Современный православный свадебный ритуал как культурная система тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Богданова Мирра Витальевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат наук Богданова Мирра Витальевна
Введение
Глава 1 Ритуал как культурная система
1.1 Феноменология ритуала
1.2 Ритуал в междисциплинарном научном дискурсе
1. 3 Семиотика ритуала
Глава 2 Православный ритуал бракосочетания: сущность, структура, функции
2.1 Становление представлений о браке в христианской традиции
2.2 Формирование православного чинопоследования Таинства Брака
2.3 Сакрально-семиотическое наполнение церковного чина бракосочетания
Глава 3 Трансформация социокультурной семантики свадебного ритуала как культурной системы
3.1 Прагматические и структурно-семиотические аспекты народной свадебной ритуальности
3.2 Гетерогенность свадебной ритуальности: православный обряд Венчания и народная свадьба
Заключение
Список документальных источников
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Функционально-семантическое единство поэзии и обрядов западнорусской свадебной традиции: Усвятский район Псковской области2001 год, кандидат филологических наук Ивашнева, Лидия Леонидовна
Коммуникативное содержание ритуала в современном российском обществе: реинтерпретация смыслов2022 год, кандидат наук Синютин Александр Александрович
Презентация свадебного ритуала в современном медиадискурсе2014 год, кандидат наук Доброниченко, Елена Викторовна
Свадебная обрядность татар Среднего Прииртышья: Конец XIX - XX вв.2004 год, кандидат исторических наук Коломиец, Оксана Петровна
Смех в русской народной свадьбе XIX - начала XXI вв.: типологический и функциональный аспекты2020 год, доктор наук Матлин Михаил Гершонович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современный православный свадебный ритуал как культурная система»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема исследования специфики современного религиозного свадебного ритуала как культурной системы имеет глубоко научный культурологический, социокультурный и исторический интерес, раскрывающийся в процессе анализа особенностей изменения ритуала, обусловленного тем, что светские элементы внедряются в ритуал и размывают его периферийную структуру. Подобное исследование позволяет не только расширить представления об особенностях современного религиозного свадебного ритуала, но и прояснить «комплекс представлений социокультурных групп об истинности, подлинности, неподдельности традиционных культурных черт, на основании которых осуществляется репрезентация и воспроизводство их идентичности», - пишет А.Н. Соловьева1. В современном постиндустриальном секуляризованном обществе традиционные ритуальные практики, к которым относится религиозный свадебный ритуал, не только не исчезают, но часто воспринимаются как способы приобщения к подлинной бытийственности в наш век симуляции и виртуальности.
Сегодня совершенно очевидно, что без изучения традиционных религиозных ритуалов в рамках современной культуры невозможно адекватно представить, почему некоторые традиции не утрачивают своей востребованности и соотносятся с базовым слоем национального мировоззрения. Соответственно, актуальность настоящего исследования заключается в необходимости внести ясность в оценку феномена религиозного свадебного ритуала в современном секулярном культурном контексте в части таких аспектов, как: исследование специфики современного православного свадебного ритуала; построение системы его
1 Соловьева, А.Н. Концептуализация аутентичности в контексте глобализации культуры [Текст] /А.Н. Соловьева // Вестник Северного (Арктического) федерального ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 2. - С. 137.
функционирования, связанной со сложным взаимодействием религиозных и внерелигиозных культурных компонентов; определение степени особенностей трансформации классического, традиционного свадебного ритуала в зависимости от места и роли его в брачных традициях различных социокультурных общностей: ареала, региона и локального своеобразия свадьбы; «свадебно-брачная символика» в народной культуре2, предметы материальной культуры, используемые в свадебном ритуале и пр.; трансформации смысловых и содержательных элементов акта венчания как сложной многокомпонентной системы в современном мире; синтез творческой компоненты, наполняющей свадебный ритуал (восходящей «к тому неясному, неуловимому, но глубоко укоренённому»3), который, в конечном итоге, и определяет специфику свадебного ритуала.
Следует сказать, что, несмотря на огромный интерес ученых к данной проблеме и многосторонние исследования философов, историков, социологов, культурологов и искусствоведов, до сих пор отсутствует комплексное переосмысление бытования свадебного ритуала: а) в истории развития этого процесса; б) в самой многогранной системе свадебного ритуала в современном мире; в) в оценке его символического действия; г) и даже в определении самого понятия.
Двухтомная энциклопедия «Культурология» (1998), в отличие от всех предыдущих фундаментальных словарей, размещает развернутую статью В.Г. Николаева, в которой показаны смысловые и содержательные вариации термина «ритуал». Он приравнивает это понятие к обряду, обычаю, церемонии, этикету, но затем дает авторские определения, которые значительно расширяют и углубляют понимание самого термина: «модель поведения», «форма поведения», «язык и знаковая система», «особый аспект
2 Матлин, М.Г. Смех в русской народной свадьбе XIX - XXI вв. Типологический и функциональный аспекты [Текст] / М.Г. Матлин. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2015. - С. 6.
3 Топоров, В.Н. О ритуале. Введение в проблематику [Текст] // Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 т. / В.Н. Топоров. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. - Т. 2. - С. 8.
любого поведения» и мн. др. Среди авторов названы: М. Барт, А. Блок, М. Глакмен, Э. Гоффман, К. Леви-Стросс, Э. Лич и мн. др.4.
Поэтому сегодня важнейшими исследовательскими проблемами остаются: всестороннее выявление ритуала как культурной системы (феноменология, ритуал в междисциплинарном научном дискурсе, семиотика ритуала); сущность, структура и функции ритуала венчания в православной традиции (библейские и ранние постбиблейские тексты, Таинство Брака и др.); трансформация социокультурной семантики ритуала венчания как культурной системы, прагматические и структурно-семиотические аспекты народной свадебной ритуальности.
Все это обусловило интерес автора к теме настоящей диссертационной работы, предопределило постановку цели и задач, выбор методологии и источниковой базы.
Характеризуя степень научной разработанности проблемы, следует отметить, что, несмотря на высокую значимость ритуала как социокультурного феномена, его обстоятельное изучение началось только в середине XIX в. на основе преобладавших в то время в науке эволюционистских представлений Э. Тайлора и Дж. Фрэзера. Значение и происхождение религии и религиозных культов прослеживаются также в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.
В общеметодологическом плане важными для настоящего исследования являются труды представителей русской философской (в том числе религиозной) мысли: С. С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.Н. Гумилёва, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, С. В. Троицкого и др.
4 Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. - СПб : Университетская книга, 1998. - С.170-171.
Рассматривая феномен ритуала как культурной системы, автор во многом исходил из семиотического понимания самой культуры как системы, которая ориентирована на порождение и сохранение смыслов. В этой связи особое теоретико-методологическое значение для данного диссертационного исследования представляют работы американского антрополога и социолога К. Гирца.
В плане определения ритуала через понятие «экзистенциал» рассматривалась концепция В.В. Глебкина. Продуктивными для анализа и описания религиозного свадебного ритуала оказались концепция ритуала, предложенная В. Тэрнером, и трёхчастная модель ритуала А. ван Геннепа.
Феномен ритуала и его социокультурные функции, тем не менее, были изучены достаточно подробно лишь в ХХ в., когда проблемное поле, связанное со свадебным ритуалом, расширяется. Выделим фундаментальные труды зарубежных исследователей: А. Валлон, К. Гирц, Э. Гоффман, Дж. Гуди, А. ван Геннеп, Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, Б. Лестл, Бр. Малиновский, М. Мосс, Дж. А. Пертти, А. Рэдклифф-Браун, Дж. Смит, Э. Тэйлор. В. Тэрнер, Дж. Уэстон, Дж. Фрезер, С. Хук, а также существенный вклад в аналитику данной области отечественных исследователей: С.А. Арутюнов, Е.И. Аринин, А.К. Байбурин, В.И. Веремчук, В.В. Глебкин, A.B. Григорьев, М.Н. Губогло, Н.М. Закович, И.Т. Касавин, Г.А. Левинтон, М.О. Логунова, Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов, В. Пропп, К.С. Сарингулян, А.Г. Спиркин, В.Н. Топоров, Д.М. Угринович, О.М. Фрейденберг, Д.В. Фролов, Т.В. Юрьева и др.
Свадебной тематике в пространстве русской истории и культуры посвящены труды Д. М. Балашова и Ю. И. Марченко, Г.В. Жирновой, Н.В. Зорина, Т.С. Макашиной, А.Л. Соколовой, К.В. Чистова и др.
В XXI в. активизировался процесс переосмысления ценностей, тематически диверсифицировалось исследовательское пространство ритуальной культуры. Свадебная ритуальность вызывает активный интерес учёных самых разных направлений - культурологов, историков, этнографов,
филологов, фольклористов, психологов. Об этом свидетельствует множество диссертаций, посвященных разнообразным её аспектам (Н.В. Бикметова «Музыкальная драматургия свадебного обряда русских селений», Е.А. Богданова «Лексика свадебного обряда в воронежских говорах», Т.Е. Гревцова «Культурная терминология русской свадьбы на восточнославянском фоне: обрядовый хлеб», О.В. Кузьмина «Особенности трансформации русской земледельческой свадебной традиции в условиях городской купеческой среды», М.Г. Матлин «Смех в русской народной свадьбе», Е.Б. Резниченко «Свадебная причеть Поморья как система локальных традиций», Н.Ю. Таратынова «Лексика свадебного обряда (по материалам псковских говоров)», Л.В. Тимофеева «Традиции и новации в русском свадебном обряде», О.С. Финько «Лексика свадебного обряда Кубани» и др.). Характерно, что в темах этих исследований обозначена как правило обрядовая составляющая свадебной традиции.
Особый интерес вызывают работы современных фольклористов и религиоведов. Так, например, в работах Д.В. Громова рассматривается современная свадебная ритуальность в контексте «свадебных достопримечательностей», а также механизмов возникновения свадебной ритуальности (соотношение в ней спонтанных действий и централизованной организованности), а также возможностью применения их в ходе анализа специфики современного религиозного ритуала как культурной системы.
В работах М.Г. Матлина, посвященных исследованию свадебной ритуальности в аспекте «смехового начала» в свадьбе (на основе трудов М.М. Бахтина) в целом и в отдельных элементах ее ритуала, акта и в поэтических жанрах. По мнению ученого, смех в русской свадьбе рассматривается «в контексте современного понимания его социально-
психологических функций в повседневной и в празднично-обрядовой жизни, как в народной культуре, так и в современном прогрессивном мире»5.
В последнее время в изучении свадебного ритуала в православии, его смысловых и содержательных характеристик ощущается большой перевес философско-культурологических исследований (А.К. Байбурин,
В.В. Глебкин, Д.В. Громов, Л.Г. Ионин, М.Г. Матлин, И.Л. Сиротина, В.Н. Топоров и др.). Это позволило показать контекстное преломление свадебной ритуальности, соединить и сравнить ее разноплановые трактовки, подробно рассмотреть культурную преемственность ритуальной обрядовости в отечественной культуре.
Гипотеза исследования. Будучи связанным со всеми ключевыми аспектами культуры, ритуал в качестве системы обладает таким важным системным свойством, как целостность, которая предполагает, что изменение любого элемента неизбежно приведёт к изменению всей системы в целом. Таким образом, наличие некой идеальной инвариантной модели ритуала не отменяет динамического характера ритуала. В качестве семиотической системы ритуал предполагает момент вхождения, подключения. Так, предметы, включённые в ритуальную практику, семиотизируются и начинают выступать как знаки. Это относится и к участникам ритуала, которые для его адекватного осуществления должны подключиться к его ценностному семиотическому потенциалу. Существуя в системе современной культуры, православный свадебный ритуал приобретает свойство гетерогенности: в рамках ритуальности христианские и языческие обряды входят друг с другом в органический «диалог» как элементы единой культурной системы. Приращение семиотического пространства ритуала, актуализация заложенных в нём сакральных смыслов осуществляются именно в процессе его совершения, который не может быть изолирован от «обрамляющих» его
5 Матлин, М.Г. Смех в русской народной свадьбе XIX - XXI вв. Типологический и функциональный аспекты [Текст] / М.Г. Матлин. - Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2015. - С. 15.
контекстов. Таким образом, будучи коммуникативным социально значимым событием, традиционный религиозный свадебный ритуал неизбежно связан с процессами вторичной семантизации, протекающими в рамках определённых социокультурных ситуаций.
Объектом исследования является феномен российского религиозного свадебного ритуала в современном секулярном культурном контексте.
Предмет исследования - современный православный свадебный ритуал как культурная система.
Цель исследования - изучение генезиса и ключевых характеристик свадебного ритуала, обусловивших его специфику и функционирование в сложном взаимодействии религиозных и внерелигиозных компонентов отечественной культуры.
Заявленная в работе цель определяет следующие задачи:
• определить границы феномена «ритуал» и установить его соотношение с понятиями «обряд», «обычай», «церемония»;
• рассмотреть научные подходы к определению понятия «ритуал» в сопоставительном и историко-теоретическом аспектах;
• изучить прагматические и структурно-семиотические особенности ритуала как сложной культурной системы;
• представить историю формирования религиозного свадебного ритуала от библейских времён до наших дней;
• рассмотреть порядок совершения православного свадебного ритуала и символическое значение его структурных частей в отечественной традиции;
• исследовать гетерогенность семиотического комплекса современной российской свадьбы в контексте церковных и народных традиций.
Методология и методы исследования. За основу исследования ритуальных практик в настоящей работе взяты культурологический и системный подходы. Культурологический аспект позволил проследить внутренние механизмы и смыслы свадебного ритуала в православии,
системный - помог выработать общее знание, принципы и закономерности развития ритуальных практик.
Важным явился функционально-семиотический подход и развитие символической теории ритуала, акцентирующие внимание на связи ритуала и символа как социальных феноменов. Данная теория, восходящая своими истоками к принципам символического структурализма, сформулированным К. Леви-Строссом, отражена в отечественной науке в исследованиях А.К. Байбурина, Л.Г. Ионина. Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова. Среди работ социологов-классиков, посвященных анализу ритуалов и их роли в регулировании общественных отношений, методологической значимостью обладают труды М. Вебера, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса.
Важной в работе является опора на теорию К. Гирца, ключевым понятием которой является «культурная система». В отличие от предложенного Б. Малиновским функционального подхода к культуре в целом и к ритуалу в частности, Гирц трактует культуру не функционально как адаптационный механизм, обеспечивающий удовлетворение потребностей человека, а семиотически - как «сеть смыслов».
В рамках этих подходов и теорий использованы следующие общенаучные методы: аналитический, сравнительно-типологический, феноменологический, структурно-семантический, герменевтический, функциональный и др.
В качестве одного из основных методов, способствующих решению обозначенных задач, был применен диалектический метод, направленный на осознание процессов и явлений в их взаимообусловленности и развитии. Для сбора эмпирического материала были использованы методы опроса и интервью.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• ритуал представлен как культурная система в результате его феноменологического анализа, выявления аспектов междисциплинарного дискурса, определения методологических подходов для определения его как
коммуникативного феномена, актуализация которого происходит в определённом семиотическом пространстве.
• систематизированы представления о сущности, структуре, функциях и сакрально-семиотическом наполнении православного ритуала венчания в России, выделены компоненты ядра ритуала и его периферии;
• представлены современные трансформации социокультурной семантики отечественной свадебной ритуальности как культурной системы в ракурсе её гетерогенности в плане сопряжённости церковных и народных традиций.
Положения, выносимые на защиту:
1. Анализ межпредметного дискурса в трудах отечественных и зарубежных исследователей позволил выделить следующие аспекты в подходах к изучению ритуала: 1) направленность ритуала на сверхъестественное с целью получить определённые практические результаты и удовлетворить определённые нужды; 2) приобщение вовлекаемого в ритуал индивида к социуму; 3) осознание социальной солидарности и поддерживание коллективной сплочённости; 4) приобщение к экзистенциальным смыслам, обладающим в определённом социокультурном контексте сверхценностной значимостью.
2. Феномен «ритуал» выделяется из ряда явлений «обычай», «обряд», «церемония» по принципу «мирское-надмирное». Важным признаком ритуала является экзистенциальное переживание перехода в высшую реальность, в ходе которого индивид «приращается» иными смыслами и выступает неравным самому себе. В качестве семиотической системы ритуал предполагает момент вхождения, подключения. Так, вещи, включённые в ритуальную практику, семиотизируются и начинают выступать как знаки. Это относится и к участникам ритуала, которые для его адекватного осуществления должны подключиться к его ценностному семиотическому потенциалу.
3. Ритуал бракосочетания в Русской Православной Церкви опирается на этику брачных отношений, которая в рамках христианского учения формируется вокруг сотериологических представлений о необходимости подчинить земную жизнь делу вечного спасения. Согласно учению о Таинстве Брака он попадает в пространство духовного бытия индивида. Цель христианского брака, совершаемого в вечности, связана с духовным ростом супругов. В рамках такого подхода брак обеспечивает возвышение индивидуальной жизни до сверхиндивидуального бытия, приобщение человека к тайне Церкви и Пресвятой Троицы. Таким образом, Таинство Брака, воплощаемое в церковном обряде венчания, имеет все важнейшие признаки ритуала.
4. Православный ритуал венчания, рассматриваемый как культурная система, может быть представлен в виде модели, включающей ядро и периферию. Структура ядра строго регламентирована и представляет собой самую устойчивую часть коммуникативного пространства ритуала, элементы которой (возложение венцов на жениха и невесту и произнесение священником ритуальной формулы «славою и честию венчаю») не могут опускаться ни при каких обстоятельствах. Другие ритуальные действия, совершаемые во время обряда (хождение вокруг аналоя, осенение крёстным знамением, вставание на белый плат и т.п.), и произносимые тексты входят в ядро ритуала, но при этом обладают разной аксиологической значимостью.
Периферийные компоненты ритуала (место и время его совершения, одежда жениха и невесты, наличие свидетелей, благословение родителей, исповедь и причастие жениха и невесты перед венчанием) формируются под влиянием традиции и различных социокультурных факторов и не имеют нормативной фиксированности.
5. Ритуал венчания не является раз и навсегда зафиксированной ритуальной схемой, воспроизводимой без изменений в различных условиях. Во-первых, он демонстрирует большую вариативность. Во-вторых, даже внешние отличия отдельных ритуалов (одежда участников, количество гостей,
поведение участников во время ритуала, выбор храма для венчания и т. п.) обусловлены не случайными, а системными факторами. Именно системность этих факторов, связанных с принадлежностью участников к определённой культурной парадигме, в рамках которой они оказываются носителями вполне определённых культурных кодов, позволяет говорить о том, что в процессе ритуала участниками неизбежно осуществляются культурная рефлексия над религиозными «вечными» ритуальными смыслами.
В современном российском обществе выявляются следующие дополнительные социокультурные смыслы венчания, образующиеся на периферии ритуала как культурной системы и трансформирующие «неизменный» канонический смысл ритуала венчания как церковного Таинства: 1) венчание как приобщение к духовно-исторической традиции с её опытом предков и особым эстетическим кодом; 2) венчание как праздник семьи, в центре которой стоит венчающаяся супружеская пара; 3) венчание как сугубо интимная встреча жениха и невесты, мужа и жены в перспективе вечности; 4) венчание как духовный «венец» долгой супружеской жизни; 5) венчание как способ защитить супружеский союз от невзгод и распада.
6. Ритуал как культурная система не может пониматься ограничительно, лишь как проявление определённой социальной практики, так как он связан системными взаимодействиями с фундаментальными явлениями культуры. Входя в сферу человеческой экзистенции, ритуал интегрирует в своём символическом поле различные бытийственные контексты: религиозные, культурные, социальные.
Способность символических действий и ритуальных атрибутов церковного обручения и венчания приращиваться в сознании участников ритуала «народными», не связанными с официальным учением церкви, смыслами обусловлена тем, что в рамках свадебной ритуальности христианские и языческие обряды входят друг с другом в органический «диалог» как элементы единой культурной системы, проявляя ее социокультурную гетерогенность.
Теоретическая значимость исследования заключается в решении ряда проблем, связанных с выявлением связи между структурой православного свадебного ритуала и социокультурной ситуацией, в которой ритуал погружается. Результаты диссертационной работы вносят определённый вклад в дальнейшую разработку проблемы исследования специфики современного свадебного ритуала как сложной многокомпонентной системы.
Практическая значимость. Результаты исследования свадебного ритуала как сложной социокультурной системы, представленной в современном православии, могут быть применены в дальнейшей научной работе, непосредственно связанной с более подробным рассмотрением проблем конструирования и воспроизводства аутентичности свадебного ритуала, специфики влияния на него вернакулярных факторов в рамках определённых социокультурных ситуаций и т.д. Кроме того, материал исследования может служить базой при написании научно-исследовательских работ, составлении учебных и справочных пособий по культурологическим, философским и религиоведческим дисциплинам, а также может быть полезен специалистам, занимающимся проблемами функционирования свадебного ритуала в рамках сложного взаимодействия религиозных и внерелигиозных культурных компонентов.
Апробация полученных результатов. Основные положения и выводы диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры дизайна и рекламы института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева, а также прошли апробацию на Международных научно-практических конференциях: «Ломоносов-2019» (Москва, 2019); «Культурология, искусствоведение и филология: современные взгляды и научные исследования» (Москва, 2019); «World science: problems and innovations» (Пенза, 2022), а также в электрон. научн. журн. «Интернаука» № 1, № 3 и № 6. - М., - 2019.
Основные положения исследования опубликованы в одиннадцати авторских статьях, 5 из которых в рецензируемых научных изданиях ВАК при
Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Общий объем научных публикаций автора составляет 4.2 печ. л.
Соответствие паспорту специальности. Проблематика и выводы диссертации соответствуют паспорту специальности 5.10.1 - Теория и история культуры, искусства (культурология), а именно по направлениям исследований: п.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов. Традиции и инновации в истории культуры; п. 13. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре и истории; п. 14. Факторы развития культуры. Их иерархия и взаимоотношения; п. 18. Культурно-историческая память и культурное наследие; п. 20. Компоненты культуры (мифология, религия, искусство, образование, просвещение, наука, мораль и др.)
Объём и содержание работы. Диссертационное исследование объёмом 153 с. состоит из введения, трех глав (восьми параграфов), заключения и списка документальных источников, включающего 204 наименования.
ГЛАВА 1
РИТУАЛ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
1.1 Феноменология ритуала
С древнейших времён ритуал играл важнейшую роль как в духовной, так и в практически ориентированной жизни людей. Все ключевые категории человеческого существования (рождение, смерть, взросление, продолжение рода) были неизменно связаны с ритуальным поведением. Однако ответить на вопрос «что такое ритуал?» не просто, так как этот нетрудный, на первый взгляд, вопрос влечёт за собой целый круг дискуссионных моментов, связанных с уточнением семантики и разграничением понятийных значений таких терминов, как «ритуал», «обычай», «обряд», «церемония». Весьма часто эти термины определяются один через другой и неоправданно используются как синонимичные, что затрудняет описание различных групп символических форм поведения.
Разговор о различных смысловых нюансах понятия «ритуал» целесообразно начать с прояснения этимологии этого слова. Современный научный термин «ритуал» происходит от латинского «ritus» (ритуал, обряд), которое, в свою очередь, связано с санскритским «rta», иранским «arta», обозначающими «порядок». Очевидно, что даже на уровне этимологии прослеживается значение ритуала как социального механизма, обеспечивающего надлежащий социальный порядок6. Латинское «ritus» означало сакральный утверждённый порядок проведения религиозной церемонии. В рамках европейской традиции в XVI-XVII вв. слово «ритуал» начинает связываться с христианскими сакральными практиками.
6 Подробный этимологический анализ см.: Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике: в 2 т. Т. 1: Теория и некоторые частные её приложения. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 502-503.
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Южносмоленская свадьба междуречья Десны и Сожа2008 год, кандидат искусствоведения Калюжная, Варвара Петровна
Семейные культы и ритуалы в древнем Риме2011 год, кандидат исторических наук Кленышева, Наталия Дмитриевна
Традиционный обрядовый фольклор русских горнозаводских сел Башкирии2006 год, кандидат филологических наук Моисеева, Светлана Алексеевна
Свадебный обряд в контексте этнической культуры народов Северного Кавказа2009 год, кандидат философских наук Байдаева, Билхис Докуевна
Трансформация предсвадебных обрядов перехода невесты-чувашки в чужой род (по материалам XVIII–XXI вв.)2023 год, кандидат наук Волкович Никита Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Богданова Мирра Витальевна, 2023 год
- 95 с.
62. Кузнецова В. П. Причитания в северо-русском свадебном обряде / В. П. Кузнецова ; науч. ред. Б. Н. Путилов. - Петрозаводск : КНЦ РАН, 1993.
- 177 с.
63. Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. / А. С. Лавров. - М. : Древлехранилище, 2000. - 577 с.
64. Лебедев В. Ю. Семиотика религиозных коммуникативных систем: дискурсы смыслов / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий. - М. ; Берлин : DirectMEDIA, 2015. - 378 с.
65. Левада-Центр - От мнений - к пониманию : Аналитический центр Ю. Левады : URL : https://www.levada.ru.
66. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. - М. : ОГИЗ, 1937. - XXXII, 518 с.
67. Леви-Строс К. Мифологики : человек голый / К. Леви-Строс. - М. : FreeFly, 2007. - 781 с.
68. Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) / Г. А. Левинтон // Этнические стереотипы мужского и женского поведения : сб. ст. - СПб., 1991. - С. 210-234.
69. Левкович В. П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения / В. П. Левкович // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / отв. ред. Е. В. Шорохова , М. И. Бобнева. - М., 1976. -С. 209-213.
70. Листова Т. А. Православные традиции русской народной свадьбы / Т. А. Листова // Православие и русская народная культура : в 2 кн. - М., 1993.
- Кн. 2. - С. 93-126.
71. Лихачев Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. - СПб. : Искусство, 2003. - 440 с.
72. Логунова М. О. Печальные ритуалы императорской России / М. О. Логунова. - М. : Центрполиграф, 2011. - 10 с.
73. Лотман Ю. М. Человек и общество ХУШ - начала XIX столетия / Ю. М. Лотман // Из истории русской культуры : в 2 ч. - М., 1996. - Ч. 1. -С. 161-326.
74. Макашина Т. С. Свадебный обряд / Т. С. Макашина // Русские. - М., 1999. - С. 466-500.
75. Малиновский Б. Миф в первобытной психологии / Б. Малиновский // Малиновский Б. Избранное : Динамика культуры. - М., 2004.
76. Малков П. Таинство брака / П. Малков // Малков П. Введение в литургическое предание. Таинства православной церкви : курс лекций. - 4-е изд. - М., 2016. - С. 53-68.
77. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры / Э. С. Маркарян. - Ереван : Изд-во АН Арм. ССР, 1969. - 228 с.
78. Мейендорф И. Церковь в истории : статьи по истории Церкви / И. Мейендорф. - М. : Эксмо, 2018. - 1056 с.
79. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1976. - 407 с.
80. Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов : Новозаветные Апокрифы в сирийской литературе / Е. Н. Мещерская. - М. : Присцельс, 1997.
- 454 с.
81. Мизун Ю. В. Тайны языческой Руси / Ю. В. Мизун, Ю Г. Мизун. -М. : Вече, 2000. -384 с.
82. Милов С. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви / епископ Вениамин (Милов) // Азбука веры : Православная библиотека : - URL : https://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov/bozhestvennaja-ljubov-po-ucheniju-biblii-i-pravoslavnoj-tserkvi/13.
83. Милов С. Вступающим в брак / С. Милов. - М. : Благовест, 2012. -
15 с.
84. Морозов И. А. Женитьба добра молодца : Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой «свадьбы» / «женитьбы» / И. А. Морозов. - М. : Лабиринт, 1998. - 352 с.
85. Мосс М. Социальные функции священного : избранные произведения / М. Мосс. - СПб. : Евразия, 2000. - 448 с.
86. Народная мудрость / [сост. В. Воскобойников]. - СПб. : ТОО «Респекс», 1997. - 442 с.
87. Нефёдов Г. Таинство брака / протоиерей Г. Нефёдов. - М. : Паломникъ, 2007. - 92 с.
88. Нефёдов Г. Таинства и обряды Православной Церкви : учеб. пособие по литургике / протоиерей Г. Нефёдов. - М. : Русский Хронограф : Паломник, 2004. - 318 с.
89. Няня.ру // Форум отца Сергия : Венчание. - URL : http: //forum. nanya.ru/topic/31012-venchanie/.
90. Обряды и обрядовый фольклор / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. : Наука, 1982. - 279 с.
91. Одежда русских в коллекциях Новосибирского государственного краеведческого музея / отв. ред.: Н. А. Томилов, Д. Г. Коровушкин. -Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2002. - 191 с.
92. Олсон Л. Традиция, трансгрессия, компромисс : Миры русской деревенской женщины / Л. Олсон, С. Адоньева. - М. : Новое лит. обозрение, 2016. - 440 с.
93. Орлова Н. Х. Эволюция христианских воззрений на пол и брак в европейской культурной традиции : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Н. Х. Орлова. - СПб., 2006. - 41 с.
94. Плахов В. Д. Социальные нормы и регулирование социалистических общественных отношений / В. Д. Плахов. - Л. : О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация, 1975. - 16 с.
95. Повесть временных лет // Древнерусская литература. Антология. Историко-литературный сайт. - URL : http://old-rus.narod.ru/
96. Полтавская Т. К. Роль свадебных ритуалов в современном российском обществе / Т. К. Полтавская, О. А. Петровская // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL : <a href="https://scienceforum.ru/2015/article/2015011214">https://scienceforum.ru/2 015/article/2015011214</a> (дата обращения: 31.03.2022 ).
97. Пономарёв В. Справочник православного человека. Ч. 2. Таинства Православной Церкви / В. Пономарёв // Азбука веры : Православная библиотека. - URL : https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/spravochnik-pravoslavnogo-cheloveka-chast-2-tainstva-pravoslavnoj-tserkvi/.
98. Православие // Форум : Форум православных священнослужителей : Священнослужение : Практические вопросы богослужения. - URL : http: //pravo slavie. org.ua/threads/venchanie-vne-xrama.7239/.
99. Православная Жизнь. - URL : https://pravlife.org.
100. Православное кафе «Миссионер» // Форум. - URL : http: //orthodoxy .cafe.
101. Православный журнал «Фома». - URL : https://foma.ru.
102. Прилуцкий А. М. Влияние контекстных изменений на структуру религиозных ритуалов и значение их простейших элементов / А. М. Прилуцкий // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2012. - № 2 (26). - С. 135-139.
103. Прилуцкий А. М. О некоторых аспектах семиогерменевтики ритуального текста и дискурсе мистического богословия / А. М. Прилуцкий // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Сер. Философия. - 2014. - Т. 2, № 1. - С. 60-70.
104. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп.
- [2-е изд.]. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1986. - 364 с.
105. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России : справочник. - М. : РАГС, 1996. - 285 с.
106. Руднев В. А. Обряды народные и обряды церковные / В. А. Руднев.
- Л. : Лениздат, 1982. - 158 с.
107. Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы / В. А. Руднев.
- Л. : Лениздат, 1979. - 206 с.
108. Русская народная поэзия : Обрядовая поэзия / [сост. и подгот. текста К. Чистова, Б. Чистовой. - Л. : Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1984. -527 с.
109. Русский народный свадебный обряд : Исследования и материалы / ред. К. В. Чистов, Т. А. Бернштам. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1978. - 280 с.
110. Русские / отв. ред. В. А. Александров. - М. : РАН, 1998. - 800 с.
111. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1981. - 608 с.
112. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. - М. : Наука, 1988. - 676 с.
113. Сарингулян К. С. Ритуал в системе этнической культуры / К. С. Сарингулян // Методологические проблемы исследования этнических культур. - Ереван, 1978. - С. 69-77.
114. Свадебные обряды народов России и ближнего зарубежья / отв. ред. Н. С. Полищук, Т. С. Макашина. - М. : Ин-т этнологии и антропологии, 1993. - 201 с.
115. Свадебный портал // Свадебный форум : На свадьбе : Венчание. -URL : http://forum.russsia.ru/index.php?showtopic=21170.
116. Священник : Венчание - это защита семьи от неприятностей, бед и болезней. - URL : https://riapo.ru/penza/society/svyashchennik_venchanie_eto_zashchita_semi_ot_ne priyatnostey_bed_i_bolezney.
117. Семь самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак // ФОМА. Православная жизнь. - URL : https://pravlife.org/ru/content/7-samyh-rasprostranennyh-voprosov-o-cerkovnom-vzglyade-na-brak.
118. Семья и Вера. - URL : http://semyaivera.ru.
119. Символ веры православного атеиста // Левада-Центр - От мнений - к пониманию : Аналитический центр Ю. Левады. - URL : https://www.levada.ru/2017/! 1/16/simvol-very-pravoslavnogo-ateista/
120. Славянская мифология : энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Толстая. - изд. 2-е. - М. : Междунар. отношения, 2002. - 512 с.
121. Снегирёв И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирёв. - М. : Кучково поле, 2011. - 543 с.
122. Солунский С. Премудрость нашего спасения / святитель С. Солунский // Азбука веры : Православная библиотека. - URL : https://azbyka.ru/otechnik/Simeon Solunskij/premudrost nashego spaseniia/.
123. Соколова А. Л. Традиции русской народной свадьбы / А. Л. Соколова. - М., 2014. - 293 с.
124. Спиркин А. Г. Философия : учебник для бакалавров / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 828 с.
125. Summa culturologiae : энциклопедия : в 2 т. Т. 2. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М. ; СПб. : Центр гуманитар. инициатив, 2017. - 1184 с.
126. Сумцов Н. Народный быт и обряды / Н. Сумцов. - М. : Ин-т рус. цивилизации, 2014. - 679 с.
127. Тимофеева Л. В. Традиции и новации в русском свадебном обряде : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Л. В. Тимофеева. - М., 2004. - 18 с.
128. Токарев С. А. Религии в истории народов мира / С. А. Токарев. -М. : Республика, 2005. - 576 с.
129. Толстая C. М. Образ мира в тексте и ритуале / C. М. Толстая. - М. : Рус. фонд содействия образованию и науке, 2015. - 528 с.
130. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике : в 2 т. Т.
1. Теория и некоторые частные её приложения / В. Н. Топоров. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 814 с.
131. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике : в 2 т. Т.
2. кн. 1 Индоевропейские языки и индоевропеистика / В. Н. Топоров. - М. : Языки славянской культуры, 2006. - 544 с.
132. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику / В. Н. Топоров // Мировое дерево : Универсальные знаковые комплексы : в 2 т. - М., 2010. -Т. 2. - С. 7-61.
133. Требник гражданским шрифтом // Азбука веры. Православная библиотека: Богослужение. - URL : https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/trebnik-grazhdanskim-shriftom/10.
134. Троицкий С. В. Христианская философия брака / С. В. Троицкий. - Клин : Христиан. жизнь, 2001. - 221 с.
135. Трофименко А. А. Философия праздника: семантика и синтаксис / А. А. Трофименко // Феноменология социального знания : о человеке, обществе, духовности. - Армавир, 2004. - Вып. 2.
136. Тульцева Л. А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян / Л. А. Тульцева. - М. : Знание, 1990. - 63 с.
137. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура : Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев : в 2 т. Т.1-2. /
3. Б. Тэйлор ; под ред. Д. А. Коропчевского. - 2-е изд., испр. и доп. по 3-му англ. изд. (1891 г.). - СПб. : О. Н. Попова (Тип. И. Н. Скороходова), 1896-1897.
138. Тэрнер В. Символ и ритуал / В. Тэрнер. - М. : Наука, 1983. - 277 с.
139. Угринович Д. Обряды : за и против / Д. Угринович. - М. : Политиздат, 1975. - 176 с.
140. Узенёва Е. С. Болгарская свадьба : этнолингвистическое исследование / Е. С. Узенёва. - М. : Индрик, 2010. - 280 с.
141. Филарет (Дроздов), митрополит, святитель. Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам : в 5 т. Т. 5, ч. 1. Мнение №2 63, 07.01.1848 / митрополит, святитель Филарет (Дроздов) ; под ред. преосвящ. Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. - СПб. : Синод. тип., 1887. - 556 с.
142. Фрейд З. Навязчивые действия и религиозные обряды (1907) / З. Фрейд // Психоаналитический вестник. - 2001. - № 9.
143. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Вост. лит., 1998. - 800 с.
144. Фролов Д. В. Саранская повседневность в XVII в. : исторические штрихи помещичьей провинциальной жизни / Д. В. Фролов // Теория и практика изучения истории городских и сельских населенных пунктов. -Пенза, 2022. - С. 308-314.
145. Фрэзер Дж. Золотая ветвь : Исследование магии и религии / Дж. Фрэзер. - М. : Эксмо, 2006. - 958 с.
146. Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. - Харьков : Фолио, 2003. - 509 с.
147. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР / А. Г. Харчев. - М. : Мысль, 1979. - 248 с.
148. Хук С. Мифология Ближнего Востока / С. Хук. - М. : Наука, 1991.
- 32 с.
149. Хулап В. Краткая история чинопоследования обручения и венчания / священник В. Хулап // Азбука веры. : Церковь - практика веры : Духовная жизнь : Таинства : Таинство Брака. - URL : https://azbyka.ru/kratkaya-istoriya-chinoposledovaniya-obrucheniya-i-venchaniya. (дата обращения: 29.03.2022).
150. Цыпин В. Курс церковного права : учеб. пособие / В. Цыпин. - Клин : Христианская жизнь, 2002. - 703 с.
151. Чистов К. В. Типологические проблемы изучения восточнославянского свадебного обряда / К. В. Чистов // Проблемы типологии в этнографии. - М., 1979. - С. 223-229.
152. Шафф Ф. История Христианской Церкви : в 8 т. Т. IV : Средневековое христианство : От Григория I до Григория VII : 590-1073 г. по Р. Х. / Ф. Шафф. - СПб. : Библия для всех, 2008. - 511 с.
153. Шашков С. С. История русской женщины / С. С. Шашков. - СПб. : Тип. А. С. Суворина, 1879. - 352 с.
154. Шмеман А. Таинство любви / протопресвитер А. Шмеман // Азбука веры : Православная библиотека. - URL : https: //azbyka.ru/otechnik/Aleksandr Shmeman/tainstvo-lyubvi/.
155. Элиаде М. Миф о вечном возвращении (архетипы и повторение) / М. Элиаде // Избранные сочинения : Миф о вечном возвращении ; Образы и символы ; Священное и мирское. - М., 2000. - С. 23-126.
156. Этнические стереотипы поведения / под ред. А. К. Байбурина. - Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. - 325 с.
157. Юрьева Т. В. Икона как сакральный текст / Т. В. Юрьева // Коммуникация - Общество - Человек. - Ярославль, 2022. - С. 12-22.
158. Юрьева Т. В. Информационное пространство Русского Средневековья / Т. В. Юрьева // Человек в информационном пространстве / под общ. ред. Т. П. Курановой. - Ярославль, 2019. - С. 8-12.
159. Янкова З. А. Городская семья / З. А. Янкова. - М. : Наука, 1979. -
184 с.
160. Bell C. Ritual : Perspectives and Dimensions / C. Bell. - Oxford : Oxford University Press, 2009. - 368 p.
161. Bloch M. Ritual, History, and Power : Selected Papers in Anthropology / M. Bloch. - L. : Athlone Press, 1989. - 237 p.
162. Cornforth F. M. From Religion to Philosophy / F. M. Cornford. -Cambr., 1912.
163. Cornford F. M. The Origin of Attic Comedy / F. M. Cornford. - L. : Edward Arnold ; N.-Y. : Longmans, Green, and Co., I934. - XII, 252 p.
164. Durkheim E. Les Formes elementaires de la vie religieuse : Le système totémique en Australie / E. Durkheim. - Paris : Félix Alcan, 1912. - 647 p.
165. Emile Durkheim III : Critical Assessments of Leading Sociologists / ed. W. S. F. Pickering. - N.-Y. : Routledge, 2000. - 1874 p.
166. Fontenrose J. E. The Ritual Theory of Myth, Folklore Studies / J. E. Fontenrose. - Berkeley : University of California Press, 1966. - 77 p.
167. Frazer J. G. The Golden Bough: A Study in Magic and Religion / J. G. Frazer. - Oxford : Oxford University Press, 1998. - 858 p.
168. Gavin F. Pastoral Care in Marriage Preparation : History, Analysis of the Norm and Its Implementation by Some Particular Churches : Doctoral thesis / F. Gavin. - Rome : Pontificiu Universita Gregorian, 2004. - 240 p.
169. Geertz C. Religion as a Cultural system [Electronic resource] / C. Geertz // The Interpretation of Cultures - N.-Y., 1973. - Part III, chapter 4. - P. 87-125. -Mode of access : http://nideffer.net/classes /GCT_RPI_S14/readings/Geertz_Religon_as_a_Cultural_System_.pdf. - Title from screen.
170. Geertz C. The Interpretation of Cultures / C. Geertz. - N.-Y. : Basic Books, 1973. - 470 p.
171. Gerring J. What Is a Case Study and What Is It Good for? / J. Gerring // The American Political Science Review, - May 2004. - Vol. 98, №. 2. - P. 341354.
172. Goffman E. Interaction Ritual: Essays in Face-to-Face Behavior / E. Goffman. - New Brunswick, N-J : Aldine Transaction, 1967. - 270 p.
173. Hall G. Origin of the Marriage Metaphor / G. Hall // Hebrew Studies. -1982. - Vol. 23. - P. 169-171.
174. Harrison J. E. Prolegomena to the study of Greek religion / J. E. Harrison.- Princeton : Princeton University Press, 1922. - 682 p.
175. Harrison J. E. Themis: a study of the social origin of Greek religion / J. E. Harrison. - Cambridge : Cambridge University Press, 2010. - 604 p.
176. Hodder I. The Present Past. An Introduction to Anthropology for Archeologists / I. Hodder. - L. : Batsford Publishers, 1982. - 216 p.
177. Humphrey C. The Archetypical Actions of Ritual / C. Humphrey, J. Laidlaw. - Oxford : Clarendon Press, 1994. - IX, 293 p.
178. Kligman G. The Wedding of the Dead: Ritual, Poetics, and Popular Culture in Transylvania : (Studies on the History of Society and Culture) /
G. Kligman. - Berkeley : University of California Press, 1991. - XIII, 410 p.
179. Leistle B. Ritual as Sensory Communication : A Theoretical and Analytical Perspective / B. Leistle // Ritual and Identity: Performative Practices as Effective Transformations of Social Reality / ed.: K.-P. Kopping, M. Rudolph. -Berlin, 2006. - P. 33-74.
180. Lévi-Strauss C. Finale / C. Lévi-Strauss // Teaching Lévi-Strauss / ed.
H. Penner. - Atlanta : Scholars Press, 1998. - 336 p.
181. Lord Raglan. The Hero: A Study in Tradition, Myth and Drama / Lord F. Raglan. - L. : Methuen, 1936.
182. Malinowski. B. Magic, science and religion, and other essays / B. Malinowski. - Boston, Mass : Beacon Press, 1948. - 327 p.
183. Marriage Customs of the World : An Encyclopedia of Dating Customs and Wedding Traditions : in 2 vol. / ed. G. P. Monger. - Expanded Second Edition. - Santa Barbara : ABC-CLIO, 2013. - 743 p.
184. McCutcheon R. T. Manufacturing Religion: The Discourse on Sui Generis Religion and the Politics of Nostalgia / R. T. McCutcheon. - N.-Y. : Oxford University Press, 1997. - XIII, 249 p.
185. Pertti J. A. The Rites of Passage Revisited: A New Look at van Gennep's Theory of the Ritual Process and Its Application in the Study of Finnish-Karelian
Wedding Rituals / J. Pertti // Temenos - Nordic Journal of Comparative Religion. -1992. - Vol. 28. - P. 15-52.
186. Radcliffe-Brown A. R. Structure and function in primitive society : Essays and addresses / A. R. Radcliffe-Brown. - Glencoe : The Free Press, 1952. -244 p.
187. Rank O. In Quest of the Hero / O. Rank, Lord F. R. S. Raglan, A. Dundes.
- Princeton : Princeton University Press, 1990. - 272 p.
188. Schechner R. Between Theatre and Anthropology / R. Schechner. -Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1985. - XIV, 342 p.
189. Smith J. Z. Relating religion : Essays in the study of religion / J. Z. Smith.
- Chicago : University of Chicago Press, 2004. - 424 p.
190. Smith W. R. Lectures on the religion of the Semites / W. R. Smith. - L. : A. and C. Black, 1894. - 488 p.
191. Smolarz S. R. Covenant and the Metaphor of Divine Marriage in Biblical Thought: A Study with Special Reference to the Book of Revelation / S. R. Smolarz.
- Eugene, OR : Wipf & Stock, 2011. - 393 p.
192. Staal J. F. The Meaninglessness of Ritual [Electronic resource] / J. F. Staal // Numen. - 1979. - Vol. 26, № 1. - P. 2-22. - Mode of access: https://religion.ua.edu/wp-content/uploads/2018/06/The-Meaningless-of-Ritual.pdf. - Title from screen.
193. Stevenson K. To Join Together : The Rite of Marriage / K. Stevenson. -N. Y. : Pueblo Publishing Company, 1987. - 281 p.
194. Thatcher A. Living Together and Christian Ethics / A. Thatcher. -Cambridge University Press, 2002. - XII, 302 p.
195. The Cambridge Companion to Durkheim / J. C. Alexander, Ph. Smith. -Cambridge : Cambridge University Press, 2005. - XVI, 418 p.
196. Theorizing Rituals : in 2 vol. Vol. 1 / ed. J. Kreinath, J. a M. Snoek, M. Stausberg. : Issues, Topics, Approaches, Concepts. - Leiden: Brill, 2006. - XXV, 777 p.
197. Theorizing Rituals : in 2 vols. / ed. J. Kreinath, J. a M. Snoek, Michael Stausberg. - Vol. 2 : Annotated Bibliography of Ritual Theory, 1966-2005. - Leiden : Brill, 2007. - XIX, 573 p.
198. Turne, V. From Ritual to Theatre : The Human Seriousness of Play / V. Turner. - N.-Y. City : PAJ, Performing Arts Journal Publications, 1982. - 127 p.
199. Turner, V. The Forest of Symbols: Aspects of Ndembu Ritual / V. Turner. - Ithaca, N.-Y. : Cornell University Press, 1967. - XIV, 405 p.
200. Understanding Religious Ritual : Theoretical approaches and innovations / ed. John P. Hoffmann. - L. ; N. Y. : Routledge, 2013. - 240 p.
201. Weston, J. L. From ritual to romance / J. L. Weston. - Unabr. republ. of the 1st ed. - Minneola, N.-Y. : Dover publ., 1997. - 202 p.
202. Van Gennep, A. The Rites of Passage / A. Van Gennep. - N.-Y. : Routledge, 2004. - 228 p.
203. Vickery J. B. T. S. Eliot and The Golden Bough : The Archetype of the Dying God. Vol. 2 / J. B. Vickery. - Madison : University of Wisconsin, 1955. -445 p.
204. Vincie C. Celebrating Divine Mystery : A Primer in Liturgical Theology / C. Vincie. - Collegeville, MN : Liturgical Press, 2009. - 206 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.