Самоактуализация личности в условиях общества потребления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Шаровская, Анна Владимировна

  • Шаровская, Анна Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 167
Шаровская, Анна Владимировна. Самоактуализация личности в условиях общества потребления: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саранск. 2014. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шаровская, Анна Владимировна

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................3

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМ О АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие самоактуализации личности в контексте общества потребления....................................................................................14

1.2 Основные методологические подходы исследования.............................45

1.3 Ценностные основания самоактуализации современной личности............64

2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ САМО АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ

2.1 Смысловая среда развития человека в современном обществе потребления......................................................................................83

2.2 Ложная самоактуализация как специфический способ

самоосуществления современной личности...........................................105

2.3 Проявление ложной самоактуализации в социальном иждивенчестве......130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................144

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................150

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Самоактуализация личности в условиях общества потребления»

Введение Актуальность темы исследования

Жизнь человека идет по пути социального усложнения и ускорения, получения большого объема информации, которая воспринимается им упрощенно и поверхностно, а нарастающие темпы потребления становятся источником, формирующим соответствующее отношение индивида к себе и миру.

Долгое время предполагалось, что с налаживанием социальных условий, наращиванием темпов производства и разумным удовлетворением всех потребностей появятся возможности и для гармоничного развития личности. Но наступившая эпоха потребления наглядно демонстрирует, что современный человек переживает не только кризис возможностей, но и духовный упадок, который характеризуется утратой цели, бытийных смыслов, потерей ценностных ориентиров. Представления современного человека о том, каким он должен быть, замечает Э. Тоффлер, во многом определены ценностями, навязываемыми ему в ходе «бомбардировки сознания» [154, с. 175]: потребления и обладания, соответствия образцам социальной успешности. В связи с этими представлениями переосмысливаются и такие общечеловеческие духовные ценности как нравственная добродетель, ответственность, счастье, красота, истина, свобода. Соответственно меняются не только отношения между людьми в обществе, но и сам человек, его способы постижения собственной сущности и представления об идеалах самостановления.

Поскольку развитие человека детерминировано и индивидуальным бытием, и смысловым контекстом социума, идеальными установками, сформированными в его условиях, то самоактуализация может быть рассмотрена не только как индивидуально значимый процесс самосовершенствования, но и как индикатор социального самочувствия личности. Социально-философское осмысление самоактуализации личности помогает преодолеть как индивидуально-психологическую трактовку смыслового самоосуществления, так и абсолютную обусловленность индивидуального развития влиянием общества, что дает

возможность исследовать сложные взаимосвязи смыслового контекста социума и ценностных установок отдельной личности.

Кроме того, в условиях ценностной противоречивости современного общества особый интерес представляет появление новых форм и характеристик самоосуществления человека, детерминированных идеологией потребления. Посредством исследования данных характеристик удается понять актуальные механизмы постижения индивидом социального мира, а значит - яснее увидеть новые тенденции в отношении человека и современного общества.

Степень разработанности проблемы

Многие современные вопросы имеют многовековую историю, и хотя часть понятий и проблем могла оформиться лишь на нынешнем уровне развития науки, осмысление их истоков обнаруживается в разнообразных работах классиков философии. Не рассматривая отдельно период формирования антропологического подхода, целесообразно остановиться на исследованиях, непосредственно посвященных вопросам развития человека в условиях современного общества.

Прежде всего, следует отметить, что социально-философское исследование самоактуализации личности общества потребления как целостного феномена стало возможным благодаря тому, что сложилась определенная традиция научного осмысления соответствующих понятий. Анализируя процесс накопления знаний об обществе потребления, следует отметить, что первые представления о нем складывались преимущественно в свете структуралистской философии (Р. Барт, К. Леви-Стросс). Более ясное выражение они получили в конце 1960-х-начале 1970-х годов в критической теории Ж. Бодрийяра. Подобным образом представление об обществе потребления как результате перехода к массовому производству складывалось в работах Дж. Гелбрейта, Дж. Катоны, У. Ростоу, С. Юэна и др. Особенности и проблемы развитого индустриального общества также стали объектами внимания Франкфуртской школы (Т. Адорно, В. Беньямин, Л. Лёвенталь, Ю. Хабермас, А. Хоннет, М. Хоркхаймер и др.),

философов и социологов постмодернизма (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Панвиц и др.).

В большей связи с изменениями человека феномен общества потребления рассматривали 3. Бауман, Р. Бокок, М. Кастельс, Г. Маркузе, X. Ортега-и-Гассет, Дж. Ритцер, Э. Тоффлер. Особое внимание взаимосвязи потребительской ориентации сознания и повседневной жизни личности с социологической точки зрения уделено в работах У. Бека, Э. Гидценса, Ф. Джеймсона, С. Лэша, Д. Миллера, П. Стирнса, М. Физерстоуна и др.

Отечественная социологическая мысль в советский период в наибольшей степени была ориентирована на критическое осмысление общества потребления в его сопоставлении с социалистическим образом жизни (А. П. Бутенко, Г. И. Герасимов, Б. В. Жиров, Н. М. Кейзеров, Е. Д. Морджинская, Е. А. Ножин и др.). Последовательное социологическое исследование поведения потребителей находим в работах В. И. Ильина. В настоящее время четко классифицировать и охватить теоретическим анализом все разнообразие работ, освещающих различные аспекты общества потребления, достаточно сложно ввиду неопределенности и многомерности самого понятия.

Не меньшая теоретическая неопределенность сопровождает и осмысление такого феномена как самоактуализация личности. Имея глубокие корни в истории антропологии, наиболее четкое представление о самоактуализации начало оформляться после становления экзистенциального мышления. Теоретическое обращение к субъективному переживанию мира и его отражению в индивидуальном сознании стало качественным этапом в представлении о сущностных возможностях реализации человеческого духа (С. де Бовуар, М. Бубер, А. Камю, С. Кьеркегор, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.).

В социально-философском познании глубин самоосуществления человека особое значение имело влияние неофрейдистов (Ф. Александер, А. Кардинер, Г. Салливэн, Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон), дополнивших

психоаналитическую теорию принципом социокультурного детерминизма. В современных социально-философских исследованиях влияние данного подхода наиболее полно отразилось в работах С. Жижека.

Развитие гуманистической психологической теории позволило включить в структуру знания о человеке теорию мотивации, обосновать гуманистический принцип познания и развития. Понятие «самоактуализация», разработанное в рамках гуманистической теории А. Маслоу, представляет интерес и вне рамок узкоспециального психологического исследования, поскольку касается проявления сущностной природы человека, системы ценностей конкретной культурной среды.

В советский период вопрос развития и самореализации человека активно разрабатывался с середины 1970-х-начала 1980-х гг. в работах А. В. Ахутина, С. С. Батенина, Н. М. Бережного, В. С. Библера, Э. В. Ильенкова, В. И. Ильина В. Ж. Келле, И. С. Кона, Е. В. Лебедевой, В. А. Лекторского, Р. Л. Лившица, Ю. М. Лотмана, М. К. Мамардашвили, Н. В. Мотрошиловой, В. А. По дороги, М. Н. Руткевича, Ю. И. Семёнова, В. С. Стёпина, В. Г. Стрепетова, Б. М. Фирсова, И. Т. Фролова, В. А. Ядова и многих других отечественных исследователей.

Изучение тенденций современного научного осмысления развития человека в обществе потребления показывает, что в нём преобладает теоретико-методологический плюрализм, представленный в основном социологическим (О. О. Гопкало, А. А. Мальцев, А. В. Овруцкий, В. А. Сосов, Е. В. Тимченко, Д. Н. Шевченко и др.), экономическим (А. В. Данильченко, О. И. Федорова, Л. В. Шульгина и др.), этическим (И. А. Винтин, Ю. В. Осипова, Н. В. Ситкевич и др.), психолого-педагогическим (И. А. Акиндинова, С. В. Карпенко, О. В. Сафронова, А. В. Степанова и др.) и культурологическим (Е. В. Горелова, М. Б. Ракитных, А. Г. Чадаева, С. С. Цороев, Ф. Г. Шакарбиев и др.) подходами. Достаточно многочисленны и социально-философские исследования положения человека в современном обществе. В основном в них рассматриваются вопросы трансформации ценностного мира личности (С. В. Борзых, В. М. Лукьянов,

Е. В. Орлова, Н. Н. Хомутова, Н. В. Южакова и др.), её потребностей (И. В. Киреева, И. Г. Кливер, Б. В. Мартынов, М. А. Петровская и др.), а также развития и мировоззрения (О. Н. Васильев, Г. Н. Верещагина, Н. В. Водянова, Л. Р. Дернова, И. В. Ерофеев, О. Б. Есиповская, А. С. Калинин, Д. А. Кузнецова, Л. В. Кузнецова, И. Ю. Манакова, М. Б. Маринов, М. С. Николаев, Е. В. Орлова, А. С. Подопригора, Н. М. Смирнова, М. П. Челомбицкая, Б. Ф. Чечет и др.). Тем не менее проведенный анализ существующих в науке и философии концепций свидетельствует о том, что практически неисследованной остается специфика реализации самоактуализационного потенциала личности в условиях общества потребления. Исследовательский акцент на феномене самоактуализации открывает перспективы изучения смыслов и ориентиров развития личности общества потребления.

Объектом диссертационного исследования является общество потребления конца ХХ-начала XXI вв.

Предметом исследования - самоактуализация личности в условиях общества потребления.

Цель данной работы состоит в выявлении и обосновании особенностей самоактуализации личности, сформировавшейся в смысловом поле общества потребления.

Реализация поставленной цели подразумевает решение следующих задач:

1. Определить понятие самоактуализации личности в контексте общества потребления.

2. Выявить особенности социально-философского исследования самоактуализации личности общества потребления и обозначить основные теоретико-методологические подходы для её осмысления.

3. Проанализировать ценностные основания самоактуализации современной личности.

4. Изучить смысловую среду развития человека в современном обществе потребления.

5. Исследовать ложную самоактуализацию как специфический способ самоосуществления современной личности.

6. Рассмотреть проявление ложной самоактуализации в социальном иждивенчестве.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что смысловой контекст общества потребления обусловливает формирование специфического способа самоосуществления современного человека. Существующие в современном обществе комплексы ценностных установок детерминируют способы самопознания и самоосуществления человека. Воспринимая общие ценности как некую данность, человек, так или иначе, определяется с тем, что есть он сам (самосознание), что он делает в этом мире и как может выразить полноту своей личности (самоактуализироваться). Поэтому именно смысловые установки общества потребления становятся решающим фактором в формировании такого способа самоактуализации, при котором восприятие личности овеществлено и фетишизировано.

Теоретико-методологические основы исследования

Определенной традиции социально-философского осмысления самоактуализационного потенциала личности в обществе потребления не сложилось несмотря на рост исследовательского интереса к проблематике развития современного человека. В основном научные поиски по теме самоактуализации ведутся в плоскости психолого-педагогического подхода. Это существенно ограничивает возможности познания и научного обоснования многих социальных установок общества и личности, препятствует формированию стратегии их социального развития. Отсюда необходимость обогащения существующих исследований результатами применения социально-философской методологии, ориентированной на познание смысловых основ общества потребления с точки зрения их человекоразмерности. Решение этой задачи обусловливает применение в научном поиске антропологического подхода, позволяющего реализовать методологический потенциал:

• общенаучных и социально-философских концепций развития человека; экзистенциально-философской теории личности (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, и др.), освещающей вопросы подлинности существования и отчужденности личности в современном обществе.

• социально-феноменологического подхода А. Шютца, помогающего реконструировать и исследовать специфическое смысловое поле самоактуализации в его непосредственной данности сознанию.

• неофрейдистской теории развития К. Хорни, гуманистического психоанализа Э. Фромма, теории социального становления и идентичности Э. Эриксона, способствующих предметному изучению взаимообусловленности общественного и индивидуального развития.

• акмеологической теории А. Маслоу, осмысленной в социально-философском ключе, дающей возможность рассматривать потребность в самоактуализации как проявление сущностных характеристик современного человека, а также помогающей раскрыть обусловленность её ложной формы смысловым контекстом общества потребления.

• принципов социокультурного подхода (активное преобразующее влияние человека на природу и общество, эволюция, антропосоциентальное взаимодействие), утверждающих историческую цикличность и значимость субъективистской парадигмы в развитии общества (А. С. Ахиезер, А. Я. Гуревич, С. Э. Крапивенский, К. X. Момджян и др.).

Научная новизна исследования

- Обоснована значимость социально-философского исследования понятия самоактуализации личности, отражающего взаимосвязь проявлений сущностных характеристик человека и конкретно-исторического смыслового контекста общества.

- Выявлена перспективность применения в совокупности социально-феноменологической, экзистенциальной и неофрейдистской методологий в

реализации антропоцентрического подхода к исследованию самоактуализации современной личности.

- Дан анализ ценностных оснований самоактуализации современной личности, определяющих возможности и перспективы осмысления самоосуществления как социокультурного феномена.

- Предпринята попытка феноменологической реконструкции смысловых ориентиров развития личности в современном обществе потребления.

- Введено понятие «ложная самоактуализация», в котором отражена обусловленность смысложизненных установок личности ценностями консьюмеризма.

- Обоснована взаимосвязь ложной самоактуализации и социального иждивенчества в контексте реализации ценностей общества потребления.

Положения, выносимые на защиту

1. Характеристика современного социума как общества потребления подразумевает включенность потребительских практик во все сферы общественной и индивидуальной жизни, что приводит к формированию соответствующей системы ценностей и идеальных установок. Детерминируя развитие человека, данные ценности наиболее полно реализуются в самоактуализации индивида (способе его смысловой самореализации), что позволяет определить понятие самоактуализации личности общества потребления как реализацию экзистенциальных смыслов индивидуального развития в культурном контексте современного общества.

2. Поскольку общество потребления является одним из основных смыслоформирующих контекстов, в которых происходит становление и самоосуществление современного человека, для его исследования наиболее перспективным представляется антропоцентрический подход, позволяющий исследовать смысловые основы существования и развития человека. Сочетание социально-феноменологической, экзистенциальной и неофрейдистской

методологии сделало возможным проанализировать взаимосвязь самоактуализации личности и общества потребления на трех смысловых уровнях:

- социетальном: неизменная и изначальная вписанность человека в конкретный культурно-исторический контекст определяет общий самоактуализационный вектор индивида;

групповом: влияние общества осуществляется через социальное взаимодействие, усвоение групповых ценностей и смыслов, трансформирующих идеальные установки относительно целей развития;

- индивидуально-смысловом: формирование образа общества в сознании и восприятии индивида как отражение его экзистенциального опыта и неотъемлемого элемента самоактуализации.

3. Ценностные основания самоактуализации личности общества потребления представляют собой существующие в социуме комплексы смысловых установок, детерминирующие самосознание и самоосуществление человека, и воспринимаемые им как данность. К ним можно отнести: антропоцентризм (интериоризированная ценность саморазвития человека); индивидуализм (ценность существования и совершенствования собственной личности); утилитаризм (ценностная легитимация принципа полезности в достижении идеальных целей); прагматизм (ценность целесообразности духовного роста); трансцендированный гуманизм (ценность достижения неограниченных возможностей).

4. Общество потребления реализуется в повседневных жизненных практиках, формируя собственную смысловую среду - социокультурную систему представлений о счастье, грехе и страдании, возможностях и перспективах развития человека. Это выразилось в таких социальных характеристиках общества потребления как расширение возможностей социальной мобильности, либерализация общественных практик и отношений, индивидуализация сознания и рост разнообразия способов освоения действительности. Наряду с социальными изменениями смысловая среда общества потребления определяет и такие

характеристики индивидуального бытия современного человека как отчужденность от самости, экзистенциальная паллиативность, апокалиптизм, виртуализация и эскапизм, которые непосредственно определяют особенности его развития.

5. Социально-философская концепция самоактуализации личности позволяет определить ложную самоактуализацию как активацию навязанных смыслов самоосуществления и утверждение ценностей консьюмеризма в жизненной практике личности. Критериями ложности определены следующие характеристики:

- прагматическая направленность: ложная самоактуализация ориентирована на достижение конкретной цели (например, обладание определенными, в т.ч. и нематериальными, благами), а не актуализацию личностного потенциала;

- соответствие заданному социальному образцу успешности, а не следование внутренне сформированным духовным потребностям;

несамостоятельность оценки уровня собственного развития, выражающаяся в противопоставлении Другому;

невозможность разрешения и игнорирование возникающих экзистенциальных вопросов.

Ложная самоактуализация становится способом сущностной реализации человека тогда, когда он гипостазирует, овеществляет свое развитие.

6. Социальное иждивенчество проявляется в различных формах (семейное, профессиональное, экономическое, религиозное и т.д.) и может восприниматься индивидом как цель развития, воплощенный результат его усилий. В этом случае оно имеет основные характеристики ложной самоактуализации и представляет собой бездеятельное осознание безграничных возможностей саморазвития.

Научно-практическая значимость исследования

Выводы данного диссертационного исследования могут найти применение в развитии антропоцентрического подхода к исследованию личности общества

потребления. Вносится определенный вклад в разработку современной концепции взаимосвязи смыслов индивидуального и общественного. Попытка социально-философского осмысления феномена самоактуализации личности, предпринятая в работе, открывает перспективу дальнейшего философского исследования процесса самоосуществления человека, служит основанием для более глубокого анализа феномена ложной самоактуализации.

Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке и чтении вузовских лекционных курсов по социальной философии и социальной психологии, а также спецкурсов по соответствующей тематике.

Апробация предварительных результатов исследования

Основные положения работы и результаты исследования были представлены в виде докладов и выступлений на Всероссийских научно-практических конференциях «Национальная безопасность и государственные интересы России» (Пенза, 2009, 2010, 2011), VII Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 2010 г.), XVIII Международной научно-практической конференции «Экология и жизнь» (Пенза, 2010 г.), Всероссийских научных конференциях «ХШ-Х1У Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов» (Пенза, 2011, 2012).

По теме диссертации было опубликовано 9 статей, в которых отражены теоретические принципы и результаты исследования. Диссертация обсуждена в июне 2012 г. на заседании кафедры теории и практики социальной работы Пензенского педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения и библиографического списка.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие самоактуализации личности в контексте общества потребления

На протяжении всей истории человечество потребляло природные ресурсы, что обеспечивало выживание, удовлетворяло естественные нужды людей и служило и индивидуальному, и социальному развитию. По мере накопления знаний и технологических возможностей, совершенствовались способы производства, нарастали масштабы освоения человеком окружающей среды, и, как следствие, замечает М. Кастельс, «менялся тип отношений в системе «человек-общество-природа» [69, с. 295]. Этому изменению предшествовали системные социально-экономические нововведения, основанные на принципе рационализации и эффективности: научное управление, массовое производство и потребление [См.: 126]. По словам Дж. Ритцера, «современный западный мир произвел на свет особый тип рациональности, при котором поиск людьми оптимальных средств достижения цели ограничен правилами, нормами и крупными социальными структурами. Индивидам не дается их собственных инструментов поиска. ...В формально рациональных системах практически каждый может (или должен) делать один и тот же, оптимальный выбор» [126, с. 103]. Одновременно с формированием четких границ своего жизненного мира личность получила информационную установку на расширение индивидуальных возможностей, большинство которых может быть реализовано через растущее потребление.

На обострение проблемы избыточного потребления ещё в конце XIX в. обратил внимание американский экономист и социолог Т. Веблен в своей работе

«Теория праздного класса: экономическое исследование институций». Несколькими десятилетиями позднее Э. Фромм охарактеризовал современный ему этап развития общества в 1920-1980 гг. как потребительский и обозначил понятие «общество потребления». В настоящее время можно говорить и о том, что значительные перемены претерпел и современный человек, воплотив в своем изменении характерные черты потребительства.

Современные социально-философские исследования положили начало целостному исследованию общества потребления и личности, существующей в его контексте (Т. В. Абанкина, Г. К. Ашин, Я. А. Бабий, В. С. Барулин, Н. Г. Бондаренко, Г. И. Герасимов, Ф. И. Гиренок, Г. В. Грачев, Н. Г. Гудков, Е. А. Донченко, К. Л. Ерофеева, С. А. Зелинский, В. И. Ильин, А. С. Калинин, А. А. Кара-Мурза, С. Г. Кара-Мурза, Л. В. Кузнецова, В. М. Лукьянов, Л. В. Манататова, М. Б. Маринов, Б. В. Мартынов, М. С. Николаев, А. В. Овруцкий, А. С. Подопригора, Г. С. Померанц, М. М. Руткевич, Н. М. Смирнова, Н. Н. Стрельцов и др.). Тем не менее, в настоящее время термином «общество потребления» может неоднозначно определяться достаточно широкий круг проявлений общественной жизни (культурные тенденции массового общества, рост потребления, потребительская ориентация сознания, безрелигиозное общество и др.), что свидетельствует о неоднозначности данной характеристики. Акцентирование на потребительской активности в исследовательской перспективе имеет две тенденции: феномен общества потребления может рассматриваться в его целостности, подразумевая неотъемлемую включенность практик потребления во все сферы жизни общества (М. Б. Маринов, А. С. Подопригора и др.). В данном случае общество потребления представляет собой социальную реальность во всем многообразии её проявлений, дополняя такие характеристики современного общества как «массовое», «информационное», «постиндустриальное», «безрелигиозное» и т.д. Лишь в теоретическом аспекте «общество потребления» может быть противопоставлено тенденциям развития, в частности, «информационного

общества», поскольку в действительности эти «сценарии» реализуются в тесной взаимосвязи, обусловливают друг друга. Вторая тенденция в исследовании общества потребления заключается в ограничении содержания этого понятия до сверхпотребления (В. В. Афанасьева, Ю. А. Долгова и др.). При таком подходе общество потребления начинает осмысливаться локально, в конкретном аспекте своего проявления или как чистая практика потребительства, реализуемая вне сложных многофакторных взаимосвязей со всеми сферами жизни общества.

Характеристика современного общества как общества потребления отражает целостную включенность потребительских практик во все сферы общественной и индивидуальной жизни, что приводит к формированию соответствующей системы ценностей и идеальных установок (Е. А. Батюта, В. М. Лукьянов и др.). В нашем исследовании понятие «общество потребления» подразумевает социально-экономическую действительность развитых стран середины ХХ-начала XXI вв. При этом акцент осознанно делается на том, что массовость потребительских практик является одним из ключевых факторов жизни современного общества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шаровская, Анна Владимировна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абанкина Т. В. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» / Т. В. Абанкина // Отечественные записки. - 2005. - №4(24). - С. 31-33.

2. Августин. О свободе воли [Электронный ресурс] / Августин //Философский портал. Режим доступа: URL: http://www.philosophy.ru/library/august.

3. Акиндинова И. А. Самоактуализация личности в различных типах организации профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / И. А. Акиндинова // Социально-прикладная психология; теория мотивации и самоактуализация. Режим доступа: URL: http://hpsy.ru/public/social.

4. Алабердина О. Е. Детерминизм и развитие общества: автореферат дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 /Алабердина Ольга Евгеньевна.-Саранск, 2003.-24 с.

5. Англо-русский экономический словарь по экономике и финансам / А. В. Аникин. - СПб.: Экономическая школа, 1993. - 589 с.

6. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. -М.: Мысль, 1984. - Т.4. - С. 53-293.

7. Артемьева О. В. Рационалистический интуитивизм в английской моральной философии Нового времени: автореферат дис. ...канд. филос. наук: 09.00.05 / Артемьева Ольга Владимировна - Москва, 1994. - 24 с.

8. Афанасьева В. В. Общество перепотребления / В. В. Афанасьева, В. Г. Туркина // Потребление как коммуникация. Материалы V международной конференции. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - С. 20-23.

9. Ахиезер А. С. Между циклами мышления и циклами истории /А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. 2002. - № 3. - С. 122132.

10. Ахиезер А. С., Яковенко И. Г. Что же такое общество? / А. С. Ахиезер // Общественные науки и современность. - 1997. - № 3. - С. 30-37.

11. Ашин Г. К. Доктрина массового общества. - М.: Политиздат, 1971. -191 с.

12. Ашкеров А. Ю. Экспертократия. Управление знаниями. Производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. - М.: Европа, 2009. - 132 с.

13. Бабий Я. А. Потребление как коммуникация, научно-практическая конференция молодых ученых / Я.А. Бабий // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т. 8. - №2. - С. 195-197.

14. Баева Л. В. Ценностные основания индивидуального бытия: Опыт экзистенциальной аксиологии / Л. В. Баева-М.: Прометей. МИГУ, 2003.-240 с.

15. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Социологические исследования. 2003. - №5. - С. 8-20.

16. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. - М.: Академкнига, 2002. - 455 с.

17. Батенин С. С. Человек в его истории / С.С.Батенин. - Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 1976. - 296 с.

18. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман. - М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с.

19. Бауман 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. - М.: Логос, 2002.-390 с.

20. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

21. Бережной H. М. Гегель и Маркс о родовой сущности человека [Электронный ресурс]. / H. М. Бережной //Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К.Маркса. Режим доступа: URL: http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library.

22. Библер В. С. Самостоянье человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида / В. С. Библер. - Кемерово: Алеф, 1993.-96 с.

23. Бовуар С. де Прелестные картинки / С. де Бовуар. - СПб.: Азбука-классика, 2009. 224 с.

24. Бодалев А. А., Вахромов Е. Е. Акме как вершина самоактуализации личности в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / А. А. Бодалев, Е. Е. Вахромов // Официальный сайт Е. Е. Вахромова. Режим доступа: URL: http://vakhromov.narod.ru/ind/0001.htm.

25. Бодрийяр Ж. К критике политической экономики знака / Ж. Бодрийяр. - М.: Библион-Русская книга, 2003. - 272 с.

26. Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 269 с.

27. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 387 с.

28. Болыпанин А. Ю. Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии / А. Ю. Болыпанин // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. - 2009. - № 14. - С.77-84.

29. Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. В. Белякова, О. А. Матвейчева. - М.: Эксмо, 2009. - 412 с.

30. Большой англо-русский, русско-английский словарь. / В. К. Мюллер. -М.: Эксмо, 2007. - 1008 с.

31. Бондаренко Н. Г. Социально-философские аспекты детерминизма в становлении и развитии человека: автореферат дис. ...канд. филос. наук.: 09.00.11 / Бондаренко Наталья Григорьевна. - Москва, 1998. - 23 с.

32. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

33. Вахромов Е. Е. Вершины жизни и пути их достижения / Е. Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. - 2001. - № 4. - С. 1823.

34. Вахромов Е. Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии [Электронный ресурс] / Е. Е. Вахромов // Экзистенциальная и гуманистическая психология. Режим доступа: URL: http://hpsy.ru/public/x041.htm.

35. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001. - 83 с.

36. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. Пер. с нем.; предаст. П. П. Гайденко. -М.: Прогресс, 1990. - С. 602-643.

37. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984.-375 с.

38. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве интернета: философско-антропологический аспект: автореферат дис. ...канд.филос.наук.: 09.00.13 / Водянова Наталья Викторовна - Челябинск, 2009. - 22 с.

39. Гайденко П. П. Социология Макса Вебера / М. Вебер // Избранные произведения. Пер. с нем., предаст. П. П. Гайденко. -М.: Прогресс, 1990. - С. 5-41.

40. Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1999. - 444 с.

41. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа / Г. В. Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.

42. Герасимов Г. И. Общество потребления: мифы и реальность / Г. И. Герасимов. - М: Знание, 1984. - 232 с.

43. Гидденс Э.Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.

44. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Э. Гидденс. - М.: Весь мир, 2004- 120 с.

45. Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие / Ф. И. Гиренок. - М.: ИФ РАН, 1994.-220 с.

46. Грааф Д. де, Ванн Д., Нэйлор Т. X. Потреблятство: болезнь, угрожающая миру / Д. де Ванн, Т. X. Нейлор. - М.: Ультра. Культура, 2003. - 392 с.

47. Грабская И. А. Межличностная теория психиатрии (Г. С. Салливан) / И. А. Грабская // Психология личности: словарь-справочник. - К: Рута, 2001. - 320 с.

48. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. - М.: ИФ РАН, 1999. - 162 с.

49. Гудков Н. Г. Основные формы и сущность отчуждения в современном

обществе: автореферат дис____канд. филос. наук: 09.00.11 / Гудков Николай Геннадьевич. —

Москва, 2004.-24 с.

50. Гуревич А.Я. Уроки Люсьена Февра / Л. Февр // Бои за историю. -М.: Наука, 1991.-С. 501-541.

51. Гуревич П. С. Философия человека. Ч. 2 / П. С. Гуревич. - М., 2001. -215 с.

52. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. - М.: Академический проект, 2009. - Кн. 1. - 489 с.

53. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. - СПб.: Наука, Ювента, 1998.-315 с.

54. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Электронный ресурс] / Диоген Лаэртский // Философский портал. Режим доступа: URL: http://www.plato.spbu.ru/diogen.htm.

55. Донченко Е. А. Потребление и развитие личности: социально-психологический анализ / Е. А. Донченко. - Киев: Наукова думка, 1982. - 112 с.

56. Ерофеева К. Л. Онтология человека в информационном обществе: сущность и существование: дис. ... докт. филос. наук.: 09.00.01 / Ерофеева Ксения Леонидовна. - Иваново, 2009. - 372 с.

57. Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование в СМИ / С. А. Зелинский. - СПб.: ИТД «СКИФИЯ», 2008. -248 с.

58. Зыкова А. Б. Рациовитализм [Электронный ресурс] / А. Б. Зыкова //Новая философская энциклопедия ИФ РАН. Режим доступа: URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

59. Ильин В. И. Потребление как дискурс / В. И. Ильин. - СПб.: Интерсоцис, 2008.-446 с.

60. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Исаев Асеин Кусеинович. - Москва, 1993. - 16 с.

61. Казакова Т. В. «Самоосуществление»: уточнение понятия [Электронный ресурс] / Т. В. Казакова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. -№88. Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/samoosuschestvlenie-utochnenie-ponyatiya.

62. Калинин А. С. Общество потребления как предмет социально-философского исследования: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Калинин Александр Сергеевич. - Кострома, 2009. - 20 с.

63. Камю А. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде) / А. Камю // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. - С. 222-318.

64. Кант И. Основы метафизики нравственности / И. Кант // Основы метафизики нравственности. - М.: Мысль, 1999. - С. 155-246.

65. Кара-Мурза А. А. Кризис идентичности в современной России: возможности преодоления / А. А. Кара-Мурза // Реформаторские идеи в социальном развитии России. - М.: ИФ РАН, 1998. - С. 113-131.

66. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. - М.: Алгоритм, 2004.-528 с.

67. Кассирер Э. Философия символических форм. Том 1. Язык / Э. Кассирер. - М.; СПб.: Университетская книга, 2001. - 271 с.

68. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург, 2004. - 328 с.

69. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.

70. Киреева Н. В. Социально-философский анализ потребностей: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Киреева Наталия Вячеславовна. -Москва, 1997.- 17 с.

71. Коган-Бернштейн Ф. А. Философские воззрения Мишеля Монтеня / М. Монтень // Опыты. - М.; Л.: Изд. Академии наук СССР, 1960. - С. 423-440.

72. Кордуэлл М. Психология. А-Я. Словарь-справочник. Пер. с англ. / Кордуэлл М.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.

73. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 352 с.

74. Крапивенский С. Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса / С. Э. Крапивенский // Общественные науки и современность. - 1997. -№4.-С. 134-132.

75. Кузнецов Д. А. Человек в обществе потребления: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Кузнецов Дмитрий Алексеевич. - Москва, 2010. -24 с.

76. Кузнецова А. А. Потребление как текст / А. А. Кузнецова // Вестник СамГУ. - 2007. - № 5/1 (55). - С. 81-85.

77. Кузнецова Л. В. Потребление как сфера самореализации личности: социально-философский анализ: автореферат дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Кузнецова Лилия Владимировна. - Комсомольск-на-Амуре, 2008. - 24 с.

78. Кьеркегор С. Или-или / С. Кьеркегор. - СПб.: Издательство Русской Христианской Гуманитарной Академии: Амфора, 2011. - 823 с.

79. Латуха Е. А. Формы, механизмы и социальные пространства самоопределения личности: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11/ Латуха Елена Александровна - Новосибирск, 1999.- 18 с.

80. Лейбенстайн X. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса / X. Лейбенстайн // Вехи экономической мысли. — СПб.: Экономическая школа, 1993. - Т. 1. - С. 304-325.

81. Лехциер В. Л. Феноменология "пере": введение в экзистенциальную аналитику переходности / В. Л. Лехциер. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. - 332 с.

82. Логинова И. О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 19.00.01 / Логиновап Ирина Олеговна. - Томск, 2010.-41 с.

83. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц - М: Республика,

1998.-493 с.

84. Лотман Ю. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2000.- 704 с.

85. Лотман Ю. М. Феномен культуры / Ю. М. Лотман / Избранные статьи в 3-х тт. - Таллин: Александра, 1992. - Т.1. - С. 34-45.

86. Лукьянов В. М. Общество потребления как фактор трансформации ценностного мира человека: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Лукьянов Валериан Михайлович. - Воронеж, 2009. - 17 с.

87. Мабли Г. Неравенство имуществ разлагает / Г. Мабли // За СССР. -

1999.-№6.

88. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2007.- 672 с.

89. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. -М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. -464 с.

90. Мамардашвили М. К. Категория социального бытия и метод его анализа в экзистенциализме Сартра [Электронный ресурс] / М. К. Мамардашвили // Философский портал. Режим доступа: 1Л1Ь: http://www.philosophy.ru/library/mmk/sartre.html.

91. Мантатова Л. В. Стратегия развития: ценности новой цивилизации / Л. В. Мантатова. -Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. -242 с.

92. Маринов M. Б. Стратегия жизни личности в индивидуализирующемся обществе: автореферат дис ... докт. филос. наук: 09.00.11 / Маринов Михаил Будимирович. -Ростов-на-Дону, 2008. -43 с.

93. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1974. - Т. 42. - С. 43-174.

94. Маркузе Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. - М: ACT Москва, 2008.336 с.

95. Марсель Г. Очерк феноменологии обладания / Г. Марсель // Быть и иметь. - Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994. - 158 с.

96. Мартынов, Б. В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Мартынов Борис Викторович. - Ростов-на-Дону, 2003. - 26 с.

97. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2007. -352 с.

98. Маслоу А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности. Сборник.-М.: МГУ, 1982.-С. 128-186.

99. Мид Д. Сознание, самость и общество [Электронный ресурс] / Д. Мид // Социология: классические и современные парадигмы. Хрестоматия. Режим доступа: URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive.

100. Миронов В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии / В. В. Миронов // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 27-43.

101. Митрошенков О. А. Философия / О. А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

102. Мишутина Е. А. Социально-философский анализ феномена счастья: автореферат дис. ... канд. филос. н.аук: 09.00.11 / Мишутина Евгения Александровна. - Новочеркасск, 2009. - 28 с.

103. Момджян К. X. Рефлективные парадигмы в социальной теории Маркса / К. X. Момджян // Карл Маркс и современная философия. Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К. Маркса. - М.: ИФРАН, 1999.-С. 89-101.

104. Монтень М. Опыты / М. Монтень // Опыты. - М.; Л.: Изд. Академии наук СССР, 1960.-496 с.

105. Мор Т. Утопия / Т. Мор // Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. Серия Литературные памятники. - М.: Ладомир, Наука, 1998. - С. 25-153.

106. Немировский, Д. А. Проблема культурного отчуждения молодежи в контексте современного российского общества: автореферат дис. ...канд. филос. наук: 09.00.11 / Немировский Дмитрий Анатольевич. - Новосибирск, 1998. - 18 с.

107. Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Институт философии РАН. Режим доступа: URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

108. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: АЗЪ, 1995. - 960 с.

109. Ойзерман Т. И. К критике феноменологической концепции философии / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. - 1975. - № 12. - С.50-62.

110. Орлова Е. В. Феномен социального паразитизма в современном обществе: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 /Орлова Елена Викторовна. - Ростов-на-Дону, 2008. -27 с.

111. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. -М.: ACT, 2008. - 252 с.

112. Паланик Ч. Бойцовский клуб / Ч. Паланик. - М.: ACT, 2010. - 252 с.

113. Петровская М. А. Динамика потребностей самоактуализирующейся личности: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Петровская Милена Александровна. - Иркутск, 2007. - 22 с.

114. Пигров К. С. Звучащая философия / К. С. Пигров // Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.147-158

115. Платон. Государство / Платон // Государство. Законы. Политик. - М.: Мысль, 1998.-798 с.

116. Подопригора А. С. Развитие человека в условиях глобализации общества: социально-философский анализ: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Подопригора Анна Станиславовна - Ростов-на-Дону, 2009. - 27 с.

117. Польская Н. А. Психически больной в современном обществе: проблема стигмы / Н. А. Польская // Социологический журнал. 2004. - № 1. -С. 145-158.

118. Померанц Г. С. Выход из транса / Г. С. Померанц. - М.: Юрист, 1995.-574 с.

119. Померанц Г. С. Записки гадкого утенка / Г. С. Померанц. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 464 с.

120. Райзберг Б. А., Лозовский Л. III., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б.Стародубцева. — 5-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с.

121. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. - М.: Академический проект, 2006.-1008 с.

122. Рашковский Е. Б. Постмодерн: культурная эволюция или культурная контрэволюция? [Электронный ресурс] / Е. Б. Рашковский // Электронная библиотека. Режим доступа: URL: http://www.adhdportal.com/book_2875_chapter_ 3_E.B._Rashkovskijj_Postmodem:kultumaja_revoljuija_ili_kulturnaja_kontrehvoljuija. html.

123. Рашковский Е. Б. Смыслы в истории: исследования по истории веры, познания, культуры / Е. Б. Рашковский. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 376 с.

124. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер - М.: Вече, ACT, 2001,-Т. 2.-560 с.

125. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология XX век. Антология.-М., 1995. - С. 69-101.

126. Ритцер Дж. Макдональдизация общества / Дж. Ритцер. - М.: Праксис, 2011. —

592 с.

127. Роджерс К. О становлении личностью [Электронный ресурс] / К. Роджерс //Электронная психологическая библиотека Режим доступа: URL: httpy/psylib.org.ua/booWrogerO 1 /index.htm.

128. Россе К. Дар, который нужно уметь принимать [Электронный ресурс] /К. Россе // PSYCHOLOGIEN - 2011. - № 62. Режим доступа: URL: http://www.wday.ru/psychologies/self-knowledge/individuality.

129. Российское трансгуманистическое общество. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.transhumanism-russiaru.

130. Руткевич М. М. Основное социальное противоречие современного российского общества / М. М. Руткевич // Социологические исследования. - 2006. - № 4. -С. 60-65.

131. Сапожников Е. И. Общество потребления в странах Запада / Е. И. Сапожников // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 53-63.

132. Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр / Пер с фр. В. П. Гайдамака. - М.: Академический проспект, 2008. - 222 с.

133. Сартр Ж.-П. Тошнота / Ж.-П. Сартр. - СПб: Азбука-классика, 2006. - 256 с.

134. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989. - С. 319-344.

135. Сафронов А. Г. Социально-индуцируемые неврозы / А. Г. Сафронов //Вестник Харьковского Государственного университета. Актуальные вопросы философии науки и современных технологий. - 1997. - № 388. - С. 157-183.

136. Сен А. Развитие как свобода / А. Сен. - М.: Новое издательство, 2004.-432 с.

137. Сигарева М. А. Формы отчуждения и пути его преодоления в современном обществе: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Сигарева Марина Александровна. - Махачкала, 2006. - 24 с.

138. Словарь по обществознанию / Ю. Ю. Петрунин, М. И. Панов [и др.]; -М.:КДУ, 2006.-512 с.

139. Словарь по социальной психологии / Энциклопедический словарь в 6 тт. - М.: ПЕР СЭ, 2006. Т. 2 - 176 с.

140. Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» / Н. М. Смирнова. - М.: ИФРАН, 1997. - 221 с.

141. Смирнова Н. М. Социальная феноменология в изучении современного общества / Н. М. Смирнова. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.-400 с.

142. Соловьев В. С. Духовные основы жизни / В. С. Соловьев // Собр. соч. в 10 тт. - СПб: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», 1912. - Т. 3. -С. 299-416.

143. Сорокин П. А. Кризис нашего времени / П.А. Сорокин //Американская социологическая мысль. -М., 1996. - С. 356-371.

144. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Национальный общественно-научный фонд. - М.: Мысль, 2003. - Т. 2. - 863 с.

145. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С. Степанов. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005. - 672 с.

146. Стёпин В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен / В. С. Стёпин // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 16-27.

147. Стёпин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В. С. Стёпин. -М: ИФ РАН, 1996.-90 с.

148. Стрельцов Н. Н. Теоретические истоки и эволюция концепций «массового общества» / Н. Н. Стрельцов // Вопросы философии. - 1970. - № 12. -С. 21-29.

149. Стрижакова Н. Е. Социальный детерминизм и деятельность субъекта: социально-философский анализ: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Стрижакова Наталья Евгеньевна. - Ставрополь, 2000. - 24 с.

150. Счастливцев Р. А. Рецензия на книгу: Н.М. Смирнова. Социальная феноменология в изучении современного общества / Р. А. Счастливцев // Вопросы философии. 2010.-№ 6.-С. 183-185.

151. Тиллих П. Мужество быть. / П. Тиллих / Избранное. - М.: Юрист, 1995.-С. 7-131.

152. Тимченко JL JI. Отчуждение в современном обществе (социально-философский анализ проблемы): автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Тимченко Людмила Леонидовна. - Барнаул, 2010. - 19 с.

153. Тоффлер Э., Тоффлер X. Революционное богатство / Э. Тоффлер, X. Тоффлер. -М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008.-569 с.

154. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. -М.: ACT, 2002. - 560 с.

155. Трубецкой С. Н. Смерть В. С. Соловьева [Электронный ресурс] / С. Н. Трубецкой // Русская религиозно-философская и художественная литература. Режим доступа: URL: http://www.vehi.net/soloviev/strubeck.html.

156. Уэльбек М. Мир как супермаркет / М. Уэльбек. - М.: Ад Маргинем, 1998.- 155 с.

157. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева [и др.]. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

158. Франк С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк. - М.: ACT, 2004. - 160 с.

159. Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / В. Франкл -М.: Смысл, Альпина нон-фикшн, 2011. - 239 с.

160. Франкл В. Страдания от бессмысленности жизни. Пер. с англ. / В. Франкл - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. - 105 с.

161. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник. Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. -368 с.

162. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии / 3. Фрейд // Сумерки богов. - М., 1989. С. 94-142.

163. Фромм Э. Здоровое общество. Искусство любить. Душа человека / Э. Фромм. - М.: ACT Москва, Хранитель, 2007. - 602 с.

164. Фромм Э. «Иметь» или «быть» / Э. Фромм. - М.: ACT: ACT Москва, 2010. - 314 с.

165. Фромм Э. Концепция человека у Карла Маркса. Избранные главы [Электронный ресурс] / Э. Фромм // Философский портал. Режим доступа: URL: http://philosophy.ru/library/fromm/concept.htm.

166. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. - М.: Республика, 1993. -415 с.

167. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. Пер. с англ. / Э. Фромм. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 352 с.

168. Фуре В. Н. Борьба за признание и моральное развитие общества в концепции Акселя Хоннета / В. И. Фуре // Вопросы философии. - 2005. - №1. -С. 159-171.

169. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. Пер. с нем. / Ю. Хабермас. - М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 144 с.

170. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. / М. Хайдеггер- М.: Республика, 1993. - С. 221-238.

171. Хаксли О. О дивный новый мир / О. Хаксли // О дивный новый мир. -М.: Тера - книжный клуб, 2002. - 620 с.

172. Хевеши М. А. Массовое общество в XX веке / М. А. Хевеши // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С.3-12.

173. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности /В. Хёсле//Вопросы философии. - 1994. -№ 10. - С. 112-123.

174. Ховалыг Д. В. Роль СМИ в трансформации ценностных ориентаций российского общества [Электронный ресурс] / Д. В. Ховалыг // Журналистика и общество. Вып. 9. - М.: Изд-во РУДН, 2006 // Функциональная роль средств массовой информации в современном политическом процессе в Российской Федерации. Режим доступа: URL : http://www.bibliofond.rn/view.aspx7icH518664.

175. Хорни К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни // Конструктивная теория невроза. - М.: Академический Проект, 2007. - 218 с.

176. Хорни К. Невроз и рост личности / К. Хорни. - М.: Академический проект, 2008. - 400 с.

177. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни - М.: Айрис-пресс, 2004. - 464 с.

178. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2003.-608 с.

179. Челомбицкая М. П. Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Челомбицкая Марина Петровна. - Ростов-на-Дону, 2009. -27 с.

180. Чечет Б. Ф. Сущность, условия и тенденции самореализации личности: автореферат дис. ... канд. филос. наук.: 09.00.11 / Чечет Борис Федорович. - Иркутск, 2002. - 27 с.

181. Чуканов Н. А. Социальная шизофрения. [Электронный ресурс] / Н. А. Чуканов // Персональный сайт Н. А. Чуканова. Режим доступа: URL: http://nichukanov.narod.ru.

182. Шамсетдинова А. П. Человеческое счастье как социокультурный феномен: автореферат дис. ... канд.филос. наук: 09.00.11 / Шамсетдинова Анжелика Петровна. - Уфа, 2008. - 17 с.

183. Шел ер М. Ресентимент в структуре моралей / М. Шел ер // Социологический журнал. - 1997. - № 4. - С. 79-115.

184. Шеманов А. Ю. Самоидентификация на пороге «осевых времен» / А. Ю. Шеманов // От философии жизни к философии культуры. - СПб., 2001. -С. 137-158.

185. Шеманов А. Ю. Самоидентификация человека и культура / А. Ю. Шеманов. - М.: Академический проект, 2007. - 479 с.

186. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Г. Шиллер. - М.: Мысль, 1980.-325 с.

187. Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром - М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. -192 с.

188. Шпаковский В. Ф., Шпаковская И. В. Большой универсальный англорусский словарь / В. Ф. Шпаковский, И. В. Шпаковская. - М.: Центрполиграф, 2009.-816 с.

189. Шютц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шютц. - М.: РОССПЭН, 2004. - 1056 с.

190. Шютц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / А. Шютц. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 334 с.

191. Элиас Н. Общество индивидов / Н. Элиас. - М.: Праксис, 2001. -330 с.

192. Энциклопедия трансгуманизма [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. t-human.com.

193. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Флинта, 2006. -

342 с.

194. Эриксон Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. - М.: ЭКСМО Алгоритм, 2008. -

256 с.

195. Южакова H В. Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ: автореферат дис. ... канд. фил ос. наук: 09.00.11 / Южакова Надежда Витальевна. - Архангельск, 2006. - 22 с.

196. Clément Rosset: The Philosophy of «The Double» [Электронный ресурс] / С. Rosset Режим доступа: URL: ht^y/wvvw.pulse-berlin.com/îndex.php?id=125.

197. Heyde L. Autonomy and Unhappy Consciousness / L. Heyde // Ethical Perspectives. - 1998. - № 4. - P. 253-262.

198. Huxley J. S. New Bottles for New Wine / J. S. Huxley. - London: Chatto & Windus, 1957.-288 p.

199. Lasch С. Culture of Narcissism: American Life in an Age of Diminishing Expectations / C. Lasch. -N.Y., London: W.W.Norton&Company Ltd, 1991. - 282 p.

200. Lawler E. Motivation in Work Organizations / E. Lawler. - Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1973.-224 p.

201. More M. The Works of Strategic Philosopher [Электронный ресурс] / M. More. Режим доступа: URL : http: // www.maxmore.com.

202. Stumpf S. E. Socrate to Sartre: A History of Philosophy / Samuel Enoch Stumpf. -4th ed.-N.Y. et al: Mc Gmw-Hill, 1988.- 558 p.

203. Watson J. The Harm of Premature Death, Immortality - The Transhumanist Challenge / J. Watson // Ethical Perspectives. - 2009. - № 4. - P. 435-458.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.