Социально-философские основания профессиональной социализации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Опошнянский, Алексей Валентинович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 185
Оглавление диссертации кандидат философских наук Опошнянский, Алексей Валентинович
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗДЕЛ 1. ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ
СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ.
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА РОССИЙСКОГО ЧЕЛОВЕКА В XX ВЕКЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ: ПОИСКИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Теоретические основы педагогики ненасилия1997 год, доктор педагогических наук Козлова, Антуанетта Георгиевна
Мировоззрение военного врача: Формирование, развитие и объективация. Социально-философский анализ2000 год, доктор философских наук Боровков, Михаил Иванович
Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде: социально-философский анализ2007 год, кандидат философских наук Афанасьева, Розалия Михайловна
Управление и насилие: Социально-философский анализ2004 год, доктор философских наук Гелих, Олег Яковлевич
Духовная культура противодействия социальному экстремизму в молодежной среде: философский анализ2011 год, кандидат философских наук Юркин, Игорь Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философские основания профессиональной социализации»
Актуальность нашего диссертационного исследования вызвана рядом теоретических и практических обстоятельств.
Преобразования, производимые в России в последние годы, являются важнейшими в ее судьбе, поскольку они связаны с обустройством бытия не только нынешнего, но и будущих поколений российских людей. В условиях этих судьбоносных перемен чрезвычайно важно понять вызовы современной российской жизни, чтобы адекватно на них реагировать. Тем более, что часто эти вызовы носят не объективный, а субъективный характер.
Для России, особенно в настоящий период, развитие гуманистической системы образования и воспитания является приоритетным направлением по нескольким причинам. Социальная стабилизация может успешно достигаться только за счет благоприятного процесса социализации, включающего в себя стройную и добротную систему образования. По словам ректора МГУ В. Садовничего, в современной международной обстановке и при современном положении в мире существование России как единого геополитического и социокультурного пространства обеспечивается в основном двумя факторами: национальной системой образования и армией1. Успешное вхождение России в информационную цивилизацию также во многом зависит от эффективности в области производства знаний и от профессионализма в современных технологиях.
Новые и непростые задачи ставит перед нами идея гуманизации высшей военной школы, которая выступает в качестве одного из основных путей совершенствования профессиональной подготовки и практической деятельности офицерских кадров. Министр обороны Российской Федерации в приказе 1993 года № 191 «О развитии системы военного образования Вооружённых Сил Российской Федерации» потребовал в интересах дальнейшей гуманитаризации обучения слушателей и курсантов военно
1 Садовничий В.А. Выступление ректора Московского государственного университета им.
М.В. Ломоносова на Всероссийском совещании заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. - М.: МГУ, 20-21 ноября 2003 г. - С. 10. 3 учебных заведений наполнить новым содержанием гуманитарные дисциплины и усилить гуманитарную составляющую всех других дисциплин. Современным Вооружённым силам нужны гуманитарно воспитанные офицеры, с широким взглядом на все стороны жизни армии и общества, способные видеть в подчинённом, прежде всего человека, признавать самоценность личности, её достоинство и право на полное раскрытие своих способностей в военной области. Военный руководитель, специалист, наряду с собственно военными и военно-профессиональными знаниями, как никогда ранее, должен обладать интеллигентностью, духовностью, высокой философской и гуманитарной культурой, грамотно работать с людьми. Специалисты в области профессиональной педагогики утверждают, что гуманизму нужно учить так же, как учат тактике, службе, работе на боевой технике .
Степень исслсдованности проблемы. К числу социально-философских оснований процесса профессиональной социализации относится современный контекст и способы концептуализации и понимания природы человека. Классическая философия (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель и др.) связывала понятие природы человека с его разумом, сознанием, самосознанием, трансцендентальной всеобщностью. Это послужило основой для новоевропейского понимания человека, его природы, прав, свобод, образования, прогресса, образа жизни. Неклассическая философия сделала понятие человека более открытым, незавершенным и приближенным к природе (философия жизни, психоанализ, экзистенциализм). Господство социального редукционизма в 60-80 гг. XX века, как в отечественной, так и зарубежной
2 Образовательный процесс в высшем военном учебном заведении, вопросы воспитания и обучения регламентируются следующими документами: Закон РФ «Об образовании»; «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации» приказ Министра обороны Российской Федерации 2003 г. № 80; «О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации»: приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 г. № 023; «Об органах воспитательной работы Вооружённых Силах Российской Федерации» приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 70; «О совершенствовании воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации» приказ Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 79 и др. философии, сменилось современным биологическим редукционизмом и определяется приоритетными успехами в области биологии, генетики (Ч. Ламсден и Э. Уилсон, Ф. Фогель, А. Мотульский), биотехнологии. Он обусловлен накоплением новых данных и новыми выводами из биологических, медицинских, психологических открытий. Доминанта современной социально-философской парадигмы человека (Б. Борисов, Б. Марков, Б. Юдин, Ф. Фукуяма, Н. Омельченко, 10. Резник, В. Миронов и др.) определяется не каким то одним принципом, а совокупностью различных положений.
Для понимания особенностей процессов социализации и профессионального развития важным является рассмотрение социально-антропологической природы российского человека. Сама по себе эта тема содержит мировоззренческие установки для самых разных подходов -религиозных, светских, социальных, биологических, космологических. В трудах И. Киреевского, В. Соловьева, А. Герцена, П. Лаврова, В. Ленина, Н. Михайловского, Н. Федорова, П. Новгородцева, А. Бердяева и др. отечественных мыслителей содержится такого рода методологический потенциал. Современные наработки в этой области не очень велики. B.C. Барулин в своей монографии «Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя» справедливо считает, что на базе понимания существа российского человека, всех его качеств можно и должно выяснить, почему сценарий развития России в XX веке принял именно такой, а не другой вид. Для исследования социально-антропологической сущности советского и российского человека чаще всего используется ментальный подход, развиваемый в различных гуманитарных науках и обоснованный представителями историко-психологического и культурантропологического направления (Л. Леви-Брюль, Л. Февр, Л. Блок и др.). Однако его также нельзя считать некоей панацеей.
Подключение России к современному цивилизационному процессу часто понимается очень односторонне. Многие авторы, размышляющие на эту тему, саму проблему понимают сугубо технологически, или экономически, или социологически, или ментально. Между тем, в классической и неклассической философии заложена солидная методологическая база, которая органично раскрывает взаимосвязь различных составляющих цивилизационного процесса - ценностных, гносеологических, правовых, нравственных, эстетических, технократических, политических. Сюда относятся труды О.Конта, продемонстрировавшего зависимость этапов цивилизационного прогресса от типов мировоззрения, работы Э. Дюркгейма, показавшие влияние разделения труда на развитие прозводственных форм и форм общественной жизни и сознания, труды К.Маркса, представившие фундаментальную роль экономической рациональности в общественной жизни в целом и связь различных форм жизни с экономикой. В начале XX столетия можно указать на «Философию символических форм» Э. Кассирера, «Формы знания и общества» М. Шелера, «Протестантскую этику и дух капитализма» М. Вебера, которые достаточно органично изобразили взаимосвязь различных порядков общественной жизни, сознания и культуры между собой. На современном этапе раскрытию взаимосвязи между порядками вещей и знания в археологии гуманитарных наук посвящены работы М. Фуко, дискурсивного строя общества и институциональных практик - Ю. Хабермаса, машин желания, социальных практик, экономики и их отчужденного выражения - Ж. Делеза и Ф.Гваттари. Тот теоретический аппарат, который был наработан исследователями школы анналов, приверженцами структурализма и постструктурализма позволяет достаточно органично рассматривать взаимовлияние различных частей общественной жизни, их влияние на личность и социальные процессы.
Постмодернизация современной российской жизни и современного российского человека крайне противоречива (Б. Марков) и неоднозначна. Как утверждают специалисты, оптимальное сочетание образования и воспитания в социализирующей сфере социума также является особой насущной проблемой (Н. Макарова и Н. Наливайко). С социально-философской точки зрения, центральное место в проблемах современной социализации занимают вопросы гуманизма (насилия и ненасилия, справедливости, творческой свободы и самореализации). Они нашли свое достаточно всестороннее и глубокое освещение в теории необихевиоризма (Дж. Доллард, JL Берковитц, А. Бандура), интеракционизма, когнитивного подхода (Р. Бэрон, Д. Ричардсон), такой новой отрасли социально-философского знания как «философия образования» - И. Бестужев-Лада, Б. Гершунский, С. Гессен, В. Краевский, Н. Макарова, Н. Наливайко, А. Огурцов, И. Горлова, В. Лях, В. Розов, В. Торосян, Н. Павелко, В. Платонов, А. Хагуров и др. Исследователи рассматривают педагогические, психологические, политические, нравственные и другие аспекты этой проблемы - Н. Авдулов, А. Гусейнов, В. Знаков, Л. Коняхина, Е. Бондаренко, С. Кара-Мурза, Б. Копысский, В. Ситаров и В. Маралов и др.
Кризис российского государства, власти, социальных институтов не могли не повлиять деформирующим образом на контекст образования и профессиональной подготовки, в том числе в военной области (Е. Вапилин, О. Мулява, В. Кулаков, А. Шимко, М. Ломакин, К. Романов, И. Воронов и др.). Теоретико-методологическому анализу различных аспектов современной профессиональной социализации посвящены монографические и диссертационные исследования3. Однако изменение общего идеологического и цивилизационного контекста приводит к необходимости переосмыслить социально-философские основания и методологические принципы в этой области, что сделано явно недостаточно. Социально-философское осознание
3 Барабанщиков А.В., Муцинов С. Педагогическая культура офицера. М., 1985; Павелко Н. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы./Автореферат докторской диссертации. -Краснодар, 2004; Козлов С. Педагогические условия развития профессионально-правовой культуры преподавателя колледжа/ Автореферат кандидатской диссертации. - Краснодар, 2004; Щербачева С. Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи/Автореферат. Канд. Диссертации, - Ростов и/Д., 2004;Ляженко А. Культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи/Автореферат канд. Диссертации. - Краснодар, 2005; Пронина О. Формирование диалогового мышления в профессиональном общении курсантов военного вуз а./А вторе ф ерат канд. диссертации. -Краснодар, 2005; Шейко В. Российский патриотизм: государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты. - Краснодар, 2005; Костогрызов Н. Личностпо-профессиональное саморазвитие военного педагога в вузе/Автореферат канд. диссертации. - Краснодар, 2006 и др. этой темы относится к сфере идеологической, концептуальной и полезно с нескольких точек зрения. Во-первых, оно позволяет осознать профессиональную социализацию масштабно, в глобальном социальном контексте. Во-вторых, такой анализ дает возможность постигнуть социальный статус и социальную сущность некоторой специальности в рамках социального распределения и разделения труда. В-третьих, социально-философский анализ имеет рефлексивный характер, что позволяет достигать категориального синтеза данных разных наук и областей познания, совокупного опыта человечества в области рассматриваемой проблематики.
Объектом исследования является процесс социализации в российском обществе.
Предмет исследования - социально-философские основания и ведущие тенденции современной профессиональной социализации.
В качестве материала анализа предстают педагогические работы по проблемам военной профессиональной социализации (в области военной педагогики и методики).
Целью исследования является теоретико-методологический анализ социально-философских оснований и основных тенденций современной профессиональной социализации.
Следуя поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
1. Провести социально-философский анализ современного понимания природы человека.
2. Рассмотреть проблему социально-антропологической природы российского человека в XX веке.
3. Определить теоретико-методологические приоритеты в современной профессиональной социализации.
4. Проанализировать методологическую ситуацию в работах по современной военной профессиональной социализации (педагогике и методике).
5. Сформулировать методологические выводы для дальнейших исследований и практически-педагогической деятельности в рассматриваемой области.
Теоретико-методологические основы и методы исследования
Теоретической основой являлись труды как классиков социальной философии, так и современных представителей отечественной и зарубежной философии в этой области - В. Барулина, Д. Волкогонова, Э. Гидденса, Э. Гирусова, В. Гриценко, А. Гусейнова, А. Зорина, В. Кемерова, Т. Керимова, Н. Кирабаева, И. Кона, В. Ленина, К. Маркса, А. Панарина, К. Пигрова, Т. Парсонса, Ю. Резника, Н. Розова, П. Сорокина, В. Федотовой, Ф. Фукуямы, Э. Фромма, А. Чумакова и др. Важным теоретическим принципом анализа материала в рассматриваемой области является принцип социального, антропологического детерминизма. Мы опирались на потенциал марксистской социальной философии, где важнейшими положениями являются понятие социальной сущности человека, социально-экономической основы развития общества как его базисной структуры, положение К. Маркса об исторических типах социальности, классовой природе социальных отношений, диалектический принцип взаимосвязи личности и общества в социально-историческом процессе.
В области современной философии и методологии научного познания мы опирались на труды - Н. Автономовой, Г. Гегеля, Э. Ильенкова, Т. Куна, В. Лекторского, И. Меркулова, Л. Микешиной, В. Миронова, В. Степина, Г. Щедровицкого и др.
В работе использованы общелогические методы научного исследования - сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. В третьем и четвертом разделах мы использовали проблемно-логический метод. Он заключается в том, что историко-философский материал, труды классиков философской мысли, - Н. Бердяева, Т. Гоббса, Д. Локка, Р. Декарта, Г. Гегеля, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, 3. Фрейда, К. Юнга, - мы применяли в качестве эвристического средства методологического и мировоззренческого характера в контексте обсуждения и решения современных проблем профессиональной социализации.
Положения диссертации, выносимые па защиту и новизна работы
1. В качестве важнейшего основания теории и практики социализации предстает определенное понимание природы человека. В истории европейской философии проблема человека и личности была осознана в терминах «субстанции разумной природы», практически во всех вариантах рассмотрения человека его сущность не ограничивается чем-то присущим только отдельному индивиду, но духовно и телесно связывается с более масштабными пространствами бытия. Проанализировав современную трактовку природы человека, мы пришли к выводу, что в течение большей части XX века (вплоть до 80-х гг.) в интеллектуальной жизни Запада и в России было широко распространено мнение об отсутствии проблемы в этой области. В диалектическом и историческом материализме считался само собой разумеющимся тезис о том, что сущность человека социальна, а природа -биосоциальна. Современную ситуацию можно охарактеризовать как очередной этап противостояния биологической и социальной программ в науке о человеке. Биологическая программа сегодня задает доминанту в решении ряда теоретических и технологических проблем. Однако под влиянием новых объективных данных претерпевает изменения и социальная программа, обретая новые возможности для своего социально-технологического воплощения. Современная интеграция естественных и социальных наук выражается в возникновении новых форм научного знания, новых понятий, в осознании тесной связи природного и биологического начала в человеке, их взаимодействия в ходе эволюции человека. Естественная и гуманитарная наука вышли на уровень технологического вмешательства в «природу» человека. В то же время, социально-философская, гносеологическая и этическая оценка происходящих изменений демонстрирует справедливость гуманитарных выводов о принципиальной открытости и незавершенности «человеческой природы». Такой вывод является принципиальной основой для мировоззренческих и методологических предостережений и ограничений в области технологического вмешательства в «природу человека». Развитие социально-антропологических технологий требует разработки новых форм социального контроля, профессионально-этических кодексов и их воплощения в жизнь. Вследствие этого социальная экология должна стать приоритетным направлением в области социально-философских знаний.
2. Проведя анализ некоторых методологических принципов в области социально-антропологической природы российского человека, мы констатировали продуктивность ментального подхода, который хотя и в приблизительной, расплывчатой, но достаточно продуктивной форме раскрывает «комплексы» советско-российской ментальности. Диверсификация некогда единого социального пространства выразилась в значительном усложнении как повседневной, так и научной картины российского социума. Традиционный порядок повседневности коренным образом изменился, экономия и солидарность сменились ценностями необузданного потребления и манипуляции. Рассматривая российского человека в его социально-антропологической перспективе, мы пришли к выводу, что, с одной стороны, общественные институты сегодня неспособны защитить человека от кризисных факторов, с другой стороны, включились традиционные механизмы социального резерва, способствующие адаптации российского человека к новым условиям. Однако еще не преодолен социальный разрыв между российским человеком и социальными институтами, что может быть причиной как социального распада, так и точкой для социального оптимизма. Коренное направление на этом пути - это превращение российского государства в социальное государство. В этих условиях от индивида также требуются значительные усилия по преодолению этого социального разрыва в условиях высокой степени неопределенности и непредсказуемости. Ситуация станет благополучной, когда современная эгоцентрическая социальная ориентация сменится принципом разумного эгоизма.
3. Идейно-мировоззренческий анализ проблем гуманизма в условиях современной российской социализации приводит к выводу, что доминанта насилия обусловлена социально-экономическим и социально-политическим контекстом современной буржуазной революции в России и тенденциями вестернизации в области культуры в целом. Как это ни парадоксально, но именно деятельность государства, его социальная, образовательная, культурная политика оказываются главными факторами, влияющими на усиление или ослабление социальной агрессии. Парадокс заключается в том, что либеральная идеология глобализации и продвижение ценностей демократии и свободы на западный манер не приводят к уменьшению масштабов социальных бедствий и насилия. В условиях социального кризиса в России это положение усугубилось вдвойне. Анализ показывает, что феномен насилия имеет необходимые биологические и социальные основания и проявляет себя амбивалентно. Позитивные акценты в решении проблемы насилия/ненасилия имеют не охранительный характер, а связаны с целью деятельности, ориентацией на социально-историческое творчество. Одно из новых научно-институциональных средств решения проблемы гуманизации и гуманитаризации образования - философия образования. Появление философии образования стало результатом развития новых когнитивных связей, заполнивших «пустое» пространство между теорией высокого уровня абстракции и конкретными образовательными технологиями.
4. Критический анализ различных точек зрения в рассматриваемой области показал, что большинство авторов обсуждает проблемы образования, воспитания и подготовки курсантов с тех методологических позиций, которые утвердились еще в 80-е гг. XX века и во многом соответствуют принципам просветительского подхода и классического рационализма. На основе критического анализа мы выявили базовые концепты модели человека (личности), которые являются и методологической и методической основой такого воспитания и образования. Переосмысливая методологические принципы современных педагогических концепций, в качестве эвристических принципов мы использовали положения и выводы классической и неклассической философии, что позволило проблематизировать рассматриваемую область и получить новые результаты. Основное направление проблематизации направлено на преодоление «одномерности» в трактовке человека и личности и на демонстрацию сложности и противоречивости отношений рационального и иррационального, волевого и эмоционального, рационального и ценностного в структуре личности и социума. Современная теоретическая методология содержит такие наработки, которые еще недостаточно ассимилированы в концепциях и методиках воспитания и образования. Современная рациональность базируется на большом разнообразии идейных, логических и эмоциональных оснований. Исследованию социально-исторического творчества и его различных форм уделяется также недостаточное внимание, что является теоретическим препятствием для развития социального оптимизма.
Сделанные выводы содержат научную новизну, которая заключается в следующем:
1. Выявлены с социально-философских позиций теоретические и методологические основания современных теорий профессиональной социализации. Произведена оценка философских оснований современных теоретических концепций в области профессиональной социализации.
2. На основе критического анализа раскрыты базовые концепты традиционной для теории и практики образования и воспитания модели личности, традиционная методология такой теории и практики воспитания и образования, указаны новые философско-институциональные звенья современной теории социализации.
3. Произведены уточнения некоторых концептов современной теории и методики социализации: «социализация», «насилие и ненасилие», «образование и воспитание», «гуманизация» в аспекте позитивных и негативных функций.
4. Вскрыты методологические основания и принципы «традиционной» теории и методики образовательного и воспитательного процесса, произведена их философская проблематизация и сформулированы предложения эвристического характера по преодолению методологических и концептуальных стереотипов.
Научно-практическая значимость результатов проведённого исследования состоит в том, что полученные теоретические выводы могут быть использованы в качестве методологических принципов дальнейшего изучения процессов профессиональной социализации в России не только философами, но и культурологами, политологами, социологами, педагогами. Сделанные выводы имеют значение для практики профессионального управления процессами воспитания и образования, для методики образовательной и воспитательной работы.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в докладах, тезисах и сообщениях на федеральных и региональных научных конференциях, в процессе проведения теоретических и практических занятий по педагогике, психологии и философии в Краснодарском высшем военном училище.
Положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в учебно-методических и учебных пособиях, курсе лекции «Воспитание в педагогическом процессе», некоторые вопросы военно-профессиональной социализации нашли применение в учебном пособии по военному праву.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы.
По теме диссертационного исследования автором опубликовано 11 работ общим объемом 2.8 п.л.:
1. Опошнянский А.В. Насилие и ненасилие в аспекте социализации.
Социально-гуманитарные знания. 2006. № 11. - (0.4 п.л.).
2. Опошнянский А.В. Природа человека: современная дилемма сциентизма и антисциентизма/Культурная жизнь Юга России. 2007. № 3. - (0.4 п.л.).
3. Опошнянский А.В. Достижения единства обучения, воспитания, развития и психологической подготовки курсантов в высшем военно-учебном заведении. Межвузовский сборник научных трудов № 6 // Краснодарское высшее военное училище (военный институт) имени генерала армии Штеменко С.М. - Краснодар, 2006. - (0.4 п.л.).
4. Опошнянский А.В. Проблема личности в западноевропейской философии //Тезисы докладов XXXIII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Часть III. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2006. - (0.2 п.л.).
5. Опошнянский А.В. Социально-профессиональное воспитание. //Межвузовский сборник научных трудов (выпуск 10), Часть 2 / Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков,- Краснодар: КВВАУЛ, 2005. -(0.25 п.л.).
6. Опошнянский А.В. Развитие личности в современных условиях //Межвузовский сборник научных трудов (выпуск 10), Часть 1 / Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.- Краснодар: КВВАУЛ, 2005. -(0.2 п.л.).
7. Опошнянский А.В. Личность в русской философии XIX-XX веков //Межвузовский сборник научных трудов (выпуск 10), Часть 1 / Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков.- Краснодар: КВВАУЛ, 2005. -(0.25 п.л.).
8. Опошнянский А.В. Профессиональные и личностные качества современного специалиста.// Тезисы докладов XXXII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа. Часть II. -Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2005. - (0.1 п.л.).
9. Опошнянский А.В. Профессионально обусловленная структура личности. //Проблемы комплексного обеспечения защиты информации и совершенствования образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности: Сборник трудов V Межведомственной НТК. - Краснодар: Краснодарское высшее военное училище (Военный институт), 2005. - (0.2 п.л.).
10. Опошнянский А.В. Воспитание в педагогическом процессе. //Проблемы комплексного обеспечения защиты информации и совершенствования образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности: Сборник трудов V Межведомственной НТК. - Краснодар: Краснодарское высшее военное училище (Военный институт), 2005. - (0.2 п.л.).
11. Опошнянский А.В. Социализация курсантов в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика». //Межвузовский сборник научных трудов № 5// Краснодарский военный институт имени генерала армии Штеменко С.М. - Краснодар, 2004. - (0.2 п.л.).
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Генезис идей К.Н. Вентцеля как основоположника космической педагогики2007 год, кандидат педагогических наук Пушкина, Ирина Михайловна
Истоки и эволюция мировоззрения Л. Толстого1997 год, доктор философских наук Рачин, Евгений Иванович
Интеграция знаний о человеке как теоретическое основание гуманизации образования: философские аспекты2013 год, доктор философских наук Мансурова, Светлана Ефимовна
Философия ненасилия: история и современность: социально-философский анализ : социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Пряхин, Николай Геннадьевич
Гносеологические основания философской теории адаптации человека к социальной среде2001 год, кандидат философских наук Лизунова, Светлана Вениаминовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Опошнянский, Алексей Валентинович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе мы ставили цель - проанализировать методологические и социально-философские основания и принципы, лежащие в основе современных теорий профессиональной социализации, выявить узловые проблемы и наметить методологические новации. Для этого мы использовали проблемно-логический подход, применяя историко-философский материал к осмыслению современных проблем. Это и есть, с нашей точки зрения, использование рефлексивного подхода к анализу наличного материала.
В результате мы пришли к выводу, что нынешнюю ситуацию можно охарактеризовать как очередной этап противостояния биологической и социальной программ в науке о человеке. Биологическая программа сегодня задает тон и доминанту в решении ряда теоретических и методологических проблем. Под влиянием новых объективных данных претерпевает изменения и социальная программа, поэтому возникли определенные мировоззренческие и методологические проблемы в исследуемой области.
Данные современных естественных наук приводят к выводу, противоположному тому, который господствовал на предшествующем этапе развития научного знания. В результате сложилась ситуация, которая по-новому позволяет оценить эволюционный потенциал человека, как в прошлом, так и в будущем. С методологической точки зрения, неадекватность прежних выводов была обусловлена абсолютизацией социального фактора, приведшего к ошибкам социологической редукции. Это не следует драматизировать, так как в поступательном развитии идей антропологии периодически наблюдаются крайности биологического или социального редукционизма. Современное преодоление ошибочности прежних выводов означает следующее: развитие, социально-историческая эволюция рода Homo sapiens основаны не только на его производственно-технологическом и интеллектуальном потенциале, но и на продуктивных предпосылках, способностях к биологической эволюции. Не только социокультрные коды, но и биологические коды Человека разумного, их определенная взаимодополнительность составили продуктивную предпосылку его успешной эволюции.
Современный человек, в том числе и в области профессиональной, становится все более активным объектом технологических воздействий как биологического, так и социально-психологического характера. Изменились представления не только о возможностях «улучшающих» евгенических воздействий, но и о том, кто, каким образом и в каких масштабах будет осуществлять эти воздействия. На место евгеники, осуществляемой от лица государства, приходит «приватная» евгеника. Однако это не означает избавления от опасностей неконтролируемого вмешательства в «природу» человека, а только изменяет их проявление. В целом же, можно констатировать, что современная естественная и социальная наука пришла к новому уровню познания человека. Это выражается в возникновении новых форм научного знания, новых понятий, более тесной интеграции естественных и гуманитарных наук. В современной науке осознана тесная связь природного и биологического начала в человеке, их взаимодействие в ходе эволюции человека. Таким образом, проблема сохранения и укрепления наследственных основ человечества является синтетической, социально-биологической. Постановка и решение данной сложнейшей комплексной задачи зависит как от уровня развития собственно генетических знаний, так и в весьма значительной степени от мировоззренческих и методологических позиций ученых.
Анализируя методологию проблемы о социально-антропологической природе человека в социальной философии, мы пришли к выводу: с одной стороны, общественные институты сегодня неспособны защитить человека от кризисных факторов, что выражается в социально-антропологическом кризисе, находящем свое прямое выражение в превосходстве смертности над рождаемостью. С другой стороны, уже возникли и включились некоторые механизмы социального резерва, связанные с традиционными чертами российского человека адаптации российского человека в кризисных условиях. Однако разрыв между российским человеком и институтами общества могут стать основой как трагизма социального распада, так и основой для социального оптимизма. Коренное направление на этом пути - это превращение российского государства в социальное государство. Оно должно стать главным институтом по защите прав, интересов и свобод граждан. В то же время, от индивида требуется значительно больше, чем прежде, личной инициативы, личной ответственности, ведь он вступил в пространство современной повседневности. Оно обладает как потенциалом свободы, творчество и самоорганизации, так и высокой степенью неопределенности, непредсказуемости, риска.
Для проведения идейно-мировоззренческого анализа вопросов гуманизма, соотношения насилия и ненасилия в условиях современной социализации мы посчитали возможным обратиться к философии образования, рассматривая ее как раздел социальной философии. Философия образования в этом случае выступает не просто как наука, но как учение, органично включающее в себя научный, этический, эстетический и аксиологический аспекты. Появление философии образования, как одной из форм нового прикладного знания, стало результатом развития новых форм информационных связей между теорией наиболее высокого уровня абстракции и конкретными образовательными технологиями. В итоге мы пришли к выводу, что в контексте решения перечисленных проблем философия образования выступает социально-философской, интегративной областью знания, аккумулируя достижения социологии, этики, эстетики, культурологии, психологии и др. В итоге мы сделали заключение, что «насилие - ненасилие» логично рассматривать в рамках более комплексной проблемы - проблемы гуманизма в образовании. Основной вывод в этой области состоит в том, что доминанта насилия в современной подсистеме социализации обусловлена социально-экономическим и социально-политическим контекстом современной буржуазной революции в России и тенденциями вестернизации в области культуры в целом. Как это ни парадоксально, но именно деятельность государства, его социальная, образовательная, культурная политика оказываются главными факторами, влияющими на усиление или ослабление социальной агрессии. Парадокс заключается в том, что либеральная идеология глобализации и продвижение ценностей демократии и свободы на западный манер не приводят к уменьшению масштабов социальных бедствий и насилия. В условиях социального кризиса в России это положение усугубилось вдвойне.
Теоретический анализ показал, что мировоззренческая и методологическая основа профессиональной военной социализации является недостаточно отрефлексированной с современной точки зрения. Это проявляется в несоответствии методологических принципов современной философии и тех явных или скрытых методологических посылок, на которых зиждется методология и методика рассмотренных концепций. Современная рациональность базируется на иных идейных, логических и эмоциональных основаниях. Между тем, уже разработаны и стали достоянием научной и педагогической общественности не только научные книги и статьи, но и разделы учебников, в которых описывается тот тектонический сдвиг, который характеризует движение от классического и неклассического дискурса к постнеклассическому. В отечественной методологии как общего, так и социального характера уже состоялся синергетический и постструктуралистский сдвиг, сказавшийся и в мировоззренческом плане. Уже являются само собой разумеющими теории различных дискурсивных практик, постструктуралистские построения, критикующие связь власти и дискурсов тоталитаризма вместе с методологией струкурализма. Тот жесткий и немного примитивный структурализм, который просвечивает за методологией рассмотренных нами концепций, подвергал анализу человека и общества в достаточно упрощенной и примитивной схеме. Концепты одномерного индивида порождали модели общества и социализации механистического характера. Между тем, созданы концепции, которые рассматривают общество в терминах потребностей, желаний и потребления. В современных цивилизационных подходах ассимилирован такой материал, который в концепциях и методиках формирования и воспитания личности не используется.
Современная философия видит выход в тотальном овладении всем арсеналом ненасильственного регулирования общественных отношений и социализации личности. Государство должно выполнять охраняющую роль, создавать безопасные, гуманные условия для существования гражданина и условий его социализации. Акценты в процессах социализации, с нашей точки зрения, должны быть расставлены не на процессах охранительных, связанных с борьбой против негативных явлений, а на процессах позитивных. Только через социально-историческое творчество человек проходит позитивную социализацию. Исследование социально-исторического творчества и его различных форм является белым пятном современной философии.
В связи с обсуждением проблем социализации нами отмечен один из современных концептуальных недостатков в области развития гуманитарных наук: недостаточное внимание к разработке общей теории творчества как основания процесса развития личности, идейной основы воспитания и образования. Репрессивная методика воспитания личности должна быть заменена такой концепции человека, которая бы способствовала раскрытию его потенциала, а не ставила бы субъекта воспитания в позицию психоаналитического пациента. Педагогическое само насилие есть само форма отчуждения в больном социуме, не могущем решить проблемы поиска путей позитивной канализации агрессии (рационализация, вербализация, игра и пр.).
Для современной России развитие гуманистической системы образования является приоритетным направлением по нескольким причинам. Социальная стабилизация может в России во многом достигаться только за счет благоприятного процесса социализации, включающего в себя стройную и добротную систему образования. В современной международной обстановке и при современном положении в мире существование России как единого геополитического и социокультурного пространства во многом обеспечивается национальной системой образования и воспитания. Наконец, успешное вхождение России в информационную цивилизацию во многом зависит от приоритетности и успехов в области производства знаний и современных образованных и культурных молодых людей.
Анализ проблем профессиональной социализации с учетом опыта истории философии позволил получить не только новые выводы, но и открыть свежие направления исследования. Сюда относится философский анализ эмоциональной сферы, экзистенциалов социального бытия, форм и методов социально-исторического творчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Опошнянский, Алексей Валентинович, 2007 год
1. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках / Н.С. Автономова. М., 1977.
2. Азаров В.М. Оценка морально-психологического состояния военнослужащих / В.М. Азаров, С.М. Бурда // Военная мысль. 2001. - №3. - С. 35-38.
3. Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. М. : ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. - 256 с.
4. Анисимков В.М. Криминальная культура / В.М. Анисимков. М.,2004.
5. Антропологические конфигурации современной философии : материалы науч. конф., 3-4 дек. 2004 г. М.: Совр. тетради, 2004. - 299 с.
6. Апресян Р.Г. Талион и золотое правило : критический анализ сопряженных контекстов / Р.Г. Апресян // Вопросы философии. 2001. - № 3. -С. 72-84.
7. Аршинов В.И. Гражданское общество как проблема коммуникативного действия / В.И. Аршинов, Н.Г. Савичева // Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. : Прогресс-Традиция, 2003. - С. 432.
8. Аскольдов А. Религиозный смысл русской революции / А. Аскольдов // Из глубины : Сборник статей о русской революции. М., 1991. - С. 26.
9. Барабанщиков А.В. Педагогическая культура офицера / А.В. Барабанщиков, С.С. Муцинов. М., 1985.
10. Баранов B.C. Генная терапия медицина XXI века / B.C. Баранов // Соросовский образовательный журнал. - 1999. - № 3. - С. 67.
11. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя : монография / B.C. Барулин. СПб.: Алетейя, 2000. - 286 с.
12. Баскаков А. Особенности национального мифотворчества / А. Баскаков // ЛидеР. 1999. - №7. - С. 18-26.
13. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. М. : Стеле, 1995.
14. Бергер П. Социальное конструирование реальности : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995.
15. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М., 1994.
16. Бердяев Н.А. Я и мир объектов / Н.А. Бердяев // Философия свободного духа. М., 1994. - С. 303-306.
17. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. -М.: Наука, 1990.
18. Бердяев Н.А. Самосознание / Н.А. Бердяев. М.-Харьков, 1997.
19. Бихевиоризм // Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск : Изд-во В.М. Скакун, 1998.
20. Болотоков В.Х. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины XX века / В.Х. Болотоков, A.M. Кумыков. М.: Гелиос АРВ, 2002. - 480 с.
21. Бондаренко Ю.В. Право и православная религия как ценностно-нормативные системы российского общества / Ю.В. Бондаренко. СПб., 2001.
22. Боринская С.А. Гены и поведение / С.А. Боринская, Е.М. Рогаев // Химия и жизнь. 2000. - № 3. - С. 102.
23. Борисов Б.П. Ирония концепции социальной сущности человека К. Маркса : автореф. дис. д-ра / Борисов Б.П. Краснодар, 2001.
24. Бургин М.С. Введение в современную точную методологию науки. Структуры систем знания : пособие для студентов ВУЗов / М.С. Бургин, В.И. Кузнецов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 304 с.
25. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае / Ф.С. Быков. М., 1966.
26. Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен / И.М. Быховская // Культурология. XX век. Словарь. СПб. : Университетская книга, 1997.-С. 464-467.
27. Быховская И.М. Человеческая телесность как объект социокультурного анализа : (история проблемы и методологические принципы ее анализа) / И.М. Быховская // Труды ученых ГЦОЛИФКа : 75 лет : ежегод. -М., 1993.-С. 58-68.
28. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.; Харьков; М.,2000.-315 с.
29. Вайткумене Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды / Л. Вайткумене // Коммунист. Вильнюс, 1984. - № 10. - С. 62-64.
30. Вапилин Е.Г. Социальные проблемы военного образования / Е.Г. Вапилин, О.Д. Мулява // Военная мысль. 2001. - № 1. - С. 49.
31. Варнавских Е.А. Критерии творческой активности курсантов военного вуза / Е.А. Варнавских // Военная мысль. 2003. - № 3. - С. 56-58.
32. Варнавских Е.А. Развитие индивидуальности военного профессионала : теоретический аспект / Е.А. Варнавских // Военная мысль.2001.-№4.-С. 54-57.
33. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Введение в философию. М., 1989. - Ч. 2. - С. 229.
34. Величкина О.В. Российская цивилизация : проблема межцивилизационного синтеза / О.В. Величкина. Краснодар, 2003. - 53 с.
35. Вилюнас Э. Психология эмоциональных явлений / Э. Вилюнас. М.,1978.
36. Волкогонов Д.А. Психологическая война / Д.А. Волкогонов. М., 1983.-352 с.
37. Вольская Н.С. Семиотика древнегреческого мифа / Н.С. Вольская // Вопросы философии. 1972. - № 4.
38. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях / под ред. И.Н. Шкадова. М.: Воениздат, 1976.
39. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.Г. Гадамер.-М., 1988.
40. Гегель Г. Наука логики / Г. Гегель. М., 1972. - Т. 3.
41. Гегель Г. Феноменология духа / Г. Гегель // Гегель Г. Сочинения. -М., 1959.-Т. 4.-С. 102-107.
42. Гегель Г. Философия права / Г. Гегель. М., 1990.
43. Гегель Г. Философская пропедевтика / Г. Гегель // Гегель Г. Работы разных лет в двух томах. М., 1971. - Т. 2. - С. 37.
44. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. М, 1995.
45. Гидденс Э. Постмодерн / Э. Гидценс // Философия истории. Антология. М., 1994. - С. 340-348.
46. Гнатик Е.Н. Философские проблемы евгеники : история и современность / Е.Н. Гнатик // Вопросы философии. 2005. - № 6. - С. 93-106.
47. Горбачев М.С.Перестройка : двадцать лет спустя / М.С. Горбачев. -М, 2006. 350с.
48. Грачев Г.В. Манипулирование личностью : организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В. Грачев, И.К. Мельник; Ин-т философии РАН. М.: ИФРАН, 1999. - 230 с.
49. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека / Б.Т. Григорьян. -М., 1973.
50. Груздев Н.М. Можно ли готовить офицеров командного профиля в гражданских вузах? / Н.М. Груздев // Военная мысль. 2001. - № 2. - С. 55.
51. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное обоснование насилия? / А.А. Гусейнов // Философский пароход : материалы XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к мировым проблемам», 10-17 авг. 2003 г. М.; Краснодар, 2004. - С. 84-97.
52. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. 3-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1987.
53. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. М., 2000.
54. Данилов С. Основные формы и методы индивидуально-воспитательной работы / С. Данилов // Ориентир. 2000. - № 7. - С. 55-56.
55. Даштамиров С.А. Социальные нормы : гносеологический и социологический анализ / С.А. Даштамиров. Баку, 1984.
56. Додонов А.И. Эмоция как ценность / А.И. Додонов. М., 1979.
57. Дружинин В.П. Выпускник вуза и методология его подготовки / В.П. Дружинин // Военная мысль. 1994. - № 3. - С. 35.
58. Дубинин Н.П. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека / Н.П. Дубинин, Ю.Г. Шевченко. М., 1976.
59. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России : (до Великой Октябрьской социалистической революции): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С.Ф. Егоров. М., 1974.
60. Егорова B.C. Очерки социальной философии / B.C. Егорова. М. : Наука, 1994. - 208 с.
61. Жаров J1.B. Человеческая телесность : философский анализ / JI.B. Жаров. Ростов, 1988.
62. Замошкин Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность / Ю.А. Замошкин // Вопросы философии. 1991. - № 2. - С. 10.
63. Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение часть) / М.Ю. Зеленков. - М. : Изд-во МАИ, 2004. - 404 с.
64. Зеленков М.Ю. Об идеологических основах морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил / М.Ю. Зеленков // Военная мысль.-2001.-№4.-С. 51.
65. Иванов А.В. Сознание и мышление / А.В. Иванов. М., 1994.
66. Иванов В.В. Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем / В.В. Иванов. М., 1978.
67. Иванов В.И., Ижевская B.JI. Генетика человека : этические проблемы настоящего и будущего. Проблемы евгеники / В.И. Иванов, B.JI. Ижевская // Биомедицинская этика. М., 1997. - С. 100.
68. Изард Э. Эмоции человека / Э. Изард. М., 1980.
69. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / И.А. Ильин // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
70. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия : эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М., 1998. - 225 с.
71. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. М„ 1996. - 255 с.
72. Ионин Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. М., 1996.
73. Ионин Л.И. Повседневность / Л.И. Ионин // Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 340.
74. История ментальностей : Историческая антропология. М., 1996. - С.33.41.
75. Иегер В. Пайдейа. Воспитание античного грека : (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем) / В. Пайдейа Йегер. М. 1997.
76. Калугина Т.П. Постмодернистская парадигма как защитный механизм культуры / Т.П. Калугина // Вопросы искусствознания. 1967. - № 1. -С. 192-202.
77. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990.
78. Кант И. Собрание сочинений : в 6 т. / И. Кант. М., 1966. - Т. 6.
79. Кара-Мурза С. Манипуляции сознанием Электронный ресурс. / С. Кара-Мурза. Электрон, дан. М., [200-]. - Режим доступа: http:// freak2k.narod.ru/kararnurza4/htm, свободный. - Загл. с экрана.
80. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию : учеб. пособие для гуманитарных вузов / В.Е. Кемеров. М.: Наука, 1994. - 187 с.
81. Керимов К.Т. Дар / К.Т. Керимов // Социальная философия. Словарь. М.: Академический проект, 2003. С. 112.
82. Кирабаев Н.С. Мультикультурализм / Н.С. Кирабаев // Глобалистика : Энциклопедия. М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. - С. 640.
83. Киселев Л.Л. От редукционизма к интегратизму / Л.Л. Киселев // Человек. 2003. - № 4.
84. Кистяковский А.Ф. Исследования о смертной казни / А.Ф. Кистяковский. Тула : Автограф, 2000.
85. Китайская философия. Энциклопедический словарь / гл. ред. M.JI. Титаренко. М., 1994.
86. Кларк Дж.Д. Доисторическая Африка / Дж.Д. Кларк. М., 1977.
87. Климентьев В.Е. Философия образования или научная педагогика? / В.Е. Климентьев // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. -Ростов н/Д, 2002. Т. 1.
88. Козлов С.Г. Педагогические условия развития профессионально-правовой культуры преподавателя колледжа : автореф. дис. / Козлов С.Г. -Краснодар, 2004.
89. Кон И.С. Введение в сексологию / И.С. Кон. М., 1989.
90. Корин С. Совесть, честь и ответственность военнослужащих / С. Корин // Ориентир. 2000. - № 2. - С. 54-57.
91. Коритчук В.В. Гуманизация военного образования и компьютерная технология обучения / В.В. Коритчук // Военная мысль. 1994. - № 9. - С. 69.
92. Корсунцев И.Г. Прикладная философия. Субъект и технологии / И.Г. Корсунцев. М.: РФО, ИПК госслужбы, 2000. - 272 с.
93. Костогрызов Н.Н. Личностно-профессиональное саморазвитие военного педагога в ВУЗе : автореф. дис. / Костогрызов Н.Н.- Краснодар, 2006. -21с.
94. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией / В.В. Краевский // Педагогика. 1994. - № 6.
95. Краевский В.В. Философия образования вместо педагогической теории или вместе с ней? / В.В. Краевский // Философия - образование -общество : тр. науч. семинара. - М., 2004. - Т. 1. - С. 24-26.
96. Крапивенский С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. -М. :ВЛАДОС, 2003.-416 с.
97. Красиков В.И. Антрополическая детерминация экстремизма / В.И. Красиков // Философский пароход : материалы XXI Всемирного философскогоконгресса «Философия лицом к мировым проблемам», 10-17 авг. 2003 г. М.; Краснодар, 2004. - С. 152-157.
98. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение : проблемы и пути их решения / В.Ф. Кулаков // Военная мысль. 1999. - № 6. - С. 67-72.
99. Курицын В. Книга о постмодернизме / В. Курицын. Екатеринбург,1992.
100. ЮО.Кутырев В.А. Философия постмодернизма / В.А. Кутырев. Н. Новгород : Изд-во НГУ, 2005. - 84 с.
101. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 30 : Июль 1916 февраль 1917 / В.И. Ленин; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1977. - 561 с.
102. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. М.,1974.
103. ЮЗ.Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. М.; СПб., 1998.- 160 с.
104. Липовая Л.П. Победа и поражение : экзистенциально-онтологический анализ : автореф. дис. . д-ра / Липовая Л.П. Ростов н/Д, 2003.
105. Логос живого и герменевтика телесности. Вып. 13-14 : Постижение культуры : ежегод. / Федеральное агенство по культуре и кинематографии.Рос. ин-т культурологии. М.: Академический проект, РИК, 2005. - 720 с.
106. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. / Дж. Локк. М., 1985, - Т. 1.
107. Лопухин Ю.М. Биоэтика. Избранные статьи (1993-2003) / Ю.М. Лопухин. М., 2003.
108. Лоренц К. Агрессия / К. Лоренц. М., 1994.
109. Лоренц К. Семь смертных грехов современного человечества / К. Лоренц.-М., 1997.
110. Лосский Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский // Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. - С. 359-360.
111. Лотман Ю.М. Феномен культуры / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Таллинн, 1992. Т.З.
112. Лукашова Е.А. Право. Мораль. Личность / Е.А. Лукашова. М.,1986.
113. Лукьянов А.Е. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / А.Е. Лукьянов. М., 1981.
114. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии («И цзин», «Дао дэ цзин», «Лунь юй») / А.Е. Лукьянов. М., 1994.
115. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке : (Древний Китай и Индия) / А.Е. Лукьянов. Изд. 2-е, испр. и доп. - М. : ИНСАН, РМФК, 1992.-208 с.
116. Лутовников В.И. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах / В.И. Лутовников // Военная мысль. 1999. - № 4. - С. 64.
117. Ляженко А.И. Культурологические основы военно-патриотического воспитания молодежи : автореф. дис. . канд. ист. наук / Ляженко А.И. -Краснодар, 2005. 24 с.
118. Ляженко А.И. Современные проблемы в системе патриотического воспитания молодежи / А.И. Ляженко // Межвузовский сборник научных трудов / Краснодар, военный авиационный ин-т. Краснодар, 2004. - Вып. 8. -С. 67-75.
119. Макарова Н.И. Насилие и ненасилие в современном образовании / Н.И. Макарова, Н.В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. - 264 с.
120. Марков Б.В. После оргии Электронный ресурс.: предисловие / Б.В. Марков // Бодрийар Ж. Америка. Забыть Фуко. Прозрачность зла. Электрон, дан. - Режим доступа : http://textshare.tsx.org, свободный. - Загл. с экрана.
121. Марков Б.В. Философская антропология : очерки истории и теории / Б.В. Марков. СПб.: Лань, 1997. - 384 с.
122. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б.В. Марков. СПб., 1999.
123. Маркс К. Предисловие к Капиталу / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1960. - Т. 23.
124. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1858 годов / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - М. : Госполитиздат, 1969. - Т. 46 (2).
125. Марру А.И. История воспитания в античности (Греция) / А.И. Марру.-М., 1998.
126. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция / И.П. Меркулов. М., 1999.
127. Михайлов Ф.Т. Избранное / Ф.Т. Михайлов. М., 2001.
128. Многообразие политического дискурса. Екатеринбург : ИФиП УрО РАН, 2004. - 385 с.
129. Монахов Н.К. Механизм влияния государственно-патриотической идеологии на духовный потенциал армии и флота / Н.К. Монахов, О.А. Рыжов //Военная мысль. 1999. - № 2. - С. 61-62.
130. Никитин С.А. Повседневность / С.А. Никитин // Социальная философия : словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М. : Академический проект, 2003. - С. 300-302.
131. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990. - Т. 1.
132. Ницше Ф. Утренняя заря / Ф. Ницше // Человек : сб. М., 1995.
133. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск : Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
134. Нравственное ограничение войны : Проблемы и примеры / под ред. Б. Коппитерса. М.: Гардарика, 2002.
135. Огурцов А.П. Образы образования. Западная философия образования. XX век. / А.П. Огурцов, В.В. Платаонов. СПб., 2004.
136. Осипов Ю.М. Постижение России / Ю.М. Осипов. М.: Экономист, 2005.-321с.
137. Очерки социальной философии : учеб. пособие для вузов / В.Д. Зотов, В.Н. Шевченко, К.Х. Делокаров и др. М.: Наука, 1994.
138. Павелко Н.Н. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы : автореф. дис. д-ра культурологии / Павелко Н.Н. Краснодар, 2004.
139. Панарин А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. М.: Эксмо, 2003.-380с.
140. Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая рос. энциклопедия, 2003.
141. Пеньков Е.М. Социальные нормы : управление, воспитание, поведение / Е.М. Пеньков. М., 1990.
142. Перевалов В.Ф. Интенсификация подготовки офицеров к руководству подчиненными / В.Ф. Перевалов // Военная мысль. 1999. - № 3. -С. 43-48.
143. Перевалов В.Ф. Персонализация процесса подготовки военных кадров / В.Ф. Перевалов // Основы общей и прикладной акмеологии. М. : ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1994.
144. Перепелица Г.Н. Этикет морского офицера / Г.Н. Перепелица. -Киев : Киев. высш. морское полит, училище, 1991.
145. Петров М.К. Самосознание и научное творчество / М.К. Петров. -Ростов н/Д, 1992. 272 с.
146. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции / М.К. Петров // Вопросы философии. 1990. - № 5.
147. Плимак Е.Г. Насилие / Е.Г. Плимак // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984. - С. 401.
148. Плотников И.В. Цивилизация / И.В. Плотников // Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М. : Академический проект, 2003. - С. 520-525.
149. Подорога В. Феноменология тела / В. Подорога. М., 1995.
150. Поливара М.Г. Воспитание курсантов : психологический аспект / М.Г. Поливара // Военная мысль. 2001. - № 6. - С. 54.
151. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории / Б.Ф. Поршнев. М.,1974.
152. Потёмкина Т.В. Становление Русской идеи как основы национального самосознания русского народа : история и современность : автореф. дис. / Потёмкина Т.В. Краснодар, 2006. - 22 с.
153. Пронина О.П. Формирование диалогового мышления в профессиональном общении курсантов военного вуза : автореф. дис. / Пронина О.П. Краснодар, 2005.
154. Психология и педагогика высшей школы: учеб. пособие / В.И. Варваров, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов и др.; под ред. А.В. Барабанщикова. М. : Воениздат, 1989.-368 с.
155. Рац М.В. К вопросу о фундаментальном и прикладном в науке и образовании / М.В. Рац//Вопросы философии. 1996. -№ 9. - С. 175-176.
156. Роуз С. Устройство памяти / С. Роуз. М., 1995.
157. Рыжов Ю.В. Ignoto deo. Новая религиозность в культуре и искусстве / Ю.В. Рыжов. М.: Смысл, 2006. - 228 с.
158. Рябинов А.Н. Становление авторитета военного педагога : автореф. дис. канд. пед. наук / Рябинов А.Н. Краснодар, 2003. - 23 с.
159. Садовничий В.А. Выступление ректора Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова на Всероссийском совещании заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин / В.А. Садовничий. М.: МГУ, 20-21 ноября 2003 г. - 35 с.
160. Сен А. Об этике и экономике / А. Сен. М.: Наука, 1996.
161. Сенча В.Г. Педагогические условия формирования дисциплинированности у военнослужащих : автореф. дис. . канд. пед. наук / Сенча В.Г. СПб., 2000.
162. Сикорский И.А. Черты из психологии славян. Этнопсихологические сюжеты : (из отечественного наследия) / И.А. Сикорский // Российская Академия Наук. Институт философии. М., 1992. - С. 56-57.
163. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 496 с.
164. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 584 с.
165. Смирнова Н.М. Модерн / Н.М. Смирнова // Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003. - С. 633636.
166. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас : Очерки по истории философии и культуры / Э.Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991.
167. Социальная философия. В 2 ч. : хрестоматия / сост. Г.С. Арефьева, М.И. Ананьева, А.С. Гарбузов. М.: Высш. шк., 1994.
168. Струнников В.А. Клонирование животных : теория и практика / В.А. Струнников // Природа. 1998. - № 7.
169. Тарасова К.Е. Социальная детерминированность биологии человека / К.Е. Тарасова, Е.К. Черненко. М., 1979.
170. Толстой JT.H. Путь жизни / JT.H. Толстой. М., 1993.
171. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А.Дж. Тойнби. М.: Прогресс,1991.
172. Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки / О. Тоффлер // Социологические исследования. 1986. - № 2.
173. Тоффлер О. Третья волна / О. Тоффлер. М. : Прогресс, 1984. - 257с.
174. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм / Е.Н. Трубецкой // Русская идея. М.: Республика, 1992.
175. Уледов А. Духовное обновление общества / А. Уледов. М. : Мысль, 1990.
176. Уолцер М. О терпимости / М. Уолцер. М.: Идея-Пресс, 2000.
177. Уотсон Д.Б. Бихевиоризм / Д.Б. Уотсон // Большая советская энциклопедия. М., 1927. - Т. 6.
178. Фаворова О. Лечение генами фантастика или реальность? / О. Фаворова // Соровский образовательный журнал. - 1997. - № 2. - С. 24.
179. Фирсенков В. Нравственная культура военнослужащих / В. Фирсенков // Ориентир. 2002. - № 3. - С. 47.
180. Фогель Ф. Генетика человека / Ф. Фогель, А. Мотульский. М.,1990.-Т. 3.
181. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. К природе человеческого познания / Г. Фоллмер // Культура и развитие научного знания. -М., 1991.-С. 141-148.
182. Фрейд 3. Введение в психоанализ : лекции / 3. Фрейд. М., 1989.
183. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / 3. Фрейд //Я и Оно. М.; Харьков, 1998.
184. Фрейд 3. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 1997.
185. Фрейд 3. Я и Оно / 3. Фрейд // Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. - С. 382-424.
186. Фролов И.Т. Перспективы человека / И.Т. Фролов. М., 1977.
187. Фромм Э. Адольф Гитлер : клинический случай некрофилии / Э. Фромм. -М., 1989.
188. Фромм Э. Из плена иллюзий / Э. Фромм // Душа человека. М., 1992.-С. 331-374.
189. Фромм Э. Человек для самого себя / Э. Фромм // Психоанализ и этика. -М., 1993.
190. Фуко М. Герменевтика субъекта / М. Фуко // Социо-логос. М.,1991.-Вып. 1.
191. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / М. Фуко; пер. с фр. В. Наумова; под ред. И. Борисовой. М.: Ad Marginem, 1999.
192. Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии / Д. Чаттопадхьяя. М. : Прогресс, 1981. - 416 с.
193. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра / А. Цуладзе. М. : Алгоритм, 2000. - 336 с.
194. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. -СПб.: Лань, 1997.- 192 с.
195. Шахназаров Г.Х. В поисках утраченной идеи : К новому пониманию социализма / Г.Х. Шахназаров. М., 1990.
196. Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. - С. 92-105, 205-229.
197. Шейко В.Н. Российский патриотизм : государственные и этнорегиональные социокультурные аспекты : автореф. дис. / Шейко В.Н. -Краснодар, 2005. 19 с.
198. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
199. Шопенгауэр А. О четверояком корне. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии / А. Шопенгауэр. М., 1993.
200. Шпенглер О. Человек и техника / О. Шпенглер // Культурология. XX век.-М., 1995.-476 с.
201. Щербачева С.А. Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи : автореф. дис. / Щербачева С.А. -Ростов н/Д, 2004. 20с.
202. Юдин Б.Г. Природа человека и его будущее / Б.Г. Юдин // Человек в современных философских концепциях. Волгоград, 2004. - Т. 1. - С. 8-14.
203. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии / К.Г. Юнг // Юнг К.Г. Избранное. Минск, 1998.
204. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы / К.Г. Юнг // Проблемы души нашего времени. М., 1994. - С. 59.
205. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Аналитическая психология. М., 1995. - С. 72.
206. Этическая мысль : Научно-публицистические чтения. 1991 / под ред. А.А. Гусейнова. М.: Республика, 1992.
207. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности / В.П. Эфроимсон. М.,2003.
208. Янковский Н.К. Генетический супермаркет: проблема выбора / Н.К. Янковский // Химия и жизнь. 2003. - № 7-8. - С. 17.
209. Ярошевский М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. М.,1996.
210. Ясперс К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Смысл и назначение истории. М., 1991. - С. 412.
211. Brightman E.S. Personalism // Histori of philosophical systems (ed. Perm V.). N. J., 1961.-P. 341.
212. Fukuyama F. Our Posthuman Future : Consequences of the Biotechnology Revolution. N.Y., 2002. - P. 130.
213. Lamsden C.J., Gushurst A. C. Gene-Culture Coevolution : Humankind in the Making // Sociobiology and Epistemology. Dortrecht, 1985. - P. 84.
214. Lamsden C.J., Wilson E.O. Genes, Mind and Culture : the Revolutionary Process. Cambridge, 1981.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.