Южносмоленская свадьба междуречья Десны и Сожа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Калюжная, Варвара Петровна

  • Калюжная, Варвара Петровна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 400
Калюжная, Варвара Петровна. Южносмоленская свадьба междуречья Десны и Сожа: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 400 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Калюжная, Варвара Петровна

Введение

Глава I. Общая характеристика деснинско-сожского свадебного обряда

1. Структура ритуала как результат взаимодействия его семантических планов

2. Локативный, предметный и персонажный коды-языки в семантическом поле ритуала it « I

Глава II. Поэтические тексты свадебных песен как вербальный код ритуала

1. Вербальный код свадебного ритуала как средство моделирования семантики обряда

2. Функционирование поэтических текстов в ритуале

Глава III. Характеристика и типологическая систематика свадебных напевов

1. Ритмическая организация свадебных песен

2. Звуковысотный компонент песенной системы: ладовая парадигматика t

3. Ладовый синтаксис музыкальных текстов

4. Доминантные напевы в музыкальном коде обряда

Глава IV. Свадьба деснинско-сожского междуречья в ареалогическом аспекте 1. Формирование этномузыкального ландшафта 170 2. Мелодиалектная структура региона и её этнокультурная интерпретация

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Южносмоленская свадьба междуречья Десны и Сожа»

Свадьба - один из важнейших ритуалов в традиционной культуре восточных славян. Это развитый музыкально-обрядовый комплекс, занимающий центральное место среди ритуалов жизненного цикла. Традиция описания восточнославянской свадьбы существует уже более века, однако методика её изучения начала складываться сравнительно недавно - в начале 70-х г.г. XX столетия. В работах Г. А. Левинтона, отно-^ сящихся к этому периоду, сформулированы положения, определяющие , современный подход к исследованию свадебного обряда: «Обряд - это некоторый цельный текст, в котором все элементы составляют единую структуру. Этот текст выполняет в среде носителей ряд функций. Одна из них - функция «коллективной памяти». С другой стороны, обряд есть некоторый социальный регулятор, одна из функций которого в том, что он переводит жениха и невесту из младшей возрастной группы в старшую.» (92, с. 209-210). Кроме того, Г. А. Левинтоном впервые было отмечено, что невеста совершает в рамках свадебного обряда двойной переход: вертикальный («. иерархический переход из девиц в молодухи») и горизонтальный («.из одной деревни в другую, из одной семьи в другую» (там же)).

В настоящее время в отечественной этносемиотике существует целостная концепция свадебного ритуала. Она предполагает наличие в обряде различных уровней и планов, определяющих его семантическое единство. Учёные рассматривают ритуал как сложно организованный текст, образующийся на основе взаимодействия ряда языков-кодов (акцио-нального, предметного, персонажного, локативного, темпорального, вербального, музыкального, изобразительного). Реализуя данную концепцию, этнолингвисты и этносемиотики делают акцент на выявлении обобщённой модели свадебного ритуала и детальном изучении отдельных составляющих её элементов. Среди учёных, чья деятельность связана с целостным изучением восточнославянской свадьбы, в первую очередь следует назвать А. К. Байбурина, Г. А. Левинтона, А. В. Гуру.

Изучая свадебный ритуал, учёные - представители смежных гуманитарных дисциплин, как правило, не затрагивают его музыкальную составляющую. Однако, как показали исследования Б. Б. Ефименковой, именно музыкальный код играет в свадебном ритуале важнейшую структурообразующую роль. «Музыкально-поэтические тексты маркируют отдельные акты ритуала и тем повышают их в ранге, переводят, по выражению этнографов, в более сильную позицию», - пишет исследователь (59, с. 11). Рассматривая свадьбу как единый музыкально-обрядовый комплекс, этномузыкологи ставят своей задачей выявление соотношения музыкальных текстов с ритуальным контекстом. Такой подход позволил Б. Б. Ефименковой осуществить общую типологию свадебного обряда у восточных славян, определив два его основных типа:

- свадебный ритуал восточнославянского Запада и Юга (свадьба-веселье);

- свадебный ритуал русского Севера (свадьба-похороны).

Вслед за Г. А. Левинтоном Б. Б. Ефименкова указала на наличие в свадебном обряде восточных славян двух линий (двух планов). Это - линия инициации молодых (прежде всего, невесты), связанная с приобретением ими нового социального статуса в связи с переходом в социальную группу женатых людей, и коммуникативно-обменная линия, основанная на взаимодействии двух групп участников - стороны невесты и стороны жениха, в результате которого невеста переходит в группу жениха. Исследователь отмечает, что облик и удельный вес каждой из этих линий различен в местных свадебных традициях, и полагает данную закономерность в основу типологии восточнославянской свадьбы1.

1 На русском Севере Б. Б Ефименкова выделила два вида свадебного обряда - причетный и причетно-песенный, различающиеся соотношением семантических планов ритуала и особенностями реализации в них трехфазной схемы rites depassage, выстроенной А. ван Геннепом (34)

В общей для этносемиотиков и этномузыкологов концепции свадебного обряда одним из ключевых является положение о двух переходах невесты - вертикальном и горизонтальном (см. выше, с. 3). Типовая трёхфазная схема rites de passage, выстроенная А. ван Геннепом (34) и включающая фазы отчуждения, лиминальности и присоединения, может рассматриваться по отношению к каждой из форм перехода невесты, образуя два достаточно автономных текста. В региональных свадебных традициях линии вертикального и горизонтального переходов невесты далеко не всегда содержат все три фазы rites de passage. Особенности их реализации в локальных версиях свадебного обряда наряду с соотношением семантических планов ритуала служат одним из оснований типологии восточнославянской свадьбы. Так, на русском Севере Б. Б. Ефименкова определила два вида обряда - при-чётный и причётно-песенный (59, с. 35).

Исследования Б. Б. Ефименковой в очередной раз продемонстрировали необходимость регионального изучения традиционной культуры восточных славян в целом и свадьбы в частности. Сегодня, основываясь на типовых структурно-семантических свойствах свадебного ритуала и системном изучении его музыкального языка, этномузыкологи целенаправленно идут по пути исследования региональных свадебных традиций.

На сегодняшний день региональное направление для современного отечественного этномузыкознания - центральное. Таковым оно является более сорока лет, однако ещё в конце 20-х годов прошлого века учёными осознавалась очевидность различий в песенном фольклоре крестьян, населяющих различные зоны восточнославянской этнической территории. Именно в этот период Б. В. Асафьевым были организованы комплексные экспедиции для полевого исследования традиционной культуры различных регионов русского Севера, в состав которых, помимо музыковедов, вошли учёные-этнографы, историки, филологи, лингвисты, культурологи. Итогом тех экспедиций стало издание серии сборников под названием «Крестьянское искусство СССР» (84), а также сборник Е. В. Гиппиуса и 3. В. Эвальд «Песни Пинежья» (37).

В 1960-80-е годы полевое изучение народной музыкальной культуры также имело выраженную региональную направленность, что нашло отражение в серии так называемых «областных» песенных сборников (см., например, 108, 109, 121, 138, 140, 174). В систематизации научных знаний, формировании методологической базы исследования фольклора на первый план выдвинулись такие крупные центры, как Московская и Ленинградская консерватории, Комиссия музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР, Фонограммархив ИРЛИ (Пушкинского Дома), ГМПИ им. Гнесиных. Результаты многолетней работы аккумулировались в ряде фундаментальных трудов отечественных учёных, таких как «Курские танки и карагоды» А. В. Рудневой (137), «Севернорусская причеть» Б. Б. Ефименковой (64). В программной статье Е. В. Гиппиуса «Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья» (36) региональная проблематика подверглась системному осмыслению.

Все работы по изучению традиционной музыкальной культуры восточных славян, созданные за последние десятилетия прошлого века, так или иначе находятся в русле регионального направления. Целенаправленное изучение региональных музыкальных традиций успешно ведётся как столичными учёными, так и на местах. Это относится и к исследованию восточнославянской свадьбы. Следует, однако, отметить, что на сегодня севернорусский свадебный обряд типологически осмыслен этному-зыкологами в большей степени, нежели западнорусская свадьба-веселье. Среди работ, освещающих особенности свадебного ритуала русского Севера, выделяются как специальные исследования, посвященные традициям Пудожской свадьбы (83) и свадебного ритуала Заонежья (86), так и очерки-комментарии в составе сборников свадебных песен Терского берега Белого моря (17), Томского Приобья (101), Сланцевского района Ленинградской области (109). Свадебные традиции русского Запада и Юга представлены в этномузыковедческой литературе отдельными работами, содержащими полезную информацию. Это двухтомник «Народная традиционная культура Псковской области», составленный А. М. Мехнецо-вым (105), а также аналитические статьи JL М. Винарчик и И. А. Никитиной (28), Г. Я. Сысоевой (159, 160) и Т. Ф. Пуховой (134), Е. А. Дороховой (129), освещающие некоторые особенности свадебных традиций Смоленской, Воронежской и Харьковской областей. Свадебный музыкально-этнографический материал западных территорий Восточной Славии до некоторой степени освоен белорусскими и украинскими учёными (30-32, 82, 171), наиболее системно - в исследовании Т. Б. Варфоломеевой «Се-вернобелорусская свадьба» (22).

Типологическое осмысление западнорусской свадьбы только начинается, и проблемы её изучения во многом определяют актуальность настоящей работы. На . сегодня известно, что музыкальный код ритуала этого типа отличается обилием песенных структур, как ритмических, так и звуковысотных - все они нуждаются в систематизации с учётом их статуса в отдельных региональных традициях. Необходимо установить соотношение семантических планов западнорусского свадебного ритуала, что позволит приблизиться к решению проблемы соотношения структуры и функции музыкальных текстов. Звуковысотные структуры свадебных напевов, комплексы которых в первую очередь и определяют региональную специфику песенных систем, а также особенности их территориальной локализации, нуждаются в детальном описании.

Решение всех этих задач предполагает комплексное изучение свадебного обряда - как системы всех его составляющих. Кроме того, подобный подход должен подкрепляться специальным методологическим аппаратом, единым в применении к различным региональным традициям. Данный проблемный ракурс определяет проблематику диссертации. Во гла

2 В последнем случае речь идёт о традиционной культуре русских сёл Украины. ву угла мы ставим изучение локальной свадебной традиции как «единицы» построения регионального вида свадебного обряда.

Объектом исследования избран свадебный музыкально-этнографический комплекс юга Смоленщины, локализованный на территории междуречья Десны и Сожа в их верхнем течении. По отношению к данным гидрографическим объектам регион имеет, в целом, восточную ориентацию (расположен ближе к Десне), однако в работе он именуется деснинско-сожским, поскольку река Остёр, составляющая центральную ось региона, является притоком Сожа. С точки зрения административного членения обследованная зона охватывает Рославльский район Смоленской области, включает смежные с ним территории Починков-ского и Шумячского районов, а также отдельные населённые пункты, входящие в состав Ельнинского, Ершичского и Хиславичского районов (см. карту 1 в Приложении II). •

Изучение деснинско-сожской свадьбы в заданных географических границах обусловлено, прежде всего, цельностью её звуковысотного облика. В соответствии, с доминирующим ладовым компонентом свадьбу деснинско-сожского междуречья можно обозначить как «терцовую», так как это заметно отличает корпус местных напевов от территориально смежных традиций, расположенных севернее, западнее и южнее исследуемого региона.

Предметом изучения являются принципы организации деснинско-сожского свадебного ритуала как музыкально-этнографического комплекса, обладающего определёнными региональными особенностями. Исследование ориентировано, главным образом, на существующие в этом комплексе центростремительные тенденции, в меньшей степени - на механизмы интеграции объекта в окружающий этномузыкальный и этнокультурный контекст.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексной характеристике свадебного ритуала междуречья Десны и Сожа как определённой локальной системы и разработке методики изучения свадьбы-веселье в традиционной культуре восточных славян. Для достижения цели решается ряд задач:

• выявляется типовая модель деснинско-сожского свадебного обряда, выстроенная на основе структурных и семантических отношений элементов ритуальных языков;

• анализируются поэтические тексты свадебных песен как базовая составляющая вербального кода ритуала, моделируется его поэтико-семантический инвариант;

• осуществляется типологическая классификация ритмических и звуковысотных форм напевов, выстраивается система их структурных отношений;

• определяются принципы функционирования музыкально-поэтических текстов в свадебном ритуале посредством рассмотрения их в обрядовом контексте;

• упорядочиваются и подвергаются типологическому осмыслению закономерности синтаксической организации музыкальных текстов;

• вводится категория доминантного напева как важнейшего элемента песенной системы;

• осуществляется территориальная проекция компонентов ритуала. Полученная ареальная картина сопоставляется с данными смежных дисциплин, на основе чего реконструируется значительная часть этнокультурного ландшафта южносмоленского региона.

Реализация каждой из поставленных задач является одновременно апробацией предлагаемой методики целостного изучения традиционной свадьбы. Комплексный подход обеспечивает достаточную степень её универсальности, что позволяет использовать данную методику для изучения иных свадебных традиций.

Методологию исследования в целом составляет ряд подходов и методов, применяющихся как в этномузыкознании, так и в смежных научных гуманитарных дисциплинах. Базовым является системный подход к анализу свадебного музыкально-обрядового комплекса на всех уровнях его организации. При этом система понимается как «совокупность элементов, которая образует определённую целостность, единство» (142, с. 610). В качестве основных системных принципов выступают целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность (там же). Одним из первых этномузыкологов, последовательно применявших данный метод в своих исследованиях, был Е. В. Гиппиус. Ему принадлежит, в частности, понятие «централизующего компонента жанровой системы», являющегося релевантным признаком региональной традиции (36) . В рамках моножанровой (свадебной) песенной системы данное понятие не теряет своей актуальности, являясь одним из основных критериев для осуществления её региональной типологии.

С системным подходом непосредственно связан структурно-типологический метод - ведущий в отечественном этномузыкознании. «С позиций этого направления объектом изучения является не единичный фольклорный факт, а лежащая в его основе глубинная инвариантная модель, воплощённая во множестве реализаций и через них выводимая, т. е. группа текстов единой структуры», - пишет Б. Б. Ефименкова (61, с. 8). Структурно-типологический метод в отечественной этнологии и фольклористике успешно использовался Д. К. Зе-лениньщ и В. Я. Проппом. Применительно к музыкальным текстам устной традиции основные положения данного метода изложены, помимо работ Б. Б. Ефименковой (57, 59-64), в статьях Е. В. Гиппиуса (35, 36), М. А. Енговатовой (54, 55, 57), О. А. Пашиной (126) и других. Структурно-типологический метод используется автором как при анализе свадебных напевов, так и для интерпретации этнографических данных, что позволяет осуществить типологию песенных систем и их узколокальных версий на обследованной территории.

3 Методологические принципы изучения региональной традиции как системы рассмотрены также в работе В. А. Лапина «Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды» (87).

Широко применяется в диссертации ареальный метод, связанный с картографированием элементов свадебного музыкально-обрядового комплекса. Данный метод начал широко использоваться отечественными этномузыкологами сравнительно недавно - с 80-х годов прошлого века. Идея картографирования восточнославянского музыкального фольклора и цели подобного исследования впервые были сформулированы К. В. Квиткой в начале 1950-х годов и нашли отражение в его статье «Об историческом значении календарных песен» (79). В течение последующих десятилетий в восточнославянском этномузыкоз-нании развивались собственные методики ареальных исследований, базирующиеся на богатом опыте отечественных лингвистов (см., например, работы К. Ф. Захаровой и В. Г. Орловой (66), Б. А. Серебренникова (151),.С. М. Толстой (165, 168), Н. И. Толстого (166, 168)). Результаты ареальных исследований музыкального фольклора восточных славян освещены в работах, JI. С. Гвоздиковой и Г. Г. Шаповаловой (33), Е. А. Дороховой (51), Г. Коропниченко (82), О. А. Пашиной (122, 123); накопленный опыт обобщеён в сборнике «Картографирование и ареальные исследования в музыкальной фольклористике» (26, 124)4. Специально посвящено ареалогическим проблемам диссертационное исследование JI. М. Винарчик (25).

Значительная часть обобщений и выводов, итоговых и промежуточных, осуществляется автором на основе междисциплинарного подхода. Вовлечение в этномузыкологическое исследование данных других наук - этнографии, археологии, лингвистики и диалектологии (как её самостоятельного раздела) - позволяет составить наиболее полную картину рассматриваемого явления. Однако по справедливому замечанию выдающегося русского историка и археолога В. В. Седова, подобное взаимодействие возможно только при условии, если «выводы Коллективом этно.музыкологов РАМ им. Гнесиных было также выполнено исследование «Восточнославянский этномузыкологический атлас» (руководитель - О. А. Пашина), проводившееся в рамках научных проектов РГНФ. каждой из наук покоятся на собственных материалах, а не навеяны данными смежной науки» (145, с. 61).

В работе применяется методология, разработанная в трудах отечественных учёных семиотического направления (Ю. М. Лотмана (97), В. В. Иванова (72), В. Н.Топорова (72, 170) и других), а также предложенная Ф. де Соссюром синхроническая методика исследования языковых явлений (157).

В качестве вспомогательного нами используется исследовательский приём графического отображения явлений системного характера. Он состоит в том, чтобы найти для подобных явлений адекватное графическое изображение - схему. С одной стороны, это помогает обобщить проанализированный материал и выявленные принципы организации элементов. С другой стороны, «нарисованная» система перестаёт быть умозрительным явлением и, обретя графический облик, сама «подсказывает» исследователю пути её дальнейшего изучения.

Диссертационное исследование выполнено на материале современных полевых звукозаписей напевов и бесед о свадебных обрядах, осуществлённых коллективом этномузыкологов РАМ им. Гнесиных в период с 1987 по 1996 годы. В 1999 и 2002 годах автором были предприняты две целевые экспедиции в деснинско-сожский регион, обследование которого проводилось по специальной программе, направленной на максимально полную и равномерную по всей территории фиксацию песенного и этнографического материала. В итоге этнографическую базу исследования составили 52 беседы об обряде, музыкальную - 1350 песен, зафиксированных в 83-х населённых пунктах юга Смоленской области.

Структура диссертации и соотношение её разделов определяются спецификой изучения деснинско-сожской свадьбы как музыкально-этнографического комплекса. Оно предполагает рассмотрение данного явления в трёх аспектах - этнографическом, музыкально-типологическом и ареалогическом, дополненными анализом свадебной поэтики. Комплексный (междисциплинарный) подход к изучению свадебного обряда последовательно проведён в четырёх главах работы на фоне постепенного обострения проблемы его региональной типологии (ведущие позиции региональный компонент занимает в третьей и четвёртой главах исследования). В диссертации имеются также Введение, Заключение и Список литературы. Иллюстративный материал работы представлен пятью Приложениями, включающими таблицы и схемы, географические карты, сборник поэтических текстов, сборник свадебных песен и расшифровки бесед с исполнителями.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Калюжная, Варвара Петровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование свадебного ритуала деснинско-сожского междуречья, проведённое в рамках диссертации, является первым опытом системного изучения свадьбы западнорусского типа в одной из его региональных версий. Подкреплённое хорошей сохранностью стадиально-ранних явлений народной культуры на русском Западе, оно открывает научные перспективы по двум направлениям, формирующим проблематику работы. Одно из них связано с комплексным изучением свадебного обряда, другое - с его региональной типологией. Для реализации данных перспектив необходимо несколько условий:

- расширение территориальных рамок, заданных в диссертации, за счёт освоения архивных материалов и целенаправленной полевой работы в регионе;

- изучение различных компонентов традиционной музыкальной культуры юга Смоленщины и сопредельных территорий и их этнографического контекста;

- дальнейшая разработка методологической базы исследования. •

Обеспечение двух первых условий со всей очевидностью задаёт будущему исследованию региональный вектор. В достаточно тесных территориальных рамках диссертации возможности реализации данного направления были существенно ограничены. Тем не менее, изучение деснинско-сожской свадьбы в русле региональной проблематики привело к определённым результатам. Наиболее существенные из них связаны с установлением релевантных признаков песенной системы и выявлением в деснинско-сожском междуречье двух таких систем, остёрской и деснинской. В этой связи ключевой категорией, выведенной в диссертации, стала категория доминантных напевов, выполняющих в песенной системе функцию централизующего компонента. Кроме того, широкое применение ареального метода позволило выявить .ме-лодиалектную структуру деснинско-сожского региона и в некоторой степени установить его связи со смежными свадебными традициями. Но, поскольку эти традиции не описаны, определение механизмов интеграции местного музыкально-этнографического комплекса в этнокультурный контекст возможно лишь отчасти - за счёт выявления центробежных тенденций внутри исследуемого объекта. В качестве таковых выступают вариативность ритмических моделей свадебных напевов и характер связей ладовых форм музыкальных текстов по принципу «смежности» (см. Главу III § 2).

Таким образом, изучение свадебных традиций, локализованных по соседству с деснинско-сожским регионом, составляет одно из основных перспективных направлений, определяемых данным исследованием. Расширение территории в южном и юго-восточном направлениях (Ершичский район Смоленской области и восточная Брянщина) должно дополнить наше представление об остёрской и деснинской песенных системах; изучение свадебных традиций левобережий Днепра и Сожа (центральные районы Смоленщины) - более рельефно обозначить внутреннюю структуру южносмоленского региона в целом.

Рассмотрение деснинско-сожской свадьбы в широком этнокультурном контексте актуально для более полного и объективного изучения всех языков свадебного ритуала. На уровне его музыкального кода, с одной стороны, возможно уточнение типологии ритмических форм деснинско-сожских напевов, с другой - данная типология может служить основанием для упорядочения СМРФ, встречающихся в свадебных традициях смежных регионов, по единым параметрам (РТ-система). Что касается звуковысотного компонента музыкальных текстов, то основные перспективы его исследования связаны с разработкой принципа «смежности» ладовых форм, сформулированного в диссертации. Необходимо установить, каким образом данный принцип участвует в организации звуковысотных парадигм иных песенных систем, проверив предположение о его универсальной роли для их типологической и/или территориальной общности.

Для дальнейшего изучения немузыкальных кодов-языков свадьбы (за исключением вербального) региональное направление — магистральное. В ходе исследования установлено, что описанный тип свадебного обряда един на всей территории деснинско-сожского междуречья, следовательно, для его региональной идентификации необходимо описать либо иные типы ритуалов, либо устойчивые виды данного типа, локализованные на территориях, сопредельных с деснинско-сожским регионом. Анализ местного свадебного обряда позволил выявить инвариантную модель ритуала, реализуемую здесь практически в «чистом» виде. Вместе с тем на окраинах региона зафиксированы такие явления, как, например, наличие свадебного деревг(а (на севере) или возрастающего количества перемещений участников обряда (на юго-западе). Они, безусловно, представляют собой знаки определённых свадебных традиций, нуждающихся в типологическом осмыслении.

О вербальном коде свадебного обряда следует сказать особо. В отличие от остальных кодов-языков ритуала, так или иначе попадавших в поле зрения исследователей, его вербально-поэтическая составляющая подверглась системному осмыслению впервые. Необходимо было, прежде всего, решить задачи, связанные с отсутствием исследовательского опыта в данной сфере, а именно, выработать методику анализа поэтических текстов свадебных песен, определить возможности, которые подобный анализ открывает перед исследователем свадебного ритуала, реализовать данные возможности на конкретном материале в соответствии с проблематикой и целями диссертации. Итогом исследования вербально-поэтического кода свадебного обряда стало значительное обогащение нашего представления о семантическом поле ритуала за счёт возникших возможностей его реконструкции и установление механизмов функционирования конкретных музыкально-поэтических текстов в тексте обряда. При этом региональная специфика вербально-поэтического компонента местной свадьбы оказалась слабовыраженной, в связи с чем перспективы его изучения видятся, по большей части, в русле комплексного исследования свадебного ритуала. Представления о нём предстоит обогащать за счёт анализа всего корпуса поэтических текстов, зафиксированных в регионе (напомним, что диссертационным исследованием он охвачен не более чем на треть, которую составили наиболее распространённые образцы), и совершенствования методики работы с ними.

На стыке проблем целостного исследования свадьбы и её региональной типологии лежит изучение мелодической составляющей обрядовых напевов.

В диссертации мелодика свадебных песен не рассматривается, поскольку особенностью местного музыкального материала является доминирование ладосинтаксического компонента над собственно мелодическим. В дальнейшем предстоит либо подтвердить, либо опровергнуть обоснованность разделения этих двух пластов музыкальной горизонтали на материале свадебных песен смежных традиций, а также более развитых в мелодическом отношении лирических напевов.

Обобщая результаты исследования, можно с уверенностью утверждать, что его дальнейшие перспективы связаны с той же проблематикой, которая определила цели и задачи диссертации. Однако соотношение двух её компонентов — проблем комплексного изучения свадебного ритуала и региональной типологии западнорусской свадьбы — по всей вероятности, подвергнется корректировке. Определение региональных особенностей деснинско-сожского свадебного обряда вошло составной частью в его комплексное исследование. При изучении свадьбы в более широком географическом пространстве региональное направление должно стать магистральным, а комплексный и методологически унифицированный анализ всех исследуемых объектов - средством для их полноценной и корректной типологической систематики.

В диссертации мелодика свадебных песен не рассматривается, поскольку особенностью местного музыкального материала является доминирование ладосинтаксического компонента над собственно мелодическим. В дальнейшем предстоит либо подтвердить, либо опровергнуть обоснованность разделения этих двух пластов музыкальной горизонтали на материале свадебных песен смежных традиций, а также более развитых в мелодическом отношении лирических напевов.

Обобщая результаты исследования, можно с уверенностью утверждать, что его дальнейшие перспективы связаны с той же проблематикой, которая определила цели и задачи диссертации. Однако соотношение двух её компонентов - проблем комплексного изучения свадебного ритуала и региональной типологии западнорусской свадьбы - по всей вероятности, подвергнется корректировке. Определение региональных особенностей деснинско-сожского свадебного обряда вошло составной частью в его комплексное исследование. При изучении свадьбы в более широком географическом пространстве региональное направление должно стать магистральным, а комплексный анализ всех исследуемых объектов по единой методике — средством для их полноценной и корректной типологической систематики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Калюжная, Варвара Петровна, 2008 год

1. Алексеев Л. В. Смоленская земля в 1.-XIII в.в.: Очерки истории Смоленщины и Восточной Белорусии. - М., 1980.

2. Алексеев Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект. М., 1986.

3. Асафьев Б. В. О народной музыке. М., 1987.

4. Асафьев Б. В. Речевая интонация. М.; Л., 1965.

5. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии. — М., 1991.

6. Артёменко Е. Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж, 1988.

7. Артёменко Е. Б. Синтаксический строй русской народной лирической песни в аспекте её художественной организации. Воронеж, 1977.

8. Археологическая карта России. Смоленская область. — М., 1997.

9. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. -Л., 1983.

10. Байбурин А. К. К ареальному изучению русского свадебного обряда // Аре-альные исследования в языкознании и этнографии. — Л., 1977. С. 92-97.

11. Байбурин А. К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор: проблемысохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1. -М., 1988. С. 139-145.

12. Байбурин А.К. Причитания: текст и контекст // Artes populares, 14. Publications Instituti Folcloris Universitatis de Lorand Eotvos nominatae. Budapest, 1985. C. 1-14.

13. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. — СПб., 1993.

14. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. К описанию организации пространства в восточнославянской свадьбе // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 89-105.

15. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Об анализе новых записей свадебного обряда// Современность и фольклор. Статьи и материалы. М., 1977. С. 305-312.

16. Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования вобласти балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. — М., 1990. С. 64-98.

17. Балашов Д. П., Красовская 10. А. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. — Л., 1969.

18. Бартминьский. Языковый образ мира: Очерки по этнолингвистике. — М., 2005.

19. Бернштам Т. А. Девушка-невеста и предбрачная обрядность в Поморье в XIX-начале XX вв. // Русский народный свадебный обряд. — Л., 1978. С. 48-71.

20. Бернштам Т. А. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX века. Л., 1986.

21. Бернштам Т. А. Совершеннолетие девушки в метафорах игрового фольклора (традиционный аспект русской культуры) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 234-257.

22. Варфоломеева Т. Б. Севернобелорусская свадьба: Обряд, песенно-мелодические типы. Минск, 1988.

23. Варфаламеева Т. Б., Мажейка 3. Я. Песш Беларускага Падняпроуя. -MiHCK, 1999.

24. Винарчик Л. М. Жанровое переосмысление и проблема жанровой атрибуции напевов // Фольклорный текст: функция и структура. М., 1992. С. 32-57.

25. Винарчик Л. М. Мелогеография Смоленского региона и проблемы реконструкции этномузыкального ландшафта. Дисс. канд. иск. — М., 2000.

26. Винарчик Л. М. Хороводные песни восточной Брянщины и их территориальное распределение // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике. М., 1999. С. 64-86.

27. Винарчик JI. М., Никитина И. А. Полевое исследование региональных музыкальных традиций и задачи современной этномузыкологии // Актуальные проблемы полевой фольклористики. Вып. 2. — М., 2003. С. 71-77.

28. Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Ритуальные функции и символические значения предметов в традиционной культуре / Рукопись.

29. Вяселле: Абрад. Минск, 1978.

30. Вяселле: Мелодьи. Минск, 1990.

31. Вяселле: Песни-Минск, 1980.

32. Гвоздикова Л. С., Шаповалова Г. Г. «Девья красота» (картографирование свадебного обряда на материалах Калининской, Ярославской и Костромской областей) // Обряды и обрядовый фольклор. М., 1982. С. 264-278.

33. Геннеп А., ван. Обряды перехода: Семантическое изучение обрядов. -М., 1999.

34. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики.-М., 1980. С. 23-36.

35. Гиппиус Е. В., Эвальд 3. В. Песни Пинежья. Кн. 2. М., 1937.

36. Горшкова К. В. Историческая диалектология русского языка. М., 1972.

37. Гошовский В. Л. У истоков народной музыки славян: Очерки по музыкальному славяноведению. М., 1971.

38. Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. М., 1984.

39. Гура А. В. География группы восточнославянских названий свадебного деревца // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. — Л., 1983. С. 198-203.

40. Гура А. В. «Мужской женский» в народной зоологии: соотношение символики, пола и грамматического рода // Признаковое пространство культуры. - М., 2002. С. 155-163.

41. Гура Л. В. Опыт выявления структуры севернорусского свадебного обряда (Вологодская губ.) // Русский народный свадебный обряд. — Д., 1978. С. 72-88.

42. Гура А. В. Поэтическая терминология севернорусского свадебного обряда // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. — Л., 1974. С. 171-181.

43. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

44. Двадцать русских народных песен в ранних звукозаписях / Сост., нотация и коммент. Е. В. Гиппиуса. М., 1980.

45. Диалектологический атлас русского языка. М., 1986.

46. Дигун Т. В. Протяжные песни донских казаков. Дисс. канд. иск. — М., 1985.

47. Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914.

48. Добровольский В. Н. Смоленский этнографический сборник. Часть II. -СПб., 1893.

49. Дорохова Е. А. Русские масленичные песни. — М., 1997. Рукопись.

50. Дьячкова Л. С. Модальности гармонических категорий: история и современность. Автореф. дисс. докт. иск. — М., 1998.

51. Дьячкова Л. С. Мелодика. М., 1985.

52. Енговатова М. А. Закамские протяжные песни и проблемы типологии жанра. Дисс. канд. иск. -М., 1988.

53. Енговатова М. А. О значении синтаксического анализа народных песен // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. М., 1990. С. 137-146.

54. Енговатова М. А. Сиротство в традиционной смоленской свадьбе: ритуал, поэзия, музыка // Духовное наследие М. К. Тенишевой и проблемы сохранения, развития традиционной культуры: Материалы научно-практической конференции (Смоленск). В печати.

55. Ефименкова Б. Б. Восточнославянская свадьба и её музыкальное наполнение: ведение в проблематику / Рукопись.

56. Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов-восточных славян // Музыка русской свадьбы (проблемы регионального исследования): Тезисы докладов научно-практической конференции (Смоленск). — М., 1987.

57. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. -М., 2001.

58. Ефименкова Б. Б. Ритмика русских традиционных песен. — М., 1993.

59. Ефименкова Б. Б. Свадебные песни и причитания как один из кодов обряда // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1.-М., 1988. С. 152-154.

60. Ефименкова Б. Б. Севернорусская причеть. М., 1980.

61. Жиганова С. Обрядовые песни как структурный компонент свадебного ритуала (на примере западно- и южнорусских традиций). Дипломная работа. -М. 1989.

62. Захариева С. Типы звуковысотных систем в наиболее ранних пластах болгарского музыкального фольклора // Бълг. фольклор. — 1980.

63. Захарова К. Ф., Орлова В. Г. Диалектное членение русского языка. — М., 1970.

64. Звук в традиционной народной культуре. М., 2004.

65. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

66. Земцовский И. И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор.-Л., 1974. С. 147-155.

67. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. М., 2004.

68. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие системы-:-М., 1965.

69. Иванова II. П. Свадебная традиция удмуртов бассейна реки Вала. Дисс. канд. иск. М., 2004.

70. Ивлева JT. М. Ряжение в русской традиционной культуре. — СПб., 1994.

71. Калюжная (Широкова) В. П. Доминантные напевы в южносмоленской свадьбе / Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. -2008, № 28.

72. Калюжная В. П. Ладовый синтаксис напевов южносмоленской свадьбы / В печати.

73. Калюжная В. П. Остёрская свадебная традиция как региональный вид западнорусской свадьбы // Вестник РАМ им. Гнесиных – 2008. -№ 1. Электронный ресурс. htpp://www.gnesin-academy.ru/article/ issue.php?Year=2008&Number=l.

74. Калюжная В. П. Южносмоленская свадьба междуречья Десны и Сожа (к вопросу о смысловом единстве обряда) / Этносфера 2008, № 5.

75. Квитка К. В. Избранные труды: В 2-х томах. Том 1. М., 1971. Том 2. -М., 1973.

76. Колосова В. Б. Цвет как признак, формирующий символический образ растений // Признаковое пространство культуры. -М., 2002. С. 254-267.

77. Колпакова Н. П. У золотых родников (Записки фольклориста). — Л., 1975.

78. Коропниченко Г. Перехщна зона як об'ект мелогеографп (за матер1алами весшьних HacnieiB мeжиpiччa Тетерева та 1рпеня) // Проблеми етномузи-кологп: Зб1рннк наукових праць. -Кшв, 1998. С. 137-167.

79. Краснопольская Т. В. Музыкальный фольклор пудожской свадьбы. Автореферат дисс. канд. иск.-Киев, 1991.

80. Крестьянское искусство СССР: В 2-х томах. Том 1. — Л., 1927. Том 2. -Л., 1928.

81. Кузнецов П. С. Русская диалектология. М., 1954.

82. Кузнецова В. П., Логинов К. К. Русская свадьба Заонежья (конец XIX -начало XX века). Петрозаводск, 2001.

83. Лапин В. А. Русский музыкальный фольклор и история (к феноменологии локальных традиций): Очерки и этюды. — М., 1995.

84. Лебедева А. А. Материальные компоненты, их характер и роль в традиционном свадебном обряде старожилов Тобольской губернии (XIX — начало XX в.) // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 202-220.

85. Лебедева Н. И. Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки (Этнологическая экспедиция в Брянской и Калужской губерниях в 1925-ом и 1926-ом годах). Часть первая. Народный костюм, пряденье и ткачество. -М., 1927.

86. Левинтон Г. А. Инициация и мифы / Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х томах. Том 1. М., 1997. С. 543-544.

87. Левинтон Г. А. К вопросу о функциях словесных текстов обряда // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 162-171.

88. Левинтон Г. А. Комментарий к свадебным песням // Угличские' песни. Ред.-сост. И. И. Земцовский. Л.-М., 1974. С. 202-212.

89. Левинтон Г. А. Мужской и женский текст в свадебном обряде (свадьба как диалог) // Этноческие стереотипы мужского и женского поведения. -СПб., 1991. С. 210-234.

90. Левинтон Г. А. Некоторые общие вопросы изучения свадебного обряда // Тезисы докладов IV Летней школы по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1970.

91. Левинтон Г. А. Понятие «кода» в исследовании обряда // Фольклор: проблемы изучения, сохранения,'пропаганды. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1. —М., 1988. С. 136-138.

92. Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

93. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

94. Мажейка 3. Я. Песьи беларускага Паазер'я. Минск, 1981.

95. Материалы и статьи: К 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса. — М., 2003.

96. Методы музыкалыю-фольклористических исследований: Статьи об инструментальной музыке. — М., 1989.

97. Мехнецов А. М. Свадебные песни Томского Приобья. — Л.; М., 1977.

98. Можейко 3. Я. Песенная культура белорусского Полесья. Минск, 1971.

99. Можейко 3. Я. Песни белорусского Полесья. Минск, 1983.

100. Морозов И. А. Женитьба добра молодца: происхождение и типология традиционных молодёжных развлечений с символикой «свадь-бы»/»женитьбы». — М., 1998.

101. Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов / Ред.-сост. А. М. Мехнецов. — СПб.; Псков, 2002.

102. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. О. А. Пашина. — СПб., 2005.

103. Народное музыкальное творчество: Хрестоматия / Отв. ред. О. А. Пашина.-СПб., 2007.

104. Народные песни Брянщины (песпи старинных народных праздников) / Вст. статья, сост. и примеч. Т. П. Лукьяновой; общ. ред. И. И. Земцов-ского. Брянск, 1972.

105. Народные песни Ленинградской области: Старинная свадьба Сланцев-ского района / Сост. А. М. Мехнецов, Е. И. Мельник. — Л., 1985.

106. Неверович В. О праздниках, поверьях и обычаях крестьян белорусского племени, населяющих Смоленскую губернию // Памятная книжка Смоленской губернии на 1859 год. Смоленск, 1859. С. 123-235.

107. Невская Л. Г. Балто-славянское причитание: реконструкция семантической структуры // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. -М., 1990. С. 135-146.

108. Невская Л. Г. Балто-славянское причитание: Реконструкция семантической структуры. М., 1993.

109. Неклюдов С. Ю. Вещественные объекты и их свойства в фольклорной картине мира // Признаковое пространство культуры. М., 2002. С. 21-32.

110. Никитина С. Е. О понятиях «структура» и «функция» в лингвистике и фольклористике / Рукопись.

111. Николаев С. Л. Раннее диалектное членение и внешние связи восточнославянских диалектов // Вопросы языкознания. 1994, № 3. С. 23-49.

112. Николаева Т. М. Текст / Лингвистический энциклопедический словарь. —7М., 1990. С. 507.

113. Никольский I I. М. Происхождение и история белорусской свадебной обрядности. — Минск, 1956.

114. Никонов В. А. Очаг и периферия // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1977. С. 212-216.

115. Новик Е. С. Глубинная структура обрядового текста и её интерпретация // Фольклор: проблемы изучения, сохранения, пропаганды. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1.-М., 1988. С. 168-170.

116. Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон / Под ред. А. С. Герда, Г. С. Лебедева. СПб., 1999.

117. Павлова Г. Б. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глин-киной.-М., 1969.

118. Пашина О. А. Ареальное членение Смоленщины с точки зрения жатвенной обрядности // Слово и культура. Памяти Н. И. Толстого. Том II. М., 1998. С. 148-158.

119. Пашина О. А. Ареалъный аспект в соотношении функции и структуры музыкально-фольклорных текстов // Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. С. 331-339.

120. Пашина О. А. Картографирование и ареальные исследования в этному-зыкологии // Картографирование и ареальные исследования в фольклористике. М., 1999. С. 6-22.

121. Пашина О. А. О влиянии этнографического контекста на жанровую атрибуцию жатвенных песен // Фольклорный текст: функция и структура. -М., 1992. С. 58-72.

122. Пашина О. А. Структурно-типологические исследования в советской музыкальной фольклористике // Музыкальная фольклористика: проблемы истории и методологии. М., 1990. С. 101-116.

123. Пашина О. А. Традиции жнивных песен русско-белорусского пограни-чья. Дисс. канд. иск. -М., 1988.

124. Первый Всероссийский конгресс фольклористов: Сборник докладов. Том

125. М., 2005. Том И. - М., 2006. Том III. - М., 2006. Том IV. - М„ 2007.

126. Песни села Завгороднее / Запись, нотация, предисловие и комментарии Е. А. Дороховой. М., 1987.

127. Памяти К. В. Квитки: Сборник статей. М., 1983.

128. Поздняков Ю. А. Музыкально-фольклорный текст: когнитология, герменевтика, семантика // Этническая музыка и XXI век: Материалы Всероссийской научной конференции. Петрозаводск, 2007. С. 50-58.

129. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976.

130. Пушкина С. И. Русские народные песни Московской области: В 2-х частях. Часть 1.-М., 1986. Часть 2. М., 1988.

131. Пухова Т. Ф. Тематика и поэтика свадебных песен Верхнемамонского района Воронежской области // Свадебные песни Верхнемамонского района Воронежской области / Сост. Пухова Т. Ф., Сысоева Г. Я. Воронеж, 1999. С. 32-47.

132. Пьянкова С. И. Свадебные песни родины Глинки. — М., 1977.

133. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. М., 1973.

134. Руднева А. В. Курские танки и карагоды. М., 1975.

135. Руднева А. В. Песни Смоленской области, записанные от Е. КЛЦётки-ной.-М., 1977.

136. Русская мысль о музыкальном фольклоре. Материалы и документы. -М., 1979.

137. Русские народные песни Смоленской области / Сост., расшифр., ком-мент. Ф. А. Рубцова. JL, i 981.

138. Савельева Н. Региональная стилистика русской народной музыки. Рус-ско-Беларусско-Украпнское пограничье. М., 2005.

139. Садовский В. Н. Система / Философский энциклопедический словарь. -М., 1983. С. 610-611.

140. Свадебные обряды пародов России и ближнего зарубежья. — М., 1993.

141. Седакова О. А. Тема «доли» в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. М., 1990. С. 54-63.

142. Седов В. В. Восточные славяне в V1-XIII вв. М., 1982.

143. Седов В. В. Некоторые вопросы географии Смоленской земли XII в. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии. Вып. 90. М., 1962. С. 12-24.

144. Седов В. В. Сельские поселения центральных районов Смоленской земли.-М., 1960.

145. Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994.

146. Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. -М., 1995.

147. Седов В. В. Смоленская земля // Древнерусские княжества X-XIII вв. — М., 1975. С. 240-259.

148. Серебренников Б. А. Общеязыковедческие аспекты теории волн Иоганна Шмидта // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. — Л., 1977. С. 29-37.

149. Славянская мифология: Этнолингвистический словарь. М., 1995.

150. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. Том 1.-М., 1995. Том 2.-М., 1999. Том 3.-М., 2004.

151. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 1. Календарные обряды и песни / Отв. ред. О. А. Пашина. — М., 2003.

152. Смоленский музыкально-этнографический сборник. Том 2. Похоронный обряд. Плачи и поминальные стихи / Отв. ред. О. А. Пашина, М. А. Ен-говатова. М., 2003.

153. Соловьёва Т. Среднеокская свадебная традиция: к вопросу типологии южнорусской свадьбы. Дипломная работа. М., 1989.

154. Соссюр Ф., де. Труды по языкознанию. М., 1977.

155. Страхов А. Б. Ритуально-бытовое обращение с хлебом и печью и его связь с представлениями о доле и загробном мире // Полесье и этногенез славян. М., 1983.

156. Сысоева Г. Я. Музыкальный стиль Мамонских свадебных песен // Свадебные песни Верхнемамонского района Воронежской области / Сост. Пухова Т. Ф., Сысоева Г. Я. Воронеж, 1999. С. 17-31.

157. Сысоева Г. Я. Этнографическое содержание Мамонской традиционнойсвадьбы // Свадебные песни Верхнемамонского района Воронежской области / Сост. Пухова Т. Ф., Сысоева Г. Я. — Воронеж, 1999. С. 5-16.

158. Толстая С. М. Время / Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах. Том 1. -М., 1995. С. 448-452.

159. Толстая С. М. Категория признака в символическом языке культуры // Признаковое пространство культуры. — М., 2002. С. 7-20.

160. Толстая С. М. PC понятию функции в языке культуры / Рукопись.

161. Толстая С. М. О семантическом единстве обряда // Фольклор: проблемы изучения, сохранения, пропаганды. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1, —М., 1988. С. 146-148.

162. Толстая С. М. Полесский народный календарь. М.', 2005.

163. Толстой Н. И. Некоторые соображения о картографировании славянского фольклора // Фольклор: проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции в 2-х частях. Часть 1. -М., 1988. С, 188-190.

164. Толстой Н. И. О предмете этнолингвистики и её роли в изучении'языка и этноса // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. JL, 1983. С. 181-191.

165. Толстые Н. И. и С. М. Материалы к полесскому этнолингвистическому атласу. Опыт картографирования. Предисловие // Славянский и балканский фольклор. Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. -М., 1986. С. 3-8.

166. Топоров В. Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. -М., 1988.

167. Традыцыйная мастацкая культура беларусау. В 6-ти томах. Том 1. Ма-плёускае Падняпроуе. Минск, 2001.

168. Украшска народна творчють. Том 10. Весшля (у двох книгах). Кшв, 1970.

169. Федоренко И. Сезонно приуроченные лирические песни западных русских территорий // Фольклорный текст: функция и структура. М., 1992. С. 73-93.

170. Харлап М. Г. Ритм и .метр в музыке устной традиции. — М., 1986.

171. Харьков В. И. Русские народные песни Смоленской области. М., 1956.

172. Холопова В. Н. Русская 1музыкальная ритмика. — ML, 1983.

173. Холопов Ю. Н. Лады модального типа // Гармония: Теоретический курс. -М., 1988. С. 160-217.

174. Чижикова Л. Свадебные обряды русского населения Украины // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 159-179.

175. Чистов К. В. Проблемы картографирования обрядов и обрядового фольклора. Свадебный обряд // Проблемы картографирования в языкознании и этнографии. — Л., 1974.

176. Широкова В. П. Свадебная традиция междуречья Остра и Десны как региональный вид западнорусской свадьбы. Дипломная работа. — М., 2002.

177. Щуров В. М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987.

178. Эвальд 3. В. Песни белорусского Полесья. М., 1979.

179. Юнг. К. Г. О психологии бессознательного. М., 1996.

180. Lord Albert В. Т he Singer Of Tales. Cambridge, Massachusetts, London, England, 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.