Роман Ж.-К. Гюисманса "Наоборот" как "роман культуры" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Мялкина, Марина Александровна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 166
Оглавление диссертации кандидат наук Мялкина, Марина Александровна
Оглавление
Введение
Глава I. «Роман культуры» как художественная практика и
научное понятие
§1.1. Культура как художественный объект во французской литературе
во второй половине XIX века
§1.2. «Роман культуры» и теория «культурной памяти»
Глава И. Проект культуры в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»:
модели поведения
§2.1. Денди
§2.2. Мечтатель
§2.3. Коллекционер
§ 2.4. Имя
Глава III. Идея синтеза искусств в романе Ж.-К. Гюисманса
«Наоборот»: музыка и живопись
§3.1. Синтез искусств: теория и история
§3.2. Слово и звук
§3.3. Слово и образ
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Смыслообразующая функция хронотопа в эволюции художественного творчества Ж.-К. Гюисманса2010 год, доктор филологических наук Комарова, Екатерина Александровна
Роман "Наоборот" в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса2003 год, кандидат филологических наук Комарова, Екатерина Александровна
Темы и образы декаданса: Й.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид: опыт сопоставительного анализа2005 год, кандидат филологических наук Губарева, Марита Сергеевна
Жизнетворчество как феномен культуры декаданса на рубеже XIX-XX веков2001 год, кандидат культурол. наук Бычкова, Екатерина Анатольевна
Художественный мир русского декадентского романа рубежа XIX - XX веков2005 год, доктор филологических наук Долгенко, Александр Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роман Ж.-К. Гюисманса "Наоборот" как "роман культуры"»
Введение
Творческое наследие одного из самых необычных французских писателей рубежа XIX-XX вв. Жориса-Карла Гюисманса (1848-1907)
представляет собой интереснейший литературный феномен. Не будучи при жизни главой какой-либо школы или направления, не стараясь шумно, во что бы то ни стало заявить о себе на литературной сцене, Гюисманс в более поздней историко-литературной перспективе явился автором, чья вроде бы тихая и чрезвычайно скрупулезная художественная деятельность оказалась на пересечении ведущих линий развития европейской словесности. Именно поэтому в его произведениях, строившихся на уникальном сочетании традиций натурализма, общего декадентского мироощущения и мистических устремлений, были сформулированы и проработаны, с нашей точки зрения, новые художественные возможности романа. Особенно это касается наиболее известного и центрального для литературной судьбы писателя романа «Наоборот» (A Rebours, 1884).
Как известно, всё творчество Гюисманса принято делить на два основных этапа: «натуралистический период» и «мистический период»1. Исследуемый же нами роман является во всех смыслах переходным произведением в эстетике писателя от одного периода к другому. Недаром иногда исследователи выделяют особо и «эстетический» или «декадентский» период в его творчестве, опираясь при этом исключительно на роман «Наоборот». Это произведение, действительно, стало для Гюисманса и своеобразным подведением итогов, и началом нового литературного пути. Можно сказать, что именно здесь в концентрированной форме дано все
1 Подробнее о каждом периоде творчества писателя см.: Martino P. Le naturalisme français. - P., 1965. - 224 p.; Cogny P. Le Naturalisme. - P., 1978 - 422 p.; Garreau A. Huysmans - Tournai - Paris, 1947 - 146 p.; Du Fresnois A. Une étape de la conversion de Huysmans d'après des lettres inédites - P., 1954 - 70 p.; Truc G. Histoire de la literature catholique contemporaine. - Tournai, 1961 - 355 p.; Belval M. Des ténbéres é la lumirére. Etapes de la pensée mystique de J.-K. Huysmans. -G.- P., 1968 - 263 p.
2См., например, сборник научных работ: L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. - V.l. - 302 p.
творческое многообразие писателя, представлены все его художественные возможности. Именно поэтому вполне закономерным выглядит тот факт, что сразу после своего выхода роман оказался в центре повышенного внимания современников, хотя и вызвал, некоторое замешательство. В этом плане весьма характерным представляется известное замечание Э. Гонкура: ««Наоборот» Гюисманса кажется мне книгой моего любимого сына <...> Вот уж невропат, так невропат! Пусть говорят что угодно против этой книги, но она из тех, которые повергают мозг в какой-то лихорадочный жар, а книги, вызывающие такое состояние, - это книги талантливых писателей. И сверх того, изысканность стиля! Идет, идет вперед литература, вернее, наша литература!»1.
Столь любопытное историко-культурное положение, в котором оказался Гюисманс, породило, по всей видимости, и очевидные сложности при интерпретации его произведений. При этом речь идет не столько о тех понятных трудностях, которые постоянно испытывали критики при решении сугубо типологических задач общей классификации текстов Гюисманса (натурализм, реализм, символизм и т.п.). Сама установка французского автора на постоянный эксперимент и поиск как в сфере собственно литературной формы, так и в изучении откровенно пограничных явлений человеческой жизни, скрывающихся за исключительно монотонными жизненными явлениями, приводила его к постановке самых различных вопросов и проблем, не укладывающихся в рамки стандартных читательских ожиданий. Последние, как известно, всегда предполагают те или иные морально-этические и социальные нормы, которые молчаливо и неосознанно предопределяют оценку любой художественной продукции.
'Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Записки из литературной жизни: избранные страницы в 2 т. - М., 1964. Т.2. -С. 343.
Именно этот аспект творчества Гюисманса, по большому счету, и стал на долгое время определяющим фактором при оценке его литературной деятельности не только во Франции, но и в России.
Первые работы об исследуемом авторе появились уже в конце XIX-начале XX вв. Так, общие сведения о творчестве французского писателя мы находим в работах 3. Венгеровой «Литературные характеристики»1 (1897), М. Филиппова "Индивидуализм в новейшей французской литературе"2 (1902), в статье А. Грессера "Жорис-Карл Гюисманс"3, опубликованной в журнале "Современный мир" (1907), в сборнике известного поэта и пропагандиста французской культуры М. Волошина "Лики творчества"4 (1914). При этом необходимо отметить, что большинство этих работ концентрируют свое внимание именно на романе «Наоборот».
Наиболее показательны из раннего периода освоения Гюисманса в России рассуждения Вяч. Иванова и H.A. Бердяева. В книге «По звёздам» (1909) первый высоко оценивал работы исследуемого автора.. Для-Вяч. Иванова Гюисманс был одним из собратьев в деле становления символизма, художником с удивительно чувствительной душой: «С него содрана кожа, воспринимающий внешние раздражения всей поверхностью своих обнаженных нервов, затравленный укусами впечатлений, пронзенный стрелами внешних чувств, он, естественно, бросился, спасаясь от погони, в открывшийся ему мистический мир, но и в прикосновениях к нему обречен был найти еще более утонченную муку и сладость чувственного»5. Однако эта же чувствительность, приведшая Гюисманса (равно как и Верлена, другого декадента и символиста в данной концепции) к католической церкви, не позволила, с точки зрения русского критика, французскому писателю
1 Венгерова 3.A. Литературные характеристики // Ж.-К. Гюисманс. Собрание сочинений в 3 т. - Т. 3. - М., 2010,-С. 353-360.
2 Филиппов М.М. Очерки о западной литературе XVIII-XIX веков - М.,1985. - 326 с.
3 Грессер А. Жорис-Карл Гюисманс // Современный мир, 1907. - №12. - 412 с.
4 Волошин М. Лики творчества - Л., 1988. - 720 с.
5 Иванов В.И. По звездам - М., 1993. - С. 295.
стать по-настоящему религиозным человеком. Чувственность истощила его дух, настоящее творчество ему было недоступно. Очевидно, что Вяч. Иванов помещает все творчество Гюисманса в контекст идеи религиозного возрождения и рассматривает его произведения исключительно в биографическом контексте.
В схожем ключе размышляет и известный философ-экзистенциалист H.A. Бердяев в своей работе «Утончённая Фиваида»1 (1911) с характерным подзаголовком «Религиозная драма Гюисманса». Соглашаясь с Вяч. Ивановым, философ отмечает, что практически все творчество французского автора может быть рассмотрено сквозь религиозную призму. Отсюда и его некоторая неуместность в современной литературе: «Слишком многим он покажется скучным писателем, в нем мало занимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить его, чтобы плениться его романами-исследованиями, чтобы почувствовать упоительность в самой их скучности»2. При этом уже' в названии статьи
» v 1
задается образ разорванности, раздвоенности - той самой драмы духовного мира Гюисманса, что отражается в самом названии «Фивы», принадлежащего, как известно, двум различным городам3.
В советское время творческое наследие Гюисманса практически выходит из круга исследовательского внимания по очевидным идеологическим причинам. Практически любое упоминание писателя теперь сопровождается довольно жесткой социальной критикой его литературных достижений. Поэтому отныне он оказывается в своеобразном научно-учебном заключении: о Гюисмансе пишут только в энциклопедиях, словарях
1 Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989. - С. 228-245.
2 Там же. С. 229.
3 Древнегреческий город Фивы, являвшийся центром Беотийского союза городов в VI - IV вв. до н.э., избран Бердяевым как символ утонченно-роскошной, склоняющейся к упадку античной языческой культуры. Древнеегипетская столица Фивы - некогда цветущий центр цветущей цивилизации - в христианскую эпоху превратился в место монашеского отшельничества и пустынножительства. В сочетании этих крайностей -утонченно-чувственной упадочности и «мироборчества» - и заключается, согласно Бердяеву, драматическая и даже трагическая «Фиваида» Гюисманса.
или учебниках. Так, в известной «Литературной энциклопедии» (30-ые гг. XX века) М. Эйхенгольц, используя традиционные социологические клише, упрекает французского автора в непонимании идеологии промышленного пролетариата и характеризует, например, роман "Наоборот" как «результат творчества реакционной аристократии»1.
В изменившейся исторической обстановке шестидесятых годов двадцатого столетия, в статье из академической «Истории французской литературы» (1959) предлагается уже более взвешенная точка зрения, хотя и предполагающая все еще автоматическое первенство в любой литературе реалистического метода. Именно поэтому, по мнению 3. М. Потаповой, «эволюция Гюисманса от позиции меданской школы к декадансу и его «обращение» были логически подготовлены идейными и творческими установками натурализма. Путь Гюисманса, сохранившего и в поздних романах литературные штампы натурализма, знаменателен для судеб всего направления, антиреалистического в своём существе»2. Но при этом в статье
г, > ' > ""
все-таки научно прочерчивается общая эволюция автора романа «Наоборот» от натурализма к идеализму, мистике и «декадентскому индивидуализму»3.
Примерно в это же время в «Краткой литературной энциклопедии» (1964) О. Ильинская продолжает характеризовать произведения Гюисманса исключительно как имеющие антигуманистическую направленность: «Антибуржуазная направленность в творчестве Ж.-К. Гюисманса постепенно подменялась антигуманистическим изображением человеческого бытия вообще как уродливого, бесцельного прозябания. В романе «Наоборот» натурализм перерастает в декадентство»4.
Своеобразное возвращение художественных работ французского писателя в сферу собственно научных интересов началось с работы Е.Е.
1 Эйхенгольц М. Гюисманс // Литературная энциклопедия. - М., 1930. - T.3. - С.124-125.
2 Потапова З.М. Писатели меданской группы // Французская литература конца XIX нач - ХХв. - М., 1959. -С. 188.
3 Там же.
4 Ильинская О. Гюисманс // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1964. - Т.2. - С. 477-478.
Евниной «Два пути в эволюции импрессионизма во французской литературе»1 (1972), где роман «Наоборот» был представлен как образец импрессионизма в литературе. Исследовательница отметила, что впечатления главного персонажа вытесняют объективный мир и "становятся ведущим принципом организации его (героя) сознания.
Л
Вслед за Е.Е. Евниной в монографии «Импрессионизм» (1980) Д.Г. Андреев обозначает в романе «Наоборот» импрессионистические черты, и подчёркивает полное его соответствие эстетике декаданса. Правда, сам феномен декаданса оценивается ученым весьма категорично. Даже в более позднем учебнике под его редакцией «История французской литературы» (1987) в разделе «Стефан Малларме и декаданс конца XIX века» исследователь снова отмечает «...извращение романтического идеала и героя в романе «Наоборот»»3.
В схожем ключе высказывается и A.B. Новиков. Комментируя разрыв Гюисманса с натурализмом, он характеризует «Наоборот» как «роман о природе искусства и смысле человека»4. Но при этом, по мнению автора, Гюисманс представляет читателю надругательство над ценностями культуры.
По большому счету, существенный пересмотр сложившихся по отношению к творческому наследию Гюисманса штампов в русском литературоведении начинает происходить только в последнее десятилетие XX века. В фундаментальной «Истории всемирной литературы» уже упоминавшаяся нами исследовательница З.М. Потапова предлагает чрезвычайно точное и объективное, на наш взгляд, описание творческого пути Гюисманса. Она отмечает неоднозначность романа, его вписанность в литературный материал «конца века». «Личный вклад Ж.-К. Гюисманса в
1 Евнина Е.М. // Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. - M., 1972. - С. 34 - 56.
2 Андреев Л.Г. Импрессионизм. Видеть. Чувствовать. Выражать. - M.: Geleos, 2005. - 311 с.
3 История французской литературы: учеб. для филол. спец. вузов. - М., 1987. - С. 410.
4 Новиков A.B. От позитивизма к интуитивизму. Критические очерки буржуазной эстетики.- М., 1976. - 255
натурализм на этом этапе — любовь к описанию вещей и ещё более всеобъемлющий пессимизм <...> Ж.-К. Гюисманс пытается бежать от отвратительной реальности, создавая свой прекрасный мир при помощи искусства»1.
Интересным образом этот литературоведческий дискурс оказался поддержан жанром предисловия при выходе в свет сразу нескольких новых2 переводов романа Гюисманса «Наоборот». Речь идет, во-первых, о работе
B.М. Толмачева, который поместил роман Гюисманса в рамки своей известной историко-литературной концепции3. Для ученого это произведение представляет собой веху в становлении символистской литературной мифологии. Как замечает он сам: «Роману Гюисманса суждено был стать не только каталогом символистского вернисажа, но и генератором символистских тем: христианство как религия творчества и Христос как художник; параллель между эпохой декаданса и закатом эллинизма; «симпатии» между цветом, звуком и запахом»4.
В ином ключе выполнено предисловие И.И. Карабутенко, который сконцентрировался не на глобальных обобщающих конструкциях истории литературы, а на вполне частных моментах самого романа. Например, он предлагает свое понимание известного дома главного героя: «В этом доме есть единственная в своём роде коллекция материализовавшихся импульсов к желаемым ощущениям. Ощущения приводят механизмы памяти в
1 Потапова З.М. Романисты и драматурги 70-80х годов // История всемирной литературы. - М., 1991. - Т.7 -
C. 308-313.
2 Гюисманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот. Девушки. Романы / пер. с фр. и вступ. ст. И. Карабутенко. - М., 1990 - С. 13 - 143; Гюисманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот: Три символистских романа / пер. Е. Кассировой. - М., 1995 - 463 е.; Гюисманс Ж.-К. Собрание сочинений в 3 т. / пер. с фр. М. Головкиной. - М., 2010. (1 том: «Марта. История падшей», «Парижские арабески», «Наоборот» 2 том: роман «У пристани», «Бездна»,3 том: роман «В пути»),
3См.: Толмачев В.М. О границах символизма // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Филология. Философия. История. - М., 2004. -№3. - С. 247-267.
4Толмачев В.М. Утраченная и обретённая реальность И Наоборот: Три символистских романа: сборник. -М., 1995.-С. 434.
движение. С их помощью восстанавливаются забытые панорамы»1. Исследователь впервые затрагивает проблему памяти в исследуемом романе, однако подробно эту мысль не развивает. На наш же взгляд, подобный угол зрения является весьма продуктивным при изучении этого произведения, т. к. создание вымышленной реальности всегда подкрепляется работой механизмов памяти.
Начало XXI века ознаменовалось появлением целого ряда научных литературоведческих работ, в которых имя Гюисманса в разной степени стало учитываться, а его произведения изучаться. Среди наиболее значимых стоит отметить монографию Н.С. Бочкаревой «Роман о художнике как роман творения. Генезис и поэтика» (2000). Исследовательница относит роман «Наоборот» к особому подтипу романа творения - роману о «художнике наоборот», в котором «произведением синтетического искусства становится сама жизнь, художник превращается в интерпретатора культуры, а роман о
О *
художнике - в роман культуры» . По мнению Н.С. Бочкаревой, форма такого романа отражает символистский принцип «суггестивности слова» и «максимально использует вербальную специфику литературы в интеллектуально-чувственной игре героя знаками - символами культуры»3. Этот важный акцент, который в самых общих чертах представлен в данной монографии, указывает на чрезвычайно богатую культурологическую проблематику, а ее дальнейшая разработка выглядит очень перспективно.
Более частные моменты иногда затрагиваются в работах, посвященных не собственно Гюисмансу и его главному произведению, а различным более общим историко-культурным вопросам. В этом случае роман французского автора зачастую становится чуть ли не идеальной иллюстрацией самых разных научных умозаключений, что лишний раз демонстрирует его особое
1 Карабутенко И. Встреча Гюисманса с Монтерланом и читателя с ними // Наоборот. Девушки. - М., 1995. -С. 6.
2 Бочкарёва Н.С. Роман о художнике как "роман творения". Генезис и поэтика. - Пермь, 2000. - С. 157.
3 Там же.
положение (на пересечении линий развития) во французской и - шире -европейской литературе и культуре. Так, об особом статусе «искусственного» начала в мире Гюисманса рассуждает Н.Г. Владимирова1. В рамках иной темы, темы «культурного релятивизма» обращается к Гюисмансу и С.Н. Зенкин2. Интересный взгляд на роман отражен в
о
монографии О.Б. Вайнштейн «Денди: мода, литература, стиль жизни» (2005), где роман «Наоборот» представлен частью общей культурной практики во Франции (традиции дендизма, тяготеющей к эстетизму).
Особо стоит упомянуть работы, в которых Гюисманс неизменно присутствует как предшественник той или иной темы в литературе. Этому постоянному влиянию центрального произведения Гюисманса (как своеобразного образца) уделено немало страниц в монографиях Ю.Л. Цветкова4 и К.Н. Савельева5 (соответственно на материале австрийской и английской литературы). В.А. Луков, выстраивая концепцию развития феномена неоромантизма во французской литературе, также обращается за помощью к наследию Гюисманса6. Здесь же стоит упомянуть и кандидатскую диссертацию М.С. Губаревой «Темы и образы декаданса: опыт сопоставительного анализа (Ж.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид)»7 (2005), где проведен анализ тематики и образности литературы декаданса на примере трёх романов обозначенных авторов. В «Наоборот» М.С. Губарева справедливо отмечает следующие «декадентские» темы и мотивы: продолжение романтической традиции ухода героя от общества;
1 Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. - Великий Новгород, 2001 - 270 с.
2 Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. - М., 2002. - 141 с.
3 Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М., 2005. - 640 с.
4 Цветков Ю.Л. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал. - М. - Иваново, 2003. - 432 с.
5 Савельев К.Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление. - Магнитогорск, 2007. -344 с.
6 Луков В.А. Французский неоромантизм. - М., 2009. - 102 с.
7 Губарева М.С. Темы и образы декаданса: опыт сопоставительного анализа (Ж.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2005. -22с.
последовательное отвержение природы: как внешней, так и внутренней; постоянный поиск героем ощущений и стремление полностью отдаться им; двустороннюю связь между воздержанием и бессилием, которая приводит к усталости, тоске и апатии (основным состояниям декадента); перенесение акцента с искусства на искусственность, с красоты на противоестественность; присутствие мотива путешествия, игры, непостоянства, а также понятия дилетантизма.
Единственные собственно монографические исследования в нашей стране принадлежат Е.А. Комаровой, которая сначала защитила кандидатскую диссертацию «Роман «Наоборот» в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса» (2003), а спустя некоторое время - докторскую «Смыслообразующая функция хронотопа в эволюции художественного творчества Ж.-К. Гюисманса» (2010)1. В первой работе исследовательница определяет место романа «Наоборот» в художественном наследии автора; отмечает идею приоритетности искусства, развивающуюся
алаА и , ' 4
7'; / V ' в романе в принцип автономности художественного сознания; рассматривает замкнутое пространство дома главного героя с позиции понятия «симулякра», приходит к выводу, что «Гюисманс вывел искусство к новой реальности - реальности творчества, сознания, подсознания - предупредив тем самым тенденции развития литературы XX века»2.
Во втором исследовании представлен хронологический и системный анализ бытования и развития художественного пространства и времени в целостном контексте литературного творчества французского писателя. Е.А. Комарова даёт подробный обзор всего творческого наследия Ж.-К. Гюисманса, выделяя особенности каждого произведения: от поэтического сборника «Ваза с пряностями» до католических романов «В пути», «Собор»
1 На основе ее была выпущена книга: Комарова Е.А. Жорис-Карл Гюисманс: сквозь пространство и время -Иваново, 2010.-364 с.
2 Комарова Е.А. Роман «Наоборот» в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса: автореф. дис.
... канд. филол. наук. - М., 2003. - 15 с.
и «Облат»; затрагивает проблемы пространственно-временной организации творчества Гюисманса; определяет специфику внешнего и внутреннего хронотопа в романе «Наоборот», а также рассматривает функции хронотопа в романах мистического периода творчества писателя. Здесь же надо сказать, что частным проблемам творчества французского писателя посвящено и множество публикаций исследовательницы1.
Работы Е.А. Комаровой можно рассматривать не только как собственно аналитические достижения в изучении литературного наследия Гюисманса, но и как обширное введение во все его многообразное творчество.
Таким образом, можно констатировать, что в российском литературоведении настоящее изучение творчества Гюисманса только начинается. В этом смысле ситуация в нашей стране сильно отличается от сложившейся французской научной традиции, которая почти не имела временных сбоев. Хотелось бы отметить, что в наши задачи не входит абсолютно полное и исчерпывающее описание критической литературы,
! V' 1 " ' 1
посвященной творчеству Гюисманса и конкретно роману «Наоборот». Мы постараемся показать основные тенденции в изучении этого центрального произведения, ведущие подходы, свойственные французским литературоведам.
1 Комарова Е.А. Ж.-К. Гюисманс и Ш. Бодлер: соотношение природного и искусственного // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков: Проблемы литературных связей. -Иваново, 1999. - С. 51-62; Она же. Принцип симулякра в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» // Теория языка и речи: история и современность. - Иваново, 1999. - С. 229-235; Она же. Роман «Наоборот» в контексте творчества Ж.-К. Гюисманса // Молодая наука в классическом университете. Проблемы филологии XXI века. Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. - Иваново, 2002. - С. 76-79; Она же. Экфрасис как структурообразующий элемент романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» // Малые жанры в русской и зарубежной литературе: Теория и история. Материалы межвузовской научной конференции. - Иваново, 2003. - С. 224-231; Она же. Слово - «симулякр» в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» // Художественное слово в пространстве культуры: от модерна к модернизму. - Иваново, 2004. - С. 46-52; Она же. Специфика пространственной организации романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Материалы научной конференции. - Иваново, 2005. - С. 172-173; Она же. Литературная концепция и стилистические особенности экфрасиса картины Г. Моро «Саломея» в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот» // Вестник ИвГУ. Выпуск 1, 2005. - Серия «Филология». - С. 47-53 и др.
Для начала, стоит отметить довольно большой корпус литературно-критических текстов, который посвящен биографии писателя. Действительно, многие события и факты жизни французского автора требовали самого многостороннего изучения. Так, характеристику личности, подробное описание всех этапов жизни и творчества, особенностей художественного и литературного вкуса, интересов и увлечений писателя мы находим в таких работах как: А. Бланден «Гюисманс: человек, писатель, апологет»1 (1912), Ж. Кокьо «Истинный Гюисманс»2 (1912), М. Гарсон «Неизвестный Гюисманс»3 (1941), П. Коньи «Ж.-К. Гюисманс в поисках единства»4 (1953), П. Дюплуайе «Ж.-К. Гюисманс»5 (1968), Р. Буиссу «Особый путь Ж.-К. Гюисманса»6 (1978), М. Смите «Гюисманс. История обращения»7 (2003) и др. Особо стоит упомянуть и небольшие эссе двух авторов, традиционно чрезвычайно значимых для французской культуры: А. Моруа (1953)8, Р. де Гурмона9 (1963). При этом можно отметить одну любопытную деталь. Начиная со статьи Б. д'Оревильи (1902)10, важнейшим событием всей жизни Гюисманса, оказывалось его обращение в католическую веру (порой только к этому факту могло сводиться все жизненное и творческое своеобразие писателя). В работах Ж. Сажере «Великие обращённые»11 (1906), Ф. Лефевра «Беседы о Ж.-К. Гюисмансе»
1 Blandin H. Huysmans: l'homme, l'écrivain, l'apologiste [Электронный ресурс] / H. Blandin. - URL: http://huvsmans.org/bibliophiletexts/blandin.htm (дата обращения 07. 06. 2012).
2 Coquiot G. Le vrai Huysmans. - P., 1912. - 246 p.
3 Garçon M. Huysmans inconnu du bal du Chateau-Rouge au monastère de Ligugé. - P., 1941. - 93 p.
4 Cogny P. Joris - Karl Huysmans à la recherché de l'unité. - P., 1953. - 288 p.
5 Duployé P. Huysmans. - P., 1968. - 144 p.
6 Bouyssou R. La singulière route de Joris - Karl Huysmans - P., 1978. - 170 p.
7 Smeets M. Huysmans Г inchangé. Histoire d'une conversion. - New - York, 2003. - 287 c.
8 Maurois A. Le souvenir de Joris - Karl Huysmans // Bulletin de la Société Joris - Karl Huysmans, 1953. - № 26. -P. 5-7.
9 Gourmont R. de. M. Huysmans, écrivain pieux // Promenades littéraires. - P., 1963. - P. 24-40.
10 d'Aurevilly. B. J. - K. Huysmans // Le roman contemporaine. - P., 1902. - P. 271- 282.
11 Sageret J. Les grands convertis. - P., 1906. - 367 p.
« «n
(1931) , P. Мартино «Окружение Гюисманса» (1946) мы находим тому непосредственное подтверждение.
Само собой разумеется, что главенство в подобного рода исследованиях биографического метода, рано или поздно приводит к известному упрощению в плане изучения самих произведений того или иного автора. Как известно, биография писателя и его литературная судьба зачастую связаны довольно причудливым образом и между ними не всегда можно найти прямые соответствия. Даже если художник сам настаивал на подобного рода интерпретации, в задачи науки входит поиск наиболее объективных, другими словами, текстуально доказуемых причин.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Образ Парижа во французской литературе конца XIX - начала XX века2004 год, кандидат филологических наук Рубан, Алла Александровна
Роман Федора Сологуба "Тяжелые сны": Проблематика и поэтика1997 год, кандидат филологических наук Долгенко, Александр Николаевич
Развитие традиций Л. Стерна в творчестве В. Вульф и А. Мердок2003 год, кандидат филологических наук Чебинева, Вера Александровна
Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия2008 год, доктор филологических наук Савельев, Константин Николаевич
Роман о художнике как "Роман творения", генезис и поэтика: На материале литератур Западной Европы и США конца ХVIII - ХIХ вв.2001 год, доктор филологических наук Бочкарева, Нина Станиславовна.
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мялкина, Марина Александровна, 2013 год
Список литературы
Художественные произведения
1. Baudelaire Ch. Ecrits sur l'art / Ch. Baudelaire. - P.: Gallimard, 1971. — T.2. - 287 p.
2. Baudelaire Ch. Les Fleurs du Mal / Ch. Baudelaire. - P.: Armand Colin, 2002. - 465 p.
3. Huysmans J.-K. A Rebours. Le Drageoir aux épices / J.-K. Huysmans. -P.: UG É, 1978.-445 p.
4. Mallarmé S. Poésies / S. Mallarmé. - P.: Gallimard, 1992. - 298 p.
5. Valéry P. Pièces sur l'art / P. Valéry. - P.: Gallimard, 1934. - 251 p.
6. Verlaine P. Fetes Galantes, La Bonne Chanson, Amies / P. Verlaine. - P.: Librairie generale française, 2000. - 260 p.
7. Fournier A., Rivière J. Correspondance: In 2 t. / A. Fournier, J. Rivière -Paris, 1966.-T. 1.-360 c.
8. Акройд П. Процесс Элизабет Кри. Роман об убийствах в Лаймхаусе / П. Акройд. - M.: АСТ, 2009. - 350 с.
9. Бодлер Ш. Об искусстве / Ш. Бодлер. М.: Искусство, 1986. - 421 с.
10. Бодлер Ш. Избранные письма / Ш. Бодлер // Пер. с фр. под ред. и с примеч. С.Л. Фокина - СПб.: Machina, 2012. - 366 с.
11. Бодлер Ш. Цветы зла / Ш. Бодлер // отв. ред. Н.И. Балашов - М.: Наука, 1970-479 с.
12. Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Записки из литературной жизни: избранные страницы в 2 т. / Э. и Ж. де Гонкур. - М.: Художественная литература, 1964. - Т. 1. - 1497 с.
13. Гонкур Э. де Жермини Ласерте; Братья Земганно; Актриса Фостен / Э. де Гонкур // пер. с фр. Э. Линецкой, Е. Гунста, Д. Лифшиц. - СПб: Corvus: Terra Fantastica: РоссКо, 1994 - 573 с.
14. Гюисманс Ж-К. Наоборот / Ж.-К. Гюисманс // Наоборот. Девушки. Романы / Гюисманс Ж.-К., Монтерлан А. / пер. с фр. и вступ. ст. И. Карабутенко. - М.: Объединение Всесоюзный молодёжный центр, 1990. - С. 13-143.
15. Гюисманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот: Три символистских романа: сборник / Гюисманс Ж.-К., Рильке Р. М., Джойс Дж. / Пер. Е. Кассировой под ред. В. Толмачева. - М: Республика, 1995 - 463 с.
16. Гюисманс Ж.-К. Собрание сочинений. В 3 томах / Ж.-К. Гюисманс // Пер. с фр. М. Головкиной под ред. Н. Кулыгиной - М.: «Книжный Клуб Книговек», 2010. (1 том: «Марта. История падшей», «Парижские арабески», «Наоборот» - 496 е., 2 том: роман «У пристани», «Бездна». - 448 е., 3 том: роман «В пути». - 400с.).
17. Гюисманс Ж.-К. Копченая селедка. Экстаз. Японское рококо / Ж.-К. гюисманс // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора / сост., общ. ред., вступ. ст. Г.К. Косиков. - М.: Изд-во МГУ, 1993.-597 с.
18. Доде А. Необычайные приключения Тартарена из Тараскона / А. Доде // Собр. соч. в 7 т. - М.: Изд-во Правда, 1965. - Т.2. - 419 с.
19. Золя Э. Собр. соч. в 26 т. / Э. Золя - М.: Художественная литература, 1967. - Т.26. - 640 с.
20. Зюскинд П. Парфюмер: история одного убийцы / П. Зюскинд // пер. с нем. Э.В. Венгеровой. - СПб.: Азбука., 2012. - 304 с.
21. Малларме С. Сочинение в стихах и прозе: сборник / С. Малларме. -М.: Радуга, 1995.-568 с.
22. Поэзия французского символизма. Лотреамон: Песни Мальдорора / сост., общ. ред., вступ ст. Г.К. Косиков. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 507 с.
23. По Э.А. Полное собрание рассказов / Э.А. По // отв. ред. A.A. Елистратова - М.: Наука, 1970 - 799 с.
24. По Э. А. Рассказы. Стихотворения / Э. А. По. - М.: Эксмо, 2006. -766 с. 25. Рембо А. Стихотворения / А. Рембо. - М.: Текст, 2005. - 316 с.
26. Сенанкур Э. де Оберман / Э. де Сенанкур. - М.: Художественная литература, 1963. - 369 с.
27. Уайльд О. Избранное / О. Уайльд. - М.: Художественная литература, 1986. - 639 с.
28. Фаулз Дж. Коллекционер / Дж. Фаулз. - М.: Вагриус, 1997. - 318 с.
29. Французская поэзия XIX-XX веков: сборник (на фр. яз) / сост. С.И. Великовский. - М.: Прогресс, 1982. - 672 с.
30. Шиллер Ф. О стихотворениях Маттисона / Ф. Шиллер // Собрание сочинений в 7 т. / Ф. Шиллер. - М.: Гослитиздат, 1955-1957 - Т. 4. - С. 270278.
Литература о творчестве Гюисманса
31. Belval M. Des ténèbres é la lumirére. Etapes de la pensée mystique de J.-K. Huysmans / M. Belval - G.- P.: Maisonneuve et Larose, 1968. - 263 p.
32. Billy A. L'epoque 1900. Histoire de la Vie Littéraire / A. Billy. - P. : Tallandier, 1951.-484p.
33. Blandin H. Huysmans: l'homme, l'écrivain, l'apologiste [Электронный ресурс] / H. Blandin. - URL: http://huysmans.orgfàibliophiletextsfàlandin.htm (дата обращения 07. 06. 2012).
34. Bouyssou R. La singulière route de Joris - Karl Huysmans / R. Bouyssou. - P.: A la Belle Etoile, 1978.-170 p.
35. Brunner H. et Coninck J.L. En marge d'A Rebours de Huysmans / H. Brunner et J. L. Coninck . - P.: Dorbon-aine, 1929. - 206 p.
36. Coquiot G. Le vrai Huysmans / G. Coquiot - P.: CB Libraire, 1912. -
246 p.
37. Cogny P. Joris - Karl Huysmans à la recherché de l'unité / P. Cogny. -P.: Librairie Nizet, 1953. - 288 p.
38. Cogny P. Le Naturalisme / P. Cogny. - P.: UGE, 1978. - 422 p.
39. Court-Perez F. Joris-Karl Huysmans. A Rebours / F. Court-Perez. - P.: PUF, Etudes littéraires, 1987. -№ 19. - 125 p.
40. d' Aurevilly. J. - K. Huysmans / B. d' Aurevilly // Le roman contemporaine. - P.: Maison du Livre , 1902. - 271-282.
41. Duployé P. Huysmans / P. Duployé - P.: Desclée, De Brouwer , 1968. -
144 p.
42. Du Fresnois A. Une étape de la conversion de Huysmans d'après des lettres inédites / A. Du Fresnois. - P.: Dorbon-aine, 1954. - 70 p.
43. Garçon M. Huysmans inconnu du bal du Chateau-Rouge au monastère de Ligugé / M. Garçon. - P.: Editions Albin Michel, 1941. - 93 p.
44. Garreau A. Huysmans / Garreau A. - Tournai : impr. de Casterman, 1947.- 147 p.
45. Gourmont R. de. M. Huysmans, écrivain pieux / R. de M. Gourmont // Promenades littéraires. - P.: Mercure de France, 1963. - P. 24-40
46. Grojnowski D. Le sujet d'A Rebours / D. Grojnowski. - P.: Editions Gallimard, 1996. - 150 p.
47. Jourde P. La scène capital de la decadence / P. lourde // Bulletin de la Socété Joris - Karl Huysmans. - 1992, №8. - 6-9.
48. Leblond M.-A. La société française sous la 3ème république d'après les romanciers, les financiers, la noblesse, les anarchistes, les socialistes / M.-A. Leblond - P.: Maison du Livre, 1905. - P.175-179.
49. Lemaire M. Le dandysme de Baudelaire à Mallarmé / M. Lemaire . -Montréal: Presses de l'Université de Montréal., 1978. - 215 p.
50. Lefévre F. Entretiens sur Joris - Karl Huysmans / F. Lefévre -
r _
P.: Editions des horizons de France, 1931. - 224 p.
51. Livi F. Huysmans: A Rebours ou l'esprit decadent / F. Livi. - P.: La Renaissance du livre, 1976. - 232 p.
52. L'esprit de décadence. Colloque de Nantes, 1980. - V.l. - 302 p.
53. Martino P. Le naturalisme français / P. Martino. - P. : Librairie Armand Colin, 1965.-224 p.
54. Martineau R. Autour de Huysmans / R. Martineau. - P.: Desclée De Brouwe, 1946.-127 p.
55. Maurois A. Le souvenir de Joris - Karl Huysmans / A. Maurois // Bulletin de la Société Joris-Karl Huysmans, 1953. - № 26. - P. 5-7
56. Pierrot J. L'imaginaire decadent / J. Pierrot. - P.: P.U.F, 1977. - 285 p.
57. Sageret J. Les grands convertis / J. Sageret. - P.: Société du Mercure de France, 1906.-367 p.
58. Smeets M. Huysmans Г inchangé. Histoire d'une conversion / M. Smeets - New - York, 2003. - 287 c.
59. Truc G. Histoire de la literature catholique contemporaine / G. Truc. -Tournai: Casterman, 1961. - 355 c.
60. Андреев Л.Г. Импрессионизм. Видеть. Чувствовать. Выражать / Л.Г. Андреев. - M.: Geleos, 2005. - 311 с.
61. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. -М., 1989. - С. 228-145.
62. Бочкарёва Н.С. Роман о художнике как «роман творения». Генезис и поэтика / Н.С. Бочкарёва - Пермь: Изд-во ПГУ, 2000. - 252 с.
63. Вайнштейн О.Б. Денди: мода, литература, стиль жизни // О.Б. Вайнштейн - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с.
64. Венгерова З.А. Гюисманс / З.А. Венгерова // Собрание сочинений в 3 т. / Ж.-К. Гюисманс - М.: «Книжный Клуб Книговек», 2010. - Т. 3. - С.353-360.
65. Волошин М. Лики творчества / М. Волошин. - Л., 1988. - 720 с.
66. Грессер А. Жорис-Карл Гюисманс / А. Грессер // Современный мир, 1907, №12.-412 с.
67. Губарева М.С. Темы и образы декаданса: опыт сопоставительного анализа (Ж.-К. Гюисманс, О. Уайльд, А. Жид): автореф. дис. ... канд. филол. наук / М.С. Губарева. - М., 2005. - 22с.
68. Евнина Е.М. Два пути в эволюции импрессионизма во французской литературе / Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура // Е. М. Евнина. - М., 1972. - С. 3456.
69. Иванов В.И. По звездам / В. Иванов - М.: Русский текст,1993. - 448
с.
70. Ильинская О. Гюисманс / О. Ильинская // Краткая литературная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - Т.2. - С.477-478.
71. История французской литературы: учеб. для филол. спец. вузов / J1. Г. Андреев и др. - М.: Высшая школа, 1987. - 543 с.
72. Карабутенко И. Встреча Гюисманса с Монтерланом и читателя с ними / И. Карабутенко // Гюисманс Ж. К., Монтерлан А. де. Наоборот. Девушки. - М.: Объединение Всесоюзный молодёжный центр, 1995. - С. 512.
73. Комарова Е.А. Жорис-Карл Гюисманс: сквозь пространство и время / Е.А. Комарова. - Иваново: Ивановский гос. университет, 2010. - 364 с.
74. Комарова Е.А. Роман «Наоборот» в контексте художественного творчества Ж.-К. Гюисманса: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Комарова. - М.: МПГУ, 2003. - 15 с.
75. Комарова Е.А. Ж.-К. Гюисманс и Ш. Бодлер: соотношение природного и искусственного / Е.А. Комарова // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX - XX веков: проблемы литературных связей. - Иваново, 1999. - С. 51-62.
76. Комарова Е.А. Принцип симулякра в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»/ Е.А. Комарова // Теория языка и речи: история и современность. - Иваново, 1999. - С. 229-235.
77. Комарова Е.А. Роман «Наоборот» в контексте творчества Ж.-К. Гюисманса / Е.А. Комарова // Молодая наука в классическом университете. Проблемы филологии XXI века. Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. - Иваново, 2002. - С. 76-79.
78. Комарова Е.А. Экфрасис как структурообразующий элемент романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» / Е.А. Комарова // Малые жанры в русской и зарубежной литературе: Теория и история. Материалы межвузовской научной конференции. - Иваново, ИвГУ, 2003. - С . 224-231.
79. Комарова Е.А. Слово - «симулякр» в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» / Е.А. Комарова // Художественное слово в пространстве культуры: от модерна к модернизму. - Иваново, ИвГУ, 2004. - С. 46-52.
80. Комарова Е.А. Специфика пространственной организации романа Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» / Е. А. Комарова // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете. Материалы научной конференции. - Иваново, ИвГУ, 2005. - С. 172-173.
81. Комарова Е.А. Литературная концепция и стилистические особенности экфрасиса картины Г. Моро «Саломея» в романе Ж.-К.Гюисманса «Наоборот» / Е. А. Комарова // Вестник ИвГУ, 2005. - Выпуск 1 - Серия «Филология». - С. 47-53.
82. Луков В.А.Французский неоромантизм: монография / В.А. Луков. -М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. - 102 с.
83. Потапова З.М. Романисты и драматурги 70-80х годов // История всемирной литературы. - М.: Наука, 1991. Т.7 - С. 308-313.
84. Савельев К.Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление / К.Н. Савельев. - Магнитогорск.: Магнитогорский гос. унивеситет, 2007. - 344 с.
85. Толмачев В.М. Утраченная и обретённая реальность / В.М.Толмачев // Три символистских романа / Гюисманс Ж.-К., Рильке Р. М., Джойс Дж. - М.: Республика, 1995. - С. 432-441.
86. Филиппов М.М. Очерки о западной литературе ХУШ-Х1Х веков / М.М. Филлипов. -М.: Наука 1985. - 326 с.
87. Цветков Ю.Л. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал: монография / Ю.Л. Цветков. - М. - Иваново: МИК, 2003. - 432 с.
88. Эйхенгольц М. Гюисманс / Литературная энциклопедия. - М.: Изд-во Ком. Акад., 1930. -Т. 3. - С.124-125.
Литература по теоретическим вопросам
89. Bénichou P. Selon Mallarmé / P. Bénichou - P.: Gallimard, 1995. - 420
c.
90. Bloom H. The Western Canon: the Books and Scool of the Ages / H. Bloom. -N.Y.: Riverhead, 1995. - 546 p.
91. d'Aurevilly B. Du dandysme et de George Brummell. Un dandy d'avant les dandys // Barbey d'Aurevilly J. Oeuvres romanesques complètes. - P.: Bibliothèque Pléiade, 1966. - Vol. II. - P. 667-733.
92. Erll A., Nünning A. Where Literature and Memory Meet: Towards a Systematic Approach to the Concepts of Memory Used in Literary Studies // REAL: Yearbook of Research in English and American Literature. - 2005 - Vol. 21.-P. 261-294.
93. Guérin-Marmigère, La Poétique romanesque de Joris-Karl Huysmans / S. Guérin-Marmigère. - P.: Champion, 2010 - 536 p.
94. Jullian Ph. Robert de Montesquiou, un prince 1900 / Jullian Ph. - P.: Perrin, 1987.-247 p.
95. Lemaître H. Du romantisme au symbolism: L'Age des découvertes et des innovation, 1790-1914 / H. Lemaître. - P.: La Renaissance du livre, 1982. - 389 p.
96. Marquèze - Pouey L. Le movement decadent en France / L. Marquèze -Pouey. - P.: PUF, 1986. - 296 p.
97. Mitchell B. Les manifestes littéraires de la Belle Epoque 1884-1914 / B. Mitchell. - P.: Seghers , 1966. - 198 p.
98. Moers E. The Dandy / E. Moers // The Dandy. - New York: The Viking Press, 1960.-392 p.
99. Nalbantian S. Memory in Literature. From Rousseau to Neuroscience / S. Nalbantian. -NY: Palgrave Macmillan, 2003. - 185 p.
100. Pierrot J. L'imaginaire decadent, 1880-1900 / J. Pierrot. - P.: PUF, 1977.-340 p.
101. Raimond M. La crise du roman. Des lendemains du naturalism aux années 20 [Электронный ресурс] / M. Raimond - URL: http://www.jose-corti.fr/titreslesessais/crise-roman-raimond.html (дата обращения 02.03. 2012).
102. Richard N. Le movement decadent. Dandys, esthetes et quintessense / N. Richard. - R: Librairie Armand Colin, 1968. - 345 p.
103. Rinsé D. La literature française du XIX siècle / D. Rinsé. - R Nathan , 1978.-791 p.
104. Sabatier P. L'esthétique des Goncourt / P. Sabatier. - Genève: S-rep, 1970.-498 p.
105. Valette B. Esthétique du roman modem: le roman en France XIX - XX siècles / B. Valette. - P.: Librairie Armand Colin, 1985. - 380 p.
106. Wolf Ph. Modernization and the Crisis of Memory / Ph. Wolf. -Amsterdam - NY: Editions Rodopi B.V., 2002 - 211 p.
107. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и
политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. -
1« 1 1
М.: Языки славянской культуры, 2004. - 363 с.
108. Ароматы и запахи в культуре / сост. О.Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - Т. 1. - 608 с.
109. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт // gep. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкин. - М.: издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
110. Барт Р. Сад, Фурье, Лойола / Р. Барт - М.: Праксис, 2007. - 256 с.
111. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: сборник избранных трудов / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 421 с.
112. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1990. - 541 с.
113. Беньямин В. Маски времени / В. Беньямин. - СПб.: Симпозиум, 2004. - 480 с.
114. Бердюгина JI.А. «Роман культуры» как понятие философии культуры / Л.А. Бердюгина // Философские проблемы взаимодействия литературы и культуры: межвуз. сб. науч. тр. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1986.-С. 87-102.
115.Берковский Н.Я. Романтизм в Германии (1973) / Н.Я. Берковский -СПб.: Азбука-классика, 2001 - 568 с.
116. Библер B.C. На гранях логики культуры: книга избранных очерков / B.C. Библер. - М.: Русское феноменологическое общество, 1997. - 440 с.
117. Библер B.C. Диалог. Сознание. Культура (Идея культуры в работах М. Бахтина) / B.C. Библер // Одиссей, 1989. Человек в истории: исследования по социальной истории и истории культуры. - М.: Наука, 1989. - С. 25-59.
118. Блум X. Страх влияния: Теория поэзии; Карта перечитывания / X. Блум. - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1998. - 351 с.
119. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1999. -218с.
#
120. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник по курсу «Эстетика» для студ. вузов / Ю.Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.
121. Борев Ю.Б. Эстетика: в 2 т. / Ю.Б. Борев. - Смоленск: Русич, 1997. -Т. 1.-578 с.
122. Ботникова А.Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А.Б. Ботникова - Воронеж: Изд-во Ворон, гос. ун-та, 2004. - 340 с.
123. Бочкарёва H.A., Табункина И.А. Художественный синтез в истории эстетической мысли / H.A. Бочкарёва, И.А. Табункина // Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли: монография. - Пермь: Пермский гос. университет, 2010. - 254 с.
124. Бурдьё П. Литературное поле [Электронный ресур] / П. Бурдье -URL: http://поvruslit.ru/library/р=64 (дата обращения 05. 09. 2013).
125. Бурже П. Этюды о выдающихся писателях нашего времени / П. Бурже // Очерки современной психологии. Этюды о выдающихся писателях
нашего времени, с приложением статей о П. Бурже Жюля Леметра. - СПб. : Пантеон литературы, 1988. - 333 с.
126. Владимирова А. И. Франция на рубеже XIX и XX века: литература, живопись, музыка, театр / А.И. Владимирова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та., 2004. - 147с.
127. Вагнер Р. Избранные работы: пер. с нем. / Р. Вагнер // Сост. предисл. А.Ф. Лосев - М.: Искусство, 1978. - 695 с.
128. Валерии П. Об искусстве / П. Валери. - М.: Искусство, 1993. - 507
с.
129. Ванслов В.В. Эстетика романтизма / В.В. Ванцлов. - М.: Искусство, 1966. - 404 с.
130. Владимирова Н.Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании / Н.Г. Владимирова. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001 - 270 с.
I * s
131. Вожди умов и моды. Чужое имя как наследуемая модель жизни / под ред. В. Багно. - СПб.: Наука, 2003. - 344 с.
132. Галеев Б.М. Синестезия чудо поэтического мышления / Галеев Б.М. // Научный Татарстан, 1999. - С. 19.
133. Горбовская С.Г. Проблема синтеза искусств в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени» в контексте психо-аналитического метода: дис. ... канд. филол. наук / С.Г. Горбовская. - СПб., 2002. - 259 с. 238.
134. Горбовская Милевская С.Г. Флорсемантическая реминисценция из «Цветов зла» Ш. Бодлера в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» [Электронный ресурс] / С.Г. Горбовская - URL: http://www proza. га/2009/03/03/60 (дата обращения 13.09.2013).
135. Готье Т. Шарль Бодлер / Т. Готье // Искусственный рай. Клуб любителей гашиша / Ш. Бодлер и др. - М.: Аграф, 1997. - С.294-349.
136. Григорьева Е.Г. Эмблема. Очерки по теории и прагматике регулярных механизмов культуры / Е.Г. Григорьева - М.: Водолей Publishers, 2005 - 252 с.
137. Григорьева Е.Г. Отношение слова к образу как базовый механизм познающего сознания / Е.Г. Григорьева // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст / сост. Д.В. Токарева. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. — С.113-129.
138. Гюстав Моро и символисты // Великие художники, их жизнь, вдохновение и творчество. - Киев, 2003. - № 014. - 32 с.
139. Гумилёв Н. Предисловие / Н. Гумилёв // Бодлер Ш. Цветы зла. -М.: Эксмо, 2006.-С. 3-9.
140. Гурмон, Р. де. Книга масок / Р. де Гурмон. - Томск: Водолей, 1996.-224 с.
141. Геворкян A.B. О «синтезе искусств»: заметки к теме / A.B. Геворкян // Поэтика русской литературы конца XIX - начала XX века. Динамика жанра. Общие проблемы. Проза / Келдыш В.А. - М.: ИМЛИ РАН, 2009.-С. 250-285.
142. д'Оревильи Б. Дендизм и Джордж Бреммел: эссе / Барбе д'Оревильи. - М.: Независимая газета, 2000. - 215 с.
143. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени / В.Д. Днепров. — Л.: Советский писатель, 1980. - 598 с.
144. Долгенко А.Н. Декадентский гедонизм / А.Н. Долгенко // Феномен удовольствия в культуре: матер, междунар. науч. форума. -СПб.: Центр изучения культуры, 2004. - 170-172 с. 130.
145. Друскин. М.С. История зарубежной музыки XIX в. Вторая половина XIX века: учеб. пособие / М.С. Друскин. - М.: Советский композитор, 1983. - Вып. 4. - 528 с.
146. Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию / А.Г. Дугин - М.: Акад. проект: Трикста, 2010 - 562 с.
147. Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX - начала XX века: сборник статей. - М.: Прогресс-Традиция, 2012. - 696 с.
148. Дьяконова H .Я. Английские прерафаэлиты как провозвестники принципов интермедиальности / Н.Я. Дьякова // Взаимодействие литературы с другими видами искусства: XXI Пуришевские чтения: сборник статей и материалов. - М., 2009. - С. 53-54.
149. Евнина Е.М. , Два пути в эволюции импрессионизма во французской литературе / Е.М. Евнина // Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура: сборник материалов научной конференции - М., 1972. - 205 с.
150. Евнина Е.М. Проблема литературного импрессионизма / Е.М. Евнина // Импрессионисты, их соратники, их современники. - М., 1976. -319 с.
151. Зарубежная литература конца XIX-начала XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.М. Толмачёва - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 496 с.
152. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: трактаты, статьи, эссе / сост. Г.К. Косиков. М.: МГУ, 1987. - 510 с.
153. Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры / С.Н. Зенкин. - М.: РГГУ, 2002. - 141 с.
154. Зенкин С.Н. Теофиль Готье и «искусство для искусства» / Работы по французской литературе // С.Н. Зенкин. - Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1999. - 316 с.
155. Зенкин С.Н. Пророчество о культуре: творчество С. Малларме / С.Н. Зенкин // Сочинения в стихах и прозе / Малларме С. - М.: Радуга, 1995.-С.5-38.
156. Зись А.Я. Теоретические предпосылки синтеза искусств / А.Я. Зись // Взаимодействие и синтез искусств. - Л.: Наука, 1978. - С. 5-20.
157. Злобин Г. Эдгар По и его искусство / Эдгар По // Избранное: Стихотворения; проза; эссе. - М.: Художественная литература, 1984. - С. 4-25.
158. Иванова О.Н. Gesamtkunstwerk: культурфилософские основания, их репрезентация в теоретическом и художественном наследии Р. Вагнера: автореф. дис. ... канд. культурологии, наук / О.Н. Иванова. -Киров, 2007. - 12 с.
159. Иванынина Е.А. Культурная память и логика текстопорождения в творчестве М.А. Булгакова: автореф. дис. ... докт. филол. наук / Е.А. Иваныпина - Воронеж, 2010. - 39 с.
160. Иваныпина Е.А. Метаморфозы культурной памяти в творчестве Михаила Булгакова / Е.А. Иванынина. - Воронеж: Научная книга, 2010 — 427 с.
161. Иглтон Т. Идея культуры / Т. Иглтон. - М.: Изд-ий дом Высш. шк. эк-ки, 2012.-190 с.
162. История французской литературы: учеб. для филол. спец. вузов / JI. Г. Андреев и др. - М. : Высшая школа, 1987. - 543 с.
163. Каган М.С. Искусство как феномен культуры / М.С. Каган // Искусство в системе культуры. - JI.: Наука, 1987 . - 272 с.
164. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю - М.: Изд-во полит, литературы, 1990. - С.157-158.
165. Карельский A.B. Драма немецкого романтизма / A.B. Карельский - М.: Медиум, 1992 - 336 с.
166. Корабли мысли: Зарубежные писатели о книге, чтении, библиофилах. Рассказы, памфлеты, эссе / сост. послесл. и примеч. В.В. Кунина. - М.: Книга, 1980. - 336 с.
167. Кривушеина Е.С. Французская литература XVII-XX веков: поэтика текста / Е.С. Кривушеина. - Иваново: Ивановский государственный университет, 2002. - 209 с.
168. Кристева Ю. Избранные труды. Разрушение поэтики / Ю. Кристева // под ред. Косикова Г.К. - М.: Росспэн, 2004.- 652 с. 139.
169. Лаку-Лабарт Ф. Música ficta. Фигуры Вагнера / Филипп Лаку-Лабарт. - СПб: Axioma, 1999. - 218 с.
170. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: Интелвак, 2001. - 1600 с.
171. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987.-750 с.
172. Ковалёв Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт / Ю.В. Ковалёв - Л.: Художественная литература, 1984. - 298 с.
173. Ковалева И.С. Творчество Анатоля Франса в годы перелома (1889-1895) / И.С. Ковалева. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1957. - 268 с.
174. Косиков Г.К. Шарль Бодлер между "восторгом жизни" и "ужасом жизни" Г.К. Косиков // Цветы зла / Бодлер Ш. - М.: Высшая школа, 1993.-С. 5-40.
175. Краткий словарь психологических понятий / Сост. К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
176. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Избранные работы: пер. с нем. / Вагнер Р. - М.: Искусство, 1987. - С. 7-48.
177. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю.М. Лотман. -Тарту: Издательство ТГУ, 1973. - 94 с.
178. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении / Ю.М. Лотман // Избранные статьи / Ю.М. Лотман. - Таллин, 1992. - Т. 1. - С. 249-256.
179. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст -семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1999.-447 с.
180. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю.М. Лотман. - СПб.: Акад. проект, 2002. - 542 с.
181. Лотман Ю.М. Семиосфера / сост. Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб.: Искусство - СПб, 2000. - 704 с.
182. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство - СПб, 1994. - 558 с.
183. Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни / О. Манн // Волшебная гора. - М., 1998. - № 7. - С. 10-22.
184. Малинкин А.Н. Коллекционер: опыт исследования по социологии культуры / А.Н. Малинкин. - М.: Изд-ий дом Гос. ун-та ВШЭ, 2011.-192 с.
185. Матич О. Покровы Саломеи: Эрос, смерть и истерия / О. Матич // Эротизм без берегов: Сборник статей и материалов / сост. М.М. Павлова. - М.: Новое литературное обозрение, 2004. - С.90-121.
186. Махов А.Е. Música literaria: идея словесной музыкальности в европейской поэтике / А.Е. Махов - M.: Intrada, 2005. - 224 с.
187. Махов А.Е. Черёд бросать кости... / А.Е. Махов // Апокриф. Культурологический журнал. - 1993. - № 2. - С. 81-85.
188. Матвеев М.Ю., Равинский Д.К. Образ библиотеки в произведениях художественной литературы / М.Ю. Матвеев, Д.К. Равинский. - СПБ.: Российская национальная библиотека. - 136 с.
189. Меньшиков Г.Ф. Братья Гонкуры. Жизнь. Творчество. Эстетические взгляды / Г.Ф. Меньшиков. - Самарканд: Изд-во СамГУ, 1985.-60 с.
190. Минц 3. Г. Поэтика русского символизма / 3. Г. Минц - СПб.: Искусство, 2004. - 480 с.
191. Модина Г.И. О первой версии философской драмы Г.Флобера «Искушение святого Антония» (1849) / Г.И. Модина // Вестник Пермского университета. Серия «Российская и зарубежная филология», 2011. - Вып. 1 (13). - С.87-95
192. Модина Г.И. История издания в России философской драмы Г. Флобера «Искушение святого Антония» [Электронный ресурс] / Г.И. Модина // Журнал «Библиотековедение» / БВ № 3'2009. - URL:
http://www.rsl.ru/datadocs/Bibliotekovedenie_03_2009.pdf^page=51 (дата обращения Ol. 09. 2013).
193. Модина Г.И. Мотив искушений в драме Г. Флобера «Искушение святого Антония» [Электронный ресурс] / Г. И.Модина - URL: http://19v-euro-lit.niv.m/19v-euro-lit/articles-fra/modina-motiv-iskushenij-flobera.htm (дата обращения 01.09. 2013).
194. Мориак Ф. Не покоряться ночи...: Художественная публицистика / Ф. Мориак. - М.: Прогресс, 1986. - 429 с.
195. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств: (очерки теории) / Е. Б. Мурина. - М.: Искусство, 1982. - 192 с.
196. Недосейкин М.Н. Ученый, время и книга в романе А.Франса «Преступление Сильвестра Бонара, члена Института» / М.Н. Недосейкин // Универсалии русской литературы. 3. - Воронеж: ООО ИПЦ «Научная книга», 2011. - С.368-378.
197. Недосейкин М. Н. Книга и книжные люди в творчестве А.Франса Книга в современном мире / М.Н. Недосейкин. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2013.-С.136-141.
198. Новалис. Фрагменты / Новалис (Фридрих фон Гарденберг) // Генрих фон Офтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе: сборник / Новалис. - СПБ.: Евразия, 1995. - С. 92-110.
199. Новиков A.B. От позитивизма к интуитивизму / A.B. Новиков. -М.: Искусство, 1976. - 255 с.
200. Нора П. Проблематика мест памяти / П. Нора // Франция-память. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 325 с.
201. Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии / Э.Ф. Осипова. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. - 171 с.
202. Память литературы и память культуры: механизмы, функции, репрезентации: мат. всерос. науч. конф. - Воронеж: Изд-во Ворон, гос. унта, 2009.- 184 с.
203. Память разума и память сердца: мат. Всеросс. науч. конф. -Воронеж: Изд-во «НАУКА-ЮНИПРЕСС», 2011. - 298 с.
204. Память и нарратив: сборник статей. - Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012.-179 с.
205. По Э.А. Marginalia / Э.А. По // Эстетика американского романтизма. -М.: Искусство, 1977. - С. 153-172, 441-444.
106. По Э.А. Философия обстановки / Э.А. По // Эстетика американского романтизма. - М.: Искусство, 1977. - С. 94-99.
207. Постмодернизм и культурная память: проблема ценностных ориентиров: сборник статей. - Воронеж: ИИТОУР-Полиграф, 2010.-144 с.
208. Потапова З.М. Писатели меданской группы / З.М. Потапова // История французской литературы конца XIX нач ХХв. / В.В. Ерофеев, Л.Г. Андреев, З.И. Кирнозе и др. - М.: Наследие, 1959. - 582 с.
209. Поттосина В.Г. Синтез искусств в теории и раннем творчестве А.Белого (цикл «Симфонии»): автореф. дис. ... канд. филол. наук / В.Г. Поттосина. - М., 2001. - 26 с.
210. Профе О.А. Взаимодействие литературы и живописи в ранней драматургии Мориса Метерлинка: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.А. Профе. - СПб., 2005. - 25 с.
211. Реизов Б.Г. Творчество Флобера / Б.Г. Реизов. - М.: Худ. лит., 1955.-522 с.
212. Ренар Ж. Дневник. Избранные страницы / Ж. Ренар. - М.: Художественная литература, 1965.-501 с.
213. Рубине М. Пластическая радость красоты: Акмеизм и Парнас / М. Рубине. - СПб.: Акад. проект., 2003. - 357 с.
214. Савельев К. Н. Исторические портреты английского декаданса: монография / К.Н. Савельев - Магнитогорск: МаГУ, 2008. -254 с.
215. Сашина Е.В. Поэзия Жерара де Нерваля как явление «чистого искусства»: автореф. дисс. канд. филол. наук / Е.В. Сашина. - СПБ., 2003. -18 с.
216. Сартр Ж.-П. Бодлер / Ж.-П. Сартр // пер. с фр. Г. К. Косиков. -М.:УРСС., 2004.-250 с.
217. Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Ж.-П. Сартр - М.: Вагриус, 2006. -314с.
218. Серов А.Н. Вагнер и его реформа в области оперы / А.Н. Серов // Избранные статьи. - М.: Искусство, 1957. -Т. 2. - 480-506.
219. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г.Кузнецова. -М.: Инфра - М., 2004. - 729 с.
220. Смирнов И.П. Социокультурные кризисы и особенности развития восточно-славянского ареала в новое и новейшее время // Кризисы культуры и авторы на границе эпох в литературе и философии. — СПб.: Петрополис, 2013. - С. 6-18.
221. Смирнов И.П. Олитературенное время. (Гипо) теория литературных жанров / И.П. Смирнов. - СПб.: Изд-во РХГА., 2008. - 264 с.
222. Соколов Е.Г. Модерн - декаданс: Вагнер и символизм / Е.Г. Соколов // Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Ю.Н. Солонина. Серия «Мыслители», - СПб, 2001. - Вып. 5. - С. 235-244.
223. Соколова Т.В. От романтизма к символизму. Очерки истории французской поэзии / Т.В. Соколова - СПб.: Филолог, фак. СПбГУ, 2005. -308 с.
224. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства / А.Д. Столяр -М.: Искусство, 1985.-300 с.
225. Струков В.В. Художественное своеобразие романов Питера Акройда. К проблеме британского постмодернизма / В.В. Струков. -Воронеж: Полиграф, 2000. - 182 с.
226. Таганов А.Н. Мотив книги во французской литературе рубежа XIX-XX веков / А.Н. Таганов // Книга в современном мире: материалы научной конференции. - Воронеж: Наука - ЮНИПРЕСС, 2013 - С. 245251.
227. Толмачев В.М. О границах символизма/ В.М. Толмачёв // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Филология. Философия. История.- М., 2004.- №3.-С. 247-267.
228. Топоров В.Н. Теория и некоторые частные ее приложения / В.Н. Топоров // Исследования по этимологии и семантике / В.Н. Топоров -М.: Языки славянской культуры, 2005. - Т. 1. - 818 с.
229. Тихонова О.В. Литература и музыка: «Фауст» Гёте в музыкальной культуре XIX века /О.В. Тихонова // Литература в диалоге культур -10. Материалы международной научной конференции. -Ростов-на-дону: Издательство Южного федерального университета, 2013. ■" -С. 223-230.
230. Тишунина Н.В. Проблема взаимодействия искусств в литературе западноевропейского символизма / Н.В. Тишунина // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - Ярославль: Ремдер, 2002. -С. 100-101.
231. Тынянов Ю.Н. О литературной эволюции / Тынянов Ю.Н. // Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - С.279-281.
232. Уракова А.П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По / А.П. Уракова. - М.: ИМЛИ РАН, 2009. - 252 с.
233. Уракова А. В отсутствии Байрон: образ байронического поэта у Э. А. По и Г. Джеймса / А. Уракова // Вопросы литературы. - М.: 2007. -№ 6. - С. 225-240.
234. Фаустов A.A., Савинков C.B. Очерки по характерологии русской литературы: середина XIX века / A.A. Фаустов, C.B. Савинков -Воронеж: Изд-во Воронежского педагогического ун-та, 1998. - 156 с.
235. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. - М.: Республика, 2001. - 716 с.
236. Философский энциклопедический словарь / ред. кол С.С. Аверинцев [и др.]. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 814 с.
237. Филюшкина С.Н. Современный английский роман / С,Н. Филюшкина. - Воронеж: Изд-во ворон, ун-та, 1988. - 182 с.
238. Фокин C.JT. Пассажи: этюды о Бодлере / C.JI. Фокин. - СПб.: Machina, 2011.-224 с.
239. Французский акцент в мировой литературе: к 60-летию Александра коллективная монография / отв. ред. О. Ю. Анцыферова. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. - 353 с.
240. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти = Les cardes sociaux de la memoire / M. Хальбвакс // пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. - М.: Новое издательство, 2007. - 346 с.
241. Шиффер Д. Философия дендизма. Эстетика души. и тела (Кьеркегор, Уайльд, Ницше, Бодлер) / Д. Шиффер. - М.: Изд-во гуманит. лит-ры, 2011. - 294 с.
242. Шор В.Е. Братья Гонкуры: их эстетика и романы / Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен // Гонкур Э. и Ж. де - М.: Художественная литература, 1972. - С. 5-26.
243. Эйхенбаум Б.М. Литературный быт / Б.М. Эйхенбаум // О литературе. - М.: Советский писатель, 1987. - С.428-436.
244. Эко У. Откровения молодого романиста / У. Эко. - М.: ACT: Corpus, 2013.-320 с.
245. Эко У. Поэтики Джойса / У. Эко - СПб.: Симпозиум, 2003. - 496
с.
246. Эллман Р. О. Уайльд: Биография / Р. Эллман. - М.: Независимая газета, 2000.-681 с.
247. Энциклопедический словарь: современная версия / Ф.А. Брокгауз, И.А. Эфрон. - М.: Эксмо, 2002 - 667 с.
248. Ювелирное искусство и материальная культура: сборник статей. - СПб.: Изд-тво Гос. Эрмитажа, 2006. - 282 с.
249. Юханнисон К. История меланхолии / К. Юханнисон - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 320 с.
250. Ямпольский М.Б. Наблюдатель. Очерки истории видения / М.Б. Ямпольский - М.: Аё та^тет, 2000. - 287 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.