Совершенствование подготовки студентов ВУЗов культуры к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в клубных учреждениях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Черушева, Галина Батрбековна

  • Черушева, Галина Батрбековна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 240
Черушева, Галина Батрбековна. Совершенствование подготовки студентов ВУЗов культуры к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в клубных учреждениях: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Киев. 1984. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Черушева, Галина Батрбековна

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ,*. 16

§1» Место и роль клубных учреждений в формировании музыкальной культуры школьников. 16

§ 2. Анализ функционального содержания деятельности клубного работника по музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего по. коления.•••«••.•••••••••••••• 31

§ 3. Состояние готовности - выпускников вузов культуры к музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков.в клубе. 52

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I. 82

Глава П. ПУТИ НОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ•ШКОЛЬНИ-. КОВ. 84

§ I. Педагогические условия оптимизации подготовки кадров к музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения в системе высшего культурно-просветительного образования.84

§ 2. Примерная программа подготовки студентов вузов культуры к музыкально-эстетическому . воспитанию школьников. 98

§ 3. Экспериментальная проверка эффективности системы подготовки студентов к руководству музыкальным воспитанием школьников. 145

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.П,. 160

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование подготовки студентов ВУЗов культуры к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в клубных учреждениях»

Формирование нового человека - важнейшая цель и непременное условие коммунистического строительства. "Возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры" (24, с.47), В соответствии с программными установками июньского (1983г.) Пленума ЦК КПСС реформа общеобразовательной школы предусматривает значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания. В связи с этим отмечается, что "необходимо развивать чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы" (29). В условиях развитого социализма эстетическое воспитание выступает как важный фактор развития творческой активности личности, открывает широкие возможности для повышения культурного уровня подрастающего поколения. Решающая роль в реализации комплексной программы эстетического воспитания принадлежит музыкальному искусству, которое в силу своих универсальных возможностей способно полнее развивать духовный потенциал личности, формировать ее нравственное, политическое, эстетическое отношение к действительности. Оно помогает ввести школьников в мир прекрасного и, прежде всего, научить их эмоциональной чуткости, бесконечному богатству красок, звуков, форм окружающего мира.

Эстетическая деятельность учащихся только тогда будет эффективной, когда ею будут руководить квалифицированные специалисты. Если мы ставим перед собой задачу всестороннего гармонического развития учащихся, то "необходимо, прежде всего, чтобы развитыми были учителя и воспитатели" (72, с.188). В многочисленных публикациях освещены недостатки в'постановке музыкально-воспитательного процесса, его отставание от неуклонно растущих требований общества зрелого социализма, которые, по мнениям многих авторов (Гончарова B.C., Кудина Т.А., Мельничук С.Г., Михайлова Н.Г., Перчик Д.Б., Целещева JI.M. и др.), связаны с нехваткой квалифицированных кадров, в том числе и клубных работников. Роль последних обусловлена всемерно возрастающим значением культурно-просветительных учреждений в осуществлении г^узыкально-эстетического воспитания детей и подростков. В силу своей специфики и присущих им социальных функций клубные учреждения призваны организовать, преемственно и последовательно продолжить этот процесс за пределами школы.

В последние годы усилилось внимание исследователей к проблемам совершенствования подготовки специалистов в области эстетического воспитания. Основными аспектами исследований являются: уровень художественно-эстетической культуры учителя (Аничкин С.А. Верб М.А., Джола Д.А., Толманов В.Г., Тихонова JI.H., Толпыгина И.Н и др.); формирование художественной и эстетической культуры будущих специалистов, их основные компоненты (Березина Е.Я., Верб М.А., Гришин Э.А., Балян А.А., Буров А.И., Падалка Г.А. и др.); эсте-тико-педагогическая профессиограмма (Балян А.А., Сластенин В.А. и др.); опыт эстетической подготовки студентов пединститутов (Артюхин А.В., Бибиков Е.С., Волович Л.А., Шаров Ю.В. и др.). Обзор имеющихся исследований показывает, что большинство их касается подготовки студентов пединститутов. В то же время изучение литературы позволило выявить, что проблема подготовки специалистов в вузах культуры к руководству музыкально-эстетической деятельностью детей в клубах не получила научного решения. В исследованиях, рассматривающих вопросы специфики подготовки культурно-просветительных кадров к работе по музыкальному воспитанию, даются рекомендации по работе только со взрослой аудиторией.

Между тем, изучение распределения выпускников институтов нуль-туры (музыкальных специализаций) показывает, что 52 % опрошенных связаны с музыкальным воспитанием детей и подростков. В ходе исследования выявлено, что работа с детьми является привлекательной профессиональной перспективой.

Однако в своей работе выпускники испытывают ряд трудностей. В настоящее время усложняются задачи музыкально-эстетического воспитания, что обусловлено: расширением сферы воспитательного воздействия (детские секторы и внешкольные отделы Домов и Дворцов культуры, детские клубы, объединения, музыкально-творческие кружки, комнаты школьника при ЖЗКах, пионерские лагеря), усложнением структуры музыкально-эстетической деятельности школьников и ее цредметных форм. Это, в свою очередь, выдвигает дополнительные требования к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов.

Анализ состояния культурно-просветительного образования позволяет сделать вывод: в процессе подготовки клубных работников не учитывается, что музыкально-эстетическое воспитание детей и подростков является составной частью деятельности выпускников институтов культуры; работа по музыкальному воспитанию школьников в клубах имеет свою специфику и требует специальных знаний, умений, а также определенных личностных качеств. В институтах культуры слабо ведется профориентация студентов на деятельность с детьми и подростками. Как показал анализ учебных планов и программ, при изучении дисциплин клубоведческого и музыкального циклов не находят отражения вопросы, связанные с методикой и теорией музыкально-эстетического воспитания школьников во внеучеб-ное время. Учебная, производственная и общественно-политическая практики не предусматривают формирования у студентов соответствующих умений и навыков. В результате выпускники недостаточно

- 6 подготовлены к рассматриваемой деятельности.

Изучение теории вопроса, обобщение практики клубных учрежде— ний по музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения, опыт институтов культуры по подготовке студентов к этой работе позволили обнаружить несоответствие между практическими потребностями в квалифицированном руководстве музыкальной деятельностью детей и подростков во внеучебное время и содержанием знаний, умений и навыков, полученных выпускниками вузов культуры.

0 Опыт работы ряда институтов культуры страны показал, что объективные условия для совершенствования подготовки специалистов в этом направлении имеются. В то же время недостаточно выявлено соотношение общецрофессиональной и функциональной подготовки в системе учебно-воспитательной работы, не конкретизирован объем и содержание знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность выпускника к музыкальному воспитанию детей в клубе. Сказанное определило необходимость проведения специального исследования, цель которого - определение возможностей учебно-воспитательной системы института культуры в формировании профессиональной готовности студентов к музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков и разработка специальной методики, обеспечивающей реализацию этих возможностей.

В исследовании исходили из следующего предположения. В пределах действующего учебного плана и существующей организации учебно-воспитательного процесса в вузах культуры можно обеспечить успешную подготовку студентов к работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков, если: а)разработать и ввести в систему учебно-воспитательной работы элементы, обеспечивающие профилирование студентов на работу по музыкальному воспитанию детей и подростков; б)обеспечить связь учебной и внеучебной деятельности студентов в процессе их подготовки к музыкальному вое i питанию школьников; в)усилить практическую подготовку студентов на протяжении всего периода обучения в вузе.

Цель исследования обусловила постановку и решение следующих задач :

1. Провести функциональный анализ содержания и структуры деятельности культпросветработника по музыкальному воспитанию детей.

2. Обосновать содержание и структуру основных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для этой работы.

3. Изучить, реальное состояние подготовки студентов вузов культуры к работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.

4. Выявить педагогические условия и разработать методику совершенствования процесса формирования профессиональной готовности студентов вузов культуры к работе с детьми и подростками.

Объектом исследования является процесс подготовки студентов институтов культуры к работе по музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Предмет исследования -педагогические условия повышения эффективности этого процесса.

Методологической основой проведенного исследования является учение классиков марксизма-ленинизма о всестороннем и гармоническом развитии личности, сущности и месте эстетического воспитания в этом процессе. Важное значение в организации и проведении исследования имели положения Программы КПСС, Конституции СССР, материалы съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС, документы Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам коммунистического воспитания, культуры и искусства, а также вопросам повышения эффективности и качества подготовки специалистов в высшей школе.

В ходе исследования использована комплексная методика, отвечающая цели, задачам, гипотезе, специфике предмета научного анализа.

I. Изучение и анализ литературы, периодической печати, диссертационных работ по проблемам музыкального воспитания подрастающего поколения и подготовки студентов к его осуществлению.

В исследовании автор опирался на труды Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, П.П.Блонского, С.Т.ПЬцкого, А.С.Макаренко, К.Д.Ушин-ского, Б.В.Асафьева, В.А.Сухомлинского.

Характер исследования определил изучение большого круга научной литературы, оказавшей влияние на творческое осмысление проблемы культуры (Арнольдов А.А., Баллер Э.А., Вишневский Ю.С., Каган М.С., Коган Л.Н., Маркарян Э.С., Межуев В.М., Соколов Э.Б. и др.), общих проблем эстетического воспитания (Буров А.И., Воло-вич Л.А., Зись А.Я., Киященко Н.И., Квятковский Е.В., Королев Ф.Ф., Скатерщиков В.К., Лукин Ю.В. и др.).

Особое место в исследовании основных вопросов темы принадлежит трудам советских ученых педагогов, психологов, музыкантов, внесших большой вклад в разработку теории и методики музыкально-эстетического воспитания школьников (Апраксина О.Н., Ветлуги-на Н.А., Выготский Л.С., Кабалевский Д.Б., Кондратюк А.П., Лихачев Б.Т., Мазуркевич А.Р., Теплов Б.М., Цвелых Т.Н., Шацкая В.Н., Якобсон П.М. и др.).

В процессе исследования были приняты во внимание рекомендации специалистов культурно-просветительной работы по вопросам художественного воспитания, использовались их мнения,затрагивающие проблемы эффективности массовой музыкально-просветительной работы, значения ведущего интереса в формировании широких познавательных интересов подрастающего поколения, влияния эстетических вкусов, интересов на уровень творческой деятельности коллективов (Бакланова Т.И., Баскина М.И., Засуха Л.И., Крючек В.К., Кусто-ва Ю.П., Подоба Л.П., Перчик Д.Б., Павлова Л.П., Русанова B.C., Синецкая Т.М., Соколовский Ю.Е., Чабанный В.Ф. и др.) или общие вопросы воспитания подростков в условиях свободного времени (Беляева Л.С., Ерошенков И.Н., Лебедева С.Н., Мудрик А.В., Позднякова Т.С., Сухова Т.И., Фролова Г.И.).

Опираясь на ряд психолого-педагогических исследований, в которых получило научное обобщение и соответствующее толкование понятие "профессиональная готовность", определена структура педагогической деятельности (Болдырев Н.И., Гоноболин Ф.А., Гришин Э.А., Кузьмина Н.В., Леонтьев А.Н., Левитов Н.Д., Сласте-нин В.А., Щербаков А.И. и др.), поднимаются вопросы о комплексе качеств, необходимых для осуществления музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения (Асафьев Б.В., Апраксина О.А., Гродзенская Н.Л., Шацкая В.Н., Кабалевский Д.Б., Падалка Г.А. и др.), рассматриваются аспекты деятельности клубного работника, проблемы формирования его мастерства (Петров В.М., Климанто-вич М.Б., Верещагина Ж.Ф., Хачатурян А.П., Лонина Н.Я., Михайлова Л.И., Анашкина Г.И., Чекулаенко В.Л. и др.), нами сделана попытка определить структуру знаний, умений и навыков и дать примерное определение понятия "профессиональная готовность культпросветработника к музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков".

Решение исследуемой проблемы потребовало изучения работ, посвященных методологии и методике социально-педагогических исследований (Зцравомыслов А.Г., Сохор А.И., Цукерман B.C., Ядов В.А.), проблемам использования системного подхода в исследовании педагогических процессов и явлений (Ильин Н.В., Королев Ф.Ф., Кузьмина Н.В., КЩин Э.Г., Шаров Ю.В. и др.).

2. Педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий). Констатирующий эксперимент направлен на выявление структуры и содержания деятельности клубного работника, занимающегося музыкально-эстетическим воспитанием детей, основных функций, вытекающих

-IOns этой работы, и на этой основе создание модели структуры профессиональной готовности. Кроме того, констатирующий эксперимент дал возможность определить объективное состояние учебно-воспитательного процесса по подготовке специалистов к работе с детьми и подростками в институтах культуры и его возможности по формированию профессиональной готовности выпускника к этой деятельности. Формирующий эксперимент предполагал реализацию комплекса мероприятий (по специально разработанной программе), направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса по подготовке студентов культурно-просветительных факультетов (музыкальных специализаций) к музыкально-эстетическому воспитанию школьников. Задачей эксперимента была апробация эффективности предложенной диссертантом методики подготовки будущего специалиста.

3. Изучение официальных документов и архивных материалов. Изучены и проанализированы отчеты 54 клубов Украины о работе с детьми и подростками, архивы Республиканского Совета профсоюзов, Республиканского научно-методического центра самодеятельного народного творчества и культурно-просветительной работы УССР, отчеты областных домов художественного самодеятельного творчества за I98Q-I983 г.г. (Николаевской, Запорожской, Киевской, Харьковской, Херсонской, Ровенской областей). Анализу подвергнуты учебные планы и программы подготовки специалистов в вузах культуры, документы по различным видам практик (учебной, производственной, общественно-политической) , планы воспитательной работы студентов-практикантов, формулфы студентов в институтских библиотеках (с целью определения их интереса к литературе в области эстетического воспитания) , дневники студентов-практикантов, отчеты методистов клубных учреждений о прохождении практики студентами.

4. Педагогическое наблюдение, объектом которого была деятельность клубного работника по музыкальному воспитанию детей и подростков в клубах ряда областей Украины, а также деятельность студентов во время всех видов практики и в учебном процессе. Одновременно объектом наблюдений были участники коллективов, с которыми занимались клубные работники и студенты.

5. Оцросные методы (беседа, анкетирование, интервьюирование) применялись с целью определения музыкально-эстетических знаний и умений клубных работников и детей. Они использовались также для выявления уровня знаний и умений студентов контрольных и экспериментальных групп вначале, в ходе и после завершения эксперимента. В беседе со студентами, клубными работниками, учащимися уточнялись ответы на вопросы анкеты, результаты наблюдений. Беседы с руководителями учреждений, клубными работниками, которые руководили практикой студентов, помогли определить подготовленность практикантов контрольных и экспериментальных групп к работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков.

Исследование проводилось в период с 1976 по 1983 г. на базе 54 клубных учреждений Украины (Киевской, Харьковской, Николаевской, РовенскоЙ, Запорожской, Одесской, Херсонской областей), а также четырех институтов культуры (Киевского, Харьковского, Ро-венского, Николаевского). Обследованием охвачено 540 клубных работников (в это число вошли 120 директоров районных и городских домов культуры, заведующие внешкольными отделами и детскими секторами этих учреждений), 1535 участников детских коллективов, 650 студентов институтов культуры. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Николаевского культурно-просветительного факультета Киевского государственного института культуры имени А.Е.Корнейчука, где автор работал на протяжении 13 лет, и Ровенского института культуры.

Исследование проводилось в три этапа.

J,гУ,-9, g - теоретическог-исследовательский - носил поисковый характер. На этом этапе анализировалась литература по проблеме, осуществлялся двойной констатирующий эксперимент (в клубе и в институте); изучался и анализировался передовой опыт клубных учревдений, деятельность клубных работников. На первом этапе разрабатывалась программа эксперимента, включающая создание структурной модели системы подготовки студентов к работе с детьми и подростками. С помощью аналитического эксперимента устанавливалось наличие или отсутствие умений и знаний для осуществления этой работы у студентов и клубных работников. На данном этапе были обследованы выпускники с целью выявления уровня их подготовленности к рассматриваемой деятельности. и Tu U - проводилось опытно-экспериментальное исследование, представляющее собой корректирующий эксперимент. Его цель -способствовать совершенствованию системы подготовки студентов к работе по музыкальному воспитанию школьников. С этой целью в учебно-воспитательный процесс введены дополнительные звенья (факультатив на ФОП, разработана программа общественно-политической практики с учетом деятельности студентов по музыкальному воспитанию школьников, программа спецкурса "Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания детей и подростков в клубе", были созданы педотряды, проводилась работа студентов над системой экспериментальных заданий в период учебного процесса, учебной и производственной практики, во внеучебное время). Эти мероприятия способствовали формированию соответствующих знаний и умений. В результате проделанной работы спроектирована и внедрена в педагогический процесс Николаевского культурно-цросветительного факультета экспериментальная система (в экспериментальных группах).

HLjaJSJ&JL ~ заключительный. В этот период систематизировались научные факты, обрабатывались и обобщались данные опытноэкспериментального исследования, апробировалась сконструированная система, проверялась ее эффективность, В итоге сделаны теоретические выводы и разработаны практические рекомендации.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем опытно-педагогической работы автора в Ровенском институте культуры и на Николаевском культурно-просветительном факультете; публикации работ по проблеме исследований (10публикаций) в виде статей, тезисов и методических рекомендаций; выступлений на республиканских межвузовских конференциях (Львов - 1978г., Николаев - 1980г., Киев - 1981г., Харьков - 1981г., Львов-1982г.), на итоговых научно-црактических конференциях Киевского государственного института культуры, Николаевского культур-но-цросветительного факультета, Челябинского института культуры, на областных семинарах.

Предметом защиты является разработанная автором и цроверен-ная в эксперименте методика организации учебно-воспитательного процесса по подготовке студентов вузов культуры (музыкальных специализаций) к работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней предпринимается попытка теоретического обоснования системы подготовки студентов вузов культуры к музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков. При этом определяются главные педагогические условия для совершенствования подготовки специалистов в этом направлении, обосновывается оптимальное сочетание различных видов учебной и внеучебной деятельности студентов, обеспечивающее усвоение ими необходимых знаний и умений для рассматриваемой деятельности, установлены более эффективные способы руководства деятельностью студентов в изучаемом направлении. В исследовании определяется структура профессональной готовности выпускников вузов культуры к музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков, выделяются ее основные элементы. Проведено сопоставление "идеальной" модели готовности с данными о реальной деятельности культпросветработников; выявлены причины, вызывающие отклонения от этой модели. Результаты теоретического анализа и эмпирического исследования позволили автору разработать и цроверить экспериментально методику подготовки студентов институтов культуры к работе с детьми и подростками, которая включает единое планирование учебно-воспитательного процесса,определение в систематизированном, развитом виде педагогических целей и задач, путей их реализации.

Практическая ценность исследования состоит в том, что автором разработана, проверена экспериментально и внедрена в практику вузов культуры целесообразная система подготовки студентов к музыкально-эстетическому воспитанию школьников. В исследовании содержатся конкретные рекомендации по совершенствованию педагогического руководства процессом подготовки будущих специалистов. Разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс "Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания детей и подростков в клубе", читаемый автором на Николаевском культурно-цросветительном факультете и в Ровенском институте культуры. На основе исследования составлены и изданы методические рекомендации, которые используются преподавателями и общественными организациями институтов культуры при подготовке студентов к музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков ("Методика работы с детьми и подростками в клубе по музыкально-эстетическому воспитанию" - методические рекомендации для студентов вузов культуры по изучению спецкурса "Псих олог о-педа г огиче с-кие основы музыкально-эстетического воспитания детей и подростков в клубе"; "Методические рекомендации по совершенствованию подготовки студентов институтов культуры к работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей и подростков в процессе общественно-политической практики"; "Методические рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации педагогических кадров, воспитателей и руководителей художественной самодеятельности, осуществляющих музыкально-эстетическое воспитание учащихся ПТУ"; "Методические рекомендации по организации и проведению семинарских занятий в культурно-просветительных училищах" (на примере курса "Клубоведение", раздел 1У. Клубы и коммунистическое воспитание детей и подростков),

Руруруурр №PPflPTflPgg« Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе содержатся: Z схемы, 3 графика, 14 таблиц.

- 16

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Черушева, Галина Батрбековна

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ П

Как показало исследование, институты культуры располагают внутренними резервами (в учебном процессе и внеучебной деятельности студентов) для повышения эффективности подготовки будущих культпросветработников к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в клубах. Главной предпосылкой в решении этой проблемы является системный подход.

Система подготовки специалистов к рассматриваемой деятельности предполагает:

1.Формирование знаний, умений и навыков за счет оптимального использования возможностей дисциплин, включенных в учебный план ("Введение в специальность", "Клубоведение", "Педагогика", "Дирижирование", "Дирижерская практика", "Методика работы с самодеятельными коллективами" и др.).

2. Введение спецкурса "Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания детей и подростков в клубе".

3. Введение в систему факультета общественных профессий секции "Методика музыкально-эстетического воспитания подрастаю

- 161 щего поколения" и факультатив "Школа молодого лектора-пропагандиста музыки".

4.Корректировку программ учебной, производственной и общественно-политической практики.

Своеобразие экспериментальной программы заключается в том, что каждое экспериментальное мероприятие подчинялось единым целям и задачам системы подготовки студентов к работе с детьми и в то же время ставило свои частные учебно-воспитательные задачи; каждое мероприятие рассматривалось как законченная часть и обеспечивало заметное изменение в развитии программируемых качеств; программа предполагала движение от восприятия информации к активной самостоятельной деятельности студентов.

Результаты опытно-экспериментальной работы, а именно достаточно высокий уровень сформированности профессиональной готовности студентов экспериментальных групп, позволяют сделать вывод об эффективности предлагаемой системы подготовки специалистов к работе по музыкально-эстетическому воспитанию школьников в клубных учреждениях и говорят в пользу изложенной методики управления и организации учебно-воспитательного процесса.

- 162 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях развитого социализма музыкально-эстетическое воспитание выступает как важный фактор развития творческой активности личности, открывает широкие возможности для повышения культурного уровня подрастающего поколения.

Огромным воспитательным потенциалом обладают культурно-просветительные учреждения, которые в силу своей специфики и присущих им социальных функций призваны организовать, преемственно и последовательно продолжить этот воспитательный процесс за пределами школы, превратить свободное время школьников в "пространство для всестороннего развития личности".

Культурно-просветительными учреждениями накоплен значительный опыт работы со школьниками. В то же время, уровень музыкально-эстетической культуры учащихся свидетельствует о имеющихся недостатках в музыкально-воспитательном процессе. В реализации задач музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, организации их досуга в условиях клубных учреждений решающая роль принадлежит клубному работнику.

Анализ функционального содержания деятельности клубного работника позволил выявить два основных направления: руководство коллективом детской художественной самодеятельности и организация массовой музыкально-пропагандистской, музыкально-образовательной работы. В свою очередь, данные направления деятельности требуют выполнения следующих основных функций: организаторской, музыкально-образовательной, музыкально-пропагандистской, музыкально-воспитательной и музыкально-исполнительской. Успешность осуществления музыкально-эстетического воспитания школьника в клубе во многом зависит от уровня профессиональной готовности выпускников институтов культуры. Последнее определяется наличием педагогических способностей, суммой знаний (общественно-политических, психолого-педагогических, специальных музыкальных), сфор' мированных на их основе умений и навыков, а также профессиональной направленности на эту деятельность.

Однако, как показывает анализ практической деятельности, еще не все культпросветработники в достаточной степени владеют необходимыми умениями и навыками осуществления музыкального воспитания школьников.

Изучение состояния культурно-просветительного образования дает основание считать, что сложившаяся система учебно-воспитательной работы вузов культуры в подготовке студентов (музыкальных специализаций) не учитывает, что: а)музыкально-эстетическое воспитание школьников - составная часть деятельности будущих клубных работников; б) работа в этом направлении имеет свою специфику и требует специальных знаний и умений. В результате этого наблюдается значительное отставание в подготовке студентов к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в сравнении с их общетеоретической и общеметодической подготовкой. Исследование показало, что учебные планы и программы не предусматривают формирования профессиональной готовности студентов в этом направлении, что противоречит требованиям практики»

На сегодняшний день у выпускников институтов культуры недостаточно сформированы педагогические знания и умения музыкально-воспитательной работы с детской аудиторией. Причины такого положения усматриваются в том, что в дисциплинах психолого-педагогического, клубоведческого и музыкального циклов, при рассмотрении вопросов теории и методики коммунистического воспитания и, в частности, эстетического, не раскрываются с надлежащей полнотой

- 164 специфика и особенности работы клуба по музыкальному воспитанию школьников. Некоторые из дисциплин (особенно музыкального цикла) имеют узкую специфическую направленность и, следовательно, не охватывают многих аспектов подготовки студентов к осуществлению массовой музыкально-пропагандистской и образовательной деятельности, в том числе со школьниками. Такой курс, как марксистско-ленинская эстетика, изучается студентами на старших курсах, то-есть в период после прохождения различных видов практики, что не стимулирует как изучения самого курса, так и не способствует использованию полученных знаний в практической деятельности. Учебная, производственаая и общественно-политическая практика недостаточно используются для формирования у будущих специалистов педагогических умений осуществлять музыкально-эстетическое воспитание школьников.

Выполненная работа подтвердила гипотезу о том, что создание системы учебно-воспитательной работы, предполагающей профилированное студентов на работу по музыкальному воспитанию школьников, обеспечение связи учебной и внеучебной деятельности студентов в процессе их подготовки к музыкальному воспитанию школьников, организация сквозной практической подготовки студентов на протяжении всего периода обучения в вузе являются важными условиями формирования профессиональной готовности студентов институтов культуры (музыкальных специализаций) к работе по музыкально-эстетическому воспитанию школьников.

Результаты теоретического и экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы:

1#Важная роль в решении поставленной диссертантом проблемы принадлежит, прежде всего, совершенствованию учебного процесса, располагающего внутренними резервами для повышения качества подготовки специалистов к музыкальному воспитанию школьников, в частности, максимальному использованию всех возможностей, заложенных в психолого-педагогических, клубоведческих и специальных музыкальных дисциплинах.

2. Весьма важное значение в формировании у студентов умений проводить музыкально-воспитательную работу с детьми имеет вне-учебная деятельность. Эти умения могут быть выработаны в процессе непрерывной практической работы студентов с детьми и подростк ками в школах, клубах, комнатах школьника при ЖЭКах, в пионерских лагерях и т.д.

3. Наиболее действенным средством подготовки будущих специалистов к музыкально-эстетическому воспитанию подрастающего поколения в клубе является система этой подготовки, включающая множество взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих определенные функции, и представляющая собой последовательность и взаимосвязь всех звеньев теоретических занятий и общественно-практической деятельности; вооружение студентов в каждом звене этой системы определенной суммой педагогических знаний, умений и навынов, необходимых для осуществления рассматриваемой деятельности.

Система подготовки специалистов предусматривает: осуществление подготовки студентов по этапам, постепенное расширение, усложнение и углубление знаний и умений в указанной области; последовательное овладение студентами комплексом педагогических умений на факультете общественных профессий^общественно-практической деятельности; совершенствование этих умений в период прохождения учебной и производственной практики.

Исследование показало, что эффективность подготовки специалистов повышается, если:

- 166

- обеспечивается профилированность всего учебно-воспитательного процесса с учетом предстоящей деятельности будущих специалистов;

- на каждом курсе с учетом преемственности детализируются и корректируются воспитательно-образовательные задачи, содержание, формы организации, методы воздействия и виды деятельности студентов;

- обеспечивается сквозная практическая подготовка на протяжении всего периода обучения;

- обеспечивается межпредметная связь общественных, клубоч ведческих, психолого-педагогических и специальных музыкальных дисциплин;

- постепенно возрастает самостоятельность студентов в решении задач музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения;

- осуществляется целенаправленная методическая помощь.

На основании изложенных выводов предлагаем следующие рекомендации:

1. В программе курсов "Введение в специальность", "Клубоведение", а также специальных музыкальных дисциплин (хороведение, дирижерская практика,методика работы с самодеятельными коллективами, дирижирование,специнструмент) целесообразно предусмотреть темы, знакомящие студентов с проблемами, особенностями и спецификой музыкально-эстетического воспитания школьников.

2. Ввести в учебный процесс вузов культуры изучение спецкурса "Психолого-педагвгические основы музыкально-эстетического воспитания детей и подростков в клубе".

3. Ввести в содержание программ учебной, производственной и общественно-политической практики отдельные положения, реализация которых будет способствовать овладению студентами основами профессиональных умений»

4. Практиковать создание в системе факультета общественных профессий отделений "Школа молодого-лектора-пропагандиста музыки" и секции "Методика музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения".

5. С целью организованного вовлечения в систематическую общественно-практическую деятельность по музыкально-эстетическому воспитанию школьников создавать студенческие музыкально-педагогические отряды.

6. Систематически увязывать обучение и воспитание в вузе с практической деятельностью студентов в школе, внешкольных и культурно-просветительных учреждениях, используя для этого учебную,производственную и общественно-политическую практику.

Исследуемая многоаспектная проблема не может быть исчерпана настоящей работой,а должна рассматриваться только как первоначальный опыт поисков и обоснования путей совершенствования подготовки будущих клубных работников к музыкально-эстетическому воспитанию школьников в клубных учреждениях.

Необходимым и перспективным представляется дальнейшее исследование процесса формирования профессиональной готовности студентов путем введения функциональной специализации.

С появлением новых учебных планов (1983 г.) возможно расширение прохождения практики студентов. Это, в свою очередь, требует более глубокого научного исследования вопроса практической подготовки студентов в период учебной (на I и П курсах) и произврдствен-ной практики (на Ш и 1У курсах).

Представляет интерес изучение вопроса повышения квалификации специалистов клубных работников в процессе их профессиональной адаптации (стажировки).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Черушева, Галина Батрбековна, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

2. Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К.,Энгельс Соч. 2-е изд., т.16, с.194-203.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.-Соч. 2-е изд., т.4, с.419-259.

4. Ленин В.И. Рецензия. Н.А.Рубакин. Среди книг. Полн. собр.соч., т. 25, с. III-II4.

5. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". -Полн.собр.соч., т.29, с.77-218.

6. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

7. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г.Струве.-Полн.собр.соч., т.1, с.423-424.

8. Ленин В.И. Успехи и трудности советской власти. Полн. собр.соч., т.38, с.39-73.

9. Ленин В.И. Речь на Щ Всероссийском совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 25 февраля 1920. Полн.собр.соч., т.40, с.160-165.

10. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи /Речь на Щ Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. / Поли.собр.соч., т.41, с.298-318.

11. Ленин В.И» Ученикам Каприйской школы. 30 августа. -Полн.собр*соч.# т.47, с.194-202.

12. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: Искусство, 1969.

13. Ленин В.И. О культурной революции. 2-е изд. М.: Политиздат, 197I. - 256 с.

14. Ленин В.И. О культуре и искусстве. М.: Искусство, 1966. - 572 с.

15. Ленин В.И. О науке и высшем образовании: /Сборник./ -2-е изд., доп. М.: Политиздат, 197I. - 422 с.

16. Программа Коммунистической Партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

17. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.

18. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.223 с.

19. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 24 мая 1982г. М.: Политиздат, 1982. - III с.

20. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982г. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

22. Апраксина О.А. О современных требованиях к подготовке учителя-музыканта для общеобразовательной школы, с.24-25.

23. Апраксина О.А. К вопросу о системе музыкального воспитания в школе. В сб.: Музыкальное воспитание в школе. Вып.4 М., 1965, с.3-12.

24. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.

25. Баскин М.И. Педагогические проблемы формирования деятельности молодежного клуба любителей музыки. Автореф. дисс. на соиск. учен.степени канд.пед.наук. - Л., 1974. - 25 с.

26. Беседина В.А. Опыт системного исследования педагогического процесса в клубе. Дисс. на соиск. учен.степени канд. пед. наук. - М., 1980.-175 с.

27. Беспалько И.й. Опыт контент-анализа репертуара художественной самодеятельности. В кн.: Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Южно-Уральское кн.изд., 1974, с.222 - 239.

28. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1979. - T.I -304 е., т.2 - 299 с.

29. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. - 96 с.43# Болдырев Н.И. Основы теоретической и практической подготовки студентов к воспитательной работе. Минск, I97I,c.I-5.

30. Бондарь Л.Д. Семинарские занятия в высшей школе. К.: Вища школа, 1974. - 79 с. (на укр. яз.).

31. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. - 292 с.

32. Верещагина Ж.Ф. Исследование особенностей деятельностиклубного работника. Дисс, на соиск,учен.степени канд.пед. наук. - Л., 197I. - 207 с.

33. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. К.: Му-зична Украина, 1978, 256 с. (на укр. яз.).

34. Виноградов Ю.А. Эстетическое воспитание в школе.

35. В кн.: Педагогика школы. Учебное пособие для студентов пединститутов /Под ред. чл.-корр. АПН СССР Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977, с.150-163,

36. Возрастная и педагогическая психология: Уч./Под. ред. А.В.Петровского. 2-е изд., испр. и доп. - М,: Просвещение, 1979. - 288 с.

37. Волович Л.А. Эстетическое воспитание трудящихся в условиях развитого социализма. М.: Профиздат, 1976. - 96 с.

38. Волошин Н.И. Пути повышения эффективности подготовки студентов к эстетическому воспитанию учащихся. Дисс. на соиск. учен.степени канд.пед.наук. - Львов, 1977. - 227 с,

39. Волошина М.И. Подготовка студентов педагогических институтов к внеклассной воспитательной работе с младшими школьниками. Дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук, - М., 1977,218 с.

40. Вопросы теории эстетического воспитания /Под ред. Г.З.Апресяна. М.: МГУ, 1976.

41. Выготский Л,С, Психология искусства.- 2-е изд»,испр. и доп. М.: Искусство, 1968. - 576 с.

42. Генелица Е.П. Социальное назначение советского клуба в системе коммунистического воспитания трудящихся.-Автореф,дисс, на соиск.учен.степени канд,пед.наук,- М,,1980. 21 с.

43. Гоноболин &.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1956. - 260 с.

44. Гончаров И.&. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

45. Грабарь М.И., Краснянская К.Л. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. - 136 с.

46. Грибков С.Ф. Педагогические предпосылки формирования активности подростка в самодеятельном хоровом коллективе.

47. В сб.: Воспитательная работа клуба с детьми и подростками. -Л., 1980, с.104-112.

48. Гришин Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир, 1973.-126 с.

49. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.

50. Евтеева Г.А. Психолого-педагогические вопросы клубной работы: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГИК, 1976. - 149 с.

51. Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время. Ростов н/Дону: Изд-во Рост.ун-та, 1978. - 187 с.

52. Еремеенко И.П. Некоторые вопросы музыкально-эстетического воспитания в клубе. Сб.трудов МГЙК. Вып.23, М., 1973,с.163-170.

53. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 1982. -136.

54. Засуха Н.И. Взаимодействие школы и культурно-просветительных учреждений в эстетическом воспитании подростков* Ав-тореф.дисс. на соиск. ученой степени кавд.пед.наук. - Л., 1983.16 с.

55. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. М.: Мысль, 1969. - 205 с.

56. Зись А.Я. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975.447 с»

57. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 165 с,

58. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб.науч.тр. /АПН СССР, ЮУ. Фохт -Бабушкин и Е.К.Чухман. М., 1980. - 97 с.

59. Исследование художественных интересов школьников / Под общ. ред. Е.В.Квятковского и Ю.У.^охта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.

60. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.-М.: Педагогика, 1973. 247 с.

61. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья.-М.: Молодая гвардия, 1979. 190 с.

62. Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. - 34 с.

63. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., распшр. и перераб. Д.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 766 с.

64. Калинин М.И. О коммунистическом воспитании. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1956. - 302 с.

65. Калинин М.И. Об искусстве и литературе. Статьи, речи, беседы. М.: Госполитиздат, 1957. - 300 с.

66. Каргин А.С. Единство нравственного и эстетического воспитания участников художественной самодеятельности. М., 1977.

67. Киссельгоф С.И. Формирование у студентов умений и навыков в условии университетского образования. (На мат. ЛГУ). -Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. 152 с.

68. Киященко А.И. Эстетическое воспитание. Художественное воспитание. В кн.: Художественная культура. /Под ред. Дороговой. М., 1978. 208с.

69. Киященко А.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. -192 с.

70. Клубоведение: Учеб. пособие для институтов культуры, искусств и факультетов культурно-просветительной работы пед. ин-тов /Под ред. С.Н.Иконникововй и В.И.Чепелева. М.: Просвещение, 1979. - 397 с.

71. Кобыляцкий И.И. Вопросы воспитания в программе курса. -Вестник высшей школы. 1974, №19, с.24.

72. Кобыляцкий И.И. Дидактические основы учебного процесса в высшей школе. Одесса, 1972. - 124 с.

73. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

74. Коваль Л.Г. Музыкально-эстетическое воспитание подростков. К.: Знание, 1979. - 48 с.

75. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. M.s Знание, 1979. - 63 с.

76. Коммунистическое воспитание подрастающего поколения. /Под ред. Ф.И.Марценкова. К.: Радянська школа, 1979. - 214 с.

77. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. /Под ред. Лисовского В.Т. Л.:Изд-во ЛГУ, 1980. - 248 с.

78. Кондратюк А.П. Психолого-педагогические основы проблемы управления учебным процессом в высшей школе. К.: Радянська школа, 1974.-107 с.

79. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогическом исследовании. Советская педагогика, 1970, JP9, о.109-115.

80. Крупская Н.К, О системе народного образования. Пед. соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.2, с.336-368.

81. Крупская Н.К. Проблемы коммунистического воспитания.-Пед.соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.2, сЛ15-120.

82. Крупская Н.К. Воспитательная роль учителя. Пед.соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.З, с.263-266.

83. Крупская Н.К. 0 работе деткружков.- Пед.соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.4, с.130-133.

84. Крупская Н.К, Методы работы с детьми. Детский клуб при избе-читальне. Больше внимания школьной работе с детьми.-Пед.соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.5, сЛ5-17, I09-III, 144-145.

85. Крупская Н.К. Всероссийский съезд по внешкольному образованию. Пед.соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.7, с29-32.

86. Крупская Н.К. Главполитпросвет и искусство. Пед. соч*: в 10-ти т., М., 1959, т. 7, с.85-89.

87. Крупская Н.К. Приветствие Всесоюзному клубному совещанию.- Пед.соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.8, с.307 -312.

88. Крупская Н.К, Кружковые занятия.- Пед.соч.: в 10-ти т., М., 1959, т.9, с.55-57.

89. Крупская Н,К, Задачи художественного воспитания детей. В кн.: Избранные педагогические произведения. - М., 1957,с.518-521.

90. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании: В кн.: Избранные статьи и речи. - М.: Молодая гвардия, 1956. - 417с.

91. Крупская Н.К, Реорганизация подготовки учительства.-В кн.: Об учителе: Избранные статьи, речи и письма, М., I960, с.49-53,

92. Крупская Н.К, Чем должен владеть учитель, чтобы быть хорошим педагогом, В кн.: Об учителе: Избранные статьи, речи и письма. 2-е изд. - М.: АПН РСФСР, I960, с.256-258.

93. Крупская Н.К. Вопросы коммунистического воспитания молодежи. 2-е изд. М.: Политиздат, 1966. - 64 с,

94. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения.-М.: Учпедгиз, 1957, 541-547 с,

95. Крупская Н.К, 0 культурно-просветительной работе, -М.: Сов.Россия, 1969. 248 с.

96. Крючек В.К. Развитие познавательной активности подростков в сельском клубе. В сб,: Воспитательная работа клуба с детьми и подростками, - Л., 1980, с,68-74,

97. НО. Кузьмина Н.В, Основы вузовской педагогики. Л., 1972. - 311 с.

98. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 172 с.

99. Кузьмина Н.В., Кухарев Психологическая структура деятельности учителя. /Тексты лекций/. Гомель, 1976. 56 с.

100. Куруленко Э. Развитие творческих способностей подростков в клубе. Автореф.дисс,на соиск. учен.степени кацц. пед.наук.- Л,, 1981г16с.

101. Лармин О.В. Эстетическое воспитание в период развернутого социализма. М.: Знание, 1976. - 64 с,

102. Леонова З.Ф, Формирование у студентов педагогических умений в воспитательной работе с пионерами. Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. - Л.,1972. - 19 с.

103. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.

104. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. /Опыт методологического исследования/.- М.: Педагогика, 1974.496 с.

105. Луначарский А.В. В мире музыки: Статьи и речи. 2-е изд. М#: Советский композитор, 1971. - 540 с.

106. Луначарский А.В. Какой педагог нам нужен. Народное просвещение, 1924, №3, с.12.

107. Луначарский А.В, 0 народном образовании. М.: АПН РЖР, 1958, с.283-353.

108. Лютер А.И., Пикулев И.И., Фомин Г.И. Пропаганда искусства в клубе. Учебное пособие по курсу "Клубное дело". -М., 1963, с.40-83.

109. Ляшенко И.Ф. Музыка в жизни человека. 2-е изд. -К.: Музычна Украина, 1967. 208 с. (на укр.яз.).

110. Макаренко А.С. О моем опыте. Соч.: в 7- томах. -М.: АПН РСФСР, 1958, т.5, с.257-268.

111. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. Соч.: в 7-томах. - М.:АПН РСФСР, 1958, т.5, с.510.

112. Мельничук С.Г. Становление и развитие эстетического воспитания студентов педагогических учебных заведений: Автореф. дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. М., 1973. - 18 с.

113. Менжилиевская З.Е. Формирование творческой личности клубного работника в условиях его профессиональной деятельности: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. М., 1974. - 30 с.

114. Михайлова Л.й. Проблемы формирования мотивационнойсферы студентов культурно-просветительных факультетов вузов культуры / на материале музыкальных специализаций/: Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. М., 1980. - 24 с.

115. Музыкально-педагогическая подготовка учителя. Сб. статей /Под ред. О.А.Апраксиной. М., 1979. - 108 с.

116. Научно-методические проблемы комплексного подхода к подготовке специалистов: Сб.науч.тр. Тула: ТПИ, 1979. - 159 с.

117. Новик И.Б., Уемов М.И. Моделирование и аналогия. -В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М.: Наука, 1968. - с.256-277.

118. Новрузов Ахметкулы. Подготовка студентов педагогических институтов к воспитанию учащихся по месту жительства: Авто-реф.дисс.на соиск.учен. степени канд.пед.наук. К., 1979.- 17с.

119. Орлов А.*1. Общественно-политическая практика в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. Алма-Ата, 1979.- 22с.

120. Орлов В.&., Ластовская Г.И. Самодеятельное искусство как средство коммунистического воспитания учащихся. К.: Вища школа, 1980. - 54 с, (на укр.яз.).

121. Перчик Д.Б. К вопросу о музыкальном воспитании подростков в клубе. В кн.: Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск, 1974, с.131-142.

122. Перчик Д.Б. Формирование профессиональных качествклубного работника в процессе обучения в институте культуры. -В кн.: Совершенствование подготовки культурно-просветительных кадров в УССР. Харьков, 1975, с.127-131.

123. Петров В.М. Проблема формирования профессиональной ориентации студентов:. Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд. пед.наук. JI., 1971. - 20 с.

124. Пинт А.О. Предмет, задачи и методы культурно-просветительной педагогики. М.: МГИК, 1978. - 73 с.

125. Пинт А.О. Искать, изобретать, творить: 0 педмастерстве культпросветработника. М.: Сов.Россия, 1962. - 72 с.

126. Пискунов Г.И. Усовершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов и университетов.-Советская педагогика, 1975, №2, с.79-86. .

127. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Мед-издат, 1962.- 220 с.

128. Примерное содержание воспитания школьников./Под ред. Марьенко И.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

129. Поздняков A.M. Формирование у будущего учителя умения наблюдать педагогический процесс: Автореф.дисс.на соиск.учен. степени канд.пед.наук. Л.,1974. - 24 с.

130. Рабочая книга социолога. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Наука, 1983. - 480 с.

131. Роль спецкурсов и спецсеминаров в подготовке студентов к воспитательной работе в школе. Сб.статей./ Под ред. Т.К.Корот-киной. Минск, 1975. - 209 с.

132. Ростовский А.Я. Эстетическое воспитание подростков средствами музыки: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед. наук. К., 1978. - 18 с.

133. Рубинштейн С.л. Проблемы общей психологии. М., 1973.423 с.

134. Русанова B.C. Праздник как средство эстетического воспитания подростков. В кн.: Клуб и проблемы развития социалистической культуры. - Челябинск: Южно-Уральское кн.изд., 1974, с.142-158.

135. Садовский В.Н. Основание общей теории системы. М.: Наука, 1974.-279 с.

136. Синецкая Т.М# Взаимодействие клубов и профессионально-технических училищ как фактор совершенствования музыкального воспитания молодых рабочих: Автореф:дисс.на соиск.ученой степени канд.пед.наук. Л., 1982. - 21 с.

137. Скатерщиков В.К, Искусство как форма общественного сознания. М.: Музгиз, 1961. - 32 с.

138. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 93 с.

139. Сластенин В.А. Вопросы высшего педагогического образования. Томск, 1971. 145 с.

140. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 158 с.

141. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 136 с.

142. Сохор А.И. Воспитательная роль музыки.2-е изд., доп. -Л.: Музыка, 1975. 64 с.

143. Суна У.&., Абгарян Э.А. Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов. М.: Изд. МГУ, 1979. - 82 с.

144. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К.: Радянська школа, 1973. - 288 с.

145. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. М.: Политиздат, 1979. - 270 с.161» Теоретические основы профессиональной подготовки учителя музыки. / Под ред. Л.Г.Арчажниковой. М., 1980.

146. Теория и практика педагогического эксперимента. /А.Пис-кунов, Г.В.Воробьев, В.С.Ильин. М.: Педагогика, 1979. - 207с.

147. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 335 с.

148. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Сов.педагогика, №6, 1946, с.102.

149. Теплов Б.М. Проблемы музыкальных различий. М.;Изд-во АПН РСШСР, 1961. 536 с.

150. Терпухова Л.А. Формирование личности учителя в процессе общественно-педагогической практики студентов: Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд.пед.наук. М., 1983. - 16 с.

151. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. - М.-Л. АПН РСФСР, 1950, т.З. - 875 с.

152. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.-М.:3нание, 1982. НО с.

153. Фролова Г.И. Методика работы с детьми и подростками в клубе. Методические рекомендации. - Л., 1973. - 23 с.

154. Фролова Г.И. Организация и методика работы детского клуба. Учебное пособие. Ленинград, 1979. - 72 с.

155. Фрумкин М.Л. Построение и решение учебных познавательных задач в системе профессиональной подготовки учителя. М., 1978.-178 с.

156. Халикова Г. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к организации внеклассной музыкально-пропа-гаццистской работы: Автореф.дисс.на соиск«учен.степени канд.пбд•наук. Ташкент, 1979. - 162 с.

157. Хачатурян А.П. Пути повышения эффективности педагогического воздействия клубного работника на аудиторию: Автореф. дисс.на соиск.учен.степени кавд.пед.наук. Л.,1978. - 19 с.

158. Целещева Л.М. Массовое музыкально-эстетическое воспитание детей в условиях пионерского лета: Автореф.дисс.на соиск. учен.степени канд.пед.наук. К,,1978. - 24 с.

159. Цирков Л. Совершенствование учебных планов. В кн.: Актуальные проблемы клубной работы. - М., 1975, с.33.

160. Цукерман B.C. Музыкальные интересы школьников. Опыты социологического исследования, Воспитание школьников, 1968, №4, с.5.

161. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования, М.: Музыка, 1972. - 204 с.

162. Цукерман B.C. О критериях эффективности клубной работы. Культурно-просветительная работа, 1972, №1, с.18-52.

163. Чекулаенко И.И, Совершенствование профессиональной подготовки клубных работников в культурно-просветительных училищах: Автореф.дисс.на соиск,учен,степени канд.пед.наук, М., 1982, - 16 с.

164. Шаров Ю.В. Формирование этической и эстетической культуры будущих учителей, Сов.педагогика, 1975, №10, с,72-80,

165. Шацкая B.h, Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества, М,: Педагогика, 1975, - 200 с.

166. Шацкая В.Н, Роль музыкального искусства в идеологическом воспитании советского школьника. В сб.; Музыка в школе. Вып.4.- К.: Музычна Украина, 1977, с.3-12 (на укр.яз.).

167. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х Т. /Под ред. Н.П,Кузина, М.Н.Скаткина, В.Н.Шацкой. М.: Педагогика, 1980, т.1 - 304 е., т.2 - 416 с.

168. Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования коммунистического мировоззрения студентов средствами искусства.-Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978. 207 с.

169. Щербо А.Б., Ддола Д.Н. Формы и методы внеклассной работы по эстетическому воспитанию учащихся. К,:Радянська школа, 1972.-167 с.

170. Щербо А.Б., Джола Д.Н. Красота воспитывает человека, -К.: Радянська школа, 1980, 103 с.

171. Эстетическое воспитание школьников /Под ред. А.И.Бурова и Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974.-303 с.

172. Эстетическое воспитание /Под ред. В.Г.Петик. К.: Вища школа, 1976 (на укр.яз.).

173. Юдин Э.Г. Методологические проблемы системного подхода в социальных исследованиях. В кн.: Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов.- М., 1970.

174. Ядов В.А.Методология и техника социологического исследования. Тарту, 1969. - 281 с.

175. Яконюк В.Л. Профессиональные интересы студентов музыкально-педагогических факультетов педагогического вуза и пути их развития: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук. -М.: 1977.-19 с.

176. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. -М.: Просвещение, 1964,- 75 с.

177. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника. М.Просвещение, 1966. - 191 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.