Романы Генриха Белля: (Вопр. поэтики) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Ильина, Эльвира Александровна

  • Ильина, Эльвира Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1994, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 191
Ильина, Эльвира Александровна. Романы Генриха Белля: (Вопр. поэтики): дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Нижний Новгород. 1994. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ильина, Эльвира Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ

ВОПРОСЫ ЖАНРА РОМАНА XX ВЕКА.

Глава П. СПОСОБЫ РАСКРЫТИЯ ТЕМЫ "НЕПРЕОДОЛЕННОГО ПРОШЛОГО" В РОМАНЕ Г.БЕЛЛЯ "БИЛЬЯРД.В.

ПОЛОВИНЕ ДЕСЯТОГО".

Глава Ш. "ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ" В РОМАНЕ, Г.БЕЛЛЯ.

ГЛАЗАМИ КЛОУНА".

Глава 1У. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ Г.БЕЛЛЯ.

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ С ДАМОЙ".

Глава У. ЧЕРТЫ РОМАННОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В ПОВЕСТИ Г.БЕЛЛЯ "ПОТЕРЯННАЯ ЧЕСТЬ КАТАРИНЫ БДКМ, ИЛИ КАК ВОЗНИКАЕТ НАСИЛИЕ. И К ЧЕМУ ОНО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ"

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Романы Генриха Белля: (Вопр. поэтики)»

Актуальность диссертации определяется ведущей рол^ жанра романа е литературе ЮС века и теш активными поисками, которые Еедутся в настоящее время е области его формы, ключевым значением таких проблем поэтики, как проблема автора, проблема комедиантства, маски, игры и др.

Новизна диссертации определяется недостаточной изученностью поэтики романного творчества Г.Белля. Заявленная в диссертации тема е литературоведении не рассматривалась. Внимание исследователей до сего времени привлекали лишь отдельные стороны формы произведений Г.Белля. В диссертации предпринимается попытка рассмотреть этот вопрос концептуально.

Литература о Белле в отечественной науке немногочисленна: существует лишь одна монография С.Б.Рожновского, несколько глэе в работах, авторы которых исследуют литературу ФРГ в целом. Остальная литература представлена жанрами предисловий, послесловий и журнальных статей, двумя диссертациями. Монография С.В.Рожноеского "Генрих Белль" (4) была опубликована в 1965 году, следовательно, такие произведения, анализирующиеся в данной диссертации, как роман "Групповой портрет с дамой" и поЕесть "Потерянная честь Катарины Блюм", не вошли е круг исследований автора. Ученый обращается к проблематике ранних произведений Белля и идейно-художественным особенностям двух крупнейших его романоЕ - "Бильярд е половине десятого" и "Глазами клоуна". В монографии акцентируется внимание на антифашистской и антимилитаристской направленности творчества Г.Белля.

Г.Беллю посвящена статья е "Истории литературы ФРГ" (5). Ее автор М.Л.Рудницкий останавливается на таких особенностях беллеЕ-ской манеры письма, как специфическое изображение быта, природа художественного конфликта, типология характеров. Исследователь отмечает, что многие сквозные темы литературы XX века (например, тема отчужденного сознания) остаются Беллю чужды, и наоборот, то, что е современном романе, как праЕило, является второстепенным, у Г.Белля непосредственно и принципиально определяет художественный контекс

И.В.Млечина в СЕоей монографии "Литература и общество потребления" (6), посвященной западногерманской литературе, отводит Г.Беллю отдельную главу под названием "Человек и его нравственная позиция". Исследовательница определяет место Г.Белля е западногерманской литературе, отмечает неразрывную связь его произведений с проблемами современности. Тема нравственной ответственности перед историей, сатирическое разоблачение реставратиЕНОсти западногерманского общества составляют, по мнению И.В.Мдечиной, идейную основу теор-честЕа Г.Белля. И.В.Млечина Еыявляет типологию персонажей Белля, стремящихся с помощью маски, роли сохранить свою "идентичность" и оградить себя от общества, навязывающего неприемлемые для их сущности законы.

Крупнейшие романы Г.Белля - "Бильярд е полоЕине десятого" и "Глазами клоуна" - анализируются в главе монографии В.И.Стеженско-го и Л.Б.Черной (7). Они акцентируют внимание на проблематике этих произведений, выделяя на первый план социально-политический аспект действий героеЕ Г.Белля. Другой еидный германист И.М.Фрадкин в предисловии к 5-томному собранию сочинений Г.Белля, названном "Генрих Белль - писатель, и больше чем писатель" (8) дает обзор жизненного и творческого пути художника, прослеживает его идейную эволюцию от лиризма, пронизанного болью и трагической безысходностью, к ноеой изобразительности - к сатирическому гротеску, приближающемуся иногда к резкости памфлета. Глэеной чертой ТЕорчестЕа Г.Белля И.М.Фрадкин называет гуманизм художественного творчества, сближающий писателя с русской классической литературой.

В монографии "Черты поэтики немецкой литературы новейшего времени" Н.СЛейтес (9), обращаясь в одной из глэе к роману Г.Белля "Глазами клоуна", находит в нем структурные элементы фольклорного мотиЕа "заколдованной принцессы".

Истолкованию центрального пункта мироощущения и художественной программы Г.Белля - "эстетики человечного" - посвящены примечания И.Б.Роднянской к "Франкфуртским чтениям" (10).

Среди работ о Г.Белле следует отметить также предисловие П.М.Т01 пера к сборнику произведений Г.Белля, где дается краткий литературный обзор творческого пути писателя, отмечается эеолюция его писательской манеры, неразрывно связанная с ходом немецкой'истории (II).

Другая работа такого же жанра - предисловие Т.Л.Мотылевой к избранным произведениям Г.Белля (12) - выдвигает на первый план единство идейно-художественных принципов произведений писателя, написанных за сорок лет творчества. Единство этих самых различий по жанрам и формам произведений состоит, по мнению исследовательницы, е реалистической правдивости, проникновении во внутренний мир человека, бескомпромиссности антифашистских, антимилитаристских, антибуржуазных воззрений.

Из большого количества журнальных статей и рецензий на отдельные произведения Г.Белля выделяется своей глубиной статья И.Б.Род-нянской "Мир Генриха Белля" (13), где анализируется поэтический строй повествования Г.Белля 50-60-х годов, убедительно показывается оригинальность его творческой манеры.

Творчеству Г.Белля посвящены диссертации С.А.Джебраиловой и Т.Остудиной - "Проблема единства содержания и формы е романах Г.Белля "Где ты был, Адам?" и "Бильярд е половине десятого" (Ленинград, 1973) и "Семантико-стилистические функции некоторых типое связи между произведениями е немецком языке и возможности их передачи на русский язык (на материале романов Белля)" (Ленинград, 1969) (14).

Таким образом, научная литература о Г.Белле обнаруживает недостаточное внимание к вопросам поэтики его тЕорчестЕа, отсутствие системного анализа формы.

В немецком литературоведении творчество Г.Белля изучено достаточно основательно. Среди крупнейших работ следует назвать книгу in dachen Boll: Ansichten und Einsichten"(München,1973 ) П°Д Pe~ дакцией известного критика М.Райх-Раницки (15), где собраны статьи разных иссоедователей творчества Г.Белля с анализом религиозности, утопичности воззрений, соотношения в его мировоззрении различных концепций теологического, философского, социально-политического характера.

С разных точек зрения, кроме заявленной е данной диссертации, исследован роман "Глазами клоуна". Одни критики выделяют в нем аспект любовных взаимоотношений героеЕ, другие - его антикатолическую направленность, третьи - конфликт героя с обществом. Бернд Бальцер, издатель 10-томного собрания сочинений Г.Белля, обосновывает свое мнение об этой книге как романе о художнике (16).

Анализируя роман "Бильярд в половине десятого',' Г.Вирт в сеоей работе " jingei vor Flusslandschaft" (1988)отмечает важнейшую роль религиозных образов в раскрытии социально-политических проблем произведения (17).

В качестве особенности этого романа Р.Шнелль в статье » .Die

Literatur der Bundesrepublik.Autoren,Geschichte,Literaturbetrieb" (1986) называет сочетание усложненности фабулы с простотой ранних произведений Г.Белля. Шнелль упрекает писателя в художественной амбициозности, утверждая, что символическая структура романа изменяет реальное соотношение вещей и оставляет на заднем плане социально-политические проблемы (18).

В монографии Н.Ю.Бернхарда "Romane н.Bolls :Gesellschaftskritik: und Gemeinschaftsutopie" (Berlin ,19no ) анализируются романы Г.Белля, включая "Глазами клоуна". Внимание ученого акцентируется на социальной критике писателя, его утопии "общинных" отношений между людьми (19).

Исследование А.Бекеля ;,Mensch,Gesellschaft,Kirche bei Heinrich Boll"(Osnabrük,196-) посвящено основополагающим темам творчества писателя. Ими, по мнению немецкого ученого, являются следующие: "мужчина и женщина", "хлеб", "семья", "церковь". А.Бекель останавливается также на двух отличительных чертах литературной формы Г.Белля: действие в его книгах совершается на протяжении небольшого промежутка времени, который вмещает в себя события нескольких десятилетий. Наряду с этим исследователь указывает на другой структурный принцип, используемый Г.Беллем во многих произведениях - рассказ от первого лица. Употребление "ich" формы, по мнению автора, вписывает Г.Белля в традицию таких писателей, как Т.Манн, У.Ионзои, Г. Грае с (20,97).

Несмотря на многоаспектность изучения творчества Г.Белля в немецком литературоведении, в данном ракурсе его романное творчестЕО не рассматривалось.

Целями диссертации яеляются:

- определение своеобразия тЕорческой манеры писателя;

- исследование способов практического воплощения "эстетики человечного" в названных произведениях;

- анализ романного творчества Г.Белля в контексте философии экзистенциализма и поисков в сфере повествовательной техники е литературе XI века.

Диссертация состоит из введения, заключения, библиографии и пяти глав. Первая глаЕа "Теоретико-литературные и философские вопросы жанра романа XX Еека" посвящена рассмотрению теоретических вопросов жанра и исследованию концепции Г.Белля в СЕете экзистенциалистской философии. Во второй глаЕе "Способы раскрытия темы "непреодоленного прошлого" в романе Г.Белля "Бильярд в половине десятого" анализируется библейская символика романа и глубоко поставленная е нем проблема времени. В третьей главе "ЧелоЕек играющий" е романе Г.Белля "Глазами клоуна" рассматривается поэтика иг-Роеого сознания в ДЕух его ракурсах: игре как .жизненном поведении героя и игре как творчестве профессионального актера. Четвертая глава "Проблема автора е романе Г.Белля "Групповой портрет с дамой" представляет собой исследование способоЕ эстетического преображения документов эпохи субъективным авторским сознанием, формам ■ диалога рассказчика с языкоеыми пластами действительности. В пятой глаге "Черты романного повествования в погести Г.Белля "Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести" делается попытка выявить зарождение романной структуры в рамках повести, которая доказывает тяготение писателя именно к романному жанру. В заключении подеодятся итоги работы. В библиографии дается список литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Ильина, Эльвира Александровна

172 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Генрих Еелль - писатель всеевропейского масштаба. Его художественный Еклад е литературу XX века представлен разными гранями: остро современным звучанием произведений и философской глубиной его значением как немецкого писателя и ообщечеловеческим звучанием поставленных им проблем, а также поисками в области поэтики.

Для ТЕорчестЕа Белля характерно особое значение формы произведения. У него "предметная реальность не тождественна самой себе, она - напоминание и воспоминание о чем-то более значительном, чем она сама, и с этой точки зрения еся она - "чистая форма", ожидающая Еысшего наполнения" (1,339). Поэтому важнейшим моментом эстетического преображения действительности является у Белля соотношение формы и содержания произведения. Белль писал по этому поеоду: "Чересчур много . занимаются анализом содержания. Содержание прозы ■■ это-же ведь ее предпосылка, оно дается даром, а дареному коню не следовало бы заглядывать в зубы. Собирать слова, изучать их синтаксис, анализировать, вникать в ритмику - и тогда обнаружится, каким ритмом, каким синтаксисом, каким словарным запасом располагает в нашей стране человеческое и социальное" (2,332). Белль не придает особого значения материалу, который "дается даром", для него Еажнее процесс поэтической переработки действительности в художественной ткани произведения: ". невидимая мистика даже какого-нибудь сравнительно реалистического романа заключается в абсолютной несущественности того, что конкретно е него попало из реальных Еещей и обстоятельств, что е нем переработано, скомпоновано, преображено. Важнее, что собой представляет и как н^инает действовать исходящая от него сотворенная действительность. Пора бы ух понемногу внедриться той прописной истине, что в самых неЕЗЫСК^-: тельных формах литературы, ео всей написанном . происходят ррввра щешш (транспозиция), сращения (композиция), идет отбор, отсев, долгие поиски выражения" )•

Преображенная таюш образом действительность в произведении с трудом поддается прямолинейному истолкованию, содержание и аор-1за« "гесть" и ее "выражение" сплавляются в нераздельное соединение.,

Центральной темой творчества Белля является теш "непреодоленного прошлого", объединяющая такие разные произведения, как романы "Бильярд в половине десятого", "Глазами клоуна", "Х^рутюЕОй портрет с даглой" и повесть "Потерянная честь Катарины Блюм*. Тема "непреодоленного прошлого" раскрывается у Белля глубоко и многосторонне, Ьа-нейшим способов раскрытия этой теш является прием "стяжения времени". Обращение к проблеме времени ставит Белля в один ряд с такими крупнейшими худо никаш XX века, как У.С-олкнер» МЕНГУЭЙ, Т.ВуЛЬф» М.--РУСТ,

Настоящее у Белля переплетается не только с нацистским прош-ш, но и поверяется Еневрешшншлн, вечными библейскими ценностями., Библия является для герооЕ Белля индикатором "человечности"- ключе-еого понятия художника, выдвинутого им во "Франкфуртских чтениях". Использование библейской символики сближает Белля с Т.данном, У.^шв кие рог«, Д. Болдуином,

В своих романах "Бильярд в половине десятого" и "Iлазами клоуна" Белль широко применяет внутренний монолог, которые является едва ли не основным средством психологического анализа в литературе» XX века, Б ротоне "Бильярд в половине десятого" обнаруживаются и элементы "потока сознания", которые придают повествованию специфическую глузшсальность, лиризм.

Роман "Групповой портрет с дамой" и повесть 'потерянная честь Катарины 1.<люм" отмечены новым принципом повествования - Белль отказьшается в них от традиционного авторского повествования (которое у него всегда выступало не в чистом виде, а бияо окрашено лиризмом внутреннего монолога) и еводнт йихуру рассказчика, ведущего "дознание". Использующийся при этом фаякнеровский прием множествеянос-ти рассказчиков позволяет анализировать личность с инкх пошшй. Прием "дознания", выстудаишй в русле документалистики и основанный на использовании подлинных и ¿иктигных документов, является приягипш развертывания сшета во многих произведениях немецкой послевоенной литературы, занятой решением проблем вины и ответствен юсти за преступления фашизма. В их числе следует назвать роман А.Андерша "Ьинтерспельт" (1974), 5*Ленда "Краеведческий музей" (1Э7о), ¿.Ринзер верный осел* и др.

Проблема автора, одна из актуальнейших в литературе лл века, связана у Велдя с литературной игрой, стшшзащей.

Игровое сознание присуще и героям Белля. Поэтика игры как актерского мастерства и как изненного поведения "человека играше-го" наиболее глубоко воплощена е романе "Глазаш! клоуна". Проблема маски, комедканатва, "своего" и "чужого" липа является одной из самых распространенных к ковешаей литературе. Она разрабатывается в произведениях ГЛраяа, Г.Шркеса, Г,1ессе, д.Апдайка, К.Абэ.

Однш из основных положений эстетической концепции Г. Белля является рас рытие тематики в ракурсе повседневности. Центральны,] пунктом шроомущешш являются у него те понятия-символы, "экзио-тенгиалы", которые подаются через призму осязаемого, чувственного восприятия: "обитание", "шлите", "соседство", "застолье", "любовь", "религия". Ото те "точки плавления, где вещественное $ано-вится духовным, телесное дувеваш, с; изкологичаское и социальное -индикатором этики и эстетики" (1,г>о-;>). Поэтизация быта, будничных занятий, чувственных ощущений отвечает духу беллевского "сшвоошческого реализма", потребности изображать человека в самых "человечных", по мнению художника, проявлениях - в быту, среди вещей, е еде, жестах, словах и молчании, ео взаимоотношениях с ближними.

Обстоятельства повседневного существования человека, таким образом, являются критерием его истинности или неистинности . Это, наряду со стремлением показывать человека через его быт, Еторая основная идея эстетики Белля. Пристальное внимание к существованию и сущности человеческой личности объединяет Белля с экзистенциалистами. Однако е исходном пункте - в понимании первичности одной из этих ДЕух категорий - обнаруживается принципиальное различие. Эк-зистенодалисты, как известно, придерживаются мнения, что существование предшествует сущности что человек находит сбою сущность посредством свободного выбора. Белль же рассматривает .человека уже с данной сущностью. Правда, в произведениях последних лет у него появляются герои, не определившие своей позиции, но они не характерны для типологии его персонажей. "Программный" герой Белля не ра вивается в смысле поисков собственной личности, ошибок, падений и Езлетов, не приходит е результате эволюши к новому пониманию вещей, он уже принадлежит к подлинному или неподлинному способу существования. Личность лишь постоянно подтверждает свою принадлежность к подлинности, к извечным ценностям бытия. В этом смысле еы-бора (во е сяк ом случае такого, как у экзистенциалистов) для него не существует. Его выбор уяе предопределен его сущностью.

Неподаинность человека расценивается Беллем как аномалия, отпадение от естественных, еще Библией продиктованных норм существования и общежития. Поэтому мотивировка этой ненормальности часто приобретает гротескный характер или мистическую окрашенность. Личность, изменившая своей человеческой сути, становится у Белля "предателем", оборотнем.

Антитеза "подлинность - неподлинность" диктует следующие противопоставления беллевсяой поэтики:

- "община", клан близких людей и "большое общество" обезличенных и отчужденных людей;

- понятие "вечности" тех предметов, которые стоят Еека (здания, памятники культуры) и соотнесение с вечностью мгновенного, преходящего, неуловимого (человеческая жизнь, тот или иной эпизод, улыбка, жест как мгновенный отпечаток вечности). Отсюда, антитеза е понимании "непреходящих ценностей" - важнейшего пункта миропонимания Белля;

- деньги как неприкосновенный симеол и как средство удовлетворения "жизненных потребностей";

- гигиенический террор "большого общества" и приверженность к "отбросам" этого общества как к самому ценному;

- действие по приказу и поступок, совершаемый в соответствии с естественной нравственной свободой и некоторые другие.

Роман, этот ведущий жанр литературного процесса XX века, занимает е творчестве Белля центральное место. Об этом свидетельствуют не только сами романы, принесшие ему мировую известность, но и произведения не романного жанра, е частности, повесть "Потерянная честь Катарины Блюм", обнаруживающая тяготение к структуре романа. Именно жанр романа определил своеобразное место Г.Белля в ряду крупнейших романистов XX столетия.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ильина, Эльвира Александровна, 1994 год

1.Boll Н. Billard um halb zehn.München-Zürich,1964. - 236' S.

2. Boll K. Ansichten eines Clowns. Köln-Berlin,1968. 3o3 3.

3. Boll H. Gruppenbild mit Dame. Köln,1974. 34. Boll H. Die verlorene Ehre der Katharina Blum,Oder:.Wie Gewaltentsteht wird und wozu sie führen kann. Köln,1976. 178 3.

4. Белль Г. Бильярд в половине 10. Пер, Л.Черной //Белль Г. Избранное. -М.: Радуга, 1986.- С.205-42С.

5. Белль Г. Глазами клоуна. Пер. Р.Райт-Ковалевой //Белль Г. Избранное. Указ.изд. С.421-560.

6. Белль Г. Групповой портрет с дамой. Пер. Л.Черной-//Романы Г.Белля. Б 2 кн. Кн.:,.- Кишинев: Лумкна, 1987.- 446 с.

7. Белль Г. Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести. Пер. Е.КацеЕой //Белль Г. Избранное. Указ.изд. С.581-649.

8. П. Работы по теории литературы

9. Barnasch Н. Grundlagen der Literaturaneignung.Berlin, 1,972.-178S.

10. Grundbegriffe der Literaturanalyse. Hrsg.von K.Kasper und D.Wuckel. Leipzig,1982.- 290 S.

11. Kaiser W. Entstehung und Krise des modernen Romans. Stuttgart,1963. 192 3.

12. König B. Die Wichtigkeit, ein Fremder zu sein. Der Schriftsteller und die Distanz. Wiesbaden, 1979.- 12 S.

13. Krauss W. Grundprobleme der Literaturwissenschaft. Zur Interpretation literarischen Werke. Hamburg,1968,- 236 3.

14. Migner K. Theorie des modernen Romans. Stuttgart,197^.- 343 3.

15. Neumann M. Gesellschaft Literatur - Lesen. Literaturretep-tion in theoretischer Sicht. Berlin und <veimar,1973.- 263 S.

16. Neumann M. Blickpunkt Leser. Literatur-theoretische Aufsätze. Leipzig, 1984-.- 235

17. Vormweg H. Schreiben und Leben. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag,19S3.- 12 3.

18. Авторская позиция e художественном произведении. Сб.науч.тр.-Минск, IS84.- 120 с.

19. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Худож.лит., 1975.- 502 с.

20. Бахтин M.ivl. Время и пространство е романе //Вопр.лит.- 1974.— С. io3-j.79.

21. Бахтин Ы.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М.: Сое.Россия, 1979.- 318 с.

22. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.: Искусство, 1986.- 444 с.

23. Березина А.Г. Проблема игры в последнем романе Г.Гессе //Развитие реализма в немецкой литературе 20-50 гг. Сб.науч.тр. -Курск, 1982.- С.25-32.

24. Байман С.Т. Гармонии таинственная власть. Об органической поэтике. М.: Сое.писатель, 1989.- 366 с.

25. Виноградов В.Б. О теории художественной речи.- IV.: Высш.шк., 1971.- 240 с.

26. Виноградов В.В. О языке художественной литературы.- М.: Гослитиздат, i960.- 654 с.

27. Выготский Л.С. Психология искусства.- М.: Искусстео, 1986.572 с.

28. Гаибова М.Т. Пути и способы выявления образа автора по внутренней речи-персонажа. Учебн.пособие для студентов.- Баку, 1984.147 с.

29. Гей Н.К. Искусство слоЕа. О художественности литературы.-М.: Наука, 1967.- 364 с.

30. ЗС. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л.: Сое.писатель, 1971.- 464 с.

31. Гиршшн М.М. Ритм художественной прозы.- М.: Сов.писатель, 1982.- 367 с. '

32. ДжебраилоЕа С.А. Проблема единства содержания и формы в романах Г.Белля "Где ты был, Адам?" и "Бильярд в половине десятого". Автореф. дис. канд.филол.наук.- Л., 1973.- 26 с.

33. ДнепроЕ Б.Д. Идеи времени и формы времени.- Л,: Сов.писатель, 1980.- 598 с.

34. Еанровое разнообразие современной прозы Запада (Д.Б.Затонский и др.).- Киев: Наук.думка, 1989.- 298 с.

35. Затонский Д.Б. и др. Взаимодействие формы и содержания е реалистическом художественном произведении.- КивЕ, 1988.- 468 с.

36. Затонский Д.Б. Век двадцатый. Заметки о литературной форме на Западе.- КиеЕ: Изд-во КиеЕ.ун-та, 1961.- 259 с.

37. Затонский д.Б. Искусство романа и ЮС век.- М.: Худож.лит., 1973.- 535 с.

38. ИсупоЕ К.Г, Игра в литературном творчестве и произведении. Авторего. дисс. канд.филол.наук. Донецк, 1975.- 26 с.

39. Клочек Г.Д. Методология системных исследований индивидуальной поэтики и поэтики отдельного литературного произведения. Автореф. дис с. докт.филол.наук. КиеЕ, 1989.- 39 с.

40. Кожиное Б.Б. Происхождение романа.- М.: Сое.писатель, 1963.439 с.

41. Корман Б.О. Проблемы автора в художественной литературе.-Ижевск, 1974.- 120 с.

42. Кухаренко В.А. Интерпретация текста.- М.: Просвещение, 1988.188 с.

43. Лейтес H.С. Роман как художественная система.- Пермь: ПТУ, 1985.- 79 с.

44. Лейтес К.С. Черты поэтики немецкой литературы новейшего Бремени.- Пермь: ГПУ, 1984.- 80 с.

45. Лихачев Д.С, Внутренний мир литературного произведения //Вопр лит.- 1968.- J' 8.- С.74-87.

46. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.- М.: Наука, 1979.- 352 с.

47. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.- М., 1976.- 367 с.

48. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.- М.: Искусство, 1970.- 384 с.

49. Манн Ю.Б. Поэтика Гоголя.- М.: Худож.лит., 1988.- 412 с.

50. Милдоя В.И. Переживание мира б художественной литературе //Вопр.философии.- 1971.- )г 9.- C.II6-I27.

51. Михайлова А. Символ, аллегория, притча //Знамя.- 1966.- I" II. С. & ,.lc5—229.

52. Мотклева Т.Л. Роман свободная форма.- М.: Сов.писатель, 1982.- 399 с.

53. Остудина Т. Семантико-стилистические функции некоторых типов связи между предложениями в немецком языке и возможности ихпередачи на русский язык (на материале романов Г.Белля). Авто реф.дисс. канд.филол.наук. Л., 1969.- 25 с.

54. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики.- M., Ï983.- 251

55. Поспелов Г.Н. Теория литературы.- М.: Высш.шк., 1978.- 351 с.

56. Потебня A.A. Теоретическая поэтика.- М.: Высш.шк., 1990.- 342

57. Потебня A.A. Эстетика и поэтика.- М.: Искусство, 1986.- 614 с

58. Принципы анализа литературного произведения. Сб.ст.- М.: Изд-во ШУ, 1984.- 199 с.

59. Природа художественного целого и литературный процесс: Меж-Еуз.сб.научных трудов.-Кемерово, 1980.- 199 с.

60. Ритм, пространство и время е литературе и искусстве.- Л.: Наука, 1974.- 291 с.

61. Рымарь Н.Т. Введение е теорию романа. Воронеж: йзд-ео Воронежского ун-та, 1989.- 268 с.

62. Рымарь Н.Т. Поэтика романа.- КуйбышеЕ, 1990.- 252 с.

63. Рымарь Н.Т. Современный западный роман: проблема эпической и лирической формы.- Воронеж: йзд-ео Воронежского ун-та, 1978.128 с.

64. Рымарь Н.Т. Соотношение лирического и эпического е современном западногерманском романе. Афтореф.дисс.канд.филол.наук. М.: Нзд-ео МГУ, 1979.- 24 с.

65. Сучков Б.Л. Характерные тенденции развития современной зарубежной литературы //СучкоЕ Б.Л. Лики Бремени. В 2 т. Т.2.- М.: Худож.лит., 1976.- С.241-248.

66. Сучков Б.Л. О назначении романа //СучкоЕ Б.Л. Лики времени. Указ.изд. С.256-261.

67. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения.-М., 1982.- 192 с.

68. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино.- М.: Наука,1977.- 574 с.

69. Урбан A.A. Философичность художественной прозы //ЗЕезда.1978.- £9,- С.209-221.

70. Успенский Б.А. Поэтика композиции.- М.: Искусство, 1970.225 с.

71. Уэллек Р. и Уоррен 0. Теория литературы-.- М.: Прогресс, 1978.324 с.

72. Фридлендер Г.М. Методические проблемы литературоведения.-Л.: Наука, 1984.- 238 с.

73. Хоранекая З.И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения.- Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1975.429 с.

74. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек.- М.: Сое.писатель, 1982.- 416 с.

75. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М.: Худож.лит,- 446 с.

76. ЧакоЕский С.А. Методология анализа литературного произведения.— М.: Наука, 347 с.

77. Шклоеский В.Б. О теории прозы.- М., 1983.- 383 с.

78. Штейн А.Л. Веселое искусстЕО комедии.- М.: Слово, 1990.- 334 с.

79. Эсалнек А.Я. Своеобразие романа как жанра.- М.: Изд-ео МГУ, 1978.- 79 с.

80. Якобоон Р.О. Работы по поэтике.- М.: Прогресс, 1987.- 460 с.

81. Ш. Работы по истории литературы

82. Balzer В. Heinrich Boll: Ansichten eines Clowns // Wirkendes Wort, 38 Jg., 1988. H.2. S.12-15.

83. Beckel A. Mensch, Gesellschaft,Kirche bei Heinrich Boll. Mit einem Beitrag von Heinrich Boll: "Interwiew mit mir selbst". Osnabrück,1966. 98 3.

84. Bernhard H.J. Die Romane Heinrich Bolls. Gesellschaftskritik und Gemeinschaftsutopie. Berlin,1970.- 4-25 S.

85. Boll. Hrsg. von C.Linder. Bern-München,1975.85ф Boll H„ Berichte zur Gesinnungslage der Nation. Köln: Kiepenheuer und Witsch,1975.- 63 3.

86. Boll H. Brief an einem jungen Katholiken. Köln-Berlin: Kiepenheuer und Witsch, 1961.- 56 ¿3.

87. Boll Я, Einmischung erwünscht. Schriften zur Zeit. Köln : 1977.- 4-02 S.

88. Boll H. Essaistische Schriften und Reden. Hrsg. von B.Balzer Köln,1980.- 234 3.

89. Boll H. Lämmer und Wolfe»// Boll H. Aufsätze. Kritiken. Rede München,1977.- 562 3.

90. Boll H. Mein Lesebuch. München: Deutscher Taschenbuch Verlag 1982.- 630 8.

91. Boll H. Untersuchungen zum Werk. Hrsg. von M.Jurgensen. Bern und München,1975- 321 3.

92. Boll H. Über den Roman /'/ Boll H. .Erzählungen. Hörspiele. Aufsätze. Köln-Berlin,1961.- 430 3.93. ^er Schriftsteller Heinrich Boll. Sin biografisch-bibliogra-fischer Abriss. Köln-Berlin,1962.- 144 S.

93. Drei Tage im März: Heinrich Boll im Gesprach mit Christian Linder // Boll H. Die verlorene Shre der Katharina Blum, Oder : Wie Gewalt entsteht wird und wozu sie führen kann. Frankfurt am Main,1976.- S.183-282.

94. Hoffman C.G. Heinrich Boll. Hamburg,1972.- 210 S.

95. In Sachen Boll: Ansichten und Einsichten. Hrsg.von M.Reich-Ranizki. Hünchen,1975.- 492 3.

96. Jens W. Deutsche Literatur der.Gegenwart. München,1962.- 112

97. Linder Gh. Boll. Hamburg,1973.- 224 3.

98. Nägele R. Heinrich Boll. Einführung in das Werk und die Por-schung. Frankfurt am Mein,1976.- 209 3.1(30. Schnell R. Die Literatur der Bundesrepublik. Autoren, Gesclii chte, Literaturbetrieb. Stuttgart,1986.- 190 3.

99. Schröter K. Heinrich Boll in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Hamburg,1982.- 152 3.

100. Schwarz W.J. Der Srzähler Heinrich Boll. Seine Werke und Gestalten. Bern und München,1968.-137 3.

101. Wallman J.P. Aneichten eines Clowns. Recensio // Neue deutsche Hefte. Jg.34,1^73. H.4.- 3.46-51.

102. Wie links können Journalisten sein? Pressenfreiheit und Profit. Hamburg,1972. 133 3.105. 'rfirth G. Engel vor ilusslandschaft // 3inn und Form, 4-0 Jg., 1988. H.2.- S. 29-32.

103. Wirth G. Heinrich Boll. Essayistische Studie über religiöse und gesellschaftliche Motive im Prosawerk des Dichters. Berlin,1969- 110 S.

104. Адмони Б. С позиции человечности //Новый глир.- 1964.- Jv 12.-С.245-249.

105. Белль Г. В защиту литературы развалин //Белль Г. Собр.соч. В 5 т. T.I.- М.: Худож.лит., 1990.- С.673-678. .

106. Белль Т. В защиту домовой прачечной //Белль Г. Каждый день умирает частица свободы,- М.: Прогресс, 1989.- С.25-28.

107. ПО. Белль Г. Донесения о мировоззренческом состоянии нации. Пер. С.Шлапоберской //Белль Г. Каждый день умирает частица свободы- Указ. изд.- С. 254-276.

108. Белль Г. Письмо молодому католику //Белль Г. Собр.соч. В 5 т. Т.2.- М.: Худож.лит., 1990.- С.678-696.

109. Белль Г. Что станется с мальчиком, или Какое-нибудь дело по книжной части. Пер. M.JI.Рудницкого //Белль Г. Каждый день умирает частица свободы.-Указ.изд.-С.277-322.

110. ИЗ. Берковский H.H. Клейст //Берковский H.H. Романтизм в Германии.-Л.: Худож.лит., 1973.- С.396-462.

111. Бобров В.А. Штрихи к портрету,- М.: Мысль, 1978.- 189 с.

112. Босряцкий Е. Поиски ненависти //Нов.мир.- 1958,- if 8.- С.247-251.

113. Вальраф Г. Нежелательные репортажи,- М»: Радуга, 1982,- 296 с.

114. Вальраф Г. Репортер обвиняет: Художественная публицистика.-М.: Прогресс, 1988.- 398 с.

115. Давыдов Ю. "Интеллектуальный роман" и философское мифотворчество //Вопр.лит.- 1977.- J\' 9.- С.127-171.

116. Джебраилова С.А.ЧелоЕек и время е западногерманской литературе.» Баку: Азернешр, 1991.- 171 с.

117. Дмитриев A.C. Проблемы йенского романтизма.- М.: Изд-во МГУ, 1975,- 264 с.

118. ДнепроЕ В.Д. Черты романа XX века.- М.-Л.: Сое.писатель, 1965.- 548 с.

119. Затонский Д.В. Проповедник из Кельна //Лит.обозрение, 1990.!' 5.- С.30-36.

120. ЗачеЕСкий Е.А. "Группа-47" и становление западногерманской литературы.- JI.: Изд-во ЛГУ, 1989.- 127 с.

121. История немецкой литературы. В 3 т. Т.З.- М.: Радуга, 1986.462 с.

122. Кантор В. Защищая человека //Ное.мир.- 1986.- Т 10.- С.259-262

123. Карельский А. Комментарий к "Франкфуртским лекциям" Г.Белля //Вопр.лит.- 1988.- J: 5.- С. 169-172.

124. Книппинг Ф. Авантюры дома Шпрингера.- М.: Мысль, 1964.- 248 с.

125. КопелеЕ Л. О Генрихе Белле //Иноетр.лит.- 1988.- Jf 12.- С.218-225.

126. Литературные манифесты западноевропейских романтиков.- М.: Изд-ео МГУ, 1980.- 638 с.

127. Млечина И.В. Гюнтер Вальраф //История литературы ФРГ.- М.: 'Наука, 1980.- С.654-662.

128. Млечина И.В. Челогек и его нравственная позиция //Млечина И.В. Литература и "общество потребления".- М.: Худой.лит., 1975.-С.42-69.

129. Мотылеsa Т.Л. Беспощадная память //Знамя.- 1987.- Кн.6.- С. 221-225.

130. МотылеЕа Т.Л. Послесловие к роману "Групповой портрет с дамой" //Нов.мир.- 1973.- В 6.- С.206-210.

131. Орлова Р., Копелев Л. Писатель и совесть //Ное.мир.- Ï967.-№ 12.- С.256-260.

132. Павлова Н.С. Типология немецкого романа. 1900-1945.- М.: Наука, 1982.- 279 с.

133. Роднянская И.Б. Мир Генриха Белля //Вопр.лит.- 1966.- А' 10.-G.69-104.

134. Рожноеский C.B. Генрих Белль.- М.: Высш.школа, 1965.- 103 с.

135. Рудницкий М.Л. Генрих Белль //История литературы ФРГ.- М.: Наука, 1980.- С.295-325.

136. Рудницкий М.Л. Повествователь перед лицом времени //Рудницкий М.Л. Перед лицом правды.- М.: Знание, 1987.- С.10-20.

137. СероЕ Б.А. Западногерманские репортажи.- М.: Межд.отношения, 1974.- 216 с.

138. Симонян Л. От имени поколения //Иноетр.лит.- 1957.- № 5.-G.190-194.

139. Спустя десять лет.Послесловие к ноеому изданию "Потерянной чести Катарины Блюм. Пер. Ё.КацеЕой //Белль Г. Каждый день умирает частица свободы.- М.: Прогресс, 1989.- С.249-253.

140. Стеженский Б.И., Черная Л.Б. Литературная борьба в ФРГ.- М.: • Сое.писатель, 1985.- 447 с.

141. Топер II.М. В поисках родимых мест //Иностр.лит.- 1977.- f 11.-С.193-196.

142. Топер П.М. Генрих Белль романист и рассказчик //Белль Г. Избранное.- М.: Радуга, 1988.- С.5-32.

143. Топер П.М. Между черным и коричневым //Иностр.лит.- 1964.13.- С.186-191.

144. Три дня е марте. Беседа Генриха Белля с Кристианом Линдером //Белль Г. Каждый день умирает частица свободы.- М.: Прогресс, 1989.- С.96-166.

145. Урбан A.A. Бонн: между прошлым и будущим.- Минск: Беларусь, 1985.- 304 с.

146. Урбан A.A. Без срока давности.- М.: Знание, 1969.- 62 с.

147. Федоров Б.II. ФРГ:80-е годы. Очерки общественных нраЕов.- М.: Междунар.отношения, 1988.- 288 с.

148. Фортунатова Б.А.Литературно-художественный континиум е произведениях Генриха Белля //Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX Ееков. Межвуз.сб.науч.тр.- Пермь, 1991.-С.Пи-119.

149. Фортунатова Б.А. Тема нибелунгоЕ в западногерманском романе о современности //Литературные сеязи и традиции в творчестве писателей Западной Европы и Америки Х1Х-ХХ ее. Межвуз.сб,-Горький, 1990.- С.57-67.

150. Фрадкин Й.М. Генрих Белль писатель, и больше чем писатель //Белль Г. Сбор.соч. В 5 т. T.I.- М.: Худож.лит., 1990.-С.5-28.

151. Шейнис З.С. Снова тень Вотана.- М.: ГосПолитиздат, 1961.- 70 с

152. ЗльяшевичАЛюди с тихим голосом //Звезда.- 1965.- .•;' 6.- 0.203223.1У. Работы по философии, эстетике, истории религии

153. Boll Н. Sprache als Hort der i*reiheit. Köln, 1961148 3.

154. Boll H. Frankfurter Vorlesungen. ¿;öln-Berlin: Klepenheuer und Witsch,1966.- 110 S.

155. Heidegger M. Sein und Zeit. Halle: Max Himeyer Verlag, 1941.

156. Jaspers K. Die geistige Situation der Zeit.Berlin-Leipzig, 1932.- 3^-5 S.

157. Jaspers К. Rechenschaft und Ausblick. München,1951.- 210 3.

158. Белль Г. Франкфуртские чтения. Пер.В.В.Бибихина //Самосознание европейской культуры XX века.- М.: Политиздат, 1991.1. С.293-338.

159. Белль Г. Язык как оплот свободы //Философ.науки.- 1990.-К-: 4.- С.92-95.

160. Быхоеский Е.М. Кьеркегор.- М.: Мысль, 1972.- 238 с.

161. Ветхий Завет.- Кемерово: Кн.изд-во, 199!.- 858 с.

162. ГабитоЕа P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме.-М.: Наука, 1972,- 222 с.

163. Ганденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Кьекегора.- М.: Искусство, 1970.- 247 с.

164. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры.- М.: Высш. школа, 1963.- 121 с.

165. Гальцева P.A. Западноевропейская культзффило с офия между мифом и игрой //Самосознание европейской культуры XX века.- М.: Политиздат, IS9I.

166. Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера.- М.: Искусство,1986.- 188 с.

167. Губман ЕЛ. Смысл истории: очерки современных западных концепций.- М.: Наука, 1991.- 189 с.

168. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек ж история.- М.: Высш.школа, 1988.- 188 с.

169. Долгов К.У. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура.- М.: Искусство, 199С.- 397 с.

170. Камю А. Бунтующий человек //Камю А. Бунтующий человек.- М.: Политиздат, 1990.- С.119-353.

171. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде //Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1989.- С.222-318.

172. Каш А. Письма к немецкому другу //Камю А. Бунтующий человек.1. Указ.изд.- C.I0I-II8.

173. Камю А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки.-Ы.: Радуга, 1990.- 603 с.

174. Камю А. Шведские речи //Камю А. Бунтующий человек. Указ.изд.-С.358-376.

175. Кис с ель М.А. Философская эволюция 1:.-П. Сартра.- М. : Знамя, 1976.- 239 с.

176. Клейст Г.фон. О театре марионеток //Клейст Т.фон. Избранное.-М., 1977.- С.709-711.

177. Кургииян М.С. Человек в литературе XX века. Сб.ст.- М. : Наука, 1989.- 243 с.

178. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XX века.- гл. : Мысль, 1970,- 319 с.

179. Кьеркегор С. йли-или //Антология миров ой философии. Б 4 т. Т.З.- М.: Мысль, 1971,- C.7I0-7II.

180. Кьеркегор С. Страх и трепет.- М.: Республика, 1993,- 380 с.

181. Маркова Е.В. Современная зарубежная пантомима,- М.: Искусство, 1985.- 190 с.185.-Михайлов A.B. Мартин Хайдеггер: человек в мире.- М.: Моск.рабочий, 1990.- 47 с.

182. Мотроншлова Н.В. Рождение и развитие философских идей.- М. : Политиздат, 1991,- 463 с,

183. Мчедаов М.П. Современный католицизм.- М.: Знание, 1970.- 63 с.

184. Новый Завет.- Кемерово, 1990.- 869 с.

185. Проблема человека в западной философии,- М.: Прогресс, 1988.544 с.

186. Ренан Э.Ж. Евангелие. Второе поколение христианства. Репринтное изд.- 1Л. : Терра, 1991.- 310 с.

187. Роднянская И.Б. Примечания к "Франкфуртским чтениям" Г.Белля //Самосознание европейской культуры XX века.- Указ.изд.1. С.338-351.

188. Руткевич П.Л. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциалистского психоанализа.- М.: Политиздат, 1985.- 175 с.

189. Сартр Ж.-П. Что такое литература? //Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX ее.: Трактаты. Статьи. Эссе.- М.: Кзд-ЕО МГУ, 1987.- С.313-334.

190. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм //Сумерки богов.-М.: Политиздат, 1989.- С.319-344.

191. Современная философия и социология в ФРГ.- М. : Мысль, 1971.259 с.

192. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры.- М. : Политиздат, 1991.- 430 с.

193. Социально-этическое учение современного католицизма.- М.: Знание, 1987.- 362 с.

194. Тавризян Г.М. О.Шпенглер, Й.Хейзинга: две концепции кризиса культуры.- М.: Искусство, 1989.- 269 с.

195. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме: Критический анализ.- М.: Наука, 1977,- 141 с.

196. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек.- М.: Наука, 1986.1. TQQ о

197. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия.- Л.: йзд-во ЛГУ, 1990.- 151 с.

198. Типсина А.Н. Философия религии К.Ясперса.- Л.: Кзд-во ЛГУ, 1982.- 152 с.

199. Трубников H.H. Бремя человеческого бытия,- М.: Наука, 1987.-ЙЬ5 с.

200. Философия. Религия. Культура.- М.: Наука, 1982.- 397 с.

201. Хайдеггер M. Бремя и бытие /Дайдеггер М. Разговор на проселочной дороге.- М.: Высш.школа, 1991,- С.80-101.

202. Хайдвггер М. Письмо о гуманизме //Проблема человека в западной философии,- М.: Прогресс, 1988,- С.314-356.

203. Хейзинга Й. Homo ludens; В тени завтрашнего дня.- М. : Прогресс, 1992.- 458 с.

204. Человек и его бытие как проблема современной философии.- М.: Наука, 1978.- 278 с.

205. Человек и его ценности. Сб.тезисоЕ современных философов. В 2 ч.- М., 1988,- Ч.1.- 139 с. 4.2.- 145 с.

206. Честертон Г.К. //Честертон Г.К. Вечный челогек.- М.: Политиздат, I99Ï.- С,13-92.

207. ШестоЕ Л. Киргегард и экзистенциальная философия.- М. : Прогресс-Гнозис, 1992.- 304 с.

208. Шлегель Ф. Философия языка и слоЕа //Шлегель Ф. Эстетика. Фи• лософия, Критика. В 2 т. Т.2.- М.: Искусство, 1983.- С.360-386.

209. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости //Шопенгауэр А. Избранные произведения.- М.: Просвещение, 1992.- С.189-370.

210. Эстетика: Словарь,- М.: Политиздат, 1989.- 445 с.

211. Ясперс К. Духовная ситуация времени //Ясперс К.Смысл и назначение истории,- М.: Политиздат, 1991,- С.288-418.

212. Нсперс К. Куда движется ФРГ? Факты. Опасности. Шансы,- М.: Междунар.отношения, 1969.- 224 с.

213. Ястребов И.Б. Социальная философия католицизма в XX е,- Киев: Выща школа, 1988,- 188 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.