Роль периодических изданий в развитии чувашской литературы: 1900-1930 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Михайлова, Лидия Ивановна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 173
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Михайлова, Лидия Ивановна
Введение.3
Глава I. Первая чувашская газета «Хыпар» и литературное движение начала XX века.9
Глава И. Становление чувашской массовой печати и развитие литературы (1917 - 1923 гг.).55
Глава III. Роль журнальной периодики в развитии чувашской литературы (1924 - 1930 гг.).98
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Типология художественного очерка в чувашской литературе 20-30-х годов XX века2003 год, кандидат филологических наук Краснов, Георгий Васильевич
Литературно-художественное и публицистическое наследие Зарифа Башири2012 год, кандидат филологических наук Галимов, Салават Фарагатович
Проблемы жанрово-тематических особенностей таджикской публицистики времен Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг.2013 год, доктор филологических наук Муллоев, Шариф Бокиевич
Формирование и развитие жанров чувашской эпической поэзии2003 год, кандидат филологических наук Игнатьева, Елена Анатольевна
Зарождение и становление симбирской чувашской литературной школы2007 год, кандидат филологических наук Нагорнова, Елена Семеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль периодических изданий в развитии чувашской литературы: 1900-1930 гг.»
В развитии чувашской литературы первых десятилетий XX века большую роль сыграли газеты и журналы. Благодаря им происходит расширение, углубление идеи и тематики содержания литературных произведений, а также формирование жанровых форм и стилей. По их страницам можно проследить важные вехи и динамику историко-литературного процесса.
Актуальность темы. В изучении художественных процессов любой национальной литературы одна из важнейших ролей принадлежит публицистике. Особая роль отводится периодической печати: газетам и журналам, в которых произведение публиковалось в первый раз. Поэтому изучение факта первой публикации, уяснение роли газет и журналов в процессах формирования литературно-художественного сознания нации, эстетических процессов той или иной национальной литературы есть актуальная задача современного литературоведения. Тесно переплетаются история литературы и периодической печати. В данной работе развитие чувашской литературы рассматривается в контексте становления чувашской журналистики, формирования массовой печати и литературно-художественных изданий. В этой связи особое внимание уделено первой чувашской газете «Хыпар» («Вести»), ее преемнице - газете «Канаш» («Совет») и органу Союза чувашских писателей «Канаш» журналу «Сунтал» («Наковальня»). В «Хыпаре» на протяжении долгих десятилетий целенаправленно концентрировалась определенная группа чувашских писателей и публицистов.
В рассказах, очерках, памфлетах и фельетонах, опубликованных в первых газетах, проявляется ориентированность писателей на прямые высказывания по теме, широкое использование риторических приемов и способов повествования. Но уже явственно заметно художественное восприятие мира, изображение характеров, событий и обстоятельств, обращение к обиходной, непринужденной речи. А в журнальных публикациях 20-х годов проза и поэзия выявляют многообразие жанров и стилей: медитативной и гражданской лирики, эпической и лиро-эпической поэмы, героико-революционной повести и психологического рассказа, социально-бытовой драмы и др. Представляется важным выявить индивидуальное и национальное своеобразие, а также понять противоречивые оценки их современников.
Место и роль газеты «Хыпар», других периодических изданий в национальном историко-литературном процессе, их значение в формировании системы эстетических и художественных принципов, влияние публицистики на развитие словесного искусства, специфическая природа публицистичности художественных произведений, вопросы писательской публицистики и сегодня не утратили своего значения. Они звучат актуально и злободневно, неся в себе огромную проблематику для дальнейшего развития чувашской литературы. Поэтому данная исследовательская работа имеет целью восполнить весьма заметные пробелы в исследованиях других ученых по данной тематике.
Цель диссертации. Диссертация имеет целью выявить специфические особенности параллельного развития публицистики и художественной литературой. При этом необходимо опираться на функциональный подход, который позволяет раскрыть причины востребованности публицистики в начале XX века, а также объясняет многие явления и факты, выступающие как органический сплав образной художественности и публицистичности; поясняет то, что их объединяет, и то, что отличает по целям и средствам отображения действительности. В этой связи также ставится целью исследование жанровых форм и видов журнальной литературы: научно-популярной, публицистической и художественной. Писателям и публицистам газет «Хыпар» и «Канаш» присущи поиски форм и способов в освещении движения эпохи, тематическая злободневность, активная гражданская позиция и тенденциозность. Эти особенности присущи и публикациям в издаваемых в эти годы журналах: «Сунтал», «Капкан» и др. В диссертации изыскиваются пути исследования этих явлений.
Теоретическая и методологическая основа выработана на основе изучения трудов крупнейших российских ученых разных лет. В трудах А.Н. Веселовского, А.И. Белецкого, М.М. Бахтина, И.Н. Розанова, М.Б. Храпченко определены пути изучения литературы в меняющемся социально-культурном контексте, мотивов одобрения или неприятия творчества писателя его современниками, а также их сегодняшнее бытование.
В качестве методологической основы диссертант опирался и на труды литературоведов Поволжья и Приуралья М.Х. Гайнуллина, В.М. Ванюшева и др.
Большую помощь оказали содержательные работы чувашских ученых-публицистов К.К. Петрова, И.Я. Тенюшева, А.П. Леонтьева, Г.Ф. ЮмартЛи других. Литературоведы в свою очередь внесли большой вклад в осмысление художественных процессов, творчества писателей. Это - труды М.Я. Сироткина, Е.В. Владимирова, Ю.М. Артемьева, В.Г. Родионова, Г.И. Федорова и др. В диссертации сделана попытка объединить их результаты в выявлении органического единства художественной литературы и публицистики. В этой связи представляется плодотворным обращение к историко-функциональному изучению литературы.
Материалом исследования, научного анализа послужили произведения чувашских писателей и публицистов 1900-1930-х годов (статьи, фельетоны, очерки, стихотворения, поэмы, рассказы, повести, произведения других жанров), опубликованные в газете «Хыпар» (1906-1907-ых годов), журналах и газетах 1917-1930-ых годов. Для более детального представления об особенностях художественно-публицистических концепций мастеров слова этого периода диссертантом рассмотрены и неопубликованные произведения, хранящиеся в архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук, рукописные материалы отдела литературы этого же института и Центрального государственного архива Чувашской Республики.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на основе анализа различных периодических изданий впервые выявлен особый корпус художественно-публицистических и художественных жанров. Новым в диссертации является и то, что впервые в чувашской литературе уделено внимание стилевому развитию публицистики. В работе на основе уточнения, дополнения и развития имеющихся в трудах литературоведов обобщений и наблюдений разрабатываются новые концептуальные видения роли и значения периодической печати в развитии литературно-художественного сознания чувашского народа в рассматриваемый период.
Художественная проза в чувашских газетах и журналах исследуется в аспекте выявления идейно-тематических и жанрово-стилевых обращений к историко-функциональному изучению темы. Это открывает новые пути освоения важного этапа в развитии литературы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может внести определенный вклад в разработку проблем теории и истории чувашской литературы и публицистики. Результаты данного исследования могут использоваться при создании теоретической основы для новых исследований. Материалы также являются значимыми в плане разработки истории национальной словесности; подготовке учебников и методических рекомендаций для вузов, педагогических училищ и школ; при чтении спецкурсов в учебных заведениях; написании студентами курсовых и дипломных работ. Работа позволит углубить курс истории чувашской литературы новыми теоретическими положениями и выводами.
Апробация работы. По теме диссертации напечатано более 10 статей в республиканских газетах и журналах, научных сборниках.
Многие выводы работы озвучены на научно-практических конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Структура работы предопределена поставленной в ней целью. Основное внимание уделено проблематике и динамике историко-литературного процесса, хронологии исследуемого материала.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Публицистическая сатира в таджикской периодической печати (проблемы истории, теории и практики)2009 год, доктор филологических наук Муродов, Мурод Бердиевич
Литературно-критическая публицистика периода Великой Отечественной войны: на материале творчества К. Симонова, А. Толстого, И. Эренбурга2009 год, кандидат филологических наук Кулябин, Артем Михайлович
Дагестанская публицистика XX века: формирование, развитие, тенденции2010 год, доктор филологических наук Магомедова, Зулейхат Кадиевна
Публицистика А. И. Куприна: Проблемы жанрового своеобразия2003 год, кандидат филологических наук Ефименко, Людмила Николаевна
Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной войны1984 год, кандидат филологических наук Касимов, Махмуд
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Михайлова, Лидия Ивановна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обращение к истории журналистики, периодической печати представляет благодатную возможность для уяснения путей и перепутий литературного развития. Рассмотрение обстоятельств первых публикаций на страницах периодической печати и отношения к ним современников приближает исследователей к правильному пониманию, обоснованному истолкованию литературного процесса в исторической перспективе.
В XX веке не только значительные, но и просто более или менее заметные изменения в характере образного творчества в гораздо большей степени связаны с коллективными усилиями писателей. Но это, разумеется, вовсе не означает, что роль первоклассных художников слова в творческом обогащении литературы стала малозначительной. Характерной особенностью является и то, что в нем значительное место заняли художественные течения, традиции, начало которым положено в XIX веке.», - писал в свое время академик М. Храпченко [101. С.50-51]. Такое положение вещей характерно и для чувашской литературы.
Изложенное в главах диссертационной работы дает возможность сделать определенные выводы. Первый этап развития чувашской литературы характерен тем, что это была литература одиночек с небольшим творческим наследием, без достаточного опыта и традиций. Развитие творческих традиций шло при поддержке русской литературы. «Литературная деятельность первых чувашских писателей и поэтов вдохновлялась лучшими демократическими представителями русской общественной мысли» [91. С.41]. Своей периодической печати пока не было. В 1899 году И.Н. Юркин ходатайствует перед Министерством внутренних дел о разрешении издавать газету на чувашском языке («Пулхар»), но до 1906 года такой возможности не представится.
Развиваясь в тяжелых условиях жестоких цензурных преследований, дореволюционная чувашская литература затрагивала больше всего круг бытовых проблем. Второй этап развития демократической чувашской литературы приходится на годы первой русской революции, когда развертывалась и борьба за свою литературу и национальную печать. Возникновение первой чувашской газеты «Хыпар» вызвано как политическими и культурными потребностями, так и эстетическими и художественными потребностями чувашского народа. Ее немногочисленные номера являются неотъемлемой частью истории литературы. Как было отмечено, на страницах газеты выступали корреспонденты с мест, писатели, призывавшие в своих статьях и художественных произведениях к борьбе с системой угнетения чувашского народа. Среди его сотрудников особенно выделяются Т.Семенов, а среди корреспондентов — М. Акимов, А. Васильева, Н. Шелеби, Г. Комиссаров, Ф. Николаев, Г. Кореньков, С. Сорокин, Т. Абрамов, Д. Демидов и др. Их рассказы, очерки, памфлеты, политическая и пейзажная лирика стали значительным вкладом в становление национального и жанрово-стилевого своеобразия чувашской литературы. Следовательно, в чувашской литературе периода первой русской революции возникли новые формы и жанры: публицистический очерк, фельетон, памфлет, произведения гражданской лирики, поэмы, драма. Программа и практика газеты охватывала большой круг общественно-политических проблем, что способствовало развитию публицистики, многообразию ее жанров. Специфика газетных публикаций оказывает влияние на особенности художественных произведений, основная из которых — злободневность, прямые высказывания автора. Это свидетельствует о том, что несмотря на некоторую непоследовательность взглядов и сравнительно невысокий уровень мастерства писателей, авторов, сотрудничающих с первой чувашской газетой, их произведения были исполнены, как отмечает М.Я. Сироткин, «большой эмоциональной силы, ненависти к старому и жажды нового. В них изображалась реальная народная жизнь, отражались думы и чувства трудящихся.» [92. С.39-40].
В общности художественных средств в публицистике и литературе находят проявление черты эпохи, характер газетных публикаций. Главной задачей газеты «Хыпар», по мнению ее первого редактора, было писать для родного народа, писать умно и красиво, что, как покажет начальный этап XX века, и было выполнено.
Будучи народной трибуной, газета выступила и пропагандистом литературных форм языка, распространителем новых речевых средств, активным сторонником расширения функций чувашского языка в общественной жизни народа. Как отмечает языковед Н.П. Петров в своей статье, именно появлением «в годы буржуазно-демократической революции газеты «Хыпар» обусловлено зарождение в чувашском литературном языке газетно-публицистического стиля. Газета обогатила чувашский язык новыми речевыми средствами, расширила семантические границы общеупотребительных слов и ускорила, таким образом, темпы развития языка и литературы.» [19. С.363].
Все это приводит к мысли, что возрождение издания чувашских газет после Февральской и Октябрьской революций также имело благоприятное влияние на развитие литературы. В разных городах -Казани, Симбирске, Уфе, Чебоксарах - появляются газеты различных политических и культурных ориентаций. Среди них выделяются чувашская крестьянская газета «Хыпар», беспартийная «Новая жизнь», орган политотдела 5-й армии «Голос пролетариата» и орган левосоциалистического комитета, позже - наркома газета «Канаш». В Чебоксарах издается «Крестьянская речь», в Казани — «Чувашская коммуна», «Товарищ», «Молодой коммунист». В числе их авторов -представители старой и новой интеллигенции, поэты и прозаики, публицисты и начинающие критики. Благодаря газетам читатель узнает о новых произведениях многих мастеров слова. Вышеизложенное также позволяет сделать вывод, что печатное слово и книга на родном языке сыграли огромную роль в ускорении развития и роста национального самосознания народа, в повышении грамотности и культуры. Формируется творчество Н. Шубоссинни, Ф. Павлова, И. Тхти С. Эльгера, С. Фомина, М. Трубиной, И. Агаха, Н. Вазянки и других впоследствии известных писателей. Зарождение массового литературного движения, усиленное пополнение языкового фонда разными политическими, научными понятиями, развитие периодической печати напрямую повлияли на создание новых литературных форм, упорядочения орфографии и терминологии. Становление чувашского литературного языка, начавшееся еще в дореволюционный период, приобретает общенациональную форму. Обретают знаковость имена Константина Иванова и Михаила Сеспеля. «Новая жизнь» настойчиво публикует статьи о поэме «Нарспи» и ее авторе и проводит мысль о том, что поэма является классическим образцом чувашской литературы. «Канаш» акцентирует внимание на творчестве М. Сеспеля. Ее редактор Н. Золотов убеждает, что новая литература должна основываться на реформе чувашского стихосложения, предпринятого поэтом в теории и на практике.
В газетной критике в целом верно ставилась и решалась проблема традиции и новаторства, национальной самобытности чувашской литературы. Но уже давала о себе знать установка на партийность, классовость, идеологическую целесообразность искусства. Уже в начале 20-х годов крестьянская литература начала противопоставляться пролетарской, К. Иванов - М. Сеспелю, а вскоре подобная практика получит теоретическое обоснование у рапповцев и их последователей чапповцев.
Как отмечается в работе, художественная литература периода становления массовой газетной печати имеет тесную связь с публицистикой. Газетчики шли в литературу, писатели выступали с публицистическими статьями. В рассматриваемый период проза представлена малыми формами (очерк, рассказ, зарисовка), в которых эмоционально выражена авторская позиция. В поэзии преобладала общественная проблематика, и она большей частью была представлена гражданской лирикой, сатирическими жанрами.
В 1919 году в Казани начал выходить первый общественно-политический, научный и литературно-художественный журнал на чувашском языке «Шурампу?» («Заря»), на страницах которой печатались произведения чувашских писателей, переводы из русской литературы, образцы народного творчества. Наряду с художественно полноценными в журнале появлялись слабые стихи и рассказы некоторых авторов. Публиковались материалы религиозно-мифического характера, которые в тот период принимались за недостаток.
Выход номера литературного, политического, научного журнала «Сунтал» явилась знаменательной вехой в истории чувашской литературы. На ее страницах разворачиваются циклы стихотворений, поэмы и повести. Есть место разным мнениям по дискутируемой проблеме. В нем многообразно представлена литературная жизнь Чувашии и СССР. Именно на страницах этого журнала печатались лучшие образцы чувашской литературы и публицистики. Его изданию предшествовали, сопутствовали и другие журналы: подготовленный литературным кружком при Симбирском институте народного образования журнал «Волжская песня» (издано всего два номера), в Казани выходили научно-популярные сельскохозяйственные журналы «Ана» («Нива»), «£ёр ёдлекен» («Хлебороб»), которые также в какой-то степени сыграли определенную роль в развитии чувашской литературы и публицистики. Но по целям и возможностям они не могли делать то, что брало на себя литературно-художественное издание.
Изучение чувашской литературы в контексте истории журнала Союза чувашских писателей «Канаш» привлекательно возможностью использования историко-функционального использования историко-функционального метода, «цель которого состоит в исследовании активной жизни литературных феноменов в самых различных духовных сферах и формах эпох и поколений» [56. С.87].
Следовательно, в журнале литература предстает не только как художественный, но и общественный феномен. То есть при оценке произведения журналист-критик может выходить из эстетической сферы - в социальную, политическую, нравственную. И в тех случаях, когда не учитывалась специфика художественного творчества, появились различные суждения и оценки вульгарно-социологического толка. К ним можно отнести статьи И. Кузнецова, А. Золотова, Г. Кузнецова-Кели и др. Этому способствовало то обстоятельство, что союз «Канаш» и редакция журнала «Сунтал» организационно и идейно были привязаны к РАПП. И все же в журнале публиковались не только свои пролетарские писатели, но и «попутчики»: С. Эльгер,
П. Хузангай, В. Митта и др.
Итоги исследования подтверждают, что ни «попутчики», ни рапповцы не смогли разобраться, кто является «союзником» или «врагом» в литературном движении. Самым весомым аргументом в этом оказался художественный опыт С. Эльгера. П. Хузангая, С. Фомина, Д. Исаева, М. Трубиной, И. Мучи и других маститых и молодых писателей, постоянных авторов журнала. И к концу 20-х годов чувашские литераторы начали осознавать, что надуманные схемы и догмы не соответствуют реализациям литературного процесса, что разговор о литературе должен быть предметным, с учетом творческой индивидуальности автора, художественных особенностей произведения. Так, творчество К. Иванова и М. Сеспеля — пока с некоторыми оговорками - становятся классикой национальной литературы.
Но следует отметить, что хотя литература начала века широко и многообразно отражала социальный мир и своими средствами способствовала совершенствованию общественных отношений, «писатели и критики активно выступали против проявлений самоуверенности и самодовольства в нашей жизни и литературе, болезни, которую называли «благополучизмом.» [66. С.З]. Эта мысль прослеживается в третьей главе работы.
В центре внимания критики 20-х годов были произведения М. Трубиной, С. Фомина, Д. Исаева, Л. Агакова, А. Талвира, С. Ялавина, С. Шыпчыка. «В книгах, наравне с известными писателями, печатались рассказы В. Токсина, П. Львова, Г. Алендея, И. Викторова, И. Павлова-Пинера, И. Филиппова-Пачуры» [70. С.19]. Многие, опубликовав в газетах и журналах несколько произведений, исчезали с литературного горизонта.
В конце 20-х годов появляется много имен и названий, которые указывают на размах литературного движения и публицистики. Следует отметить, что в этот же период появляются новые имена рецензентов и критиков, их статьи, рецензии, исследования литературоведческого характера. Критика настойчиво требовала от мастеров слова перехода к более крупным жанрам. Серьезное внимание уделялось опыту, творчеству, мастерству.
Авторов первого советского десятилетия захватывали темы обновления мира после революции, культурного строительства, развития народного хозяйства, борьбы за общие интересы и т.д. В силу возможности периодические издания публиковали на своих страницах творения писателей, поэтов и публицистов.
Вышеизложенное сводится к следующему: чувашская литература 1900-1930-х годов развивалась в тесной связи с периодической печатью. Лучшие традиции чувашской литературы начала XX века стали основой для развития литературы в советский период. В силу этого итоги были плодотворными. Благодаря первой газете «Канаш» в литературное творчество вовлекается большое число авторов стихотворений, памфлетов, рассказов и очерков. В начале 20-х годов литературные ряды пополняются молодыми писателями, умеющими вести прямой и открытий разговор с читателем. Отличительная черта их произведений - публицистичность, фотографичность, злободневность.
Журнальная литература - прежде всего в «Сунтале» представлена зрелыми и начинающими писателями. Идейно-тематическое и жанрово-стилевое многообразие их произведений находится под пристальным вниманием критики. Тем самым публицистика и художественная словесность упрочивают свои идейные и эстетические позиции
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Михайлова, Лидия Ивановна, 2003 год
1. Авраль Д. За пролетарскую литературу: Крит. ст. - Чебоксары: Чувашгиз, 1930. - 51 с.
2. Александров С.А. Поэтика Константина Иванова. Вопросы метода, жанра, стиля. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. - С. 192.
3. Алексеев A.A. Чаваш литература чёлхин умисторийёпе малтанхи утамёсем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1978. -С. 3-18.
4. Аросев А .Я. Казань в глухие годы (1906-1909 гг.) // Путь революции. Казань. - 1922. - №1.
5. Артемьев Ю.М. Чувашская литература начала XX века. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. 254 с.
6. Артемьев Ю.М. Чувашская литература на рубеже двух веков (1900-1917 гг.). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1996. - 295 с.
7. Артемьев Ю.М. Пурнад чанлахёпе сёнарсен илемёшён: Критика статйисемпе рецензисем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1984. - 128 с.
8. Артемьев Ю.М. Становление социалистического реализма в чувашской литературе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 160 с.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-445 с.
10. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.
11. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития прозы 20-ых гг. -М.: Наука, 1977.-255 с.
12. Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М.: Худож. лит., 1964. - С. 63-69.
13. Белинский В.Г. Литературно-критические статьи. М.: Госполитиздат, 1936. - 607 с.
14. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. / ГИХЛ. М., 1948. - Т. 3. -805 с.
15. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.: Искусство, 1994. - Т. 2. - 510 с.
16. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур.- Л.: Худож. лит., 1981. 495 с.
17. Богданов Н.Б. Справочник журналиста. 2-е изд., перераб. и расшир. - Л.: Лениздат, 1965. - 123 с.
18. Большевистская печать накануне и в период первой русской революции 1905-1907 гг. М.: Знание, 1957. - 264 с.
19. Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. Л.: Лениздат, 1967. -312с.
20. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.: Худож. лит., 1978. - 223 с.
21. Ванюшев В.М. Расцвет и сближение. Ижевск, 1980. - 251 с.
22. Васильев (Шубоссинни) Н. Краткий очерк истории чувашской литературы. Чебоксары: Чувашгиз, 1930. - С.80.
23. Baçça Ahhççh. Ёмёт çHTpë: Асаилу, cäBäceM.- Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1972. 56 с.
24. Baçça Ahhççh. ÇyTa çanTap хйпарчё.- Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1966. 44 с.
25. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. -406 с.
26. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - 200 с.
27. Владимиров Е.В. В русле времени. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979.-232 с.
28. Владимирский H.A. Большевистская печать в период первой русской литературы 1905-1907 гг. М.: Изд-во ВПШ, 1956. - 55 с.
29. Волков A. A.M. Горький и литературное движение эпохи. М.: Сов. писатель, 1967. - С. 117.
30. Вопросы поэтики Константина Иванова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1991.- 166 с.
31. Газетные жанры: Сб. ст. Свердловск, 1962.
32. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XX века. Казань: Татар, кн. изд-во, 1975. -308 с.
33. Горский С.П. Очерки по истории чувашского литературного языка. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1954. - 272 с.
34. Горький М. О литературе. М.: Госполитиздат, 1953. - 446 с.
35. Горький М. О печати. М.: Госполитиздат, 1962. 408 с.
36. Данилов А.П. Асчах-писатель, паллй педагог-тёпчев£ё / Чёваш ун-чё. Шупашкар, 1999. - 259 с.
37. Денисов П.В. Хыпардасем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1961. - 272 с.
38. Долгов В. Чйваш литературин сан-сапачё. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1963. 408 с.
39. Дореволюционная чувашская литература (до XX века). — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. 302 с.
40. Дореволюционная чувашская литература. Т.1. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. - 463 с.
41. Дореволюционная чувашская литература. Переводы и произведения на русском языке. Тексты. Т. 2, кн. 2. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001. - 527 с.
42. Жанры советской газеты. М.: Изд-во МГУ, 1959. - С. 45-49.
43. Заславский Д.О. На рубежах публицистики // Сов. печать. 1959. - №6.
44. Заславский Д.О. Развивать публицистику // Сов. печать. 1959. -№11.
45. Золотницкий Н.И. Заметки по ознакомлению с чувашским наречием. Казань: Центральная типография, 1871. - 16 с.
46. Иван Мучи, Хёветёр Уяр. Октябрьти революцичченхи чаваш литератури. Хрестомати. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1946. - 96 с.
47. Ильминский Н.И. Сб. ст. Казань: Центральная типография, 1916.- 146 с.
48. Канюков В.Я. От фольклора к письменности. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. - 126 с.
49. Канюков В.Я. Развитие литературы и народные художественные традиции: Проблемы литературно-художественных отношений. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1979. 191 с.
50. Классик чувашской поэзии. Сб. ст. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 223 с.
51. Кожинов В.В. Статьи о советской литературе. М.: Сов. Россия, 1990.-544 с.
52. Колесов Н.В. Жанры советской периодической печати. М.: Мысль, 1964. - 36 с.
53. Кольцов М. Писатель в газете. М.: Сов. писатель, 1962. -139 с.
54. Комиссаров Г.И. О чувашах / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2003. -С.404.
55. Кузнецов И.Д. Очерки по истории чувашского крестьянства. -Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. 343 с.
56. Кузнецов И.Д. Саманапа литература. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1977. - 191 с.
57. Кузнецов И.Д. Очерки по истории чувашского народа (на чув. яз.). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1962. - 380 с.
58. Кузьмин А.И. Художественная проза С. Эльгера. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1961.- С. 15.
59. Кузьмин Г.К. О старшем брате своем. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973. - 97 с.
60. Культурное строительство в Чувашской АССР: Сб. док. Кн. 1. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1962. - 147 с.
61. Леонтьев А.П. Возвращение профессора. Чебоксары, 2003. - 95с.
62. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопр. лит. 1968. - №8.
63. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных культур. М.: Современник, 1982. - С. 288.
64. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988.-352 с.
65. Луначарский А. Статьи о Горьком. ГИХЛ. М.: Знание, 1957. -С.58.
66. Лурье А.Н. Литература и современность (Проблемы и характеры). Л.: Знание, 1981. - 36 с.
67. Любимов В.Н., Юлдашбаев Б.Х. Ленин и самоопределение наций (на примере народов Среднего Поволжья и Приуралья). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. - 239 с.
68. Максимов A.A. Советская журналистика 20-х годов: Краткий очерк журнальной периодики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. - 152 с.
69. Метин П.Н. Комическое в чувашской литературе. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2000. - 329 с.
70. Никитин В.П. Чувашский рассказ: Учеб. пособие. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. - 128 с.
71. Никифоров И.Н. Чувашская революционно-демократическая печать в период народной революции в России (1905-1907 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1968. - 17 с.
72. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М.: Изд-во МГУ,1983. - 368 с.
73. Николаев П.Н. Чувашия в годы первой русской революции 19051907 гг. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1955. - 215 с.
74. Никольский Н.В. Конспект по истории христианского просвещения чуваш (на правах рукописи). Казань: Центральная типография, 1909. - 72 с.
75. Никольский Н.В. Народное образование у чуваш. Казань: Центральная типография, 1906. 86 с.
76. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. 304 с.
77. Павлов Н.С. Краткий очерк чувашской литературы и критики. -Чебоксары, 1970. С.23-25.
78. Павлов Н.С. Проблема конфликта в чувашской драматургии: Крат. ист. обзор. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. - 108 с.
79. Петров К.К. Возникновение чувашской журналистики / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 1987.- 72 с.
80. Петров К.К. Жанры в чувашской журналистике / Чуваш, ун-т. -Чебоксары, 1990.- 76 с.
81. Петров К.К. Основатель «Хыпара». Изд-во редакции «Хыпара». -Чебоксары, 1996. 24 с.
82. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. — М.: Сов. писатель, 1986. 480 с.
83. Проблемы газетных жанров: Сб. ст. Л.: Изд-во ЛГУ, 1962. -187с.
84. Революцичченхи чаваш литератури. Текстсем. 2 том. -1 кёнеке. - Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1988. - 431 с.
85. Революцичченхи чаваш писателёсен произведенийёсем. -Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1962. 184 с.
86. Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 294 с.
87. Роднянская И.Ю. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989. - 384 с.
88. Рождественский Ю.А. Введение в общую филологию. М.: Высш. школа, 1979. - 224 с.
89. Розанов В.Н. Литературные репутации. М.: Сов. писатель, 1990.- 464 с.
90. Сеспель Михаил. Собрание сочинений. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1959. - 355 с.
91. Сироткин М.Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Изд. втор., доп. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1967. - 238 с.
92. Сироткин М.Я. Чувашская советская литература: Очерк истории.- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1956. 352 с.
93. Тенюшев И.Я. Чавашсен малтанхи публицисчёсем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1989. 68 с.
94. Томашевский Б. О стиле. Л.: Прибой, 1929. - 328 с.
95. Трофимов А.Т. Народное просвещение Чувашской АССР за 15 лет. Чебоксары: Чувашгиз, 1935. - С. 36.
96. Уяр Ф.Е. Чуваши в русской литературе и публицистике. Т. 1 / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2002. - 455 с.
97. Федоров Г.И. Санарла самах шыравё. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1996. - 224 с.
98. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы / ЧГИГН. -Чебоксары, 1996. 304 с.
99. Хлебников Г.Я. Чувашская литературная классика и ее наследники / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2001. - 301 с.
100. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Худож. лит., 1972. - 479 с.
101. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Худож. лит., 1982. - 234 с.
102. Храпченко М.Б. Собр. соч.: В 4 т. Т.4. М.: Худож. лит., 1981. -431 с.
103. Чаваш литератури (Октябрьти революцичченхи тапхар). М.Я. Сироткин пухса йёркеленё. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1951. - 295 с.
104. Чаваш саввипе стилё динчен. Литература теорийёпе <?ырна статьясен пуххи. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1957. - 120 с.
105. Чуваши в первой русской революции: Сб. ст. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1956,- 210 с.
106. Чувашская книга до 1917 года (на правах рукописи). -Чебоксары, 1950. 32 с.
107. Шупу99ынни Н.В. Суйласа илнисем. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 1958. - 175-210 с.
108. Эзенкин B.C. Чаваш литературоведенийёпе критика историйён кёске очеркё. 1917-1955 дд. / Чаваш ун-чё. Шупашкар, 1987. 79 с.
109. Эзенкин B.C. Путь к роману. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1976.-96 с.
110. Эзенкин B.C. Теоретические основы чувашской литературной критики. 1917-1970 годы / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 1992.- 200 с.
111. Ш.Юрьев М. Чувашские писатели: Библиограф, сб. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964.- 326 с.
112. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М., 1985. - С. 103-108.1.. Статьи
113. Александров А.И. К вопросу о трансформации национального характера в литературах Поволжья // Национальное и интернациональное в чувашской советской литературе и искусстве: Сб. ст. Чебоксары, 1975. -С. 114-112.
114. Васильев A.B. Эволюция литературного процесса в период первой русской революции // Чувашский язык и литература: Тр. ЧГИГН. -Чебоксары, 1975. Вып. 53.
115. Васильев A.B. Становление и развитие жанров в дореволюционной чувашской литературе XYIII-XIX вв. // Чувашская литература: Тенденции развития, стилевые поиски. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983.-С. 3-27.
116. Воеводин И. Публицистика определяет уровень газеты // Сов. печать. 1956.- №12.
117. Вопросы экономики и истории ЧАССР // Учен. зап. ЧНИИ. -Чебоксары. Вып. 13. - 123 с.
118. Григорьев П. К биографии Тайра Тимкки // Сов. Чувашия. 1956. -13 мая.
119. Григорьев П.Г. Роль Казанского университета в развитии культуры чувашского народа//Учен. зап. ЧНИИ. 1957. - Вып. 15.
120. Денисов П.В. Первая чувашская газета // Сов. Чувашия. 1956. - 25. апр.
121. Долгов В. Тайр Тимкки //Художественная литература: Альманах. -Кн. 7. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1963.
122. Зарипов М., Дисков А. Звезда Васся Анисси // Сов. Россия. 1997.
123. Иванов И.И. К спорам о творческом методе дооктябрьской чувашской литературы. Вопросы метода, жанра и стиля в чувашской литературе. Чебоксары, 1981. - С.9.
124. Иванов Н. К.В. Иванов и Тайр Тимкки в Симбирской чувашской школе //Ялав. 1959. - №12.
125. Исаев М. (^амрак писательсемпе комсомол // Сунтал. -1927. 2 №.
126. Канюков В.Я. Развитие дореволюционной культуры чувашского народа и ее взаимосвязи с русской культурой // Учен. зап. ЧНИИ. 1956. -Вып. 15.
127. Канюков В.Я. Дореволюционная детская чувашская литература // Учен. зап. ЧНИИ. Чебоксары, 1954. - Вып. 10. - С. 91-146.
128. Комиссаров Г.И. Современное состояние чувашской литературы // Чувашская литература: Вопросы истории и теории. Чебоксары: ЧНИИ, 1992.-С. 68-86.
129. Комиссаров Г.И. Чаваш фольклорёпе литература вёрентёвё // Чаваш халах самахлахё. Тёпчевсемпе текстсем. Шупашкар: ЧНТИ, 1989. - 6-45 с.
130. Кузнецов И.Д. Первая чувашская газета «Хыпар» // Учен. зап. ЧНИИ. 1957. - Вып. 15. - С.210-220.
131. Никифоров И.Н. К вопросу о возникновении чувашской революционной печати (1906-1907гг.) // Учен. зап. ЧНИИ. 1966. - Вып. 31.- С. 139.
132. Павлов Н.С. М.Ф. Акимов родоначальник чувашской художественной публицистики // Учен. зап. ЧНИИ. -Чебоксары, 1964. -Вып. 27.
133. Петров Н.П. Наблюдение над лексикой первой чувашской газеты «Хыбар» // Учен. зап. ЧНИИ. 1973. - Вып.2. - С.330-363.
134. Печать Чувашской АССР. К 40-летию Великой Октябрьской революции: Стат. материалы. Чебоксары, 1957.
135. Петров К.К. Особенности возникновения чувашской журналистики в Казани //Казанская пресса. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1974. С.73.
136. Петров К.К. Штрихи к портрету Таэра как поэта революционно-демократического направления // Проблемы творческого метода в чувашской литературе. Чебоксары, 1979. - Вып. 95.
137. Родионов В.Г. Энергия, воплощенная в слове // Сеспель М. Собр. соч. Изд. втор., доп. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. - С. 30.
138. Родионов В.Г. К вопросу о национальном самосознании чувашей в конце XIX начале XX века // Вопросы традиционной духовной культуры чувашей: Сб. ст. - Чебоксары, 1989.- С. 63-74.
139. Родионов В.Г. Революцичченхи чаваш литератури. Советская тюркология, 1985. №4. - С.98-99.
140. Родионов В.Г. Чаваш литератури йёркеленнё тапхарсем // Литература еткерё. Шупашкар: ЧНТИ, 1991. - 24-30 с.
141. Сироткин М.Я. Чувашская печать и литература в годы первой русской революции // Учен. зап. ЧНИИ. 1956. - Вып. 13. - С. 175-189.
142. Федоров Г.И. О национальном своеобразии чувашской литературы (Некоторые аспекты) // Проблемы национального в развитии чувашского народа: Сб. ст. / ЧГИГН. Чебоксары, 1999. - 173-188 с.
143. Хлебников Г.Я. Художественное мастерство К.В. Иванова в поэме «Нарспи» // Классик чувашской поэзии: Сб. ст. Чебоксары, 1966.
144. Чувашский язык, литература и фольклор: Сб. ст. Вып. 3. -Чебоксары, 1974.
145. Шупу^дынни Н. Несколько слов об отце и наставнике чувашских литераторов // Канаш. 1922. - №168 (918).
146. Юмарт Г.Ф. Пути дореволюционной чувашской лирики // Чувашский язык, литература и фольклор: Сб. ст. ЧГИГН. Чебоксары, 1972.-Вып. 2.
147. Юркки Иване. 1905-мёшпе ун хы^данхи дулсем. Асаилусем. Сунтал. 1931. 2№. 19-20 е., 3-4 №. 38-40 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.