Советская экранная публицистика конца 80-х - начала 90-х гг. XX века: тематическая направленность, сценарий, стилистика, жанры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат наук Барышников, Кирилл Борисович

  • Барышников, Кирилл Борисович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 199
Барышников, Кирилл Борисович. Советская экранная публицистика конца 80-х - начала 90-х гг. XX века: тематическая направленность, сценарий, стилистика, жанры: дис. кандидат наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2015. 199 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Барышников, Кирилл Борисович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЭКРАННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

1.1 Экранные СМИ как средство социально-политической коммуникации

1.2. Советские экранные СМИ до 1985 года: типология и их место в системе информационной коммуникации в СССР

1.3 Общественное мнение и экранные СМИ эпохи СССР

ГЛАВА 2 .ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭКРАННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ И ГЛАСНОСТИ В СССР (1985-1991 гг.)

2.1. Экранная публицистика и СМИ периода перестройки и гласности в СССР: новые ориентиры, социальные и творческие задачи

2.2.Дегероизация советской эпохи на примерах произведений экранной публицистики - фильмов «Власть Соловецкая», «Легко ли быть молодым?», «Ягода-малина», «Так жить нельзя», «Время отпуска»

2.3. Жанр как средство реализации авторской установки

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЖАНРОВЫЕ И ЛИТЕРАТУРНО-СЦЕНАРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКРАННОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ ПЕРИОДА КОНЦА 80-х -НАЧАЛА 90-х годов XX ВЕКА

3.1 Сценарий фильма: композиционная и лексическая составляющая сюжетной фабулы (на примере фильмов «Легко ли быть молодым?», «Ягода-малина», «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы», «Время отпуска»)

3.2. Закадровый авторский и дикторский тексты, интервью участников экранных событий как средство реализации авторской позиции сценаристов и режиссеров фильмов «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы» и «Так жить нельзя»

3.3. Экранные СМИ новейшего времени. Реальность и Перспективы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Советская экранная публицистика конца 80-х - начала 90-х гг. XX века: тематическая направленность, сценарий, стилистика, жанры»

ВВЕДЕНИЕ

За последние два с лишним десятилетия в российском обществе неуклонно повысился интерес к документальному кино прошлых лет. В большей степени внимание отечественного телезрителя привлекают документальные фильмы, созданные в период перестройки и гласности в СССР, с 1985 по 1991 годы. Одна из главных причин - отсутствие полноценной зрелищно-выразительной, полифонической отечественной кино- и теледокументалистики на экранах российских телевизионных каналов. Современное документальное кино, и даже продуктивно развивавшаяся в начале 90-ых годов XX века телевизионная публицистика, практически полностью исчезли из телевизионного репертуара, уступив место пресловутым и бессмысленным ток-шоу и программам развлекательного содержания. Кинопрокат интегрирован в жесткую систему кинорынка, где жанр документального кино абсолютно не конкурентоспособен по отношению к блокбастерам, триллерам, боевикам и другим представителям экранного жанра игрового (художественного) кино. Это одна из главных причин исчезновения документальной кинопродукции из кинопроката. Практически перестала развиваться отечественная школа проблемного социального документального кино, так и не нашедшая своей ниши в репертуаре кинопроката и сетке вещания телевизионных каналов после распада СССР. Полностью исчез, как направление творческой деятельности и экранный жанр, научно-популярный кинематограф.

Известный советский кинооператор и режиссер, создатель 20-серийной эпопеи «Великая Отечественная» Роман Кармен в своих воспоминаниях высказал актуальную для всех исторических времен мысль: «Бывает, что происходящее сегодня властно вынуждает перелистать страницы прошлого».1

В данной работе под «экранной публицистикой» будут рассматриваться произведения кинодокументалистики и телевизионные программы, удовлетворяющие типологическим требованиям публицистики, безразлично к

1 Кармен Р. Л. Но пасаран!// Рядом с солдатом // М.: Советская Россия, 1972 г. - С. 5

форме технического исполнения: кинопленка или электронные носители (видеоформат), а также условиями их просмотра.

Экранная публицистика (произведения кинодокументалистики и телевизионной публицистики) этого периода является наиболее интересной темой для научного исследования основных тенденций развития СССР в данном историческом отрезке времени. Документальное кино, как официально зафиксированный факт наиболее важных, основополагающих событий и процессов в жизни страны и общества, зафиксированных в кинематографических произведениях выдающихся советских кинорежиссеров этого времени, является самым убедительным подтверждением и реальным доказательством всей сложности этого уникального исторического периода - последних лет существования СССР.

В рассматриваемом историческом периоде тематика и проблематика большинства документальных фильмов, созданных советскими режиссерами-кинодокументалистами, была актуальна и своевременна для зрителей, граждан СССР, ежедневно сталкивающихся с реалиями и проблемами жизни конца 80-х - начала 90-х годов XX века. Кинематографисты и творческие деятели телевидения, создавшие новое направление в области экранных СМИ - экранную публицистику, главным образом, кинодраматурги, сценаристы и режиссеры, показали в своих фильмах разные периоды отечественной истории, используя в процессе создания своих экранных произведений, документальный материал советского времени из Госфильмофонда, архива кинохроники СССР, Государственного Литературного и исторического архивов. В этих экранных произведениях жизнь советского человека была показана с принципиально другой позиции, в диаметрально противоположном официальной советской идеологии и средствам массовой информации и пропаганды ракурсе. Советский человек уже не был показан полноправным вершителем собственной судьбы, инициатором социального прогресса. Это был социальный продукт диктаторского строя, его идеологического произвола и

пропаганды, результат воспитания общества, где, с позиции сценаристов и

4

режиссеров подобных экранных произведений, доминантой политической и государственной власти все было подчинено интересам единственной персоны, в лице главы государства, безальтернативной партии власти. Государственная политика в таком обществе была основана на формировании ложных духовно-нравственных и культурных ценностей, идолопоклонстве фундаментальной идеи марксизма-ленинизма и, как следствие подобной государственной идеологии, полной социальной деперсонификации личности человека, отдельного индивидуума. Реальные заслуги в сфере социально-экономических, политических и историко-культурных достижений советского общества на протяжении его 70-летней истории были вычеркнуты и аннулированы большинством творческих деятелей отечественного кинематографа и СМИ периода перестройки и гласности в СССР.

Забыты выпускавшиеся в предыдущие годы объединением «Экран» и документалистами бывших союзных республик замечательные фильмы Латвии, Литвы. Эстонии, Белоруссии, Молдавии. Запрос на это кино в обществе не актуализируется. Активно развивающаяся за рубежом экранная публицистика не востребована в современной российской действительности на фоне развлекательных и информационно-новостных программ многочисленных отечественных телеканалов. К большому сожалению, сегодня искусство кино в форме публицистической журналистики становится историей, а роль документального кино, как выразителя политических приоритетов конкретной исторической эпохи, постепенно сходит на нет.

Однако в первой половине XXI века интерес к советской истории, в том числе и последних лет существования СССР, значительно вырос, по сравнению, с предыдущим десятилетием. Появилась целая видеоэнциклопедия истории СССР. Отечественная кинодокументалистика и телевизионная публицистика становятся темой научных конференций3, много-

2

Жуковская Д. Марина Голдовская - мастер современного фильма// Новая газета № 92. - С. 11-12. 2008.

3КолодижнерА А.. Подниекс Юрис. Язык судьбы / Интервью 1992 г.//Искусство кино № 2. 1993. - С. 41.

численных дебатов и дискуссий4 в средствах массовой информации.5 Обращение к недавнему прошлому последней в новейшей и мировой истории, самой большой в геополитическом смысле империи постоянно находит отражение не только в современной зарубежной и российской публицистике, искусствоведении, культурологии, но также в литературе и кинематографе. Политические деятели, политологи, социологи, культурологи и искусствоведы еще не пришли к единому мнению в оценке исторического значения шестилетней эпохи «перестройки» в СССР (с 1985 по 1991 год), позитивных и негативных последствий этого исторического периода для советского общества и мировой истории.

Актуальность темы исследования. Экранная публицистика периода перестройки и гласности в СССР оказала заметное влияние на общественное мнение большинства советских граждан, выступила катализатором его социальной активности с установкой на разрушение стереотипов восприятия «классической» советской экранной публицистики. Существенное значение имела авторская позиция создателей экранных произведений документального кино и телевизионной публицистики, выраженная не только в изобразительно-постановочных средствах, невербальной форме эмоционального и ассоциативно-психологического воздействия на зрителей, но и с использованием непосредственно вербальных методов: сценария, экранного интервью и закадрового авторского текста, направленная на переосмысление установившихся стереотипов. Удивительно, но в суете периода перестройки и гласности в СССР, эти явления не привлекали достаточного внимания исследователей отечественных СМИ и экранной публицистики и, соответственно, не получили научного осмысления.

Сегодня, во втором десятилетии XXI века, подводя итоги прошедших 25 лет после распада СССР, зритель невольно начинает сравнивать парадигмы 90-х годов с реалиями сегодняшнего дня, пытаясь разобраться, как и по-

4 Барышников К. Б. Социальный пафос фильма Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». М.: Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки, № 6. 2012 г. - С. 162 - 168.

Барышников К. Б. Неусвоенные уроки прошлого: фильм «Власть Соловецкая». М.: Обсерватория культуры, №2, 2011 г. - С. 88-97.

чему антисоветская пропаганда сумела за такой короткий отрезок времени совершить свою разрушительную работу; выявить самые «болевые точки» современного общества, которые «были взяты на прицел», использовать различные творческие методы и приемы обличения исторической действительности прошлого. Все эти творческие тенденции составляли основу советской экранной публицистики 90-х годов XX века.

В своей монографии «Документальный иллюзион. Отечественный ки-нодокументализм - опыты социального творчества» историк документального кино Л. Н. Джулай дает наиболее точную оценку развития, состояния и направленности тематического исследования советской экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР: «Переоценка автором как личности, вероятно, самое принципиальное из того, что характеризует перестроечный кинопроцесс. И фильмы это свидетельствуют - не только своими плюсами, но и минусами... Новыми плюсами и новыми минусами».6

Поэтому исследование экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР, в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, в осмыслении этапа современных экранных баталий на телеэкранах и в Интернет-ресурсах, весьма актуально и необходимо.

Актуальность данного исследования усиливается при сопоставлении вербально-текстовых компонентов экранных произведений советского (до 1991 года включительно) периода исторического времени.

Научная новизна данного исследования определяется вышеуказанной причиной: исследование конкретной текстовой компоненты экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР в определенных исторических обстоятельствах. Данная работа является одним из первых системных исследований творческого наследия советской экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР (1985 - 1991 гг.). Автор работы исследует появление новой тенденции в экранной публицистике и

6 Джулай Л. Н. Документальный иллюзион. Отечественный кинодокументализм - опыты социального творчества. - М.: Материк. 2005. - С. 203

экранных СМИ периода перестройки и гласности в СССР, в дальнейшем трансформировавшейся в отдельную жанровую категорию этих экранных произведений - «обличение». Это творческое явление стало предпосылкой дальнейшего развития экранных СМИ их сценарно-драматургической структуры и режиссуры. В наполнении тематического контента телевизионных каналов стали преобладать авторские телевизионные программы.

Эта работа также является первым масштабным исследованием творчества выдающихся деятелей советской кинодокументалистики: режиссера-оператора Марины Голдовской, новатора «погружения в новый кинематографический жанр» выдающегося советского кинорежиссера игрового кино Станислава Говорухина. Не меньшего внимания заслуживает работа одного из первооткрывателей жанра авторского кино, талантливого латвийского кинорежиссера Юриса Подниекса. Обращение к творчеству кинематографиста - сценариста, режиссера, оператора и продюсера из Латвии в культурно-историческом контексте современности имеет международное значение и может представлять большой интерес для латвийской и российской культурологии и искусствоведения, в части изучения особенностей развития национального кино Латвии в советский период.

Степень научной разработанности темы. Развитие документалистики в контексте социально-политической и культурологической практики развития современного российского государства рассматривается в трудах таких исследователей, как К С. Гегелова, И М Дзялошинский, В. В. Егоров, Я. К Засурский, А Г. Качкаева, СВ. Коновченко, АР. Киселев, С. Г. Корконосенко, Г. В. Кузнецов, В. А Сидоров, А А Мухин, А Г. Рихтер, С. С. Смирнов, В. Л Цвик, А Я, Юровский.

В некоторых работах зарубежных исследователей, посвященных российской документалистике, рассматриваются различные аспекты функционирования отечественного документального кино. В этом ряду ярко выделя-

п

ются работы Монро, Э. Прайса и Т. Рантанена , исследование состояния от-

7 Монро Э.Прайс. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. М., 2000; Монро Э.Прайс. Масс-медиа и государственный суверенитет. Глобальная информа-

расли документального кино в монографии Э. Мицкевич «Телевидение, власть и зрители в России»8.

Для вышеназванных ученых свойственен подход, ориентированный на анализ социально-политической, культурологической и образовательной конъюнктуры в конкретный период истории страны. Такой подход к анализу документалистики показывает, что в настоящее время контент документального кино зависит от экономических, социальных, политических, организационных, территориальных, моральных и других объективных и субъективных факторов. Соответственно, все это предопределяет жанровую структуру современной кинодокументалистики, форматы и особенности произведений экранной публицистики.

В рамках данного исследования, при рассмотрении проблем типологической идентификации жанров, видов и форматов экранной публицистики -наиболее интересных и наглядно-иллюстративных произведений отечественной экранной публицистики периода 1985 - 1991 гг. с учетом перспектив динамики ее трансформации было сделан акцент на традиции отечественной филологической науки. В трудах наиболее видных ее представителей -М. М. Бахтина, А. Н. Веселовского, Г. Д. Гачева, Л. Я. Гинзбурга, В. П. Днепрова, В. В. Кожинова, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Ю. Н. Тынянова, О. М. Фрейденберга, В. Б. Шкловского, Л. В. Чернец и ряда других9 -теория жанров занимает одно из системообразующих мест в данном исследовании.

ционная революция и ее вызов власти государства. М., 2004; Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. M., 2004.

8 Mickiewicz Ellen. Television, Power and the Public in Russia. Cambridge:University Press, 2008.

9 Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. M., 1979; Бахтин M.M. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. M., 1960;Бахтин M.M. Эстетика словесного творчества. M., 1979;. Веселовский А.Н. Избранные труды и письма. СПб., 1999;Веселовский А.Н. Историческая. Изд. 2-е, доп. СПб., 1999; Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: поэтика. М.,1989; Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968; Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Изд. 2-е. M., 1977; Днепров В.П. Черты романа XX века. М.-Л., 1965; Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретически- исторический очерк. M., 1963; Лихачев Д.С. Очерк по философии художественного творчества. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). СПб., 1998; Пономарева E.B. Стратегия художественного синтеза в русской новеллистике 1920-х годов. Челябинск, 2006; Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. M., 1977; Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. M., 1997. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983; Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). M., 1982.

Для понимания особенностей текста в кинодокументалистике важны лингвистические и речевые аспекты создания и реализации в документальном кино отдельных программ, проектов и фильмов. Этому посвящены труды Б. Я. Мисонжникова, В. И. Конькова, А Д Васильева, М. А Кронгауза, О. А Лаптевой, Н. Ю. Ломыкиной, С. Б. Рассадина, С. В. Светаны-Толсгой, С. И. Сметаниной, О. А Сусской и других специалистов10.

Предмет исследования - содержательная составляющая произведений советской экранной публицистики и составляющие ее творческие средства: сценарий, закадровый текст, а также жанровое оформление авторской позиции публицистического произведения.

Объектом исследования являются авторские произведения советской экранной публицистики: кинодокументалистики и телевизионной публицистики периода 1985 - 1991 годов, отражающие специфику изменения общественного сознания, разрушение советских стереотипов восприятия действительности.

Научный метод исследования. В основе данного исследования использованы:

1) Системный подход. Советская экранная публицистика конца 80-х -начала 90-х гг. XX века рассматривается как элемент системы всей общественно-политической и культурной структуры страны.

2) Метод контент-анализа, основанный на изучении наиболее значительных произведений экранной публицистики указанного периода.

10 Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. M., 2003; Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. М.:, 2008; Лаптева O.A. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. Изд. 5-е, стереотипное. M., 2003; Ломыкина Н.Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социально-культурной тематики): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. M., 2006; Мисонжников Б.Я. Феноменология текста (соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). СПб., 2001; Рассадин С.Б. Испытание зрелищем: Поэзия и телевидение. М., 1984; Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В.И.Конькова. СПб., 2007; Светана-Толстая C.B. Русская речь в массмедийном пространстве / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2007; Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. СПб., 2002; Сусская O.A. Телевизионный коммуникатор: специфика и проблемы речевого общения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. M., 1990.

Целью данной диссертационной работы является анализ методов и средств литературного и выразительного решения основных публицистических произведений документального кино и телевизионных программ конца 80-х - начала 90-х годов XX века, определившие основные общественные процессы в СССР в этот период.

Основные задачи исследования:

1) Выявить масштаб и новизну тем, нашедших отражение в советской экранной публицистике конца 80-х - начала 90-х годов XX века.

2) Исследовать литературные (сценарий, закадровый текст, жанры) и выразительные приемы экранной публицистики периода перестройки и гласности в СССР (1985 - 1991 гг.), и обобщить их значение с позиций их воздействия на формирование нравственных, духовных и социально-экономических ценностей советского общества периода перестройки и гласности в СССР.

3) Исследовать влияние авторской позиции на систему выразительных и изобразительных средств творческого решения произведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Произведения экранной публицистики стали инструментом преобразования и изменения мировоззренческих взглядов, духовно-нравственных и социокультурных ценностей советского общества в период перестройки и гласности в СССР.

2. За счет внесения дискуссионных тенденций и форм дискурса в обществе, активизации обсуждения актуальных проблем исследуемого исторического времени решение данной задачи основано на изменении основного пафоса произведений - заменой жизнеутверждающей, оптимистической риторики на обличительную, без перспективы выхода из социально-политической ситуации.

3.Решение этой задачи достигается выбором героев и героики произведения, жанров (репортаж, документальное наблюдение, расследование),

11

стилистическими приемами. Особое значение приобретает авторский закадровый текст: лексические, интонационные приемы его построения.

4. Реакция зрительской аудитории значительно повлияла на творческие приемы авторов произведений экранной публицистики: от темы и выбора героев до методов изложения содержания.

Теоретической базой исследования являются труды специалистов в области кинодокументалистики, телевизионной публицистики, журналистики, теории коммуникаций, социологии и культуры. С теоретической точки зрения в анализе специфики функционирования, развития и особенностей экранной публицистики как средства коммуникации автора со зрителем был проанализирован ряд работ отечественных и зарубежных исследователей, определивших принципиальные подходы к рассмотрению и изучению данного направления: Т. Э. Адамьянц, Э. Г. Багирова, М. А. Бережной, В. М. Березина, Ю. А. Богомолова, Р. А. Борецкого, П. Бурдье, В. М. Вильчека, Н. С. Гегеловой, А. М. Зайцевой, А. А. Кащук, Р. Д. Копыловой, Г. В. Кузнецова, М. В. Лукова, М. Маклюэна, В. О. Михалковича, Е. Н. Молчановой, С. А. Муратова, О. Ф. Нечай, 3. Е. Паперного, В. С. Саппака, А. Л. Сокольской, В. С. Хелемендика, В. Л. Цвика, Г. Шиллера, В. А. Шкуратова, А. Я. Юровского и других исследователей1 1.

11 Адамьянц Т. Э. К диалогической телекоммуникации: от воздействия - к взаимодействию. М., 1999; Баги-ров Э. Г. Очерки теории телевидения. М., 1978; Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009; Березин B.M. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. - М., 2003; Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. - М.: РИП-холдинг, 2004;Богомолов Ю.А. Курьер муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и TB. M., 1986; Богомолов Ю. А. Хроника пикирующего телевидения: 2000-2002. М., 2004; Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. M., 2006; Борецкий P.A. Осторожно, телевидение! M., 2002; Бурдье П. О телевидении и журналистике. M., 2002; Вильчек B.M. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. Ташкент, 1967; Вильчек В.М. Под знаком TB. M., 1987; Гегелова Н.С. Сравнивая две эпохи отечественного телевидения // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию направления «Журналистика» в РУДН и 50-летию филологического факультета. РУДН, 15 апреля 2011 г. - M.: РУДН, 2011. - С. 53-59; Зайцева A.M. Поэтика пространственно-временных отношений на телевизионном экране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1976; Кащук A.A. Суггестивные свойства телевидения (социально-культурный аспект): Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения. М„ 2007; Копылова Р.Д. Контакт. Заметки о феномене телевизионности. М., 1974; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004; Луков М.В. Телевидение: конструирование культуры повсе-

Проблематика жанров кинодокументалистики, широко и всесторонне освещается в трудах таких известных отечественных ученых, как Е. В. Ахмадулин, Г. П Бакулев, Г. К Бровченко, А С. Варганов, Н. JL Водковский, Н. С. Гегелова, А А Грабепьников, НАГолядкин, Иванова Е. П, И. Е. Имамова-Стефанчук, И. Ю. Лапина, Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю. В. Мочалова, Г. С. Мельник, А. А. Новикова, Р. В. Овсепян, Е. В. Поберезникова, А. В. Черных12. Именно в работах этих теоретиков и практиков отечественных СМИ были представлены в той или иной форме темы обозначенной пробле-

дневности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2006; Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. Пер. с англ. М., 2003; Михалкович В.И. О сущности телевидения. M., 1998; Молчанова E.H. Телевидение в культуре современного информационного общества: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. M., 2005; Муратов С.А. Диалог: Телевизионное общение в кадре и за кадром. M., 2003; Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.,2001; Муратов С. А. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). М., 2000; Нечай О.Ф. Ракурсы: о телевизионной коммуникации и эстетике. М., 1990; Паперный 3. Лирика и документальность. «Экран 1964» М., 1965 г. С. 100.;Саппак B.C. Телевидение и мы. Четыре беседы. М., 1963; Саруханов В. А. Азбука телевидения, или И это все о нем?.. СПб., 2005; Саруханов В.А. Драматургия телевидения, или Сначала было слово?... СПб., 2005; Сокольская А.Л. Поэтика ТВ: пути и поиски. М., 1980; Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры (Опыт системного исследования). М., 1977; Цвик В.Л. Телевидение переходного периода (тенденции и проблемы реформирования в условиях информационного рынка): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1997; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Пер. с англ. М., 1980 г.; Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов н/Д, 2006; Юровский А.Я. А. Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. М., 1975; Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. 2-е изд., доп. М., 1983; Телевидение: режиссура реальности. М., 2007; Сорок мнений о телевидении. М., 1978; Телерадиоэфир: История и современность/ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005; Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2008; Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

2 Ахмадулин E.B. Основы теории журналистики. М.; Ростов н/Д,2008; Бакулев Г. П. Конвергенция медиа и журналистика. М., 2002; Бровченко Г. Н. Публицистический сценарий как этап творческого процесса. Учебно-методическое пособие. М. 1989; Вартанов A.C. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003; Вартанов A.C. Российское телевидение на рубеже веков: проблемы, программы, лица: учебное пособие. М., 2009; Волковский Н.Л. Отечественная журналистика. 1950-2000. В 2 ч. 4.1. СПб., 2006; Гегелова H.C. Культурная миссия телевидения: Монография.- М. - Изд-во РУДН, - 2011 г. - 263 е.; Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004; Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2001; Иванова Е. П. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидения Татарстана. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - М., 2005 г.; Имамова-Стефанчук. Истории киноискусства с 1920 по 1950 гг. М., 1958; Кракауэр 3. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974; Лебон Г. Психология масс. Минск; М., 2000; Луман H. Медиа коммуникации. М., 2005; Луман H. Общество как социальная система. М., 2004; Луман H. Реальность массмедиа. М., 2005; Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2001; Меншел Р. Рынки и безумство толпы. Современный взгляд на природу массового умопомрачения. М., 2005; Моль А. Социодинамика культуры. Изд. 2-е стереотипное. М., 2005; Нейс-бит Д. Мегатренды. М., 2003; Нейсбит Д. Старт! Или Настраиваем ум!: Перестрой мышление и загляни в будущее. М., 2009; Рашкофф Л. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М. 2003; Ромм М.И. Беседы о кино. М.,1964; Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. Изд. 2-е, доп. М., 1967 Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. М., 2004; Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. М., 2002 Трауберг Л.3. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1988; Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. М. 1971; Фирсов Б.М. Пути развития средств массовой коммуникации: Социологические наблюдения. Ленинград, 1977; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2006; Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М., 2007; Эйзенштейн С.М. Психологические вопросы искусства. М., 2002; Эриксен T.X. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Барышников, Кирилл Борисович, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ЛИТЕРАТУРА а) Монографии:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации [Текст] / Р.Ф. Абдеев. - М.: «ВЛАДОС». 1994. - 336 с.

2. Адамьянц Т. Э. К диалогической телекоммуникации: от воздействия -к взаимодействию. М.: ИС РАН. 1999. - 136 с.

3. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции [Текст] / С.С. Аверинцев. - М.: Российский университет, 1996. -315 с.

4. Базен А. Что такое кино? - М.: «Искусство». 1972. - 384 с.

5. Андроникова М. И. Об искусстве портрета. - М.: «Искусство». 1975. -326 с.

6. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978. - 151 с.

7. Бакулев Г. П Конвергенция медиа и журналистика - М., 2002. -109 с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика Поэтика.-М.: Прогресс, 1989. -616 с.

9. Барышников К. Б. Отечественная кинодокументалистика как средство социально-политической коммуникации в конце 1980 -х - начале 1990-х гг. М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2014. - 106 с.

10. Беляев И. К. Спектакль без актера. М.: «Искусство». 1982. - 151 с.

11. Беляев И. К. Спектакль документов. М.: «Искусство». 1986. - 352 с.

12. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. - 269 с.

13. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М., 2004. - 425 с.

14. Богомолов Ю. А Хроника пикирующего телевидения: 2000-2002. - М, 2004. -368 с.

15. Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. - М., 2006. - 320 с.

16. Богомолов Ю.А. Курьер муз: Диалектика продуктивного и репродуктивного в творчестве на радио и ТВ. - М., 1986. - 191 с.

17. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. - 157 с.

18. Вартанова Е. Л Теория СМИ Актуальные вопросы М: Интегрум, 2009. -488 с.

19. Вартанов A.C. Актуальные проблемы телевизионного творчества: На телевизионных подмостках. М., 2003. - 319 с.

20. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире: Очерки новейшего словоупотребления. - М., 2003. - 224 с.

21. Вильчек В.М. Контуры. Наблюдения о природе телеискусства. - Ташкент, 1967.-212 с.

22. Воробьев A.M. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: Процесс, тенденции, противоречия Екатеринбург: Екатеринбургский гос. ун-т, 1998. - 183 с.

23. Гегелова Н.С. Культурная миссия телевидения: Монография.- М. - Изд-воРУДН, -2011 г.-263 с.

24. Голдовская М. Е. Творчество и техника (Опыт экранной публицистики) -М.: Искусство, 1986. -191 с.

25. Голдовская М Е. Человек крупным планом. -М.: «Искусство». 1981.- 215 с.

26. Голдовская М Е. Женщина с киноаппаратом. - М: «Материк». 2002. -250 с.

27. Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: «РИП-холдинг». 2001- 336 с.

28. Дебор Г. Общество спектакля. - М., 2000. - 183 с.

29. Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный кинодоку-ментализм - опыты социального творчества. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: «Материк»». - 2005. -240 с.

30. Дробашенко С. В. Экран и жизнь. М.: «Искусство». 1962. - 197 с.

31. Дробашенко С.В. Пространство экранного документа - М.: «Искусство». 1986.-320 с.

32. Егоров В.В. Телевидение. Страницы истории. /Монография/ М.: «Аспект пресс». 2004. - 202 с.

33. Жабский M. И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969 -2005 гг., М: «Канон+РООИ» «Реабилитация». 2009.-775 с.

34. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 19902007. М.: Изд-во МГУ, 2007. - 464 с.

35. Зубков Г. И. Моя журналистика: факт, обращенный в образ. - М., Изд-во РУДН (Российский университет дружбы народов), 2006. - 728 с.

36. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части 1,11, 111.-JL, 1972.- 440 с.

37. Клер Р. «Размышления о киноискусстве. Заметки к истории киноискусства с 1920 по 1950 гг.. М.: Искусство, 1958 . -230 с.

38. Кракауэр 3. Природа фильма. - М.: «Искусство». 1974. -. 255 с.

39. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. - М.:, 2008. -232 с.

40. Куран Дж. Медиа и демократия: переосмысление. // Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: «Едиториал УРСС». 2003. -188 с.

41. Лаптева O.A. Живая русская речь с телеэкрана. Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. Изд. 5-е, стереотипное. М, 2003. - 520 с.

42. Лауристин М. СМИ и информационные потребности аудитории / Эффективность средств массовой информации. - Минск, 1986. - 103 с.

43. Лисакович В. П. Наши поиски и наши беды. / В кн.: Современный документальный фильм. - М.: Искусство, 1970. -220 с.

44. Листов В. С. И дольше века длится синема.// Русская идея на Лешки-ном лугу// С. 90. - М.: «Материк». 2007. - 372 с.

45. Лихачев Д.С. Очерк по философии художественного творчества. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993). - СПб, 1998.

46. Лебон Г., Тард Г. Психология толп. - М., 1998. - 416 с.

47. Лебон Г. Психология масс. - Минск, 2000. - 319 с.

48. Лотман Ю. M. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики: поэтика. Статьи. Заметки. Выступления (1962 - 1993 гг.) - М.: «Искусство». 1998. - 704 с.

49. Луман Н. Медиакоммуникации. - М., 2005. - 280 с.

50. Луман Н. Общество как социальная система. - М., 2004. - 232 с.

51. Луман Н. Реальность массмедиа. - М., 2005. - 256 с.

52. Малькова Л. Ю. Современность как история. Реализация мифа в документальном кино - М.: «Материк». 2001. - 188 с.

53. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. -М.: «КАНОН-Пресс Ц», «Кучково поле». 2003. - 464 с.

54. Малькова Л.Ю. Современность как история реализации мифа в документальном кино. -М.: Материк, 2001. - 188 с.

55. Меншел Р. Рынки и безумство толпы. Современный взгляд на природу массового умопомрачения. М., 2005. - 234 с.

56. Микоша В. В. Я останавливаю время. - М.: «Алгоритм». 2005 г. - 352 с.

57. Михалкович В.И. О сущности телевидения. - М., 1998. - 50 с.

58. Моль А. Социодинамика культуры. Изд. 2-е стереотипное. - М., 2005. -416 с.

59. Монро Э. Прайс. Масс-медиа и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М, 2004. -332 с.

60. Монро Э. Прайс. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность. - М., 2000. - 236 с.

61. Муратов С. А. ТВ - эволюция нетерпимости (история и конфликты этических представлений). - М., 2001. - 240 с.

62. Муратов С. А Диалог Телевизионное общение в кадре и за кадром. -М, 2003. -101 с.

63. Муратов С. А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. -М.,2001. - 175 с.

64. Никифоров А. Очерк в кино. - М.: «Искусство». 1962. - 118 с.

65. Новикова A.A. Современные телевизионные зрелища. - СПб.: «Але-тейя».-2008.-208 с.

66. Прожико Г. С. Экран мировой документалистики (очерки становления зарубежного документального кино). - М.: ВГИК, 2011. - С. 181. - 454 с.

67. Рассадин С.Б. Испытание зрелищем: Поэзия и телевидение. - М., 1984. - 223 с.

68. Рантанен Т. Глобальное и национальное. Масс-медиа и коммуникации в посткоммунистической России. -М., 2004. - 160 с.

69. Рашкофф Л. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М., 2003. - 173 с.

70. Росолорская В. Русская кинематография в 1917 году.-М: Ио^алво, 1937.-172 с.

71. Саппак В. С. Телевидение и мы. Четыре беседы. -М: Искусство, 1988. - 168 с.

72. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т., Четыре теории прессы. - М., 1998.

73. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры: динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века. - СПб., 2002. -384 с.

74. Сокольская А.Л. Поэтика ТВ: пути и поиски. - М., 1980. - 127 с.

75. Стреков И. «Ленинская киноправда» Дзиги Вертова (Поиск драматургической структуры документального фильма). (Кафедра драматургии кино). М.: ВГИК. 1971. - 25 с.

76. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики М.: Изд-во полит, лит-ры, 1982.-345 с.

77. Тимофеева Л.Н. «Возмущения» в системе политических коммуникаций: кому это выгодно?// Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. - М., 1997.-С. 157-158.

78. Фирсов БМ. Пути развития средств массовой коммуникации: Социологические наблюдения. - Ленинград: Наука, Ленинградское отделение. 1977. -188 с.

79. Фирсов Б.М. Телевидение глазами социолога. - М. , 1972. - 190 с.

80. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М., 1997. - 448 с.

81. Хелемендик В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры (Опыт системного исследования). -М.: Мысль, 1977. - 315 с.

82. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. Перев. с англ.: В. М. Погостин и А. Н. Бурмистенко. М.: «Мысль». 1980. - 325 с.

83. Шуб Э. И. Жизнь моя - кинематограф. - М.: «Искусство». 1972. - 472 с.

84. Эриксен Т.- X. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003. - 208 с.

85. Юровский А. Я. Телевидение - поиски и решения: Очерки истории и теории советской тележурналистики. 2-е изд., доп. М., 1983. - 184 с.

б) Авторефераты и диссертации:

86. Березин В.М. Теоретико-методологический анализ телевизионной коммуникации: сущность, структура. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук: 10.01.10 Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. [Текст]. -М: 2003.-343 с.

87. Голдовская М. Е. Советская кинооператорская школа и ее роль в мировом кино: диссертация ... кандидата искусствоведения Москва, ВГИК, [Текст]. 1968. - 239 с.

88. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. [Текст] Российский университет дружбы народов. - Москва, 2001. - 349 с.

89. Зайцева А. М. Поэтика пространственно-временных отношений на телевизионном экране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - [Текст]. М.: 1976. - с.

90. Иванова Е. П. Формирование и развитие публицистики на государственном телевидения Татарстана. Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата филологических наук. - [Текст]. М. ИПК, 2005 г. - 28 с.

91. Кащук А. А. Суггестивные свойства телевидения (социально-культурный аспект): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. [Текст]. - М., 2007. - 24 с.

92. Ломыкина Н. Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социально-культурной тематики): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. [Текст]. - М., 2006. - 25 с.

93. Луков М. В. Телевидение: конструирование культуры повседневности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. [Текст]. -М.: 2006. - 167 с.

94. Молчанова E.H. Телевидение в культуре современного информационного общества: Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. [Текст]. - Ставрополь: 2005. - 155 с.

95. Сусская О. А. Телевизионный коммуникатор: специфика и проблемы речевого общения: Автореферат на диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. [Текст]. М.: 1990. - 24 с.

96. Цвик В.Л. Телевидение переходного периода (тенденции и проблемы реформирования в условиях информационного рынка): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук [Текст]. -М: 1997. - 47 с.

в) Учебные пособия, учебные издания:

97. Андреенков В.Г., Маслова О.М. (отв. ред.). Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент. - М.: «Наука». 1990. (в кн. 2 - 225 е.). - 457 с.

98. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики. - М; Ростов н/Д2008. -392 с.

99. Багиров Э. Г. Телевидение как процесс. Телевизионный коммуникатор. -М.: «Наука». 1978. - 152 с.

100. Беляев И. К. Введение в режиссуру. Курс для документалистов. Части 1 и 2. М.: Институт Повышения квалификации для работников телевидения и радиовещания. 1998. - 1 ч. - 81 с; 2 ч. - 157 с.

101. Бережная М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПбУ., 2009. - 328 с.

102. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. -М.: РИП-холдинг, 2004. - 174 с.

103. Богомолова H. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения.

- М.: МГУ, 1991.- 126 с.

104. Борецкий P.A. Осторожно, телевидение! - М., 2002. - 259 с.

105. Бровченко Г. Н. Публицистический сценарий как этап творческого процесса. Учебно-методическое пособие. - М.: МГУ. 1989. - 72 с.

106. Вартанов A.C. Российское телевидение на рубеже веков: проблемы, программы, лица. Учебное пособие. - М., 2009. - 480 с.

107. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. - СПб, 2004. - 320 с.

108. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. - М., 1987. - 329 с.

109. Голядкин НА Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. /Учебное пособие/ Изд-воМ: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2001. -124 с.

110. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М., 2005.

- 448 с.

111. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. - М., 2005. -400 с.

112. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: Международный ун-т бизнеса и управления, 1997. - 304 с.

113. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М., 2004. - 400 с.

114. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. - М., 2001. - 416 с.

115. Мастера кинорежиссуры о социалистическом реализме. Сборник статей под ред. Громова Е. С. - М. Госкино СССР. - 132 с.

116. Мисонжников Б. Я. Феноменология текста (Соотношение содержательных и формальных структур печатного издания). - СПб, 2001. -490 с.

117. ЛебедевН А Очерк истории кино СССР.-М: Искусство, 1965.-С. 5-6.-373 с.

118. Мирошниченко C.B. Разработка проекта документального кинофильма. / Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство кино и телевидение»/ Под ред. П.К. Огурчикова и др. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-С. 273.-863 с.

119. Нечай О.Ф. Ракурсы: о телевизионной коммуникации и эстетике. M, 1990. -117 с.

120. Неигровое кино: теоретические и практические проблемы режиссуры. -М.: ВГИК, 1992.-С. 105.

121. Новикова А А Современные телевизионные зрелища. - СПб: «Алегейя». - 2008. -208 с.

122. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю. Ю. и др.]; под ред. А. И. Соловьева. — М.: Аспект Пресс, 2004.— 332 с.

123. Ракитова А.И. Историческое познание. - М., 1982. - 303 с.

124. Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект / Под ред. В.И. Конькова. - СПб., 2007. - 398 с.

125. Саруханов В. А. Драматургия телевидения, или Сначала было слово?... - СПб, 2005.-660 с.

126. Светана-Толстая C.B. Русская речь в массмедийном пространстве / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2007. - 343 с.

127. Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев: Науко-ва думка, 1986. - 234 с.

128. Телевидение: режиссура реальности. - М., 2007. - 359 с.

129. Телерадиоэфир: История и современность' Под ред. Я H Засурского. - М, 2005. -239 с.

130. Гламурный тоталитаризм и современность. Телевизионная индустрия в эпоху стабильности. // Телерадиоэфир: История и современность/ Под ред. А Г. Качкаевой. -М, 2008.-239 с.

131. Тертычный A.A. Жанры периодической печати. - Учебное пособие. -М.:Аспект Пресс, 2000. - 310 с.

132. Фомичева И. Д. Социология СМИ.М.: Аспект-пресс, 2007. - 335 с.

133. Цвик B.JI. Журналист с микрофоном. Учебное пособие. - М.: Изд-во «МНЭПУ». 2000 г. - 59 с.

134. Цвик B.JI. Телевизионная журналистика. Учебное издание. - М.: «Аспект-пресс». 2009. - 382 с.

135. Шварценберг Р. Ж. Политическая социология. В 3-х ч./ пер. с фр. - М., 1992. 4.1.-С. 174.- 180 с.

г) Отдельные издания:

136. Блок А. А. Полное собрание сочинений. Т. 1. М.: «Альфа-книга». 2013. - 1020 с.

137. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. -М.: «Искусство». 1979. -320 с.

138. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: «Искусство». 1990. - 543 с.

139. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: «Искусство». 1979.-423 с.

140. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. 2-е изд. - М., 2006. - 269 с.

141. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М., 2000. -387 с.

142. Высоцкий В. С. Нерв. Стихотворения. /«Чужой дом» ( «Эх, раз, еще раз!...»)/. М.: «Современник». 1981. -208 с.

143. Вебер М. Избранные сочинения - М.: 1990. - 809 с.

144. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: «Искусство». 1966. -320 с.

145. Вопросы кинодраматургии. Выпуск 2-ой. - М. 1956 г. - 292 с.

146. Гачев Г. Д Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр.-М.: Из-во «Флинта». 2008.-288 с.

147. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Изд. 2-е. - М., 1977. - 413 с.

148. Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х тт., т. 1. - М., 1964. - С. 61. -583 с.

149. Гоголь Н. В. Невский проспект. //Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 5 т. - М.: Академия наук СССР, 1952 . Т.З. - 463 с.

150. Гончаров А. А. Режиссерские тетради. - М.: Всероссийское театральное общество. 1980. - 376 с.

151. Горький А. М. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. // Город желтого дьявола. //"Библиотека Всемирной литературы". М.: «Художественная литература». 1975. - 618 с.

152. Дмитриев А. В., Латынов В. В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. - М., 1999. — 110 с.

153. Достоевский Ф. М. Бесы. Роман. М.: Азбука-классика. 2012.

154. Зак M. Е. Михаил Ромм и его фильмы. М.: «Искусство». 1988 . - 304 с.

155. Летописцы нашего времени. Режиссеры документального кино. - М. «Искусство». 1987. - С. 6. - 352 с.

156. Медведев А. Н., Чернышев А. А. Десятая муза. Рассказы о киноискусстве. «Вчера, сегодня, завтра...» М.: «Детская литература». 1977. - 176 с.

157. Кармен Р. Л. Но пассаран!// Рядом с солдатом // М.: «Советская Россия». 1972.-384 с.

158. Кинокомедии (сборник). Евгений Помещиков, Виктор Гусев. Киносценарии.-М. 1945.- 184 с.

159. Копылова Р. Д Контакт. Заметки о феномене теяевизионносш. - M, 1974;

160. Ленин В. И. «Партийная организация и партийная литература»( 1905) и «Памяти Герцена»(1912). Полн. собр. соч. М: «Политпросвещение». 1989.

161. Леонов Н. С. Крестный путь России 1991 - 2000. М, «Издательство «Русский дом», 2002. . - С. 54. -528 с.

162. Микоша В. В. Годы и страны: Записки кинооператора. Мемуары. М.: «Искусство». 1967. - 568 с.

163. Превер Ж. Дети райка. Киносценарии. М.: «Искусство». 1986. - 320 с.

164. Пушкин А С. Борис Годунов. Драма. Т. 5. М: Академия Наук СССР. 1962 г.

165. Ромм М. И. Беседы о кино. М. «Искусство». 1964. - С. 308. - 365 с.

166. Сац Н. И. Всегда с тобой. М.: «Детская литература». 1978. - 224 с.

167. Сорок мнений о телевидении. - М.: «Искусство». 1978. - 256 с.

168. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. Изд. 2-е, доп. - М., 1967. -358 с.

169. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. - М., 2004. - 669 с.

170. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. - М., 1999. - 784 с.

171. Тощенко Ж. Т. Парадоксальный человек. - М., 2001. - 398 с.

172. Трауберг Л.З. Избранные произведения: В 2-х т. - М., 1988. - 496 с. (1 т.); 544 с. (2 т.).

173. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: 1977. - 576 с.

174. Феллини Ф. Феллини о Феллини. Статьи, интервью, воспоминания, сценарии. - М.: «Искусство». 1984. - 487 с.

175. Феллини Ф. Феллини о Феллини. Статьи, интервью, воспоминания, сценарии. - М.: «Искусство». 1968. - С. 281. - 288 с.

176. Фревиль Ж. «Без гроша», роман. Цитируется по книге: Скрябин Л. Тайны морских катастроф. - М.: «Транспорт». 1978. - С. 385. - 431 с.

177. Чехов А. П. «Вишневый сад». Пьеса. В кн. Чехов А. П, Собр соч. в 12 т. Государственное издательство Художественной литературы. М. 1960.

178. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М., 1983. - 267 с.

179. Шкуратов В.А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. -Ростов н/Д, 2006. - 400 с.

180. Эйзенштейн СМ Психологические вопросы искусства - М: Смысл, 2002. - 336 с.

181. «Экран 1964». Сборник «Ежегодник кино» Сб. М.: «Искусство». 1965 г. -388 с.

182. «Экран 1968» .Сборник «Ежегодник кино» Сб. М.: «Искусство». 1969 г. - 320 с.

183. «Экран 1988» .Сборник «Ежегодник кино» Сб. М.: «Искусство». 1989 г. - 272 с.

СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ

а) Энциклопедии, словари, справочники, архивные издания:

184. XV съезд ВКП(б). Стенографический отчет. 1928. С. 60.

185. XIII съезд РКП(б). Стенографический отчет. 1924. С. 132.

186. Большой Энциклопедический словарь. //Большая российская энциклопедия/ ред. А. М. Прохоров. - 2-е издание, переработанное и дополненное, с ил.; М. 2002. ISBN 5-85270-160-2, ISBN 5-7711-0004-8

187. Баллестрем К.Г. Власть и мораль (основная проблема политической этики). // Философские науки. - М., 1991. - №7.

188. Виноградова С. М. Журналистика: человеческое измерение (обзор научной литературы) [Текст] / С.М. Виноградова // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса): сб. науч. тр.; отв. ред. Б.Я. Мисонжников. - СПб: ООО Выставочн. ред.-изд. комплекс «БРИГ-ЭКСПО», 1997. - С. 9-13.

189. Дубин Б.В. От инициативных групп к анонимным медиа: Массовые коммуникации в российском обществе [Текст] / Б.В. Дубин // М.: Pro et Contra, 2000. - T. 5. - № 4. - С. 42 - 64.

190. Ковалов О. А. Новейшая история отечественного кино. 1986—2000. Кино и контекст. Т. 5. СПб, Сеанс, 2004. - 760 с.

191. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия». 1987. - 752 с.

192. Первый век нашего кино. Энциклопедия. / Авторы-составители К. Э. Разлогов и др. - М. Изд-во «Локид-Пресс», 2006. - 910 с.

193. Пресс-материалы МКФ Лейпциг-80. М., 1981.

194. Садуль Ж. История киноискусства. - М.: Изд-во Иностранной литературы. 1957.-464 с.

195. Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 1- 4. М. 1958 - 1963. - 3500 с.

196. Судаков Д., Ясаков О. Новейшая история отечественного кино. 1986— 2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002. - 760 с.

197. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф.И. Шарков: словарь-справочник. -М.: Аспект Пресс, 2002. - 191 с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ а) Статьи в периодической печати:

198. Барышников К.Б. Социальный пафос фильма Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». М.: Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки, № 6. 2012 г. - С. 162 - 168. - 220 с.

199. Барышников К. Б. Режиссер и оператор Марина Голдовская между прошлым и будущим... Но всегда в настоящем. М.: Вестник МГУ, № 5, 2011 г.-С. 147-160.- 160 с.

200. Барышников К. Б. Неусвоенные уроки прошлого: фильм «Власть Соловецкая». М.: Обсерватория культуры, № 2, 2011 г. - С. 88 - 97. - 148 с.

201. Барышников К. Б. Две легенды документального кино Лени Риффен-шталь и Марина Голдовская. М. : Живопись. Музыка. Кино. Театр. №1, 2011 г. Стр. 111 - 132. - 198 с.

202. Барышников К. Б. Личность вне времени: режиссер и педагог Марина Голдовская. // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы гуманитарного знания.// Научный сборник. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2014 г.-С. 303 -309.-312 с.

203. Бондарев Ю.В., Белов В. И., Распутин В. Г. «Легко ли быть молодым?». - «Правда» № 313 (25300). - 09.11.1987 г.

204. Бурдье П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики. / Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского цен-

тра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. -М: Институт экспфименгальной социологии; СПб.: Апегейя, 2001.-С. 108.-228 с.

205. Гегелова Н. С. Сравнивая две эпохи отечественного телевидения // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 30-летию направления «Журналистика» в РУДН и 50-летию филологического факультета. РУДН, 15 апреля 2011 г. -М.: РУДН, 2011. - С. 53-59. - 0, 4 п. л.

206. Гинзбург Л.Я. О документальной литературе и принципе построения характера [Текст] / ЛЯ Гинзбург//Вопросы литературы. -1970. -№7. -С.62 -91.

207. Жуковская Д. Марина Голдовская - мастер современного фильма// Новая газета № 92, 2008 г. - С. 11-12.

208. Кармен Р. Л. Суровая правда// Искусство кино № 2., 1968. - С. 39.

209. Колодижнер А. А. Подниекс Юрис. Язык судьбы / Интервью 1992 г. // Искусство кино. 1993. № 2. С. 41.

210. Лазарсфельд П., Мертон. Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. // Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. — М., 2000. - С. 144-145.

211. Паперный 3. С. Лирика и документальность. «Экран 1964» М: Искусство. 1965 г.-С. 100-103. -388 с.

212. Подниекс Ю. «Я боюсь не успеть...» /После взрыва (документальное кино 90-х). // Сост. Г. Е. Долматовская, Г. И. Копалина. - М.: Андреевский флаг, 1995.-С. 190.

213. Прожико Г. С. На экране - документальная кардиограмма мира. // Искусство кино. - 1981. - № 5.

214. Рошаль Л М Эффект скрытого изображения. /« Искусство кино». -1976. -№ 8.

215. Смирнов С. С. Наша Катюша. В сб.: «Экран 1964». М: Искусство. 1965. - С. 101-103.-388 с.

216. Тимофеева Л. Н. «Возмущения» в системе политических коммуникаций: кому это выгодно?// Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика. - М., 1997.-С. 157-158.

217. Топаз М. Б. Алабинский мечтатель. //Телефорум. - 15.02. 2002 г.

218. Топаз М. Б. Я дышу, и камера дышит...Интревью М. Голдовской // Огонек. -2006, №49.

219. Угольникова И. Марина Голдовская: "Странная женщина, странная...»// //ТВ Парк. - 18.08.1997.

220. Федоров В. С. «Художественное» и «документальное» как общеэстетическая проблема [Текст] / B.C. Федоров // Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации. - СПб.: Фантомы, 1993. -С.113-119.

221. Черменская Г. В. Там плохо и тут плохо. В дороге хорошо//Общая газета. - 14.09.1995.

222. Шестопал Е. Б. Перспективы демократии в сознании россиян // Общественные науки и современность. - 1996. - №2. - С. 45-62.

223. «Я пока не устала радоваться». Интервью Марины Голдовской. //Terra Nova. - 2007. -№30.

II. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

224. http://ru.wikipedia.org/wiki

225. http://kinogildia.ru/

226. http://www.kino-teatr.ru/doc/movie/ros/97590/annot/

227. http://fullsite.org/movies/realspeak/214668-kyeti-vernis-domoi-cathy-come-home-1966-dvdrip.html

228. http://mic.org.ru Барышников К. Б. Москва, Международный Электронный журнал МЩМЕДИА. ИНФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИЯ), № 2, 2012. [Электронный ресурс] / Барышников К. Б - Режим доступа:

229. Болотнова Н.С. Основные понятия и категории коммуникативной стилистики текста [Электронный ресурс] / Болотнова Н.С. - Режим доступа: http ://library .krasu.ru/fl/ft/ articles/007015 5 .pdf.

230. Болтянский Г. М. Русская дореволюционная хроника. Месгиш Ф. Вертя ручку. Рукопись. [Электронный ресурс] /Болтянский Г. М. - Режим доступа: http ://3y s.ru/rossij skij -dorevolyutsionnyj -kinematograf-stranitsy-istorii/inostrannye-kinooperatory-v-rossii.html

231. Засурский Я. H. Мы можем многое почерпнуть у наших зарубежных коллег [Электронный ресурс] / Засурский Я. Н. - Режим доступа: http://www.dzyalosh.ru/02-dostup/books/opit/prohorov.html

232. «Концлагерь на киноэкране: документальный фильм «Соловки (Соловецкие лагеря особого назначения)» 1928-го года» Публикация сайта «Уроки Истории. XX век» Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал» от 04.06.2010. http://urokiistorii.ru : [Электронный ресурс] / Уроки Истории. XX век. - Режим доступа: http://www.urokiistorii.ru/users/nozidut

III. ИСТОЧНИКИ Фильмы:

а) Неигровые (хроникальные, документальные, телевизионная

публицистика):

234. «Власть Соловецкая. Свидетельства и документы», режиссер М. Голдовская. К/с «Мосфильм», 1988 г. Премьерный показ: кинопремьера -март 1989 г. к,/т «Россия»(Москва, СССР); телепремьера - 1 канал ЦТ, сентябрь 1989 г.

235. «Время отпуска», режиссер А. Малкин, АТУ(Авторское Телевидение), 1991 г., Премьера - 1-ый канал ЦТ, 31 августа 1991 г.

236. Высший суд», режиссер Г. Франк. Рижская киностудия, 1987 г. Пре-мьерный показ: Рига - ноябрь 1987 г.; Москва - январь 1988 г.

237. «Дениска-Денис», режиссер М. Голдовская., Т/О «Экран», 1976 г. Премьера- 1 канал ЦТ, январь 1977 г.

238. «Дуки» (Президент Джохар Дудаев). Т/О «Союзтелефильм», 1992 г. Премьера - 1 канал ЦТ «Останкино» , 29.05.1992 г.

239. «Здравствуйте, это Бедуля говорит!», режиссер М. Голдовская, Т/О «Экран», 1985 г. Премьера - 1-й канал ЦТ, декабрь 1985 г.

240. «Легко ли быть молодым», режиссер Ю. Подниекс. Рижская киностудия, 1986 г. Премьера- январь 1987 г. (Рига); март 1987 г. (Москва).

241. «Так жить нельзя», режиссер С. Говорухин. К/с «Мосфильм», 1990 г. Премьера - к/т «Россия», (Москва, СССР), 17.05. 1990 г.

242. «Кэти возвращается домой (Cathy come home)», в отечественном прокате: «Кэти, вернись домой!» Режиссер: Кен Лоуч (Великобритания), 1966 г. Премьера - Телеканал (ВВС) Би-Би-Си, 1966 г. Телевизионная премьера в СССР - 1-й канал ЦТ, 13.09.1981 г.

243. «Милая Отчизна», режиссер К. Барышников. ВИПК Гостелерадио СССР, 1992 г. (Интервью с режиссером Ю. Подниексом в Москве).

244. «Осколки зеркала», режиссер М. Голдовская. Совместное производство Россия и Франция. Телекомпания «Sodaperag^ Productions», 1992 г.

245. «Острова. Марина Голдовская». Телепрограмма. Режиссер В. Трояновский. ГТРК «Культура», РФ. 2004 г. Эфир - 14. 07. 2011 г.,

246. ТК «Культура».

247. «Острова. Герц Франк». Телепрограмма. Режиссер Т. Скабард. ГТРК «Культура», РФ. 2004 г.

248. «Ткачиха», режиссер Н. Хубов, оператор М. Голдовская. Т/О «Экран», 1968 г. Не был завершен.

249. «Ягода-малина», режиссер Н. Хворова. ЦСДФ (Центральная студия документальных фильмов), 1988 г. Кинопремьера - 23. 01. 1989 г.

б) Игровые:

250. «Запретная зона», режиссер Н. Губенко. К/с «Мосфильм», 1988 г. Премьера - к/т «Россия», июль 1988 г.

251. «Интердевочка», режиссер П. Тодоровский. К/с «Мосфильм», 1989 г. Премьера - Центральный Дом Кино, г. Москва, август 1989 г.

252. «Маленькая Вера», режиссер В. Пичул. К/с им. М. Горького, 1987 г. Премьера - Центральный Дом Кино, г. Москва, сентябрь 1988 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.