Социокультурные функции сказки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурол. наук Кольцова, Ирина Николаевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Кольцова, Ирина Николаевна
Введение. 3
Глава I. Сказка в системе культуры общества 15
§ 1. Генезис и типология сказки 15
§2. Структурно-функциональный анализ сказки 61
Глава П. Сказка в системе социализации личности 97
§ 1. Педагогический потенциал сказки 97
§2. Социально-педагогические технологии 128реализации универсального потенциала сказки
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Основные синтаксические особенности английской литературной сказки2008 год, кандидат филологических наук Брандаусова, Александра Вячеславовна
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре в художественной деятельности: На материале сказок2003 год, кандидат педагогических наук Лукьяненко, Вера Николаевна
Формирование основ межкультурного общения младших школьников средствами народных сказок2002 год, кандидат педагогических наук Корякина, Мария Ивановна
Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика2001 год, доктор филологических наук Овчинникова, Любовь Владимировна
Изучение драматических сказок XIX и XX веков в 7-8 классах средней школы: На примере пьес-сказок А. Н. Островского "Снегурочка" и Е. Л. Шварца "Дракон"2002 год, кандидат педагогических наук Дербенцева, Лариса Вениаминовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурные функции сказки»
Актуальность исследования. Культура как многогранное явление включает в себя множество социальных, человекотворных образований. Среди них особое специфическое место занимает сказка. Специфичность значения сказки объясняется, прежде всего, ее универсальностью: традиционные формулы сказки (сюжет, композиция, структура, герои) остаются стабильными для всех времен и народов.
В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т.д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т.е. развитие межэтнических отношений; формирование культуры мира и межличностных отношений.1
Для реализации этих целей и задач необходима "последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванную обеспечить формирование духовного мира человека",2 что предполагает разработку адекватных механизмов трансляции духовных ценностей в процессе социализации личности.
1 Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект. - М., 2000.
2 Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Проект. - М., 2000. - С.2.
В качестве универсального механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, мы предлагаем рассмотреть социально-педагогические технологии работы со сказкой.
В этих целях впервые в культурологической литературе сказка анализируется нами не только как социокультурный феномен, но и как механизм инкулыурации и социализации личности.
Генетические корни сказки, как жанра устного народного творчества, как известно, восходят к первобытному мифу. Эти истоки, уходящие в незапямятные времена, вызывают ассоциацию вечности и незыблемости. Однако уже в XYII веке сказка, исчерпав себя как продуктивный вид фольклора, начинает медленно затухать и деградировать, что дало основание многим сказковедам считать судьбу сказки, как самостоятельной языковой формы, предопределенной в плане ее вытеснения художественной литературой.
На наш взгляд, такого однозначного вывода не хотелось бы придерживаться хотя бы потому, что сказка, в основном, изучалась как социогенетический инвариант: антропологическая, лингвистическая, психоаналитическая гипотезы и т.д. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, исследователи приходили к выводу о едином источнике возникновения сказки и в дальнейшем ее "кочевье" по странам и континентам, что и делало сказку объектом и предметом изучения в истории, философии, филологии, этнографии и т.д.
Функционирующая до Нового времени, как устный жанр, сказка в большей степени была адресована взрослой аудитории. С появлением в XVII веке книжных изданий сказка теряет свою зависимость от мастерства сказителей, превращаясь в некий канонизированный свод литературы. Именно это обстоятельство является основанием для завоевания интересов детской аудитории.
Однако эта адресность, в свою очередь, является источником ее возрождения как особого жанра детского фольклора, в котором к тому же во многих случаях авторами выступают сами дети, создавая детскую субкультуру, наполненную детскими играми, детским юмором, смеховой культурой, своеобразной и оригинальной детской философией, уникальным детским словотворчеством, эстетическими и этическими • представлениями, гарантом которых выступает своеобразный детский "правовой кодекс". Оказываясь в роли интегратора детской субкультуры, сказка,во-первых, проявляет себя в многочисленных функциях, что до сих пор не стало предметом исследования (что и подчеркивает актуальность выбранной темы), помогая ребенку понять себя, испытать чувство радости от сотрудничества, проявить свою уникальность, то есть стать субъектом индивидуального и коллективного творчества. Поэтому изучение мира сказки как некого социокультурного интегрально-универсального явления требует такого же интегрального подхода в рамках культурологии, которую, несомненно, можно назвать - интегрально -универасальной дисциплиной.
Во-вторых, изучение сказки, ее генезиса, типологии, социокультурных функций представляет интерес с точки зрения общей теории социализации как процесса не только приобщения индивида к социальному опыту человечества (а он богато представлен в сказке), но и развития собственного творческого потенциала личности (особенно на ее ранних стадиях), обуславливающего качество дальнейшего образования. Это также свидетельствует об актуальности выбранной темы.
В-третьих, актуальность культурологического анализа сказки мы связываем и с необходимостью ее углубленного теоретического исследования. Необходимо учитывать, что многие вопросы изучения сказки остаются или дискуссионными, или недостаточно раскрытыми: типология сказки, системы функций сказки, структурно-содержательных особенностей сказки, ее социально-педагогического потенциала и т.д.
В-четвертых, момент актуальности состоит в том, что современная технотронная культура, формирующая человека, постепенно "выдавливает" из него его человеческую реальность. На место духа приходит разум, который начинает действовать против своего создателя,1 но пока еще мир не приобрел полностью постчеловеческое измерение, а человеческая реальность не стала технической; богатый потенциал сказки и может быть использован именно в этом направлении.
Практическая сторона социокультурной функции сказки в состоянии сформировать у молодежи с детства чувство со-единства, со-доверия, со-страдания и со-трудничества. Мы находим, что сказка выступает не только как мощная детерминанта в изменении мотивов поведения, но и как социальная сила, которая сплачивает человеческие общности. Думается, что сказку, по образному выражению МЛипмана, можно назвать "зоной согласия".2
Все выше сказанное определяет необходимость исследования сказки как консервативно-охранительного социального явления, способного интегрировать общество, как определенного консервата
3*-* tt и л уут, как социокультурныи констант или универсалии.4 Частнонаучный анализ сказки с позиции педагогики, психологии, социологии и т.д. не может дать единой картины этого Кутырев В.А. Разум против человека. - М., 1999.
2Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии,-1995. - № 2. - С.110-121.
3 Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.
4 Дахин А.В. Феноменология универсальности в культуре (монография). - Н.Новгород: ННГУ, 1995. социокультурного феномена. Мы полагаем, что данная задача может быть решена в границах культурологического исследования.
Состояние исследования проблемы
Можно утверждать, что вопросы, связанные со сказкой, являются самыми древними, т.к. проблемы образования и воспитания, безусловно, не могли не строиться на сказке. Об этом свидетельствует вся история мифологии. Однако на сегодняшний день можно констатировать отсутствие широкого культурологического исследования сказки, а тот доминирующий, часгнонаучный анализ ее, о чем упоминалось выше, не дает (и не может дать) единой картины этого своеобразного социокультурного феномена.
В существующих многочисленных подходах в изучении генезиса мифологического творчества можно выделить философско-исторический, представленный в работах таких авторов, как В.П.Аникин, Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, М.К.Азадовский, М.М.Бахтин, В.А.Бахтина, С.П.Бойко, В.В.Груздева, А.В.Дахин, В.М.Жирмунский, В.В.Зеньковский, В.П.Кожевников, Д.СЛихачев,
A.Ф.Лосев, Н.В.Новиков, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, Е.Н.Трубецкой, Ю.В.Филиппов, В.А.Фортунарова и мн. др.
В работах перечисленных авторов содержится богатейший теоретический и эмпирический материал, фиксируется этническое своеобразие мифологического творчества, что представляет интерес и для нашего исследования.
Значительная литература посвящена изучению сказки с филологических или литературоведческих позиций. Этот аспект находит отражения в работе таких авторов, как М.К.Азадовский,
B.В.Аникин, В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Л.Г.Бараг, В.Г.Белинский, Л.Ю.Брауде, А.К.Бычко, А.М.Горький, В.И.Даль, Н.А.Дмитриев, В.Жирмунский, Э.И.Иванова, Ю.Г.Круглов, И.П.Лупанова, Е.М.Мелетинский, С.И.Минц В.Н.Морохин, А.И.Никифоров,
Н.Е.Ончуков, Э.В.Померанцева, В.Я.Пропп, П.Н.Сакулин, Б. и Ю. Соколовы и др.
В работах подобного типа исследуются художественно-образные особенности сказок, специфика народной и авторской сказки, общая и особенная сюжетно-фабульная структура сказок и т.п. Этот материал имеет для нас значение при разработке социально-педагогических технологий.
Мир сказки находит отражение и в психолого-педагогических исследованиях, которые интенсивно разрабатывались отечественными учеными, начиная с 40-х годов до нашего времени. Мы имеем в виду работы В.В.Абраменковой, Т.И.Алиевой, Д.М.Арановской-Дубовис,
A.М.Виноградова, Л.М.Гурович, М.В.Ермолаевой, А.В.Запорожца,
B.В.Зеньковского, Э.И.Ивановой, Л.П.Князевой, А.Д.Кошелевой, М.И.Лисиной, И.А.Мельничук, Д.Миилс, Т.И.Морозовой,
A.М.Орлова, М.В.Осориной, Д.Соколова, Л.П.Стрелкова,В.А.Сухомлинского, Н.Циванюк, Д.В.Эльконина, Л.И.Элькониновой, П.И.Яничева и др. В этих работах, в основном, изучается особенность восприятия сказок детьми, влияние сказки на развитие функциональных характеристик ребенка, формирование игровой деятельности детей посредством сказки и т.п.
Нельзя не назвать и авторов этнографических работ, посвященных анализу специфических особенностей сказок народов мира. Это И.Л.Андреев, А.В.Ващенко, Е.Н.Елеонская,
B.М.Жирмунский, Е.Ф.Карский, И.Ф.Ковалев, И.С.Кон, Д.С.Лихачев, Н.И.Никулин, А.М.Панченко, М.А.Сказкин, Е.В.Субботский, В.Н.Харузина, С.Е.Шамаев, Л.Я. Штернберг, Э.Эриксон и др.
Хочется отметить тот факт, что во всех исследованиях сказка, как социокультурный феномен и особенно ее интегративные функции, не стала предметом специального анализа. Чаще всего она была представлена в качестве среза либо философско-исторического анализа, либо филологического, либо этнографического и т.д. И это понятно, т.к. многих авторов интересовала и интересует не сама сказка, как социокультурный феномен развития обществами личности, а ее различные аспекты.
В своем исследовании мы показали, что сказка, действительно обладает более богатыми возможностями, являясь атрибутом некой интегральной реальности человеческой культуры.
Имеющаяся по данному вопросу литература, конечно же, играет эвристическую роль, но она лишь очерчивает наше проблемное поле, в то время как сама проблема ставится нами впервые.
Цели и задачи исследования. Целью нашего исследования является интегральный анализ социокультурных функций сказки во всей полноте их потенциального и актуального существования, определение ее типологических (исторических, социальных, культурологических) и структурных функций. Для достижения поставленной цели были разработаны конкретные задачи. Важнейшими из них можно обозначить:
- обоснование и исследование полифункциональной природы сказки;
- выявление многомерной типологии сказки;
- исследование структурно-содержательной диалектики сказки; рассмотрение педагогического потенциала сказки как социокультурного образования; разработку социально-педагогических технологий использования универсального потенциала сказки как для сохранения социокультурных традиций общества, так и для развития личности.
Объектом диссертационного исследования является сказка как социокультурный феномен. Сущность ее может быть проанализирована в разных аспектах, о которых уже много раз io писалось выше. В нашем исследовании сказка представлена как продукт духовной деятельности народа, отражающий атмосферу конкретного исторического времени. Подчеркивается, что она всегда выполняла особую мировоззренческую роль, выступая идеологическим интегратором в развитии и сохранении общественного и индивидуального сознания на обыденном уровне.
Предмет исследования задан самой темой - социокультурные функции сказки. Данная постановка проблемы позволила нам выйти на такие важнейшие задачи, которые и были обозначены выше. Особо отмечается роль сказки как социокультурного феномена развития и сохранения общества и личности.
Теоретико-методологические основы исследования. В работе, прежде всего, использован богатый эмпирический материал народных и авторских сказок. В исследовании проблемы мы опирались на теоретический материал, содержащийся в работах исторического, филологического, литературоведческого, этнографического, педагогического и психологического характера: этническое своеобразие сказок, художественно-образную специфику сказок, особенности композиции детской сказки и ее восприятия детьми и др. (работы В.В.Абраменковой, Н.П.Андреева, М.К.Азадовского, М.М.Бахтина, С.П.Бойко, Т.Зинкевич-Евстигнеевой, И.С.Кона, Д.С.Лихачева, А.ФЛосева, М.И.Лисиной, С.И.Минца, В.Н.Морохина, Е.М.Мелетинского, Э.В.Померанцевой, В.Я.Проппа и др.)
В качестве общетеоретических основ исследования можно назвать положения теории социализации личности и теории культуры, разработанные в рамках ученых нижегородской школы: трактовка культуры как системы ценностей, этапы и формы социализации личности, типы функций субъектов в процессе социально-педагогического взаимодействия (В.В.Груздева, А.В.Дахин,
Л.А.Зеленов, В.П.Кожевников, В.А.Кутырев, Ю.А.Лебедев, Л.В.Филиппова, Е.В.Федотов, Ю.В.Филиппов).
Эта теоретическая база позволила на конкретном материале рассмотреть генезис, типологию, структурно-функциональный анализ сказки, а также показать технологию реализации его универсального потенциала.
Методические ориентации определили цели и задачи диссертационного исследования. Прежде всего, это диалектический метод познания, особенно его основные принципы: интегральностъ, противоречивость, гуманизм, деятельность, системность и преемственность.
Научная новизна. Мы отдаем себе отчет в том, что проблема сказки исследована достаточно широко в имеющейся психологической, физиологической, социально-психологической и педагогической литературе, и что в этом направлении трудно сказать новое слово. Тем не менее, на наш взгляд, изложенные далее положения представляют интерес как для теории исследования сказки, так и для ее практического воплощения, как механизма социализации.
Новизна работы, безусловно, заключена уже в самом предмете исследования - социокультурных функциях сказки. Впервые в культурологической литературе к этой теме было обращено внимание. Мы показали, что сказка является (и в этом, несомненно, элемент новизны) атрибутом интегральности человеческой культуры, и что она, как и прежде, выполняет особую мировоззренческую роль в развитии и сохранении общественного и индивидуального сознания.
Изучение проблемы социокультурных функций сказки позволило сформулировать те положения, которые мы выносим на защиту, считая, что они в определенной степени внесли изменения в исследовании сказки:
1) рассмотрены не только сугубо историко-хронологические истоки сказочного творчества, но и разноуровневые отображения в мире сказок всей универсальности социума (этнос, природа, народность, авторство, коллективность, индивидуальность и т.д.);
2) впервые дан анализ полифункционального содержания сказки, образующего ее универсальный потенциал, который может быть использован в процессе социализации личности;
3) выявлена и исследована структурно-содержательная диалектика сказки с анализом ее полярных характеристик: общечеловеческое и национальное, рациональное и эмоциональное, реальное и ирреальное, авторское-народное, общечеловеческое-этническое и т.д.;
4) по-новому трактуется педагогический потенциал сказки, который не сводится к ее информационному или даже воспитательному значению. Показано, что она является средством, универсальным механизмом влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств и функций индивида, приобщение к этнической культуре, традициям, верованиям, формирование умений и навыков, способностей, освоение общечеловеческого опыта, адекватное включение в социальную среду и т.д.);
5) предложены конкретные оригинальные технологии социально-педагогического взаимодействия, реализующие универсальный потенциал сказки в работе с детьми дошкольного возраста, как наиболее ответственного периода в становлении личности.
Теоретическая и практическая значимость работы. В теоретическом отношении основные положения диссертации имеют значение для теории и истории культуры, для социальной педагогики и психологии. Мы имеем в виду, в частности, анализ генезиса и типологии сказки, ее полифункциональности, структурно-содержательной диалектики сказки и ее психолого-педагогического потенциала.
Практическое значение исследования мы видим, прежде всего, в том, что разработанные технологии социально-педагогического использования сказки хорошо реализуются в практике работы с детьми. В связи с этим создана возможность более широкой трактовки социализации не только через приобщение к культуре социального опыта человечества, но и как важного механизма развития имманентного потенциала индивида. Разработанные методики могут использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Социально-педагогические технологии не только экспериментально апробированы нами, но и внедряются в педагогической практике в ДОУ и курсах повышения квалификации педагогов в Муниципальном центре здоровьесберегающих педагогических технологий, и в центре поддержки развития ребенка г.Нижнего Новгорода. Представленные выводы и рекомендации, по нашему мнению, несут большую методологическую ценность как для педагогов-практиков дошкольного и школьного уровней, так и для руководителей различных образовательных учреждений.
В свете сказанного нашу работу мы рассматриваем не только в плане теории и истории культуры, но и в плане прикладной культурологии. Это означает, что все теоретические вопросы рассматриваются сквозь призму праксеологического значения.
Полученные результаты могут быть использованы и в вузах в качестве методических материалов к спецкурсам и элективам теории и истории культуры, социальной философии, прикладной культурологии, исторической культурологии, артпедагогики и др.
Апробация работы
Результаты основных теоретических положений работы были изложены в докладах на следующих конференциях:
1. "Педагогическая валеология: опыт, проблемы, перспективы". - Н.Новгород, НГАСУ, 1997.
2. "Семья в современных социально-экономических условиях". -Н.Новгород, НГАСУ, 1997.
3. "Проблемы многоуровневого высшего образования". -Н.Новгород, НГАСУ, 1998.
4. "Образование Взрослых - шаг России в XXI век". -Н.Новгород, ННГАСУ, 1999.
5. "Здоровьесберегающий подход к содержанию обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и начального общего образования". - Н.Новгород, ННГАСУ, 2000.
6. "Христианство в истории человечества". - Н.Новгород, ННГАСУ, 2000.
7. Методические разработки представлены в методическом пособии "Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников", ННГАСУ, 1999.
Структура работы
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы составил 203страницы машинописного текста; список литературы включает 384 названия.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Ономастическое пространство русских народных и авторских сказок2008 год, кандидат филологических наук Горбачева, Ольга Геннадьевна
Изучение русских народных сказок в контексте "Диалога культур" в школах с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан2005 год, кандидат педагогических наук Камалова, Лера Ахтямовна
Лингвометодический потенциал народных сказок в обучении русскому языку как иностранному младших школьников2006 год, кандидат педагогических наук Трыгуб, Ирина Сергеевна
Этнокультурные особенности сказочного дискурса: лингвориторический аспект: На материале русских, польских и немецких сказок2004 год, кандидат филологических наук Соборная, Ирина Степановна
Формирование культуры родительства в современном российском обществе2011 год, кандидат культурологии Абрамова, Ася Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кольцова, Ирина Николаевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование социокультурных функций сказки с позиции широкого культурологического подхода дает возможность сформулировать следующие выводы, в которых представлена реализация задач, поставленных во введении.
1. Сказка как явление народной и профессиональной культуры представляет собой не одномерное историческое, этническое, филологическое, фольклорное, художественное или педагогическое образование в структуре социума. Она предстает как многомерная система^ в которой в снятом виде присутствуют все грани, аспекты жизнедеятельности социума. Мир сказки - это мир социума в его реально-ирреальном отражении, в единстве прозы жизни и поэзии фантазии. Важно подчеркнуть, что традиционное содержательно-структурное понимание сказки^как универсального феномена культуры, нуждается в таком же универсальном историко-генетическом ее понимании.
Если в сказках народов мира содержатся хозяйственно-бытовые, этнические, нравственные, экологические, политико-правовые, педагогические и т.д. мотивы, то совершенно очевидно, что эти же мотивы выступают и как генетические детерминанты сказки. Иначе говоря, структурно-содержательный и историко-генетический анализ сказки оказываются тождественными. В этой работе нами и предпринята попытка выявить единство истоков и детерминант мира сказки.
2. Сказанное выше дает возможность аналогично подойти к проблеме типологии сказок по их тематике и содержательному насыщению. Другими словами, типология сказок должна строиться по основанию типологии самого социума. Данная концепция и обоснована в диссертации.
3. В работе вскрыта диалектическая природа сказки как единства ее полярных социокультурных функций: единство реального и ирреального, народного и авторского, поэтического и прозаического, общечеловеческого и этнического, вариативного и инвариативного, рационального и эмоционального.
4. Полифункциональная природа сказки обусловлена ее содержательным богатством, иначе говоря, возможности разнообразного функционирования сказки в системе культуры не являются следствием субъективного полагания человека, воспринимающего сказку. Его субъективная интерпретация сказки базируется на универсальной онтологии самой сказки. Конечно, специфика субъекта восприятия, обусловленная его возрастом, профессией, этической принадлежностью, мировоззрением будет определять ту доминирующую функцию сказки, которая представляется наиболее значимой.
5. В аспекте нашего исследования было важно рассмотреть педагогический потенциал сказки как социокультурного образования. Иначе говоря, выявить те возможности сказки, которые могут быть реализованы в ходе первичной социализации личности. В педагогической практике использования сказки в воспитании подрастающего поколения не столько важно обращать внимание (хотя это также значимо) на художественные достоинства, композиционные особенности, этническую специфику, исторические условия ее возникновения, сколько на тот духовно-нравственный "заряд", который несет нравственно-смысловую нагрузку.
6. Задача и состоит в том, чтобы адекватными социально-педагогическими технологиями реализовать универсальный потенциал сказки, что и составляло содержание прикладного значения исследования.
На основе осуществляемого исследования сформулированы конкретные рекомендации, апробированные в практике педагогической деятельности автора.
Дальнейшее исследование данной проблемы, на цаш взгляд, заключается в анализе строгих оснований классификации сказки, в выявлении специфики сказочного мира, создаваемого современным информационным обществом; в изучении соотношения традиционного и новаторского в мире сказок, архаичного и суперсовременного, вербального и аудиовизуального, пассивного восприятия и активного сотворчества, информационно-просветительского и арттерапев-тического воздействия. * *
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Кольцова, Ирина Николаевна, 2000 год
1. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений и социальная психология детства//Вопр. психологии. 1986.- № 3. - С.27-36.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО "МОДЭК", 2000. -416с.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре ^Прикладная психология. 1999. - № 5. - С. 19-36.
4. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. -1996.- № 3. С.129-156.
5. Абрамова Г. Возрастная психология. М.: Академия, 1990. - 672с.
6. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности М.: Наука, 1981. - С.19-44.
7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
8. Азадовский М.К. История русской фольклористики. М.: Учпедгиз, 1958. -479 с.
9. Азадовский М.К. Литература и фольклор. Л.: Гослитиздат, 1938. -296 с.
10. Азадовский М.К. Сказки Верхнеленского края. Иркутстк, 1925. -XLV. - 142 с.11 .Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольльклоре. М-Л.: Гослитиздат, 1960. - 547 с.
11. Азадовский. Русские сказочники // Русская сказка: Избранные мастера, т.1 и 2. Ред. и комм. М.Азадовского. Л.: Изд-во "Academia", 1932. - С.9-90.
12. Азбелев С. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров). //Славянский фольклор и историческая действительность. М.: Наука, 1965. - С.5-25.
13. Акимова Т. Фольклор Саратовской области. Саратов, 1946. -Кн.1.- 174 с.
14. Акимова Т., Степанов П. Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. - 206 с.
15. Аксаков. О различии между сказками и песнями русскими // Московские ведомости. 1852. - № 153.
16. П.Алиева А.И. Сказка-складка // Сказки народов мира в 10-ти томах. T.IX. М.: Дет. лит., 1994. - 670 с.
17. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986. -174с.
18. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1968. - 339 с.
19. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Новгород: ННГУ, 1995.- 174 с.
20. Андреев И.Л. Сказка и миф в характеристике культуры народов // Мир психологии. Москва-Воронеж. - 1998. - №3 (15) июль-сентябрь. - С. 136-150.
21. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе ААРНЕ. -Л.: Русск. Геогр. о-во, 1929. 118 с.
22. Аникин В. Русская народная сказка. М.: Учпедгиз, 1959. - 256 с.
23. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977. -208 с.
24. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худож. лит., 1984. -176с.
25. Аникин В.П. Художественное слово // Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. Вып. II. М., 1994. - С.6-17.
26. Анциферова JI.И. Общественно-исторический характер телесного бытия человека // Биология человека и социальный прогресс. -Пермь, 1982. С.89-96.
27. Арановская-Дубовис Д.М. Понимание сказки дошкольником // Дошкольное воспитание. 1955. - № 10. - С.33-39.
28. Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С.206-220.
29. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов.Россия, 1988. -508 с.
30. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Т.1. - М.: Гослитиздат, 1957.-XVI.-515 с.
31. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература // Сборник. М.: Сов. Россия, - 1986. - 366 с.
32. Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки, собранные А.Н.Афанасьевым. М.: ДИВО, 1991. - 126 с.
33. Ахаян Т.К. Мировоззрение и гражданская активность школьников // Педагогика. М.: Просвещение, 1977. - С.74-92.
34. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. Автореф. дисс. канд. психол наук. М., 1975.
35. Бараг Л.Г., Новиков Н.В. Афанасьев А.Н. и его собрание народных сказок // Русские народные сказки А.Н.Афанасьева в 3 томах: Т.1. -М.: Наука, 1984. С.377-426.
36. Баразгова Е. Американская социология. (Традиции и современность). Курс лекций. Екатеринбург: Деловая книга, Бишкек: Одиссей, 1997. - 176 с.
37. Батенин С.С. Социализация в антропогенезе // Социальная психология и философия. Л., 1971. - С. 199-226.
38. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445 с.
39. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики. -Саратов: Саратов, ун-т., 1972. 52 с.
40. Бахтина JI.K. Мир сказок С.Писахова // Литература в школе. 1999.- № 2. С.89-92.
41. Бегак Б.А. Дети смеются: Очерки. 2-е изд. доп. - М.: Дет. лит., 1979. - 223 с.
42. Бегак Б.А. Правда сказки: Очерки. М.: Дет. лит., 1989. - 128с.
43. Беяинский В.Г. Поли. собр. соч. T.V. М.: АН СССР, 1954. - 863 с.
44. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века. Размышление социолога. -М.: Педагогика, 1988. 254 с.
45. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974. -151 с.
46. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. 1996 -№9. - С.31-34; 47-48.
47. Бирюкова В.П. Дореволюционный фольклор на Урале,- Свердловск: Обл. изд.-во. 1936. - 364 с.
48. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания: методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. - 190 с.
49. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт социальных педагогов // Педагогика. - 1992. - № 5-6. - С.38-44.
50. Бойко С. Что за прелесть эти сказки. Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1982. - 158 с.
51. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личносгно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С.29-36.
52. Брауде Л.Ю. К истории понятия "литературная сказка" // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. М., 1977. - Т. XXXVI. - № 3.- С.226-234.
53. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. М.: Наука, 1979.- 208 с.
54. Бруно-Беттельгейм. Не только любовь. Перевод М.Максимова. -М.: Знание^ 1990.-190 с.
55. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
56. Буре Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возрастав в процессе совместной трудовой деятельности. Дисс. на соиск. уч. ст. к. пед. н. М., 1968.
57. Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов по спец. Русский язык и лит. М.: Просвещение, 1992.-512 с.
58. Бычко А.К. Народная мудрость Руси: Анализ философа. Киев: Вища шк., Изд-во при Киев. гос. ун-те^вБ. -197 с.
59. Бэешу. Воспитательное значение детского фольклора. Кишинев: Штиинца, 1980. - 75 с.
60. Вавилонская башня и другие библейские предания. Волшебная шкатулка. М., 1994. Сост. редакция жур. "Дошкольное воспитание". - М.: Худ. лит., 1992. - 187 с.
61. Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. Л.: ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1981. - 82 с.
62. Ващенко А.В. Историко-эпический фольклор северо-американских индейцев: типология и поэтика / отв. ред.В.М.Гацак; АН СССР, ин-т мировой лит. им.A.M.Горького. М.: Наука, 1989. - 238 с.
63. Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М.-Л.: Наука, 1964.- 301 с.
64. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.2. - М.: Наука, 1977.- 191 с.
65. Вестли А.-К. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик. М.: Детская лит-ра, 1992. - 317 с.
66. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 80 с.
67. Волшебная шкатулка: сказки, повести, стихи для детей старшего дошкольного возраста / Сост. редакция жур. "Дошкольное воспитание" М.: ТОО "Школа", ТОО "Марка Лашур", 1994. - 400с.
68. Вольнис К .Я. Взаимоотношения в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. - № 2(6). - С.80-85.
69. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1980. - 233 с.
70. Восточнославянские волшебные сказки. М.: Просвещение, 1992. -447 с.
71. Выготский Л.С. Конкретная психология человека // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - М., 1986. - № 1. - С.57.
72. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т: Т.2. М.: Педагогика, 1982. -504 с.
73. Гавриловец К.В. Воспитание человечности. Минск: Нар. асвета, 1985.- 183 с.
74. Гаран Л., Кечки М. Еще один кризис в психологии: Возможная причина шумного успеха идей Л.С.Выготского // Вопр. философии. -1996. № 5. - С.63-71.
75. Голованова Н.Ф. Педагогические проблемы социализации личности младшего школьника // Мир ребенка и его язык: тез. межд. конф. / отв. ред.А.А.Грякапов. СПб.: Научн. центр проблем диалога, 1993. - С.84-85.
76. Голованова Н.Ф. Приобщение младших школьников к самовоспитанию// Начальная школа. 1979. - № 2. - С. 18-23.
77. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб: Специальная литература, 1997. -192 с.
78. Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания // Советская педагогика. 1991. - № 8. - С.48-51.
79. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация // Советская педагогика. -1991.- № 2. С.38-43.
80. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти томах. М.: Гос. изд. худож. лит., 1953.
81. Греймас А. В поисках трансформационных моделей II Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М.: Наука, 1985. - С.89-108.
82. Груздева В.В. Культура как объект философской рефлексии // Культура и цивилизация Н.Новгород: НКИ, 1998. - С. 11-23.
83. Груздева В.В. Проблемы развития человечества к контексте взаимодействия цивилизации и культуры. Методический аспект. Монография. -Н.Новгород: ННГУ, 1996. 172 с.
84. Грюнеяиус Э.К. Вальдорфский детский сад. М.: Мир книги, 1992. -72 с.
85. Гуревич А. Русские сказки Восточной Сибири. Иркутск: ОГИЗ, 1939. - 347 с.
86. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания школьников: Дисс. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. М., 1979.
87. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981. - 176 с.
88. Гурович Л.М. Отношение детей 5-7 лет к литературным героям // Дошкольная педагогика. Ленинград: ЛГПИ, 1972. - С.38-47.
89. Даль В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / Материалы по русской демонологии. СПб: Литера-1, 1996. - 477 с.
90. Дахин А.В. Культурология архаики // Культурология. Учебн. пособие. Н.Новгород: ННГУ, 1993. - С.32-67.
91. Дахин А.В. Феноменология универсальности в культуре (монография). Н.Новгород: ННГУ, 1995. - 148 с.
92. Дейян А. Реклама. М.: Прогресс, 1993. - 176 с.
93. Дмитриев Н.А. Слово и выражение. М.: Искусство, 1963. - 140 с.
94. Дорожевец Т.В. Использование "сказочных помощников" для активации внутренних ресурсов ребенка // Журнал практического психолога. 1998. - № 5. - С.48-56.
95. Дубинин Н.П., Крапец И.И., Кудрявцева В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1982. - 304 с.
96. Елеонская Е.Н. Сказка, заговор и колдовство в России. Сб. трудов.- М.: Индрик, 1994. 269 с.
97. Ермолаева М.В. Восприятие и переживание сказки путь от смысла житейского к смыслу жизненному // Мир психологии. - М.-Воронеж.- 1998. № 9. - С.54-59.
98. Ермолаева М.В. Эмоциональное развитие ребенка в ходе восприятия и переживания сказки // Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. - С.126-149.
99. ЮО.Ершов В.П. Сказка ложь, да в ней намек. - Петрозаводск:
100. Гослитиздат, 1962. - 435 с. 104.3аконы эстетики: Мат-лы межвуз. теорет. конф. - Горький: ГИСИ, 1972.-87 с.105.3амошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность.- М.: Знание, 1967. 62 с.
101. Ю.Зеленов JI.A. Русский менталитет / Культура и мир: Восток Запад. Тез. докл. междунар. научн. конф. 19-22 сент. 1995. - Н.Новгород, 1995. - С.165-167.
102. Ш.Зеленов Л.А. Система человекознания // Проблема человека в философской науке. Н.Новгород: НКИ, 1999. - С.3-21.112.3еленов Л.А.Типы мироосвоения // Мир человека. Вып. 2. -Н.Новгород: НГУ, 1997. - С.46-53.
103. ИЗ.Зелинский Ф.Ф. Сказочная древность М.: Культура, 1994. - 368с.114.3еньковский В.В. Психология детства. М.: Academia, 1996. - 346 с.115.3инкевич Т.Д., Михайлов A.M. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Смарт, 1996. - 100 с.
104. Иб.Зинкевич-Евстигнеева Т., Михайлов A.M. Комплексная сказкотерапия как новая психолого-педагогическая технология // Журнал практического психолога. 1998.- №5.-С.44-47.
105. И7.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. СПб.: Златоуст, 1998.-352 с.
106. Иванова 3. Этот волшебный мир сказки // Дошкольное воспитание. 1986.-№12.-С.49-52.
107. И9.Иванова Т.Е. Психологические особенности отношений ребенка-дошкольника в группе сверстников. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1976. - 175 с.
108. Иванова Э. Сказка и современное детство // Дошкольное воспитание. № 9. - 1985. - С.68-70.
109. Изард Кэррол Э. Психология эмоции. СПб: Питер, 1999. - 288 с.
110. Ильин B.C. Формирование личности школьника. {Целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
111. Ильин Е.П. Психология воли. СПб: Питер, 2000. - 288 с.
112. Ильин Ив. Духовный смысл сказки // Студенческий меридиан. -1989. № 2. - С.24-30.
113. Ильин T.JI. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования // Вопросы психологии. 1992. - №3-4.-С.19-23.
114. История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Ю.Мчедмидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. М.: Просвещение, 1974. -464 с.
115. Иудин А.А., Стрелков Д.Г. Актуальные проблемы социализации молодежи. Н.Новгород: Изд-во Волго-Вят. кадрового центра, 1994. -24 с.
116. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. -328 с.
117. Казначеев В.П. Проблема человековедения. Москва-Новосибирск^ 1997.
118. Калашникова Е.М. Личность и общность. (Проблема идентификации). Пермь: Пермский ун-т, 1987. - 152 с.
119. Карнаухова И.В. Сказки и предания Северного края. м.: Академия, 1934. - XXXXI, 446 с.
120. Карский Е.Ф. Труды по белорусскому и другим славянским языкам. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 712 с.
121. Кн.2, 4.1. -240 с. Кн.2, 4.2.-424 с. Кн.З, 4.1.-254 с.1. Кн.З, 4.2. 207 с.
122. Князева Л.П. Нравственное воспитание детей страшего дошкольного возраста. Пермь: ПГПИ, 1974. - 117 с.
123. Ковалев С.В. Основы нейролингвистического программирования. М.: Флинта, 1999. 154 с.
124. Кожевников В.П. Методологические основы культурологии. Курс лекций. М.: Гуманит. ин-т, 1999. - 228 с.
125. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 350 с.
126. Комовская Н. Предания и сказки Горьковской области. Горький: Горьк. обл. гос. изд., 1951. - 328 с.
127. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
128. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи // Новое педагогическое мышление / Под ред.А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С.191-205.
129. Кон И.С.; Ольшанский В.Б. Социализация // Философ, энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1970. - Т.5. - С.66-67.
130. Кон. И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1980. - 269 с.
131. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. М.: МГПИ, 1963. - С.215-252.
132. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Проект. М., 2000. -13 с.
133. Корепова К.Е. Волшебный мир // Русская волшебная сказка. Антология. М.: Высшая школа, 1992. - С.5-18.
134. Корсакова Н.К, Миказде Ю.В, Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Российское пед.агентство, 1997. - 123 с.
135. Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. - 269 с.
136. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
137. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: учебник для фил. спец. ун-тов. М.: Высш. шк., 1983. - 448 с.
138. Красноженова М.В. Сказки Красноярского края. Л.: Гослитиздат, 1937.-294 с.
139. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки // Сказки. М.: Советская Россия, 1988. - кн. 1. - С.5-50.
140. Куракин А.Т.; Новикова Л.И. О системном подходе в исследовании проблем воспитания // Советская педагогика. 1970. -№ 10. -С.96-106.
141. Куракина А.Т., Новикова Л.И. Характеристика современной школы как воспитательной системы // Советская педагогика. 1981. -№ 5. - С.37-42.
142. Кутырев В.А. Разум против человека (философия выживания в эпоху постмодернизма). Н.Новгород - Москва: ЧеРо, 1999. - 230 с.
143. Лабулэ Э. Голубые сказки. М.: ТИПК-7, - 1994. - 166 с.
144. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М: Прогресс, 1990. - С.387-415.
145. Леви-Стросс К. Структура и форма // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М.: Наука., 1985. - С.9-33.
146. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. - 96 с.
147. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия // Вопросы философии-1995. № 2. - С. 110-121.
148. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.- 143 с.
149. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода // Педагогика. 1994.- № 2. - С.35-40.
150. Лихачев Б.Т. Социально-педагогические противоречия воспитания // Сов. педагогика. 1990. - № 5. - С.72-77.
151. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. -1988. №6. - С.249-258.
152. Лихачев Д.С. Народное поэтическое творчество времени расцвета древнерусского раннефеодального государства // Русское народное творчество. М.-Л., 1953. - Т.1. - С.183-184.
153. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. -147 с.
154. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1959. - 620 с.
155. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат,1991.-525 с.
156. Лупанова И.П. "Смеховой мир" русской волшебной сказки// Русский фольклор: Вопросы теории фольклора. Т. 19. - Л.: Наука, 1979. - С.65-83.
157. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988. - 139 с.
158. Мамардашвили М.К. Мысли под запретом // Вопр. философии.1992.- № 5. С.100-115.
159. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1998. - 45 с.
160. Мелетинский Е. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. -М.: Изд. вост. лит., 1958. 264 с.
161. Мельничук И. А. Использование детской литературы в экономическом воспитании младших школьников // Начальная школа. 1988. - № 5. - С.22-24.
162. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. - 429 с.
163. Миилс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка". М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 127 с.
164. Минц С.И. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия. М.: Учпедгиз, 1959. - 578 с.
165. Минц С.И. Черты индивидуального и традиционного творчества в сказках о царе Соломоне // Художественный фольклор. 1929. - № IV-V. - С.107-112.
166. Минюшев Ф. Социальная антропология. М.: Братья Карич, 1997. -190 с.
167. Молдавский Д.М. Русская сатирическая сказка // Русская сатирическая сказка в записях середины XIX начала XX века. - М.-Л.: Изд.-во АН СССР, 1955. - с.169-210.
168. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
169. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1975. - 163 с.
170. Морозова Т.И. Влияние поэтических форм языка сказок на выразительность детского рисунка // Теория и методика дошкольного воспитания. Горький: ГПИ, 1976. - Вып.2. - С.68-77.
171. Морозова Т.И. К вопросу о влиянии сказки на развитие изобразительного творчества у детей дошкольного возраста // Ученые записки. Горький: ГПИ, 1973. - Вып. 142. - С.48-63.
172. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время". М.: Знание, 1991. -80 с.
173. Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре. Вып. II. - М.: Худож. лит., 1994.- 525 с.
174. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Изд. центр "Академия", 1998.-456 с.
175. Нагишкин Д.Д. Сказка и жизнь: Письма о сказке. М.: Детгиз, 1957. - 270с.
176. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в 3-х томах. Т.1 / Издание подгот. Л.Г.Бараг и Н.В.Новиков. Москва: Наука, 1984. -511 с.
177. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах. Подготовка текста и примечания В .Я. Проппа. М.: Гослитиздат. 1957.
178. Нартов К.М. Сказка поэзия народной души // Мир психологии. -1998. - № 3. - С.103-150.
179. Нартов М. Сказка поэзия народной души //Мир психологии. - М.Воронеж. - 1998.-№9.-С.103-111.
180. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект. М., 2000. - 7 с.
181. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки . -Петрозаводск: ПГУ, 1989. 86 с.193 .Нижегородские сказки. Сост.Н.В.Морохин. Н.Новгород: Нижегород. обл. экол. центр "Дронт", 1992. - 182 с.
182. Никифоров А.И. Северорусские сказки в записях А.И.Никифорова / Изд. подгот. В.Я.Пропп. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. -386 с.
183. Никулин Н.И. Вьетнамская литература. Краткий очерк. М.: Наука, 1971.-344 с.
184. Новиков Н.В. Сказки Ф.П.Господарева. Петрозаводск: Госиздат К-ФССР, 1941.-660 с.
185. Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Советская педагогика. -1991. № 11. - С.61-64.
186. Очерки по истории педагогики. Сб. статей под ред. Н.А.Константинова. М.:Академия Пед. наук РСФСР, 1952. -755 с.
187. Павловские среды. Протоколы и стенограммы физиологических бесед. В 3-х томах: T.l. M.-JI., 1949. - 360 с.
188. Панченко A.M. Древнерусская книжность: По материалам Пушкинского дома. Сб. науч. тр. / отв. ред. Панченко A.M. Л.: Наука, 1985. - 348 с.
189. Панченко A.M. Русская культура в конце Петровских реформ /отв. ред.Д.СЛихачев. Л.: Наук, 1984. - 205 с.2Ю.Парилов И. Русский фольклор Нарыма. Новосибирск: Новосибгиз, 1948. - 232 с.
190. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб: изд-во В.А.Михайлова, 1999. - 301 с.
191. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351 с.
192. Перро Ш. Волшебные сказки. М.: Искусство, 1983. - 80 с.
193. Песни и сказки Ярославской области / Под ред.Э.В.Померанцевой.- Ярославль: Кн. изд., 1958. 360 с.
194. Петрова Е.Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. -155 с.
195. Петровский А.В. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. - 110 с.
196. Печчеи А. Человеческие качества / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-312 с.
197. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Н.Новгород: Совмести, рос.-австрал. предприятие "Ай-Кыо", 1992.-262 с.
198. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопр.психологии. 1987. - № 5. - С.70-77.
199. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. - 181 с.
200. Померанцева Э.В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977. - 118 с.
201. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - 127 с.
202. Померанцева Э.В. Русские народные сказки. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1957.-511 с.
203. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. М.: Наука, 1965. - 219с.
204. Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси, XI-XIII. Исследования, тексты, переводы / Отв. ред Лихачев Д.С. СПб.: Наука, 1992.-215 с.
205. Прима Е.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Воспитание социально-адаптированного поведения у дошкольников (методическое пособие). Н.Новгород: ННГАСУ, 1998. - 247 с.
206. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. 1964. - № 4. - С.58-76.
207. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. -364 с.
208. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб: С.-Петербургский унив-т, 1996. - 364 с.
209. Пропп В.Я. Морфология сказки. Д.: Academia, 1928. - 152 с.
210. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. - 168 с.
211. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этнография. 1964. - № 4. - С. 147-154.
212. Пропп В .Я. Русская сказка. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 335 с.
213. Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л.: Изд-во Ленинград, унта, 1955. - 552 с.
214. Пропп В.Я. Фольклор и действительность // Русская литература. -1963.- №3.-С.62-84.
215. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Сб. статей. М.: Наука, 1976.-325 с.
216. Пропп В.Я., Путиков Б.Н. Эпическая поэзия русского народа // Былины М.: Гослитиздат, 1958.-Т. 1. - С.3-24.
217. Прохоров М.М. История и мировоззрение. Научное издание. -Псков: ПОИПКЮ, 1998. 172 с.
218. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека. Монография. Н.Новгород: ВГПИ, 1999. - 283 с.
219. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред Запорожца А.В., Усовой Л.П. М.: Просвещение, 1966. - 351 с.
220. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. -М.: Педагогика, 1987. 238 с.
221. Путилов В.Н. Об историческом изучении русского фольклора // Русский фольклор. Материалы и исследования, вып.5. М.-Л., 1960. - С.56-81.
222. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949.-Т.10.-893 с.
223. Пушкин А.С. Сказки. М.: Детская литература, 1986. - 131 с.
224. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З. Неверович . М.: Педагогика, 1986. - 172с.
225. Расскажи мне сказку / Сост. Э.И.Иванова. М.: Просвещение, 1993. -463 с.
226. Рауд Э. И снова муфта, полботинка и моховая борода. Таллин: Ээести раамат, 1982. - 148 с.
227. Ребенок в мире культуры / Под общ. редакцией Р.М.Чумичевой. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558 с.
228. Родари Д. Чиполлино и другие: стихи, сказки, рассказы / Перевод с итал. СостЛ.Вершнина. М.: Дет. лит., 1984. - 414 с.
229. Родная речь. Учебник для учащихся начальной школы в трех книгах. Составитель М.В.Голованова и др. М.: Просвещение, 1996.
230. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. - 333с.
231. Рубинпггейн СЛ. Человек и мир. М.: Наука, 1977. - 191 с.
232. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: ИНФРа-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1988. - 224 с.
233. Русская волшебная сказка: Антология. М.: Высш. шк., 1992. - 525 с.
234. Русские народные сказки Урала. Свердловск: кн. изд., 1959. - 230 с.
235. Русские народные бытовые сказки Сибири. Новосибирск: Наука, 1985.-250 с.
236. Русские народные сказки в 2 т. Т. 1. - М.: Современник, 1988. - 508 с.
237. Русские народные сказки в 3 т. Т. 1. - М.: Советская Россия, 1992. -445 с.
238. Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века / Сост., вступ. ст. и коммент.Н.В.Новикова. M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1961.-396 с.
239. Русское народное поэтическое творчество. T.I. М.-Л: Изд-во АН СССР. 1953.- 540 с., T.II, кн.2.- 1956. -515 с.
240. Русское народное творчество в Башкирии. Уфа: Башкнигоиздат, 1957. - 327 с.
241. Руткевич М.Н.; Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М.: Политиздат, 1988. - 222 с.
242. Рыбаков Б. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М. Изд-во АН СССР, 1963.-361 с.
243. Рыжов В.В. Сотрудничество и диалог как предмет педагогического общения // Культура и мир: Восток Запад. Тез. межд. научн. конф. 19-22 сентября 1995. - Н.Новгород, 1995. - С.272-273.
244. Садовников Д. Сказки и преданья Самарского края. СПб: Тип. м-ва внутр. дел., 1884. - VI. -388 с.
245. Сакулин П.Н. Русская литература. 4.1. - М.: Мосполиграф, 1928. - 206 с.
246. М.: Мосполиграф, 1929. - 639 с.
247. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -359 с.
248. Сетин Ф.И. Истории русской детской литературы, конец X 1-я половина XIX в.: Учеб. для студентов ин-тов культуры, пед. ин-тов и ун-тов по спец. № 2113. - М.: Просвещение, 1990. - 303 с.
249. Сказки / Сост. Ю.Г.Круглов. Кн.1. М.: Сов. Россия. - 1988. - 541с.
250. Сказки И.Ф.Ковалева / Записали и комм. Э.Гофман и С.Минц. -М.: Изд. гос. лит. музея, 1941. 358 с.
251. Сказки из разных мест Сибири / Под ред. М.К.Азадовского. -Иркутск: Иркутск, гос. ун-т, 1928. 172 с.
252. Сказки Магая / Элиасов Л.Е. и Азадовский М.К. Л.: Гослитиздат, 1940.-337 с.
253. Сказки народов мира. М.: Детская литература, 1995. - 734 с.
254. Сказки народов Америки. М.: Детская литература, 1993. - 653 с.
255. Сказки народов мира в 10-ти томах. T.IX. М.: Детская литература, 1994. - 669 с.
256. Т.Х. М.: Детская литература, 1995. - 607 с.
257. Сказки родного края / Составитель, автор вступительной статьи и примечаний В.Н.Морохин. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1978. - 208 с.
258. Сказки русских писателей. М.: Детская литература, 1994. - 733с.
259. Сказкин М.А. Сказки. Горький: Горьк. обл. гос. изд. - 1952. - 344 с.
260. Смирнов А. Сборник Великорусских сказок Архива Русского географического общества. Вып. I-II. - Пг., 1917. - 990 с.
261. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. 1994. - № 6. - С.5-16.
262. Смирнова Е.О., Утробина В.Т. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. 1996. - № 3. - С.5-14.
263. Современная западная философия: Справочник. М.: Политиздат. -1991. -414с.
264. Современная западная социология. М.: Политиздат, - 1990. -432с.
265. Современное гуманитарное знание и социальная практика в поисках новой парадигмы. Йошкар-Ола, 1997. - 216 с.
266. Соколов Б., Соколов Ю. Поэзия деревни. Руководство для собрания произведений устной словесности. М.: Изд-во "Новая Москва", 1926. - 166 с.
267. Соколов Б., Соколов Ю. Сказки и песни Белозерского края. Пг: Отд. рус. яз. и слова АН. - 1915.-CXVIII, 665 с.
268. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Класс, 1997. - 160 с.
269. Соколов Э.В. Культура и личность. JL: Наука, 1972. - 228 с.
270. Социальные ориентиры изменяющегося общества: Сб/ Отв. ред. В.З.Роговин. М.: Ин-т социологии РАН, 1999.
271. Социальные ориентиры обновления: общество и человек / Под общ. ред. Т.И.Заславской. М.: Политиздат, 1990. - 446 с.^
272. Стрелкова Л.П. Уроки сказки / Рассказы, сказки, задания для детей и родителей. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1990. - 124 с.
273. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-яй: Обучение эмоциональной культуре дошкольников и младших школьников. М.: Интерпракс, 1994. - 230 с.
274. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991. - 205 с.
275. Субетто А.И. Общественный интеллект: социогенетические механизмы развития и выживания / Дисс. в форме науч. докл. докт. филос. наук. Н.Новгород, 1995. - 57 с.
276. Субетто А.И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). М.: Издательская фирма "Логос", 1992. -202 с.
277. Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: в 3 т: Т.П. М.: Педагогика, 1980.-383 с.
278. Сухомлинский В.А. О воспитании. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1979.-270 с.
279. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988.- 269 с.
280. Тамбовский фольклор / Под ред. Ю.М.Соколова и Э.В.Гофман. -Тамбов: Тамбовская правда, 1941. 324 с.
281. Танкова Н.С. Добрым молодцам урок // Литература в школе. -1999.-№2. С.51-59.
282. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.27. М.: Терра, 1992. - X, 764 с.
283. Тонков В. Фольклор Воронежской области. Воронеж: Обл. кн. изд-во, 1949. - 292 с.
284. Тонкова Н.С. Добрым молодцам урок // Литература в школе. -1999. № 2. - С.51-59.
285. Трубецкой Е. "Иное царство" и его искатели в русской народной сказке// Искусство кино. 1992. - № 1. - С.95-97.
286. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Канон, 1995. - 480 с.
287. Трубецкой Е.Н. Избранное. М.: Канон, 1997. - 478 с.
288. Тудоровская Е. Некоторые черты доклассового мировоззрения в русской народной волшебной сказке // Русский фольклор. Материалы и исследования. Вып.5. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - С.102-127.
289. Тудоровская Е. О классификации волшебных сказок // Советская этнография.- 1965.- № 2. С.57-66.
290. Тудоровская Е.А. Проблема взаимоотношений народных верований и сказки // Советская этнография. 1974. - № 4. - С. 112119.
291. ЗЮ.Тумилевич Ф.В. Русские народные сказки казаков-некрасовцев. -Ростов-на-Дону: Росиздат, 1958. 269 с.
292. ЗП.Тумилевич Ф.В. Сказки казаков-некрасовцев. Ростов-на-Дону: Росиздат, 1945. - 120 с.
293. Успенский Э. Общее собрание героев повестей, рассказов, стихотворений и пьес (в 10-ти томах). СПб: Торговое издательство товарищество "Комета", 1993. - Т. 4.- 172 с.
294. З.Ухтомский А.А. Уловить содержание и смысл бытия. Из неопубликованного // Психол. журн. 1994. - Т. 15. - № 2. - С. 137-140.
295. ЗН.Ушинский К. Рассказы и сказки. М.: Детская литература, 1986. -159 с.
296. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2.- М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1948. - 656 с.
297. Т.6.- М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1949. 448 с.
298. Т.8.- М.-Л.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950. 776 с.
299. Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. -Л.: Наука, 1990. С.168-177.
300. Федотов Е.В. Основы социально-психологической культуры: Учебное пособие. Н.Новгород: ННГУ, 1993. - 104 с.
301. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 206 с.
302. Филиппов Ю.В. Социализация этноса. Н.Новгород: НГАСУ, 1997. - 88 с.
303. Филиппов Ю.В. Этнос как субъект этнической социализации. Дис. . канд. философ, наук. Н.Новгород, 1998.
304. Филиппова Л.В. Социализация личности и педагогическая деятельность общества. Дис. . канд. философ, наук. Пермь, 1984. -300 с.
305. Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А. Социальная педагогика как интегральная наука о личности. Пермь: Издв-о Пермского ун-та, 1993. - 257 с.
306. Филонов Г.П., Черенкова С.В. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. 1993. - № 1. - С.33-38.
307. Фирсова A.M., Кольцова И.Н. Судьба сборника А.Н.Афанасьева "Народные русские сказки" в контексте времени и религии. Тезисы докл. "Христианство в истории человечества". Н.Новгород, 2000. -С.421-423.
308. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир восходящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. Общая ред. и предисл. М.С.Мауковского, М.: Центр общечеловеческих ценностей. - 1992. - 511 с.
309. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье/Под ред.В.К.Котырло. М.: Педагогика, 1987. - 141 с.
310. Фортунатова В.А. Человек в мире культуры. Учебн. пособие. -Н.Новгород, 1998. 98 с.
311. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. - 239 с.331 .Харитонова О.Н. Что есть красота и почему ее обожествляют люди? // Литература в школе. 1999. - № 2. - С.84-88.
312. Харузина В.Н. Прошлое: Воспоминание детских и отроческих лет. М.: Новое лит. обозрение, 1999. - 556 с.
313. Харчев А.Г. Социология воспитания. О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. - 220 с.
314. Хейзинг Й. Хомо-луденс. Хаарлем, 1938. М.: Прогресс, 1992. - 458 с.
315. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1999. - 608 с.
316. Циванюк Н. Некоторые особенности восприятия сказки детьми 3-4 лет // Дошкольное воспитание. 1974. - № 6. - С.41-45.
317. Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Сб. статей / Под общей ред. Б.Г.Ананьева. Л.: ЛГУ, 1971. - 199 с.
318. Чернышев В. Сказки и легенды Пушкинских мест. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. -343 с.
319. Чисгов К. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М.: Наука, 1964. - 10 с.
320. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М.: Учпедгиз, 1955. - 367 с.
321. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Детгиз, 1963. - 383 с.
322. Шварцман К.А. Философия воспитания: критический анализ немарксистских концепций. М.: Политиздат, 1989. - 208 с.
323. Шепель В.М. Поиск новой парадигмы воспитания // Советская педагогика.- 1991.- № 7. С.53-58.
324. Шики Гейл. Возрастные кризисы, ступени личностного роста. -СПб.: Питер, 1999. 436 с.
325. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971.- 223 с.
326. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. -384 с.
327. Школьник Т.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. 1994. - № 5. - С.34-36.
328. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. -238 с.
329. Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1992. - 112 с.
330. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. Пер. с нем. М.: Парсифаль, 1994. - 80 с.
331. Штайнер Р. Социальное будущее. Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1993. - 239 с.
332. Шулындин Б.П. Философия и современное общество. Монография. Н.Новгород: ННГУ, 1992. - 200 с.
333. Щедровицкий Г.П. Игра и "детское общество" // Дошк. воспитание. 1964. - № 4. - С.74-77
334. Щедровицкий П.Г. Что будегг со школой? // Первое сентября. -1994.- № 35. С.2.
335. Щуркова Н.Е. "Философия жизни" в школе: Метод, материал к учебному курсу человековедения. М.: Новая школа, 1994. - 47 с.
336. Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.: 1989.
337. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. - 304 с.
338. Эльконинова Л.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников // Мир психологии. Москва-Воронеж, 1998. - №3 (15) июль-сентябрь. - С. 123-135.
339. Эльконинова JI.И. Роль сказки в психическом развитии дошкольников //Мир психологии. М.-Воронеж, 1998. - № 9. - С. 123135.
340. ЗбО.Эльконинова Л.И., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действия // Вестник МГУ, сер. 14: Психология. 1993. - №2. - С.62-69. 361.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / ред.А.В.Толстых. -М.: Прогресс. - 340 с.
341. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка. М.: Академия, 1998.-256 с.
342. Ядов В.А. Анализ социального и индивидуального // Вопр. психологии. 1979. - № 1. - С.125-126.
343. Якобсон С.П. Психологические проблемы этнического развития детей. М.: Педагогика, 1984. - 143 с.
344. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки //Журнал практического психолога. 1998. - № 5.1. C.36-49.
345. Яркина Т.Ф. Критика идейных позиций буржуазной педагогики и школы. М.: Знание, 1976. - 45 с.
346. А.J.Greimas. A la reche des modeles de transformation. A.J.Greimas. Semantigue stucturale. Reeherche de methode, 1966.
347. Bandura A. Social Learnin gtheory and identificatory processuc, in.
348. D.A.Coslin (Ed.), Handbook of socialization theory and research, Chicago: Rand MeNaly, 1969.
349. Crim Br. Die Kinder und HausmSrchen. - Berlin: Kinderbuchverl, 1979. - 224 s.
350. Habermas J. Stichworte zur Theorie der Sozialisation / Kultur und Kritik. Frankfurt am Main, 1973.
351. Heinz W. Sozialisationsforschung: Auf der Suche nach einer Theorie / Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie, Heft 1,1994.
352. Herrellmann К. Sozialisation, Lebenslauf und Gesundneit. In: Gesund heitswissenschaften. Nordhein-Westfalishes Forschungsverbund. S.17.
353. Hundertmark Y. Soziale Erziehung im Kindergarten. Klettbuch. Verlag: Volk and Wissen, Berlin, 1994. 152 p.
354. Jank W., Meyer H. Hermeneutik-SchusselberifF der Geisteswissenschafteijhen Padagogik // Didaktische Modelle, 1994. -S.110.
355. Klein E. Das Marchen-Nahrung oder Gift fur Kinderseelen II Das Kind im Vorschulalter. Stuttgart: Ura^chhaus, 1989. S.79-97.
356. Kukartz W. Sozialisation und Erziehung. Essen, 1969.
357. Liihti M. Das Marchen. Stuttgart, 1971. S.5.
358. Luthi, Das Marchen. Stuttgart: Metzler, 1996. 136 s.
359. Malatesta C.Z. The role of emotions in the development and organisation of personality. In. R.Thompson (Ed). Socioemotional Development.- Nebraska Symposium on Motivaton. 1990. - P.l-56.
360. Michael Argy/ and Peter Trower. Person to Person: ways of communicating. London, Harper and Pow, publishers, 1979. - 127 p.
361. Petermann U, Petermann F. Training mit sozial unsicheren Kindern:
362. Einzeltraining, Kindergruppen: Elternberatung. Weinheim: Beltz, 1991; Soziale Erziehung im Kindergarten. Klettbuch. Verlag: Volk and Wissen, Berlin, 1994. 210 c.
363. Soziale Intergration in der Schule (Hans-Jorg Fenner, K.Heinents, R.Kretschmann; et al. Hrsg; Beate Minsel, W.Klaus Roth. Urban Schwarzenberg, 1978.
364. Sozialisation und Persanalisation / Hrsg. G.Wurzbachtr: Stuttgart, 1979.
365. Uber Marchen fur Kinder von heute. Weihheim Basel, 1983, - S.206.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.