — №1. - С. 247-256.

148. Рягузова, Е.В. Искусство как полилог с Другими и диалог с собой / Е.В.Рягузова//Искусство и образование, 2010. -№4. - С.50-58.

149. Рягузова, Е.В. Психологические перекрестки фотографии и биографии / Е.В. Рягузова // Альманах современной науки и образования. - 2008. - №10 (17).-4.2.-С. 148-150.

150. Рягузова, Е.В. Социальная психология искусства: полилог с другими и диалог с собой / Е.В. Рягузова. - Саратов: Приволжское изд-во, 2010.- 169 с.

151. Сальный, Р.В. Процесс восприятия кинематографического медиатекста и методы развития перцептивных умений / Р.В. Сальный // Инновации в образовании. - 2010. - №6. - С. 77-94.

152. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 187 с.

153. Семенов, В.Е. Искусство как межличностная коммуникация / В.Е. Семенов. - Самара: Центр РАН, 2007. - 200 с.

154. Семенов, В.И. Катарсис и антикатарсис: социально-психологический подход к воздействию искусства / В.И. Семенов // Вопросы психологии. - 1994. -№1. - С. 116-122.

155. Семенов, И.Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность / И.Н. Семенов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2008. — Т. 5. - №1. - С. 64-76.

156. Семенов, И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности / И.Н. Семенов. - М.: Московский психосоциальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. - 64 с.

157. Сигов, К.Б. Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры. Статья первая / К.Б. Сигов // Философская и социологическая мысль. -1990. - №4.-С. 31-47.

158. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П.В. Симонов. -М.: Наука, 1981. - 100 с.

159. Соколова, Е.Т. Проективные методы исследования личности / Е.Т. Соколова. -М.: Издательство МГУ, 1980. - 176 с.

160. Степанов, С.Ю., Семенов, И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования / С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов // Вопросы психологии. - 1985. -№3.-С. 31-40.

161. Степин, B.C. Теоретическое знание / B.C. Степин. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

162. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. — М.: Издательство МГУ, 1983.-284 с.

163. Тендряков, В.Ф. Плоть искусства / В.Ф. Тендряков // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. - М.: Художественная литература, 1980. - С. 417-475.

164. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.: Наука, 2003.-384 с.

165. Торопова, A.B. Интонирующая основа психики / A.B. Торопова. - М.: ООО «Издательство Ритм», 2013. - 340 с.

166. Торопова, A.B. Объективные и субъективные факторы распознавания эмоционального содержания музыки / A.B. Торопова, Т.С. Князева // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». - 2013. - № 2. -С. 43-49.

167. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - М.: Наука, 1966.-451 с.

168. Улыбина, Е.В. Функция искусства в культурно-исторической психологии JI.C. Выготского / Е.В. Улыбина // Культурно-историческая психология. - 2006. - №2. - С. 89-98.

169. Фахрутдинова, JT.P. Структурно-динамическая организация переживания субъекта / JI.P. Фахрутдинова // Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Казань, 2012.-41 с.

170. Финк, Э. Основные феномены человеческого бытия / Э. Финк // Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 357-403.

171. Флоренская, Т.А. Катарсис как осознание: Эдип Софокла и Эдип Фрейда / Т.А. Флоренская // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1978. - С. 562-568.

172. Франки, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. -367 с.

173. Фрейд, 3. Художник и фантазирование / 3. Фрейд. - М.: Республика, 1995.-400 с.

174. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430 с.

175. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - СПб.: Наука, 2002. -452 с.

176. Хеге, X. Творчество реципиента эстетического объекта как направленное созидание / X. Хеге // Творчество в искусстве - искусство

творчества / Под ред. JI. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. - М.: Смысл, наука, 2000. - С. 397- 409.

177. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Человек играющий. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс, 1992. - 464 с.

178. Целма, Е.М. Художественное переживание в процессе восприятия искусства / Е.М. Целма. - Рига: ЛатГУ, 1974. - 24 с.

179. Черная, A.B. Развитие личности в традиции игровой культуры / A.B. Черная // Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Москва, 2007. - 46 с.

180. Шаров, A.C. Психология переживания: природа, механизмы, феномены / A.C. Шаров // Мир психологии. - 2004. - №1. - С. 214-227.

181. Шкловский, В.Б. Тетива: о несходстве сходного / В.Б. Шкловский // Избранное: В 2 т. - М.: Художественная литература, 1983. - Т.2. - С. 3-306.

182. Шор, Ю.М. Восприятие произведения искусства и проблема эстетического переживания / Ю.М. Шор // Методологические проблемы современного искусствознания. Выпуск 2. - Л.: ЛГИТМиК, 1978. - С. 20-25.

183. Шор, Ю.М. Художественное переживание как процесс / Ю.М. Шор // Методологические проблемы современного искусствознания. Выпуск 3. — Л.: ЛГИТиК, 1980. - С. 32-38.

184. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. -360 с.

185. Юнг, К.Г. Феномен духа в искусстве и науке / К.Г. Юнг. — М.: Ренессанс, 1992.-320 с.

186. Юнг, К.Г., Нойман, Э. Психоанализ и искусство / К.Г. Юнг, Э. Нойман. - M.: Refl-book, Ваклер, 1998. - 304 с.

187. Юревич, A.B. Методология и социология психологии / A.B. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 272 с.

188. Berleant, A. The Aesthetics Field. A Phenomenology of Aesthetic Experience / A. Berleant. - Springfield: Charles Thomas publisher, 1970. — 211 p/

189. Berlyne, D.E. Studies in the New Experimental Aesthetics / D.E. Berline // The American Journal of Psychology. - 1975. - №3. - pp. 520-523.

190. Cupchik, G.C., Winston, A.S. Reflection and reaction: a dual process analysis of emotional responses to art / G.C. Cupchik, A.S. Winston // Emotions and art: problems, approaches, explorations. - Perm: Perm Institute for Arts and Culture, 1992.-P. 65-77.

191. Dilthey, W. The construction of the historical world in the human sciences / W. Dilthey // Pattern and meaning in history: thoughts on history and society. - New York: Harper & Row, 1961. -P. 98-126.

192. Exner, J.E. A Primer for Rorschach interpretation / J.E. Exner. - Asheville, North Carolina: Rorschach Workshops, 2001.

193. Exner, J.E. The Rorschach and Assessment: present and future status / J.E. Exner // Newsleter. - 2005. - №12. - P. 19-41.

194. Gendlin, E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical and psychological approach to the subjective / E.T. Gendlin. - New York: The Free Press of Glencoe, 1962. - 302 p.

195. Klopfer, B. Development in the Rorschach Technique / B. Klopfer. - New York: Harcount Brace Jovanovich, 1962. - 726 p.

196. Mattlar, C.-E. Rorschach Comprehensive Sistem is a reliable, Valid, And cost-effective assessment procedure / C.-E. Mattlar //Newsletter. - 2003. - №12. -P.19-41.

197. Ogden, D.P. Psychodiagnostics and Personality Assessment: A Handbook / D.P. Ogden. - Virginia, 1982. - 188 p.

198. Sartre, J.-P. The Psychology of Imagination / J.-P. Sartre. - London: Methuen, 1972.-234 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.