Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Ермолаева, Светлана Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 235
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ермолаева, Светлана Юрьевна
ПЕДВУЗОВ.
Специальность: 13. 00. 01. - Общая педагогика.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор ЛА.РАПАЦКАЯ.
МОСКВА
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3.
Глава I. Теоретичие предплки художвенного витанияудентов в екте задач гуманитаризации вего педагогичого образования 12.
1.1. Анализ овных тенденций развития теории и практики художвенного витания в педвузах 12.
1.2. Категория духовни как методологичая ова педагогичой интерпретации феномена художвенной культуры в учебном проце 54.
1.3. Историко-культурологические проблемыдержания раздела "Русская художественная культура" (в рамках учебного курса «Мировая художественная культура»).- 78.
Глава П. Специфика изучения ркой художвенной культуры в педвузеудентами негуманитарныхециальней 121.
2.1. Дидактичие беннидержания и методов оения ркой художвенной культуры 121.
2.2. Опытно-экспериментальное исследование процесса изучения русской художественной культуры. 147.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной культуры у студентов негуманитарного вуза в процессе изучения русского языка и культуры речи2006 год, кандидат педагогических наук Плаксина, Татьяна Ивановна
Гуманизация образования в педагогическом вузе средствами англоязычной литературы2006 год, кандидат педагогических наук Баранова, Ольга Васильевна
Педагогические основы духовного развития школьника на уроках музыки и истории искусств1997 год, кандидат педагогических наук Романова, Людмила Сергеевна
Развитие художественно-эстетического мышления будущего учителя в процессе освоения связей искусств: На примере музыки и литературы1999 год, кандидат педагогических наук Лазарева, Галина Витальевна
Региональный аспект вузовской подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности: на примере освоения культурных традиций Псковского края2007 год, кандидат педагогических наук Михайлова, Арина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов»
Актуальность исследования. Необходимость усиления гуманистической направленности высшей педагогической школы актуализирует проблему формирования духовности будущего учителя. Ее новизна и социально-культурное значение связаны с критикой функционального, узкоприкладного подхода к профессиональной подготовке студентов, с преодолением рационалистической односторонности учебно-воспитательного процесса, с осознанием взаимосвязи образования с ценностями духовной культуры и утраты собственно человеческой сущности педагогики.
Определяя деятельность учителя независимо от предмета преподавания как профессионально духовную, пробуждающую в своих воспитанниках стремление к Истине, Добру и Красоте, современная педагогическая наука уделяет особое внимание разработке ценностно-смысловых, духовно-нравственных аспектов содержания педагогического образования (В.В.Буткевич, Б.З.Вульфов, Е.О.Галицких, И.Ф.Гончаров, А.Н.Гурова, В.А.Караковский, Н.Н.Никитина, З.ИРавкин, Н.С.Розов).
Изучение философской, культурологической, эстетической, психолого-педагогической литературы, проанализированной в теоретической части исследования, убеждает в том, что приоритетная роль в этом процессе должна принадлежать искусству. Не случайно, обращаясь к вопросам формирования духовности личности, многие ученые ведут речь прежде всего о художественном воспитании (В.В.Алексеева, Л.В.Богомолова, А.В.Гулыга, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Д.С.Лихачев, В.И.Мазепа, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский).
Исследователи отмечают, что в художественной культуре духовные ценности "реализуются и "живут" практически в чистом виде" (Г.П.Выжлецов), поскольку информация, воплощенная в произведении искусства, детерминирована всем спектром духовной жизни общества, его эстетическими, религиозными, этическими, научными взглядами и представлениями. Отражая в единстве эти сферы человеческой деятельности, искусство является "превосходной моделью для изучения духа и духовности как феноменов культуры" (М.С.Каган). Поэтому решение проблемы художественного воспитания молодых педагогов требует внесения ясности в представления о тех способах, с помощью которых ценности мировой и отечественной культуры становятся достоянием внутреннего мира каждой конкретной личности.
Основам художественной и эстетической подготовки студентов педвузов посвящено значительное количество исследований (Э.Б.Абдуллин, С.А.Аничкин, Л.Г.Арчажникова, Л.В.Бабич, Т.Н.Бытачевская, М.А.Верб, В.Т.Кальянов, Т.С.Комарова, Г.И.Королева, Б.Т.Лихачев, С.Г.Мельничук, Л.М.Мосолова, С.В.Мягченков, Г.ПНестеренко, Г.А.Петрова, Л.А.Рапацкая, И.А.Химик, Т.В.Шуртакова и др.). Авторами рассматриваются различные ее аспекты: формирование отдельных качеств личности в области художественного творчества (художественного вкуса, потребностей, взглядов, интереса, способностей); воспитание средствами какого-либо одного вида искусства; усвоение студентами искусствоведческих знаний; формирование художественной и эстетической культуры будущего учителя; использование эстетических аспектов специальных дисциплин; организация внеучебных мероприятий и т.д.
Анализ этих трудов, изучение специальной методической литературы, а также учебных планов и программ предметов художественного цикла, прежде всего курса «Мировая художественная культура», показал, что большинство исследований выполнено на базе музьпсально-педагогических, художественно-графических, филологических, исторических факультетов и факультете начальных классов. Обобщение опыта работы педагогических вузов подтвердило наше предположение о существовании противоречия между представлениями о необходимом уровне художественной воспитанности выпускников, независимо от их специальности, и отсутствием научных рекомендалдй по художественному воспитанию студентов негуманитарных, естественно-математических факультетов.
Выявленное противоречие обусловливает необходимость разработки содержания курсов по теории и истории художественной культуры для студентов-негуманитариев, учитывающего специфику их профессионально-педагогической подготовки. При этом в курсе «Мировая художественная культура» доминантным должно быть постижение ценностей отечественного художественного наследия. Данный аспект содержания художественного воспитания будущих учителей представляется особенно актуальным в современной социокультурной ситуации.
В научно-педагогических исследованиях последних лет определился ряд идей, способствующих оптимизации процесса художественного воспитания студенческой молодежи. Речь идет прежде всего о культурологическом подходе, позволяющим раскрывать художественную реальность в ценностно-смысловом измерении (Л.М.Мосолова, Л.А.Рапацкая, И.А.Химик), а также о комплексном подходе к освоению искусства на учебных занятиях (Л.М.Баженова, М.С.Каган, Г.П.Шевченко).
Однако анализ методов работы со студентами педвузов по интересующему нас направлению свидетельствует о том, что общение с искусством зачастую характеризуется информационным, технократическим подходом к его изучению, излишней теоретизированностъю художественных предметов, использованием формально-словесных методов анализа художественных произведений. В результате незаменимый духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным студентам. Качественное своеобразие и самостоятельность дисциплин художественного цикла заключается в том, что они имеют целью не только познание, но главное, проявление эмоционально-ценностного, нравственного отношения к действительности.
Переосмысление роли образовательных и воспитательных задач в современной педагогике актуализирует вопросы методологических основ процесса художественного воспитания. В поисках их решения педагогическая наука тяготеет к философии. Одним из возможных источников разработок методолого-содержательных аспектов художественной подготовки будущих учителей, преодолевающих прежние моноидеологические установки, являются невостребованные ранее идеалистические философско-педагогические учения и концепции. Наиболее перспективным нам видится обращение к отечественной аксиологической мысли, сосредоточившей свое главное внимание на проблемах духовного развития личности, поскольку ее изучение может способствовать совершенствованию воспитательного процесса в педагогическом вузе.
Актуальность и недостаточная разработанность данной области педагогической науки соответственно современному этапу ее развития обусловили выбор проблемы исследования, заключающейся в анализе содержания культурологических дисциплин и методов их преподавания, обеспечивающих необходимый уровень художественного воспитания будущих учителей негуманитарных специальностей в период обучения в педвузе. Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс художественного воспитания студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: содержание и методы художественного воспитания студентов негуманитарных факультетов педвузов в рамках освоения русской художественной культуры.
Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность художественного воспитания студентов-негуманигариев зависит от:
- педагогической интерпретации категории духовности как методологической основы культурологических дисциплин в педвузе;
- воспитательной направленности содержания учебного курса, выраженной в подчиненности основных его компонентов (культурологических знаний, специальных умений и навыков, опыта художественно-творческой деятельности) формированию эмоционально-нравственного отношения к искусству;
- структурирования учебного материала на основе интеграции принципов историзма и тематизма, актуализирующих духовно-нравственную проблематику в содержании культурологических дисциплин;
- использования в педагогическом процессе комплекса специальных методов обучения, обеспечивающих активизацию духовно-творческой деятельности студентов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой сформулированы задачи исследования:
1. Проанализировать основные современные тенденции развития теории и практики художественного воспитания студентов в аспекте задач гуманизации и гуманитаризации высшего педагогического образования.
2. Исследовать категорию духовности как методологическую основу художественного воспитания студентов педвуза.
3. Обосновать культурологическое и дидактическое содержание курса "Мировая художественная культура" на материале русской художественной культуры для студентов негуманитарных факультетов педвуза.
4. Проверить в экспериментальной работе эффективность комплекса специальных методов художественного воспитания студентов в процессе освоения русской художественной культуры.
Методологическую основу исследования составили: положения современной философии, культурологии, эстетики, искусствознания, педагогики о сущности культуры, художественной культуры, художественного воспитания; выводы гуманитарных наук об искусстве как источнике и средстве формирования духовности личности. Принципиально важное значение для исследования имели положения отечественной философии начала XX века о сущностных основаниях русской художественной культуры, ее аксиологической направленности и ее обусловленности нравственно-религиозными ценностями. При разработке конкретных механизмов художественного воспитания мы опирались на труды отечественной педагогики и психологии, в которых исследованы дидактические принципы содержания образования, специфика различных методов обучения и воспитания, роль проблемных методов обучения в развитии духовно-творческого потенциала личности.
Для решения поставленных задач и проверки сформулированной гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, эстетической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение методической литературы, действующих учебных планов и программ по теории и истории мировой и отечественной художественной культуры для студентов педвузов; обобщение передового педагогического опыта преподавания дисциплин художественного цикла в педвузах; теоретическое моделирование; педагогический эксперимент (включающий: опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование; экспериментальные задания, анализ работ студентов; наблюдение и контроль за учебно-воспитательным процессом; качественный и количественный анализ экспериментальных данных).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили отделение общетрудовых дисциплин, физико-математический, биолого-химический факультеты Московского государственного открытого педагогического университета, а также негуманитарные факультеты Владимирского государственного педагогического университета.
Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 1993 по 1997 годы в несколько этапов, реализующих общие и специфические задачи в определенной последовательности.
Этап, предшествующий диссертационному исследованию, условно обозначенный нами как прогностический, решал задачу накопления эмпирического материала и был связан с практической постановкой проблемы художественного воспитания студентов педвузов. На данном этапе работа была направлена на изучение научной литературы; определение цели, объекта, предмета, задач и гипотезы исследования; анализ ведущих тенденций развития педагогики искусства; разработку методологических оснований изучения русской художественной культуры в педвузе.
Первый этап основного эксперимента - констатирующий, был посвящен выявлению исходного уровня художественного воспитания студентов, оценке и обработке данных, полученных в ходе его проведения.
Второй этап - формирующий, включал в себя апробацию разработанных в исследовании положений о содержании, формах и методах художественного воспитания студентов в процессе изучения русской художественной культуры; разработку специальных заданий, выявляющих уровни освоения исследуемых аспектов содержания; проведение контрольных срезов. На данном этапе эксперимента осуществлен качественный и количественный анализ результатов исследования; выявлен комплекс специальных методов, способствующих эффективности процесса художественного воспитания студентов педвузов; систематизированы основные положения и выводы диссертационного исследования; оформлена диссертация.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- осуществлен философско-аксиологический и педагогический анализ категории духовности как ведущего методологического основания художественного воспитания студентов педвузов;
- обоснованы принципы построения курса "Мировая художественная культура" на примере раздела «Русская художественная культура» - культурологическая направленность; структурирование учебного материала на основе интеграции тематизма и историзма; актуализация в содержании духовно-нравственной проблематики, подчиненность содержательных компонентов задачам формирования ценностных ориентаций студентов педвуза;
- определен и экспериментально проверен комплекс специальных методов художественного воспитания, среди которых методы проблемного изложения, проблемных ситуаций, "духовного контакта", индивидуально-творческих заданий и др.
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы по русской художественной культуре как одного из ведущих разделов курса «Мировая художественная культура» для студентов педвузов. Авторская ориентация учебного процесса на ценности отечественной культуры и духовное воспитание молодежи определяет перспективность использования материалов диссертации в условиях не только высшей педагогической школы, но и других сферах образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, теоретической обоснованностью проблемы, анализом и использованием достижений современной педагогической науки; применением методов, адекватных природе исследования предмета; сочетанием качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования на различных его этапах осуществлялась в ходе обсуждения материалов на российских и международных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах, посвященных проблемам культуры и педагогики искусства. В их числе: Второй межрегиональный научно-практический семинар-совещание "Культура. Досуг. Дети." (Москва, 1996); городская научно-практическая конференция "Культура - искусство - образование: актуальные проблемы"
Москва, 1996); международная научно-практическая конференция "Феноменология художественного образования" (Владимир, 1996). Основные теоретические и практические положения диссертации отражены в публикациях автора.
На защиту выносятся:
1. Методологическое обоснование процесса художественного воспитания студентов педвузов на основе категории духовности, определяющей специфику изучения русской художественной культуры, структуру учебного материала, основанную на интеграции принципов историзма и тематизма.
2. Содержание раздела "Русская художественная культура" (в рамках курса «Мировая художественная культура» в педвузе), приоритетной направленностью которого является воспитательный компонент, выраженный в культурологических знаниях, специальных умениях и навыках, опыте творческой деятельности, эмоционально-нравственном, духовно-ценностном отношении к искусству, окружающему миру и будущей профессии педагога.
3. Комплекс специальных методов преподавания художественной культуры, среди которых ведущими являются методы: проблемного изложения, проблемных ситуаций, "духовного контакта", индивидуально-творческих заданий, оказывающих влияние на эмоционально-нравственную сферу и активизацию духовно-творческой деятельности студентов.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений, в которых приведены задания, составленные нами для выявления у студентов уровней освоения исследуемых аспектов содержания культурологического курса.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование музыкально эстетических представлений и понятий у студентов педвуза1996 год, кандидат педагогических наук Обыскалова, Людмила Романовна
Современная русская проза о войне в историко-литературных курсах на национальных отделениях педвуза: На материале Мордовии1999 год, кандидат педагогических наук Колова, Светлана Дмитриевна
Педагогические факторы и критерии развития эстетической культуры студентов филологических факультетов2002 год, кандидат педагогических наук Поселягина, Лариса Вячеславовна
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета2001 год, кандидат педагогических наук Смирнова, Наталья Борисовна
Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителей начальных классов2005 год, доктор педагогических наук Головнева, Елена Вениаминовна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Ермолаева, Светлана Юрьевна
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Обобщая все изложенное в данном разделе, необходимо отметить следующее. Эффективность процесса художественного воспитания в соответствии с целью формирования духовности будущих учителей, зависит от создания специальных педагогических условий, направленных на активизацию духовно-творческой деятельности студентов.
Исследование данного процесса на материале раздела "РХК" (теоретико-методологической разработки и практической организации его освоения) позволило выявить его специфику и обобщить педагогические условия, способствующие реализации воспитательной направленности педагогической работы. К ним мы относим: а) актуализацию духовно-нравственной проблематики в истории развития РХК; б) построение учебного курса на основе интеграции принципов историзма и тематизма; в) подчиненность дидактических компонентов содержания курса -культурологических знаний, специальных умений и навыков, опыта творческой деятельности в области РХК, формированию эмоционально-нравственного, духовно-ценностного отношения к действительности.
Освоение всех указанных аспектов содержания художественного воспитания наиболее полно и глубоко реализуется посредством методов проблемного обучения, среди которых мы выделили: а) метод проблемного изложения; б) метод проблемных ситуаций; в) метод "духовного контакта"; г) метод индивидуально-творческих заданий.
Играя решающую роль в активизации духовно-творческой деятельности студентов, проблемные методы обладают большими воспитательными возможностями, так как создают благоприятные условия для:
- реализации личностно-ориентированного подхода к участникам учебно-воспитательного процесса;
- стимулирования самостоятельного творческого поиска решений художественных и духовно-нравственных проблем;
- актуализации жизненного опыта студентов;
- рефлексивного осмысления рассматриваемых духовных, художественных явлений;
- проявления и формирования личностного, духовно-ценностного отношения к искусству, к будущей профессии учителя;
- формирования устойчивого интереса и потребности в самостоятельном освоении ценностей отечественной художественной культуры.
Результаты опытно-экспериментальной работы процесса изучения русской художественной культуры, соотношение и динамика качественных показателей, отраженные в контрольных "срезах", подтвердили целесообразность и эффективность разработанных в диссертационном исследовании педагогических условий и средств художественного воспитания студентов негуманитарных специальностей педвузов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. Анализ основных тенденций развития теории и практики художественного воспитания в педвузах показал, что в отличие от традиционных для педагогики искусства высшей школы подходов, в которых акцент делается на освоении теоретических основ художественной культуры, в настоящее время большее внимание должно уделяться воспитанию искусством, постижению духовно-нравственной сущности художественного творчества. Особенно актуален данный подход для студентов негуманитарных факультетов, художественное воспитание которых не являлось предметом педагогического анализа.
2. Главным методологическим основанием процесса художественного воспитания студентов указанных факультетов является категория духовности, которая рассматривается как интегративное качество личности, ее глубинная структура, объединяющая в единое целое нравственные, эстетические, эмоциональные и другие сущностные отношения к миру, к людям, к себе, к избранной профессии учителя. Данная методологическая позиция позволила разработать культурологическое содержание курса "Мировая художественная культура" на материале русской художественной культуры.
Использование в этой теоретической работе достижений отечественной философско-культурологической мысли начала XX века дало возможность в содержании курса раскрыть сущностные основания русской художественной культуры, обусловленные спецификой национальной менталь-ности, показать ее аксиологическую направленность; воссоздать систему духовных, нравственно-религиозных ценностей, лежащих в основе отечественного искусства, охарактеризовать его традиционные идеалы и устремления.
3. Ошггно-экспериментальная работа подтвердила, что наиболее эффективным для художественного воспитания принципом построения культурологического курса является интеграция историзма и тематизма. Данный принцип структурирования учебного материала позволяет выделить в содержании курса главные, ключевые гуманистические идеи, обеспечить логичность и историческую преемственность в рассмотрении отечественного художественного творчества на основе выявления важнейших закономерностей развития русского искусства, осознания его целостности и, главное, постижение духовно-нравственной сущности отечественной культуры.
4. В диссертации выявлено, научно обосновано и экспериментально проверено дидактическое содержание курса «Мировая художественная культура» (на примере раздела «Русская художественная культура»), способствующее реализации воспитательных задач учебного процесса; доказана необходимость подчинения культурологических знаний, специальных умений и навыков, опыта творческой деятельности, формированию эмоционально-нравственного отношения к искусству, активизации духовно-творческой деятельности студентов.
5. Исследование подтвердило, что разработанный нами комплекс специальных методов художественного воспитания студентов (проблемного изложения, проблемных ситуаций, "духовного контакта", индивидуально-творческих заданий и др.) обладает большими педагогическими возможностями, так как создает благоприятные условия для реализации лич-ностно-ориентированного подхода к участникам учебно-воспитательного процесса; стимулирования самостоятельного творческого поиска решений художественных и духовно-нравственных проблем; актуализации жизненного опыта студентов; рефлексивного осмысления рассматриваемых духовных, художественных явлений; проявления и формирования личностного, духовно-ценностного отношения к искусству, к будущей профессии учителя; формирования устойчивого интереса и потребности в самостоятельном освоении ценностей художественной культуры.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы художественного воспитания студентов педвуза. Дальнейшая перспектива работы в этой области, на наш взгляд, должна быть связана с разработкой целого ряда культурологических дисциплин, раскрывающих все многообразие мирового и отечественного художественного наследия, и, что не менее важно, с внедрением их на всех факультетах педвуза, независимо от профессиональной направленности студентов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ермолаева, Светлана Юрьевна, 1998 год
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир, 1988, № 9. - с. 227-239.
2. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Кон-текст-90. -М.: Наука, 1990. с. 64-72.
3. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / Под ред. З.И.Равкина. -М. : ИТШМИО РАО, 1994. 280 с.
4. Актуальные вопросы изучения дисциплин гуманитарного цикла в педагогическом вузе / Материалы науч.-практ. конференции. Уфа: Башк. ГПИ, 1993.-69 с.
5. Актуальные вопросы нравственно-эстетического воспитания студентов / Материалы межвуз. науч.-практ. конференции. Ярославль: Б.и., 1990. - 58 с.
6. Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПЙ, 1985. - 135 с.
7. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М. : Искусство, 1955.427 с.
8. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М. : Искусство, 1984.331 с.
9. Андреев А.Л. Искусство, культура, сверхкультура (Философия искусства Н.А.Бердяева). М.: Знание, 1991. - 63 с.
10. Андрей Рублев и его эпоха. Сб. статей / Под ред. М.В.Алпатова. -М. : Искусство, 1971. -287 с.
11. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введ. в культурологию.- М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.
12. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: / Дидактический аспект/. М. : Педагогика, 1981. -192 с.
13. Бабич JI.В. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманизации его профессиональной подготовки: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. М., 1990.
14. Баженова Л.М. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1982.
15. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек. М. : Сов. Россия, 1984.-269 с.
16. Барышникова З.А., Романова Л.Л. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Учеб. метод, пособие / Науч. ред. Е.В.Квятковский. М. : Б. и., 1994. - 103 с.
17. Баткин Л.М. О некоторых условиях культурологического подхода. // Античная культура и совр. наука. М. : Наука, 1985. - с. 303-312.
18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 444 с.
19. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М. : Наука, 1990. - 220 с.
20. Бердяев H.A. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1990-1906 г.). Спб. : Изд. М.В.Пирожкова, 1907,439 с.
21. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 446 с.
22. Бердяев H.A. Судьба России. М.: Сов. писатель, 1990. - 346с.
23. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М. : Правда, 1989. - 607 с.
24. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - М. : Искусство, 1994. - Т. 1. - 542 е., Т. 2. - 510 с.
25. Библер B.C. Культура. Диалог культур. / Опыт определения/. -// Вопросы философии, 1989, № 6. с. 31-42.
26. Борев Ю.Б. Эстетика 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 399 с.
27. Брайченко Т.Ф. Формирование ценностных ориентации у студентов пединститута средствами музыкального искусства: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1990.
28. Буткевич В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960-1990 гг.): Автореф. дисс. . доктора пед. наук. М., 1994.
29. Бычков В.В. Эстетический лик бытия (Умозрения Павла Флоренского). М. : Знание, 1990. - 64 с.
30. Бычков В.В. Эстетическое сознание Древней Руси. М., 1988.
31. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. - 255 с.
32. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.-М. : Сов. художник РСФСР, 1966. 118 с.
33. Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание: Вопр. теории и истории. Сб. статей. М. : Изобразительное искусство, 1983. - 439 с.
34. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Уч. пособие. JI., 1980. - 80 с.
35. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. / Отв. ред. Яковлева H.A. JI. : Ленингр. пед. ин-т, 1989. - 156 с.
36. Вопросы социального функционирования художественной культуры / АН СССР. ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; Отв. ред. Г.Г.Дадамян, В.М.Петров. М. : Наука, 1984. - 267 с.
37. Воронкова Л.П. В поисках истины и красоты (Культурология П.А.Флоренского): Спецкурс. -М., 1992. 111 с.
38. Воспитание в условиях перестройки: Сб. ст. / АПН СССР. НИИ теории и истории педагогики. М. : Б. и., 1991. - 125 с.
39. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М. : Педагогика, 1987. - 344 с.
40. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. Л.: ЛГУ, 1984. - 175 с.
41. Галицких Е.О. Духовное развитие студентов в процессе их образования в педагогическом вузе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Спб., 1993.
42. Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. -160 с.
43. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М. : Наука, 1966.387с.
44. Гулыга A.B. Взять всю культуру // Студенческий меридиан, 1988, № 7. с. 19-22.
45. Гулыга A.B. Принципы эстетики. М. : Политиздат, 1987. - 286 с.
46. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-ое изд., испр. и доп. - М. : Искусство, 1984. - 350 с.
47. Давыдов В.В, Виды обобщения в обучении: / Логико-психол. проблемы построения учеб. предметов. М.: Педагогика, 1972. - 423 с.
48. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XYI век. Очерки. М.: Искусство, 1985. - 319 с.
49. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман в 4-х частях с эпилогом. Части I и П. М.: Худож. лит-ра, 1972. - 368 с.
50. Древнерусская литература. М. : Олимп; Изд-во ACT; 1996.600 с.
51. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М. : Мысль, 1983.228 с.
52. Егоров С.Ф. Ценность общего образования // Педагогика, 1995, №3.-с. 90-93.
53. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М. : Сов. Россия,1991.368 с.
54. Журавлев В.В. Мир художественной культуры: философские очерки. М. : Мысль, 1987. - 237 с.
55. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактических исследований. -М., 1992. 160 с.
56. Зеньковский В.В. История русской философии в 4-х частях. Л. : Эго, 1991.-Т. 1.-221 с.
57. Зись А.Я. О комплексном изучении искусства // Вопросы философии, 1986, № 9. с.113-121.
58. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М. : Наука, 1980. - 303 с.
59. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей // Философские науки, 1987, № 4. с. 11-18.
60. Ильин И.А. История искусства и эстетики: Избр. статьи. М. : Искусство, 1983. - 287 с.
61. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи. Речи. Лекции. М. : Искусство, 1993. - 348 с.
62. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. - 269 с.
63. Ильин И.А. Родина. Русская философия. Православная культура.-М., 1992. 160 с.
64. Ильина Т.А. Лекции в высшей школе. М.: Знание, 1977. -79с.
65. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство.-М.: Высш. шк., 1989. 400 с.
66. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. Знание, 1985. - 80 с.
67. Искусство и творческая деятельность / Отв. ред. В.И.Мазепа. -Киев: Наук, думка, 1979. 209 с.
68. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / Под ред. З.ИРавкина. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. - 227 с.
69. История русского искусства: в 3-х т. : Учебник / НИИ теории и истории изобраз. искусств Акад. художеств СССР. 3-е изд., испр. и доп. -М. : Изобраз. искусство, 1991.
70. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. III: Эстетические учения Западной Европы и США ( 1789-1871). - М.: Искусство, 1967. -1006 с.
71. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 206 с.
72. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избр. ст. и докл. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. - 188 с.
73. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М. : Педагогика, 1973. - 336 с.
74. Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания (фрагменты). // Философские науки, 1990, № 11.-с. 92-99.
75. Каган М.С. О духовном (Опыт категориального анализа). // Вопросы философии, 1985, № 9. с. 91-102.
76. Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе, 1987, № 4. с. 28-32.
77. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
78. Как была крещена Русь. М. : Политиздат, 1988. - 382 с.
79. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992. -109 с.
80. Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников, 1993, №№ 2-5
81. Карамзин Н.М. Соч. : В 2-х т. Л. : Худож. лит-ра, 1984. - Т. П.456 с.
82. Карпупшн И.И., Макарская Т.В. Методика художественного воспитания. Теорешч. курс авторизованного изложения. М., 1994. - 179 с.
83. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. / Под ред. М.Н.Скаткина и В.В.Краевского. М.: Педагогика, 1978. - 208 с.
84. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Актуальные проблемы марксистско-ленинской эстетики. М.: Знание, 1985. - 64 с.
85. Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. - 63 с.
86. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания: Пособие для учителей. М. : Интерпракс, 1994. - 206 с.
87. Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя: Межвуз. сб. науч. тр. Вологда: ВГПИ, 1989.131 с.
88. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников. / Проект./ Авторы: Б.М.Неменский, ААМелик-Пашаев, Е.К.Чухман и др. М. : ВНИК "Школа", 1989.-26 с.
89. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции, перспективы. М.: ИГПиМИО РАО, 1993. - 235 с.
90. Коробко E.H. Воспитание художественного вкуса будущего учителя (на материале музыкального искусства): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1989.
91. Королева Г.И., Петрова Г.А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях . Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1984. - 182 с.
92. Коханович Л.И., Рябов Л.П. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента. - М., 1993. - 28 с.
93. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Учеб. пособие для курсов повышения квал. науч.-пед. кадров. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 162 с.
94. Краевский B.B. Проблемы научного обоснования обучения: / Ме-тодол. анализ/; НИИ общей педагогики АПН СССР. М. : Педагогика, 1977. - 264 с.
95. Круглова JI.K. Духовная культура как система: Автореф. дисс. .докт. философ, наук. Спб., 1992.
96. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации//Вопросы философии, 1992, № 12. с. 21-28.
97. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. - 79 с.
98. Культура и формирование личности учащейся молодежи: Меж-вуз. сб. Н.-Новгород, 1991. - 243 с.
99. Курс общей возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В.Гамезо. Вып. 2. М.: Просвещение, 1982. - 190 с.
100. Лазарев В.Н. Московская школа иконописи. М. : Искусство, 1980. - 236 с.
101. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981. - 185 с.
102. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М. : Знание, 1974. - 64 с.
103. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М. : Знание, 1980. - 96 с.
104. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1985. 175 с.
105. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.
106. Лихачев Д.С. О филологии. М. : Высш. шк., 1989. - 208 с.
107. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М. : Наука, 1979.-352 с.
108. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. - 407 с.
109. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.; JI. : Изд-во АН СССР, 1958. - 185 с.
110. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М. : Республика, 1994.432 с.
111. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. первая. Реприн. воспроиз. изд. 1957 г. - М., 1990. - 63 с.
112. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура. М. : Искусство, 1982. - 247 с.
113. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. М.: Искусство, 1977. - 271 с.
114. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. М.: Мысль, 1983. - 284 с.
115. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.
116. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 551 с.
117. Межуев В.М. Культура и история. М. : Политиздат, 1977.197 с.
118. Межуев В.М. О понятии "культура". М.: Знание, 1968.-16 с.
119. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96 с.
120. Методические рекомендации и комплекс программ по эстетическому воспитанию и образованию студентов педагогических вузов / ЛГПИ им. А.И.Герцена. Л., 1986. - 135 с.
121. Мирзоев В.Т. Былины и летописи памятники русской исторической мысли . - М.: Мысль, 1978. - 254 с.
122. Мировая художественная культура: 2: тез. лекций на основе программы "МХК" для педагогических институтов / Сост.: АП.Валицкая, Л.М.Мосолова, Г.К.Щедрина. Л., 1991. - 67 с.
123. Михалев В.П. Видовая специфика и синтез искусств. Киев: Наук. думка, 1984.-100 с.
124. Моль А. Социодинамика культуры. Пер. с фр. М. : Прогресс, 1973.-406 с.
125. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М. : Худож. лит-ра, 1972. - 575 с.
126. Национально-образовательная политика России: история и современность. Материалы к спецкурсу для слушателей курсов ИПК (ИУУ).-М. : РИПКРО МО РФ, 1993. 26 с.
127. Недина О.В. Гуманизация высшего образования и ее влияние на развитие личности студента: Автореф. дисс. .канд. филос. наук. М., 1993.
128. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед. - М. : Центр ХКО, 1993. - 79 с.
129. Неменский Б.М. Мудрость красоты: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1987. - 255 с.
130. Нестеренко Г.П. Основы художественного воспитания учителя начальных классов с дополнительной специальностью "Музыка": Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1990.
131. Никитин Е.П. Духовный мир: органический космос или разбегающаяся вселенная? //Вопросы философии, 1991, № 8. с. 3-12.
132. Никитина H.H. Единство нравственного и эстетического воспитания в формировании профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989.
133. Основы вузовской педагогики: Учеб. пособие / Ред. кол. Н.В.Кузьмина; Отв. ред. И.А.Урклин. Л. : Изд-во ЛГУ, 1972. - 312 с.
134. Педагогика высшей школы: Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов / Ю.К.Бабанский, Т.А.Ильина, З.У.Жантекеева. Алма-Ата: Meieren, 1989. - 175 с.
135. Педагогика высшей школы: Учеб.-метод. пособие. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1985. - 192 с.
136. Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии, 1982, № 3. с. 44-54.
137. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И.Я.Лернера. М. : Педагогика, 1972. - 239 с.
138. Православие и культура: Сб. религ.-филос. ст. / Под ред. В.В.Зеньковского. Берлин: Русская книга, 1923. - 235 с.
139. Проблемы гуманитаризации высшего образования (Формирование нового мышления будущего специалиста). Новосибирск, 1990. -230 с.
140. Проблемы преподавания мировой художественной культуры в педагогическом вузе. Л. : Б. и., 1990. - 91 с.
141. Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.-метод. ст. / Под ред. Л.В.Богомоловой. М. : Новая школа, 1994. - 94 с.
142. Проблемы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в свете реформы школы: Межвуз. сб. науч. тр. Л. : ЛГПИ, 1988. -155с.
143. Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов (Сб. статей). Свердловск: Свердлов. ГПИ, 1981.-113 с.
144. Программа для педагогических институтов "Методика преподавания основ художественной культуры" / Сост. И.А.Химик. Л., 1991.
145. Программа для педагогических институтов "Мировая художественная культура" / Сост.: АЛ.Валицкая, Л.М.Мосолова, Г.К.Щедрина. Л., 1989.
146. Программа для педагогических институтов "Русская художественная культура" для специальности "Преподаватель мировой художественной культуры" / Сост. Л.А.Рапацкая. М., 1994. - 25 с.
147. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990,- 494с,
148. Пустозерская проза: Сборник. М. : Моск. рабочий, 1989.364 с.
149. Пушкин С.Н. Очерки русской историософии. Спб., 1996. - 92 с.
150. Размышления и афоризмы французских моралистов XYT-XYTII веков: Сборник. Л. : Худож. лит-ра, 1987. - 576 с.
151. Рапацкая Л.А. Искусство "серебряного века". М. : Просвещение: "Владос", 1996. - 192 с.
152. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. -М., 1991. 193 с.
153. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего муз.-педагогического образования: Автореф. дисс. .док. пед. наук. М., 1991.
154. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. доп. - М. : Музыка, 1972. - 168 с.
155. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Лит.-эстет. работы разных лет. М. : Искусство, 1990. - 604 с.
156. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М. : Республика, 1992.-397 с.
157. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитар, образования в высших шк.). М. : Б. и., 1992. -154 с.
158. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья: В 2-х т. Т. П. - М. : Искусство, 1994. - 684 с.
159. СкаткинМ.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. М. : Педагогика, 1984. - 96 с.
160. Скулябина С.А. Перестройка народного образования на основе демократизации и гуманизации: Учеб. пособие. Спб., 1991. - 40 с.
161. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. : Просвещение, 1976. - 160 с.
162. Современная дидактика: теория практике / Под ред. ИЯ.Лернера, И.КЖуравлева. - М. : ИТПиМИО РАО, 1994. - 288 с.
163. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М. : Прометей, 1993. -198 с.
164. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Брюссель: Жизнь с Богом, 1982. -143 с.
165. Соловьев B.C. Смысл любви: Избр. произ. М. : Современник,1991.-525 с.
166. Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика.-М. : Книга, 1990. 573 с.
167. Сорокин П.А. Социодинамика культуры // Человек. Цивилизация. Общество. -М. : Политиздат, 1992. 542 с.
168. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М. : Сов. композитор, 1975. - 202 с.
169. Столович Л.Н. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности. - М. : Политиздат, 1985. - 415 с.
170. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет, аксиологии. М. : Республика, 1994. - 464 с.
171. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика, соотношение. М. : Знание, 1983. - 64 с.
172. Струве H.A. Православие и культура. М. : Христианское изд.,1992. 337 с.
173. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-воМГУ, 1975. - 343 с.
174. Теоретические основы содержания общего среднего образования. / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. М. : Педагогика, 1983. -352 с.
175. Теория эстетического воспитания / Отв. ред. Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров. М. : Искусство, 1979. - 255 с.
176. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М. : Педагогика, 1982.
177. Троица Андрея Рублева. Антология. М. : Искусство, 1989.
178. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? М., 1993. - 104 с.
179. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.-112 с.
180. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М. : Наука, 1966. - 451 с.
181. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М. : Мысль, 1990,- 334 с.
182. Федотова В.Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии, 1987, № 3. с. 11-28.
183. Философия образования для XXI века. М., 1992. - 207 с.
184. Философия русского религиозного искусства XYI-XX веков. Антология. М. : Прогресс, 1993. - 400 с.
185. Философская энциклопедия. -М. : Сов. энциклопедия, 1964. Т.З. 584 с.
186. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В.Давыдова; РАО, -М. : ИНТОР, 1994. 128 с.
187. Флоренский П.А. Иконостас. М. : Искусство, 1995. - 255 с.
188. Флоренский П.А. Обратная перспектива / Собр. соч. Париж: Ymca-Press, 1985. - T. I: Статьи по искусству. - 399 с.
189. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств / Собр. соч. Париж: Ymca-Press, 1985. - T.I: Статьи по искусству. - 399с.
190. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.600 с.
191. Формирование духовной культуры студенческой молодежи. / Л.А.Аза, Н.АБегека, В.И.Казачков и др. Киев: Выща шк., 1990.-110 с.
192. Формирование эстетической культуры учителя. М.: Б. и., 1989. - 139 с.
193. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека. М.: Знание, 1982. -112 с.
194. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 1992. -510 с.
195. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1994. -157 с.
196. Художественная культура в докапиталистических формациях / Науч. ред. М.С.Каган. Л. : Изд-во ЛГУ, 1984. - 303 с.
197. Художественная культура и гармоническое развитие личности. -Киев: Наук, думка, 1982. 239 с.
198. Художественная культура и гуманизация образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Л.М.Мосоловой. Спб. : Образование, 1992. -152 с.
199. Художественная культура и развитие личности (Отв. ред. Ю.У.Фохт-Бабушкин). М.: Наука, 1987. - 222 с.
200. Художественная культура и эстетическое развитие личности / Отв. ред. В.И.Мазепа. Киев: Наук, думка, 1989. - 292 с.
201. Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы: Сб. ст. Новосибирск: НТК, 1989. - 240 с.
202. Художественное образование и эстетическое воспитание: проблемы и перспективы. М.: ВНИК "Школа", 1989. - 28 с.
203. Художественно-эстетическое воспитание и задачи гуманитаризации высшего образования. Магнитогорск, Б. и., 1989. - 61 с.
204. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
205. Шевченко Г.П. Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании и развитии подростков: Автореф. дисс. .док. пед. наук. Киев, 1986.
206. Шубарт В. Европа и душа Востока. Frankfurt а. М.: Посев, 1947. -125 с.
207. Шуртакова Т.В. Педагогические основы формирования гуманистического мировоззрения студентов средствами искусства: Автореф. дисс. .док. пед. наук. Казань, 1991.
208. Щекотов Н.М. Статьи, выступления, речи, заметки. М. : Сов. художник, 1963. - 354 с.
209. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 301 с.
210. Эстетическое воспитание: вопросы теории и практики. М. : ИФАН, 1990. -144 с.
211. Эстетическое воспитание студентов в учебном процессе: Меж-вуз. сб. науч. тр. Рига: ЛГУ, 1989. - 99 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.