Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.06, кандидат философских наук Абдуллоев, Шерзот
- Специальность ВАК РФ09.00.06
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат философских наук Абдуллоев, Шерзот
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ
- ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
И ЖШНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ РАЗВИ-ВАЮЩХСЯ СТРАН ТРАДИЦИОННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА
I.I, Специфические особенности социально-экономического развития развивающих' ся стран исламского региона в условиях НТР
1.2. Влияние НТР на эволюцию основных направлений идеологии ислама. f.3. Кризис буржуазного социально-политического строя в условиях НТР как фактор политической активизации ислама.
Глава п. противоречивость социально-культурных - последствии нтр в развивающихся странах востока и их отражение в идеологии ислама. п.1. "Культурная" экспансия империализма и традиция. п.2. Социально-нравственные последствия НТР в интерпретации идеологов ислама. п.з. Критический анализ богословских попыток использования отрицательных последствий НТР для фальсификаций марксизма.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Философско-методологические аспекты модернизации ислама в современной Турции1984 год, кандидат философских наук Агасиева, Эльшана Азиз кызы
Концепция национальных отношений в современном исламе и вопросы атеистического воспитания1984 год, кандидат философских наук Нурулхаков, Камар
Особенности современных исламских политических движений1984 год, кандидат философских наук Аль Джанаби Матем, Мухамед Таха
Критический анализ современного буржуазного исламоведения1983 год, кандидат философских наук Балтанова, Гульнар Равильевна
Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока1984 год, кандидат философских наук Хакимов, Эухритдин
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальные последствия научно-технической революции в интерпретации мусульманских теологов (на материалах современной теологии Ирана и Египта)»
Актуальность исследования. В идеологической борьбе и социально-политических событиях, происходящих в современную эпоху в развивающихся странах зарубежного Востока, важная роль принадлежит религии - религиозным учениям, духовенству и религиозно-политическим организациям. Особую остроту религиозные проблемы приобретают в странах так называемого мусульманского мира, где религия и религиозная идеология занимает еще прочные позиции и пользуются большим влиянием среди широких масс населения.
В 70-х - начале 80-х годов в ряде стран распространения ислама заметно усилилось обращение различных политических сил к религиозным лозунгам и институтам с целью мобилизации народных масс на борьбу за социальные и политические перемены. Как отмечал В.И.Ленин, "выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития" (I.19,с.227)• Характерно то, что исламские лозунги используются не только консервативными, феодальными и про-империалистическими силами, но и идеологами национально-освободительного движения, борцами за некапиталистический путь развития, ибо, как отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии, ". под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба, но под исламскими лозунгами в ряде азиатских стран оперирует и реакция" (2.3, с.13). Ярким примером этому служит борьба алжирского народа против французских колонизаторов, антимонархическая, антиимпериалистическая революция в Иране, с одной стороны, и антинародные акции таких религиозных организации, как "братьев мусульман" ("аль-ихван аль-муслимин") в послереволюционном Египте, современной Сирии и в Афганистане после апрельской революции 1978 года, а также антикоммунистическая, проамериканская политика правящих кругов Саудовской Аравии.
В таких условиях весьма важен точный учет реального содержания того или иного движения,выступающего под исламскими лозунгами. В этой связи изучение места и роли ислама в современном общественном развитии стран зарубежного Востока становится актуальным не только с научной, но и с идейно-политической точки зрения.
Помимо вышеизложенного, актуальность специального исследования данной темы обусловливается следующими мотивами:
I. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии отмечалось, что "философы частенько предпочитают доказывать доказанное, вместо того, чтобы осмысливать новые явления жизни", К чиси»лу подобных новых явлений, требующих осмысления, особо замечается социальные последствия НТР, "большое внимание требуют социальные последствия научно-технической революции", сказано в Отчетном докладе ЦК КПСС (2.3, с.78).
В условиях, когда характерную и определяющую черту современной материальной и духовной жизни человеческого общества составляет научно-техническая революция, охватившая все страны и континенты, становится ясно, что последняя играет важную роль в идеологической борьбе и формировании основных содержаний той с> и или инои современной идеологии.
Социально-политические события, происходящие в развивающихся странах распространения ислама, тесно связаны с процессами социально-экономического и научно-технического развития и спецификой их последствий. Хотя капиталистическая модернизация "сверху" привела в некоторых странах распространения ислама к росту современных производительных сил и способствовала значительному социально-экономическому и духовному развитию, тем не менее,как отмечается советскими исследователями, такого рода "модернизация" или вернее "вестернизация" в развивающихся странах имела и другую, негативную сторону, суть которой можно сформулировать, как нарастающие противоречия между экономическим ростом и социальным процессом, как углубляющийся в условиях капиталистического развития разрыв между осовремениванием экономики и ее социальными плодами (3.26, с.6). Изучение идеологии ислама во взаимосвязи с этими внутренне противоречивыми ситуациями способствует лучшему пониманию всего драматизма происходящих в развивающихся обществах явлений, связанных с методами капиталистической модернизации и НТР. Драматизм явлений, происходящих в этих странах, отчасти заключается в том, что вместо ожидаемой секуляризации общественной жизни как последствия научно-технического и экономического развития иногда происходит сакрализация и ретрадициона-лизация общественной жизни, т.е. при капиталистической ориентации наряду с активным процессом социального и духовного раскрепощения людей под воздействием НТР существует и другое явление-так называемое воспроизводство религии. Наглядным примером подобной тенденции являются события, происходящие в Иране, Пакистане, Саудовской Аравии.
2. НТР, проникая в традиционное восточное общество и революционизируя социально-экономические, культурные и политические процессы, способствует деформации традиционной культуры, одним из важных компонентов которой является религия. Поскольку эти процессы происходят ускоренным темпом и в большей части вследствие действия внешних факторов ( прежде всего в силу явного вмешательства мирового империализма), то они объективно вызывают острую реакцию мусульманских теологов. Все это опять оживляет интерес к давней проблеме взаимоотношения "Запада" и "Востока". Осмысление всех этих идеологических явлений, связанных с НТР и ее последствиями, с точки зрения марксистско-ленинской философии имеет большое теоретическое значение.
3. В современную эпоху развития человеческого общества очевидно, что теология ислама, как и всякой другой религии, вынуждена ставить и ставит вопросы, которые волнуют все человечество. К их числу относятся проблемы НТР, ее социальные последствия, занимающие одно из центральных мест в современных социально-философских концепциях. Ярким свидетельством этого является то, что проблемы научно-технического развития развивающихся мусульманских стран, вопросы экологии, демографии, "человека и техники" все больше становятся объектом философско-богословских
Все это указывает на то, что идеологи ислама в настоящее время усилили свое внимание к вопросу осмысления явлений, связанных с НТР и ее последствиями. Это вызвано также необходимостью выработки критериев оценок достижений социального, культурного, научно-технического прогресса, мировоззренческих выводов, исходя из данных естественных и общественных наук, экологической ситуации и т.п. Перечисленные и другие подобные идеологические процессы, происходящие в современной исламской теологии, еще недостаточно философски проанализированы в нашей научной литературе. х) Так, на современной мусульианско-христианской встрече в Тунисе (II—17 ноября 1974 г.) по общим проблемам, названной "Христианская и исламская совесть перед вызовом прогресса", в числе прочих вопросов рассматривались и такие, как "Миссия религии в современном мире". "Ислам и его роль в современном человеческом обществе', "Демографические трудности и экономическое развитие , "Нравственные основы современного исламского общества". Большинство докладов прямо или косвенно касались вопросов социальных последствий научно«технического прогресса. На другой конференции на тему "Исламская солидарность в науке и технологии", состоявшейся в г.Ар-Ри-яд (Саудовская Аравия), обсуждались такие проблемы, как "Будущие исследования по электронике и ее производство в исламском мире", "Энергия, исследования, развитие и исламская идеология", 'Проблемы индустриализации в исламском мире'*. "Исламская солидарность в области ядерной технологии", "Научно-техническое развитие в исламском мире", "Ислам-человек-техника" (подр.см. 3.99; 4.81). исследований, они обсуждаются на различных исламских
4. Задача повышения эффективности научно-атеистического воспитания, атеистической пропаганды на современном этапе идеологической работы требует углубленной теоретической разработки ряда кардинальных вопросов, связанных с современной религиозно-филосовской мыслью, К ним, несомненно, относится вопрос критического анализа богословских фальсификаций социальных последствий НТР и выявление их сущности. Знание новейших технологических концепций и идеологических направлений, отражающих определенные социально-экономические противоречия в этих странах, их аргументированная критика очень важны для повышения эффективности атеистической работы прежде всего в тех республиках, где еще сохраняются пережитки ислама.
5. В условиях нарастающего и все более распространяющегося экономического, научно-технического, культурного и политического сотрудничества Советского Союза со странами мусульманского региона разработка данной темы приобретает практическое значение для учета специфики традиционных институтов этих стран при дипломатических, экономических, научно-технических и т.п. отношениях.
6. Марксистский анализ новых процессов в сфере религии и церкви и полученные в результате этого выводы могут иметь несомненное значение душ коммунистических и рабочих партий региона распространения ислама в определении их тактики и стратегии.
Степень разработанности проблемы. За последние годы вы -шел ряд исследований, затрагивающих отдельные аспекты проникновения и влияния НТР в развивающихся странах. Здесь в первую очередь следует указать труды Р.М.Авакова (3.1), А.Ю.Шпирта (3.68), Г.К.Широкова (3.67), М.С.Очкова (3.42), К.Парвиса (4.50), Л.И.Рейснера (3.54), а также труды и сборники, написанные большими авторскими коллективами (3.20-21; 3.36-38; 3.45-48; 3.60-61). В названных исследованиях в основном рассматриваются социально-экономические аспекты влияния НТР и неоколониальной экономической и научно-технической политики империализма, позволяющие понять природу социально-экономических противоречий, нашедших свое отражение в идеологии современного ислама. Они раскрывают характер и специфику экономического, промышленного и научно-технического развития этих стран в условиях НТР, что очень важно для выявления социальной обусловленности современной идеологии ислама. Большая работа проделана исследователями по изучению социально-культурного аспекта влияния НТР, роли и места национальных традиций современного Востока. В этом отношении большой интерес представляют работы А.Г.Вельского, В.Ф.Ли, В.Г.Хо-роса (4.I5-I7), П.С.Гуревича (4.28), О.К.Дрейера (3.17), Б.С. 9
Ерасова (3.18; 4.32-37), А.Д.Литмана (4.44), Е.Б.Рашковского (3.49-50), Е.А.Фроловой (4.71-78).
Существенный интерес представляет появившийся в последнее время в советской исламоведческой литературе ряд исследований, в которых с позиций марксизма-ленинизма проанализированы эволюция зарубежного ислама, его политические и идеологические позиции в современном капиталистическом обществе, "возрожденческие" тенденции, характерные для современного идеологического направления ислама. Крупным вкладом в исследование этих проблем являются работы советских востоковедов Л.Р.Полонской (3.44; 4.52-57), М.Т.Степанянц (3.58-59; 4.69-71), А.И.Ионовой (3.22), Б.Г.Гафурова (3.12), Н.Симония (3.36; 4.67), Е.М.Примакова (3.45; 4.58-60), Е.Т.Дорошенко (3.46-49), З.И.Левина (3.79-80), А.В. Сагадаева (3.16; 4.29-31) и др.
По этим и другим проблемам общественной мысли в развивающихся странах Востока за последние годы издан ряд сборников и коллективных фундаментальных исследований, в которых рассматриваются закономерности и особенности современного этапа общественной мысли, в том числе роль религии в идейно-политической борьбе. В них на основе марксистско-ленинского анализа и обобщения происходящих идейно-политических и социально-экономических явлений раскрывается зависимый характер первых от последних.
Значительный вклад в разработку некоторых проблем, созвучных исследуемой нами темы, внесли советские ученые-востоковеды, философы Б.А.Алиева (3.4-5), Р.Н.Степанов (4.72), Г.М.Керимов (4.39-41),
Не умаляя ценности указанных работ, следует признать,что пока еще нет исследования, специально посвященного изучению отражения социальных последствий НТР в идеологии ислама, особенно в плане систематического и комплексного анализа и критического изложения совокупности всех факторов, определяющих характер отражения социальных последствий НТР в современной идеологии ислама. Имеющиеся работы (статьи и частичное освещение отдельных аспектов проблемы в некоторых книгах и научных исследованиях, посвященных общим проблемам соотношения веры и разума, науки и религии) не дают полной картины исследуемой нами темы. В нашем исследовании предпринимается попытка восполнения указанного пробела.
Объектом исследования явились критический анализ работ ряда известных современных мусульманских теологов Ирана и Египта, таких, как аятолла Хомейни, аятолла Талегани, Муртаза Мутах-хари, Али Шариати, Мустафа Замани, Мухаммад Кутб, Абдулгани Аббуд и др. Наряду с исследованием собственно теологических работ, в диссертации критически использованы также соответствующие статьи и выступления теологов, опубликованные в различных периодических религиозных и светских изданиях Ирана и других мусульманских стран. В ходе исследования были изучены материалы исламских конференций и симпозиумов, официальные правительственные документы, представляющие определенный интерес в процессе осуществляемой нами работы.
Цель исследования состоит в теоретико-философском анализе с позиций марксистской методологии отражения социальных последствий НТР в мусульманской теологии. Выдвинутая проблема предлагает философский анализ по двум направлениям:
Во-первых, характер отражения социальных последствий НТР в идеологии ислама обусловлен самой спецификой социально-экономического, научно-технического и политического развития развивающихся стран мусульманского региона, раскрытие которого требует необходимость социально-философского анализа комплекса проблем, связанных с проникновением и развитием НТР в этих странах, с тем, чтобы выявить те реальные социально-экономические противоречия, существующие в условиях НТР в этих странах, нашедшие свое соответствующее отражение в идеологии ислама.
Во-вторых, исследование отражения НТР в идеологии ислама, помимо социально-философского анализа, предполагает гносеологический анализ, принципиальное содержание которого составляет логико-философский и методологический анализ самой сущности религиозного отражения объективной действительности.
Особенность религиозного отражения заключается в том,что теология отражает НТР и ее социальные последствия не прямо и не посредственно, а преимущественно через религиозную интерпретацию "науковедческих" теоретических построении. Фальсифицируя возникшие философские проблемы естествознания, паразитируя на спорных и нерешенных научных вопросах и отрицательных последствий НТР, теологи стремятся примирить религиозную идею бога с принципами современного научного мышления, приспособить ее к "решению" социально-экономических, политических и культурных противоречий - сделать идею бога созвучной эпохе НТР. Значение данного аспекта состоит в раскрытии иллюзорно-компенсаторного характера религиозного отражения социальных последствий НТР в условиях капиталистического общества и на этой почве выявление несостоятельности иррационально-религиозной интерпретации последствий НТР.
При этом следует иметь в виду, что самостоятельность этих двух направлений относительна. Фактически они составляют два аспекта единого процесса философского осмысления данной проблемы.
Исходя из поставленной цели, диссертант поставил перед собой следующие задачи:
- проанализировать специфические социально-экономические особенности процесса приобщения развивающихся стран к достижениям НТР и промышленному развитию;
- выявить особенность эволюцию религиозного сознания, обусловленную влиянием НТР и изменениями в области культуры, нравственности, политики и других сфер общественной жизни;
- раскрыть особенности религиозного отражения социально-культурных процессов, вызванных НТР;
- дать критический анализ теологических интерпретаций НТР и ее социальных последствий.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые на основе критического анализа работ ряда известных мусульманских идеологов (Р.Хомейни, СоМ.Талегани, М.Мутаххари,
А.Шариати, М.Замани, М.Кутб, А.Аббуд и др.) - показано, как НТР и ее социальные последствия отражаются в современной мусульманской теологии:
- дан критический анализ "возрожденческого" направления в современной идеологии ислама как специфического отражения основных социально-экономических противоречий развивающихся стран мусульманского региона в условиях НТР;
- рассмотрена политическая активизация ислама в условиях НТР как следствие кризиса буржуазной общественно-политической системы и буржуазной идеологии;
- раскрыта социальная и идеологическая сущность "таухид-ной теологии", "таухидной экономики", "таухидного общества", "таухидного мировоззрения", разрабатываемых современными иранскими богословами;
- дается критический анализ отношения мусульманских идеологов к неоколониалистской политике "вестернизации", "культурного империализма"; исследована современная исламская интерпретация проблемы человека;
- впервые подвергнут научной критике ряд трудов вышеперечисленных иранских и египетских идеологов ислама.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы: а) в научно-исследовательской работе по изучению проблем развития в современном мире; б) в востоковедении при исследовании современных политических и идеологических проблем стран зарубежного Востока; в) исламоведении для дальнейшего исследования эволюционных тенденций зарубежного мусульманского сознания; г) диссертационный анализ теологических спекуляций на проблемах современной научно-технической революции может быть широко использован в научной литературе по критике ислама; д) ряд выводов и положений диссертации могут быть использованы при чтении основного курса, спецкурса и спецсеминара по научному атеизму в вузах республики.
В целом выводы и обобщения, полученные в ходе исследования, позволяют конкретно представить особенности влияния и отражения НТР на религиозное сознание в развивающихся обществах мусульманского региона. Это окажет практическую помощь научным работникам, занимающимся исследованием новейших тенденций в общественном сознании развивающихся стран, а также пропагандистам, работающим в области атеизма.
Кроме того, в условиях нарастающего и расширяющегося экономического, научно-технического, политического и культурного сотрудничества СССР со странами мусульманского региона результаты диссертационного исследования могут быть использованы для учета специфики традиционных институтов и тенденций социально-экономического, политического и культурного развития этих стран при дипломатических, экономических, научно-технических и культурных и т.п. отношениях.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: I) труды классиков марксизма-ленинизма, документы и материалы пленумов ЦК и съездов КПСС, материалы международного коммунистического движения; 2) работы философов и специалистов по научному атеизму - П.Н.Федосеева (4.74-75), В.И.Гарадаи (3.I0-II; 4.23-24), Е.М.Бабосова (3.6-7), Я.В.Минкявичюса (4.46), Л.Н.Митрохина (4.47-48), М.П.Мчедлова (3.35), О.Клора (4.42), И.И.Кравченко (3.31), Д.Н.Угриновича (3.62; 4.73), А.Ф. Окулова (3.40) и др. Исходной посылкой исследования явились следующие основные марксистские положения:
- всякая религиозная идеология является иллюзорным, превратным отражением действительности,т.е. "непосредственным порождением материального отношения людей" (1.9,24). Исходя
- 14 из этого методологического требования марксистско-ленинской философии, весь анализ позиций современной мусульманской теологии по отношению к социальным последствиям НТР осуществлен на основе учета социально-экономических, социально-культурных и политических условий, в которых вырабатывались и вырабатываются эти позиции;
- иллюзорно-компенсаторная функция религии сохраняется при капитализме даже в условиях НТР, так как "религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях между собой и с природой" (1.4,90). Это возможно только при социализме в той мере, в какой он будет развиваться.
Апробация. Основные положения диссертации излагались в сообщениях и докладах на республиканской научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов Таджикской ССР,посвященной ХХУ1 съезду КПСС (1981 г.), на конференции философского общества (сентябрь, 1982 г.). Основные выводы и положения диссертации были изложены в докладе, сделанном в Институте атеизма АОН при ЦК КПСС (1982 г.). Диссертация обсуждалась на заседании ученого Совета отдела философии АН Таджикской ССР.
Публикации. По теме диссертации опубликованы 4 работы, объемом 3 п.л.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии», 09.00.06 шифр ВАК
Эволюция социально-экономической доктрины ислама: Традиции и современность1994 год, кандидат философских наук Нуриахметова, Флюра Мубаракзяновна
Критический анализ нравственных норм среднеазиатского суфизма1983 год, кандидат философских наук Шодиев, Рустам Тохирович
Содержание и этапы развития Иранской революции 1978-1979 гг.1984 год, кандидат философских наук Аллахвердиев, Кариб Вели-оглы
Государственно-правовая идеология ислама и практика строительства мусульманских государств2000 год, кандидат юридических наук Басова, Ирина Олеговна
Идеологемы и концепты войны и мира в исламе2004 год, кандидат философских наук Резник, Сергей Васильевич
Заключение диссертации по теме «Философия религии», Абдуллоев, Шерзот
Выводы
Конкретный анализ характера влияния социально-культурных процессов, происходящих в условиях научно-технической революции, на идеологию ислама позволяет сделать следующие выводы:
- 167
1. Оживлению исламской идеологии, помимо социально-©кономических и политических факторов, способствовали противоречия процессов, происходящих в социально-культурной жизни развивающихся стран в условиях НТР. Влияние НТР на религиозное сознание носит опосредованный характер, т.е. она изменяет со-циально-культурнуто сферу и через нее влияет на религиозное сознание. Поэтому для определения сущности современной идеолог гии ислама и характера отражения в ней социальных последствий НТР существенное значение имеет анализ процессов, происходящих в социально-культурной жизни развивающихся стран в условиях НТР.
2. Сущность всех социально-культурных процессов, происходящих в мусульманских странах капиталистической ориентации,
О О Н определяется калиталистическои "модернизацией" или вернее -"вестернизацией". Противоречия, вызванные этим процессом в общественной жизни мусульманских стран, в определенной мере и соответствующим образом отражаются в содержании идеологии современного ислама.
3. Капиталистическая "модернизация" в целях максимального приспособления социально-культурной жизни этих стран для развитых капиталистических отношений и максимализации прибылей игнорирует традиционные национальные и конфессиональные отношения и ценности, что непременно ведет к отрицательной реакции не только служителей культа, но и всего еще не адаптировавшегося к буржуазному образу жизни и "промышленной культуре" большинства населения §тих стран. Несмотря на значительное социально-экономическое развитие этих стран за последнее десятилетие, здесь еще сильно чувствуется влияние традиций и традиционных институтов и поэтому попытки их тотального разрушения могут вызвать события, подобные иранским.
- 168
4. Ислам, как и всякая другая религия, стремится обосновывать не только специфические мировоззренческие отношения к действительности, но и свою религиозную ценностную и нравственную ориентацию - систему ценностных отношений к божеству, к человеку и человеческому бытию. Она тесно срослась со многими народными и национальными обычаями, вощла в народное сознание, быт, культуру и историю. В этом отношении весьма сложным оказывается и решение вопроса об отношении к религии. Всякое нововведение в области общественного или индивидуального сознания, не учитывающее эти обстоятельства, может привести к отрицательной реакции массового сознания.
5. Крах империалистической политики "культурного империализма", рассчитанной на насаждение буржуазного образа жизни и интервенцию в сознание населения развивающихся стран, есть закономерный результат экономического, идейно-политического и духовного кризиса капитализма в условиях НТР. Народы развивающихся стран не только отвергают капиталистическую модель социально-экономического развития, но и его образ жизни и социальные идеалы. Это обстоятельство нашло своеобразное отражение в идеологии ислама.
6. В интерпретации идеологов ислама, научно-технической революции придается исключительно утилитарное значение в ущерб ее мировоззренческим и гуманистическим тенденциям. Все социально-нравственные и духовные кризисы капиталистического общества приписываются игли последствиям НТР и односторонней материалистической ориентации западного общества, забвению ими духовного начала, т. е. религии. Исходя из этого, исламская концепция "синтеза" предполагает заимствование только научно-технических достижений Запада (конечно, в утиллитарных целях) и отвергает
- 169 какое бы то ни было идейное и культурное заимствование.
7. Антикоммунизм присутствует, конечно, в разных пропорциях, в большинстве направлений современной идеологии ислама. Многие идеологи ислама с целью фальсификации теории и практики научного коммунизма приписывают социалистическому обществу те пороки, которые характерны для капиталистического общества. Отталкиваясь от отрицательных последствий научно-технической революции в условиях капитализма, они обвиняют марксизм-ленинизм в антигуманности, в неспособности вывести человечество из современного социально-нравственного тупика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За весь период "нового времени", т.е. с момента столкновения Востока с Западом и проникновения капиталистического способа производства, на эволюцию идеологии современного ислама наряду с другими факторами огромное влияние оказывало развитие науки и техники. Здесь прежде всего следует иметь в виду научно-техническое развитие Запада и соответствующее стремление стран мусульманского региона достигнуть уровня развития западных стран. Это влияние особенно четко обозначалось с началом научно-технической революции, которая без преувеличения всколыхнула все человечество, все страны. Масштабы протекания и темпы развертывания НТР, смысл и значение ее отдельных процессов, социальные последствия и перспективы развития находятся в тесной зависимости от уровня социально-экономической подготовленности условий, способа организации социальной деятельности людей, целей и задач того или иного общества. Другими словами, характер развития НТР обусловлен той социальной системой, в рамках которой она протекает, в рамках которой используются достижения науки и техники.
Развивающиеся страны мусульманского региона в силу их социально-экономической отсталости, как следствие колониального режима, не могут еще играть столь активную роль в развертывании научно-технической революции. Фактически получилось так, что они оказались главным образом в роли потребителей уже известных научно-технических новшеств.
Несмотря на все это, НТР оказала определенное влияние на религиозное сознание почти всех слоев населения названных стран. Конкретно влияние научно-технической революции на рели
- 171 гиозное сознание в развивающихся странах можно проследить на кризисе традиционной формы религиозности. Последний проявляется в эволюции социального учения ислама, пересмотра старых концепций и приспособления их к новым социально-экономическим и политическим условиям. Кризис проявляется также в переориентации идеологии ислама от статического положения (если можно так сказать) к динамическому, т.е. подключение ее к национально-освободительным, антиимпериалистическим и антикапиталистическим движениям, что является результатом активизирующего и революционизирующего влияния НТР. Это есть одно из конкретных форм выражения противоречивого характера НТР в социально-экономических условиях развивающихся стран. В этом факте, т.е. воспроизводстве религии в новой форме в условиях НТР, нет ничего удивительного, так как мы имеем дело не с НТР вообще, а с совершенно конкретными ее видами в двух современных противоположных общественно-экономических формациях, которые, естественно, накладывают свой отпечаток.
В религиозном сознании вообще, в исламской идеологии в частности, нашли свое отражение не ролько последствия тех незначительных научно-технических новшеств в самих этих странах, но и многие аспекты последствий НТР, характерные для развитых капиталистических стран. Это обусловлено, во-первых, рем, что хотя мусульманские страны капиталистической ориентации с крушением колониальной системы империализма добились своей политической независимости, однако они еще являлись составной частью мировой капиталистической системы хозяйства, и поэтому все кризисные явления мировой системы капитализма нашли свое последовательное отражение на ее периферии. Характерно и то, что если положительное, позитивное содержание НТР, например, мировоззренческое, гораздо труднее и медленнее проникало в развиващиеся страны, то негативные, отрицательные ее последствия (рост безработицы, огромное материальное и социальное неравенство, углубление пропасти между бедными и богатыми, загрязнение окружающей среды; потребительские, стяжательские, аморальные черты буржуазного образа жизни, стереотипные, однообразные, преследующие декоративные и развлекательные цели фильмы, телепередачи, произведения западного искусства и т.д.) гораздо быстрее проникли и нашли свое широкое распространение в условиях НТР.
Во-вторых, сами достижения НТР предоставили возможность для близкого контактирования развивающихся стран с развитыми капиталистическими странами во всех сферах жизни. Если в начале века Восток знал Запад только по впечатлениям незначительного количества студентов и тех, кто некоторое время находился в западных странах, то сегодня народы Востока каждодневные события мира видят и слышат у себя дома, а во многих принимают непосредственное участие. Именно поэтому многие последствия НТР, даже если они не имеют место в развивающихся странах, нашли свое отражение в идеологии ислама.
НТР в силу ее позитивных и негативных последствий оказала двоякое влияние на религиозное сознание. Позитивное влияние последствий НТР на религиозное сознание, как выше было отмечено, характеризуется кризисом традиционной формы религии -отступлением религиозного фанатизма и консерватизма на западный план, приспособлением религии к новым социально-экономическим условиям, поддержкой антиимпериалистических и антикапиталистических движений и т.д.
Когда речь идет о позитивном влиянии или отражении НТР на религиозное сознание, то следует иметь в виду как познава
- 173 тельное содержание НТР, которое оказывает непосредственное воздействие на религиозное сознание, так и формирование под его влиянием отрицательного отношения к негативным последствиям НТР. В связи с последним необходимо отметить, что религиозные идеологи - это люди, которые в определенной мере выражают умонастроение масс, систематизируют и обобщают его, создавая более или менее стройные религиозные концепции, призванные удовлетворять настроения масс. Такое осознанное воздействие современных идеологов ислама, более или менее выражающее настроение народных масс и вытекающее не из сущности самой религии, а обусловленное конкретными социально-экономическими условиями, является позитивной реакцией массового религиозного сознания на негативные последствия капиталистической "модернизации". На примере Ирана позитивная реакция на негативные последствия капиталистической "модернизации" в идеологии ислама (в социально-политическом плане) проявилась в отказе от капиталистической формы развития, от буржуазного социально-политического строя; в экономике она нашла отражение в форме ее самобытности, независимости, в национализации значительной части отечественных и иностранных промышленных предприятий и т.д. В отличие от шахского режима, шедшего на поводу у империалистической политики, нынешние руководители Исламской Республики Иран строят свою внешнюю торгово-экономическую политику по принципу первоочередности : мусульманские страны, затем развивающиеся страны из движения неприсоединения, за ними - социалистические страны и только в крайнем случае развитие капиталистические и социалистические страны, так называемыми "великодержавными", под которыми подразумеваются СССР и США. После свершения Иранской Революции дружественные отношения установились между Исламской
- 174
Республикой Иран и революционно-демократическими странами, такими, как Алжир, Ливия, Сирия, НДРИ. Уже подписан ряд торгово-экономических и других соглашений с социалистическими странами-ЧехоСловакией, ГДР, КНДР, Не прекратились торгово-экономические связи с Советским Союзом. Конечно, все это исходит не из самой сущности ислама, а от характера и специфики современного национально-освободительного движения, не считаться с которым идеологи ислама или любая другая политическая партия, вовгла-вившая это движение, не могут.
Необходимо отметить, что вышеприведенная характеристика относится только к основному, "возрожденческому" направлению современного ислама, представители которого во многих мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Египте, Судане, Пакистане, Ираке и т.д. находятся в оппозиции. Но современная исламская идеология не однородна. В ней существует кроме "возрожденческого", консервативное (фундаменталистское), как в Саудовской Аравии, и буржуазно-модернистское, как в Пакистане, направления. Поэтому отражение последствий НТР на всех этих направлениях не идентично.
Негативное влияние НТР на религиозное сознание заключается в том, что крах рационалистических и гуманистических иллюзий, осознание бесчеловечности технической цивилизации порождают растерянность и пессимизм, поиски религиозного или философско-мистического утешения у определенных слоев общества, и здесь также идеологи ислама, учитывая подобное настроение народных масс, стремятся представить научно-технический прог-расс как силу, ведущую к дегуманизации общества, деперсонализации человека, пагубно влиящую на его духовную и традиционную ценность.
- 175
Идеологи ислама, не отрицая утилитарной ценности НТР, рассматривая ее вне конкретных социально-экономических условий, развивают иррационалистические идеи о неспособности человека без руководства религии направить НТР в гуманистическое русло.
НТР и в положительном и в негативном смысле подрывает основы традиционного общества, где религия является одним из основных культурно-идеологических компонетов. Это процесс развивается интенсивно, лавинообразно, в довольно короткий промежуток времени, охватывая только горизонтальные срезы общественной жизни и не затрагивая вертикальные срезы - социальной психологии общества этих стран. Это обстоятельство способствует созданию определенных противоречий между научно-техническим прогрессом и типом культуры. "Поэтому все новое в социально-экономической, культурной и политической жизни обычно как бы наслаивается сначала в виде чужеродного пласта на традиционную структуру восточного общества и не всегда быстро приживается к нему" (3.36,т.1, с.289). Эти специфические обстоятельства используются современными идеологами ислама для пропаганды и реализации своих культурологических концепций, основное содержание которых составляет идея превосходства одухотворенного Встока над "материалистическим" и "атеистическим" Западом. Конечно, это является во многом отражением отрицательной реакции народов Востока на империалистическую политику "вестернизации". Однако не следует забывать, что западная структура не однородна. В ней, наряду с буржуазной господствующей культурой, существуют и более или менее развитые элементы демократической и социалистической культуры трудящихся масс. В тех же Соединенных Штатах, по справедливому замечанию французского журналиста и драматурга Клода Бурдэ, "существуют две
- 176 культуры". Одна - Хемингуэя и Стайрона, другая - комиксов и вестернов. Первая пробивает себе путь самостоятельно, без помощи транснациональных корпораций, цель которых всего лишь -отупение населения. Увы, эта настоящая культура не всегда становится достоянием широких масс, которым вместо этого навязывают псевдокультуру" ("За рубежом", № 419, c.II).
Реакционность подобных направлений современной идеологии ислама проявляется не только в том, что в них отсутствует классовый подход в их культурологических концепциях, но и еще в том, что представители этих направлений хотят изолировать народы своих стран от прогрессивной и гуманистической духовной культуры Запада; не хотят признать тех огромных достижений, которых добились социалистические страны во всех сферах общественной жизни, в том числе в социально-культурной и духовной областях.
Кроме того, многие лидеры современных направлений идеологии ислама недвусмысленно выступают с позиций антикоммунизма, фальсифицируя теорию и практику строительства коммунистического общества, неверно интерпретируя социальные последствия НТР в условиях социализма. Между тем, как отмечалось на ХХУ съезде КПСС, "только в условиях социализма научно-техническая революция обретает верное, отвечающее интересам человека и общества направление" (2.2, с.47), По своей природе социалистическое общество способствует развитию науки и техники, создает благоприятные возможности для более эффективного и повсеместного использования достижений НТР на благо всего народа. Результаты НТР служат делу совершенствования социалистических общественных отношений, способствуют дальнейшему поступательному развитию общества, формированию коммунистического
- 177 сознания и всестороннему расцвету личности. На основе достижений НТР создаются объективные предпосылки для все более полного удовлетворения материальных и духовных запросов, для развития творческих способностей труженика социалистического общества.
Социалистические страны не только в своей внутренней политике, но и во внешне-экономической, научно-технической и торговой политике преследуют гуманистические цели. Их отношения со всеми странами строятся на основе взаимовыгодных, равноправных принципов. Они неизменно поддерживают законные устремления освободившихся государств, их решимость избавиться от империалистической эксплуатации и самим распоряжаться своими национальными богатствами.
Современный мировой процесс исторического развития убедительно доказывает, что для развивающихся стран единственный путь, который обеспечивает широкие возможности подлинно независимого прогрессивного экономического, научно-технического и культурного развития - это путь социалистической ориентации.
В целях повышения эффективности научно-атеистической пропаганды было бы целесообразным в лекционной, пропагандистской работе шире представить проблематику, связанную с НТР, неодинаковым влиянием его последствий на процесс секуляризации в условиях различных социально-экономических формаций. Была бы полезной организация чтения цикла лекций по данной проблеме. Важное значение для подготовки высококвалифицированных специалистов, могущих со знанием дела вести атеистическую работу, имела бы организация специальных курсов и семинаров по научному атеизму, посвященный проблеме "НТР и ислам". В интересах дела было бы включение в программу отделения научного атеизма университетов марксизма-ленинизма тематики, связанной с данной проблемой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Абдуллоев, Шерзот, 1983 год
1. Маркс 1С. К критике гегелевской философии и права. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.I,с.414-415.
2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.3,с.2-3.
3. Маркс К. Тетради по эпикурейской философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, 2-е изд. т.40,с.21-140.
4. Маркс 1С. Капитал Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.т.23,с.90, 383.
5. Маркс К. Речь на юбилее * $ ^Л21" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.т.12,с.3-5.
6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Маркс 1С., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1951, с.637.
7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1858 годов.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.46,ч.1,с.475,ч.П,с. 3-392.
8. Маркс К. Экономическая рукопись I86I-I863 годов. Глава 4.-Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т.47,с.553-554.
9. Маркс К., Энгельс Ф,- Немецкая идеология. Соч. 2-е изд.,т.3,с.24-25.
10. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. 2-е изд. т.4, с. 410-459.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Рецензия из п NBUB fiHEWW^ ~Z~E! TUN(\ * • « № 2. Соч. 2-е изд.т.7, с.208-223.
12. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд.т.2,с.231-517.
13. Энгельс Ф. Святое семейство или критика критической критики. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.2,с. 3-230.
14. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.7, с.383-437.
15. Энгельс Ф. Заметки о Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.18, с.578.
16. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.1,с. 590-594.
17. Энгельс Ф. В.Боргиусу, 25 января. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.,т.39,с.174-177.
18. Энгельс Ф. Йозефу Блоху Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд.,т.37,с.394.
19. Ленин В.И. Проект программы нашей партии. Полн. собр.соч.,т.4, с.226-227.
20. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр.соч.,т.3,с.542-552.
21. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.10,с.65-69.
22. Ленин В.И. 0 значении воинствующего материализма.-Полн.собр.соч.,т.45,с.23-33.
23. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви. Полн.собр.соч.,т.17,с.429-438.
24. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии.-Полн.собр.соч.,т.17,с.415-426.
25. Ленин В.И. Заключительное слово по докладу о концепциях на фракции РКП(б) УШ съездов Советов 21 декабря. Полн. собр.соч.,т.42,с.140.
26. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха. Поли. собр. соч.,т.20,с.100-104.
27. Документы КПСС и международного коммунистического и рабочего движения
28. Материалы ШУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1972,с.320.
29. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976,с. 256.
30. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981,с. 23.
31. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. М.: Политиздат, 1969, с.27-28.
32. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХШ съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976, - 144 с.
33. К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Тезисы ЦК КПСС (23 декабря 1969 г.). КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (I898-I97I) изд. 8-е, т.10. -М.: Политиздат, 1972,с.182.
34. Андропов 10.В. Шестьдесят лет СССР: Докл. на совместном торжеств, заседании Центрального комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 дек. 1982 г. М.: Политиздат,1981. - 30 с.3. Книги
35. Аваков P.M. Развивающиеся страны: научно-техническая революция и проблема независимости (экономика и политика развивающихся стран) АН СССР, ин-т экономики и международных отношений; Ред.кол.: В.Л.Тягуненко (отв.ред.) -М.: Мысль, 1976. 295 с.
36. Агаев С.JI. Иран в прошлом и настоящем: Пути и формы революционного процесса. М.: Наука, 1981, - 271 с.
37. Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. М.: Наука,1982. 447 с.
38. Алиева Б.А. Современный ислам и наука. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Научн.атеизм"; J! 3).- М.; Знание, 1981. 64 с.
39. Алиева Б.А. Теория двойственной истины /АОН при ЦК КПСС, ин-т научн. атеизма / -М: Мысль, 1972. 128 с.
40. Бабосов Е.М. Научно-технический прогресс и религия (Новое в жизни, науке, технике. Сер. естествознание и религия; й2), М.: Знание, 1973, - 64 с.
41. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и модернизация католицизма. Минск, Наука и техника, 1971. - 456 с.
42. Борьба идей в современном мире. В 3-х т.,т.З. Развивающиеся страны: проблемы и идеологические течения. -М.: Политиздат, 1978. 243 с.
43. Вавилов А. Саудовская Аравия : традиции и современность. Международный ежегодник: Политика и экономика. - М.: 1976, с.256-259.
44. Гарадаа В.И. Кризис современного протестантизма и поиски "новой теологии" (Новое в жизни, науке, технике, сер. Естествознание и религия, № 4. -М.: Знание, 1973. 64 с.
45. Гарадаа В.И. Критика новых течений в протестан-ской теологии (Новое в жизни, науке, технике; сер. Научный атеизм, Jfc 8. М.: Знание, 1977. - 64 с.
46. Гафуров Б.Г. Актуальные проблемы современного национально-освободительного движения: развивающиеся страны Азии и Африки / АН СССР, ин-т востоковедения. М.: Наука,1976,- 279 с.
47. Григорьян Б.Т.Философия о сущности человека (над чем работают, о чем спорят философы.) М.: Политиздат, 1973. -319 с.
48. Григорьян С.М. Карл Маркс и социально-экономические проблемы технического прогресса. М.: Наука, 1973. - 240 с.
49. Григорьян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1966. - 352 с.
50. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство о современном Иране. -М.: Наука, 1975, с. 171.
51. Дреиер O.K. Культурные преобразования в развивающихся странах. М.: Наука, 1972. - 269 с.
52. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982, с.280.
53. Ермошкин, Мова Е.Н. Духовный колониализм. М.: Наука, 1981.- 142 с.
54. Зарубежный Восток и современность (основные закономерности и специфика развития освободившихся стран) / АН СССР, ин-т востоковедения; Ред.кол.: Б.Г.Гафуров (рук.раб.) и др. -М.: Наука, 1974,т.2. 680 с.
55. Зарубежный Восток и современность (Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного Востока) в 3-х томах./АН СССР, ин-т востоковедения; Ред.кол., Г.Ф.Ким (пред.редкол.) и др.- М.: Наука, 1981,т.2 528; т.1 - 533.
56. Ионова А.И. Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции.- М,: Наука, 1981.- 264 с.
57. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. Сборник статей.- М.: Наука, 1982. 238 с.
58. Ислам в истории народов Востока. (Сборник статей) АН СССР, ин-т востоковедения; Отв.ред-ры И.М.Смилянская, С.Х.Ко-мелев. М.: Наука, 1981. - 197 с.
59. Исследования социологических проблем развивающихся стран (теория социальной структуры) / АН СССР, ин-т востоковедения; Отв.ред. В.Ф.Ли. М.: Наука, 1978,- 237 с.
60. Каминский С.А. Институт монархии в странах арабского Востока. -М.: Наука, 1981.- 151 с.
61. Ким Г.Ф. От национального освобождения к социальному. Социально-политические аспекты современных национально-освободительных революций.- М.: Наука, 1981. 296 с.
62. Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов Ближнего и Среднего Востока. М.: Знание, 1982г. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Научный атеизм", № 10).
63. Козиков И.А. Соотношение социального и научно-технического прогресса в современную эпоху (методологический аспект). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 336 с.
64. Коллонтай В.М. Кризис буржуазных теорий развития освободившихся стран. -М.: Мысль, 1982, 174 с. (Соврем, буржуазные экон.теории: критич. анализ).
65. Кравченко И.И. Научно-техническая революция и кризис религии. М.: Знания, 1976. - 64 с.
66. Левада Ю.А. Социальная природа религии. М.: Наука, 1965. - 264 с.
67. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте (Новое время). М.: Наука, 1972. - 268 с.
68. Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли, I9I7-I945. -М.: Наука, 1979,- 198 с.
69. Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Политиздат, 1982,-272 с.
70. Научно-техническая революция и идеологическая борьба. М.: Политиздат, 1977. 225 с.
71. НТР как социальный процесс. / АН СССР, ин-т философии; Отв.ред. Т.В.Керимова. -М.: Наука, 1982 238 с.
72. Нарума К. Африка должна объединиться. М.: Прогресс, 1964, с.311.
73. Окулов А.Ф. Социальный прогресс и религия. М.: Мысль, 1982. - 191 с.
74. Очков М.С. Научно-техническая революция и современные формы неоколониализма в Африке. М.: Наука, 1980. -с. 232.
75. Панов В. Эволюция экономических форм колониализма в эпоху империализма. -М.: Наука, 1969 . 248 с.
76. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в УП-ХУ вв. Л., Изд. Ленинград. Ун-та, 1966. 400 с.
77. Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологи, (критика буржуазных м мелкобуржуазных концепций "третьего пути" развития). И.: Наука, 1982. - 256 с.
78. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М.: Наука, 1982. - 208 с.
79. Развивающиеся страны: закономерности, тенденции, перспективы /АН СССР, ин-т мировой экономики и международных отношений. Ред.кол. М.: Мысль, 1974. - 463 с.
80. Развивающиеся страны, наука, техника, экономический рост / АН СССР, ин-т мировой экономики и междунар. отношений. Ред.кол., Л.Тягуненко (отв.ред.) -М.: Мысль, 1975. 367 с.
81. Развивающиеся страны в мировой политике (ин-т мировой экономики и международных отношений. Ред.кол.: А.А. Лавртцев (отв.ред.) и др., АН СССР.- М.: Наука, 1970. 260 с.
82. Рашковский Е.Б. Науковедение и Восток.- М.: Наука, I960.- 190 с.
83. Рашковский Е.Б. Востоковедения проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж. Тойнби (опыт критического анализа).- М.: Наука, 1976,- 198 с.
84. Религия мира. История и современность. Ежегодник.-М.: Наука, 1982.- 285 с.
85. Религия в век научно-технической революции (Ба-босов Е.М., Гараджа В.И., Клор 0. и др.). М.: Политиздат, IS79. - 184 с.
86. Религия и общественная мысль стран востока /АН СССР ин-т востоковедения; отв.ред. Б.Г.Гафуров.- М.: Наука, 1974.- 335 с.
87. Рейснер Л.И. Развивающиеся страны: очерк теорий экономического роста.- М.: Наука, 1976.- 355 с.
88. Рустамов Ю.И. Ислам и общественная мысль современной Турции.-Баку, Элм, 1980.- 160 с.
89. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М.: Наука, 1975. - 384 с.
90. Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока / АН СССР, ин-т востоковедения; Ред.-кол.: Г.Ф. Ким (отв.ред.) и др.- М.: Наука, 1978. 328 с.
91. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.) М.: Наука, 1982.- 247 с.
92. Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока (XIX-XX вв.) /АН СССР, ин-т философии. -ГЛ.: Наука, 1974.- 190 с.
93. Структурные сдвиги в экономике и эволюция политических систем в странах Азии и Африки в 70-е годы (сборник статей). М.: Наука, 1982.- 167 с.361. "Третий мир" и научно'-технический прогресс /АН СССР, отдел-е экономики. М.: Наука, 1974, - 332 с.
94. Угринович Д.М. Введение в теоретические религиоведение. М.: Мысль, 1973. - 240 с.
95. Философия марксизма и современная научно-техническая революция (ХУ Всемирный философский конгресс) /АН СССР, ин-т философии, Болгарская АН; Ред.кол.: Т.И.Ойзерман (отв.ред.) и др.- М.: Наука, 1977. 336 с.
96. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки (ХУ1 Всемирный философский конгресс) /АН СССР, ин-т философии; Ред.кол.: П.Н. Федосеев (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1981.- 381 с.
97. Ципко А. Социализм: жизнь общества и человека (полемические заметки). М.: Молодая гвардия, 1980. - 186 с.
98. Швейцер А. Культура и этика, перев. с немецкого Н.А.Захарченко и Г.В. Колшанского, общ. редак. и пред. В.А. Карпушина. М.: Прогресс, 1973. - 344 с.
99. Широков Г.К. Промышленная революция в странах Востока. -М.: Наука, 1981,- 215 с.
100. Шпирт А.Ю. Научно-техническая революция и страны Азии и Африки. М.: Наука, 1970. - 220 с.
101. Яковлев А.И. Саудовская Аравия и Запад. - М.: Наука, 1982 . - 208 с.rLLJ vbT Гт • • ^bjj jjy. 1 з#70• ^ ПГ 4 iroY : £ oljL^Jl * oU1vc-isj^ jj 3 O^J• j\5.Jl 3.71
102. ГШ1*1 j t+^J* * Uit {jSJL; • olt' C-J^J j
103. JL, V-'Uwtrf c-i '-jU • ( MYA ) ITM • ^ oljLi^l :• у» ПА i ПА' Ii • НИv,• ^LL. I jljUT- t \j ♦ ^U^ 3.72jUwb5' c-jJ '-jU -y, Vfl ( MYe ) or б Г 6 Y • '.jUwb"1. JL
104. V rrv • HY1 irfii • \j\ oljU^Iк ч 4 • j^-iJ I J Ij ' if* LiJ I • ^ jJ I I ол vj. j jl-. 3.79v 1 c 6 • r и YA• и ДАft ) Г AA • Jl oLbLu s rlL.UI ju~ З.ЬО1. V' ИЧjl^jl jtt ) • J.U—I • jjuc ^^ З.Ы
105. Ь'сЛ-"^ : O1^ • ^J5 cr^ J* > ^^ ' (1. V П'й • 11YT / ire*
106. U • ^Jl J^-Ulj flUUI . jlj^JI^ J* 3.B2• И 11yt JL. Lll j A-.LL.UI OJUL-Л • .jj^-iJ I Jus 3.83 . mi : -ytUJI 6 J^UI VLDI • cl 3 fU- Ul11YY : ^'iill I s rlL.UI • jut J3.8411YY : tji UJI & ^UJI j.LJUI 5 JJI • ^Jl Jut 3.65
107. Y Y • 6 И Y1 ) Yi> Y C-A^-, Jj I• MYA /1Г©*1 : • ^.LLI ^L jljjl ^ • J^y-i Js 3.911. V лчо'j-^ 6 й 6 jЫ ль• JLsi s L • ^Jt 3.92
108. V ТМИПс о Y / Л / И Г Г e \jLa • jU,I V*-*»djL-л • ( «iJjL eL jj ) ^Lut.UL.I • j^r-tjA 3.93
109. ТП <■» )1Yo — f»T / i / ЛIV • JL «JU-Ь e-2• оj^c U ^ л^ио U ^ LLJI I jj-» L-JI I • J}mj Is 3.9411 : jlj-i, о ^bJI
110. Оl^-" 6 V^ * iJ-^J* jU-O—l • ^c-fcji 3.951 Y*lггс л 6 о UjLI • \rI LL~I (jjn—j- ^l—l oyl® 3.96• ^ll u ^l^j r, "-'liбuU' <?~LI or^ jj * oU' ^Ll 3.976 ireY /1/Xi> й IMo ^jLi tSjJLp cJjLi^l : o1^ * cf^b1. V' 111'
111. Ut 6 HY1 / iroY I j jl»2 eJjL^'l : ^ 6 t ^Li 6 ^ULI^liJI ♦ ^LL Ul J, jJ! c-LJI rUJI J • jl-pJI ^L ^ 3.1021 Yo
112. Алиев C.M. Иран 60-70-х годов: социальные и политические сдвиги. В кн.: Иран: проблемы экономического и социального развития /АН СССР, ин-т востоковедения. Ред.кол.: А.З.Арабад-жян (отв.ред.) и др. -М.: Наука, 1980, с.256-303.
113. Алиев С.М. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране. Народы Азии и Африки, 1979, № 3, с. 45-47.
114. Алиева Б.А. Вера и разум в современном иусульман-ском модернизме. Философские науки, 1979, № 5, с.30-34.
115. Алиева Б.А. К вопросу о теории двойственной истины.-В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.7"А0Н при ЦК КПСС, ин-т научн.атеизма: Ред.кол.: А.Ф.Окулов (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1969, с.88-110.
116. Алиева Б.А. Теория двойственной истины и метод предметного разграничения в современной теологии. В кн.: Наука и теология в XX веке (Критика теологии и концепций науки). -М.: Мысль, 1972. - 213 с.
117. Андреасян Р. "Нефтяное процветание" и капиталистическая трансформация аравийских монархий. Азия и Африка сегодня. 1979, № I, с.10-13.
118. Аникиев Н.А. К вопросу о роли религии и традиции в идеологии афро-азиатского национализма. В кн.: Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки (АН СССР, ин-т философии). -М.: Наука. 1971, с.92-150.
119. Арабаджан А.З. Рост экономического потенциала Ирана в 60-70-е годы. В кн.: Иран : проблемы экономического и социального развития (АН СССР, ин-т востоковедения; Ред.кол.: Арабаджан (отв.ред.) и др.-М.: Наука, 1980, с.3-59.
120. Артыков А.А. Сущность модернизации идеологии ислама современным мусульманским духовенством. В кн.: Вопросы теории и практики атеистического воспитания. - Узбекистан, 1979, с.130-148.
121. Асимов М.С. Ислам и его роль в современном идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. В кн.: Материалы координационного совещания. Ташкент, март 1980 г.-М.: Ташкент, 1980, с.30-33.
122. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция в условиях социализма и ее роль в преодолении религии. В кн.: Религия в век научно-технической революции. - М.: Политиздат, 1979, с.113-140.
123. Бабосов Е.М. Научно-техническая революция и ее влияние на духовный мир человека. В кн.: Вопросы научного атеизма. Вып.17/А0Н при ЦК КПСС ин-т науч.атеизма; Ред.кол.: А.Ф.Окулов (отв.ред.) и др. -М.: Мысль, 1975, с.37-58.
124. Батунский М.А. Западно-европейская исламистика и колониализм. В кн.: Современные идеологические проблемы в странах Азии и Африки/АН СССР, ин-т философии; -Л!.: Наука, 1970, с.121-145.
125. Беленький А.Б. Религия и современная общественная мысль народов зарубежного Востока. (Дискуссия в ин-те народов Азии АН СССР. 24,26,31 января 1966 г.) Народы Азии и Африки, 1966, В 4, с.264-270.
126. Вельский А.Г., Ли В.Ф., Хорос В.Г. Социально-культурные процессы в условиях научно-технической революции. Народы Азии и Африки, 1976, В I, с.47-59.
127. Вельский А.Г., Янов В.Ф. Традиционные культурыи модернизация в развивающихся странах. Народы Азии и Африки, 1977, В I, с.107-117.
128. Вельский А.Г. Кризис западноцентристских концепций "модернизации" и "социологи развития" освободившихся стран.
129. В кн.: Исследования социологических проблем развивающихся стран: (теория социальной структуры) /АН СССР, ин-т востоковедения; -М.: Наука, 1978, с.219-235.
130. Валькова JI.В. О новых тенденциях в политике Саудовской Аравии в 70-е годы. Азия и Африка сегодня, 1979, № 8, с.30-32.
131. Васильев Л. Ислам в современном мире. Международная жизнь, 1981, В 10, с.56-64.
132. Вафа А.Х., Михайлов М.А. Национализм и проблемы научно-технического прогресса. В кн.: Современный национализм и общественной развитие зарубежного Востока/АН СССР, ин-т востоковедения; ред.кол.: Г.Ф.Ким (отв.ред.) и др.-М.:1978,с.195-218.
133. Вафа А.Х., Полонская Л.Р. Националистическая идеология и проблема традиций. В кн.: Современный национализм и общественное развитие зарубежного Востока/ АН СССР, ин-т востоковедения; Ред.кол., Г.Ф.Ким (отв.ред.) и др.41., 1978,с.219-239.
134. Вахрушев В.В. Некоторые аспекты политики неоколониализма. Народы Азии и Африки. 1981, № 3,с.11-36.
135. Гараджа В.И. Научно-техничес ий прогресс и кризис католической теологии. В кн.: Религия в век научно-технической революции. - М.: Политиздат, 1979, с.84-112.
136. Гвишиани Д.М. Кризис буржуазных концепций научно-технической революции (Как взаимосвязаны технический и социальный прогресс?) В кн.: Гвишиани Д.М.,Митин М.Б., Рихта Р.
137. Техника, общество, человек (Критика буржуазных концепций) СССР "философия; № 4-11.: Знание, 1981, с.24-43.
138. Григорьян С.Н. Передовые силы освободившихся стран в борьбе за социальный прогресс. В кн.: Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки. - М.: Наука, 1971, с.3-33.
139. Григорьян С.Н. Некоторые особенности современной идеологической борьбы в освободившихся странах Востока. В кн.: Современные идеологические проблемы стран Азии и Африки.-М.: Наука, 1970, с.3-25.
140. Гуревич П.С. Критический анализ буржуазных концепций культурного развития освободившихся народов. В кн.: Борьба идей в современном мире. - М.: Политиздат, 1978, с.244-258.
141. Дорошенко Е.А. Пути и формы воздействия шиитского духовенства на общественно-политическую жизнь Ирана. В кн.: Ислам в истории народов Востока (сбор.статей)/АН СССР, ин-т востоковедения; - ГЛ.: Наука, 1981, с.72-85.
142. Дорошенко Е.А. Иран: мусульманские (шиитские) традиции и современность. Азия и Африка сегодня, 1980, № 8, с.59-61.
143. Дорошенко Е.А. 0 некоторых религиозных институтах и деятельности шиитского духовенства в современном Иране.
144. В кн.: Религия и общественная мысль народов Востока. М.: 1971, с.175-195.>
145. Ерасов Б.С. Массовое сознание в развивающихся странах: содержание и динамика сдвига. Вопросы философии, 1981, £ 9, с.75-88.
146. Ерасов Б.С. Что за религиозной оболочкой: некоторые характерные черты религиозных процессов на Востоке. Наука и религия, 1980, № 8, с.56-59.
147. Ерасов Б.С. Национализм и концепция культурной самобытности. В кн.: Борьба идей в современном мире. - М.: Политиздат,1978, т.З,с.222-243.
148. Ерасов Б.С. Идейная борьба вокруг социально-культурного наследия в развивающихся странах. В кн.: Борьба идей в современном мире. - М.: Политиздат, 1978, т.З, с.189-203.
149. Ерасов Б.С. К характеристике социально-культурного универсализма в цивилизациях Востока. В кн.: Исследование социологических проблем развивающихся стран (теория социальной структуры). - ГЛ.: Наука, 1978, с.91-106.
150. Ерасов Б.С. Теоретические основы африканского национализма и проблема культуры. В кн.: Современные идеологические проблемы стран Азии и Африки. - М.: Наука, 1970,с.51-86.
151. Капустин Б.Г. Социальное учение ислама: концепции и действительность. Памир, 1982, № 7, с.69-88.
152. Керимов Г.М. Научно-технический прогресс и ислам.-В кн.: Вопросы теории и практики атеистического воспитания. -Ташкент, Узбекистан, 1979, с.288-291.
153. Керимов Г.М. Исламский антикоммунизм на современном этапе. В кн.: Религия в планах антикоммунизма. - М.: 1970, 222 с.
154. Керимов Г.М. Под зеленым знаменем ислама. Религия в современном мире. Коммунист Таджикистана, 13 ноября 1980г.
155. Клор 0. Научно-техническая революция и оживление иррационалистических и мистических тенденций в теологии. В кн.: Религия в век научно-технической революции. - В кн.: Полит издат, 1979, с.45-56.
156. Крыстев К. Ценности религии и ценностная переориентация верующих. В кн.: Гуманизм, атеизм, религия. - М.: София, Политиздат, 1973, - 136 с.
157. Литман А.Д., Челышев Е.П. Проблемы культуры и классического наследия народов развивающихся стран и современная идеологическая борьба (к постановке вопроса) Народы Азии и Африки, 1976, В 6, с.25-27.
158. Милославская Т.П. Научный этап деятельности ассоциации "Братьев-мусульман". В кн.: Религия мира. История и современность. Ежегодник. ГЛ.: Наука, 1982, с.86-99.
159. Минкявичюс Я.В. Патологическая теология и научно-техническая революция. В кн.: Вопросы научного атеизма: Вып.28 (Редкол.: П.К.Курочкин (отв.ред.) и др.- М.: Мысль, 1981 -334 с.
160. Митрохин Л.Н. Христианство в век НТР. Наука и религия, 1973, № II, с.29-35.
161. Митрохин А.Н. НТП и современное христианство. -Вопросы философии, 1972, В II, с.56-69.
162. Остальский А. Горькие и сладкие плоды "нефтяной революции". Наука и религия, 1980, № 7, с.57.
163. Парвис К. Научно-техническая революция и развивающиеся страны. В кн.: Научно-техническая революция и идеологическая борьба. - ГЛ.: Политиздат, с.148-175.
164. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс. Народы Азии и Африки, 1981, № 4, с.69-84.
165. Полонская Л.Р., Ионова А.И. Экономические проблемы развивающихся стран и современный ислам. Азия и Африка сегодня, 1976, № II, с.22-27.
166. Полонская Л.Р. Религия в современной общественно-политической борьбе.- В кн.: Зарубежный Восток и современность. т.З.-М.: Наука, 1981, с.137-184.
167. Полонская Л.Р. Религия и современная общественная мысль стран Востока. В кн.: Зарубежный Восток и современность. -ГЛ.: Наука, 1974, с.250-311.
168. Полонская Л.Р. Новые тенденции модернизации ислама (на примере Пакистана). В кн.: Религия и общественная мысль стран Востока. - ГЛ.: Наука, 1974, с.7-34.
169. Полонская Л.Р. Освободившиеся страны: основные направления идеологической борьбы. Азия и Африка сегодня,1981, $ 10, с.2-5.
170. Полонская Л.Р. Основные течения общественно-политической мысли развивающихся стран Востока (в прошлом и настоящем) . В кн.: Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. - М.: Наука,1982, с.26-52.
171. Примаков Е.М. Ислам и общественное развитие зарубежного Востока. В кн.: Религия мира. История и современность. Ежегодник. -М.: Наука, 1982, с.30-46.
172. Примаков Е.М. Ислам и процессы общественного развития стран зарубежного Востока.-Вопросы философии, 1980,№ 8, с.60-71.
173. Примаков Е.М. Освободившиеся страны: проблемы общности. Народы Азии и Африки, 1980, № 5, с.15-28.
174. Рашковский Е.Б. Научно-техническая революция как культуротворческий фактор в развивающихся обществах. В кн.: Исследования социологических проблем развивающихся стран (теория социальной структуры). -М.: Наука, 1978, с.44-58.
175. Религия в странах Азии и Африки ("круглый стол", жур. Народы Африки и Азии) .-Народы Азии и Африки, 1980, № I, с.40-54.
176. Сагадаев А.В. Ислам и арабский национализм РЖ ИНИОН АН СССР общественные науки за рубежом. Востоковед, и африкан-ка, 1979, № I, серия 9, с.112-122.
177. Сагадаев А.В. Проблемы современной арабской философии. РЖ ИНИОН АН СССР. Общественные науки за рубежом, востоковедения и африканистика, 1979, $ I, серия 9, с.120-126.
178. Сагадаев А.В. Марксисты-ленинцы развивающихся стран Востока в борьбе против философского идеализма. В кн.: Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки.- М.: Наука, 1971, с.150-171.
179. Сагадаев А.В. Философские и социологические основы национализма в странах Азии и Африки. В кн.: Идеология современного национально-освободительного движения. - М.: Наука, 1966, с.90-137.
180. Симония Н.А. Современный этап освободительной борьбы. Азия и Африка сегодня, 1981, № 5, с.14-17.
181. Смирнов С.Н. Системный анализ НТР и перспективы ее развития: опыт описания основных составляющих процесса.
182. В кн.: Соревнование двух систем: социальные и экономические аспекты НТР. Исследования, дискуссии, информация. -М,: Наука, 1979, с.84-98.
183. Степанянц М.Т. 0 концепции "исламских духовных ценностей" в Пакистане. В кн.: Современная философская и социологическая мысль стран Востока. - М.: Наука, 1965, с.65-86.
184. Степанянц М.Т. Роль ислама в идеологической борьбе по социально-экономическим проблемам. В кн.: Борьба идей в современном мире, т.З.-М.: Политиздат,1978, с.259-280.
185. Степанянц М.Т. А.И.Ионова, Ислам в Юго-Восточной Азии: проблемы современной идейной эволюции. Рецензия Народы Азии и Африки, 1982, № I, с.173-176.
186. Степанов Р.Н. Некоторые особенности отношения современных мусульманских богословов к науке. В кн.: Атеизм, религия, современность. - Л.: Государственный музей ист.религ. и атеизма, 1978, - 167 с.
187. Угринович Д.М. НТР и религия. Философские науки, 1974, № 4, с.85-90.
188. Федосеев П.Н. Марксистско-ленинский анализ НТРи ее социальные исследования. В кн.: Соревнование двух систем: социальные и экономические аспекты НТР (исследования, дискуссии, информация). -М.: Наука, 1979, с.10-46.
189. Федосеев П.Н. Узловые проблемы изучения современных мусульманских движений. В кн.: Ислам и его роль в современной борьбе развивающихся стран Азии и Африки. (Матер.коорд-ого Совет. Ташкент, март, 1980. - Москва-Ташкент, 1980,с.5-10).
190. Фролов И.Г. Современная наука и гуманизм. В кн.: Философия марксизма и современная научно-техническая революция (ХУ Всемирный философский конгресс). - М.: Наука, 1977, с.139-172.
191. Фролова E.I. Концепции научно-технического развития. В кн.: Борьба идей в современном мире, т.З.- М.: Политиздат, 1978, с.98-131.
192. Фролова Е.А. Ленинизм и проблема научно-технического прогресса в развивающихся странах. В кн.: Некоторые вопросы идеологической борьбы в странах Азии и Африки. - М.: Hay?? ка, 1971, с.214-236.
193. Шабад Б.А. Критика идеологии современного неоколониализма. В кн.: Борьба идей в современном мире. т.З.- М.: Политиздат, 1978, с.281-307.
194. Шарипова P.M. Современная историография ОАР о роли университета "аль-Азхар" в период буржуазной реформации ислама в Египте в конце XIX начале XX в. - В кн.: Религия и общественная мысль народов Востока. -М.: Наука, 1971, с.241-252.
195. Ob j UL—I ь—-Lfc I A>t < tT jIj>>.\O fU ipjk ^JJ*4185.
196. JL <f> \S\jr>.KS ' J-\j I ^ L £ J ^^jir 1 4-86.1. Y ♦ \ Y ^4.87.4U.IL-UI ^UcJI UJI л+Л*£А Ul i-Jbl jJIз ^LL.I JUssUI^j£ ^
197. A« YA <jA > Я Л \ (a. aU. )4 88
198. JUyJI j** J^^jhojJI Ijla ^iy-^w j.LL»L)l : j^uJI j p,LL-UI • ^
199. П- \ А<Г 1YA) iroY *L Xi-I YAYt4.93.bUs^l^IL-lcJj^t^ JJc • L^'84 L LU;If jc ♦ ^L^s ^JULJI^ j1. J 4.94.алм Jl*> *
200. Ju0 i jtLLLlI <uaJ \ j» • ^ к ^-ji —m «,Li WW ^bYle.jjJI dlkuJI4.95.
201. JL.Л • cji^i • flJUu-^.jl ^ jj1. Г i / Y l / Y Г- ' 4.96.
202. Y. 1Y ^ 1A ^bJI^ JL»- ( A JLf ^U-i' 4.97.
203. ГГ U YYY jjtf wL \\A\ «^Jl asvuJI^^X1. J • 4.103.1ЯА« < JtlfJI jf LU Ul J •eWcfj** су-^1 с11- ' о ^ ^1. Y О r • tjo4.Ю4.t JU у J--: ^ J Li f ojIj; U- JXs; : CU: oJ • ^ !э • j1. Y Y Tf <Y\ ^• • 4.105.
204. Г JU> J-: ^ L> • ^ ju • ^UUт я , < x о1. J '4.106.bJUjU^ \ A JU ( f ум «jLi, ( fLUI i^z&jI ^ jj ♦ urlP гУ^з*о Г мв < \ Y' я A4.107.а с p LL-l usS» j I If— j j < f ^оЦ^^-^оз5* ' LL-I1. Y t — V \ < \ГЯА jL>- '4.108.
205. A JU< flL,l U-Si jl i^^J ♦ ^ Jb ♦1. J 4.I0S.jl l^-^J JU y; L • ^ ^ JU JU- 5 (ykva»
206. T A— Y 0 (jo \ Г Я A u>j U ^Li < U JL. . pLL-l ^- • 4.110.
207. JU $ J-^ • Oj.ljbS'plUI ^LJL Jk-o-^ЦtUoOr^To JJ— T \ < ^ Y— \ о ^ \ . Y4.111.t £ J-* tfl^tS jLi^l^ '(J J Usui I jj (• ^ • ^ ОлЛв ЛОЙoT Г jL-rY JT о (jo л sjL& Г JU4.112.
208. J^I^Ljl t JU< titi jLi^Ц « pJc^LUI ♦ ^.oJIлх дом1Г \4.113.
209. J^l «jL^ t JU< J—: ^n ^ jLif Ц t ^jt^fcsuJ, • ^ U ^tl ^4.114.
210. JLi^JI t b JS"3 JuJo-pJc JSJ <u j^lf.lJL-UI (yi^ • JLL. JL. jupm10 r "I ^ j-b < \ 1Л*4.115.j MA* j-L JLLjJI < ftlLb. 3 JU « ju jua>. * „Л*». Jl*^ «ьл» 00 0 \4.116.
211. J**5 ' <S ^jfr&jJ urt^1-^.^ j *1. ГА-ГУ <e>L4 Y JU 4Л17^
212. U^ lb U-l yblii. : pjJI jJb ^ Л-S Ui-UU; Ul * JUJI J*>U '1. Я juI ,-э Л -.Ui^L \ 4Y14.118.\h* J* U Jli^JI < (i-JL>JI c^jJI JjjJtcJI jO. JL»JI Jblie • <JjLc Oft^,a \ П ^4.119.
213. Jlr^^1 «'liJ^UUne U-^'IJCUI JjU.^OslkJI * o'-^J^b1 • • \ JJC \ 1A\4.120.x JU^; ^ jLif Ц — о о ^ — f ^ * i^A*?- v.?*-**4.121.t J^l < t JU у J«J ^ jLi^L. J^Jjm, * ч-э*-**
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.