Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.09, кандидат филологических наук Бессонов, Игорь Александрович

  • Бессонов, Игорь Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.09
  • Количество страниц 179
Бессонов, Игорь Александрович. Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.09 - Фольклористика. Москва. 2010. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бессонов, Игорь Александрович

Введение.4

Глава 1. Эсхатологическая легенда в системе фольклора (жанровый аспект проблемы).10

1.1. Из истории вопроса.10

1.2. К вопросу о жанровом статусе эсхатологической легенды (ЭЛ).14

1.2.1. Содержательные характеристики ЭЛ.18

1.2.2. Поэтические особенности ЭЛ.19

1.2.3. Прагматика ЭЛ.24

1.2.4. О соотношении устного и письменного в ЭЛ.28

Глава 2. Культурные и конфессиональные типы эсхатологии.33

2.1. Развитие эсхатологии в исторической перспективе.33

2.2. Эсхатология в современной России.40

2.2.1. Крестьянская эсхатология: источники и краткая характеристика.40

2.2.2. Старообрядческая эсхатология: источники и краткая характеристика.45

2.2.3. Прихрамовая эсхатология: источники и краткая характеристика.52

Глава 3. Эсхатологическая легенда как идейно-художественное целое.60

3.1. Сюжетные типы ЭЛ.60

3.1.1. «Основной эсхатологический сюжет» (ОЭС).60

3.1.2. Рассказы о сбывшихся предсказаниях.64

3.2. Базовые темы и мотивы ОЭС.66

3.2,1. Категория «мотив» в русской и зарубежной филологической науке.66

3.2.2 Структура мотива ЭЛ.68

3.2.3 Классификация мотивов ЭЛ.71

3.2.3.1. «Эсхатологическая эпоха».72

3.2.3.1.1. «Испорченный мир».73

3.2.3.1.2. «Чудесный мир».75

3.2.3.1.3. «Перевернутый мир».84

3.2.3.1.4. «Заколдованный мир».89

3.2.3.1.5.«Страдания и катастрофы».95

3.2.3.1.6. «Эсхатологическая война».101

3.2.3.2. «Эсхатологическая катастрофа».108

3.2.3.3. «Антихрист».118

3.2.3.4. «Страшный суд».138

3.3. Комбинаторика мотивов.145

3.3.1. Мотив как элемент текста.145

3.3.2. Мотивная структура ЭЛ.147

3.4. Хронотоп ЭЛ.152

3.4.1. Структура и хронотоп эсхатологических рассказов о прошлом и настоящем.154

3.4.2. Структура и хронтоп эсхатологических рассказов о будущем.161

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Русская эсхатологическая легенда: источники, сюжетный состав, поэтика»

Тема эсхатологии и ее отражение в фольклоре традиционно освещались в российской филологической и этнографической науке весьма отрывочно. Так, в научной литературе XIX столетия наибольшее внимание уделялось воззрениям старообрядцев и сектантов; изучение же эсхатологических представлений русских крестьян, не входивших в обособленные конфессиональные группы, было не систематичным, В советское время исследование религиозного фольклора затруднялось по идеологическим причинам: в результате оно по-прежнему велось преимущественно в контексте изучения истории старообрядчества и сектантства ([Клибанов 1977; Демьянов 1977; Гурьянова 1982, 1988]).

В 1990 - 2000-е гг. в российской фольклористике заметно оживился интерес к теме народного православия и, в частности, к народной эсхатологии. Подтверждением сказанному служат многочисленные публикации, выполненные в разных жанровых форматах и представляющие разнообразные подходы к означенной теме: филологический, культурологический, религиоведческий, а также комплексный (т.е. объединяющий ранее названные). Например, кандидатская диссертация М.В. Ахметовой «Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца XX -начала XXI вв.» [Ахметова 2004] имеет преимущественно культурологический и религиоведческий характер, поскольку автор сосредоточился на анализе воззрений лидеров новых религиозных организаций, действовавших в России 1990-х гг. A.B. Тарабукиной принадлежит серия статей, посвященных мифологии и фольклору «прихрамовой среды» [Тарабукина 1998; 1999 I, 1999 II]. Монография A.A. Панченко «Христовщина и скопчество [Панченко 2002] обращена к исследованию духовной культуры русских мистических сект. В рамках традиционного филологического подхода активно изучается несказочная проза и разного рода межжанровые образования [Алпатов 1996; 1997; 1999; Селиванова 1999; Шеваренкова 1998, 2004; др.]. Христианская легенда заняла свое место и в учебных курсах русского фольклора.

Тем не менее, в настоящее время нет обобщающих работ, посвященных фольклористическому анализу эсхатологической легенды (ЭЛ) во всем богатстве ее жанровых форм и идеологических предпочтений. Исследователи, как правило, не пытаются построить динамическую модель ее бытования вне узко конфессиональных субкультур, рассмотреть эсхатологический рассказ в контексте общей эволюции традиционной культуры. Отсутствует сколько-нибудь полный и систематичный каталог наиболее типичных эсхатологических мотивов. Не описана модель построения текста эсхатологического содержания.

В связи с вышесказанным настоящая работа ставит целыо целостное описание эсхатологического рассказа как явления современной народной культуры. С учетом ситуации, сложившейся в науке к настоящему моменту, задачи нашего исследования могут быть сформулированы следующим образом:

• определение жанрового статуса эсхатологических рассказов в рамках общей системы жанров русского фольклора;

• классификация эсхатологических рассказов в соответствии со средой бытования, культурной и мировоззренческой установкой рассказчика;

• выделение основных принципов структурирования художественного мира эсхатологической легенды;

• описание повествовательной структуры эсхатологической легенды;

• составление каталога типичных эсхатологических мотивов;

• определение источников эсхатологических мотивов, идей, образов в письменной традиции и фольклоре.

Материалом исследования послужили фольклорные тексты, записанные на территории России в конце XX — начале XXI вв. В ряде случаев привлекались записи, сделанные на Украине (те, что существенно не отличаются от русских по среде бытования, мотивному составу и идейно-художественным характеристикам). Тексты, зафиксированные в более ранний период, использовались при изучении истории эсхатологических мотивов и среды их бытования.

Текстовые источники могут быть сгруппированы следующим образом.

1) Государственные и частные архивы: материалы фольклорных экспедиций кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (АКФ) в Кировскую и Калужскую области, лаборатории фольклористики РГГУ (КА) и A.A. Ивановой (ЛАИ) в Архангельскую область, а также записи из личного архива автора (ЛАБ), собранные в Москве, - всего 220 текстов. Почти все они вводятся в научный оборот впервые.

2) Фольклорные сборники и научные публикации, содержащие эсхатологические рассказы, записанные в Литве, Бурятии, Нижегородской, Пермской, Новгородской, Ленинградской и других областях России [Сморгунова 1998; Шеваренкова 1998, 2008; Маслинский 2000; Старообрядческий фольклор 2001; Белова 2004; По заветам старины 2005; Традиционный фольклор 2006; Традиционный фольклор 2008; др.].

3) Публикации текстов эсхатологического содержания сторонниками и критиками эсхатологических представлений [Кодирование 1998; Россия 2003; Старцы; др.]. Материалы перечисленных изданий использовались для иллюстрации определенных эсхатологических мотивов и характеристики воззрений прихрамовой среды в их историческом развитии.

В итоге текстовая база исследования насчитывает в общей сложности более 400 эсхатологических рассказов, записанных во второй половине XX - начале XXI века. Большинство из них было зафиксировано в Кировской, Архангельской, Нижегородской и Новгородской областях.

В работе также использовалась информация из исторических документов и исследований, освещающих развитие эсхатологических идей в разные периоды русской истории среди крестьянства [Чубинский 1872; Иванов 1898; Булашев 1909; Максимов 1995; Советская деревня 2003, Трагедия 2003 др.], старообрядцев [Румянцева 1986; Гурьянова 1988; Аввакум 1991; Мальцев 1996; Покровский, Зольников 2002; др.], «катакомбников» и близких к ним групп, прихрамовой среды [Логинов 1933; Демьянов 1977; Тарабукина 1999; Нилус 2000; Игумен N 2001; Искушения 2003; Регельсон 2007, ДР-]

Комплексный характер исследуемого материала, поставленные цель и задачи определили методологические основания диссертации и методики текстового анализа.

По мнению современного российского литературоведа В.И. Тюпы [Тюпа 2006] научное исследование в самом общем виде может быть описано как ряд последовательных операций: фиксация изучаемого материала, его систематизация, идентификация конкретных фрагментов изучаемой системы, объяснение и интерпретация изучаемых фактов. Очевидно, что описанные операции являются примером системного подхода к предмету научного исследования - разделение предмета изучения на части (систематизация), анализ выделенных частей как элементов взаимосвязанной системы (идентификация), рассмотрение их характеристик и свойств (объяснение, интерпретация). Попробуем применить указанную модель к нашему материалу. Фиксация была произведена нами еще на стадии отбора материала для исследования. Систематизацию В.И. Тюпа определяет как «обнаружение таких связей и отношений между фактами, которые уже не могут быть зафиксированы непосредственно, однако могут быть верифицированы опосредованно» [Тюпа 2006, с.

10]. В нашем случае систематизация проводится при выявлении формальных особенностей эсхатологических рассказов, специфики среды их бытования, структуры основного эсхатологического сюжета (ОЭС) и составлении каталога мотивов. Идентификация проводится на стадии соотнесения конкретных мотивов с темами ОЭС, средой бытования, определения формальных характеристик конкретных эсхатологических рассказов. Объяснение («реконструкция причинно-следственного процесса возникновения литературных произведений как звеньев литературного процесса и симптоматических проявлений общекультурных, в частности, идеологических тенденций общественной жизни» [Тюпа 2006, с. 11]) широко используется в нашей работе при рассмотрении конкретных тем и мотивов ОЭС.

Разновидностью системы является структура, элементы которой связаны между собой [Щедровицкий 1995]. Таким образом, метод, применяемый нами к анализу фольклора, можно более точно охарактеризовать как структурный анализ. Его сущность Р. Барт определяет как разработку «единой нарративной модели, разумеется, формальной» [Барт 1994, с. 423]. Именно таким образом можно охарактеризовать ОЭС, его темы и мотивы.

Следует отметить, что на разных этапах нашего исследования в качестве базовых используются различные научные методы: структурно-семантический (при выделении и описании тем и мотивов), сравнительно-исторический (при изучении среды бытования и источников эсхатологических легенд), комплексный, сочетающий филологический, исторический, культурологический и религиоведческий анализы (при систематизации и описании типичных эсхатологических мотивов и их комбинаторики). Кроме того, в работе задействованы и частнонаучные методики: прагматический и мотивный анализ (последний с точки зрения дихотомической и вероятностной теорий мотива).

При описании схемы ОЭС, его тем и мотивов мы опирались на работы В.Я. Проппа [Пропп 2002; 2000], К.В. Чистова [Чистов 1967], А. Дандеса [Дандес 2003], Б.П. Кербелите [Кербелите 1991; 2001], H.A. Криничной [Криничная 1991], И.В. Силантьева [Силантьев 1999, 2004], В.И. Тюпы [Тюпа 2002, 2006], C.B. Алпатова [Алпатов 1998 I], Н.Е. Котельниковой [Котельникова 1999], И.В. Райковой [Райкова 1995], Ю.М. Шеваренковой [Шеваренкова 2004] и др., при анализе социально-культурного контекста эсхатологии как явления культуры - Е.М. Мелетинского [Мелетинский 2006], А.Ю. Григоренко [Григоренко 2004] и др., при изучении среды бытования эсхатологических рассказов - A.B. Тарабукиной [Тарабукина 1998; 1999 I; 1999 II], H.H. Покровского

Покровский, Зольникова 2002] и др.

Практическая ценность диссертации определяется ее результатами. Фактически она является первым обобщающим описанием русской эсхатологической легенды. В ней каталогизированы темы и мотивы эсхатологических легенд, выявлены особенности их семантики и сочетаемости. Проведено разграничение различных типов эсхатологических представлений (прихрамовые, старообрядческие, крестьянские) и выделены их существенные черты. Приведенный в III главе список основных тем и мотивов может использоваться для классификации эсхатологических легенд, а социально-психологические выводы — для систематизации изучаемого материала в зависимости от среды бытования и типа информанта.

Работа может служить фундаментом для дальнейших исследований народной прозы эсхатологического характера (в том числе иноэтнической, поскольку основной эсхатологический сюжет и темы, мотивы, его составляющие, относятся к разряду «бродячих»).

Диссертационное исследование представляет интерес для широкого круга ученых, работающих в смежных областях научного знания (истории, культурологии, религиоведении). Возможно использование результатов работы при подготовке вузовских курсов и спецкурсов, посвященных жанрам современной иесказочной фольклорной прозы, взаимодействию книжной и устной традиций, исторической поэтике и др.

Структура диссертации определяется ее целью и задачами. Во Введении определяется объект, материал, методологические и методические принципы исследования, ставятся цели и задачи, обосновываются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость работы; рассматриваются существующие в русской науке работы, посвященные проблеме эсхатологии в историческом, религиоведческом, фольклористическом и социологическом контексте.

В первой главе — «Эсхатологическая легенда в системе фольклора (жанровый аспект проблемы)» - определяется жанровый статус изучаемых текстов (т.е. отношение эсхатологических рассказов к другим фольклорным текстам), анализируются критерии выделения эсхатологических легенд из общей массы текстов несказочной прозы, по формальным и содержательным признакам выделяются типовые формы эсхатологического рассказа.

Во второй главе — «Культурные и конфессиональные типы эсхатологии» — рассматриваются культурные, социальные и психологические предпосылки бытования эсхатологических рассказов, среда их бытования, эволюция ^ эсхатологии в общеисторическом контексте. В данном разделе работы эсхатологические тексты рассматривается в отношении к культуре в самом широком смысле этого слова.

В третьей главе - «Эсхатологическая легенда как идейно-художественное целое» - анализируются содержательные и формальные особенности эсхатологических рассказов: морфология основного эсхатологического сюжета, принципы построения художественного мира, мотивный состав, хронотоп, структура текста эсхатологического содержания.

Особый научный интерес представляет каталог типовых мотивов эсхатологического повествования с детальным анализом каждого мотива с точки зрения его происхождения, связи с письменными источниками и устной народной традицией, идейно-художественной функцией в сюжете и т.д. И если на уровне анализа сюжета и хронотопа преобладает синхронной подход к анализу ЭЛ, то при рассмотрении мотивов целостность эсхатологического текста «рассыпается» и каждый мотив анализируется сразу в нескольких контекстах: как часть художественного мира ЭЛ, как часть традиционной народной культуры, как развитие традиционных христианских представлений.

В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются дальнейшие перспективы работы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Фольклористика», 10.01.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Фольклористика», Бессонов, Игорь Александрович

Заключение

В настоящей работе были даны основные характеристики ЭЛ, среды ее бытования, мотивного состава и поэтики. Вкратце отметим основные результаты исследования.

Был установлен статус эсхатологических рассказов в рамках несказочной прозы. Эсхатологическая легенда представляет собой полижанровую, тематическую группу прозаических фольклорных текстов, объединенных тематикой, мотивным составом и функционированием в рамках однотипных высказываний. В составе данной тематической группы возможно выделение разных типов текстов на основании формальных и прагматических характеристик: эсхатологических поверий, слухов, нарративов открытого и закрытого типа, рассказов о сбывшихся предсказаниях. Эсхатологические поверья, слухи и нарративы открытого типа (тексты, состоящие из мотивов-поверий), составляют ядро репертуара данной тематической группы; рассказы о сбывшихся предсказаниях и эсхатологические нарративы закрытого типа - его периферию.

Для анализа народной эсхатологической прозы было введено понятие основного эсхатологического сюжета (ОЭС), описывающее всю совокупность народных представлений эсхатологического характера. Большинство типов ЭЛ не имеют устойчивой сюжетной схемы именно по причине того, что их содержание является отражением ОЭС. Заметное исключение составляют рассказы о сбывшихся предсказаниях, имеющие самостоятельный сюжет (ОЭС представлен в них отдельными мотивами).

Во второй главе были проанализированы идеологические, мировоззренческие и конфессиональные основания эсхатологического рассказа. С точки зрения общекультурной и исторической эволюции эсхатологических представлений выделены три типа эсхатологии: мифологическая, религиозная и рациональная. К первому типу принадлежат эсхатологические мифы; ко второму - религиозные и философские эсхатологические учения и доктрины; к третьему - трактовки традиционных эсхатологических воззрений как гибели человечества вследствие природной или техногенной катастрофы, ставшие популярными в XIX - XX вв. В современной русской ЭЛ представлены все типы трактовки эсхатологии: в крестьянских рассказах преобладают мифологические и рациональные мотивировки, в рассказах верующих людей (православных, старообрядцев, сектантов) - религиозные. Были выделены основные группы носителей эсхатологических легенд в современном российском обществе.

Имеющийся в нашем распоряжении материал позволил говорить о трех эсхатологиях -крестьянской, старообрядческой и «прихрамовой», имеющих свои специфические черты, набор авторитетов, излюбленные мотивы и трактовки и т.д.

В третьей главе исследования был всесторонне проанализирован художественный мир ЭЛ, ее тематический и мотивный состав, структура повествования и хронотоп. Нами был выделены основные темы, составляющие ОЭС («Эсхатологическая эпоха», «Эсхатологическая катастрофа», «Антихрист», «Страшный Суд»); в рамках центральной для народной эсхатологической темы «Эсхатологическая эпоха» был выведен ряд подтем, представляющих основные способы изображения мира в последние времена. Были проанализированы разные типы отношения мотивов к темам ОЭС (тема как инвариант для составляющих ее мотивов; тема как общий смысл суммы составляющих ее мотивов, тема как сема значения составляющих ее мотивов). В главе дается описание тем и наиболее частотных мотивов ОЭС, анализируется их художественная природа, связь с церковными и фольклорными источниками и представлениями, социально-психологические особенности среды бытования и т.д.

Рассмотрены закономерности построения эсхатологических рассказов. Нами был сделан вывод об отсутствии жестких повествовательных структур в большинстве эсхатологических рассказов. Эсхатологический рассказ строится по общим законам устного повествования; в нем возможны повторы, разрывы, припоминания и т.д. Между мотивами эсхатологического текста могут существовать хронологические, причинно-следственные и ассоциативные связи. Были приведены примеры разбора эсхатологических рассказов и характеристики встречающихся в нем мотивов (в соответствии со схемой И.В. Силантьева).

При изучении структуры и хронотопа эсхатологического рассказы выделены два основных типа их организации в зависимости от соотношения художественного времени текста с актуальным временем рассказчика: рассказы о прошлом и настоящем и рассказы о будущем. В первом типе рассказов имеет место наложение эсхатологических представлений на окружающую рассказчика действительность; современность понимается как «эсхатологическая эпоха», а все факты и наблюдения трактуются в эсхатологическом ключе. В рассказах о будущем предстает абстрактная реальность «нашего мира», созданная воображением рассказчика на основании традиционных эсхатологических представлений. Пространство и время эсхатологического текста являет собой уникальный для традиционного фольклора пример осмысления истории, политики, географии, глобальной рефлексии происходящего в мире.

Возможные перспективы дальнейшего исследования могут разворачиваться по нескольким векторам: изучение структур «эсхатологических текстов», создание «порождающей грамматики» эсхатологического рассказа; расширение каталога мотивов, детальное исследование различных эсхатологических мотивов с привлечением широкого литературного и фольклорного контекста; расширение исследовательской базы за счет привлечения эсхатологических рассказов, не затронутых в работе социальных групп (русских протестантов, сектантов, эзотериков, уфологов и т.д.); изучение эсхатологических рассказов методами ареальной фольклористики; детальное исследование прагматики эсхатологической легенды. И это только некоторые возможности развития работы в русле собственно науки о фольклоре. В данном случае представляемая работа может во многом послужить основой для проведения подобных исследований.

Однако работа может быть интересна не только фольклористам-филологам. Определенный интерес она представляет для историка, религиоведа, культуролога, поскольку в ней представлено научное и систематическое изучение ОЭС и эсхатологических тем и мотивов, обзор их источников и параллелей в фольклорной традиции. Будем надеяться, что работа позволит развеять устоявшиеся предрассудки и привлечь внимание к «народной эсхатологии», которая до сих пор изучена в недостаточной степени. Анализ народной эсхатологии, проведенный в работе, фактически позволяет говорить о существовании в восточнославянском фольклоре де-факто эсхатологических мифов. Этот факт не может быть оставлен без внимания историками культуры и исследователями традиции «народного христианства».

Наша работа может быть интересна не только специалистам в области духовной культуры восточнославянских народов. Эсхатологический рассказ является универсальным жанром, эсхатологические мотивы зачастую относятся к «бродячим мотивам», как и сам ОЭС. В связи с этим разработанный понятийный аппарат и каталог могут быть применены для анализа эсхатологических традиций других народов. Это делает работу интересной для широкого круга исследователей традиционной культуры, фольклора и религии.

Условные сокращения

ОЭС - основной эсхатологический сюжет

ЭЛ - эсхатологическая легенда

Афан. — Афанасьевский р-н Кировской обл.

Карг. - Каргопольский р-н Архангельской обл.

Кильмез. - Кильмезский р-н Кировской обл.

Кот. - Котельничский р-н Кировской обл.

Куйб. - Куйбышевский р-н Калужской обл.

Лебяж. - Лебяжский р-н Кировской обл.

Луз. - Лузский р-н Кировской обл.

Малм. - Малмыжский р-н Кировской обл.

Моск. — Московская обл.

Мур. - Мурашинский р-н Кировской обл.

Уржум. - Уржумский р-н Кировской обл.

Юрьян. - Юрьянский р-н Кировской обл.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бессонов, Игорь Александрович, 2010 год

1. АКФ Архив кафедры русского устного народного творчества филологического факультета МГУ им. Ломоносова.

2. КА Каргопольский архив Лаборатории фольклористики РГГУ.

3. ЛАБ Личный архив И.А. Бессонова.

4. ЛАИ Личный архив A.A. Ивановой.1. Исследования и материалы

5. Аверинцев 2004 -Аверинцев С. Многоценная жемчужина. К.: ДУХ И Л1ТЕРА, 2004.

6. Аввакум 1991 Житие Аввакума и другие его сочинения. М.: Сов. Росссия, 1991.

7. Агапкина 1993 Агапкина Т.А. Несказочная проза и паремия // Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М.: Наука, 1993. С. 152-160.

8. Адоньева 2004 -Адонъева С.Б. Прагматика фольклора. СПб.: Изд-во СПбГУ; ЗАО ТИД «Амфора», 2004.

9. Азбелев 1965 Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) // Славянский фольклор и историческая действительность. М.: Наука, 1965. С. 5-25.

10. Азбелев 1966 Азбелев С.Н. Проблема международной систематизации преданий и легенд // Русский фольклор: Специфика фольклорных жанров. М.-Л.: Наука, 1966. С. 176-195.

11. Айвазян 1975 Айвазян С.Г. Указатель сюжетов русских быличек и бывалыцин о мифологических персонажах // Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 162-191.

12. Алпатов 1994 Алпатов C.B. Двоеверие как диглоссия (к проблеме жанровой дифференциации устной несказочной прозы) // Филологические науки, 1994. № 4. С. 29-37.

13. Алпатов 1996 -Алпатов C.B. Эволюционные типы легендарного повествования // Филологические науки. 1996. № 5. С. 25-34 .

14. Алпатов 1997 — Алпатов C.B. Периферийные явления в идеологической фольклорной прозе // Славянская традиционная культура и современный мир. Вып. 2. М.: ГРЦРФ, 1997. С. 8992.

15. Алпатов 1998 I Алпатов C.B. Повествовательная структура легенды (книжные источники ипоэтика фольклорных сюжетов об искушении). Автореф. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1998.

16. Алпатов 1998 II Алпатов C.B. Проблемы исследования фольклорного нарратива // Литературоведение на пороге XXI века / Материалы науч. конф. М.: Рандеву - AM, 1998. С. 266-269.

17. Аникин 1972 Аникин В.П. Художественное творчество в жанрах устной несказочной прозы (к общей постановке проблемы) // Русский фольклор. Вып. XIII. Русская устная проза. М.: Наука. 1972. С. 6-19.

18. Аникин 2001 Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа. 2001.

19. Античная лирика 2001 Античная лирика. Греческие поэты. М.: Рипол классик, 2001.

20. Антонов 2006 Антонов Д. «Сын тьмы, сродник погибели»: феномен Лжедмитрия // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. С. 158-184.

21. Апокрифические апокалипсисы 2001 Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2001.

22. Апокрифы 1997 Апокрифы Древней Руси: Тексты и исследования. М.: Наука, 1997.

23. Афанасьев 1860 Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. Новосибирск: Наука, 1990.

24. Ах, мама-маменька без выходных данных

25. Ахметова 2004 Ахметова М.В. Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца XX - начала XXI вв. Дисс. канд. филол. наук. М., 2004. (Рукопись).

26. Ахметова Ахметова М.В. Город в современных эсхатологических предсказаниях. -www.ruthenia.ru/folklore/alimetova3.htm

27. Барт 1994 -Барт Р. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

28. Бахтин 1975 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Искусство, 1975.

29. Бахтин 1979 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

30. Белова 2004 Белова О.В. «Народная Библия»: восточнославянские этиологические легенды. М.: Индрик, 2004.

31. Белоусов 1991 Белоусов А.Ф. Последние времена // Aequinox. Сб. памяти А. Меня. М.: Carte Blanche, 1991. С. 9-33.

32. Бессонов 2009 Бессонов И.А. Слухи и толки времен коллективизации и раскулачивания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 3, М., 2009. С. 23-25.

33. Библия 2003 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2003.

34. Брандес 1989 Брандес В. Византийская апокалиптическая литература как источник изучения некоторых аспектов социальной истории // Византийский временник. Т. 50. М.: Наука, 1989. С. 116-122.

35. Брилева 2007 Брилева КС. Концепт греха в структуре фольклорной прозы (на материале малых жанров и несказочной прозы). Автореф. канд. филол. наук. М., 2007.

36. Брянчанинов 1993 Брянчанинов И. «Что должно разуметь под воскресением первым и смерть второй?» // Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. М.: Издательская группа «Скит», 1993. С. 312-318.

37. Булашев 1909 Бупашев Г.О. Украинский народ в своих легендах, религиозных воззрениях и верованиях. Киев, 1909.

38. Ванякина Ванякина A.C. Народные русские легенды о Страшном Суде: к вопросу о взаимодействии книжной и устной традиций. (Рукопись).

39. Ванякина 2002 Ванякина A.C. Ветхозаветные легенды старообрядцев Кировской обл. // Живая старина. 2002. № 3. С. 7-9.

40. Ванякина 2004 Ванякина А.Е. Несказочная проза старообрядцев Вятского края (к вопросу о роли конфессионального фактора в формировании и бытовании фольклорного текста). Дипломная работа. М.: МГУ, 2004. (Рукопись).

41. Вейнберг 2005 Вейнбгрг Й. Введение в Танах. Часть IV. Писания. Гешарим/Мосты культуры, 2005.

42. Веселова Веселова КС. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. Дисс. канд. филол. HayK-www.ruthenia.ru/folklore/veselova6.html

43. Веселовский 1940 Веселовский А.Н. Историческая поэтика. JL: Гослитиздат, 1940.

44. Ветхозаветные апокрифы 2001 Ветхозаветные апокрифы / Сост., вступ. ст. и прим. П. Берсенева. СПб., 2001.

45. Виноградова 2004 Виноградова JI.H. Былички и демонологические поверья: границы фольклорного текста // Живая старина. 2004. № 1. С. 10-14.

46. Волкова 1998 Волкова М.Н. Толки крестьян о комете 1899 г. // Антропология религиозности. СПб., 1998. С. 386-396.

47. Волкова 2000 Волкова Т.Ф. Литературные и исторические сюжеты в устной интерпретации печорских крестьян // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000. С. 303-310.

48. Восточнославянский фольклор 1993 Восточнославянский фольклор. Словарь научной и народной терминологии. Минск: Наука и техника, 1993.

49. Генерозов 1999 Генерозов ЯК Русские народные представления о загробной жизни на основании заплачек, причитаний, духовных стихов // Мифология славян. СПб.: Лань, 1999. С. 219-265.

50. Голикова 1957 Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. По материалам

51. Преображенского приказа. М., 1957.

52. Григоренко 2004 Григоренко А.Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность: философско-религиоведческие очерки. СПб.: Европейский дом, 2004.

53. Гуревич 1984 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Исхсусство, 1984.

54. Гурьянова 1982 Гурьянова Н.С. Царь и государственный герб в оценке старообрядческого автора XVIII столетия // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск: Наука, 1982.

55. Гурьянова 1988 Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой литературе периода позднего феодализма. Новосибирск, 1988.

56. Гущин, Ильиных 1987 Гущин Н.Я., Ильиных В.А. Классовая борьба в западно-сибирской деревне, 1920-е - середина 1930-х годов. Новосибирск: Наука, 1987.

57. Дандес 2003 -ДандесА. Фольклор: семиотика и/или психоанализ. М.: Восточная литература, 2003.

58. Демьянов 1977 Демьянов А.И. Истинно-православное христианство: критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977.

59. Дианова 2002 Дианова Т.Е. Гипертекстовые единства в живой фольклорной традиции // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 68-74.

60. Есипов 1885 Есипов Г.Е. Тяжелая память прошлого. Рассказы из дел Тайной Канцелярии и других архивов. СПб., 1885.

61. Ефрем Сирин 1993 Сет. Ефрем Сирин. Творения. Т. 2. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.

62. Жоголев 2003 Жоголев А. «Идет двенадцатый грипп.». Самара: Благовест, 2003. wvm.zaistinu.ru/articlcs7aicHl 134

63. Зеньковский 1995 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М.: Церковь, 1995.

64. Зуева 2002 Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение, 2002. С. 86-88.

65. Иванов 1898 Иванов В.В. Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии: очерки по этнографии края. Харьков. Харьковский губернский статистический комитет. 1898.

66. Иванов, Топоров 1965 Иванов В.В., Топоров В.II. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука 1965.

67. Иванов, Топоров 1975 Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. С. 44-76.

68. Иванова 2003 Иванова A.A. Гипертекстовые системы как феномен локальной фольклорной традиции // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера. Мат. IV межд.науч. конф. «Рябининские чтения 2003». Петрозаводск, 2003. С. 31-33.

69. Иванова 2004 Иванова A.A. Поверье и быличка как жанровые стратегии сохранения и передачи мифологической информации // Традиционная культура. 2004. № 1. С. 70-74.

70. Игумен 2001 Игумен N. От чего нас хотят «спасти» HJIO, экстрасенсы, оккультисты, маги. М.: Даниловский благовестник, 2001.

71. Искушения 2003 Искушения наших дней. М.: Даниловский благовестник, 2003.

72. История Востока 1997 История Востока. Т. 1. М.: Восточная литература, 1997.

73. Истрин 1897 Истрин В. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследования и тексты. М. 1897.

74. Каспина, Мороз 2002 Каспина М.М., Мороз А.Б. Народное православие // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 111-117.

75. Квасникова, Македонский 2000 Квасникова Н.М., Македонский A.B. Трагические страницы истории русского раскола // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000.

76. Кербелите 1991 — Кербелите Б.В. Историческое развитие структур и семантики волшебных сказок. Вильнюс: Вага, 1991.

77. Кербелите 2001 Кербелите Б.П. Типы народных сказаний. М.: Европейский дом, 2001.

78. Клибанов 1977 Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России периода феодализма. М.: Наука, 1977.

79. Кляус 1997 Кляус B.JI. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М.: Наследие, 1997.

80. Книга об Антихристе 2007 Книга об Антихристе: Антология. / [сост., вступ. ст., коммент. Б. Деревенского]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2007.

81. Книги Сивилл 1996 Книги Сивилл. М.: Энигма, 1996.

82. Кобко 2004 Кобко В.В. Община старообрядцев-токаревцев в Приморье // Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока: история и современность, местные традиции. Русские и зарубежные / Мат. 4-ой межд. науч. конф. 14-17 сентября 2004, г. Владивосток, 2004.

83. Кодирование 1998 Кодирование - подобие апокалиптической печати. Киев: Союз Православных Братств Украинской Православной Церкви. 1998.

84. Котельникова 1999 — Котелъникова Н.Е. Стабильные повествовательные компоненты в несказочной прозе // Русский фольклор. Т. XXX. СПб.: Наука. 1999. С. 215-229.

85. Криничная 1990 -Криничная H.A. Указатель типов, мотивов и элементов преданий. Петрозаводск: Карельский научный институт АН СССР. Институт языка, литературы и истории, 1990.

86. Криничная 1991 Криничная H.A. Предания Русского Севера. СПб.: Наука, 1991.

87. Криничная 1987 Крипичная H.A. Русская народная проза: вопросы генезиса и структуры. JL: Наука, 1987.

88. Кулешов, Тарабукина 1995 Кулешов Е.В., Тарабукина A.B. Современный «прицерковный» круг: рукописные тексты // Живая старина. 1995. № 1.

89. Левинтон 1975 Левинтон Г.А. К проблеме изучения повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. С. 303-319.

90. Левкиевская 2006 Левкиевская Е.Е. Прагматика мифологического текста // Славянский и балканский фольклор. Вып. 10. Семантика и прагматика текста. М.: Индрик, 2006. С. 150213.

91. Логинов 1933 -Логинов Сектантская контрреволюция перед пролетарским судом. М., 1933.

92. Майков 1994 Майков Л.Н. Великорусские заклинания. СПб.: Изд-во Европейского дома. 1994.

93. Максимов 1995 -Максимов C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск: «Русич», 1995.

94. Мальцев 1996 Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX в. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1996.

95. Мамсик 1982 Мамсик Т.С. Беловодцы и Беловодье (по материалам следственного дела о побеге) // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосибирск: Наука, 1982. С. 135-165.

96. Марцинковский 2006 Марцинковский В.Ф. Записки верующего. Новосибирск: Посох, 2006.

97. Маслинский 2000 Маслинский К.А. Эсхатологические рассуждения современных крестьян // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 91-104.

98. Мельников 1909 Мельников И.П. Очерки поповщины. СПб., 1909.

99. Мельникова Мельникова Е.А. Современные устные рассказы о Библии в Новгородской области. -www.ruthenia.ru/folklore/melnikova2.htrn

100. Мелетинский 2006 Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2006.

101. Михеева 2003 Михеева Г.В. Листовки белого движения в архивах Праги: каталог собрания. СПб.: Нестор, 2003.

102. Мифы народов мира 1992 Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. / Под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. Энциклопедия, 1992.

103. Митрохин 2004 Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение. 2004.

104. Мороз 2002 Мороз А.Б. О фольклорности нефольклорного // Актуальные проблемы полевой фольклористики. М.: Изд-во МГУ, 2002. С. 31-42.

105. Мытарства 2000 Мытарства преподробной Феодоры. М.-СПб.: Лествица-Диоптра, 2000.

106. Небжеговская-Бартминьская 2004 Небжеговская-Бартминьская С. Роль мотива в описаниимодели теста // Языки культуры: семантика и грамматика. М.: Индрик, 2004. С. 256-272.

107. Неклюдов 1999 Неклюдов С.Ю. Традиции устной и книжной культуры: соотношение и типология // Славянские этюды. М. 1999. С. 289-297

108. Неклюдов 2004 — Неклюдов С.Ю. Мотив и текст // Языки культуры: семантика и грамматика. М.: Индрик, 2004. С. 236-247.

109. Новый Завет 2002 Новый Завет на греческом и русском языках. М.: Российское библейское общество, 2002.

110. Никитина 1993 — Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993.

111. Никольский 1988 Никольский Н.М. История русской церкви. М.: Издательство политической литературы, 1988.

112. Нилус 2000 -Нилус С. Близ есть, при дверех. М.: Русский Дом, 2000.

113. Новый Завет 2002 Новый Завет на греческом и русском языках. М.: Российское библейское общество, 2002.

114. Об Антихристе 1998 Об антихристе слова: Ипполита, епископа римского, св. Ефрема Сирина, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иринея, епископа лионского, св. Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийского и св. Иоанна Дамаскина. СПб.: Знамение, 1998.

115. Павлова 2004 Павлова A.A. Жанр. Интертекст. Гипертекст. Концептосфера. На материале внутрисемейных родословных. Белгород: Изд. БелГУ, 2004.

116. Падучева 1996 Падучева Е.В. Семантические исследования. М.: Языки русской культуры. 1996.

117. Памятники 1989 Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Книга вторая. М.: Художественная литература, 1989.

118. Панченко 2002 Панченко A.A. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2002.

119. Петр I в русской литературе 2006 Петр I в русской литературе XVIII века. Тексты и комментарии. СПб., 2006.

120. Плаксин 1968-Плаксин Р.Б. Крах церковной контрреволюции 1917-1923. М., 1968.

121. Побережников 1995 Побереоюников И.В. Слухи в социальной истории: типология и функции (по материалам восточных регионов России XVIII - XIX вв.). Екатеринбург, 1995.

122. По заветам старины 2005 По заветам старины: мифологические сказания, заговоры, поверья старообрядцев Литвы. СПб.: Тропа Троянова, 2005.

123. Покровский, Зольникова 2002 Покровский H.H., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVII - XX вв. М.: Памятники исторической мысли, 2002.

124. Померанцева Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985.

125. Попкова 2002 -Попкова О.В. Онтология слухов. Тольятти, 2002.

126. Посмертные вещания 1996 Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого афонского. СПб.: Воскресение-Паломник, 1996.

127. Пыпин 1990 Пыпин А.Н. Русские народные легенды (по поводу издания г-на Афанасьева в Москве 1860 г.) // Народные русские легенды А.Н. Афанасьева. Новосибирск: Наука, 1990. С. 180-202.

128. Пропп 1998 I-Пропп В.Я. Легенда // Он otee. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. С. 269-300.

129. Пропп 1998 II Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Он же. Поэтика фольклора. М.: Лабиринт, 1998. С. 173-184.

130. Пропп 2001 Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Лабиринт, 2001.

131. Путилов 1994 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. In memoriam. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.

132. Путилов 1975 Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. С. 141-155.

133. Райкова 1995 Райкова H.H. Русские предания, легенды, сказки, лубок и массовая литература о «справедливом» царе (Традиционные сюжеты, мотивы, поэтика). Автореф. дисс. канд. филол. наук. М. 1995.

134. Регельсон 2007 Регельсон JI. Трагедия русской церкви. М., 2007.

135. Религии 1999 Религии народов современной России. М.: Республика, 1999.

136. Россия 2003 Россия перед вторым пришествием (материалы к очерку русской эсхатологии). Т.2. СПб.-М., 2003.

137. Розов Розов А.Н. - Этнографические и фольклорные материалы на страницах Неофициальной части журнала «Пензенские епархиальные ведомости» (1866-1917). Аннотированный тематико-библиографический указатель, www.ruthenia.ru/folklore/rozov3 .htm

138. Румянцева 198в-Румянцева B.C. Народное антицерковное движение в России в XVII в. М., 1986.

139. Русские заговоры 1998 Русские заговоры и заклинания / Под ред. В.П. Аникина. М.: Изд-во МГУ, 1998.

140. Рыбникова 1932 Рыбникова М.А. Загадки. М.; Л.: Academia, 1932.

141. Сахаров 1879 Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и их влияние на духовные стихи. Тула 1879.

142. Свенцицкая 1987 Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Издательство политической литературы, 1987.

143. Селиванова 1999 Селиванова C.B. Народная русская легенда. Итоги и трансформации // Русский фольклор. Вып. XXX. СПб.: Наука, 1999. С. 164-174.

144. Силантьев 1999 Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении ифольклористике. М., 1999.

145. Силантьев 2004 Силантьев КВ. Поэтика мотива. М.: Языки славянской культуры, 2004.

146. Силантьев 2004 Силантьев КВ. Мотивный анализ. Новосибирск: Изд-во НГУ. 2004.

147. Славянская мифология 1995 Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Эллис Лак, 1995.

148. Славянские древности 1995 — Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 тт. / Под ред. Н.И. Толстого, т. 1: А-Г. М.: Междунар. отношения, 1995.

149. Славянские древности 1999 Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 тт. / Под общей ред. Н.И. Толстого, - т. 2: Д-К (Крошки). М.: Междунар. отношения. 1999.

150. Славянские древности 2004 Славянские древности: этнолингвистический словарь в 5 тт. / Под общей ред. Н.И. Толстого. - т. 3: К (Круг) - П ((Перепел). М.: Междунар. отношения. 2004.

151. Сморгунова 1998 Сморгунова Е.М. «А где он Антихрист - нам секрет». Эсхатологические представления современных пермских староверов // Живая старина. 1998. № 4. С. 31-34.

152. Соболева 1997 Соболева Л. С. Американское сочинение об Антихристе-компьютере в интерпретации уральского старовера // Исследования по истории книжной и традиционной культуры Севера. Сыктывкар, 1997. С. 118-129

153. Советская деревня 2003 Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. Документы и материалы в 4 гг. М.: РОСПЭН, 2003.

154. Сочинения Аввакума 1998 Сочинения Аввакума и публицистическая литература старообрядчества. СПб., 1998.

155. Старообрядческий фольклор 2001 «Взойду ли я на гору высокую, увижу ли я бездну глубокую.». Старообрядческий фольклор Нижегородской области. Новосибирск: СО РАН, филиал «Гео», 2001.

156. Старцы Мир перед вторым пришествием Христа. Вып. 3. Старцы о последних временах (без выходных данных).

157. Стихи духовные 1991 Стихи духовные. М.: Советская Россия. 1991.

158. Татаринцева 2006 Татарипцева М.П. Старообрядцы в Туве. Новосибирск: Наука, 2006.

159. Тарабукина 1998 Тарабукина A.B. Эсхатологические воззрения церковных людей // Антропология религиозности. СПб., 1998. С. 397-455

160. Тарабукина 1999 I Тарабукина A.B. Фольклор и культура прицерковного круга. Автореф. дисс. канд. филол. наук. СПб., 1999.

161. Тарабукина 1999 II Тарабукина A.B. Категория пространства и времени в мировосприятии современных «церковных людей» // Русский фольклор. Вып. XXX. СПб.: Наука, 1999. С.186.197.

162. Тимофеев 2004 Иван Тимофеев. Временник. СПб.: Наука, 2006.

163. Тихомиров 1999 Тихомиров Е. Загробная жизнь или последняя участь человека. М.: Отчий дом, 1999.

164. Тихомиров 2000 Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М.: Москва, 2000.

165. Толкование 1992 Толкование на Апокалипсис святаго Андрея, Архиепископа Кесарийского. М.: Музей Библии. 1992.

166. Томашевский 2003 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2003.

167. Трагедия 2003 Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы в 5 тт. М.: РОСПЭН, 2003.

168. Традиционный фольклор 2006 Традиционный фольклор Новгородской области. Пословицы и поговорки. Загадки. Приметы и поверья. Детский фольклор. Эсхатология. СПб., 2006.

169. Традиционный фольклор 2008 Традиционный фольклор старообрядцев Бурятии (семейских) в современном бытовании (по материалам полевых исследований конца XX - начала XXI вв.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского научного центра СО РАН, 2008.

170. Тюпа 2002 Тюпа В,И, Художественный дискурс. Тверь, 2002.

171. Тюпа 2006 Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

172. Учение 2000 Учение об антихристе в древности и средневековье. СПб: Алетейя, 2000.

173. Федотов 1991 Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс-Гнозис, 1991.

174. Фрейденберг 1993 Фрейдепберг О. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1993.

175. Чистов 1964 Чистов К. В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы. М.: Наука, 1964.

176. Чистов 1967 Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв. М.: Наука, 1967.

177. Чубинский 1872 Труды статистической экспедиции в западнорусский край, снаряженной Русским географическим обществом: юго-западный отдел. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. Т. 1. СПб., 1872.

178. Церковники и сектанты 1938 Церковники и сектанты - враги социализма. Иваново, 1938.

179. Цодикович 1995 — Цодикович В.К. Семантика иконографии Страшного Суда в русском искусстве ХУ-ХУ1 веков. Ульяновск. Ульяновское областное газетное издательство. 1995

180. Шеваренкова 1998 Шеваренкова Ю.М. Нижегородские христианские легенды. Ниж. Новгород, 1998.

181. Шеваренкова 2004 Шеваренкова Ю.М. Исследования в области русской фольклорной легенды.

182. Ниж. Новгород: РАСТР-НН, 2004. Шеваренкова 2008 Шеваренкова Ю.М. Рукописная религиозная проза Нижегородского края.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.