Свобода: Кажимость и действительность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Макарьев, Игорь Викторович

  • Макарьев, Игорь Викторович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 175
Макарьев, Игорь Викторович. Свобода: Кажимость и действительность: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2005. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Макарьев, Игорь Викторович

Введение.3

Глава I. Основания свободы.9

1.1. Предпосылки свободы.9

1.2. Потребности и интересы.32

1.3. Деятельность и труд.43

1.4. Отчуждение и свобода.56

Глава II. Свобода в сферах общественного бытия.69

2.1. Экономическая свобода.69

2.2. Социальная свобода. 103

2.3. Политико-правовая свобода. 121

2.4. Духовная свобода.140

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свобода: Кажимость и действительность»

Актуальность темы исследования определяется тем, что проблемы свободы являются одними из центральных в теории и практике человечества на протяжении всей социальной истории. Эти проблемы многократно исследовалась в научной и публицистической литературе, но от этого не утратили актуальности. История изучения проблемы насчитывает много веков, в течение которых было выработано много разных, часто взаимоисключающих концепций.

Каждая эпоха, каждый сколько-нибудь значительный рубеж в развитии общества порождает свое толкование свободы. Более того, при одном и том же общественном строе существует различное понимание этой человеческой ценности. Причиной этого является исключительная емкость и многогранность слова "свобода". Но суть дела не только в этом. Свобода имеет непосредственное, прямое отношение к необходимости, действительности, она рождается практикой связи человека (человечества) с окружающей действительностью, с природой и обществом. Поэтому представители различных философских направлений, социальных групп и политических партий толковали и толкуют эту связь и сущность свободы человека по-разному.

Проблемы свободы получили объяснение и оценку в политологических, социологических и философских исследованиях. Тем не менее, часто проблемы свободы затрагивались вскользь, не подвергаясь тщательному методологическому исследованию. Мы можем согласиться с А. Н. Уайтхедом, который отмечал, что "к сожалению, понятие свободы было выхолощено некоторыми буквальными толкованиями. Писатели, мастера в том, что связано с полетами художественного воображения, испытывали шок, сталкиваясь с новой мыслью, противоречащей традиции. Идея свободы сужалась до представления об отвлеченно мыслящих людях, поражавших своих современников. Размышления о свободе, мы склонны ограничивать ее свободой мысли, свободой печати, свободой религиозных убеждений. В таких случаях ограничения свободы как будто вытекает из антагонизмов между людьми, окружающими нас. Это совершенно неверно. У природы тяжелый нрав, и ее железные законы создают сцену, на которой разыгрываются драмы человеческих страданий".1

Между тем, данный феномен является концептуально важным для социально-философских исследований, поскольку находится в тесной связи с проблемами деятельности личности и социальных групп в современном обществе, формировании новых тотальных идеологий, характера и способов социального отчуждения, бытия властных структур в современном мире.

Особенно важными проблемы свободы являются для тех обществ, которые переживают глубокий структурный кризис, связанный с потерей своей идентичности и попытками писать свою историю заново, с чистого листа. В таких случаях, феномен свободы часто является предметом всевозможных политических спекуляций. Поэтому очень важны шаги в прояснении хотя бы самой постановки вопросов о теоретическом содержании понятия свободы. Представляется чрезвычайно важным и правильная методологическая постановка самой проблемы, иначе легко можно попасть в тупики неустранимых парадоксов и софизмов.

Несомненно, что усиленное внимание к проблеме свободы нельзя объяснить только субъективными побуждениями отдельных авторов. Объективное состояние современного общества и проблемы экономического и политико-правового характера постоянно подталкивают исследовательскую мысль к размышлениям о сущностных основах современного общества. Одним из таких сущностных моментов являются, безусловно, проблемы свободы.

Важность исследования этого вопроса определяется также и тем обстоятельством, что проблема свободы была и остается ныне одной из главных, ключевых проблем в разрешении межнациональных,

1 Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. С.460. межэтнических и межрелигиозных конфликтах, которые набирают новые обороты в XX - начале XXI вв.

В этой связи представляется актуальным существенным образом демаркировать категории "кажимость" и "действительность", что позволит различить действительную, реальную свободную деятельность субъекта и его осознание, его переживания по поводу этой свободной деятельности. Часто в современной философской литературе данное разграничение пропадает.

Предметом диссертационного исследования является свобода как одна из сущностных характеристик человеческого бытия и жизнедеятельности.

Философский анализ любого феномена предполагает методологию, соответствующую определенному исследованию. В ходе работы автором были использованы теоретические наработки классической философии, которые позволили исследовать данную проблему через категориальный аппарат диалектики. Для анализа такого многоаспектного феномена как свобода, автор по - преимуществу опирался на материалистическую традицию, с помощью которой обосновывалась существенная разница между "кажимостью" и "действительность" свободы.

Степень разработанности проблемы. Условием теоретически верной постановки проблемы является широкий охват всех аспектов ее научной разработки. Конечно, попытаться проанализировать все аспекты проблемы свободы - заведомо невыполнимая задача. Поэтому автор ограничивает данное исследование рассмотрением определенного круга проблем, связанного с феноменом свободы. В пределах этого ограничения можно отметить самые важные из числа использованных или привлекших внимания диссертанта работ.

Прежде всего, необходимо назвать представителей классической философии: Платона, Аристотеля, Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка, Б.

Спинозу, Ж. Мелье, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, И. Г. Фихте, И. Ф. Шеллинга, Г. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха.

Марксистский подход представлен именами К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Автор опирался на работы западных неомарксистов: Т. Адорно, Л. Альтюссера, П. Андерсона, В. Беньямина, Р. Гароди, А. Грамши, Г. Лукача, Г. Маркузе, Э. Фромма, Ю. Хабермаса, А. Шаффа. Используются работы современных социологов и философов, которые часто опираются на марксистскую традицию: И. Валлерстайн, Г. Дебор, А. Каллиникос, П. X. Келсо, Н. Кляйн, К. Поланьи, Н. Хомский.

Советские исследователи данной проблемы, основываясь на трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, проделали большую работу по выяснению объективных оснований действительной свободы. Были тщательно исследованы категории "потребность", "труд", "деятельность", "отчуждение", показана важная связь между свободой и необходимостью. Здесь мы можем назвать имена Г. Аптекера, В. Ф. Асмуса, Э. А. Балл ера, И. В. Бычко, В. С. Голубенко, В. Е. Давидович, Ю. Н. Давыдова, И. В. Ильенкова, С. М. Ковалева, Р. И. Косолапова, В. Е. Маркова, Л. В. Николаевой, К. М. Никонова, Т. И. Ойзермана. Но даже такой состав авторов исследовал не все стороны проблемы. Так, например, далеко не всегда показывалась связь между свободой и деятельностью, между свободой и трудом, между свободой и отчуждением. Кроме того, если проблемам экономической свободы анализировались наиболее полно, и они представляются актуальными и сегодня, то проблемы политико-правовой и духовной свободы оставались как бы в тени. К тому же именно здесь, на взгляд автора, наиболее резко проявилась идеологическая ангажированность некоторых советских исследователей проблем свободы. В результате этого политико-правовая и духовная свободы требуют современных исследований.

Среди современных отечественных исследователей данной проблематики следует назвать имена А. С. Барсова, А. Баллаева, В. Белоцерковского, В. Г. Бессарабова, А. В. Бузгалина, В. В. Вольнова. Э.

Геллнера, И. А. Гобозова, Г. Н. Киреева, С. А. Левицкого, И. Д. Неважая, В. С. Нерсесянца.

Диссертант использует отдельные положения работ отечественных дореволюционных исследователей, таких как М. А. Бакунин, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, А. И. Герцен, И. А. Ильин, П. А. Кропоткин, Н. О. Лосский, К. П. Победоносцев, П. Н. Ткачев.

Автор рассматривает труды философов, которых принято причислять к экзистенциалистам: Н. Аббаньяно, А. Камю, Ж.-П. Сартра, К. Ясперса; а также философов-персоналистов: Ж. Лакруа и Э. Мунье.

Анализу подверглись труды известных либеральных экономистов и философов: Р. Арона, X. Арендт, И. Берлина, Л. Т. Гобхауса, Д. Деринга, Д. Дьюи, Р. Пайпса, К. Поппера, А. Сен, Р. Скидельски, Ф. Хайека, М. Фридмана. Особенно в той их части, где большое внимание уделяется проблемам свободы в связи с рынком, частной собственностью, демократией и правом.

Целью диссертационного исследования является анализ оснований и сущности свободы в связи с различением категорий ее "кажимости" и "действительности".

Реализация поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- исследовать феномен свободы в различных сферах общественного бытия;

- выяснить кто является действительным субъектом исторического процесса и чьи отношения надлежит рассматривать как базисные при изучении феномена свободы; определить содержание категорий, выражающих деятельную сущность человека: деятельность, активность, потребности, интересы, труд;

- определить основания свободы, путем соотнесения содержания категорий "свобода" и "необходимость", "кажимость" и "действительность";

- проанализировать соотношение свободы и насилия в различных сферах общественного бытия.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основании проведенного социально-философского анализа получены следующие результаты:

- показана изменчивость содержания исследуемой категории в зависимости от условий социальной реальности;

- обоснован вывод, что субъектом свободы служит не столько отдельная личность, сколько социальная группа;

- определено действительное бытие свободы, заключающееся в свободе деятельности и удовлетворении потребностей и интересов субъекта;

- доказано, что действительная, а не мнимая свобода существует лишь там, где ее наличное бытие ограничено; реальная свобода не столько в осознании необходимости, сколько в возможности эту необходимость использовать или преодолеть практически;

- дан анализ содержания категорий "кажимость" и "действительность" свободы;

- исследовано соотношение свободы с проблемами рынка, частной собственности, демократии, правовых отношений;

- проанализировано соотношение свободы и' насилия в политико-правовой сфере, что позволило показать кажимые идеи относительно ненасильственности права и демократии.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы могут найти применения в разработке проблем и методологии социальной философии. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при преподавании курса философии, социальной философии и социологии.

Апробация работы: основные идеи диссертационного исследования опубликованы в четырех научных публикациях и двух выступлениях на научных конференциях Московского педагогического государственного университета (2004, 2005 гг.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии МПГУ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Макарьев, Игорь Викторович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основании проведенного исследования можно представить следующие выводы.

Свобода не есть неизменная для всех времен и условий сущность или субстанция. Свободы "вообще", как таковой, нет. Свобода, как и любое качество рождается бесконечным взаимодействием природных и социальных явлений. Оно существует и проявляется в многообразии форм социального бытия. Изменчиво социальное бытие, изменяются и формы и способы проявления свободы, а потому нельзя произвольно выделять и абсолютизировать какую-то одну из сторон или форм.

Кажимость свободы выражает сущность свободы в поверхностных, случайных и неустойчивых проявлениях, которые воспринимаются непосредственно. Кажимость свободы выражает не всю сущность свободы, а лишь ее момент. Кажимая свобода не является порождением сознания, так как в ней преломляются реальные отношения вещей, их сущность, так же как и реальные условия наблюдения.

Сущность действительной свободы нельзя сводить к поступкам и волеизъявлению отдельного субъекта. Исследуя сущность свободы, на наш взгляд, следует анализировать не абстрактного и изолированного от общества индивида, а индивида, живущего и формирующегося в определенном по пространству и времени обществе. Поэтому критерием действительных цели, интереса и воли должны выступать не кажимые масштабы и оценки, а практика социальных взаимодействий, причем этот материальный критерий идеального универсален. И бытие субъективной реальности, и ее опредмеченное бытие не существуют и не проявляются помимо объективной реальности общественных отношений.

На наш взгляд, свобода - не столько осознанная необходимость, сколько реальные возможности удовлетворения человеческих потребностей. Отсюда следует, что свобода человека заключается в возможности определять действительную ценность собственных желаний, ограничивать одни и давать простор другим.

Действительная, а не мнимая свобода существует лишь там, где её наличное бытие ограничено.

Свобода - это прежде всего реализация человеческих потребностей через деятельность, действование. Действительная свобода существует посредством деятельности и выражает себя через деятельность, и главным, господствующим, наиболее характерным для человека видом жизнедеятельности является полезный труд. Поэтому о характере и степени свободы трудовой деятельности в ту или иную эпоху следует судить по характеру общественного труда и взаимоотношений социально-классовых групп.

Труд и свобода - это понятия, обладающие органическим внутренним родством, взаимопроникающие и обоюдно предполагающие друг друга. Труд всегда был исторически и логически первым актом проявления человеческой свободы. Вне и помимо труда нет свободы. Истоки отчуждения труда и его сущность лежат не в общественном сознании, основывающемся на частной собственности, а в самом капиталистическом способе производства. Отчуждение современного человека от продукта своего труда в процессе производства товара, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, наконец, от другого человека мешают реализации его свободной деятельности.

Общественное производство, определяя степень свободы человека в отношении к природе, является основанием и мерой тех свобод, которые он достигает в общественных отношениях. Экономическая, социальная, политическая, правовая, духовная сферы этих отношений, где человек также оказывается способным ставить и осуществлять свои цели, находятся в закономерной связи друг с другом и определяются производством через производственные отношения.

Можно сказать, что область свободы тождественна со всей сферой практической жизнедеятельности общественного человека. И, понятно, что определение "свобода деятельности" прежде всего относится к процессу создания необходимых благ. Вместе с тем оно распространимо и на всю совокупность общественно-исторической практики. В этом смысле "свобода жить" и "свобода действовать" совпадают, ибо общественная жизнь, является по существу практической.

Сфера личной свободы неотделима от всех иных проявлений, жизнедеятельности личности, и ее относительная автономия, обособленность отнюдь не являются способом изоляции человека от общества и государства; эта сфера так или иначе предполагает тесные взаимосвязи человека с другими людьми, взаимное обогащение их социального опыта, участие в решении государственных и общественных дел.

Свобода общества - основа свободы человека. Нельзя быть свободным в несвободном обществе. В современных обществах очень часто свобода одного строится за счет несвободы другого, в то время как необходимо создать условия для свободного развития каждого индивида. Причем не только экономические предпосылки должны сыграть в этом процессе важную и решающую роль. Не менее важны и политические и культурные условия для свободной жизни и деятельности каждого индивида.

Главной целью действительной свободы является раскрытие человеческой индивидуальности, положительное развитие сил и способностей человека.

164

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Макарьев, Игорь Викторович, 2005 год

1. Аббаньяно H. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб.,1998.

2. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003.

3. Адорно Т. Проблемы философии морали. М., 2000.

4. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997.

5. Александров А. Д. Еще раз о деятельной сущности человека // Вопросы философии. 1968. №7.

6. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма: Пер. с англ. М., 1991.

7. Аптекер Г. О сущности свободы. М., 1961.

8. Арендт X. Vita activa или о деятельной жизни. СПб., 2000.

9. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

10. Аристотель. Политика//Сочинения: В 4т. Т.4. М.: Мысль, 1984.

11. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

12. Арон Р. Эссе о свободах / Пер. с франц. Н. А. Руткевич. М.: Праксис, 2005.

13. Асмус В. Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии истории Гегеля // Вопросы философии. 1995. №1.

14. Бакунин М. А. Анархия и порядок. М., 2000.

15. Балашов JI. Е. Либерализм и свобода. М., 1999.

16. Баллаев А. Философия Карла Маркса и идеология марксизма. М.,1995.

17. Баллер Э. А. Свобода. Какая? Для кого? М., 1977.

18. Барсов А. С. Путь к свободе. М., 2001.

19. Бартошек М. Римское право. М.: Юридич. лит ра, 1989.

20. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Изд во Academia, 1999.

21. Белоцерковский В. Продолжение истории: синтез социализма и капитализма. М., 2001.

22. Беньямин В. О понятии истории // Художественный журнал. 1995.

23. Бердяев Н. А. О сверхдемократии // Новое время. 1992. №50.

24. Бердяев Н. А. О человеческой свободе и духовности. М., 1999.

25. Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии // Русская философия собственности (XVII XX вв.) / Авторы составители: К. Исупов, И. Савкин. СПб., 1993.

26. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

27. Берлин И. Четыре очерка о свободе. М., 1992.

28. Бессарабов В. Г. Понятие прав и свобод человека и гражданина // Философские науки. 2002. №4.

29. Боровой А. Личность и общество в анархическом мировоззрении. М., 1920.

30. Бриттан С. Капитализм с человеческим лицом. СПб., 1998.

31. Бузгалин А. В. Ренессанс социализма. М., 2003.

32. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Глобальный капитал. М., 2004.

33. Бузгалин А. В., Колганов А. И. Социальная философия постсоветского марксизма в России // Вопросы философии. 2005. №9.

34. Бурдье П. Начала. М., 1994.

35. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

36. Бычко И. В. Познание и свобода. М., 1969.

37. Валлерстайн И. После либерализма: Пер. с англ. / Под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. М.: Едиториал УРСС, 2003.

38. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000.

39. Виндельбанд В. О свободе воли // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995.

40. Вольнов В. В. Феномен свободы. СПб., 2002.

41. Вольтер. Метафизический дневник // Философские сочинения. М.,1988.

42. Волынская Л. Б. Свобода и детерминизм в выборе смысла жизни // Философские науки. 2002. №3.

43. Воронович Б. А., Плетников Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М., 1975.

44. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

45. Гайденко П. П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М., 1990.

46. Гароди Р. Грамматика свободы. М., 1950.

47. Гароди Р. Ответ Жан-Полю Сартру. М., 1962.

48. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 2000.

49. Гегель Г. В. Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук: в Зт.ТЛ.М., 1974.

50. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М.-Л., 1929-1958.

51. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1999.

52. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

53. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М. 1995.

54. Гельвеций К. А. О человеке // Он же. Сочинения. В 2т. М., 1974.1. Т.2.

55. Герцен А. И. Письма о свободе воли // Он же. Собрание сочинений: в 30т. М., 1960. Т.20. Кн.1.

56. Гоббс Т. Левиафан // Он же. Сочинения в 2 т. Т.2. М., 1991.

57. Гоббс Т. О свободе и необходимости // Он же. Сочинения в 2т. Т.1. М., 1989.

58. Гоббс Т. Основ философии // Он же. Сочинения в 2т. Т.1. М.,1989.

59. Гобозов И. А. Куда катится философия. От поиска истины к постмодернистскому трепу. М.: Издатель Савин С. А., 2005.

60. Гобхаус Л. Т. Либерализм // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс-Традиция, 2000.

61. Голубенко В. П. Необходимость и свобода. М., 1974.

62. Грамши А. Избранные произведения. В Зт. М., 1957-1959.

63. Грамши А. Искусство и политика. М., 1991.

64. Грамши А. Тюремные тетради. М., 1991.

65. Давидович В. Е. Грани свободы. М., 1969.

66. Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962.

67. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт: Очерк политики свободы. М., 2002.

68. Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000.

69. Деринг Д. Либерализм: Размышления о свободе. Пер. с нем. М.: Комплекс-Прогресс, 2001.

70. Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., 2002.

71. Дэй Дж. Свобода и справедливость: Реферат. М., 1988.

72. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.

73. Ильин И. А. Демократия? В России? // Новое время. 1995. № 10.

74. Ильин И. А. О частной собственности // Русская философия собственности (XVII XX вв.) / Авторы составители: К. Исупов, И. Савкин. СПб., 1993.

75. Иноземцев В. Л. Прошлое, настоящее и будущее классового общества: попытка нетрадиционной оценки // Вестник МГУ. Серия "Экономика". 2000. № 5.

76. Иноземцев В. Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии. 2000. № 12.

77. Каллиникос А. Антикапиталистический манифест. М., 2005.

78. Камю А. Бунтующий человек. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990.

79. Кант И. Сочинения. В 6 т. / Вступит, ст. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. М., 1963-1966.

80. Кант И. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общ. ред. сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. М.: Республика, 2005.

81. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

82. Келсо JI. О., Келсо П. X. Демократия и экономическая власть: Распространение революции ЭСОП через бинарную экономику. Пер. с англ. / Предисл. Т. В. Ершова. 2-е. изд., Ростов н / Д.: Феникс, 2000.

83. Киреев Г. Н. О специфике категорий // Личность. Познание. Культура. К 70 летию Л. А. Микешиной. М.: МПГУ, 2002.

84. Киреев Г. Н. Сущность насилия. М.: Прометей, 1990.

85. Кляйн Н. No Logo. Люди против брэндов. М., 2003.

86. Ковалев С. М. О человеке, его порабощении и освобождении. М.,1970.

87. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб, 1995.

88. Константинов В. Н. Диалектика социальной активности и пассивности как философская проблема. М., 1994.

89. Конституции зарубежных стран. Сборник. М., 2000.

90. Косолапов Р. И., Марков В. С. Свобода и ответственность. М., 1969.

91. Кропоткин П. А. Современная наука и анархия. М., 1990.

92. Кроне Б. Либеральная концепция как концепция жизни // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М.: Прогресс -Традиция, 2000.

93. Лакруа Ж. Избранное: Персонализм. М.:РОССПЭН, 2004.

94. Левин Г.Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ // Вопросы философии. 1997. № 1.

95. Левицкий С. А. Трагедия свободы. М., 1995.

96. Лейбниц Г. В. Два отрывка о свободе // Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4т. Т.1.М., 1982.

97. Лекторский В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Личность. Познание. Культура. К 70-летию Л. А. Микешиной. М.: МПГУ, 2002.

98. Ленин В. И. Полн. собр. соч. В 55т. М., 1958-1965.

99. Лосский Н. О. Свобода воли // Лосский Н. О. Избранное. М., 1991.

100. Лукач Д. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. Пер. с нем. М.: Логос-Альтера, 2003.

101. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М., 1987.

102. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М.,1991.

103. Лютер М. О рабстве воли // Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.

104. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

105. Мангейм К. Идеология и утопия. М., 1992.

106. Маргулис А. В. Диалектика деятельности и потребностей. Белгород, 1972.

107. Мареев С. Н., Мареева Е. В. История философии. М.: Академический проект, 2004.

108. Мареев С. Н., Мареева Е. В., Арсланов В. Г. Философия XX века. М.: Академический проект, 2001.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

110. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В Зт. М., 1979.

111. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1-50. М., 1966.

112. Марксистская философия в XIX в. В 2кн. Кн.2. М., 1979.

113. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб., 2000.

114. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2003.

115. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995.

116. Мартинкус П. П. Отношения собственности: деятельностный подход // Личность. Познание. Культура. К 70-летию Л. А. Микешиной. М.: МПГУ, 2002.

117. Мелье Ж. Завещание // Антология мировой философии. В 4т. Т.2. М., 1970.

118. Миголатьев А. А. Проблема отчуждения: грани и следствия // Социально-гуманитарное знание. 1999. №1.

119. Мизес JI. Либерализм. М., 2001.

120. Мизес Л. Социализм. Экономический и социологический анализ. M.: "Gatallaxy", 1994.

121. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

122. Милль Дж. С. О свободе // О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995.

123. Момджян К. X. Социум. Общество. История. М. 1994.

124. Монтескье Ш. Монтескье Ш. О духе законов // Антология мировой философии. В 4т. Т.2. М., 1970.

125. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

126. Мунье Э. Манифест персонализма: Пер. с фр. М., 1999.

127. Нерсесянц В. С. Философия права. М.: Норма, 2005.

128. Николаева Л. В. Свобода необходимый продукт исторического развития. М., 1964.

129. Никонов К. М. Свобода и ее содержание // Свобода и ее содержание. Волгоград, 1972.

130. Ниринг С. Свобода: обещание и угроза. М., 1966.

131. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения. В. 2т. Т.2. М.: Мысль, 1996.

132. Огарев Н. П. Тезисы о "Libre arbitre" (Свободе воли) // Избранные социально-политические и философские произведения в 2т. Т.2.М., 1956.

133. Ойзерман Т. И. Марксистско-ленинское понимание свободы. М.,1967.

134. Ойзерман Т. И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы // Вопросы философии. 2001. №2.

135. От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии). М., 1994.

136. Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2001.

137. Петров В. П. Комментарии к истмату. М., 2003.

138. Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избранные философские произведения: в 5т. Т.1. М., 1956.

139. Плеханов Г. В. Материалистическое понимание истории // Избранные произведения: в 5 т. Т.2. М., 1954.

140. Победоносцев К. П. Московский сборник // Победоносцев: Pro et contra / Вступ. ст., сост. и примеч. С. J1. Фирсов. СПб., 1996.

141. Подойницына И. И. Общество открытых классов. Новосибирск: Наука. Сиб. Предприятие РАН, 1999.

142. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002.

143. Полякова Н. JT. От трудового общества к информационному. М.: Наука, 1990.

144. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992.

145. Рормозер Г. Кризис либерализма. М.,1996.

146. Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или принципы политического права // Антология мировой философии. В 4т. Т.2. М., 1970.

147. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2002.

148. Сартр Ж.-П. Почему я отказался от премии // Он же. Избр. произведения. М., 1994.

149. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1994.

150. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

151. Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпоз. 12-13 мая 1993 г. Нижний Новгород, 1993.

152. Селюнин В. Рынок: химера и реальность // Знамя. 1991. № 6.

153. Семенов В. С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. № 9.

154. Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004.

155. Скидельски Р. Дорога от рабства: Об экономических и политических последствиях краха коммунизма. М., 1998.

156. Спиноза Б. Политический трактат // Спиноза Б. Сочинения. В 2т. Т.2. Наука, 1999.

157. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Сочинения. В 2т. Т.1. СПб., 1999.

158. Современная западная философия: Словарь. 2-е изд. М., 2000.

159. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве // Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1989.

160. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

161. Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания: Очерки истории от Гомера до Лютера. М., 1999.

162. Сэв JI. Марксизм и теория личности. М., 1992.

163. Тарновский Е. Н. Четыре свободы. СПб., 1995.

164. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

165. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000.

166. Токвиль А. Старый порядок и революция. М., 1997.

167. Тощенко Ж. Т. Социология жизни как концепция исследования социальной реальности // Социологические исследования. 2000. № 2.

168. Трельч Э. Немецкая идея свободы // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века). М., 2000.

169. Тугаринов В. Личность и общество. М., 1965.

170. Тульчинский Г. Свобода и собственность // Русская философия собственности (XVII XX вв.). СПб: СП Танза", 1993.

171. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990.

172. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2т. Т.1. М.,1955.

173. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

174. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф. В. Константинов. В 4т. Т.1.М., 1960.

175. Фихте И. Г. Сочинения в 2 т. СПб., 1993.

176. Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801. М., 1995.

177. Франк С. JI. Духовная основа общества. М., 1992.

178. Франк С. JI. Собственность и социализм // Русская философия собственности (XVII XX вв.) / Авторы составители: К. Исупов, И. Савкин. СПб., 1993.

179. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

180. Фридман М. Взаимосвязь между экономической и политической свободами // Фридман М. и Хайек Ф. о свободе. М.: Социум, Три квадрата, 2003.

181. Фридман М. Могучая рука рынка // Фридман и Хайек о свободе. М.: Социум, Три квадрата, 2003.

182. Фридман М. Свобода, равенство и эгалитаризм //Фридман и Хайек о свободе. М.: Социум, Три квадрата, 2003.

183. Фридман T. Lexus и олива. Понимая глобализацию. СПб., 2003.

184. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

185. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

186. Фукидид. История. М., 1981.

187. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? Пер. с нем. М.: Издательство "Весь мир", 2002.

188. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М., 1995.

189. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2002.

190. Хайдеггер М. Время и бытие: Сб. ст. М., 1993.

191. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

192. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М., 1993.

193. Хайек Ф. А. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2001.

194. Хайек Ф. А. Кто кого? // Фридман М., Хайек Ф. О свободе. М.: Социум, Три квадрата, 2003.

195. Хайек Ф. А. Либерализм // Фридман М., Хайек Ф. О свободе. М.: Социум, Три квадрата, 2003.

196. Хайек Ф. А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

197. Хайек А. Ф. Познание, конкуренция и свобода / Составители Д. Антисери и Л. Инфантино. СПб.: "Пневма", 2003.

198. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.-СПб., 2000.

199. Ханипов А. Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск: Наука, 1987.

200. Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004.

201. Хомский Н. Классовая война: Интервью с Дэвидом Барзамяном / Пер. с англ. С. А. Мельникова. М.: Праксис, 2003.

202. Чангли И. И. Труд. М., 1973.

203. Шафф А. Куда ведет дорога // Философия истории: Антология / Сост., ред. и вступ. ст. Ю. А. Кимелева. М.: Аспект Пресс, 1995.

204. Швырев В. С. О деятельном подходе к истолкованию "феномена человека" //Вопросы философии. 2001. № 2.

205. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М., 1994.

206. Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма // Сочинения. В 2т. Т.1. М., 1987.

207. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах // Он же. Соч. в 2 х т. Т. 2. М., 1989.

208. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

209. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.,1995.

210. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.

211. Эпикур. Из письма к Менекею // Антология мировой философии. В 4т. Т.1.М., 1969.

212. Эразм Роттердамский. Диатриба или Рассуждения о свободе воли // Он же. Философские произведения. М., 1986.

213. Юм Д. О гражданской свободе // Сочинения: в 2т. Т.2. М., 1996.

214. Юм Д. О свободе печати // Сочинения: в 2т. Т.2. М., 1996.

215. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Сочинения: в 2т. Т.1. М.,1996.

216. Ядов В. Я. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.

217. Якобе В. Происхождение зла и человеческой свободы, трансцендентальная философия и метафизика // Вопросы философии. 1994. №1.

218. Ярошевский Т. М. Личность и общество. М., 1973.

219. Ясперс К. Смысл и назначение истории.2-е изд. М., 1994.

220. Becker R. Property rights. London, 1972.

221. Bensaid D. Marx for our times. L., 2002.

222. Beyond the punitive society. S. F., 1973.

223. Biographical dictionary of neo Marxism / Ed. By R. A. Gorman. Westport, 1985.

224. Galbraith J. K. Economics and Public Purpose. Boston, 1973.

225. Gorman K. A. Neo Marxism: Meanings of Modern Radicalism. L., 1982.

226. Jameson F. Late Marxism. London New York, 1996.

227. Ryan M. Marxism and Deconstruction. 1982.

228. Skinner B. F. Beyond freedom and dignity. N. Y., 1972.

229. Social theory today / Ed. By A. Giddens and J. H. Turner. -Stanford (California): Stanford univ. press, 1987.

230. Joseph R. The Morality of Freedom. N.Y., 1986.

231. Ross P. Morality and Modernity. L., 1990.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.