Теория теократии в истории общественно-политической мысли русского зарубежья: 1920-е - 1930-е гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Сахно, Александр Анатольевич
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 172
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Сахно, Александр Анатольевич
Ведение
1.1.
Глава первая. Теоретико-методологические проблемы теократической теории
1.2. Понятие теократии
1.3. Теократические тенденции в истории российской государственности
1.4. Проблема теократии в истории научной и общественной мысли России во второй половине XIX — начале XX вв.
Глава вторая. Теория теократии в истории консервативно-монархической мысли русского Зарубежья.
2.1. Проблема теократии в трудах М.В. Зызыкина.
2.2. Христианское государство и теократические властеотношения в творчестве И.А. Ильина.
2.3. Теократия в общественно-политической концепции евразийцев.
2.4. Религиозный фактор и оценка теократии в концепции
И.Л. Солоневича. 117 с
Глава третья. Теория теократии в христианско-демократических цепциях русского Зарубежья. 122 с
3.1. Концепция теократии и модель церковно-государственных 122 с отношений H.A. Бердяева.
3.2. Развитие теократической концепции российской государственности в творчестве A.B. Карташёва. 138 с
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Взаимоотношения государства и церкви в России: проблемы типологии и периодизации в аспекте воплощения идеи теократии2009 год, кандидат юридических наук Коробова, Екатерина Геннадьевна
Теократическая государственность: Политическая природа и тенденции современного развития1999 год, кандидат политических наук Тюрин, Евгений Анатольевич
Нравственно-правовой идеализм Владимира Соловьева2006 год, кандидат юридических наук Попова, Елена Альбертовна
Теократическое государство: Теорет.-правовой аспект1997 год, кандидат юридических наук Салыгин, Евгений Николаевич
Государство и общество в воззрениях мыслителей Русского зарубежья2006 год, кандидат юридических наук Горячева, Елена Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория теократии в истории общественно-политической мысли русского зарубежья: 1920-е - 1930-е гг.»
Результатом Октябрьской революции стала массовая эмиграция из России, в том числе представителей научной^ политической и культурной элиты. Россию были вынуждены покинуть историки, правоведы, философы и богословы, занимавшиеся вопросами отношений государства и Церкви и проблемами теократического государства, в частности. В 1920-е — 1930-е гг. представители русской интеллектуальной элиты, оказавшиеся за рубежом, про-« ' должали осмыслять и развивать научные вопросы, связанные с теократией.
С учётом* того,- что представителями русского Зарубежья были крупнейшие историки, теоретики государства и права, философы и богословы, их научное наследие отличала многогранность, и оригинальность подходов; а также глубина исследований. Поэтому представляется важным для развития теократической теории использовать интеллектуальное наследие, созданное в 1920 — 1930-х гг. в общественно-политической мысли русского Зарубежья:.
В современной науке существуют различные интерпретации теократии, системы классификации теократических государств и разные подходы определении их признаков. Исходя из этого, изучение представлений о теократии в истории русского Зарубежья, ранее специально не проводившееся, позволило бы существенно восполнить общую историю развития теократической теории, начавшейся? ещё с 94 г., когда историк Иосиф Флавий ввёл этот термин.
В связи с историческими переменами в России 1980 — 1990-х гг., приведшими к изменению роли Церкви в обществе и поискам новых принципов во взаимоотношениях Церкви и государства, обращение к концепции теократии и различным моделям: церковно-государственных отношений, получивших развитие в истории общественной мысли русского Зарубежья 1920-х -1940-х гг., представляется особенно актуальным. Поэтому важно исследовать и понять взгляды различных историков, философов, публицистов, общественно-политических течений на теократию и связанные с этим модели церковно-государственных отношений в России, сравнить их и сопоставить с современной российской действительностью.
Состояние научной разработанности« проблемы. В отечественной литературе научное наследие мыслителей русского Зарубежья по вопросам теократии и теократического государства не было предметом специального комплексного изучения. В целом, обобщение различных подходов к теократии в единую теократическую теорию стало происходить относительно недавно. В! досоветский период в России, начиная с 1870-х гг. выходили в свет монографии и статьи, посвящённые отдельным аспектам теократической теории или истории теократических государств.
При этом имели место принципиальные разногласия в трактовке понятия теократии и теократического государства, поскольку в целом теократическая теория была не развита. Наиболее значимыми трудами, в которых были, сформулированы определения теократии^ выявлены признаки теократического государства и предложены типологии теократии, были исследования А.П.
1 2 Лопухина и НА. Державина . Анализ теоретических проблем теократии содержится также в трудах Т.В. Барсова 3, Ф.А. Курганова 4, Н.И. Бердникова
5, Н.П. Родникова 6, Б.Н. Чичерина 7 иЛ.А. Тихомирова8.
В советский период проблема теократии также не получила должного освещения, поскольку исследовательский интерес был связан, прежде всего, с социалистическим государством и обществом. Проблемы монархического и
1 Лопухин А.ГГ. Законодательство Моисея: нсслед. о семейн., соц.-экон. и roc, законах Моисея с прил. трактата: Суд над над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. Вавилонский царь правды Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. СПб., 1897.
2 Державин H.A. Теократический элемент в государственных воззрениях Московской Руси сравнительно с воззрениями древних евреев. Киев, 1906.
3 Барсов Т.В. Различные системы отношений церкви и государства. // Странник. М., 1872.
4 Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. Казань, 1880.
5 Бердников Н.И. Церковное право как особая, самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права. // Православный собеседник. Казань, 1885. № 10.
6 Родников Н.П. Учение блаженного Августина о взаимных отношениях между государством и церковью сравнительно с учением о том же отцов, учителей и писателей церкви первых четырех веков и средневековых теократических богословов западной церкви. Казань, 1897.
7 Чичерин Б.Н. Очерки философии права. СПб., 1901.
8 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1905, теократического государства, а также церковно-государственных отношений исследовались недостаточно и интерпретировались тенденциозно.
Долгое время деятельность эмиграции в нашей стране представлялась искажённо или замалчивалась вовсе. Тем более не исследовались взгляды представителей русского Зарубежья на теократию и теократическое государство. Только с конца 1980-х — начала 1990-х гг. стали публиковаться материалы по истории русского Зарубежья 9. Но комплексных исследований по заявленной теме не проводилось.
В постсоветский период в российской науке появился ряд научных работ, посвященных теме теократии. Существенный вклад в изучение проблемы теократии внёс E.H. Салыгин 10. В его трудах глубоко изучены и обобщены взгляды на теократическое государство зарубежных и отечественных исследований и решён ряд вопросов, связанных с определением теократии, признаков теократических государств и их классификации. В работах A.B. Митрофаноi i 12 13 вой , Ж.Т. Тощенко и Е.А. Тюрина на основе обширного материала подробно показано историческое развитие идеи теократии и её форм, предложены решения определённых теоретических вопросов. Также за последние годы появились монографии и статьи, обращённые к проблеме теократии и теократических властеотношений в истории России 14. В них указывается на существование в конце XJX-начале XX вв. идеала новой теократии и развитие его в русском Зарубежье. Однако необходимо признать, что проблема теократии в исследованиях отечественных учёных отдельно и подробно никогда не освещалась.
9 Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье. (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990; Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Т. 1. Ставрополь, 1992.; Пашуто B.T. Русские историки-эмигранты в Европе. М., 1992.
10 Салыгин E.H. Теократическое государство: теорет.-правовой аспект. Диссертация на соискание уч. ст. кацдлорид. наук. М., 1997; Салыгин E.H. Теократическое государство. М., 1999. Митрофанова A.B. Религиозный фактор в мировой политике: На примере православия. М., 2005.
12 Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? М., 2007. ,
13 Тюрин Е.А. Теократический фактор в политике. Орёл, 2009.
14 Давыдов Д.А. Патриарх Никон и Владимир Соловьёв о теократическом идеале общественных отношений. // Патриарх Никон как церковный и государственный деятель (к 400-летию со дня рождения). Пятые Арзамасские соборные встречи. Арзамас, 2005; Большаков A.A. От самодержавия к сталинизму. Теократия в России. М., 2005; Коробова Е.Г. Взаимоотношения государства и церкви в России: проблемы типологии и периодгаации в аспекте воплощения идеи теократии. Белгород, 2009.
С 1990-х гг. появлялось немало трудов, посвящённых воззрениям представителей русской эмиграции на государство и Церковь, различные формы государственного устройства. К ним можно отнести работы, посвященные анализу взглядов И.А. Ильина 15, евразийцев 16, A.B. Карташёва 17, H.A. Бер
I о дяева, .
A.B. Мальцева работе, посвящённой изучению концепции церковно-государственных отношений И.А. Ильина 19, показала неоднозначность его церковных воззрений, что, в свою очередь отразилось на его общественно-политических взглядах. В' могнографии И.Н. Зернова были изучены исторические и государственно-политические взгляды И.А. Ильина, проанализированы воззрения философа на различные типы государственного устройства, в том числе и теократию. Важно отметить, что автор подчеркнул различие , в творчестве философа понятий «христианское государство» и «теократия». Изучением наследия классического евразийства также в последние два десятилетия занималось немалое количество отечественных учёных. С.Н. 21
Пушкин показал большое значение, которое евразийцы придавали роли православия в истории России и в формировании российской государственно
У? ста. Д.В. Зернов изучил взаимосвязь религии и государственной идеологии в концепции евразийцев, а также исследовал корни и эволюцию формирования взглядов евразийцев на историю Российского государства.
15 Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. М., 1992. № 4; Шашкии П.А. Социально-философский анализ учения И. А. Ильина о волюнтаристической сущности власти. М., 2002; Бороздина Е.А. Социально-политическое учение И. А. Ильина. М., 2003.
16 Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997.
17 Антощенко A.B. Об эволюции теократического идеала A.B. Карташёва. // Вече: Альманах русской философии и культуры. СПб., 1997. Вып.9; Сахаров А.Н. Апостол «Святой Руси» (Антон Владимирович Карта-шев) // Отечественная история. 1998. №5; Бычков С.П. Антон Владимирович Карташев - историк Русской Православной Церкви. Екатеринбург, 1999; Митрофанов Г.Н. Антон Владимирович Карташев - русский богослов и церковный историк, государственный и общественный деятель. URL: http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/mitrofenov .htm (дата обращения: 03.10.2011).
18 Головков С.А. Социально-политическая концепция H.A. Бердяева :в контексте социологических идей русских религиозных философов начала XX века. М., 2007.
9 Мальцева A.B. Религиозно-политический акт : политическая философия И. А. Ильина. М., 2005.
20 Зернов И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России. М., 2007.
21 Пушкин С.Н. Историософия евразийцев. СПб, 1999.
22 Зернов Д.В. Российское государство в геополитической концепции евразийцев (1921 - 1929 гг.). Н.Новгород, 2002.
С конца 1990-х гг. стали появляться публикации, в которых анализировались научные воззрения A.B. Карташёва, в том числе его теократическая концепция. Существенным вкладом в изучение наследия A.B. Карташёва стало диссертационное исследование А.Л. Золаева , в котором была прослежена эволюция взглядов историка в на теократию и теократическое государство.
Изучению взглядов H.A. Бердяева на церковно-государственные отношения была посвящена работа К.Г. Мальцева 24. Учёный сравнил воззрения на идеальный тип отношений государства и Церкви в трудах H.A. Бердяева и И.А. Ильина. К изучению наследия H.A. Бердяева часто обращались церковг ные деятели . Общая оценка его понимания Церкви и её роли в политике была негативной и рассматривалась как «наименее удачная часть философского творчества Н. Бердяева» 26.
В упомянутых работах, относящихся к 1990 - 2000 гг., были затронуты некоторые проблемы теократии, церковно-государственных отношений, религиозного фактора в политике и государстве в наследии отдельных историков, философов, общественно-политических деятелей и организаций. Вместе -с тем, в этих работах проблема теократии в истории общественно-политической мысли русского Зарубежья «первой волны» не являлась непосредственным объектом изучения, а рассматривалась в определённом контексте в сочетании с другими проблемами. Таким образом, современный уровень разработки проблемы, на наш взгляд, нельзя признать достаточным.
Объект исследования — воззрения деятелей русского Зарубежья на проблемы государства, власти и Церкви в России.
Предмет исследования — проблема теократии и различные модели церковно-государственных отношений в истории общественно-политической
23 Золаев А.Л. Исторические воззрения A.B. Карташёва н историография русского зарубежья. М., 2005.
24 Мальцев К.Г. «Философия свободы» и соблазн христианского государства: H.A. Бердяев и И.А. Ильин. М., 2001.
25 Кочетков Г.С. Гений Бердяева и Церковь. URL: http://www.mesoeurasia.org/archives/1876 (дата обращения: 03.10.2011); Сидоренко Л. Бердяев и церковь. URL: http://wvw.ihtus.ru/41.shtml. (дата обращения: 03.10.2011).
26 Сидоренко А. Указ. соч. I мысли русского Зарубежья (1920-е — 1930-е гг.)
Хронологические рамки исследования охватывают начало 1920-х до конца 1930-х гг. Этот период характеризуется наиболее значимыми попытками создания концепций церковно-государственных отношений и критического осмысления-теократической системы государственного устройства. В последующие годы, после ухода из жизни ведущих интеллектуалов русского Зарубежья; эти проблемы не вызывали в эмиграции научного и практического интереса.
Цель диссертационного исследования состоит в анализе теоретических воззрений на теократию и теократический тип государства в истории общественно-политической мысли русского Зарубежья в 1920-е — 1930-е гг.
Цель исследования предопределила постановку и решение следующих основных задач исследования: л
Г. Исследовать основные подходы к понятиям «теократия» и «теократическое государство».
2. Осветить особенности церковно-государственных отношений в истории России на предмет их соответствия теократическому типу.
3. Изучить теоретические представления о теократии и. теократическом государстве в научной и общественной мысли России второй половины XIX - начала XX вв. и показать их взаимосвязь с представлениями представителей русского Зарубежья 1920-е — 1930-е гг.
4. Изучить воззрения деятелей русского Зарубежья на природу теократического государства, его признаки и исторические воплощения и проследить историческую эволюцию этих воззрений.
5. Реконструировать и сравнить различные модели церковно-государственных отношений на основе работ MdB. Зызыкина, И;А. Ильина, И.Л. Солоневича, H.A. Бердяева, A.B. Карташёва и представителей евразийства
Методологическая основа исследования предстаёт в виде системы общих и частных научных методов, основу которых составляют: описание, синтез, анализ, сравнение, аналогия, системный, формально-логический, исторический методы.
Источниковой базой диссертации являются работы русских историков, юристов, философов, богословов, публицистов 1920-х - 1930-х гг. по вопросам теократии, теократического государства и церковно-государственных отношений. К этому блоку относятся опубликованные источники - научное наследие и переписка H.H. Алексеева, H.A. Бердяева, П.Н. Савицкого, М.В. Зызыкина, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, A.B. Карташёва, И.Л. Солоневича, Г.В. Флоровского.
Следующий вид опубликованных источников составляют исследования современных авторов по проблеме теократии в> русском Зарубежье и смежным проблемам. Среди них работы A.B. Антощенко, Е.А. Бороздиной, Н.К. Гаврюшина, И.Н. Зернова, А.Л. Золаева, 1Г.С. Кочеткова, A.B. Мальцевой, Г.Н. Митрофанова, А. Сидоренко; П.А. Шашкина.
Также в данном исследовании использовалась литература, с помощью которой были выделены важные научно-методологические проблемы, касающиеся определения теократии. 27 Это труды E.H. Салыгина, К.В. Аранов-ского, В.А. Большакова, Л.С. Васильева, А.Б. Венгерова, Д.Д. Гальцина, Г.Г. Грузмана, С.М:. Дубнова, A.B. Журавского, С.А. Комарова, С. Рансимена, Ж.Т. Тощенко.
Ещё один вид литературы составляют исследования, касающиеся теократических тенденций в истории России в различных аспектах.
Источниковая база диссертации дополнена материалами из фондов Государственного-Архива Российской-Федерации (ГАРФ), Российского Госу
27 Арановский К.В: Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Ч. 1. Екатеринбург, 1995.; Большаков A.A. От самодержавия к сталинизму. Теократия в России. М, 2005; Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988; Венгеров А.Б. Теория государства и права. М, 2008; Гальцин Д.Д. Падение теократических режимов в Новой Англии (1685 - 1695 гг.) СПб., 2008; Грузман Г.Г. Демократия демоса и демократия личности. URL: http://gnmi.agni-age.net/articlesl l/4612.htm. (дата обращения: 03.10.2011); Дубнов С.М. История еврейского народа на Востоке. М., 2006; Журавский A.B. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. URL: http://www.um-islam.nm.nj/zhur.htm (дата обращения: 03.10.2011); Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб., 2004; Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998. дарственного Архива Литературы и Искусства (РГАЛИ) и Фонда рукописей Российской Государственной Библиотеки (РГБ).
В фонде 5765 ГАРФ, содержащем документы Русского юридического факультета в Праге, выявлены материалы, связанные с преподавательской и научной деятельностью одного из лидеров евразийства H.H. Алексеева. Анализ его лекций по истории и теории государства и права помог уточнить общетеоретические взгляды евразийцев на идеал церковно-государственных отношений и теократическое государство.
В фонде 5783 (П.Н. Савицкий) содержатся разнообразные материалы, также связанные с евразийским движением. В частности, существенный интерес представляют доклады лидеров евразийцев П.Н. Савицкого и П.П. Сувчинского, их письма и программные заявления. Данные- материалы помогли установить причинно-следственные связи, тех или иных идейных положений евразийцев.
В РГАЛИ было исследовано несколько фондов. Документы, обнаруженные в фонде 1496 (H.A. Бердяев) позволили автору реконструировать модели церковно-государственных отношений H.A. Бердяева и A.B. Карташёва, а также оценить роль H.A. Бердяева в христианском молодёжном движении. Найденные в фонде 2176 (Петербургское религиозно-философское общество) материалы помогли уточнить воззрения на теократию и идеал церковно-государственных отношений А.В: Карташёва в ранний период его деятельности. В фонде 131 (ЛЛ. Гуревич) удалось обнаружить несколько писем И.А. Ильина, дополняющих политические взгляды философа.
Материалы Фонда рукописей РГБ также позволили уточнить взгляды H.A. Бердяева и A.B. Карташёва на различные теоретические вопросы, связанные с религией и Церковью. К таким материалам относятся их письма, содержащиеся в фонде 109 (В .И. Иванов).
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
1) Автор впервые комплексного изучил и проанализировал теоретические взгляды на теократию и теократический тип государства основных общественно-политических направлений русского Зарубежья 1920 — 1930-х гг.
2) Изучены теоретические представления о теократии и теократическом государстве в научной и общественной мысли России второй половины XIX - начала XX вв. и показана их взаимосвязь, с идеями представителей русского Зарубежья 1920-е — 1930-е гг.
3) Проанализированы воззрения деятелей русского Зарубежья на природу теократического государства, его признаки и исторические воплощения.
4) На основе работ М.В. Зызыкина, И.А. Ильина, представителей евразийского движения, И.Л. Солоневича, H.A. Бердяева и A.B. Карташёва изучены- и проанализированы их воззрения на идеал церковно-государственных отношений, прослежена историческая эволюция этих воззрений.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В общественно-политической мысли русского Зарубежья не существовало единого подхода к определению понятий «теократия» и «теократическое государство», не было сформулировано единых критериев для выявления признаков теократического государства и их классификации. Понимание теократии в различных общественно-политических направлениях и у отдельных учёных очень сильно отличалось. В этом смысле развитие теории теократии в русском Зарубежье полностью соответствовало тем достижениям и тенденциям, которые были в мировой^ науке в изучении теократии. На тот момент не существовало обобщающих работ по комплексу знаний о теократии, которые представляли собой взгляды отдельных философов, историков; правоведов, занимавшихся данной проблемой.
2: При постановке вопросов, связанных с теократией, и их разрешении отечественные историки, политологи и правоведы использовали не только опыт европейской науки, но и достижения русской научной мысли конца XIX - начала XX вв. Общими вопросами оставались следующие: возможно ли трактовать теократию как определённую форму государственного правления или же это некий идеал, зафиксированный в некоторых религиозных памятниках; является ли только ветхозаветный Израиль теократическим образованием или термин «теократия» может распространяться и на явления государственной жизни других стран; соответствуют ли христианским идеалам церковно-государственные отношения в католической средневековой теократии; насколько правомерно говорить о Византии как теократическом государстве. Как соотносятся понятия цезаропапизма и теократии; можно ли считать Россию в какой-либо исторический период теократическим государством.
3. Теократия представляла для деятелей русского Зарубежья не только теоретический исследовательский интерес. Во многом этот интерес был продиктован стремлением создать концепцию церковно-государственных отношений, которую возможно осуществить практически. Надежда в будущем вернуться в Россию порождала различные проекты государственного устройства в истории общественно-политической мысли. Большинство общественно-политических течений русской эмиграции отвергало советскую модель общественного устройства. Также подвергались критике западноевропейский опыт государственного строительства и недостатки российской государственной системы до революции. Различные теократические государства и общества прошлого критиковались самыми разными общественно-политическими кругами: либералами и консерваторами, монархистами и социалистами. О достоинствах теократической системы также писали H.H. Алексеев, М.В. Зызыкин, A.B. Карташёв и др., но исторические примеры воплощения теократической идеи для России считали невозможными. Самому понятию теократии нередко придавалось негативное значение чего-то архаичного, отсталого или не соответствующего православному вероучению в принципе (Г.В. Флоровский, И.А. Ильин). Отрицательное отношение-к историческим теократиям, например, западноевропейскому средневековому папоцезаризму, предопределяло такое же отношение и к возможности осуществления теократической модели в России.
4. Несмотря на критику теократии, идея теократии оказалась жизнеспособной в государственных теориях русского Зарубежья. В этих теориях идеал теократии был существенно переосмыслен: Таким образом, в истории общественно-политической мысли русского Зарубежья можно обозначить два различных направления? в*, интерпретации теократии и теократических властеотношений. Первое идейно опиралось на традиционные ценности российской) государственности: православие, самодержавие^ народность. Считая симфоническую? модель церковно-государственных отношений оптимальной для России, его сторонники представляли идеал России религиозным и указывали на необходимость учёта христианских принципов в политике. Другое крупное направление общественно-политической мысли разделяло два понятия: теократию как конкретную историческую форму государства (ветхозаветный Израиль, католическая теократия, теократии? Древности и. пр.) и теократию как религиозно-общественный идеалу который восходил к идеалу «свободной^ теократии» Вл.С. Соловьёва. Представители данного направления придерживались в основном либерально-демократических взглядов. Целью их идеала «свободной теократии» являлось «Богочеловечество» как идеальное состояние человечества, в котором каждая человеческая- личность, достигая пределов; совершенства, уподобляется^ Богу. Идеи, высказанные сторонниками обеих направлений, существенно обогатили теократическую теорию, так как содержали самобытные элементы, основанные на опыте российской государственности.
Основные результаты исследования:
1. Определено, что развитие теории теократии русского Зарубежья полностью соответствовало тем достижениям^ и тенденциям, которые существовали в мировой науке в вопросе изучения теократии.
2. Доказано, что содержание теократических концепций русского Зарубежья и различных моделей церковно-государственных отношений обосновывалось особенностями исторического развития России и теократическими тенденциями в истории церковно-государственных отношений.
3. Показано, что неоднородность общественно-политической жизни русской эмиграции отразилась и- на различных подходах к определению и интерпретации теократии, неодинаковой оценке исторических теократий, а также неоднозначных выводах по вопросам о применении теократических элементов в будущей российской государственности.
4. Установлено, что концепции церковно-государственных отношений у многих представителей русского Зарубежья не оставались неизменными, а трансформировались. Общее направление этих изменений заключалось в отходе от идеалистических схем и учёте реальных исторических и политических условий того времени.
Теоретическая и практическая, значимость исследования. Теоретическая значимость состоит в том, что его материалы обогащают теократическую теорию, позволяют восполнить общую историю развития теократической теории, расширяют научные представления об истории общественно-политической мысли; русского Зарубежья 1920 — 1930-х гг. и помогают осмыслить пути развития отношений государства и Церкви на современном, этапе российской истории. Практическая значимость состоит в возможности привлечения проанализированного в диссертации публицистического материала в качестве источниковошбазы для дальнейших исследований в сфере общественно-политической мысли русского Зарубежья-и. истории церковно-государственных отношений, а также как вспомогательного учебного пособия' для студентов исторических, политологических и теологических специальностей:
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Исторические воззрения А.В. Карташева и историография русского зарубежья0 год, кандидат исторических наук Золаев, Арслан Лечиевич
Проблема общественного идеала в философии В. С. Соловьева2001 год, кандидат философских наук Сугатова, Елена Петровна
Проблема христианского единства в творчестве В. С. Соловьева2000 год, кандидат философских наук Вашурин, Андрей Николаевич
Христианское учение о Царстве Божьем в русском внецерковном философском теизме конца XIX - начала XX вв.2006 год, доктор философских наук Куляскина, Ирина Юрьевна
Антон Владимирович Карташев - историк русской православной церкви1999 год, кандидат исторических наук Бычков, Сергей Павлович
Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Сахно, Александр Анатольевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В диссертационном исследовании «Теория теократии в общественно-политической мысли руссккого Зарубежья в 1920-е — 1930-е гг.» были изучены теоретических воззрения на теократию и теократический тип государства в общественно-политической мысли русского Зарубежья на основе работ М.В. Зызыкина, И.А. Ильина, П.Н. Савицкого, Г.В. Флоровского, H.H. Алексеева, Jl.Ili Карсавина, И.Л. Солоневича, H.A. Бердяева и A.B. Карташёва. русского Зарубежья в 1920 — 1940-е гг.
Общественно-политические взгляды «первой волны» русской эмиграции представляли собой достаточно широкий спектр течений, практически полностью воспроизводивший картину политической жизни дореволюционной России. Эта неоднородность отразилась и на различных подходах к определению и интерпретации теократии, неодинаковой оценке исторических теократий, а также неоднозначных выводах в вопросах о применении теократических элементов в будущей российской государственности.
С одной стороны, как было показано в диссертационном исследовании, эта разность подходов при обращении к теме теократии полностью вписывалась в историю теократической теории и соответствовала тем достижениям и тенденциям, которые были в то время. Интеллектуалы русского Зарубежья вкладывали разный смысл в слово «теократия». Почти все они опирались на знание того, что впервые этот термин ввёл историк Иосиф Флавий, описывавший политическое устройство еврейского народа. Но не все они соглашались с Иосифом Флавием в определении теократии. Расхождение проявилось, казалось бы, в самых важных и основных вещах. Если еврейский историк понимал теократию как форму политической организации общества, то один из виднейших правоведов и историков русского Зарубежья М.В. Зызы-кин отрицательно относился к определению теократии через категорию «форма». Для него теократия как бы стоит над всеми формами государства и является особым принципом отношений народа и Бога, дающий общую ному общественной жизни: то единоличная (Моисей, отчасти И. Навин), то республиканская (старейшины всех колен), то монархическая (цари). В этом вопросе М.В. Зызыкин следовал традиции учёных H.A. Державина и А.П. Лопухина, занимавшимися проблемой теократии раньше, во второй половине XIX в.
К теократическому типу государства представители русского Зарубежья относили разные страны. Так, некоторые полагали, что истинной теократией был только ветхозаветный Израиль, другие же попытки осуществить теократический идеал необходимо признать неосуществимыми (М.В. Зызыкин). Таким образом, придавалось двойное значение теократии: как государственному устройству и как духовному понятию, означающему промысли-тельную деятельность Бога по отношению ко всем народам. Одни утверждали, что теократическими являлись почти все государственные образования Древности, средневековые католические и исламские теократии, Византийская империя, отчасти Россия (И.Л. Солоневич, Г.В. Флоровский, Л.П. Карсавин, A.B. Карташёв, H.A. Бердяев). Это было связано с пониманием теократии как власти духовенства или правления лидера, совмещавшего функции светского правителя и духовного, лидера. Другие полагали, что Византийскую империю нельзя считать теократической (H.H. Алексеев, М.В. Зызыкин, И.А. Ильин).
Очевидно, что эти разногласия были связаны с различным пониманием признаков и свойств теократического государства. Например, своеобразное понимание свойств теократического государства позволило одному из лидеров евразийского движения H.H. Алексееву создать своеобразную теорию генезиса и развития теократии. Согласно этой теории важнейшее свойство теократии - это свобода и демократия, даруемая людям вследствие подчинения одному только Бога. Отсюда учёный делал вывод о теократическом характере западноевропейских стран и США с характерными для них демократическими ценностями и противопоставлял её монархии, которая имеет «языческие» корни.
С другой стороны эта различие в подходах при обращении к теме теократии в русском Зарубежье было связано с неодинаковыми политическими, историческими и мировоззренческими позициями исследуемых авторов. Всё многообразие течений русского Зарубежья мы сгруппировали в два больших направления. Первое направление в определении теократии и теократичег ских властеотношений. идейно опиралось на традиционные ценности российской государственности: православие, самодержавие, народность. Считая симфоническую модель церковно-государственных отношений оптимальной^ для России, они представляли идеал России религиозным и указывали на необходимость учета христианских принципов в политике. Другое крупное направление общественно-политической^ мысли разделяло и. противопоставляло два понятия: теократию как конкретную историческую форму государства (ветхозаветный Израиль, католическая теократия, теократии Древности и пр.) и теократию как религиозно-общественный идеал, который восходил к идеалу «свободной теократии» Вл.С. Соловьёва. Цель и существование подобных теократических государств они видели «не в полноте власти, а. в. полноте любви». Это разделение, как мы отметили в работе, было характерно и для предыдущего, дореволюционного, периода общественно-политической мысли России.
Также необходимо отметить, что теократия представляла дг№ деятелей русского Зарубежья не только теоретический интерес. Во многом этот интерес был продиктован стремлением создать концепцию церковно-государственных отношений, которую возможно было бы осуществить практически. Надежда вернуться в Россию порождала различные проекты государственного устройства в общественно-политической мысли. Это предопределяло мессианский характер общественно-политических концепций и идей. В новой России, в которую они мечтали вернуться, должны быть учтены те ошибки и неудачи, которые были как в её государственной истории, так и истории других стран. Именно поэтому у всех исследованных авторов было негативное отношение к большинству теократии прошлого как к историческим неудачам воплощения теократической идеи. Также деятелей русского Зарубежья объединяло критическое отношение к синодальному периоду в истории взаимоотношений государства и Церкви. Все они выступали за сильную, независимую, свободную от государства Церковь, которая призвана к преображению мира силой проповеди своих служителей. Так, М.В. Зызыкин был уверен, что в России главной- исторической ошибкой было создание синодальной системы из-за которой, в конечном счёте, влияние церкви существенно уменьшилось и она не смогла противостоять революционным процессам. С этим был согласен и H.A. Бердяев отмечавший, что «господствующее, для души навязанное и душу принуждающее положение Православной Церкви в русском государстве привело к упадку веры, к росту сектантства в наро
Л СЛ „ де и неверия в обществе». И это, в конечном» счёте, послужило причиной Революции.
Это важно для нашего времени, периода поиска новых принципов во взаимоотношениях государства и церкви, когда церковь отделена от государства. В «Основах социальной концепции Русской Православной) Церкви» подчёркивается необходимость церковной независимости: «Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, в ее управление, вероучение, литургическую жизнь, духовническую практику и так далее, равно как и вообще в деятельность канонических церковных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Церковь ожидает от государства
354 уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям» Ещё'одним выводом диссертационного исследования является то, что ни одну из концепций церковно-государственных отношений« нельзя в полной мере считать теократической: Тем не менее почти все рассмотренные в работе концепции содержат теократические элементы: или в религиозной идеоло
353 Бердяев H.A. Открытое письмо архиепископу Антонию. Указ. соч. С. 296.
354 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. // URL: http://www.patnarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 03.10.2011). гии, пронизывающей не только сферу религиозных отношений, но и весь комплекс общественной и частной жизни (М.В. Зызыкин, евразийцы, A.B. Карташёв, H.A. Бердяев), или в допущении существенного влияния Церкви во внутренней политике государства, а в отдельных случая прямое вмешательство в это управление в случае опасности захвата власти сектантами или инославными (И.А. Ильин). В' отдельных случаях были, попытки на идейном уровне замещения государства Церковью и создания «общества всеобщего священства» (H.A. Бердяев, A.B. Карташёв в ранний период).
В диссертационном исследовании показано, что концепции церковно-государственных отношений у многих представителей русского Зарубежья не оставались неизменными, а трансформировались (A.B. Карташёв, И.А. Ильин, отчасти H.A. Бердяев). Общее направление этих изменений заключалось в отходе от идеалистических схем и учёте реальных исторических и политических условий того времени. Так, те деятели, которые были ярыми сторонниками полного отделения-Церкви-от государства, со временем больше учитывали роль церковно-государственных взаимодействий, которые приобретали симфонический характер.
В*заключении,необходимо отметить, что данное исследование не исчерпывает проблему теократии и теократического государства в общественно-политической мысли русского Зарубежья в 1920-е — 1930-е гг. В исследовании были отражены основные общественно-политические направления, в трудах которых наиболее ярко1 отразилась идея* теократии. Более полная картина теократических воззрений' будет возможна' в более фундаментальном исследовании, затрагивающем больший круг течений русской эмиграции и базирующийся в том числе на зарубежных архивных материалах, недоступных отечественному исследователю.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Сахно, Александр Анатольевич, 2011 год
1. Алексеев H.H. Общая теория государства. Конспект лекций. Вып. 1.I. Прага, 1926. 495. // ГАРФ, ф. 5765, оп. 3, д. 20.
2. Алексеев H.H. Русское государственное право. Конспект лекций. Вып. I. Прага, 1922. //ГАРФ, ф. 5765, оп. 3., д. 17.
3. Бердяев H.A. Значение русского христианского движения. // РГАЛИ, ф. 1496, оп. 1, д. 91, л. 8-9,11.
4. Бердяев H.A. Иллюзии и реальности в психологии христианской молодёжи. Рукопись статьи. 1928. //РГАЛИ, ф. 1496, оп. 1, д. 161, л. 30.
5. Бердяев H.A. Молодёжь и реальность Бога. Доклад. 1930-е гг. // РГАЛИ, ф. 1496, оп. 1, д. 105, л. 2.
6. Бердяев H.A. О реализме современной молодёжи. Доклад. 1930-е гг. // РГАЛИ, ф. 1496, оп. 1, д. 105, л. 10.
7. Бердяев H.A. О трудностях религиозной работы среди православной молодёжи. Рукопись доклада. 1930. // РГАЛИ, ф. 1496, оп. 1, д. 91, л. 3.
8. Бердяев H.A. Письмо В.И. Иванову. // Фонд рукописей РГБ, ф. 109, оп. 13, д. 17, л. 3.
9. Бердяев H.A. Письмо В.И. Иванову. // Фонд рукописей РГБ, ф. 109, оп. 13, д. 17, л. 8.
10. Сувчинского. Февраль 1924 г. // ГАРФ, ф. 5783, оп. 1, д. 485, лл. 3 3 об. 1 З.Ильин И.А. Письмо к Гуревич Л.Я. от 7 февраля 1911 // РГАЛИ, ф. 131, оп. 2, д. 203, л. 1-2.
11. Ильин И.А. Письмо к Гуревич Л.Я. от 13 августа 1911 // РГАЛИ, ф. 131, оп. 1, д. 131, л. 2-4.
12. Карташёв A.B. Выступление на обсуждении доклада Д.В. Философова «О церковной реформе в России». Стенограмма. 1915. // РГАЛИ, ф. 2176, оп. 1, д. 22, л. 8.
13. Карташёв A.B. Выступление на обсуждении доклада K.M. Аггеева «Ближайшие судьбы русской Церкви». Стенограмма 1915 // РГАЛИ, ф. 2176, оп. 1, д. 20, л. 56.
14. Карташёв A.B. Письмо Иванову В.И. 7.04.1911. // Фонд рукописей РГБ, ф. 109., оп. 27, д. 20.
15. Тезисы П.П. Сувчинского к Парижскому совещанию евразийцев. 3 декабря 1927 г. //ГАРФ, ф. 5783., оп. 1, д. 359, л. 225-225 об.
16. Трубецкой, НС. Письмо Савицкому П.Н. 23 июня 1931 г. // ГАРФ, ф. 5783, оп. 1, д. 390, лл. 45-47 об.
17. Флоровский Г.В. письмо Бердяеву H.A. 1923. // РГАЛИ, ф. 1496, оп. 1, д. 857, л. 38.1. Источники и литература:
18. Алексеев H.H. Русский народ и государство. — М.: Аграф, 1998.
19. Антощенко A.B. Об эволюции теократического идеала A.B. Карташёва. // Вече: Альманах русской философии и культуры. СПб., 1997. - Вып. 9.
20. Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Екатеринбург: Диамант, 1995. — Ч. 1.
21. Юридический энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. М., 1987.
22. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное. Петрозаводск: Святой остров, 1992.
23. Барсов Т.В. Различные системы отношений церкви и государства. // Странник. 1872.
24. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. — М.: Культур. центр "Духов, б-ка", 2004.
25. Бердников Н.И. Церковное право как особая, самостоятельная правовая область и его отношение к общей системе права. // Православный собеседник.-Казань, 1885! №10.
26. Бердников Н.И. Церковное право как особая, самостоятельная область и его отношение к общей- системе праве. Вступительная лекция, читанная в императорском казанском университете И. Бердниковым. Казань: тип. Ими. ун-та, 1885.
27. Бердяев Н.Л. Великий Инквизитор: // URL: http://www.magister. .msk.ru/library /philos/berdyaev/berdn020:htm (дата обращения: 03.10.2011).
28. Г.Бердяев Н.А. Вопль Русской Церкви. //Наука и религия. — М:, 1991. №4.
29. Бердяев Н.А. Вселенскость и конфессионализм.// URL: http:// philosophy. allru.net/perv58.html (дата обращения: 03.10.2011).
30. Бердяев НА: Гасители духа. //Русская молва. — М., 1913. — август.
31. Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.
32. Бердяев НА. Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы. М!: Феникс : ХДС-пресс, 1991.
33. Бердяев Н.А. О достоинстве христианства и недостоинстве христиан. URL: http://www.krotov.info/library/02b/berdyaev/1928024.htm (дата обращения: 03.10.2011).
34. ЗТ.Бердяев Н.А. Открытое письмо архиепископу Антонию. // Духовный кризис интеллигенции. — М., 1998.3 8 .Бердяев НА. Проблема Востока; и Запада- в религиозном сознании В л. Соловьёва. URL: http://lib.rus.ec/b/6215 (дата обращения: 03:10.2011):
35. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). — М.: СП "ДЭМ" : Междунар. отношения, 1990.
36. Бердяев Н.А. Свободная церковь. URL: http://www.krotov.info/library /02b/berdyaev/l917002.html (дата обращения: 03.10.2011).
37. Бердяев II.А. Свободная церковь и собор. // Духовные основы русской революции. СПб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманит. ин-та, 1998.
38. Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России: //Русская мысль. — М., 1916.
39. Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев. URL: http://www. odinbla-go.ru/path/8/11 (дата обращения: 03.10.2011).
40. Бердяев Н:А. Философия свободы. -М:, 1998.
41. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
42. Бердяев H.A. Царство Божие и царство Кесаря. // Путь. 1925. № 1.
43. Бердяев H.A. Церковный вопрос в России. // Падение священного русского царства. М.: Астрель, 2007.
44. Богословский М.И. Идея царства Божия в Ветхом и Новом Завете. // Православный собеседник. — Казань, 1887. № 11.
45. Большаков В А. Обожествление правителей в эллинистическом Египте в свете древнеегипетского представления о фараоне// Цивилизация и государство на Востоке. М.: Изд-во АЛКИГАММА, 2002.
46. Болынаков A.A. От самодержавия к сталинизму. Теократия в России. — М. : б. и.; 2005 (Тип. Моск. Электромехан. техникума).
47. Большая Советская Энциклопедия. Mi, 1946. - 1-е изд. - Т. 54.
48. Большая Советская Энциклопедия. М., 1976. - 3-е изд. — Т. 25.
49. Большая энциклопедия в 62-х томах. М., 2006. - Т. 50.
50. Бороздина Е.А. Социально-политическое учение И. А. Ильина: диссертация^ кандидата политических наук. М., 2003.
51. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — СПб., 1897. -Т. 64.
52. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высш. шк., 1988.
53. Величко A.M. Церковь и император в византийской и русской истории. -СПб.: ИПП Искусство России, 2006.
54. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Изд-во Омега-Л; 2008.
55. Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча». // Вопросы философии. -М., 1992. №4.
56. Гальцин Д.Д. Падение теократических режимов в Новой Англии (1685 -1695 гг.): диссертация кандидата исторических наук. — СПб., 2008.
57. Гегель Г. Философия права. М.: Мысль, 1990.
58. Герье В.И. К вопросу о сущности теократии. // Вопросы философии и психологии. М., 1899. - Кн. 48 (III).
59. Гиппиус. З.Н. Из дневника журналиста. Декаденты и сознание // H.A. Бердяев Духовный кризис интеллигенции. — М., 1998
60. Грузман Г.Г. Демократия демоса и демократия личности. URL: http://grani.agni-age.net/articlesll/4612.htm. (дата обращения: 03.10.2011).
61. Давыдов Д.А. Патриарх Никон и Владимир Соловьёв о теократическом идеале общественных отношений. // Патриарх Никон как церковный и государственный деятель (к 400-летию со дня рождения). Пятые Арзамасские соборные встречи. — Арзамас: АГПИ, 2005.
62. Денисенко И.Ф. История политических и правовых учений России. Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2010.
63. Державин H.A. Теократический элемент в государственных воззрениях Московской Руси сравнительно с воззрениями древних евреев. — Киев: , 1906.
64. Древнерусские княжеские уставы XI — XV веков / Подгот. Я.Н. Щапов. — М., 1976.
65. Дубнов С.М. История еврейского народа на Востоке. М.: Мосты культуры, 2006.-Т 1.
66. Дубнов С.М. История еврейского народа на Востоке. М.: Мосты, культуры, 2006.-Т 2.
67. Евразийство (Опыт исторического изложения). М., 1926.
68. Евразийство. Опыт систематического изложения. // Савицкий П.Н.1 Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.
69. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. URL: http://school-kraevedenie.narod.ru/iljin/iljinO.htm (дата обращения: 03.10.2011).
70. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. М.: Воениздат, 1993.
71. Ильин И.А. О сущности правосознания. URL: http://www.philosophy.ru/library/il/02/01.ht3nl (дата обращения: 03.10.2011).
72. Ильин И.А. Обоснование свободы // Ильин И.А. Собр. сочинений в Ют.— М.: Рус. кн., 1993. Т. 2. Кн. I.
73. Ильин И.А. Основы борьбы за национальную Россию. // Собрание сочинений в 10 т.-М.: Рус. кн., 1998. Т. 9-10.
74. Ильин И.А. Основы государственного устройства. Проект Основного закона России. URL: http://project03.ru/cod/03.php (дата обращения: 03.10.2011).
75. Ильин И.А. Основы христианской1 культуры // Собрание сочинений в 10 т. -MI: Рус. кн., 1993. Т. 1. М., 1996.
76. Ильин И.А. От демократии к тоталитаризму. URL: http://www.gumer. in-fo/bogoslovBuks/Philos/Ilin/demtot.php (дата обращения: 03.10.2011).
77. Ильин И.А. Путь духовного обновления. // Собрание сочинений в Ют.— М.: Рус. кн., 1993. Т. 1.
78. Ильин И.А. Путь к очевидности. Собрание сочинений в 10 т. — М.: Рус. кн., 1994. Т.4.
79. История политических и правовых учений/ под ред. Малахова В.П. — М.: Юнити, 2007.
80. Каптерев Н.Ф. Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий. — М.: тип. Св.-Троиц. Сергиевой лавры, 1906 г.
81. Карсавин Л.П. Католичество. URL: http://nasharossia.narod.ru/relig/relig7.1.html (дата обращения: 03.10.2011).
82. Карсавин Л.П. Религиозная сущность большевизма. // Карсавин Л.П. Избранное. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
83. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. // Карсавин Л:П Избранное. -М.: Российская политическая энциклопедия;(РОССПЭН)^ 2010.
84. Карташев A.B. Воссоздание Святой Руси. — М.: "Столица", 1991.
85. Карташёв A.B. Завет св. кн. Владимира // Путь. 1932. № 36.
86. Карташёв A.B. Очерки по истории Русской Церкви. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000- Т. 2.
87. Карташёв A.B. Православие в его отношении к историческому процессу. URL: http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/pravoslavie.htm (дата обращения: 03.10.2011).
88. Карташёв A.B. Реформа, Реформация и исполнение Церкви. URL: http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/reforma.htm (дата обращения: 03.10.2011).
89. Карташев, A.B. Свобода научно-богословского исследования и церковный авторитет. Церковь, История, Россия: Статьи и выступления/ A.B. Карташев. М., 1996.
90. Карташев A.B. Церковь и государство. Что было и что должно быть в России // Приложение к журналу «Путь». 1932. № 33.
91. Карташев A.B. Церковь как фактор социального развития. URL: http://www.golubinsld.m/ecclesia/kartashev/cerksoc.htm (дата обращения: 03.10.2011)
92. Кашкаров С.П. Социокультурные модели государственно-церковных отношений в России : диссертация кандидата философских наук. — Белгород., 2006.
93. Комаров С.А. Общая теория государства и права. — СПб.: Питер, 2004.
94. Кондаков Ю. Е. "Русская симфония" четыре века^испытания на прочность (государственная власть и церковные реформы в России XVI-XIX веков). - СПб.: Изд-во РГПУ им.» А. И. Герцена, 2006.
95. Конституция исламской республики Иран. URL: http:/ /constitutions.ru/archives/140 (дата обращения: 03.10.2011).
96. Коробова Е.Г. Взаимоотношения государства и церкви в России: проблемы типологии и периодизации в аспекте воплощения идеи теократии.: диссертация кандидата юридических наук Белгород, 2009.
97. Кочетков Г. Гений Бердяева и Церковь. URL: http://www.mesoeurasia.org/archives/1876 (дата обращения: 03.10.2011)
98. Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи. — Казань: тип. Имп. Ун-та, 1880.
99. Лебедев В.Б. Религиозные преступления в законодательстве Российской империи в XVIII начале XX вв. — Псков: Псковский юридический ин-т Федеральной службы исполнения наказаний, 2007.
100. Логинов A.B. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая российская энциклопедия, 2005.
101. Лопухин А.П. Толковая ¡Библия; или; Комментарии на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. — Мі: ДАЕЪ; 2008.. і •' .
102. Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. — MÜ: Мол. гвардия, 2000.
103. Маленков BI В: Государственно-конфессиональные отношения? в; России (IX XX вв.): краткий очерк истории: — М.: Спутник +, 2010;
104. Мальцева A.B. Религиозно-политический акт : полит, философия И. А. Ильина. — М: Макс Пресс, 2005.
105. Митрофанов Георгий, прот. Антон Владимирович Карташев русский богослов и церковный; историк, государственный и общественный деятель. URL: http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/mitrofanov.htm (дата обращения: 03.10.2011).
106. Павлов. A.C. Курс церковного права. СПб: Лань, 2002.
107. Панская Ю.Н. Общественно-политические взгляды митрополита Московского Филарета (Дроздова): проблемы теории и практики: диссертация кандидата исторических наук. — М., 2008.
108. Политическая история русской эмиграции 1920-1940. — М.: ВЛАДОС, 1999.
109. Позов A.C. По поводу книги И.Л: Солоневича «Белая Империя». Соло-невич И.Л. Россия.и революция. — М.: ФондИВ, 2007.
110. Политология. Энциклопедический словарь. — М., 1993
111. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора : Государство и церковь в эпоху Александра III. М.: АИРО-ХХ, 1996.
112. Пфеффель К. Заметка о Тютчеве. // Литературное наследство. — М.: Наука, 1988.-Т. 97. Кн. 2.
113. Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. — М.: Наука: Вост. лит., 1998.
114. Российский энциклопедический словарь. — М., 2001. — Кн. 2.
115. Российское законодательство Х-ХХ вв. — М.: Юрид. лит, 1984. — Т. 1.
116. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Начала политического права. М:: Труд и воля, 1906.
117. Салыгин E.H. Теократическое государство. — М.: Моск. обществ, науч. фонд, 1999."
118. Салыгин E.H. Теократическое государство: теорет.-правовой аспект: диссертация кандидата юридических наук. — М., 1997.
119. Семашко А. Г. Русская православная церковь в государственном механизме Российской империи XIX века: историко-правовой аспект. — М.: Изд-во РГСУ, 2008.
120. Сидоренко Алексий,; прот. Бердяев и церковь. URL: http://www.ihtus.ru/41.shtml. (дата обращения: 03.10.2011).
121. Слово о Законе и Благодати митрополита Иллариона; URL: http://www.hrono.info/dokum (дата обращения: 03.10.2011) .
122. Смирнова Н.Д. История Албании в XX веке. — М.: Наука, 2003.
123. Соколов Дмитрий, прот. Чин миропомазания царей русских при венчании их на царство. // Учение о богослужении Православной Церкви. СПб., 1908;
124. Соловьёв B.C. Великий спор и?христианская политика. // Владимир Соловьев. Спор о справедливости. --- Москва-Харьков: Фолио, 19991
125. Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч. В 10 т., т. III.
126. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соч.: В 2 Т. — М., 1990.-Т. 2.
127. Солоневич ИЛ. Народная монархия.— М.: Феникс, 1991.
128. Солоневич И.Л. Россия и революция -М.: ФондИВ, 2007.
129. Тарановский Т.К. Особенности российской самодержавной монархии в XIX столетии // Российская монархия: вопросы истории и теории. Межвузовский сборник статей, поев. 450-летию учреждения царства в России (1547 1997 гг.) - Воронеж: Истоки, 1998.
130. Тихомиров JI.А. Монархическая государственность — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.
131. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? — М.: Academia, 2007.
132. Тюрин Е.А. Теократия и её творцы в доколумбовой Месоамерике// Гуманитарные науки. Сб. Статей. — М., 1998. Вып. 5.
133. Тютчев Ф.И. Россия и Запад. // Тютчев Ф.И. Россия и Запад. — М.: Культурная революция, 2007.
134. Успенский Б.А. Царь и патриарх. Харизма,власти в России: (Византийская модель и её русское переосмысление) — М.: Яз. рус. культуры, 1998.
135. Фихте И.Г. Сочинения: В 2 т. / Сост. и. примеч. В.Волжского. — СПб., 1993.-Т.П.
136. Флавий Иосиф. Против Апиона: URL: http://mystudies.narod.ru/library/ nochrist/flavius/apion.htm (дата обращения: 4.10.2011).
137. Флоренский П.А. Философия культа// Символ (Париж) 1991. №26.
138. Флоровский Г.В. Два завета. URL: http://www.pravbeseda.ru (дата обращения: 28.09.2011)
139. Флоровский Г.В. Империя и пустыня. Антиномии христианской истории. // Флоровский Г. Догмат и история. — М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1998.
140. Флоровский Г.В. Вера и культура. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/church/22.html (дата обращения: 03.10.2011).
141. Флоровский Г.В. Империя и пустыня. Антиномии христианской истории. // Догмат и история. М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1998.
142. Черняев Н.И. Мистика, идеалы и поэзия русского Самодержавия. — М.:Изд-во журн. "Москва", 1998.
143. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Герье В.И. К вопросу о сущности теократии. // Вопросы философии и психологии. - М., 1899. - Кн. 48 (III)., 1998.
144. Юридический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1984.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.