Социальная структура населения островов Яп и центральнокаролинских атоллов в XIX - середине XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат наук Чининов, Игорь Викторович
- Специальность ВАК РФ07.00.07
- Количество страниц 220
Оглавление диссертации кандидат наук Чининов, Игорь Викторович
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Социально-политическая организация на о-вах Яп
§ 1 Общие сведения
§2 Кровнородственные группы япского общества
§ 3. Структура традиционной япской деревни
§ 4. Система власти и управления в япской деревне
§ 5. Социально-политическая структура островного уровня
Глава II. Социально-политическая организация на
центральнокаролинских атоллах
§1 Общие сведения
§ 2. Кровнородственные группы на центральнокаролинских
атоллах
§ 3. Традиционные системы организации власти на
центральнокаролинских атоллах
§ 4 Локальные системы обмена и обменно-даннических
отношений на центральнокаролинских атоллах
Глава III. «Япская империя»: система савеи
§ 1 Традиционное мореплавание микронезийцев
§ 2. Структура обменно-даннических отношений («япская иперия») между япским округом Тагил
и центральнокаролинскими атоллами
§ 3. Деревни Гатчепар и Воньян - центр «япской империи»
ь
систем обменно-даннических отношений в Полинезии
и Микронезии
Заключение
Источники и литература
Ъ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Формы традиционного мореплавания Микронезии. Проблема этноисторической оценки2008 год, кандидат исторических наук Лебедева, Арина Александровна
Этнополитические конфликты в странах Океании в постколониальный период: На примере французских владений в Тихом океане, Фиджи и Соломоновых островов2008 год, кандидат исторических наук Пале, София Евгеньевна
Диахроническое изучение предикативов в полинезийских языках1985 год, кандидат филологических наук Беликов, Владимир Иванович
Трансформация гавайского общества: Конец XIII - середина XIX вв.2006 год, кандидат исторических наук Латушко, Юрий Викторович
Антропологическое изучение некоторых групп современного коренного населения Индонезии2019 год, кандидат наук Селиванова Екатерина Максимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная структура населения островов Яп и центральнокаролинских атоллов в XIX - середине XX вв.»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования
Традиционные общества народов Микронезии представляют особый интерес для этнологической науки, так как, находясь в условиях относительной географической и культурной изоляции от других регионов мира, они создали во многом своеобразные формы организации социальной жизни и экономических отношений, прочно скрепленных религиозной идеологией. Уровень социально-политического развития народов Микронезии был неодинаковым на различных островных группах, но в ряде районов ко времени начала постоянных контактов с внешним миром шли активные процессы становления раннегосударственных образований, прерванные чужеземной колонизацией. Западная и центральная части Каролинского архипелага (точнее о-ва Яп и центральнокаролинские атоллы) были местом, где народы, говорившие на разных языках, имевшие различное происхождение и культурные особенности, были объединены в пределах единого социального-экономического комплекса - обменно-даннической системы савеи. Этот комплекс, иногда именуемый «япской империей», имел строгую иерархию статусов, четкий порядок коммуникаций; в нем сочетались элементы престижной и жизнеобеспечивающей экономики1. Подробное исследование этой системы позволяет определить ее как своеобразную форму протогосударственного образования, возникшую под влиянием различных факторов природного, экономического и социального характера. Кроме того, социальные структуры и системы обменно-даннических отношений населения о-вов Яп и центральнокаролинских
Ч
атоллов ни разу не рассматривались комплексно, в рамках одного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются коренные жители о-вов Яп и центральнокаролинских атоллов.
Предмет диссертационной работы - социальная организация и обменно-даннические отношения, существовавшие в указанном ареале в XIX - XX вв.
Степень разработанности темы в отечественной и зарубежной научной литературе.
В отечественной этноокеанистике* народам Микронезии всегда уделялось очень мало внимания, хотя этот район Океании посещали русские мореплаватели и путешественники XIX столетия, включая выдающегося исследователя Н. Н. Миклухо-Маклая, оставившего ценные сведения по островам Палау и Яп. В XX в. на русском языке проблемам микронезийской этнографии и истории были посвящены лишь отдельные разделы в научных и научно-популярных работах по Океании.
Том «Народы Австралии и Океании» (серия «Народы мира»), вышедший в свет в 1956 г. под редакцией С. А. Токарева и С. П. Толстова, является фундаментальным трудом группы советских австраловедов и океанистов. Несмотря на то, что на сегодняшний день он устарел по теоретико-методологическим установкам, этот том по-прежнему остается бесценным источником фактического материала по этнографии аборигенов Австралии и народов Океании. Разделы по Австралии, Меланезии и Полинезии (написанные С. А. Токаревым, Н.
* Этот термин предложил Д. Д. Тумаркин для обозначения исследований в области этнографии народов Океании. См.: Тумаркин Д. Д. Этноокеанистика в ИЭ АН СССР / ИЭА и МАЭ РАН // Российская наука о человеке: вчера, сегодня, завтра. СПб., 2003. С. 196.
А. Бутиновым, А. И. Блиновым и др.) включают главы, описывающие языки, хозяйство и материальную культуру, общественный строй, религии, народное творчество и искусство коренных жителей указанных регионов. Кроме того, в этих разделах имеются главы, посвященные отдельным островным группам и островам (Новая Гвинея, Новая Каледония, о-ва Фиджи, Гавайские о-ва, о-в Пасхи, Новая Зеландия). Вместе с тем народам Микронезии отводится всего одна глава (подготовленная С. А, Токаревым, А. И. Блиновым и Н. А. Бутиновым), где даются только краткие сведения об их материальной культуре и социальной организации, а религиозные представления освещены еще меньше. Что касается системы савеи, то она не упоминается вообще.
В 1967 г. была издана на русском языке книга американских исследователей М. Бейтса и Д. Эббота «Остров Ифалук», в которой немало рассказывается о культуре и быте населения этого центральнокаролинского атолла. Автор вступительной статьи и примечаний к этой книге - Д. Д. Тумаркин. Он первым из советских исследователей дал здесь довольно подробный исторический очерк по всему микронезийскому региону, а также четко отразил современные научные представления относительно этногенеза микронезийцев и различных этапов заселения этого района Океании.
Многотомное научно-популярное географо-этнографическое издание «Страны и народы», выходившее во второй половине прошлого столетия, включало том, посвященный Австралии, Океании и Антарктиде. В этом томе содержатся краткие сведения по заселению, антропологическим, лингвистическим и этническим особенностям Микронезии, а также статьи по двум независимым микронезийским
Ь
странам - Кирибати и Науру (автор - Д. Д. Тумаркин) и двум зависимым (на то время) территориям - Микронезия (Подопечная Территория Тихоокеанские Острова) и Гуам (авторы соответственно -П. И. Пучков и К. В. Малаховский).
Известный этногеограф П. И. Пучков в своих монографиях «Население Океании» (1967 г.) и «Этническая ситуация в Океании» (1983 г.) дает небольшой обзор по историческому прошлому, этническому и лингвистическому составу Микронезии в целом и отдельных ее районов. Кроме того, П. И. Пучков является ответственным редактором, автором примечаний и карт книги «Сказки и мифы Океании» (1970), где упоминает о системе савеи.
Книга австралийского этнолога П. Беллвуда «Покорение человеком Тихого океана» была переведена на русский язык и опубликована в 1986 г. В ней содержатся разделы по Микронезии, в которых даны ценные сведения по археологии, антропологии и лингвистике этого региона в свете последних научных изысканий. Необходимо отметить, что благодаря этой книге отечественный читатель мог впервые узнать о «япской империи», которая до этого в лучшем случае лишь кратко упоминалась в русскоязычной научной литературе. Ответственный редактор книги и автор предисловия - М. В. Крюков, а автор большинства примечаний - В. А. Шнирельман.
В третьем томе полного собрания сочинений Н. Н. Миклухо-Маклая, вышедшего в свет в 1993 г, есть ценные комментарии сделанные Д. Д. Тумаркиным по микронезийским о-вам Палау и Яп, которые посещал в XIX в. русский путешественник и этнограф. Они зачастую касаются социального строя и общественных отношений островитян. В одном из комментариев Д. Д. Тумаркин дает краткое, но
информативное описание «япской империи», во многом дополняя сведения, содержащиеся в работе П. Беллвуда (например, указывает, что центром всей обменно-даннической системы был не весь япский округ Гагил, а только деревня Гатчепар).
На сегодняшний день в нашей стране проблемами этнографии Микронезии, помимо автора этих строк, занимается научный сотрудник МАЭ РАН A.A. Лебедева, которая специализируется на изучении традиционных системах навигационного искусства и технике судостроения микронезийцев.
Значительно лучше изучены народы Микронезии зарубежными социальными/культурными антропологами. На протяжении последних ста лет в США, Великобритании и Германии выходило немало научных изданий, посвященных этнографии, истории и археологии Микронезии. Необходимо отметить, что большая часть этих работ может рассматриваться как источники, так как они основаны на материалах полевых исследований. Большинство публикаций, посвященных о-вам Яп и центральнокаролинским атоллам (все, что оказалось доступным автору), использовано при подготовке диссертации.
Директор Гамбургского этнографического музея Г. Тилениус организовал знаменитую Океанийскую экспедицию 1908 - 1910 гг. (Südsee-Expedition), которая посетила большую часть островов Микронезии и некоторые острова Меланезии. В состав этой экспедиции входили такие видные немецкие этнографы, как А. Крэмер, В. Мюллер, П. Хамбрух и Э. Зарферт. Материалы экспедиции опубликованы в 11 томах, которые посвящены отдельным островам и островным группам Микронезии и (в меньшей мере) Меланезии. В
этих трудах содержится огромный фактический материал по этнографии большинства микронезийских народов, включая обитателей о-вов Яп и центральнокаролинских атоллов. Из членов научной команды Океанийской экспедиции, на о-вах Яп работал этнограф из Берлинского музея народоведения В. Мюллер. Он провел на этой островной группе почти десять месяцев и скрупулезно изучил язык, хозяйство, материальную культуру, религиозные воззрения япцев, еще прочно сохранявших свои древние традиции. Результаты его фундаментальных исследований были опубликованы в отдельном томе (состоявшем из двух частей или полутомов) уже после его смерти . Но, как показали более поздние исследования американских ученых, Мюллеру не удалось правильно понять многие особенности социальной организации япцев, да и в целом этой теме в его работе уделяется значительно меньше внимания, чем, например, материальной культуре. Тем не менее книгу Мюллера можно смело назвать одним из важных источников по япской этнографии.
После окончания Второй мировой войны большая часть Микронезии, включая Каролинские острова, была передана США в качестве Подопечной территории. В целях лучшего управления населением недавно приобретенных островов требовалось обстоятельное их исследование, для чего ВМФ США (на это ведомство было возложено временное управление этими территориями) спонсировало грандиозную исследовательскую программу -
«Coordinated Investigation of Micronesian Anthropology» (CIMA). В ней участвовал 41 исследователь, из которых 25 - культурные антропологи, а остальные - физические антропологи, лингвисты, социологи, медики, географы и один ботаник. Ученые были
распределены по различным островам, где они с 1947 по 1949 гг. проводили основные исследования. Можно сказать, что CIMA стал самой большой и масштабной экспедицией в истории этнологии прошлого столетия. Ее библиография включает 32 отчета и более 100 статей, охватывающих широкий диапазон вопросов по этнологии изучаемого региона. Некоторые из этих ученых продолжили полевые работы на островах Микронезии и в последующие годы. На островах Яп по проекту CIMA работал Д. Шнейдер, фокусировавший свои исследования в основном на кровнородственной структуре и системе терминов родства япцев, хотя рассматривал также вопросы, связанные со структурой традиционной япской деревни и причинах депопуляции этой островной группы. В научных журналах в разные годы вышли несколько статей Д. Шнейдера по Япу; они использованы в нашей работе3.
Американский ученый У. Лесса - один из крупнейших специалистов в области микронезийской этнологии - проводил свои полевые исследования (также по проекту CIMA) на центральнокаролинском атолле Улити, в результате которых впоследствии опубликовал ряд статей и несколько монографий (две из них посвящены улитианскому фольклору). Особого внимания заслуживает его статья, посвященная взаимоотношениям улитианцев с обитателями других островных групп4. В ней он дает подробное описание структуры и механизмов функционирования системы савеи, акцентируя внимание на положении в ней Улити. Несмотря на ряд неточностей и ошибок, содержащихся в статье (в некоторых случаях, по-видимому, обусловленных плохой осведомленностью автора об особенностях япской социальной структуры), фактические сведения по
этой обменно-даннической системе являются наиболее полными и детальными среди всех исследований в данном направлении. В публикациях других американских ученых, а также в более поздних работах самого У. Лессы эти неточности были скорректированы.
Ценные сведения по социальной и политической организации населения атолла Ифалук содержатся в монографии американских этнологов Э. Бэрроуза и М. Спиро, также проводивших полевые исследования на этих коралловых островках по программе CIMA5.
Важнейшим источником по общественному строю обитателей атолла Ламотрек является монография еще одного «мэтра микронезийской этнологии» - американского этнолога У. Элкайра6, работавшего также и на других центральнокаролинских атоллах (Волеаи, Фараулеп). В ней он детально рассматривает кровнородственные подразделения и политическую организацию островитян, а также локальную обменно-данническую систему. В других своих работах Элкайр внес существенные дополнения в изучение структуры «япской империи» и описал систему обмена между островками атолла Волеаи.
В 1969-1970 гг. на о-вах Яп проводил исследования американский ученый Ш. Лингенфельтер. Его фундаментальный труд о социально-политической организации и культурных изменениях в япском обществе является ценнейшим источником по социальной и
п
политической организации япского общества . Автор досконально описывает кровнородственные группы, структуру традиционной япской деревни, системы организации власти и политические альянсы островного уровня. По системе савеи американский исследователь также внес определенную ясность, рассмотрев характерные
особенности функционирования ее «центров». Тем не менее Ш. Лингенфельтеру не удалось избежать некоторых погрешностей в своем исследовании, на которые будет указано в нашей диссертации.
Весьма обстоятельной является работа американского этнолога Д. Лэбби «Демистификация Япа», вышедшей в свет в 1976 г. по
о
результатам его полевой работы на Япе в 1969 - 1971 гг . В ней он приводит подробные сведения по различным аспектам традиционной япской культуры, рассматривает идеологию социальных отношений, политические альянсы и концепцию земли в системе символов япской культуры.
Из обзорных работ по этнологии Микронезии, которые использованы в данном исследовании, необходимо отметить две монографии, вышедшие в свет за последние три года.
Автором первой из них - «Традиционные микронезийские общества: адаптация, интеграция и политическая организация» -является американский ученый Гленн Петерсен, который рассматривает в ней широкий спектр вопросов, начиная от заселения Микронезии и экологической адаптации коренных жителей к условиям окружающей среды до особенностей социальной жизни, структуры организации власти и связанных с ними религиозных верований и искусства9.
Книгу американского католического патера и этнолога Джэя Доббина «Воззвание к силам свыше: традиционные религии в Микронезии», можно смело назвать уникальной в том плане, что она представляет первую сводную работу, посвященную традиционным религиозным верованиям коренного населения большей части Микронезии (за исключением Марианских о-вов), с подробным
рассмотрением их характерных особенностей на каждой островной группе. Автор обращает внимание на существенные отличия религии народов Микронезии от религиозных воззрений обитателей Полинезии и Меланезии10.
Основная цель диссертационного исследования -
комплексное изучение традиционных типов социальной организации населения о-вов Яп и центральнокаролинских атоллов, а также структуры «япской империи» и других локальных систем обменно-даннических отношений как следствия длительных процессов формирования раннегосударственных образований в этом районе Микронезии. В качестве сравнения будут привлечены данные по другим регионам Океании, где также шло становление раннеклассовых обществ и наблюдались схожие элементы социальной организации.
Достижение данной цели реализуется путем решения следующих задач:
- составить наиболее полное описание кровнородственных групп и традиционных систем организации власти япского и центральнокаролинских обществ;
- дать подробную характеристику социально-политической, экономической и идеологической структур «япской империи» и других систем обменно-даннических отношений;
- выделить ключевые элементы в социально-политической организации островитян, свидетельствующие о становлении раннегосударственных образований;
- определить «япскую империю» и некоторые другие системы обменно-даннических отношений как сложные идеологические,
экономические и социальные механизмы и как своеобразные формы процессов государствообразования;
- установить типологическое сходство социальных структур микронезийцев о-вов Яп и центральнокаролинских атоллов в сравнении с другими народами Океании.
Хронологические рамки исследования охватывают период с середины XIX в. до середины XX столетия, что обусловлено источниковой базой исследования.
Географические рамки включают о-ва Яп и центральнокаролинские атоллы.
Методологическая основа работы. Для достижения цели и решения поставленных задач применялся комплексный подход, который позволил значительно расширить и углубить исследование на междисциплинарном уровне. Использование исторических, этнографических и географических данных дает возможность выявить все особенности социальной структуры, общественной жизни и обменно-даннических отношений микронезийцев о-вов Яп и центральнокаролинских атоллов в XIX - XX вв. Кроме того, применялся сравнительно-исторический анализ при сопоставлении типов социальной организации япцев и обитателей центральнокаролинских атоллов с такими же типами других океанийских народов.
При рассмотрении общетеоретических вопросов, связанных с системой организации власти и типами экономик в традиционных обществах, были использованы работы Ю. И. Семенова и М. Салинза11.
Понятийный аппарат, используемый автором диссертации, соответствует терминологии, содержащейся в энциклопедии «Народы
и религии мира» (большинство статей по интересующим нас вопросам написаны О. Ю. Артемовой и В. А. Поповым).12
Источниковая база исследования. Принимая во внимание глубину тематического охвата и географический ареал исследования, был привлечен широкий круг источников, которые можно разделить на несколько категорий:
1. Записки испанского монаха-иезуита X. Кантовы (которого можно смело называть «отцом каролинской этнографии»), являющиеся одними из самых ранних описаний культуры и общественного быта микронезийцев Каролинского архипелага13. В 1721 г. в результате шторма на о-в Гуам (бывшего в то время испанским владением) попала группа обитателей центральнокаролинских атоллов, которая находилась там на протяжении восьми месяцев. Все это время X. Кантова общался с островитянами (попутно пытаясь обратить их в католическую веру). Они предоставили ему ценнейшую информацию о самых разных сторонах их жизни, особенностях культуры и общественной организации, еще не затронутых влиянием европейской культуры.
2. Путевые дневники и заметки европейских мореплавателей, путешественников и исследователей XIX столетия (включая русских мореплавателей О. Коцебу и Ф. Литке). Среди них необходимо особо отметить труды выдающегося русского ученого Н. Н. Миклухо-Маклая, который посетил о-ва Яп в 1876 г., когда только начались регулярные контакты островитян с европейцами. Несмотря на кратковременное пребывание на этой островной группе, русский ученый довольно обстоятельно описал в своих дневниках и статьях антропологический тип япцев, некоторые их обычаи, отдельные
аспекты социальной структуры и исторические предания. Он сообщает и об обменно-даннической системе, связывавшей Яп с центральнокаролинскими атоллами14. Правда, многие сведения Миклухо-Маклая относительно общественной организации островитян, полученные от встреченных там европейцев, содержат значительные неточности.
3. Труды немецкой Океанийской экспедиции 1908-1910 гг., вышедшие в 11 томах (о чем уже упоминалось выше).
4. Работы американских этнологов, проводивших свои полевые исследования в регионе с конца 40-х по конец 70-х годов XX столетия.
Научная новизна представляемой к защите диссертации заключается в следующем:
- на обширном материале впервые в отечественной этноокеанистике проведено комплексное изучение традиционных социальных структур микронезийцев о-вов Яп и центральнокаролинских атоллов;
- детально и всесторонне исследованы «япская империя» и другие системы обменно-даннических отношений в западной и центральной частях Каролинского архипелага;
- сделаны выводы относительно становления на о-вах Яп и некоторых центральнокаролинских атоллах раннеклассовых обществ;
- «Япская империя» и другие обменно-даннические отношения Каролинского архипелага определены как своеобразные формы протогосударственых образований.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке научных курсов и как учебное пособие по истории и этнологии океанийских обществ для высших учебных заведений.
Результаты работы могут стать очередным этапом в исследованиях традиционных социальных структур и проблем ранней государственности микронезийских обществ и послужить хорошим импульсом для дальнейших научных изысканий в этом направлении.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены ее автором на следующих научных форумах: VI Конгресс этнографов и антропологов России (Санкт-Петебург, 2005), VII Конгресс этнографов и антропологов России (Саранск, 2007), VIII Конгресс этнографов и антропологов России (Оренбург, 2009).
Структура диссертации соответствует поставленным цели и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения.
1 Подробнее об этом см.: Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Кн. 1. Ч. I - III. // Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. XX. М., 1993.; Арутюнов С. А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне. М., 2012.
2 Millier W. Yap. II Ergebnisse der Siidsee-Expedition 1908-1910. II. Ethnographie: В. Mikronesien. Band 2. Hamburg, 1917.
л _
Schneider D. The Kinship Terminology and Kin Groups. // American Anthropologist. 1953. V. 55. P. 215 - 236; idem. Double Descent on Yap. // The Journal of the Polynesian Society. 1962. V. 71. P. 1 - 24.
4 Lessa W. Ulithi and the Outer Native World. // American Anthropologist. V. 52. 1950, P. 27-52.
5 Burrows E. G., Spiro M. E. An Atoll Culture: Ethnography of Ifaluk in the Central Carolines. New Haven. 1957.
6 Alkire W. Lamotrek Atoll and Inter-island Socioeconomic Ties. Prospect Heights, 111., 1989.
7 Lingenfelter Sh. Yap: Political Leadership and Culture Change in an Island Society. Honolulu, 1975.
8 Labby D. The Démystification of Yap. Chicago, 1976.
9 Petersen G. Traditional Micronesian Societies: Adaptation, Integration and Political Organization. Honolulu, 2009.
10 Dobbin J. Summoning the Powers Beyond: Traditional Religions in Micronesia. Honolulu, 2011.
11 Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Кн. 1. Ч. I - III. // Материалы к серии «Народы и культуры». Вып. XX. М., 1993.; Sahlins M. Poor Man, Rich Man, Big Man, Chief: political types in Melanesia and
Polynesia. // Comparative Studies in Society and History. 1963. № 5. P. 205
-303. 12
Народы и религии мира. Под ред. В. А. Тишкова. М., 1998.
13
Cantova J. Lettre du P. Jean Cantova, missionair de C. de J. au R. P. Guillaume Daubenton, Mar. 20, 1722 // Lettres Edifiantes et Curieuses, 1728. Vol. 18. P. 188-247.
14 Миклухо-Маклай H. H. Собрание сочинений. T. 3. M., 1993.
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА
ОСТРОВАХ ЯП
§ 1. Общие сведения
Микронезия является одной из историко-культурных областей Океании (наряду с Полинезией и Меланезией) и включает в себя четыре крупных архипелага (Марианские о-ва, Каролинские о-ва, Маршалловы о-ва, о-ва Кирибати) и несколько небольших отдельных островов. Острова Яп расположены в западной части Каролинского архипелага и состоят из четырех главных (Яп, Гагил-Тамил, Мап, Румунг) и шести мелких островов, окаймленных рифом. Общая площадь островов - 101 кв. км. Согласно современным научным представлениям, о-ва Яп были заселены приблизительно 3500 лет назад переселенцами из островной части Юго-Восточной Азии. Позже были миграции и с островов Меланезии. По данным лингвистики япский язык имеет родственные связи с языками населения о-вов Адмиралтейства1. В антропологическом отношении япцы представляют весьма гетерогенную группу, что также отражает сложные процессы их этногенеза2.
О-ва Яп, возможно, посещались испанскими и португальскими мореплавателями еще в XVI в., но честь европейского открытия
архипелага принадлежит голландскому капитану Ген Хюго Схапенхаму, который обнаружил Яп в 1625 г. Считается, что доконтактная численность населения Япа достигала приблизительно 50 тыс. человек, но вследствие эпидемий, занесенных европейцами, и войн снизилась до 2 582 чел. в 1946 г. Сменив целый ряд колониальных «владельцев» (испанцев, немцев, японцев, американцев), о-ва Яп в настоящее время входят в состав независимого государства Федеративные Штаты Микронезии и являются центром одноименного административного округа.
Традиционные занятия япцев - рыболовство и земледелие. Рыболовство является обязанностью мужчин. Рыбу добывают при помощи острог, крючков, сетей, запруд и вершей. Выращивают таро, ямс, бананы, кокосовую пальму, хлебное дерево, арековую пальму, таитянкий каштан, циртосперму и др. Плоды хлебного дерева употребляются в пищу реже, чем другие сельскохозяйственные культуры. Большая часть сельскохозяйственных работ выполняется женщинами (хотя мужчины могут помогать им), тогда как мужчины собирают кокосовые орехи и плоды арековой пальмы (один из компонентов распространенного на Япе бетелевой жвачки). Из домашних животных в доконтактную эпоху разводили только кур.
Как и у ряда других микронезийских народов, япцам были известны гончарство, плетение и ткачество. Ткачество имеет юго-восточноазиатское происхождение и проникло на Яп и на большую часть островов Каролинского архипелага через западнокаролинские атоллы (Сонсорол, Мерир и др.), расположенные к юго-западу от о-вов Палау . Причем ткачество на о-вах Яп было занятием обоих полов.
Керамические светильники и некоторые погребальные обряды также отражают влияния из островной Юго-Восточной Азии4.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК
Влияние представителей российской культуры на коренное население северо-восточной части Тихоокеанского региона: конец XVIII - XIX вв.2016 год, кандидат наук Наследов, Вадим Георгиевич
Россия и Япония: от контактов к взаимодействию2014 год, кандидат наук Афанасьева, Людмила Владимировна
Островные геосистемы северо-западной части Тихого океана: структура, функционирование и природопользование2023 год, доктор наук Ганзей Кирилл Сергеевич
Островные геосистемы северо-западной части Тихого океана: структура, функционирование и природопользование2022 год, доктор наук Ганзей Кирилл Сергеевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чининов, Игорь Викторович, 2014 год
Литература
Австралия и Океания. Антарктида. // Страны и народы. М., 1981. Арутюнов С. А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне. М., 2012.
Беллвуд 77. Покорение человеком Тихого океана. М., 1986. Бондаренко Д. М. Бенин накануне первых контактов с европейцами. Человек. Общество. Власть. М., 1995.
Бутинов Н. А. Социальная организация полинезийцев. М., 1985. История первобытного общества. Эпоха классообразования (под ред. А. И. Першица). М., 1988.
Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая лбщина. М., 1986. Кожановская И. Ж. К вопросу о ранге в тадиционных обществах Полинезии (на примере Тонга) // СЭ. 1986. № 1. С. 46 - 56. Кожановская И. Ж. Иерархические черты социальной структуры традиционных полинезийских обществ. Диссертация. М., 1987. Крадин Н. Н. Кочевые общества. Проблемы формационной характеристики. Владивосток. 1992.
Крюков М. В. Формы социальной организации древних китайцев. М., 1967.
Куббелъ Л. Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988.
Народы Австралии и Океании. М., 1956. Народы и религии мира. М., 1998.
Потестарность: Генезис и эволюция (под ред. В. А. Попова). СПб., 1997.
Пучков П. И. Население Океании. М., 1967.
Пучков П. И. Этническая ситуация в Океании. М, 1983.
Ранние формы политической организации: От первобытности к
государственности (под ред. В. А. Попова). М., 1995.
Ранние формы социальной организации: Генезис, функционирование,
историческая динамика (под ред. В. А. Попова). СПб., 2000.
Ранние формы социальной стратификации: Генезис, историческая
динамика, потестарно-политические функции (под ред. В. А. Попова).
М., 1993.
Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Кн. 1. Ч. I - III. // Материалы
к серии «Народы и культуры». Вып. XX. М., 1993.
Символы и атрибуты власти: Генезис. Семантика. Функции (под ред. В.
А. Попова). СПб., 1996.
Сказки и мифы Океании. М., 1970.
Становление классов и государства. Сборник статей (под ред. А. И. Першица). М., 1976.
Социально-экономические отношения и соционормативная культура (под ред. А. И. Першица). М., 1986.
Разложение родового строя и формирование классового общества (под ред. А. И. Першица). М., 1968.
Токарев С. А. Происхождение общественных классов на островах Тонга. // СЭ. 1958. № 1. С. 120 - 152.
Тумаркин Д. Д. От полинезийского каноэ до космического корабля (О Бене Финни и его исследованиях). // ЭО. 1996. № 3. С. 35 - 36. Чининов И. В. Острова каменных денег. // Восточная коллекция. 2008. № 1 (32). С. 98 - 102.
Чининов И. В. Легкокрылые каноэ. // Восточная коллекция. 2009. № 2 (37). С. 35-42.
Чининов И. В. Традиционное мореплавание микронезийцев от доколониального периода до наших дней. // Россия и Восток: взгляд из Сибири: Всероссийская научная конференция, посвященная 30-летию Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований ИГУ (Иркутск, 19 декабря 2008 г.): Материалы. Иркутск, 2010 г. С. 136 - 142. Чининов И. В. Боевые искусства микронезийцев Каролинских островов как важный аспект их социальной и духовной жизни. // ЭО. 2011 г. № 2. С. 139- 148.
Чининов И. В. «Тонганская империя» - крупнейшая система обмена и обменно-даннических отношений в Западной Полинезии. // Армия и общество. 2014 г. № 2 (39).
Чининов И. В. «Япская империя»: реальность или гипотеза. // «Клио». 2014 г. № 5 (89).
Alkire W. Cultural Adaptation in the Caroline Islands. // The Journal of the Polynesian Society. 1960. V. 69. № 2. P. 123 - 150. Alkire W. Porpoises and Taro. // Ethnology. 1968. V. 7. № 3. P. 280 - 289. Alkire W. An Introduction to the Peoples and Cultures of Micronesia 2nd ed. Menlo Park, 1977.
Alkire W. Coral Islanders. Arlington Heigts, 1978.
Alkire W. Technical Knowledge and the Evolution of Political Systems in the Central and Western Caroline Islands of Micronesia. // Canadian Journal of Anthropology. 1980. V. 1. № 2. P. 229 - 237.
Alkire W. Central Carolinian Oral Narratives: Indigenous Migration Theories and Principles of Order and Rank. // Pacific Studies. 1984. V. 7. № 2. P. 1 -14.
Alkire W. Madrich: Outer Islanders on Yap. // Pacific Studies. 1993. V. 16. №2. P. 31-66.
Aoyagi M. (ed.) Islanders and Their Outside World6 A Report of the Cultural Anthropological Research in the Caroline Islands of Micronesia in 1980- 1981. Tokyo, 1982.
Beauclair I. «Ken-pai», a glass bracelet from Yap. // Asian Perspectives. 1961. V. 5. № l.P. 113-115.
Beauclair I. Addenda to «Ken-pai», a glass bracelet from Yap. // Asian Perspectives. 1962. V. 6. № 2. P. 232 - 235.
Beauclair I. On pottery of Micronesia, Palauan lamps and Mediterranean lamps in the Far East. // Bulletin of the Institute of Ethnology. Academia Cinica. 1966. №21. P. 197-213.
Beauclair I. Infant burial in earthenware pots and the pyramidal grave on Yap. // Bulletin of the Institute of Ethnology. Academia Cinica. 1967. № 24. P. 35-39.
Berg M. Yapese politics, Yapese money and the Sawei tribute network before World War I. // The Journal of Pacific History. 1992. V. 27. № 2. P. 150-164.
Brower K. Micronesia: The Land, the People, and the Sea. Singapore, 1981.
D'Arcy P. Connected by the sea: towards a regional history of the Western Caroline Islands. // The Journal of Pacific History. 2001. V. 36. № 2. P. 163 - 182.
D%Arcy P. The People of the Sea: Environment, Identity and History in Oceania. Honolulu, 2006.
Derrick R. A. A History of Fiji. Suva. 1950. Vol. I.
Dobbin J. Summoning the Powers Beyond: Traditional Religions in Micronesia. Honolulu, 2011.
Douglas B. Rank, Power, Authority: a Reassessment of Traditional Leadership in South Pacific Societies. // The Journal of Pacific History. 1979. V. 14. № l.P. 2-27.
Earle T. (ed.) Chiefdoms: Power, Economy, and Ideology. Cambridge, 1991.
Earle T. How Chiefs Come to Power. Stanford, 1997. Flinn J. We Still Have Our Customs: Being Pulapese in Truk // Cultural Identity and Ethnicity in the Pacific. Ed. by Linnekin J and Poyer L. Honolulu, 1990.
Fox J. Origin and Order in a Micronesian Society. // Canberra Anthropology. 1992. V. 15. № 1. P. 75 - 86.
Friedman J. Notes on Structure and History in Oceania. // Folk. 1981. V. 23. P. 275-295.
Gifford E, Gifford D. Archaeological Investigation on Yap. Berkeley, 1959. Gilson R. Samoa 1830 to 1900. The Politics of a Multi-cultural Community. Melbourne, 1970.
Goldman I. Ancient Polynesian Society. Chicago, 1970. Gough K., Schneider D. Matrilineal Kinship. Berkeley, 1961. Haas J. Evolution of the Prehistoric State. New York, 1982.
Haddon A., HornellJ. Canoes of Oceania. 3 vols. Honolulu, 1975.
Hage P. The Conical Clan in Micronesia: The Marshall Islands. // The
Journal of the Polynesian Society. 2000. V. 109. № 3. P. 295 - 309.
Hage P., Harary F. Island networks: communication, kinship, and
classification structures in Oceania. Cambridge, 1996.
Hanlon D. Remaking Micronesia. Honolulu, 1998.
Hezel F. The First Taint of Civilization. A History of the Caroline and Marshall Islands in Pre-Colonial Days, 1521 - 1885. Honolulu, 1983. Howells W. The Pacific Islanders. New York, 1973.
Hunt E. A View of Somatology and Serology in Micronesia // American Journal of Physical Anthropology. 1950. Vol. 8. № 2. P 157 - 184. Hunt E., Kidder N., Schneider D. The depopulation of Yap. // Human biology. 1954. V. 26. № 1. P. 21 - 52.
Hunter-Anderson R, ZanY. Demystifying the Sawei, a Traditional Interisland Exchange System. // ISLA: A Journal of Micronesian Studies. 1996. V. 4. № l.P. 1-45.
Intoh M. Multi-Regional Contacts of Prehistoric Fais Islanders in Micronesia. // Bulletin of the Indo-Pacific Prehistory Association. 1996. V. 15. P. 111-117.
Kiste R., Marshall M. (eds.) American Anthropology in Micronesia: An Assessment. Honolulu, 1999.
Lessa W. Myth and Blackmail in the Western Carolines. // The Journal of the Polynesian Society. 1956. V. 65. № 1. P. 66 - 74.
Lessa W. Diving knots in the Carolines. // The Journal of the Polynesian Society. 1959. V. 68. № 3. P. 188-204.
Lessa W. Sorcery on Ifaluk. // American Anthropologist. 1961. V. 63. № 4. P. 817-820.
Lessa W. Tales from Ulithi Atoll: A Comparative Study in Oceanic Folklore. Berkeley, 1961.
Lessa W. An Evaluation of Early Descriptions of Carolinian Culture. // Ethnohistory. 1962. V. 9. № 4. P. 313 - 403.
Lessa W. More Tales from Ulithi Atoll: A Content Analysis. Berkeley, 1980. Lewis D. We, the Navigators: The Ancient Art of Landfinding in the Pacific. 2nd ed. Honolulu, 1994.
Mahoney F. Land tenure patterns on Yap island. // Young J. (ed.) Land Tenure Patterns, Trust Territory of the Pacific Islands. Guam, 1958. P. 251 -287.
Mason L. Micronesian Cultures. // Encyclopedia of World Art. 1964. V. 9. P. 915-930.
Mason L. The Many Faces of Micronesia. // Pacific Asian Studies. 1975. V. 1. № 1. P. 5-37.
Morgan W. Prehistoric Architecture in Micronesia. Austin, 1988. Murphy R. Landownership on a Micronesian atoll. // Geographical Review. 1948. V. 38. №4. P. 598-614.
Murphy R. Economic geography of a Micronesian atoll. // Annals of the
Association of American Geographers. 1950. V. 40. № 1. P. 58 - 83.
Nakayama M., Ramp F. Micronesian Navigation, Island Empires and
Traditional Concepts of Ownership of the Sea. Saipan, 1974.
Oliver D. Oceania. 2 vols. Honolulu, 1989.
Oliver D. Polynesia in Early Historic Times. Honolulu, 2002.
Peoples J. Political Evolution in Micronesia. // Ethnology. 1993. V. 32. № 1.
P. 1-17.
Petersen G. Sociopolitical Rank and Clanship in the Caroline Islands. // The Journal of the Polynesian Society. 1999. V. 108. № 4. P. 367 - 410.
Petersen G. Indigenous Island Empires: Yap and Tonga Considered. // The
Journal of Pacific History. 2000. V. 35 № 1. P. 5 - 27.
Petersen G. Traditional Micronesian Societies: Adaptation, Integration and
Political Organization. Honolulu, 2009.
Rainbird P. The Archaeology of Micronesia. Cambridge, 2004.
Riesenberg S. The Native Polity of Ponape. Washington, 1968.
Riesenberg S. and Gayton A. Caroline Island Belt Weaving. 11 Southwestern
Journal of Anthropology. Vol. 8. № 3. P. 342 - 375.
Sahlins M. Social Stratification in Polynesia. Seattle, 1958.
Sahlins M. Poor Man, Rich Man, Big Man, Chief: political types in
Melanesia and Polynesia. // Comparative Studies in Society and History.
1963. №5. P. 205-303.
Spiro M. Ghosts, Ifaluk, and Teleological Functionalism. // American Anthropologist. 1952. V. 54. № 4. P. 497 - 503.
Spiro M. Sorcery, Evil Spirits, and Functional Analysis: A Rejoinder. // American Anthropologist. 1961. V. 63. № 4. P. 820 - 824. Stillfried B. Die Soziale Organisation in Mikronesien. Vienna, 1953. Sudo K. Ranf, Hierarchy and Routes of Migration: chieftainship in the Central Caroline Islands of Micronesia. // Fox J., Sather C. (eds.) Origins, Ancestry and Alliance: Explorations in Austronesian Ethnography. Canberra, 1996. P. 55-69.
Steager P. Where Does Art Begin on Puluwat& // Mead S. (ed.) Exploring the Visual Art of Oceania. Honolulu, 1979. P. 342 - 353. Tui Atua Tupua Tamasese. Tamafaiga - Shaman, King or Maniac? The Emergence of Manono // Journal of Pacific History. 1995. Vol. 30. № 1. P. 3 -21.
Underwood H. Preliminary investigations of demographic features and ecological variables of a Micronesian island population. // Micronesica. 1969. V. 5. № l.P. 1-24.
Useem J. The Changing Structure of a Micronesian Society. // American Anthropologist. 1945. V. 47. № 4. P. 567 - 588.
Voitov V. I., Tumarkin D. D. Navigational Conditions of Sea Routes to Polynesia // Archaeology at the Eleventh Pacific Science Congress. Honolulu, 1967. P. 88- 100.
Ward M. Nest in the Wind: Adventures in Anthropology on a Tropical Island. Prospect Heights, 1989.
Wenkam R., Baker B. Micronesia: The Breadfruit Revolution. Honolulu, 1971.
Wiens H. Atoll Environment and Ecology. New Haven, 1962. Yanaihara T. Pacific Islands under Japanese Mandate. New York, 1940.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.