Социальные процессы в сельском районе на Дальнем Востоке России: На примере Хабаровского района тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Алешко, Владимир Александрович
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Алешко, Владимир Александрович
Введение.
Глава
СЕЛЬСКИЙ РАЙОН В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ.
СЕЛЬСКИЙ РАЙОН КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ.
СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СЕЛЬСКОМ РАЙОНЕ: ПАРАДОКСЫ
ПРОТЕКАНИЯ.
СЕЛЬСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: ТЕХНОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ В АГРЕССИВНОЙ СРЕДЕ.
Глава
СТАНОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.57 2.
ПРОТОЧНАЯ ОБЩНОСТЬ» И ОБЩИНА: ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ
ТИПОВ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ.
ОБЩИНА И ВЛАСТЬ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: ДЕФОРМАЛИЗАЦИЯ
ФОРМАЛЬНОГО.
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: НОМИНАЛЬНЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ СМЫСЛ СТРУКТУРЫ.
Глава
ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕЛЬСКОГО РАЙОНА 3.1.
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ
РЕГУЛИРОВАНИЯ.
СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИФОРМИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОЙ
САМООРГАНИЗАЦИИ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Факторы социальных рисков и модели социальной поддержки крестьянства: Вторая половина XIX - конец XX в.2004 год, доктор исторических наук Еферина, Татьяна Вячеславовна
Социальная адаптация крестьянских дворов к условиям рыночного хозяйствования2001 год, кандидат социологических наук Заикин, Андрей Вениаминович
Изменение социальной структуры населения Дальнего Востока СССР: 1923-1939 годы2008 год, доктор исторических наук Головин, Сергей Александрович
Российское село: тенденции развития в условиях трансформирующегося общества: на материале Республики Татарстан2006 год, кандидат социологических наук Миннахметов, Заудат Мидехатович
Организация местного самоуправления в районах компактного проживания малочисленных этносов2007 год, кандидат социологических наук Менделев, Натан Григорьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные процессы в сельском районе на Дальнем Востоке России: На примере Хабаровского района»
Актуальность темы исследования. Социальные трансформации уже более десяти лет происходящие в России особенно остро сказались на сельском населении страны. Сельские районы России и ранее не отличались особенно прочным социально-экономическим положением. Еще с конца 50-х годов XX века экономисты и социологи начинают говорить о кризисе в сельском хозяйстве. Отрасль становится откровенно убыточной. Страна ввозит зерно, продукты животноводства. Однако мощная государственная поддержка агропромышленного комплекса позволяла крестьянам, объединенным в колхозы, сводить концы с концами. Более того, официальная установка на «стирание границы между городом и селом» приводила к развитию сельскохозяйственных предприятий на индустриальной основе. Особенно активно этот процесс протекал в сельских районах, примыкающих к территориям больших городов.
Начиная с 90-х годов, исчезает последний оплот социальной стабильности на селе. Ослабевает государственная поддержка сельского хозяйства. Разваливаются колхозы и совхозы. Идея, что крестьянин, получив землю, превратится в «крепкого фермера» оказывается иллюзией. На одного «архангельского мужика», сумевшего создать капиталистическое сельскохозяйственное предприятие, приходятся сотни и сотни разорившихся, потерявших все российских фермеров. Низкая капитализация отрасли, сезонный характер производства и медленная отдача приводили к тому, что «фермерам» выгоднее оказывалось вкладывать деньги в «челночную» торговлю, чем в землю. Не оправдалась и надежда на то, что сельское хозяйство страны смогут поднять переселенцы из стран ближнего зарубежья. Тяжелые условия жизни, постоянные конфликты с местными властями и населением привели к тому, что многочисленные в середине 90-х сельскохозяйственные общины, состоящие из «русскоязычных» жителей бывших советских республик, исчезают. Все 90-е годы идет процесс вымывания» из села наиболее активной и молодой части населения. «Мертвые деревни» стали уже привычной реальностью Новгородской, Псковской, Калужской и других областей. Не мало таких поселений и на Дальнем Востоке. Деревни, находящиеся рядом с городами, превращаются в дачные поселки. Прочие, просто, оставляются. Особенно остро стоит ситуация в сельскохозяйственных районах Хабаровского края. Здесь и в лучшие годы сельское хозяйство не являлось приоритетным направлением экономики. Оно создавалось и поддерживалось, в качестве продовольственной базы ВПК, армии, добывающего комплекса. Основой жизни сельскохозяйственного района, особенно пригородного типа в крае становятся промышленные сельхозпредприятия. Их существование оказывалось возможным за счет значительных государственных дотаций, устойчивого рынка сбыта в лице предприятий военно-промышленного и добывающего комплекса, армейских гарнизонов. Распад ВПК, обнищание армии сделало эти предприятия убыточными. Их сокращение лишило работы большую часть сельчан, вызвало отток трудоспособного населения в города. В пригородных районах этот процесс принимал форму маятниковой миграции: проживание в сельском районе, но работа на городском предприятии. Оставшаяся часть сельчан все более выходит из разряда экономически активного населения, делая ставку на работу в собственном хозяйстве. Последнее из «подсобного» превращается в основной источник существования.
Снижение экономической роли сельского населения, сокращение его численности привело к тому, что сельскохозяйственные территории перестали представлять самостоятельный интерес для науки об обществе. И, если на территории европейской части России и в Западной Сибири село еще становится предметом исследования, то крестьянская территория Хабаровского края попадает разве только в исторические и географические работы или обзоры политологов к ближайшим выборам. Компенсировать этот пробел, показать особенности современного существования одного из типов сельского района Хабаровского края, призвана наша работа. Этим определяется ее актуальность.
Степень разработанности проблемы. История развития российского крестьянства издавна привлекала исследователей. Уже в записках В. Татищева, М. Ломоносова и Н. Карамзина содержатся интересные очерки крестьянского быта в России. Много сделали для описания и изучения крестьянского быта писатели-славянофилы С. Аксаков, Н. Погодин и другие. Яркие очерки жизни российского крестьянства оставили теоретики народничества (Н. Михайловский, А. Скобичевский, Н. Успенский и т.д.). В их работах, а также в трудах историков (Т. Грановский, В.П. Воронцов, С.Ф. Платонов и др.) содержатся важные характеристики крестьянского социума: общинность, взаимовыручка, консерватизм. Здесь же проводится исследование крестьянской общины как особого национального явления, выстраивается ее типология. Однако все эти работы обладали существенным недостатком - сильнейшей идеологической нагруженностью. Более подробное и точное описание было предпринято в конце XIX - начале XX века в ходе подготовки к правовой реформе (А. Меньшиков, В.А. Закревский, В.Д. Рубинский, Г.Е. Грум-Гржимайло и другие). Однако и здесь собственно социологические задачи не ставились. Они оттеснялись на периферию исследовательской мысли более насущными проблемами: правовыми, географо-экономическими и т.д. Важным методологическим недостатком этих работ было отсутствие дифференциации между крестьянством как особым социальным типом и сельским жителем как типом экономико-географическим. Это разделение и разработка собственно теории крестьяноведения была представлена в работах школы А. Чаянова. В этих трудах в 20-е годы XX века была заложена методологическая основа исследования сельских сообществ. Однако по политическим причинам эта традиция не получила развития в советские годы.
В период 30-х - 60-х год исследования крестьянства в России (Советском Союзе) носили весьма специфический характер. Исследовался процесс «стирания граней между городом и деревней». Лишь в 70-е - 90-е годы стали формироваться национальные школы исследования села. Возрождение этой проблематики было связано с работами Т.И. Заславской, Р.В. Рыбкиной и «новосибирской школы». Постепенно сеть исследовательских центров расширилась. Сложились самостоятельные школы в Саратове (П. Великий, И. Штейнберг и т.д.), Москве (Т. Шанин, В.П. Данилов, А. Никулин, В. Ковалев и другие). Однако специально социологический интерес здесь, по-прежнему, во многом оттеснялся экономико-географическим, юридическим и историческим аспектами проблемы.
Не баловали вниманием «крестьянский вопрос» и зарубежные исследователи. Еще в начале XX века Г. Зиммель постулировал, что социология — это наука об индустриальном обществе. На тех же позициях стояли классики американской социологии Т. Парсонс, Р. Мертон, А. Берджесс и другие. Достаточно эпизодически встречаются «крестьянские сюжеты» у П. Сорокина. В крестьянстве видели только «уходящий класс». Не случайно, английский исследователь Т. Шанин назвал свою книгу о крестьянстве «Великий незнакомец».
Интерес к крестьянству начинает возрождаться в 60-е годы в связи с исследованиями «неформальной экономики». Впервые к этой теме обратились Н. Смелзер, М. Грановеттер и некоторые другие исследователи.1 Круг реалий, рассматривающихся в рамках данного направления, постепенно расширялся. Первые исследования ориентировались исключительно на экономику отсталых стран Африки и Юго-Восточной Азии. Несколько позже в сферу неформальной экономики была включена проблематика, связанная с крестьянскими
•у хозяйствами (домохозяйствами) стран Европы и США. Исследования социальных и социально-экономических аспектов жизни крестьян показали, что это не «уходящий класс», а крайне жизнеспособная структура, ориентированная на выживание в кризисных условиях.
11 lart К. Informal Income Opportunities and Urban Employment in Ghana // Journal of Modern African Studies, 1973, vol. 11, № 1; Williamson O.E. Markets and Hierarchies N.Y.: Free Press, 1975 и др.
2 Шашш Т. Эксполярные структуры и неформальная экономика в современной России // Неформальная экономика. Россия и мир. М., 1999; De Soto Н. The Other Path: The Informal Revolution. N.Y.: Harper and Row, 1989; Scott J.C. Moral Economy of the Peasant. L., 1976 и др.
В последние два десятилетия крестьянская проблематика вновь активно поднимается в российской социологии. Здесь можно отметить работы В. Радаева, А. Леденевой, С. Барсуковой, И. Штейнберга, И. Клямкина, Ю. Плюснина, В. Исправникова, В. Виноградского, Л. Косалса, Б. Миронова, О. Фадеевой и многих других. В рамках этих - отечественных и зарубежных -исследований оформилось особое направление неоинституционализм.3 В рамках этого направления были даны социологические описания сельских сообществ Юга России, ряда центральных областей, Западной Сибири.
Однако дальневосточное крестьянство продолжает оставаться неизвестным для социологии. По большей части им интересуются экономисты, историки, этнографы. Особенности его жизни, социальной и властной структуры еще не вошли в оборот социологии. Связано это и с удаленностью территории. Но, не в последнюю очередь, это связано с особыми, отличными от других характеристиками, которые мы и попытаемся представить в настоящей работе. Особенно ярко эти особенности проявляются в сельских районах, расположенных вблизи больших городов, где проблемы села сопрягаются с проблемами, порожденными промежуточным статусом территории. Эта промежуточность делает социальные процессы, протекающие в районе, более видимыми и фиксируемыми. В качестве образца такого полу аграрного района мы и рассматриваем Хабаровский сельский район.
Таким образом, цель исследования - выявление особенностей протекания социальных процессов, связанных с возрождением и разрастанием «неформальной» сферы социального взаимодействия в одном из основных типов сельских районах Дальнего Востока России, определение механизма регулирования этих процессов. Задачи исследования: - выявить и описать особенности формирования социальной структуры одного из типов сельских районов (пригородного) на Дальнем Востоке России;
3 De Soto Н. The Other Path: The Informal Revolution. N.Y.: Harper and Row, 1989.
- определить и описать характер социальных процессов в данном типе сельского района в период радикальных социально-экономических трансформаций;
- выделить элементы «неформальной» структуры, обеспечивающей устойчивость сельского сообщества в нестабильных социально-экономических условиях;
- выявить возможности для организации эффективного взаимодействия формальных и неформальных структур в рамках сельского района.
Объект исследования - Хабаровский сельский район Хабаровского края. Предмет исследования — процесс трансформации социальной структуры в Хабаровском сельском районе Хабаровского края, как пример социальных процессов, протекающих в одном из основных типов сельских районов Дальнего Востока России.
Эмпирическая база исследования состоит из материалов формализованного опроса по проблемам социального самочувствия, проводимого в 2001/2002 гг. под руководством автора (п = 800). Данных официальной статистики по социально-экономическому и демографическому положению в Хабаровском районе Хабаровского края за период с 1990 по 2001 годы. Статистические данные и данные опроса проверялись и уточнялись через включенное наблюдение (2002-2003 гг.) и серию неформализованных экспертных интервью (п=15).
Методология исследования Характер целей и задач исследования, а также состав эмпирической базы определили тип применяемой методологии. В качестве методологической основы исследования использовалась концепция эксполярных социальных структур Т. Шанина. В его работах описывается социальная (сетевая) структура крестьянского социума ориентированная на выживание в максимально сложных социальных условиях, но не предполагающая развития и инновации. В работе использовались методологические экспликации из экономических работ А. Чаянова, предполагающих рассмотрение крестьянства как особого социально-экономического и социокультурного типа. Важным методологическим источником исследования выступает теория сетевых структур (Network), разрабатываемая с 50-х годов в рамках теории управления и с успехом применяемая сегодня в социологических описаниях.
В качестве методов сбора эмпирических данных выступали методы формализованного опроса, неформализованного экспертного опроса, для обработки вторичных данных использовались статистические методы. Новизна исследования:
- впервые в современной социологической литературе описан сельский, пригородный район Дальнего Востока России как особое социальное образование;
- выявлены особенности стратификационной структуры дальневосточного сельского района (псевдоурбанистическая), расположенного в пригородной зоне и его трансформации в ходе социально-экономических реформ;
- выделены и описаны социальные противоречия между сетевым способом организации социума и формальной институциональной структурой специфичные для дальневосточного сельского района, расположенного вблизи большого города и ориентированного на взаимодействие с городом; способы и уровни их преодоления;
Положения, выносимые на защиту:
- Особенностью формирования дальневосточной социальной структуры является ее «проточность». Под «проточной» социальной структурой мы понимаем социальное образование с относительным балансом положительной и отрицательной миграции и несформированным «социальным ядром».
- В силу своей «проточности» социальная структура дальневосточного сельского сообщества изначально оказалась в сильнейшей зависимости от формально-властных структур.
- В советские годы социально-экономическая структура сельского (пригородного) района формировалась с целью создания продовольственной базы для предприятий ВПК города Хабаровска, армии. Она воспроизводила «индустриальную», профессионально-статусную структуру стратификации, мало соотносясь с «традиционными» представлениями о сельском быте. Такая структура поддерживалась государственными и ведомственными ресурсными вливаниями и была ориентирована на их получение.
- Распад системы ВПК и сокращение объема государственных дотаций привел к разрушению социально-экономической структуры сельского района, поставил его жителей в ситуацию выживания.
- В этот момент актуализируются наиболее архаические сетевые типы социального взаимодействия, оказавшиеся в состоянии обеспечить выживание населения и восходящие к традиционному быту крестьянской общины.
- Подобные структуры основаны на отношениях доверия и веры и поддерживаются актами символического обмена, дарения, «отсроченной услуги» и участия в рисковых обстоятельствах друг друга. В их рамках институциализируются внутренние механизмы саморегуляции и контроля.
- Возрождение общинно сетевых структур, их ориентация на выживание и самосохранение вступили в противоречие с формальной властью, ориентированной в настоящее время на развитие. Для преодоления этого противоречия в условиях продолжения реформ и сохранения неустойчивости возникает необходимость совмещения в одном лице формальных и неформальных социальных ролей.
- В работе рассматриваются различные уровни выделенных противоречий и их решения (местный, территориальный, краевой, государственный).
Теоретическая значимость заключается в расширении наших знаний о социальных структурах, возникающих в условиях радикальных трансформаций в России. Введение в научный оборот информации о специфике социальных процессов, происходящих в сельских (пригородных) районах Дальнего Востока России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации легли в основу программы социально-экономического развития Хабаровского района. Выводы диссертации могут быть использованы в процессе подготовки специалистов в области социальной работы, менеджмента.
Апробация. Основные результаты исследования были доложены в ходе международной научно-практической конференции «Экономика информационного общества в региональном контексте» (Хабаровск, 2002), на конференции преподавателей ДВЮИ ХГТУ (Хабаровск, 2003). Положения диссертации опубликованы в 2-х работах, общим объемом 6,5 п. л. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии, социальной работы и права Хабаровского государственного технического университета.
Структура диссертации определяется спецификой темы и логикой изложения материала. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, 8 параграфов, заключения, библиографии и приложений, содержащих статистические таблицы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Коррупционные взаимодействия и их влияние на социальные процессы: на примере Хабаровского края2010 год, кандидат социологических наук Мошкина, Ирина Васильевна
Политика сельскохозяйственного переселения и ее реализация на юге Дальнего Востока СССР: Середина 40-х - середина 60-х гг. XX века2005 год, кандидат исторических наук Пискунов, Сергей Александрович
Государственное регулирование миграционных процессов на юге Дальнего Востока России в 20-30-е гг. XX в.: Исторический опыт2005 год, кандидат исторических наук Лескова, Татьяна Анатольевна
Миграция сельского населения Центрального Нечерноземья (1945 - 1985 гг.)2003 год, доктор исторических наук Горбачев, Олег Витальевич
Миграция сельского населения Центрального Нечерноземья, 1945 - 1985 гг.2003 год, доктор исторических наук Горбачев, Олег Витальевич
Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Алешко, Владимир Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, Хабаровский сельский район выступает как весьма специфическое и, вместе с тем, типичное социально-территориальное образование. Его специфика заключается в расположении вблизи большого города и включенность в жизнедеятельность этого города. Основу хозяйства района и в советские годы и в настоящее время составляли не столько колхозы или индивидуальные домохозяйства, сколько сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Более того, за годы реформ количество населения, занятого в сельском хозяйстве сократилась с 23% до 10 % от трудоспособного населения. Этим обстоятельством определилась и острота трансформационного процесса. Как и в городе, в Хабаровском районе в 90-е годы произошло резкое падение производства. Однако здесь, в отличие от краевого центр, гораздо уже было пространство для маневра, выше издержки.
Если следовать данным официальной статистики, то население района сегодня поставлено на грань выживания. Наиболее активные трудоустраиваются в городе, сокращая и без того скудные налоговые поступления в районный бюджет. Сам бюджет менее, чем на треть основывается на собственных ресурсах. Оставшиеся в районе влачат жалкое существование, получая зарплату (в среднем, около 3 тысяч рублей), не позволяющую даже оплатить коммунальные услуги. Однако здесь и заключено противоречие. При резком падении доходов растет спрос на валюту. Покупка долларов США возрастала в 2000/2002 году на 1,5 % в месяц. Идет активное жилищное строительство («мясницкая улица» в Переяславке). Все это делает утверждение о падении реального уровня жизни достаточно спорными. Более того, разрыв между уровнем официальной (фиксируемой статистикой) заработной платы и демонстрируемым уровнем потребления все увиличивается. Представляется, что здесь и был задействован сетевой механизм социальной адаптации. При этом он активно использовал как возможности сельского района (подсобное хозяйство, охота, рыбалка, обмен продуктами и т.д.), так и возможности большого города. Механизм социальной адаптации принимался традиционный сельский (общинные сети, основанные на взаимоподдержке), но круг вовлекаемых ресурсов был существенно шире, чем в «традиционном» сельском районе. Это позволило успешно пережить трудные времена 90-х годов.
Однако, возникшие социальные структуры, оказываются самодостаточными. Они не нуждаются и не принимают никакого внешнего управляющего воздействия. Нет для них необходимости и в легальном самоуправлении, основанном на «писаном» праве. Неформальные лидеры не спешат занять кресло главы муниципального образования и, тем более, не стремятся подчиниться кому-либо другому. Сходные процессы мы можем наблюдать и в иных типах социально-территориальных общностей. Здесь, особенно в сельских районах, социальные сети тоже оказываются основным инструментом спасения. Выход здесь представляется двояким. С одной стороны, необходимо задействовать административные рычаги, разъяснение смысла самоорганизации, возможности эффективного хозяйствования, ориентированного не на выживание, а на развитие. С другой стороны, необходимо предпринять усилия, аналогичные тем, которые были предприняты в начале XX века в Российской империи. В тот период на государственном уровне было предпринято исследование и кодификация «обычного права» крестьян, той моральной основы, на которой базируются социальные сети. Если это «право» будет положено в основу функционирования муниципалитетов, то реформа может получить шансы на успех, а сельские районы России - надежду на возрождение.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Алешко, Владимир Александрович, 2004 год
1. Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация: введение в интерпретативную социологию-СПб.:Издательство «Алетейя». 1999.-265с.
2. Абрамова М.О. Эффект привыкания как фактор, сдерживающий рост социальной напряженности.// Исторические корни российской ментальности: Мат. Всеросс. научн. конф.,-Томск: Изд-во НТЛ, 2002-С. 191-196.
3. Абрамян А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983. С. 55.
4. Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности. // Теоретические и методологические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 79, 80.
5. Адкок Ф. Мосли Д.Ж. Дипломатия в античной Греции-Лондон, 1975. С. 121.
6. Александров А.И., Кузнецов Э.В. Вызов закону XXI века. М., 1998. С. 121.
7. Ахиезер А. Хозяйственно-экономические реформы в России. Pro et contra: Три века отечественных реформ. М.- 1999. С. 41-66.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа Прогресс, Универс, 1994.- 616с.
9. Баткин Л.М. Итальянский гуманистический диалог XV века. М.: 1999. С. 210.
10. Ю.Бахофен И.Я. Материнское право. Лондон.: 1861.С. 261.
11. П.Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. М.: Просвещение. 1977. т. I, С. 65.
12. Бляхер Л.Е. Региональные варианты фискальной мифологии. // Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики-М.: МВШСЭН, 2002. С. 161-166.
13. Бляхер JI.E. Изменение поведения экономически активного населения в условиях кризиса. М., 2000.ж
14. Бедность в России: Государственная политика и реакция населения / Всемирный банк реконструкции и развития / Под ред. Д. Клугмана. Вашингтон, 1998.
15. Бодрийяр Ж. Система вещей.-М.: «Рудомино», 1999. С. 11.
16. Бочаров В.В. Антропологическая наука и общество // Журнал социологии
17. Ф и социальной антропологии.2000. т. 3. №1
18. П.Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2000. С. 152.
19. Бочаров В.В. Власть и символ в культуре общества // Символы и атрибуты власти. СПб., 1996. С. 15-37.
20. Бочаров В.В. Иррациональность и власть в политической культуре России // Потестарность. СПб., 1997. С. 175-197.
21. Бочаров В.В. О культурно-психологических истоках русскогототалитаризма // Угол зрения. Отечественные востоковеды о своейстране. М., 1992. С. 182-207.
22. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке.(статья первая) // Психологический журнал. 1991. №6. Т. 12. С. 5-6.
23. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: от истоков права к мировоззрению М., 1998. С. 82.
24. Вазари Дж. Избранные жизнеописания наиболее знаменитыхживописцев, ваятелей и зодчих М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО
25. Издательство ACT», 2001.- 732с.
26. Вальденфельс Б. Мотив чужого Мн.: Пропилеи, 1999 - 176с.
27. Варывдин В.А. Гражданское общество. // Социально-политический журнал. 1992, №8. С. 22-23.
28. Васильев М. А. Основы нормотворчества в муниципальных образованиях: естественные начала и правовые императивы. Обнинск: Институт муниципального управления. 2001. - 108 с.
29. Вебер М. Объективность познания в области социальных наук и социальной политики // В кн.: Культурология. XX век: Антология. М.: Юрист, 1995. С. 567-573.
30. Великий незнакомец: Крестьяне и фермеры в современном мире/ под редакцией Т. Шанина: М.: Издательская группа «Прогресс» -«Прогресс-Академия», 1992. - 432 с.
31. Вико Дж. Основания новой науки. М. -К.: «REFL-book» - «ИСА», 1994. С. 110.
32. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // В кн.:
33. Витгенштейн J1. Голубая книга.-М.: Дом интеллектуальной книги, 1999— 128с.
34. Витгенштейн JI. Философские исследования. М.: Гнозис, 1995. С. 83.
35. Винчи JI. да. Избранные произведения: Переводы, статьи, комментарии. Т.Н. СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.: «OJTMA-ПРЕСС», 1999-479с.
36. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. С. 109-111.
37. Власть и общество в постсоветской России: новые практики и перспективы/ под ред. Т.И.Заславской. М.: МОНФ, 1999. 322с.
38. ВорожейкинаТ.Е. Государство и общество в России: исчерпание государственно-центричной матрицы развития. // Куда идет Россия?.Формальные институты и реальные практики.- М.: МВШСЭН, 2002. С. 34-41.
39. Вуйчич В. Понятие политической культуры. // Политическая наука на рубеже веков: Пробл.-темат. Сб. / РАН ИНИОН М., 2000 - С. 141-154.
40. Вундт В. Введение в философию. СПб., 1903. С. 37.
41. Вундт В. Метафизика. // Философия в систематическом изложении. СПб. 1909. С. 113.
42. Гайворонская Я.В. Социальная ценность права//В.сб.: Актуальные проблемы юридической науки и практики в условиях становления в России правового государства. Владивосток: ВИТ, 1997. С.8
43. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Работы разных лет.Том.2. М., «Мысль», 1977. С. 257.
44. Генон Р. Царь мира. // Вопросы философии. 1993. №3.
45. Глушаченко С.Б., Ромашов Р.А. Проблема соотношения государственных и частных интересов в политико-правовой мысли эпохи Ренессанса. // История государства и права. 2003. №2. С. 3.
46. Гоббс Т. Избранные произведения. Т. 1-2., М.: Мысль. 1964.
47. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России. // Социс, 1997. №3. С. 26.
48. Градосельская Г.В. Социальные сети: обмен трансфертами// Социологический журнал, №1, 1999.
49. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства.(Уч-к для вузов).-М.: Издательство НОРМА.,2002. С. 196.
50. Графский В.Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все еще незавершенный проект. // Правоведение. 2000. №3. С. 32.
51. Дудник О.В. Жизненные стратегии северян в условиях трансформации российского общества. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2002. 21 с.
52. Гринберг М.С. Уголовное право как феномен культуры // Правоведение, 1992. №2. С. 57.
53. Гузнов А.Г. Право как явление культуры. Дис. к. ю. н. М., 1994. С. 10.
54. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. С. 19.
55. Давид Р. Основные правовые системы современности. — М.: Прогресс, 1988. С.89.
56. Данте А. Божественная комедия: Ад. М.: Художественная литература., 1986.- 223с.
57. Демьяненко А.Н. Территориальная организации хозяйства на Дальнем Востоке России. Владивосток, 2003.
58. Деррида Ж. Голос и феномен. СПб.: Алетейя, 1999. - 208с.
59. Деррида Ж. О грамматологии. М.: AD MARGINEM, 2000. - 495с.
60. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология./ Учеб. пособие для вузов.-М.: Новая школа, 1996.-352с.
61. Доддс Е.Р. Греки и иррациональное. СПб. Университетская книга. 2000—1. С. 159.
62. Дольник В.Р. Естественная история власти. // Знание-сила. 1994. №10. С. 43.
63. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. СПб.: ЧеРо-на-Неве, Паритет, 2003.-320с.
64. Еременко A.M. Событие бытия, событие сознания, событие текста //1. Человек, 1996. №2. С. 44.
65. Жане П. История государственной науки в связи с нравственной философией. СПб. 1876. С. 92-93.
66. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. М., 2002. С. 13 — 18.
67. Жукова О.И. Мифотворчество как неотъемлемая черта российской ментальности. // Исторические корни российской ментальности: Мат. Всеросс. научн. конф., -Томск: Изд-во HTJI, 2002 С. 45-48.
68. Журнал Российского права. 2002. № 10. М.: НОРМА-ИНФРА. 180 с.
69. Жюльен Ф. Трактат об эффективности. СПб.: Универсиетская книга. 1999. С. 18.
70. Заславская Т. И. Структура современного российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 6. С.7.
71. Заславская Т.И., Шабанова М.А. Неправовые трудовые практики и социальная трансформация в России // Социологические исследования.2002. №6. С. 3-17.70.3елинский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении-Харьков, 1986. С. 16.
72. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. СПб., 1910. С. 122.72.3ильберман Б.Д. Традиция как коммуникация: трансляция ценностей,
73. Исаев И.А. Politica hermetica: скрытые аспекты власти Ь.: Юристь, 2002.—413с.
74. Исаев И.А. Символизм правовой реформы (историческая перспектива). Мат. всерос. науч. конференции «Источники (формы) права: вопросы теории и истории». Краснодар. 2002. С. 30.
75. Истон Д. Будущее постбихевиориальной фазы в политической науке.//
76. Политическая наука на рубеже веков: Пробл.-темат. Сб. / РАН ИНИОН.1. М., 2000.-С. 100-114.
77. История Дальнего Востока СССР /период феодализма и капитализма (XVII в-февраль 1917 г). Владивосток: Наука, 1983.
78. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. В 3-х томах. М.: «Наука» 1986 г.
79. Капустин Б.Г. Насилие\ненасилие как ключевая проблема политической морали. // Насилие и ненасилие: Философия, политика, этика: Мат.
80. Междунар. Интернет-конф.(15 мая-31 июля 2002 г.),/ Ин-т «Открытое общество» -М.: Фонд независимого радиовещания, 2003- С. 120-127.
81. Кассен Б. Эффект софистики.- СПб. Университетская книга. 2000. С. 69.
82. Кеннет X. Философия права. Вашингтон. 1999. С. 234.
83. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества М.: Юридическая литература, 1991. С. 9-10.
84. Кобищанов Ю.М. Полюдье: явление отечественной и всемирной истории *> цивилизации. М., 1995. С. 250.
85. Ковалевский М.М. Современный обычай. Древний закон. СПб., 1886.Т.2. С. 12.
86. Бб.Ковалевский М.М. Происхождение общественных институтов и общественной жизни. М., 1914. С. 147.
87. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право. // Государство и право. 2000. №3. С. 12.у 88.Конт О. Дух позитивной философии. СПб.- 1978. С. 78.
88. Концепция социально-экономического развития Дальнего Востока в период 1996-2005 гг. М., 1995.
89. Коржанский Н.И. Очерки теории уголовного права Волгоград, 1992. С. 22.
90. Короткова Н.В., Лассуэл Г.Д. Методология исследования проблем политики. // Политическая наука на рубеже веков: Пробл.-темат. Сб. /
91. РАН ИНИОН.- М., 2000.- С. 155-178.
92. Крадин Н.Н. Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001.- 213с.
93. Крапивенский С.Э. Социальная Философия. Волгоград, 1986. С. 106.
94. Крыгина М.В. Бессознательное как фактор российской менталыюсти. // Исторические корни российской ментальности: Мат. Всеросс. научн. конф., Томск: Изд-во НТЛ, 2002.- С. 176-180.
95. Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики М.: МВШСЭН, 2002.-352 с.9б.Кудрявцев В.Н. Закон. Поступок. Ответственность.- М.: Наука, 1986. С. 143.
96. Кулажников М.Н. Право, традиции и обычаи в советском обществе.1. Ростов-на-Дону, 1972.
97. Кулыгин В.В. Этнокультура уголовного права: Монография. Москва, Издательская группа «Юрист», 2002.- 288с.
98. Ладов В.А. Идея толерантности в философии языка. // Исторические /•> корни российской ментальности: Мат. Всеросс. научн. конф., — Томск:
99. Изд-во НТЛ, 2002.- С. 79-82.
100. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С.8.
101. Левина М.И. Система российского законодательства: теоретическая конструкция и действующая модель. // Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики М.: МВШСЭН, 2002. С. 42-51.
102. Левинас Э. Избранное. Тотальность и бесконечное. М., СПб.:
103. Университетская книга, 2000. -416с.
104. Леденева А. Блат в постсоветской России// Неформальная экономика: возможности изучения и регулирования. Спб, 2002.
105. Лейст О.Э. Сущность и исторические типы прав. / Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1992. №1. С. 101.
106. Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна.- М.: Институтэкспериментальной социологии.; СПб.: Алетейя, 1998 С. 160.
107. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 1-2, М.: Просвещение. 1960. т. II, С. 250.
108. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). СПб.: Амфора, 2001. — 349с.
109. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах //Природа. 1969. №11
110. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. С. 32.
111. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. С. 502.
112. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Таллин, 1992.
113. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния., Харьков, 1912. С. 60.
114. Мак-Леннан Дж. Первобытный брак. 1865.
115. Малахов В.П. Нормативная логика в правовом мышлении-М.,1990. С. 40.
116. Малиновский Б. Аргонавты западной части Тихого океана. Н-Й. 1922.
117. Мамардашвили М.К. О философии. // Вопросы философии, 1992.Стр. 3-9.
118. Мартышин О.В. О концепции учебника теории государства и права. // Государство и право. 2002. №8. С. 63, 65.
119. Марченко М.Н. Проблемы правопонимания в связи с исследованием источников права. // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2000. №3. С. 5.
120. Мельвиль А.Ю. Методология «воронки причинности» как промежуточный синтез «структуры и агента» в анализе демократических транзитов. // Политические исследования. 2002. №5. С. 54-59.
121. Меркель В., Круассан А. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях (I). // Политические исследования. 2002. №1. С.6.17.
122. Морган Л.Г. Системы кровного родства и родственные связи в семье. 2-е изд. Л., 1934.
123. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. -М.: Искусство, 1994. 606 с.
124. Щ 125. Мурашова С.А. Развитие отечественной традиции правопониманияв эпоху постмодерна. // История государства и права. 2003. №2. С. 4.
125. Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: AD MARGINEM -1999. 256с.
126. Наумов А.В. Механизм уголовно-правового регулирования // В сб. : Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью.— М., 1996. С.7.
127. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть: Курслекций. М., 1996. С. 91.
128. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. М. 1990. С.214.
129. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 2002. С. 447.
130. Неформальная экономика. Россия и мир. М.: Логос, 1999. - 576 с.
131. Ницше Ф. Антихрист: Проклятие христианству. Человеческое, слишком человеческое: Книга для свободных умов. — Мн.: Харвест; М.:т ACT, 2000.-240С.
132. Ницше Ф. ЕССЕ НОМО:Как становятся сами собой. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000.-222с.
133. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. — Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000.-217с.
134. Ницше Ф. Сумерки кумиров, или как философствовать молотом. О пользе и вреде истории для жизни. О философах. Мн.: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 384с.
135. Петрарка Ф., Данте А. Лирика М.: Детская литература., 1983-207с.
136. Пикуров Н.И. Уголовное право в системе межотраслевых связей. Волгоград, 1998.С.16.
137. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени.- СПб.: Алетейя, 2002.- 320с.
138. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 37.
139. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 61.
140. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 99100
141. Пресняков А.Е. Княжное право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. 1999. С. 102.
142. Прикладная социология: Уч. Пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-320 с.
143. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Л., Гослитиздат. 1938 Киев., 1956.
144. Радаев В.В. Властная стратификация в системе советского типа // Рубеж. 1991. № 1.С. 134.
145. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
146. Райкер У. Брожение 1950-х годов и развитие теории рационального выбора.// Политическая наука на рубеже веков: Пробл.-темат. Сб. / РАН ИНИОН.- М., 2000.- С. 114-121.
147. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// В кн.: Культурология. XX век: Антология.-М.: Юрист, 1995. С. 71.
148. Рикёр П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии, 1996. №4. С. 27.
149. Риччи Д.М. Трагедия политической науки.// Политическая наука на' рубеже веков: Пробл.-темат. Сб. / РАН ИНИОН- М., 2000 С. 58-62.
150. Рулан Н. Юридическая антропология. М.: Норма, 1999. С. 48.
151. Салинз М. Экономика каменного века. М.: ОГИ, 2000. С. 77.
152. Самнер-Мэн Г.Дж. Древнее право. 1861.
153. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс-Свердловск, 1990. С. 12.
154. Собрание законодательства Хабаровского края. 2003 г., №5 (10) -Хабаровск. Магеллан, 2003. 141 с.
155. Собрание законодательства Хабаровского края. 2003 г., №1 (6) -Хабаровск. Магеллан, 2003. 292 с.
156. Собрание законодательства Хабаровского края. 2003 г., №2 (7) -Хабаровск. Магеллан, 2003. 297 с.
157. Собрание законодательства Хабаровского края. 2003 г., №4 (9) -Хабаровск. Магеллан, 2003. 528 с.
158. Собрание законодательства Хабаровского края. 2003 г., №3 (8) — Хабаровск. Магеллан, 2003. 379 с.
159. Собрание законодательства Хабаровского края. 2003 г., №6 (11) — Хабаровск. Магеллан, 2003. 222 с.
160. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.-688 с.
161. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1933.
162. Социально-экономическое положение городов и районов Хабаровского края. 1990-2001 гг.: Стат. Сб. / Хабаровский крайкомстат-г. Хабаровск, 2002 г. 225 с.
163. Социально-экономическое положение районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 1990-2001 гг.: Стат. Сб. / Хабаровский крайкомстат- г. Хабаровск, 2002 г. 109 с.
164. Сумский В.В. Об активном ненасилии в эпоху постмодерна/фундаментализма. // Постиндустриальный мир: центр,периферия, Россия. Сборник 4. Мировая культура на пороге XXI века.С. 158.
165. Супатаев М.А. Культурология и право. М.: «Форум» «Инфра-М», 1998.
166. Сысоева JI.C. Пролетарское мессианство и новый опыт реформирования России как обнажение принципов русскости. // Исторические корни российской ментальности: Мат. Всеросс. научн. конф., -Томск: Изд-во HTJI, 2002 С. 234-239.
167. Титков А. Модели развития региональных политических элит.// Трансформации российских региональных элит в сравнительной перспективе, (матер, междунар. семин.). — М.: МОНФ,1999. С. 17-27.
168. Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе.(материалы международного семинара). — М.: МОНФ, 1999. 288с.
169. Третьи Гродековские чтения: Материалы регион. Науч.-практ. Конф. «Дальний Восток России: исторический опыт и современные проблемы заселения и освоения территории» Хабаровск: ДВГНБ, 2001. -Ч. 1 -212 с.
170. Третьи Гродековские чтения: Материалы регион. Науч.-практ. Конф. «Дальний Восток России: исторический опыт и современные проблемы заселения и освоения территории» Хабаровск: ДВГНБ, 2001. -4.2-308 с.
171. Уайтхед А.Н. Математика и добро.// Избранные работы по философии. М.,1990. С.335.
172. Уайтхед А.Н. Приключения идей.// Избранные работы по философии. М., 1990. С.401.
173. Фахрутдинова А.З. Модель коммуникативной рациональности и проблема общественного согласия. // Исторические корни российской ментальности: Мат. Всеросс. научн. конф.,-Томск: Изд-во HTJI, 2002-С. 264-267.
174. Флетчер Дж., Наумов А.В. Основные концепции современного уголовного права М.: Юрист, 1998. С. 69.
175. Флоренский П. Столп и утверждение истины. СПб. 1911. С. 97.
176. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. С. 197.
177. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980.
178. Фуко М. История безумия в классическую эпоху СПб.: Университетская книга, 1997.- 576с.
179. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы.- М.: AD MARGINEM? 1999.- 479с.
180. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 307с.
181. Фуко М. Слова и вещи СПб.: A-cad, 1994.- 406с.
182. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект. // Вопросы философии. 1992. №4. С. 45.
183. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993- С. 63.
184. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // Вопросы философии. 1991. №9. С. 135.
185. Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 1992. С. 19.
186. Хёйзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416с.
187. Хованская А.В. Достоинство человека: к либеральной стратегии права для России.// Политические исследования. 2001. №4. С. 49-59.
188. Холодковский К.Г. Демократические институты и российская практика: обучение или дискредитация? // Куда идет Россия?. Формальные институты и реальные практики М.: МВШСЭН, 2002. С. 66-70.
189. Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства. М.: РОСПЭН, 2001.
190. Чеснов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. С.7.
191. Чернышов А.Г. Психология региональной элиты: мировоззренческие и идеологические стереотипы. // Постиндустриальныймир: центр, периферия, Россия. Сборник 4. Мировая культура на пороге XXI века. С. 31.
192. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1998.- 640с.
193. Щеглов В.Г. Нравственность и право в их взаимных отношениях // В кн.: Русская философия права. Антология-СПб., 1999. С. 178.
194. Щелочников Г.В. Правовая культура: сущность , проблемы формирования // В кн.: Преступность и культура общества.- М., 1998. С. 55.
195. Энгельс Ф. Происхождение семьи частной собственности и государства. М. : Политиздат, 1980. - 238с.
196. Эннс И.А. Проблема интерсубъективности в классическом философском дискурсе. // Исторические корни российской ментальности: Мат. Всеросс. научн. конф., -Томск: Изд-во HTJI, 2002 С. 256-263.
197. Юнг К.Г. Архаичный человек. // Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 160.
198. Юнг К.Г. Архетип и символ М., 1991. С. 121-122.
199. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное СПб.: Университетская книга, 1997. С. 76.
200. Юнг К.Г. Человек и его символы М.: Серебряные нити, 1997. С. 339.
201. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. Venture in Social Forecasting. N.Y. 1973. P. 112.
202. Baraquin A. Les Francais et la justice civile. Paris, La documentation francaise, 1975.
203. Carbonnier J. Essais sur les lois // Repertoire du notariat Defrenois. 1979/P. 296.
204. Dotti U., Niccolo Machiavelli: La fenomenologia del potere, Mil., 1979.
205. Garapon A. L'Ane portent des reliques. Essai sur le ritual judiciaire. Paris, Le Centurion, 1985; Le symbolisme juridique: un noveau terrain pour l'anthropologue juridique// BLAJP, 13 (1987). P. 41-49.
206. Gusdori G. Mythe et metaphysike. Paris, 1953. P. 242-243.
207. Harpe R. Personal Being. F Theory for individual psychology. Oxford, 1983. P. 8.
208. Levi-strauss C. Histoire et ethnologie. // Annales ESC. 1983. №6. P. 1220.
209. Levi-Strauss C. L'Homme nu. Paris, 1971. P. 620-621.
210. Levi-Strauss C. Race et Histoire. Paris, 1961. P. 41-50.
211. Lyotard J.-F. Tombeau de l"intellectual et autres papiers. Paris. 1984. P. 71.
212. Ortega Y Gasset. El origen deportivo del Estado. 1924 // El Espectador. Madrid. 1930. Т. VII. P. 103-141.
213. Service E. Primitive Social Organization: an evolutionary perspective. N. Y.: Radmon House, 1962.
214. Service E. Profiles in etnology. N. Y., 1963.
215. Werke/ Kritishe Gesamtausgabe? Bd 1 -60. Weimar, 1883-1980.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.