Становление популярного вероучения буддизма в Китае тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Бадмаева, Дарима Бато-Цыреновна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 133
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Бадмаева, Дарима Бато-Цыреновна
Введение.
Глава I. Исторические формы верований китайцев.
1.1. Архаичные верования китайцев.
1.2.' Особенности исторического развития архаичных верований китайцев.
Глава II. Особенности становления популярного вероучения буддизма в Китае.
2.1. Распространение и становление буддизма в Китае, взаимодействие с традиционными китайскими верованиями.
2.2. Характерные особенности становления популярного вероучения буддизма в Китае.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Становление письменной традиции мадхьямики в Китае2001 год, кандидат исторических наук Баяртуева, Елена Жаргаловна
Школа китайского буддизма чжэньянь2000 год, кандидат исторических наук Ветлужская, Лидия Леонидовна
Социоантропные константы в религиозной культуре Китая2011 год, кандидат философских наук Чэ Тунбо
Учение школы саньлунь2005 год, кандидат философских наук Анашина, Мария Владимировна
Кумараджива и его ученики в культуре Средневекового Китая2007 год, кандидат философских наук Чанкова, Ирина Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление популярного вероучения буддизма в Китае»
Актуальность темы исследования. Буддизм, проникнув в Китай в первые века нашей эры, столкнулся с богатой, уходящей вглубь веков культурой, которая включала в себя развитую письменность, самобытный фольклор, мифологию и собственные религиозные верования, что не могло не сказаться на сложном характере его взаимоотношений с китайской традицией. В результате этого взаимодействия сложилось весьма уникальное явление - китайский буддизм, который включал в себя два уровня: элитарный и популярный. Популярный буддизм сыграл огромную роль во у всех сферах общественного сознания китайского общества. Он оказал большое влияние на развитие духовной культуры Китая. Его божества стали излюбленными персонажами произведений китайской литературы, архитектуры и изобразительного искусства. Многие буддийские сюжеты легли в основу танских новелл. Вместе с конфуцианством и даосизмом он составил синкретический комплекс «трех религий» (сань цзяо), где каждая составная комплекса дополняла две другие.
Вместе с тем, история популярного вероучения буддизма в Китае, в особенности его ранняя история, связанная с его становлением, до сих пор мало изучена. Без понимания этой проблемы мы не сможем сказать, что имеем достаточно полное представление об истории буддизма в Китае. Становление популярного вероучения буддизма в Китае происходило на уровне взаимодействия буддизма с традиционными религиозными верованиями китайцев. Этот аспект истории буддизма также мало изучен в научной литературе и его исследование внесет существенный вклад в понимание закономерностей развития буддизма в Китае.
Степень изученности. Существует достаточно богатая литература, посвященная исследованию добуддийских традиционных народных верований китайцев, с которыми столкнулся буддизм в период своего распространения в Китае. Среди зарубежных исследователей, которые рассматривали эту тему, необходимо выделить такие имена, как Э. Вернер,
М. Гране, Я.Я.М. де Гроот, Б. Карлгрен, Э. Эркес, Э. Шаванн, Б. Лауфер, К. Хентце, Д. Бодде. Их труды позволяют нам ознакомиться с мифологией, легендами, демонологией, культами земли и плодородия, тотемическими верованиями, магией и обрядовыми действами древнего Китая.
Традиционные китайские народные верования освещены в работах китайских ученых. Монография Юань Кэ «Мифы древнего Китая»1, обобщает ранее опубликованные исследования китайских авторов по мифологии Китая. Культ Неба, учение о Небесном мандате освещает Ян Юн-го в своей работе «Чжунго гудай сысян ши» («История идеологии древнего Китая»). В работе Цзинь Цзэ «Чжунго миньцзянь синьян»2 («Китайские народные верования») проанализированы народные верования и описана их история с древнейших времен до наших дней. В работе Хэ Цзяньань «Чжунго миньцзянь у» («Китайские народные танцы») рассматриваются древние ритуальные танцы. Вопросы, касающиеся ранних верований, получили освещение в трудах Фэн Юланя «Чжунго чжэсюэ ши»4 («История китайской философии»).
Среди трудов российских исследователей, посвященных китайским народным верованиям, необходимо отметить работу В. Груббе5, в которой рассматривается духовная культура китайцев; работы JI.C. Васильева6, в которых описывается традиционные культы и религии Китая. Тотемические и анимистические верования, а также фетишизм китайцев исследовались Г.Г. Стратановичем . По материалам гадательных надписей эпохи Шан о приблизительно XVI-XI вв. до н.э.) А.А. Серкина исследовала ранние
1 Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Юань Кэ. - М., 1987.
2 Цзинь Цзэ. Чжунго миньцзянь синьян / Цзинь Цзэ. - Чже Цзян, 1990.
3 Хэ Цзяньань. Чжунго миньцзянь у / Хэ Цзяньань. - Чже Цзян, 1990.
4 Фэн Юлань. Чжунго чжэсюэ ши / Фэн Юлань. - Пекин, 1961.
5 Груббе В. Духовная культура Китая / В. Груббе. - СПб., 1912.
6 Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае / Л.С. Васильев // Китай: традиции и современность. - М., 1976; Он же. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» / Л.С. Васильев // Этика и ритуал в традиционном Китае. - М., 1988; Он же. Культы, религии, традиции в Китае/Л.С. Васильев. - М., 2001;
7 Стратанович Г.Г. О ранних верованиях древних китайцев (тотемизм) // КСИНА, М., 1963, № 61; Он же. Народные верования населения Индокитая / Г.Г. Стратанович - М., 1978.
8 Серкина Л.Л. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма / А.А. Серкина. — М., 1973; Она же. Символы рабства в Древнем Китае: дешифровка гадательных надписей/ А.А. Серкина - М., 1982. верования и обряды. Проблемы мифологии были затронуты в работах Б.Л.
Рифтина, И.С. Лисевич, Д.В. Деопик, В.В. Евсюкова, Э.М. Яншиной 9. Среди этих работ особый интерес представляют исследования Э.М. Яншиной, в которой мифология древнего Китая анализируется в процессе его развития.
Религиозная интерпретация учения о Небе и небесном мандате исследовались К.В. Васильевым, Л.И. Думаном, М.Е. Кравцовой10. Особую значимость имеет исследование «жизни после смерти» в представлении китайцев И.А. Алимова11. Представления о душе и духе, о похоронной обрядности рассматривались О.М. Городецкой12. Определенный интерес 1 представляет работа В.М. Крюкова по исследованию рода и государства в эпоху Шан-Инь.
По истории раннего буддизма в Китае существует также немало исследований. Среди работ западных ученых нужно отметить труды X. Хакмана, А. Масперо, Э. Цюрхера, А. Райта, X. Уэлча, К. Чэня, в которых большое место занимают исследования китайского, японского и корейского буддизма. В них подробно рассмотрен процесс адаптации буддизма к китайской традиции.
9 Рифтин Б.Л. От мифа к роману: эволюция изображения персонажа в китайской литературе / Б.Л. Рифтин — М., 1979; Он же. Китайская мифология // Мифы народов мира. T.I. - М., 1980; Лисевич И.С. Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах // Теоретические проблемы восточных литератур. - М., 1969; Деопик Д.В. Элементы южной традиции в китайском мифе // 3-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 1. — М., 1972; Евсюков В.В. Об одном космологическом мотиве Китая эпохи неолита// Общество и государство в Китае. - М., 1981; Он же. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры яншао / В.В. Евсюков — Новосибирск, 1988; Яншина Э.М. Боги и «чиновники» (по материалам древнекитайских памятников) // Китай: история, культура и историография. - М., 1977; Она же. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии / Э.М. Яншина — М. 1984.
10 Васильев К.В. Религиозно-магическая интерпретация власти вана в западночжоуских эпиграфических текстах / К.В. Васильев // Китай: общество и государство. - М., 1973; Он же. Истоки китайской цивилизации / К.В. Васильев. - М., 1998; Думан Л.И. Внешнеполитические связи древнего Китая и истоки даннической системы / Л.И. Думан // Китай и соседи. - М., 1970; Он же. Учение о сыне неба и его роль во внешней политике Китая / Л.И. Думан // Китай: традиции и современность. - М., 1976; Кравцова М.Е. Представления о верховной власти и правительстве в древнем и средневековом Китае / М.Е. Кравцова // Общество и государство в Китае. Материалы конференции. — М., 1973. Алимов И.Л. «Жизнь после смерти» в сюжетной прозе старого Китая / И.Л. Алимов — http: //www. kuhstkamera.ru. /museumsstrukture/muzejhye-inauchnovspomogatelhyesluzhbuipodrazdelenhiya/library/
12 Городецкая О.М. Дух и тело в погребальных традициях древнего Китая / О.М. Городецкая //Проблемы Дальнего Востока. 2005, № 2.
13 Крюков М.В. Род и государство в иньском Китае / В.М. Крюков // Древние цивилизации. От Египта до Китая. - М., 1997; Он же. Крюков В.М. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь - Чжоу / В.М. Крюков - М., 2000.
Из трудов китайских авторов, посвященных буддизму, особую значимость имеют работы Тан Юнтуна «Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяо ши» («История буддизма в период Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных царств»), Жэнь Цзиюйя «Хань Тан Чжунго фоцзяо сысян луньцзи» («Сборник статей об идеологии китайского буддизма с эпохи Хань до эпохи Тан»), Фан Литяня «Чжунго фоцзяо юе чуаньтун вэньхуа» («Китайский буддизм и традиционная культура»)14. Их работы посвящены истории и идеологии китайского буддизма в разные периоды. Немаловажный интерес представляют коллективные труды по истории, философии китайского буддизма изданные в Пекине15.
В отечественной науке существует также немало исследований, отражающих раннюю историю буддизма в Китае. Неоценимый вклад в развитие отечественной китаеведной буддологии внесли такие выдающиеся ученые, как В.П. Васильев16 и П.И. Кафаров. Особое внимание В.П. Васильев обращает на взаимоотношение буддизма с даосизмом и приходит к выводу, что только под влиянием буддизма даосизм окончательно обретает религиозную форму. Изучением китайского буддизма занимались Е.
17
Воронцов и А.О. Ивановский.
Проблемы взаимоотношений буддизма с китайской традицией отражены в трудах В.М. Алексеева18. Различные аспекты взаимодействия буддизма с китайской традиционной культурой затронуты в работах В.М. Штейна, JI.C. Васильева, Е.А. Торчинова, В.В. Малявина, А.С. Мартынова, В.Я. Сидихменова, С.Ю. Лепехова, Н.В. Абаева, Л.Е. Янгутова19. Вопросы
14 Тан Юнтун. Хань Вэй лян Цзинь Наньбэй чао фоцзяо ши / Тан Юнтун. - Пекин, 1963; Жэнь Цзиюй. Хань Тан Чжунго фоцзяо сысян луньцзи / Жэнь Цзиюй. - Пекин, 1963; Фан Литян. Чжунго фоцзяо юе чуаньтун вэньхуа / Фан Литян. - Пекин, 1988.
15 Чжунго фоцзяо. - Пекин, 1981. T.1; 1982. T.2; 1984. Т.З; 1984. T.4; Чжунго фоцзяо чжэсюэ ши. -Пекин,1983.
16 Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература / В.П. Васильев. - СПб., 1869; Он же. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. / В.П. Васильев. - СПб., 1873.
17 Воронцов Е. Исторические судьбы буддизма в Азии со времени возникновения его до VII века // Вера и Разум. Харьков, 1900. № 8,9.
18 Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях / В.М. Алексеев. - М., 1966; Он же. Китайская литература: Избранные труды / В.М. Алексеев. - М., 1978.
19 Штейн В.М. Экономические и культурные связи между Китаем и Индией в древности (до III в. н.э.) / В.М. Штейн. - M., 1960; Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция / В.В. Малявин // Этика и ритуал в 6 взаимоотношения буддизма с ранними верованиями и популярного буддизма нашли свое освещение в трудах JI.C. Васильева. В своих работах J1.E. Янгутов рассматривает проблему взаимоотношения буддизма с китайской философской традицией, а также с китайскими религиозными верованиями. Существенный вклад в изучение проблемы популярного буддизма в Китае
2Q внесли исследования JI.H. Меньшикова . Историю раннего популярного буддизма исследует М.Е. Ермаков21, опираясь на материалы буддийского короткого рассказа - сяошо.
Между тем работ, касающихся непосредственного взаимоотношения, взаимодействия буддизма с местными религиозными верованиями в контексте становления популярного вероучения буддизма в Китае, до сих пор недостаточно.
Целью данной диссертации является исследование истории -становления и формирования популярного вероучения буддизма в Китае. Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- исследовать архаичные религиозные верования китайцев;
- определить специфические особенности исторического развития архаичных верований Китая, оказавших влияние на буддизм;
- рассмотреть историю развития верований китайцев в периоды Чжаньго, Чуньцю и Цинь, предшествовавших проникновению буддизма в Китай; дать анализ взаимодействию и взаимоотношению буддизма с китайскими народными верованиями в период его проникновения и становления в Китае; традиционном Китае. - М., 1988; Он же. Китайская цивилизация / В.В. Малявин - М., 2000; Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого / В.Я. Сидихменов. — М., 1978; Лепехов С.Ю. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации / С.Ю. Лепехов. — Улан-Удэ, 1999; Абаев Н.В. Архаичные формы религиозной теории и практики в чань-буддизме / Н.В.Абаев // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. - Новосибирск, 1980.; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов - Новосибирск, 1995; Он же. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь / Л.Е. Янгутов - Улан-Удэ, 1998; Он же. Традиции праджняпарамиты в Китае / Л.Е. Янгутов- Улан-Удэ, 2007.
20 Меньшиков Л.Н. Бяньвэнь о воздаянии за милости. Рукопись из дунхуанского фонда Ин-та Востоковедения/Л.II. Меньшиков - М., 1972.
21 Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма / М.Е.Ермаков - СПб, 1994; Он же. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики / М.Е. Ермаков - СПб., 2003; Он же. Китайский синдром / М.Е. Ермаков — Интернет: http://maaa7ines.russ.ru/zvezda/2007/5/er 12.html
- охарактеризовать основные особенности становления популярного буддизма в Китае.
Объектом исследования являются религиозные верования Китая.
Предметом исследования является становление популярного вероучения буддизма в Китае в контексте его взаимодействия с традиционными религиозными верованиями.
Хронологические рамки исследования охватывают период истории Китая с древнейших времен до IV в. н.э. Нижняя граница обусловлена необходимостью исследования архаичных форм религиозных верований Китая, которые в той или иной форме сохранялись до проникновения буддизма и оказали на него определенное влияние. Верхняя граница обусловлена тем, что в IV в. произошло окончательное утверждение популярного буддизма в Китае.
Теоретическая и методологическая основы исследования данной работы обусловлены спецификой изучаемого материала и задачами диссертации. Были использованы общенаучные и исторические методы исследования. В исследовании использовались общенаучные принципы познания - принципы историчности, преемственности, целостности и системности. При исследовании текстологического и исторического материала были применены историко-сравнительные и аналитические методы, метод синтеза, сравнения, аналогии. Особое внимание уделялось историко-сравнительному и аналитическому методам исследования взаимодействия буддизма с китайскими народными верованиями.
Источниковую базу исследования составили, оформленные в эпоху Чжоу (1066 г. до н.э. — 256 г. до н.э.) — эпоху формирования религиозных верований - китайские классические каноны: Шу цзин (Книга истории), Ши цзин (Книга песен), Шаньхай цзин (Книга гор и морей), Ли цзи (Книга ритуалов). Также трактат Мо цзы «Лихолунь» («Трактат о разрешении сомнений»), составленный в эпоху Хань (206 г. до н.э. - 220 г.н.э.) - эпоху первых шагов буддизма в Китае. Ценным источником явились произведения жанра сяошо, составленные в эпоху Цзинь, когда произошло окончательное становление буддизма в Китае, в том числе и популярного: Ван Янь-сю «Гань ин чжуань» («Предания об услышанных мольбах»), Лю И-цин «Сюань янь цзи» («Подлинные события»), Ван Янь «Мин сян цзи» («Вести из потустороннего мира»), Хоу Бо «Цзин и цзи» («Достопамятные происшествия»), Тан Линь (Мин бао цзи) («Загробное воздаяние»).
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- диссертационная работа представляет собой первое специальное исследование, посвященное всестороннему анализу взаимоотношения и взаимодействия буддизма с местными религиозными верованиями в период становления популярного вероучения буддизма в Китае;
- исследован процесс изменения традиционных верований Китая под влиянием буддизма, выявлено, что традиционные верования оказали большое влияние на становление популярного вероучения буддизма;
- выявлены особенности становления популярного буддизма в Китае, определены сущностные характеристики популярного вероучения буддизма.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы для дальнейших исследований истории китайского буддизма. Материалы, результаты и выводы диссертации могут также найти применение при подготовке учебных пособий, при разработке семинаров и курсов лекций по специальностям «Всеобщая история», «Религиоведение», «Культурология», «Этнография».
Апробация результатов исследования. Различные теоретические выводы и обобщения, фрагменты исследования нашли отражение в докладах на международных и региональных научных конференциях: «Буддизм и вызовы третьего тысячелетия», г. Улан-Удэ, 2008; «Цыбиковские чтения - 9», г. Улан-Удэ, 2008.
По теме диссертационного исследования были опубликованы 3 статьи, в том числе 1 в реферируемом издании.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
История и доктрина школы Цзинту в письменных источниках2000 год, кандидат исторических наук Хантаева, Елена Ильинична
Концепция абхидхармы в китайско-буддийской культурной традиции2001 год, кандидат исторических наук Хабдаева, Аюна Константиновна
Личность в философских традициях Китая2010 год, кандидат философских наук Степанова, Лейла Мамедовна
Этнорелигиозные отношения на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - начале XX вв.: На материалах взаимодействия православия с религиозными верованиями китайского населения2004 год, кандидат философских наук Аниховский, Станислав Эдуардович
Человек и общество в китайском буддизме2010 год, доктор философских наук Чебунин, Александр Васильевич
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Бадмаева, Дарима Бато-Цыреновна
Заключение
Буддизм, проникнув на территорию Китая, столкнулся с богатейшей культурной традицией, корни которой уходили вглубь веков. Древнейшие верования китайцев: тотемизм, анимизм, представления о душе и загробной жизни и т.д., хотя и были схожи с аналогичными представлениями других народов на сходной ступени развития, в дальнейшем получили несколько иное, отличное от других, в частности от индийских верований, развитие. В Китае большое развитие получили тотемические верования, выразившиеся в культе предков, который стал основой религиозно-этической системы Китая. Также в Китае были развиты культ Неба и связанное с ним учение о Небесном мандате, культ Земли, культ старины, связанное с культом предков учение о сыновней почтительности и т.д. Отличительной чертой всех этих религиозных верований китайцев было то, что они носили ярко выраженный рационалистический, социальный характер. Другими словами они не были сильно развиты в религиозном плане.
И именно с этими культами пришлось столкнуться и вступить во взаимоотношения буддизму. Он вступил во взаимоотношения не только с культами, которые получили развитие непосредственно перед его проникновением в Китай, но и с древнейшими верованиями: тотемизмом, анимизмом, представлениями о душе и загробной жизни. До проникновения в Китай, он не имел опыта взаимодействия с подобными верованиями. У него на родине, в Индии, религиозные верования получили несколько другое направление развития. В отличие от Китая в Индии тотемические верования не получили сильного развития, анимистические представления развивались в другом русле. Сильное развитие получили представления о загробной жизни, а представления о душе были несколько иными от китайских верований. Боги Индии носили ярко выраженный антропоморфный характер. Поэтому в Китае буддизму пришлось столкнуться с явлениями, которыми он на своей родине соприкасался в очень малой степени или же не соприкасался вообще. И это, по нашему мнению, как не парадоксально, в немалой степени способствовало успешному проникновению и адаптации буддизма на новой территории, т.е. в Китае.
Как мы уже отмечали, китайские верования в религиозном плане были не сильно развиты. Именно поэтому область религиозных верований привлекла внимание буддизма и, именно на эту область он делал основную ставку для своего успешного становления в Китае. От характера взаимоотношения буддизм с религиозными верованиями китайцев зависела его дальнейшая судьба в Китае. Отношение буддизма к религиозным культам Китая было неоднозначным: с одними он вступил в резкое противоречие, а другие оказали благоприятное воздействие. Однако, благодаря приспособлению через преподношение своего учения как не противоречащего китайскому мировоззрению, буддизму удалось преодолеть трудности и достичь успехов в распространении своего учения. При этом элементы буддизма, которые он привнес с собой в Китай, а именно - новое для китайцев явление - институт монашества - буддийская сангха, собственный пантеон божеств, подверглись китаизации, т.е. приобрели китайские признаки, а традиционные китайские верования наполнились содержанием буддийской религии. Все это способствовало успешному становлению популярного буддизма в Китае.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Бадмаева, Дарима Бато-Цыреновна, 2008 год
1. Абаев Н.В. Архаичные формы религиозной теории и практики в чань-буддизме / Н.В.Абаев // Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. - Новосибирск, 1980. - С. 156-176.
2. Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях / Предисл. Б.Л. Рифтина, М.Л. Рудовой. Коммент. Б.Л. Рифтина. -М.: «Наука», 1966. — 206 с. с ил.
3. Алексеев В.М. Китайская литература: Избранные труды / Авт. вступ. Л.З.Эйдлин. — М.: «Наука», 1978. 595 с. с ил.
4. Алимов И. А. «Жизнь после смерти» в сюжетной прозе старого Китая / И. А. Алимов. — http: // www.kuhstkamera.ru./museumsstrukture/muzejhye-inauchnovspomogatelhyesluzhbuipodrazdelenhiya/library/
5. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов / В.П. Андросов. М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2001. - 508 с.
6. Арютонов С.А Святые реликвии: миф и действительность / С.А. Арютонов., Н.Л. Жуковская — М.: Политиздат, 1987. — 107 с.
7. Баранов И.Г. Верования и обычаи китайцев / Сост. К.М. Тертицкий. -М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999. 304 с. с ил.
8. Буддизм: Словарь / Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др.; под общ. ред. Жуковской Н.Л. и др. М.: «Республика», 1992. - 287 с.
9. Буддизм и государство на Дальнем Востоке: Сб. статей /Отв. ред. Л.П. Делюсин. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. 232 с.
10. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока: Сб.ст. / Отв. ред. Н.В. Абаев Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990.-214 с.
11. Бяньвэнь о воздаянии за милости. Рукопись из дунхуанского фонда Ин-та Востоковедения // Перевод и комментарии Л.Н. Меньшикова. -М., «Наука», 1972. 419 с.
12. Ван Янь-сю. Предания об услышанных мольбах (Гань ин чжуань). / Пер. с кит., вступ. статья и примеч. М.Е. Ермакова. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. 368 с.
13. Васильев В.П. Буддизм, его догматы, история и литература /' В.П. Васильев. СПб., 1869. - 288 с.
14. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм / В.П. Васильев. СПб., 1873.-182 с.
15. Васильев К.В. Религиозно-магическая интерпретация власти вана в западночжоуских эпиграфических текстах / К.В. Васильев // Китай: общество и государство Отв. ред. Г.Д. Сахарчук. М., «Наука», 1973. -С. 7-12.
16. Васильев К.В. Статус чжухоу в период Западного Чжоу / К.В.
17. Васильев // 10-я научная конференция «Общество и государство в
18. Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная 1 ) редакция восточной литературы, 1979. - С. 21-28.
19. Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации / К.В. Васильев. М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1998. - 319 с.
20. Васильев Л.С. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае / JI.C. Васильев // Китай: традиции и современность Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: «Наука», 1976. - С. 52-82.
21. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайской цивилизации / JI.C. Васильев. М.: «Наука», 1976. — 368 с.
22. Васильев JI.C. Проблемы генезиса китайского государства / JI.C. Васильев. М.: «Наука», 1983. - 326 с.
23. Васильев JI. С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» / Л.С. Васильев // Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. - С. 173-201.
24. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С. Васильев. -М.: Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2001. 488 с.
25. Васильев Л.С. История религий востока. Учебное пособие для вузов / Л.С. Васильев. 7-е изд. испр. и доп. - М.: КДУ, 2004. - 704 с.
26. Вернер Э. Мифы и легенды Китая / Пер. с англ. С.Федорова М.: «Центрополиграф», 2005. - 365 с. с ил.
27. Воронцов Е. Исторические судьбы буддизма в Азии со времени возникновения его до VII века // Вера и Разум. Харьков, 1900. - № 8, 9.
28. Восточная демонология от народных верований к литературе / ИМЛИ им. A.M. Горького РАН; отв. ред. Н.И. Никулин, А.Р. Садокова. М.: Наследие, 1998. - 310 с. с ил.
29. Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований / К.М. Герасимова // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока Отв. ред. Н.В. Абаев. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1990. - С. 52-63.
30. Городецкая О.М. Дух и тело в погребальных традициях древнего Китая / О.М. Городецкая // Проблемы Дальнего Востока. 2005, № 2.- с. 133-143.
31. Гране М. Китайская мысль / Пер. с фр. В.Б. Иорданского; Общ. ред. И.И. Семененко М.: «Республика», 2004. - 526 с.
32. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур) / Т.П.Григорьева М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. - 424 с.
33. Груббе В. Духовная культура Китая / Пер. с нем. П.О. Эфруски. -СПб., 1912.-236 с.
34. Гуревич И.С. Очерк грамматики китайского языка III-V вв. / И.С. Гуревич М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1974.-254 с.
35. Дагданов Г.Б. Первые буддийские наставники в Китае / Г.Б. Дагданов // 15-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1984.-С. 146-147.
36. Де Гроот Я.Я.М. Демонология древнего Китая / Пер. с англ. Р.В. Котенко СПБ.: Издательская группа «Евразия», 2000. - 352 с.
37. Деопик Д.В. Элементы южной традиции в китайском мифе // 3-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Вып. 1. -М., 1972.
38. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1994. - 523 с.
39. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М.В. Крюков, J1.C. Переломов, М.В. Сафронов, Н.И. Чебоксаров; Отв. ред. JT.C. Переломов, Н.Н. Чебоксаров. — М.: «Наука», 1983. -415 с. с ил.
40. Думан Л.И. Внешнеполитические связи древнего Китая и истоки даннической системы / Л.И. Думан // Китай и соседи Отв. ред. С.Л. Тихвинский, Л.С. Переломов. М.: «Наука», 1970. — 275 с. ил.
41. Думан Л.И. Учение о сыне неба и его роль во внешней политике Китая / Л.И. Думан // Китай: традиции и современность Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: «Наука», 1976. - 335 с.
42. Думан Л.И. О формировании государства в древнем Китае / Л.И. Думан // 10-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады: Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, .919'. - С. 3-11.
43. Евсюков В.В. Об одном космологическом мотиве Китая эпохи неолита // 12-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1981. !
44. Евсюков В.В. Мифы о мироздании: вселенная в религиозно-мифологических представлениях / В.В. Евсюков. М.: Политиздат, 1986.- 112 с.
45. Евсюков В.В. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры яншао /В.В. Евсюков Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1988. - 128 с.
46. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма / М.Е.Ермаков СПб.: Издательство «Андреев и сыновья», 1994. - 240 с.
47. Ермаков М.Е. Магия Китая. Введение в традиционные науки и практики / М.Е. Ермаков СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2003. - 208 с.
48. Ермаков М.Е. Китайский синдром / М.Е. Ермаков. http: //magazines.russ.ru/ zvezda/2007/5/er 12 .html
49. Ермакова T.B. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX первой трети XX века / Т.В. Ермакова - СПб.: «Наука», 1998. -344 с.
50. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм / Т.В. Ермакова, Е.П. Островская. — СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999.-288 с.
51. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни: Пять лекций по буддизму / С.Ф. Ольденбург, Б.Я. Владимирцов, Ф.И. Щербатской, О.О. Розенберг. Самара: Агни, 1998. - 192 с.
52. Игнатович А.Н. Буддийские толкования путей «спасения» (на примере Лотосовой сутры) / А.Н. Игнатович // 11-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.:
53. Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1980. -С. 105-116.
54. Индийская культура и буддизм: Сб.ст. / Отв. ред. Н.И. Конрад, Г.М. Бонгард-Левин. М.: «Наука», 1972. — 279 с.
55. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык / В.Б. Касевич. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. - 288 с.
56. Каталог гор и морей (Шань хай цзинь) / Предисл., пер. и коммент.
57. М.Яншиной. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. - 235 с. с ил.
58. Категории буддийской культуры / Ред. и сост. Е.П. Островская. — СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000. 320 с.
59. Кеоун Д. Буддизм / Пер. с англ. Н.Л. Некрасовой; научн. ред. С.И. Рыжакова; ред. И.Б. Зорько. М.: Весь мир, 2001. - 176 с.
60. Китай в эпоху древности: Сб. статей / Отв. ред. В.Е. Ларичев. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 107 с. с ил.
61. Китайские боги и мифы / Пер. с англ. Н.А. Виноградовой. — М.: АРТ-РОДНИК, 2003. 64 с. с ил.
62. Клемен К. Жизнь мертвых в религиях человечества / Пер. с нем., коммент. А.Е. Махова. М., «Интрада», 2002. - 223 с.
63. Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / Пер. с англ. И. Беляева; под ред. С.В. Пахомова. СПб.: Наука, 2003. - 288 с.
64. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии / В.И. Корнев. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.- 250 с.
65. Корнев В.И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии / В.И. Корнев. М.: Наука, 1987. - 220 с.
66. Кравцова М.Е. История культуры Китая / М.Е. Кравцова СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 416 с.
67. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя' ' ■ Западное Чжоу. / Пер. с англ. Р.В. Котенко. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. 480 с.
68. Крюков В.М. Род и государство в иньском Китае / В.М. Крюков // Древние цивилизации. От Египта до Китая. М.: 1997. - С. 12121231.
69. Крюков В.М. Текст и ритуал: опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь — Чжоу / В.М. Крюков М.: «Памятники исторической мысли», 2000. - 464 с.
70. Кучера С. Китайская археология 1965-1974 гг.: палеолит эпохи Инь. Находки и проблемы / С. Кучера М.: Наука, 1977. - 267 с. с ил.
71. Кучера С. Некоторые вопросы культуры Китая в эпоху Инь / С. Кучера // 10-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1979. - С. 207-218.
72. Лепехов С.Ю. Буддийская культура и буддийская цивилизация / Ю.С. Лепехов //Методологические и теоритические аспекты изучения духовной культуры Востока 1997. - Вып. 2. - С. 142-160.
73. Лисевич И.С. Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах // Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969.
74. Лисевич И.С. К проблеме интерпретации древних триграмм «багуа» / И.С. Лисевич // 10-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1979. — С. 45-47.
75. Малявин В.В. О месте буддизма в китайской литературе / В.В. Малявин // 11-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1980. - С. 131-137.
76. Малявин В.В. Буддизм и китайская традиция / В.В. Малявин // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., Наука, 1988. - С. 256-273.
77. Малявин В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин М., 2000.
78. Мартыненко Н.П. Палеография и проблемы истории древнего Китая / Н.П. Мартыненко // Проблемы Дальнего Востока. 2006, №4.
79. Маслов А.А. Китай: укрощение драконов, духовные поиски и сакральный экстаз / А.А. Маслов М.: Алатейа, 2003.
80. Минаев И. Община буддийских монахов / И. Минаев // Министерство народного просвещения, б.г. 35 с.
81. Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии: Сб. статей /Отв. ред. Г.Г. Стратанович. М.: «Наука», 1973. - 224 с. с ил.л
82. Моу цзы. Лихолунь // Хунминцзи. Сыбубэйзю. Шанхай. 1936. Л.4.а
83. Нестеркин СП. Гун-ань в культурно-психологической традиции чань-буддизма (анализ доктриальных основ) / С.П.Нестеркин // Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. -Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. С. 22-43.
84. Оливер П. Мировые религиозные верования / Пер. с англ. О.Перфильева. М., «ФАИР-ПРЕСС», 2003. - 240 с. с ил.
85. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. / Л.С. Переломов. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981.-336с.
86. Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии / Е.Б. Поршнева М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 220 с.
87. Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии: Сб. статей /Отв. ред.: И.А. Крывелев, Г.Г. Стратанович. М.: «Наука», 1970. -248 с. с ил.
88. Решетов A.M. Цзао-ван китайский бог очага / A.M. Решетов // Мифы,' культы, обряды народов зарубежной Азии. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - С. 230248.
89. Рифтин Б.Л. От мифа к роману: эволюция изображения персонажа в китайской литературе / Б.Л. Рифтин. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979. — 340 с.
90. Рифтин Б.Л. Китайская мифология // Мифы народов мира. Т.1. — М., 1980.-с. 652-662.
91. Розенберг О.О. Труды по буддизму / О.О. Розенберг. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1991. -295 с.
92. Самозванцев A.M. Мифология Востока / A.M. Самозванцев. — М.: Алатейа, 2000. 384 с. с ил.
93. Семененко И.И. Религиозные идеи «Ши цзина» / И.И. Семененко // 18-я' научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1987. - С. 45-48.
94. Серкина А.А. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма / А.А. Серкина. -М.: Наука, 1973. 131 с. с ил.
95. Серкина А.А. Символы рабства в Древнем Китае: дешифровка гадательных надписей / А.А. Серкина. М.: «Наука», 1982. - 207 с.
96. Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого / В.Я. Сидихменов -3-е изд. испр. и доп. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. - 448 с. с ил.
97. Смерть и жизнь после смерти в мировых религиях / Сост. Джекоб Ньюзнер. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2003.- 126 с.
98. Смирнов И.О. О «китайских церемониях», культе предков и старости в Китае. http://www.strana-oz.ru/7numid—24&article=1080
99. Соколова З.П. Культ животных в религиях / З.П. Соколова. М.: «Наука», 1972. — 214 с. с ил.
100. Степугина Т.В. О характере идеологии эпохи падения древнего общества в Китае / Т.В. Степугина // 15-я научная конференция
101. Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1984. -С. 134-139.
102. Степугина Т.В. К вопросу о социально-экономических отношениях в Китае в XIV—XII вв. до н.э. / Т.В. Степугина // Древние цивилизации. От Египта до Китая. М.: 1997. - С. 11921211.
103. Стратанович Г.Г. Народные верования населения Индокитая / Г.Г. Стратанович М.: « Наука», 1978. - 256 е., ил.
104. Токарев С.А. Религия в истории народов мира / Общ. ред. и предисл. А.Н. Красникова. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Республика, 2005.-543 е.: ил.
105. Токарев С.А. Ранние формы религии / Под общ. ред. В.П. Алексеева; сост. И.В. Тарасова. М.: «Политиздат», 1990. - 622 е.; 8 л. ил.
106. Торчинов Е.А. Даосско-буддийское взаимодействие / Е.А. Торчинов // Народы Азии и Африки. 1988, №2.
107. Торчинов Е.А. Даосские практики / Е.А. Торчинов СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 2001. — 320 с.
108. Торчинов Е.А. Буддизм: карманный словарь / Е.А. Торчинов -СПб.: Амфора, 2002. 187 с.
109. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния / Е.А. Торчинов. 4-е изд. - СПб.: Азбука-Классика: Петербургское Востоковедение. 2005. — 541 с.
110. Ульциферов О.Г. Культурное наследие Индии / О.Г. Ульциферов. М.: ACT: Восток-Запад, 2005. - 875 с.
111. Федоренко Н.Т. Избранные произведения в 2 томах. Т.1. Проблемы исследования китайской литературы / Н.Т. Федоренко М.: Издательство «Художественная литература», 1987. - 510 с.
112. Фишер Роберт Е. Искусство буддизма /Пер. А. Гусевой. М.: CJIOBO/SLOVO, 2001. - 224 е., ил.
113. Фэнь Ю Лань. Краткая история китайской философии / СПб.: 1998.123. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань).
114. Пер. с кит., вступ. статья, коммент. и указатели М.Е. Ермакова. В 3 т. Т. 2. (Раздел 2: Толкователи). СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 2005. — 240 с.
115. Хэ Цзяньань. Китайские народные танцы / Хэ Цзяньань. Чже Цзян, 1990.- 175 с.
116. Цзинь Цзэ. Китайские народные верования / Цзинь Цзэ. Чже Цзян, 1990.-257 с.
117. Человек и природа в духовной культуре Востока. /Ред.-сост. Н.И. Фомина. М.: ИВ РАН: Крафт+, 2004. - 576 с.
118. Чжунго фоцзяо шилюе (Краткая история китайского буддизма). В 4 т. Т.1.-Шанхай, 1991.-396 с.
119. Швырев Ю.А. Некоторые проблемы древнекитайской космологии / Ю.А. Швырев // 15-я научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. Ч. 1. М.: Издательство «Наука». Главная редакция восточной литературы, 1984. - С. 97-100.
120. Штейн В.М. Экономические и культурные связи между Китаем и Индией в древности (до III в. н.э.) / В.М. Штейн. М., 1960.
121. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Ю.К. Щуцкий. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. - 752 с.
122. Эберхард В. Китайские праздники / Пер. с англ. и предисл. Н.Ц. Мункуева. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977. - 128 с.
123. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.2: от Гаутамы Будды до триумфа Христианства / Отв. ред. А.А. Старостина; пер с фр. Н.Б. Абалаковой, Н.Н. Куклаковой, С.Г. Балашовой и др. -М.: Критерион, 2002. 512 с.
124. Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2 т. Т. I. / Пер. с фр. А.А. Васильева. СПб.: Алатейя, 1999. 394 с. Т. 2. / Пер. с фр. А.А. Васильева. СПб.: Алатейя, 1999.-414 с.
125. Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Пер. с кит., послесловие Б.Л. Рифтина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. - 527 с. с ил.
126. Ян Хиншун. Материалистическая мысль в Древнем Китае / Отв. ред. и авт. предисл. М.Л. Титаренко. — М.: «Наука», 1984. 181 с.
127. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма / Л.Е. Янгутов — Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1995. 224 с.
128. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь / Л.Е. Янгутов Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 1998. - 160 с.
129. Янгутов Л.Е. Традиции праджняпарамиты в Китае / Л.Е. Янгутов — Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2007. 527 с.
130. Яншина Э.М. Боги и «чиновники» (по материалам древнекитайских памятников) / Э.М. Яншина // Китай: история, культура и историография отв. ред. Н.Ц. Мункуев. М.: «Наука», 1977.-248 с.
131. Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии / Э.М. Яншина — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. 248 с. с ил.
132. Chao Pu-chu. Buddhism in China / Pu-chu Chao. Peking, 1960. - 51 P
133. Conze E. Buddhist thought buddhist. Three phases of Buddhist philosophy / E. Conze. London: George Allen & Unwin LTD, 1962. -304 p.
134. Edkins Rev. Joseph. Chinese Buddhism. Popular edition. Historical, descriptive and critical / Rev. Joseph Edkins. London: Kegan Paul, Trench Trubner & CO. L, S. a. - 453 p.
135. Hackmann H. Buddhism as religion: its historical development and its present conditions / H. Hackmann. London: Probsthain & CO, 1910. -317 p.
136. Reat N.P. Buddhism: a History / Noble Ross.Reat. Berkeley, California: Asian Humanities Press, 1994. - 376 p.
137. Rosenberg O. Introduction to the study of Buddhism according to material preserved in Japan and China / O. Rosenberg. Tokyo, 1916. -527 p.147. http://buddisst. ru/content/view/1376/58/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.