Российский анархизм и его влияние на общественное движение в Испании: 1868 - 1910 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Литошенко, Александр Романович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат наук Литошенко, Александр Романович
Содержание
Введение
Глава I. Формирование теоретических основ анархизма
§ 1. Основные теоретические положения и категории анархизма
§2. Первые анархические учения (У.Годвин, М.Штирнер, П.Ж.Прудон)
Глава И. Теория и практика анархизма М.А.Бакунина
§1. Становление и развитие политической теории российского анархизма
§2. Распространение анархо-коллективизма М.А.Бакунина в Испании
Глава III. Влияние идей П.А.Кропоткина на анархистское движение в Испании
§1. Сущность анархо-коммунизма П.А.Кропоткина
§2. Участие П.А.Кропоткина в испанском анархистском движении
Заключение
Список источников и литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Анархизм в Тверской губернии: вторая половина XIX в. - 1918 г.2004 год, кандидат исторических наук Суворов, Валерий Павлович
Исторический опыт борьбы партии большевиков против анархизма1984 год, доктор исторических наук Худайкулов, Махмуд Худайкулович
Анархистский террор в России 1905-1907 гг.2013 год, кандидат исторических наук Пейч, Дмитрий Игоревич
Анархистский социальный опыт: Украина и Испания 1917-1939 гг.1999 год, доктор исторических наук Шубин, Александр Владленович
Анархисты на Дону: 1905-1921 гг.2003 год, кандидат исторических наук Смирнова, Виктория Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Российский анархизм и его влияние на общественное движение в Испании: 1868 - 1910 гг.»
Введение
Анархизм, несмотря на кажущуюся простоту и прямолинейность -явление сложное и неоднозначное. Зародившись в первой половине XIX века в Западной Европе, он получил в дальнейшем довольно широкое распространение, не раз выходя на историческую сцену и оказывая определенное влияние на революционные и политические процессы во всем мире. Самыми яркими примерами стран в мировой истории, где анархизм получил наибольшую известность, стали Россия и Испания. В нашей стране это произошло благодаря деятельности М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина, которых можно по праву назвать ведущими теоретиками анархизма в мире. В Испании, наоборот, анархизм имел более практический характер и ассоциируется, прежде всего, с борьбой против франкизма во время Гражданской войны (1936-1939 гг.). Однако, несмотря на то, что апогей анархистского движения в Испании в действительности пришелся именно на годы Гражданской войны, анархизм был реальной политической силой в этой стране на протяжении более 70 лет, с момента своего зарождения в конце 60-х годов XIX века. Причем изначально сильное влияние на испанских анархистов оказали идеи М.А.Бакунина и, чуть позже, П.А.Кропоткина о федерализме, взаимопомощи, свободе ассоциаций, самоуправлении и борьбе с бюрократизмом, а также размышления русских теоретиков о способах революционной борьбы и терроризме, как одном из них.
Выбранная тема исследования весьма актуальна, поскольку в наши дни анархизм, пусть и претерпевший множество изменений, по-прежнему продолжает существовать и развиваться. На арене политической жизни России и Испании действуют различные партии, объединения и общественно-политические течения, среди которых присутствует и анархисты.1 Представители этих анархистских организаций, используя
1 В России это: «Ассоциация движений анархистов»; «Открытый союз анархистов»; «Конфедерация революционных анархо-синдикалистов»; «Автономное действие»; «Альянс казанских анархистов».
традиции классического анархизма, выраженные в теориях М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина и других мыслителей, также стремятся оказать влияние на будущее развитие своих стран. Существуют, хотя в большинстве случаев и не поступающие в массовую розничную продажу, анархистские периодические издания, интернет-сайты, пропагандирующие анархистскую идеологию, а флаги с анархистской символикой (как правило, черные или черно-красные) можно часто встретить на уличных манифестациях. В связи с этим, в настоящее время приобретает особую важность проблема серьезного анализа наследия русских классиков анархизма. Кроме того, отметим, что в наши дни на фоне нарастающего экономического кризиса в странах Европы мы можем наблюдать большое количество массовых забастовок и акций протеста, участники которых высказывают жесткую критику в адрес своих правительств, а также капиталистической системы в целом. Рост бюрократического аппарата, недостаточная развитость механизмов самоуправления, отсутствие убедительных гарантий свободы личности, постепенная отмена социальных гарантий как «экономически невыгодных» -все это позволяет говорить об актуальности идей анархизма в современном мире. Параллельно с действующими анархистскими организациями набирают свою силу антиглобалистское и альтерглобалистское движения, которые со своими проектами об уничтожении глобальной бюрократии и борьбе с экспансией капитала, в некоторых аспектах восходят к учению П.А.Кропоткина. Можно добавить также, что элементы анархизма присутствуют в некоторых национальных и экологических движениях. В целом, имея давнюю историю, анархизм предстает как способ достижения непосредственной справедливости в обществе, где государство рассматривается как источник несправедливости.
Современное человечество по-прежнему находится в поиске социального идеала, то есть такого общественного устройства, которое было
В Испании основной анархистской организацией является конфедерация профсоюзов «Национальная конфедерация труда» (Confederación Nacional del Trabajo, CNT) и его крыло «Федерация Анархистов Иберии» (Federación Anarquista Ibérica FAI).
бы достойно человека XXI века. Можно сказать, что, несмотря на разные названия этих социальных идеалов, их базовые принципы одинаковы и включают в себя идеи мира, свободы, разума, равенства, братства и справедливости, а также мечты о лучшем будущем человечества. В связи с этим теории М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина, при всей их утопичности и нереализуемости, привлекают внимание, прежде всего, своим стремлением к гуманизму, проповедью свободы личности и активным отрицанием любых форм деспотизма и принуждения. Кроме того, весьма актуально в наше время звучат идеи развития всенародного самоуправления, организации общества на принципах федеративного устройства и выступление против активного присутствия государства во всех сторонах жизни общества. В сложившихся условиях необходимо объективное изучение истории и теории отечественного анархизма, а также процессов его практической реализации в других странах, где анархизм нашел своих последователей.
Таким образом, актуальность данного диссертационного исследования определяется, во-первых, потребностью в объективном изучении и современной оценке учений классиков российского анархизма; во-вторых, необходимостью преодоления негативных идеологических штампов в отношении идейного содержания взглядов и деятельности анархистов, которые сложились в прошлом, особенно в советские годы; в-третьих, возросшей значимостью многих теоретических построений для современности. Не стоит также забывать, что история мирового анархистского движения тесно связана с такими немаловажными и самостоятельными проблемами, как история мирового социалистического движения в целом и рабочего движения в частности. Исследование анархизма, таким образом, необходимо для воссоздания целостной картины общественного движения в России и Испании второй половины XIX - первой четверти XX века.
Тема исследования нашла отражение в историографии. Актуальность общей темы исследования объясняется и тем, что до настоящего времени в
отечественной историографии практически не выходило работ, посвященных проблеме становления анархизма в Испании и, что самое главное, влиянию на этот процесс М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина. Большинство монографий и статей, касающихся изучения испанского анархизма, связаны со временем Гражданской войны (1936-1939 гг.). Вместе с тем, проследить процесс зарождения, истоки появления анархизма в Испании представляется автору важной задачей для правильного понимания последующих событий в истории Испании.
Анализ историографии темы диссертации был бы неполным без отдельного рассмотрения истории изучения российского анархизма. Надо сказать, что до недавнего времени роль анархистов и их организаций в российском революционном движении второй половины XIX - начала XX веков в историографии недооценивалась, поскольку основное внимание исследователей было уделено изучению истории РСДРП. Другие революционные партии упоминались эпизодически, их роль раскрывалась слабо, а основной акцент делался на противоречиях с большевиками. Авторы подчеркивали враждебность этих партий власти пролетариата, и на этом основании причисляли их либо к лагерю контрреволюции, либо же попросту замалчивали их деятельность. С началом перестройки в СССР этим партиям стало уделяться намного больше внимания. На смену жесткой критике постепенно стали приходить объективность и всесторонний анализ. Это касается и политического течения анархистов.
В своем развитии отечественная историография истории российского анархизма прошла несколько этапов и может быть разделена на три основных периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Отметим, что эти периоды в свою очередь также имеют внутреннюю периодизацию. В советской историографии анархизма можно выделить несколько этапов: 1917 - 1920-е годы, 1930-е годы - середина 1950-х гг., середина 1950-х- середина 1980-х гг. С середины 1980-х обозначился новый, постсоветский период изучения истории российского анархизма. Критерием указанных
хронологических рамок являются политические и идеологические условия и методологические подходы, непосредственно влияющие на содержание работ, а также широта источниковой базы.
Дооктябрьской историографии российского анархистского движения был характерен ряд специфических черт. Во-первых, авторами статей и книг непосредственно являлись участники событий тех лет, в силу чего в работах преобладали субъективные мнения и оценки. Во-вторых, история писалась на узком круге источников, и поэтому не могло быть и речи о всестороннем анализе. Не стоит забывать, что еще были живы многие видные представители анархистского движения, как, например, П.А.Кропоткин и его окружение. В-третьих, большинство работ являлось полемическими. Таким образом, историография дореволюционного периода носит не столько научный, сколько публицистический характер. Наконец, авторы этих работ представляли разные политические течения и не ставили перед собой задачу раскрыть конкретные положения теории анархизма, ограничиваясь лишь общими оценками взглядов сторонников анархизма. Кроме того, исследования носили, как правило, историко-биографический характер. Главное внимание обращалось на освещение событий, связанных с деятельностью, прежде всего М.А.Бакунина, а также возникших под его влиянием различных анархистских организаций в России.
Началу публикации анархистских изданий положила революция 1905-1907 гг. в России. В этот период вышли сочинения о жизни и деятельности М.А.Бакунина, среди которых стоит отметить работы М.П.Драгоманова и В.М.Андерсона. Вместе с тем первой попыткой резюмировать накопившийся материал о российском анархизме стала статья историка-меньшевика Б.И.Горева под названием «Аполитические и антипарламентские группы. Анархисты. Максималисты. Махаевцы»,
2 Драгоманов М.П. Михаил Александрович Бакунин. Казань, 1905; Драгоманов М.П. Биографический очерк М.А.Бакунина // Письма М.А.Бакунина к А.И.Герцену и Н.П.Огареву. СПб, 1906.
3 Андерсон В.М. М.А.Бакунин. СПб. Труд и польза, 1906.
изданная в 1914 году.4 Б.И.Горев первым из авторов поставил вопрос о времени зарождения анархизма в России и о времени его оформления в самостоятельное общественно-политическое движение. Эта проблема до сих пор остается дискуссионной. По его мнению, свои начальные шаги анархизм сделал еще в 70-х годах XIX века, а первая анархистская группа в России зародилась в 1903 году в Белостоке.5 При этом Горев отмечал, что между анархизмом народников и анархизмом начала XX века имелась непосредственная «живая связь в лице старого анархиста-народника Кропоткина».6
Для периода с 1917 г. и до первой половины 1920-х, было характерно сохранение относительной свободы слова, что сказалось на оценках общественно-политической жизни второй половины XIX - начала XX века, данных авторами монографий.
1917 год стал своеобразным толчком для публикации большого числа работ, как идеологов, так и исследователей этого общественно-политического течения. После Февральской буржуазно-демократической революции и до начала 1920-х годов вышли в свет книги А.Борового7, А.Атабекяна8 и А.Гордина.9 Вместе с тем, этот период советской
историографии был завершен выходом работ Б.И.Горева10, М.Равич-
11 12 Черкасского и В.Н.Залежского , которые положили начало
1
профессиональному изучению российского анархизма. Авторы одними из первых в российской историографии основательно подошли к изучению этого вопроса, изложив свои взгляды в монографиях. Стоит отметить книгу
4 Горев Б.И. Аполитические и антипарламентские группы. Анархисты. Максималисты. Махаевцы. СПб. 1914.
5 Там же. С. 38.
6 Там же. С. 59.
7 Боровой А. Анархизм. М., 1918.
8 Атабекян А. Вопросы теории и практики. М., 1918.
9 Гордин А.Л. От юридического анархизма к фактическому. М., 1920.
10 Горев Б.И. Анархисты, максималисты и Махаевцы. Пг. 1918; Горев Б.И. Анархизм в России. М., 1930.
11 Равич-Черкасский М. Анархисты. Харьков, 1930.
12 Залежский В.Н. Анархисты в России. М., 1934.
13 Святловский В.В. Очерки по анархизму. П., 1922; Рязанов Д.Б. Очерки по истории анархизма. М., 1923; Полонский В.М. Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. М.; Л., 1925; Лебедев Н.К. П.Кропоткин. М., 1925; Гроссман Л.П. Бакунин и Достоевский // Гроссман Л.П., Полонский В.М. Спор о Бакунине и Достоевском. Л., 1926 и др.
М.Равич-Черкасского «Анархисты». В этой работе автор опровергал обывательское представление об анархистах как о террористах с бомбами или пьяных матросах, перевязанных патронными лентами. Он писал, что анархизм является социально-философским учением, проповедующим полное освобождение личности. Равич-Черкасский отмечал, что по своей природе анархизм многолик, неоднороден и имеет несколько течений внутри себя. В специальной главе автор рассказывал о родоначальниках анархизма -М.Штирнере, П.Ж.Прудоне, М.А.Бакунине и П.А.Кропоткине. И помимо этого анализировал деятельность анархистов в начале XX века, выделяя среди них несколько направлений. Автор писал об их целях, социальной основе, периодических изданиях и отличиях друг от друга. Важно отметить, что Равич-Черкасский называл анархистов союзниками большевиков. Среди исследователей этого периода стоит отметить работы Ю.Стеклова14, в которых он не только интерпретировал идеи М.А.Бакунина, но и делал неоднозначные высказывания, в том числе по вопросам власти и государства. Автор скептически оценивал искренность стремлений М.А.Бакунина уничтожить власть и государство и делал осторожные намеки на двусмысленность многих его теоретических построений, касающихся политических вопросов. Стеклов считал, что, несмотря на пропаганду крайне радикальных идей, Бакунин был готов сделать некоторые исключения из правил, что доказывают его многочисленные проекты организации рационального устройства общества.
Однако если политические условия 1920-х гг. еще способствовали реализации свободы мысли, то в отечественной историографии 1930 -середины 1950-х гг. стало преобладать мнение, что история таких общественно-политических движений как анархизм является темой, не заслуживающей внимания. На смену пусть и относительной свободе слова, начиная с 1930-х гг., пришла сталинская концепция, утвердившая многочисленные штампы по отношению к людям, событиям и политическим
14 Стеклов Ю.М. Бакунин. Его жизнь и деятельность. М.; Л., 1925 - 1927. Т. 1-1У.
течениям, которые были приняты за аксиомы советскими историками. Отрицательную роль в разработке проблемы истории политических партий, противостоявших большевикам, сыграла книга «История ВКП (б): Краткий курс»15. В книге присутствовала только негативная оценка деятельности этих партий. В идеологических и политических условиях того времени подобные оценки толкали одних историков к замалчиванию проблемы, а других - к ее прямому искажению. Левым мелкобуржуазным партиям, в том числе анархистам, было фактически отказано в праве именоваться революционерами.16 Вся их деятельность оценивалась с момента возникновения сугубо отрицательно. Если для периода 1917-1918 гг. подобная оценка была еще как-то объяснима, то относительно революционного движения второй половины XIX в. и периода буржуазно-демократических революций она не могла не вызывать законное недоумение. Авторы книги преувеличивали влияние партии большевиков на народные массы, что логически приводило к тезису об отсутствии необходимости взаимодействия с левыми мелкобуржуазными партиями и, следовательно, к ненужности их изучения. Что касается анархистов, то исходя из тезиса об их контрреволюционности и незначительности влияния на массы, они вообще не рассматривались советскими авторами как объект научного исследования. А если историки и касались проблем анархизма, то только в русле жесткой критики. В 1939 году увидела свет монография известного публициста Е.М.Ярославского «Анархизм в России: Как история разрешила спор между анархистами и коммунистами».17 Работа была полностью заказной и преследовала своей целью дискредитировать анархизм, в том числе, из-за активности анархистов в ходе гражданской войны в Испании.
В целом стоит отметить, что недостатки советской историографии изучения анархизма заключались в малочисленности работ, а также в
15 История ВКП (б): Краткий курс. М., 1938.
16 Там же. С. 194.
17 Ярославский Е.М. Анархизм в России: Как история разрешила спор между анархистами и коммунистами. М„ 1939.
отсутствии системного и комплексного подхода к изучению проблемы. Однако были и положительные моменты. Во-первых, шло постепенное накопление фактов, а во-вторых, анархистское движение рассматривалось как неотъемлемая часть общего революционного движения в борьбе против царизма и капитализма. В 1935 году прекратило свое существование Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, в которое входили около 200 анархистов. Материалы, собранные обществом, в том числе и по истории анархистского движения, были переданы архивохранилищам, но доступ к фондам был затруднен.
На историографию 1940-х и середины 1950-х гг. сильнейшее влияние оказала вышедшая в 1946 г. в собрании сочинений И.В.Сталина работа
1 Я
«Анархизм или социализм?». После появления этой статьи, написанной, правда, еще в годы первой русской революции, анархизм стал рассматриваться как злейший враг социализма и коммунизма. Писать о нем стало опасно, никаких других работ о российском анархизме, кроме материалов, посвященных М.А.Бакунину и П.А.Кропоткину, в этот период не выходило.
«Оттепель» положила начало третьему этапу советской историографии (середина 1950 - середина 1980-х гг.). Был взят курс на избавление исторической науки от сталинских ошибок и восстановление ленинской концепции исторического процесса. С этого момента, несмотря на сохранение марксистско-ленинской идеологии, ситуация стала постепенно улучшаться, и историки получили возможность начать изучение истории не только РСДРП, но и других политических партий и течений. Доступ к архивным материалам стал более свободным, а источниковая база - шире. Однако заголовки исторических и историографических трудов 1950-х -первой половины 1980-х гг. по исследованию российского анархизма помечались в большинстве случаев словами «крах», «банкротство» или «крушение», что во многом объясняло предельную эмоциональность и
18 Сталин И.В. Анархизм или социализм? Соч., T.l. М., 1946.
решительную наступательную тональность многих советских авторов, которые зачастую заменяли тщательный анализ документов риторикой.
В период «Оттепели» в отечественной историографии стали появляться работы, затрагивающие основные положения анархистского учения.19 Эти работы по большей части носили теоретический характер, а круг обсуждаемых в них вопросов был ограничен несколькими проблемами революционной тематики, в которых анархизм противопоставлялся марксизму.20 Авторы монографий с критических позиций рассматривали взгляды родоначальников российского анархизма. Однако изначальные установки и стремление показать историю российского анархизма под рубрикой «Борьба большевиков против...» ограничивали возможности исследователей и препятствовали объективному и всестороннему анализу взглядов российских анархистов, а также выявлению в них истинных противоречий.
В 1960-70-х гг. в стране сложилась группа исследователей (в их число входили, например, И.Б.Зильберман, Ф.Я.Полянский, С.Ф.Ударцев и др.), представители которой непредвзято отнеслись ко многим идеям, высказанным теоретиками российского анархизма. Так, И.Б.Зильберман считала, что в политической теории М.А.Бакунина присутствуют не только элементы власти, но и различные организации, образованные на властных
"71
отношениях. Ф.Я.Полянский утверждал, что лозунги Бакунина об отмене власти и государства носили формальный характер, а на самом же деле, он признавал и то, и другое. По мнению С.Ф.Ударцева, М.А.Бакунин, говоря об уничтожении власти и государства, не отказывался от них полностью, а намеревался лишь изменить сущность власти и перестроить политические
19 Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М., 1963; Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма М. Бакунина. Л., 1969; Пирумова Н.М. П. Кропоткин. М„ 1972; Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974. и др.
20 Прозорова Н.С. Борьба К.Маркса и Ф.Энгельса против анархизма. М., 1961.
21 Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма М. Бакунина. Л., 1969. С. 87.
22 Полянский Ф.Я. Социализм и современный анархизм. М., 1973. С. 153.
институты управления. Данный исследователь был убежден в том, что Бакунин допускал существование и власти, и государства, хотя и в другом виде. Таким образом, эти ученые и высказанные ими новые версии положили начало процессу научных дискуссий по переосмыслению многих положений теорий родоначальников российского анархизма.
Однако продолжали выходить работы, доказывающие несостоятельность движения анархистов. Одной из таких работ являлась монография В.В.Комина «Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий России в период подготовки и победы Великой Октябрьской социалистической революции»24. Автор следующим образом характеризовал анархистов: «Количественно анархисты были небольшой и непостоянной группой, состоящей преимущественно из деклассированных элементов, авантюристов и даже преступников. Наиболее активно они проявляли себя в революционные дни и то уже после решающих побед пролетариата в революции. Неспособные к организованной работе и к решительным действиям как наступательного, так и оборонительного характера, они рассыпались при первом же более или менее существенном нажиме противника».25
Однако уже в 1969 г. В.В.Коминым был опубликован специальный курс лекций, посвященный проблемам истории российского анархизма.26 В этой работе автор, основываясь на архивном материале, анализирует практическую деятельность различных анархистских групп и организаций в период трех русских революций и Гражданской войны. Кроме того, Комин подчеркивал роль М.А.Бакунина «в приведении ранее высказанных анархистских мыслей и положений в какое-то более или менее стройное учение, претендующее на систему» и «влиянии М.А.Бакунина на дальнейшее
23 Ударцев С.Ф. Проблемы государства и революции в политических взглядах М.А. Бакунина (критический анализ). Алма-Ата. 1976.
24 Комин В.В. Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий России в период подготовки и победы Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1965.
25 Там же. С. 46.
26 Комин В.В. Анархизм в России. Калинин. 1969.
развитие анархистского движения, в том числе и на Россию». Вслед за Б.И.Горевым, В.В.Комин также коснулся вопроса о времени оформления анархизма в самостоятельное общественно-политическое движение, он поддержал вывод своего предшественника о том, что первая анархистская группа появилась весной 1903 году в Белостоке. Вместе с тем, В.В.Комин допускал возможность более раннего возникновения таких групп в том регионе.
Стоит отметить творчество Н.М.Пирумовой, опубликовавшей в 1966 г. монографию о М.А.Бакунине. В ней рассматривалась, среди прочих, и проблема влияния анархистских взглядов М.А.Бакунина на революционеров-народников. Кроме того, благодаря Н.М.Пирумовой в 1970-е годы стали временем восстановления имени П.А.Кропоткина как выдающегося российского мыслителя, ученого и общественного деятеля. В 1972 г. была создана его первая в послевоенное время подлинно научная биография.29 Н.М.Пирумова провела также определенный анализ учения П.А.Кропоткина в контексте его взаимосвязи с другими наиболее известными течениями общественно-политической мысли второй половины XIX - начала XX веков.
Следует особо выделить работы С.Н.Канева по различным проблемам российского анархизма.30 Он провел тщательный анализ этапов зарождения и становления различных идейных направлений в российском анархизме, исследовал структуру анархистских организаций, их тактику, а также печать. Несмотря на присутствие идеологических штампов, эта монография явилась серьезным вкладом в изучение истории российского анархизма, периода российских революций и Гражданской войны. В 80-е годы С.Н.Канев продолжал активную работу по данной теме. Его труд «Революция и анархизм: Из истории борьбы революционных демократов и большевиков
27 Комин В.В. Анархизм в России. С. 27.
28 Пирумова Н.М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. М., 1966. В 1970 оду книга была переиздана. См. ПирумоваН.М. Бакунин. М., 1970.
29 Пирумова Н.М. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972.
30 Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974.
Л 1
против анархизма» был издан в начале перестройки. Работа была написана еще со старых идеологических позиций. В ней дается характеристика анархистских течений на различных этапах развития революционного процесса в России. Помимо этого автор доказывает несостоятельность идей анархизма и полное его банкротство в борьбе с марксизмом.
Следующий период отечественной историографии (середина 1980-х-до настоящего времени) стал, в определенной мере, переломным в изучении проблем российского анархизма. Появляется качественно новый подход к историческому исследованию. Время перестройки, особенно 1989-1991 гг., способствовало зарождению в отечественной историографии плюрализма мнений, усилению взаимодействия отечественных и зарубежных научных школ. На смену классовому подходу пришла научная объективность, ставшая основным критерием оценки исторических исследований. Были открыты новые архивные фонды, исследователи получили доступ к ранее неизвестным материалам, был упрощен доступ к работам российских теоретиков анархизма, что повлекло за собой публикацию новых статей и монографий, посвященных как теории, так и практике российского анархизма.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Анархистское движение в Сибири, первая четверть ХХ века1997 год, доктор исторических наук Штырбул, Анатолий Алексеевич
Трансформация теории П. А. Кропоткина в идеологии анархистов-практиков в России после революции 1917 г.2003 год, кандидат исторических наук Ручкина, Екатерина Владимировна
Анархизм в российской культуре XIX - начала XX века2003 год, кандидат философских наук Маринова, Анна Маратовна
Антиэтатизм в российской леворадикальной идеологии, 1840-е - 1917 гг.2001 год, кандидат исторических наук Сапон, Владимир Петрович
Антиэтатизм в российской леворадикальной идеологии (1840-е - 1917 г.)2002 год, кандидат исторических наук Сапон, Владимир Петрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Литошенко, Александр Романович, 2013 год
Список источников и литературы
Источники:
Документы государственных органов России и Испании:
1) Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года. // Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. М., 1984-1994. Т.7. Документы крестьянской реформы. М., 1989.
2) Высочайший манифест от 17 октября 1905 г. // Политические партии и движения в России. Документы и материалы. Т.1. Дооктябрьский период. Книга первая. М., 2001.
3) Телеграмма Временного правительства от 31 июля 1917 г. о созыве Государственного совещания. // Политические партии и движения в России. Документы и материалы. Т.1. Дооктябрьский период. Книга первая. М., 2001.
4) Государственное совещание. Стенографический отчет. М; JI. 1930.
5) Постановление Временного правительства от 1 сентября 1917 г. о провозглашении России республикой. // Политические партии и движения в России. Документы и материалы. Т.1. Дооктябрьский период. Книга первая. М., 2001.
6) Constitución de la monarquía española // Manual del congreso de los diputados. Madrid, La imprenta nacional, 1864. C. 5-23.
7) Constitución de la nación española de 1869 // Constitución de la nación española, discutida y aprobada por las cortes constituyentes de 1869 y Constitución de 1812 con notas comparativas de E.Rodriguez-Solís. Madrid, Imprenta de M.Galiano, 1869. C. 11-31.
8) Constitución de la monarquía española promulgada el 3 de junio de 1876. Madrid, Imprenta Estereotipia y Galvanoplastia de Aribau. 1876.
9) La Real Orden Circular de 28 de febrero de 1839 autorizando la constitución de asociaciones de socorros mutuos // Colección de las leyes, decretos y declaraciones de las Cortes y de los Reales Decretos, Ordenes, Resoluciones y Reglamentos generales expedidos por las Secretarias del Despacho. Tomo XXV (desde 1 de enero hasta fin de diciembre de 1839). Madrid, 1841. C. 141.
10) Decreto 20 de noviembre de 1868 sancionando el derecho de asociación // Colección legislativa de España, Tomo 100, Segundo semestre de 1868. C. 712-715.
11) Decreto de 10 de enero de 1874 // Gaceta de Madrid, de 11 de enero de 1874.
12) La Ley de asociaciones de 30 de junio de 1868 // Gaceta de Madrid, de 12 de julio de 1887.
13) Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. Т.П. 1800-1917. М., 1997.
Дипломатические документы
1) Письмо Бенкендорфа М.А.Горчакову. Байонна, 21 октября/2 ноября 1856 года // Россия и Испания: Документы и материалы. Т.П. М., 1997. С. 158-163.
2) Инструкция русскому послу в Мадриде М.А.Голицыну. С.-Петербург, от 19 декабря 1856 года // Там же. С. 165-169.
3) Донесение поверенного в делах Испании маркиза дель Вильяра государственному секретарю по иностранным делам Испании. С.Петербург, 28 апреля 1858 года// Там же. С. 169-171.
4) Донесение герцога де Осуна первому государственному секретарю. С.Петербург, 6 /18 марта 1861 года// Там же. С. 183-184.
5) Донесение герцога де Осуна первому государственному секретарю. С.Петербург, 6 марта/22 февраля 1862 года// Там же. С. 185-186.
6) Донсение Э.де Муруага министру иностранных дел. С.-Петербург, 27 ноября (9 декабря) 1873 года // Там же. С. 217-218.
7) Депеша А.М.Горчакова первому секретарю миссии в Мадриде Сидоровичу. С.-Петербург, 14/26 августа 1874 года // Там же. С. 219.
8) Донесение маркиза де ла Рибера министру иностранных дел. С.Петербург, 22 ноября/4 декабря 1877 года // Там же. С. 232-234.
9) Донесение маркиза де ла Рибера первому Государственному секретарю. С.-Петербург, 8/20 мая 1878 года // Там же. С. 234-243.
10) Донесение маркиза де ла Рибера министру иностранных дел. С.Петербург, 6/18 марта 1881 года / Там же. С. 251-254.
11) Донесение маркиза де Кампосаградо. С.-Петербург, 27 октября (8 ноября) 1883 года // Там же. С. 259-260.
Программы и уставы Первого Интернационала и Альянса социалистической демократии
1) Маркс К. Учредительный манифест Международного товарищества рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 16, М. 1961. С. 3-11.
2) Маркс К. Временный устав товарищества // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.16, М. 1961. С. 12-15.
3) Маркс К. Проект резолюций об условиях приема рабочих организаций в международное товарищество рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.16, М. 1961. С. 16-17.
4) Маркс К. Проект резолюции об отношении международного товарищества рабочих к конгрессу Лиги мира и свободы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.16, М. 1961. С. 210.
5) Организация Альянса Интернациональных братьев // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С. 439-444.
6) Программа Международного Социалистического Альянса // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 18, М. 1961. С. 444-449.
7) Программа Международного Альянса Социалистической Демократии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 18, М. 1961. С. 449-450.
8) Устав Международного Альянса Социалистической демократии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С.450.
Лидеры международных политических организаций:
1) К. Маркс, Ф. Энгельс. Мнимые расколы в Интернационале. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18 М., 1961.
2) К. Маркс, Ф. Энгельс. Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18 М., 1961.
3) К. Маркс. Конспект книги Бакунина «Государство и анархия». // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18 М., 1961.
4) К. Маркс, Ф. Энгельс. Мнимые расколы в Интернационале // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С. 1-46.
5) Маркс К., Энгельс Ф. Альянс социалистической демократии и международное товарищество рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С. 323-452.
6) Маркс К. Международное товарищество рабочих и Альянс социалистической демократии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.16, М. 1961. С. 353-355.
7) Маркс К. О деятельности альянса социалистической демократии. От 18 сентября 1871 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 17, М. 1961. С. 415-416.
8) Маркс К. Конспект книги Бакунина «Государство и анархия» // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С. 579-624.
9) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Энгельс Ф. О военном искусстве. О теории насилия. М., 2003. С. 507-694.
10) Энгельс Ф. Бакунисты за работой. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 18, М. 1961. С. 457-474.
11) Энгельс Ф. Гражданам - делегатам национального испанского съезда, собравшегося в Сарагосе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 18, М. 1961. С. 58-59
12) Энгельс Ф. Съезду в Сарагосе // Там же. С. 60.
13) Маркс К. и Энгельс Ф. Испанским секциям международного товарищества рабочих // Там же. С. 116-118
14) Энгельс Ф. Отчет генеральному совету о положении товарищества в Испании, Португалии и Италии // Там же. С. 176-181
15) Энгельс Ф. Письма из Лондона // Там же. С. 171-172
16) Энгельс Ф. Сообщения о деятельности Интернационала на континенте // Там же
17) Запись речи Ф.Энгельса о положении Интернационала в Испании и Италии от 12 марта 1872 года // Там же
18) Запись речи Ф.Энгельса о положении Интернационала в Испании от 26 марта 1872 года // Там же. С. 631-632
19) Запись речи Ф.Энгельса о Сарагосском съезде // Там же. С. 633-636
20) Энгельс Ф. Испанскому федеральному совету международного товарищества рабочих // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 17, М. 1961. С. 290-293.
21) Энгельс Ф. Испанскому федеральному совету международного товарищества рабочих в Мадрид // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.17, М. 1961. С. 472-473.
22) Энгельс Ф. О положении секций Интернационала в странах Европы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.17, М. 1961. С. 476477.
23) Энгельс Ф. Испанскому федеральному совету // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 18, М. 1961. С. 52-53.
24) Энгельс Ф. Генеральный совет - новой мадридской федерации // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С. 119
25) Маркс К., Энгельс Ф. Резолюции общего конгресса, состоявшегося в Гааге 2-7 сентября 1872 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С. 143-152.
26) Энгельс Ф. Доклад об Альянсе социалистической демократии, представленный гаагскому конгрессу от имени генерального совета //Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.18, М. 1961. С. 132142.
27) Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воют против социал-демократов? ПСС. 5-е изд. М., 1977. Т.1.
28) Ленин В.И. Анархизм и социализм. ПСС. 5-е изд. М., 1977. Т.5.
29) Ленин В.И. Государство и революция. ПСС. 5-е изд. М., 1977. Т.ЗЗ.
30) Ленин В.И. О временном революционном правительстве. ПСС. 5-е изд. М., 1977. Т.5.
31) Плеханов Г.В. Анархизм и социализм. Сочинения. Т.4. М., 1925.
32) Сорель Ж. Размышления о насилии (вопросы синдикализма). М., 1907.
33) Сталин И.В. Анархизм или социализм? Соч. Т.1. М., 1946.
Произведения теоретиков мирового анархизма:
1) Годвин У. Исследования о политической справедливости. М, 1958.
2) Годвин У. О собственности. М., 1958.
3) Пруд он П.Ж. Бедность как экономический принцип. М., 1908.
4) Прудон П.Ж. Порнократия или женщины в настоящее время // Что такое собственность. М., 1998.
5) Прудон П.Ж. Что такое собственность?. М., 1998.
6) Штирнер М. Единственный и его собственность. СПб, 2001.
Произведения теоретиков русского анархизма:
1) Бакунин М.А. Бог и государство // Избранные философские сочинения и письма. М., 1987.
2) Бакунин М.А. Государственность и анархия // Философия, социология, политика. М., 1989.
3) Бакунин М.А. Кнуто-германская империя и социальная революция // Философия, социология, политика. М., 1989.
4) Бакунин М.А. Наука и насущное революционное дело // Философия, социология, политика. М., 1989.
5) Бакунин М.А. Письма о патриотизме // Анархия и порядок. М., 2000.
6) Бакунин М.А. Политика Интернационала. Харьков, 1920.
7) Бакунин М.А. Программа общества международной революции // Анархия и порядок. М., 2000.
8) Бакунин М.А. Федерализм, социализм, антитеологизм // Философия, социология, политика. М., 1989.
9) Бакунин М.А. Федерализм, социализм, антитеологизм // Анархия и порядок. М., 2000.
10) Кропоткин П.А. Анархия, ее философия и идеал. М., 2004.
11) Кропоткин П.А. Великая французская революция. 1789-1793. М., 1979.
12) Кропоткин П.А. Государство, его роль в истории // Современная наука и анархия. М., 1990.
13) Кропоткин П.А. Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя? // Революционное народничество 70-х годов XIX века. Т.1.М., 1964.
14) Кропоткин П.А. Завоевание хлеба. СПб., 1906.
15) Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988.
16) Кропоткин П.А. Мораль, право, политика // Этика. М., 1991.
17) Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма // Этика. М., 1991.
18) Кропоткин П.А. О смысле возмездия // Этика. М., 1991.
19) Кропоткин П.А. Речи бунтовщика. М., 2009.
20) Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1990.
21) Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.
Документы испанских секций Интернационала
1) Antología documental del anarquismo español. Volumen I. De la Primera Internacional al Proceso de Montjuic (1868-1896). Madrid, 2001.
2) Manifestó de los trabajadores internacionales de la sección de Madrid, a los trabajadores de España // Antología documental del anarquismo español. Vol.l. Madrid, 2001. C. 97-110.
3) Manifestó de la sección barcelonesa de la A.I.T. a las secciones de Europa y América, anunciando su constitución // Termes J. Anarquismo y sindicalismo en España (1864-1881). Barcelona, 2000. C. 331-332.
4) A los trabajadores de provincial: precisas indicaciones a los futuros internacionales // Antología documental del anarquismo español. Vol.l. Madrid, 2001. C. 111-116.
5) Discurso de Cánovas del Castillo // Antología documental del anarquismo español. Vol.l. Madrid, 2001. C. 142-145.
6) Estatutos de la organización revolucionaria secreta // Antología documental del anarquismo español. Vol.l. Madrid, 2001. C. 204-207.
7) Documentos de la Federación de Trabajadores de la Región Española secreta // Antología documental del anarquismo español. Vol.l. Madrid, 2001. C. 209-220.
8) Congresos anarcosindicalistas en España (1870-1936). París, 1977
9) Actas del II Congreso de la Federación Regional Española (FRE) de la AIT (4-12 de abril de 1872). Zaragoza, 2010
10) Documentos del congreso obrero de 1881 // Antología documental del anarquismo español. Vol.l. Madrid, 2001. C. 221-234
11) Documentos del congreso obrero de 1883 // Antología documental del anarquismo español. Vol.l. Madrid, 2001. C. 235-260.
12) El Comité federal de la Suiza romanda a nuestros hermanos de España (30 de mayo de 1870) // Termes J. Anarquismo y sindicalismo en España (1864-1881). Barcelona, 2000. C. 330-331.
13) El establecimiento de la república, La Federación, Barcelona, V, №183, 15 feb.1873 // Antología Documental del anarquismo Español. C. 171-173.
14) Manifestó a los trabajadores de la región española // Antología documental del anarquismo español. Vol.l C. 221-227.
15) Lorenzo A. El proletariado militante. Madrid, 2005.
16) Pi y Margall F. Las grandes conmociones políticas en España. Barcelona, 1931.
17) Reclus Elie. Impresiones de un viaje por España en días de revolución //La Revista Blanca №№211 (01.03.1932) - 251 (01.11.1933).
18) Неттлау M. Очерки по истории анархических идей и статьи по разным социальным вопросам. Детройт, 1951.
19) Nettlau M. M.Bakunin, La Internacional y la Alianza en España (1868-1873). Madrid, 1977.
20) Nettlau M. La Première Internationale en Espagne, 1868-1888. Dobrecht, 1969.
21) Nettlau M. La Internacional en España de 1869 a enero de 1874 // La revista Blanca, Barcelona, №129, 1 octubre de 1928.
22) Nettlau M. Miguel Bakunin, la Internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977.
23) Nettlau M. Documentos inéditos sobre la Internacional y la Alianza en España. Buenos Aires, 1930.
24) Nettlau M. Socialismo autoritario y socialismo libertario. Guilda de amigos del libro, 1947.
25) Nettlau M. La idea anarquista; su pasado, su porvenir // La Revista Blanca №28 de 15 de julio de 1924 - №60 de 15 de noviembre de 1925.
26) Nettlau M. Impresiones sobre el desarollo del socialismo en España // La Revista Blanca №127 de 1 de marzo 1928 - №143 de 1 de mayo de 1929.
27) Nettlau M. Algunos documentos de la Internacional en España // La Revista Blanca №99 de 1 de julio de 1927 - №100 de 15 de julio de 1927.
28) Nettlau M. Los antecedents del movimiento anarquista español // La Revista Blanca №196 de 15 de julio de 1931.
29) Nettlau M. La Internacional en España de 1869 - a enero de 1874 // La Revista Blanca №129 de 1 de octubre de 1928.
30) Nettlau M. Raíz de las ideas de Marx y Engels y raíz de las ideas de Proudhon y Bakunin // La Revista Blanca №321 de 15 de marzo de 1935 -№326 de 19 de abril de 1935.
31) Nettlau M. Elíseo Reclus y Miguel Bakunin // La Revista Blanca №103 de 1 de septiembre de 1927.
32) Nettlau M. Ojeada histórica a propósito del Congreso de la A.I.T. en Madrid // La Revista Blanca №178 de 15 de octubre de 1930 - №179 de 1 de noviembre de 1930.
33) Nettlau M. Diferencias locales de los movimientos anarquistas (el anarquismo francés, el italiano y el español) // La Revista Blanca № 219 de 1 de Julio de 1932.
34) Nettlau M. Los antecedents del movimiento anarquista español // La Revista Blanca №196 de 15 de Julio de 1931.
35) Nettlau M. Un poco de historia; alrededor de Miguel Bakounine y Gaspar Sentiñón // La Revista Blanca №83 de 1 de noviembre de 1926.
36) Nettlau M. La reacción que siguió a 1871, juzgada por Bakunín, y la reacción moderna // La Revista Blanca №263, 264, 1 y 15 de febrero de 1934.
37) Nettlau M. Pedro Kropotkine y su concepción de la Internacional // La Revista Blanca №208 de 15 de enero de 1932; №212 de 15 de marzo de 1932.
38) Nettlau M. El communismo anarquista y Pedro Kropotkine (18761930) // La Revista Blanca №184 de 15 de enero 1931.
39) Nettlau M. El período revolucionario y la revolución, según Pedro Kropotkín // La Revista Blana №252 (15 de noviembre de 1933) - №266 (22 de febrero 1934).
40) Guillaume J. Michael Bakunin. A biographical sketch. Адрес URL: http://www.marxists.org/reference/archive/guillaume/works/bakunin.htm
Переписка:
1) Бакунин M.A. Избранные философские произведения и письма. М., 1987.
2) Бакунин М.А. Исповедь и письмо Александру И. М., 1921.
3) Письма М.А. Бакунина к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. СПб, 1906.
4) Письмо М.А. Бакунина к С.Г. Нечаеву 2-ого июня 1870 // Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989.
5) Carta de Bakunin a F.Mora // Termes J. Anarquismo y sindicalismo en España (1864-1881). Barcelona, 2000. C. 344-345.
6) Письмо Бакунина Франсиско Мора в Мадрид // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 18, М. 1961. С. 451-452.
7) Carta de Bakunin a Lorenzo // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 98-100.
8) Carta de Bakunin a Gambuzzi // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 28-29.
9) Carta de Bakunin, destinada a España // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 30.
10) Carta de Bakunin a Guillaume // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 31.
11) Carta de Bakunin a Sentiñón // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 67.
12) Carta de Bakunin a Marx // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 95-98.
13) Carta de Bakunin a F.Mora // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 109-111.
14) Carta de Bakunin a Morago // La revista Blanca, №71, 1 de mayo de 1926. C. 9-12; Там же. №72 15 de mayo de 1926. C. 8-12.
15) Carta de Bakunin a los hermanos de la Alianza en España // La revista Blanca № 73 de 1 de junio de 1926. C. 5-9; Там же. №74 de 15 de junio de 1926. C. 37-41.
16) Carta de Fanelli a Bakunin // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 23-24.
17) Carta de Fanelli a Bakunin // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 25-28.
18) Carta de R.Farga Pellicer a Bakunin // Nettlau M. La internacional y la Alianza en España. Madrid, 1977. C. 48-51.
19) Кропоткин П.А. Письма B.H. Черкезову // Каторга и ссылка 1926, №4. С. 7-28.
Периодика:
1) Хлеб и воля. Женева. 1903-1904.
2) Acracia. Barcelona, 1886-1888.
3) La Anarquía. Madrid, 1890-1893.
4) La Emancipación. Madrid, 1871-1873.
5) La Federación. Barcelona, 1869-1874.
6) La Revista Blanca.
7) El País. Madrid, 1887-1910.
8) La Révolté. Geneva, 1879-1882.
9) Le Révolte. Paris, 1885-1887.
10)La Solidaridad. Madrid, 1870.
11)La Solidaridad Obrera. Barcelona, 1907-1910.
12)Tierra y Libertad. Barcelona, 1888-89.
Публицистика
1) Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма // Пророческие слова о русской революции. А.И. Герцен, В.Г. Короленко, Н.А. Бердяев. Воронеж, 1992.
2) Туган-Барановский М.И. Социализм как положительное учение. М., 2003.
3) Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма. М., 2003.
Архивные документы
1) ГА РФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 42.
2) ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 376.
3) ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 426.
4) ГА РФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 549.
5) ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 604.
6) ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 620.
7) ГАРФ. Ф. 1129. Оп. 1. Д. 691.
8) РГАСПИ. Ф. 206. Оп. 1. Д. 6.
9) РГАСПИ. Ф. 206. Оп. 1. Д. 40.
Интернет сайты:
1) http://aitrus.narod.ru/index.html
2) http://akaada.narod.ru/
3) http://anarhia.org/forum/
4) http://avtonom.org/index.php
5) http://kras.fatal.ru/
6) http://vintovka.ruserv.com/inter.htm
7) http://www.cnt.es/
8) http://fal.cnt.es/
9) http://www.fpabloiglesias.es/
10) http://www.nodo50.org/fai-ifa/
Литература:
1) Адлер Г. Анархизм. Историко-критический очерк. Лейпциг, СПб, 1906.
2) Анархия и власть. М., 1992.
3) Андерсон В.М. М.А.Бакунин. СПб. Труд и польза, 1906.
4) Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1984.
5) Артемов В.М. М.А.Бакунин: к свободе через образование // Социально-политический журнал, 1995, №4. С. 197-207.
6) Атабекян А. Вопросы теории и практики. М., 1918.
7) Бокучава Г.Ш. Политическая философия М.А.Бакунина и современность. М., 1999.
8) Болоцких В.Н. Анархия и коммунизм: теория и жизнь. Новосибирск, 2008.
9) Борисенок Ю.А., Олейников Д.А. М.А.Бакунин // Вопросы истории, 1994, №3. С. 55-77.
10) Бухармедова Л.М. Россия и Испания в годы правления Альфонса XII // Россия и Европа: дипломатия и культура. М., 1995.
11) Вард К. Анархизм. Очень краткое введение. М., 2009.
12) Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII века. М, 1975.
13) Вострова Т.А. Нравственное измерение свободы в контексте русского классического анархизма // Социально-политический журнал, 1998, №6. С. 256-258.
14) Гордин A.JI. От юридического анархизма к фактическому. М., 1920.
15) Гордон A.B. Глубокая философия хрустально чистой души // Анархия и власть. М., 1992.
16) Горев Б.И. Аполитические и антипарламентские группы. Анархисты. Максималисты. Махаевцы. СПб., 1914.
17) Графский В.Г. М. Бакунин. М., 1985.
18) Гроссман Л.П. Бакунин и Достоевский // Гроссман Л.П., Полонский В.М. Спор о Бакунине и Достоевском. Л., 1926.
19) Дамье В.В. Забытый Интернационал. Международное анархо-синдикалистское движение между двумя мировыми войнами. Т.1. От революционного синдикализма к анархо-синдикализму. 1918-1930. М., 2006.
20) Дамье В.В. История анархо-синдикализма. Краткий очерк. М., 2010.
21) Дамье В.В. Революция социальная или политическая? http://aitrus.narod.ru/revsocpol.htm
22) Дамье В. Развитие анархо-коммунизма Кропоткина в либертарной мысли 1920-х- 1930-х гг. Адрес URL: http://aitrus.narod.ru/develop_kropotkin.htm
23) Демин В.Н. Бакунин. ЖЗЛ. М., 2006.
24) Демидов А.И. Политология. М., 2009.
25) Диль К. Анархизм. М., 1906.
26) Драгоманов М.П. Михаил Александрович Бакунин. Казань, 1905.
27) Драгоманов М.П. Биографический очерк М.А.Бакунина // Письма М.А.Бакунина к А.И.Герцену и Н.П.Огареву. СПб, 1906. С. 3-107.
28) Ермаков В.Д. Портрет российского анархиста начала века // Социологические исследования 1992 №3.
29) Ермаков В.Д. Российский анархизм и анархисты: вторая половина XIX - конец XX в. СПб, 1996.
30) Ермаков В.Д. Анархистское движение в России: история и современность. СПб, 1997.
31) Залежский В.Н. Анархисты в России. М., 1934.
32) Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма М. Бакунина. Л., 1969.
33) Исаев А.К., Олейников Д.И. Бакунизм нуждается в более серьезном изучении // Вопросы истории. 1989 №2. С. 118-126.
34) История ВКП (б): Краткий курс. М., 193 8.
35) История политических и правовых учений. Под ред. О.В. Мартышина. М., 2004.
36) История политических и правовых учений. Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 2003.
37) История политических партий России. Под ред. А.И. Зевелева. М., 1994.
38) История России XIX - начала XX в. Под ред. В.А. Федорова. М., 2006.
39) Камынин И. Теория безгосударственного общества М.А. Бакунина // Schola 2006. С. 145-148.
40) Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. М., 1974.
41) Канев С.Н. Революция и анархизм. М., 1987.
42) Климов И.А. Анархия как общественное устройство в доктрине М.А. Бакунина // Социологические исследования 2001, №10.
43) Коваль Б.И. Этика анархизма // Новая и новейшая история. 1990 №5.
44) Комин В.В. Анархизм в России. М., 1969.
45) Комин В.В. Банкротство буржуазных и мелкобуржуазных партий России в период подготовки и победы великой социалистической революции. М., 1965.
46) Кривенький В.В. Анархисты // Политические партии России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.
47) Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. Учебник. М., 2003.
48) Лебедев Н.К. П. Кропоткин. М., 1925.
49) Майский И.М. Испания. 1808-1917. М., 1957.
50) Малатеста Э. Краткая система анархизма в X беседах. М., 1906.
51) Малатеста Э. Избранные сочинения. М., 1919.
52) Малинин В.А., Сидоров М.И. Предшественники научного социализма в России. М., 1963.
53) Маркин В. Кропоткин. ЖЗЛ. М., 2009.
54) Матвеева Ю.А. Конфликт теории и практики в революционной деятельности М.А. Бакунина // Schola 2006. М., 2006. С. 189-192.
55) Мельвиль Ю.А. Политология. М., 2009.
56) Михайлов М.И. Борьба против бакунизма в 1-м Интернационале. М., 1976.
57) Михайлов М.И. Мелкобуржуазное бунтарство в эпоху промышленного капитализма. М., 1988.
58) Мкртичан A.A. П.А. Кропоткин о революционном терроре // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1992, №1. С. 30-35.
59) Моралес Вильяльта О. Русско-испанские отношения и кубинский вопрос (во второй половине XIX века) в оценке русско-испанских политических деятелей // Личность, общество и власть в истории России: системный компаративный анализ. М., 1998.
60) Никитин А.И. Заключительный этап развития анархистской мысли в России // Вопросы философии, 1991, №8. С. 82-102.
61) Новая история стран Европы и США (1815-1918). Учебное пособие под ред. P.A. Чикалова и И.Р. Чикаловой. М., 2005.
62) Пирумова Н.М. Бакунин. М., 1970.
63) Пирумова Н.М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. М., 1966.
64) Пирумова Н.М. Кропоткин. М., 1989.
65) Пирумова Н.М. «Русский социализм» А.И.Герцена // Революционеры и либералы России. М., 1990. С. 114-140.
66) Пирумова Н.М. Социальная доктрина М. Бакунина. М., 1990.
67) Политология. Под ред. М.А.Василика. М., 2005.
68) Политология. Под ред. М.А. Василика. М., 2006.
69) Политология. Под ред. В.Н.Лавриненко. М., 2012.
70) Политические партии в России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия. М., 1996.
71) Полонский В.М. Бакунин. Жизнь, деятельность, мышление. М.; Л., 1925
72) Потапов C.B. Бакунин и Кропоткин об анархии и власти // Человек в социокультурном мире. Тезисы докладов и выступлений на Республиканской научной конференции. Саратов. 1996.
73) Потапов C.B. Российские анархисты о личной власти и авторитете // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества. Сборник. Саратов, СГУ. 1996.
74) Прозорова Н.С. Борьба К.Маркса и Ф.Энгельса против анархизма. М., 1961.
75) Пронякин Д. Анархизм: исторические претензии и уроки истории. Л., 1990.
76) Пронякин Д.И. Основные доктрины классического анархизма. СПб, 1995.
77) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 2006.
78) Пустарнаков В.Ф. М.А. Бакунин // Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М., 1989.
79) Пустарнаков В.Ф. М.А. Бакунин как философ // М.А. Бакунин. Избранные философские сочинения и письма. М., 1987.
80) Равич-Черкасский М. Анархисты. Харьков, 1930.
81) Реклю Э. Эволюция, революция и идеалы анархизма. М., 2009.
82) Рудницкая Е.Л., Дьяков В. А. Рукопись М.А.Бакунина «Международное тайное общество освобождения человечества» (1864г.) //Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1974. С. 295-355.
83) Рюбель М. Маркс против марксизма. М., 2006.
84) Рябов П.В. Краткий очерк истории анархизма в XIX - XX веках; Анархические письма. М., 2010.
85) Рябов В.П. Философия классического анархизма. М., 2007.
86) Рязанов Д.Б. Очерки по истории анархизма. М., 1923.
87) Саблин Д.В. Анархизма как философия. Краснодар, 2000.
88) Сапон В.П. Философия пробудившегося человека. Либертаризм в российской леворадикальной идеологии (1840-е - 1917 гг.) Н. Новгород, 2002.
89) Святловский В.В. Очерки по анархизму. П., 1922.
90) Ситдыкова К.Р. Анархизма П.А. Кропоткина в зеркале оценок и мнений // БсЫа 2000, М., 2000. С. 93-105.
91) Скирда А. Индивидуальная автономия и коллективная сила. Обзор либертарных идей и практик от Прудона до 1939 г. - Париж: Громада, 2002.
92) Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л. Политология. М., 2012.
93) Стеклов Ю.М. Бакунин. Его жизнь и деятельность. М.; Л., 19251927. Т. ЫУ.
94) Талеров П.И. Место идей анархо-коммунизма П.А. Кропоткина в истории России и российского анархизма второй половины XIX -начала XX вв. СПб., 1997.
95) Тимофеев М.А. Ушедший на штурм неба // М.А. Бакунин. Анархия и порядок. М., 2000.
96) Ударцев С.Ф. Проблемы государства и революции в политических взглядах М.А. Бакунина (критический анализ). Алма-Ата, 1976.
97) Ударцев С.Ф. Кропоткин. М., 1989.
98) Ударцев С.Ф. Власть и государство в теории анархизма в России (XIX - начало XX в.) // Анархия и власть. М., 1992.
99) Ударцев С.Ф. Правовая и политическая теория анархизма в России. Алматы, 1994.
100) Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. A.A. Ивина. М., 2006.
101) Хомский Н. Государства - изгои. Право сильного в мировой политике. М., 2003.
102) Хомский Н. Прибыль на людях. М., 2002.
103) Чудинов A.B. Размышления англичан о французской революции: Э.Бёрк, Дж.Макинтош, У.Годвин. М., 1996.
104) Шубин A.B. Анархия - мать порядка. Между красными и белыми. Нестор Махно как зеркало Российской революции. М., 2005.
105) Шубин A.B. Гражданская вона в Испании и франкизм // Тоталитаризм в Европе XX. М., 1996.
106) Шубин A.B. Социализм. «Золотой» век теории. М., 2007.
107) Шубин A.B. Великая испанская революция. М., 2011.
108) Штырбул A.A. Безгосударственные общества в эпоху государственности. Омск, 2006.
109) Штырбул А.А. Анархистское движение в период кризиса российской цивилизации (конец XIX - 1-я четверть XX вв.). Омск, 1998.
110) Эврич П. Русские анархисты. 1905-1917. М., 2006.
111) Эльцбахер П. Суть анархизма. М., 2009.
112) Ямамото К. Антигерманский анархизм М.А. Бакунина // Schola 2000. М., 2000. С. 113-118.
113) Ярославский Е.М. Анархизм в России: Как история разрешила спор между анархистами и коммунистами. М., 1939.
114) Abad de Santillán D. Historia del movimiento obrero español. Madrid, 1970.
115) Alvarez Junco J. La ideología política del anarquismo español (18681910). Madrid, 1976.
116) Bernecker W. España entre tradición y modernidad. Madrid, 2009.
117) Bibliografía del anarquismo en España 1868-1939. C.17 Адрес URL: http://www.cgtmurcia.org/IMG/pdf/Antologia_Documental_del_Anarquism o_espanol_Bibliografia.pdf
118) Bookchin M. The Spanish anarchists. The heroic years 1868-1936. San Francisco, 1998.
119) Brenan G. The Spanish labyrinth. An account of the social and political background of the Spanish Civil War. London, 1943.
120) Buenacasa M. El movimiento obrero español 1886-1926. Madrid, 1977.
121) Cahm С. Kropotkin and the rise of revolutionary anarchism 18721886. New York, 1989.
122) Comín Colomer E. Historia del anarquismo español (1836-1948). Barcelona, 1956.
123) Díaz de Moral J. Historia de las agitaciones campesinas andaluzas. Madrid, 1929.
124) Esenwein G. Anarchists Ideology and the Working-Class movement in Spain (1868-1898). Berkeley, 1989.
125) Historia política de España (1875-1939). Madrid, 2002.
126) Hobsbawm E.J. Primitive rebels. New York, 1959.
127) Gabriel P. Anarquismo y anarcosindicalismo en la España del siglo XIX // Movimientos sociales y estado en la España contemporánea. Cuenca, 2001.
128) Girón Sierra A. Evolucionismo y anarquismo en España, 1882-1914. Madrid, 1996.
129) Gómez Casas J. Historia del anarcosindicalismo español. Madrid, 1969.
130) González Calleja E. La razón de la fuerza: ordén público, subverción y violencia política en la historia de la Restauración. Madrid, 1998.
131) Gorelik A. Kropotkín, el propagandista // La Revista Blanca, Barcelona, №334, 14.06.1935.
132) Grace Duncan M. Spanish anarchism refracted: Theme and Image in the Millenarian and Revisionist Literature // Journal of Contemporary History. London, Vol.23 (1988). C. 323-346.
133) Gutiérrez Molina J.L. El estado frente la anarquía. Madrid, 2008.
134) Kaplan T. Anarchists of Andalucía, 1868-1903. Princeton, 1977.
135) Lida C.E. Anarquismo y revolución en la España del XIX. Madrid, 1972.
136) Lida C.E. Los discursos de la clandestinidad en el anarquismo del XIX // Historia Social, №17, 1997. C. 63-74.
137) Lida C.E. La Primera Internacional en España entre la organización pública y clandestinidad (1868-1889) // Tierra y Libertad (cien años de anarquismo en España). Madrid, 2010.
138) Lorenzo C. Los anarquistas españoles y el poder (1868-1969). Paris, 1969.
139) Madrid F. Anselmo Lorenzo, un tipógrafo anarquista // Anselmo Lorenzo, un militante proletario en el ojo del huracán. Bilbao, 2008. C.7-45.
140) Maestre Alfonso J. Hechos y documentos del anarco-syndicalismo español. Madrid, 1974.
141) Malefakis E. Agrarian reform and peasant revolution in Spain. New Heaven, 1970.
142) Mintz F.Guión provisional sobre el anarcosindicalismo (адрес URL: www.solidaridadobrera.org/downloads/solidario/dossierl 4.pdf ).
143) Mintz F. Vida y obra de Pedro Kropotkin // La moral anarquista. Madrid, 2003.
144) Mintz F. Bakunin, critica y acción. Buenos Aires, 2006.
145) Mintz F. Las influencias de Bakunin y Kropotkin sobre el movimiento libertario español. HAOL, №21, 2010. C. 81-86.
146) Nadal J. La población española, (siglos XVI а XX). Barcelona, 1984.
147) Nuñez Florencio R. El terrorismo anarquista 1888-1909. Madrid, 1983.
148) Nuñez Florencio R. El terrorismo // Tierra y Libertad (cien años de anarquismo en España). Madrid, 2010.
149) Olaya Morales F. Historia del movimiento obrero español (siglo XIX). Madrid, 1994.
150) Paniagua Fuentes J. Anarquistas y socialistas. Madrid, 1989.
151) Paniagua Fuentes J. La larga marcha hacia la anarquía. Madrid, 2009.
152) Paz A. Los internacionales en la Región Española (1868-1872). Barcelona, 1992.
153) Termes J. Anarquismo y sindicalismo en España (1864-1881). Barcelona, 2000.
154) Termes J. Historia del anarquismo en España (1870-1980). Barcelona, 2011.
155) Tierra y Libertad (cien años de anarquismo en España). Madrid, 2010.
156) Tuñon de Lara M. El movimiento obrero en la historia de España. Madrid, 1972.
157) Zugasti P. La clase obrera hace historia (Raíces historíeos 1840-1910). Salamanca, 2008.
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Биографическая справка.
Михаил Александрович Бакунин, несомненно, является центральной фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, величайшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике. Он родился 18 (30) мая 1814 года в родовом имении отца в селе Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии.
Получив начальное образование, М.А.Бакунин в 1828 году поступил в артиллерийскую школу в Петербурге, в 1833 его произвели в офицеры. Однако вскоре у него возникло отвращение к военной службе, и М.А.Бакунин вышел в отставку. Отказавшись от предложения отца поступить на гражданскую службу, Бакунин самовольно отправился учиться в Москву, где с 1836 года начался новый период в его жизни. М.А.Бакунин вошел в литературно-философский кружок Н.В.Станкевича, где познакомился с Грановским, Белинским, Герценом, Аксаковым, Боткиным, Анненковым и другими известными российскими писателями и общественными деятелями того времени, и вступил с некоторыми из них в приятельские отношения. Под руководством Станкевича Бакунин изучал философию, сначала Канта, потом Фихте и, наконец, Гегеля.
В 1840 году М.А.Бакунин с помощью Герцена и Огарева отправился в Германию для пополнения своих знаний. Он поступил в Берлинский университет, где вместе с И.С.Тургеневым ходил на лекции к К.Вердеру и Ф.Шеллингу. Однако переезд в Германию, на родину самой модной тогда философии, не мог не оказать на него влияния. Он установил контакты с А.Руге и другими представителями левой школы гегельянства, которые, опираясь на теоретические построения немецкого философа, делали весьма революционные выводы. От своих новых товарищей Бакунин заразился
атмосферой политической оппозиции и вскоре стал одним из самых решительно настроенных радикалов.
Преследуемый за активное участие в революционном движении прусскими властями, М.А.Бакунин в начале 1843 года перебрался в Швейцарию, а затем во Францию. Он установил контакты с В.Вейтлингом, П.Ж.Прудоном, К.Марксом и Ф.Энгельсом.
С июля 1844 года до своего изгнания в 1847 году он проживал в Париже, ставшем центром прогрессивных идей Европы. В течение этого периода М.А.Бакунин занимался в основном литературной работой и бесконечными дискуссиями с рядом известных зарубежных общественных и революционных деятелей Германии и Франции: П.Леру, Ж.Санд, М.Гессом и другими.
Будучи высланным по требованию царского правительства из Франции в Бельгию, М.А.Бакунин вскоре вновь вернулся в Париж, где началась Февральская революция 1848 года. Он принял решение об участии в освободительной борьбе славянских народов, чтобы позднее перенести пламя революции в Россию. В 1848 году он участвовал во Всеславянском съезде в Праге, которое закончилось Святодуховским восстанием 12 июня, одним из руководителей которого он был. После подавления восстания Бакунин скрывался в Германии, где выпустил воззвание к славянам, призывая их согласовывать свои действия с задачами западноевропейской демократии. Помимо этого он пытался организовать восстание в Чехии. Но ему не удалось этого сделать.
В мае 1849 года М.А.Бакунин принял самое активное участие в Дрезденском восстании, став во главе его. Однако и это выступление было жестко подавлено, а Бакунина заключили под стражу. В апреле 1850 года саксонский суд приговорил его к расстрелу, однако король отменил это решение, заменив его пожизненным заключением. После передачи дрезденского узника Австрии, он был вновь судим и во второй раз приговорен к смертной казни через повешение. Но и в этот раз М.А.Бакунину
не суждено было умереть. Пробыв больше года в крепостях Праги и Ольмюца, в мае 1851 года австрийское правительство выдало его, не сломленного полугодовым заключением в Ольмюце, которое он провел прикованным железными цепями к тюремной стене, жандармам Николая I. Русский революционер оказался на целых шесть лет узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости и Шлиссельбурга.
Николай I пожелал, чтобы М.А.Бакунин выдал план польского заговора549, а нераскаявшийся революционер в своей объемистой «Исповеди», специально написанной по этому случаю летом 1851 года, объяснял свои увлечения незрелостью ума и дурным влиянием посторонних лиц. Бакунин просил разрешения побывать на родине в Прямухино и заменить одиночное заключение каторгой, но Николай на все просьбы Бакунина ответил отказом.
«Исповедь» не произвела должного впечатления и на взошедшего на престол после смерти Николая I Александра II. Однако после того, как Бакунин написал «Прошение» об избавлении его от одиночного заключения, царь снизошел до милости. М.А.Бакунин был сослан в Восточную Сибирь на поселение. Ссылка в Сибирь оказалась достаточно необременительной -Бакунин получил право поступить на гражданскую службу канцеляристом 4-ого разряда, а его дядя, Н.Н.Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, человек, пользовавшийся значительным весом в то время, всячески помогал ему.
Но М.А.Бакунин решил бежать из ссылки. Усыпив бдительность местных властей, он, выехав из Иркутска в июне 1861 года якобы для путешествия по Амуру, совершил фантастический по тем временам побег из Николаевска-на-Амуре в Японию. Далее он пересек Тихий океан и оказался в США, в Сан-Франциско. Однако на этом его путешествие не закончилось. Он пересек Атлантический океан и в конце 1861 года появился в Англии. Прибыв в декабре к Герцену и Огареву, Бакунин сразу началт сотрудничать с
549 Тимофеев М.А. Ушедший на штурм неба. // М.А. Бакунин. Анархия и порядок. М., 2000. С. 9.
ними в журнале «Колокол», где намеревался публиковать статьи по славянскому вопросу. Также М.А.Бакунин вступил в известную революционную организацию «Земля и Воля». В 1863 году он в числе других занимался организацией экспедиции к берегам Польши для высадки десанта и подъема восстания, однако экспедиция закончилась провалом. Эта неудача расстроила планы Бакунина и практически уничтожила его надежду на организацию всеславянской федерации.
Встретившись в 1864 году с К.Марксом, М.А.Бакунин произвел на него приятное впечатление и был рекомендован в ряды Международного товарищества рабочих (I Интернационала). Получив от Маркса устав и учредительный адрес, Бакунин уехал в Италию, обещав способствовать деятельности Международного товарищества рабочих.
Именно в эти годы происходит отказ от панславистских убеждений и коренной пересмотр всей идейной базы Бакунина. В этот период он закладывает основы своего анархического учения, сближается с революционной итальянской молодежью, составляет устав задуманного им Всемирного тайного революционного общества, которое должно было покрыть все страны сетью своих отделений для подготовки всемирной революции.550
В 1867 году Бакунин появился в Женеве на съезде буржуазной Лиги мира и свободы, где прошел в Центральный комитет Лиги. Параллельно в июне 1868 года М.А.Бакунин вступил в Женевскую секцию Интернационала. На II Конгрессе Лиги он внес ряд радикальных предложений, которые были отвергнуты. Тогда Бакунин с 18 своими сторонниками вышел из Лиги и образовал «Международный Альянс социалистической демократии» с анархической программой. По мысли своих создателей, Альянс должен был вступить в Интернационал, сохранив свою программу, структуру и даже отдельные конгрессы. Естественно, что Генеральный совет Интернационала отверг этот вариант, выступив против Бакунина. В 1869 году отдельные
550Тимофеев М.А. Ушедший на штурм неба. // М.А. Бакунин. Анархия и порядок. М., 2000. С. 10.
секции «Альянса» были приняты в I Интернационал, развернув в нем активную борьбу со сторонниками К.Маркса и Ф.Энгельса, что привело в конечном итоге к исключению членов «Альянса из рядов Интернационала на Гаагском конгрессе в сентябре 1872 года. Этому, конечно, способствовали и личные промахи Бакунина, как, например, с предоставлением С.Нечаеву денег из так называемого Бахметьевского фонда на революционные дела в России.
Годы, последовавшие за разгромом Парижской коммуны, были самыми продуктивными в литературной деятельности Бакунина. Вместе с тем старый революционер по-прежнему участвовал в восстаниях в Лионе и Болонье, которые были жестоко подавлены и тяжело сказались на его здоровье. 1 июля 1876 Михаил Александрович Бакунин скончался в Берне, где и был похоронен.
Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Библиографическая справка.
Петр Алексеевич Кропоткин родился 27 ноября (9 декабря) 1842 года в Москве. Он происходил из древнего княжеского рода, который вел свое начало от Всеволода Большое Гнездо. Первоначальное образование П.А.Кропоткин получил дома. В 1857 году он был зачислен в Пажеский корпус в Петербурге, где он увлекался книгами энциклопедистов, читал Герцена, Тургенева и Огарева.
В 1862 году после окончания Пажеского корпуса Кропоткин против воли отца попросил назначение в Сибирь, в Амурское казачье войско.
Через пять лет, вернувшись из Сибири, П.А.Кропоткин вновь круто изменяет свою судьбу. Он оставил военную службу и начал заниматься географией. Итогом его научной деятельности стал доклад в 1874 году на заседании Географического общества о распространении ледникового покрова по средней России. Доклад произвел сильное впечатление на ученых, и П.А.Кропоткину предложили занять место председателя отделения физической географии.
Стоит отметить, что еще в Сибири Кропоткин начал интересоваться социалистическими и революционными идеями. В 1872 году во время путешествия в Европу он познакомился со взглядами М.А.Бакунина и деятельностью Юрской федерации I Интернационала. Антиавторитаризм и революционность анархизма производят на Кропоткина большое впечатление. По возвращении в Россию он активно включился в деятельность русского революционного подполья. Весной 1872 года он присоединился к народническому «кружку чайковцев», среди членов которого были М.А.Натансон, Н.В.Чайковский, С. JI.Перовская, С.М.Кравчинский. Осенью 1873 года по заданию кружка П.А.Кропоткин написал его программу «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?». В марте 1874 года его арестовывали и заключили в
Петропавловскую крепость. После двух лет заключения ему удалось бежать из Николаевского военного госпиталя и скрыться за границей. Возвратиться на родину он смог только в 1917 году.
Во время жизни за границей П.А.Кропоткин продолжил активно участвовать в русском и европейском революционном движении. Он сотрудничал в ряде анархистских изданий, выступал на социалистических и рабочих митингах и собраниях, вел большую переписку с российским революционным подпольем. В декабре 1882 за революционную деятельность Кропоткин был вторично арестован, на этот раз французскими властями, и заключен в тюрьму Клерво. В кампании по освобождению Кропоткина принимали участие многие видные представители европейской науки и культуры: В.Гюго, Э.Реклю, Г.Спенсер. Однако, несмотря на протесты общественности, Кропоткин был освобожден из французской тюрьмы только в 1886 году.
Годы эмиграции стали периодом интенсивной научной и публицистической деятельности Кропоткина, были подготовлены разнообразные научные труды. Он продолжал разрабатывать анархистское учение, создав и обосновав одно из наиболее заметных и влиятельных течений в нем - анархо-коммунистическое.
Только Февральская революция открыла 74-летнему Кропоткину пути на родину, куда он и вернулся в июне 1917 года. Состоялась его встреча с А.Ф.Керенским и Н.В.Чайковским. На предложение Керенского войти в состав создаваемого им правительства, Кропоткин ответил отказом.
После октября 1917 года и прихода к власти большевиков состоялось несколько встреч П.А.Кропоткина с В.И.Лениным. Князя особо волновала проблема террора, ошибки, связанные с насилием властей, что наносило, по мнению старого революционера, большой вред стране и новому строю.
Однако годы этого человека давали о себе знать. В январе 1921 года П.А.Кропоткин заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Фотография №1
М.А.Бакунин Фотография №3
К.Маркс, Ф.Энгельс. Лондон, 1867 год
Фотография №2
П.А.Кропоткин
П.Ж.Прудон
Фотография №4
Конгресс Первого Интернационала. Базель, 1869 год.
Слева направо: Моншаль, Перрон, Бакунин, Фанелли, Мрочковский
Элизе Реклю
Джузеппе Фанелли
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.