Савой-опера Гилберта и Салливена тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Поляновская, Яна Маркусовна
- Специальность ВАК РФ17.00.02
- Количество страниц 313
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Поляновская, Яна Маркусовна
1. Введение 4
2. Глава 1. Савой-опера: авторы, истоки, жанр 19
§1.1. Человеческие и творческие «антонимы» 23
§1.2. «Профанация таланта» 29
§ 1.3. Савой-опера - сатирическая оперетта? 32
§1.4. Истоки 40
§1.5. Жанровая сущность Савой-оперы 45
§1.6. Драматургия Савой-оперы: либретто 49
§1.7. Музыка Савой-оперы и «опереточный стиль» Салливена
3. Глава 2. Савой-опера как система театра 72
4. Глава 3. 125 лет Савой-оперы: Оперная компания Д'Ойли Карт
§ 3.1. «Великий Ричард» и его театр , 102
§3.2. Публика: отношение к театру и рекламная политика Карта
108-118 118-122 122-129 129
141-146 146-153 153-160 161-173 173-184 184-191 191-197 197-200 201
§3.3. Гастрольная политика
§3.4. «Конец главы»: эпоха 1890-х
§3.5. Век Савой-оперы: итоги и перспективы
5. Глава 4. Английская оперетта на русской сцене
§ 4.1. Оперетта в России
§4.2. Место английской оперетты
§4.3. Переводы и переводчики
§4.4. Сценические площадки
§4.5. Режиссура
§4.6. Актеры
§4.7. Публика
§4.8. Пресса
§4.9. Нотные публикации
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Музыкальный театр Франца Легара2003 год, кандидат искусствоведения Гариб, Всеволод Станиславович
Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века2011 год, кандидат искусствоведения Боброва, Марина Салаватовна
Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей2006 год, кандидат искусствоведения Бахтин, Андрей Александрович
Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организация и творчество2005 год, кандидат искусствоведения Учитель, Константин Александрович
Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX века1999 год, кандидат искусствоведения Губкина, Наталья Валерьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Савой-опера Гилберта и Салливена»
Жизнь жанра оперетты в целом является гораздо более короткой, чем жизнь большинства других известных жанров^ Этот особый, демократичный вид театра принадлежит, по определению известного ученого В.Д.Конен, к «третьему пласту»1 музыкальной культуры, не избалованному вниманием отечественных музыковедов, но ставшему олицетворением массового музыкального сознания нашего столетия. Оперетте подвластны и словесный диалог, и бытовой танец, и популярная мелодия, и сатирический выпад в адрес «великих мира сего». Создавался жанр в условиях разных национальных культур. Водевиль^ сарсуэла, балладная опера, зингщ-пиль, тонадилья, опера-буффа, опера-комик - эти предки оперетты развивались каждый в своей стране, а в середине XIX века Франция сделала последний, решающий шаг, и. родилась оперетта. В ней представлены все богатства и весь арсенал театральной культуры, и недаром этот жанр до сих пор считается лучшей школой для актеров.
Среди разновидностей европейской оперетты наиболее популярными являются парижская, венская и английская оперетты. Но если первые две уже вписаны в контекст европейской и национальных культур, то о последней за пределами Великобритании известно очень мало. Так, » книге Л.Г.Ковнацкой «Английская музыка XX века» (32) оперетта лишь бегло упоминается. Это вполне естественно для фундаментальной работы, охватывающей столь огромный временной промежуток и гигантское количество материала. Однако, в результате место» отведенное Савой-опере Уильяма Швенка Гилберта (1836-1911) и Артура Сеймура Салливена (1842-1900) в вышеупомянутом исследовании, неадекватно действительному ее положению в жизни Викторианской Англии. Значение этого жанра дня англоязычных стран можно охарактеризовать словами известного английского филолога, профессора Кембриджского университета Артура Куиллер-К^ча (АгЙшг ()ш11ег-Соас11): «. две группы людей на противоположных сторонах улицы. Одни получают или пытаются получить пособие по безработице, другие достают или пытаются достать билеты на Гилберта и Салливена» (130,157).
История жанра оперетты может считаться относительно завершенной, в отличие, к примеру, от жанров оперы или балета. Продуктивный промежуток жизни этого театрального жанра простирается на длину всего лишь одной человеческой жизни: с 50-х годов XIX до 30-х годов XX века. Для Савой-оперы он еще более краток: обозначим его как 1875-1896, где 1875 - это год написания «Суда присяжных», первого успешного произве
1 Термин введен в научный обиход В.Д.Конен (34). дения Гилберта и Салливена, а 1896 - год последней их совместной работы («Великий Герцог»), начало вытеснения жанра оперетты музыкальной комедией, детищем другой, эдвардианской эпохи. Этот период, последняя четверть XIX века, стал заключительным этапом викторианской эпохи, периодом культурного перелома.
Музыкальное искусство Великобритании, «страны торгашей», развивалось совсем иначе, нежели в континентальной Европе с ее глубокой дворянской традицией. Средний класс (буржуазия) стал здесь могучей силой, подчинившей себе (в той или иной степени) культуру всех слоев общества. И поэтому широчайшее развитие получила музыка «третьего пласта», обособленная от оперно-симфонического творчества, никак не соприкасающаяся с ним. «Она являла собой законченный образец искусства, порожденного психологией буржуа и ее социальными основами» (34, 54).
В Европе XIX столетия произошел мощный расцвет «третьего пласта», совпавший во времени с эрой «свободного художника». Однако, нигде «третий пласт», в который входит и Савой-опера, не занимал столь значительного места как в Англии и ее бывшей колонии США. Мы можем только согласиться с авторитетным мнением Конен, что «магистральный путь развития музыки в этих двух странах на протяжении XVIII и XIX веков почти всецело ограничивался «третьим пластом»» (34, 55).
К последней четверти XIX века возникает любопытное соотношение. При том, что «набор жанров» в странах Западной Европы был в то время примерно одинаков, на «первое место», на поверхность социума в каждой стране выдвигались разные жанры. Во Франции — балет, в Германии - музыкальная драма Вагнера, в Великобритании - Савой-опера. Последняя кажется в этом ряду неожиданной, «неподходящей». Однако, здесь отчетливо прослеживается действие закона взаимозаменяемости музыкальных пластов: место первого, фольклорного пласта всегда остается неприкосновенным, а в отсутствие убедительного «второго пласта» («профессионального композиторского творчества европейской традиции» по определению Конен) на его место выдвигается «третий». Именно этим объясняется и тот факт, что, к примеру, оперный театр англичанам надолго заменил. мюзик-холл, объединивший популярный песенный репертуар, комедийные элементы балладной оперы и приемы сборных эстрадных концертов.
Случилось так, что Савой-опера, предмет поклонения и обожания у себя на родине, не получила повсеместного распространения подобно французской или венской оперетте. Среди причин этого можно назвать и высокую степень спаянности текста и музыки, и специфически английскую тематику, и необычную манеру исполнения, неотделимую от текста оперетт. Определение «замкнутого феномена», характеризующее жанр, в полной мере относится и к традиции ее изучения. Литература, посвященная Гилберту и Салливену, насчитывает более 1000 источников. Практически все они принадлежат авторам из англоязычных стран - Великобритании, Соединенных Штатов, реже Австралии. Среди зарубежных источников сведения о них встречаются, как правило, лишь в изданиях учебного плана, различного рода «историях», общих книгах по культуре, а также в виде отдельных рецензий на спектакли2. Специальные исследования единичны. Именно поэтому кажется целесообразным посвятить обзору литературы несколько больше лКЬста, чем это принято, ибо лишь малая часть литературы доступна в отечественных хранилищах.
Диапазон исследований весьма широк: по времени написания, жанру, стилю, объему, качеству, степени оригинальности, беглому или подробному проникновению в проблему, наконец, аудитории, которой они адресованы. Подавляющее их большинство, строго говоря, не является научными исследованиями в современном понимании этого слова - они, каждое по-своему, снова и снова повествуют «историю Гилберта и Салливе-на». Подробного рассмотрения заслуживают исследования-монографии последних двух десятилетий, демонстрирующие иной уровень театрально-музыкальной мысли и работы с источниками. Имея в виду вышесказанное, позволим себе сначала дать по возможности более краткую панораму всей О&Б-литературы - в историческом (наметив периодизацию, основанную на процессах накопления, обработки и обобщения новых материалов) и жанровом аспектах, а затем остановиться на наиболее серьезных работах последнего этапа.
К наиболее важной группе следует отнести монографии и научные исследования. Они стали появляться еще при жизни соавторов, причем внимание, уделявшееся композитору, Салливену, было в то время значительно большим, чем драматургу, Гилберту. Это можно объяснить как популярностью его «серьезной» музыки, так и положением в обществе, подогревавшим интерес биографов. Неотъемлемой частью этого раздела литературы о 0&8 стали книги, посвященные деятельности оперной компании Д'Ойли Карт и ее создателя Ричарда Д'Ойли Карт.
Первый период - это монографии прижизненные, либо появившееся непосредственно после смерти Салливена и Гилберта. Самой первой стала вышедшая еще до написания последней из Савой-опер ныне раритетная книга П.Фитцджеральда «Савой-опера и савояры» (128), которая представ, ляет собой попытку оценки явления Савой-оперы и дает сведения о ее наиболее известных актерах. Содержание большинства монографий первого периода - как правило, биографии, изобилующие недомолвками и не
2 Отметим насыщенную информацией главу «Оперетта в Англии» из книги Б.Груна «Культурная история оперетты» (140,271-296). точностями, что вполне естественно: авторы основывались на своем личном опыте знакомства с объектами исследования. Создатели книг о Салли-вене 1899-1904 годов АЛоуренс (152), У.Уэллс (172), Х.Уиндхэм (177), Б.Финдон (126) прямо или косвенно повторяли обвинение в профанации таланта, обращении к «низкому жанру» оперетты. «Обвинительная идея» укоренилась столь сильно, что четверть века спустя Т.Данхилл и Ф.Томас выпустили книгу, целиком посвященную защите А Салливена от нападок «снобов от музыки» (122).
Особняком среди ранних работ стоит изданная в 1913 году книга известного американского исследователя И.Голдберга «Сэр У.Ш.Гилберт. Исследование в современной сатире. Карманная книга о Гилберте и О&Б-операх» (136), в которой автор дает определение типа сатиры У.Гилберта и обозначает место реформ Гилберта и Салливена в современной комической опере.
Второй этап наступил в середине 1920-х годов, в эпоху триумфов Оперной компании Д'Ойли Карт и возросшего интереса к Савой-опере. Тогда появились первые серьезные попытки привлечь документальные материалы, хотя до научной оценки творчества Гилберта и Салливена дело еще не дошло. Знакомством с письмами Гилберта стала книга С.Дака и Р.Грея «Гилберт: его жизнь и письма» (116); вслед за ней вышла наиболее полная на тот момент и не утратившая своего значения по сей день биография Салливена, написанная его племянником Х.Салливеном (170). Она впервые содержит цитаты из дневников композитора, а также множество ценных замечаний о его музыке. А путь к научному исследованию самих оперетт проложила работа А.Годвина «С&8, критическая оценка Савой-опер» (135), в которой исследователь анализирует их структуру и повествует о творческих методах Гилберта.
Как итог всего предшествующего, в 1928 году вышла детальная и обширная монография И.Голдберга (137), описывающая борьбу и творческие отношения двух «человеческих антонимов^. Здесь исследователь демонстрирует, что сотрудничество О&Б не всегда протекало так гладко, как пытались показать предыдущие биографы. А в 1935-м появилась многократно переизданная «Биография Гилберта и Салливена» известного английского театроведа Х.Пирсона (162), ставшая основой ряда популярных монографий о Гилберте и Салливене, которые в данном разделе составляют количественно наибольшую часть. К сожалению, автора, как и многих его последователей, больше интересовал характер Гилберта, нежели фактология, и вследствие этого, биографии изобилует ошибками и неточностями. 1950-м годом датируется первая, пока еще небольшая книга об Оперной компании Д'Ойли Карт «История компании Савой» У.Фергюсона (125). Все эти труды обогатили представление читающей публики о Сг&8, но в научном смысле стали лишь небольшим шагом вперед. Их можно назвать путеводителем по творчеству и кратким комментарием к списку сочинений.
Третий этап в исследовании жизни и творчества G&S ведет сврй отсчет с 1960-х годов, когда, после «золотого века» Оперной компании 1950-х, произошел очередной всплеск интереса к Савой-опере. Здесь - широкий диапазон литературы, от популярной до «серьезной». Последняя, однако - это все та же «история Гилберта и Салливена», поданная только на новом уровне. Все больше места уделяется викторианской эпохе, анализируются «составляющие успеха», появляются и «продолжения» истории Савой-оперы в веке двадцатом. Активно используются и цитируются материалы из государственных и частных коллекций, но проблемный подход присутствует лишь в отдельных и, как правило, небольших по размеру статьях.
Наиболее значительными для того времени представляются четыре монографии, вышедшие практически одновременно (в середине 1970-х) по разные стороны океана. Первая из них, «Сэр Артур Салливен, композитор и персонаж» (102) принадлежит перу американского ученого и коллекционера, посвятившего свою жизнь сбору сведений о Савой-опере и ее авторах, Реджинальда Аллена. Он подробно описывает жизнь А.Салливена на основе архивных материалов, приводит фрагменты автографов партитур, писем композитора, либретто, постеров и т.д. Вторая - «Гилберт и Салди-вен. Потерянные консонансы и диссонансы» Кэрила Брамса (111) - рассматривает историю взаимоотношений соавторов с точки зрения причин их подъема к вершинам популярности.
Третья - «Финальный занавес, последние G&S-onepbi» Джорджа Вольфсона (174) - впервые обращается к заключительному периоду сотрудничества Гилберта и Салливена, к их менее известным опереттам «Утопия лимитед» (1893) и «Великий Герцог» (1896). Автор исследования проводит интересные параллели с явлениями общественной жизни того времени. Вторая часть книги содержит первоначальный текст оперетт, в том числе места, впоследствии вымаранные авторами. Четвертая монография - «Сэр Артур Салливен» Перси Янга (180) — работа, развивающая одну центральную идею: «молодой Салливен - надежда английской музыки». Автор прослеживает ее на всем творческом пути композитора.
Особняком стоит первая в своем роде книга Джерваза Хьюгса «Музыка А.Салливена» (146) - опыт стилистического анализа, попытка подойти к жанру Савой-оперы методами классического музыкознания. Этот труд обладает рядом достоинств, но содержит и ошибочные положения, которые становятся в диссертации предметом дискуссии. Важным событием третьего этапа стал выход сборника «У.Ш.Гилберт. Столетие изучения и комментариев» (130) под редакцией Дж. Джонса. В нем собраны 18 статей и исследований, написанных ведущими литературными и драматическими критиками, созданных в период с 1869 по 1960 год и в настоящий момент трудно доступных.
Исследования четвертого, современного периода, появившиеся в последние несколько лет, выходят на новую ступень в изучении Савой-оперы и ее авторов. Уточняются факты, растет технологическая оснащенность, множатся ракурсы рассмотрения, и на новом этапе возникает потребность обобщения, суммирования всего накопленного. Наиболее заметным событием последних лет стали две объемные монографии многолетних профессиональных исследователей творчества Гилберта и Салливена -филолога Дж.Стедмен (169) и музыковеда А.Джекобса (148)3.
Первой вышла книга Артура Джекобса «Артур Салли вен, викторианский музыкант». Ее автор - профессор Королевской академии музыки, приглашенный профессор Оксфордского Вольфсон-колледжа, многолетний сотрудник журнала «Онера», всю свою сознательную жизнь посвятивший изучению жизни и творчества Артура Салливена, до последних дней своей жизни являвшийся вице-президентом «Общества Сэра Артура Салливена».
Его труд — эта новейшая и наиболее полная монография о композиторе и музыкальной жизни викторианской Англии. Она представляет фигуру Салливена не только как знаменитого соавтора Савой-опер, но и как композитора, владевшего всем диапазоном музыкальных жанров: от симфонии до гимна и баллады. Среди источников, использованных автором, материалы английских архивов, а также дневники Салливена (ныне хранятся в библиотеке Йельского университета), письма и документы из собрания Библиотеки Пьерпонта Моргана (Нью-Йорк). В списке приложений - генеалогическое древо семьи Салливенов, исчерпывающий список произведений во всех жанрах, библиография и именной указатель.
Исследование А.Джекобса принадлежит жанру творческой биографии, поднимаясь, однако, на совершенно новый уровень историко-культурного и психологического осмысления. Впервые фигура композитора, до сих пор представленная в литературе в виде некоего «музыкального довеска» к Гилберту, является читателю во всей своей полноте и многогранности. Задача автора монографии - восстановить подлинный облик Салливена, проследить пути его становления. При этом книга даже более «биографична», чем ранние труды Финдона, Голдберга или Пирсона. Она отличается от них последовательностью и полнотой, обилием докумен
3 Имеется в виду второе, расширенное и дополненное издание монографии, первое издание которой вышло еще в 1984 году. тальных материалов, в том чиеле труднодоступных, умелым их использованием в качестве главной основы повествования. В результате читатель может намного нагляднее представить культурно-исторический контекст эпохи, ибо никакой комментарий - а комментарий Джекобса воистину исчерпывающ - не в состоянии заменить красноречивости и мощи воздействия исторического документа. Особенно необходимы документальные свидетельства при изучении фигуры Салливена, отдельные проблемы творчества которого до настоящего времени не замечались или замалчивались. Разительно не похож на предыдущие работы и сам тон повествования - объективный и доброжелательный, без попыток замолчать какие-то подробности личной жизни композитора или, напротив, «оправдать» его. Он в полной мере соответствует пожеланию, высказанному когда-то И.Брамсом: «Биографию по моим представлениям может написать только хороший друг или почитатель. Беспристрастность хороша (правда, и трудна), но она не должна становиться сухостью» (Цит. по: 89, б).
Исследователь выполнил, пожалуй, главную задачу современной салливенианы. Он избавил образ композитора от тенденциозных, неверных представлений о личности художника, якобы малодушно погрязшего «в заботах суетного света», заполнив мнимый разрыв между личностью человека и личностью творца, разрыв, казавшийся непреодолимым в силу романтических представлений о музыкальном искусстве как имманентном «даре небес».
Достойным продолжением монографии А. Джекобса стала книга Джейн Стедмен «У.Ш.Гилберт. Классический викторианец и его театр». Ее автор - американка, профессор английского языка в Университете им. Рузвельта (Чикаго). Она занялась творчеством Гилберта более сорока лет назад, когда в Америке еще бытовало мнение, что английская драма XIX века, в отличие от поэзии и популярного романа, не может являться объектом изучения. За это время исследователь опубликовала множество статей по частным вопросам творчества Гилберта. Настоящая мошмрафия - итог ее многолетней работы, что привело к смешанному жанру книги. Это, безусловно, биография, но с вкраплениями замечаний научного свойства о литературном стиле и театральных принципах Гилберта. Для своей работы Дж.Стедмен еще раз обратилась к оригинальным источникам, свидетельствам людей, общавшихся с Гилбертом, периодике и мемуарам викторианской эпохи. Здесь драматург предстает значительно более полно освещенной и интересной фигурой, чем в исследованиях предшественников.
Третье издание, которое заслуживает упоминания - это труд Т.Джозефа «Оперная компания Д'Ойли Карт 1875-1982. Неофициальная история» (149)4. Книга впервые дает полную историю компании и являетря результатом гигантской источниковедческой работы. Жанр ее, что естественно для труда, посвященной лишь одной театральной компании - хроника. Автор описывает события день за днем, отмечая наиболее удачные или характерные постановки, попутно характеризуя участников трушщ, приводит уникальные свидетельства современников и исторические документы. Однако, исследованию явно недостает комплексного, научного 09-мысления накопленных фактов, вследствие чего история Савой-оперы на более чем вековом промежутке предстает перед читателем как бы в «театральном вакууме».
Помимо изданий, более или менее полно освещающих: биографию и творческий путь Гилберта и Салливена,, существуют научные исследования, посвященные частным вопросам и проблемам и принадлежащие перу профессиональных филологов, музыковедов и театроведов. Среди них - не только печатные издания, но и - большей частью - диссертации, не опубликованные и потому недоступные для ознакомления. Исследователи обращаются к большому кругу проблем, таких, как режиссерские принципы и жанровая характеристика творчества Гилберта; ноэтико-музыкальная структура Савой-оперьг. К сожалению, т.н. «поаспектное» исследование не всегда приближает нас к проникновению в самую суть явления* поскольку Савой-опера как феномен художественный образует сложную систему соотношения объективных и субъективных факторов, сопротивляющуюся ее расчленению на слагаемые.
Зарубежные, не-англоязычные исследователи обращались к Савой-опере Гилберта и Салливена крайне редко. В 1980 году выдающийся исследователь музыкального искусства Карл Дальхауз в своем труде «Музыка 19 века» (115) дал краткий научный анализ жанровой сути Савой-оперы и ее отличия от французской и венской оперетты.
За последние сто лет было создано великое множество справочных изданий на тему «Савой-опера Гилберта и Салливена». Среди них - аннотированные издания текстов, издания энциклопедического плана, словари, справочники по иконографии, библиографии, дискографии.
Исключительно важны для исследователя аннотированные издания текстов Савой-опер. Их: за последние 50 лет вышло довольно много, и в каждом последующем - все более подробный комментарий к каждому слову, аллюзии, персонажу. В настоящее время популярностью пользуется 1000-страничный «Аннотированный Гилберт и Салливен Азимова» (104) и самое полное издание такого рода, двухтомник, принадлежащий перу
4 Слова «неофициальная» употреблено автором как противопоставление «официальной» «Истории компании Д'Ойли Карт» Ф. Длойда и Р.Уилсона (173).
И.Бредли (114). Текст гилбертовских либретто в их премъерном варианте в сравнении текстами, использующимися в наше время, представляет исследование Р.Аллена «Премьеры G&S» (127)5.
Энциклопедические издания, как правило содержат краткие биографии Гилберта, Салливена и Д'Ойли Карта, изложение сюжетов всех Савой-опер, комментарий по поводу гилбертовских неологизмов, идиом, персонажей Савой-опер, различных имен и названий, имеющих отношение к
6 V теме. Из книг этого рода упомянем работы Л.Айра и Х.Бенфорда . К разделу словарей отнесем алфавитные индексы цитат из Савой-опер, гилбертовских неологизмов, персонажей У.Колсона8, Г.Диксона (120); ицдекс текстов вокальных произведений Салливена С.Поладиана (168).
Существует также большое количество справочников по самым разным вопросам, касающимся Савой-оперы. Среди них два объемных и подробных издания по Оперной компании Д'Ойли Карт С.Роллинса и Р.Уиттса9 и Ф.Ллойда и Р.Уилсона (173). Они охватывают период с 1875 по 1984 годы и отражают как спектакли Компании Д'Ойли Карт в Лондоне, так и ее гастрольные туры. Приводятся данные о служащих, авторах костюмов и декораций, актерах труппы, музыкальных руководителях, композиторах, дискография компании. Исключительно полезны для исследователя каталог опубликованных иллюстраций, фото-, кино- и видеоматериалов по Савой-опере Г.Диксона (119), указатель рецензии на записи музыки Салливена К.Майерса10, книга Дж.Вольфсона «Савояры в записи, история певцов, которые работали с Гилбертом и Салливеном и записей, ими сделанных» (175). Первая значительная работа в жанре аннотированной библиографии принадлежит перу Ф.Дшшарда (118).
5 Особняком в разделе монографических работ стоят издания, принадлежащие жанру «истории в картинках». Наиболее известное из них основано на одной из богатейших в Англии театральных коллекций - книга Р.Мендера и Дж.Митченсона «История Гилберта и Салливена в картинках» (156), которой предпослано развернутое предисловие Бриджет Д'Ойли Карт. Она содержит редкие иконографические материалы из коллекции авторов.
6 Ayre L. The Gilbert & Sullivan Companion. - L.: W H.Allen, 1972:
7 Benford H. The G&S lexicon in which is gilded the philosophic pill, featuring new illustrations and the complete Libretto for The Zoo / Foreword by I. Asimov. -' L.: Jennings Press, 1991.
8 Colson W.A. The G&S Concordance, Or, I've got a little list / Drawings by SCoIç and W. S.Gilbert. - Natick, Mass: Feather's Press, 1986.
9 [Rollins C.B., Witts RJ] D'Oyly Carte Opera Company in Gilbert and Sullivan Operas, The. A record of Productions, 1875-1961 / Сотр. by C.B.Rollms and R.J.Witts - London: Michael Joseph, 1962.
10 [Myers K.] Sullivan, Sir Arthur // Index to Record Reviews. Vol.3 / Сотр. & éd. by KMyers. - Boston: G.K.Hall, 1978. - P: 128-133.
Мемуары сподвижников Гилберта и Салливена, первых актеров-савояров - это бесценное, а подчас и единственное свидетельство современников о характерах Гилберта и Салливена, о жизни Савой-оперы на сцене, о премьерах Савой-опер, о методах работы Гилберта-режиссера, дирижерской манере Салливена, взаимоотношениях внутри труппы, принципах подбора актеров и других, не менее важных проблемах. Они сохранили для нас живые черты соавторов.
Среди наиболее интересных и значительных гю объему информации - мемуары Франсуа Селье, завершенные С.Бриджманом (112). Их автор -композитор и дирижер, много лет сотрудничавший с Савой-театром, дирижировавший операми Гилберта и Салливена и часто заканчивавший фрагменты вместо композитора. Оставили свои мемуары и практически все актеры-савояры первого «набора». Перечислим их в хронологическом порядке: «Клоун общества, воспоминания» Дж.Гроссмита (139); «35 лет на английской сцене» Р.Баррингтона с предисловием самого Гилберта (107); «Жизнь и воспоминания старого савояра» Джесси Бонд (109). Исключительно интересны мемуары великого Генри Литтона (153); первого в Великобритании актера, получившего титул Сэра.
За 120-летнюю историю постановок Савой-опер опыт, накопленный режиссерами, хормейстерами, актерами, продюсерами, нашел свое отражение в практических руководствах по исполнению Савой-опер. Они адресованы, как правило, участникам любительских трупп. Действительно: в настоящее время в англоязычных странах любительские постановки G&S-опер следуют одна за другой - на школьных и студенческих представлениях (как в оригинальном, так и в «адаптированно-злободневном» виде), на детских праздниках, в исполнении многочисленных любительских труцп G&S и просто трупп комической оперы (light opera). Как правило, руководства эти включают сюжеты Савой-опер, советы по подбору труппы, костюмов, декораций, характеру персонажей и собственно исполнению сольных, ансамблевых и хоровых номеров. Наиболее известны книги У.К.Айфа11, П.Клайна12, Э.Рикетта и Б.Хугланда (165), И.Тейлора13. К этой группе примыкает книга руководство А.Рассел «Как написать вашего собственного G&S»14.
11 Ife W.C. The Elements of Conducting / Foreword by Sir Adrian Boult. - L.: J.Baker, 1964; Ife W.C. W.S. Gilbert stage director. - L.: Dennis Dobson, 1977; Ife W.C: How to sing both Gilbert & Sullivan / Foreword by Sir Thomas Armstrongs. - L : Chappell, 1961; Ife W.C. Training the G&S Chorus / Foreword by Bridget D'Oyly Carte, -t.: Chappeft, 1955.
12 Kline P. Gilbert & Sullivan Productions. - New York: Richards Rosen Press. 1972.
13 Taylor I How to produce concert versions of Gilbert & Sullivan. - L.: Hale, 1972.
14 Russel A. How to write your own Gilbert & Sullivan. - L.: Elek Books, 1960.
За время сценической жизни Савой-опер были опубликованы десятки тысяч газетных и журнальных рецензий, охватывавших все страны, где когда-либо ставились G&S-onepbi. Не останавливаясь на них подробно, стоит, однако, отметить отзывы мэтра музыкальной журналистики, великого современника Гилберта и Салливена Бернарда Шоу. Три его статьи опубликованы в сборнике под редакцией Л.Кромнтона (167). К этому же разделу можно отнести и интервью Гилберта и Салливена, данные ими журналистам газет и радио. Они собраны Х.Оурелом в сборнике «G&S, интервью и воспоминания» (132)
В настоящее время выходит около 10 периодических изданий, посвященных Гилберту и Салливену. Из них три наиболее известны и включают помимо анонсов к спектаклям, записям, книгам, аукционам еще и научные статьи. Это «The Gilbert & Sullivan Journal» (издается с 1925 года; с 1972 года называется «Gilbert and Sullivan News») - официальный орган английского «Общества Гилберта и Салливена», имеющего^ филиалы по всему миру; «The W.S.Gilbert Journal» (издается с 1984 года), публикующийся менее разветвленным «Обществом Гилберта» H «Sir Arthur ^ullivan Society Magazine» (издается с 1977 года) - официальный орган «Общества Сэра Артура Салливена». Об исключительной популярности произведений Гилберта и Салливена говорит тот факт, что существует отдельная группа (!) художественных произведений и произведений для театра, основанных либо на сюжетах из Савой-опер либо на фактах из жизни Гилберта и Салливена.
Упоминания о Савой-опере в русскоязычной литературе не только крайне редки, но часто содержат неточности и ошибки. Впервые сведения о Савой-опере появились в 1937 году в книге известного исследователя оперетгы М.О.Янковского «Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР» (99): Раздел, посвященный: английской оперетте представляет несомненную ценность как в силу убедительных характеристик ее специфики (драматургия острых положений, влияние жанра театрализованной эксцентриады, мелодическая яркость, мастерская инструментовка, специфически английская тематика), так и в силу личного знакомства автора с деятелями русского опереточного театра. Тем не менее в работе Янковского присутствуют и спорные положения, например, о том, что Савой-опера «лищена черт социальной сатиры» (99,195).
Это мнение позднее опровергнул Л.Трауберг в своей книге «Жак Оффенбах и другие» (86). Большей точностью определений выделяются работа Д.Михеевой и А.Ореловича «В мире оперетты» (53), главы «Оперетта» в «Музыке XX века» (60) и «Английский театр» в «Истории западноевропейского театра», авторы которой видят в Савой-опере «начало преобразования английского театра» (4,13).
Краткую оценку Гилберта иг Салливена как продолжателей традиций балладной оперы - «Английская балладная опера поднялась до уровня классического музыкального театра легкого жанра» (33, 246) - дает Конен, а Ковнацкая определяет место А.Салливена как «создателя национальной оперетты» и называет английскую оперетту «ярким музыкальным явлением /викторианской - Я.П./ эпохи» (32, 56). Небольшое количество русскоязычных источников непосредственно связано с постановками Савой-опер на русской сцене: это фрагменты из воспоминаний К.С.Станиславского (83), «Жизнь и творчество К.С.Станиславского: Летопись» И.Виноградской (15), книги Н.Шестаковой о первом театре Станиславского (93).
Итак, хотя мир литературы о О&Б широк и многообразен, научная проблематика занимает в ней весьма скромное место. Книг, имеющих серьезную музыковедческую, филологическую или театроведческую ценность, немного: биографии П.Янга, А.Джекобса и Дж.Стедмен, книга Р.Аллена, факсимиле партитуры «Микадо» и критическое издание партитуры «Суда присяжных», небольшая работа, посвященная стилистическому анализу музыки Салливена - Дж.Хьюгса. При этом наиболее вяло ведется разработка музыкального пласта Савой-оперы. В 1989 году в Библиотеке Пьсрпонта Моргана (Нью-Йорк) состоялась научная конференция под названием «Гилберт и Салливен: окно в викторианский мир». На ней доклады, представленные историками театра о Гилберте по количеству вдвое превышали сообщения о Салливене. При этом ни одна из этих рабрт не являлась вкладом в научную разработку предмета. Это еще раз продемонстрировало тот неоспоримый факт, что в западном, как и в отечественном музыковедении, серьезный аналитический разбор оперетт, как и в целом жанров, относящихся к «третьему пласту», считается занятием эксцентрическим, «не стоящим внимания». На самом деле музыка оперетт часто не менее интересна, а роль ее в жанре может дать повод для глубоких изысканий.
Главная трудность при написании настоящей работы заключалась в"") необходимости совместить несовместимое - знакомство читателя с Савой-/ оперой, ее «жизнеописание» с научными методами исследования и про-! блематикой. Российский адресат резко отличен от аудитории, стоящей перед англоязычными авторами. Они, вместе со своими читателями, нахо-| дятся на одной стороне с феноменом Савой-оперы, как бы внутри его. Чи-| татель с детства знаком с мелодиями Салливена и использует гилбертов-] ские фразы в повседневной речи. В диссертации задача видится неизмери-' мо более сложной: требуется ознакомить читателя с явлением, ввести его в мир Савой-оперы, и в то же время невозможно таким ознакомлением ограничиться. Сочетая описательно-информационные и аналитические фрагменты повествования, работа основывалась на положении о том, что «наука истории включает на равных правах описание ушедшей реальности и теоретические обобщения» (65,12).
При решении задачи комплексного, системного изучения феномена Савой-оперы, были использованы различные методы исследования - со-цио-культурный, историко-источниковедческий, музыкальноаналитический. Такой подход к предмету «легкого жанра» сам по себе нов с научной точки зрения. В настоящей работе впервые получает научную разработку концепция стиля Салливена, уточняется и пересматривается роль Савой-оперы в общем культурном процессе и хронологические рамки ее воздействия, дается новое определение и проясняется запутанная терминология в обозначении жанра Савой-оперы, рассматривается феномен Савой-оперы как театральной системы. Устранению стереотипа недостаточной оценки английской оперетты служит и воссоздание общей обстановки, в которой развивался жанр, демонстрация восприятия и отношения к нему современников, его жизни в последующих поколениях. Была поставлена также и задача как можно более полно и непредвзято высветить фигуры драматурга и композитора одновременно с анализом самого феномена Савой-оперы - результата их сотрудничества.
Вследствие этого в диссертации сделана попытка по мере возможности примирить два подхода: концепцию «биографическую» («от личности»), когда любое художественное произведение непременно сопоставляется с событиями жизни художника и концепцию «творческую» - теорию совершенно самостоятельного, имманентного процесса творчества, отгороженного от человеческой личности. Если первая многие годы являлась прерогативой жанра творческой биографии западных ученых, то к последней более склонна наука отечественная. Квинтэссенцией такого подхода являются слова Пауля Хиндемита: «Когда идут к портному* хотят полу-' чить не его портрет или фотографию, а хорошо сделанный костюм. Если кто-нибудь захочет заниматься мной, то он должен рассматривать мои сочинения» (Цит. по: 40, 20). Тем не менее, известно, что невозможно понять побудительные мотивы творца, не будучи знакомым с его персоной (для Гилберта и Салливена это очевидно вдвойне) и в то же время личность человека никогда не тождественна и не объемлет всего масштаба личности творца.
Одна из задач «биографической части» диссертации - дать отчетливый образ каждого из создателей, образ, не нуждающийся в прикрасах и умолчаниях, но, разумеется, не лишенный теневых сторон, образ людей, преданных своему делу, и в то же время истинных детей своей эпохи и среды. Необходимо было показать их вдохновителей и ближайших товарищей по театру Савой. Требовалось найти надлежащее место для убедительной характеристики принципиальной новизны как самого явления Са-вой-оперы, так и творческих методов ее создателей, не забывая в то же время о ее истоках и параллелях со многими, подчас неожиданными составляющими^ мировой музыкальной и театральной культуры. Наконец, предстояло реализовать идею «творческого содружества как творческого конфликта», содружества талантов, противоречивших друг другу почти во всем и вместе с тем приходивших к таким выдающимся результатам.
В процессе создания диссертационного исследования были внимательно изучены многие из уже существующих и доступных работ, особенно труды современного, четвертого, этапа. Использовались накопленные за многие десятилетия суждения, представлявшиеся плодотворными идеи, «очищенные» от не менее многочисленных штампов и стереотипов. Одца-ко прежде всего работа опирается на опыт собственного шестилетнего изучения феномена Савой-оперы. Необходимостью стало расширение круга источников и привлечение новых материалов. Так, разработка пласта, получившего название «Английская оперетта на русской сцене» дала совершенно неожиданные находки, пополнившие панораму российского развлекательного театра последней четверти XIX - первой четверти XX веков.
Диссертация представляет собой попытку преодолеть традицию узкопрофильного, поаспектного изучения Гилберта и Салливена, поместить Савой-оперу в более широкий культурологический контекст, нежели только современные ей жанры викторианской эпохи, вывести за пределы стереотипных сравнений с академическими жанрами музыкального театра, неизменно приходивших к одним и тем же выводам, за пределы неизменной и в данном случае ложной системы координат с двумя лишь критериями: высокое / низкое искусство.
Сравнения английской оперетты с ее континентальными сестрами в исследовательской литературе никогда не выходило за рамки технически-музыкальных сопоставлений или общей тематики. В настоящей работе рассматривается специфика английской оперетты с точки зрения эстетики жанров «третьего пласта», не допускающих в эстетическом плане даже сравнения с оперой, как явлением другого порядка, Савой-онера помещается в контекст этих жанров^ малоизученных за рубежом и практически неизученных у нас. Только с такой позиции становится понятным истинное место предмета нашего исследования в целостной системе музыкальных жанров как по вертикали - из глубины веков^ - так и по горизонтали -в сравнении с ситуацией последней четверти XIX века в странах Западной Европы.
18
Работа состоит из введения, четырех глав и заключения. Приложения к ней включают хронограф жизни и творчества Гилберта и Салливена, полные списки сочинений обоих соавторов, краткое изложение сюжетов Савой-опер и английских оперетт других композиторов, ставившихся на русской сцене, аннотированную библиографию литературы о Гилберте и Салливене, сводную таблицу постановок английской оперетты на русской сцене за период с 1888 по 1998 годы, перечень переводов либретто английских оперетт, список выходивших в России нотных публикаций английской оперетгы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК
Оперный театр Джан Карло Менотти2011 год, кандидат искусствоведения Ханина, Лилия Борисовна
Смешанные жанры в советском музыкальном театре 60 - 70-х годов1982 год, кандидат искусствоведения Черная, Галина Иосифовна
Закономерности взаимодействия составляющих художественного процесса: На примере музыкального театра2004 год, кандидат искусствоведения Зыкова, Наталья Сергеевна
Венский зингшпигель и его традиции в музыкальном театре ХIХ-ХХ вв.1994 год, кандидат искусствоведения Габриэлова, Екатерина Вячеславовна
Проблема синтеза искусств в экранном музыкальном театре2004 год, кандидат искусствоведения Севастьянова, Светлана Степановна
Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Поляновская, Яна Маркусовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обозревая в рамках длительного исследования культурный феномен Савой-оперы, рассматривая его с различных точек зрения, создавая картину как можно более всеохватную и полную, диссертант преследовал несколько основополагающих целей: ввести изучаемое явление в научный и практический (музыкально-театральный) обиход; продемонстрировать, что, вопреки предубеждению, сложившемуся в музыкальной науке, жанры «третьего пласта» заслуживают не менее серьезного исследования, чем жанры академические; закрыть «белое пятно» отечественной науки, занимающейся английским музыкальным театром и тем самым дополнить его картину, сформировавшуюся предшествующими трудами музыковедов и театроведов.
Феномен Савой-оперы - одно из важнейших составляющих картины британского и мирового музыкального театра, принадлежащий викторианской эпохе и британской национальной культуре с одной стороны и интернациональному жанру оперетты с другой. Вне сомнения, и это особенно ясно по прошествии века со дня прекращения совместной деятельности О&Э, Савой-оперы являются классикой, сумевшей сохранить свою публику на фоне вихря течений XX века, не превратиться, подобно десяткам жанров музыкального театра в исключительно музейную ценность. Уникальность изучаемого явления, позволившая создать прецедент выдвижения «третьего пласта» на поверхность социума, заключена в редком и необычном сплаве эксцентрики и лирики, расцветшем на благоприятном социальном и культурном фоне. Он был создан усилиями столь же необычайного «конфликтно-творческого» содружества двух мастеров, разнополюсных по личным, творческим качествам и взглядам на жанр.
В рамках настоящей работы проясняются как хронологические рамки формирования Савой-оперы, позволяющие поставить ее в один ряд с относительно изученными разновидностями опереточного жанра, так и ее специфика, с одной стороны вознесшая английскую оперетту на вершины национального успеха, а с другой - преградившая путь к инонациональному зрителю.
В диссертации поднят также круг проблем, исследование которых -дело будущего. Пристального внимания требует история жанра Савой-оперы в культурном контексте XX века, лишь затронутая в настоящей работе. Богатый материал для исследователя дают многочисленные «после-авторские» постановки Савой-опер (с 1910-х годов до настоящего времени), в которых получил непосредственное отражение процесс развития западного режиссерско-постановочного искусства, смены актерских школ. Отдельный аспект возможной работы - это киновидеоархив жанра, уже
206 насчитывающий десятки названий. Нуждается в разработке тема воздействия Савой-оперы на последующие опыты английских и американских авторов, генезис в рамках изучаемого жанра ранних форм бродвейской комедии и мюзикла и, наряду с рассмотренным влиянием французской оперетты на английскую культуру, последующая «обратная» экспансия англоязычной музыкально-развлекательной культуры на континент.
В «российской» главе диссертации, где тема английской оперетты на русской сцене затронута впервые, не было возможности до конца выявить роль английской оперетты, ее общественный статус даже в рамках многонациональной и многоукладной культуры Северной Пальмиры. Необходимы углубленные архивные исследования по истории петербургских частных театров, продолжение работы, связанной с возрождением огромного числа имен российских опереточных артистов, режиссеров и антрепренеров. Нуждается в развитии и открывает значительные перспективы и социологическая проблематика, аспект публики российского опереточного театра. При этом практически нетронутыми остались вопросы, связанные с постановками оперетты в Москве и, особенно, в провинции.
Интересным продолжением настоящей работы мог бы стать подробный анализ «русских либретто» как английской, так и иных национальных разновидностей оперетты - их переводов и адаптаций, позволяющий полнее осознать глубинные механизмы межкультурных связей и процессы ассимиляции инонациональных культурных явлений на российской почве. Все это предполагает дальнейшие исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Поляновская, Яна Маркусовна, 2000 год
1. Книги и статьи в книгах
2. Алперс Б.В. Конец эксцентрической школы // Алиерс Б.В. Театральные очерки: В 2 т. Театральные премьеры и дискуссии. М.: Искусство,1977. Т.2. С.290-294
3. Алянский Ю.Л. Веселящийся Петербург (По материалам собрания Г.А.Иванова). СПб.: Прана. - 1992. Т.1. - 183 е.; 1993. Т.2. - 273 е.; 1994. Т.З. -221 е.; 1996. Т.4.-296 е.; 1998. Т.5.-320 с.
4. Алянский Ю.Л. Увеселительные заведения старого Петербурга. СПб.: «Банк Петровский», 1996. -269 с.
5. Аникст A.A., Глумова-Глухарева Э.И., Смирнов Б.А. Английский театр И История западноевропейского театра / Под общ. ред. Г.Н.Бояджиева и др. М.: Искусство, 1974. Т.6. 1871-1918. - С.7-124.
6. Асафьев Б. Венская оперетта // Неф К. История западно-европейской музыки / Перераб. и доп. пер. с франц. Б.В.Асафьева (И.Глебова). 2-е изд. - М.: Гос. муз. изд., 1938. - С.261-262.
7. Барбой Ю. Структура действия и современный спектакль / Лен. гос. инт театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова. Л., 1988. - 200 с.
8. Барбой Ю. Теория перевоплощения и система сценического образа // Актер. Персонаж. Роль. Образ: Сб. науч. тр. / Лен. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова; Отв. ред. В.В.Иванова. -Л., 1986. С.24-63.
9. Бахтин М. Заметки // Бахтин М. Литературно-критические статьи. М.: Худ. лит-ра, 1986. С.509-531.
10. Бахтин М. Рабле и Гоголь: Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исслед. разных лег. М.: Худ. лит-ра, 1975. - С.484-495.
11. Бентли Э. Жизнь драмы / Пер. с англ. В.Воронина. М.: Искусство,1978.-368 с.
12. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
13. Бобылева А. Театральная утопия А.Аппиа // А.Аппиа. Живое искусство: Сб. статей / ГИТИС; Сост., пер. и коммент. А.Бобылевой. М., 1993. -С.9-30.
14. Боголюбов H.H. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. М.: ВТО, 1967. - 304 с.
15. Брук П. Пустое пространство / Пер. с англ. Ю.С.Родман и И.С.Цимбал. М.: Прогресс, 1976. - 239 с.
16. Виноградская И. Жизнь и творчество К.С.Станиславского: Летопись. 1863-1938. В 4 т. / Ред. В.Н.Прокофьев. М.: ВТО, 1971. Т.1. 1863-1905. - 558 с.
17. Владимиров С. Действие в драме. Л.: Искусство, 1972. - 160 с.
18. Владимиров С.В. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры. Очерки из истории русской режиссуры конца XIX начала XX века / Лен. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Л., 1976. - С. 13-60.
19. Владимирская А.Р. Звездные часы оперетты. 2-е изд., испр. и доп. -Л.: Искусство, 1991.-220 с.
20. Голота В.В. Театральная Одесса. Киев: Мыстэцтво, 1990. -243 с.
21. Голсуорси Дж. Сага о Форсайтах. В 2 т. / Пер. с англ.; Вст. ст. Д.Жантиевой; Пер. под ред. М.Лорие. М.: Худож. лит., 1982. - Т.1. -847 е.; Т.2 - 751 с. - (Библиотека классики. Зарубежная литература)
22. Голубковский A.B. Амплуа театрального актера: история и современность. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. М., 1990. -23 с.
23. Грекова-Дашковская О.П. Старые мастера оперетты. М.: Искусство, 1990.-286 с.
24. Губкина Н.В. Немецкий музыкальный театр в Петербурге в первой трети XIX века: Дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. / ГНИУК «Рос. ин-т истории искусств». СПб., 1999. - 476 с.
25. Днепров М. Полвека в оперетте. М.: Искусство, 1961. - 168 с.
26. Дризен Н.В. Сорок лет театра: Воспоминания. 1875-1915. Б.м.: Книгоиздательство «Прометей» Н.Н.Михайлова, Б.г. - 198 с.
27. Знакомый Г. Дачи и окрестности Петербурга с приложением расписаний движения дачных поездов жел. дор. и пароходов на 1891 г.: Рассказ. СПб.: Изд. книгопродавца Т.Ф.Кузина, 1891. - 96 с.
28. Иванова В. Актер роль и персонаж: К вопросу о диалектике взаимоотношений в сцен образе // Актер. Персонаж. Роль. Образ. Сб. науч. трудов / Лен. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н.К.Черкасова; Отв. ред. В.В.Иванова. - Л., 1986. - С.5-23.
29. Игнатьева М.Б. Гротеск и эксцентрика в русском советском актерском искусстве. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. М., 1988.-21 с.
30. Кагарлицкий Ю.И. Английский театр: Исторические условия развития // История западноевропейского театра / Под общ. ред. А.Г.Образцова и Б.А.Смирнова. М.: Искусство, 1985. Т.7.1917-1945. - С.204-215.
31. Капустин Ю. Музыкант-исполнитель и публика: Социологические проблемы современной концертной жизни. Л.: Музыка, 1985. - 160 с.
32. Клейман Н.И. Эксцентрическое и трагическое // Киноведческие записки. М.: ВНИИК Госкино СССР. - 1990. - Вып.7. - С.132-135.
33. Ковнацкая Л.Г. Английская музыка XX века (Истоки и этапы развития): Очерки. М.: Советский композитор, 1986. - 216 с. - (Зарубежная музыка. Мастера XX века).
34. Конен В. Перселл и опера. М.: Музыка, 1978. - 262 с.
35. Конен В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. М.: Музыка, 1994.-160 с.
36. Кракауэр 3. Оффенбах и Париж его времени / Пер. с нем. М.: Аграф, 2000.-416 с.
37. Кригер В.А. Актерская громада. Русская театральная провинция (18901902). Воспоминания. М.: Искусство, 1976.-223 с.
38. Кугель А.Р. Русские драматурги: Очерки театрального критика / Ред. и прим. В.Ф.БоцановскогО. М.: Мир, 1934. - 179 с.
39. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. М.: Сов. композитор, 1982. -176 с.
40. Кузнецов Е.М. Цирк: Происхождение, развитие, перспективы. М.; Л.: Academia, 1931.-448 с.
41. Левая Т., Леонтьева О. Пауль Хиндемит: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1974.-448 с.
42. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. - 296 с.
43. Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. - С.583-603.
44. Лотман Ю.М. Театр и театральность в строе культуры начала XIX века // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. -С.617-636.
45. Лотман Ю.М. Язык театра // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. - С.603-608.
46. Марков П.А. Вл.И.Немирович-Данченко и Музыкальный театр его имени. М.: Изд. Муз. театра им. нар. арт. СССР Вл.И.Немировича-Данченко, 1937.-266 с.
47. Марков П.А. Островский актер и чтец // Марков П.А. Островский. -М., 1923.-126 с.
48. Марков П.А. Режиссура Вл.И.Немировича-Данченко в музыкальном театре. М.: ВТО, 1960. - 410 с.
49. Мацкин А. Театр моих современников: Из старых и новых тетрадей. -М.: Искусство, 1987.-381 с.
50. Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы: В 2 ч. / Сост., ред. текстов и коммент. А.В.Февральского; Общ. ред. и вст. ст. Б.И.Ростоцкого. -М.: Искусство, 1968. 4.1. 1891-1917.-351 е.; 4.2. 1917-1939.-643 с.
51. Мейерхольд В.Э., Бебутов В.М., Аксенов И.А. Амплуа актера. М.: изд. ГВЫРМ, 1922. - 16 с.
52. Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты: Путеводитель. 2-е изд., испр. и доп. - Л.: Сов. композитор, 1982. - 312 с.
53. Михневич В л. Петербургское лето: Очерки летнего сезона. Летние сказки. Дачный роман. СПб.: Тип. В.С.Балашева, 1887. - 352 с.
54. Мищенко М.П. Творчество и эстетика Вильгельма Стенхаммара как феномен скандинавской музыкальной культуры. Дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. / МК России СПб. Гос. консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова. СПб., 1997. - 201 с.
55. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с франц.; Вст. ст., ред. и прим. Б.В.Бирюкова и др. М.: Прогресс, 1973. - 406 с.
56. Монахов Н.Ф. Повесть о жизни. Л.: Искусство, 1961. - 300 с.
57. Моруа А. Жизнь Дизраэли: Роман / Пер. с франц. С.Лопашева; коммент. В.Н.Попова. М.: Политиздат, 1991. - 253 с.
58. Образцова А.Г. Современная английская сцена (На рубеже 70-х годов). -М.: Наука, 1977.-247 с.
59. Орелович А.А. Оперетта // Музыка XX века: Очерки. М.: Музыка, 1980. Ч.П. Кн.3.-С.287-311.
60. Орлов Ю.М. Из истории организации творческого процесса в русском дореволюционном театре. Дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. / ЛГИТМИК. -СПб., 1977.-210 с.
61. Пави П. Словарь театра / Пер. с франц.; Ред. К.Разлогова. М.: Прогресс, 1991.-483 с.
62. Пастор И. Цирк и мюзик-холл в советском театре: 1919-1924 // Киноведческие записки. М.: ВНИИК Госкино СССР. - 1990. - Вып.7. - С.48-55.
63. Перов, Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.: ЛГУ, 1980. - 188 с.
64. Петровская И. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII начала XX века. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1989. -319 с.
65. Петровская И., Сомина В. Театральный Петербург начало XVIII века -октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель / Рос. ин-т истории искусств; Под общ. ред. И.Ф.Петровской. СПб., 1994.-448 с.
66. Пичхадзе М.Я. Истоки грузинской оперетты. Дис. на соиск. уч. ст. канд. иск. / ЛГИТМИ. СПб., 1971. - 298 с.
67. Плещеев A.A. Под сению кулис. Париж, 1936. - 179 с.
68. Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX начала XX века. М.: Искусство, 1970. - 410 с.
69. Порфирьева А.Л. Фишера труппа // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. T.I. XVIII век. Кн. 3. Р-Я. СПб.: Композитор, 1999.-С.193-194.
70. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений. В 10 т. 4-е изд. - Л.: Наука, 1979. Т.10. Письма.-711с.
71. Радошанский Н. Записки актера оперетты. Л.;М.: Искусство, 1964. -168 с.
72. Ростовцев М.А. Страницы жизни / Коммент. М.О.Янковского. Л.: Изд. Гос. Акад. Малого оперного театра, 1939. - 178 с.
73. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство, 1898-1907. М.: Наука, 1989. - 384 с.
74. Сахновский-Панкеев В. Драма: Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. Л.: Искусство, 1969. - 232 с.
75. Светаева М.Г. Островский-режиссер // Наследие А.Н.Островского и советская культура /АН СССР; Ин-т мир. лит-ры им. А.М.Горького; Редкол. С.Е.Шаталов (отв. ред.) и др. -М.: Наука, 1974. С.322-335
76. Свифт Дж. Битва книг: Отрывки // Свифт Дж. Памфлеты. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. -С.9-19.
77. Скальковский К. В театральном мире: Наблюдения, воспоминания и разсуждения. СПб.: Тип. А.Суворина, 1899. - XL, 395 с.
78. Словарь иностранных слов. Изд. 14-е, испр. - М.: Русский язык, 1987. -608 с.
79. Смолина А. Первые шаги каскадной певицы: Из воспоминаний А.А.Смолиной // Русский провинциальный театр: Воспоминания. Л.; М.: Искусство, 1937. -С.203-232.
80. Соколов Э. Культура и личность. Л.: Наука, 1973. - 228 с.
81. Сорвачева М.М. Амплуа клоуна в театре Мейерхольда: Дипломная работа / СПб. Гос. Академия театрального искусства. СПб., 1996. -105 с.
82. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Искусство, 1954. Т. 1. - 515 с.
83. Столица России: Нечто, вроде монографии / Под ред. А. и Б. СПб.: Издание М.Г.Корнфельда, 1913. -64 с.
84. Сумбатов А. Южин А.И. Личные заметки об общих вопросах современного театра. СПб.: Тип. СПб. т-ва «Труд», 1903. - 54 с.
85. Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М.: Искусство, 1987. - 317 с.
86. Фукс Г. Революция театра: История Мюнхенского Художественного Театра / Пер. с нем. СПб.: Грядущий день, 1911.- 287 с.
87. Царева Е.М. Иоганнес Брамс. М.: Музыка, 1986. - 383 с. - (Классики мировой музыкальной культуры).
88. Чайковский П.И. Дневники: 1873-1891. Репр. изд. - СПб.: «Эго»; «Северный олень», 1993. - XII, 294 с.
89. Честертон Г.К. Писатель в газете: Художественная публицистика / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984. - 384 с. - (Зарубежная художественная публицистика и документальная проза).
90. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Сочинения. В 18 т. М.: Наука, 1977. Т.10. Сочинения. 1898-1903.-495 с.
91. Шестакова Н.А. Первый театр Станиславского. М.: Искусство, 1998. -191с.
92. Шоу Б. О драме и театре / Пер. с англ. М.: Изд-во. ин. лит-ры, 1963. -640 с.
93. Шюккинг Л. Социология литературного вкуса / Пер. с нем. Л.: Academia, 1928.-180 с.
94. Юхнёва Н.В. Петербург многонациональная столица // Старый Петербург: Историко-этнографические исслед. / Отв. ред. Н.В.Юхнёва. -Л.: Наука, 1982.-С.7-51
95. Янет Н. Н.Н.Радошанский и его мемуары // Радошанский Н. Записки актера оперетты. Л.; М.: Искусство, 1964. - С.154-167.
96. Янковский М. Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР. Л.; М.: Искусство, 1937.-456 с.
97. Ярон Г. О любимом жанре. М.: Искусство, 1960. - 255 с.
98. Ярон С. Воспоминания о театре: 1867-1897. Киев: Тип. И.И.Чоколова, 1898. - 420 с.
99. Allen R. Sir Arthur Sullivan, composer & personage / In collab. w.
100. G.R.D'Luhy. New York: Pierpont Morgan Library, 1975. - 215 p.
101. Annals of Opera, 1597-1940 / Comp. from the original sources by A.Loevenberg; Intr. by E.J.Dent. Totowa, New-York: Rowman and Littlefield, 1978. - 1755 p.
102. Asimov's Annotated Gilbert & Sullivan / Text by W.S.Gilbert; Notes by I.Asimov. New York: Doubleday, 1988. - 1056 p.
103. Baily L. Gilbert & Sullivan: Their Lives and Times. New York: Viking Press, 1974.-119 p.
104. Baily L. The Gilbert & Sullivan Book. Rev. of the 1952 Cassell ed. -L.: Spring Books, 1966. -475 p.
105. Barrington R. A record of 35 years on the English Stage / W. a preface by W.S.Gilbert. L.: Grant Richards, 1908. - 270 p.
106. Bettany C. D'Oyly Carte Centenary, 1875-1975. London: D'Oyly Carte, 1975. - unpaginated
107. Bond J., MacGeorge E. The life and reminiscenses of Jessie Bond, the old Savoyard, as told by herself to E.MacGeorge. L.: John Lane, The Bodley Head, 1930.-242 p.
108. Bordman G. American operetta: from «H.M.S. Pinafore» to «Sweeny Todd». New York: Oxford University Press, 1981. - 206 p.
109. Brahms C. Gilbert and Sullivan: Lost Chords and Discords. L.: Weidenfeld & Nicolson, 1975. - 264 p.
110. Cellier F., Bridgeman C. Gilbert and Sullivan and Their Operas; with Recollections and Anecdotes of D'Oyly Carte and other famous Savoyards. -Repr. of 1914 ed. North Stratford, N.H.: Ayer Company Publishers, 1972. -443 p.
111. Colles H.C. Symphony and Drama, 1850-1900. Oxford: The Oxford University Press, 1934. - XII, 504 p. - (The Oxford History of music, vol. VII).
112. Complete annotated Gilbert and Sullivan, The / Intr. and ed. by I.Bradley. New York: Oxford Univ. Press, 1996. -1197 p.
113. Dahlhaus, C. Nineteenth-Century music / Transl. by J.B.Robinson. -Berkeley, Los Angeles: Univ. of California Press, cop. 1989. X, 417 p. -(California studies in 19th century music: 5)
114. Dark S., Grey R. W.S.Gilbert: His Life and Letters. 2nd ed. - L.: Methuen and Co, 1924. - IX, 269 p.
115. Decca Book of Opera, The / Forew. by E.Kleiber; Biographies by
116. H.Rosental. L.: Werner-Laurie, 1956. - 556 p.
117. Dillard Ph.H. How Quaint the Ways of Paradox. Metuchen, NY: The Scarecrow Press, 1991. - 208 p.
118. Dixon G. The G&S Photofinder. An Index to Published Illustrations of Savoy Opera. Scotland: Rhosearn Press, 1995. -234 p.
119. Dixon G. The G&S Concordance: A Word Index to W.S.Gilbert's libretti for the 14 Savoy-operas. Vol. I-II. New York: Garland Publishers, 1987. -1877 p. - (The Garland reference library of the humanities, v.702)
120. D'Oyly Carte Opera Company in Gilbert and Sullivan Operas, The. A record of Productions 1875-1961 / Comp, by C.Rollins and R.Witts / Forew. by B.D'Oyly Cart. L.: Michael Joseph, 1962. - 186 p.
121. Dunhill T.; Thomas F. Sullivan's comic operas: A critical appreciation. -L.: E.Arnold, 1928.-256 p.
122. Eden D. G&S, the creative conflict. Rutherford: Association University Presses, 1986.-224 p.
123. Ewen D. The Book of European Light Opera. New York: Halt, Rinehart & Winston, 1962.-292 p.
124. Ferguson W.C. A History of the Savoy Company. Philadelphia: Savoy Co, 1951.- 135 p.
125. Findon B.W. Sir Arthur Sullivan: His life a. music. Repr. from 1904 ed. - New York: AMS Press, 1976. - 214 p.
126. First night G&S, cont. complete librettos of the 14 Operas Exactly as Presented at Their premier performance, The / Ed. by R.Allen; Forew. by B. D'Oyly Carte. New York: Heritage Press, 1958. - XXI, 465 p.
127. Fitzgerald P. The Savoy Opera and the Savoyards. L.: Chatto & Windus, 1894.-248 p.
128. Gänzl K. The Encyclopedia of Musical Theatre. In 2 vols. New York: Schirmer Books, 1994. - 1610 p.
129. Gilbert W.S. A Century of Scholarship and Commentary / Ed. by J.B.Jones; Forew. by B.D'Oyly Carte. New-York: New York Univ. Press, 1970.-321 p.
130. Gilbert W.S. The Bab ballads / Ed. by J.D.Ellis. Cambrige(Mass): Belknap press of Harvard univ. press, 1970. -X, 366 p.
131. Gilbert W.S. and Sullivan A.S. G&S, interviews and recollections / Ed. by H.Orel. Iowa City: Univ. of Iowa Press, 1994.-214 p.
132. Gilbert W.S. and Sullivan A.S.: Papers presented at the International conference held at the University of Kansas in May 1970 / Ed. by J.Helyar. -Lawrence: Univ. of Kansas Libraries, 1971. 8., 228 p.
133. Glover J.M. Jimmi Glover and his friends. London: Chatto & Windus, 1913.-XI, 325 p.
134. Godwin A. Gilbert and Sullivan: A critical appreciation of the Savoy operas / Intr. by G.K.Chesterton. Repr. from 1926. - New York: Kennikat Press, 1969. - 299 p.
135. Goldberg I. Sir W.S.Gilbert. A Study in Modern Satire: A Handbook on Gilbert and G&S operas. Boston: Stratford Publishing, 1913. - 156 p.
136. Goldberg I. The Story of G&S. Repr. from 1928. - New York: AMS1. Press, 1970. 588 p.
137. Goodman A. Gilbert and Sullivan at law / Forew. by the Lord Elwyn-Jones. L.: Assoc. univ. presses, 1983. - 246 p.
138. Grossmith G. A society clown, reminiscences. Bristol: Arrowsmith, 1888.-192 p.
139. Grun B. Kulturgeschichte der Operette. Berlin: VEB Lied der Zeit Musikverlag, 1967. - 615 S.
140. Hanslick E. «Der Mikado» von Sullivan // Hanslick E. Musikalisches Skizzenbuch (Der «Modernen Oper» IV. Theil): Neue Kritiken und Schilderungen. 2. Aufl. - Berlin: Allgemeiner Verein fiir Deutsche Literatur, 1888. - S.288-295
141. Henderson M.C. Theatre in America: 250 years of plays, players a. productions. New, updated ed. - New York: Abrams, 1996. - 352 p.
142. Hibbert Ch. Gilbert & Sullivan and their Victorian World. New York: American Heritage, 1976. -286 p.
143. Hinchliffe A.P. The Absurd. s.n.: Methuen & Co Ltd, 1969. - XIV, 105 p. - (The critical idiom, 5)
144. Hughes G. Composers of operetta. L.: Macmillan & Co; New York: St.Martin's Press, 1962. - 283 p.
145. Hughes G. The music of A.Sullivan. Repr. of 1960 Macmillan ed. -Westport, Conn: Greenwood Press, 1973. - 180 p.
146. Hyman A. Sullivan and his satellites: A survey of English operettas, 1860-1914. L.: Chappell and Co.; ELM Tree Books, 1978.-224 p.
147. Jacobs A. Arthur Sullivan, a Victorian musician. 2nd ed. - Aldershot: Scolar Press, 1992. -494 p.
148. Joseph T. The D'Oyly Carte Opera Company, 1875-1982: An unofficial history. Bristol: Bunthorne Books, 1994.-388 p.
149. Klotz V. Operette: Porträt und Handbuch einer unerhörten Kunst. -München; Zürich: Piper, 1991.-760 S.
150. Lamb A. Sullivan, Sir Arthur (Seymour) // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by St.Sadie. Vol.18. L.: Macmillan Publishers Ltd., 1995. -P.355-364.
151. Lawrence A. Sir Arthur Sullivan: Life Story, Letters and reminiscences / w. Critique by B.W.Findon and bibl. by W. Bendall. Repr. from 1899. -New York: Haskell House, 1973. - 340 p.
152. Lytton Henry, Sir. The secrets of a Savoyard / Forew. by R.D'Oyly Carte. Repr. from 1922. - New York: Da capo press, 1980. - 191 p.
153. Mackenzie Sir A.C. The Life-Work of Arthur Sullivan // Sammelbände der Internationalen Musik-Gesellschaft / Hrsg. v. O.Fleischer u. J.Wolf. -1901-1902 (3. Jhrg.) S.539-564.
154. Mackerness E.D. The Victorian Era: national education and musicalprogress I I Mackerness E.D. A social history of English Music. L.: Routledge and Paul; Toronto: Univ. of Toronto, 1964. - P. 153-198.
155. Mander R., Mitchenson J. A picture History of Gilbert and Sullivan. L.: Vista books, 1962. - 160 p.
156. Mander R., Mitchenson J. The Lost theatres of London. L.: Hart-Davis, 1968.-572 p.
157. Mander R., Mitchenson J. Musical comedy: A story in pictures / Forew. by N.Coward. L.: Davies, 1969. - 64 p.
158. Mander R., Mitchenson J. The Theatres of London / 111. by T.Birdsall. -New York.: Hill and Wang, cop.1961. 292 p.
159. Merchant W.M. Comedy. s.n.: Methuen & Co Ltd, 1972. - X, 92. -(The critical idiom, 21)
160. Orrey L. Operetta, Musical Comedy and the Musical // Opera. A Concise History. Rev. and update ed. by R.Milnes. - L.: Thames and Hudson, 1987. - PP.201-212.
161. Pearson H. Biography of Gilbert & Sullivan. Repr. from 1935. - L.: Macdonald and James, 1975. - 319 p.
162. Pollard A. Satire. s.n.: Methuen & Co Ltd, 1970. - 12., 84 p. - (The critical idiom, 7)
163. Rees T. Thespis: A Gilbert & Sullivan Enigma. L.: Dillon's Univ. Bookshop, 1964. - 150 p.
164. Rickett E.W., Hoogland B.T. Let's do some Gilbert & Sullivan: A practical production handb. / w. 111. by W.S.Gilbert. New-York.: Coward-McCann, 1940. -XI, 238 p.
165. Schneidereit O. Operette A-Z: Ein Streifzug durch die Welt der Operette und des Musicals. 7.Aufl. - Berlin: Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1971.-552 S.
166. Shaw G.B. The Great Composers, Reviews and Bombardments / Ed. by L.Crompton. Berkley: Univ. of California Press, 1978. - XXVII, 378 p.
167. Sir Arthur Sullivan: An index to the texts of his vocal works / Comp. by S.Poladian. Detroit: Inform, service, 1961. - XVIII, 91 p. - (Detroit Studies in music bibliography, №2).
168. Stedman J.W. W.S.Gilbert. A Classic Victorian and His theatre. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996. - 374 p.
169. Sullivan H., Flower N. Sir Arthur Sullivan. His life, letters & diaries / Intr. by. A.Bennett. New-York: G.H.Doran, 1927. - 393 p.
170. Traubner R. Operetta. A Theatrical History. L., 1984.
171. Wells W.J. Souvenir of Sir Arthur Sullivan Mus. Doc. M.V.O., a brief sketch of his life and works. L.: G.Newnes, 1901. - 106 p.
172. Wilson R., Lloyd F. Gilbert and Sullivan, the official D'Oyly Carte picture book. New York: Knopf, 1984.-216 p.
173. Wolfson J. Final curtain, the Last G&S operas. Including the Unpublished Rehearsal Librettos and Twenty Unpublished Gilbert Lyrics. L; New-York: Chappell; A.Deutsch, 1976.-293 p.
174. Wolfson J. The Savoyards on Record, the story of the singers who worked with G&S and the records they made. Chichester: Packard, 1985. - 96 p.
175. Wood, Henry J. My Life of Music. L.: Victor Gollancz, 1938. - 495 p.
176. Wyndham H.S. Arthur Seymour Sullivan (1842-1900). New-York; L.: Harper, 1926.-276 p.
177. Young P.M. A History of British Music. New York: Norton and Co, 1967.-XII, 643 p.
178. Young P.M. Emancipation through satire. The political context of English comic opera in the 19-th century // Wissenschaftliche Zeitchrift der Humboldt Univ. zu Berlin. 1988 (37. Jhrg). - H. 6. - P.583-590.
179. Young P.M. Sir Arthur Sullivan. New York: W.W.Norton, 1971 .-304 p.1.. Материалы периодической печати
180. Открытое письмо Э.Одрана. // Биржевые ведомости. 1887. - 3 июля. №160.
181. Бенефис Сетова в Одессе. // Театральный мирок. 1890. - 25 марта. №74. - С.7.196. «Гондольеры» в Малом театре. i i Петербургская газета. 1891. - 25 сент. №263.197. «Капитан Вильсон» в Малом театре. // Петербургская газета. 1891.- 13 нояб. №312.
182. Летние сезоны // Рус. муз. газ. 1894. - Сент. №9. - С. 190.199. «Микадо» в Театре и саду Аркадия. // Биржевые ведомости. 1896. -11 июня. №160.
183. Москва (от нашего корреспондента) // Рус. муз. газ. 1896. - Июнь. №6.-С.651.
184. Москва (от нашего корреспондента) // Рус. муз. газ. 1896. - Окт. №10. - С. 1290-91.202. «Сын Микадо» в театре Шелапутина. // Московские ведомости. 1897.-21 янв. №21.
185. Хорхе. Причины упадка русской частной оперы в провинции // Рус. муз. газ. 1897. - Март. №3. - С.363-374.
186. Об оперетте. // Театр и искусство. 1897. - №26. - С.477.
187. Липаев Ив. Музыкальное дело на первом Всероссийском съезде сценических деятелей. // Рус. муз. газ. 1897. - Май-Июнь. №5-6. -С.725-738; Июль-Авг. №7-8. - С.975-990; №9. - С. 1103-1122
188. Die Geischa в Театре и саду Аквариум. // Петербургская газета. -1898.-3 мая. №119.
189. Бескин Э. Московские письма // Театр и искусство. 1910. - №24.
190. Скончавшийся владелец театра и сада «Аквариум» // Артист и сцена. -1910. №22-23.-С.19-20.
191. Homo novus. Заметки // Театр и искусство. 1911. - 2 янв. №1. -С.17-19.231. «Аркадские пастушки» в театре Казино. // Петербургская газета. 1911.-16 сент. №254.232. «Мисс Гибс» в театре ЗимНий буфф. // Петербургская газета. 1911. -19 дек. №318. 1
192. Бескин Э. Московские письма // Театр и искусство. -1911.- №50.234. «Таинственный сатир» в Веселом театре. // Петербургская газета. 1913. 5 марта. №62.
193. Чудовский В.А. Петербургские театры и музыка // Аполлон. 1913.- Нояб. №9. С.75-77.
194. Кауфман А.Е. Портреты и силуэты (Из записной книжки старого журналиста) // Наша старина. 1917. - №2. - С.79-98240. «Гейша» в Государственной комической опере. // Жизнь искусства. -1921.-№770-772.
195. Парнах В. Новое эксцентрическое искусство // Зрелища. 1922. -№1. - С.5.
196. Аббат Фанфрелюш. «Гейша» в Московском театре оперетты. // Зрелища. 1922. - №15. - С.20.
197. Ардов В. Летние сады // Зрелища. 1923. - №38. - С.9.
198. Глубоковский Б. Русские эксцентрики // Рампа. 1923. - №11. - С.7-8.
199. Бугославский С. «Гейша» в Шаляпинской студии // Новый зритель. -1925. №20. - С.23.
200. Садко В.И.Блюм. Московское письмо: «Кукироль» «Орфей в аду» // Жизнь Искусства. - 1925. - №49. - С.11.
201. Бескин Э. Спектакли Театра музыкальной комедии В.Бебутова. // Театральная декада. 1925. - №6.
202. Гастроли в Киеве театра «Березиль». // Киевский пролетарий. -1929.-1 мая. №100.
203. Гастроли в Киеве театра «Березиль». // Киевский пролетарий. -1929.-4 мая. №101.
204. Шелюбский М. «Микадо» оперетта в театре «Берез1ль» // Киевский пролетарий. - 1929. - 9 мая. №103.
205. Давыдов Ю. Социальная психология и театр // Театр. 1969. - №12.- С.23-37.
206. Тувим Ю. Несколько слов касательно оперетты // Иностранная литература. 1975. -№1. - С. 149-151.
207. Ковнацкая Л.Г. К 250-летию «Оперы нищих» // Советская Музыка. -1978. №7. - С.105-109.
208. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Даугава. 1988. - №1.- С.93-98.
209. Песочинский Н. Мейерхольд: амплуа актера // Московскийнаблюдатель. 1993. - №4. - С.3-8.
210. Поляновская Я.М. Фольклорный ритуал Великобритании // Музыкальная академия. 1995. - №2. - С. 97-101.257. «La Vivandière». // Illustrated Times. 1868. - 18 Jan.
211. Интервью Гилберта и Салливена после премьеры «Чародея». // Illusrated Sporting and Dramatic News. 1877. - 24 Nov. - P.223.
212. Рецензия на премьеру «Чародея». // The Era. 1878. - 25 Aug. -P. 12.
213. Рецензия на возобновление «Чародея». // The Era. 1884. - 18 Oct. -P.15.
214. О Гилберте, Салливене и театре Савой. // Punch. 1885. - 28 March. -P. 145.
215. Интервью Гилберта и Салливена после премьеры «Гондольеров. // The Era. 1889. - 7 Dec.
216. Рецензия на премьеру «Великого Герцога». // The City. 1896. - 8 March.
217. Интервью Гилберта. // The Times. 1908. - 29 Apr. - P. 12.
218. Гастроли Оперной компании Д'Ойли Карт в Эдинбурге. // Edinburgh Evening News. 1914. -4 Aug.
219. Jacobs A. Mikado and Fledermaus // The Listener. 1962. - 13 Dec. -P. 1028.
220. Cooper, M. The Fickle Philistine // Opera News. 1968. - Vol. 32. - Apr. 20. J625.-P.8-12.
221. Stravinsky I. How Stravinsky became a G&S Fan // The New York Times. 1968. -27 Oct. - P.D-19.
222. Hauger G. Victorian musical theatre // Opera. 1978. - Vol.29. - Febr. №2. - P.135-139; March. .№3. - P.266-269.
223. Rovner S. Behold the Lord High Comic of the Company: interview with John Reed. // Washington Post. 1978. - April 18.
224. Watts, Janet. Enter the Lord High Executioner // Observer Review. -1982.-14 Febr.-P.27.
225. Beckerman M. The Sword on the Wall: Japanese Elements and their Significance in The Mikado // Musical Quarterly. 1989. - №3 (73). -P.303-319.л
226. Fink R. Rhythm and Text Setting in The Mikado /7 19 century music / Ed. by W.Frisch a. K.Holoman. 1990. - Vol.XIV. - №1 (Summer). -P.31-47.
227. Shepherd M. Trial by Jury: The critical Edition // Sir Arthur Sullivan Society Magazine. 1996. - №42 (Spring). - P.4-12.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.