Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат философских наук Бирюков, Виктор Юрьевич

  • Бирюков, Виктор Юрьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.14
  • Количество страниц 198
Бирюков, Виктор Юрьевич. Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации: дис. кандидат философских наук: 09.00.14 - Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология. Санкт-Петербург. 2013. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бирюков, Виктор Юрьевич

Введение.

Глава 1. Основные подходы к исследованию нетрадиционных религиозных сообществ в России.

1.1. Понятие и типология нетрадиционных религиозных сообществ в современной России.

1.2. Теоретико-методологические основы анализа социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ в России.

Глава 2. Специфика социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ зарубежного и отечественного происхождения.

2.1. Социокультурная адаптация НРС зарубежного происхождения (на примере Церкви Саентологии).

2.2. Социокультурная адаптация НРС отечественного происхождения (на примере Церкви Последнего Завета).

Глава 3. Проблема конфликтности нетрадиционных религиозньга сообществ в Российской Федерации.

3.1. Анализ потенциала конфликтности НРС в России.

3.2. Конфликтность и дезадаптация НРС как предмет правового и религиоведческого описания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации»

Актуальность темы исследования. Социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ (НРС) является существенной проблемой для любых государств, где возникают такие религиозные объединения. Заметное расхождение их учений и практик с исторически сложившимися в той или иной стране религиозными традициями порождает целый спектр сложных ситуаций правового, социально-психологического и мировоззренческого характера. Поэтому научный анализ оснований и содержания социокультурной адаптации НРС, а также выявление возможного потенциала их конфликтности представляет не только академический интерес для наук, изучающих религии, но и практическую потребность.

В Российской Федерации заметное увеличение числа новых религиозных сообществ, отличающихся от носителей исторически сложившихся конфессиональных традиций, начало происходить в последние десятилетия XX века. В конце 1990-х годов миссионерский отдел Московской Патриархии опубликовал справочник, в котором дана характеристика 101 группы и объединений такого рода1.

Близки к этому и более новые данные православных составителей сборника информационно-аналитических материалов «Знакомство с сектами в современной России». Со ссылкой на средства массой информации они указывают, что в стране «действуют до 5000 различных сект, в которые вовлечены около 3-х миллионов российских граждан»". По оценке

1 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера:

Справочник / Миссионерский отдел Московской Патриархии. Информационно-аналитический вестник № 1. 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д, 1998. "* Знакомство с сектами современной России: Сборник информационно-аналитических материалов. Часть первая: Основные представления о религии и сектах. Псевдохристианские секты России / Ред.-сост. Стороженко А.И., Яковлева В.В. - СПб., 2007. С. 67.

Российской Ассоциация центров изучения религий и сект (РАЦИРС), контингент НРС исчисляется приблизительно в 600-800 тыс.,человек; из них 300 тыс. отводится неопятидесятникам, до 150 тыс. Свидетелям Иеговы, 10 тыс. саентологам, до 5 тыс. мунитам".

В религиоведческой исследовательской литературе высказывается мнение о том, что со второй половины 1990-х гг. общий рост НРС в России остановился, численность большинства из них стабилизировалась или стала постепенно снижаться4. По мнению М.Ю. Смирнова, даже позитивная динамика каких-то религиозных новообразований вовсе не свидетельствует об их сколько-нибудь весомой доле в религиозном спектре Российской Федерации. В целом же, феномен нетрадиционных религий, включая НРС, являет собой довольно небольшой сегмент религиозной жизни современной России. Эмпирически необоснованным и явно идеологически конъюнктурным будет утверждение, что НРС заполнили духовное пространство страны и вытесняют традиционные религиозные направления5.

Феномен нетрадиционной религиозности стал предметом изучения с XIX века, когда в протестантской среде появились адвентисты, мормоны и иеговисты и некоторые другие сообщества, отличавшиеся от «классического» протестантизма. В современной литературе термин «нетрадиционная религиозность» чаще употребляется в узком смысле, который фиксирует значительное отличие от господствующей религиозной традиции6.

В нашей стране проблема «нетрадиционных религий» рассматривается такими авторитетными исследователями-религиоведами, как М.П. Мчедлов,

3 Заявление РАЦИРС по поводу реальной численности членов сект в России. 11 октября 2006 г. //http://subscribe.ru/archive/religion. apologia/200610/13162853.html

4 Эгильский Е.Э., Матецкая A.B., Самыгин С.И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: Учебное пособие. - М., 2011.С. 101.

5 Смирнов М.Ю. Будущее новых религиозных движений в России: неопределенность перспективы // Религия как социальный институт / Отв. ред. Е. С. Элбакян. - М., 2011. С. 200-211.

6 Например, см.: Рыжов Ю.В. Новая религиозность в современной культуре: Автореф. дне. . доктора культурологи. - М., 2007. С. 21.

Е.Г. Балагушкин, П.С. Гуревич, J1.H. Митрохин, Л.И. Григорьева и др. По мнению Е.Г. Балагушкина (1999), нетрадиционные религии характеризуются как типичная альтернатива господствующей религиозной традиции, выражающая в форме новой религиозной идеологии конфронтацию с существующем социальным строем. Л.И. Григорьева (2002) рассматривает нетрадиционные религии как такие новообразования, которые демонстрируют полный разрыв с исторической религиозной традицией, создавая при этом качественно новые религиозные доктрины.

Более жесткую позицию по отношению к нетрадиционным религиям занимают православные авторы, например, А.Л. Дворкин и A.B. Кураев. Так, сектовед А.Л. Дворкин (1998) рассматривает нетрадиционные религии как зарубежного, так и отечественного происхождения как тоталитарные секты. По его мнению, подобные секты имеют выраженный деструктивный характер и используют определенные техники манипулирования сознанием своих приверженцев с целью формирования у них состояния зависимости от религиозной группы и ее руководства.

Существующие взгляды на проблему нетрадиционной религиозности отражают разные отношения к ней в нашей стране. Сторонники либеральной позиции, полагающие, что все религиозные организации должны иметь равные права и возможности, часто обвиняются в лоббировании интересов, выходящих за пределы проблемы религиозной свободы и направленных на размывание традиционных устоев государства и общества. В свою очередь, сторонники ужесточения государственной политики по отношению к НРС получают обвинения в религиоведческой некомпетентности, в пренебрежении нормами международного права и действующей Конституции Российской Федерации, в ангажированности интересами Русской Православной Церкви. В различных вариациях эти упреки, ярлыки и обвинения звучат на многочисленных судебных процессах, митингах и пикетах, научных конференциях и просто в бытовом общении.

Общественность и органы государственного управления все большее внимание уделяют возможному деструктивному воздействию редигиозного фактора на личность, общество и государство, выражающемуся в создании и развитии религиозных объединений, противопоставляющих себя остальному социуму и представляющих реальную угрозу как для входящих в них членов, так и для остальной части общества.

Важно подчеркнуть, что при наличии многочисленных монографий, диссертаций, статей, сборников докладов и выступлений, посвященных исследованию НРС, освещение получили, в основном, отдельные стороны этого явления, тогда как в целом задача разработки комплексной системы оценки социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ до сих пор исследователями не ставилась. Следствием этого является отсутствие соответствующей методологии и прикладного инструмента оценки социокультурной адаптации этих сообществ.

Несовершенство существующей системы учета преступлений не позволяет составить объективную картину последствий возможной дезадаптации НРС в нашей стране. Ведущаяся в органах МВД статистика не предполагает выделение ритуальных убийств в отдельную категорию, что, в свою очередь, не позволяет однозначно утверждать о религиозном следе в преступлении, за исключением случаев признания своей вины обвиняемым. Большая же часть преступлений, совершенных по религиозным мотивам, вообще оказывается вне поля зрения правоохранительных органов в силу чрезвычайной сложности проведения следственных, а тем более предупредительно-профилактических мероприятий в закрытых сообществах НРС.

В то же время, в каждой из экстремистских и террористических акций, имевших религиозную мотивацию, присутствовали признаки конфликтности НРС, позволяющие с очень высокой вероятностью прогнозировать противоправные проявления. Обладая такой информацией, большинство преступлений можно было либо предотвратить, либо минимизировать нанесенный ущерб. То есть изучение проблемы социокультурной адаптации НРС и их потенциала конфликтности имеет не только теоретическое, но и крайне важное практическое значение.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время имеется вполне обширная литература, исследовательская и публицистическая, посвященная новым и нетрадиционным религиозным движениям, иностранным и отечественным. Особо следует отметить труды отечественных религиоведов, посвященных НРС, действующим на территории России (Е. Г. Балагушкин, Н. С. Гордиенко, JL И. Григорьева, С. М. Дударенок, С. И. Иваненко, И. Я. Кантеров, JI. Н. Митрохин, М. Ю. Смирнов, Н. А. Трофимчук, Б. 3. Фаликов и др.).

Значительную роль при изучении и осмыслении НРС в плане потенциала их деструктивных проявлений играют труды А. Баркер, С. Хассена, A. JI. Дворкина, Р. М. Коня.

Однако большинство исследований, в основном, посвящено истокам и смыслу НРС, тенденциям их религиозного поиска, их формам существования и типологии, самосознанию их участников; затрагиваются и сюжеты зарубежной религиозной экспансии, конфликтности действий некоторых НРС. Гораздо в меньшей степени и поверхностно рассматривается проблема социокультурной адаптации НРС.

Объектом исследования в диссертации являются нетрадиционные религиозные сообщества в современной России, как пришедшие в страну извне, так и зародившиеся на ее территории.

Предмет исследования — социокультурная адаптация нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации на примере организаций зарубежного и отечественного происхождения.

Целью исследования является раскрытие оснований и содержания социокультурной адаптации нетрадиционных религиозных сообществ в нашей стране, а также выявление возможного потенциала конфликтности и путей противодействия их дезадаптации.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы ведущих специалистов, прежде в,сего российских, по вопросам религиоведения, включая психологию и социологию религии, а также по теории и практике взаимоотношений государства и религиозных объединений. Автором использовались теоретические положения о характере нетрадиционной религиозности, психологии религиозного сознания, принятые в отечественной и зарубежной философско-религиоведческой мысли.

В работе применен междисциплинарный подход, обеспечивающий комплексность изучения социокультурной адаптации и деструктивных проявлений нетрадиционных религиозных сообществ. Основными методами исследования являются контент-анализ литературы и документов НРС, анализ вторичных данных, группировка данных и системный анализ.

Эмпирической базой исследования послужили данные Министерства юстиции Российской Федерации о зарегистрированных религиозных организациях, открытые данные Главного информационного центра МВД России, материалы комплексных религиоведческих исследований, материалы судебных процессов в отношении некоторых религиозных объединений, данные Всероссийской переписи населения, а также материалы личного архива автора, собранные в процессе контактов с руководителями и активистами нетрадиционных религиозных сообществ Северо-Западного региона России.

Научная новизна исследования выражается в следующих положениях:

1. Проведена классификационная работа по типологии нетрадиционных религиозных сообществ в Российской Федерации; в качестве типологических разновидностей НРС выделены и получили научное описание новые религиозные движения зарубежного и отечественного происхождения.

2. Раскрыты конкретные методики и средства привлечения членов в ряды НРС на территории Российской Федерации.

3. Впервые в российской научной литературе дан комплексный анализ способов социокультурной адаптации НР.С в условиях нашей страны (на примере Церкви Саентологии и Церкви Последнего Завета).

4. Выявлены потенциальные факторы дезадаптации и основные проявления конфликтности НРС в российском обществе. Разработана система признаков, по которым возможно выявить деструктивные проявления нетрадиционных религиозных сообществ

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость заключается в расширении представлений о причинах возникновения и распространения НРС на территории нашей страны, раскрытии способов их социокультурной адаптации. Концептуальная трактовка НРС как специфической формы проявления религиозного и социального опыта верующих в постиндустриальном обществе развивает религиоведческий подход в исследовании нетрадиционной религиозности. Результаты анализа оснований социокультурной адаптации НРС позволяют определить место и роль этих сообществ в российском религиозном пространстве.

Практическая значимость состоит в следующем: а) материалы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании и при разработке спецкурсов по религиоведению, социологии религии, социальной философии, культурологи. б) выводы диссертации могут быть полезными в исследовательской практике при планировании мониторингов, исследований отдельных видов НРС и религиозных процессов в обществе; в) положения диссертации могут найти применение в сфере подготовки и переподготовки кадрового состава органов власти, при принятии управленческих решений в области социальной и культурной политики, касающейся религиозной жизни населения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Перспектива существования нетрадиционных религиозных сообществ на территории Российской Федерации тесно связана с их социокультурной адаптацией.

2. Специфика социокультурной адаптации НРС в условиях нашей страны (рассмотренная на примере Церкви Саентологии и Церкви Последнего Завета) определяется целями и содержанием их деятельности по распространению своих религиозных учений и увеличению числа последователей.

3. Проведенное исследование деятельности НРС зарубежного и российского происхождения в целом позволяет говорить о позитивной динамике происходящих адаптационных процессов. НРС стремятся привести свое организационное присутствие и осуществляемую деятельность в соответствие действующему законодательству Российской Федерации.

4. Выявлены общие механизмы в социокультурной адаптации НРС зарубежного и российского происхождения. Ведущим из них является формирование таких религиозных установок, которые были бы в целом созвучны принятым в обществе представлениям о нравственном благополучии и социальной стабильности. Большинство НРС пропагандируют здоровый образ жизни и организуют благотворительную помощь — лечение от алкоголизма, наркомании, поддержка в местах лишения свободы.

5. Проблемным аспектом существования НРС в России является возможное расхождение объективной потребности их последователей в социокультурной адаптации с конкретными особенностями идеологии и религиозных практик, принятых в этих сообществах.

НРС зарубежного происхождения в нашей стране используют отработанные в системе транснациональных компаний методы продвижения своих идей на «рынок духовных услуг», что вызывает сомнение в их религиозном характере и конфликтную реакцию со стороны конфессий, имеющих длительную историю существования в .России.

6. При осуществлении государственного управления в отношении к НРС главной целью должно являться предупреждение, либо локализация негативных тенденций. С помощью представленной в диссертации системы признаков возможно выявить потенциал конфликтности в учениях и практиках НРС на ранней стадии их проявления. Эффективность этой работы зависит от уровня религиоведческой компетенции всех ее участников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», Бирюков, Виктор Юрьевич

Заключение

Проблема существования на территории Российской Федерации нетрадиционных религиозных сообществ тесно связана с их социокультурной адаптацией. Проведенное нами исследование деятельности НРС зарубежного и местного происхождения в целом позволяет говорить об успешности социокультурной адаптации НРС в РФ, о чем свидетельствует значительное количество действующих организаций, заметное число их последователей, а также немногочисленность случаев прекращения их деятельности. В то же время эмпирически необоснованным и явно идеологически конъюнктурным будет утверждение, что НРС заполнили духовное пространство страны и вытесняют традиционные религиозные направления.

К факторам, способствовавшим появлению религиозных новообразований в России, следует отнести, прежде всего, начавшийся с середины прошлого века кризис, переживаемый мировыми религиями. В христианской среде этот кризис усиливается, затрагивая не только католическую и протестантскую, но даже наиболее консервативную, а потому и более устойчивую православную Церковь. Выражается он не только в том, что христианство постепенно снижает свое влияние на политические и социальные мировые процессы, но и в том, что оно теряет и часть своих сторонников-верующих и даже свои кадры — священнослужителей.

В России появлению НРС способствовал распад СССР, а затем и развал политической, экономической и идеологической системы государства. К тому же в условиях инфляции, безработицы, роста преступности, разрыва связей между поколениями многие люди разочаровались в светских идеологиях, в их способности обеспечить преобразование общества в интересах большинства населения. Эти и другие противоречия порождают потребность в целостном, стабильном мировоззрении, коцтуры которого, разумеется, различаются в зависимости от социального положения, профессии, возраста и т. д. Почти все действующие в России религиозные новообразования предлагают собственные проекты радикального переустройства мира. Как правило, эти рецепты исправления людей и общества отличаются простотой и доступностью, что делает их особенно привлекательными.

Важной причиной некоторого успеха распространения ряда НРС в нашей стране явилось то, что с исчезновением социалистического государства, а вместе с ним идеологического господства основанного на материализме мировоззрения, появились условия реанимации идеологии религиозной. Распространению новых религиозных сообществ в России в немалой степени благоприятствовала и возобладавшая в церковно-государственных отношениях и в средствах массовой информации установка на религиозный плюрализм как фундамент реальной свободы совести и непременное условие отнесения государства в разряд демократических.

Еще одной важной причиной, объясняющей ту легкость, с которой НРС проникают в социокультурную ткань общества, является отсутствие у населения знаний о религии, ее смыслах, исторической и политической роли в обществе. По-своему оказывает влияние и форсированное насаждение религиозной идеологии, вплоть до претензий некоторых конфессий на монополию — определенный контингент верующих уже не готов к безусловному подчинению такой монополии, ищет для себя другие пути духовной самореализации.

Широкому распространению на территории России в XX - начале XXI столетия нетрадиционных религий способствовала активная деятельность зарубежных миссионеров, воспользовавшихся изменением правовой базы, содержащей возможность привлечения в религиозные организации любого количества людей.

В обществе, находящемся в состоянии духовного кризиса и нестабильности, наступивших на первом этапе перестроечных процессов в России, нетрадиционные религии сумели стать для многих людей достаточно действенной формой нейтрализации стрессовых факторов.

Все перечисленное можно назвать наиболее общими основаниями социокультурной адаптации НРС в России.

К ним следует добавить и особенные факторы, способствующие успешному внедрению отдельных религиозных организаций в духовную сферу нашей страны. Так, Церкви Саентологии помогает объявленная Л.Р. Хаббардом привлекательная цель, которая состоит в том, чтобы сделать человека способным жить лучшей, согласно его собственной оценке, жизнью, жить вместе с другими и играть в лучшую игру. А социокультурной адаптации Церкви Последнего Завета способствует сформулированное в «Слове Виссариона» учение о трудовой морали и этике благих дел, которые рассматриваются в качестве главного условия духовного развития личности и критерия ее религиозной веры: сила духовная растет в труде, «веры без дел не сыщите», «о душе человеческой и ее спасении можно судить только по реальным делам человека — "делам плоти", о силе веры — по благотворным деяниям человека».

Социокультурная адаптация НРС зарубежного и местного происхождения имеют много общего. И те, и другие пытаются привлечь в свои организации как можно больше людей и объявляют свой собственный путь спасения их душ. «Спасение» при этом обещают только тем, кто примкнет к данной Церкви, остальные же на вечную жизнь могут не рассчитывать. И тем и другим Бог финансово-экономически не помогает, поэтому, нуждаясь в финансовой поддержке, они разными способами изыскивают средства для своего существования. И те, и другие занимаются распространением своих религиозных учений, а для успешности адаптации пропагандируют здоровый образ жизни и прибегают к благотворительной деятельности — лечат от алкоголизма, наркомании, помогают заключенным.

Проще этим заниматься НРС зарубежного происхождения, так как они получают большую финансовую и юридическую поддержку из-?а рубежа, где располагаются их штаб-квартиры.

Многие НРС выражают недоверие разуму, выступают против науки и технического прогресса, частично или полностью отказываются от медицинских услуг. Какие-то из зарубежных, да и отечественных НРС практикуют методики манипуляции сознанием, к защите от которой общество сегодня не готово.

Все НРС отстаивают свое право на жизнь в противостоянии с традиционными Церквями, главным образом с РПЦ.

Помимо общего, в деятельности зарубежных и отечественных НРС есть и отличия. Так, НРС зарубежного происхождения под благовидным предлогом или без него создают целую сеть своих школ, курсов, университетов, центров, церквей (или «залов царств») и т. д. Как правило, эти учреждения создаются с помощью и на средства центрального органа, находящегося в большинстве случаев на территории США. Зарубежные страны и международные организации прикладывают немало сил и средств для укоренения в нашей стране зарубежных НРС. В отличие от НРС отечественного происхождения, зарубежные НРС защищают свои права на российских и международных конференциях и съездах по правам человека и свободы совести, зачастую прибегая к помощи международных юридических организаций.

Зарубежные НРС в нашей стране используют отработанные в постиндустриальном мире методы продвижения на «рынок духовных услуг». Например, Саентологическая Церковь, использует приемы, подобные принятым в транснациональных компаниях. В отличие от отечественных НРС, зарубежные религиозные сообщества являются, по сути, своеобразными бизнес-организациями, для которых среди ведущих целей — получение прибыли. Имея значительные финансовые потоки, формирующиеся из прибыли с заводов, недвижимости, гостиниц, ресторанов и турфирм, НРС иностранного происхождения, стремятся улучшить свои позиции в нашей стране, прилагают усилия для продвижения сво^х интересов через контакты в высших политических эшелонах власти.

Появление в нашей стране новых НРС, особенно зарубежного происхождения, зачастую сопровождается их дезадаптацией, что неизбежно приводит к конфликтам как с государственной властью и общественностью, так и с уже существующими в стране религиозными организациями.

В ряде случаев конфликтные ситуации сопровождаются экстремистскими проявлениями и деструктивным поведением членов НРС, а также закономерной ответной реакцией правоохранительных органов.

В то же время целесообразно подчеркнуть, что асоциальные и деструктивные проявления свойственны далеко не всем объединениям данного типа. Ставить знак равенства между нетрадиционной религиозной организацией и деструктивной религиозной организацией недопустимо, как с научной, так и с моральной точки зрения. Разграничение нетрадиционных религиозных организаций в зависимости от отсутствия или наличия потенциала деструктивности представляется вопросом чрезвычайно актуальным, в первую очередь, для законопослушных нетрадиционных религиозных сообществ, которые в своей повседневной деятельности зачастую сталкиваются с безосновательным навешиванием ярлыка «тоталитарной секты» или «деструктивного культа».

С точки зрения органов власти конфликтными, на грани противоправных, являются следующие виды деятельности НРС:

1) Снятие безусловного запрета на убийство, равно как и оправдание самоубийства ради внутригрупповых целей, что изначально свидетельствует о повышенной социальной опасности этой религиозной организации.

2) Применение насилия. Инициаторами конфликтов на этой почве могут выступать как представители светских организаций, так и руководители НРС.

3) Использование руководством НРС психологических методов обработки сознания.

4) Попытки изменения общественного устройства.

5) Наличие в идеологии организации положений о превосходстве ценностей своей НРС над мирскими законами и моралью.

6) Наличие в идеологии организации положений об исключительности (избранничестве) своих членов, их превосходстве над внекультовым окружением.

7) Наличие в идеологии организации положений о возможном скором «конце света».

8) Наличие в вероучении НРС положений, согласно которым внекультовое окружение находится во власти «темных сил» (сатаны, греха, невежества).

9) Наличие в вероучении религиозной организации запрета (ограничений) на тесные (близкие) отношения своих членов с внекультовым окружением.

10) Наличие в идеологии организации запрета (ограничений) на оказание медицинской помощи для своих членов.

11) Наличие в идеологии организации запрета (ограничений) на получение светского образования для своих членов.

12) Наличие в учении НРС положения о негативных последствиях («возмездии», «каре») для адепта в случае выхода из группы.

Конфликты возникают и по поводу регистрации НРС в связи с тем, что регистрация новых религиозных организаций предполагает соответствие ряду законодательно установленных требований. Анализ существующей ситуации дает основания полагать, что в будущем наблюдаемая уже сейчас тенденция к постепенному вытеснению из правового поля таких неоднозначно воспринимаемых НРС, как «Свидетели Иеговы», Церковь Саентологии, Международное общество Сознания Кришны, Церковь Божьей Матери Державная, Церковь Объединения С.М. Муна (муниты), а также ряда других, будет только продолжена. Это может с высокой долей вероятности Привести к возникновению «резонансных» судебных процессов по запрету деятельности указанных структур, и к появлению новых законопроектов, призванных законодательно закрепить на территории России различия в правовом статусе традиционных и нетрадиционных религиозных объединений.

Проведенное исследование противоправных аспектов деятельности этих НРС показывает, что главной задачей органов власти должно являться предупреждение, либо локализация негативных тенденций этой деятельности на ранней стадии ее развития, так как такой подход является наиболее продуктивным для недопущений эскалации социально опасных процессов. В то же время особую важность приобретает реализация необходимых механизмов контроля за соблюдением права человека на свободу вероисповедания, являющегося основой для любого правового государства.

На наш взгляд для формирования механизма принятия решений в данной области необходим комплексный подход к оценке деятельности нетрадиционных религиозных сообществ.

Таким образом, важнейшей составляющей формирования механизма принятия решений в отношении сообществ нетрадиционных религий является наличие полной, достоверной и объективной информации, для получения которой необходимо качественно улучшить информационно-аналитическое обеспечение работы органов государственной власти.

Дополнительную важность рассматриваемой проблеме придает выработка мер по противодействию религиозному экстремизму, являющемуся, без сомнения, одной из опаснейших угроз современной России. В то же время, нельзя не принимать во внимание, что борьба с религиозным экстремизмом предоставляет государственным структурам дополнительные возможности, использование которых должно также являться областью повышенного контроля. Увеличение полномочий должно приводить и к увеличению ответственности чиновников за своевременное, адекватное и созидательное их применение. На практике же работающие в данной; области структуры страдают теми же, болезнями, что и весь остальной государственный аппарат.

Формирование механизма принятия решений в рамках Российского законодательства в отношении НРС должно включать проведение информационно-аналитической, организационной, а также методической подготовки, благодаря которым будут созданы условия для практической реализации государственных интересов в сфере межконфессиональных отношений с максимальной эффективностью, в связи с наличием полной, достоверной, объективной и своевременной информации об источниках угрозообразующих факторов.

Изложенная в работе оценка современного состояния государственно-конфессиональных отношений, без сомнения, имеющая потенциал для дальнейшего совершенствования, позволяет сделать мотивированный вывод о наличии или отсутствии, а также степени деструктивных проявлений, опираясь на совокупность имеющегося фактического материала. В отдельных случаях, выявленный в соответствии с предложенной методикой угрозообразующий потенциал, при прохождении установленной законом процедуры доказывания, может являться основанием для ограничения или пресечения деятельности изучаемой структуры, в соответствии с нормами Уголовного Кодекса РФ, а также иными правовыми нормами действующего законодательства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бирюков, Виктор Юрьевич, 2013 год

1. I. Официально-документальные издания

2. Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. — М.: Международные отношения, 1989.

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах от 4.11.1950 г. //Российский юридический журнал. 1997. № 1.

4. Европейский суд по правам человека. Постановление по делу «Саентологическая церковь г. Москвы против Российской Федерации» от 15.03.2007 г.

5. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1990, № 21.

6. Концепция государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации // Государство и религия в России. 2001. 27 июля.

7. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций // Аналитический Вестник / Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия 8. «Оборона и безопасность». Выпуск 28. М., 1996. С. 34.

8. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. (в ред. Федеральных законов № 45-ФЗ от 26.03.2000, № 31-Ф3 от 21.03.2002, № Ц2-ФЗ от 25.07.2002, № 169-ФЗ от 08.12.2003) // СЗ РФ. 29.09.1997. № 39. С. 44-65.

9. Т.П. Издания нетрадиционных религиозных сообществ

10. Архиепископ Иоанн Береславский. Парение над бездной. М.: «Богородичный центр», 1992.

11. Береславский В. Я. (епископ Иоанн), о. Николай (Румянцев). Исповедь поколения. М.: «Богородичный Центр», 1991.

12. Береславский В. Я. (епископ Иоанн). Откровение Божией Матери в России (1984-1991) пророку епископу Иоанну. Литургия у Голгофы. М.: Богородичный центр, 1991.

13. Береславский В. Я. (архиепископ Иоанн). Явления Божьей Матери с I по XX век / Ред.-сост. Н. Б. Пилюгина. М.: Община Православной Церкви Божьей Матери Державная, 2003.

14. Бог и мы. Принцип в основных чертах Сан Мюн Мун. / Пер. с англ. М.: Известия, 1992. - 255 с.

15. Божественный принцип: Основы учения преподобного Муна Сан Мен / Пер. с англ. / Ассоциация Св. Духа за Объединение Мирового Христианства. М.: Новый Центр, 1998. - 448 с.

16. Бхагавад-Гита как она есть. Глава 2, комментарий к тексту 20. М., 2005

17. Виссарион (Тороп С.А.). Слово Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего его Отца Небесного. М.: ТОО «Фирма Во Ир», 1993. -239 с.

18. Виссарион. (Тороп С.А.) Малая крупица слова Виссариона, являющего Последний Завет от пославшего Его Отца Небесногр. Минусинск: Источник, 1994. - 64 с.

19. Виссарион (Тороп С.А.). Последний Завет. СПб.: Изд-во «Фламинго», 1996.-487 с.

20. П.Виссарион (Тороп С.А.). Последний Завет. Повествование от Вадима. Слово Виссариона. СПб.: Изд-во Общества Ведической культуры, 1997. - 295 с.

21. Виссарион (Тороп С.А.). Последняя надежда: Обращение к современному человечеству (Об Отце и Сыне). СПб.: ОАО «Иван Фёдоров», 1999. -157 с.

22. В чем смысл жизни? / Watchtower Bible and Tract Society of New York. -Brooklyn; New York, 1993.

23. Жизнь как она возникла? / Watchtower Bible and Tract Society of New York. - Brooklyn; New York, 1992.

24. Как разрешить конфликты? Избранные статьи JI. Рона Хаббарда. Б. м.: Международная Церковь Саентологии. 2003. 12 с.

25. Кришнамурти Д. Начало познания. СПб.: «Профит-стайл», 2006. - 272 с.

26. Лавей А. Ш. Сатанинская Библия / Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. -Б. м.: Unholy Words F. О. D., 1997. 192 с.

27. Ли Хунчжи. Фалуньгун. Пособие по теории и практике самосовершенствования человека / Пер. с кит. Днепропетровск: Дриант, 2006. - 103 с.

28. Мария Дэви Христос (Цвигун М.) Учение Марии Дэви Христос: Наука о Свете и его трансформациях. Основные формулы. М.: ЮСМАЛОС, 1993. -80 с.

29. Мария Дэви Христос. Наука о свете и его трансформации. Киев; М.: Крипто-Логос, 2003.

30. Новоапостольская вера: вопросы и ответы. Франкфурт-на-Майне, 1996. -152 с.

31. Организованно проводить наше служение / Watchtower Bible and Tract Society of New York. Brooklyn; New York, 1990.1. V J

32. Ротх P. Трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги. М.: Maharishi Vedic University, 1994.24. Рыцарь Веры. 1992. № 8.

33. Саентология. Религиозное признание в Европе и других частях света. Церковь Саентологии. СПб., 2008. - 26 с.

34. Саентология: Теология и практика современной религии. Справ, работа предоставлена Международной Церковью Саентологии / Пер. с англ. -Копенгаген: Нью Эра Пабликейшенс, 1998. 287 с.

35. Создание человеческих способностей: настольная книга для саентологов п. 9 и 10. Кодекс чести. New Era, 2007.

36. Сторожевая башня. 2001. 1 марта. С. 16.

37. Ты можешь жить вечно в раю на земле / Watchtower Bible and Tract Society of New York. Brooklyn; New York, 1989.

38. Хаббард JT.P. Инструктивное письмо OXC от 7 февраля 1965 года «Сохранение действенности Саентологии».

39. Хаббард JI.P. Саентология. Основы мысли. / пер. с англ. М.: Изд. группа Нью Эра, 1998.

40. Хаббард J1.P. Как «продавать Саентологию». Гуманитарный центр Хаббарда, 2003.

41. Хаббард JI.P. Саентология: новый взгляд на жизнь. Copenhagen, 2007.

42. Хаббард JI.P. Настольная книга для преклира. Copenhagen, 2007.

43. Церковь Саентологии., 2012 // http://www.scientologynews.org/pres-sreleases/churchopenings/index.html?view=all

44. Что от нас требует Бог? / Watchtower Bible and Tract Society of New York. -Brooklyn; New York, 1993.

45. Что такое Саентология. Всесторонний справочник по самой быстрорастущей религии в мире. М.; Тверь: New Era, 1998.

46. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук: Траст. 1990.

47. Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам. Первая песнь, часть 1. гл. 9, ком. к тексту 49. Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.

48. Шримад Бхагаватам. Песнь 1, ч. 1,2, гл. 13, комментарий к тексту 24. М., 2000.41.10смалос. Газета Института Души «Атма». Экстренный выпуск. М.: «Вектор», 1993.

49. Юсмалос. Газета Института Души «Атма». М.: «Вектор», 1993, №11.1.. Исследования

50. Александрова Н. Н. Будущее религии в России в контексте НРД: социально-психологические основания // Будущее религии в Европе / Под ред. И. X. Максутова, О. К. Горевой. СПб.: Алетейя, 2010. С. 260-269.

51. Анти-саентология. Критика доктринальных основ и технологий хаббардизма / Ред.-сост. А. А. Скородумов, А. Н. Швечиков. Гл. ред. А. И. Субетто. СПб.: Изд. центр Госуд. морского техн. ун-та, 1999. - 306 с.

52. Астапова С.М. Формы существования новых религиозных движений как основа их классификации //Власть. 2010. № 1. С. 82-85.

53. Астахова А.С. Новые религиозные движения в трансформирующемся российском обществе: социальные процессы интеграции и изоляции: Автореф. дис. канд. соц. наук. Казань, 2011. - 26 с.

54. Астахова Л.С. Нетрадиционные религиозные движения и культы: кризис идентичности. Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 156 с.

55. Атак Д. Капкан безграничной свободы // Капкан безграничной свободы. Сборник статей о сайентологии, дианетике и Л. Р. Хаббарде / Под ред. А. Л. Дворкина. М.: Издательство Братства Святителя Тихона, 1996.

56. Бажан Т.А. Оппозиционная религиозность в России. Красноярск: Сибирский юридический ин-т МВД РФ, 2000. - 372 с.

57. Балабанова Л. Судебная патопсихология (термины книги). М.: Изд-во «Сталкер», 1998.-432 с.

58. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах и их влияние на молодежь. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 103 с.

59. Балагушкин Е.Г. Критика идеологии и практики современного кришнаизма. М.: Знание, 1984. - 64 с.

60. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Часть 1. М.: Изд-во Института философии РАН, 1999.-244 с.

61. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: (системно-аналитический подход): Автореф. дис. . д. филос. наук. М., 2006. - 66 с.

62. Балагушкин Е.Г., Шохин В.К. Религиозный плюрализм в современной России. Новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России: Социология, этнология. 2006. Т. 15. № 2. С. 62-78.

63. Баркер А. Новые религиозные движения / Пер. с англ. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. - 282 с.

64. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с анг., ред. и вступ. ст. В. Л. Иноземцова. М.: «Academia», 1999.

65. Белов A.B. Секты. Сектанство. Сектанты. М.: Наука, 1978. - 150 с.

66. Берснев П. В. Философия сайентологии и религиозно-философские учения Востока (формирование и распространение учения Рона Хаббарда) // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. 2004. № 1. С. 162-173.

67. Богданов В. А., Лисовский В. Т. Новые религиозные движения: отклонение или норма? // Вестник С.-Петерб. ун-та. 1995. Сер. 6. Вып. 4 (№ 27). С. 6571.

68. Богданова O.A. Нетрадиционные религиозные движения в России: истоки и смысл // Гуманитарные и социально-экономические науки. М., 2000. № 2. С. 23-33.

69. Богословский М.М. Саентологическая религия // Свобода совести в России: исторический и современные аспекты. СПб., 2009. С. 65-81.

70. Богословский М.М. Государство и Церковь в современной России // Жизнь. Безопасность. Экология. 2010. № 3-4. С. 93-99.

71. Большой психологический словарь / Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. -М.: Олма-пресс, 2004.

72. Большой толковый психологический словарь: Пер. с англ. / Сост. Артур Ребер. М.: Вече; ACT, 2003. - 590 с.

73. Бурьянов С.А., Мозговой С.А. Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства с религиозными объединениями? // НГ Религии. 2001. 24 октября.

74. Вагина Н. Б. Криминологическая характеристика религиозной среды: особенности преступности и нетрадиционные технологии подчинения лидеру организации адептов-последователей: Автореферат дис. . канд. юр ид. наук. М., 2003. - 16 с.

75. Василенко М. М. Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект: Автореф. дис . к. юрид. н. Саратов, 2006. 16 с.

76. Васильева Е. Н. Типология «Церковь-секта» Вебера Трёльча и ее развитие в западном и отечественном религиоведении: Автореф. дис. . канд. филос. наук. - М., 2008. - 23 с.

77. Вебер М. Протестантские секты и дух капитализма / Пер. с нем. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 273-306.

78. Вебер М. Социология религии. (Типы религиозных сообществ) / Пер. с нем. // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 78-279.

79. Вилке А. Я. Во что верят члены нетрадиционных религиозных молодежных групп // Криминологи о неформальных молодежныхобъединениях: Круглый стол издательства «Юридическая литература». -, М.: Юридическая литература, 1990. С. 143-158.

80. Внешняя политика США: принципы формирования и закономерности развития / Под общ. ред. О. А. Колобова. Н. Новгород: ИСИ ННГУ, 2008.

81. Волков E.H. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. -М.: Фолиум. 1996. № 2. С. 87-93.

82. Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. М.: Фолиум. 1996. № 3. С. 76-82.

83. Волков Е. Н. Социально-психолого-экологический подход к гуманитарной экспертизе (на примере саентологической доктрины и организации) // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2001. Вып. 1.

84. Воронкова О.В. Нетрадиционные религии в России: философско-религиоведческий анализ: Автореф. дис. . канд. филос. н. Ростов н/Д, 2009. - 24 с.

85. Гордиенко Н.С. Новые религиозные культы. Религия в системе духовной культуры. СПб.: Веды, 1995. - 37 с.

86. Горичева Т. Об обновленчестве, экуменизме и «политграмотности» верующих. (Взгляд русского человека, живущего ца Западе). СПб.: Изд-во «Сатис», 1997.

87. Григорьева Л.И. Церковь Последнего Завета («секта Виссариона Христа Минусинского») // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. Материалы конференции / Отв. ред. М.Н. Геншина. - М.: Рудомино, 1999. С. 75-88.

88. Григорьева Л.И. Религии «нового века» и современное государство. Социально-философский очерк. Красноярск: СибГТУ, 2002. - 399 с.

89. Грусман Я.В. Новые религиозные движения как социокультурный феномен современного российского мегаполиса: Автореф. дис. . канд. соц. наук. СПб., 2007. - 19 с.

90. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? Критические очерки М.: Политиздат, 1984. - 302 с. с. 87.

91. Гурский В.В. Религиозный экстремизм как деструктивный феномен // Антропология деструктивпости / П.Е. Суслонов, A.A. Исаев, А.Г. Кислов и др. Екатеринбург: Урал. Юрид. ин-т МВД России, 2012. С. 76-82.

92. Дворкин А.Л. Введение в сектоведение: Уч. пособие. Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 1998. - 457 с.

93. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород: Издательство братства во имя князя Александра Невского, 2000. - 693 с.

94. Дерягина Е.Э. Вайшнавизм: процессы трансформации и модернизации в России на рубеже XX-XXI вв.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2009.

95. Деструктивные психотехники: Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Пер. с англ. под ред. И. Мцтрофановой. СПб.: Экслибрис, 2002. - 224 с.

96. Деятельность саентологов. Справка // РИА Новости, 20.03.2008.

97. Дзяпшина М. Н. Тоталитарные сектантские организации и их влияние на социальное поведение молодежи: Автореф. дис. . канд. соц. наук. — М., 2006. 24 с.

98. Димитрова Е. А. Уголовная ответственность за организацию религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Красноярск, 2004. - 16 с.

99. Дмитриев О. В., Фокин М. С. Сектантство: уголовно-правовые аспекты: Учебное пособие. Омск: Изд-во Омск, ун-та, 2002. - 161 с.

100. Дударенок С.М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. - 532 с.

101. Ембулаева JI. С. О некоторых факторах и тенденциях деятельности нетрадиционных культов в России // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 5. С. 43-47.

102. Еремина З.А. Социальная деятельность нетрадиционных религиозных организаций в современной России: Автореф. дис . канд. филос. наук -Тула, 2007. 22 с.

103. Еремичева Г.В. Тенденции религиозного поиска и новые религиозные движения (на примере Церкви Христа в Санкт-Петербурге) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII. № 3. С. 174-192.

104. Жуков А. В. Церковь Объединения: вероучение, идеология и практика / Автореферат дис . канд. филос. наук СПб., 1995. - 18 с.

105. Забияко А. П., Кобызов Р. А. Церковь сайентологии: краткая характеристика // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. Благовещенск; М., 2004. № 2. С. 131-135.

106. Заболотнева B.B. Социальные учения новых религиозных движений: теоретико-методологические основы исследования // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. Т. 3. С. 113-120.

107. Заявление РАЦИРС по поводу реальной численности членов сект в России. 11 октября 2006 г. // http://subscribe.ru/archive/religion. apologia/200610/13162853.html

108. Звягинцева O.B. Самосознание нетрадиционных религиозных сообществ в современной России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Ставрополь, 2004. - 16 с.

109. Иваницкий А. Анализ масштабов распространения и деятельности новых религиозных организаций в Санкт-Петербурге // Миссионерское обозрение. Белгород, 1997. № 11. С. 15-21.

110. К 25-летию образования саентологической группы в г. Ленинграде // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 7. Сб. статей / Редкол.: М. И. Одинцов (пред.) и др. СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2009.

111. Казицына-Тьюнисон О. Ю. Дианетика в Ленинграде в 80-90-е годы XX столетия. Воспоминания // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2 / Сост. и общ. ред. Е. Н. Мельниковой, М. И. Одинцова. М.: РОИР, 2005. С. 516-527.

112. Кантеров И .Я. Современные нетрадиционные религии и культы // История религии: В 2 т. Т. 2 / Под общ. ред. И. Н. Яблокова. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Высшая школа, 2007. С. 644-672.

113. Кантеров И .Я. Новые религиозные движения: Введение в основные концепции и термины. Владимир: Изд-во Владимир, ун-та, 2006. - 360 с.

114. Каптеров И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М.: Б. .и. (МГУ), 2006. - 472 с.

115. Кантеров И.Я. Символы, церемонии, обряды и праздники Церкви Саентологии // Свобода совести в России: исторический и современные аспекты. Вып. 7. СПб., 2009. С. 37-64.

116. Капкан безграничной свободы: Сб. статей о саентологии, дианетике и Р. Л. Хаббарде / Под ред. А. Л. Дворкина. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996,- 160 с.

117. Капышев А., Колчигин С. Философия Грядущего (Истинный Путь Человека). Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. - 184 с.

118. Кирсанова В.Г. Психологические особенности членов нетрадиционных религиозных организаций: Автореф. дис . канд. псих, наук М., 2005. -18 с.

119. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.: Наука, 1973.-256 с.

120. Колосковская С. «Хаббардизация» всей страны // Смена. М., 1996. № 1. С. 180-191.

121. Колотов В. Н. Институты «новых религий» как инструмент управления конфликтом//Международные процессы. 2004. № 3 (6). С. 96-105.

122. Кондратьев Ф.В. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема. Белгород: Изд. Миссионерского отдела Московского Патриархата, 1999.

123. Конь Р. М. Введение в сектоведение. Н. Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. - 496 с.

124. Коридан Б. Маньяк или мессия Рон Хаббард. М.: Ультра Культура, 2004.

125. Кравчук В. В. Новые религии в современной России и проблема экстремизма // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2004. № 1-2. С. 169-176.

126. Кривельская H.B. Религиозная экспансия против России. М.: Регионы России, 1998.- 149, с.

127. Кривельская Н. В. Секта: Угроза и поиск защиты. М.: Фонд «Благовест», 1999.-268 с.

128. Кудрявцев А. И. О проблемах правового регулирования деятельности иностранных и нетрадиционных религиозных организаций в Российской Федерации // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 5. С. 33-36.

129. Кузнецова Т.Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан-Мен Муна. 2-е изд. М.: МАК Центр, 1999 - 377 с.

130. Кузьмин А. В. Деструктивные формы социализации молодежи в нетрадиционных религиозных организациях и сектах // Известия Саратов, ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т. 11. Вып. 1. С. 16-23.

131. Кукушкин Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2003. -21 с.

132. Куликов И.В. Метастазы оккультизма в системе образования. М.: «Паломник», 1999. - 96 с.

133. Куликова Г. Саентология — религия или коммерция? // Религия и право. М., 2001. №2. С. 10-17.

134. Куприянов Ф. А. Государственный контроль за религиозными объединениями в Российской Федерации (административно-правовые аспекты) / Автореферат дис. . канд. юрид. наук М., 2007. - 16 с.

135. Кураев A.B. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? М.: Б. м., 2004.- 150 с.

136. Лифтон Р. Д. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма / Пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005. - 576 с.

137. Макдауэлл Д., Стюарт Д. Обманщики: Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей / Пер. с англ. М.: Протестант, 1993. - 224 с.

138. Макоева A.A. Становление и деятельность «церкви саентологии» и расширение ее практики на современном этапе // Научные проблемы гуманитарных исследований. М., 2009. № 9. С. 62-70.

139. Мартюшов, В.Ф. Социальная релевантность адаптации: монография. -Тверь: ТГТУ, 2005. 130 с.

140. Марченко А.Н. Государственно-церковные отношения в СССР в трудах светских и церковных исследователей XX начала XXI века // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 15. С. 164-173.

141. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести. -М.: Прогресс, 1989.

142. Мещеряков Д.А. НРД как форма религиозности в глобальном информационном обществе // Омский научный вестник. 2007. № 4. С. 102— 105.

143. Миловидов В.Ф. Новые религиозно-мистические культы // Молодежь. Религия. Атеизм. -М.: Политиздат, 1984.

144. Митрохин Л.Н. Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. - 64 с.

145. Митрохин Л. Н. Религии «Нового века». М.: Советская Россия, 1985. -160 с.

146. Мяло К.Г. Проблемы романтического сознания в молодежной «контркультуре» 60-х грдов. М., 1979.

147. Назаров В.Н. Введение в теологию. М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

148. Никитин А. Рон Хаббард и «церковь сайентологии». СПб.: Православный институт религиоведения и искусств, 2007.

149. Никитин В.Н., Обухов B.JI. Вероучения религий мира. Учебное пособие для вузов. СПб.: Химиздат. - 320 с.

150. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Московской Патриархии. Информационно-аналитический вестник № 1. 2-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д, 1998.

151. Новые религиозные культы, движения и организации в России: Словарь-справочник / Науч. ред. H.A. Трофимчук, Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.

152. Общая психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: Per Se; Речь, 2005. - 250 с.

153. Одинцов М.И. Лафайет Рональд Хаббард: биография человека // Свобода совести в России: исторический и современные аспекты. Вып. 7. СПб., 2009. С. 11-32.

154. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.-368 с.

155. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (15 августа 2000 года). М., 2000.1150 содержании понятия «религиозное сектантство» в условиях социалистического общестра // Вопросы научного атеизма. Вып. 24. М.: Мысль, 1979. С. 15.

156. Павлов П. Анализ подготовленного саентологами «дополнения-опровержения» справочника «Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера» // Миссионерское обозрение. 1997. № 11.

157. Пейкова 3. И. Об исследовании нетрадиционных конфессий // Социологические исследования. 1998. № 2. С. 128-130.

158. Пелюх Е.И. Развитие нового религиозного движения «Фалуньгун» в России (философско-религиоведческий анализ): Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2009. - 18 с.

159. Петрова Н.В. Типология религиозных организаций в контексте нетрадиционной религиозности // Нефтегазовое дело. Электронный научный журнал. 2005. // www.ogbus.ru/authors/Petrova/Petrova2.pdf

160. Петрова Н. В. Социальный контроль деструктивной деятельности новых религиозных организаций: Автореф. дис. . канд. соц. наук Уфа, 2006. -16 с.

161. Писманик М.Г. К проблеме адаптации и эволюции «новых религий» // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2010. Т. 3. С. 291— 305.

162. Питанов В.Ю. Введение в сектоведение. // http://apologet.narod.ru

163. Погасий А.К. Религиозные разделения как фактор мировой истории // Религиоведение. 2009. № 4. С. 3-15.

164. Полищук Ю.И. Влияние деструктивных религиозных сект на психологическое здоровье и личность, человека // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 93-97.

165. Понкин И. В. Возбуждение религиозной вражды: правовой анализ. М.: Ин-т государственно-конфессиональных отношений и права, 2002. -188 с.

166. Понятие тоталитарной секты: (От редакции) / Материалы международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России». Москва, май 1994 // Альфа и Омега. 1994. № 2. С. 134-137.

167. Пудовиков A.C. Расследование преступлений, совершенных членами религиозных сект: Автореф. дис . канд. юрид. наук. Хабаровск, 2010. -22 с.

168. Пфау Т.В. Личностные особенности последователей учения Виссариона // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 42-44.

169. Пфау Т.В. Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений у последователей учения Виссариона // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3. С. 186-187.

170. Рагозина Л.Г. Государственно-церковные отношения и правовое положение нетрадиционных конфессий в России: Опыт осмысления проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 1997. № 1.С. 27-31.

171. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2000. - 240 с.

172. Религиозная безопасность России: термины и определения. М.; Белгород: Миссионерский отдел Русской Православной Церкви, 1997. -160 с.

173. Религия и российское многообразие / Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. -М.; СПб.: Летний сад, 2011.

174. Рид Д.А. За кулисами Сторожевой Башни. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1998.

175. Роззак Т. Незавершенное животное. Форпост эпохи Водолея и эпохи сознания //Человек и общество. М., 1992. Вып. 4. С. 179-180.

176. Романов А. В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. Обнинск: Принтер, 2000. № 1-2. С. 35-40.

177. Романова Е.Г. Новое религиозное объединение Ананда Марга в странах Дальнего Востока и в России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 2007. - 22 с.

178. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху «постмодернизма» глазами христианского публициста//Вопросы философии. 1991. № 5.

179. Рыжов Ю.В. Новая религиозность в современной культуре: Автореферат дис. . доктора культурологи. М., 2007. - 32 с.

180. Секты против церкви (процесс Дворкина) / Составитель А.Л. Дворкин. -М.: Издательство Московской патриархии, 2000. 736 с.

181. Сиверцев М.А. (эксперт Комитетата по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). Экспертиза. Саентология: путь духовной самоидентификации. М., 1995.

182. Скородумов А. А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности: (На примере современных внеконфессиональных течений): Автореферат дис. канд. псих. наук. СПб., 1996. - 17 с.

183. Смирнов М.Ю. Новые религиозные движения в России: теоретико-социологическое измерение // Российское общество и власть: проблемывзаимодействия / Редкол.: В. Д. Виноградов (отв. ред.) и др. СПб.: Дстерион, 2004. С. 245-247.

184. Смирнов М.Ю. Специфика субкультуры новых религиозных движений // Интеллигенция в диалоге культур / Под общ. ред. Ж. Т. Тощенко. М.: Изд-во РГГУ, 2007. С. 479-492.

185. Смирнов М.Ю. Социальные функции современных нетрадиционных культов и культовых движений // Социальные функции религии в условиях модернизации общества: XXI век / Отв. ред. Е. С. Элбакян. М.: ИД «АТИСО», 2011. С. 115-126.

186. Смирнов М.Ю. Будущее новых религиозных движений в России: неопределенность перспективы // Религия как социальный институт / Отв.• ред. Е. С. Элбакян. М.: ИД «АТИСО», 2011. С. 200-211.

187. Смирнов М.Ю. Культовые движения как религиозный феномен // Шестые Ковалевские чтения / Материалы научно-практической конференции (С.Петербург, 11-12 ноября 2011 г.) / Отв. ред. Ю. В. Асочаков. СПб.: Ф-т социологии С.-Петерб. ун-та, 2011. С. 557-560.

188. Смирнов М.Ю. Социология религии: Словарь. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011 -412 с.

189. Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. IV / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М.: Университетская книга; Логос, 2006. - 366 с.

190. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д.В. Скляднева. СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2002.

191. Ткачева A.A. «Новые религии» Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 216 с.

192. Тоненкова М.М. Социология духовной жизни будущей России. М., 20Q1.-272 с.

193. Тоффлер А. Третья волна / Пер. с англ. М.: «Аст», 1999.

194. Трёльч Э. Церковь и секта / Пер. с нем // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. -М.: Аспект-Пресс, 1996.

195. Трофимчук H.A. Чего добиваются борцы с новыми сектами? // Религия и право. 1999. №5.

196. Трофимчук H.A., Свищев М. П. Экспансия: секты как инструмент политического влияния. М.: ЭКМО, 2000. 354 с.

197. Фаликов Б.З. Новые религиозные движения: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. 2001. № 2. С. 8-11.

198. Фаликов Б.З. Культы и культура: от Елены Блаватской до Рона Хаббарда. М.: Издат. центр РГГУ, 2007 - 265 с.

199. Фаликов Б.З. Сайентология: от научной фантастики к химерам новой религии // Наука и религия. 2011. № 2. С. 40^-5.

200. Филатов С.Б. Новые религиозные движения — угроза или норма жизни? // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / Отв. ред. и сост. С.Б. Филатов. М.; СПб.: Летний сад, 2002. С. 401^149.

201. Филимонов Э. Г. Нетрадиционные культы тоталитарной направленности как фактор угрозы безопасности личности и общества // Религия, церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 5. С. 37-43.

202. Филиппов Ю.В. Новые религиозные движения в России: элементы культурно-конфессиональных традиций в новом контексте: (Постановка проблемы) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2001. №4. С. 160-169.

203. Филькина A.B. Этнографический метод в исследованиях новых религиозных движений: Автореферат дис. . канд. соц. наук. М., 2009. -23 с.

204. Филькина A.B. Опыт отечественных исследователей новых религиозных движений: проблема формирования исследовательской позиции // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010. № 1 (9). С. 17-28.

205. Филькина A.B. Этический аспект в исследованиях новых религиозных движений: сопоставление опыта отечественных и западных социологов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 73-78.

206. Фромм Э. «Дианетика»: Искателям сфабрикованного счастья / Пер. с англ. и послесловие А. М. Руткевича // Человек. 1996. № 2. С. 54-57.

207. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа // Контроль сознания и методы подавления личности. Минск.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. С. 444-448.

208. Хассен С. Освобождение от психологического насилия. СПб.: Прайм -Еврознак, 2001. - 126 с.

209. Хвыля-Олинтер А. И. Религиозно-духовная безопасность (методическое пособие для служащих органов государственной власти и местного самоуправления Белгородской области). Белгород, 2004. - 69 с

210. Царевский А.Н. Роль христианских религиозных движений во внешней политике США на современном этапе // Вестник Пермского университета. Сер.: Политология. 2011. № 1. С. 114-126.

211. Чеснокова И.А. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность / Автореф. дис. . канд. псих. наук. — М., 2005. 22 с.

212. Шаров В.Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 2-е изд., доп. СПб.: Нестор, 2005. - 242 с.

213. Шевцов Е.В., Кириленко Г. Г. Культура и молодежь: феномен молодежной субкультуры и новые религиозные движения. ,- М.: Ин-т международных социально-гуманитарных связей, 2004. 378 с.

214. Шиптенко С. «Новое религиозное движение»: проблема определения и классификации // Теократия. Научно-популярный журнал. М., 2003. № 1 (5). С. 46-61.

215. Шлопак В.Г. Церковь Саентологии в Москве // Москва: народы и религии / Отв. ред-сост. Б.-Р. Логашова. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1997. С. 201-214.

216. Штерин М. Новые религиозные движения в России 1990-х гг. // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под. ред. К. Каариайнена, Д. Е. Фурмана. СПб.; М.: Летний сад, 2000, С. 150-181.

217. Щипков A.B. Во что верит Россия: Религиозные процессы в постперестроечной России: Курс лекций. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. -VIII, 299 с.

218. Эгильский Е.Э., Матецкая A.B., Самыгин С.И. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011. - 224 с.

219. Эдельштейн М., Митрохин Н. Экономическая деятельность РПЦ и ее теневая составляющая. М., 2000. - 189 с.

220. Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Рос. энциклопедия, 1995. - 939 с.

221. Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008.

222. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: 1998.

223. Яковлева Ю.А. Конфронтационные религиозные организации: правда и вымысел // Вестник Костром, ун-та им. H.A. Некрасова. № 1. 2009. С.193-196.

224. Яковлева Ю.А. Нетрадиционные религиозные организации и социальная среда (дисфункционадьность взаимодействия) // Общественные цаук и современность. 2009. № 3. С. 100-108.

225. Adler G. Die Jesusbcwegung. Aufbruch dcr enttaeuschten Jugend. -Duesseldorf, 1972.

226. Amstutz, M.R. Faith-Based NGOs and US Foreign Policy / M.R Amstutz // The Influence of Faith. Religious Groups and U.S. Foreign Policy / edited by Elliott Abrams. Maryland: Rowman&Littlefield Publishers, 2001.

227. Bainbridge W.S. Satan's Power: Ethonography of a Deviant Psychotherapy Cult. Berkeley: University of California Press, 1978.

228. Barker E. Responses to Cults, Sects and New religious Movements in Western Europe // http://www.rusoir.ru/news.php?action=view&id=97

229. Barret D.V. The new believers. Sects, «cults», and alternative religions. New York, 2001.

230. Becker H. P. Protestantism and Religious Differentiation (1929) // Becker H. P. Systematic Sociology: On the Basis of the «Beziehungslehre» and «Gebildelehre» of Leopold von Wiese. New York: Anchor Books; Wiley, 1932.

231. Beit-Hallahmi B. Scientology: Religion or racket? // Marburg Journal of Religion. 2003. September. P. 46.

232. Bruce S. Cathedrals to cults: the evolving forms of the religious life // Paul Heelas (hrsg.). Religion, Modernity, and Postmodernity. Oxford: Blackwell, 1998. P. 19-35.

233. Enroth R. Youth. Brainwashing and the extremist cults. Grand Rapids, 1977

234. Haack F.-W. Jugend-Religionen. Muenchen, 1979.

235. Holland C. New age religion and globalization // Sociology of Religion. 2003. Vol. 64. No 3.

236. Hexham I., Poewe K. New religions as Global Cultures. University of Calgary press. 1977.

237. International Scientology News. 2005. № 30. - P. 6, 31, 49-50.

238. Introvigne M. The Future of Religion and the Future of New Religions // CESNUR, 2001.

239. Kent S. Scientology — Is this a Religion? // Marburg Journal of Religion. 1999. July.

240. Kent S.A. Scientology and the European Human Rights Debate: A Reply to Leisa Goodman, J. Gordon Melton, and the European Rehabilitation Project Force Study // Marburg Journal of Religion. 2003. Vol., No 1. P. 56-62.

241. LaVey A. Satanic Bible. New York: Avon Books, 1969.

242. Richardson J.T., Best J., Bromley D. (Eds). The Satanism Scare. New York: Aldine de Grayer, 1991.

243. Roszak T. The Making of a Counter Culture. New York, 1976.

244. Sonntag F. Sun Myung Moon and the Unification Church. New York, 1977.

245. Scientology is a Bona Fide Religion Serving Exclusively Religious and Charitable Purposes; Hexham, Irving. The Religious Status of Scientology: Is Scientology a Religion? — University of Calgary, 1997.

246. Super Power expansion project. Clearwater: Church of Scientology Religious Trust, 2004.

247. The Flag Land Base News. 2006. Vol. IX. No 3.

248. Tillich P. Die Jugend und die Religion. Gotha, 1971

249. Wallis R. The Roud to Total Freedom. A Sociological Analysis of Scientology. -London: Heinemann, 1976.

250. Wallis R. The Elementary Forms of the New Religious Life. London: Routledge and Kegan Paul, 1983.

251. Wilson B. An Analyses of Sect Development // American sociological Review. 1959. No 6.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.