Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Елизарова, Екатерина Юрьевна

  • Елизарова, Екатерина Юрьевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 195
Елизарова, Екатерина Юрьевна. Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Санкт-Петербург. 2000. 195 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Елизарова, Екатерина Юрьевна

Введение.

Глава 1. Социальные и национально-патриотические взглады 29 Кристины Пизанской.

Глава 2. Феминистские взгляды Кристины Пизанской.

Глава 3. Государь и государство в системе политических 108 взглядов Кристины Пизанской.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические взгляды Кристины Пизанской, 1364 - 1430 гг.»

Диссертация посвящена социальным и политическим идеям знаменитой французской средневековой писательницы Кристины Пизанской (1364-1430). Прекрасно образованная для женщины ее времени она в своих многочисленных сочинениях разных жанров выразила взгляды и убеждения очень широкого круга современников из высших сословий французского общества. Ее мировоззрение, поэтому дает своего рода срез социального сознания, на основании которого можно судить о состоянии социальной мысли и об основных волновавших ее проблемах в ту эпоху, когда Франция переживала тяжелейший социально-политический кризис, связанный с острыми феодальными усобицами и новым вторжением англичан, возобновивших Столетнюю войну.

Актуальность темы исследования предопределяется прежде всего слабой изученностью общественной мысли позднесредневековой Франции как в зарубежной, французской историографии, так и в отечественной. В середине 60-х годов видный французский историк Б.Гене сказал, что "историю идей во Франции Х1У-ХУ вв. предстоит еще написать"1, и хотя за четыре последних десятилетия учеными в этом направлении было сделано весьма многое, "история идей" того периода еще не написана.

Кроме того, в настоящее время растет интерес к феминистским идеям Кристины, ибо она была первым средневековым мыслителем, открыто выступившим в защиту женщин от традиционных "антифеминистских" теорий, питавшихся или христианской, или античной мыслью. Вместе с оригинальными взглядами на брак и семью эти идеи позволяют при исследовании творческого наследия Кристины понять особенности женского мировосприятия, которые совсем не проявляются в литературе той эпохи, когда писательский труд был монополией мужчин.

Во Франции конца XIV начала XV вв. высказанные писательницей взгляды на общество и государство — это важный показатель развития социальных и политических идей, рассмотрение которых в русле антропологически ориентированной истории является результативным подходом к реконструкции мысли позднесредневековых французских интеллектуалов. Кристина Пизанская посвятила свои сочинения всем христианам, и французам, и чужеземцам, но в ее литературном наследии ясно выражена национально-патриотическая мысль, рассмотрение которой позволяет понять особенности позднесредневековых политических верований, высказанных в монархической пропаганде, направленной на достижение социального согласия. В связи с этим предмет данного исследования составил широкий круг представлений писательницы о тех явлениях в общественной жизни и политической практике, свидетельницей которых она была.

Хронологические рамки работы формально соответствуют периоду творчества Кристины Пизанской - 1396-1430 гг. Это было время тяжелых испытаний для французского общества и государства. Из-за душевной болезни короля Карла VI (1380-1422) между крупнейшими феодальными сеньорами герцогами Орлеанским и Бургундским началась ожесточенная распря по поводу права регентства, которая, разделив страну на два лагеря - орлеанистов (арманьяков) и бургундцев - вылилась в настоящую гражданскую войну. События приняли особенно угрожающий характер, когда в 1415 г. английская армия Генриха V в союзе с бургундцами возобновила войну с французской монархией. После разгрома французской королевской армии при Азенкуре (1415) англичане навязали Франции унизительный договор в Труа (1420), по которому французская корона после смерти Карла VI должна была перейти к королю Англии.

Кристина, тяжело переживавшая все эти трагические события2, в своих сочинениях с особой силой выразила идеи социального мира и согласия. В то же время она активно выступила в защиту французской национальной монархии. Позднее она стала свидетельницей возрождения королевской власти во Франции, когда благодаря Жанне д'Арк сначала была снята осада Орлеана, а затем совершен триумфальный поход в Реймс (1429), где был коронован Карл VII, которого договор в Труа лишал права наследования престола. Кристина была одной из первых, кто восторжено приветствовал явление Жанны-Девы.

Поскольку Кристина Пизанская была отнюдь не безучастной свидетельницей всех этих бурных событий, в ее трудах, часто писавшихся на злобу дня, все эти идеи и представления, которые составляли символ ее убеждения и веры, выступают очень отчетливо . Но эти идеи и представления не были, разумеется, принадлежностью лишь небольшого периода ее творчества. Поэтому хронологические рамки исследования в действительности гораздо более широкие и определить их точно вряд ли возможно. Кристина Пизанская была выразителем характерных идей всего позднего средневековья (XIV-XVвв.), на поворотный этап которого приходится ее жизнь4.

Источниковая база исследования. Сочинения писательницы в XVв. активно переписывали не только во Франции, но и в Англии. В настоящее время известно, что различная орфография появилась в авторских манускриптах в результате работы переписчиц-помощниц Кристины (они трудились предположительно втроем). Авторство писательницы было определено еще в Х1Хв., но до последнего десятилетия не было осуществлено полное издание ее сочинений.5

При работе над диссертацией были использованы основные опубликованные сочинения Кристины Пизанской, за исключением ее ранних стихотворных произведений, которые мало что дают для понимания ее мировоззрения.

Она была автором сочинений разных жанров, от социально-политических и военных трактатов до моралистических баллад и стихотворений.

Из социально-политических трактатов прежде всего следует назвать "Книгу о Мире" (1414), где она разворачивает свои взгляды на общество как часть божественного миропорядка, основанного на христианском нравственном законе. Исходя из этого закона, она рассматривает и социальные, межсословные отношения, которые ради поддержания мира в обществе должны строиться на принципах морали. Писательница высказала свои взгляды на Богом установленный миропорядок, который зиждется на нравственном законе (определяющем моральные основы социального поведения), а также на индивидуальной занятости подданных французской монархии в общественно-полезном труде. Труд представляет собой по естественному праву необходимое каждому душеспасительное средство ради обеспечения личного участия в общественной жизни и продолжения своего рода.

В "Книге о политическом теле" (1407) Кристина Пизанская рассуждает о религиозно-нравственных основах общественного согласия и приводит натуралистические доводы, объясняя свою мысль о социальной пользе каждого сословия французского общества. В связи с этим система взглядов писательницы на социальное поведение иносказательно представлена в описании жизнедеятельности антропоморфной политической организации, члены которой улучшают свои нравы в благотворительных занятиях. Ценные для научного анализа идеи об общественно-полезной деятельности содержатся в объяснении смысла общественной дифференциации, и эти сведения раскрывают суждение автора о сущности социального согласия, тактика достижения которого представлена в виде системы идей об обретении каждым представителем французского общества доброй судьбы и личной пользы, в выполнении Богом ему уготованной социальной роли.

В "Книге о Мире" и в "Книге о политическом теле" автор излагает назидательные краткие рассказы, заимствованные из античной литературы, главным образом, из сочинения римского историка Валерия Максима "Памятные слова и дела", поскольку "Декады" Тита Ливия в переводе Пьера Берсюира Кристина не читала. Сочинение Валерия Максима в изложении Симона Эдина и Никола Гонеса явилось для писательницы учебником по древней истории, которую, в отличие от переводчиков, она намеренно изменила, создав назидательный для современников рассказ о жизни римлян.

Кроме того, она предпочла черпать дидактические сюжеты из мифологических сочинений Овидия, а также из Библии. Но в этих социально-политических трактатах изложена социальная доктрина писательницы, представленная в виде своеобразной концепции нравственного развития французского общества. И тем не менее построение этих произведений является традиционным в литературе того времени; содержащиеся в них элементы схоластической логики писательница заимствовала из сочинений своих современников6. Высказанные Кристиной взгляды на политические и социальные коллизии своего времени в сущности представляют собой монархическую пропаганду: писательница прежде всего разъясняет монархическую идею, что нравственное совершенство государя свидетельствует о его способностях к государственному управлению, направленному на преодоление духовного кризиса французского общества.

В современных Кристине политических сочинениях о добрых нравах правителей прошлого изложено этическое учение Аристотеля, согласно которому именно в мыслительной деятельности человека проявляются высшие теоретические добродетели. Они определяют отношение человека к самому себе, способность к увещеванию своей души. Напротив, практические добродетели не полностью подчинены господству разума, поэтому государь в общении со своими подданными должен их проявлять, избегая крайности и придерживаясь середины. Развив идеи мыслителей XIII- начала ХГУвв. Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и особенно Эгидия Римского, современники Кристины в своих политических взглядах рассматривали государство очень рационалистически: государь не может ждать пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом управлять людьми, такими, каковы они есть.

Мыслители Х1У-ХУвв., посредством схоластической логики, высказывая свои взгляды в жанре социально-политического трактата, не использовали литературные приемы, направленные на развитие воображения читателей. Напротив, Кристина Пизанская нарушила традиционную систему описания идеальных качеств государя и впервые во французской литературе создала, в определенном смысле, реалистические сочинения, использовав жанр хроники: фрагменты ее социально-политических трактатов по содержанию и по эмоциональному авторскому изложению событий прошлого можно отнести к дворянской историографии, отразившей историю французской монархии. В "Книге о политическом теле" писательница развивает мысли о государстве и государственном управлении, сосредотачиваясь главным образом на персоне короля и его обязанностях, и тем самым обосновывает легитимность королевской власти, объясняя необходимость сохранения права наследования французского престола. Эти мысли Кристина Пизанская как бы иллюстрирует в одном из наиболее известных своих трудов - в "Книге о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого" (1404). Писательница вынуждена была это сделать по заказу герцога Филиппа Храброго, который желал подарить дофину Людовику Гиенскому книгу о политическом искусстве его деда. Считая, что теоретические добродетели проявляются в любой деятельности человека, писательница выразила мысль, что личная жизнь государя определяет его политический успех. А потому Кристина не только создала увлекательный по содержанию рассказ о реальных исторических событиях, но и правдиво описала деяния государя, Карла V.

Не имея университетского образования, писательница не могла сделать научное изложение своей системы взглядов на государственное управление. Вот почему в "Книге о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого" она высказала личное впечатление о царствовании покровителя своей семьи, поскольку считала, что время ее детства было периодом не только ее личного счастья, но и общественного благоденствия. На страницах этого трактата Кристина Пизанская ратовала за возрождение практики королевского поощрения интеллектуалов, к которым она причисляла себя. Но будучи единственной женщиной среди придворных ученых, она считала себя литературным новатором и творцом7. В самом деле в истории французской литературы ею впервые создан образ государственного деятеля, политическими средствами которого являются только педагогические приемы как способы улучшения социального поведения и общественных нравов. Этические идеи о государственном управлении основаны на личных воспоминаниях автора и на материалах опросов очевидцев взаимоотношений короля и его подданных. Таким образом жизнеописание доступного своему народу государя привлекает внимание широкой читательской аудитории к истории царствования, во время которого полностью были удовлетворены нужды всех представителей французского народа.

В описании личных качеств короля использованы литературные приемы переводчиков латинских текстов. Но в отличие от комментаторов, Кристина Пизанская создала для читателей увлекательный по содержанию рассказ о событиях недавнего прошлого. Такая особенность повествования впервые использована Петраркой, но на наш взгляд, Кристина самостоятельно пришла к идее сочинения занимательной исторической литературы8.

Нарративное произведение писательницы оригинально по логическому изложению авторской мысли. Например, во второй части "Книги", в повествовании о воинском искусстве государя Кристина компилировала два нарративных источника: Большие Французские Хроники из манускрипта заказчика Филиппа Храброго и трактат Эгидия Римского "О правлении государей". Примерно сто пятьдесят страниц "Книги" составляет комбинация двух различных текстов. Создавая собственное литературное изложение, писательница упростила трактат посредством замены и перестановки избранных отрывков. Затем она его сократила и сопоставила с аналогично переделанным текстом Больших Французских Хроник. И тем не менее хронологическую последовательность исторических событий Кристина изложила верно. Комбинируя разные тексты, она изменила традиционную манеру литературной компиляции и логически построила произведение, которое по реализации дидактического замысла не уступает наиболее известным в то время философским сочинениям.9

Изучив теологические трактаты Фомы Аквинского и "Метафизику" Аристотеля, Кристина создала образ короля-архитектора, творца. Этот совершенный мастер-умелец не только знает нужды своих подданных, но и искусно их удовлетворяет. Наряду с этим государь по своему управляет французским обществом, а значит, своими назидательными советами ю увещевает и мирит своих подданных, учит жить их в ладу друг с другом. Таким образом, Кристина Пизанская обосновала правомерность политического творчества подобно тому как средневековые мыслители оправдывали свой литературный труд.

В этом оригинальном по литературной композиции сочинении речь идет о своего рода священнодействе короля: он представлен божьим учеником, который, не будучи святым, до самой смерти учится благотворительности, набираясь мудрости. Столь необычным литературным приемом писательница внушала читателям чувство сопричастности к тому богоугодному делу, которым занят государь. Кроме того, она доказывала, что все личные качества государя являются только теми добродетелями, практическое применение которых обеспечивает справедливое государственное управление. Доказательство состоит в повторении логических умозаключений тех античных и средневековых мыслителей, которые писали о путях достижения общественного блага. Во французской литературе "Книга о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого" по своему значению в развитии политической мысли занимает место между "Историей Людовика Святого" Жана Жуанвиля и "Мемуарами" Филиппа де Коммина.11

Свои политические воззрения писательница конкретизировала в "Книге об армейских делах и рыцарстве" (1410), посвященной военным нормам государственного управления, ориентированного на достижение социальной стабильности. В этом военном трактате наилучшим образом разъясняется точка зрения автора на общественно-дисциплинирующую функцию благородного сословия. Будучи, конечно, далекой от военного дела, Кристина Пизанская использовала при работе различные военные и рыцарские трактаты, в том и числе и античные, наряду с сугубо военными вопросами в этой "Книге" поднимается также тема улучшения общественных нравов и социально-нравственного долга рыцарства, состоящего в сохранении французской

1 'У монархии и обеспечении благополучной социальной жизни французов .

Хотя нравственными идеями проникнуты все сочинения Кристины Пизанской, ряд ее трудов посвящен специально проблемам морали. В моралистических трактатах разъясняется представление писательницы о нравственных качествах идеального подданного французской монархии. "Книга об осторожном человеке" (1405) содержит ценные сведения о средствах улучшения общественного поведения, так как моралистические идеи писательницы подтверждены ее натуралистическими доводами, основанными на личном опыте социальной самоадаптации. "Притча о неволе человека" (1418) синтезировала все идеи автора о религиозно-нравственных правилах межличностных взаимоотношений, представленных во всевозможных примерах морально обоснованного участия людей в общественной жизни. Рассуждая о добродетельном поведении человека, Кристина Пизанская не столько имеет в виду религиозный смысл морали и спасение души, сколько социальную ее роль и воспитание добропорядочных членов общества, верноподданных короля. Взгляды на идеальное социальное поведение иносказательно изложены в "Притче Офелии" (1402). По духу и по настрою этот моралистический трактат дополняют "Семь сказочных псалмов" (14091410) о душеспасительных рецептах, представленных в виде комплекса идей о социальной пользе религиозно-нравственного образования парижских студентов. Основное содержание псалмов посвящено теме обретения всеобщего благополучия. Идеи автора о миротворческом долге женщин невозможно исследовать без "Книги Трех Добродетелей - Сокровищницы Града Женского" (1405), которая по сути является созданным для читательниц учебником, разъясняющим мысль об общественной пользе добродетельного поведения жен, вдов и девиц, представительниц разных социальных сословий. Для научного анализа имеет значение взгляд писательницы на добрую женскую судьбу, потому что в трактате эта идея высказана в критике разделения родительских обязанностей, считавшихся нормой в рамках внутрисемейных взаимоотношений. Немаловажно, что в этом моралистическом трактате разъясняется представление писательницы о видах общественно-полезной деятельности ее современниц.13

Из феминистских сочинений Кристины наиболее важным является "Книга о Граде Женском" (1405), где в аллегорической форме опровергаются все религиозные и натуралистические доводы антифеминистов. В аллегорическом замысле сочинений французские писатели, как правило, сравнивали себя с садовниками, а логически обоснованные литературные образы - с цветами. В отличие от мужчин, Кристина Пизанская представила себя мастером, обеспечивающим душевную крепость всех добродетельных женщин прошлого, настоящего и будущего и тем самым защитила свое право на творчество. В описании деяний и добрых нравов героинь прошлого читателям объясняется право представительниц слабого пола на самореализацию в любом виде социально-полезного труда. Логическим обоснованием создания образов идеальных вдов, жен и девиц является поиск камней на поле "Учености" для строительства Града Женского, то есть в известных писательнице дидактических сочинениях, прежде всего в Библии, античной мифологии и истории, из которых она приводит большое количество примеров в доказательство своей феминистской мысли.14 В полемике Кристины с антифеминистски настроенными писателями прошлого разъясняется, что в истории человечества женщины сыграли положительную роль и продемонстрировали свои способности к изучению наук. Таким образом, авторская мысль направлена не только на оказание женщинам моральной поддержки, но и на обоснование социальной необходимости женского религиозно-нравственного образования. Здесь же в своих новеллах писательница детально разбирает семейные отношения и семейные обязанности, определяя, что такое добрая женская судьба.

Непосредственный отклик писательницы на современные ей политические события запечатлен в сохранившемся эпистолярном наследии. В адресованном принцам крови "Рассказе о несчастьях Франции" (1410) и в "Послании к королеве Изабелле Баварской" (1405) обосновано моралистическое суждение о народных чаяниях мира. Следует особо отметить, что в созданных по инициативе Кристины эпистолярных сочинениях содержатся ценные сведения о взаимоотношениях представителей Французского королевского дома. Рассуждая о войне между арманьяками и бургундцами, писательница подчеркнула, что из-за немощи женского разума она не поняла целевые установки враждующих герцогов. Но она отметила, что если Бог внимает ее женским, но праведным молитвам, то и принцы могут прислушаться к ее доброму суждению и по христиански решить свой конфликт.15 Кристина Пизанская намеренно подчеркивала исключительность своего женского труда и таким образом убеждала читателей в богоугодности своего творчества, но тем не менее, она, как женщина, имела заниженную самооценку, которую всячески старалась повысить, рассуждая о социальном поведении своих современников, направленном на обеспечение благого будущего французского королевства.16 Ее национально-патриотические идеи нашли свой выход в связи с подвигом Жанны д'Арк, которой она посвятила "Песнь", где одновременно изложила и

1 7 взгляды на необходимые политические реформы во Франции. В этой созданной в конце июля 1429г. молитве писательницы о доброй судьбе короля Карла VII выделены этапы возможного будущего расширения территории французского королевства и увеличения числа верноподданных французской монархии.

Представление автора о достижении мирного сосуществования всех христиан, и чужеземцев, и своих объяснено в моралистических балладах. "Книга о Переменчивости Судьбы" (1401-1403) посвящена идее благой воли и содержит натуралистические доводы, разъясняющие смысл существования социального неравенства. В этой "Книге" впервые в истории французской литературы изложено размышление автора о личной социальной адаптации.

Следует особо подчеркнуть, что Кристина Пизанская была озабочена проблемой обоснования своего общественного статуса женщины-писательницы. В связи с этим, добиваясь общественного признания, она была вынуждена вести творческий поиск, ибо открытие собственной манеры компиляции - это не единственное нововведение, необходимое для создания занимательной литературы. В этой моралистической балладе изложено обоснование маргинальной позиции женщины-писательницы среди современных ей литературных деятелей. В сочинении прежде всего и главным образом речь идет о человеческом служении Богу, как верном душеспасительном средстве, направленном на обретение общественной и личной пользы. Высказанный Кристиной взгляд на богоугодную любовь к миру объясняется ее восприятием собственного одиночества. В "Книге" она обоснованно призвала своих читателей уповать на Бога и, веруя в ответную божественную любовь, научиться жизнелюбию.

Система добрых дел, благодаря которым писательнице благоволит судьба, представлена в "Книге о добром пути знания" (1402). Для научного анализа имеют ценность сюжеты писательницы о личном опыте самообразования, в которых разъясняется идея, что каждому человеку полезно изучать историю. Немаловажно, что в "Книге" изложена авторская мысль о душеспасительной пользе самопознания. Размышляя о личном пути достижения доброй судьбы, писательница процитировала сочинение Боэция (480-524) "Об утешении философией", выразив мысль, что чтение научной литературы явилось для нее наиболее приятным душеспасительным средством: в аллегорической форме она поведала об испитом ею целебном напитке из "брызгающего истинами источника", который был извлечен из земельных недр Пегасом, ударившим своим копытом. Но именно в литературном творчестве Кристина утешала свою душу, рассказывая о добрых общественных нравах. И тем не менее писательнице нужно было обосновать целесообразность своего труда, не повторив идеи античных и средневековых мыслителей.18 Ведь как женщина, занимающаяся мужским делом, она вынуждена была подчеркнуть свое особое мышление именно так, чтобы побудить к своему творчеству читательский интерес и ради своей репутации заиметь влиятельных поклонников.

Моралистические баллады писательницы - одни из самых оригинальных сочинений в литературе того времени, так как они созданы на основе воспоминаний автора о своем жизненном пути, мудро пройденном с помощью знаний, приобретенных в изучении наук. В "Суждении Кристины" (1405) выражен обращенный к читателям наказ веровать в Бога, уповать на ответную божественную любовь и не унывать. В балладе "Нравоучения" (14021403) писательница высказывает педагогические идеи и обосновывает необходимость семейного воспитания. С целью разъяснения мысли об обретении человеческого счастья она излагает свои взгляды на гармоничное развитие воли ребенка. Вне зависимости от социального статуса и пола ребенка, облагораживание его души должно быть ориентировано на формирование таких добрых нравов, какие обеспечат его верноподданство французской монархии, а значит, проявление миролюбия и доброго участия в общественной жизни. В "Сказании о Пуасси" (1401) писательница излагает свое суждение о материнском счастье. Сочинение полностью состоит из рассуждений о пользе богоугодных деяний, направленных на умиротворение душ ближних своих, то есть о всевозможных видах самозащиты человека от душевной порчи. Немаловажно, что в этом произведении речь идет о личной свободе Кристины от всех людей, даже от самых близких.19

Мысль о благой женской воле наиболее отчетливо выражена в балладах о куртуазной любви. "Сто Баллад о Влюбленном и Даме" (1409-1410) - это повествование о любви. Любовь, как чувство взаимной привязанности, лишает любящих людей умиротворенной жизни и обрекает их на душевные муки, а личное благополучие обретается только в общении с Богом. В балладе "Одиночество" (90-е гг. XIV в.) писательница объясняет свою добровольную верность покойному супругу. На феминистскую мысль о социальной роли женщин проливает свет высказанное в балладах моралистическое суждение о душеспасительных любовных переживаниях: разлука влюбленных не обедняет, а обогащает, ибо самостоятельно познается верная любовь. С этой точки зрения каждый человек наедине с Богом обретает счастье.20

Следует отметить, что писательница излагала свои социально-политические взгляды, не владея той логикой, которую применяли современные ей политические мыслители. И тем не менее во французской литературе того времени писательница явилась автором наиболее глубокого рассуждения об актуальных социальных и политических проблемах. Размышляя о мире, ученые люди со времен Карла V Мудрого в своей политической мысли соблюдали определенные логические правила, а потому не обосновывали на свой лад компилируемые (пересказываемые) взгляды на государственное управление и на социальное поведение. В отличие от писателей - мужчин, Кристина Пизанская не имела навыков логического рассуждения. Вот почему ее политические и социальные взгляды представляют

Л 1 собой только систему улучшения общественных нравов. Создавая образы исключительно добрых литературных героев, писательница по своему творческому замыслу пересказывала в разных сочинениях свои взгляды на деяния и добрые нравы государя Карла V.22 Эта практика жизнеописаний свидетельствует о том, что Кристина самостоятельно выработала свою модель общественного развития. В частности, творческая мысль писательницы проявилась в ее суждении о единой форме управления государством и семьей.

Занимаясь мужским делом, она вынуждена была в каждом сочинении объяснять мысль о богоугодности женского творчества, чтобы обеспечить себе безупречную репутацию при французском королевском дворе. Современные ей французские писатели не вели речь о себе и не выражали эмоционально личное отношение к компилируемым идеям. Вероятно, Кристина Пизанская заимствовала элементы логической дедукции у своего современника, религиозного деятеля Пьера Ле Фрюитье (Салмона), который сочинял иносказательные проповеди. Многие сочинения писательницы явились в свое время оригинальными по композиции, но традиционными по дидактическому замыслу.23

Состояние научной разработки темы. Изучение творчества Кристины Пизанской началось в XIX в. В научных трудах того времени вовсе не было учтено особое стремление писательницы использовать мифологические сюжеты и сочинять полемические произведения (прежде всего феминистские, такие как «Книга о Граде Женском», «Книга Трех Добродетелей») для обоснования своей маргинальной позиции среди писателей-мужчин. В «Исследовании политических сочинений Кристины Пизанской по материалам публикаций и монографий» Р.Томмази (1838) разъясняются особенности авторского творчества; сказано, что «наиболее известные ее произведения являлись в то время энциклопедическими, содержащими обширные сведения по различным областям знаний». В этой научной работе, созданной в романистическом направлении исторической науки, был преувеличен вклад писательницы в развитие чувства национального самосознания французов. Методом наблюдения был сделан вывод об оригинальности ее социального мышления. С этой точки зрения она прежде всего и главным образом является выразительницей чаяний самых широких слоев народа, но не пропагандисткой монархических идей. Такое суждение не обосновано, ибо писательница имела традиционные для того времени мировоззренческие установки. В научной работе Р.Томмази были впервые выявлены биографические данные Кристины Пизанской, объясняющие ее феминистские взгляды; в результате их критического исследования она названа сторонницей эмансипации женщин.24

Эта оценка была скорректирована А.Кампо в статье «Женский вопрос в XV в.» (1864), которая посвящена начатой писательницей первой полемике в истории французской литературы. В этом исследовании методом наблюдения разъясняется история антифеминистской мысли XIII-XV вв.; логически выяснены этические взгляды французских писателей на семейно-брачные отношения. В результате сравнения этих идей освещена тема любви в позднесредневековой литературе и тем самым доказано, что феминистские взгляды писательницы высказаны в русле общественной мысли того времени. В научной работе подчеркнуто, что социальное мышление Кристины Пизанской взаимосвязано с ее личным представлением о куртуазной любви, которая в сочинениях является богоугодным чувством и душеспасительным средством. Таким образом объясняется, что женщины в представлении писательницы испытывают по отношению к возлюбленным мужчинам чувство верности (вассальной преданности). Тем не менее, этот вывод не достаточно аргументирован, ибо не объяснена специфика мысли Кристины о женской социальной роли; автор сравнил взгляды писательницы и ее современников на социальный долг женщин и отметил их общее представление об обязанностях замужних женщин.

Первое исследование высказываний писательницы о мире представляет собой научная работа немецкого ученого Ф. Коха "Жизнь и творчество Кристины Пизанской" (1885). В этой монографии было дано новое направление исследованиям ее социальных идей на основе анализа нравственных принципов ее литературного труда; отмечена исключительность женского интеллектуального творчества в позднесредневековой Франции и необходимость его морального обоснования в сочинениях писательницы. В научной работе рассматриваются фрагменты произведений, в которых высказаны ее взгляды на внутриполитический конфликт (между арманьяками и бургундцами); в исследовании изложено содержание "Послания к королеве Изабелле Баварской", "Рассказа о несчастьях Франции", "Книги о Мире", "Песни о Жанне Д'Арк". В проведенных наблюдениях отсутствует объяснение политического мышления писательницы, но обосновывается мысль, что авторские призывы к миру и согласию, обращенные к главам враждующих партий, остались без внимания. В связи с этим, преуменьшено значение монархической пропаганды. В частности, во втором разделе работы разъясняется, что "Книга о политическом теле" является по авторскому замыслу нравоучительным сочинением, а не пособием по государственному управлению, ибо в этом произведении отсутствует освещение событий гражданской войны.25 Таким образом, в монографии Ф.Коха сравнительным методом рассматриваются социальные взгляды писательницы и объясняется , что эпистолярные сочинения созданы по ее личной инициативе, как и вызванные стремлением защитить свое право на творчество феминистские произведения. В XIX в. сочинения Кристины Пизанской активно комментировали и публиковали представители эрудитского направления исторической науки (Мишо, Пужуля, Ж.Кишера, Б.Пухель). Вообщем, интерес исследователей XIX в. был обращен к поиску и объяснению биографических сюжетов писательницы, свидетельствующих о специфике женского восприятия политических событий того времени, в начале XX в. А.Молинье отметил, что монархические идеи Кристины вызваны ее патриотическим чувством.26

В первой половине XX в. в научных работах было освещено представление писательницы о целесообразности личного труда. В 20-е гг. М.Ж.Пине в комплексном исследовании жизни и творчества Кристины Пизанской была обоснована мысль, что в ее сочинениях выражены религиозно-нравственные взгляды на социальное поведение и цель ее литературного труда состояла в улучшении общественных нравов. В то же время в статье П.Г. Кэмбелл был рассмотрен комментарий стихотворных сочинений, представленный в английской и французской литературе XV в., и была объяснена популярность этих произведений во Франции и Англии того времени их дидактическим замыслом.27 Моралистические идеи писательницы, объясняющие ее политическое мышление, наиболее ясно освещены в монографии А.Комбэ "Жан де Монтрей и Кануцлер Жерсон" (1942). В этой научной работе рассматриваются гуманистические и теологические идеи во Франции начала XV в. Компаративным методом исследования суждений, выраженных в переписке писательницы и выдающегося канцлера, выяснены монархические взгляды французских интеллектуалов; менее отчетливо выявлены их феминистские и антифеминистские мысли, ибо обойдена проблема определения специфики женского творченства. Между тем в исследовании упомянут основной комплекс суждений писательницы о социальной пользе женщин, разъясняется, что ее феминистские идеи в представлении Жана Жерсона явились взглядами на женскую благотворительность. В 40-е — 50-е гг. политические идеи писательницы были освещены в исследованиях ее взаимоотношений с представителями королевской власти. В научных работах был сделан сравнительный анализ биографических данных, разъясняющих взгляды Кристины Пизанской на государственное управление. Таким образом были выяснены наблюдаемые ею политические события и выявлены ее нравственные принципы в оценке политических раздоров своего времени. Кроме того, в этих работах были определены те античные и средневековые произведения, фрагменты которых компилировала писательница, и отмечена эмоциональность ее рассуждения о современном ей государственном управлении. Следует отметить, что в трудах, созданных до 60-х гг., отрицается целесообразность комплексного рассмотрения политических взглядов Кристины Пизанской, ввиду определения факта их компиляции из фрагментов сочинений разных жанров, был сделан вывод об отсутствии новизны в политическом мышлении писательницы,

28 логическии принцип которого не представлялось возможным установить.

В 60-х - начале 80-х гг. исследовательский интерес (Е. Мак Леод, Е. де Кастель и др.) направлен на выяснение личных назидательных целей писательницы на основе ее биографических данных и идей "о переменчивости

ЛА судьбы". В комплексных исследованиях жизни и творчества Кристины рассматривается ее социальное мышление. В комментариях биографических сюжетов и стихотворных произведений было выяснено (С.Солант), что писательница продолжила куртуазную традицию сочинения: несмотря на то, что переживания разлученных влюбленных имеют в ее представлении драматический характер, идея о переменчивости судьбы заимствована из французской литературы XIII в. С этой точки зрения были объяснены моралистические взгляды писательницы на взаимоотношения придворных Карла VI (им адресованы ранние сочинения). Так как методика сравнительного анализа не позволяет объяснить мировоззренческие установки писательницы, сфера интересов исследователей была ограничена выявлением ее идей о личном благе. В частности, представление писательницы о социальной роли женщин было выяснено в научных работах также на основе биографических фрагментов ее сочинений. Таким образом в исследованиях 60-80-х гт. была рассмотрена судьба Кристины Пизанской, но ввиду отсутствия анализа мировоззрения из комплекса ее феминистских взглядов была освещена только мысль о богоугодности личного творчества.30

Результативность исследований иносказательных сюжетов и структурных особенностей сочинений Кристины Пизанской возросла в конце 80-х гг. и в 90-е гг. XX в. при использовании сравнительно-исторического метода, предполагающего сравнение элементов современного и средневекового мировоззрения, что в определенном смысле обеспечивает понимание ее жизненного выбора. Мысль писательницы о провидении была рассмотрена в статьях, опубликованных в 1988 г. Ж.Дюфурне и Л.Дюлак в "Журнале романских языков". Эмоциональные переживания Кристины о личной судьбе наиболее ярко освещаются в исследовании Ж.Серкилини "Иностранка". Фрагменты "Книги о добром пути знания" (посвященные мировоззренческим идеям Овидия и Боэция) рассматриваются в работе японского ученого С.Сазаки. На социальные и исторические взгляды писательницы проливают свет выводы работы Р.Броун-Гран "Падение или улучшение нравов? Кристина Пизанская, Боккаччо и проблема "золотого века". Наиболее эффективно проблематика разъяснения комплекса идей об общественном развитии затронута в исследованиях, освещающих представление писательницы о социально-полезном поведении ее современников в повседневной жизни. Особенно содержательна работа Э.Ик, в которой рассматривается мысль о женском кокетстве: "Суждение о нарядах, предосудительный наряд: комплекс идей об одежде в некоторых нравоучительных сочинениях Кристины Пизанской".

Профессорами Парижского университета Э.Ик и Т.Моро были осуществлены переводы, публикации и комментарии "Книги о Граде Женском" и "Книги о деяниях и добрых нравах Карла V Мудрого". Следует отметить, что в комментариях этих сочинений речь идет о тех моралистических идеях писательницы, которые основаны на ее историческом знании; и в этих научных работах наиболее ярко освещается ее представление о миротворческом долге подданных французского государя. Объектом самого пристального внимания исследователей стали социальные взгляды Кристины Пизанской, взаимосвязанные с ее личным опытом общения с людьми. В связи с этим идея личного блага была рассмотрена в исследованиях представлений о добропорядочном образе жизни. Прежде всего интересны научные работы, затрагивающие нравственные взгляды писательницы, потому что эти идеи отражают ее мировоззрение. Наиболее отчетливо они прослеживаются в сравнении с моралистическими взглядами Дж.Боккаччо, сделанном еще в конце 70-х гг. Л.Дюлак. Научные работы этой исследовательницы посвящены "историописанию" Кристины Пизанской. В результате исследования образов героической вдовы Семирамиды, представленных в "Книге о Граде Женском" и в "Книге о Переменчивости Судьбы" разъясняется, что феминистские идеи писательницы высказаны в русле социального мышления ее современников. Моралистические понятия Кристины рассматриваются и в современных работах Л.Дюлак. В этих исследованиях было освещено представление писательницы о нравственных качествах, присущих благородному человеку. Особенности моралистической лексики Кристины Пизанской были тщательно рассмотрены и в результате исследований было выяснено ее представление о значении добродетелей мудрости, осторожности и безупречности в характеристике личности государя Карла V.32 Следует отметить, что интерес к отдельным литературным сюжетам исследователей отвлекает от объяснения сделанного Кристиной выбора нравственных качеств героев своих произведений. В статье "Поэт или пастырь" С.Лефевр попыталась рассмотреть присущую Кристине манеру поэтического изложения мысли. Эпистолярные сочинения стали основой исследований А.Ж.Кеннеди и Т.Арнавиль, которые попытались представить литературное мастерство писательницы результатом ее творческого опыта.

Характерные черты изложения мысли писательницы и структурные особенности ее сочинений были выявлены в работе Ж.Бланшара "Кристина Пизанская: традиция, творчество и новаторство". Автор сравнил образы архитектора, представленные в "Книге о деянияхи добрых нравах Карла V Мудрого» и в "Книге о Граде Женском" и отметил, что писательница из сюжетов сочинений античных и средневековых мыслителей составляла собственные произведения, увлекательные по содержанию и оригинальные по структуре.33

В исследованиях второй половины XX в., как правило, выявляются нравственные основы политической мысли Кристины Пизанской. В связи с этим была определена и специфика ее монархических идей. В 60-е гг. в научных работах Д.М.Белл и Р.А.Люка было выяснено, что взгляды писательницы на государство и общество сформировались в результате ее осмысления этических идей позднесредневековых политических мыслителей: Никола Орема, Филиппа де Мезьера, Жана Жерсона. Эти научные работы содержат исследование "Книги о политическом теле", в котором социально-политическая мысль Кристины исследователями объясняется как результат ее знания и личного понимания античных и средневековых религиозно-нравственных идей. В монографии Д.М.Белл "Этический идеал средневекового французского королевства" выражена мысль, что взгляды писательницы на социальное поведение изменяются в период (1407-1414) под влиянием происходящих социальных и политических коллизий. Основным достоинством этой научной работы является сравнительное исследование общественно-политических идей, высказанных в "Книге о политическом теле" и в "Книге о Мире".34

В 70-е гг. в историографии были выявлены политические мотивы создания сочинений. Как показала Ж.Висман в статье "Пробуждение чувства национального самосознания в средние века: политическая мысль Кристины

Пизанской", писательница выразила в творчестве националистические взгляды. В исследовании разъясняется, что она в своих сочинениях обосновала монархические идеи, и, в связи с этим, дается критический анализ научной литературы по проблеме определения средневекового патриотизма. И тем не менее специфика патриотической мысли писательницы не выявляется. В частности, ее национальное самосознание объясняется в русле ее политического, а не социального мышления без определения нравоучительного замысла аллегорических сочинений. Между тем монархическая пропаганда писательницы направлена на коррекцию общественных нравов, выявление которой в творчестве Кристины предполагает разъяснение комплекса иносказательных сюжетов о социальном поведении.

Монархическая пропаганда, выраженная в сочинениях писательницы, рассматривается в труде итальянского ученого Дж.Момбелло "Характерные черты политического мышления Кристины Пизанской". В научной работе содержится исследование степени изученности ее политических взглядов, что способствует решению данной научной задачи, а также имеется краткое изложение основного содержания многих сочинений писательницы, поэтому разъясняются нравственные основы ее творчества. Эта научная работа имеет более описательный, нежели аналитический характер, и в ее результате выявляется только информативная ценность произведений; в итоге пересказа которых сделан очевидный вывод, что писательница была пропагандисткой моралистических взглядов на государственное управление. Эта точка зрения не позволяет составить полное впечатление о политических идеях Кристины Пизанской, представление которой о цели государственного управления стало предметом рассмотрения профессора Парижского университета К.Говар. В статье "Имела ли Кристина Пизанская собственное мнение о политике?" разъясняется проблема определения особенностей мышления писательницы, рассматривается состояние изученности проблемы. Монархические идеи выясняются в русле истории взаимоотношений писательницы с представителями королевской власти, поэтому в статье содержатся ценные биографические сведения, а также данные об ориентации и осведомленности Кристины в политических вопросах того времени. В результате научной работы доказывается, что мысль о социальном согласии является лейтмотивом всех сочинений; в исследовании "Притчи Офелии" Д.Лукополос было отмечено, что писательница ратовала за создание всемирной монархии.35

В 80-е — 90-е гг. историки начали активно применять сравнительно-исторический метод наряду с теориями и методами, позволяющими уйти от узкой проблематики исследований - причин и целей политической мысли писательницы, чтобы объяснить ее представление о государственном управлении, не нарушив принцип историзма, предполагающий рассмотрение явлений духовной жизни в тесной связи с эпохой, которая их породила и обусловила. В статье К.Говар "От теории к практике: справедливость и милосердие во Франции времени царствования Карла VI" выясняется, что политические взгляды Кристины Пизанской отражают ее представление о правосудии. Исследовательницей было доказано, что писательница была хорошо осведомлена о судопроизводстве своего времени. 36 Разъясненные в научной работе взгляды на королевскую юрисдикцию проливают свет на систему идей Кристины о социальной адаптации государя.

М.Т.Лорсен, использовав сравнительный метод при изучении феминистских идей Кристины Пизанской, сопоставила ее взгляды на природное предназначение и миротворческий долг женщин и провела сравнение педагогических и политических идей, содержащихся в "Книге Трех Добродетелей".

Весьма важными для изучения мировоззрения Кристины Пизанской являются общие работы по социально-политическим идеям ее времени. В этих работах этические взгляды писательницы и ее правосознание рассматриваются в сравнении с аналогичными идеями позднесредневековых французских мыслителей. По вопросам развития монархических идей наиболее значимыми являются труды Ж.Кринена, посвященные представлениям о королевской власти,38 и работы Ю.П.Малииина, освещающие формирование монархической доктрины во французской общественно-политической мысли того времени.39

Для изучения представлений писательницы о семье и браке важными являются проведенные в 70-е - 90-е гг. исследования социо-демографических процессов в позднесредневековой Франции: в работах Ж.Дюби, А.Бреца, Ю.Л.Бессмертного были освещены вопросы правовой организации и этики семейно-брачных отношений того времени.40

Таким образом в богатой исследовательской литературе на данную тему выявлены характерные черты политического и социального мышления Кристины Пизанской; она сознательно придумывала притчи для нравоучения читателей и на свой лад рассказывала о событиях прошлого. И тем не менее цели абсолютизации нравственности и создания аллегорий, изображающих социальный идеал, изучены недостаточно; интерес исследователей обращен к частным сюжетам сочинений.41 Поэтому при обращении к произведениям Кристины Пизанской не было выяснено ее этическое сознание с его специфической логикой; склад ее мышления имел нормативный характер и опирался на нравственный закон и на рыцарскую этику. В связи с этим в исследованиях образа идеального государя в политической мысли Кристины Пизанской было отмечено, что в ее сочинениях непоследовательно изложены добродетели благородного человека, которые проявляются в его учтивой манере поведения.42 Правильнее вести речь о вариативности всех тех добродетелей человека, наличие которых определяет состояние его души, ибо такие нравственные качества равны по своему значению в формировании личности. В результате структурного исследования аллегорий "Града Женского" и "Доброго пути знания" мы выяснили, что представленные в виде Дам добродетели в определенной последовательности замещают друг друга и таким образом улучшают душевную жизнь человека в обществе. Выяснение этой специфики логического мышления писательницы необходимо для реконструкции ее представления об идеальном поведении государя и его подданных.

Цель диссертационного исследования: комплексный анализ взглядов Кристины Пизанской на общество, важной составляющей которых являются представления о женщине и семье, и на государственное устройство. Особое значение при этом имеет выявление нравственной основы ее мировоззрения, благодаря которой ее взгляды образуют цельную систему, отражающую общественное сознание той эпохи.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование сочинений Кристины Пизанской, благодаря чему удалось выявить моралистические и социально-политические представления, определявшие ее мировоззрение и представлявшие собой фундаментальные понятия об обществе и государстве, характерные для общественной мысли той эпохи.

Для решения поставленной задачи представлялось целесообразным главным образом использовать разработанный в источниковедении структурный метод, предполагающий исследование представления Кристины Пизанской о человеке в обществе43, и сравнительно-исторический метод, позволяющий понять внутренний смысл ее творчества, увидеть ее представление об обществе и деяниях ее современников. Умолчания' и предсказания писательницы приобретают в контексте исследования ее мировоззрения особое значение.

Методологическая основа исследования. Изучение особенностей творчества писательницы основано на общенаучных методах, составляющих основу исторического исследования: историзм, научная объективность и системный подход при анализе явлений прошлого. Комплексное использование этих методов позволяет рассмотреть социально-политические взгляды Кристины Пизанской в рамках истории французской общественно-политической мысли.

В работе последовательно рассматриваются идеи Кристины Пизанской о достижении внутреннего и внешнего мира. В первой главе прежде всего раскрываются общие представления писательницы об обществе как

28 политическом теле", имеющем трехчастную организацию, соответствующую трем сословиям (духовенство, рыцарство, народ). Во второй главе рассматриваются феминистские идеи как специфическое явление позднесредневековой общественной мысли, и выясняются взгляды писательницы на женское счастье и миротворческую роль женщин. Третья глава посвящена комплексу идей Кристины Пизанской о политических средствах, направленных на улучшение общественных нравов. Анализ деяний и добрых нравов героев произведений является выяснением представления писательницы о пути общественного спасения. Результат исследования ее системы мер по улучшению душевной жизни людей в обществе и государстве представлен в заключении.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Елизарова, Екатерина Юрьевна, 2000 год

1. Ch. de Pisan. Amour, il est fol qui te croit; C'est douce chose que mariage//Ch. de Pisan. La Choix de poemes/Par S.Solente. P., 1969.

2. Ch. de Pisan. Ditie a la Pucelle//Le procès de condamnation de Jeanne d'Arc/Par J.Quicherat. P., 1841-1849. T. V.

3. Ch. de Pisan. La Lamentación sur les maux de la France/Ed. AJ. Kennedy/ZMelanges de langue et littérature français du Moyen Age et de la Renaissance offerts a Charles Foulon. Rennes, 1980. T.I.

4. Ch. de Pisan. Le Dit de Poissy/Цит. no: Lorcin M.-T. Mere nature et le devoir social: la mere et l'enfant dans l'oeuvre de Ch. de Pizan//Revue Historique. P., 1989. T.282. N571.

5. Ch. de Pisan. Le Livre de la Mutación de Fortune/Ed. S. Solente. P., 1959-1966. 4 vol.

6. Ch. de Pisan. Le Livre de la Prod' homie de Г homme/Цит. по: Gauvard. Cl. Christine de Pisan a-t-elle eu une pensee politique? A propos d'ouvrages recents//Revue Historique. P., 1973. T.250.N508.P.429.

7. Ch. de Pisan. Le Livre des fais d'armes et de chevalerie/Цит. no: Wisman J.A. L'eveil du sentiment national au Moyen Age: la pensee politique de Ch. de Pisan/ZRevue Historique P., 1977. T.257. N 522. P. 293.

8. Ch. de Pisan. Le Livre du Chemin de long estude/Ed.R. Puchel. Berlin, Paris, 1881.

9. Ch. de Pisan. Le Livre du corps de policie/Ed. R.H. Lucas. Geneve. Droz. "T.L.F.", 145, 1967.

10. Ch. de Pisan'S "Epistre de la prison de vie humaine"/Ed. by Dr.AJ. Kennedy. Glasgow, 1984.

11. Ch. de Pizan. Le Livre de la Cite des Dames/Ed.E.Hicks. Th. Moreau. P., Stock. 1986; Кристина Пизанская. Из "Книги о Граде Женском" (Перевод Ю.П. Малинина)//Пятнадцать радостей брака. М. Наука, 1991.

12. Ch. de Pizan. Le Livre des Trois Vertus ou le Tresor de la Cite des Dames/Ed. Ch.C. Willard, E. Hicks. P. Champion ("Bibliothèque du XV-em Siecle", L), 1989.

13. Ch. de Pizan. Cent Ballades d'Amant et de Dame/Ed.J. Cerquiglini P., Union Generale d'Edition ("10/18"). 1982.

14. Ch. de Pizan'S Epistre a' la reine (1405)/ Par A.J. Kennedy/ZRevue des Langues Romanes. Montpellier, 1988. T. 92. N2.P. 253-264.

15. L'avision Christine/Цит. no: Wisman J.A. L'eveil. P.293.

16. Les enseignements moraux ou Enseignements de Christine a son fïls/Цит. no: Lorcin M.-T. Mere nature et le devoir social. P.39.

17. Les sept psaumes allegorises of Christine de Pisan/Цит. no: Wisman J.A. L'eveil. P.295.

18. The Livre de la paix of Christine de Pisan/Ed. Ch.C.Willard. La Haye, 1958. II. Литература.

19. Arnaville T. Structuration personnelle du Ditie de Jeanne d'Arc (1429)//Revue des Langues Romanes. Montpellier, 1988. T.92. N2.

20. Beaumanoir Ph. de. Coutumes de Beauvaisis/Ed.A.Salmon. P., 1899. T.I.

21. Bell D.M. L' ideal ethique de la royauté en France au Moyen Age. Geneve, Paris, 1962.

22. Blanchard J. Christine de Pizan: tradition, experience et traduction/ZRomania (Revue Trimestrielle)/Publ. par J. Monfrin. P., 1990,1993. T. III. P.200-235.1..5.BlochM. Les rois thaumatourges. P., 1924. II.ô.Bloch M. Rois et serfs. P., 1920.

23. Bresc H.L. Europe des villes et des campagnes (XIII-XV siecles)//Histoire de la famille/Sous la dir. A. Burguere e.a. P., 1986. T.I.

24. Brown Grant R. Decadence ou progrès? Christine de Pizan, Boccace et la question de I' âge d'or//Revue des Langues Romanes. Montpellier, 1988, T92. N2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.