Специфика театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры: Опыт историко-театроведческого исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Заболоцкая, Парасковья Еремеевна

  • Заболоцкая, Парасковья Еремеевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 157
Заболоцкая, Парасковья Еремеевна. Специфика театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры: Опыт историко-театроведческого исследования: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Улан-Удэ. 2005. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Заболоцкая, Парасковья Еремеевна

Введение.

Глава 1. Элементы театра в шаманских мнстериих (камланиях) якутов

1.1. Понятийно-терминологический аппарат шамаиских мистерий Iкамлании) якутов.

1.2. Элементы театра в коллективных мистериальпых действах якутов в празднике ЫИыах.

Глава 2. Элементы театра в индивидуальных действованиях черного шамана и искусстве сказителя - олонхосута

2.1. Элементы театра в мистерии (камлании) черного шамана.

2.2. Искусство сказителя - олонхосута.

Глава 3. Характеристика опыта реконструкции творческого состояния «турук» в учебном театре «Эйгэ» (экспериментальная площадка).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Специфика театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры: Опыт историко-театроведческого исследования»

Актуальность темы исследования.

Ни одна другая область творческой деятельности человека не вызывает столько споров и вопросов как народное искусство, которое в значительной степени представляет собой способы воспроизводства художественного восприятия мира посредством художественных средств, выработанных в традиционной культуре каждого народа.

Десятилетиями продолжаются дикуссии о самом существе явления, его содержании, исторических формах развития, особенностях использования в современной жизни и дальнейшем его развитии. Такая дискуссионность коренится в глубине и широте самого народного искусства как феномена, позволяющего рассматривать его с самых разных позиций и выдвигать на первый план то одни, то другие его стороны [Богуславская, 1986, с. 161-162].

В качестве предмета дискуссии, как правило, выдвигается проблема соединения художественного, культурного и исторического аспектов изучения народного искусства.

Большие вопросы вызывают проблемы изучения истоков народного искусства, которые лежат в области обрядово-ритуальных и зрелищно-игровых видов культуры и выступили фундаментом для возникновения того или иного вида искусства.

Собственно зрелищно-игровые виды культуры традиционного общества в форме обрядово-ритуальных действ, игр, церемоний и праздников были непосредственно связаны с религиозными представлениями того или иного народа. У всех этих форм существовала общая система художественно-выразительных средств и особые исполнительские приемы, которые содержат действенно-игровое начало со своеобразной эстетикой.

Задача исследователей - выявить их в каждой конкретной культуре, проследить - каким образом происходил переход магических функций обрядово-ритуальных форм традиционной культуры в эстетические функции и художественные традиции.

Все изложенное обуславливает актуальность нашей темы определенной как «Специфика театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры (опыт историко-театроведческого исследования)».

Степень разработанности проблемы.

В систему обрядово-ритуальных форм в культуре якутов мы включаем все зрелищно-игровые виды культуры непосредственно связанные с ранними религиозно-мифологическими представлениями и верованиями. Они существуют как в форме массовых мистерий (камланий) и индивидуальных магических действований шаманов, так и в форме исполнения эпических сказаний, обрядовых песен, хороводных танцев и др.

Многие исследователи отмечали, что исполнение якутских обрядов имеет театрализованный характер, а героический эпос «олонхо» является народной драмой. Среди них можно отметить этнографов B.J1. Серошевского, Н.А. Виташевского, В.Ф. Трощанского, И.А. Худякова, Г.В. Ксенофонтова; фольклористов А.Н. Веселовского, И.В. Пухова, В.Т. Петрова, В.В. Илларионова, А.А. Билюкину. Вместе с тем, ни один из указанных авторов не выявил, как конкретно проявляются эти театрально-драматические элементы, чем они обусловлены, что они собой представляют, так как их исследования относятся к другим областям науки - этнографии, фольклористике и литературоведении.

Большое значение для темы нашего исследования имеют наблюдения B.JT. Серошевского и И.А. Худякова, которые отметили сольное и ансамблевое способы исполнения якутского олонхо. Кроме того, второй из них особо выделил театрально-игровой характер шаманских камланий: «шаман перевоплощается в кого-то другого, не только посредством голоса, но и с помощью различных движений, пения и танца» [Худяков, 1969, с. 221-228].

Ценный материал по теме нашего исследования представляет работа Н.А. Виташевского, рассмотревшего камлание якутского шамана как драматическое действо и выделившего в нем элементы искусства: художественно организованный текст, танец, музыку и пение, костюм, атрибуты и собственно действо.

Исследователь народных верований якутов В.Ф. Трощанский в своей работе «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» отметил, что у якутов на празднике ЫИыах разыгрывалось драматическое действо в виде борьбы двух времен года - весны и зимы, образы которых представляли два молодых парня.

К одним из первых, кто считал якутского шамана актером, хорошо владеющим приемами игры «перевоплощения», относится якутский этнограф Г.В. Ксенофонтов, который считал, что камлание шамана это драматическое представление.

Драматический характер исполнения якутского героического эпоса олонхо отмечено в работе известного отечественного фольклориста А.Н. Веселовского. Автор подчеркивает театральную природу исполнения олонхо следующим образом: «якутские былины олонхо пелись встарь несколькими лицами: один брал на себя рассказ (ход действия, описание местности и т.п. libretto), другой - роль доброго богатыря, третий - его соперника, остальные - партии отца, жены, шаманов, духов и т.д.» [Веселовский, 1940, с. 253].

В 1951 г. Якутский фольклорист И.В. Пухов, опубликовал свою монографию «От фольклора к литературе», в которой посвятил отдельную главу традиции исполнения олонхо и алгыса. Он отмечает, что алгысчит, произносивший посвятительные заклинания на празднике ЫЬыах, свою мысль выражает не пассивно, а действенно, согласуя мимику и движение с содержанием обращения к всевышним духам. Автор как действо характеризует и исполнительское искусство олонхосута, относя его к актерскому искусству с высоким профессиональным мастерством.

Другой исследователь якутского фольклора В.Т. Петров, рассмотрев якутские обряды и героический эпос олонхо, отметил их драматические (театральные) черты. По мнению автора, якутский праздник ЫЬыах представляет собой театрализованное представление с выступлениями артистов (алгысчита, осуохайдьита, участников игр и т.д.). Отдельно он рассмотрел охотничьи обряды и отметил перевоплощение ведущего в образ духа-хозяина леса Баай Байанай. Также, он выявил два основных способа построения композиции олонхо и обрядовых песен в форме монолога и диалога персонажей.

Анализируя устно-поэтическую традицию якутов в целом, В.Т. Петров особо выделил в ней элементы драмы, и обосновал их роль в становлении жанра якутской драматургии.

Большой интерес для нашей работы представляют методы и приемы обучения искусству сказителя-олонхосута, рассмотренные в ряде работ В.В. Илларионова. Автор выделил локальные традиции обучения и составил характеристики по школам.

Таким образом, практически, все вышеуказанные исследователи в своих работах обращались к разным проблемам театрально-игровых традиций в обрядово-ритуальных формах культуры и искусстве исполнителя эпического жанра фольклора якутов. Вместе с тем, в их работах эти вопросы занимают второстепенное положение и не являются основной целью исследования.

Единственной работой, которая имеет театроведческое направление, является книга «Языческие обряды яутов», составленная литературоведом

А.А. Билюкиной, где был использован обширный материал по обрядово-праздничному действу якутов. В работе рассмотрены элементы драмы в промысловых, хозяйственных и семейно-бытовых обрядах и в героическом эпосе олонхо. Предпринята попытка анализа композиционного построения праздника ЬШыах, дан краткий обзор структуры шаманских камланий и олонхо. Также, здесь дано описание оформления праздничной площадки Ысыаха, реквизитов, ритуальных атрибутов, костюмов исполнителей и т.д.

Таким образом, историографический обзор литературы по теме нашего диссертационного исследования показывает недостаточность ее изученности, отсутствие специальных исследований искусствоведческого характера.

Объектом диссертационного исследования являются театрально-игровые действа в обрядово-ритуальных формах шаманских мистерий (камланий), действах праздника ЫЬыах и исполнительских традициях сказителей эпических произведений - олонхо.

Предметом исследования является изучение художественно-выразительных средств и способов приемов игры в обрядово-ритуальных формах и исполнительских традициях эпических жанров фольклора в культуре якутов как особой знаковой системы театрального порядка.

Целью исследования является изучение специфики эстетических и сценических традиций в системе обрядово-ритуальных форм культуры якутов и исполнения эпических сказаний в контексте исторических особенностей их формирования.

Исходя из представленной цели, в работе ставятся следующие задачи:

1) на материале исследования структуры шаманских мистерий (камланий) якутов, выявить в них элементы театра и охарактеризовать процесс перехода их магических функций в эстетические функции;

2) проанализировать художественно-выразительные средства и приемы создания образа в шаманских мистериях и искусстве сказителя как явлений театрального искусства, определяющихся: 1) перевоплощением с распределением ролей, партий и 2) действием, совершаемым в данный момент для зрителей;

3) обосновать генетическую связь ряда видов народного искусства якутов с обрядово-ритуальными формами традиционной культуры;

4) выявить историко-генетические истоки художественных традиций обрядово-ритуальных форм якутов;

5) на основе анализа способа существования актера в экспериментах учебного театра «Эйгэ» (экспериментальной площадки) А.С. Федорова при Колледже культуры и искусства г. Якутска, охарактеризовать основные психофизические свойства творческого состояния исполнителя мистериальных действ и эпических сказаний якутов - «турук»;

Источниковая база.

В исследовании широко использовались неопубликованные труды якутских этнографов и фольклористов, хранящиеся в Архиве Якутского научного центра СО РАН: фонды Г.В. Ксенофонтова, А.А. Саввина, С.И. Боло, Г.У. Эргис, Ф.И. Тимофеева, Х.И. Ксенофонтова, Д.М. Егорова.

В качестве источника нами использованы видеозаписи спектаклей учебного театра «Эйгэ» (экспериментальная площадка) Колледжа культуры и искусства г. Якутска.

Интересным для нашего исследования источником послужила также аудиозапись научно-практического семинара от 5.12. 1995 г. (г. Якутск), посвященного анализу опыта реконструкции творческого состояния «турук», проведенной педагогом-режиссером «Эйгэ», засл. артистом PC (Якутии) А.С. Федоровым.

В работе использованы данные, полученные в результате психолого-педагогического исследования актеров-студентов театра «Эйгэ» в состоянии «турук», проведенного коллективом психологов, врачей-психиатров и педагогов-режиссеров, в том числе и автора диссертации.

В работу включены полевые материалы автора, записанные от известных исполнителей эпических сказаний и руководителей обрядовых действ якутов.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Функциональная и содержательная сложность феномена системы народного театра в аспекте его эволюции предопределила плюрализм используемых принципов, методов и средств исследования. Тем не менее, в работе основополагающее значение придавалось принципу системности. Для нашего исследования данный принцип дает необходимый методологический подход к анализу сценических традиций игровых действ в обрядово-ритуальных формах и исполнения эпических жанров фольклора якутов как целостной системы, развивавшейся в определенной культурной динамике.

В диссертационной работе применялся и, неразрывно связанный с системным подходом, метод структурно-функционального анализа, применяемый П.Г. Богатыревым в исследовании народного театра чехов и словаков.

Посредством этого метода в нашей работе были описаны элементы театра и их внутренние взаимосвязи, а также их эстетическая направленность в обрядово-ритуальных формах.

В освещении методологических аспектов историко-театроведческого исследования игровых традиций обрядово-ритуальных форм, праздников и исполнительских традиций разных жанров фольклора якутов, автор опирался на труды ведущих отечественных исследователей народного театра А.Д. Авдеева, В.Е. Гусева, Н.И. Савушкиной, Л.И. Ивлевой и др.

В работах указанных исследователей драматический источник рассматривается не только как художественно-эстетический феномен, а как явление смысловое, свидетельствующее о специфике данного этноса, создавшего соответствующую культуру с присущими ей социально-художественными институтами, традициями, идеалами, языком и сценическими формами.

Основополагающими для нашей работы явились теоретические труды великого реформатора театра К.С. Станиславского. Кроме того, мы обращались к трудам М. Чехова, Е. Гротовского, а также к работам исследователей психологии художественного творчества.

Таким образом, диссертация выполнена на междисциплинарном уровне и в этой связи вышеуказанных методов видна логическая связь с саморазвитием и функционированием традиционной култьуры и народного искусства.

Научная новизна диссертационной работы определена в значительной степени целью, характером поставленных и решаемых в ней задачах.

Автором осуществлена попытка исследования шаманских мистерий (камланий) и исполнительских традиций жанров фольклора якутов как особой знаковой системы театрального порядка с общими художественно-выразительными средствами и приемами игры.

Предпринята попытка анализа психофизического состояния шамана в процессе камлания и исполнителя эпических жанров фольклора в культуре якутов посредством их сопоставления с творческим состоянием актера разных театральных направлений. Положения, выносимые на защиту: 1. Методология комплексного подхода, примененная к изучению элементов театра к обрядово-ритуальным формам якутского шаманства и исполнительской традиции сказителей эпических произведений, позволила рассмотреть их как единую систему театрального порядка.

2. Приемы создания образа религиозно-мифологических персонажей в обрядово-ритуальных формах якутов и искусстве сказителя характеризуют их как явление театрального искусства.

3. Специфичные стили исполнения обрядовых песен, танцев, эпических жанров фольклора и драматических сценок в традиционной культуре якутов генетически восходят к коллективным и индивидуальным шаманским мистериям народов тюркской культурной общности.

4. Основные психофизические свойства измененного состояния сознания шамана в процессе отправления мистерии (камлания) и творческое состояние исполнителей различных жанров фольклора якутов имеют ряд общностей со способом существования актера современных театральных направлений.

Теоретическая и практичекая значимость исследования состоит в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в историко-театроведческих исследованиях, в которых значительное место занимает изучение влияния комплекса обрядово-ритуальных форм в становлении первичного сценического языка в культуре конкретного народа.

Ряд положений диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории народного театра, народной художественной культуры и на практических занятиях по актерскому и режиссерскому мастерству.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, списка источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Заболоцкая, Парасковья Еремеевна

Заключение

Исследование специфики театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры, проведенное с применением методологии комплексного подхода, позволило рассмотреть их как единую систему театрального порядка.

Предварительное сравнительно-сопоставительное и историко-сравнительное исследование понятийно-терминологического аппарата обрядово-ритуальных форм культуры якутов с множеством их значений в языках и культуре широкого круга тюркских народов, позволил выявить процесс перехода ряда магических элементов мистерий (камланий) в сферу художественных традиций.

На театрально-игровой характер массовых мистериальных действ и индивидуальных магических действований (шаманских камланий) указывают термины «ойуун» (шаман поющий) и «оойнуу» (шаман > играющий), «абаасы ойуун» (шаман, создающий образ женщины), кутуруу» (стиль пения-плача духа, т.е. действо, совершаемое от имени персонажа мистерии), «менерик» (поющий и танцующий человек), «уЬуйуу» (обучение искусству пения и танца), «кыырыы» (камлание, как исступленная пляска с пением).

Главным в понятийной системе шаманских мистерий (камланий) является понятие, переданное термином «дьалын», за которым стоит представление о психоэнергетической составляющей особого состояния шамана в процессе камлания. Обладание этой энергией вызывает особое * эмоционально-психологическое состояние «турук», находясь в котором исполнители обрядово-ритуальных действ шаманы и менерик, исполнители эпических сказаний - олонхосуты, отправители ритуальных благопожеланий - алгысчиты и других жанров фольклора, вели то или иное игровое действо. Указанные обстоятельства позволяют нам определить состояние «турук» как эмоционально-психологическое состояние творческой личности.

Театрально-игровые традиции якутов, связанные с ранними религиозно-мифологическими представлениями и верованиями народа, как целостная система театрального порядка, существовали как в форме массового мистериального и индивидуально магического действования шаманов, так и в форме исполнения эпических сказаний олонхо, обрядовых песен, хороводных танцев и др.

Анализ структуры массового и индивидиуалыюго мистериального действа (камланий) якутских шаманов, представил их как сложную структуру, состоящую из различных элементов искусства (музыки, хоеографии, пантомимы и др.), которая согласно теории качества формы является чем-то новым по отношению к этим видам искусства, из элементов коих составляется представление (мистерия) шамана.

Мистериальные действа (камлания) белого шаманства в структуре праздника Ысыах, представлены как целостная структура, обладающая всеми важнейшими элементами театра. Специально обустроенная площадка с более приподнятой восточной частью отмечает место исполнителей мистериального представления и выполняет функции сцены, а западная часть - функции зрительного зала. Архитектоника площадки выполняет функции декораций - воссоздавая образ мифологического первомира и первовремени, в котором развертывается действие. Театральные функции выполняют костюм белого шамана и костюмы исполнителей роли сыновей белых и черных божеств.

Игра шамана со своими помощниками по своей природе является действом театрального характера и соотносится с игрой актера с партнерами. Кроме того, в мистериальных представлениях якутов имеет место и сотворчество шамана со зрителями.

Структурно-семантический и функциональный анализ обрядовых действ Ысыаха, проводящихся белым шаманом и мистерий черного шамана показал, что они представляют собой организованное музыкально-танцевальное действо. В нем структурально и органично между собой соединены пение в разных стилях исполнения, игра на бубне и музыкальных инструментах, элементы пантомимы, танец и слово, т.е. оно представляет действо синкретичного характера.

У якутских шаманов и исполнителей эпоса и других фольклорных жанров существуют особые художественно-изобразительные и художественно-выразительные средства, посредством которых исполнители создают тот или иной образ. Художественно-изобразительные средства несут функцию усиления изображения действующего лица, а вторые передают внутреннее содержание образа. Этот прием игры основан только на эмоционално-психологическом состоянии «турук», которое можно отнести к расширенному состоянию сознания. Известный отечественный психолог В.В. Козлов определяет, что в таком сознании человек получает расширенные творческие возможности [Козлов, 2001, с. 20-22].

Проанализировав художественно-выразительные средства и приемы создания образа в шаманских мистериях и искусстве сказителя как явлений театрального искусства, отмечаем, что шаманы и сказители перевоплощались в тот или иной персонаж действа, совершаемое в данный момент для зрителей. В действах праздника Ысыах белый шаман и его помощники исполняли определенные роли, создавая образы богов и духов. Их творчество подобно коллективному творчеству артистов с другими актерами.

Ярко выраженную театральную природу имеет действование черного шамана. Он в процессе одного действа мог создавать образы многих персонажей, количество которых иногда достигало до одиннадцати. Каждый из них (духов) имел свое поведение, мотивированное его психологическими чертами характера, настроения, внутреннего состояния.

Высокое мастерство исполнителя - шамана, можно сравнить с мастерством актера с органичной природой, умеющего создавать образы разного характера драматического, комического и трагикомического.

Явлением театрального искусства представляется искусство сказителя - олонхосута. Анализ форм, способов и приемов исполнения эпоса показал, что якутское олонхо представляет собой музыкально-драматическое представление, с развитой драматургической основой, которое может осуществляться как одним актером, так и коллективом. На основе двух типов актерской игры - представления и перевоплощения в работе выявлены два типа сказителей: 1) олонхосута, владеющего приемами игры-представления; 2) олонхосута, владеющего приемами игры-перевоплощения. В практике каждый сказитель активно использует оба приема.

В историко-культурном плане театрально-игровые традиции якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры восходят к игровым традициям шаманов тюркских народов, начиная со времени древнетюркской эпохи. В свою очередь, они имеют много общего с религиозно-обрядовой традицией скифской культуры. В частности, наиболее характерный прием этой традиции - создание мужчиной-жрецом образа женщины-богини посредством изменения голоса, пластики движения, костюма, женского пения и т.д.

Предпринятая в диссертационном исследовании попытка анализа опыта реконструкции эмоционально-психологического состояния «турук», осуществленной в учебном театре «Эйгэ» (экспериментальная площадка) при Колледже культуры и искусств г. Якутска, педагогом-режиссером А.С. Федоровым, показала, что это традиционное для якутских шаманов и исполнителей различных жанров фольклора творческое состояние имеет много общего с творческим состоянием актера современного театра.

Этого состояния можно достичь посредством комплекса специальных упражнений для тренинга психотехники актера.

Сравнительный анализ методов создания образа в состоянии «турук» с методами актера, воспитанного системой К.С. Станиславского, Ежи Гротовского и Михаила Чехова показал, что он имеет с ними как общность, так и свою специфику. Общность состоит в том, что во всех сравнимаемых подходах активное значение имеют процессы концентрации внимания, работа воображения и фантазии, интуиции и т.д.

Разница заключается в том, что в состоянии «турук» актер присутствует в двух параллельных пространствах сознания и это состояние достигается посредством особого типа дыхания, близкого по своей технике к технике дыхания в разных религиозно-культовых практиках некоторых народов Востока.

Таким образом, два исторически взаимосвязанных фактора обусловили специфику театрально-игровых традиций якутов в системе обрядово-ритуальных форм культуры. С одной стороны - их связь с религиозно-магическими актами с присущим их исполнителям психоэмоциональным состоянием сознания, с другой - этнокультурными особенностями формирования и развития якутского народа. г

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Заболоцкая, Парасковья Еремеевна, 2005 год

1. Фонд Г.В. Ксенофонтова:

2. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, on. 1, ед. хр. 12а, л. 8-11. Праздник Ысыах у якутов.

3. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, on. 1, ед. хр. 27, л. 6-7. Древняя история якутов (к вопросу изучения якутской культуры).

4. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, on. 1, ед. хр. 94. Обряд поднятия шамана «котогунуу».

5. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4. on. 1, ед. хр. 100, л. 32-33. Шаманские камлания.1. Фонд А.А. Саввина:

6. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, оп. 12, ед. хр. 78, л. 16. Багарыынньа: предание.

7. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, оп. 12, ед. хр. 5, л. 23-28, 43. Гончарное ремесло у якутов.

8. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, оп. 12, ед. хр. 20, л. 30-42. Праздник Ысыах у якутов.

9. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, оп. 12, ед. хр. 64, л. 28-30 Шаманизм: шаманы.

10. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 485, л. 25-28. Старинный Ысыах

11. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 48, л.25-53. Ысыах божеств «айыы»

12. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 116, л. 18-20. Ысыах.

13. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 480, л. 20-24. Материалы по верованиям абыйских якутов.

14. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 102, л. 47-61. Материалы по верованию якутов

15. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 301. Верования якутов.

16. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 478, л. 16-24. Исторический фольклор.

17. Архив ЯНЦ СО РАН ф.5, оп. 3, ед. хр. 470. Записи о шаманском обряде в Верхоянском округе.

18. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 31, л. 24-28. Этнографические заметки.

19. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 467. Записи о преведении праздника Ысыах.

20. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 812. Материалы по этнографии.1. Фонд С.И. Боло:

21. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, оп. 14, ед. хр. 44, л. 115. Фольклорные записи в Таттинском и Мегино-Кангаласском районах.

22. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, оп. 14, ед. хр. 61, л. 42. Этнографические и исторические записи в Чурапчинском и Таттинском районах.

23. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 405, л. 3-8. Старые верования оймяконцев.

24. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 49, л. 53. Оногой Баай и Хара Тумэн.1. Другие фонды:

25. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 4, оп. 13, ед. хр. 93-97. ГУ. Эргис Олонхо. Мифология. Обряды.

26. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 300. Дмитриев В.Н. Рассказы о шаманах.

27. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5., оп. 3, ед. хр. 536, л. 45-47. Константинов Х.И. Фольклор по верованиям якутов.

28. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 537, л. 45-48. Константинов Х.И. Шаманские камлания.

29. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 9, ед. хр. 45, л. 10-16. Олонхо «Кулун Куллустуур».

30. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 649, л. 2. Степанов П.Т. Материалы Нахаринской фольклорной экспедиции.

31. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 3, ед. хр. 278, л. 16-24. Егоров Д.М. Обряд притягивания богини «Иэйэхсит».

32. Архив ЯНЦ СО РАН ф. 5, оп. 6, ед. хр. 355. Материалы фольклорной экспедиции НИИЯЛИ 1960 г.

33. Бибилиографический список использованной литературы:

34. Авдеев, 1959. Авдеев А.Д. Происхождение театра. - М: «Искусство», 1959. - 265 с.

35. Алексеев, 2003. Алексеев Н.А., Кузьмина Е.Н. и др. Фольклор и традиционные обряды якутов // Обрядовая поэзия саха (якутов) Сост. Н.А.

36. Алексеев и др.. Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская фирма, 2003. - С. 12-45. (Из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». - Т. 24).

37. Алексеев, Николаева, 1981. Алексеев Э.А., Николаева Н.Н. Образцы якутского песенного фольклора. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1981. - 102 с.

38. Альбедиль, 1991. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. - СПб.: «Наука», Санкт-Петербургское отделение, 1991. - 176 с.

39. Антонов, 1971, 1981. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1971. - 174 е.; Он о/се. Лекции по тюркологии. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1981. - Ч. 3. - 68 с.

40. Асиновская, 1997. Асиновская А.А. Хакасы // Музыкальная культура Сибири Гл. ред Б.А. Шиндин. - Новосибирск: Новосиб. консерватория им. М. Глинки, 1997. - Т. 1. - 407 с.

41. Башинджагиан, 2003. Башинджагиаи Н.З. Время и место Ежи Гротовского: Бедный театр и за пределами театра // Театр XX века. Закономерности развития. - М.: «Индрик», 2003. - С. 289-317.

42. Берт, 2004. Берг:Берт. Пауэр йога. - М., 2004.

43. Бессонова, 1983. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. - Киев: Наука «Думка», 1983. - 138 с.

44. Билюкина, 1992. Бшиокина А.А. Языческие обряды якутов: истоки якутской драмы. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1992. - 143 с.

45. Богатырев, 1971. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: «Искусство», 1971. - 545 с.

46. Богораз, 1910. Богораз-Тан В.Г. К психологии шаманства у народов Северо-Востока Азии // Этнографическое обозрение. - М, 1910. - № 1-2. -Кн. XXXIV-XXXV. - С. 5-35.

47. Богуславская, 1986. Богуславская И.Я. Критическая статья на монографию М.А. Некрасовой «Народное искусство как часть культуры» // Советская этнография. - М.: Изд-во АН, 1986. -№ 4. - С. 160-162.

48. Бояджиев, 1964. Бояджиев Г.Н. Театр средних веков. Мистерия // История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник- М.: «Просвещение», 1971. - Ч. 1. - С. 89-93.

49. Бравина, 2000. Бравипа P.M. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: реконструкция, традиции и современность (на материале культуры саха). Автореферат на соискание уч. ст. д. и. н. - Якутск, 2000. (на правах рукописи).

50. Брагинский, 1977. Брагинский И. Семь приключений Хатема // Иранская сказочная энциклопедия Сост., пред. и комм. И. Брагинского. -М.: «Худ. лит-ра», 1977. - 446 с.

51. Васильев, 2000. Васильев В.Е. Древние истоки культа божеств айыы (по фольклорно-этнографическим материалам саха). Диссертация на соиск. уч. ст. к. и.н. - Якутск, 2000. - 157 с. (на правах рукописи)

52. Веселовский, 1940. Веселовский А.И. Историческая поэтика. - М.,1940.

53. Вивеканада, 1993. Вивекаиада Свами. Афоризмы Патанджали // Meditatio. - Киев: «Украина», 1993. - 256 с.

54. Гаврильева, 1998. Гавршьева Р.С. Одежда народа саха конца XVII - середине XVIII в. - Новосибирск: «Наука». Сибирское предприятие РАН, 1998.- 144 с.

55. Гачев, 1968. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: эпос, лирика, театр. - М.: «Просвещение», 1968. - 303 с.

56. Геродот, 2004. Геродот. История в девяти книгах. - Л.: «Наука». Ленинградское отделение, 1972. - 600 с

57. Гоголев, 1986, 1993. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов. Вопросы происхождения якутов (уч. пос.). - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1986. -92 е.; Оп лее. Якуты: Проблемы этногенеза и формирование культуры. -Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 200 с.

58. Гримак, 2003. Гримак Л.П. Современные представления об интуиции // Вопросы психологии. - М., 2004. - № 4. - VII-VIII. - С. 134136.

59. Гротовский, 2003. Гротовский Елей. От бедного театра к искусству-проводнику Пер., сост., пред., прим. Н. Башинджагиан. - М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2003. - 350 с.

60. Дубянский, 1992. Дубянскии A.M. Ритуально-мифологические истоки древнетамильской лирики. - М.: Изд. фирма «Вост. Лит-ра», 1989. -235 с.

61. Жорницкая, 1992. Жорпицкая М.Я. Пляски в шаманской практике у народов Севера Сибири // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - С. 48.

62. Жорницкая, 1992. Жорницкая М.Я. Пляски в шаманской практике у народов Севера Сибири // Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. - С. 48.

63. Зеленин, 1935. Зеленин Д. К. Идеология сибирского шаманства // Известия АН СССР. Отделение общественных наук. - Л., 1935. - Серия 7. -№ 8. -С. 713-135.

64. Ивлева, 1974. Ивлева JI.M. Обряд. Игра. Театр (к проблеме типологии игровых явлений) // Народный театр. - Л.: Ленингр. Ин. театра, музыки и кинематографии, 1974. - С. 22-35.

65. Илларионов, 1982. Илларионов В.В. Искусство якутских сказателей. - Якутск: Якут. кн. изд., 1982. - 102 с.

66. Исторические предания, 1960. Исторические предания и рассказы якутов: в 2-х частях Изд. подгот. Г.У. Эргис. - М.; Л.: Изд-во АН СССР. Ленинградское отделение, 1960. - 359 с.

67. Козлов, 2001. Ковзлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания: методы и техники: М.: Изд-во Инст. Псиотерапии, 2001.-384 с.

68. Коев, 1963. Коев И. Турецкий народный весенний праздник «Идриллез» (по материалам из деревни Севар округа Болгарии) //

69. Советская этнография. М.: Изд-во АН, 1963. - № 4-6. - Вып. 1 - С. 128130.

70. Королева, 1977. Королева Э.А. Ранние формы танца. - Кишинев: Изд-во «ШТИИНЦА», 1977. - 216 с.

71. Ксенофонтов, 1992. Ксенофонтов Г.В. Шаманизм: избранные труды (публ. 1928-1929 гг.). - Якутск: Творч.-произв. фирма «Север-Юг», 1992.-315 с.

72. Кулаковский, 1925. Кулаковский А.Е. Якутский язык // Сб. тр. исслед. общества «Саха кэскилэ». - Якутск, 1925. - Вып. 1. - С. 107.

73. Ливрага, 1998. Ливрага Хорхе. Таинственное искусство побеждать // Новый Акрополь. Философия. Психология. Наука. Искусство. - М., 1998. -№4(5).-С. 27-32.

74. Лидова, 1992. -Лидова И.Р. Драма и ритуал в Древней Индии. М.: Изд. фирма «Вост. Лит-ра», 1992. - 148 с.

75. Линденау, 1983. Лнпденау И. Описание народов Сибири (первая пол. XVIII века). - Магадан: Магад. кн. изд-во, 1983. - 176 с.

76. Лотман, 2002. Лот.маи ЮМ. Статьи по семиотике искусства. -СПБ.: Гуманитарное агенство «Академический проект», 2002.

77. Лук, 1978. -ЛукА.Н. Психология творчества. М.: «Наука», 1978.127 с.

78. Лукина, 1998. Лукина А.Г. Традиционная танцевальная культура якутов. - Новосибирск: «Наука», 1998. - 175 с.

79. Маак, 1994. Маак Р.К. Вилюйский округ. - 2-ое изд. - М.: АО «Яна», 1994.-592 с.

80. Марков, 1974. Марков П.А. Из истории русского и советского театра. - М.: «Искусство», 1974. - Т. 1. - 541 е.; - Театральные потреты. -Т. 2.-495 с.

81. Мухоплева, 1993. Мухоплева С.Д. Якутские народные обрядовые песни (система жанров). - Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. - 112 с.

82. Найдакова, 1993. Найдакова В.Ц. Теория драмы: учебное пособие. - Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 1993.

83. Николаев, 1970. Николаев С.И. Новый год у старинных якутов П Полярная звезда. - Якутск, 1970. - № 2 (на якут, яз.)

84. Новик, 1984. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт сопоставления структур. - М.: «Наука», 1984. - 304 с.

85. Обрядовая поэзия., 2003. Обрядовая поэзия саха (якутов). Сост. Н.А. Алексеев и др.. - Новосибирск: «Наука», Сибирская издательская фирма, 2003. - (Из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». - Т. 24).

86. Ойунский, 1962. Ойунский П.А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание // Айымньылар. - Т. 7. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1962.-С. 128-194.

87. Ольденбург, 1918. Олъденбург С. Краткие заметки о nepixoH'ax и дуа-хон'ах в Кучаре // Сб. МАЭ. - Птр., 1918. - Т. 5. - Вып. 1.

88. Оконешникова, 1994. Оконешникова А.П. Понятийно-терминологический русско-якутский словарь по психологии. - Якутск: «Сахаполиграфиздат», 1994. - Ч. 1.

89. Петров, 1978. Петров В.Т. Роль фольклора в зарождении якутской литературы. Якутск: Якут. кн. изд-во, 1978. - 95 с.

90. Петрова, 2002. Петрова С.И. Обрядовая одежда народа саха. Автореферат на соиск. уч. ст. к.и.н. - Новосибирск: 2002. - 24 с. (на правах рукописи)

91. Петряев, 1999. Петряев В.Н. Тайны Тибета. - Минск: Изд-во «Харвест», 1999.-448 с.

92. Попов, 1928, 1937. Попов А.А. Материалы по шаманству. Культ богини Айыысыт у якутов // Культура и письменность Востока. - Баку, 1928. - Кн. 3; Оп лее. Долганский фольклор. - JI., 1937.

93. Потапов, 1991. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - JI.: «Наука». Ленинградское отделение, 1991.-321 с.

94. Пузына, 2003. Пузына К. Возвращение Христа: Дополнение к «Апокалипсису» // От бедного театра к искусству-проводнику. Ежи Гротовский. - М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2003. - С. 297-315.

95. Путилов, 1988. Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. - Л.: «Наука». Ленинградское отделение, 1988. - 225 с.

96. Пухов, 1951, 1962. Пухов И.В. От фольклора к литературе. -Якутск: Якут кн. изд-во, 1951; Он лее. Якутский героический эпос олонхо. - М.: Изд. АН СССР, 1962. - 256 с.

97. Раевский, 1977. Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. - М.: «Наука», 1977. - 215 с.

98. Раманантата, 2004. Раманантата. Йога. - М., 2004. Ревуненкова, 1992. - Ревупепкова Е.В. Миф - обряд - религия: некоторые аспекты проблемы на материале народов Индонезии. - М.: «Наука», 1992.-216 с.

99. Ригведа, 1972. Ригведа (избранные гимны). Перев., комм, и вст. ст. Т.Я. Елизаренковой, отв. ред. Г.М. Бонград-Левин. - М.: «Наука», 1972.-418 с.

100. Ригведа, 1989. Ригведа. Мандалы I-IV. Перевод. Подг. Т.Я. Елизаренкова. - М.: «Наука», 1989. - 767 с.

101. Рождественская, 1978. Рождественская Н.В. Проблемы сценического перевоплощения: уч. пос. - СПб.: ЛГИТМИК, 1978; Она же. Психология художественного творчества. - СПб.: Языковой центр СпбГУ, 1995.-270 с.

102. Роттерберг, Аршавский, 1984. Роттерберг Г.С., Аршавский В.В. Межполушарная ассиметрия мозга и проблема интеграции культуры // Вопросы психологии. - М., 1984. - № 4. - С. 85-86.

103. Саввинов, 1995. Саввинов А.С. Человек через призму «кут-сур». -Якутск: Якут. кн. изд-во, 1995.

104. Савушкина, 1963, 1976. Савушкина Н.И. Об изучении исполнительского начала в фольклоре // Советская этнография. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - Вып. 3. - С. 154-158; Она же. Русский народный театр. - М.: «Наука», 1976. - 150 с.

105. Сафонов, 1999. Сафонов В.К. Резервы психики: аутогенная тренировка // Психология. Учебник Под ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 1999. - С. 497-514.

106. Серошевский. 1896. Серошевский B.JI. Якуты. Опыт этнографического исследования. - СПб., 1896. - 736 с.

107. Сидоров, 1997. Сидоров С.Е. Якутские лексические схождения: уч. пос. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. - Вып. 1. - 146 с.

108. Слободова, 2001. Слободова П.А. Иксусство шамана как мастера ИСС // Шаманизм и иные традиционные верования и практики (матер, межд. конгресса Москва 7-12/VI-1999). - М., 2001. - Т. 5. - Ч. 1. - С. 212215.

109. Снесарев, 1969. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов узбеков Хрезма. -М.: «Наука», 1969. - 336 с.

110. Станиславский, 2003. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве Ред. А.С. Захаренко, пред. Т. Дорониной. - 2-ое изд. - М.: «Вагриус», 2003. - 510 с.

111. Трощанский, 1902. Трогцанский В.Ф. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. - Казань, 1902.

112. Уваровский, 1992. Уваровский А.Я. Воспоминания. - Якутск: Нац. Кн. изд-во, 1992. - 56 с. (на якут. яз.).

113. Ултургашева, 2000. Ултургашева Н.Т. Взаимосвязи религии и искусства «горлового пения» в этнокультурной истории Саяно-Алтая. Диссертация на соискание уч. ст. д.и.н. - Абакан.: МО РФ ХакГУ, 2000. (на правах рукописи).

114. Федоров, 1993. Федоров А.С. Развитие «кылыИах». - Якутск: Изд-во «Полиграфист», 1993. - 30 с. (на якут. яз.).

115. Харлап, 1972. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства (сб.ст.) Сост. С.Ю. Неклюдов, отв. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: «Искусство», 1972. - С. 221-285.

116. Харузина, 1927, 1928. Харузина В.Н. Примитивные формы драматического искусства // Этнография. - M.-JI., 1927. - Кн. 3-4. - № 1-2; - 1928. - Кн. 3. -№ 1-2.

117. Худяков, Зароченцев, 1999. Худяков A.M., Зароченцев К. Д. Писхофизика и психофизиология // Психология. Учебник Отв. ред. А.А. Крылов. - М.: «Проспект», 1999. - С. 74-93.

118. Худяков, 1969. Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. - JI.: «Наука». Ленинградское отделение, 1969. - 438 с.

119. Чехов, 2003. Чехов М. Путь актера. - М.: Изд-во «Транзиткнига», 2003. - 554 с.

120. Шейкин, 2003. Шейкин Ю.И. Обрядовое интонирование саха: алгыс и оИуохай // Обрядовая поэзия саха. - Новосибирск: «Наука». Сибирское отделение, 2003. - С. 58-116. - (Из серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». - Т. 24).

121. Шульгин, 1968. Шульгин В.М. О музыкальной культуре алтайцев. - Горно-Алтайск: Изд-во НИИЯЛИ, 1968. - 88 с.

122. Элиаде, 1998. Элиаде Мирча. Шаманизм: Архаическая техника экстаза. - Киев: Изд-во «София», 1998.1. Словари:

123. Блаватская, 1994. Блаватская Е.П. Теософский словарь. - М.,1994.

124. БРС, 1973. Бурятско-русский словарь. Под ред. К.М. Черемисова. -М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1973.

125. Восканян, 1986. Русско-персидский словарь. - М.: Изд-во «Русский язык», 1986.

126. ДТС, 1969. Древнетюркский словарь. Ред. В.М. Наделяева и др. - Л.: «Наука», 1969.

127. КирРС, 1940. Киргизско-русский словарь. Под ред. К.К. Юдахина. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1965.

128. МРС, 1982. Монгольско-русский словарь. Под ред. А. Лувсандандэв. - М.: Госиздат, иностр. и национальных сл., 1957.

129. Пави, 1991. Патрис Пави. Словарь театра. Перев. с франц., ред. К. Разлогова. - М.: Изд-во «Прогресс», 1991.

130. Пекарский, 1958-1959. Пекарский Э.К. Словарь якутского языка: в 3-х томах. - 2-ое изд. - М.-Л.: Изд-во АН СССР. - Т. 1. - 1958. - Т. 2,3.- 1959.

131. РАлтСл, 1964. Русско-алтайский словарь Под ред Н.А. Баскакова. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. - 875 с.

132. РБашСл, 1948. Русско-башкирский словарь. - М.: Госиздат иностр. и нац. сл., 1948. - 958 с.

133. РКарСл, 1967. Русско-каракалпакский словарь Под ред. Н.А. Баскакова. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1967. - 1124 с.

134. Свод., 1991. Свод этнографических понятий и терминов. В 4-х томах Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г. Штробах. - Т. 4. Народное знание. Фольклор. Народное искусство. - М.: «Наука», 1991. - 167 с.

135. ТувРС, 1968. Тувинско-русский словарь. Под ред. Э.Р. Тенишева. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1968. - 646 с.

136. ТурРС, 1931. Турецко-русский словарь. Сост. Д.А. Магазаник. -М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1931. - 1174 с.

137. ТурРС, 1977. Турецко-русский словарь. Ред. Э. М-Э. Мустафаев, JI.H. Старостин. - М.: «Русский язык», 1977. - 966 с.

138. Тыдыков, 1925. Тыдыков П.Т. Алтай-ла орус состу бичик. Алтайско-русский словарь. - .1ылда, 1925.

139. УРС, 1968. Уйгурско-русскый словарь. Сост. Э.Н. Наджип, под ред. Т.Р. Рахимова. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1968. - 828 с.

140. ХРС, 1953. Хакасско-русский словарь. Сост. Н.А.Баскаков и др. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1953. - 487 с.

141. ЯРС, 1972. Якутско-русский словарь. Под ред. П.А. Слепцова. - М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. - 606 с.1. Аудио- и видеоматериалы:

142. Аудиозапись научно-практического семинара «Проблемы изучения состояния «турук» от 5.12. 1995.

143. Видеозапись спектакля «На стыке веков» (реж. А.С. Федоров) от 5.06. 1999

144. Видеозапись спектакля «Песнь старухи, прожившей 100 лет» (реж. А.С. Федоров) от 22. 12. 2004.1. Список информаторов:

145. Говоров Николай Аркадьевич олонхосут, 1936 г.р., Мегино-Кангаласский район, с. Ломтука.

146. Федоров Афанасий Семенович алгысчит, 1940 г.р., г. Якутск

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.