Ницшеанство в России на рубеже XIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Рыбкин, Владимир Романович

  • Рыбкин, Владимир Романович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 179
Рыбкин, Владимир Романович. Ницшеанство в России на рубеже XIX-XX веков: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Мурманск. 1998. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Рыбкин, Владимир Романович

Введение

Глава! Философия Ф. Ницше в контексте духовной жизни

России конца XIX - начала XX века

§ 1. Судьба философского наследия Ф. Ницше

§ 2. Предпосылки восприятия идей Ницше в России

§ 3. Кризис европейской цивилизации и распространение идей Ницше в России в 90-х гг. XIX -первом десятилетии XX в.

Глава И. Философия Ницше и русская философия и социальная мысль России

§ 1. Проблемы "сверхчеловека" и "дионисийства" в центре религиозно-философской интерпретации идей Ницше

§ 2. Ницшеанство и антиницшеанство в социальной философии

§ 3. Феномен "ницшеанского марксизма"

Глава III. Философия Ницше и русская художественная культура

§1. "Дионисийский вызов" в эстетике символизма

§2. Ницшеанство и русское искусство

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ницшеанство в России на рубеже XIX-XX веков»

Проблемы восприятия идей Ницше в России в конце XIX - начале XX вв. до настоящего времени не полностью исследованы с историкофилософских позиций, отсутствует концептуализация по данной теме. В существующих работах, как правило, преимущественное внимание уделяется отдельным сторонам учения немецкого философа в отечественной философии и литературе. Частично остаются в тени либо вообще не рассматриваются вопросы влияния ницшеанства на русскую культуру. Все это провоцирует разнообразные идеологические манипуляции как в западной , так и отчасти в советской и постсоветской литературе, что также требует их критического осмысления.

Таким образом, изучение философского, литературного и художественного наследия русской общественной мысли находится на том рубеже, когда требуется обобщенное освещение проблемы восприятия идей Ницше в русской философии, проверка теоретических и методологических принципов, разработанных современной историко-философской наукой, и применения их к анализу характера распространения ницшеанства в России.

Состояние научной разработки темы. Проблема восприятия идей Ницше в России в истории отечественной философии привлекла внимание русских мыслителей фактически одновременно с проникновением и распространением взглядов немецкого мыслителя. Значительную ценность представляют взгляды русских марксистов (A.M. Коллонтай, A.B. Луначарский, Г.В. Плеханов, А. Богданов, Л.Д. Троцкий), а также деятелей литературы и искусства (А. Белый, A.A. Блок, В .Я. Брюсов, A.M. Горький, 3. Гиппиус, Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин). Ценные идеи о восприятии взглядов Ницше содержатся в высказываниях Р.И. Иванова-Разумника, Н.К. Михайловского, A.C. Скабичевского. Оригинальный анализ представляют работы представителей русской религиозной философии (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, E.H. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк). Следует отметить, что конкретный анализ имеющейся литературы показывает, что целостная характеристика восприятия идей Ницше в России еще ждет своей разработки и детального исследования. В работах отечественных историков философии освещаются общие условия и конкретно исторические особенности возникновения близкой к ницшеанской озабоченности судьбами цивилизации (Ю.Н. Давыдов, В.А. Кувакин, А.И. Новиков, A.B. Перцев, Г. Фридлен-дер)1; дается общая характеристика взглядов представителей русской религиозной мысли в контексте восприятия идей Ницше (A.A. Ермичев, С.Н. Савельев, Н.С. Семенкин. Синеокая Ю.В.); исследуются отдельные проблемы воздействия идей Ницше на процесс формирования эстетических и художественных позиций деятелей литературы и искусства на рубеже XIX-XX веков (В.Ф. Асмус, В.Н. Дуденков, И .Я. Цвик, Н.И. Шашков)2. Значитель

1 Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. - М., 1982. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. - Л.: Лениздат, 1972.

Перцев A.B., Новиков А.И. Ницшеанство в России: Философия в судьбе общества. // Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1995. - С. 11-13. Фридлендер Г. "Достоевский и Фридрих Ницше" в сборнике "Достоевский и мировая литература".

2 В.Ф.Асмус. Эстетика русского символизма. В книге "Вопросы истории эстетики" - М., 1968. Дуденков В.Н. Философия и модернизм. Критика энтигуманизма и эстетизма в России рубежа XX в. ЛГУ.: 1984.

Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX в. ЛГУ., 1984.

Семенихин Н.С. Философия богоискательства. М., Политиздат, 1986.

Синеокая Ю.В. Философия Ф. Ницше в России. Автореферат диссертации. М., 1996. ный интерес представляют работы зарубежных авторов, посвященные проблемам восприятия идей Ницше русской религиозной философией, в частности; работы Дж. Клайна "Религиозная и антирелигиозная мысль в России" и Михайло Михайлова "Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм".3 В европейской а также и американской литературе восприятию идейного наследия Ницше в России посвящено немало специальных исследований. В 1983 и в 1988 годах в Фордхамском университете (Нью-Йорк, США) были проведены международные конференции, итогом которых стал выпуск сборников "Ницше в России" ("Nietzsche in Russia", ed. by В. Rosenthal, Princeton University Press, 1986) и "Ницше и Советская литература: союзник и противник" ("Nietzsche and Soviet Culture: ally and adversary", ed. by B.Rosenthal, Cambridge University Press, 1994).

Отражая различные аспекты проблемы личности в трактовке восприятия идей Ницше в России, имеющиеся исследования, естественно, не могут претендовать на завершённый анализ интересующей нас темы. Тем не менее, существует большой эмпирический материал, который необходимо осмыслить как базу для воссоздания объективной картины того сложного процесса, который охватил ряд десятилетий в истории русской общественной мысли.

Цвик И.Я. Религия и декадентство в России. Кишинев, 1985. Шашков Н.И. Этические воззрения Г.В. Плеханова. - Кишинев, 1987. л

0 G.I. Kline. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. The University of Chicago press, 1968. Михайло Михайлов. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм. // Иностранная литература. 1990, № 4.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выяснение характера восприятия идей Фридриха Ницше представителями различных направлений отечественной философии, литературы, искусства; выявление особенностей отношения каждой философской традиции через призму идей немецкого мыслителя к возможностям преобразования российской действительности; рассмотрение социально-политических и идейно-теоретических факторов, способствовавших распространению идей Ницше в стране. В целях исследования:

- рассматриваются особенности культурной ситуации в России конца XIX века, подготовившие условия для восприятия идей Ницше в России;

- определяются наиболее характерные направления отечественной философии во взаимосвязи с критическим отношением к идеям немецкого философа;

- критически обобщается опыт идейной борьбы российских марксистов против индивидуализма ницшеанства;

- вырабатывается цельное представление о характере ницшеанского нигилизма в отечественной эстетике и искусстве.

Методология и источники исследования. Основой исследования является сравнительно-исторический метод, системный подход в выявлении социально-культурной и теоретической детерминации философских учений, взаимосвязь исторического и логического. Теоретической основой исследования являются труды классиков русской философской мысли, которые имеют непосредственное отношение к теме диссертации. Используются работы современных отечественных и зарубежных философов по различным аспектам указанной проблемы. Особое внимание уделяется работе с текстами Ницше. Источником служили научные издания текстов на русском и немецком языках.

Научная новизна и практическая значимость исследования обуславливаются самой постановкой проблемы и ее актуальностью в решении ряда мировоззренческих вопросов.

1) Предпринята одна из первых попыток целостного исследования процесса восприятия идей немецкого мыслителя Фридриха Ницше в русской философии и культуре на рубеже Х1Х-ХХ веков. Особенности и закономерности распространения ницшеанства в России автор рассматривает как специфическое отражение кризиса классической буржуазной идеологии;

2) В исследовании предпринята попытка анализа предпосылок, обусловивших идейные искания, характеризуемые как ницшеанский нигилизм, свойственные как для Германии середины XIX века, так и для России конца XIX века.

3) Обращается внимание на противоречивость процесса становления русской духовной традиции, ориентированной, с одной стороны, на самобытность культурно-ментального пространства России, ее невписывае-мость в европейскую традицию, с другой, - во многом зависимого от вопросов, возникших в интеллектуальной атмосфере Европы, в том числе и вопросов, поставленных Ницше.

4) Отмечается, что русская религиозная философия, самостоятельно искавшая пути духовного освобождения человека, во многом восприняла идеи Ницше как своеобразную точку отсчета в становлении новой системы ценностей. Делается вывод, что русская религиозная философия прямо противоположна ницшеанскому нигилизму.

5) Автор исследует особенности анархо-индивидуалистического нигилизма, теоретиком которого был Ницше, как особой формы теоретиче-ско-философского и эстетического сознания. Вскрываются причины глубоко противоречивого отношения русских деятелей литературы и искусства, с одной стороны, к декадентству с его культом эстетического индивидуализма, эстетизацией мелочных деталей, с другой, - к призывам Ницше превратить "больную" декадентскую романтику в "здоровую" дионисийскую романтику действия, волюнтаристского активизма, "оздоровления жизни".

6) Анализируется феномен ницшеанства в России, как объект внимания представителей революционного направления марксизма, неоднозначность оценок ницшеанских идей для революционного движения рабочего класса, стремление найти новые подходы к процессам формирования общественного сознания на рубеже двух веков , что позволяет осветить новые грани революционного самосознания. Не ограничиваясь традиционной критикой идей Ницше, сложившейся в рядах левой социал-демократии

Германии, автор предлагает рассмотреть и позицию сторонников российского революционного марксизма, видевших во взглядах немецкого мыслителя приемлемые элементы анализа буржуазного общества.

7) В диссертации вводятся в научный оборот имена и идеи представителей отечественной философии в контексте восприятия идей Ницше в России.

Основные положения работы могут быть использованы при разработке специальных курсов, а также послужить основой для чтения лекций по истории русской философии, культурологии, истории отечественной культуры.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Рыбкин, Владимир Романович

Заключение

Итак, распространение идей Ницше в России было сопряжено с традициями идейно-теоретической борьбы. Вопросы, поставленные немецким философом, поиск ответа на проблему выхода из нравственного тупика, в котором оказался Запад и который созревал в России, - имели подготовленную идейную почву.

Для российских общественной мысли в эпоху становления и развития новых социальных и экономических отношений стоял вопрос ценности цивилизации.

Для представителей религиозно-идеалистической традиции - Соловьев, Федоров, Преображенский, Трубецкой - это вопрос крушения морального абсолюта, веры в совершенную абсолютность различия между добром и злом, добродетелью и низостью. Для них вывод неприятия идей Ницше связан с верой в нравственную субстанцию народа (под которым понимаются все, кто участвует в реальном процессе "добывания", "воссоздания", "творчества", действительной жизни людей), возродить веру в безусловность нравственных канонов, истинность моральной правды

285 Боровский В. Соч., - Т.2, - М., 1931, - С. 260.

286 Горький М. Собрание соч. в 30 томах. - Т. 24, - С. 70. также и среди тех образованных и культурных слоев русского общества, которые у нас втянуты в цивилизационные процессы, являющиеся источником этического скептицизма.

Это направление общественной мысли не могло принять перспективу ницшеанского аморализма в качестве выхода из нигилистического тупика. Современная мораль, для Ницше, должна быть тотально преодолена не только в том, чтобы "перевернуть" все традиционные ценности" европейской морали", поставив знак "минуса" там, где раньше стоял "плюс", и, наоборот, объявив добро злом, а зло добром. Задача заключалась в том, чтобы доказать "иллюзорность" традиционных ценностей, объявив их не только "иллюзорными", но и вредными, имеющими свои "физиологические" корни в чисто телесной деградации определенного типа людей.

Переоценка - разъясняет ницшеанскую идею "переоценки ценностей" Мартин Хайдеггер, - понимается не в том смысле, что на том же самом месте, которое занимали прежние ценности, устанавливаются новые, но в том, что прежде всего и каждый раз по-новому определяется само место".

По убеждению Ницше, борьба с "европейской моралью" (а вернее, с общечеловеческой моралью вообще), не может быть доведена до конца до тех пор, пока человек признает "идеальное намерение" своего существования, ту сферу, в которой утверждаются идеалы, ту область, где выступают в своем чистом виде абсолюты, как нечто высшее, связанное о его онтологическим фундаментом, с самим бытием.

Совершенный нигилист" (почти ставший "сверхчеловеком") отличается от "несовершенного" нигилиста, а тем более от человека, не осознавшего себя нигилистом, прежде всего и главным образом своим ясным и отчетливым сознанием того, что сфера, где утверждаются общечеловеческие идеалы, где предстают в чистоте и универсальности нравственные ценности и моральные абсолюты, есть не более чем фикция.

Фикция полезная, коль человек это понимает и поступает в соответствии с таким пониманием, утверждая ее в качестве абсолютной для других, но считая ее бессмысленной для себя самого.

Фикция вредная, когда этот же самый - "сильный!" - человек решит вдруг, что абсолюты ценности и нормы, утверждаемые в этой сфере (для удержания в повиновении людей "добрых", то есть "слабых", то есть "маленьких"), имеют вою полноту своей абсолютной значимости не только для "всех остальных" но и для него. Иначе говоря, абсолютно, идеалы, ценности нормы, с точки зрения Ницше, нужны для людей "добрых", то есть "слабых". Что же касается "сильного", то есть "злого", человека, то даже тогда, когда он позволяет всем этим приманкам производить на него известное впечатление, он, послушный своему внутреннему голосу, прекрасно чувствует: истинный мотив, побуждающий его к деятельности, это сама воля к власти, кроме которой в жизни нет ничего реального.

Для религиозно-идеалистической традиции российских мыслителей -эта фактически лишенная всякой оптимистической перспективы цель, пусть субъективно предельно честного немецкого мыслителя, не могла быть принята. Не признавая идеи научного преобразования общества и тем самым научного социализма, они тем не менее стремились сохранить и укрепить верность общечеловеческим нравственным идеалам, хотя в искаженной, религиозной форме.

Для Федорова даже идея "личного спасения" безнравственная, так как, по его конструкции, спасение возможно "со всеми и для всех". Соловьев видит принципы человеческого достоинства "в значении каждого лица". Трубецкой считал "любовь к ближнему" единственным и вечным началом. Религиозно-идеалистическая интерпретация идей Ницше нашла развитие в произведениях Бердяева, Франка. Прослеживаются оригинальные подходы к творчеству немецкого мыслителя.

Бердяев признавал свое экзистенциальное родство с Ницше, но, в отличие от последнего, вопрос о "самодостаточности человека" решил в контексте идей Достоевского, т.е. связывал идею свободы с именем Христа, а не церкви .

Для Бердяева утвержденные самодостаточности человека оборачиваются отрицанием человека, ведут к разложению чисто человеческого начала: на стремящегося стать выше человеческого ("сверхчеловек") и на начало ("недочеловек"), стоящее ниже человеческого.

Франк пытается смягчить наиболее острые, антигуманистические выводы Ницше. "Альтруизм должен остаться для тех людей, которые не способны к творчеству во ими "любви к призракам". В то же время признает его "аристократический радикализм". Он трактует у Ницше противоречие между "знатью" и "чернью" не как социально-политическое, а лишь как моральную категорию.

В целом, независимо от оттенков, представители религиозно-идеалистического направления, признавая в большей или меньшей степени постановку немецким мыслителем острейших вопросов эпохи, не признали его выводы.

Ницшеанство более широкое распространение получило во взглядах мыслителей анархо-индивидуалистического направления, а также в кругах литературно-художественной интеллигенции.

Наиболее значительным отражением и проявлением философствования в духе идей Ницше были взгляды мыслителя Льва Шестова. Он стремился найти аналогии ницшеанского нигилизма в самой русской философии, своеобразное ницшеанство до Ницше.

Неправомерно пытаясь представить Достоевского прямым выразителем тенденций, аналогичных ницшеанству, Шестов сближается с Ницше в борьбе против философии, оптимистически ориентированной на исключительно разумного, "нормального", устремляющегося в науку, познающего субъекта". В то же время обвиняет Ницше в том, что кричащая о себе и для себя "боль не знает у Ницше никакого удержу, никакой оглядки на людей, для которых воля к власти и отречение от бога не будет иметь ни спасительной, ни творческой силы".

Черты "интеллигентского", анархо-индивидуалистического нигилизма ницшеанского толка запечатлела художественная культура. Субъективизм и индивидуализм - эти неотъемлемые качественные характеристики интеллигентского нигилизма особенно явно, ввиду специфики выражениям проявились в эстетических взглядах и искусстве.

Ницшеанский нигилизм, анархический индивидуализм играли роль подпочвы, теоретического истока символизма и авангардизма в искусстве. В статьях А. Белого, В. Садовского, Эллиса звучал трансформированный на российской почве нигилистический ницшеанский мотив "переоценки всех ценностей", призыв к разрыву о традиционными убеждениями, моралью, идеалами. Чулков призывает к полнейшей свободе духа, творчества, по-ницшеански ничем не скованному ни в социальной, ни в духовной сфере.

Символисты, вслед за Шестовым и Ницше, отрицали познавательную роль науки, противопоставляли ей искусств, будто бы чуждое рациональному познанию, мистически понимаемую интуицию противопоставляли логике, разуму, практическому использованию науки. Вячеслав Иванов проповедовал в ницшеанской трактовке дионисийское начало, т.е. не гармоничное и рациональное, а стихийное, бессознательное, основанное на инстинктах и порывах. Идеологи модернизма в духе идей Ницше требовали от искусства возродить в человека природно-инстинктивные начала, пробудить в нем "нечеловека", зверя.

В художественной литературе ницшеанские идеи находит свою наиболее реакционную интерпретацию в романе Арцыбашева "Санин".

Для героя этого романа, который послужил толчком к взрыву порнографической волны в литературе, "делание - это все".

Элементы анархо-индивидуалистического и "дионисийского" проявились не только как особая форма теоретического философского и эстетического сознания. Они входили неотъемлемым моментом в идеологию и психологию массовых движений. Особо реакционное выражение оно нашло в махаевщине, сочетавшей вульгарный анархизм о органической неприязнью к культуре. Пытались использовать в своих интересах построения Ницше и эсеровские теоретики (Авксентьев), которых привлекала возможность покончить с общественным разложением путем действий сильной личности. По мнению Авксентьева, уверенный индивидуум сам дает себе свободу.

Не сразу представители ортодоксальной марксистской мысли в России сформировали последовательную антиницшеанскую позицию, что дало основание Плеханову обвинить окружение В. И. Ленина по редакции газеты "Пролетарий" в приверженности к ницшеанству.

Луначарский не сразу сумел раскрыть антимарксистский характер идей Ницше. В построениях немецкого мыслителя, в его "аморализме" он видел "освободившийся от долгого гнета дух". Луначарского привлекает эстетизм Ницше. Однако в статьях об искусстве эстетическая концепция Луначарского выразилась в форме борьбы против сторонников "чистого искусства", декаданса и модернизма. Идеи о значении коллективизма являются центральными в его статьях.

Вместе с тем Луначарский подходил к прямому отрицанию этики, видя в ней лишь порождение идеалистических предрассудков. Для него отношения "долга" веют рабством. В целом позиция Луначарского в оценке идей Ницше не всегда последовательна и противоречива.

Коллонтай видит в Ницше "гениального буржуазного реформатора современной нравственности". В то же время для нее "не природа, а общественность" является созидательницей "нравственных начал в человеке". Принимая термин "сверхчеловек", Коллонтай связывает его содержание не с "вечным возвращением", а с общественным прогрессом. Для Коллонтай идеи Ницше вытекают из "крайностей индивидуально-антагонистического строя". Именно в классе буржуазии, по мнению писательницы, должна была зародиться "проповедь безграничного индивидуализма, которая в лице Макса Штирнера, Ницше и Гюйо получила свое наиболее яркое выражение".

Критерием реакционности в оценке взглядов немецкого мыслителя Коллонтай считала соотношение его идей целям общественного прогресса, смысл которого она видела в социализме.

Последовательную и определяющую позицию русского марксизма по отношению к идеям Ницше обозначил Плеханов. Критика взглядов немецкого мыслителя строится с позиций классовой борьбы пролетариата против буржуазии. По мнению русского марксиста, в сочинениях Ницше "сказалось настроение свойственной буржуазному обществу времен упадка". Ницше привлекает буржуазию как "идеолог классового господства". Ницшеанский "сверхчеловек", по мнению Плеханова, позволяет буржуа смотреть на себя как на избранных людей, а на "толпу", на массу, на народ - сверху вниз.

Плеханов видит в характере распространяющих ницшеанских атак на мещанство само проявление духа мещанства. Сущность идейной реакции эпохи он видит в том, что индивидуализм буржуазного толка не может рассматриваться в пользу личности вообще. Такой индивидуализм требует угнетения "личности" принадлежащей к другому классу. Плеханов последовательно выступает против критики, которой Ницше подвергает идеи социализма. Он в целом рассматривает распространение идей ницшеанства как углубление реакции буржуазии на влияние научного социализма, рост выступлений организованного рабочего класса.

Рассматривая процессы идейно-теоретической борьбы в литературе и искусстве российского общества, Плеханов последовательно вскрывает источники распространенная ницшеанства как отражение процессов классовой борьбы.

Доминирование игры и театральности в культуре "серебряного века" органично сопрягается с той целью искусства, которую провозглашали символисты, апеллируя к Ф. Ницше, а именно: пересоздание личности, "творчество более совершенных форм жизни". Без сомнения, творческий и общественный тип художника данной эпохи, его образ жизни самым непосредственным образом откликался на содержании творческих концепций целого ряда деятелей русской культуры "серебряного века". Имея это в виду, становится очевидным, к примеру, что рождение дионисийской театральной концепции Вяч. Иванова, помимо влияния Ницше, обусловлено отчасти и любовью автора к игре не только в творчестве, но и в жизни.

В целом "влияние" идей Ницше в России на рубеже Х1Х-ХХ веков не сводится к простому пассивному восприятию, к безвольному отражению чужих мыслей, вектор восприятия идей немецкого мыслителя обусловлен не столько значительностью, силой и выразительностью сочинений, сколько есть результат активной воли и выбора, акт предпочтения. "Влияет" на людей то, что социально им не чуждо, более того, то что им нужно и стало быть интересно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Рыбкин, Владимир Романович, 1998 год

1. Абрамович Н.Я. Фридрих Ницше. М.: Заря - 1910. - 79 с.

2. Абрамович Н.Я. Человек будущего: Очерк философии утопии Фр. Ницше. СПб: Прометей. - 1906.- 99 с.

3. Авксентьев Н.Д. Сверхчеловек: культурно-этический идеал Ницше. СПб, 1906. - 108 с.

4. Андреевич Е. (Соловьев Е.А.) Ницше. Дейсен П. Воспоминания о Ницше.- СПб: Б.Н.Звонарев, 1902. 204 с.

5. Антонов А. Смирение и воля: Леонтьев и Ницше // Москва. 1995. - №4. -С.157-164.

6. Антонович М.А. Литературно-критические статьи. М.-Л., 1961. - 515 с.

7. Асмус В.В. Эстетика русского символизма // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. - С.339-634.

8. Астафьев П.Е. Генезис нравственного декадента // Вопросы философии и психологии 1893. - №16(1).

9. Бахтин М.М. К переработке книги о Достоевском //Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

10. Белый А. Луг зеленый: Книга статей. М.: Альциона, 1911. - С.29-92.

11. Белый А. Символизм // Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.-С.255-259.

12. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. - 528 с.

13. Белый А. Фридрих Ницше // Весы. 1908. - № 7. - Cl8, 45, 55, - № 9. - С.30.

14. Бердяев H.A. Кризис искусства. М.: СП "Интерпринт", 1990. - 47 с.

15. Бердяев H.A. Смысл творчества. М., 1989. - 575 с.

16. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М., 1909. - С.6-25.

17. Бибихин В.В. Европейский нигилизм. Обзор в сб.: Работы Хайдеггера по культурологии и теории идеологии. М.: Академия наук, 1981. - 237 с.

18. Битнер B.B. Фридрих Ницше и его произведения. СПб: Изд. В.В. Битнера, 1904.-64 с.

19. Блок А. Записные книжки 1901-1920. М.: Худож. лит., 1965. - 663 с. Боборыкин П. О ницшеанстве // Вопросы философии и психологии. - 1900. -кн.(IV).

20. Богданов A.A. Вопросы социализма. М.: Изд-во полит, литер., 1990. -479 с.

21. Брюсов В. Торжество победителей // Весы. 1907. - № 7, 9. Вагнер В.А. Ренан и Ницше// Вопросы философии и психологии. - 1901. -№57.-С.199-217.

22. Вайсенгоф И. Сверхчеловек // Прил. к журн. "Новый мир". 1904. - №13.

23. Литературные вечера Нового Мира). Вересаев В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Льве Толстом: Аполлон и

24. Дионис (о Ницше). М.: Политиздат, 1991. -336 с. Вестермайер-Ланцендорфер И. Наши дочери. - Зиммель Г. Модернизированная нравственность: Философия Фр. Ницше / Пер. М.Е. Марковых.- СПб: С.М.Проппер, 1907. С.641-767.

25. Вехи: Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909-1910. М.: Мол. гвардия, 1991. -462 с.

26. Галеви Даниэль. Жизнь Ф.Ницше / Пер. с франц. А.Н.Ильинского; Под ред. и с предисл. В.Н. Сперанского. СПб: М: Т-во М.О. Вольф, 1911.317 с.

27. Гельрот М. Ницше и Горький // Русской богатство 1903. - №5.

28. Герасимов Н.И. Ницшеанство/- М.: Типо-лит. т-ва Кушнерев, 1901. 207 с.

29. Горький.М. Собрание сочинений в 30 томах. 1953. - Т. 24, 25.

30. Гразовский Б. Заметки на полях сочинения Ницше // История (Приложение к газете "Первое сентября"). 1996. - №21 (июнь). - С.5, 8-9.

31. Гриневич П.Ф. Очерки русской поэзии. СПб, 1911. - 374 с.

32. Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени: Ф. Ницше и JT. Толстой // Вопросы философии и психологии. 1893. - кн. 1/16. - С. 129-154.

33. Давыдов Ю. Два понимания нигилизма (Достоевский и Ницше) // Вопросы литературы. 1981. - № 9. - С. 115-160.

34. Давыдов Ю. Достоевский глазами Ницше // Иностранная литература. -1990.-№4.-С.186-197.

35. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: Мол. гвардия, 1989. - 318 с.

36. Дарвинизм и теория познания Георга Зиммеля и Фридриха Ницше и Алоиза Риля. СПб: С.-Петербург, коммерч. типо-лит., 1899. - 86 с.

37. Деррида Ж. Шпоры: стили Ницше // Философские науки. 1991. - №2. -С.116-142., -№3. -С.114-129.

38. Долгополов JI. Александр Блок: Личность и творчество. Л., 1980. - 225 с.

39. Достоевский Ф.М. В работе над романом "Подросток"// Литературное наследство. М., 1965. - Т.77.

40. Достоевский Ф. Письма. М., 1928. - Т. 1.

41. Дуденков В.Н^ Философия веховства и модернизм. Критика антигуманизма и эстетизма в России рубежа XX в. ЛГУ, 1984. - 158 с.

42. Ермичев A.A., Малышев Ю.В., Горшевский В.А. Культурно-историческое значение ленинской критики идеологии "русского духовного ренессанca" 11 Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. Вып.2. - 1980. - № 11.- С.12-21.

43. Ерофеев В.В. Послесловие к публикации // Вопросы философии. 1990. -№7.

44. Н.И.Пруцкова. Л.: Наука, 1969. - С.334-373. Иезинггауз В. Ф. Ницше о женщине, любви и браке. - И.: Т-во типогр. А.И.

45. Образование. 1906. - № 9-10. Косолапов Р. Только об одной звезде II Октябрь. - 1978. - №11. - С.164-182. Котляровский Н. Воспоминания о Василии Петровиче Преображенском // Вопросы философии и психологии. -1900. - № 54 (IV). - С.533.

46. Кривушин В. Достоевский и социализм // Проблемы философии и социологии. -Л., 1968.

47. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1933. - 527 с.

48. Кропоткин П.А. Этика: происхождение и развитие нравственности. СПб, М., 1922. - Т.1.

49. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX века. М.: Мысль, 1980. - 309 с.

50. Кувакин В.А. Философия Вл. Соловьева. М.: Знание, 1988. - 62 с.

51. Куклярский Ф. Последнее слово к философии современного религиозного бунтарства. СПб, 1911. - 79 с.

52. Лаврова A.A. Философия Ф. Ницше И Философские науки. 1997. - №1. -С.38-51.

53. Ларионов М. Лучистая живопись. М., 1912. - 87 с.

54. Лебедев А. Эстетические взгляды A.B. Луначарского. М.: Искусство, 1970. - 320 с.

55. Левитский С. Сверхчеловек и человек Христа // Богословский вестник. -1901. июль-сентябрь.

56. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли.собр.соч. М.: Госполитиздат, 1961. - Т. 18. - С.7-384.

57. Ленин В.И. Социализм и анархизм // Полн. собр. соч. М.: Госполитиздат, 1961, - Т.12. - С.129-132.

58. Лесюер Д. Ницшеанка.: Роман / Пер. с франц. Н. Дадоновой. М.: А.Вербицкая, 1911. - 210 с.

59. Лещевский И. Фридрих Ницше: (О немецком философе) // Инженерная газета. 1991. - ноябрь (№ 26).

60. Лихтенберже Анри. Философия Фридриха Ницше / Пер. с фр., вступит, ст. М. Неведомского. СПб: Изд-во О.Н. Поповой, 1901. - 224 е.: портр. + Библиогр.

61. Лихтенберже Анри. Философия Ницше / Нов. полн. пер. с 9-го изд. под ред. А.Г. Генкеля/. СПб: Журн."Попул. научи, библиотека", XX, 1906. -191 с.

62. Лопатин Л.М. Большая искренность: заметки по поводу статьи Преображенского "Ф.Ницше" // Вопросы философии и психологии. 1893. -XVL - С. 109-114.

63. Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина// Страсть к диалектике. М., 1990. -С. 295-296.

64. Лосев А.Ф. Русская философия // XX век и мир. 1986. - №2, 3.

65. Луначарский A.B. Опыт литературной характеристики Г. Успенского // Образование. 1903. - № 8. - С.37-51.

66. Луначарский A.B. Отклики жизни. СПб, 1906. - 236 с.

67. Луначарский A.B. Русский Фауст// Вопросы философии и психологии. -1902.-№63 (111).

68. Ляцкий Е.А. М. Горький и его рассказы // Вестник Европы. 1901. - №11.-С.117-125.

69. Маковский М.М. Теория языка Ф. Ницше и современные лингвистические концепции // Вопросы языкознания. 1991. - № 1. - С. 135-152.

70. Максимов Д. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1981. -552 с.

71. Малевич К. От кубизма к суперматизму. Новый живописный реализм. -СПб, Петроград, 1916. 93 с.

72. Мамардашвили М.К. "Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно." Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992. - 415 с.

73. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии // Вопросы философии. 1972. -№ 7.

74. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классическая и современная буржуазная философия // Вопросы философии. 1970. - № 12. -С. 23-38.

75. Манн Т. Собрание соч. В 10 т. М.: Гос. изд-во худож. литер., 1961. - Т.10. -695 с.

76. Маркс К., Энгельс Ф. "Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. Т.18. - С.323-452.

77. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. -689 с.

78. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. - Т.2. - С.3-230.

79. Маркс К., Энгельс Ф. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-ое изд. - Т. 18 .

80. Меньшиков М. Красивый цинизм // Критические статьи о произведениях М.Горького. СПб, 1901. - С.75-103.

81. Мережковский Д.С. Христос и Антихрист в русской литературе. В 2-х т. -СПб, 1901, 1902.

82. Мережковский Д.С. Больная Россия. Д.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. -272 с.

83. Мережковский Д.С. Собрание соч в 4-х т. М.: Правда, 1990. - Т.1. - 592 с.

84. Минский Н. Альма трагедия из современной жизни. - СПб, 1900. - 217 с.

85. Минский Н. Философия тоски и жажда воли // Критические статьи о про. изведениях М. Горького. СПб, 1901. - С.39-63.

86. Минский Н. Фридрих Ницше // Мир искусства. 1900. - № 19. - С. 17-29, №20. -С.41-56.

87. Мирская JI. Ф.Ницше и переоценка ценностей // Политика. 1991. - №1. -С.50-57.

88. Миртов Д. Нравственная автономия по Канту и Ницше. СПб: Тип. М. Меркушева, 1905. - 66 с. (Перепечатано из журнала "Христианское чтение" .

89. Михайлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм // Иностранная литература. 1990. - № 4. - С. 197-204. с/

90. Михайлов A.B. Предисловие к публикации // Вопросы философии. 1989. -№ 5. - С. 113-121.

91. Михайловский Н.К. О Максе Штинере и Фр. Ницше // Русское богатство. -1894. -№6. -С.172-211.

92. Михайловский Н.К. Литературная критика: Статьи о русской литературе XIX. начала XX века. - Л., 1989. - 605 с.

93. Морева Л.М. Лев Шестов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. - 88 с.

94. Мотрошилова Н.В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова // Вопросы философии. 1989. - № 1. - С. 129-143.

95. На рубеже двух столетий. Полтава: типо-лит. Л. Фришберга, 1900. - 12 с.

96. Немировская Л.З. Ницше: мораль "по ту сторону добра и зла": (Из цикла "История этич. учений"). М.: Знание, 1991. - 62 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Этика; 6/1991).

97. Ницше Ф. Автобиография / Пер. с нем. под ред. и с предисловием Ю.М. Антоновского. СПб: Прометей, издательство H.H. Михайловского, 1911.53с.

98. Ницше Ф. Антихрист / Пер. Полилова. СПб: Прометей, 1907. - 63 с.

99. Ницше Ф. Антихристианин: Опыт критики христианства / Пер. В.А. Флеровой; под ред. А.Я.Ефименко. СПб: Издание М.В. Пирожкова, 1907. -94 с.

100. Ницше Ф. Вагнерианский вопрос / Пер. О.О.Р. Киев: изд. В.А. Просяни-ченко, 1899. - 33 с.

101. Ницше Ф. Веселая наука (приложение "Философ, очерк борьбы искусства и познания") Собр. соч., Т. VII. - М, 1901. - 219 с.

102. Ницше Ф. Генеалогия морали. /Памфлет/ Книгоиздательство "Вестника знания" / Бесплат, прилож. к № 12 "Вестника знания"/ - СПб. - 1908. -465 с.

103. Ницше Ф. Греческое государство. Полн.собр.соч,- Т.1. - М., 1912. - 170 с.

104. Ницше Ф. Избранные афоризмы и мысли. СПб: Изд. книгопродавца В.И. Губинского. - 1902. - 320 с.

105. Ницше Ф. Из наследия // Иностранная литература. 1990. - №4. - С. 187-188.

106. Ницше Ф. Несвоевременные размышления. М.: Изд. Д.П. Ефимова, 1905. -217 с.

107. Ницше Ф. Ницше о Вагнере: 1. Вагнер как явление. 2. Ницше Вагнер / Пер. с нем. Н. Полилова, с введ. перев. - СПб, 1907. - 33 с.

108. Ницше Ф. О философах. М.: Изд. Клюкина, 1903. - Т.10. - С.17-137.

109. Ницше Ф. Переоценка всего ценного. М.: Изд. Клюкина, 1902. - Т.5. -С. 12-92.

110. Ницше Ф. Песни и речи Заратустры (1882-1885) / Пер. П. Дунаевского. -Харьков, 1906. 47 с.

111. Ницше Ф. Помрачение кумиров: сб. произведений (с прил. кр. биогр. очерка и портр.). М.: Т-во типо-лит. В.П.Чичерин, 1900. - 83 с.

112. Ницше Ф. Посмертные афоризмы. Собр.соч. Т.9. - М.: Изд. Клюкина (б.д.), 1902. - 237 с.

113. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. - № 5. -С. 122-149.

114. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М. : Изд. Клюкина, 1902. - Т.1. -60 с.

115. Ницше Ф. Происхождение трагедии: Метафизика искусства / Пер. с нем. Н.П. Полилова. Изд-е 2-е. - СПб, 1903. - 12 с.

116. Ницше Ф. Происхождение трагедии или эллинизм и пессимизм. М.: Изд. Клюкина, 1902. - 10 с.

117. Ницше Ф. Собр. соч. /Пер. с нем., под ред. А.Введенского и Васильева. -М.: Изд. Клюкина, 1900-1901.

118. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. М.: Мысль, 1990. Т.1. - 829 с. - Т.2. - 829 с.

119. Ницше Ф. Странник и его тень / Пер. с нем. А.А.Заболоцкой. М., 1901. -331 с.

120. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом / Пер. с нем.

121. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Кн. для всех и ни для кого / Пер. Ю.М. Антоновского; предисл. В. Бакуева. М.: Изд-во МГУ, 1990. -300 с.

122. Ницше Ф. Человек, как он есть / Пер. JI. Соколовой. М.: Тип. т-ва1. B. Чичерин, 1901.-455 с.

123. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Полн. собр. соч., 1911. -Т. 3.-262 с.

124. Новиков А.И. Нигилизм // Философская энциклопедия. М., 1967. - Т.4.1. C.64-67.

125. Н.Ф.Федорова. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 135 с. Перцев А. Фридрих Ницше//Урал. - 1991. - №4. - С. 136-141. Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. - Т.1, 3, 5. Плеханов Г.В. Соч., - Т. 16,18,23. - М,- Л., 1923.

126. Плеханов Г.В. Идеология мещанина нашего времени // Избр. философ, произведения: В 5 т. М., 1958. - Т.5.

127. Плеханов Г.В. Искусство и общественная жизнь // Избр. философ, произведения: В 5 т. М., 1958. -Т.5.

128. Плеханов Г.В. К психологии рабочего движения / Максим Горький "Враги"/. // Избр. философ, произведения: В 5 т. М., 1958. - Т.5.

129. Плеханов Г.В. Materialismus militans. /ответ г. Богданову/. // Избр. философ. произведения: В 5 т. М., 1957. - Т.З.

130. Плеханов В.В. О так называемых религиозных исканиях в России // Избр. философ, произведения: В 5 т. М., 1957. - Т.З.

131. Плеханов Г.В. Пролетарское движение и буржуазное искусство // Избр. философ. произведения: В 5 т. М., 1957. - Т.З.

132. Плеханов Г.В. Сын доктора Стокмана // Избр. философ, произведения: В 5 т.-М., 1958.-Т.5.

133. Плотников Н. Философствование в сумерках: К 150-летию со дня рождения Ф. Ницше // Сегодня. 1994. - 15 октября. - С. 12.

134. Подорога В. А. Метафизика ландшафта: Коммуникатив. стратегии в филос. культуре XIX-XX вв.: (О.С.Киркегоре, Ф.Ницше, М.Хайдегтере) / Рос. АН, Ин-т философии. М.: Наука, 1993. - 317 с.

135. Половцова В. По поводу автобиографии Ф.Ницше // Вопросы философии и психологии. 1909. - XCVIII. - С.501-520.

136. Поссе В. Певец протестующей тоски // Критические статьи о произведениях М. Горького. СПб, 1901. - С. 12-43.

137. Преображенский В.П. Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма // Вопросы философии и психологии. 1892. - 15 кн. - С. 115-160.

138. Примковский А.П. Указатель статей, рецензий и заметок, напечатанных в журнале "Вопросы философии и психологии" за 1889-1918 гг. М., 1939.- 530 с.

139. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX в. Живопись, графика , скульптура, театрально-декарационное искусство. Очерки /

140. Под ред. чл.-кор. Акад. художеств СССР Н.И.Соколовой и д-ра искусствоведения В.В.Ванслова. М.: Искусство, 1972. - 271 с.

141. Рачинский Г. Трагедия Ницше. Опыт психологии личности // Вопросы философии и психологии. 1900. - кн. 55 (У). - С. 963-1010.

142. Рашковский Е.Б. В.И. Ленин о психологии реакционного экстремизма // Вопросы философии. 1970. - № 9.

143. Риль Алоиз. Ф. Ницше: художник и мыслитель. М.: М.В.Клюкин, 1901. -112 с. /с портр. Ницше/.

144. Рогович М. Несколько слов об учении Ницше. СПб: Типогр. П.П. Сойки-на, 1911. - 39 с.

145. Розанов В.В. Мысли о литературе. М.: Современник, 1989. - 607 с.

146. Рославец H.A. Ник.А. Рославец о себе и своем творчестве // Советская музыка. 1924.-№ 5. - С. 134.

147. Русская литература XX в.: Дооктябрьский период: Хрестоматия / Сост. Н.А.Трифонов. М., 1987. - 654 с.

148. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX в. -Л.: ЛГУ, 1987,- 184 с.

149. Саводник В. Ницшеанец сороковых годов. Макс Штирнер и его философия эгоизма // Вопросы философии и психологии. 1901. - № 59. - С.560-614.

150. Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х. - М.: Искусство, 1971.- 143 с.

151. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей социологов. М., 1986. - 175 с.

152. Сендеров В. Христианство и Ницше// Русская мысль. 1994. - 17-23 ноября.

153. Скабичевский А. Новые черты в таланте г. М. Горького // Критические статьи в произведениях М. Горького. СПб, 1901. - С.9-38.

154. Смирнов A.B. Достоевский и Ницше. Публичн. лекция. - Казань: типо-лит. импер. ун-та, 1903. - 51 с.

155. Слободской И.П. Ф.Ницше при свете христианского мировоззрения. СПб, 1905. - 120 с. - /Христианство, наука и неверие на заре XX века. Вып.4/. - /Беспл. прилож. к дух. журн. "Странник" за 1905 г./.

156. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1988. - Т.2. -С.626-634.

157. Соловьев B.C. Оправдание добра// Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1988,- Т.1. -С.47-548.

158. Соловьев B.C. Три разговора // Соч.: В 2-х т. М.: Мысль, 1988. - Т.2. -С.635-762.

159. Соловьев B.C. Чтение о богочеловечестве // Соч.: В 2-х т. М.: Правда, 1989.-Т.2.-С.5-170.

160. Струве Г.Е. Современная анархия духа и ее философ Ф.Ницше. Харьков: тип. Губ. правления, 1900. - 55 с.

161. Тастевен Г. Футуризм. На пути к новому символизму. М., 1914. - 73 с.

162. Тихомиров Н.Д. Ницше и Достоевский: Черты нравственного мировоззрения того или другого. Типогр. Троице-Сергиевской Лавры, 1902. -42 с.

163. Трифонов H.A. A.B. Луначарский и советская литература. М.: Худож. лит., 1974. - 572 с.

164. Троцкий Л. Литература и революция. М.: Политиздат, 1991. - 400 с.

165. Трубецкой С.Н. Памяти В.П. Преображенского // Вопросы философии и психологии. 1900. - № 54/1У/.

166. Трубецкой С.Н. Философия Ницше // Вопросы философии и психологии. -1903. -№66. С.1-353.

167. Тургенев И.С. Отцы и дети // Собр. соч.: В 12 т. М., 1958. - Т.З.

168. Тургенев И.С. Собр.соч. в 12-ти томах. Т.З. М., 1958.

169. Успенский Л. Внутренний круг: "О последней черте" и о сверх-человеке. -СПб: Изд. авт., 1912. 149 с.

170. Файгингер Г. Профессор Ницше, как философ. СПб: Тип. Герольд, 1910. -61 с. (Изд. "Всеобщая библиотека", № 100).

171. Файгингер Г. Ницше как философ. М.: Типо-Лит. А.В.Васильева, 1902. -37 с.

172. Файгингер Г. Ницше. Философ отрицания. СПб: Акц. Общ. тип. дела, 1911.-61 с.

173. Фалькенфельд М. Маркс и Ницше / Пер. с нем. с предисл. Я.В.Перовича. -Одесса: Новая Заря, 1906. 24 с.

174. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 711 с.

175. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Верный, 1903. - 720 с.

176. Федоров Н.Ф. Философ черного царства. Соч. М., 1982.

177. Философия Ф. Ницше: Сборник / Ред. Л.К.Кравцова. М.: Знание, 1991. -62 с.

178. Фишер Л. Ф.Ницше "антихрист" в новейшей философии / Пер. с нем. М.Воскресенского. - М.: Типо-лит. Т-ва И.Н.Кушнерев, 1904. - 171с.

179. Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 607 с.

180. Франк С. Штирнер и Ницше в русской жизни // Философия и жизнь. -СПб: Изд. Жуковского, 1910.

181. Франк С.Л. Фридрих Ницше и этика любви к дальнему // Философия и жизнь. СПб: Изд. Жуковского, 1910.

182. Франтьян Е. Ницше и его философия. Тифлис: Аганьянц, 1910. - 24 с.

183. Фридрих Ницше и русская религиозная философия: Переводы, исследования, эссе философов "серебряного века". В 2-х т. Минск: Алкиона: Присцельс, 1996. -Т.1.- 349 е., Т.2. - 541 с.

184. Хайдеггер М. Слова Ницше "Бог мертв" // Вопросы философии. 1990. -№ 7. - С.133-176.

185. Хвостов В.М. Нравственное мировоззрение "сверх-народа": к характеристике германской культуры // Вопросы философии и психологии. -1915. № CXXVII. - С. 153-202.

186. Хвостов В.М. Эвдемоническое значение нравственного добра // Вопросы философии и психологии. 1911. - СХ. - С.437-490.

187. Хвостов В.М. Этюды по современной этике. СПб, 1908. -91 с.

188. Хмелевский И.К. Патологический элемент в личности и творчестве Ф.

189. Ницше: речь, сказ, в торж. годич. заседании Об-ва рус. врачей в Одессе 23 февр., 1903. Киев: Кушнерев, 1904. - 43 с.

190. Цвейг С. Борьба с демоном: Гельдерлин. Клейст. Ницше / Пер. с нем. М.: Республика, 1992. - 303 с.

191. Цвейг С. Собрание сочинений : В 6 т. / Пер. с нем. / Сост. И.Е.Арясов, Б.С.Черкасов. Тула: АО "Гриф": Левша, 1994. - (Проза)

192. Цвик И.Я. Религия и декадентство в России. Кишинев.: Щтиниц., 1985. -120 с.

193. Чиж В.Ф. Ницше, как моралист // Вопросы философии и психологии. -1908.- XCIY. С.335-376.

194. Чулков Г. О мистическом анархизме. СПб, 1906. -37 с.

195. Шашков Н.И. Этические воззрения Г.В.Плеханова. Кишинев, 1987. -120 с.

196. Шварц М.Н. Культурно-эстетические идеалы Гюйо и Ницше // Вопросы философии и психологии. 1902. - № 55. - С.977-1015.

197. Шварц М.Н. Философское движение: Ницше и Шопенгауэр // Рус. мысль. -1913. ХП. в разделе: В России и за границей. - С.33-41.

198. Шведовский Ф. Опасный гений: Интеллектуальный портрет Фридриха Ницше // Студенческий меридиан. 1993. - №1. - С.12-14.

199. Шельвин Роберт. Макс Штирнер и Фридрих Ницше: Явления современного духа и сущность человека. М.: Н.И.Клочков, 1909. - 167 с.

200. Шестов Л. Добро в учении графа Толстого и Ф.Ницше: Философия и проповедь // Вопросы философии. 1990. - №7. - С.59-132.

201. Шестов Л. Достоевский и Ницше: философия трагедий. СПб, 1909. - 245с.

202. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Нитше // Вопросы философии. 1990. -№ 7.

203. Шестов Л. Достоевский и Ницше (Философия трагедии). Берлин, 1922. (Первое изд. книги - Петербург, 1908 г.) - 117 с.

204. Шестов Л. Сочинения: В 2-х т. М.: Наука, 1993. - Т.2. - 558 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.