Социальная утопия раннего славянофильства: Ист.- филос. анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Попов, Андрей Алексеевич
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат философских наук Попов, Андрей Алексеевич
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.
§1.РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
§2. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВНИЕ ИДЕАЛА
§3. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ СЛАВЯНОФИЛОВ
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА И ПУТИ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ
§1. ОЫЦИНА В УЧЕНИИ СЛАВЯНОФИЛОВ
§2. СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА
§3. ДОСТИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
.168
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Основные черты социальной философии славянофилов 30-50 гг. XIX века. Критический анализ1984 год, кандидат философских наук Даниленко, Татьяна Игоревна
Политическая доктрина ранних славянофилов1999 год, кандидат исторических наук Широкова, Марина Алексеевна
Проблема личности в философском наследии славянофилов1999 год, кандидат философских наук Коваленко, Николай Сергеевич
Философия славянофилов в современной российской историко-философской литературе2003 год, кандидат философских наук Митрошенков, Александр Олегович
Общественный идеал России в философских воззрениях славянофилов2005 год, кандидат философских наук Жигунова, Галина Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная утопия раннего славянофильства: Ист.- филос. анализ»
ВВЕДЕНИЕ
Славянофильство - одно из главных направлений в истории русской общественной мысли XIX века. Среди его активных участников были такие известные отечественные мыслители, как А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевские, Ю.Ф.Самарин, К.С. и И.С.Аксаковы, А.И.Кошелев и др. Полтора столетия, разделяющие нас, не повлияли на актуальность их учения. Объясняется это тем, что они выдвинули на
С С 99 и
повестку дня решение проклятых вопросов российской жизни, которые всегда волновали и продолжают волновать общественное. В своих работах славянофилы акцентировали внимание на тех особенностях, которые отличали, по их мнению, русский народ от других народов и русскую историю от истории других стран.
В 30-40-годы прошлого столетия духовные искания отечественной интеллигенции, направленные на преодоление исторического пессимизма "страшного десятилетия", положили начало формированию наиболее значительных течений общественной мысли: славянофилов и западников. Г.В.Плеханов писал об этом времени, что "тридцатые и сороковые годы являются у нас фокусом, в котором сходятся, из которого расходятся все течения русской общественной мысли. Понимание этой эпохи безусловно необходимо"1.
С середины сороковых годов идеи славянофилов привлекают к себе повышенное общественное внимание. Интерес к их учению со временем возрастал. А.С.Хомяков был прав, считая, что славянофильские идеи будут двигателями не столько современной им,
1 Плеханов Г.В. Сочинения. М.-Л., 1923. Т.23. С.29. Для первого русского марксиста это высказывание имело вполне определенный смысл, так как на становление его взглядов в народнический период большое влияние оказал А.П.Щапов, который, в свою очередь, использовал в своих работах многие идеи К.С.Аксакова.
сколько последующей эпохи. Влияние идей славянофильства можно показать на примере взглядов одного из крупнейших отечественных мыслителей XIX века - Ф.М.Достоевского. Для этого достаточно обратиться к работам его наиболее авторитетных исследователей.
Социальный идеал великого русского писателя, как считал Н.О.Лосский, есть "...применение формулированного Хомяковым принципа соборности не только к строю Церкви, но и к строю государственному, к строю экономическому и даже международной организации человечества"1. Монархические взгляды Достоевского также формировались под влиянием идей славянофилов. Монархизм Достоевского, по словам Вяч. Иванова, "славянофильский, утопический, оппозиционный современной ему форме самодержавия, утверждаемый... во взаимодействии со свободно определяющейся народной волей и в целях осуществления наиболее "полной" народной свободы..."2. Было бы неверным абсолютизировать степень влияния взглядов славянофилов на общественных деятелей России второй половины XIX века, но, в любом случае, ошибочна другая позиция, когда оно игнорируется. Когда в качестве идейно-теоретических источников учения М.А.Бакунина рассматриваются труды Ж.П.Прудона и М.Штирнера, но даже не упоминается К.С.Аксаков.
Среди исследователей славянофильства можно обнаружить весь цвет отечественной философской мысли. Одно их перечисление -В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, М.О.Гершензон, П.О.Флоренский, Г.В.Флоровский - лучше всяких других аргументов показывает степень актуальности славянофильства и тот интерес, который оно вызывало и продолжает вызывать в умственной жизни России второй половины XIX
1 Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С.233.
Иванов В. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. С.345.
и XX вв. В контексте этого вопроса можно сказать, что всякое учение имеет тех исследователей, которых оно заслуживает.
На примере истории славянофильства можно рассмотреть своеобразие развития русской общественной жизни в 30-50-е годы, когда в стране происходило формирование русской интеллигенции. Одним из ее главных признаков являлось наличие идеала, которому они стремились служить. Идеал включал в себя, по мнению Г.П.Федотова, определенное социальное содержание, личную этику и общественное поведение. Он заключался в своеобразной трактовке "положительной веры" и был основан на некой "идее" жизни как ее норма и канон, заменяя отечественной интеллигенции религию1.
В 30-40-е годы формирование новых идей происходило в кружках, где собирались люди близкие друг другу по своим убеждениям. В России в это время не было ни условий, ни возможностей для образования политических партий, поэтому деятельность различных общественных сил происходила в самых разнообразных формах, которые видоизменялись с течением времени. Немногочисленные кружки людей, во многом оппозиционно настроенных к политике Николая1, играли роль не только литературных салонов, но и идейно-политических объединений2. Министр народного просвещения С.С.Уваров вынужден был признать, что домашние общества имели
более заметное влияние на современников, чем официальные академии и
-1
другие государственные учреждения . С середины 50-х годов эта роль
1 Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб., 1991. Т.1.С.70.
2 В первой половине XIX века в Западной Европе были распространены союзы друзей. Однако роль этих союзов в умственной жизни Западной Европы была значительно меньшей чем роль кружков в России.
3 См.; Колюпанов Н.П. Биография А.И.Кошелева. М., 1889.Т.1. Кн.1.С.153.
перешла к литературным журналам1.
Утопия может рассматриваться как особая форма мировоззрения. Она отличается своей трансцендентностью по отношению к действительности. Одной из ее главных признаков является непреодолимое противоречие между идеалом и действительностью. Другой отличительной особенностью утопии является ее целостность.
Степень современной разработанности данной темы не может считаться достаточной, особенно на фоне исследований, посвященных анализу других аспектов славянофильского учения. Уже в 50-60-е годы прошлого столетия появились первые работы, где затрагивались вопросы, посвященные славянофильству. Уже в этих публикациях проявилась явная заинтересованность оценок, когда выводы зависели от принадлежности их авторов к тому или иному общественному лагерю2.
Значительным вкладом в деле изучения славянофильства явились [ вышедшие в свет фундаментальные труды Н.П.Колюпанова,
о
В.З.Завитневича, О.Н.Трубецкой, Н.П.Барсукова и других . В этих работах, помимо их большого объема, следует отметить стремление
1 Похожая ситуация возникла в СССР во второй половине 80-х годов XX века, когда все самые актуальные вопросы политики и экономики активно обсуждались на страницах журналов. Различные общественные силы группировались на идейной платформе таких журналов, как "Наш современник", "Новый мир", "Молодая гвардия", "Огонек" и другие.
2 Аксакова B.C. Дневник. СПб., 1913; Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1960; Герцен А.И. Былое и думы. Собрание сочинений в 30-ти тт. T.IX-X. М., 1954-1956; Записки А.И.Кошелева. Берлин, 1884; Смирнова А.О. Записки. М., 1929; Никитенко A.B. Дневник. Т.2. Л., 1955;. Воспоминания Б.Н.Чичерина. М., 1991, ч.2.
3 Колюпанов Н.П. Биография А.И.Кошелева. T.I-II. М, 1889-1892; Трубецкая О. Материалы для биографии кн. В.А.Черкасского. T.I. Кн. 1 и 2. М., 1901-1904; Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина. T.XIII, XVII. СПб, 1903.
найти новые подходы к предмету исследований. Так, Н.П.Колюпанов, объясняя взгляды славянофилов, одним из первых обратил внимание на социально-утопические элементы славянофильского учения. В его работе идеи славянофилов сравнивались с учениями христианских социалистов в Западной Европе. Предпочтение отдавалось первым, у которых более детально были рассмотрены социальные аспекты будущего общества \
Обстоятельной критике взгляды славянофилов были подвергнуты
B.С.Соловьевым в его сборниках "Национальный вопрос в России". Он стремился рассмотреть славянофильское учение с точки зрения наличия в нем противоречия между идеями всемирности и национальной ограниченности . П.Н.Милюков в своей книге "Из истории русской интеллигенции" писал о последующей трансформации славянофильства и западничества в истории общественной мысли России в народничество и демократический либерализм, соответственно. Он указывал, что главные особенности учения славянофилов заключаются в идеях национальности и ее всемирно-исторического предназначения3.
Широкую известность в начале XX века получили исследования Н.А.Бердяева и М.О.Гершензона4. Если первый в основание славянофильского учения положил взгляды А.С.Хомякова, то второй подчеркивал основополагающее значение идей И.В.Киреевского. В целом оценка славянофилов указанными авторами была весьма высокой.
1 Колюпанов Н.П. Биография А.И.Кошелева. Т.1. Кн.1. М., 1889.
C.169.
Соловьев B.C. Сочинения в 2-х тт. Т.1М., 1989.
о
Милюков П.Н. Из истории русской интеллигенции. СПб., 1902.
С.267.
4 Бердяев H.A. А.С.Хомяков как философ // Н.Бердяев о русской философии. 4.2. Свердловск, 1991; Его же. А.С.Хомяков. М., 1912; Гершензон М.О. Исторические записки. М., 1910; Его же. Предисловие // Киреевский И.В. Собрание сочинений. Т.1. М., 1911.
В них видели мыслителей, впервые сформулировавших идеи национального самосознания. В многочисленных работах Н.А.Бердяева очень часто, в той или иной степени затрагивалась тема славянофильства, которая всякий раз актуализировалась им в соответствии с рассматриваемыми вопросами1. Однако Н.А.Бердяев критиковал А.С.Хомякова за отсутствие идей мистицизма и апокалиптического предчувствия в его религиозной концепции.
Новый акцент в оценку славянофильства внесла работа П.А.Флоренского "Около Хомякова", где ее автор высказал мысль об особом антицерковном и антимонархическом характере воззрений основоположника славянофильского учения . Многие выводы П.А.Флоренского, изложенные в этой книге, не осмыслены до настоящего времени, хотя как оппонент славянофильства он, безусловно, является одним из наиболее глубоких.
В работах Г.В.Плеханова тема славянофильства была одной из наиболее актуальных. Борьба славянофилов с западниками рассматривалась им в качестве важнейшей тенденции в истории русской мысли. Первый отечественный марксист рассматривал славянофилов как идеологов помещичьего сословия, которые под влиянием классовой борьбы на Западе создали свою философию русской истории. Их учение он сближал с идеологией официальной народности. Негативное отношение к славянофильству Плеханова объясняется также тем, что эти идеи, как полагал он, были использованы народничеством, критике которого были посвящены многие его работы. Кроме того, сам
1 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990; Его же. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. М, 1990.
Флоренский П.А. Около Хомякова // Собрание сочинений в 4-х тт. Т.2. М, 1996.
Плеханов, как известно, претерпел индивидуальную эволюцию от народничества к марксизму, что являлось дополнительным фактором, усиливающим его "марксистскую неприязнь" к прошедшему этапу русской общественной мысли. Начало развития марксизма в России трактовалось им как переход на позиции "осмысленного западничества"1.
В.И.Ленин видел главное идейное противостояние прошедшей эпохи в борьбе между либералами и революционными демократами. Он рассматривал спор между западниками и славянофилами как дискуссию внутри либерального лагеря. В отношении идей, близких традиционализму и экономическому романтизму, В.И.Ленин использовал термин "реакционный". Под этим термином подразумевалась "попытка мерить новое общество на старый патриархальный аршин, именно желание искать образца в старых, совершенно не соответствующих изменившимся экономическим
о
условиям порядки и традиции" . Данный термин - реакционный -В.И.Ленин не относил к личным качествам теоретиков или их программам, а применялся в историко-философском смысле. Специальных работ, посвященных славянофильству, у него не было.
После Октября 1917 года изучением наследия славянофилов занимались, главным образом, русские философы, высланные из страны или добровольно покинувшие ее пределы. Среди русских мыслителей, которые в эмиграции исследовали эту тему, помимо Н.А.Бердяева, можно отметить П.Н.Савицкого, Г.П.Федотова, Н.О.Лосского, В.В.Зеньковского, Г.В.Флоровского, Е.Ю.Кузьмину-Караваеву,
1 См.: Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1959. Т.1. С.52.
Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма // Полное собрание сочинений. Т.2. С.236.
С.Л.Франка, Л.П.Карсавина и других1.
В конце 30-х годов появляются первые советские публикации о славянофилах, где их взгляды рассматривались в контексте идейной полемики с западниками. Симпатии этих авторов были на стороне последних2.
Среди ученых, которые в СССР занимались славянофильством, необходимо выделить С.С.Дмитриева, публикации которого не потеряли
о
своего значения до настоящего времени . Еще в начале 40-х годов он сумел актуализировать эту тему, связав ее освещение с идеями феодального социализма. С.С.Дмитриев подвел итог работам советских ученых 30-х начала 40-х годов, выделив в них две основные позиции. Одни из них трактовали славянофилов как крепостников, близких по воззрениям идеологам официальной народности, а другие - видели в них группу национально настроенной либеральной буржуазии. Первая позиция являлась продолжением того направления, которое развивал
1 Зеньковский В.В. История русской философии. Л, 1991 Кузьмина-Караваева Е.Ю. А.Хомяков // Кузьмина-Караваева Е.Ю Избранное. М, 1991; Лосский Н.О. История русской философии. М. 1990; Его же. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М, 1991; Савицкий П. Континент Евразия. М, 1997 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991; Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы общества. М, 1992; Карсавин Л.П. А.С.Хомяков // Малые сочинения. СПб, 1994.
2 Державин Н.С. Герцен и славянофилы // Историк-марксист. N1, 1939; Мещеряков Н.М. Западники и славянофилы // Труды Всесоюзной библиотеки имени В.И.Ленина. C6.IV, 1939.
3 Дмитриев С.С. Славянофилы и славянофильство // Историк-марксист. № 1. 1941; Его же. Западники и славянофилы // Молодой большевик. № 1, 1941; Его же. Архив редакции "Сельского благоустройства" // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В.И.Ленина, 1940. Вып. 10; Его же. Подход должен быть конкретно-историческим // Вопросы литературы, 1969. № 12.
Г.В.Плеханов, а вторая вела свое происхождение от П.Г.Струве1.
В 1941 году в первом номере журнала "Историк - марксист" было напечатано обсуждение статьи С.С.Дмитриева "Славянофилы и славянофильство", где принимали участие видные отечественные историки: Н.М.Дружинин, Е.А.Мороховец, Б.Е.Сыроечковский, М.В.Нечкина и другие. Большинство участников дискуссии не поддержало точку зрения С.С.Дмитриева о близости славянофильства к учению феодального социализма. Идеи славянофилов противопоставлялись мировоззрению западников, которые, по мнению М.Н.Дружинина, стояли на почве "передовой прогрессивной идеологии просветительства" . Другой участник дискуссии Е.А.Мороховец рассматривал славянофилов в спектре общественных сил как промежуточное направление между идеологами официальной народности и правым крылом западничества3.
В работах 40-50-х годов тенденция двух подходов к оценке славянофилов сохранилась. Так, В.М.Штейн выделял в их наследии черты зарождающейся буржуазии, в то время как А.Г.Дементьев отождествлял их учение с идеологией официальной народности4. Многие исследователи указывали на анархизм славянофилов, идеи которых позднее получили свое развитие сначала у А.И.Герцена, а затем во
Струве П.Г. В чем же истинный национализм // Струве П.Г. На разные темы. СПб., 1902.
См.: Обсуждение доклада С.С.Дмитриева "Славянофилы и славянофильство" (информация о дискуссии) // Историк-марксист. N 1, 1941. С.97.
о
Мороховец Е.А. Обсуждение доклада С.С.Дмитриева "Славянофилы и славянофильство" (Информация о дискуссии) // Историк-марксист. N 1, 1941. С.98.
4 Штейн В.М. Очерки развития русской общественно-экономической мысли Х1Х-ХХ вв. Л., 1948; Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики 1840-1850 гг. М.-Л., 1951.
взглядах М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина и Л.Н.Толстого.
Большой резонанс в среде исследователей русской мысли в 60-70-е годы вызвала статья известных историков отечественной философии А.А.Галактионова и П.Ф.Никандрова "Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской философии" в журнале "Вопросы философии" за 1966 год. Авторы сформулировали ряд актуальных проблем: славянофильство и проблема особого пути развития России, община и государство, анархические тенденции и элементы демократизма1. В данной статье они писали о недооценке советскими исследователями роли славянофилов в истории русской философии, об одностороннем освещении их идеологии.
С начала 70-х годов выходит целый ряд работ, посвященных славянофильству2. Среди монографических исследований последних лет следует отметить книги Е.А.Дудзинской и Н.И.Цимбаева. Е.А.Дудзинская рассматривает славянофильство как разновидность буржуазно-помещичьего либерализма, порожденного условиями эпохи
л
перехода России от феодализма к капитализму . Н.И.Цимбаев во многом
1 Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии, 1966, № 6. С.120.
Янковский Ю.З. Из истории русской общественно-литературной мысли 40-50-х годов XIX столетия. Киев, 1972; его же. Патриархально-дворянская утопия. М, 1981; Кулешов В.И. Славянофилы и русская литература. М, 1976; Литературные взгляды и творчество славянофилов (1830-1850). М, 1978; Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М, 1983; Пирожкова Т.Ф. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. М, 1984; Шапошников Л.Е. Идеология славянофильства и современное православие. М, 1985; Цимбаев Н.И. Славянофильство. М, 1988; Благова Т.И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М, 1994.
♦5
Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М, 1983.
согласен с этой оценкой. "Славянофильство, - по его словам, - возникло и развивалось как направление раннего русского либерализма"1.
Своей новизной и оригинальностью выделяются работы еще одного автора - В.И.Керимова. В его публикациях привлекает поиск им своего самостоятельного подхода к анализу славянофильства во всей его противоречивой целостности. В научной литературе преобладает взгляд на славянофильство либо как на монолитное учение, либо как на совокупность взглядов отдельных мыслителей. В.И.Керимов сформулировал суть двух идейных тенденций, составляющих содержательную основу славянофильства. Их развитие определялось
'у
взглядами И.В.Киреевского и А.С.Хомякова . Заслуживают внимания работы этого автора, посвященные анализу историософских вопросов их учения3.
Среди иностранных исследователей славянофильства преобладают англо-американские ученые4. Однако наиболее глубокой работой, посвященных этой теме является труд А.Валицкого "В кругу консервативной утопии"5. Славянофильское учение, по его мнению, существовало в трех вариациях, предложенных И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым и К.С.Аксаковым. В своей оценке славянофильства
1 Цимбаев Н.И. Славянофильство. М., 1986. С.231.
О
Керимов В.И. Амбивалентность русской религиозной философии. (Проблемы изучения истории русской философии и культуры. Материалы "круглого стола".) // Вопросы философии, 1988. N 9.
л
Керимов В.И. Философия истории А.С.Хомякова (по страницам одной полузабытой работы)// Вопросы философии, 1988. N 3; Керимов В.И. Историософия А.С.Хомякова. М., 1989.
4 Riasanovsky N. Russia and the West in the teacing of the Slavophiles. Cambridge (Mass.), 1952; Gleason A, European and Moscjvite. Ivan Kireevsky and the origine of Slavophilism. Cambridge (Mass.), 1970.
5 Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. Вып. 1-2. М., 1992.
польский исследователь большое внимание уделяет противоречиям их учения. Этот подход не соотносится с категоричностью некоторых из его выводов1.
В течение двух последних десятилетий было переиздано значительное количество трудов славянофилов2. Анализ различных сторон их учения встречается в целом ряде диссертационных работ3. Главная цель этих исследований заключалась в выяснении религиозных и философских воззрений А.С.Хомякова, И.В.Киреевского и их сподвижников.
Характерной особенностью современного изучения славянофильства является расширение круга авторов, которые занимаются исследованием их учения. Однако ожидаемого перехода количественных показателей на новый качественный уровень в 70-90-е годы не произошло. Во второй половине XX века в России не создано работ о философии славянофилов сопоставимых по широте охвата с
1 Отношение многих исследователей к работе А.Валицкого является весьма противоречивым. Так Э.Мюллер определяет подход польского исследователя, как "вульгарно-марксистский схематизм". (Мюллер Э. И.В.Киреевский и немецкая философия// Россия и Германия:
Опыт философского диалога. М, 1993, С. 144).
2 Киреевский И.В. Критика и эстетика. М, 1979; Хомяков A.C. О старом и новом. М, 1988; Кошелев А.И. Записки. М, 1989; Аксаков И.С. и К.С. Литературная критика. М, 1984; Хомяков A.C. Сочинения в 2-х томах. М, 1994; Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминая. Письма. М, 1997.
3 Жукова Г.Г. Религиозная концепция славянофилов и современная борьба идей. М, 1987; Моисеева А.П. Критика социального учения "неохристианства". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М, 1971. Парамонов Б.М. Славянофильство и кризис религиозной философии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Л, 1971.
трудами отечественных исследователей начала века. Наиболее значительным философским исследованием последних лет является книга Т.И.Благовой1.
В заключение краткого обзора литературы следует отметить, что обращение автора к социальной утопии славянофильства объясняется следующим обстоятельством: среди специалистов по данному вопросу и в прошлом, и в настоящем не было и нет единства. Часть из них трактует их учение как социальную утопию, определяя ее как консервативную или патриархально-дворянскую2. Другие ученые, которых значительно больше, считают возможным рассматривать взгляды славянофилов как разновидность феодального, религиозного или дворянско-романтического социализма3.
Новейшие российские работы о славянофилах, как правило, посвящаются различным конкретным аспектам историософской, гносеологической, онтологической проблематики, а также исследованию влияния славянофилов на последующее развитие религиозной философии. Таким образом, утопические аспекты славянофильского учения отошли на второй план. Не в последнюю очередь это связано с тем, что в этих исследованиях преобладал акцент, направленный на выявление "классовой сути" славянофильства. Их учение противопоставлялось "революционно-демократической идеологии", которая на фоне славянофильства рассматривалась как прогрессивная.
Для современной историко-философской науки данные вопросы
1 Благова Т.И. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. М., 1994.
См.: Малинин В.А. История русского утопического социализма. М., 1977. С.79; Янковский Ю.А. Патриархально-дворянская утопия.
3 См.: Каменский Е. Хомяков A.C. // Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970. С.443; Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. М., 1986. С. 146.
не являются главными, но отнюдь не потеряло своего значения рассмотрение общефилософских основ, мировоззренческого фундамента утопии, духовного и религиозного наследия славянофилов. В данной работе главное внимание уделяется анализу идейно-теоретического обоснования, основных положений социального идеала славянофилов и возможностей его достижения. Эти " вопросы являются наиболее важными в процессе исследования сущности их утопии. Актуальность такого анализа особенно возрастает в современных условиях, когда российское общество, переживающее кризис, стремится сформировать новый социальный идеал. Многие ищут опоры в духовных залежах прошлых эпох истории русской мысли, пытаясь отыскать в ней панацею от современных зол. Поэтому крайне важно предостеречь от попытки прямого проецирования интеллектуального опыта прошлого столетия на современность, предостеречь от "осовременивания" славянофильских понятий. Богатый духовный опыт, содержащийся в построениях русских религиозных философов в т.ч. славянофилов, действительно может служить источником для осмысления современной эпохи. Однако это возможно лишь тогда, когда идеалы и чаяния славянофилов будут исследованы достоверно без ложной апологетики их учения. В соответствии с указанными установками в диссертационной работе ставятся следующие задачи:
реконструировать философское, религиозное и социально-политическое наследие славянофилов в соответствии с общей структурой славянофильского учения как утопии особого рода;
рассмотреть основные философские и историософские вопросы обоснования славянофильского идеала;
исследовать социально-политические аспекты их учения;
выяснить сущность славянофильских воззрений по вопросу о крестьянской общине в России;
выявить различия между социальным идеалом славянофилов и взглядами А.И.Герцена, Н.П.Огарева и Н.Г.Чернышевского по вопросам общинного социализма;
исследовать вопрос о деятельности славянофилов в дореформенный период, направленной на достижение социального идеала.
Научная новизна диссертации обусловлена методологическими подходами, которые использованы в ней. На их основе формулируется понятийный аппарат и методологический инструментарий, который помогает осознать все своеобразие учения славянофилов. Так, в первой главе используется типологизация обоснования идеала. Противоречивость социальных воззрений славянофилов рассматривается через призму своеобразно понятых ими идей традиционализма. В целом в данной работе особый акцент сделан на рассмотрении методологической основы славянофильства как идейного течения.
Научная новизна предлагаемого исследования и его результатов заключается в следующем:
раскрывается связь религиозных и философских воззрений; выясняется вопрос о влиянии романтизма на утопию славянофилов; рассматривается своеобразие взглядов теоретиков славянофильства по наиболее важным социальным аспектам их учения: народность, народ, государство, социальный идеал и др.;
исследуются взгляды славянофилов по вопросу о возможности дальнейшего распространения основных принципов сельской общины на все сферы жизни общества;
анализируется теоретический вопрос о возможности достижения социального идеала;
дается общая характеристика социально-политической
деятельности славянофилов;
утопия славянофилов трактуется как религиозное обоснование одной из разновидностей общинного социализма.
Еще один важный аспект новизны данной работы заключается в том, что славянофильство рассматривается в ней как идейное движение в целом. Данный подход отличает ее от большинства исследований, где анализируются взгляды отдельных персоналий. Применение первого подхода, более трудоемкого, дает возможность рассмотреть славянофильство в его развитии, "на изломе" противоречий во взглядах отдельных его членов. В ходе становления славянофильства происходило взаимосогласование различных точек зрения, когда некоторые спорные идеи постепенно видоизменялись, а от других приходилось отказываться, как несоответствующих общему направлению.
Временными границами данной работы являются 30-е годы и начало 60-х годов. Объясняется это тем, что в конце 30-х годов происходило формирование учения славянофильства, а в начале 60-годов уже ушли из жизни главные теоретики движения - А.С.Хомяков и И.В.Киреевский, в это время было отменено крепостное право. Раннее славянофильство - это период, когда славянофильство развивалось в своем классическом варианте.
Преобладающее внимание, которое уделяется в данной работе рассмотрению взглядов А.С.Хомякова по сравнению с остальными славянофилами, обусловлено той действительной ролью, которую он играл в славянофильском движении. П.А.Флоренский, который не испытывал больших симпатий к этому мыслителю, писал, что "всякий вопрос о славянофилах и славянофильстве на три четверти, кажется, обращается в вопрос о Хомякове, и самая славянофильская группа
мыслится как "Хомяков и другие"1.
Методологической основой исследования являются труды отечественных ученых по истории русской философской мысли, работы российских и зарубежных авторов по вопросам традиционализма и социальной утопии.
Основные положения диссертации были апробированы в курсах лекций по истории русской философии, истории социально-политических учений, спецкурсах и спецсеминарах, которые были прочитаны автором на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова.
Работа состоит из введения, двух глав - в каждой из которых по три параграфа - и заключения.
Основные положения данного исследования были опубликованы в печати.
Флоренский П.А. Сочинения в 4-х тт. Т.2. С.294.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Проблема направленности исторического процесса в русской христианской исторической мысли XIX - первой половины XX в.2001 год, доктор исторических наук Ивонина, Ольга Ивановна
Антропологическая проблематика в культурологическом наследии славянофилов2004 год, кандидат философских наук Чукаева, Елена Александровна
Концепции русской ментальности западников и славянофилов: Из истории либеральной общественно-политической мысли России 30-70-х гг. XIX в.2000 год, кандидат исторических наук Поправко, Елена Александровна
Идеология творческого традиционализма в русской общественной мысли 80-90-х гг. XIX в.2002 год, кандидат исторических наук Сергеев, Сергей Михайлович
Идея "особого пути" в русской общественной мысли второй четверти XIX века2002 год, кандидат исторических наук Черепанова, Розалия Семеновна
Заключение диссертации по теме «История философии», Попов, Андрей Алексеевич
Заключение.
Главный вывод данного исследования состоит в том, что социальная утопия раннего славянофильства рассматривается как религиозное обоснование одной из разновидностей общинного социализма. В предложенной формулировке содержится характеристика двух основных разделов их утопии: социального идеала и его обоснования. Исследование социального учения славянофилов с использованием других методологических подходов, включающих в себя различные классификации утопий (утопии места, утопии ордена, утопии времени, коллективистский социализм и др.) имеет важное, но не определяющее значение.
Социальная утопия славянофилов является крайне противоречивым образованием, где исторические реминисценции о прошлом тесно переплетены с размышлениями о будущей модели человеческого общежития.
Социальный утопизм славянофилов не был проявлением беспочвенных фантазий немногочисленной группы российских интеллигентов. В целом обвинять их в утопизме нельзя, т.к. утопизм - это особенность умственного развития всей отечественной интеллигенции. На утопизм славянофилов обрекла государственная власть, которая сделала их "лишними людьми", не использовав в полной мере их талант и возможности. Когда власть представила им возможность принять участие в реальном государственном деле, то они справились с поставленной перед ними задачей.
Единственная область деятельности, где они чувствовали себя свободными - это мысль. Благодаря их интеллектуальным усилиям достаточно глубокому осмыслению подверглись самые разнообразные современные им философские и социально-политические доктрины. Они сделали актуальным вопрос о национальном своеобразии утопического социализма.
Процесс формирования утопии на примере развития учения славянофильства имеет определенные закономерности. Одна из главных особенностей в положении теоретика утопической мысли заключается в том, что, создавая свое учение, он чаще всего находится в неблагоприятных для себя условиях. Это вынуждает его идти на разрыв с реалиями настоящего. Данный разрыв не мешает, а скорее помогает идеологу утопии. Благодаря этому он получает свободу в конструировании собственных идей, создавая на их основе целостные построения. На примере истории русской общественной мысли можно сделать вывод, что активность умственной жизни в стране возрастала именно в те периоды, когда отсутствовали всякие возможности для практической деятельности.
Социальный идеал, формируемый в подобных условиях, имеет некоторые закономерности, связанные с абсолютизацией определенных форм организации труда и жизнедеятельности людей. Эти формы трактуются как универсальные. Достижение желаемого результата понимается как распространение этих форм на все сферы общественной жизни. Определенный класс рассматривается не просто в качестве социальной основы, но и наделяется некими мессианскими и миссианскими чертами. Всей системе взглядов придается всемирное значение.
Существенной проблемой в жизни утописта является то, что общество не развивается в соответствии с приписанным ему направлением. Изменения в экономике несут с собой разрушение тех социальных институтов, которые идеализировались им. Определенную тревогу вызывает мысль об отсутствии реальной опоры в обществе, но она преодолевается последовательной трактовкой исторического развития человечества в духе собственного учения. Свою главную задачу утопист видит в том, чтобы внедрять в общественное сознание мысль, согласно которой в прошлом были светлые страницы и то, что определенная часть общества является хранителем этого исторического наследия.
Главное разочарование в жизни утописта происходит в тот период времени, когда объективно появляются предпосылки для практической деятельности. Очень быстро выясняется отсутствие реального механизма для достижения идеала. Его последующее искажение происходит под напором тех жизненных реалий, которые вторгаются в сферу деятельности идеолога утопии и он вынужден искать компромисс с "настоящим".
Своеобразие судьбы создателя утопии заключается в том, что драма его жизни, когда он занимается лишь теоретической разработкой своих идей, переходит в трагедию, когда он получает возможность воплотить свои идеи в реальную жизнь. Всемирная история избежала многих потрясений в связи с тем, что не всякая драма перерастает в трагедию. В тех случаях, когда это происходит, необходимо извлекать уроки из всего происходящего. В этом, по всей видимости, заключается смысл и значение уроков истории.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Попов, Андрей Алексеевич, 1999 год
СПИСОК
используемых в работе источников и литературы.
1. Аксаков К.С. Замечания на административное устройство крестьян в России. - Лейпциг. 1861.
2. Аксаков К.С.., Аксаков И.С. Литературная критика. - М., 1981.
3. И.С.Аксаков в его письмах. - Т. 1-3., 1888-1892; ТА. СПб., 1896.
4. Аксаков И.С. Письма к родным 1849-1856. - М., 1994.
5. Аксаков К.С. Полн. собр. соч., Т. 1-3. М., 1861.
6. Аксаков И.С. Полн. собр. соч., Т. 1-7. М., 1886-1887.
7. Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев (Биографический очерк). -М., 1874.
8. Аксакова B.C. Дневник 1854-1855 гг. - СПб., 1913.
9. Александров В.А. Сельская община в России. - М.,1976.
Ю.Андреев П. Раннее славянофильство. - Смоленск, 1938.
П.Анненков П.В. и его друзья. Литературные воспоминания и переписка 1835-1885 годов. - Т.1. СПб., 1892.
12.Анненкова Е.И. Славяно-христианские идеалы на фоне западной цивилизации. Русские споры 1840-1850-х гг. // Христианство и русская литература. Сборник второй. - Спб., 1996.
1 З.Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США.-М., 1982.
14.Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П.Погодина, Т. XIII, XVII. СПб., 1903.
15.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. В 13-ти тт. - М., 1953-1959.
16.В.Г.Белинский в воспоминаниях современников. - М., 1977.
17.Беляев И.Д. Крестьяне на Руси. - М., 1860.
18.Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.,1990.
19.Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской
культуре. - М., 1990.
20.Н.А.Бердяев о русской философии. -ч.2. Свердловск, 1991.
21.Бердяев H.A. Собрание сочинений. - Т.З. Париж, 1989.
22.Бердяев H.A. Собрание сочинений. - Т.5. М., 1998.
23.Бердяев H.A. А.С.Хомяков. - М., 1912.
24.Бердяев H.A. Самопознание. - М., 1991.
25.Бердяев H.A. Смысл истории. - М., 1990.
26.Бердяев H.A. Судьба России. - М., 1989.
27.Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
28.Н.А.Бердяев: pro et contra. - СПб., 1994.
29.Благова Т.А. Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский. Жизнь и философское мировоззрение. - М., 1994.
30.Благова Т.А. Родоначальники славянофильства. А.С.Хомяков и И.В.Киреевский. - М., 1995.
31.Бочкарев Н.И., Федоркин Н.С. Методологические проблемы исследования истории социалистических учений. - М., 1986.
32.Булгаков С. Православие. - М., 1991.
33.Бурлак В.Н. Отражение идей марксизма в русской прогрессивной общественной мысли 1840-1860-х годов. - М.,1980.
34.В память Ю.Ф.Самарина. - СПб., 1876.
35.Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX - начала XX в. // Вопросы философии. 1991. № 8.
36.Ванчугов В. Очерк истории «Философии самобытной русской». -М., 1994.
37.Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. - Свердловск, 1991.
38.Венгеров С.А. Передовой боец славянофильства - Константин Аксаков // Собрание сочинений. - T.III. СПб., 1912.
39.Веселовский А.И. Западное влияние в новой русской литературе.
-М, 1916.
40.Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. - М., 1990.
41.Виноградов П.Г. И.В.Киреевский и начало славянофильства // Вопросы философии и Психологии. - Кн.2,1892.
42.Волгин В.П. История социалистических идей. ч.1. М.-Л., 1928.
43 .Володин А.И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века.-М., 1973.
44.Вол один А.И. Герцен. - М., 1970.
45.Володин А.И. Начало социалистической мысли в России. - М., 1966.
46.Володин А.И. Утопия и история. - М., 1976.
47.Вольное слово. - № 60, 1883.
48.Воспоминания Б.Н.Чичерина. - ч.2. М.,1991.
49.Вяземский П.А. Записные книжки (1843-1848). - М.,1963.
50.Габитова P.M. Философия немецкого романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). - М., 1978.
51 .Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Историко-социологические взгляды К.С.Аксакова // Вестник ЛГУ 1965. № 17. Вып.З.
52.Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия XI-XIX веков. - Л., 1970.
53.Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Славянофильство, его национальные истоки и место в истории русской мысли // Вопросы философии, 1966. № 6.
54.Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - Т.7. М.-Л., 1933.
55.Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - Т.8. М.-Л., 1935.
56.Герцен А.И. Собрание сочинений в 30-ти томах. - М., 1954-1966.
57.Герцен А.И. Сочинения в 2-х томах. - М., 1985.
58.Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. П.Я.Чаадаев. Очерки прошлого. - М., 1989.
59.Гершензон М.О. Исторические записки. - М., 1910.
60.Гершензон М.О. Жизнь Печерина. - М., 1912.
61.Гершензон М.О. П.Я.Чаадаев. -СПб., 1908.
62.Глазунов В.Н. Критика И.В.Киревским европейской буржуазной морали // Общество - социализм - нации. Л., 1983.
63.Голоса из России. Лондон, 1856-1860. Факс, изд., Вып. 1-4. М.,1974-1976.
64.Голос минувшего. -1918. № 7-9; 1922. № 2, октябрь.
65.Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. - М., 1959.
66.Горбачев H.A. Критика религиозно-философской концепции А.С.Хомякова. - Саратов., 1985.
67.Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения. - М., 1995.
68.Т.Н.Грановский и его переписка. - T.II. М., 1897.
69.Григорьев А. Материалы для биографии. - Пгр., 1917.
70.Григорьев А. Сочинения. - T.I. СПб., 1876.
71.Григорьев А. Эстетика и критика. - М., 1980.
72.Григорьянц М.М. К характеристике религиозно-философской концепции славянофильства // Вопросы научного атеизма. -Вып. 10. М., 1970.
73.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
74.Даниленко Т.И. Некоторые вопросы теории познания в философии ранних славянофилов ( И.Киреевский, А.Хомяков. Ю.Самарин) // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. М., 1983.
75.Даниленко Т.И. Теория «земли» и «государства» в философии ранних славянофилов // Из истории философии народов СССР. М, 1982.
76.Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики 18401850-х годов. -М.-Л., 1951.
77.Дементьев Н.С. Герцен и славянофилы // Историк-марксист, 1939. № 1.
78.Дмитриев С.С. Архив редакции «Сельского благоустройства» // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина, 1940. Вып. 10.
79.Дмитриев С.С. Западники и славянофилы // Молодой большевик, 1941. № 11.
80.Дудзинская Е.А. Буржуазная тенденция в теории и практике славянофилов // Вопросы истории, 1972. № 1.
81.Дудзинская Е.А. Социально-политическое и правовое положение крестьянства в дореволюционной России. - Воронеж, 1983.
82.Дудзинская Е.А. Чернышевский и спор о русской общине // История СССР, 1978. №5.
83.Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825 - 1861 гг. -М., 1979.
84.Егоров Б.Ф. Об особенностях русских социальных утопий 1840-х годов // Проблемы изучения культурного наследия. - М., 1985.
85.Егоров Б.Ф., Медовой М.И. Переписка кн.В.Ф.Одоевского с А.С.Хомяковым // Ученые записки Тартусского университета. Труды по русской и славянской филологии. - Т.ХУ. Литературоведение. Вып. 251, 1970.
86.Егоров Б.Ф. Проблема, которую необходимо решить // Вопросы литературы, 1969. № 7.
87.3авитневич В.З. А.С.Хомяков, Т. 1-П. Киев, 1902-1913.
88.3авитневич В.З. Русские славянофилы и их значение в деле уяснения идей народности. - Киев, 1915.
89.3аписки Александра Ивановича Кошелева. - Берлин, 1984.
90.3еньковский В.В. История русской философии. - Т.1-2. Л., 1991.
91.Иванов А. Отрицательное достоинство // Вопросы литературы,
1969, №7.
92.Иванов В. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория.-М., 1995.
93.Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. - М., 1991.
94.Исаев И.А. Социальная детерминированность утопии // Социальная детерминированность сознания. - Тарту, 1985.
95.История философии в СССР: в 5-ти томах. - Т.2. М., 1968.
96.Кавелин К.Д.. Собрание сочинений в 4-х томах. Спб., 1897-1900.
97.Каменский З.А. Московский кружок любомудров. - М., 1980.
98.Каменский З.А. А.С.Хомяков // Философская энциклопедия. -Т.5.М., 1970.
99.Карсавин Л.П. Малые сочинения. - СПб., 1994.
ЮО.Керимов В.И. Амбивалентность русской религиозной философии (Проблемы изучения истории русской философии и культуры. Материалы «круглого стола».) // Вопросы философии, 1988. №9.
101.Керимов В.И. Философия истории А.С.Хомякова (по страницам одной полузабытой работы) // Вопросы философии, 1988. № 3.
102.Килунов Ю.В. Славянофильство как объект антикоммунистических спекуляций // Философские науки, 1986. № 2.
103.Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М., 1979.
104.Киреевский И.В. Избранные статьи. - М., 1984.
105.Киреевский И.В. Полн. собр. соч., Т. 1-П. М.,1911.
Юб.Китаев В.А. От фронды к охранительству. - М., 1972.
107.Китаев В.А. Славянофилы в первые пореформенные годы // Вопросы истории, 1977. № 6.
108.Кн. В.А.Черкасский, его статьи и речи. М., 1879.
109.Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. - М., 4.1, 1879.
11 О.Ковалевский М.М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом. - Вып. 1-2. СПб., 1905.
111.Кожинов В.О. О главном в наследии славянофилов // Вопросы литературы, 1969. № 10.
112.Колюпанов Н.П. Биография А.И.Кошелева, Т. I-II. М.,1889-1892.
113.Конец крепостничества в России. - М., 1994.
114.Кошевенко А.И. Герцен и либералы в период революционной ситуации 1859-1861 годов // Из истории революционного движения в России в XIX - начале XX веков. - М., 1958.
115.Кошелев А.И. Депутаты и Редакционные комиссии по крестьянскому вопросу. - Лейпциг, 1860.
116.Кошелев А.И. Записки. - Берлин, 1984.
117.Кошелев В.А. Новые работы о русском славянофильстве // Русская литература, 1979. № 1.
118.Кошелев В.А. Эстетические и литературные воззрения русских славянофилов 1840-1850 -е годы. - Л., 1984.
119.Крутянский Л.С. Русские социалисты утописты о взаимосвязи нации и государства // Вопросы философии и социологии. -Вып.2. Л., 1970.
120.Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. - М., 1980.
121.Кузнецов Ф. Куда клонится равнодействующая ? // Вопросы литературы, 1974. № 2.
122.Кузьмина-КараваеваЕ.Ю. Избранное. -М., 1991.
123.Кулешов В. Славянофилы и русская литература. - М., 1976.
124.Кулешов В. Славянофильство, как оно есть... // Вопросы литературы, 1969. № 10.
125.Левин Ш.М. Общественное движение в России в 60-70-е годы
XIX века.-Л., 1958.
126.Лемке М. Эпоха цензурных реформ 1859-1865 годов. - СПб., 1903.
127. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.1,2,3,4,7,16,17,18,19,20,21,24. М., 1971-1973.
128.Леонтович В.В. История либерализма в России 1762-1914. - М., 1995.
129.Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство. - М., 1996.
130.Литературное наследство. Т.22-24. - М., 1935.
131.Литературные взгляды и творчество славянофилов. - М., 1978.
132.Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М., 1994.
133.Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1990.
134.Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 1991.
135.Лушников А.Г. И.В.Киревский. - Казань, 1918.
136.Лясковский В. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. - М., 1897.
137.Лясковский В. Братья Киреевские, жизнь и труды их. - СПб., 1899.
138.Малинин В.А. История русского утопического социализма (От зарождения до 60-х годов XIX в.). - М., 1977.
139.Малинин В.А. О социальных и теоретических истоках славянофильства// Философские науки, 1967. № 1.
140.Манн Ю. Русская философская эстетика. - М., 1969.
141.Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.
142.Маркс К., Энгельс Ф. и революционная Россия. - М., 1967.
143.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т.4,18,19,20,22. М., 19551963.
144.Маслин М.А. «Велико незнанье России...» // Русская идея. - М., 1992.
145.Машинский С.И. С.Т.Аксаков. Жизнь и творчество. - М., 1973.
146.Мещеряков K.M. Западники и славянофилы // Труды Всесоюзной библиотеки им. В.И.Ленина, c6.IV, М., 1939.
147.Миллер О.Ф. Основы учения первоначальных славянофилов // Русская мысль. 1880. № 1,3.
148.Милюков П. Из истории русской интеллигенции. - СПб., 1902.
149.Милюков П. Разложение славянофильства; Данилевский, Леонтьев, Вл.Соловьев. - М., 1893.
150.Мироненко C.B. Страницы тайной истории самодержавия. -М., 1990.
151.Михайлов A.A. Революция 1848 года и славянофильство // Учен.зап.Ленингр.ун-та., Сер.ист.наук. - Вып.8. Л., 1941.
152.Москвитянин. М.,1845, № 1-4.
153.Московский сборник. М., 1852.
154.Мюллер Э. И.В.Киреевский и немецкая философия // Вопросы философии. 1993. № 5.
155.Неманов И.Н. Социальный утопизм и его отношение к домарксистской философии // Проблемы методологии историко-философского исследования. - Вып.2. М., 1974.
156.Никитенко A.B. Дневник. - Т.2. М., 1955.
157.Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991.
158.Новиков С.А. Проблема Востока и Запада в философских построениях раннего славянофильства // Из истории философии народов СССР. М., 1982.
159.Новиков С.А. Проблема общины в философии славянофилов и русских революционных демократов // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. - М., 1972.
160.Нольде Б.Э Юрий Самарин и его время. - 2-изд., 1979.
161.Носов Н.С. К вопросу о формировании общинной теории ран-
него славянофильства ( по следам переписки между А.С.Хомяковым и А.И.Кошелевым). // Вестник ЛГУ. № 20, История, язык, литература. - Вып.4., Л., 1980.
162.0гарев Н.П. Избранные социально-политические и философские произведения. - Т.1, М., 1952.
163.Одоевский В.Ф. Сочинения в 2-х томах. - М., 1981.
164.0пыт русского либерализма. - М., 1997.
165.Орлик В.Н. Русская общественная мысль 30-40-х годов XIX в. и европейский утопический социализм // Исторические записки, №82, М., 1968.
166.Пайпс Р. Русский консерватизм во второй половине девятнадцатого века. - М., 1970.
167.Панаев И.И. Литературные воспоминания. - М., 1950.
168.Пантин Н.К., Плимак Е.Г.., Хорос В.Г. Революционная традиция в России 1783-1853. - М, 1986.
169.Парамонов Б.М. Влияние философии истории Гегеля на зарождение теории славянофильства // Вопросы философии и социологии. - Вып. 1. Л., 1969.
170.Переписка Ю.Ф.Самарина с баронессой Э.Ф.Раден. 1861-1876.-М., 1893.
171.Песков A.M. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии, 1992, № 8.
172.Пивоваров Ю. Очерки историии русской общественно-политической мысли XIX - пебрвой трети XX столетия. - М., 1997.
173.Пирожкова Т.Ф. Революционеры-демократы о славянофильстве и славянофильской журналистике. - М., 1984.
174.Пирумова Н.М. Александр Герцен. - М., 1989.
175.Письма М.А.Бакунина к А.И.Герцену и Н.П.Огареву. - СПб.,
1906.
176.Письма С.Т.,К.С.Аксаковых к И.С.Тургеневу. - М., 1894.
177.Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. - Т.1. М., 1956.
178.Плеханов Г.В. Сочинения. - T.XXXIII,XXXIV. М.-Л., 1926.
179.Плимак Е.Г. Революционный процесс и революционное сознание. -М., 1983.
180.Погодин М.П. Историко-политические письма. - Т.1. М., 1846.
181.Попов A.A. М.Н.Катков: к вопросу о его социально-политических взглядах // Социально-политический журнал, 1992, №9.
182.Попов A.A. А.И.Кошелев: у истоков либерализма в России // Социально-политический журнал, 1994. № 1-2.
183.Попов A.A. Социально-политические воззрения А.С.Хомякова // Социально-политические науки, 1994. № 4-5.
184.Попов В.П. Социальная природа и функции раннего славянофильства // Проблемы гуманизма в русской философии. - Краснодар, 1974.
185.Порох В.И. И.С.Аксаков - редактор «Дня» // Освободительное движение в России, 1975, № 5.
186.Порох В.И. Отношение И.С.Аксакова к «Крестьянской реформе» 1861 г. // Некоторые вопросы отечественной и всеобщей истории, - Саратов., 1971.
187.Поэты тютчевского круга. - М., 1982.
188.Пыпин А.И. Константин Аксаков. 1817-1860. // Вестник Европы, 1884. Т.П.
189.Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре 1 -Пг., 1918.
190.Пыпин А.Н. Характеристика литературных мнений от двадца-
тых до пятидесятых годов. - СПб., 1873.
191.Ранние славянофилы. - М., 1910.
192.Розанов В.В. Алексей Степанович Хомяков. К 50-летию со дня кончины его // Вестник МГУ, Серия 7, Философия, 1989, № 4.
193.Розанов В.В. О писателях и писательстве. - М., 1995.
194.Розанов В.В. Сочинения - М., 1990.
195.Россия и Германия: Опыт философского диалога. - М., 1993.
196.Русская беседа, 1856, Т.1-4; 1857, Т.1-4; 1858, Т.1-4; Т.1859 Т.1-6; 1860, Т. 1-2.
197.Русская философия. Словарь. - М., 1995.
198.Русский архив, 1878,Кн.2; 1879, Кн.1,11; 1884, Кн2; 1885, Кн. 1; 1890, Кн.1; 1900, №9-12; 1908, №11.
199.Русь, 1883, №2.
200.Савицкий П. Континент Евразия. - М., 1997.
201.Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20-ти томах. М., 1975, Т.18.
202.Самарин Ю.Ф. Сочинения. Т. 1-10,12. М., 1877-1911.
203.Сельское благоустройство, 1858, № 1-12; 1859,№ 1-2.
204.Семенов-Тян-Шанский П.П. Эпоха освобождения крестьян в России, T. III, IV. Пгр., 1915.
205.Скабичевский А. Очерки умственного движения нашего общества // Отечественные записки, 1871, № 11.
206.Славянофильство и западничество: консервативная и либеральная утопия в работах Анджея Валицкого. - Вып. 1-2. М., 1992.
207.Славянофильство и современность. СПб., 1994.
208.Сладкевич Н.Г. Борьба общественных течений в русской публицистике конца 50-х-начала 60-х годов XIX века. - Л., 1979.
209.Сладкевич Н.Г. К вопросу о полемике Н.Г.Чернышевского со славянофильской публицистикой // Вопросы истории, 1948, № 6.
210.Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли в России в конце 50-х-начала 60-годов XIX века. - JL, 1962.
211.Смирнова З.В. Социальная философия А.И.Герцена. - М., 1973.
212.Смирнова З.В. К спорам о славянофильстве (Некоторые методологические аспекты исследования раннего славянофильства) // Вопросы философии, 1987, № 11.
21 З.Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. - М., 1988.
214.Соловьев В.С. Сочинения в 2-х томах. - М., 1989.
215.Сорман Г. Либеральное решение. - М., 1992.
216.Степун Ф. Немецкий романтизм и русской славянофильство // Русская мысль, 1910, Март.
217.Струве П.Б. На разные темы. СПб., 1902.
218.Струве П.Б. PATRIOTICA Политика, культура, религия, социализм. - М., 1997.
219.Теория государства у славянофилов. - СПб., 1898.
220.Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М., 1992.
221.Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.
222.Трубецкая О. Материалы для биографии кн. В.А.Черкасского, Т. 1, Кн. 1 и 2. М., 1901-1904.
223.Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания. - М., 1959.
224.Тютчев Ф.И. Литературное наследство. - Т. I-II, М., 1989
225.Тютчев Ф.И. Русская звезда. - М., 1993.
226.Тютчев Ф.И. Сочинения в 2-х томах. - М., 1984.
227.Тынянов Ю. Пушкин и его современники. - М., 1969.
228.Утопия и утопическое мышление. - М., 1991.
229.Ушаков А.М., Дайнеко М.М. Методологические аспекты типологии социального утопизма // Вестник МГУ, Сер.7, Философия, 1984, №1.
230.Федоркин Н.С. Исторические судьбы одной утопии (О соци-
ально политической функции так называемого русского мессио-низма) // Актуальные проблемы истории философии народов СССР.-М, 1972.
231 .Федотов Г.П. Судьба и грехи России. - СПб., 1991.
232.Флоренский: PRO ET CONTRA. - СПб., 1996.
233.Флоренский П. Около Хомякова. Критические заметки. - Сергиев Посад, 1916.
234.Флоренский П.А. Сочинения в 4-х томах. Т. 1,2. М., 1994-1996.
235.Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. - 1998.
236.Флоровский Г. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991.
237.Франк С. Духовные основы общества. - М., 1992.
238.Франк С. Предмет знания. Душа человека. - JL, 1995.
239.Хомяков A.C. О старом и новом. - М., 1988.
240.Хомяков A.C. Поли. собр. соч. T.I-VIII. М., 1900-1914.
241.Хомяков A.C. Сочинения в 2-томах. - М., 1994.
242.Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII - первая треть XIX вв.). - М., 1995.
243.Целиков В.А. Принцип народности в искусстве в трудах славянофилов и почвенников. - М., 1983.
244.Целиков В.А. Социально-исторические корни эстетики славянофилов и почвенников // Проблема социальной природы искусства в истории русской эстетики. М., 1982.
245.Цимбаев Н.И. И.С.Аксаков в общественной жизни пореформенной России. - М., 1978.
246.Цимбаев Н.И. Записка К.С.Аксакова «О внутреннем состоянии России» и её место в идеологии славянофильства // Вестник МГУ, история, 1972, № 1.
247.Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. - М., 1986.
248.Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х т.-М., 1991.
249.Чадов М.Д. Славянофилы и народное просветительство. -Харьков, 1906.
25О.Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений в 15-ти т. М., 1939-1950.
251.Чичерин Б.Н. Обзор исторического развития сельской общины // Русский вестник, 1856. Т.1. Кн. 1, 2;
252.Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. - М., 1856.
253.Шапошников Л.Е. Идеология славянофильства и современное православие. - М., 1985.
254.Шапошников Л.Е. Несостоятельность и противоречивость философских основ славянофильской концепции воспитания и образования // Философско-социологические вопросы совершенствования народного образования. Горький, 1983.
255.Шапошников Л.Е. Философия истории ранних славянофилов // Научные доклады высшей школы. Философские науки, М., 1985, № 1.
256.Шапошников Л.Е. Философские портреты (Из истории отечественной мысли). - Н.Новгород, 1993.
257.Шацкий Е. Утопия и традиция. - М., 1990.
258.Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. - М., 1987-1989.
259.Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического // Вопросы философии, 1978, № 8.
260.Шпет Г.Г. Сочинения.-М., 1989.
261.Штейн В.М. Очерки развития русской общественно-экономической мысли Х1Х-ХХ вв. - М., 1948.
262.Янковский Ю.З. Из истории русской общественно-
литературной мысли 40-50-х годов XIX столетия. - Киев., 1972.
263.Янковский Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. - М., 1981.
264.Янов А. Загадка славянофильской критики // Вопросы литературы, - 1969, № 3.
Диссертационные исследования.
265.Даниленко Т.Н. Основные черты социальной философии славянофильства. Критический анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1984.
266.Жукова Г.Г. Религиозная концепция славянофилов и современная борьба идей. Дисертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1987.
267.Моисеева А.П. Критика социального учения "неохристианства". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - М., 1971.
268.Парамонов Б.М. Славянофильство и кризис религиозной философии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Л., 1971.
269.Холодный В.И. Ранне славянофильство как реакция на противоречия эпохи 40-50-х годов XIX века (критический анализ). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук.-М., 1978.
Литература на иностранных языках.
270.Berlin I. Russian Thought and the Slavophile Controversy // The Slavonic and East European Review, 1981, Vol. 59.
271.Christoff P.K. An Introduction to Nineteenth-Century Russian Slavophilism. A Study in Ideas. Vol. 1. A.S.Khomiakov. The Hague; P., 1970.
272.Christoff P.K. An Introduction to Nineteenth-Century Russian Slavophilism. A Study in Ideas. Vol. 2. I.V.Kireevsky. The Hague; P.,
1972.
272.Gleason A. European and Moscovite. Ivan Kireevsky and the Origin of Slavophilism (Mass.), 1972. Riasanovsky N. Russia and the West in the Teaching and the Slavophiles. Cambridge (Mass.), 1952.
273.Riasanovsky H. Russia and the West in the teaching of the Slavophiles. Cambridge (Mass.), 1952.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.