Серия романов Д.М. Балашова "Государи московские" как цикл тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Меркушов, Станислав Федорович

  • Меркушов, Станислав Федорович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Тверь
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 206
Меркушов, Станислав Федорович. Серия романов Д.М. Балашова "Государи московские" как цикл: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тверь. 2008. 206 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Меркушов, Станислав Федорович

Введение.*.

Глава 1. Романы Д. М. Балашова в контексте русской исторической прозы XX века.

Глава 2. Идейно-тематические связи и характерология героев "Государей московских".

Глава 3. Своеобразие нарратологии Д. М. Балашова.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Серия романов Д.М. Балашова "Государи московские" как цикл»

Ушедший из жизни сравнительно недавно, Д. М. Балашов (1927-2000) оставил после себя обширное творческое наследие, состоящее из прозаических произведений больших и малых форм. Это и очерки (напр., своеобразная летопись "Города страны"1), и рассказы, которые Балашов писал больше в последний период жизни (напр., "Ведьма", "Сын", "Любовь" и др.), i j это повесть и роман, посвященные новгородской истории, - "Господин Великий Новгород" (1967), явившаяся литературным дебютом художника, и "Марфа-посадница" (1969). Но главное творение писателя - многокнижие "Государи московские". Оно представляет собой историко-философское изображение жизни Руси с 1263 по 1400-е гг. и, несомненно, заслуживает тщательного изучения. Поэтому, не случайно в качестве предмета исследования мы избрали именно этот цикл произведений. Как и каждый выдающийся автор, Д. М. Балашов постоянно находился в творческом поиске. Это отражалось и в стиле романов, и в их содержании. И, конечно, любой цикл произведений, будь то поэтический или прозаический, является художественным единством. А произведения Дмитрия Балашова, вошедшие в серию "Государи московские", - еще и философское, историко-этнографическое и речевое единство.

Естественно, если мы рассматриваем специфику бытования какого-то литературного жанра (в нашем случае это исторический роман), необходимо дать его определение. Жанр понимается нами, согласно теории М. М. Бахтина, как "типическое целое художественного высказывания, причем существенное целое, целое завершенное и разрешенное"2.

Г. Н. Поспелов так определяет это понятие: "Жанр - это не вид какого

1 См., Балашов Д. Города страны // Роман-журнал XXI век. 2000. №4. С. 5-44. нибудь отдельного рода; жанровые и родовые свойства лежат в разных плоскостях содержания произведений. Жанровые свойства произведений - это не свойства их формы, выражающей содержание, это типологические свойства самого их художественного содержания"3.

Определение данного термина получает конкретное наполнение в книге В. А. Юдина "Современный русский исторический роман": "Жанр — конкретное бытие литературы. . В жанре наиболее отчётливо проявляется зависимость литературы от условий жизни и в то же время воплощается творческая самостоятельность и свобода художника. Изучение жанра позволяет лучше выяснить закономерности художественного мышления и его реализации в адекватной реалистической форме, а значит, глубже раскрыть историко-литературный процесс и показать индивидуальный вклад писателя"4.

В работе "Функциональное изучение литературы и проблема жанра" С. Ю. Баранов обозначает жанр как "способ реализации эстетических качеств литературы, один из уровней их конкретизации. Мера конкретизации, осуществляемой через посредство жанра, зависит от характера эстетической жизни эпохи"5.

Нужно заметить, что исторический жанр, как и другие жанры, в новейшей европейской прозе меняется в своих параметрах. Если в первой половине XIX века основным историческим жанром была повесть ("Тарас Бульба" Н. Гоголя, "Капитанская дочка" А. С. Пушкина и др.), то в середине XX века им становится роман. Только жанр исторического романа был способен отразить все противоречия, катаклизмы и переломные моменты этой

2 Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении // Бахтин под маской. Вып. 2. М., 1993, с. 144

3 Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983, с. 206.

4 Ершов J1. Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство. Л., 1967, с. 5.

5 Баранов С. Ю. Функциональное изучение литературы и проблема жанра // Жанры в историко-литературном процессе. Вологда, 1985. эпохи. Бахтинское понимание собственно романа как незавершенного, "единственно становящегося жанра" "при полном свете исторического дня"6, в большой степени соотносится непосредственно с жанром исторического романа. Исторический роман - есть также жанр развивающийся как по причине движения самой истории, так и в связи с появлением новых, альтернативных исторических концепций и гипотез.

Для более точного определения жанра исторического романа, необходимо выявить основные его признаки. Прежде всего, это историзм, один из важнейших признаков исторического романа, часто упоминающийся исследователями, однако без необходимых разъяснений и определений. При анализе романов Дмитрия Балашова мы опираемся главным образом на точку зрения М. И. Стеблин-Каменского, определившего историзм как "гипотезу нетождества", т.е. предположение, что психология средневекового человека нетождественна психологии современного человека. Историзм появляется не тогда, когда замечаются разница в образе жизни, быте и т.п., а тогда, когда осознаются отличия в человеческой психологии. Но здесь нужно обязательно заметить, что Балашов в своих романах смотрел на этот аспект под несколько иным углом зрения: "Раз мои герои способны вызвать сопереживание у современного читателя, значит, нет смысла говорить о каком-то непреодолимом, принципиальном отличии психологии человека нашего времени от душевного мира древнего, по нашим меркам, человека. Но отличие это существует, и для меня оно настолько притягательно, что именно стремление понять его, это отличие, и сделало из фольклориста и историка Балашова писателя Балашова, если меня таковым считают" .

Надо заметить, что некоторые ученые, занимающиеся зарубежной литературой, говорят об историзме как о методе исследования, характерном

6 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 447. для XIX века, а нашей эпохе, эпохе постмодерна присущ так называемый о новый историзм . Признанным "отцом" направления считается Стивен Гринблат, американский филолог, который начал применять новый метод при анализе пьес Шекспира в 1982 году. Новый историзм получил название "новый" с целью различения его с историзмом XIX века. А. Эткинд в статье "Новый историзм, русская версия" пишет, что более ясно, чем не является новый историзм, и дает такое определение: это "история не событий, но людей и текстов в их отношении друг к другу"9. У нового историзма нет теории, есть только метод анализа. Появление этого направления - попытка переосмыслить роль истории во второй половине XX века. В соответствии со своим названием новое направление противостоит концепции историзма и в то же время продолжает ее.

Исторический роман впитал в себя множество предшествующих литературных традиций: романа воспитания, семейно-биографического, авантюрного романа и т.д. Безусловно, все эти традиции сыграли свою роль в формировании жанра. Между тем, по наблюдениям некоторых исследователей, наибольшее значение для жанра исторического романа имеет "готическая" традиция. Нам кажется, что говорить об этом, об определенной роли "готической" традиции в формировании исторического жанра, имеет смысл. В научной литературе отмечалось, главным образом, присутствие отдельных "готических" мотивов в отдельных исторических романах. Проблема взаимодействия жанров в целом не затрагивалась. Возможно,

7 Дмитрий Михайлович Балашов о своем творчестве.// Балашов Д. М. "Похвала Сергию". М.,1997, с. 11.

8 Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия). Дис. . канд. филол. наук. — М., 2002, с. 101.

9 Эткинд А. новый историзм, русская версия И Новое литературное обозрение. № 47, 2001. отчасти это объясняется недостаточной изученностью поэтики "готического"10 романа. Так или иначе, значение готического романа в становлении исторического жанра не ограничивается совпадением отдельных мотивов и ситуаций, а носит более глубокий характер. Исторический роман позаимствовал из "готики" не только средневековый колорит, но и этический конфликт и нравственную проблематику.

Таким образом, исторический роман — это не просто роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий. Помимо историзма как основного признака этого жанра, необходимо учитывать романические традиции, которые он в себе обнаруживает, в том числе, готическую.

По мысли С. М. Петрова, "важнейшее значение для исторического жанра имеет проблема соотношения истории и вымысла"11. Из столкновения исторического и вымышленного возникает в большинстве случаев сюжеты в исторической романистике. Патриотические чувства писателя, его отношение к тому или иному событию - необходимое условие живости повествования. Изображение внутренней жизни человека, отражение в ней истории составляет основную задачу писателя.

А. И. Пауткин дает довольно простое определение исторического романа: "роман, освещающий прошлое с точки зрения исторической преемственности. В основе — действительные факты истории, обычно значительные, закрепленные в памяти поколений"12.

С. А. Орлов, говоря о жанровой специфике исторического романа,

10 Можно определить "готический" роман как одну из разновидностей жанра романа, характерными чертами которой являются:

1) особый хронотоп (события разворачиваются в эпоху средних веков в пространстве средневековых зданий - замка, аббатства, башни, собора и т.п.);

2) этический конфликт, связанный с проблемами преступления и наказания и такими мотивами, как общение с дьяволом, родовая вина, родовое проклятье, возмездие;

3) присутствие (и в хронотопе, и в сюжете) сверхъестественного элемента.

11 ПетровС. М. Русский советский исторический роман. М., 1980, с. 382-411.

12 См., Пауткин А. И. Советский исторический роман. М., 1970, с. 3-7. 7 подчеркивает, что ее изучением занимались такие выдающиеся ученые, писатели и критики как Г. Гегель, О. Бальзак, А. Пушкин, Н. Добролюбов, М. Л

Горький и др . Уже Гегель высказал ряд значимых положений об историческом романе: "Художник неизменно принадлежит своему времени, своей эпохе, разделяет ее представления. Он творит для многих и в первую очередь для своего народа и своей эпохи, которые вправе требовать, чтобы художественное произведение было народу понятно и близко"14. Уход в прошлое не есть отрыв от реальности и современности. Это всегда и неизменно - попытка решить значительные вопросы современности; дать отклик на вопросы, волнующие многих.

Бальзак в "Предисловии к "Человеческой комедии", в "Письмах о литературе и искусстве", в "Этюде о Бейле" и др. отмечает, что историзм — это не простое обращение к исторической теме, а раскрытие жизни как сложного комплекса явлений, имеющих как свою предысторию, так и свое логическое развитие. В принципах построения исторического романа Бальзак стремился утвердить реализм. Он пишет о том, что через частное, через показ отдельного человека познается общественно-историческое, а типизация качеств и черт того или иного персонажа обеспечивает жизненность и правдивость этого персонажа.

Гармоничное соединение пропорций, общего и частного в их взаимопроникновении и единстве, показ действительности в противоречиях, в движении и развитии — то новое, что привнес А. С. Пушкин в исторический роман.

Н. А. Добролюбов обозначил "цель исторического романа - оживить мертвую букву летописного сказания, вдохнуть живую душу в мертвый скелет подобранных фактов, осветить лучом поэтического разумения историческую

13 См., Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.

14 Гегель. Сочинения., т. XII. М., 1960, с. 271. 8 темную эпоху."15. Критик говорит о необходимости поэтического воссоздания прошлого, образного, творческого познания истории.

С. А. Орлов четко очерчивает границы жанра исторического романа и выделяет основные его признаки: "Исторический роман - есть повествование, в сюжете которого имеет место обращение к прошлому народа (нации); это — образное воссоздание прошлого, при котором раскрываются существенные противоречия данной конкретной эпохи. . Для исторического романа характерен сознательный или стихийноматериалистический подход к познанию окружающей действительности и прошлого и вследствие этого раскрытие закономерностей процесса. . Динамика исторического процесса раскрывается в показе социально классовых столкновений , намечается перспектива общественного развития. . В историческом романе находим сочетание исторической правдивости с элементами домысла, но необходим приоритет правды над вымыслом. . В сюжете, в композиции произведения наряду с политическим и эстетическим идеалом выявляется и историческая концепция автора, его взгляд на развитие исторического процесса. . Наконец, в проблематике романа о прошлом важна идейно-политическая близость к задачам современности"16. Все эти признаки присутствуют в романах Д. М. Балашова.

1 7

Хотя сейчас, по замечаниям исследователей , произведения Д. М.

Балашова издаются миллионными тиражами, так было не всегда. В 1970-е годы Балашова печатали очень мало. Как замечает Вячеслав Огрызко, "в

1 8 столичные, "толстые" журналы хода ему практически не было" . Почти двадцать лет писатель публиковался в малотиражном тогда журнале "Север", доступном разве что библиотекарям Петрозаводска. Сам Балашов вспоминал о

15 Добролюбов Н. А. Полное собрание сочинений. Т. 1. М., 1953, с. 530.

16 Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. - Горький, I960, с. 428-429.

17 Романов Б. Словутый мастер // Литературная Россия. 1997. 7 ноября. С. 10-11.

18 См., Огрызко В. Гнев и милость. // Литературная Россия. 2000. 28 июля. 9 том периоде с лёгкой усмешкой: ".целый номер "Севера" был уничтожен из-за того, что в нём оказалась напечатана юбилейная статья о Балашове, тогдашний секретарь по идеологии Карельского обкома Киуру требовал сжечь весь тираж "Младшего сына" - 10000 экземпляров, который был срочно выброшен на прилавки и распродан в 3 дня".19 Причины такого отношения к

90 писателю и его произведениям выявил, опять же, В. Огрызко : 1) раздражение независимостью автора; 2) концепция исторических романов Балашова (увидел в монголо-татарском нашествии не только разрушительные, но и созидательные моменты — только монгольское нашествие сумело остановить католическую экспансию на Восток).

Только в годы перестройки Д. М. Балашов обрёл настоящую популярность, чему способствовали массовые тиражи "Романа-газеты", где его произведения начали печататься. В книгах Д. М. Балашова люди пытались найти ответы на интересующие их вопросы, к писателю в Новгород могли приезжать читатели из разных городов.

Работы о творчестве Д. М. Балашова, представленные в литературных журналах и газетах, возникали, в большинстве своём, в период конца 1970-х — середины 1990-х гг. Надо заметить, что интервью с писателем, публицистические его статьи появлялись едва ли не в большем количестве, нежели работы литературоведов о произведениях. Беседы о том, "как он пришел в историческую прозу", о первой написанной им повести ("Господин Великий Новгород"), о зарождении замысла цикла "Государи московские" (беседа с Р. Дериглазовым), о взглядах писателя на историю и исторический роман, о политических убеждениях, о судьбе России, о теории пассионарности, о связях человека и государства, о смысле жизни, о власти и властителях и т. д. (интервью с В. Калмыковым, с Г. Сазоновым, с В. Огрызко

19 Балашов Д. В это адски трудное время // Север. 2000. №5-6. С. 140-142.

20 См., Огрызко В. Гнев и милость. // Литературная Россия. 2000. 28 июля.

10 л I и др. ) открывают читателю новые грани личности и таланта Д. М. Балашова.

Авторы биографических статей освещают факты жизни и творчества Д. М. Балашова, а также выдвигают различные версии его убийства (Г. Балашов,

B. Огрызко, Н. Серегина, М. Петров, Д. Стешин, В. Натыкин и др.22).

Интерес представляют работы историко-литературного характера, в частности, М. Н. Жанузакова и В. Оботурова о художественной целостности от серии, И. Катченковой и Т. Никольской о поэтике многокнижия . Попытка полного анализа поэтики цикла "Государи московские" сделана А. М. Любомудровым24. JI. Гумилев в статье "Бремя таланта" повествует о том, как Д. Балашов на страницах произведений хроники реконструирует события

О ^ русского средневековья и воссоздает образы исторических лиц . В работе О.

C. Октябрьской раскрывается особое значение исторической детали, которая приобретает в романах Балашова весомость при описании обстановки,

21 "Засевай ниву душ человеческих" (беседу вёл В. Калмыков) // Книжное обозрение. -1988. - 20 мая (№21); "Историю обмануть невозможно" (беседу вёл Г. Сазонов) // Труд. -1995. - 20 января; "Народ должен знать свою историю" (беседа писателей Дмитрия Балашова и Руслана Дериглазова) // Слово. - 1991. -№11; "История — это строительство жизни" (беседу вёл В. Огрызко) // Литература в школе. - 1989. - № 6; "Доживём ли до золотой осени?" (записал Э. Лунев) // Советская культура. - 1990. - 27 октября (№ 43); "Будущее России ослепительно, если." (беседу вёл Д. Коржов) // Роман-журнал XXI век. - 2000. - № 11; "В какое время мы живём?" (Л. Гумилёв - Д. Балашов) // Согласие. -1990. - № 1; "Всегда в окружении фактов" (беседа с писателем) // Литературная газета. -1987. - № 41; "Армия должна быть патриотичной" (беседу вёл В. Огрызко) // Красная звезда. - 1989. - 1 декабря.

22 Балашов Г. М. Биография Балашова Д. М. // Север. - 2003. - № 11-12; Натыкин В., Чистяков А. Накануне писатель составил завещание // Труд-7. - 2000. - 20 июля; Несколько писем (Д. Балашов - Н. Серёгина) // Север. - 2003. - № 11-12. Рискин А. Смерть на даче // Независимая газета. - 2000. - 19 августа; Рявкин Г. Осуждён убийца писателя Дмитрия Балашова // Известия. - 2002. - 23 апреля; Стешин Д. Есть другие версии убийства // Комсомольская правда. - 2000. - 20 июля.

23 Жанузаков М. Н. Пути создания художественной целостности в цикле романов Д. Балашова "Государи Московские" // Филологические науки. - 1995. - № 4; Катченкова И., Никольская Т. История со многими неизвестными // Север. - 2003. - № 1-2.

24 См., Русские писатели. XX век. Библиографический словарь в 2 ч. Ч. 1. / редкол. Н. А. Грознова и др.; под ред. Н. Н. Скатова. - М., 1998, с. 127.

25 Гумилев Л. Н. Бремя таланта// Балашов Д. М. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1 . Младший сын - М., 1991. отдельных характеров и событий26.

Исследование поэтики отдельных произведений цикла проводят С. Котенко (о замысле, сюжете, системе образов романа "Младший сын"), В. Ганичев (об образе Ивана Калиты как "исторического деятеля, собирателя всего важного и нужного для будущего мощного государства" в романе "бремя власти"), Я. Гордин (о смысловом пласте и действующих лицах романа "Великий стол"), С. Шуртаков (о реалиях эпохи, пространственно-временной организации и лексическом уровне романа "Младший сын"), 3. Харламов (о сюжетных особенностях, системе образов, композиции, языке романа "Симеон Гордый"), Н. Серова (о факте и вымысле в изображении Дмитрия Донского в романе "Святая Русь") и др .

О фольклорных мотивах, об авторских отступлениях и т. п. произведений цикла "Государи московские" - работы А. В. Гончаровой, Ю.

OQ

Дюжева, JL Н. Скаковской, Б. Хотимского, В. Юдина и др .

Интерес к жанру исторического романа вообще и к творчеству Дмитрия Балашова в частности в последнее время возрастает. Такой интерес к

26 См., Октябрьская О. С. Историческая деталь в художественной системе Д. М. Балашова // Филологические науки. — 1996. - № 3.

27 См., Бойко М. Выбор // Литературное обозрение. - 1980. - № 1; Бондаренко В. Молитва в море зла // День. - 1992. - № 16; Ганичев В. Во имя потомков // Москва. - 1982. - № 5. Ганичев В. Художественный Кремль Д. Балашова // Роман-журнал XXI век. - 2000. - № 11; Гордин Я. Что было впереди? // Литературное обозрение. - 1980. - № 1; Дюжев Ю. Проза високосного года. Будет ли продолжение? // Север. - 1993. - № 3; Жанузаков М. Н. Голос историка в повествовательной структуре романов Д. М. Балашова // Вестник МГУ, серия 9, филология. - 1988. - № 6; Жанузаков М. Н. Пути создания художественной целостности в цикле романов Д. Балашова "Государи Московские" // Филологические науки. - 1995. - № 4; Серова Н. Два Дмитрия: романный и летописный //Север. - 1993. -№ 8; Тарланов 3. Художественное постижение истории // Север. - 1986. - № 4; Хотимский Б. Долг перед Отечеством // Знамя. - 1984. - Кн. 8; Шуртаков С. Воссоздание истории.//Москва. - 1980. - №3, и др.

28 См., Гончарова А. В. Традиция свадебной поэзии в серии исторических романов Д. М. Балашова "Государи Московские" // Филологические науки. - 1998. - № 1; Дюжев Ю. Обретение святынь // Север. - 1997. - № 8; Скаковская Л. Н. Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века. - Тверь. 2003; Хотимский Б. Былое, но не давнее // Литературная газета. - 1989. - 1 февраля (№ 5); Юдин В. Сын Отечества // Север. - 2003. - № 1-2, и др. прошлому является реакцией на традиционную историографию. Писатели, в том числе и Д. Балашов, стремятся сами расследовать прошлое, выдвигают свои версии исторических событий. Наблюдается интерес не просто к истории, а к новым интерпретациям ее. За 1980-2000-е было защищено несколько диссертационных работ, посвященных как проблемам этого жанра, так и конкретно произведениям Балашова (С. М. Исуповой, Д. В. Поль, А. В. Макрушина и др.). Не будем обманываться, полагая, что творчество Дмитрия Балашова, создавшего за полвека массу великолепных художественных и научных произведений, достаточно изучено. К сожалению, это не так. Актуальность работы вызвана именно необходимостью комплексного анализа произведений Д. М. Балашова. Несмотря на то, что вскоре после трагической гибели художника стали проводиться ежегодные Балашовские чтения, и на одном из них этот писатель был назван "историческим воспитателем"29 русского народа, по сей день не издано ни одной монографии (не считая диссертаций30), посвящённой его личности и книгам. Большинство научных работ, посвященных творчеству Д. М. Балашова, вышло в свет в начале 1980-х - середине 1990-х гг. (статьи Ю. Болдырева, А. Казинцева, 3. <21

Тарланова, Н. Серовой, М. Жанузакова и др. ). Содержание статей, на наш взгляд, не в полной мере отражает особенности текстов Д. М. Балашова.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней мы исследуем все романы Дмитрия Балашова серии "Государи московские", включая незаконченный роман "Юрий" с учетом характерных черт поэтики. Кроме

29 Субетто А. И. Дмитрий Михайлович Балашов как "исторический воспитатель" русского народа (доклад на четвертых Балашовских чтениях), В.- Новгород, 2004, 3 ноября.

30 Макрушин А. В. Автореферат кандидатской диссертации "Сергий Радонежский и его время в творчестве Д. М. Балашова. Традиции, стиль, поэтика". Тверь, 1998, и др.

См., Болдырев Ю. Дух эпохи // Литературная Россия. 1982. 26 марта. С. 18.; Тарланов 3. Художественное постижение // Север. 1986. №4. С. 100-110.; Серова Н. Два Дмитрия: романный и летописный // Север. 1993. №8.; Жанузаков М. Пути создания того, в ней впервые предпринимается попытка проанализировать многокнижие Балашова с целью практического доказательства того, что данная серия романов представляет собой цикл. В работе проводится сравнительно-типологический анализ всех романов серии "Государи московские", определяется место этого свода в контексте исторической прозы XX века, исследуется поэтика данных произведений как цикла. Представляется, что данная диссертация может внести свой вклад в изучение творчества романиста и найти практическое применение не только в среде деятелей науки и культуры, но и вообще, среди интересующихся исторической литературой.

Каждый исторический роман имеет определенные индивидуальные черты - это обусловлено и своеобразием творческого метода автора, и изменениями, привнесенными соответствующей эпохой. Но есть и общие особенности, присущие всем произведениям данного жанра. То же самое можно сказать и о произведениях Д. Балашова, входящих в многокнижие "Государи московские". Каждый роман цикла самобытен, но в то же время он существует в контексте свода в целом и потому несет в себе общие черты, характерные для всех романов. Поэтому предметом исследования является совокупность книг "Государей московских" и в то же время каждый роман серии.

Цель данной работы - обоснование того, что романы "Государей московских", взятые в совокупности, образуют цикл.

В соответствии с ней ставятся основные задачи исследования:

- определить место и роль романов Балашова в контексте исторической прозы XX века

- выявить критерии художественного единства романов художественной целостности в цикле романов Д. Балашова "Государи Московские" // Филологические науки. 1995. №4.

- обозначить идейно-тематические связи цикла "Государи московские"

- охарактеризовать "сквозных" героев произведений рассмотреть приметы изображаемой эпохи (явления русской средневековой культуры, фольклор и т. д.)

- проанализировать хронотоп, лексический и эмоциональный уровни содержания

В своей работе мы опираемся на научные труды о жанре и циклизации в литературе (М. М. Бахтин32, Ю. М. Лотман33, И. В. Фоменко34), об историческом романе (С. М. Петров35, С. А. Орлов36).

Необходим единый метод анализа произведений "Государей Московских".

Основной метод исследования - системный анализ сюжета, композиционных особенностей, характерологии, пейзажа, стиля, языка — требует также вспомогательных: сравнительно-типологического и историко-генетического.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что в нем уточняются некоторые моменты, связанные с циклизацией прозаических произведений, и обосновывается, что совокупность романов Д. М. Балашова серии "Государи московские" представляет собой цикл. Полученные результаты могут быть учтены при дальнейшем изучении творчества писателя.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты работы и содержащиеся в ней факты и наблюдения могут

32 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; Литературно-критические статьи. М., 1988 и др.

33 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1986; Избранные статьи: В 4 т.

М., 1992.

34 Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992

35 Петров С. М. Русский советский исторический роман. М., 1980.

36 Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.

15 быть использованы в общих и специальных курсах, а также в учебных пособиях по истории русской литературы XIX — XX веков.

Положения диссертации были представлены и обсуждались на различных конференциях и семинарах, в частности, в рамках ежегодных научных конференций, проходящих на филологическом факультете ТГУ, на конференциях "Русский язык и литература в современном культурном, информационном и образовательном пространстве" (г. Тверь, ТГУ), "Русское литературоведение на современном этапе" (г. Москва, МГГУ им. М. А. Шолохова).

По теме диссертации опубликовано пять научных статей.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

• На основе особенностей многокнижия "Государи московские" и признаков цикла исторических романов, выделенных М. Н. Жанузаковым, в диссертации выявлены циклообразующие связи этих произведений:

1. Идейно-тематическая связь. Тема собирания земель вокруг Москвы, упрочения Московского государства, идея национальной спаянности определяет все остальные критерии художественного единства романов Балашова, первым из которых является наличие "сквозных" героев.

2. "Сквозные" герои. Писатель не ставит себе задачи проследить становление характера, хотя этот момент тоже находится в зоне его внимания. "Сквозные " герои привлекают его в большей степени как строители Государства, по "Домострою" - строители Дома-государства. Социальный, государственный статус русских князей интересует Д. М. Балашова. При изображении "сквозных" героев, представленных основными историческими лицами, Д. М. Балашов пользуется едиными художественными приемами.

3. Единство пространства и времени. Балашов изображает переломный этап русской истории, этап создания единого Русского государства, по М. Бахтину - "пороговый"37 этап. Место действия всех романов серии - часть Европы и Азии, масштабность авторской исторической мысли освобождает пространство повествования от локальных топосов, тематика произведений укрупняет пространство. Особенностью хронотопа "Государей московских" является совмещение в рамках единого текста двух временных пластов: историко-сюжетного и современно-авторского (авторские отступления). Явления материальной и духовной культуры средневековья в произведениях цикла представляются как средоточие исторического опыта нации. Писатель знакомит читателя с наиболее яркими культурными реалиями периода, о котором ведется рассказ.

4. Лексико-стилистические средства. Балашов отчетливо понимал, что процесс создания единого русского языка подчинен процессу собирания русских земель, потому и цикл романов "Государи московские" создается за счет специфических лексико-стилистических средств. Романная лексика классифицирована в работе по типологическим признакам.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Меркушов, Станислав Федорович

Заключение

Мы выяснили, что произведения, входящие в цикл Д. М. Балашова «Государи Московские», имея отличительные особенности, обладают внутренним единством. В них соседствует бытописание (постройка домов в «Младшем сыне»), фольклорные зарисовки, философские отступления о судьбах мира и человека, об историческом пути России, споры с историками и писателями. Д. Балашов оживляет скупые летописные сведения о битвах и договорах, княжеских распрях и браках, поездках в Орду и Ордынских набегах на Русь, проникает в духовные процессы описываемой эпохи и сложный внутренний мир героев.

Но важно сказать, что каждый роман хроники Московских князей, как верно заметил Василий Оботуров427 может прочитываться как самостоятельное художественное целое со своими задачами и соответствующими средствами их решения. Во всех романах Дмитрий Балашов использует буквально все приёмы и средства - здесь и приглашающие к полемике авторские отступления, и панорамы массовых сцен, в том числе батальных, напряжённые сюжетные коллизии и точные бытописания. Если «Младший сын» - роман по преимуществу лирический, то «Великий стол» - политический. В свою очередь «Бремя власти» - роман-трагедия, «Симеон Гордый» - роман личной судьбы, обещавшей быть блистательной, но безвременно оборвавшейся, «Ветер времени» - своего рода роман надежды, и т. д.

Всё же многокнижие задумывалось как художественная летопись Московской Руси. В нём воспроизводится процесс формирования нового государства, начиная с момента появления Москвы до превращения её в центр северо-восточной Руси. Отдельные части эпоса сцеплены идейно-тематической общностью, выражающейся в наличии сквозных действующих лиц, художественного исследования родословной героев на протяжении нескольких поколений. Исключение - первый роман цикла - «Младший сын». Поскольку в нем представлен весь жизненный путь князя Даниила Московского, портрет его даётся в развитии. Прослеживается динамика характера, воссозданная через портрет, костюм, повторяющиеся детали. Некоторая статичность появляется в описании детских впечатлений и поступков князя в его зрелой деятельности.

Из суммы портретных деталей складывается полный портрет героя. С их помощью читатель сам представляет себе облик князя. Многое читатель черпает и из поведенческих характеристик и особенностей речи.

Лаконичны зарисовки внешности князя-юноши. Обращается внимание только на перемены в облике князя, которые чаще всего показываются глазами Фёдора, детского друга князя.

Настойчиво повторяются отдельные портретные доминантные черты Даниила (алый цвет губ, мальчишечья улыбка). Такие, на первый взгляд незначительные детали, обусловливают многое в герое.

Качества характера - доброта, честность и др. - детерминируют поведение Даниила в детстве и зрелости (к примеру, эпизод с бегством от мужика; забота князя о пришедших из разорённых татарами городов).

Речь князя обусловливается возрастными чертами, собственно княжеским положением, настроением.

Жизненные пути других основных действующих лиц цикла изображаются на протяжении нескольких романов (напр., Юрий - через два, Калита - через три, Алексий, Сергий — через восемь), но в художественном изображении персонажей автор пользуется теми же приемами, что и в первом

427 Оботуров Василий. Память неизбывна// Литературная Россия. 1987. 13 ноября. С.11.

188 произведении. Д. Балашов обращает внимание на внешние детали, отражающие порой черты характера (напр., у Юрия - рыжие волосы -указание на хитрость); оценивают героев часто сторонние наблюдатели, качества персонажей лучше воспринимаются в сравнении с другими, при противопоставлениях (Юрий и Михаил). При воссоздании внешнего и внутреннего облика исторических деятелей писатель обращается к первоисточникам (летописям), к трудам историков; иногда выстраивает «зону образа» героя гипотетически. Но такой подход не всегда успешен и может таить в себе опасность снижения значимости того или иного лица в данную эпоху. Например, образ Дмитрия Донского в «Святой Руси» намеренно снижен, автор романа чрезвычайно пристрастен в показе героев, не скрывает своих симпатий и антипатий. Поэтому князь в произведении Балашова жалок

428 и несдержан, что не соответствует историческои правде .

Писатель использует прием опосредованной, отстраненной по отношению к автору характеристики героев, прием акцентирования доминантной детали в облике героя, а также прием контраста.

Важный аспект, позволяющий говорить о «Государях Московских» как о художественном единстве - связь романов с русской и зарубежной средневековой культурой. В произведениях сосуществуют творцы (Феофан Грек, Андрей Рублев и др.) и их творения, философские взгляды персонажей (исихастские, богумильские, манихейские) и характерные для того времени явления (сохранившиеся языческие культы).

Фольклор в романах играет очень важную роль. Надо сказать, что Балашов, вводя фольклорные элементы в свои повествования, опирается прежде всего на героический эпос и обрядовую поэзию. Будучи выдающимся филологом-фольклористом, учёным, Балашов исследовал жанр русской

428 См., например, Серова Н. «Два Дмитрия: романный и летописный»// Север, 1993, № 8. баллады, много сделал для изучения особенностей русской свадьбы, её обрядовой стороны. Потому в романах много изображений свадеб. Часто это средство передачи характеров действующих лиц (ср., описания свадеб Даниила Московского и князя Андрея, etc). Устное творчество народа представлено в романах достаточно широко и многообразно: песни, пословицы, поговорки, загадки и т. д. Пейзажные зарисовки, созданные также в традициях народного поэтического творчества, в «Святой Руси» приобретают ещё и функцию усиления пафоса романа о величии Руси. Образы Даниила Московского, Ивана Калиты, Симеона Гордого, как и трагический образ Михаила Тверского, павшего жертвой московско-ордынской политики, но сумевшего сохранить единство Владимирской Руси, построены в соответствии с принципами народных героических баллад, великолепным знатоком которых является Балашов. Их думы тесно связаны с судьбой народа. Именно в народе проявились те «силы великие», которые породили на Руси мечту о православной стране во главе с духовной властью, которая так бы и осталась мечтой, если бы её не воплотил митрополит Алексий - об этом пятый роман серии — «Ветер времени» (1987), повествующий о событиях от 1353 г. до первых лет княжения Дмитрия Донского (до 1363 г.). Митрополит Алексий заложил основы единодержавной власти в стране, утвердил династию государей Московских и спас русскую церковь и саму Русь от поглощения её латинским, католическим Западом.

Сохранение православной русской духовности — одна из важнейших мыслей писателя, высказываемых им в многочисленных разбросанных по страницам романов отступлениях (исторических (о закономерностях), философских (о Доме), морально-этических (об экологической ситуации), культурологических (о создании колокола)).

Через пейзаж, через восприятие природы разными персонажами показывается их внутренний мир (восхищение Михаила Тверского родной землей, ощущение неземного в увиденном отроком Варфоломеем городе Радонеже). Народ в романах показан, в основном, через крестьянскую семью Михалкиных, члены которой участвуют в сражениях, посещают различные города, общаются с правителями (именно Фёдор привозит Даниилу Московскому весть о том, что князю передаётся Переяславль).

Романную лексику мы разделили на шесть групп по типологическим признакам: терминологические слова («котора», «пря»), цитируемая и старославянская лексика («инако», «сим», «град», «пленение»), диалектные слова («отай», «пейтя»), окказионализмы («голубень», «гляд»), формы лексики, характерные для фольклора («близко-поблизку»), современная русская лексика. Характер особенностей лексического уровня нередко проистекает из особенностей, связанных с отступлениями. В художественном повествовании, повествовании об исторических событиях, стиль прозаика схож со стилем его в других произведениях. Язык и образен, и метафоричен. В авторских размышлениях же он приобретает экспрессивность, полемичность и т. д., что свойственно публицистическому стшпо.

Таким образом, романы цикла объединяются, в первую очередь, своеобразием жанра, особенностями изображаемого временного периода, тематически, одними и теми же способами изображения действующих лиц. Но не только это собирает десять романов в единое целое. Есть и общие авторские приёмы (напр., отступления); во всех романах чувствуется связь с фольклором, с древнерусской литературой, etc.

Все эти признаки позволяют говорить о том, что свод романов Д. Балашова - художественное, философское, историко-этнографическое, речевое единство. Подобного цикла романов не было в русской литературе, и уже поэтому он заслуживает глубокого изучения. А с точки зрения языковых особенностей, монументальности, это произведения, которые можно поставить в один ряд с книгами Ю. Тынянова и А. Толстого. Кроме того, исторический жанр никогда не потеряет своей актуальности, поскольку, идя рука об руку с исторической наукой, он так же развивается и вызывает острый читательский интерес.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Меркушов, Станислав Федорович, 2008 год

1. Балашов Д. М. История развития жанра русской баллады. -Петрозаводск, 1966.

2. Балашов Д. М., Красовская Ю. Е. Русские свадебные песни Терского берега Белого моря. JI., 1969.

3. Балашов Д. М. Сказки Терского берега Белого моря. JI.,1970.

4. Балашов Д. М. Как собирать фольклор. М., 1971.

5. Балашов Д. М. Господин Великий Новгород. М., 1977.

6. Балашов Д. М. Марфа-посадница. М., 1980.

7. Балашов Д. М. Великий стол. М., 1982.

8. Балашов Д. М. Бремя власти. М., 1983.

9. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. -М., 1985.

10. Балашов Д. М. Избранные произведения в 2 томах: Т. 1. М., 1986.

11. Балашов Д. М. Ветер времени. Петрозаводск, 1988.

12. Балашов Д. М. Симеон Гордый. М., 1988.

13. Балашов Д. М. Формирование русской нации и современные проблемы национального бытия // Вопросы литературы. 1989. - №9.

14. Балашов Д. М. Отречение. М., 1990.

15. Балашов Д. М. В гостях и дома: Три поездки за рубеж. М., 1991.

16. Балашов Д. М. Похвала Сергию. М., 1991.

17. Балашов Д. М. Союз равных народов. Национальный вопрос в СССР // Наш современник. 1991. - № 7.

18. Балашов Д. М. Россия победила? Россия проиграла? // Советский воин. 1993,- №2.

19. Балашов Д. М. Память учителя // Наш современник. 1993. - № 8.

20. Балашов Д. М. Не разделить пространство Евразийское! // Завтра. -1995. № 29.

21. Балашов Д. М. На «Седове» под парусами // Север. 1997. - № 1.

22. Дмитрий Михайлович Балашов о своем творчестве.// Балашов Д. М. «Похвала Сергию» М.,1997.

23. Балашов Д. М. Слово о Приднестровье // Север. 1998. - № 7.

24. Балашов Д. М. На «Седове» вокруг Европы // Наш современник. 1998. -№>9.

25. Балашов Д. М. Ещё не поздно! // Север. 1999. - № 1.

26. Балашов Д. М. Воля и власть // Север. 1999. - Ms 7, 8, 9, 10, 11.

27. Балашов Д. М. Святая Русь. М., 2000.

28. Балашов Д. М. Города страны // Роман-журнал XXI век. 2000. - № 4.

29. Балашов Д. М. В это адски трудное время // Север. 2000. - № 5-6.

30. Балашов Д. М. Россия на рубеже третьего тысячелетия // Север. 2000. -№5-6.

31. Балашов Д. М. Россия. Русь. Спаси себя, спаси. // Север. 2001. -№ 1-2.

32. Балашов Д. М. Ещё раз о великой России // Север. 2003. - №1-2.

33. Балашов Д М. Юрий. М., 2006.

34. Брюсов В. Я. Собрание сочинений: т. 1. М., 1970-73.

35. Гумилев Н. С. Огненный столп: Стихи из девяти книг. Ростов н/Д, 1989.

36. Достоевский Ф. М. Идиот. Петрозаводск, 1982.

37. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Архангельск, 1985.

38. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. -М., 1987

39. Ерофеев В. Жизнь с идиотом. — М., 2005.

40. Русская бытовая сказка/ сост. Бахтин В. С. Л., 1987.

41. Русские народные сказки/сост. Аникин В. П. -М., 1987.

42. Салтыков-Щедрин М. Е. Избранные сочинения в двух томах: Том 1. -М., 1984.

43. Слово о полку Игореве/ сост. JI. Дмитриев. -М., 1987.

44. Толстой А. Н. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1961.П

45. Абрамова Е. И. Костюм как полифункциональная деталь в исторической прозе XX века. Дис. . канд. филол. наук. Тверь, 2006.

46. Афонина Е. Ю. Поэтика авторского прозаического цикла. Дис. канд. филол. наук. Тверь, 2005.

47. Аверинцев С., Эпштейн М. Мифологизм в литературе XX века // Литературный энциклопедический словарь. -М., 1987. С. 224-225.

48. Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. — Л., 1974.

49. Азадовский М. К. Литература и фольклор. — Л., 1938.

50. Алпатов М. В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси. -М., 1956.

51. Аникин В. П., Круглое Ю. Г. Русское народное творчество. — Л., 1987.

52. Апухтина В. А. Современная советская проза (60-70-е годы). М., 1984.

53. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб., 2000.

54. Архетипы в фольклоре и литературе: Сб. науч. ст. Кемерово, 1994.

55. Астахова А. М. Русское народное поэтическое творчество. М.; Л. 1955.

56. Барахов В. С. Литературный портрет. Л., 1985

57. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

58. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

59. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М., 1986.

60. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. -М., 1988.

61. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1953. - Т. 3.

62. Бочаров А. Г. Чем жива литература? М., 1986.

63. Бочаров А. Г. Литература и время. М., 1988.

64. Буслаев Ф. О. О литературе: Исследования. Статьи. -М. 1990.

65. Введение христианства на Руси/отв. ред. Сухов А. Д. М., 1987.

66. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1989.

67. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М., 1952.

68. Волков И. Ф. Литература как вид художественного творчества. — М., 1985.

69. Волков И. Ф. Творческие методы и художественные системы. — М., 1987.

70. Гареева Л. Н. Вопросы теории цикла (лирического и прозаического) // Стихотворения в прозе И. С. Тургенева: вопросы поэтики. Ижевск, 2004.

71. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр). М., 1968.

72. Гумилев Л. Н. Бремя таланта// Балашов Д.М. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 1 . Младший сын М., 1991.

73. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли., Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.

74. Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов. М., Л., 1965.

75. Далгат У. Б. Литература и фольклор. -М., 1981.

76. Днепров В. Проблемы реализма. — Л., 1960.

77. Донини Амбродэюо. У истоков христианства. — М., 1989.

78. Добролюбов Н. А. Полное собрание сочинений. Т. 1. М. 1953.79 .Дронова Т. И. Время и его герои в цикле романов Д. Балашова

79. Государи московские» // Проблемы развития советской литературы. История и современность. Межвузов, науч. сб-к. Саратов, 1990.

80. Ершов Л. Ф. Русский советский роман. Национальные традиции и новаторство. Д., 1967.

81. Ершов Л. Ф. Память и время. М., 1984.

82. Ершов Л. Ф. История русской советской литературы. М., 1988.

83. Жанры в историко-литературном процессе. Вологда, 1985.

84. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. — М., 1974.

85. Ивлиев О. А. Полная энциклопедия символов. — М., 2005.

86. Изборник. Повести Древней Руси/сост. Дмитриева JI. А. и Понырко Н. В.-М., 1986.

87. Ильин А. А. Мотив «утраченного дома» в повествовательном цикле В. Распутина // Рос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Л., 1991.

88. Исупова С. М. Эволюция прозы И. И. Лажечникова. Дис. . канд. филол. наук. Тверь, 2000.

89. Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». -М., 1989.

90. Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века. М., 1975.

91. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.-М., 1993.

92. Кожинов В. В. Происхождение романа. — М., 1963.

93. Коэюинов В. В. История русского советского романа, кн. 1-2, М.-Л., 1965.

94. Колейное В. В. Размышления о русской литературе. М., 1991.

95. КолпаковаН. П. Русская народная бытовая песня. М.-Л., 1962.

96. Кравцов Н. И Проблемы фольклора. -М., 1975.

97. Кричевская Л. И. Портрет героя. -М., 1994.

98. Круглый год. Русский земледельческий календарь/сост. Некрылова А. Ф.-М., 1991.

99. Кучкин В. А. Русь под игом: как это было? М., 1991.

100. Лазутин С. Г. Русские народные песни. -М., 1985.

101. Пайщиков А. Чувство пути. М., 1983.

102. Левин М. Цикл новелл и роман (к вопросу о типологии прозы) // Материалы XXVII науч. студ. конф. Тарту, 1972.

103. Лимонов Э. Как мы строили будущее России. М., 2004.

104. Липовецкий М. Русский постмодернизм. — Екатеринбург, 1997.

105. Литература и фольклор. Вопросы поэтики: Межвуз. сб. науч. тр. — Волгоград, 1990.

106. Литовская М. А. История и современность в русской художественной прозе 60-70-х годов. Дис. . канд. филол. наук. Томск, 1985.

107. Лихачев Д. С. Избранные работы: В 3 т. Л., 1987.

108. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. -М., 1970.

109. Лосев А. Ф. Проблема символа в реалистическом искусстве. — М. 1976.

110. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

111. Лотман Ю. М., Минц 3. Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам. Вып. ХШ. Тарту, 1981.

112. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1986.

113. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. — М., 1988.

114. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 4 т. М., 1992.

115. Лотман Ю. Культура и взрыв. М., 1992.116 .Макаровская Г. В. Типы исторического повествования. Саратов, 1972.

116. Макруиаш А. В. Автореферат кандидатской диссертации «Сергий Радонежский и его время в творчестве Д. М. Балашова. Традиции, стиль,поэтика». Тверь, 1998.

117. Малкина В. Я. Поэтика исторического романа. Тверь, 2002.

118. Медведев П. Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении // Бахтин под маской. Вып. 2. М., 1993.

119. Миф Фольклор - Литература. - Л., 1978.

120. Николъсшй Н. М. История русской церкви. Мн., 1990.

121. Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра. — М., 1990.

122. Новикова А. М., Кокорева А. В. Русское народное поэтическое творчество. -М., 1969.

123. Орлов С. А. О жанровом своеобразии исторического романа (опыт обзора) // Горьковский госуд. пед. ин-т. Ученые записки. Серия филологическая. — Горький, 1957.

124. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960.

125. Оскоцкий В. Связь времен (историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней). — М., 1974.

126. Пауткин А. И. Советский исторический роман. М., 1970.

127. Песни и сказки в Поволжье. Казань, 1888.

128. Песни и сказки пушкинских мест. Л., 1979.

129. Песни и частушки/ сост. Н. Г. Бирюков. Ниж. Новгород (Горький), 1935.

130. Пес™ народов Дальнего Севера/ собр. и обраб. Ф. Дуборов. М., 1935.

131. Песни разных народов/ перев. Н. Берпа. — М., 1854.

132. Петелин В. Метод, направление, стиль. -М., 1963.

133. Петелин В. В. Судьба художника: Жизнь, личность, творчество Алексея Николаевича Толстого. -М., 1982.

134. Петров С. М. Реализм. -М., 1964.

135. Петров С. М. Русский советский исторический роман. — М., 1980.

136. Поль Д. В. Историческая романистика Д. М. Балашова (конфликты и характеры). Дис. . канд. филол. наук. -М., 1999.

137. Померанцева Э. В. О русском фольклоре. -М.,1977.

138. Поспелов Г. К Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.

139. Пропп В. Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В. Я. Проппа). М., 1998.

140. Райнеке Ю. С. Исторический роман постмодернизма и традиции жанра (Великобритания, Германия, Австрия). Дис. . канд. филол. наук. -М., 2002.

141. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. — М., 1990.

142. Редъкин В. А. Вячеслав Шишков: новый взгляд. Очерк творчества В. Я. Шишкова. Тверь, 1999.

143. Русский фольклор/ сост. В. Аникин. -М., 1985.

144. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. -М., 1987.

145. Сергий Радонежский. -М., 1991.

146. Серебрянский М. К Советский исторический роман. -М., 1936.

147. Скаковская JJ. Н. Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века. Тверь. 2003.

148. Скрынников Р. Г. Государство и церковь на Руси XIV-XVI вв. — Новосибирск, 1991.

149. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. / под ред. Н. Н. Воробьёвой, Г. И. Ломидзе и др. М., 1978.

150. Соболевская Г. И. Проблема цикла в русской прозе 80-нач. 90-х гг. (К постановке проблемы. Ст.1) Томск, 1977.

151. Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

152. Субетто А. И\ Дмитрий Михайлович Балашов как «исторический воспитатель» русского народа (доклад на четвертых Балашовскихчтениях), В.- Новгород, 2004, 3 ноября.

153. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

154. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

155. Толстой А. Н. Марксизм обогатил искусство // Толстой А. Н. Собрание сочинений: В 10 т. М. - 1961. - Т. 10

156. Толстой М. В. Рассказы из истории русской церкви. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1991.

157. ТурковА. Вечный огонь. М., 1984.

158. Удонова 3. Основные этапы развития советского исторического романа. -М., 1961.

159. Филатова А. И. Русский исторический роман конца 50-х — середины 70-х гг. новое в идейно-художественной проблематике. Афтореф. дис. . д-ра филол. наук. JL, 1980.

160. Фольклор. Издание эпоса/ отв. ред. А. А. Петросян. —М., 1977.

161. Фольклор. Образ и поэтика слова в контексте/ отв. ред. В. М. Гацак. -М., 1984.

162. Фольклор. Поэтика и традиция/ отв. ред. В. М. Гацак. М., 1982.

163. Фольклор. Поэтическая система/ отв. ред. В. М. Гацак. -М., 1977.

164. Фольклор. Проблемы историзма. — М., 1988.

165. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.

166. Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992

167. Фрейд Зигмунд. Психология бессознательного. — М., 1990.

168. Фромм Эрих. Бегство от свободы. -М., 1989.

169. Хейзинга Й. Осень средневековья. -М., 1988.

170. Циклизация литературных произведений. Системность и целостность: Межвузовский сборник научных трудов/ Кемеров. гос. ун-т; Редкол.: Дарвин М. Н. (отв. ред.) и др. — Кемерово, 1994.

171. Черкасов В. Путешествия. -М., 1987.

172. Чернец JI. В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. -М., 1985.

173. ЧичеровВ. И. Русское народное творчество. -М., 1959.

174. Шаляпина Л. В. эволюция художественной концепции истории в современном историческом романе. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2000.

175. Шопенгауэр Артур. Избранные произведения. -М., 1992.

176. Щедрина Н. М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века (Пути развития. Концепция личности. Поэтика). Автореф. дис. . д-ра филол. наук. -М., 1996.

177. Щедрина Н. М. Русская историческая проза в литературе последней трети XX века. Учеб. пособие. Уфа, 1997.

178. Эйхенбаум Б. М. О прозе. Сб. ст. / сост. и подгот. текста И. Ямпольского. М., 1969.

179. Юдин В. А. Современный русский исторический роман. Калинин, 1990.

180. Юдин В. А. Человек. История. Память. -М., 1990.

181. Юдин В. А. Исторический роман русского зарубежья. Тверь, 1995.

182. Яновский Н. Н. Вячеслав Шишков. Очерк творчества. М., 1984.Ш184. «Армия должна быть патриотичной» (беседу вёл В. Огрызко) // Красная звезда. 1989. - 1 декабря.

183. Балашов Г. М. Биография Балашова Д. М. // Север. 2003. - № 11-12.

184. Бойко М. Беспристрастность летописца, пристрастность художника // Литературное обозрение. 1976. - № 11.

185. Бойко М. Выбор // Литературное обозрение. 1980. - № 1.

186. Болдырев Ю. Дух эпохи // Литературная Россия. 1982. - 26 марта.

187. Ганичев В. Во имя потомков // Москва. 1982. - № 5.

188. Ганичев В. Художественный Кремль Д. Балашова // Роман-журнал XXI век. 2000. - № 11.

189. Герасимова Л. История в романе // Литературное обозрение. 1978. -№8.

190. Гончарова А. В. Традиция свадебной поэзии в серии исторических романов Д. М. Балашова «Государи Московские» // Филологические науки. 1998. -№ 1.

191. Гордин Я. Что было впереди? // Литературное обозрение. 1980. - №199. «Доживём ли до золотой осени?» (записал Э. Лунев) // Советская культура. 1990. - 27 октября (№ 43).

192. ДюжевЮ. Обретение святынь // Север. 1997. - № 8.

193. Дюжев Ю. Проза високосного года. Будет ли продолжение? // Север. 1993. -№3.

194. ЖанузаковМ. Н. Голос историка в повествовательной структуре романов Д. М. Балашова // Вестник МГУ, серия 9, филология. 1988.

195. История культуры и поэтика. — М., 1994.207. «История это строительство жизни» (беседу вёл В. Огрызко) // Литература в школе. - 1989. - № 6.

196. Казинцев А. Чтобы не погасла свеча // Литературное обозрение. -1985. № 8.

197. Катченкова И., Никольская Т. История со многими неизвестными // Север.-2003.-№1-2.

198. Котенко С. Сберёг живым // Наш современник. 1970. - № 10.

199. Котенко С. Свой удел //Аврора. 1977. - № 9 (сентябрь).

200. Лесневский С. Певец Святой Руси // Литературная газета. № 31.213. «Народ должен знать свою историю» (беседа писателей Дмитрия Балашова и Руслана Дериглазова) И Слово. 1991. - №11.

201. Натыкин В., Чистяков А. Накануне писатель составил завещание // Труд-7. 2000. - 20 июля.

202. Несколько писем (Д. Балашов Н. Серёгина) // Север. - 2003. - № 1112.

203. Оботуров В. Память неизбывна // Литературная Россия. 1987. - 13 ноября.

204. Огрызко В. Гнев и милость // Литературная газета. 2000. - 28 июля.

205. Октябрьская О. С. Портрет в цикле романов Дмитрия Балашова //

206. Наш современник. 1995. - № 1.

207. Октябрьская О. С. Историческая деталь в художественной системе Д. М. Балашова // Филологические науки. 1996. - № 3.

208. Осипов Ю. Роман как история // Литературное обозрение. 1978. - № 8.

209. Оскоцкий В. Письмо патриоту // Столица. 1991. - № 51-52.

210. Петров М. Он ещё повоюет//Литературная Россия. 1997. - 7 ноября.

211. Распутин В., Байбордин А. Возвращение России // Лепта. 1991. - № 4.

212. Рискни А. Смерть на даче // Независимая газета. 2000. - 19 августа.

213. Рогощенков И. Шло дело к Полю Куликову. // Север. 1987. - № 10.

214. Романов Б. Словутый мастер // Литературная Россия. 1997. - 7 ноября.

215. Рявкин Г. Осуждён убийца писателя Дмитрия Балашова // Известия. -2002. 23 апреля.

216. Сазонов Г. Миг и вечность // Север. 2003. - № 1-2.

217. Семанов С. О величии духа русского // Москва. 1973. - № 10.

218. Серова Н. Два Дмитрия: романный и летописный //Север. 1993. - № 8.

219. Стешии Д. Есть другие версии убийства // Комсомольская правда. -2000. 20 июля.

220. Тарпанов 3. Художественное постижение истории // Север. 1986. - № 4.

221. Хотимский Б. Былое, но не давнее // Литературная газета. 1989. - 1 февраля (№ 5).

222. Хотимский Б. Долг перед Отечеством // Знамя. 1984. - Кн. 8.

223. Шуртаков С. Воссоздание истории.//Москва. 1980. - №3.

224. Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. № 47, 2001.

225. Юдин В. Сын Отечества // Север. 2003. - № 1-2.1.

226. Ислам: словарь атеиста / Под общ. ред. Пиотровского М. Б. и Прозорова С. М. М., 1988.

227. Католицизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. JI. Н. Великовича. -М., 1991.

228. Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987.

229. Православие: Словарь атеиста / Под общ. Ред. Н. С. Гордиенко. М., 1988.

230. Протестантизм: Словарь атеиста / Под общ. ред. Л. Н. Митрохина. -М., 1990.

231. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь в 2 ч. Ч. 1. / редкол. Н. А. Грознова и др.; под ред. Н. Н. Скатова. М., 1998.

232. Словарь исторический. Личности. Общество. Политика. Т.1, 2. М., 1998.

233. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.