Смысловая эволюция концептов пространства и времени в современной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мешкова, Ирина Николаевна

  • Мешкова, Ирина Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Ставрополь
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 202
Мешкова, Ирина Николаевна. Смысловая эволюция концептов пространства и времени в современной культуре: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Ставрополь. 2007. 202 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мешкова, Ирина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ.

1.1. Пространство и время в классическом научном мышлении: понятия и концепты.

1.2. Восприятие пространства и переживание времени в повседневном опыте

1.3. Современные поиски социокультурного смысла пространства и времени. и* • *

ГЛАВА II. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

2.1. Динамика современной культуры как фактор изменения концептов пространства и времени.

2.2. Концепты пространства и времени в визуальной культуре XX века.

2.3. От картины мира к жизненному миру современной культуры.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Смысловая эволюция концептов пространства и времени в современной культуре»

Актуальность темы исследования. Динамические изменения в культуре XX века интенсифицировали поиски нового основания человеческого бытия. Сама культура, ее антропологический аспект, доминирующие образы и внутренняя сущность предстали в совершенно ином свете. И во многом это произошло потому, что изменения в жизни человека и общества привели к появлению в культуре новых неожиданных черт, позволяющих говорить о феномене современности в ином культурном и философском контексте. Современная культура рефлексивна, обладает развитым самосознанием, ибо одна из сущностных ее черт - самопознание и самоосмысление. Философия лишь одно из средств данного процесса, но она помогает понять многие важные элементы современности и, в частности, тот смысл, который приобретает опыт восприятия пространства и времени в культурном самопознании.

Понятиям пространства и времени всегда отводилась одна из ведущих ролей в научном изучении реальности, а начиная с Нового времени они неизменно занимали ключевые позиции в конструировании картин мира. Предпринятое в новоевропейской науке и философии уподобление концептов пространства и времени физическим величинам сыграло решающую роль в дальнейшем становлении их смысла. Однако развитие теоретического знания показало, что понимание пространства и времени в традиционном смысле не является безальтернативным. Реалии современности свидетельствуют о существующей множественности в культуре, поэтому и теоретические конструкции сознания, коими являются представления о пространстве и времени, не могут быть сведены только к парадигме естествознания. Сама культура принуждает к пересмотру сложившихся представлений о том, что есть пространство и время. Появляется необходимость изучения пространства и времени в качестве интегрированного знания, дающего возможность соединения результатов, полученных в ходе исследований различных видов культурного опыта: научного, философского, религиозного, художественного, обыденно-практического. Одним из возможных путей изучения пространства и времени является обращение к феноменологическому понятию жизненного мира, феноменологической методике исследования смыслов, теории концепта. Изучением различных видов, типов пространства и времени занимались исследователи в контексте науки, философии, повседневного опыта. Целостное исследование концептов пространства и времени, сопоставляющее эти контексты, не предпринималось, что свидетельствует об актуальности данного диссертационного исследования.

В настоящее время корректно говорить не только о разрыве, обнаружившем себя в современной теории, но и о разрыве, произошедшем между теорией и повседневным, а также художественным опытом в понимании пространства и времени. Образовалась смысловая лакуна, которая требует культурфило-софского осмысления, что делает данную тему актуальной как в академическом, так и в социокультурном аспектах.

Степень научной разработанности проблемы. Сегодня накопился огромный интеллектуальный багаж, без которого невозможно рассматривать пространство и время только в гуманитарном ключе. Следует выделить три основных парадигмы, в контексте которых исследователи занимались изучением данных концептов: историческая, социологическая и феноменологическая. Связаны они, прежде всего, с именами Ф. Броделя, П. Бурдье, Э. Гуссерля1.

Изучению концептов как наиболее актуальных фигур для понимания процессов, происходящих в современной культуре, посвящены работы Ф. Гват-тари, Ж. Делеза, М. Джонсона, Дж. Лакоффа, в отечественной теории - труды

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. - М., 2006. - 551 е., Бурдье Г1. Начала. - М., 1994. - 287 е., Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. - М., 1993. - 333 е., Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Язык и интеллект. Сб. - М., 1996. - С. 14-95, Гуссерль Э. Начало геометрии. - М., 1996. - 267 е., Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, кн. 1.-М., 1911.-56 с.

Н.Д. Арутюновой, С.А. Аскольдова, С.Г. Воркачева, А.А. Григорьева, Д.С. Лихачева, С.С. Неретиной, Ю.С. Степанова, JI.O. Чернейко и других ученых1.

В круг интересов исследователей, которые обращались к изучению концептов пространства и времени, попадали географические, геологические, экономические, политические, культурологические, философские, антропологические, исторические, социологические, психологические, лингвистические и другие аспекты, анализировавшиеся с позиций разных научных школ и в рамках целого ряда дисциплинарных и междисциплинарных подходов. В нашем исследовании мы отразили наиболее значимые аспекты в понимании концептов пространства и времени с позиции философии культуры.

В контексте гуманитарной парадигмы проблематика пространственно-временной организации мира человека была поднята на уровень социально-философской рефлексии благодаря трудам М.М. Бахтина, Ф. Броделя, П. Бур-дье, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Гуссерля, А.Ф. Лосева, П.А. Флоренского, М. Фуко, Ю. Хабермаса, М. Хайдеггера и других исследователей2.

В последние десятилетия в современном социогуманитарном изучении пространственно-временных отношений получает распространение подход, основанный на феноменологической традиции. Основные его идеи, представлены в исследованиях А. Щюца, П. Бергера и Т. Лукмана, а также X. Абельса,

1 Делсз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - СПб., 1998. - 286 е., Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. - М., 2004. - 256 е., Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. - 895 е., Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М., 1997, С. 267-279, Воркачсв С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. - М., 2004. - 236 е., Григорьев А.А. Культурологический смысл концепта: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук: 24.00.01 - М., 2003. - 25 е., Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 1993. -№ 1. Т. 52. - С. 3-9., Неретина С.С. Тропы и концепты. - М., 1999. - 277 е., Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М., 2004. - 992 е., Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. - M., 1997.-319 с.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике / Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1986. - С. 234-407, Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв. - М., 2006. - 551 е., Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. - M., 1993. - 333 е., Вебер M. Избранное: протестантская этика и дух капитализма. - М., 2006. - 648 е., Гуссерль Э. Начало геометрии. - М., 1996. - 267 е., Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1978. - 623 е., Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов геометрии: (Опыт нового истолкования мнимостей). - M., 1991. - 95 е., Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. M., 1977. - 488 е., Ха-бермас Ю. К логике социальных наук. Теория коммуникативного действия // Современная западная теоретическая социология (реферативный сборник). Юрген Хабермас. Вып. 1,- М., 1991. - 327 е., Хайдеггср M. Бытие и время.-М„ 1997.-451 с.

Б. Вальденфельса, К. Гиртца, И. Гофмана, Дж. Мида, Дж. Морено, Й. Хейзинга и др.1

В отечественной науке значение социально-феноменологического анализа развития культуры осмыслено в трудах В.И. Пржиленского, Н.М. Смирновой, И.П. Фарман. Аспекты изучения жизненного пространства нашли отражение в работах таких исследователей, как О.В. Забродина, Л.Г. Ионин, Б.В. Марков, H.JI. Новикова, В.М. Розин, А.Ф. Филиппов, В.Н. Фуре и других2.

Проблемы пространства и времени в контексте культурологической парадигмы рассматривались Э. Тайлором, А. Крёбером и К. Клакхоном, а также Б.Л. Губманом, П.С. Гуревичем, М.С. Каган, Н.Е. Колосовым, Б.В. Марковым, B.C. Степиным.3

Попытка превзойти физический идеал, каноны классической рациональности в натурфилософии предпринята в работах Р.А. Аронова, В.И. Вернадско

1 Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М., 2004. - 1056 е., Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М., 1995. - 323 е., Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпретативную социологию. - СПб., 1999. - 261 е., Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. - СОЦИО-ЛОГОС. Вып. 1. Общество и сферы смысла. -М., 1991. - С. 34-67, Гиртц К. Идеология как культурная система / Интерпретация культур;'-"М., 2004. - С. 225-268, Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М., 2000. - 302 е., Американская социологическая мысль: Тексты. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495 е., Морено Дж. Театр спонтанности. - Красноярск, 1993. - 124 е., Хейзинг Й. Homo Ludcns. - М., 1997. - 416 с. 2

Пржиленский В.И. Феноменология и путь к повседневности // Принципы и методы исследования в филологии. Конец XX века: Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». - Вып.6. - СПб - Ставрополь, 2001. - С. 87 - 89, Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. - Москва, Ростов н/Д., 2005. - 496 е., Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». -М., 1997. - 221 е., Фарман И.П. Теория познания и философия культуры: Критич. анализ зарубеж. идеалист, концепций. - М., 1986. - 197 е., Забродина О.В. Восприятие пространства и времени: историко-культурологический и аксиологический аспект: дисс. на соиск. уч. канд. культур, н. по спец. 24.00.01. - Красноярск, 2004. - 154 е., Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие. - М., 2000. - 430 е., Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир, - М., 2006 - 224 е., Филиппов А.Ф. Теоретические основания социологии пространства: дисс. на соиск. уч. ст. д. социол. н. по спец. 22.00.01 . - М„ 2003.-254 е., Фуре В.Н. Контуры современной критической теории. - Минск, 2002. - 164 с. з

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - 572 е., Клакхон К. К. М. Зеркало для человека: Введ. в антропологию. - СПб., 1998. - 351 е., Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры. - М., 2004. - 1006 е., Гуревич П.С. Культурология. - М., 2005. - 280 е., Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. - 1982. -№ 10, Колосов Н.Е. Пространственное воображение и язык в формировании социально-исторических понятий. - дисс. на соиск. уч. ст. д. филос.н. по спец. 09.00.11. - СПб, 2002. - 405 е., Марков Б.В. Человек и глобализация мира/Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I. - СПб. 2001. -С. 100-122, Степин B.C. Устойчивое развитие и проблема ценностей / Техника, общество и окружающая среда: материалы международной научной конференции - М., 1998-С. 3-42. го, П.П. Гайденко, В.И. Каширина, Н.Н. Моисеева, В.В. Терентьева и ряда других исследователей.1

Проблеме изучения восприятия пространства и переживания времени в различных языковых картинах мира посвящен ряд исследований, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Основы современного представления о языке как об образе мира представлены в гипотезе лингвистической относительности Э. Сепира и Б. Уорфа. В отечественной науке, прежде всего, следует назвать имена М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, А.А. Потебни, Г.Г. Шпета, а также работы Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, В.Г. Гак, Г.Д. Гачева, Е.А. Земской, В.В. Морковкина, Л.Г. Пановой, В.Н. Топорова, Е.С. Яковлевой и других. Во многом благодаря лингвистическим открытиям современная культура, обнаружив социальное единство, открыла многообразие культур и их непоглощаемость.2

Значительное влияние на современное понимание пространства и времени оказали идеи М. Маклюэна, рассматривающего социально-исторический процесс с точки зрения развития средств массовой коммуникации. Исследованию экранной, визуальной культуры посвящены работы Ж. Бодрийара, Ж. Де-леза и Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко, а также Ж. Лакана,

1 Аронов Р.А., Терентьсв В.В. Существуют ли нефизичсские формы пространства и времени // Вопросы философии. - 1988. - № 1, Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991. - 270 е., Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. - M., 2006. - 464 е., Каширин В.И. Очерки философии планетарного самосознания. - Ставрополь, 1996. -254 е., Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. - 1997. -№№ 2,3.

2 Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Языки как образ мира. - М.; СПб., 2003. - С. 127-138, Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку // Языки как образ мира. - М.; СПб., 2003. - С. 157-202, Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике / Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1986. - С. 234-407, Лихачев Д.С. Литература-реапыюсть-литература. - Л., 1984. - 271 е., Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера - история. - М., 1999. - 447 е., Потебня А.А. Из записок по русской грамматике: В 4-х т. - М., 1985, Шпет Г.Г. Мысль и Слово: Избр. тр. - М., 2005. -686 е., Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. - 1995. -№ 1, Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М., 1998. - 895 е., Вежбицкая А. Язык. Культура. Позиа-ние. - М., 1996. - 416 е., Гак В.Г. Языковые преобразования. - М., 1998. - 763 е., Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. - М., 1998. - 345 е., Земская Е.А. Язык как деятельность: морфема, слово, речь. - М., 2004. - 681 е., Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики (Анализ слов со значением времени в рус. яз.). - М., 1977. - 185 е., Панова Л.Г. Наивно-языковая физика и метафизика: слова «пространство» и «время» http://www.dialog-21.ru/Archive/200I/voIumel/l29.htm, Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М.: Наука, 1983. - С. 227-284, Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994. - 344 с.

С. Жижека. Среди российских авторов следует назвать, прежде всего, О.В. Аронсона, Л.Г. Ионина, Т.Г. Киселеву, В.И. Михалкович, К.Э. Разлогова, В.М. Розина, М.К. Рыклина, М.Н. Эпштейна.1

Взаимопроникновению идей в искусстве и философии, а также вопросам отражения жизненного мира в искусстве посвящены работы С.С. Аверинцева, А.Ф. Лосева, X. Ортега-и Гассет, Э. Панофски, Б.В. Раушенбаха и др. Немногим ранее, чем в других сферах человеческой деятельности, постмодернизм как культурное явление обнаружил себя в искусстве, затем его преломление было открыто в остальных сферах. В связи с этим работы Ж. Бодрийара, Ж. Делеза, Ж. Деррида, Ф. Джеймисона, Ж.-Ф. Лиотара, П. де Мана, Р. Рорти, У. Эко и некоторых других мыслителей помогают понять не только специфику сферы художественного, но и специфику феномена постмодернизма в целом.

Важно отметить, что, несмотря на существующие исследования концептов пространства и времени, проблема понимания культурного пространства и времени, минуя естественнонаучные представления, изучена недостаточно, поэтому в реалиях современности все в большей степени актуализируется необходимость подобного осмысления. Данным фактом и было обусловлено определение объекта, предмета, цели, задач и структуры диссертационного исследования.

1 Маклюэн М. Медиум - это Послание, http://testpsy.chat.ru/litra/2-mclw.html, Бодрийяр Ж.-М. Система вещей:-М., 1999. - 222 е., Делез Ж., Гватарри Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. Сб. обзоров и рефератов. -Минск 1996.-С. 6-31, Деррида Ж. Письмо японскому другу// Вопросы философии. - 1992,-№4, Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., СПб., 1998. - 159 е., Фуко М. Слова и веши. Археология гуманитарных наук. М., 1977. - 488 е., Лакан Ж. Имена-Отца. - М., 2006. - 84 е., Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. - 1998. -№ 1-2, Аронсон О.В. Язык времени // Делез Ж. Кино. - М. 2004. - С. 11-36., Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие. — М., 2000. — 430 е., Киселева Т.Г. Глобализация в обществе и культура мира: Лекция. - М., 2002. - 27 е., Михалкович В.И. Телевидение и шизофрения // Искусство кино. - 1999. - № 10, Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. - М., 1982 - 158 е., Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. - М., 2006 -224 с., Рыклин М.К. Жиль Делёз: кино в свете философии//Искусство кино. - 1997.-№ 4, Эпштейн М.Н. На границах культур: Российское - Американское - Советское. - Нью-Йорк, 1995. - 205 с. 2

Аверинцев С.С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон Э. Избранное. Том.1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. - М., СПб., 1999. - С. 487-496, Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том VIII, книга И. - М., 1988. - 447 е., Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры // Избранные труды. - М., 1997. - 700 е., Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб., 2002. - 236 е., Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. -М„ 1980. - 288 е., Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - М., СПб., 1998. - 159 е., Ман П. де. Слепота и прозрение: Ст. о риторике соврем, критики. - СПб., 2002. - 255 е., Рорти Р. Философия и зеркало Природы. - Новосибирск, 1997. - 296 е., Эко У. (интервью с Ли Маршалл) // Искусство кино. - 1997. - № 9.

Объектом исследования являются концепты пространства и времени как единицы смыслового поля современной культуры.

В качестве предмета исследования рассматриваются изменения в содержании концептов пространства и времени в социокультурной динамике современности.

Цель исследования - проследить смысловую эволюцию концептов пространства и времени, обусловленную динамикой современной культуры. В соответствии с целью предполагается решить следующие исследовательские задачи:

- исследовать пространство и время в классическом научном мышлении в качестве понятий и концептов;

- определить роль повседневного опыта в формировании содержания концептов пространства и времени;

- раскрыть социокультурный смысл пространства и времени;

- выявить особенности изменения концептов пространства и времени в современной культуре;

- проанализировать роль визуальной культуры XX века в образовании концептов пространства и времени;

- рассмотреть роль жизненного мира в понимании концептов пространства и времени в современной культуре.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, сформировавших новейшую парадигму в философии культуры, основанную на применении феноменологического и герменевтического подходов. Для изучения эволюции концептов пространства и времени применены методы интерпретативной социологии и социологии знания. В данном исследовании при обработке материала применяется системный и сравнительный анализ. На определенных этапах используется культурантропологический и структурно-функциональный подходы, а также метод деконструкции и культурно-типологический метод выявления характерных особенностей концептов пространства и времени.

Представляется возможным применить междисциплинарный подход к изучению концептов пространства и времени с тем, чтобы приблизиться к преодолению фрагментарности в исследовании данной проблемы, выйти на новый уровень анализа пространственно-временных связей и отношений, которые обнаруживаются в современной культуре.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- в результате анализа естественнонаучных и классических философский определений пространства и времени выявлено, что наиболее эффективным инструментом для философии культуры в изучении пространства и времени является концепт;

- на основе целостного понимания концептосферы определена роль повседневного опыта, отражающего дотеоретический и донаучный жизненный мир человека как средство интеграции пространственно-временных понятий и образов;

- раскрыт социокультурный смысл пространства и времени, состоящий в соединении научно-теоретического, художественно-эстетического и обыденно-практического видов культурного опыта и рефлексии над ними;

- определено, что особенности современной культурной концептуализации пространства и времени выражены в эффектах массовизации, визуализации, фрагментаризации;

- показано, что в современной визуальной культуре в концептообразовании пространства и времени нет привилегированных феноменов, ни один из них не доминирует над другими;

- обосновано, что смыслообразующую роль в понимании пространства и времени играет жизненный мир, синтезирующий различные элементы современной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Наиболее эффективным инструментом для философии культуры в изучении пространства и времени является концепт - самый актуальный термин для понимания процессов, которые происходят в современной культуре. Изучение пространства и времени как культурных феноменов осуществляется путем интегрального рассмотрения всех аспектов и подходов для их исследования. Научное познание, прежде считавшееся самодостаточным средством определения понятий и постижения сущности, в настоящее время рассматривается как один из способов познания мира. На основе естественнонаучных определений давались дефиниции пространства и времени в философских системах классического периода, но и те, и другие были подчинены задаче операционализации данных понятий, а также превращения их в измеримые величины.

2. Содержание концептов пространства и времени формируется в повседневном опыте смысловой интеграции различных видов знания. Интегратив-ным началом, которое скрепляет различные элементы современной культуры, выступает жизненный мир, содержащий совокупность значений и смыслов, общих для всех представителей данной культуры. Этот жизненный мир основывается на повседневном опыте и предшествует любой теории, что позволяет ему выступать в роли единого основания для теоретических определений, художественных образов.

3. Представления о пространстве и времени не являются семантическими универсалиями, что подтверждается их различным содержанием в сконструированных в разных культурах реальностях. Существуют социальные универсалии, единство социального опыта, но нет универсалий культурных, наблюдается культурное многообразие. Рассмотрение пространства и времени в качестве концептов учитывает и универсальные, и уникальные смыслы, реализующиеся в различных культурах, но всегда состоящие в соединении научно-теоретического, художественно-эстетического и обыденно-практического видов культурного опыта и рефлексии над ними.

4. В современной культуре произошли изменения в восприятии концептов пространства и времени, что обусловлено как экстенсивными изменениями, прежде всего, глобализацией, технизацией средств массовой коммуникации и др., так и интенсивными, связанными с внутренней логикой развития философии, науки, искусства, истории и т.п. Особенности современной культурной концептуализации пространства и времени выражены в эффектах массовизации, визуализации, фрагментаризации.

5. Как показывает опыт развития концептосферы XX века в современной визуальной культуре в продуцировании, репродуцировании и транслировании концептов пространства и времени нет привилегированных концептообразую-щих феноменов. Наука, искусство, философия, повседневный опыт приобретают равнозначных статус, взаимодополняя друг друга, создавая различные, но равностатусные концепты пространства и времени. Так, современное искусство, все больше сближаясь с повседневностью и тем самым обращаясь к жизненному миру, становится не столько способом отражения реальности, сколько способом ее конструирования, способом философствования и видения. Наука и философия, в свою очередь, дают значимые для искусства интенции и смыслы.

6. Жизненный мир всегда выступал в качестве средства хранения смысла различных видов культурного опыта, связанного с восприятием пространства и переживанием времени. Но в современной культуре его роль и функция трансформируется, он превращается в активное начало. В разное время стержнем социокультурного конструирования реальности - пространственно-временного континуума, выступали то миф, то религия, то фундаментальная наука. Орга-ницизм, стремление к объединению, служившие основанием традиционной культуры, были необходимым условием и предпосылкой для построения целостной картины мира, задающей и дефиницию, и образ. В нынешней плюральной реальности - универсуме пространственно-временной множественности и неопределенности - сам жизненный мир играет конструктивистскую роль в создании новых значений, становится той основой, которая рождает концепты.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотрение пространства и времени в качестве концептов может дать наиболее полное, целостное понимание данных феноменов. Проделанная работа в определенной степени позволит заполнить существующую в теории лакуну, так как реалии современности предполагают кардинальный пересмотр традиционных представлений о пространстве и времени, новое осмысление данных феноменов и последующее изучение концептов пространства и времени. Отдельные положения работы могут быть использованы в преподавании истории философии, философии культуры, истории и философии науки, концепций современного естествознания, культурологии, социологии, лингвистики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена па кафедре истории и философии науки Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 09.00.13 - Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Отдельные результаты и выводы диссертационного исследования отражены в выступлениях на научно-практической конференции Московского государственного университета «Журналистика в 1999 году» (2000 г., г. Москва), 48, 49, 50, 52 научно-методических конференциях Ставропольского государственного университета «Университетская наука - региону» (2003, 2004, 2005, 2007 гг., г. Ставрополь).

По теме исследования опубликовано пять работ, в том числе одна из них - в журнале, включенном в утвержденный ВАК Министерства образования Российской Федерации перечень ведущих научных журналов и изданий. Общий объем публикаций 1,4 печатных листов.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 281 источник, в том числе 11 - на иностранных языках. Общий объем диссертации составляет 201 страницу машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мешкова, Ирина Николаевна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В современной культуре наметились изменения в восприятии пространства и времени. На смену однозначного бытия пришла множественная, вариативная реальность, которая требует всестороннего изучения и понимания. Сущностными чертами современной культуры являются вариативность, множественность, массовизация, визуализация, фрагментаризация. Наиболее эффективным инструментом для изучения современной культуры является концепт, характерные черты которого (фрагментарность, субъектность, вариативность, открытость структуры) соответствуют характерным чертам современной культуры. Следует подчеркнуть, что изменения, произошедшие в восприятии концептов пространства и времени, обусловлены как экстенсивными изменения, прежде всего глобализацией, технизацией средств массовой коммуникации и др., так и интенсивными, связанными с внутренней логикой развития философии, науки, искусства, истории и т.п.

На примере опыта развития искусства XX века показано, что в современной парадигме в процессе концептообразования нет привилегированных концептообразующих феноменов, все приобретают равнозначный статус, взаи-модополняя друг друга. Взаимопроникновение идей, законов, методов, подходов и т.п. из различных сфер друг в друга становится характерной чертой современного знания и культуры в целом. Основой, единством сохраняющихся и изменяющихся идей, законов, методов, подходов и т.п. является жизненный мир, который выступает как средство синтеза культуры.

Жизненный мир - средство хранения смысла различных видов опыта. Но в современной культуре его роль и функция трансформируется, он превращается в активное начало. В разное время стержнем социокультурного конструирования реальности выступали то миф, то религия, то фундаментальная наука. Органицизм, стремление к объединению, служившие основанием традиционной культуры, были необходимым условием и предпосылкой для построения целостной картины мира, задающей и дефиницию, и образ. В современном мире множественности, неопределенности, фрагментарности обращение к жизненному миру позволит человеку сохранить, возвратить «исчезающую реальность». В мире виртуальности, фантомов и симулякров человек испытывает потребность сохранения того фундамента, который способен удержать его в реальном мире, сохраняя связи и традиции. Современному человеку необходимо осознание возможности восприятия объективной реальности, различения виртуального и реального миров. Если человеку, жившему в средние века, не нужно было восприятие объективной реальности, необходимо было «видение» и близость потустороннего мира (отсюда и зеркальное, потустороннее отражение - обратная перспектива - в иконах), то современному человеку осознание возможности восприятия объективной реальности необходимо. В нынешней плюральной реальности - универсуме множественности и неопределенности жизненный мир играет конструктивистскую роль в создании новых значений, становится той основой, которая рождает концепты.

176

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В знаково-символической сфере и сфере значений современной культуры произошли изменения, которые коснулись концептов пространства и времени. Очевидно, что каждая смысловая единица не остается неизменной. Обогащение культурных представлений, развитие науки и философии, эволюция самой культуры - все это расширяет смысловое наполнение поля концептов. Однако в случае рассмотрения концепта пространства и концепта времени мы говорим не просто о расширении концептуального поля, речь идет об изменении содержания данных концептов. Ранее естественнонаучные операциональные определения довлели над остальными представлениями о пространстве и времени, были навязаны теоретическими системами жизненному миру. Внимание было искусственно сфокусировано только на одной из прагматических составляющих концептов пространства и времени, которая обусловливала и программировала направление мыслительного процесса в сторону естествознания.

Динамические изменения в культуре XX века, сама культура, ее антропологические основания, внешний облик и внутренняя сущность предполагают пересмотр сложившихся установок в изучении концептов пространства и времени. Стало очевидным, что определение пространства и времени в качестве объекта естественнонаучных, операционально-технических и умозрительно-философских построений дает лишь научно-методологическую экспликацию пространства и времени. Понимание пространства и времени как культурных феноменов предполагает интегральное рассмотрение всех углов зрения и восприятия; интегративным началом, которое скрепляет различные динамические элементы современной культуры, выступает жизненный мир, содержащий совокупность значений и смыслов, общих для всех представителей данной культуры. Этот жизненный мир основывается на повседневном опыте и предшествует любой теории, что позволяет ему выступать в роли единого основания для теоретических определений, художественных образов и т.п. Современная культура - это становление единства в многообразии.

Изменения, произошедшие в восприятии концептов пространства и времени, обусловлены как экстенсивными изменениями, прежде всего, глобализацией, технизацией средств массовой коммуникации и др., так и интенсивными, связанными с внутренней логикой развития философии, науки, искусства, истории и т.п. На примере опыта развития искусства XX века показано, что в современной парадигме в процессе концептообразования нет привилегированных концептообразующих феноменов, все приобретают равнознач-ф ных статус, взаимодополняя друг друга. Взаимопроникновение идей, законов, методов, подходов и т.п. из различных сфер друг в друга становится характерной чертой современного знания и культуры в целом. Основой, единством сохраняющихся и изменяющихся идей, законов, методов, подходов и т.п. является жизненный мир, который выступает как средство синтеза культуры.

Важно отметить, что изменения^произошли не только в восприятии и со** держании концептов пространствами времени, но и в среде их формирования. Начиная с мифологического сознания, представления о пространстве и времени складывались в лоне теоретических конструкций. В современной культуре представления о пространстве и времени формируются при непосредственном участии жизненного мира. В разное время стержнем социокультурного конструирования реальности выступали то миф, то религия, то $ фундаментальная наука - иными словами, теоретические системы. Органицизм, стремление к объединению, служившие основанием традиционной культуры, были необходимым условием и предпосылкой для построения целостной картины мира, задающей и дефиницию, и образ. Сегодня отличительной чертой культуры является ориентация на разъединение, и, как следствие, на фрагментарность - черта, прямо противоположная особенностям традиционной культуры. В качестве единственной инстанции, уравнивающей (гармонизирующей) роль различных концептообразующих феноменов и сохраняющей целостность современной культуры, выступает жизненный мир, опытная среда. Жизненный мир играет концептообразующую роль не только посредством рождения новых образов в искусстве и новых теоретических конструктов в науке, но и непосредственно, в особенности относительно концептов пространства и времени. Если ранее жизненный мир выступал, прежде всего, в качестве места хранения смысла различных видов опыта, то в современной культуре его роль и функция трансформируется. В реальности множественности, неопределенности жизненный мир становится той основой, которая объединяет мир. Жизненный мир начинает играть конструктивистскую роль, служить источником и средством создания новой реальности. Он играет смыслообра-зующую роль в новом понимании пространства и времени, уравнивая различные динамические элементы современной культуры.

Изучение концептов пространства и времени проводилось средствами культурологии, лингвистики, социологии, феноменологии, однако в культурном контексте концепты пространства и времени нуждаются в философском осмыслении, что открывает широкие возможности для рефлексии над результатами культурологических, семиотических и других гуманитарных исследований.

В диссертации нами были рассмотрены три смысловые, генетически обусловленные составляющие концептов пространства времени, однако каждая из них нуждается в более глубоком анализе, осуществление которого не входило в цели и задачи данного исследования. Если «пространство» и «время» как научные термины всесторонне изучены, то пространство и время как воспринимаемый и переживаемый опыт и как образы сознания и творчества исследованы в меньшей степени, что открывает перспективы дальнейшего рассмотрения:

- пространство и время как воспринимаемый и переживаемый опыт могут представлять интерес для философии культуры, антропологии, лингвистики, языкознания, феноменологии, герменевтики, социологии, этнометодологии, социальной философии, истории, психологии;

- пространство и время как образы сознания и творчества могут быть объектом исследования для философии культуры, культурологи, эстетики, литературоведения, лингвистики, искусствознания, религиоведения.

Каждый концепт имеет сложную слоистую структуру, однако, она является ограниченной, хотя не и строго фиксированной: структура концептов пространства и времени является открытой. В перспективе исследований каждый из слоев концептов может быть подвержен дальнейшему расслоению и последующему и изучению.

Узость значений слова «пространство» в русском языке, вызванная недостаточной разработанностью отдельных разделов отечественной философии (прежде всего, таких ее разделов, которые мыслят пространство) привела к неразвитости философского языка и породила смысловые лакуны в языковой картине. В связи с этим в русском языке слово «пространство», в отличие от «времени» имеет крайне неразвитую систему значений и требует более четкой дифференциации. Данное положение открывает новые горизонты для проведения работ в области лингвистики, языкознания, философии культуры, философии языка и ряда междисциплинарных исследований.

В контексте современной этнополитической ситуации представляется перспективным рассмотрение эволюции концептов пространства и времени в религиозном сознании. Также концепты пространства и время представляют интерес для геополитических исследований.

По проблематике концептов пространства и времени могут быть проведены психолингвистические исследования по определению наличия (глубины) культурного диссонанса, имеющего место в обыденном сознании в результате разрыва теории и практики (на примере рассмотрения концептов пространства и времени).

Плодотворным могут быть исследования по реконструкции эволюции визуализации концептов пространства и времени по предложенной в данной работе схематической модели.

Перспективными нам представляются исследования по рассмотрению метафорических концептов и их функционированию в современной культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мешкова, Ирина Николаевна, 2007 год

1. Абельс X. Интеракция, идентичность, презентация: Введение в интерпре-тативную социологию / Пер. с нем.; Под общ. ред. Н.А. Головина, В.В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1999.-261 с.

2. Абельс X. Романтика, феноменологическая социология и качественное социологическое исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.-Т. 1. - Вып. 1.-С. 10-37.

3. Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Иппонского: Пер. с лат // Августин Аврелий. Исповедь; Абеляр П. История моих бедствий. -М.: Республика, 1992. С. 7-222.

4. Авени Э. Империя времени. Календари, часы и культуры / Перевод с англ. Дм. Палец. К.: София, 1998. - 384 с.

5. Аверинцев С.С. Между средневековой философией и современной реальностью // Жильсон Э. Избранное. Т.1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М.: Университетская книга, 1999. - С. 487-496.

6. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. -343 с.

7. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.-608 с.

8. Американская социологическая мысль: Тексты / Перевод, сост. Е. И. Кравченко / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495 с.

9. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная модель мира // Семиотика и информатика. 1986. - Вып. 28. - С. 27-39.

10. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. - № 1. - С.11-28.

11. Аристотель. Физика/Собр. соч. в 4-х т. Т. 3. - М.: Мысль, 1981. - 613 с.

12. Аристотель. Собр. соч. в 4-х т. -Т.4. М.: Мысль, 1981.-574 с.

13. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.-392 с.

14. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени // Вопросы философии. 1988. - № 1. - С. 26-38.

15. Аронсон О.В. Анонимность закон телевидения // Искусство кино. -1997. -№ 4.-С. 42-47.

16. Аронсон О.В. Язык времени // Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. -С. 11-36.

17. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Яз. рус. культ., 1998. - 895 с.

18. Арутюнова Н.Д. Введение // Логический анализ языка: Ментальные действия. М.: Яз. рус. культ., 1993. - С. 3-32.

19. Аскин Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М.: Мысль, 1966.-200 с.

20. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: Истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. - 222 с.

21. Бауман 3. Индивидуализирванное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. - 390 с.

22. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация: Очерки по истории философско-эстетической мысли. М.: МОНФ, 1999. - 239 с.

23. Батракова С.П. Образ мира в живописи XX века // На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX века. М.: Наука, 1994. - 272 с.

24. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. литература, 1986.-С. 234-407.

25. Башляр Г. Предисловие к книге «Поэтика пространства» // Вопросы философии. 1987. - № 5. - С. 78-65.

26. Белый А. Начало века / Предисл. Л. Каменева. М.: В/О «Союзтеатр», 1990.-526 с.

27. Бергсон А. Восприятие изменчивости / Пер. с фр. В.А. Флеровой. СПб.: М.И. Семенов, 1913.-44 с.

28. Бергсон А. Длительность и одновременность // По поводу теории Эйнштейна / Пер. с фр. А.А. Франковского. Пг., 1923. - 154 с.

29. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания / Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. - М.: Моск. Клуб, 1992. - 235 с.

30. Бергсон А. Творческая эволюция; Материя и память / Пер. с фр. Минск: Харвест, 1999.- 1407 с.

31. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд и др., 1995. - 323 с.

32. Бердяев Н.А. Кризис искусства. Репринт, изд. - 1990. - 47 с.

33. Бертолуччи Б. Мы— часть чужой культуры// Искуство кино. 1995. -№8.-С. 57-61.

34. Бибихин В.В. Язык философии. М.: Прогресс, 1993. - 403 с.

35. Бодрийяр декодирует «Матрицу» http://www.russ.ru/culture/cinema/20030923.html

36. Бодрийяр Ж.-М. В тени молчаливого большинства, или конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 123 с.

37. Бодрийяр Ж.-М. Система вещей / Пер. с фр. М.: Рудомино, 1999. -222 с.

38. Бодрийяр Ж.-М. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. - 318 с.

39. Бодрияр Ж. Прозрачность Зла: Сборник эссе. М.: Добросвет, 2000. ~ 257 с.

40. Бок Ф. К. Структура общества и структура языка // Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М.: Знание, 1975. - С. 382-396.

41. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Скиф, 2000. - 217 с.

42. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII вв. / Пер. с фр. Л. Е. Куббеля, 2-е изд. М.: Весь Мир, 2006. - 551 с.

43. Бурдье П. Начала: Сборник / Пер. с фр. М.: Socio-Logos: Фирма «Адапт»,1994.-287 с.

44. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Социология ^ политики / Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993. - 333 с.

45. Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности. -СОЦИО-ЛОГОС. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс, 1991. -С. 34-67.

46. Вебер М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем.: М. И. Левина, П. П. Гайденко, А. Ф. Филиппов. 2-е изд., доп. и испр. - М.:1. РОССПЭН, 2006. 648 с.

47. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / Пер. с англ. / Отв. ред. МА. Кронгауз / Вступ. ст. Е.В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. -416 с.

48. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.: Шевчук, 2002. - 289 с.11

49. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. - 270 с.

50. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. -519с.

51. Виндельбанд В. О Сократе / Лики культуры. Альманах. Т. 1. М.: Юрист,1995.-С. 121-143.

52. Витгенштейн Л. Избранное / Пер. с англ. В. Руднева. М.: Дом интеллектуал. кн., 1999. 127 с.

53. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Прогресс, 1989. - 148 с.

54. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. М.: Гнозис, 2004. -236 с.

55. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. Избранные труды. М.: Прогресс, 1986.-594 с.

56. Вудроу Г. Восприятие времени / Экспериментальная психология. Т.2. -М.: Изд-во «Иностранная литература», 1963. - С. 859-875.

57. Выготский JI. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. - 341 с.щ) 58. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер снем. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

58. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблемя времени в европейской философии и науке. М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.

59. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля // Вопросы философии. 1992. -№7. - С. 74-81.

60. Гальцева Р.А. Западноевропейская культурология между мифом и игрой //

61. Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США / Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. М.: Культ. Инициатива, СПб.: Университетская книга, 2000. - 640 с.

62. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры: (гуманит. коммент. к естествознанию). Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1992. - 316 с.

63. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Курс лекций. М.: Академия, 1998.-345 с.

64. Гачев Г.Д. Советский человек// Независимая газета. 1994. -№ 18.

65. Гессе Г. Петер Каменцинд. Игра в бисер / Пер. с нем. М.: Олимп; «Издательство Астрель»; Фирма «Издательство ACT», 2000. - 688 с.

66. Гидденс Э. Социология М.: Эдитоиал УРСС, 1999. - С. 483.

67. Гиртц К. Идеология как культурная система // Интерпретация культур.

68. М.: РОССПЭН, 2004. С. 225-268.

69. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 219 с.

70. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. 302 с.

71. Государство и общество в условиях глобализации: взгляд слева (Ин-т сравнит, политологии РАН; отв. ред. А.А. Галкин). М.: Оверлей, 2003. -326 с.

72. Григорьев А.А. Концепт и его лингвокультурологические составляющие // Вопросы философии. 2006. - № 3. - С. 64-69.

73. Григорьев А.А. Культурологический смысл концепта: автореф. дис. на со-иск. уч. ст. канд. филос. наук : 24.00.01 М.: Рос. ин-т культурологии,2003.-25 с.

74. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. Изд. 2-е, стереотип. М: Едиториал УРСС, 2003. - 568 с.

75. Губман Н. Современная философия культуры. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. - 536 с.

76. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. -350 с.

77. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2005. - 280 с.

78. Гуревич П.С. Первообразы культуры // Лики культуры: Альманах. Т. 1. -М.: Юрист, 1995.-С. 500-515.

79. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и интеллект. Сб. / Пер. с англ. и нем. / Сост. и вступ. ст. В.В. Петрова. М.: Издательская группа «Прогресс» , 1996. - С. 14-95.

80. Гуссерль Э. Начало геометрии / Введение Жака Деррида / Пер. с фр. и нем. М. Маяцкого. М.: Ad Marginem: Ceu Press, 1996. - 267 с.

81. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос, кн. 1. М.: Мусагет, 1911.-56 с.

82. Давыдов Ю.Н. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы М.: Наука, 1997. - 319 с.

83. Данильченко Т.Ю. Феномен лакунарности в языке и культуре (автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. культур, н. по спец. 24.00.01.). Краснодар,2004. 24 с.

84. Делез Ж., Гватарри Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип (реферативное изложение). М.: АН СССР, 1990. - 107 с.

85. Делез Ж. Кино. М.: Ад Маргинем, 2004. - 624 с.

86. Делез Ж., Гватарри Ф. Ризома / Философия эпохи постмодерна. Сб. обзоров и рефератов. Минск: Красико, 1996. - С. 6-31.

87. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. С.Н. Зенкина -СПб.: Алетейя: CEU, 1998.-286 с.

88. Делёз Ж. Логика смысла / Пер с фр. Я.И. Свирского. М.: Academia, 1995. - 297 с.

89. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. - № 4.-С. 64-73.

90. Джерри Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь (Collins) в 2-х т., 2-е изд. / Пер. с англ.- М.: Вече, ACT, 1999.

91. Диагноз времени как проблема социальной теории и практики: Сборник научных статей / Предисловие доктора социологических наук, профессора Шаповалова В.А. Москва - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - 304 с.

92. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 2000 - 238 с.

93. Динамическая симметрия в науке, искусстве, реальной жизни: Сборник материалов к фестивалю симметрии (Ставрополь, 5 декабря 2003 г.) / Под ред. д-ра филол. наук, проф. К.Э. Штайн Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. -237 с.

94. Дэвис П. Суперсила: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. Е.М. Лейника. -М.: Мир, 1989.-272 с.

95. Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия: Сборник / Ред. Е.В. Петровская, А.Т. Иванов, предисл. М. Рыклина. М.: РИК «Культура», 1993.- 199 с.

96. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998. - № 1-2.

97. Жильсон Э. Избранное. Т.1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. - М., СПб.: Университетская книга, 1999. - С. 496

98. Забродина О.В. Восприятие пространства и времени: историко-культурологический и аксиологический аспект: дисс. на соиск. уч. канд. культур, н. по спец. 24.00.01. Красноярск, 2004. - 154 с.

99. Западная философия: Итоги тысячелетия: Сборник / Перевод, сост. В. М. Жамиашвили. Екатеринбург; Бишкек: Деловая кн.: Одиссей, 1997. - 654 с.

100. Зимовец Р. Феномен «разрыва» и проблема границ феноменолого-герменевтической концепции историографии http://raskopki.fatal.ru/filtxt2.htm

101. Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство.-М.: Искусство, 1981.-251 с.

102. Ионин Л.Г. Социология культуры: Путь в новое тысячелетие. 3-е изд. -М.: Логос, 2000. - 430 с.

103. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. -1982.- № 10.-С. 64-72.

104. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Живопись. Л.: Фонд «Ле-нингр. галерея», 1990. - С. 66.

105. Кант И. Собрание сочинений: Юбил. изд., 1794-1994: В 8 т. Т. 5. - М.: ЧОРО, 1994.-413 с.

106. Кара-Мурза С.Г. Истмат и проблема Восток-Запад. (Серия: Тропы практического разума)-М.: Алгоритм, 2001.-256 с.

107. Карслян К.А. Искусство игры на часовых стрелках по Стерну natapa.msk.ru/biblio/sborniki/karslyan.htrn

108. Каширин В.И. Очерки философии планетарного самосознания. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - 254 с.

109. Киселева Т.Г. Глобализация в обществе и культура мира: Лекция. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусства, 2002. - 27 с.

110. Козловски П. Современность постмодерна // Вопросы философии. -1995.- № 10.

111. Койре А.В. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий: Пер. с фр. / А.В. Койре. М.: Эдиториал УРСС, 2004. - 272 с.

112. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / Пер. с фран. С. Зенкина. — М.: Изд-во Сабашниковых: CEU, 2001. 333 с.

113. Конец века конец чернухи? // Искусство кино. - 1998. - № 3. - С. 10112.

114. Колосов Н.Е. Пространственное воображение и язык в формировании социально-исторических понятий. дисс. на соиск. уч. ст. д. филос.н. по спец. 09.00.11. - СПб, 2002. - 405 с.

115. Королев К. Язык мира // Языки как образ мира. М.: ООО Изд-во «АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 5-6.

116. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 496 с.

117. Кузнецов М.М. Философия Маршалла Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета М.: Институт философии РАН, http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc

118. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская наука, 1997. -640 с.

119. Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер с англ. / Т. Кун. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 365, 3. с.

120. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.

121. Лакан Ж. Имена-Отца / Пер. с фр. А. Черноглазова; / Предисл. и общ. ред. Ж.-А. Миллера. М.: Гнозис: Логос, 2006. - 84 с.

122. Лаудан Л. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М.: Логос, 1996. -С. 294-342.

123. Леви-Строс К. Мифологики: Сырое и приготовленное / Пер. с фр. А. 3. Акопяна, 3. А. Сокулер. М.: FreeFly, 2006. - 398 с.

124. Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком. Сочинения в 4 т. Т. 1. - М.: АН СССР, Ин-т философии, Мысль, 1982. - 636 с.

125. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957.- 101 с.

126. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М.: Гослитиздат, 1953. 640 с.

127. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Ин-т эксперимент, социологии, СПб.: Алетейя: CEU, 1998. - 159 с.

128. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? / Ad Marginem '93. -М.: Ad Marginem, 1994.- 190 с.

129. Лифшиц М., Рейнгардт Л. Кризис безобразия: От кубизма к поп-арт. -М.: Искусство, 1968. 201 с.

130. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия Академии наук. Серия литературы и языка.- 1993.- №1.- Т. 52.-С. 3-9.

131. Лихачев Д.С. Литература-реальность-литература. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1984.-271 с.

132. Лой А.Н. Социально-историческое соединение категорий «Время» и «Пространство». Киев: Наук, думка, 1979. - 135 с.

133. Лосев А.Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Студенческий меридиан, 1983. № 9-10.

134. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Том VIII, книга II. М.: Искусство, 1988.-447 с.

135. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль 1978. - 623 с.

136. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера -история. - М.: Яз. рус. культуры, 1999. - 447 с.

137. Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном. Таллинн: Александра Сор, 1994.-214 с.

138. Маггеридж М. Либералистское стремление к смерти // Литературная газета. 24 марта 1971. -№ 13.

139. Маклюэн М. Медиум это Послание, http://testpsy.chat.ru/litra/2-mclw.html

140. Малевич К.С. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой / Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. М.: Гилея, 2000. - 389 с.

141. Ман П. де. Слепота и прозрение: Ст. о риторике современной критики / Пер. с англ. Е.В. Малышкина. СПб.: Гуманитар. Акад., 2002. - 255 с.

142. Марков Б.В. Мораль и разум. Послесловие// Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. - С. 341-375.

143. Марков Б.В. После оргии. Предисловие / Бодрийар Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000. - С. 3-32

144. Марков Б.В. Человек и глобализация мира// Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: Сб. статей. Вып. I / Под ред. Маркова Б.В., Солонина Ю.Н., Парцвания В.В. СПб.: Петрополис, 2001. - С. 100-122.

145. Маркова JT.A. Постмодернизм в науке, религии и философии http://www.philosophy.nsc.ni/jouraals/philscience/l 101 /03mark.htm

146. Маркова JI.A. Теология в эпоху постмодернизма // Вопросы философии. 1999.- №2.-С. 56-63.

147. Массовая культура: за и против // Нева. 2003. - № 9. - С. 24-35.

148. Мах Э. Познание и заблуждение: Очерки по психологии исследования. -М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2003. 455 с.

149. Маяцкий М. Некоторые подходы к проблеме визуальности в русской философии//Логос. 1995.- №6.-С. 115-128.

150. Медиаэнциклопедия. Изобразительное искусство http://visaginas.km.ru/modules.php?name=Articles&pa=showarticle&articlesid =93&page=3

151. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента: Наука, 1999.- 605 с.

152. Милле К. Современное искусство Франции. Минск: Красико, 1995. -253 с.

153. Мифы, которые мы выбираем // Искусство кино. 1998. - № 6. - С. 8795.

154. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. -1994.- №4.-С. 3-13.

155. Моисеев Н.Н. Конспект статьи «Универсальный эволюционизм (Позиция и следствия)» // Вопросы философии. 1991. - № 3. - С. 3-28.

156. Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь. 1997.- №№2,3.

157. Моисеев Н.Н. Россия в поисках нового пути ("Вехи" 2001 года) / Львов Д.С., Моисеев Н.Н. Россия в окружающем мире: 1999 / Под общей редакцией Н.Н. Моисеева, С.А. Степанова.-М.: МНЭПУ, 1999.-С. 15-19.

158. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М.:1. Наука, 1977.- 192 с.

159. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики (Анализ слов со значением времени в рус. яз.). М.: Изд-во МГУ, 1977. - 185 с.

160. Нанси, Ж.-Л., Петровская Е. Техника и природа. Беседа // Логос. 1997. -№ 9.-С. 130-145.

161. Насонова А.И. Мифотворчество обыденного сознания // Философские исследования.- 1993. № 1. - С. 109-113.

162. Неретина С.С. Тропы и концепты. М.: Ин-т философии РАН, 1999. -277 с.

163. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Пер. Г.А. Рачинского / Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 57-157.

164. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х. т. T.l.-М.: Мысль, 1990.-831 с.

165. Новикова Н.Л. Повседневность и язык: культурологические основания и эмпирические реалии. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филос.н. по спец. 24.00.01 -Саранск, 2003.-С. 311.

166. Новые направления в социологической теории / Д. Силвермен, Д. Уолш, М. Филипсон, П. Филмер; Пер. с англ. Л.Г. Ионина; Общ. ред. Г.В. Оси-пова; Вступ. ст.: Л. Г. Ионина, Г. В. Осипова, с. 5-24. М.: Прогресс, 1978. -391 с.

167. Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Пер. с лат. и коммент. А.И. Крылова. -М.: Наука, 1989. 15, 687 с.

168. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Токовый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН: Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с

169. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, 2001. - 509, 1. с.

170. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Избранные труды: Пер. с исп. М: Весь мир, 1997. - 700 с.

171. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. -М.: Политиздат, 1985. 175 с.

172. Панова Л.Г. Наивно-языковая физика и метафизика: слова «пространство» и «время» http://www.dialog-21.ru/Archive/2001/volumel/l29.htm

173. Панова Л.Г. Русская «наивная» космология / Русский язык: исторические судьбы и современность. Тезисы докладов. М.: МГУ, 2001 - С.78-83.

174. Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма / Пер. с нем. Ю. Н. Попова. 2 изд., испр. - СПб.: Наследников, 2002. - 236 с.

175. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-Пресс, 1997. -270 с.

176. Переписка Эйнштейна с М. Бессо // Эйнштейновский сборник 1977. М.: Наука, 1980.-327 с.

177. Петровская Е.В. Фигуры времени // Вопросы философии. 2000. - № 10. -С. 103-109.

178. Письмо К.С. Малевича Александру Бенуа, май 1916. Рукописный отдел ГРМ. Ф. 137. Д. 1186. Л. 1-3.

179. Плеханова Т.Ф. Текст как диалог. Мн.: МГЛУ, 2002. - 253 с.

180. Плунгян В.А. Время и времена: к вопросу о категории числа / Логический анализ языка. Язык и время. М.: Русские словари, 1997. - 227 с.

181. Подорога В.А. Феноменология тела: Введение в философскую антропологию (Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов). М.: Ad Marginem, 1995. - 344 с.

182. Попова И.М. Представления о настоящем, прошедшем и будущем как переживание социального времени // Социс. 1999. - № 10.

183. Поппер К." Нормальная наука и опасности, связанные с ней // Кун Т. Структура научных революций: Сб. / Пер с англ. / Т. Кун. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - С. 313-326.

184. Постмодернизм и культура (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии,- 1993.- №3.-С.

185. Прехтль. П. Введение в феноменологию Гуссерля. Томск: «Сфера», 1999.-267 с.

186. Пржиленский В.И. Онтологические предпосылки познания социальной реальности. Ставрополь: Изд-во Ставр. техн. ун-та, 1998. - 200 с.

187. Пржиленский В.И. Теоретическое и дотеоретическое в философском знании / Философия науки, культуры, языка. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2005.-С. 8-13.

188. Пржиленский В.И. Феноменология и путь к повседневности // Принципы и методы исследования в филологии. Конец XX века: Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». Вып.6. - СПб - Ставрополь, 2001.-С. 87-89.

189. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) / Гарнцев М.А. М.: Изд-во МУ, 1987. - 215 с.

190. Пуанкаре А. О науке: Сборник / Пер. с фр. / Под ред. JI. С. Понтрягина. -2-е изд., стер. М.: Наука, 1990. - 735 с.

191. Разлогов К.Э. Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982. - 158 с.

192. Разлогов К.Э. Пришествие телевидения // Искусство кино. 1997. -№2.-С. 42-45.

193. Раушенбах Б.В. Пристрастие: Сборник. (Символы времени). М.: Аграф, 2000.-372 с.

194. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основ, методов. М.: Наука, 1980. - 288 с.

195. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание http://mediavirus.narod.ru/

196. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994. -225 с.

197. Розин В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. - 224 с.

198. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. - № 6. -С. 24-27.

199. Рорти Р. Философия и зеркало Природы: Пер. с англ.. Новосибирск: Изд-во Новосибирск, ун-та, 1997. - 296 с.

200. Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. -М.: Аграф, 1999.-381 с.

201. Руднев В. П. Феноменология события // Логос. 1993. - № 4. - С. 8693.

202. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН, Ин-т русс. яз. / Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Азбуковник, 2003. - 474 с.

203. Русский язык. Энциклопедия. / Гл. ред. Ф.П. Филин. М.: Советская энциклопедия, 1979. -432 с.

204. Русское культурное пространство: Лингвокультурологический словарь: Вып. 1. / И.С. Брилева, Н.П. Вольская, Д.Б. Гудков, И.В. Захаренко, В.В. Красных. М.: Гнозис, 2004. - 318 с.

205. Рыклнн М.К. Жиль Делёз: кино в свете философии // Искусство кино. -1997.- № 4. С. 45-51.

206. Рыклин М.К. Слово о невозможном. Феномен Славоя Жижека // Искусство кино.- 1998.-№ 1.-С. 107-111.

207. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе: Очерки и лекции / Пер. с англ. / Коммент. и указ. О. Ю. Артемовой при участии Ю. А. Артемовой, А. Г. Артемова. М.: Вост. лит., 2001. - 303 с.

208. Самосознание культуры и искусства XX века: Западная Европа и США / Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева. М.: Культ, инициатива, СПб.: Университетская книга, 2000. - 640 с.

209. Сепир Э. Грамматист и его язык // Языки как образ мира. М.: ООО «Изд-во ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 139-156.

210. Сепир Э. Статус лингвистики как науки // Языки как образ мира. М.: ООО «Изд-во ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - С. 127-138.

211. Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М.: ИФ РАН, 1997. - 221 с.

212. Сноу Ч.П. Две культуры и научная революция // Сноу Ч.П. Портреты и размышления.-М.: «Прогресс», 1985.-С. 195-226.

213. Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В.С, Филатов В.П.-М.: Политиздат, 1991.-414 с.

214. Современный философский словарь / Под. ред. В.Е. Кемерова. М.Бишкек - Екатеринбург: Одиссей, 1996. - 608 с. (электронная версия http://wwvv2.usu.ru/philosophy/socphil/rus/texts/chrestomatia/topic07.html

215. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество / Под ред. А.Ю. Согомонова. М.: Политиздат, 1992.-С. 297-307.

216. Степанов А.И. Число и культура: Рациональное бессознательное в языке, литературе, науке, современной политике, философии, истории. М.: Языки славянской культуры, 2004. - 832 с.

217. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Академический Проект, 2004. - 992 с.

218. Степанов Ю.С. Слово // Русская словесность: Антология / Под ред. проф.

219. B.П. Нерознака. -М.: Academia, 1997. 317 с.

220. Степин B.C. Устойчивое развитие и проблема ценностей / Техника, общество и окружающая среда: материалы международной научной конференции М.: ИФ РАН, 1998. - С. 3-42.

221. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 239 с.

222. Телевидение вчера, сегодня, завтра / Пер. Терина В.П. М.: Издательство «Искусство», 1987. - 275 с.

223. Терентьев В.В. Формирование современных пространственно-временных представлений / В. В. Терентьев; М-во путей сообщ. Рос. Федерации. Моск. гос. ун-т путей сообщ. (МИИТ). Часть 2. М.: Изд-во Моск. гос. унт путей сообщ. (МИИТ), 2001. - 317 с.

224. Техника, общество и окружающая среда: материалы международной научной конференции (18-19 июня 1998). М.: ИФ РАН, 1998. - 297 с.

225. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983.-С. 227-284.

226. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. - 255 с.

227. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Шк. «Яз. рус. культуры», 1995.-357 с.

228. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола // Искусство кино. 1998. - № 8.1. C. 97-101.

229. Уэйт Д. Политическая онтология // Философия Хайдеггера и современность.-М.: Наука, 1991.-С. 183-207.

230. Фарман И.П. Теория познания и философия культуры: Критич. анализ зарубеж. идеалист, концепций / Отв. ред. В. А. Лекторский; АН СССР, Инт философии. М.: Наука, 1986. - 197 с.

231. Федотов Г.П. Carmen saeculare // Лицо России: Сборник статей (19181931). Париж: Ymsa-press, 1967. - 417 с.

232. Федяев О.И., Пауков Д.П. Нейронные сети: прогнозирование как задача распознавания образов www.uran.donetsk.ua/~masters/2003/fvti/paukov/library/neurow.htm

233. Филиппов А.Ф. Гетеротопология родных просторов // Отечественные за* писки. 2002. - № 6-7.

234. Филиппов А.Ф. Теоретические основания социологии пространства: дисс. на соиск. уч. ст. д. социол. н. по спец. 22.00.01 . М., 2003. - 254 с.

235. Филипсон М. Феноменологическая философия и социология / Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978. - С. 194289.

236. Философия М. Хайдеггера // Логос. 1991. - № 2. - С. 104-112.

237. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. -253 с.

238. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 321 с.

239. Флоренский П.А. Время и пространство // Социологические исследования,- 1988.- № 1.

240. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. Расширение области двухмерных образов геометрии: (Опыт нового истолкования мнимостей). М.: Альм. «Лазурь», 1991.-95 с.

241. Флоренский П.А. У водоразделов мысли: Статьи по искусству / Собр. соч. в 4-х т. Т.1. / Под общ. ред. Н.А. Струве. - Париж: Ymsa-press, 1985. -398 с.

242. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.-488 с.

243. Фуре В.Н. Глобализация жизненного мира в свете социальной теории: к постановке проблемы // Общественные науки и современность. 2000. -№6. -С. 12-17.

244. К 248. Фуре В.Н. Контуры современной критической теории. Минск: ЕГУ,2002.- 164 с.

245. Фуре В. Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса / В. Н. Фуре Минск: Экономпресс, 2000. - 221, 2. с.

246. Хабермас Ю. К логике социальных наук. Теория коммуникативного действия // Современная западная теоретическая социология (реферативный1 сборник). Юрген Хабермас. Вып. 1. -М.: ИНИОН РАН, 1991. 327 с.

247. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект// Вопросы философии. -1992.- №4.

248. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: «Ад Мар-гинем», 1997.-451 с.

249. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления Сост., пер., вступит. ст., коммент. и указ. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. - 445 с.

250. Ценев В. Психология рекламы (Реклама, НЛП и 25-й кадр). М.: Бера-тор, 2003.-200 с.

251. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. М.: Б. и., 1997.-319 с.

252. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Просвещение, 1987. - 134 с.

253. Шиллер Ф. Другу истины и красоты / Пер. с нем.; сост. и ред. пер. Т. А. Ермакова. Калининград: Янтар. сказ, 2004. - 253 с.

254. Шкловский В.Б. Проблема времени в искусстве // Шкловский В. О теории прозы. М.: Наука, 1983. С. 242-249.

255. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998 - 640 с.

256. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс,1996.-414 с.

257. Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 1056 с.

258. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Науп ка, 1994.-С. 482-498.

259. Эко У. (интервью с Ли Маршалл) // Искусство кино. 1997. - № 9.

260. Эко У.От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст. Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 года http://www.pseudology.org/webmaster/UmbertoEco.htm

261. Эпштейн М.Н. На границах культур: Российское Американское - Советское. - Нью-Йорк: Слово/Word, 1995. - 205 с.

262. Эфиров С. А. Социальное согласие: утопия или шанс? М.: Издательство Ин-та социологии, 2002. - 98 с.

263. Языки как образ мира. М.: ООО «Изд-во ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. - 568 с.

264. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: «Гнозис», 1994. 344 с.

265. Ямпольский М.Б. Кино без кино//Искусство кино. 1998.- №9.-С. 111-114.

266. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры: философский очерк. Саратов: Изд-во СГУ, 1989.- 151 с.271. «American Abstract Artists», 1946. Каталог выставки.

267. Blumer Н. Simbolic interactionizm. Perspective and method. N.Y., 1969.

268. Edward В. Tylor. Primitive Culture: Researches into the Development of Mythology, Philosophy, Religion, Art, and Custom. Vol. I. L.: John Murray, 1903.

269. Foucault M. Le langage de l'espace // Dits et el ecrits, P.: Gallimard, 1994, v.l.

270. Genette G. Espace et langage, Paris: Gallimard, 1997.

271. Malinowski B. Argonauts of the Western Pacific. N.Y.: Dutton, 1961.

272. Giddens A. A contemporary critique of historical materialism. London: Mac-millan, 1981.

273. Giddens A. The consequences of modernity. Cambridge: Polity Press, 1984.

274. Sorokin P., Merton R., Social Time: A Methodological and Functional Analysis // The Sociology of Time / Ed. By J. Hassard. New York: St/ Martin's Press, 1990.

275. Strauss L. An Introduction to Heideggerian Existentializm. Paris: Gallimard, 1994.

276. Worsley P. The three worlds: culture and world development. London Mac-millan, 1984.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.