Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Гударенко, Раиса Федоровна
- Специальность ВАК РФ23.00.02
- Количество страниц 146
Оглавление диссертации кандидат политических наук Гударенко, Раиса Федоровна
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Теоретика-методологические основы исследования социально-политической роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа
РАЗДЕЛ 11. Семья и проблемы этносоциальной динамики в регионах Северного Кавказа
РАЗДЕЛ 111. Семья как фактор этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Семья как фактор этносоциальной стабильности на Северном Кавказе2002 год, кандидат философских наук Коркмазова, Земфира Альбертовна
Трансформация этносоциальной структуры Северного Кавказа2009 год, кандидат социологических наук Асланов, Шахмурад Султанович
Гендерное равенство в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа2010 год, кандидат исторических наук Шоранова, Залина Владимировна
Этнически смешанные семьи на Северном Кавказе: Образование и межэтническая адаптация2003 год, кандидат социологических наук Верещагина, Анна Владимировна
Межэтническое взаимодействие на Северном Кавказе в процессе национально-государственного строительства в 1920-е гг.2005 год, кандидат исторических наук Шихавцова, Виктория Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политическая эволюция роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности в регионах Северного Кавказа»
Актуальность темы исследования. Анализ эволюции роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности важен и своевременен в силу ряда причин. Во - первых, будучи важнейшей социально-психологической группой, она выступает основной социальной ячейкой общества, заменить которую не может ни один социальный институт. Во - вторых, в семье происходит социализация человека как индивида и его приобщение к этнокультурным ценностям всех поколений людей. В - третьих, в семье формируются ценностно-мировоззренческие установки и социально-правовые ориентации личности, проявляются ее сущностные силы и способности. В семье складываются отношения особого характера -отношения равенства, толерантности и взаимопонимания. В - четвертых, как сложное социальное образование и своеобразное сосредоточение всей совокупности общественных отношений семья отражает в себе противоречия и конфликты, происходящие в развитии общества. Подчеркивая эту особенность семьи как феномена, Ф. Энгельс отмечал, что семья дает нам в миниатюре картину тех противоположностей и противоречий, в которых движется общество.
В - пятых, сформировавшись на заре человеческой культуры, семья оказалась наиболее устойчивым социальным институтом, ставшим свидетелем разрушения одних, возникновения других цивилизаций, победы одних и поражения других систем общественных отношений. Она сохранилась как важнейший социальный институт, выполняющий свои основные функции - физическое и духовное воспроизводство общества. Из поколения в поколение через семью транслируются этнокультурные ценности народов, играющие огромную роль в этносоциальной стабилизации их взаимоотношений.
В - шестых, в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе, когда становление рыночной экономики сопровождается ухудшением материального положения граждан, резким обострением этнополитической ситуации и усилением миграционного процесса, значение семьи как фактора этносоциальной стабильности возрастает. Все это обуславливает актуальность избранной автором темы диссертационного исследования.
В настоящее время в сфере социально - политических проблем на Северном Кавказе на одно из первых мест выдвигается необходимость анализа роли семьи в сохранении этносоциальной стабильности при помощи механизмов реализации социальной политики и государственной семейной политики, средств массовой коммуникации. Наиболее продуктивным, на наш взгляд, является анализ социально - политической эволюции роли семьи в течение советского периода и после.
Степень научной разработанности проблемы. Выявление особенностей роли семьи и семейных отношений в жизни общества всегда занимали большое место в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: философов, педагогов, социологов, психологов, историков, политологов. Теоретико-методологическая основа данной проблемы освещалась в трудах: М. Вебера, М. Дюверже, Э. Дюркгейма, Г Д. Гелбрейта,. Зиммеля, Г. Моски, Р. Михельса, У. Митчелл, Р. Миллса,
1 л
В.Ф. Миллер , К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина , Д. Лукача, С. Липсета,, К. Керкпатрика, М. Нимкоффа, В. Парето, П. Сорокина и др
Так как процессы анализа эволюции предполагают наличие результата, отслеживаемого в течении более или менее длительного времени, работа подготовлена на стыке гуманитарных наук и влечет выполнение дескриптивной и сравнительной функций, в процессе ее написания были изучены многочисленные подходы к трактовке отечественной философии, социологии, истории разноплановыми по оценкам прошлого российских ученых.
В дореволюционной русской философской и социологической мысли к этой проблеме обращались Н.А. Бердяев, А.И. Введенский, Н.Я. Грот, К.Д. Кавелин, М.М. Ковалевский3, A.M. Коллонтай4, Л.И. Шестов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, B.C. Соловьев, Н.О. Лосский, М.М. Троицкий, С.Л. Франк и др.
Среди современных отечественных социологов, философов и политологов, непосредственно рассматривающих проблему семьи и семейных отношений, выделяются А.А. Антонов, А.Г. Волков5,
1 Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч. I - III.- М., 1881-1887; Миллер В.Ф. Из области обычного права карачаевцев//Этнографическое обозрение M., 1902; Смелзер Н. Дж. Сексуальные роли и неравенства//СОЦИС. 1992. № 8; Смелзер Н. Дж. Социология М.: Культурная инициатива, 1994.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 27. С. 402; Ленин В.И. К вопросу о национальностях или «автономизации»// Полн. собр. соч. Т. 45; Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу//Полн. собр. соч. Т. 24; Ленин В.И. О праве наций на самоопределение: Сборник.- М., 1956; Ленин В.И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республикиШолн. собр. соч. Т. 43; Ленин В.И. О национальном и национально-колониальном вопросе: Сборник.- М., 1956. J
Ковалевский M.M. Очерк происхождения и развития семьи и собственности.- СПб., 1895; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.- M., 1890. Т. 1-2; Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении,- М., 1886.
4 Коллонтай A.M. Новые морали и рабочий класс. Пг., 1919. - С. 18.
5 Волков А.Г. Семья - объект демографии,- М., 1986.
Л 7
А.Г.Вишневский, С.И. Голод , JI.H. Гумилев , Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева,
A.Г. Здравомыслов, О.Д. Захарова, В.М.Медков, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, А.К. Уледов, З.А. Янкова и др.
В аспекте рассматриваемой диссертационной проблемы, особо следует отметить труды Г.И. Климантовой, в которых изложены результаты анализа социально - экономического потенциала российских семей последнего десятилетия и их адаптации к условиям социально-политической трансформации российского общества, рыночной экономики, программ партий и общественно-политических движений на предмет отражения в них проблем семьи и государственной семейной политики; приведены характеристики основных направлений укрепления института семьи и формирования семейной политики, рассмотрено влияние религиозных воззрений на семейные отношения и государственную семейную политику8.
Проблемы семьи, государственной семейной политики являются частью государственной социальной политики, этнополитики. В связи с этим необходимо назвать ученых, которые опосредованно, но довольно значимо для нас исследовали проблему. Это: Р.Г. Абдулатипов, Г.И. Авцинова, О.А. Бельков, Ю.В.Бромлей, В.И. Жуков, Л.М.Дробижева, С.В. Устименко,
B.А.Тишков, Г.Т.Тавадов9 и др.
Большой вклад в исследование семьи и семейно-брачных отношений народов Северного Кавказа, их общественного и семейного уклада жизни, материальной и духовной культуры внесли в своих работах Б.Х. Бгажноков,.
C.Ш. Гаджиев К.И. Гостиев, А. Гарданов, А. Гагстгаузен, Н.Ф. Дубровин, Х.В. Дзуцев, К.С. Дзагкоев, М.О. Косвен, М.М. Ковалевский, А.Ю.
Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты,- М.: Наука, 1984; Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- СПб.: Петрополис, 1998; Голод С.И. Будущая семья: какова она?- М.: Знание, 1990.
7 Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы,- М.: Экопрос, 1993.
8 См.: Социальная политика. Парадигмы и приоритеты./Под ред. В.И.Жукова. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000; Социальная политика Московской области на пороге XXI века. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999.
8 Климантова Г.И. Государственная семейная политика в условиях социально-политической трансформации современной России. М., 2001; Ларионов А.В. Государственная демографическая политика в Российской Федерации в контексте социальных реформ. Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2003; Сорокин С.А. Российская семья и три законопроекта по ее охране. М., 1999; Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. 1994. № 9-10. С.45; Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: Материалы второй всерос. научно-практ. конф. Москва, 29-30 нояб. 2001 г. / Под ред. Д.П.Пискарева. M., 2001; Апарина И.И. Детские проблемы Российской Федерации. M., 1994; Римашевская Н.М., Бреева Е.Б. Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994; Рыбинский E.M. Детство как социальный феномен. М., 1998; Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. M., 1999; Щеглова С.Н. Детство // Социологическая энциклопедия. В двух томах. /Под ред. В.Н.Иванова. Т. 1. M., 2003. С. 276; Архангельский B.H. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семьи в Российской Федерации M., 1994; Ш.Курильски-Ожвен, М.Ю.Арутюнян, О.М.Здравомыслова. Образы права в России и во Франции. M., 1996; Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы с гражданской идентичностью. M., 1998.
9 Тавадов Г.Т. Этнология. - М.: Соц.-полит, журнал, 1998.
Коркмазов, А.А. Магомедов, А.Х. Магометов, М.А. Мисиков, В.В. Миллер, С.В. Лавров10, Ф.И. Леонтович, Ш.К. Ногмов, В.П. Невская, Т.Б. Савина, Я.С. Смирнова, Ф.Ф. Торнау, Хан-Гирей, Т.Б. Шаманов, и др.
Однако обобщающие работы, построенные на комплексном, а именно социально-философском, этнополитическом, междисциплинарном изучении вопросов семейно-брачных отношений у народов Северного Кавказа, встречается редко.
В связи с этим автор делает попытку восполнить пробел в научных исследованиях и дать теоретико-методологическое обоснование специфике процессов и явлений в северокавказской семье. Этим и определяется значимость и востребованность данной диссертационной работы по рассматриваемой проблеме.
Настоящее научное исследование проводилось в двух основных направлениях: это отношения «семья - этносоциальная стабильность», осуществляемые посредством механизмов реализации социальной политики, этнополитики и сфера региональной семейной политики. Поскольку политология является междисциплинарной областью знаний, весьма конструктивной является рассмотрение поставленной проблемы с политологических позиций.
Теоретико-методологическую основу диссертации Теоретическую основу исследования составили положения и концепции классических, неклассических и постнеклассических работ по философии, политологии, социологии, социальной психологии. Методологическую базу исследования определяет ряд подходов: системный, структурно-функциональный, социально-информациологический, нормативный, сравнительно-исторический, социологический и др.
В диссертации были использованы такие методы исследования, как диалектический, дискриптивно-описательный, контент-анализ документов и материалов СМИ, а также метод включенного наблюдения.
Эти методологические подходы и методы исследования в совокупности позволили рассмотреть процессы социально-политической эволюции роли семьи и семейных отношений в сохранении этносоциальной стабильности как сложную структуру во взаимодействии всех ее элементов в рамках единого целого с учетом региональных особенностей.
10 Лавров С.В. Проблемы семейной политики в программных установках российских политических партий и движений. - М.,1996.
Информационно-эмпирическая база для авторских оценок и Ш обобщений представлена помимо указанных выше работ, архивными материалами, законодательными актами, концепциями комитетов Государственной Думы, Федеральными целевыми программами, материалами, опубликованными в периодических изданиях Северокавказского региона и целым рядом других источников.
Объект исследования - этносоциальная стабильность в регионах Северного Кавказа.
Предмет исследования - социально-политическая эволюция роли семьи и семейных отношений и тенденции в сохранении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе.
Цель исследования состоит в выявлении общего и особенного в развитии семьи и семейных отношений на Северном Кавказе, в раскрытии ^ природы (сущности и ценностного гуманистического потенциала) северокавказской семьи, ее значения как фактора этносоциальной стабилизации в этом сложном полиэтничном регионе; выявить динамику и характер тенденций социально - политической эволюции.
На основе поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи исследования:
- выявить общее и особенное в формировании и развитии семьи как социального института на Северном Кавказе;
- установить характерные особенности этнокультурной и нравственно-политической социализации личности в северокавказской семье; раскрыть традиции, преемственность и гуманистическую направленность этнокультурных ценностей в северокавказской семье и их * роль в этносоциальной стабилизации в регионе;
- раскрыть механизм формирования феномена маргинализма в семье и семейно-брачных отношениях и определить его место в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе; исследовать состояние и тенденции развития института межнациональной семьи на Северном Кавказе и показать его значение в этносоциальной стабилизации в регионе.
Научная новизна исследования. В исследованиях по философии, социологии, истории, политологии до сих пор нет специальных работ о роли семьи и семейных отношений по вопросу сохранения этносоциальной стабильности.
В диссертации:
- сделана попытка раскрыть эволюцию северокавказской семьи в системе общественно- политических отношений, ее значение в этносоциальной стабилизации в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе;
- показано место семьи как уникальной социо- и этнокультурной ценности, детерминирующей состояние и поведение социальной группы и человека в системе социально-политических отношений;
- раскрывается феномен маргинальной личности, ее «самость» и «самочувствование» в северокавказской социокультурной среде.
- показывается огромное значение духовно-нравственного потенциала этнокультурных ценностей северокавказской семьи в воспитании молодежи, в достижении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Семья представляет собой сложный социальный институт, характеризующийся полифункциональностью и определенной структурой, разнообразием типов и форм, выступающим важнейшей социокультурной ценностью. Она прошла вместе с обществом длительную эволюцию, испытала на себе все социальные катаклизмы и сохранила свое «лицо», проявляясь по разному в различных культурах.
2. Функции семьи по сути своей носят универсальный характер. Однако они проявляют себя специфически в зависимости от этносоциальных, региональных условий жизнедеятельности людей, от их этнокультурных, политических традиций и конфессиональной принадлежности.
3. Семья у народов Северного Кавказа, как и у большинства этносов, в своем развитии претерпела значительную типологическую и структурную трансформацию. Она из большой патриархальной семьи на современном этапе превратилась в простую супружескую, то есть нуклеарную семью. У народов полиэтничного региона ныне господствующим принципом формирования семьи становится принцип экзогамии. Вместе с тем, среди части населения культивируются еще отношения эндогамии, все более отвергаемые в современных условиях. Здесь внутрисемейные отношения можно характеризовать как авторитарно-демократические.
4. Происходящие сегодня в стране демократические преобразования не могут автоматически решить все накопившиеся проблемы в семейных отношениях на Северном Кавказе. Их решение возможно лишь на основе научно продуманной семейной политики на государственном уровне
5. В условиях, когда малодетная семья становится реальностью на современном этапе, все другие же социальные институты пытаются «перехватить» семейные функции, северокавказской семье нужна не благотворительная помощь, а радикальное изменение ее места и роли в этносоциальных отношениях. Возможно, это потребует новой системы поощрения семейного образа жизни и семейственности, исключающей какое-либо принуждение в перспективе.
6. Семья как социальный институт, оказавшись ныне в сложных этносоциальных условиях на Северном Кавказе, переживает трудные времена. Возникшие в этой связи проблемы в семейных отношениях во многом зависят от решения социально-экономических, политическихБ и этнокультурных задач, от этносоциальной стабильности в регионе. Сложные и этнополитические противоречия и территориальные конфликты, массовая миграция населения и другие подобные явления только обостряют сложившуюся этносоциальную ситуацию.
7. Здесь большое значение имеет этнокультурная преемственность в северокавказской семье. Духовно-нравственные этнокультурные ценности, сохраняясь в ее содержательной основе, концентрируют в себе нормы межличностных отношений и облагораживают их в этносоциальной среде. Они выступают своего рода этнокультурным базисом, на котором решаются важнейшие проблемы этносоциальной стабильности в регионе.
8. В настоящее время, как и прежде, велика роль семьи и семейных отношений в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе. Это обусловлено тем, что в семье, как в одном из основных институтов общества, выражаются индивидуальные, межличностные, групповые и общественные потребности и интересы граждан, их этнокультурные ценности. Через институт семьи транслируются непреходящие гуманистические ценности, вырабатываемые многими поколениями людей.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные теоретические знания могут быть использованы при разработке концепции государственной и региональной семейной политики в стране, в процессе формирования социально-правовой базы для эффективного регулирования семейных и этносоциальных отношений на Северном Кавказе. Выводы, содержащиеся в работе, могут способствовать выбору адекватных форм и методов в достижении этносоциальной стабильности в условиях полиэтничного общества в регионе.
Результаты исследования могут быть также использованы при подготовке теоретико-методологических и методических разработок, при чтении дисциплин «Социальная политика» «Семьеведение», «Социальная работа» и спецкурсов для студентов вузов и учащихся средних учебных заведений по рассматриваемой проблематике.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на международной и межрегиональных научных конференциях, на методологических семинарах кафедры политологии Северо-Кавказского государственного технического университета. Они нашли свое отражение и в средствах массовой информации. Текст диссертации докладывался и обсуждался на кафедрах семьеведения и феминологии, политологии и политической психологии Российского государственного социального университета. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных работ, общим объемом 3 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и приложения. В конце работы помещен список использованной литературы, включающий в себя 140 источников.
Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК
Институциализация самоопределения народов в политических процессах на Северном Кавказе в постсоветский период2010 год, доктор политических наук Сампиев, Исрапил Магометович
Конфликтогенные факторы межэтнического взаимодействия в трансформирующемся обществе: социологический анализ2004 год, кандидат социологических наук Федосова, Елена Владимировна
Этносоциетальная трансформация и проблемы национальной и региональной безопасности на Северном Кавказе2005 год, доктор социологических наук Епифанцев, Сергей Николаевич
Политические элиты современной России как субъект управления политическими процессами: на материалах Республик Северного Кавказа2012 год, кандидат политических наук Салгириев, Али Русланович
Трансформация традиционных семейно-брачных ценностей в условиях современных социокультурных изменений2006 год, кандидат философских наук Мисиров, Рустам Борисович
Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Гударенко, Раиса Федоровна
Выводы по разделу.
Семья как социальный институт, оказавшись ныне в сложных этносоциальных условиях на Северном Кавказе, переживает трудные времена. Возникшие в этой связи проблемы в семейных отношениях во многом зависят от решения социально-экономических и этнокультурных задач, от этносоциальной стабильности в регионе. Этнополитические противоречия и территориальные конфликты, массовая миграция населения и другие подобные явления только обостряют сложившуюся этносоциальную ситуацию.
Большое значение имеет этнокультурная преемственность в северокавказской семье. Духовно-нравственные этнокультурные ценности, сохраняясь в ее содержательной основе, концентрируют в себе нормы межличностных отношений и облагораживают их в этносоциальной среде. Они выступают своего рода этнокультурным базисом, на котором решаются важнейшие проблемы этносоциальной стабильности в регионе.
Роль семьи и семейных отношений в этносоциальной стабилизации на Северном Кавказе велика. Это обусловлено тем, что в семье, как в одном из основных институтов общества, выражаются индивидуальные, межличностные, групповые и общественные потребности и интересы граждан, их этнокультурные ценности. Через институт семьи транслируются эти непреходящие гуманистические ценности, вырабатываемые многими поколениями людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подытоживая сказанное в диссертации, следует подчеркнуть, что семья как специфическая форма социальной жизнедеятельности людей -многоплановая проблема.
В диссертации освещается природа (сущность, структура и основные функции) семьи как феномена, раскрывается общее и особенное в формировании и функционировании северокавказской семьи, специфика ее развития в условиях этносоциальной унификации в период тоталитаризма и при демократизации общественных отношений в нашей стране. При этом основное место отводится показу значения северокавказской семьи в этносоциальной стабилизации в регионе на современном этапе, особенно роли ее непреходящих гуманистических этнокультурных ценностей в этом отношении.
Социально-философский анализ рассматриваемой проблемы в работе, основывающийся на социологических эмпирических данных, способствовал научному осмыслению и нормативно-ценностной интерпретации сущностных черт и качественных характеристик северокавказской семьи, проявляющихся в ней этносоциальных отношений в контексте их исторического развития. Выявление же этнокультурных ценностей в северокавказской семье помогло автору диссертационного исследования определить их место и роль в этносоциальной стабилизации в регионе.
В диссертации акцентируется внимание на нерешенность многих проблем в семье как социальном институте, особенно в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе. Сегодня в период активной трансформации российского общества на основе рыночной экономики и демократизации социально-политических отношений их стало больше. Таковыми являются: проблема формирования семьи, физического и духовного воспроизводства населения; проблема неустойчивости семейно-брачных отношений (и как следствие проблема разводов); проблема воспитания молодежи, роста количества неполноценных семей; проблема иждивенчества, насилия в семье и социального сиротства; проблема детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании, проституции и т. д.
Причинами, обусловившими значительное количество семейных трагедий и проблем в настоящее время, оказались противоречия и конфликты на этносоциальной основе, вызванные военными действиями на Северном Кавказе (к примеру, война в Чечне, осетино-ингушский, чечено-дагестанский военные конфликты в недавнем прошлом, борьба с политическим и религиозным экстремизмом и терроризмом). Здесь особую остроту приобретают проблема многодетности и связанный с нею вопрос об использовании избыточных трудовых ресурсов в регионе.
Для решения обозначенных в работе проблем в семье и этносоциальных отношениях на Северном Кавказе, с точки зрения автора, необходимо:
- расширить экономическое, политическое и этносоциальное сотрудничество граждан на принципах толерантности и взаимного доверия, равенства;
- всесторонне анализировать тенденции развития северокавказской семьи как института и ее роль в этносоциальной стабилизации в регионе;
- при оценке достигнутого и упущенного в семейных отношениях в регионе исходить из сложившейся этносоциальной ситуации. Обеспечивая равные права каждой семьи, надо учитывать, прежде всего, интересы личности независимо от ее национальной принадлежности. Надо помнить, что интересы личности превыше этносоциальных интересов;
- разработать научно обоснованную программу семейной политики на государственном и региональном уровне. Такая программа гарантировала бы охрану прав и свобод каждой семьи независимо от ее национальной принадлежности; постоянно уделять внимание формированию культуры межнационального общения между гражданами на уровне семейных отношений. Это будет способствовать этносоциальной стабилизации в условиях полиэтничного общества на Северном Кавказе;
- при разрешении конфликтов в этносоциальных процессах больше опираться на старейшин в северокавказской семье, на систему народной дипломатии, на накопленный в прошлом опыт совместной жизни национально-смешанных семей;
- бережно относиться к этнокультурному наследию в северо-кавказской семье. Оно имеет огромное значение в достижении этносоциальной стабильности в регионе. Больше использовать этнокультурные ценности народов в межнациональных отношениях;
- развивать национально-русское двуязычие в республиках Северного Кавказа. Это обусловлено объективной необходимостью, вызванной полиэтничностью социальной среды, потребностями профессиональной деятельности, обучения молодежи и т.д.
Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Гударенко, Раиса Федоровна, 2005 год
1. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность//Научная мысль Кавказа.- Ростов н/Дон, 1995. № 1.
2. Авдеев А.А. Планирование семьи: теория и практика// Жизнедеятельность: тенденции и проблемы.- М.: Наука, 1990.
3. Авдеев А.А. Семья в докапиталистических формациях//Детность семьи.-М., 1986 .
4. Абазины. Историко-этнографический очерк.- Черкесск, 1989.
5. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе.- Ставрополь, 1973.
6. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения,- Ставрополь, 1993.
7. Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов: Диссертация . д.ф.н.- Ставрополь, 1996. С. 50-51.
8. Агларов М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в XVII XIX вв.-Нальчик, 1988.
9. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв.- Нальчик, 1974.
10. Айдемиров Н.Г. Эстетическая культура народов Северного Кавказа и ислам.- Ставрополь, 1992.
11. Азаматов К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX века.- Нальчик, 1968.
12. Акиева Х.М. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов.- Автореф. диссертации . к.ф.н.-М., 1996.
13. Алимова Б.М. Браки и свадебные обычаи в прошлом и настоящем в Дагестане.- Махачкала, 1989.
14. Алиев У. Карачай. Историко-этнографический и культурно-экономический очерк.- Ростов н/Дон, 1927.
15. Алиев У. Кара-Халк (Черный народ): очерк исторического развития горцев Северного Кавказа.- Ростов н/Дон, 1927.
16. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов.- Грозный, 1990.
17. Антонов А.И. Микросоциология семьи.- М.: NOTA BENE, 1998.
18. Антонов А.И. Действительно ли небо упало на Землю? (Комментарий к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США)//Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология.- М., 1996. № 3.
19. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи.- М.: Изд-во МГУ, 1996.
20. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1980.
21. Арутюнов С.А. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа)//ЭО. 1977. № 2.
22. Арутюнян Ю.В., Дробыжева JI.M., Сусуколов А.А. Этносоциология.-М.: Аспект Пресс, 1998.
23. Асанов Ю.Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев и осетин в прошлом.- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1990.
24. Бабич И.Л. Народные традиции в общественном быту кабардинцев,-М., 1995.
25. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет.- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1978.
26. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов.- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1983.
27. Берже А. Чечня и чеченцы.- Тифлис, 1859.
28. Бестужев-Лада И.В. Ступени к семейному счастью.- М.: Мысль, 1988.
29. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX начале XX века.- М.: Наука, 1988.
30. Вишневский А.Г. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики//Семья и семейная политика (Демография и социология).- М.: Финансы и статистика, 1991.
31. Брежнев Л.И. О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик.- М.: Политиздат, 1973.
32. Волков А.Г. Семья объект демографии.- М., 1986.
33. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса.- М.: Республика, 1994.
34. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX в.- М.: Наука, 1985.
35. Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX начало XX в.- М.: Наука, 1979.
36. Гаджиева С.Ш., Янкова З.А. Дагестанская семья.- Махачкала, 1978.
37. Гамзатов Р.Г. Чаша жизни.- М.: Книжная палата, 1992.
38. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти.-М.: Наследие, 1996.
39. Ганцкая О.А. Семья: общие понятия, принципы типологизации// Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы.- М.: Наука, 1987.
40. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX в.).- М., 1967.
41. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты.- М.: Наука, 1984.
42. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- СПб.: Петрополис, 1998.
43. Голод С.И. Будущая семья: какова она?- М.: Знание, 1990.
44. Гумилев JI.H. Этносфера: история людей и история природы.- М.: Экопрос, 1993.
45. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи//СОЦИС, 1995. № 10.
46. Дзагкоев К.С. Социально-стратификационные процессы в Северной Осетии и развитие семьи.- Владикавказ, 1998.
47. Дзагкоев К.С. Социально-экономические и культурно-исторические закономерности становления и развития брачно-семейных отношений в Северной Осетии.- Дисс. д.с.н.- М., 1994.
48. Дзагкоев К.С., Бесаева Т.З. Социальные аспекты формирования репродуктивных установок населения Северной Осетии//Проблемы перестройки: социальный аспект.- М.: Изд-во МГУ, 1989.
49. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений: этнографический анализ.- Владикавказ: Проект пресс, 1998.
50. Дзуцев Х.В, Смирнова Я.С. Жизнь осетинской семьи: этносоциологический аспект.- Владикавказ, 1993.
51. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Очерки Кавказа и народов его населяющих.- СПб., 1871. Т. 1-2.
52. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги).- Краснодар, 1927.
53. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи.-М., 1991.
54. Дьячков-Тарасов А.Н. В горах Большого и Малого Карачая.- Тифлис, 1900.
55. Камю А. Бунтующий человек.- М.: Политиздат, 1990.
56. Камежев Т. Свадебные обряды карачаевцев//ЭО. 1992. Вып. 4.
57. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк (Отв. ред. Лавров Л.И.).- Черкесск, 1978.
58. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности.-СПб., 1895.
59. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.- М., 1890. Т. 1-2.
60. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении.- М., 1886.
61. Кон И.С. Социализация//Философский энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989.
62. Кон И.С. Ребенок и общество.- М.: Наука, 1988.
63. Коркмазов А.Ю. Этнический фактор в политической жизни Северного Кавказа.- М.: Изд-во МАСУ, 2002.
64. Коркмазова З.А. Семья и проблемы этнической динамики на Северном Кавказе//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. Вып. XIV.
65. Коркмазова З.А. Этнокультурная преемственность в семье// Указ. соч.
66. Коркмазова З.А. Циклический характер этнополитических процессов на Северном Кавказе: от конфликта к гармонии//ЦИКЛЫ. Материалы Третьей международной конференции. Часть вторая.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2001.
67. Коркмазова З.А. Сущность и структура этнополитических процессов//Современные социально-философские и психолого-педагогические проблемы.- Ставрополь: СевКавГТУ, 2001. Вып. XV.
68. Косвен М.О. Аталычество//СЭ. 1935. № 11.
69. Косвен М.О. Семейная община и патронимия.- М.: Наука, 1963.
70. Капистянская К.Р., Осетрова Н.В. Мотивы создания семьи и отказа вступления в брак//Семья в представлениях современного человека.- М.: ИС АН СССР, 1990.
71. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций СССР. Проблемы теории и методологии.- М.: Политиздат, 1981.
72. Кцоева Т.У. Кавказский суперэтнос//Эхо Кавказа,- 1994. № 2.
73. Клапрот Ю. Путешествие по Кваказу и Грузии. Известия СОНИИ, Т. ХП//Общественный строй и быт осетин (XVII XIX вв.).- Орджоникидзе: Изд-во Ир, 1974.
74. Козлов В.И. Национальности СССР.- М., 1982.
75. Кузнецов И.М. Об объединенных этнокультурных психологических представлениях//Советская этнография.- М., 1983. № 2.
76. Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотноешний в разнонациональных семьях//Психологический журнал, 1990.- М. Т. 11. № 2.
77. Ленин В.И. К вопросу о национальностях или «автономизации»// Полн. собр. соч. Т. 45.
78. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу//Полн. собр. соч. Т. 24.
79. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение: Сборник.- М., 1956.
80. Ленин В.И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской республики/ЛПолн. собр. соч. Т. 43.
81. Ленин В.И. О национальном и национально-колониальном вопросе: Сборник.- М., 1956.
82. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев.- Одесса, 1883. Вып. И.
83. Лавров Л.И. Этнография Кавказа.- Л., 1982.
84. Лельчук B.C. Курс на индустриализацию и его осуществление/ТВ кн.: Страницы истории совесткого общества: факты, проблемы, люди.- М.: Политиздат, 1989.
85. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
86. Магомедов А.А. Северокавказская семья: общее и особенное в ее формированиям/Этнические проблемы современности.- Ставрополь, 1999. № 5.
87. Магомедов А.А. Идеальное и реальное в вопросах воспроизводстванаселения на Северном Кавказе//Этнические проблемы современности.-Ставрополь, 1999. № 4.
88. Магомедов А. А. Семья как социокультурная ценность//Актуальные философские и методологические проблемы современного научного познания.- Ставрополь, 2000.
89. Майборода Э.Т. Адыгский суперэтнос. К постановке проблемы//Некоторые проблемы этнических процессов.- Ставрополь, 1997.
90. Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII XIX вв.).-Орджоникидзе: Изд-во Ир, 1974.
91. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики.- М.: Наука, 1989.
92. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе.- М., 1989.
93. Мацковский М.С., Олсон Д. Семья в России и США: сравнительный обзор//Семья на пороге третьего тысячелетия.- М., 1995.
94. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов.- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1991.
95. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч. I III.- М., 1881-1887.
96. Миллер В.Ф. Из области обычного права карачаевцев//Этнографи-ческое обозрение.- М., 1902.
97. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев.-Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1992.
98. Мисиков М.А. Материалы по антропологии осетин.- Одесса, 1916.
99. Национальные традиции народов Адыгеи: генезис, сущность и проблемы воспитания//Материалы Первой республиканской научно-практической конференции. 4-5 ноября 1993 г./Глав. ред. Шоров И.А.Майкоп, 1994.
100. Некрасова О. Семейный портрет в новом интерьере//Москва.- 1994. №
101. О культе личности и его последствиях. Доклад первого секретаря ЦК
102. КПСС Хрущева Н.С.//Известия ЦК КПСС.- М., 1989. № 3. 105.0 положении детей в Российской Федерации.- М., 1998.
103. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2015 года (Доклад ЦСУ РФ).- М., 1998.
104. Осетия и осетины/Сост. Челехсати К.- Владикавказ, 1994.
105. Осетины во второй половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера.- Орджоникидзе, 1940.
106. Памятники обычного права Дагестана XVIII -XIX вв.- М.: Наука, 1965.
107. Перестройка семье, семья - перестройке/Сост. Елисеева И.И.-Мысль, 1990.
108. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990): Обзор и оценка (фрагменты статьи)//Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология.-М., 1996. №3.
109. Смелзер Н. Дж. Сексуальные роли и неравенства//СОЦИС. 1992. №8.
110. Смелзер Н. Дж. Социология.- М.: Культурная инициатива, 1994.
111. Смирнова Я.С. Народы Северного Кавказа//В кн.: Семейный быт народов СССР (Отв. ред. Т.А. Жданко).- М.: Наука, 1990.
112. Содатова Г.У. Психология межэтнической напряженности.- М.: Мысль, 1998.
113. Социология. Основы теории социологии/Рук. автор, коллек. Осипов Г.В.- М.: Мысль, 1995.
114. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т.- М., 1981. Т. 3.
115. Сусуколов А.А. Межэтнические браки//Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусуколов А.А. Этносоциология.- М.: Аспект Пресс, 1998.
116. Сталин И.В. Год великого перелома. К XIII годовщине Октября//Соч. Т. 12.-М., 1952.
117. Токарев С.А. Исследования семьи в зарубежной социологической иэтнографической литературе (краткий историографический обзор)//Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы.- М., 1987.
118. Тишков В.А. О феномене этничности//ЭО. 1997. № 3.
119. Тишков В.А. Вперед, назад или в никуда?//Северо-Кавказский регион. Информационно-аналитический вестник Представительства Президента Российской Федерации.- Ставрополь, 1998. № 2.
120. Франки В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.
121. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993.
122. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности//Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет.- Тбилиси, 1991.
123. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ).- Майкоп, 1997.
124. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М.: Мысль, 1979.
125. Харчев А.Г. Социология воспитания.- М.: Политиздат, 1990.
126. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы.-М.: Статистика, 1978.
127. Хан-Гирей. Записки о Черкесии.- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1979.
128. Хан-Гирей. Черкесские предания.- Нальчик: Изд-во Эльбрус, 1989.
129. Чеснов Я.В. Этнокультурный потенциал чеченской нации//Северный Кавказ: политические и этнокультурные процессы в XX веке.- М., 1996.
130. Чурсин Г.Ф. Очерки по этнологии Кавказа.- Тифлис, 1913.
131. Чурсин Г.Ф. Осетины (этнографический очерк). Труды Закавказской научной ассоциации.- Тифлис, 1925.
132. Шаманов И.М. Свадебные обряды карачаевцев//Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое.- Черкесск, 1988.
133. Цветов В. Пятнадцатый камень сада Реандзи.- М.: Политиздат, 1987.
134. Юсупов Х.А., Муталимов М.А. Харбукцы: история и культура.-Махачкала: Юпитер, 1997.
135. Янкова З.А. Городская семья.- М.: Наука, 1979.
136. Янкова З.А. Семья как базисная подсистема общества.- Диссертация в форме научного доклада. д.с.н.- М., 1995.
137. Янкова З.А. Структура городской семьи в социалистическом обществе (по материалам эмпирического исследования)//СОЦИС.- 1974. № 1.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.