Теория и практика политического англиканизма в Ирландии в 1692 - 1715 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Лежнина, Елена Владимировна

  • Лежнина, Елена Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Казань
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 184
Лежнина, Елена Владимировна. Теория и практика политического англиканизма в Ирландии в 1692 - 1715 гг.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Казань. 2013. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лежнина, Елена Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I Источники по истории политического англиканизма

рубежа XVII - XVIII веков

1.1. Документальные источники

1.2. Публицистические произведения (памфлеты и

трактаты)

1.3. Англиканские проповеди

1.4. Письма и воспоминания

ГЛАВА II Идеология политического англиканизма как основа

системы «протестантского господства» в Ирландии

2.1. Роль англиканизма в общественно-политическом устройстве Ирландии

2.2. Антикатолицизм и антиякобитизм англо-ирландцев

2.3. Ирландские англикане и диссентеры

ГЛАВА III Режим «протестантского господства» и его оценка в

общественно-политической мысли англо-ирландцев

3.1. Проблема экономического положения Ирландии в общественно-политической мысли англо-ирландцев

3.2. Уильям Молинью и вопрос о конституционных правах Ирландии

3.3. Ирландский протестантский юнионизм конца XVII -

начала XVIII веков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика политического англиканизма в Ирландии в 1692 - 1715 гг.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В традиционном обществе, до начала «века идеологий»1, религия формировала взгляды на социальное и политическое устройство и выступала регулятором межличностных отношений. Человек, считающий себя частью определенной религиозной конфессии, без колебаний одобрял общепринятую среди его единоверцев политическую модель, нормы правопорядка, систему общественных отношений. Религиозные ценности локализовались в определенном физическом пространстве и имели территориальные границы, а иерархия индивидуальных способностей и возможностей совпадала с социальной иерархией2.

Стремление к конфессиональной независимости и автономности структур является специфической чертой развития большинства протестантских церквей . Но в истории Ирландии протестантизм сыграл совсем иную роль. С середины XVI века после утверждения в соседней Англии одного из ответвлений протестантской религии - англиканизма, началось активное освоение и подчинение Ирландии. Английский король Генрих VIII, вступив в конфликт с римской католической церковью, лишился титула лорда Ирландии, но был провозглашен королем острова, что позволило ему безраздельно распоряжаться землями кланов, рассматривать ирландскую знать в качестве своих вассалов. От земельных конфискаций более всего страдали гэлы-католики, тяготевшие к независимости, готовые ради сохранения свободы заключить союз с враждебными Англии католическими государствами. Фактически, «Зеленый остров» стал для

1 Начало «века идеологшЪ> традиционно датируется Великой французской революцией 1789 г. См.: Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.-С. 25.

Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М., 1984. - С.45. Очерки истории западного протестантизма / Под ред. A.A. Кисловой, О.В. Чернышовой, Е.С. Токаревой. - М., 1995. - С.З.

английских протестантов «пробным камнем для религиозного обоснования колонизации»1.

К 1691 году после нескольких католических восстаний, жестоко подавленных англичанами, ограбления Ирландии отрядами О. Кромвеля, и неудачной попытки свергнутого Джеймса II с помощью ирландской католической знати вернуть корону, власть в Ирландии безраздельно перешла в руки протестантов. Данный период, чаще всего датируемый 16911800 гг., традиционно именуется «классической эрой протестантского господства»2. Согласно последним исследованиям, этот термин, вошедший в

Л

ирландский политический словарь в 1780-1790- е гг. , изначально обозначал лишь церковную протестантскую организацию, охватившую не только Британские острова, но и часть континентальной Европы в противовес «католическому господству» Папы и его апологетов4. В дальнейшем, под влиянием консервативно настроенных депутатов ирландского парламента, фраза приобрела ярко выраженный политический смысл: «протестантское господство состоит из протестантского короля Ирландии, протестантского парламента, протестантской иерархии, протестантских избирателей и правительства, правосудия, армии и налогового ведомства»5, и в такой форме стало частью ирландской литературной традиции6. Современные ирландские авторы считают «протестантское господство» «неопределенным

1 Клочков В.В. Право, религия и идентичность как факторы ограничения королевской прерогативы в Англии XVII века // Исторические, философские, юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2011. - №4. -Ч.З. - С. 54. // Режим доступа: URL: http // www.gramota.net/articles/issn_1997-292Х_201 l_4-3_14.pdf (дата обращения: 01.06.2012).

2 A new history of Ireland. Vol. IV. The eighteenth-century Ireland / Ed. by T.W. Moody, W.E.Vaughan. - Oxford, 1986. - P.l:

3 Впервые словосочетание «протестантское господство» прозвучало в выступлении члена палаты общин Дублинского парламента сэра Б. Роша в феврале 1782 г.

4 Kelly J. The Genesis of the "Protestant Ascendancy": the Rightboy disturbances of the 1780s and their impact upon protestant opinion // Parliaments, politics and people; essays in eighteenth-century Irish history / Ed. by G. O'Brien. - Dublin, 1989. - P. 93.

5 Calendar of the Ancient Records of Dublin / Ed. by R. Gilbert. In 18 vil. Vol. 14. - Dublin, 1909.-P. 242.

6 См.: McCormack W.J. Ascendancy and tradition in Anglo-Irish literary history from 1789-1939.-Oxford, 1985.

анахроничным понятием»1, дискутируют на тему его временной протяженности2, но, в своем большинстве, сходятся во мнении по основной смысловой нагрузке «протестантского господства» как политического, экономического и социального доминирования немногочисленных англикан-лендлордов и Церкви Ирландии.

Ирландская католическая верхушка после подавления антианглийских восстаний, лишенная имущественных и политических прав, была вынуждена отправиться в изгнание. Вся власть на острове оказалась в руках формировавших местный парламент и администрацию англикан, взявших под свой контроль не только религиозную сферу, но и земли, финансы и торговлю.

В правление последних Стюартов - Вильгельма III (1689-1702) и Анны (1702-1714), были созданы основы «протестантской (англиканской) Ирландии»: разработаны способы управления католической страной, программы ее «улучшений» и постепенной интеграции в экономическую, политическую и духовную жизнь Англии, а с 1707 г., после подписания Унии Англии и Шотландии - Великобритании. Ключевыми политическими мероприятиями периода стало принятие «карательных законов» («penal laws»), ограничивающих религиозную, экономическую и политическую активность неангликан, способствующих, согласно мнению сторонников карательного законодательства, быстрейшему обращению католиков и представителей протестантских сект в англиканизм.

Поддерживая основную линию ирландской политики Англии, местные протестанты, тем не менее, преследовали собственные локальные цели. Опасаясь потери контроля над островом, они выступали против притока

1 Connolly S.J. Religion, law and power. The making of Protestant Ireland 1660-1760. - New York, 1995.-P. 4.

Российский историк A.B. Мирошников датирует «протестантское господство» 1691-1803 гг. См.: Мирошников A.B. Три века Ирландии. - Кн. 1. 1603-1845. - Воронеж, 2008. - С. 54. Западные авторы распространяют период на XVII, XVIII и даже XIX века.

диссентеров, представителей иных ветвей протестантизма, старались восстановить разрушенное после «вильямитских войн» хозяйство, стать конкурентоспособными в производстве и торговле. С другой стороны, нежелание Вестминстера учитывать интересы ирландской англиканской верхушки, пренебрежительное отношение к местным протестантам привело к скрытому конфликту элит, воспринятому, как правило, в религиозно-политических категориях.

Несомненно, конец XVII - начало XVIII веков стали периодом фундаментальных сдвигов в политическом сознании англичан. «Славная революция» и идеи Просвещения вызвали к жизни дискуссии относительно «общественного договора», «гражданских прав», о новом разумном понимании религии. Но ирландские протестанты, принявшие живое участие в обсуждении новых идей, не имели возможности воспользоваться новыми свободами. Так, например, принятые в Англии после революции законы, такие как «Билль о правах» (1689 г.), не были распространены на Ирландию. Политическое неравноправие, злоупотребления английских чиновников и подчиненный статус острова содействовали пробуждению оппозиционных настроений в ирландском протестантском сообществе и складыванию основы новой политической доктрины «колониального национализма».

Англиканская церковь, возглавляемая королем, и, таким образом, находящаяся в подчинении светской власти, являлась действенным политическим институтом. Несомненно, англиканизм наложил отпечаток на характер и направленность реализуемых на острове реформ, стал идейным базисом английской политики на острове и, фактически, превратился в политическую идеологию протестантской верхушки Англии и Ирландии.

Термин «политический англиканизм» был введен в научный оборот сравнительно недавно. Ирландский исследователь Дж. Робертсон1 использовал его для характеристики взглядов ирландских протестантов относительно идеи интеграции Ирландии в нарождающуюся Британскую империю, выделив рубеж XVII-XVIII вв. как начальную стадию юнионистского (объединительного) движения, основанного больше на единстве веры, чем на общих политических и экономических интересах. Представляется, что термин может быть использован в более широкой трактовке как комплекс религиозно-политических взглядов, характеризующих не только отношение ирландских протестантов к англиканской церкви и английскому государству, но и систему ценностей, лояльностей, представлений, составлявших идейную основу ирландского протестантского общества.

Объектом исследования выступает формирование и взаимопроникновение религиозных и политических идей ирландских протестантов в период складывания режима «протестантского господства».

Предметом исследования являются религиозные и политические взгляды англиканской верхушки ирландского общества, их отношение к представителям иных конфессий Ирландии, к политике английской короны на острове, особенности самовосприятия ирландских англикан как особой этнорелигиозной группы.

Хронологические рамки исследования охватывают 1692 - 1715 годы. Нижняя граница периода связана с окончанием Ирландского восстания 1689 -1691 гг., завершившегося подписанием Лимерикского договора 3 октября 1691 года, формально установившим в Ирландии равенство прав католиков и некатоликов. После принятия 24 декабря 1691 года «Акта отмены

1 Richardson J. Political Anglicanism in Ireland 1691-1801: from the language freedom to the language of union // The Irish act of Union, 1800: bicentennial Essays. - Dublin, 2003. - PP. 5868.

супрематии» ирландские католики лишились права занимать государственные должности и заседать в парламенте. Таким образом, условной датой начала становления системы «протестантского господства» можно считать январь 1692 года.

Верхняя граница исследуемого периода совпадает с обострением религиозно-политической ситуации в Британской империи в связи с переходом королевской власти после смерти Анны Стюарт к Ганноверам, «торийским мятежом» и попыткой «старшего претендента» Якова Фрэнсиса Эдварда Стюарта, сына Якова II, поднять восстание в Шотландии с целью возвращения престола. В Ирландии династический кризис стал первой серьезной проверкой на прочность сформированной системы «протестантского господства». В целом, к концу периода упрочение основ системы «протестантского господства» было завершено, а ирландский англиканизм стал формой политической теологии.

Методологические основы исследования представлены подходами, базирующимися на принципах историзма и научной объективности, благодаря которым обеспечивалось, с одной стороны, изучение политического англиканизма как комплекса идей, оформившегося в условиях ирландской действительности, но в то же время как интеллектуального течения, соответствующего общему направлению развития религиозных и политических взглядов Европы нового времени.

В работе использованы специально-исторические методы. Историко-генетический метод применен для определения истоков религиозно-политических идей ирландских протестантов. Историко-сравнительный метод позволяет оценить их роль в интеллектуальной жизни Британских островов, а также выявить степень реализации на практике предложенных ими мероприятий в области политики и религии. Историко-биографический метод необходим для определения роли отдельных представителей религиозно-политической мысли в разработке отдельных вопросов

политического англиканизма, помогает проследить родственные, дружественные, политические, экономические, научные связи внутри ирландского протестантского сообщества, определить причины идейных расхождений по проблемам становления режима «протестантского господства».

Цель исследования - изучение политического англиканизма в Ирландии как комплекса религиозно-политических идей, представлений и действий. Поставленная цель была конкретизирована в следующих задачах: - проанализировать различные группы источников по религиозно-политической истории Ирландии рубежа ХУП-ХУШ вв., определить их специфику и роль в создании доктрины политического англиканизма;

"пучить основы режима «протестантского господства», дать ^ защитникам и противникам;

" ^чкт англикан и католиков, охарактеризовать °чной церкви и диссентеров;

„ ^ ^гЧ*, гдельным вопросам в ирландском

-ч С* с' ^ чУ** ¿нные с несовершенством режима

& ^ г4 X

V3 ^ <■? 1 гх ия состоит в том, что

- к ^ ^ (Ъ

^ х^, ом ирландоведении предпринята попытка

^ -

^ \ игиозно-политических взглядов ирландских

С**

- К

исследовании проведен анализ целого комплекса источников, не вьч., х в научный оборот российскими исследователями.

Степень разработанности темы. Без сомнения, религиозно-политическая история Ирландии конца XVII - начала XVIII веков недостаточно глубоко изучена. В зависимости от целей и задач исследователей в зарубежной историографии политического англиканизма можно выделить несколько этапов.

Ранний период изучения англиканской Ирландии рассматриваемого периода охватывает XIX - начало XX веков, когда были написаны масштабные объемные истории отдельных стран. Политическая история Ирландии в контексте взаимоотношений с Англией проанализирована в работах британских историков Дж.Э. Фроуда, Т.Д. Ингрема и основателя ирландской национальной историографии У.Э.Х. Леки1. Для данной группы исследований характерно использование богатого фактического материала, но, в то же время, некоторая тенденциозность изложения, обусловленная этнической принадлежностью и политическими ориентациями авторов. Большой интерес для изучения основ англиканского учения и истории Церкви Ирландии XVII-XVIII столетий представляют фундаментальные издания докторов богословия В.Д. Киллена и Р. Манта2.

Второй этап изучения проблемы относится к 1920-1970-м годам, когда в Англии и Ирландии появляются специальные исследования, рассматривающие отдельные аспекты религиозно-политической жизни Ирландии. Во многом данная тенденция связана с подъемом ирландской национальной историографии и появлением ирландских научных периодических журналов, таких как «Ирландские исторические исследования» (с 1938 г.) и «Ирландская экономическая и социальная история» (с 1974 г.). Большое внимание британские авторы уделили политической истории, особенно «Славной революции» 1688-1689 гг. и ее последствиям для Ирландии и Англии (М. Эшли, Дж. М. Страка, К. Роббинс, В. А. Спек) . В национальной историографии приоритетным

1 Froude J.A. The English in Ireland in the Eighteenth century. - In 3 vol. - Vol. 1. - London, 1872; Ingram Th.D. A history of the legislative union of Great Britain and Ireland. - London, 1887; Lecky W.E.H. A history of Ireland in the eighteenth century. - Vol. 1. - London, 1913.

2 Killen W.D. The ecclesiastical history of Ireland. From the earliest period to the present times. - London, 1875; Mant R. History of the Church of Ireland from the Reformation to the Revolution; with the papal usurpation, in the twelfth century, to its legal abolition in the sixteenth. - London, 1840.

3 Ashley M. The Glorious Revolution of 1688. - London, 1966; Robbins C. The eighteenth-century commonwealthmen. - Cambridge, 1959; Straka G.M. Anglican reaction to the Revolution of 1688. - New York, 1962; Speck W.A. Tory and Whig: the struggle in the constituencies, 1701-1715.-London, 1970.

исследовательским направлением становится изучение «колониального национализма» - идеологии патриотов Ирландии, отстаивающих конституционные свободы острова (Дж. Симмс, Л.И. Виктори) \

С начала 1980-х годов в изучении ирландских религиозно-политических отношений происходит методологический переворот. В 1983 году в журнале «Ирландская экономическая и социальная история» вышла статья ирландского историка С.Дж. Конноли «Религия и история»2. Автор изменил отношение национальной историографии к истории религии и церкви, привлек внимание широкого круга историков, открыв перед ними перспективы изучения социальной структуры, политических убеждений, культуры и литературы через призму религиозных взглядов. В последующие годы интерес к религиозным вопросам в истории Ирландии значительно вырос. Роль англиканской Церкви Ирландии в общественно-политической жизни острова была подробно изучена А. Ачесоном, П. Авизом, А. Фордом, Дж. Мак Гвайером, В. Гэлвиным, Р. Гиллеспи, X. МакАдо, Р. Стронгом, Б. Янгом, Дж.К. Беккетом, Д.В Хэйтоном . Ирландские англикане (ирландские протестанты, англо-ирландцы) как члены особой этнорелигиозной группы ирландского общества были охарактеризованы в работах Дж. Смита, Т. Дойла4. Конфессиональные конфликты на острове стали предметом исследования К. Лейтона, Ф. Килроя, М. Уолл, Т. Беккета, Т. Барлетта, Ё. О

1 Simms J.G. Colonial Nationalism 1698-1776. - Naas, 1976; Victory L.I. Colonial Nationalism in Ireland, 1692-1725: from Common Law to Natural Right. An unpublished PhD theses, TCD. -Dublin, 1985.

Connolly S.J. Religion and History // Irish economic and social history. - 1983. - Vol. X. -PP. 66-80.

3 Acheson A. A History of the Church of Ireland. - Dublin, 2002; Gillespie R. Belief and Religion in early modern Ireland. - Manchester, 1997; Hayton D.W. The development and limitations of Protestant ascendancy: the Church of Ireland in public life, c. 1660-1740 // The Laity and the Church of Ireland, 1000-2000. All Sorts and Conditions / Ed. by R. Gillespie and W.G. Neely. - Dublin, 2002; Rupp G. Religion in England 1688-1791. - Oxford, 1986.

4 Smyth J. «Like amphibious animals»: Irish protestants, ancient Britons, 1691-1707 // The Historical Journal. - 1993. - Vol. 36. - No. 4. - PP. 785-797; Doyle Th. Jacobitism, Catholicism and the Irish Protestant Elite, 1700-1710 // Eighteenth-Century Ireland. - 1997. - Vol. 12. - PP. 28-59.

Кьярды , а Дж. Бардон, М. Эллиот изучили особенности религиозных столкновений на северо-западе острова - в Ольстере. Портреты видных общественно-политических деятелей, лидеров англиканской церкви Ирландии У. Кинга, У. Молиныо, Г. Максвелла, Дж. Свифта, У. Коннелли подробно представлены в работах П. Келли, Д.В. Хейтона, Ч. Фоуска, Ф. О'Регана, Д.Дж. Бойса, Р. Уолша3.

Влияние идей Просвещения на политическое сознание жителей ирландского королевства стало темой для исследования целой группы ученых: Т. Дадди, Д. Бойса, Р. Икклишела, В. Гейгена, Дж. Олмеер4. Политическая борьба протестантов Ирландии за свои права глубоко проанализирована Ч. И. МакГрафом, Д.В. Хейтоном, П. Келли, Дж. Хилл, Т.

с с

Дж. Дойлом, Н.Л. Йорком . Особо следует отметить труды ирландских

1 Leighton C.D.A. Catholicism in a Protestant Kingdom. A study of the Ancient Régime. -Dublin, 1994; Beckett J.C. Protestant dissent in Ireland 1687-1780. - Vol. 2. - London, 1986; Kilroy Ph. Protestant Dissent and Controversy in Ireland 1660-1714. - Cork, 1994; Wall M. Catholic Ireland in the Eighteenth Century. - Dublin, 1989; Barlett Th. The fall and rise of the Irish nation: The Catholic question, 1690-1830. - Dublin, 1992; Ô Ciardha É. Ireland and the Jacobite cause, 1685-1766. A fatal attachment. - Dublin, 2002.

2 Bardon J. A history of Ulster. - Belfast, 1992; Elliott M. The Catholic of Ulster: a history. -London, 2000.

3 Hayton D. Henry Maxwell, M.P., Author of An Essay upon an Union of Ireland with England (1703) // The Eighteenth-Century Ireland. - 2007. - Vol. 22. - PP. 28-63; Kelly P. William Molyneux and the Spirit of Liberty in Eighteenth-Century Ireland // The Eighteenth-Century Ireland. - 1998. - Vol. 3. - PP. 133-148; O'Regan Ph. Archbishop William King of Dublin (1650-1729) and the constitution in Church and State. - Dublin, 2000; Archbishop William King and the Anglican Irish Context, 1688-1729 / Ed. by Ch. J. Fauske. - Dublin, 2004; Boyce D.G. The Road to Wood's Halfpence and Beyond: William King, Jonathan Swift and the Defense of the National Church, 1689-1724 // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth-Century Ireland / Ed. by D.G. Boycc, R. Eccleshall, V. Geoghegan. - Dublin, 2001. - PP. 81-109; Walsh P. The Making of the Irish Protestant Ascendancy. The Life of William Connolly, 1662-1729. -Woodbridge, 2010.

4 Duddy Th. A history of Irish Thought. - London, 2002; Eccleshall R. The Political Ideas of Anglican Ireland in the 1690s // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth-Century Ireland / Ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. - Dublin, 2001. - PP. 110-141.

5 McGraph Ch.I. The making of the Eighteenth-Century Irish Constitution. Government, Parliament and the Revenue, 1692-1714. - Dublin, 2000; Hayton D.W. Ruling Ireland, 16851742. - Woodbridge, 2004; Kelly J. Poynings' Law and the making of law in Ireland, 16601800. - Dublin, 2007; Hill J. From patriots to unionist. Dublin Civil Politics and Irish Protestant Patriotism, 1660-1840. - Oxford, 1997; Doyle Th.G.D. The politics of Protestant Ascendancy; politics, religion and society in protestant Ireland. 1700-1710. An unpublished theses submitted in fulfillment of the degree of Ph.D of the National University of Ireland. - Dublin, 1996; York

историков Дж. Симмса, С. Дж. Коннолли, Т. Барнарда, Д. Диксона, создавших целостный образ «протестантской Ирландии» во всем его многообразии1.

Влияние британской имперской идеологии на становление «ирландского политического англиканизма» может быть раскрыто с помощью литературы, написанной в русле «Новой британской истории». Основоположник данного направления британский исследователь Дж.Дж.А. Покок предложил отказаться от изучения англоцентричной истории и перейти к исследованию «атлантического архипелага», развивающегося по

л

отличным от континентальной Европы законам . Последователи «Новой

о

британской истории» Л. Колли, Н. Кэнни, Р. Стронг, Д. Эрмитаж рассматривают Ирландию как неотъемлемую часть данной группы островов, а ее протестантское население - как один из важнейших элементов для формирования «британской нации».

Отечественная историография лишь схематично рассматривала религиозно-политическую историю Ирландии в рамках общих работ. Первым из российских дореволюционных исследователей, проникшихся ирландской тематикой был Г.Е. Афанасьев, автор «Истории Ирландии»4, в которой история острова предстает как непрерывная борьба коренных ирландцев за землю, политические права и религию. Восхищаясь патриотическим подъемом ирландских протестантов в период

N.L. Neither kingdom nor Nation. The Irish quest for constitutional rights, 1698-1800. -Washington, 1994.

'Simms J.G. War and politics in Ireland 1649-1730 / Ed. by D.W. Hayton, G. O'Brien. -London, 1986; Connolly S.J. Religion, law and power. The Making of protestant Ireland 16601760. - New York, 1995; Barnard T. A new Anatomy of Ireland. The Irish Protestant, 16491770. - New Haven and London, 2004; Dickson D. New foundations: Ireland 1660-1800. -Dublin, 2002.

Pocock J.G.A. British history, a Plea for a New Subject // The Journal of Modern History. -Vol. 47.-No. 4.-PP. 601-621.

3 Colley L. Britons. Forging the nation 1707-1832. - New Haven, 1992; Canny N. The origins of Empire: An introduction // The origins of Empire / British Overseas Enterprise to the Close of the Seventeenth Century / Ed. by N. Canny. - Oxford, 2001. - PP. 1-33; Strong R. Anglicanism and the British Empire, 1700-1850. - Oxford, 2007; Armitage D. The Ideological Origins of the British Empire. - Cambridge, 2000.

4 Афанасьев Г.Е. История Ирландии. - М., 2007.

«протестантского господства», российский историк выразил общее для прогрессивной общественности начала XX в. мнение, возможно, не столько по отношению к английской политике ХУП-ХУШ вв., а к позиции современных ему политиков, отрицавших право Ирландии на самоуправление.

В советский период появляются специальные работы, затрагивающие отдельные вопросы развития Ирландии рубежа ХУП-ХУШ столетий. Рассмотрением истории Второго ирландского восстания 1689-1691 годов, ставшего началом «английского господства»1, занимались Ю.М. Сапрыкин и Э.П. Телегина2. Особенностям земельной политики англичан на острове на рубеже ХУП-ХУШ веков посвятила свое исследование Л.А. Каверина3. Итогом изучения истории Ирландии в советский период стала коллективная монография «История Ирландии»4, в которой политико-религиозный аспект англо-ирландских противоречий конца XVII- начала XVIII вв. был раскрыт через призму социально-экономических отношений. В целом, советские исследования лишь вскользь отмечали религиозно-политические противоречия на острове, объясняя проблемы его развития в позднестюартовскую эпоху, в основном, грабительской политикой английского государства в отношении Ирландии.

Одним из важнейших направлений в отечественном ирландоведении является изучение проблемы Ольстера, северо-восточной части Ирландии. С 1960-х годов советские историки пришли к выводу, что корни этого

1 Советская историография восприняла хронологию ирландской истории, введенную Ф. Энгельсом (См. : Энгельс Ф. История Ирландии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 16. - С. 479-522.).

2 Сапрыкин Ю.М. Английская колонизация Ирландии в XVI - начале XVII века. - М., 1958; Сапрыкин Ю.М. Английское завоевание Ирландии (XII - XVII вв.). - М., 1982; Телегина Э.П. Ирландская политика Якова II и предпосылки «Славной революции» в Англии. - Горький, 1980; Телегина Э.П. Освободительная борьба ирландского народа в последней трети XVII в. - Горький, 1980.

•э

Каверина Л.А. Английское законодательство и социально-экономическое положение Ирландии в начальный период промышленного переворота в Англии // Проблемы рабочего и национального движения Великобритании и Ирландии. - Рязань, 1976. - С. 11. История Ирландии / Отв. ред. Л.И. Гольдман. - М., 1980.

конфликта лежат к периоде массовой колонизации северной оконечности острова шотландцами сразу же после Второго ирландского восстания 16891691 годов. А.Д. Колпаков, М.Е. Орлова, Ж.А. Лихачева, Е.Ю. Полякова1 подробно рассмотрели развертывание ольстерского конфликта, уделив значительное внимание его начальному этапу. В качестве главной причины столкновений католиков, англикан и пресвитериан российские исследователи указали несоответствие низкого социального статуса шотландских переселенцев и их растущего финансового благополучия.

На современном этапе российские исследователи практически не обращаются к истории Ирландии рубежа XVII-XVIII веков. Тем не менее, весомым вкладом в развитие отечественного ирландоведения является исследование признанного специалиста истории Ирландии XIX столетия A.B. Мирошникова2. В первой книге его трехтомного издания, охватывающей 1603-1845 гг., режим «протестантского господства» представлен как период, полный теологических противоречий, политической борьбы, но, в то же время, бурного расцвета духовной и материальной культуры. Особую ценность изданию придает публикация ряда исторических документов, в том числе по теме данного диссертационного исследования.

Для изучения ирландской религиозно-политической действительности изучаемого периода ценность представляют исследования, написанные в духе «Новой британской истории», посвященные изучению особенностей менталитета британского общества. Среди подобных работ необходимо отметить статьи М.С. Стецкевича и Т.Л. Лабутиной 3, оценивших

1 Колпаков А.Д. Ирландия - остров мятежный. - М., 1965; Орлова М.Е. Исторические судьбы независимой Ирландии // Вопросы истории. - 1967. - №2; Лихачева Ж.А. Религия и социальные конфликты в Северной Ирландии // Актуальные проблемы научного атеизма. - Вып. 3. - М., 1989; Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. - М., 1982.

2 Мирошников A.B. Три века Ирландии. - Кн. 1- Воронеж, 2008.

о

Стецкевич М.С. Протестантизм, антикатолицизм и британское национальное самосознание Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Мат-лы научн. конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия «Symposium».- Вып. 5. - СПб., 2000. - С. 35-41; Лабутина Т.Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов (1660-1714 гг.) // Религия и политика в Европе XVI-XX вв. - Смоленск, 1998. -С.33-34.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лежнина, Елена Владимировна, 2013 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев Г.Е. История Ирландии. - М., 2007. - 320 с.

2. Алексеев К.А. Ирландское восстание конца XVII века // Вопросы истории. - 2004. - №11. - С. 29-42.

3. Ерохин В.Н. Методологические подходы к изучению истории религиозной Реформации в Англии в современной британской историографии. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманитар, ун-та, 2008.-227 с.

4. Ерохин В.Н. Влияние протестантизма на понимание принципов социальных связей в английском обществе в XVI-XVII веках // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - №2. - Т.З. - С. 56-61.

5. История Ирландии / Отв. ред. Л.И. Гольдман. - М.: Мысль, 1980. -

394 с.

6. Каверина Л. А. Английское законодательство и социально-экономическое положение Ирландии в начальный период промышленного переворота в Англии // Проблемы рабочего и национально-освободительного движения в Великобритании и Ирландии. - Рязань, 1976. - С. 3-61.

7. Киселев A.A. Навигационные акты и Британская экономическая политика в XVII-XVIII веках // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2007. - №12. - С. 44-50.

8. Клочков В.В. Право, религия и идентичность как факторы ограничения королевской прерогативы в Англии XVII века // Исторические, философские, юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. №4. Ч.З. С. 54. // [Электронный ресурс] URL: http // www.gramota.net/articles/issn_1997-292Х_201 l_4-3_14.pdf (дата обращения: 01.06.2012)

9. Колпаков А.Д. Ирландия - остров мятежный. - М.: Наука, 1965. -

191 с.

10. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 336 с.

11. Кутявин Д.В. «Ирландская проблема» Джонатана Свифта // История и историография зарубежного мира в лицах. - Вып 5. - Самара, 2005.- С. 60-64.

12. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - С. 601-617.

13. Лабутина Т.Л. Антикатолицизм в Англии в правление последних Стюартов (1660-1714 гг.) // Религия и политика в Европе XVI-XX вв. -Смоленск, 1998. - С. 33-34.

14. Лежнина Е.В. Уильям Молиньюкс и проблема конституционных прав Ирландии в 1690-х годах // Запад-Восток: научно-практический ежегодник. - 2009. - №2. - С. 38-49.

15. Лежнина Е.В. Англиканская официальная проповедь как источник по истории религиозно-политической борьбы в Ирландии конца XVIII -первой половины XVIII веков // Запад-Восток: научно-практический ежегодник.-2010.-С. 18-28.

16. Лежнина E.B. Уильям Кинг и диссентеры Ирландии в 1690-е гг. // Современные тенденции изучения и преподавания всеобщей истории: материалы Всеросс. науч.-практич. конференции, 30 ноября 2011 года / Отв. ред. И.М. Эрлихсон, Ю.И. Лосев. - Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2011. - С. 242-246.

17. Лежнина Е.В. Религиозно-политическая жизнь Ирландии конца XVII - начала XVIII вв. в оценках отечественной историографии // Запад-Восток. - 2012. -№4-5. - С. 140-150.

18. Лежнина Е.В. «Образ врага»: ирландские католики глазами англикан в конце XVII - начале XVIII века // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - №39. Спец. выпуск. Национальный характер, дух народа и образ Другого: способы опознания и описания. - М.: ИВИ РАН, 2012.-С. 308-324.

19. Лежнина Е.В. Провиденциализм в религиозно-политической жизни Ирландии конца XVII - начала XVIII вв. // Европа, Россия, Азия: сотрудничество, противоречия, конфликты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 29 ноября 2012 г. - Рязань: Изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина 2012. - С. 259-261.

20. Лежнина Е.В. Шерстяной акт 1699 года в памфлетах ирландских протестантов // Казанская наука. - 2013. - №5. - С. 35-39.

21. Лежнина Е.В. Ирландский протестантский юнионизм конца XVII -начала XVIII вв. // Казанская наука. - 2013. - №9. - С. 38-42.

22. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.И. Нихолюкина. - М., 2000.

23. Лихачева Ж.А. Религия и социальные конфликты в Северной Ирландии // Актуальные проблемы научного атеизма. - Вып. 3. - М., 1989.

24. Мечковская Н.Б. Язык и религия. - М.: Фаир, 1998. - 352 с.

25. Мирошников A.B. Три века Ирландии. Кн. 1. 1603-1845. -Воронеж: Истоки, 2008. - 317 с.

26. Орлова М.Е. Исторические судьбы независимой Ирландии // Вопросы истории. - 1967. - №2.

27. Очерки истории западного протестантизма / Под ред. A.A. Кисловой, О.В. Чернышовой, Е.С. Токаревой. - М.: ИВИ, 1995 - 254 с.

28. Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. - М.: Наука, 1982. -

173 с.

29. Сапрыкин Ю.М. Английская колонизация Ирландии в XVI -начале XVII века. - М.: Изд-во МГУ, 1958. - 230 с.

30. Сапрыкин Ю.М. Английское завоевание Ирландии (XII - XVII вв.). - М.: Высшая школа, 1982. - 178 с.

31. Стецкевич М.С. Антикатолицизм и британское национальное самосознание: проблемы историографии // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени Санкт-Петербургского гос. ун-та. - 2011. - №7. - С. 156165.

32. Телегина Э.П. Ирландская политика Якова II и предпосылки «Славной революции» в Англии. - Горький, 1980.

33. Телегина Э.П. Освободительная борьба ирландского народа в последней трети XVII в. - Горький, 1980.

34. Шарифжанов И.И. Английская историография в XX веке. Основные теоретико-методологические тенденции, школы и направления. -Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 238 с.

35. Эрлихсон И.М. Английская общественная мысль второй половины XVII века. - М.: Научная книга, 2007. - 208 с.

36. Abrahams P. When an Eye is armed with a Telescope: The Dioptrics of William and Samuel Molyneux // Режим доступа: URL: http://www.europa.com/ -telscope/molyneux.txt (дата обращения: 7.09.2009).

37. Acheson A. A History of the Church of Ireland 1691-2001. - Dublin: The Columba press - APCK, 2002.

38. Archbishop William King and the Anglican Irish Context, 1688-1729 / Ed. by Ch. J. Fauske. - Dublin: Four Courts Press, 2004. - 190 p.

39. Armitage D. The ideological origins of the British Empire. -Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - 249 p.

40. Armitage D. The political economy of Britain and Ireland after the Glorious Revolution // The Political Tin Seventeenth-Century Ireland: Kingdom or Colony / Ed. by J.H. Olmeyer. - Cambridge: Cambridge University Press. - PP. 221-243.

41. Armitage D. Literature and Empire // The Origins of Empire. Vol. I. British Overseas Enterprise to the Close of the Seventeenth Century / Ed. by N. Canny. - Oxford: Oxford University Press, 2001.

42. Ashley M. The Glorious Revolution of 1688. - London: Hodder and Stoughton, 1966.-224 p.

43. Bardon J. A history of Ulster. - Belfast: The Blackstaff Press Limited,

1992.

44. Baltes S. The Pamphlet Controversy about Wood's Halfpence (17221725) and the Tradition of Irish Constitutional Nationalism. - Frankfurt am Main -Berlin - New York - Oxford - Wien, 2003. - 335 p.

45. Barlett Th. The fall and rise of the Irish nation: The Catholic question, 1690-1830. -Dublin: Jill & MacMillian, 1992.-430 p.

46. Barlett Th. «An Union for Empire»: The Anglo-Irish Union as an Imperial Project // The Irish Act of Union, 1800. Bicentennial Essays / Ed. by M. Brown, P.M. Geoghegan, J. Kelly. - Dublin: Irish Academic Press, 2003. - PP. 5057.

47. Barnard T. A New Anatomy of Ireland: The Irish Protestants, 16491770. - New Haven and London: Yale University press, 2003. - 489 p.

48. Barnard T.C. Reforming Irish manners: the religious societies in Dublin during the 1690s // The Historical Journal. - 1992. - Vol. 35. - PP. 805-838.

49. Barnard T.C. Sir William Petty as Kerry ironmaster // Proceedings of the Royal Irish Academy. - Section C: Archaeology, Celtic Studies, History, Linguistics, Literature. - 1982. - PP. 1-32.

50. Barnard T.C. The uses of 23 October and Irish Protestant celebrations // English historical review. - 1991. - PP. 889-920.

51. Barnard T. Improving Ireland? Projectors, prophets and profiteers, 1641-1786. -Dublin, 2008. - 198 p.

52. Barnard T. Improving clergymen, 1660-1760 // As by law established. The Church of Ireland since the Reformation / Ed. by A. Ford, J. McGuire and K. Milne.-New York, 1995. - PP. 136-151.

53. Barrington J. Rise and fall of the Irish nation. - New York: P.J. Kenedy, Excelsior Catholic Publishing House, 5 Barclay Street, 1896.

54. Beckett J.C. The making of modern Ireland, 1603-1923. - London: Cox & WymanLtd, 1981.

55. Beckett J.C. Protestant Dissent in Ireland 1687-1780. - London, 1986.

56. Bennett G.V. The tory Crisis in Church and State 1688-1730: The Career of Francis Atterbury, Bishop of Rochester. Oxford: Clarendon Press, 1975.

57. Bolton G.C. The Passing of the Irish Act of Union: a study in parliamentary politics. - Oxford: Oxford University press, 1966.

58. Barlett Th. «An Union for Empire»: The Anglo-Irish Union as an Imperial Project // The Irish Act of Union, 1800. Bicentennial Essays / Ed. by M. Brown, P.M. Geoghegan, J. Kelly. - Dublin: Irish Academic Press, 2003. PP. 5057.

59. Boyce D.G. The Road to Wood's Halfpence and Beyond: William King, Jonathan Swift and the Defence of the National Church, 1689-1724 // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth-Century Ireland / Ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. - Dublin, 2001. - PP. 81-109.

60. Brewer J.D., Higgins G.I. Anti-Catholicism in Northern Ireland, 16001998. The Mote and the Beam. - New York: St. Martin's Press, 1998.

61. Brown M. The Injured lady and Her British Problem: The Union in Political Thought // The Irish Act of Union, 1800. Bicentennial Essays / Ed. by M. Brown, P.M. Geoghegan, J. Kelly. - Dublin: Irish Academic Press, 2003. - PP. 3749.

согласие ... и основывается на непреложных законах природы и разума, которые не могут быть отменены»1.

Проследив историю англо-ирландских отношений и процесс формирования ирландской «конституции», У. Молиныо приступил к анализу современной политической ситуации. Он, оставаясь преданным Короне подданным, подробно объяснил причины, толкнувшие англо-ирландцев на защиту своих прав и свобод. Автор трактата подчеркнул, что протестантская знать, джентри и духовенство, бежавшие от «наглости и варварства» ирландских папистов в 1689 г., по их вине были лишены многих политических и экономических свобод. Он согласился, что многие разработанные после окончания восстания акты восстанавливали утраченные англо-ирландцами права, но все они были приняты без участия народа Ирландии . Таким образом, автор считал своей целью восстановление независимого статуса Ирландии в рамках британской империи.

В тексте трактата Ирландия неоднократно сравнивалась как с римскими провинциями античности, так с современными североамериканскими колониями Англии и Шотландией, при этом она либо не уступала, либо превосходила их по широте политических свобод. В конце «Положения» У. Молиныо привел десять доказательств независимости своей страны. Он полагал, что заявление «Ирландия - колония Англии» противоречит законам человечества, общему праву, основополагающим актам и отдельным «хартиям свободы», изданным как для империи, так и для ирландского королевства. Монарх не может руководить работой ирландского парламента и отменять старые законы, в стране продолжает сохраняться выработанный веками политический и судебный обычай, значит, Ирландия функционирует как отдельное королевство. Независимый статус острова защищает и важнейший конституционный принцип: ни один закон не

1 Molyneux W. The Case of Ireland's being bound by act of parliament in England, stated. - P. 85.

2 Ibid.-P. 84.

вводится без согласия парламента. Ирландский народ является также важным элементом в этой системе аргументов. Он готов бороться за свои права и выказывать неповиновение всякому, кто попытается установить власть над его государством.

Основываясь на анализе юридических и исторических прецедентов, а также используя элементы политической философии, У. Молиныо, составил подробную, хорошо аргументированную, но в то же время спорную по содержанию декларацию политической самостоятельности Ирландии.

Общество отреагировало на появление трактата неоднозначно, расколовшись на два лагеря: сторонников «Положения» и его противников. Отсутствие единства в рядах англо-ирландских протестантов, обусловленное запутанными семейными, экономическими и политическими интересами, непонимание теории естественных прав и общественного договора, наличие многочисленных группировок внутри парламента, еще не оформившихся в двухпартийную систему1. Прямая критика трактата заинтересованными в покровительстве метрополии англо-ирландцами и отсутствие поддержки книги коренным населением острова сделали выход «Положения» У. Молиныо знаменательным, но не общенациональным событием.

Тем не менее, власти осознали всю опасность этого произведения. Специальный комитет ирландского парламента, созданный для изучения «Положения», подготовил доклад королю, и 30 июня 1698 года он был утвержден палатой общин. В трактате У. Молинью члены комитета усмотрели «опасные попытки ... некоторых подданных Ирландии ...

о

избавить от подчинения и зависимости это королевство». В то же время дублинская протестантская община не выразила своего возмущения трактатом У. Молиныо, а деятельность противников «Шерстяного акта»

1 Ирландская партийная система окончательно сформировалась лишь к 1704 году. ~ Addresses of the House of Commons on Molyneux's book and the Irish woolen Trade, 1698 // Irish historical documents / Ed. by E.Curtis, R.B. McDowell. - Dublin,1943. - P. 183.

62. Carpenter A. William King and the threats to the Church of Ireland during the reign of James II // Archbishop William King and the Anglican Irish Context, 1688-1729 / Ed. by Ch. J. Fauske. - Dublin, 2004. - P. 30-35.

63. Canny N. The Origins of Empire: An Introduction // The Origins of Empire. Vol. I. British Overseas Enterprise to the Close of the Seventeenth Century / Ed. by N. Canny. - Oxford: Oxford University Press, 2001. - PP. 1 -33.

64. Canny N. Kingdom and colony: Ireland in the Atlantic World 15601800. - Baltimore: John Hopkins University press, 1988. - 149 p.

65. Clark J.C.D. English society, 1660-1832: religion, ideology, and politics during the ancient regime. - Cambridge: Cambridge University press, 2000.

66. Clark J.C.D. The language of liberty 1660-1832. Political discourse and social dynamics in the Anglo-American world. - Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

67. Claydon T., McBride I. The trials of the chosen peoples: recent interpretations of Protestantism and nation identity in Britain and Ireland // Protestantism and national identity: Britain and Ireland, c. 1650 - c. 1850 / Ed. by T. Claydon, I. McBride. - Cambridge: Cambridge University Press, 1998. - PP. 330.

68. Connolly S.J. Religion and History // Irish economic and social history. - 1983. - Vol. X. - PP. 66-80.

69. Connolly S.J. Reformers and highflyers: the post-Revolution church As by law established / The Church of Ireland since the Reformation / Ed. by A. Ford, J. McGuire, K. Milne.-Dublin: Lilliput Press, 1995.-PP. 152-165.

70. Connolly S. J. Religion, Law and Power: The Making of Protestant Ireland, 1660-1760. - Oxford: Clarendon Press, 1995. - 346 p.

71. Connoly S.J. Eighteenth-century Ireland: colony or ancient regime ? // The making of Modern Irish History: revisionism and the Revisionist Controversy /Ed. By D.G.Boys, A.O'Day. - New York, 1997.-PP. 14-32.

72. Connolly S.J. The Church of Ireland and the Royal Martyr: Regicide and Revolution in Anglican Political Thought c. 1660 - c. 1745 // The Journal of Ecclesiastic History. - 2003. - Vol. 54. - Is. 3. - PP. 484-506.

73. Connoly S.J. Divided kingdom: Ireland, 1630-1800. - Oxford: Oxford University Press, 2008. - 534 p.

74. Corrish P. J. The Irish Martyrs and Irish History // Archivium Hibernicum. - 1993. - Vol. 47. - PP. 89-93.

75. Coward B. The Stuart Age: England, 1603-1714. - Harlow: Longman, Harvard, 2003. - 562 p.

76. Croin M. A history of Ireland. - Basingstoke, 2001.

77. Cullen L. Catholics under the Penal Laws // The Eighteenth-Century Society. - 1986. - Vol. 1. - PP. 23-36.

78. Cullen L.M. Economic development, 1691-1750 // A History of Ireland. Vol. IV. Eighteenth-century Ireland 1691-1800 / Ed. by T.W. Moody, W.E. Vaughan. - Oxford: Clarendon press, 1986. - PP. 127-142.

79. Davis E.R. The Injured Lady, the Deluded Man, and the Infamous Creature: Swift and the 1707 Act of Union // Anglo-Irish Identities, 1571-1845 / Ed. by D.A. Valone, J.M. Bradbury. - Eastpark: Associated University press, 2010.

80. Dickson D. New foundations: Ireland 1660-1800. - Dublin: Irish Academic Press, 2002. - 220 p.

81. Doyle T. J. The politics of protestant ascendancy: politics, religion and society in protestant Ireland. 1700-1710: An theses submitted in fulfillment of the degree of Ph.D. of the National University of Ireland. - Dublin: University College Dublin, 1996.-418 p.

82. Doyle Th. Jacobitism, Catholicism and the Irish Protestant Elite, 1700-1710//Eighteenth-Century Ireland. - 1997.-Vol. 12.-PP. 28-59.

83. Duddy Th. A history of Irish Thought. - London and New York: Routhledge, 2002. - 362 p.

84. Eccleshall R. Anglican political thought in the century after the Revolution of 1688 // Political thought in Ireland since the seventeenth centuiy / Ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. - London-New York: Taylor and Francis, 1993. - PP. 36-72.

85. Eccleshall R. The Political Ideas of Anglican Ireland in the 1690s // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth-Century Ireland / ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. - Dublin, 2001. - PP. 110-141.

86. Elliot M. Partners in Revolution: the united Irishmen and France. -New Heaven — London: Yale University press, 1982. - 411 p.

87. Elliott M. The Catholic of Ulster: a history. - London: Basic Books, 2000.-641 p.

88. Gibney J. The Shadow of a Year: The 1641 Rebellion in Irish History and Memory. - Madison: The University of Wisconsin Press, 2013. - 229 p.

89. Gillespie R. Devoted people: Belief and religion in early modern Ireland. - Manchester-New York: Manchester University Press, 1997. - 198 p.

90. Gillespie R. The Presbyterian Revolution in Ulster, 1600-1690 // The Churches, Ireland and the Irish: Papers read at the 1987 summer meeting of the Ecclesiastical history society / Ed. by W.J. Sheils, D. Wood. - New York, 1989.

91. Gillis C. Days of Deliverance Part 6. Deliverance after The Irish Massacre of 1641. http: // Режим доступа: URL: http: www.ianpaisley.org/ article.asp?ArtKey=deliverance6 (дата обращения: 29.01.2010)

92. Grassby R. The Business Community of Seventeenth-Century England. - Cambridge: Cambridge University Press, 1995.

93. Franko J. The new historicism and other old-fashioned topics // The New historicism / Ed. by H.A Veeser. - New York, 1989.

94. Froude J. A. The English in Ireland in the Eighteenth century. - In 3 vol. - Vol. 1. - London: Longman, Green and Co, 1872.

95. Hampton D. Religion and political culture in Britain and Ireland. -Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - 202 p.

96. HaydonC. Anti-Catholicism in eighteenth-century Ireland, c. 1714-80. A political and social study. - Manchester and New York: Manchester University Press, 1993.-276 p.

97. Haydon С. «I love my King and my Country but a Roman Catholic I hate»: anti-catholicism, xenophobia and national identity in Eighteenth-century England // Protestantism and national identity: Britain and Ireland, c. 1650 - c. 1850 / Ed. by T. Claydon, I. McBride. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. PP. 33-52.

98. Hayton D.W. From Barbarian to Burlesque: English Images of the Irish c. 1660-17150//Irish economic and social history. - 1988. -Vol. 15.-PP. 5-31.

99. Hayton D.W. Ideas of Union in Anglo-Irish Political Discourse, 16921720: Meaning and Use // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth-Century Ireland / Ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan - Dublin, 1997. -P. 142-168.

100. Hayton D.W. The development and limitations of Protestant ascendancy: the Church of Ireland in public life, c. 1660-1740 // The Laity and the Church of Ireland, 1000-2000. All Sorts and Conditions / Ed. by R. Gillespie and W.G. Neely. - Dublin, 2002. - PP. 104-132.

101. Hayton D.W. Ruling Ireland, 1685-1742: Politics, Politicians and Parties. - Woodbridge: The Boydell Press, 2004. - 307 p.

102. Hayton D. W. Henry Maxwell, M.P., Author of An Essay upon an Union of Ireland with England (1703) // The Eighteenth-Century Ireland. - 2007. -Vol. 22.-PP. 28-63.

103. Hayton D., Szechni D. John Bull's other kingdom: the English government of Scotland and Ireland // Britain in the first age of party, 1680-1750 / Ed. by C. Jones. - London, 1987.

104. Hill J. From patriots to unionist. Dublin Civil Politics and Irish Protestant Patriotism, 1660-1840. - Oxford: Clarendon Press, 1997.

105.Hont I. Free trade and the Economic Limits to Modern Politics // Economic Limits to Modern Politics / Ed. by J. Dunn. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

106. Horrocks J.W. A short history of mercantilism. - London: Mehuen&Co. LTD, 1925.

107. Howe S. Ireland and Empire: Colonial Legacies in Irish History and Culture. - Oxford : Oxford University Press, 2000.

108. Hynes S.M. Changing Their Path: Quaker Adaptation to the Challenge of Restoration, 1660-1680 // Restoration Ireland: Always Setting and Never Settled / Ed. by C.A. Dennehy. - Aldershot, 2008. - PP. 85-98.

109. Ingram Th.D. A history of the legislative union of Great Britain and Ireland. - London: Macmillan & со., 1887. - 227 p.

110. Irish preaching 700-1700 / Ed. by A.J. Fletcher, R. Gillespie. - Dublin: Fpur Courts Press, 2001.

111. Irvin J. L. Paradigm and Praxis: Seventeenth-century Mercantilism and the Age of Liberalism. - Toledo, 2008. - P. 96-97 // [Электронный ресурс] URL: http://www.books. google.ru/bo oks?id=mBS7kzOTvkC&printsec=frontcover&hl =ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 17.05.2013).

112. Jackson A. The Two Union: Ireland, Scotland, and the Survival of the United Kingdom, 1707-2007. - Oxford: Oxford University Press, 2012.

113. James F.G. Ireland in the Empire 1688-1770. A History of Ireland from the Williamite Wars to the Eve of the American Revolution. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1973.

114. James F.G. Lords of the Ascendancy. The Irish House of Lords and its Members, 1600-1800. - Dublin: Irish Academic Press, 1995.

115. Jones D.W. London Merchant and the Crisis of the 1690s: War and Economy in the Age of William III and Marlborough. - Oxford: Blackwell, 1988.

116. Kearney H.F. The political background to English Mercantilism, 16951700 // The economic history review. - 1990. - Vol. 22. - No. 3. - PP. 484-496.

117. Kelly J. The Genesis of the "Protestant Ascendancy": the Rightboy disturbances of the 1780s and their impact upon protestant opinion // Parliaments, politics and people: essays in eighteenth-century Irish history / Ed. by G. O'Brien. -Dublin, 1989.

118. Kelly J. Public and Political Opinion in Ireland and the Idea of an Anglo-Irish Union, 1650-1800 // Political Discourse in Seventeenth- and Eighteenth- Century Ireland / Ed. by D.G. Boyce, R. Eccleshall, V. Geoghegan. -Dublin, 1997.-PP. 110-141.

119. Kelly J. Poynings' Law and the making of law in Ireland, 1660-1800. -Dublin, 2007.

120. Kelly P. The Irish Woolen Prohibition Act of 1699: Kearney Revisited // Irish economic and social history. - 1980. - Vol. 6. - No. 7. - PP. 24-39.

121. Kelly P. The Printer's Copy of the MS. Of William Molyneux, «The Case of Ireland's Being Bound by Acts of Parliament in England, Stated», 1698 // Long Room. - 1980.-No. 16.-PP. 6-13.

122. Kelly P. William Molyneux and the Spirit of Liberty in Eighteenth-Century Ireland // The Eighteenth-Century Ireland. - 1998. - Vol. 3. - PP. 133148.

123. Kelly P. Recasting a tradition: William Molyneux and the sources of The case of Ireland ... stated (1698) // Political Thought in Seventeenth-Century Ireland: Kingdom or Colony / Ed. by J.H. Ohlmeyer. - Cambridge: Cambridge University Press, 2000. - PP. 83-106.

124. Kennedy L. Colonialism, Religion and Nationalism in Ireland. Belfast: Queen's University Press, 1996.

125.KiddC. Gaelic Antiquity and National Identity in Enlightenment Ireland and Scotland // English Historical Review. - 1994. - Vol. 109. - PP. 11971214.

126. Killen W.D. The ecclesiastical history of Ireland. From the earliest period to the present times. - London: William Dool published, 1875. - 569 p.

127. Kilroy Ph. Protestant Dissent and Controversy in Ireland 1660-1714. -Cork: Cork University Press, 1994.

128. Kings in conflict. The revolutionary War in Ireland and its Aftermath 1689-1750 / Ed. by W.A. Maguire. - Belfast: The Blackstaff Press, 1990.

129. Krey G.S. De Revolution redevises; 1688-1689 and the radical tradition in seventeenth-century London politics // The Revolution of 1688-1689: Changing Perspectives / Ed. by L.G. Schwoerer. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992.

130. Lecky W.E.H. A History of England in the Eighteenth Century. - In 8 vols. - Vol. II. - New York: D. Appleton and Company, 549 and 5551 Broadway, 1879.

131. Leighton C.D.A. Catholicism in a Protestant Kingdom. A study of the Ancient Régime. - Dublin: Gill & MacMillian, 1994. - 218 p.

132. Macinnes A.I. Union and Empire. The Making of the United Kingdom in 1707. - Cambridge: Cambridge University Press, 2007. - 382 p.

133. Mant R. History of the Church of Ireland from the Reformation to the Revolution; with the papal usurpation, in the twelfth century, to its legal abolition in the sixteenth. - London: J.W. Parker, 1840. - 809 p.

134. McGrath Ch.I. Securing the Protestant Interest: The Origin and Purpose of the Penal Law of 1695 //Irish Historical Studies. - 1996.-Vol. 30.-No. 117.-PP. 25-46.

135. McGrath Ch. I. The Making of the Eighteenth-Century Irish Constitution. Government, Parliament and the Revenue, 1692-1714. - Dublin: Four Courts Press, 2000.

136. McNally P. Parties, Patriots and Undertakers. Parliamentary Politics in Early Hanoverian Ireland. - Dublin: Four Courts Press, 1997.

137. McCormack W.J. Ascendancy and tradition in Anglo-Irish literary history from 1789-1939. - Oxford: Clarendon Press, 1985.

138. Monod P.K. Jacobitism and the English people: 1688-1788. -Cambridge: Cambridge University Press, 1989.

139. Montgomery J. An Entire and Coherent History of Ireland. Richard Cox's Hibernia Anglicana // The Linen Hall Review. - 1995. - Vol. 12. - No. 1. -PP. 9-11.

140. Morgan M.J. Molyneux's Questions. - Cambridge: Cambridge University Press, 1977.

Ml.Muessiq C. Preacher, Sermon and Audience in the Middle Ages. -Brill: Brill Academic Publishers, 2002. - 322 p.

142. Ohlmeyer J., Kenyod J. Civil wars. A Military history of England, Scotland and Ireland, 1638-1660. - Oxford: Oxford University Press, 1998.

143. Ohlmeyer J. H. «A Laboratory for Empire?»: Early Modern Ireland and English Imperialism // Ireland and the British Empire / Ed. by K. Kelly. - Oxford: Oxford University Press, 2004. - PP. 26-60.

144. O'Regan Ph. Archbishop William King of Dublin (1650-1729) and the constitution in church and State. - Dublin: Four Courts Press, 2000. - 355 p.

145. Parliament and the Church: 1529-1960 / Ed. by J.P. Perry, S. Taylor. -Edinburgh: Edinburgh University Press, 2000.

146. Pocock J.C.A. The Ancient Constitution and the Feudal Law. -Cambridge: Redwood Press Ltd, 1974.

147. Pocock J.G.A. British History: A Plea for a new subject // The Journal of Modern History. - 1975.-No. 47.-PP. 601-621.

148. Pocock J.C.A. Virtue, commerce, and history: essays on Political Thought and History, chieftly in the Eighteenth Century. - Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

149. Pocock J.G.A. Barbarism and religion. - Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

150. Richardson J. Political Anglicanism in Ireland 1691-1801: From the Language of Liberty to the Language of Union The Irish Act of Union, 1800. Bicentennial Essays / Ed. by M. Brown, P.M. Geoghegan, J. Kelly. - Dublin: Irish Academic Press, 2003. - PP. 58-67.

151. Richardson J. Archbishop William King (1650-1729): «Church Tory and State Whig»? // Eighteenth-Century Ireland. - 2000. - Vol. 15. - PP. 54-76.

152. Robbins C. The Eighteenth-century commonwealthman. - Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1959.

153. Rose C. England in the 1690s: revolution, religion, and war. - Oxford: Blackwell Publishers Inc., 1999.

154. Rupp G. Religion in England 1688-1791. - Oxford: Clarendon Press,

1986.

155. Simms J.G. Jacobite Ireland: 1685-1691. - London: Routledge & KeganPaul, 1969.

156. Simms J.G. The Williamite Confiscation in Ireland, 1690-1703. -London: Faber and Faber, 1956.

157. Simms J.G. Colonial nationalism: 1698-1776. Molyneux's The Case of Ireland ... stated. - Cork: The Mercier Press, 1976. - 80 p.

158. Simms J.G. William Molyneux of Dublin 1656-1698 / Ed. by P.H. Kelly. Blackrock: Irish Academic Press, 1982. - 176 p.

159. Simms J.C. The establishment of protestant ascendancy, 1691-1714 // A History of Ireland. Vol. IV. Eighteenth-century Ireland 1691-1800 / Ed. by T.W. Moody, W.E. Vaugan. - Oxford, 1986. - PP. 1-32.

160. Simms J.G. War and politics in Ireland 1649-1730 / Ed. by D.W. Hayton, G. O'Brien. - London: The Hambledon Press, 1986. - 335 p.

161. Smith A.D. National identity. - Reno: University of Nevada Press,

1991.

162. Smith D.L. A History of the Modern British Isles, 1603-1707. The Double Crown. - Maiden: Blackwell, 2004.

163. Smyth J. Anglo-Irish unionist discourse, c. 1656 - 1707: from Harrington to Fletcher // Bullan. - 1995. - No. 2. - P. 17-34.

164. Smyth J. «Like Amphibious Animals»: Irish Protestant, Ancient Britons, 1691-1707 // The Historical Journal. - 1997. - Vol. 36. - No. 4. - PP. 785-797.

165. Spiegel H.W. The Growth of Economic Thought. - Durham: Duke University Press, 1991.

166. Schwartz H. The French Prophets in England. A social history of Millenarian group in early eighteenth century. - New Haven: Yale University Press, 1980.-382 p.

167. The clergy of the Church of Ireland 1000-2000: Messengers, Watchmen and Stewards / Ed. by T.C. Barnard, W.G. Neely. - Dublin: Four Courts Press, 2006.

168. The History of Parliament: the House of Commons 1690-1715 / Ed. by D. Hayton, E. Cruickshanks, S. Handley. - Belfast: The Ulster Historical Foundation, 2002. - Vol. I. - 506 p.

169. The Irish Dissenting Tradition, 1650-1750 / Ed. by K. Herlihy. -Dublin: Four Courts Press, 1995.

170. The politics of Irish Dissent, 1650-1800 / Ed. by K. Herlihy. - Dublin: Four Courts Press, 1997. - 126 p.

171. The History of Parliament: the House of Commons 1690-1715 / Ed. by D. Hayton, E. Cruickshanks, S. Handley. - Belfast: Ulster Historical Foundation, 2002.-Vol. I.-506 p.

172. The Revolution of 1688-1689: Changing Perspectives / Ed. by L.G. Schwoerer. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 288 p.

173. Victory I. L. Colonial nationalism in Ireland, 1692-1725: from common law to natural right. Unpublished Ph.D. theses. - Dublin: Trinity College, 1985.-289 p.

174. White T.V., de The Anglo-Irish. - London: Victor Collancz LTD,

1972.

175. Wall M. Catholic Ireland in the Eighteenth Century. - Dublin: Geography Publication, 1989. - 201 p.

176. Walsh P. The Making of the Irish Protestant Ascendancy. The Life of William Connolly, 1662-1729. - Woodbridge, 2010. - 229 p.

177. Wilson C. Mercantilism. - London: Routledge and Kegan Paul, 1963.

178. Worsted in the game: losers in Irish history / Ed. by C. Brady. -

__r

Dublin: Lilliput Press in association with Radio Telefis Eireann, 1989. - 290 p.

179. York N.L. Neither kingdom nor Nation. The Irish quest for constitutional rights, 1698-1800. - Washington: Catholic University of America Press, 1994. - 280 p.

180. Young B.W. Religion and Enlightenment in Eighteenth-Century England. Theological Debate from Locke to Burke. - Oxford: Clarendon Press, 1998.-255 p.

181. Yeh S. E. In an enemy's country: British culture, identity and allegiance in Ireland and the Caribbean, 1688-1763. - Providence: Brown University, 2006. - 523 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.