Свобода совести как антропологический феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Арефьева, Лариса Викторовна

  • Арефьева, Лариса Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 160
Арефьева, Лариса Викторовна. Свобода совести как антропологический феномен: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2008. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Арефьева, Лариса Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ СВОБОДЫ СОВЕСТИ.

§ 1. Понятия «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповеданий».

§ 2. Свобода совести в истории современной цивилизации.

ГЛАВА 2. СВОБОДА СОВЕСТИ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

§ 1. Свобода совести как мировоззренческая категория.

§ 2. Антропологическая природа свободы совести.

ГЛАВА 3. СВОБОДА СОВЕСТИ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ.

§ 1. Свобода вероисповеданий в традиционных религиях народов Северного Кавказа.

§ 2. Специфика утверждения свободы совести в поликонфессиональном регионе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свобода совести как антропологический феномен»

Актуальность темы диссертационного исследования. В современный период трансформации социально-политических процессов общезначимая проблема свободы совести приобретает исключительно важное значение. Феномен свободы совести представляет собой сложную систему, предполагающую наличие множества взаимосвязанных элементов, характеризующих ее сущность. Свобода совести настолько многогранна, что никакое определение не может претендовать на абсолютную полноту. В" силу невозможности разработать одно всеобъемлющее определение свободы совести; имеет смысл говорить о группе взаимно дополняющих и уточняющих определений. Проблема заключается в том,,что свобода совести не может рассматриваться изолированно от других категорий, определяющих само существование и деятельность человека. Этот подход также не является абсолютно новым, так как еще Н.А. Бердяев пытался проникнуть в суть свободы совести, выдвигая множество ее определений и пытаясь выразить диалектику свободы. Переосмысление проблем свободы совести в настоящий период развития России представляется особенно актуальным с учетом того, что: человек действует в объективном мире, в условиях перманентного конфликта необходимости и свободы; значимость человеческого фактора в социальных процессах требует от фундаментальных наук применения критериев; осмысление которых невозможно без анализа всего богатства идей, высказанных мыслителями прошлого; возникшая в XX веке диспропорция между уровнем постижения мира и глубиной понимания человека как личности приводит к некоторому принижению его роли в глобальных системах; в целях самосохранения политическая система должна дать обществу возможность формировать, публично обсуждать и выбирать альтернативы поведения.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблемами свободы совести, свободы вероисповедания занимались и занимаются философы, религиоведы, культурологи, правоведы, политологи и т.д. В последнее время появилось большое количество исследований, посвященных проблематике свободы вообще и свободы совести в частности применительно к российской действительности. Это обусловлено тем, что сложные процессы становления и развития институтов гражданского общества и правового государства требуют критического пересмотра ряда концепций, в том числе проблем соотношения свободы и необходимости, стихийного и сознательного, свободы и справедливости, личности и государства, морали и права. Однако современные реалии, формируемые под влиянием процессов изменения и трансформации социума, настойчиво выдвигают необходимость философско-антропологического рассмотрения данного феномена.

Различные грани феномена свободы в системе категорий осмысливались в трудах Сократа, Аристотеля, Спинозы, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Бердяева, Шестова, Фромма и др., представителей экзистенциальной философии (М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-П.Сартра).

Для многонациональной1 и многоконфессиональной России вопрос о свободе совести был чрезвычайно важен и вместе с тем болезнен. В1 понятии свободы совести возникало и возникает много вопросов. В работах С.А. Бурьянова, А.И. Виноградова, Ю.И. Гирмана, Р:Б. Головкина, П.Н. Дозорцева, В.Н. Калинина, М.Г. Кириченко, B.Hi Королева, В.А. Куроедова, А.И. Кудрявцева, А.С. Ловинюкова, Г.П. Лупарева, А. Николина, А.В. Пчелинцева, КЬА. Розенбаума, Ф.М. Рудинского, В.Н. Савельева, Н.А. Трофимчука, Г.Г. Черемных, И.Н. Яблокова' и других поднимаются проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести, дается понятие данной свободы, ее содержание.

Исторические аспекты данной проблемы широко освещены как в дореволюционной, так и в современной литературе, в частности в трудах JI.M. Алексеевой, К.К. Арсеньева, А.И. Барменкова, А.В. Белова, Т.И. Буткевича, А. Гарнака, К.М. Герасимовой, А.А. Дорской, Г. Еллинека, И.А. Ильина, А.В. Карташева, В.В. Коника, О.В. Курило, А. Меня, JI.H. Митрохина, Н.М. Никольского, М.А. Рейснера, В.П. Рябушинского, Р.Г. Скрынникова, Ю.И. Стецовского, З.А. Тажуризиной, Е.Н. Тарновского, Д. Цветаева, В. Цыпина, А.Н. Яковлева и других. Идеи свободомыслия в творчестве дореволюционных мыслителей Северного Кавказа нашли отражение в работах М. А. Абдуллаева, А. Б. Баймурзаева, С. Тотоева, Х.К. Цаллаева, З.П. Цховребова и других исследователей философской и общественно-политической мысли народов Северного Кавказа.

Специфика развития свободы совести и свободы вероисповедания относительно полиэтничного и многоконфессионального Северного Кавказа.нашла свое отражение в работах М.А. Абдуллаева, JT.X. Авшалумовой, А.Г. Агаева, А.К. Алиева, М.Г.Алиева, З.С. Арухова, М.В. Вагабова, Н.М.Вагабова, З.Т. Гасанова, К.Г. Гусаевой, И.П.Добаева, Г.М. Курбанова, С.Ш. Муслимова, М.М. Омаровой, К.М. Ханбабаева, М.Я. Яхьяева и др.

И все же сегодня нельзя говорить об изученности феномена свободы совести, ставить точку на достигнутом. В религиоведческой литературе существует необходимость концептуального осмысления и выражения этого многосложного явления.

Объект исследования: Свобода совести как социально-историческое явление, имеющее свою специфику, закономерности функционирования и развития.

Предмет исследования: особенности свободы совести как антропологического принципа, его проявление в многоконфессиональных обществах.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в концептуально-понятийном выражении свободы совести, путей и способов ее реализации в современном мире.

Для достижения указанной цели диссертантом решались следующие задачи: на основе историко-философского анализа феномена свободы совести выявить необходимость понятийного выражения ее сущности как антропологического принципа; дать сравнительный анализ понятий «свобода», «свобода совести», «свобода вероисповедания»; определить современное философское понимание свободы совести как социальнокультурной и мировоззренческой категории; исследовать антропологическое понимание свободы совести в качестве основной свободы человека; провести анализ состояния и специфики проявления свободы совести на Северном Кавказе как поликонфессиональном регионе.

Методологические и теоретические основы диссертации

Основным теоретико-познавательным средством исследования явились научные принципы познания социальных явлений в их историческом развитии, во взаимосвязи, взаимообусловленности общецивилизационных и региональных особенностей выражения свободы совести.

Теоретико-методологическим основанием исследования явились методы единства исторического и логического; метод интерпретаций частнопредметных результатов; принципы системного и сравнительного анализа, а также классические методы философско-антропологического исследования.

В работе широко применяются приемы и методы критического использования современного научного категориального аппарата, учет теоретических достижений философской, религиоведческой и культурологической мысли, выработка адекватных способов и средств абстрагирования проблемного поля исследования.

Научная новизна исследования. Диссертация является логически завершенным исследованием, формирующим концептуальную модель свободы совести как философско-антропологической категории. Новизна выражается в постановке вопроса о пределах и возможностях свободы совести, реализуемой в условиях многоконфессионального общества, характерного для современного периода развития цивилизации.

Научная новизна исследования проявляется в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Феномен свободы совести представляет собой сложную систему, предполагающую наличие множества взаимосвязанных элементов, характеризующих ее сущность. Категория свободы совести настолько многогранна, что никакое определение не может претендовать на абсолютную полноту, при анализе категории свободы совести невозможно разработать одно всеобъемлющее определение, а имеет смысл говорить о группе взаимно дополняющих и уточняющих определений. Свобода совести — это обеспечение в обществе таких демократических прав и свобод, которые реально гарантируют личности свободный выбор между религиозным и атеистическим мировоззрениями и возможность проявлять свои убеждения в обществе.

2. По мере совершенствования общественных отношений, расширения объема демократических прав и свобод в развитых государствах Европы и Америки исторически свобода совести стала рассматриваться не только как свобода вероисповеданий, но и как право личности на свободу убеждений и на свободное проявление своего отношения к религии. На самом деле, свобода вероисповедания является хотя и чрезвычайно важным, но лишь составным элементом свободы совести, поскольку включает в себя свободу выбора только в пределах религиозного сознания. Свобода совести подразумевает неотъемлемое право каждого человека иметь или не иметь религиозные убеждения. Понятие религиозной свободы несколько уже. Оно определяет право каждого человека иметь ту или иную веру или подобные ей убеждения по своему выбору, исповедовать свою религию и выражать свои убеждения единолично или совместно с единомышленниками.

3. Свобода совести является конкретно-исторической формой проявления свободы мировоззрения. Предметом регулирования, который задается свободой совести, являются отношения, возникающие в связи с формированием, воспроизводством, реализацией и пропагандой того или иного мировоззрения, как теистического, так и атеистического.

4. Уровень демократии и гуманизма социальной системы проявляется не только в ее целевых установках, но и в том, в какой степени учитываются интересы и потребности всех членов общества. Когда речь, заходит об обеспечении гарантий свободы совести, то должны реализовываться принципы всеобщности социальной справедливости и равноправия, исключения из любых сфер общественной жизни нетерпимости к противоположным убеждениям. Содержание, которое вкладывается в понятие свободы совести, раскрывается через мировоззренческие основы понятия, представленные на соответствующем уровне обобщения, абстракции. Развитие демократии, свободной конкуренции, институтов гражданского общества существенно изменили представления о свободе вообще и о свободе совести в частности. Следствием этого является то, что современная личность обладает значительной степенью негативной свободы, которая может проявляется в экстремистских действиях.

5. Во всем мире свобода совести и религиозная свобода представляют собой основной элемент прав человека. Фактор религиозной свободы играет важную роль и в государственных, и в международных делах. Примером этому является то, что не затихающие вооруженные конфликты в мире сосредоточены на границах традиционных религий: Ближний Восток, Южная Сахара, Балканы, Кавказ, Средняя и Южная- Азия — в этих регионах пересекаются* ислам, христианство, буддизм и индуизм. Поскольку религия формирует культуру, люди в этих районах имеют различные взгляды и мировоззренческие подходы. Противоречия нередко разрешаются ценой вооруженного противостояния.

6. Анализ конфессиональной ситуации на Северном Кавказе показывает, что она носит сложный и противоречивый характер. Адыгейцы, абазины, черкесы, часть осетин, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы — мусульмане — сунниты ханафитского толка; почти все народы Дагестана (в том* числе тюркоязычные кумыки), чеченцы и ингуши - мусульмане -сунниты шафиитского толка. В последние годы в Чечне и* Дагестане распространение получили идеи ваххабизма. Калмыки являются буддистами -ламаистами, часть — православные. Небольшая часть казачества -старообрядцы. В этой связи чрезвычайно важно поддержание систематического диалога между представителями ведущих конфессий — ислама и православия. Тем более что обе стороны неоднократно заявляли о своей готовности к сотрудничеству. Его главной стратегической целью видится предотвращение роста напряженности во взаимоотношениях представителейфазличных конфессий.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и рекомендаций как в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем современности; так и в практической деятельности' государственных, общественных, религиозных организаций по утверждению межконфессионального мира и согласия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Арефьева, Лариса Викторовна

Заключение

Свобода совести - право каждого человека на осуществление свободного мировоззренческого выбора, на определение отношения к религии. Последние годы отмечены высокой степенью этноконфессиональной напряженности в стране, что следует считать лишним свидетельством актуальности темы данного исследования.

В последние годы религиозная ситуация в Республике Дагестан и на Северном Кавказе определяется главным образом следующими тенденциями.

Во-первых, происходит усиление фундаменталистских идей в традиционно исламской среде, где так называемый «ваххабизм» начинает занимать нишу идеологии политического и социального протеста, особенно для молодежи из малообеспеченных общественных слоев и определенного этнического состава.

Во-вторых, под влиянием работы зарубежных религиозных центров и послабления государства происходит некоторый всплеск деятельности новых религиозных организаций, выдерживавших определенную паузу после принятия Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В-третьих, все актуальнее в обществе насаждается идея об агрессивности и экстремизме в деятельности религиозных организаций. Если раньше это относилось в основном к сектам, то теперь, с введением в оборот понятия «религиозный экстремизм», делается попытка распространить это определение и на традиционные для России конфессии и религии.

При этом, состояние научной разработанности проблемы свободы совести оказывает непосредственное и значительное влияние на её реализацию. Слабость научной разработанности проблемы реализации свободы совести касается, прежде всего, методологии и понятийного аппарата: свобода совести понимается ограниченно - как свобода вероисповедания и деятельности религиозных объединений, что изначально предопределяет отсутствие правовых гарантий для лиц, не являющихся членами религиозных организаций, и прежде всего «неверующих»;

- недостаточно разработанными являются вопросы соотношения свободы совести с такими сопряженными с ней понятиями, как антиклерикализм, свобода вероисповедания, религиозная свобода, светскость государства, религиозная политика государства, государственно-религиозные отношения и др.;

- нерешённость проблемы соотношения этих понятий со свободой совести приводит к некорректной трактовке принципов и понятийного аппарата: светскость порой отождествляется с секулярным и определяется как нерелигиозное, при неопределенности религиозного, а религиозная политика государства и государственно-религиозные отношения довлеют над свободой совести;

- неразработанность вопроса соотношения свободы совести и свободы вероисповедания, применение некорректных разделительных принципов (например, верующий/неверующий) опосредованно предопределяют чрезмерное влияние религиоведения на право и экспорт соответствующего понятийного аппарата («традиционные/нетрадиционные» религии (религиозные организации), «культ», «деструктивный культ», «секта» и т.п.) в образование, государственное управление, другие области науки;

- на фоне крайне слабой разработанности методологии для реализации свободы совести, выражающейся, прежде всего, в приоритете «религиозной политики» над «свободой совести», идеологически ангажированными учёными фактически разрабатываются некорректное обоснование и понятийный аппарат для преследований инаковеруюгцих и инакомыслящих: духовная безопасность», «экстремизм», «религиозный экстремизм», «исламский экстремизм», «религиозный терроризм» и т.п.

Большое место в формировании системы регулирования религиозной политики в России составляет практика субъектов Федерации. Через обогащение федерального законодательства местным происходит регламентация системы государственно-религиозных отношений, выстраивается модель «опорных точек» или «площадок», на которых становится возможным отработать ту или иную концепцию на практике. Например, заслуживает внимания факт законодательного запрещения ваххабизма в Дагестане.

В связи с этим, на наш взгляд, назрела необходимость выработки принципиально новой стратегии по решению многочисленных методологических и терминологических проблем в сфере свободы совести, тем более, что в настоящее время активно развиваются общественно-религиозные и межконфессиональные отношения, характерные для становления современного гражданского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Арефьева, Лариса Викторовна, 2008 год

1. Абрамов М.А. Неопределенность свободы // Вопросы философии. М., 1996. №Ю.

2. Айвазов И.Г. Проблема свободы в философии Канта. М, 1910.

3. Александрова М.М., Иванова Т.Н. Свобода вероисповедания в IV веке н.э. в Римской империи // Права человека и гуманизация российского общества. Чебоксары, 1998.

4. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР : Новейший период / Моск. группа содействия выполнению Хельсинк. соглашений. — М.: ЗАО РИЦ «Зацепа», 2001.

5. Алиев А.К. Северный Кавказ: Современные проблемы этнополитического развития.- Махачкала, 2003.

6. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе.- М.: Вост.лит., 2003.

7. Алов А. А., Владимиров Н, Г. Иудаизм в России. М., 1997.

8. Алов А. А., Владимиров Н. Г. Ислам в России. М., 1996.

9. Английские материалисты 18 века. Собрание произведений в 3-х томах, М., 1967. Т.2

10. Андрякова Т.В. Развитие идеи свободы вероисповедания в ходе Реформации в Англии // Свеча-99: Сб. науч. и метод, ст. по религиоведению и культурологии. Вып. 1. - Архангельск, 1999.

11. Антология мировой философии. В 4-х томах, М, 1969, T.I.

12. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII начало XX вв.).-М.: МПГУ, 2004.

13. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах, М, 1983. Т.4.

14. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики.- Махачкала: Агентство «Кавказ». Редакция аналитической информации, 1999.

15. Афанасьев П.Б., Демьяненко С.П. Функционирование свободы совести в современной России (социальный и юридический аспекты) // Проблемы развития российского законодательства . — Пермь, 2002.

16. Бабий М.Е. Свобода совести: философско-религиоведческая экспликация / Ин-т философии АН Украины. — Киев, 1993.

17. Бакаева С.Ю. Свобода вероисповедания: опыт анализа федерального и регионального законодательства // Социально-экономические проблемы развития Дальнего Востока России в системе АТР. — Хабаровск, 1997.

18. Баязитов А. Отношение ислама к науке и иноверцам. СПб., 1906.

19. Белов Ю. С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям России в 1905-1917 гг.: Автореф. дис. канд. ист. наук. СПб., 1999.

20. Берви-Флеровский В. В. Азбука социальных наук//»Я верю в разум!.» Народники-революционеры об атеизме и религии. JL, 1989.

21. Берман Г. Док. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

22. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Репринт. Вып. 1-4. М., 1994.

23. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксизма//Вопросы философии. 2005. №9.

24. Булгаков С. Н. Христианский социализм. М., 1991.

25. Бурьянов С. А. Правовые основания, сущностное содержание и гарантии свободы совести // Государство и право, 2001. №2.

26. Бурьянов С.А. О нарушениях Конституции России в сфере свободы совести в 2005г.// Политика и общество. 2006. №1

27. Бурьянов С.А. Свобода совести как право на реализацию мировоззренческой идентичности // Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире. СПб., 2005.

28. Бычко И.В. Познание и свобода. М., 1969.

29. Вискулова В.В. К вопросу о свободе совести и вероисповедания как важнейшей характеристике российского государства // Вестн. Амур, гос. ун-та. Сер. : Гуманит. науки. Благовещенск, 2003. — Вып. 22.

30. Вульфиус А. Г. Очерки по истории идеи веротерпимости и религиозной свободы в XVIII веке: Вольтер, Монтескьё, Руссо. СПб., 1911.

31. Гегель. Сочинения. М., 1935, T.I., 4., 7.

32. Гельвеций К. О человеке//Соч. В 2 т. М/, 1974. Т. II.

33. Гирман Ю. И. В чем сущность свободы совести? М., 1966.

34. Гоббс Т. Избранные произведения. М, 1964. Т. 2.

35. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Избранные произведения в 2-х томах. М, 1964, Т. 2.

36. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Сочинения в 2-х томах. М., 1989. Т.1.

37. Гольбах П. Священная зараза. Разоблаченное христианство. М., 1936.

38. Гомперц Г. Жизнеописания греческих философов и идеал внутренней свободы. СПб, 1912

39. Государство и церковь в истории Франции и России. Ч. 1. М., 2000

40. Григорьев А.А. Религиозный и культурологический контекст свободы // Культура. Традиции. Образование. М., 1995. — Вып. 3-4.

41. Гусаева К.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности. Монография.- Махачкала: ИД «Наука плюс», 2006.

42. Гусаева К.Г.Свобода совести как правовая категория // Право и политика. М., 2004. №7.

43. Декарт Р. Первоначала философии // Сочинения в 2-х томах.М., 1989. Т.1.

44. Добрускин М. Е. Религия и атеизм в европейских странах. М., 1986.

45. Дозорцев П. Конституционно-правовые основы свободы совести в России// Российская юстиция. 1999. №2.

46. Дозорцев П.Н. Генезис отношений государства и церкви,- М., 1998.

47. Дозорцев П.Н. Философско-правовые основы свободы совести в современной России. М., 1998.

48. Документы Второго Ватиканского Собора. М., 1998.

49. Дробниикий О. Г. Понятие морали. М., 1974.

50. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М., 1977

51. Дурхам У.К. Свобода религии или убеждений, законы, влияющие на структуризацию религиозных общин. М., 1999.

52. Дурэм С.В. Перспективы религиозной свободы: сравнительный анализ. М., 1999.

53. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка.-М.Международные отношения, 2003. С.6-7.

54. Изимбетов Т. Ислам и современность.- Ташкент: Нукус, 1963.

55. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., 1986.

56. История религий в России / Под ред. Н. А. Трофимчука. М., 2001.

57. Калягина Г.М. Взаимосвязь духовной свободы и свободы совести // Вопросы научного атеизма. М., 1981. Вып.27.

58. Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 6-ти томах. Т.4. М, 1965.

59. Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 6-ти томах. Т.З. М., 1964.

60. Кипарисов В. О. О свободе совести. Опыт исследования в области истории церкви и государства с I по IX в. М., 1883.

61. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане.-М., 2004.

62. Ковалев А.В. Джон Локк о веротерпимости в свете религиозно-политического конфликта в Англии XVII в // Религия и политика в Европе XVI-XX вв. Смоленск, 1998.

63. Козлов T.JI. Правовые и социально-регулятивные аспекты участия религии в жизни общества.// Политика и общество. 2004. №3.

64. Колесников Л.Ф., Артемьев А.И. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан // Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М., 1998. - С. 295-314

65. Комкова Г.Н. Равенство прав независимо от отношения к религии// Правоведение. СПб., 2003. №1.

66. Коник В.В. Свобода совести и ее лжезащитники.- М., 1986.

67. Корнеева Т.Р. Исламский фактор в современных межнациональных конфликтах. Автореф.дисс. .канд. полит, наук. 23.00.01.-М., 2000.

68. Кочегарова А.Д. Право на свободу совести — важнейшее условие формирования научного мировоззрения // Учен. зап. Благовещен, гос. пед. ун-та. Благовещенск, 2002. - Т. 20, вып. 1.

69. Кошева С.В. Ислам в поликультурном северо-Кавказском регионе: социологический аспект: Дисс. . канд.социолог.наук.- Майкоп, 2005.

70. Кудрина Т.А., Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М.: РАГС, 2003. - 198 с.

71. Кузанский Н. Об ученом незнании // Избранные философские произведения. М, 1937.

72. Кузнецова М.Н. Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления. Диссертация на соискание ученой степени канд.филос.наук.- Омск, 2003.

73. Кумпф Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика. М., 1979.

74. Курантов А. П., Стяжкин Н. И. Уильям Оккам. М., 1978.

75. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии в истории народов Дагестана.-Махачкала, 2006.

76. Курило О. В. Лютеране в России (XVI-XX вв.) М., 2002.

77. Кучер В. Е. Законодательство о религиях в России начала XX в. // Российская государственность: традиции, преемственность, перспективы. М., 1999.

78. Левинсон Л.С. Белая книга: о нарушениях свободы совести в Российской Федерации. М., 1997.

79. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т.4. М.,1989.

80. Ловинюков А. С. Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право. 1995. №1.

81. Лортц И. История церкви, рассмотренная в связи с историей идей. Т. 1-2. М., 1999.

82. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель.- М., 1993.

83. Лукреций. Фрагменты Эпикура и Эмпидокла // О природе вещей. М., 1947. Т.2.

84. Лучицкий И. Проповедник религиозной терпимости в XVI веке. М., 1895.

85. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа.- М.: Гендальф, 2001.

86. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М.,1998.

87. Мамедов А. К. Философия религии Канта // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1986. М., 1987.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

89. Массэ А. Ислам.- М., 1963. С. 107.

90. Мелъгунов С. П. Старообрядцы и свобода совести. О необходимости для старообрядцев отделения церкви от государства. М., 1917.

91. Мешкова JI.H. Свобода и феномен совести // Свобода, собственность и нравственность в России: возможно ли согласие? : Сб. науч. тр. — Пенза, 2003.

92. Михайлов А.Ю. Концепт «свобода совести» в религиозно-общественной мысли России второй половины XIX-XX вв.: богословская и юридическая интерпретация // Православный собеседник. — Казань, 2006. — Вып. 1(11)-2006, ч. 2.

93. Мозговой С.А. Принципы взаимоотношений российских мусульман с обществом и государством// Право и политика. — М., 2002, №2.94. Мор Т. Утопия. М., 1978.

94. Муравьев И.Б. Свобода и религия // Человек и культура: Сб. ст. и тез. Тюмень, 2001.

95. Муртузалиев С.И. Северный Кавказ с «изнанки» и «снаружи».-Махачкала, 2007.

96. Муслимов С.Ш. От свободомыслия к научному атеизму: процесс секуляризации и атеизации общественного сознания народов Северного Кавказа.- Ростов-на-Дону, 1987.

97. Муслимов С.Ш. Этноконфессиональное сознание современной молодежи // Этноконфессиональные проблемы на Северном Кавказе: реальность и перспективы. Материалы республиканской НПК.-Махачкала, 2006.

98. Немировский Д.А. Свобода как ценность европейской культуры // Культура демократии и право. Новосибирск, 1996.

99. Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.

100. Нечаев А.Б. О некоторых вопросах совершенствования российского законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания //

101. Актуальные вопросы истории России на пороге XXI века. СПб., 2001.

102. Никишов С.И., Маслова А.Г. О свободе совести.- М., 1979.

103. Новиков М. П. Атеизм в духовной жизни общества. М., 1984.

104. Новиков М.А. Свобода совести как философско-этическая категория. Автореферат дисс. канд. философских наук, М., 1980.

105. Нуруллаев А. А. Свобода совести: политический аспект //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информ.-аналит. бюллетень. М., 1999. № 4 (21).

106. Огарев И. П. Частные письма об общем вопросе//Избр. соц.-полит. и филос. произв. М., 1952. Т. I.

107. Огневая Е. В. Диалектическое единство философского и правового аспектов свободы совести. Шауляй, 1968.

108. Омарова М.М. Свобода совести в Дагестане: реалии и перспективы// Этноконфессиональные проблемы на Северном Кавказе: реальность и перспективы. Материалы республиканской НПК.- Махачкала, 2006. С.43.

109. Омарова М.М. Свобода совести как фактор этноконфессиональных отношений в Республике Дагестан //Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Материалы региональной НПК.- Махачкала, 2002.

110. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. Ярославль, 2001.

111. Основы социальной концепции РОСХВЕ. М., 2002.

112. Павлинова Н.Б. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы: Автореф. дисс.кандидата философских наук. М., 1974.

113. Парижские коммунары о религии и церкви. М., 1971.

114. Первушина В.Н. Взаимодействие социальной и духовной свободы : Автореф. дис.д-ра филос.наук. / Воронеж, гос. ун-т. — Воронеж, 1998.

115. Перегудов К.В. Свобода личности и современная власть: опыт социально-философского анализа. Автореф. Дисс. канд.филос.наук. 09.00.11.- Волгоград, 2002.

116. Петрашевцы об атеизме, религии и церкви. М., 1986

117. Пинкевич В. К. Вероисповедная система Российской империи // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2001. №4.

118. Поздняков Э.А. Философия свободы,- М., 2004

119. Познышев С. В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М., 1906

120. Понкин И.В. Конституционно-правовое регулирование отношений между государством и религиозными объединениями в российской Федерации. Автореф. Дисс. .канд. юрид. наук. 12.00.02. -М., 2001.

121. Понкин И.В. Светскость государства.- М., 2004.

122. Поспеловский Д. В. Русская Православная церковь в XX веке. М., 1995.

123. Пронина М.И. Проблемы религиозного осмысления свободы совести и свободы вероисповедания в Российской Федерации // Аспирант и соискатель. М., 2006. - N 4. - С. 37-44

124. Пчелинцев А., Чугунов, С. Уголовная ответственность за преступления против свободы совести и вероисповедания // Религия и право. М., 1998. - N 4/5.

125. Пчелинцев А.В. Свобода совести и злоупотребление свободой массовой информации. М., 1998.

126. Рамазанов М.Р. Секуляризация духовной культуры народов Северного Кавказа в условиях строительства социализма (1920-1930 гг.). Автореф. дисс. .канд.филос.наук.- Ташкент, 1991.

127. Рамазанов Т.Б. Проблемы преступности в Республике Дагестан,-Махачкала.: Юпитер, 1999

128. Ранович А. Б. Христианская идеология, организация христианской церкви. М., 1990.

129. Религия и права человека: на пути к свободе совести. М., 1996.

130. Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М., 1958.

131. Руссо Ж. Трактаты. М., 1969.

132. Руффини Ф. Религиозная свобода. История идеи. СПб. 1914.

133. Савельев В. Н. Свобода совести: история и теория. М., 1991

134. Саксонское зерцало. Памятник, комментарии, исследования. М., 1985.

135. Самойличенко Т.А. Проблема соотношения свободы вероисповедания и борьбы с религиозным экстремизмом // Ученые записки. Ростов н/Д, 2003. - Т. 22. - С. 86-96

136. Светоний Гай Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. М., 1988.

137. Свобода совести — важное условие гражданского мира и межнационального согласия. М., 2003.

138. Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. М., 2004.

139. Семенюта Н.Н. Право социально необходимый ограничитель свободы// Право и политика. 2003. №2.

140. См.: Абдуллаев М.А., Вагабов М.В. Актуальные проблемы критики и преодоления ислама.- Махачкала, 1975

141. Смолич И. К. История русской церкви. Т. 1. М., 1996.

142. Сотрудничества и гармонии в религиозной сфере // Вестн. / Мировой обществ, форум «Диалог цивилизаций». — Москва, 2005. № 1.

143. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 1.

144. Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. Т. 2.

145. Спирова Э.М. Свобода как ценность // Политика и общество. 2004. №4.

146. Средневековье в его памятниках. М., 1913.

147. Старостенко В.В. Феномен свободы совести: к теории проблемы // Избранные научные труды ученых МГУ им. А.А.Кулешова. — Могилев, 2003.

148. Степанянц М.Т. Философские и общественно-политические взгляды Абул Калам Азада. Сб. «Идеологические проблемы современной Индии». -М., 1970.

149. Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие.- СПб., 2006.

150. Тагиева Т.Ю. Конституционно-правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации. Автореферат дисс. .к.юрид.н.-Екатеринбург, 2003.

151. Тагиева Т.Ю. Проблемы совершенствования отечественного законодательства о свободе совести// Вестник Гуманитарногоуниверситета. Серия «Право». Екатеринбург. 1996. №1.

152. Тагиева Т.Ю. Свобода совести как система мировоззренческих свобод // Толерантность в культуре, этнических и межконфессиональных отношениях . — Курган, 2003.

153. Тажуризина 3. А. Свобода совести для верующих и атеистов // Государство, религия, церковь в России и зарубежом: Информ.-аналит. бюллетень. 1999. № 4 (21).

154. Тимашев Н.С. Религиозные преступления по действующему праву. Пг., 1916.

155. Тульчинский Б.Н. О природе свободы// Вопросы философии. 2006. №4.

156. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе в России (1906-1917гг.).- Казань: Изд-во «Мастер Лайн», 1999.

157. Устименко А.Л. Конфликтологическая парадигма веры (философский и культурологический аспекты): Автореф. дисс. .канд.филос.наук.- Ростов-на-Дону, 2003.

158. Федосик В. А. Церковь и государство (критика богословских концепций). Минск, 1988.

159. Фейербах Л. Сущность христианства // Избранные философские сочинения, в 2-х томах, М, 1955.

160. Фокин М.С. Уголовно-правовая характеристика организации религиозных объединений, посягающих на личность и права граждан. Автореф. дисс.канд. юрид. наук. 12.00.08.- Омск, 2000.

161. Ханбабаев К.М. Религиозная ситуация в РД: социологический анализ//Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Материалы региональной НПК.-Махачкала, 2002.

162. Ханбабаев К.М. Религиозно-конфессиональные отношения в Дагестане: Характер и формы//Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия. Материалы региональной НПК.- Махачкала, 2002.

163. Хеффе О. Плюрализм и толерантность : К легитимации в современном мире // Филос. науки. М., 1991. — № 12.

164. Хинске Н. Кантовское разрешение антиномии свободы или неприкосновенное ядро совести // Вопр. философии. — М., 2005. № 2.

165. Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000.

166. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

167. Шайдаева Г.М. Исламская мораль: иллюзии и реальность.-Махачкала, 1990

168. Шептулин А. Система категорий диалектики. М: «Наука», 1967.

169. Штаерман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1986.

170. Штрикер Г. Протестантские принципы свободы религии в России? // Лютеране в Сибири: Сб. науч. ст. Омск, 2000. - С. 290-297

171. Элбакян Е.С. Свобода совести в воззрениях либеральной и церковной интеллигенции России (начало XX в.) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 1999. — N 4.

172. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. T.I, М., 1965.

173. Юнусов А.А., Юнусов М.А. Права человека как явление цивилизации и общечеловеческая ценность.// Политика и общество. 2006. №1.

174. Яблоков И.Н. Свобода в аспекте отношения к религии // Государственно-церковные отношения в России. М., 1993.

175. Яхьяев М.Я. Почему я атеист! // Голос разума. 2004. №2.

176. Яхьяев М.Я. Феномен религиозного фанатизма.- Махачкала, 2006.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.