Роль алевитов в социально-политической жизни Турции в XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Жигульская, Дарья Владимировна

  • Жигульская, Дарья Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 205
Жигульская, Дарья Владимировна. Роль алевитов в социально-политической жизни Турции в XX в.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2014. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Жигульская, Дарья Владимировна

Оглавление

Введение

Глава 1. Турецкий алевизм

1. Историография

2. Возникновение и развитие алевизма в Анатолии

3. Культурно-философский аспект алевитского вероучения

Глава 2.Алевиты в республиканской Турции

1.Алевиты с момента провозглашения Республики до перехода к многопартийной системе

2. Алевиты в условиях формирования многопартийности и интенсивной урбанизации

3. Первый политический опыт алевитов: партия «Единство»

4.Алевиты в конце XX в

Глава 3. Современное состояние алевизма

1 .Алевиты и алевизм в Турции сегодня

2.Алевитский фактор и социально-экономические особенности турецких провинций

3.Алевиты в процессе современных демократических преобразований, проводимых правительством

4.Итоги 2013 года

5.Алевитский фактор в контексте процесса вхождения Турции в ЕС

Заключение

Словарь терминов

Список источников и литературы

Список иллюстративного материала

Приложения

Приложение 1. Количественная сравнительная оценка алевитского фактора и социально-экономических особенностей турецких провинций (к разделу 2 главы 3)

Приложение 2. Отчет о поездке на ежегодный фестиваль имени Хаджи Бекташа Вели (15-18.08.2013г.)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Роль алевитов в социально-политической жизни Турции в XX в.»

Введение

Актуальность темы исследования

Диссертационное исследование посвящено алевитам в современной Турции. Турецкий алевизм - региональная форма ислама, тяготеющая к шиизму. Однако алевизм крайне синкретичен, и в его основе присутствовали среднеазиатский шаманизм, древние восточные верования, такие как, например, буддизм и зороастризм, в некоторой степени христианство и иудаизм, а также мифология древней Анатолии и Месопотамии. Алевиты довольно многочисленны: по различным оценкам, они составляют сейчас от 10 до 20% населения Турции. При этом они всё более активно заявляют о своих правах, всё более действенно участвуют в жизни страны и представляют собой значительную общественно-политическую силу с большим потенциалом. Кроме того, в последнее время «алевитский вопрос» стал ещё и одним из факторов, задерживающих вхождение Турецкой Республики в состав ЕС - то есть приобрёл и существенное международное значение.

Наряду с этим, степень изученности алевизма и алевитского сообщества совершенно недостаточна. В значительной мере это обусловлено традиционной закрытостью алевитов от внешнего мира. Положение приверженцев гетеродоксного («инакомыслящего») течения в суннитской среде делало судьбу алевитов весьма непростой. В таких условиях практикуемые веками нарочитая изолированность, конспиративность оказывались для алевитов вынужденными и выполняли защитную роль. Естественно, что при этом литература, посвящённая алевизму и алевитам, весьма немногочисленна, отрывочна, порой не только субъективна и недостоверна, но и откровенно тенденциозна, политизированна. Опыт подлинно научного исследования алевизма весьма краток и скуден.

В настоящее время положение алевитов в Турции существенно изменяется к лучшему, алевиты обретают открытость, успешно и многопланово интегрируются в социум. Однако при этом алевизм не только неизбежно и стремительно эволюционирует, но и ещё и диверсифицируется, обретая не свойственное ему ранее многообразие форм. Это дополнительно осложняет его изучение, а также, в известной мере, обесценивает и без того немногочисленные знания о нём, накопленные в предшествующее время.

Актуальность настоящего исследования обусловливается:

- во-первых, крайне малой, совершенно недостаточной изученностью алевизма и алевитов, острейшим дефицитом систематизированных, научных знаний о них;

- во-вторых, всё большей востребованностью таких знаний в связи со значительной и всё возрастающей ролью алевитского фактора не только во внутренней жизни Турции, но и в её международных отношениях.

Объектом диссертационного исследования являются алевиты и алевизм в современной Турции.

Предметом исследования стали такие проблемы, как философия алевитской доктрины, ритуал и религиозные практики в алевизме, участие алевитов в социальной и политической жизни турецкого общества, взаимоотношения алевитов с властями, общественные и культурные организации алевитов, «алевитский фактор» во внутренней и внешней политике современной Турции.

Степень разработанности темы исследования явно недостаточна. Выполненные ранее тематические исследования немногочисленны, лишены монографического характера и системного подхода, весьма ограничены вынужденной коспиративностью алевитского сообщества, во многом обусловлены конъюнктурой и значительной политизированностью алевитского вопроса. Кроме того, сейчас происходит быстрое вовлечение алевитов в общественную жизнь, проблема алевитов выходит на международный уровень, в

том числе в связи с обеспечением процедуры вхождения Турции в ЕС, что привносит в алевитскую проблему много новых аспектов и делает объект исследования весьма динамичным, нуждающимся в оперативном изучении.

Цель данного диссертационного исследования - оценить и проанализировать закономерности развития и современное состояние алевизма и алевитского сообщества в Турции.

Задачи исследования:

1 .Провести обзор и критический анализ работ по теме диссертационного исследования. Осуществить ретроспективный анализ развития алевизма и алевитского сообщества в республиканской Турции.

2.Выявить особенности современного состояния алевизма и алевитского сообщества, а также рассмотреть некоторые актуальные проблемы интеграции алевитов в общественные процессы в стране.

3.Оценить степень взаимосвязи так называемого «алевитского фактора» и его влияния на социально-экономические особенности турецких провинций.

4.Определить степень вовлеченности «алевитского фактора» в процессы демократических преобразований в Турции.

5.Проанализировать оценку «алевитского вопроса», данную Европейским сообществом.

Новизна работы

Тема алевизма и алевитов Турции до сегодняшнего дня не являлась предметом самостоятельного научного исследования в советском и российском востоковедении. Можно сказать, что нами впервые проводится систематизированное комплексное исследование монографического характера, посвященное исключительно алевитской тематике.

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в курсе изучения истории и внутренней политики республиканской Турции; для изучения гетеродоксных течений внутри ислама; могут применяться различными аналитическими организациями и государственными ведомствами, поскольку диссертация затрагивает актуальную социальную проблематику современной Турции.

Методологическими принципами данного исследования являются принципы объективности и историзма, разносторонности и конкретности, научности и доказательности выдвигаемых положений. Работа основана на применении комплексного сравнительно-исторического анализа. В диссертации также применялись методики полевых исследований и интервьюирования представителей изучаемой автором общности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Турецкий алевизм является региональной формой ислама, тяготеющей к шиизму, но имеющей существенные специфические отличия от него; имеет синкретический характер; сохраняет, при доминировании исламской традиции, следы целого ряда различных религий, традиций и культур, включая доисламские верования и обряды.

2. Ретроспективный анализ динамики алевизма позволил обоснованно выделить в диссертации основные исторические этапы развития алевизма; выявить и описать основные закономерности эволюции алевитского сообщества в Турции; дать подход к прогнозированию его дальнейших вероятных изменений.

3. Результаты анализа тематической литературы и оригинальных наблюдений (собственное участие автора в ежегодном фестивале им. Хаджи Бекташа Вели 15.08. — 18.08. 2013г.) позволяет установить, что в настоящее время правительство Турецкой Республики нацелено на взаимодействие с алевитами и

предпринимает для этого конкретные меры, в то время как алевитское сообщество зачастую воспринимает эти инициативы настороженно и излишне критически. Эти факторы в настоящее время заметно сдерживают интеграцию алевитов в современный социум. Наиболее вероятно, что в ближайшие 5-10 лет алевиты будут все более активно и разнообразно участвовать в общественной жизни, однако для достижения поставленных перед собой целей алевитам необходимо преодолеть внутренние противоречия и постепенно выработать единую программу действий.

4. Предложенная методика сравнительной оценки степени представленности алевитов в турецких провинциях позволила количественно сопоставить её с наиболее информативными демографическими, экономическими и социальными характеристиками и установить, что в последнее десятилетие никаких достоверных признаков влияния «алевитского фактора» на благосостояние общества не имеется (в частности, упоминавшийся ранее в литературе эффект депрессивности территорий, исторически населявшихся алевитами, в настоящее время не никак не проявляется).

5. По результатам десятилетнего мониторинга алевитской проблемы Еврокомиссией в контексте выполнения условий вхождения Турции в ЕС динамика ситуации в целом оценивается как неустойчивая, умеренно положительная и оставляющая желать более системного и стабильного режима плановых демократических преобразований.

Апробация исследования

Апробация исследования проходила на следующих научных конференциях: на I Съезде молодых ученых-востоковедов России и стран СНГ «Сохранение преемственности и исследовательские приоритеты в востоковедении. Актуализация проблем современного востоковедения в условиях глобализирующегося мира» (Звенигород, 2012), на VII Международном

симпозиуме «Источники по истории кочевников средневековой Евразии» (Звенигород, 2013).

Основные положения диссертационного исследования изложены в перечисленных ниже публикациях автора.

В рекомендуемых ВАК научных журналах и изданиях опубликовано:

1. Жигульская Д.В. Восстание турецких курдов в Дерсиме (1937-1938 гг.) // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена.-2013.-№161.-С. 19-24.

2. Жигульская Д.В. Алевиты в контексте социальной политики Турции с момента провозглашения Республики до перехода к многопартийной системе // Теория и практика общественного развития. -2013. -№3. - С. 147-149.

3. Жигульская Д.В. Турецкий алевизм: религиозная идентификация // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - №5 (32). - С. 118-122.

4. Жигульская Д.В. Философия турецкого алевизма // Ученые Записки Казанского Университета. 2013. - Т. 155, кн. 3, ч.2. Гуманитарные науки. - С. 7784.

5. Жигульская Д.В. Алевиты в Турецкой Республике // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. - 2013. - №3. - С. 29-35.

6. Жигульская Д.В. Алевиты в Турции сегодня // Азия и Африка сегодня. -2013.-№11 (676).-С. 56-60.

В других научных журналах и изданиях диссертантом опубликованы следующие статьи:

7. Жигульская Д.В К вопросу о происхождении алевизма на территории Анатолии в качестве культурно-религиозного и социального явления. Этимология термина // «Orientalistica Iuvenile» Сборник научных статей молодых ученых Института востоковедения РАН. - М., 2012. - №4. - С. 4-11.

8. Жигульская Д.В. Роль традиций и преемственности в современном алевитском обществе //«Orientalistica Iuvenile». Материалы Съезда молодых востоковедов России и СНГ. - М., 2012. - №5. - С. 21-23.

Глава 1 Турецкий алевизм

1. Историография

Тема алевизма и алевитов Турции нашла свое отражение в турецкой и отчасти западной литературе. К сожалению, в отечественном востоковедении этот вопрос освещен крайне скудно.

Здесь можно указать всего лишь несколько научных работ: сочинения академика В.А. Гордлевского1, а также монографию Ю.А. Аверьянова «Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа»2.

В.А. Гордлевского интересовал широкий круг вопросов, связанных с культами и верованиями различных регионов Турции. В ряде статей он неоднократно обращался к истории суфийских братств на территории Турции, к вопросу о современном состоянии их культовых объектов, а также к культовой практике течений бекташи и кызылбашей; его интересовали странствующие дервиши (каландары, абдалы), обрядовая практика шиитов Иранского Азербайджана (секта каракоюнлу). Ю.А. Аверьянов впервые коснулся проблем, которые ранее специально не исследовались: прежде всего это теологический и философский аспекты бекташизма. Однако социальная и политическая история алевизма остались этими авторами практически не затронутыми.

Политическая и социально-экономическая история Турции XX в., основные этапы развития турецкого государства и общества в этот период подробно

'Гордлевский В.А. Избранные сочинения. T.I. М.,1960. А также T.III. М., 1962

2Аверьянов Ю.А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. М., 2011.

рассмотрены в монографии Н.Г. Киреева3, однако, алевитский аспект, к сожалению, не нашел своего отражения и в этой работе.

Таким образом, можно утверждать, что алевизм в отечественном востоковедении еще не был предметом всестороннего научного исследования.

В западном востоковедении эта тема разработана несколько более подробно, чем в отечественном. Здесь стоит отметить работы И. Меликофф, П.Эндрюса, К.Ворхофф, Д.Шенкленда, К. Кеель-Бодроги, Г.Шулера. Интерес западных исследователей сосредоточен главным образом на проблемах социологического характера: таких как интеграция алевитов в современное общество, процессы самоидентификации и консолидации в различного рода сообщества и ассоциации.

Научное изучение бекташи и алевитов в Турции началось только в 20-х гг. XX в. с выходом в свет статей Франца Бабингера и Мехмеда Фуада Кёпрюлю под названием «Мусульманство в Анатолии» в журнале литературного факультета Стамбульского университета. Однако вплоть до 1980-х гг. основную исследовательскую задачу турецкие ученые видели в сборе и анализе обширного фольклорного и этнографического материала, связанного с сообществами бекташи и алевитов. Эту особенность их работ можно связать с запрещением деятельности тарикатов (суфийских братств) в Турции в 1925 г.

Однако в 40-х гг. XX в. интерес ученых к алевитско-бекташийской тематике снова возрос. Здесь стоит отметить прежде всего работу Дж. Бардакчи «Что такое кызылбашество?»4, книгу К.Тюркмани, посвященную истории анатолийского алевизма5, а также работы М.Ойтана6, З.Соко7, Т.Х. Балджыоглу8. Литературу этого периода можно охарактеризовать как описательно-просветительскую, дающую лишь общее представление об анатолийских верованиях.

3 Киреев Н.Г. История Турции XX век. Москва, 2007.

"Bardakifi С. Kizilba§lik nadir? Istanbul, 1945.

5 Türkmani К. Alevilik, dogu$u, yayih§i ve husussiyetleri. Ankara, 1948.

6Oytan M. Bekta$iligin ¡9 yüzü. Istanbul, 1945.

7 Soko Z. Mezhepler tarihi ve §ah Ismail, §iilik,Bekta§ilik, Alevilik, Kizilba§lik. Istanbul, 1944.

8 Balcioglu Т.Н. Türk tarihinde mezhep cereyanlari. Istanbul, 1940.

В 50-60-е гг. XX в. турецкие исследователи начали проявлять большой интерес к истории и культуре суфийских братств, ими собирался и издавался дервишский фольклор. Так, известный суфиевед А. Гёльпынарлы издал тексты народно-религиозной литературы бекташи, отражающей духовное мировоззрение членов этого братства9.

Тенденция к более полному изучению суфийских братств и гетеродоксных течений Анатолии нашла свое логическое продолжение и в 70-80-х гг. XX в. Был опубликован ряд работ, описывающий основы этих вероучений и личность Хаджи Бекташа Вели. Среди таких работ книги X. Гюльшана10, Н. Араз11, Дж. Сунара12, А. Озкырымлы13, А. Гюльвахабоглу14, А. Одйакмаза15. В литературе этого периода приводилось более детальное рассмотрение особенностей культа этих сообществ и его историческая динамика.

Среди турецких авторов с 1990-х гг. можно назвать А.И.Оджака, Э.Р. Фыглалы, М. Эрёза, Б.Нойана. Эта плеяда авторов вносит элементы европейской исследовательской методики в осмысление процессов модернизации современной алевитской общины.

С начала 1990-х гг. и до сегодняшнего дня в отношении религиозных истоков бекташизма и алевизма в Турции были выдвинуты различные теории, зачастую противоречащие друг другу. В то время как некоторые авторы истоки алевизма находили в античной культуре и верованиях Анатолии16, другие на передний план выдвигали верования и культуру Месопотамии17. Позже алевитские авторы курдского происхождения корни алевизма связывали с такими древнеиранскими религиями, как зороастризм и маздеизм, и посредством этого

9 Gölpmarli A. Alevi-Bektaji nefesleri. Istanbul, 1963.

10 Gül$an H. Pir Haci Bekta? Veli ve Alevi bekta§iligin esaslari. Istanbul, 1975.

" ArazN. Gelin canlar bir olalim, Türk Anadolunun olu§umu. Istanbul, 1978.

12 Sunar C. Melamelik ve Bektajilik. Ankara, 1975.

13 Özkirimli A. Alevilik Bektasilik ve edebiyati.Istanbul, 1985.

14 Gülvahaboglu A. Haci Bekta? Veli:Laik-ulusal kültür.Ankara, 1987.

15 Odyakmaz A. Bektajilik, Mevlevilik, Masonluk. Istanbul, 1988.

l6Eyüboglu Z. Bütün yönleriyle Bektasilik (Alevilik). Istanbul 1980.

l7Bulut F. Alisiz Alevilik. Ankara, 1997.

пытались доказать, что алевизм, как явление, имеет курдские, а отнюдь не тюркские корни. К такого рода исследованиям стоит подходить критически, сознавая, что они в большей степени представляют собой инструмент в борьбе идеологий, чем объективное научное исследование.

Тема анатолийской гетердоксии в целом и алевизма, в частности, подробным образом исследуется в работах Ахмета Иашара Оджака. Его труд «Доисламские основы верований алевитов и бекташи»18 представляет собой серьезное научное исследование, освещающее многие вопросы зарождения и процесса становления вероучений бекташи и алевитов.

Тема отправления культа и религиозных практик в алевизме широко освещена в сочинениях алевитских лидеров - деде. К их числу относится, например, Мехмет Иаман19. Как правило, все эти работы затрагивают исторический аспект (история Малой Азии), а также вопросы истории шиизма. Однако в большинстве своем эти работы крайне субъективны и политизированны. С этой точки зрения нас интересует в них лишь непосредственное описание практической стороны отправления алевитского культа. Различные комментарии деде относительно того, что такое «настоящий ислам» и как вписывается в его рамки алевизм, не представляют особого научного интереса.

Среди турецких исследований конца XX в. стоит отметить сочинение дедебаба Бедри Нойана, которое посвящено истории, литературе и философии бекташи и алевитов и носит название «Всестороннее исследование бекташизма и алевизма»20. Бедри Нойан (ум. 1997г.) возглавлял с 1960 г. течение бабаган в братстве бекташи и посвятил свою жизнь изучению и собиранию наследия бекташи. Он создал своеобразную «энциклопедию» бекташизма, достаточно полно отражающую учение и практики бекташи (но не алевитов).

18Осак А.У. А1еу1 уе Век1а§1 ¡пагк^апшп 151ат бпсеБ! 1ете11еп. 151апЬи1, 2010.

19Уатап М. (Оес1е). А1еуШк 1пап9-Ес1ер-Егкап. 151апЬи1, 2011.

20Ыоуап В. ВйШп уоп!епу1е Векга$Шк уе А1еуШк.С№ 1-1Х. §аЬки1и 8и1уап Ое^аЫ (^апМ), 1998.

Эта работа состоит из 9 томов. Основное достоинство данного исследования заключается в богатом фактическом материале, касающемся обрядов и верований бекташи. Однако течение бабаган относится к алевитам в целом неприязненно, что проявилось и в труде Б. Нойана.

Важной исследовательской работой 90-х гг., посвященной истории алевитского и бекташийского течений, явилась книга профессора теологии Измирского университета Э.Р. Фыглалы «Алевизм-бекташизм в Турции»21. Автор не останавливается подробно на региональных особенностях обрядов и ритуалов алевитов и бекташи. Его исследование во многом повторяет написанное ранее. Однако автор настойчиво отрицает понятие «гетеродоксии» по отношению к тем или иным течениям внутри ислама, и в этом его подход сильно отличается от метода А.Й. Оджака, который, наоборот, во всех своих работах подчеркивает особую, неортодоксальную природу этих течений.

Мехмеду Эрёзу (ум. 1992г.) принадлежит исследование «Алевизм и бекташизм в Турции»22. Автор отмечает различия в верованиях и практике отдельных групп алевитов и бекташи. В разных областях Турции существуют, по его словам, различные толкования тех или иных сакральных понятий алевитов и бекташи, основанные на устной традиции. В результате полевых исследований, проделанных автором, он включил в свою книгу подробные описания ритуалов и верований алевитов и бекташи.

Дополнительную информацию в отношении культа и ритуала алевитов содержат книги Рызы Зельюта «Культурные корни анатолийского алевизма»23 и Али Йамана «История алевизма и кызылбашества»24.

Особый интерес представляет для нас монография турецкого социолога Орхана Тюркдогана «Сущность алевизма и бекташизма»25. Она основана на

2lFiglali E.R. Türkiye'de Alevilik-Bekta$ilik.Ankara-Istanbul, 1990.

22 Eröz M. Türkiye'de Alevilik ve Bektajilik. Ankara, 1990 (первое издание 1976).

23Zelyut R. Anadolu Aleviliginin kültiirel kökeni. Türk Aleviligi. Ankara, 2011.

24Yaman A. Alevilik ve Kizilbajlik tarihi. Istanbul, 2007.

25 Tiirkdogan O. Alevi-Bekta§i kimligi. Istanbul, 2006.

результатах применения социо-антропологического метода исследования. Полевой материал собран в 17 илях26 Турции (Маниса, Мугла, Айдын, Анталия, Измир, Чорлу/Текирдаг, Стамбул, Малатья, Элязыг, Чорум, Бурса, Токат, Амасья, Каре, Болу, Кырыккале, Анкара). Исследовательские работы были проведены автором не только в областных центрах, но также и в алевитских деревнях (всего около 45 населённых пунктов). Первое издание книги, основанной на результатах пятилетних исследований, вышло в свет в 1995г. В 2004г. были проведены дополнительные исследования, результаты которых вошли в новое издание книги. Кроме того, автором были организованы социологические опросы на различных факультетах турецких университетов, охватившие более 300 студентов.

Среди западных исследователей конца XX в. в области изучения бекташи и алевитов крупнейшим специалистом являлась профессор Страсбургского университета Ирен Меликофф (ум. 2009г.). Ей принадлежат такие значительные работы как «По следам турецкого суфизма»27, «Хаджи Бекташ: миф и его аватары»28 и другие29.

Можно отметить, что значительная часть работ по алевитской тематике посвящена общественно-политическому аспекту: начиная от участия алевитов в борьбе за независимость Турции, отношений алевитов с Ататюрком (отдельно этой теме посвящен широкий спектр работ)30, восстания в Дерсиме, и заканчивая работами, связанными с политическим пристрастиям алевитов, первой алевитской партией «Единство» и.т.д.

Тема восстания курдов в Дерсиме долгое время была под запретом и до сих пор вызывает ожесточенные споры в турецком обществе: этой темой часто спекулируют,так как она отражает не только исторический и культурный аспекты, но серьезным образом затрагивает и курдский вопрос. Источники по этому

26Иль - административная единица Турции (область, провинция).

27Melikoff I. Sur les traces du soufisme turc. Istanbul, 1992.

28Melikoff I. Hadji Bektach: un mythe et ses avatars. Genese et evolution du soufisme populaire en Turquie. Leiden: Brill, 1998.

29Melikoff I. Kirklar'in Cemi'nde.Istanbul, 2011.0на же. Uyur idik uyardilar.Istanbul, 2011.

30$ener C. Atatiirk ve Aleviler.istanbul,1994; Öz B. Kurtuluç savaçi'nda Alevi-Bektaçiler, istanbul 1990.

вопросу нуждаются в дополнительной критике и осмыслении. Среди наиболее непредвзятых работ стоит отметить книгу Рызы Зельюта «Дерсимские восстания и правда о Сейиде Рызе»31. Можно упомянуть работы Суата Акгюля «Дерсимские восстания и правда в новейшей истории»32 и Мехмеда Калмана «Восстания в Дерсиме в документах и по свидетельствам очевидцев»33.

Историк Недждет Сарач в своей «Политической истории алевитов» последовательно описывает политический и социальный аспекты истории алевизма. Н.Сарач ведет также активную общественную и просветительскую деятельность. Книга представляет собой важный источник для изучения алевизма, так как подробным образом освещает его динамику, начиная с момента формирования алевизма вплоть до второй половины ХХв. Однако необходимо учитывать проалевитские настроения автора. Он указывает, что за последние 20 лет исследователями алевизма была написана «официальная история алевитов, находящаяся за пределами официальной истории Османской империи и Турецкой Республики и во многих моментах не имеющая ничего общего с действительностью»34. Работа Н. Сарача ценна тем, что автор последовательно и обстоятельно описывает исторические события, связанные с феноменом алевизма, а также приводит большое количество фактического материала.

Немецкий исследователь Гаральд Шулер в своей работе «Социал-демократия в Турции: приверженность, землячества и алевизм»35 дает широкую характеристику политической обстановке в период многопартийности в Турции, касается актуальных проблем алевитов и их политических пристрастий.

Турецкая исследовательница Келиме Ата посвятила свою работу исключительно вопросу первого политического опыта алевитов и

31Zeylut R. Dersim isyanlari ve Seyit Riza Gerfegi. Istanbul, 2011.

32Akgül S. Yakin Traihimizde Dersim isyanlari ve Ger<;ekler. Istanbul, 1992.

"Kaiman M. Beige ve Tamklariyla Dersim Direnijleri. Istanbul, 1995.

34 Sara? N. Alevilerin siyasal tarihi. Kitap I (1300-1971). istanbul, 2011. S. 7.

35Schuler H. Turkiye'de sosyal demokrasi. Particilik, hemjehrilik, Alevilik. Die türkischen Parteien und ihre Mitglieder. Istanbul, 1999.

функционированию партии «Единство»36. В ее исследовании подробно описан весь период существования партии - со дня ее провозглашения до момента роспуска.

Современный алевизм и алевиты также стали объектом исследования в турецкой научной литературе и отчасти в западной. Монография Карин Ворхофф «Между верой, нацией и новым обществом: идентичность алевитов в современной Турции» посвящена новой литературе самих алевитов и пересматривает некоторые сложившиеся взгляды на их самоидентификацию и на алевизм37. Кристина Кеель-Бодроги в своем исследовании «Кызылбаши-алевиты», касаясь современного состояния алевизма, высказывает предположение, что феномен алевизма меняет свою сущность - постепенно происходит его смещение из религиозной плоскости в этническую38. Кроме того, исследовательнице принадлежит статья по этнологии тахтаджей и небольшая работа о генезисе алевизма в Турции39.

Очевидно, что в западном востоковедении в последнее время значительно возрос интерес к проблемам, связанным с этнической, социальной и религиозной составляющими истории Турции. Отчасти это объясняется тем, что Турция укрепляет свои позиции на международной арене, отчасти тем, что большое количество потомков иммигрантов из Турции испытывают потребность в изучении своих истоков, и это в свою очередь обуславливает появление объемного материала, посвященного вопросам алевизма. Однако издаваемая литература по большей части субъективна и не имеет научной ценности.

Турецкий ученый и политик Реха Чамуроглу в своей книге «Алевизм в изменяющихся условиях»40 касается вопроса времени возникновения алевизма,

36Ata К. Alevilerin ilk siyasal denemesi. (Türkiye) Birlik Partisi (1966-1980). Ankara, 2007.

"Vorhoff К. Zwischen Glaube.Nation und neuer Gemeinschaft: Alevitische Identität in der Türkei der Gegenwart.Berlin, 1995.

38Kehl-Bodroghi K. Die Kizilba?-Aleviten. Berlin, 1988

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жигульская, Дарья Владимировна, 2014 год

Литература

На русском языке:

9. Аверьянов Ю.А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. - М.: Издательский дом Марджани, 2011.

10. Гордлевский В.А. Избранные сочинения. T.I.M.,1960. T.III.M., 1962.

11. Киреев Н.Г. История Турции XX век. Москва, 2007.

12. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. СПб, 2007.

13. Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., 2004.

На английском языке:

14. Andrews P. Ethnic Groups in the Republic of Turkey, Wiesbaden: L.Reichart, 1989 .Reprinted in 2002.

15. Bardakoglu A. Religion and Society. New Perspectives from Turkey. Ankara, 2009.

16. Bruinessen M., van. "Religious Practices in the Turko-Iranian World:

Continuity and Change", in M. - R. Djalili, A. Monsutti& A. Neubauer, Le

monde turco-iranien en question, coll. Développements. - Paris: Karthala;

Geneve, Institut de hautes etudes internationals et du développement, 2008.

17.Shankland D. Maps and the Alevis: On the Ethnography of Heterodox Islamic Groups // British Journal of Middle Eastern Studies (37:3), 2010.

18. Yaman A. & Erdemir A.. Alevism-Bektashism: a Brief Introduction. Alevilik-Bektaçilik: Kisa bir Giri§. istanbul, 2006.

На немецком языке:

19. Kehl-Bodroghi К. Beruf, Religion, Identität. Die traditionellen Waldarbeiter in der Türkei. In: Ethnizitat um wandel.Saarbrucken,1989.

20. Kehl-Bodroghi K. Das Alevitum in der Türkei. Zur Genese und gegenwärtigen Lage einer Glaubensgemeinshaft. // Ethnie groups in the Republic of Turkey. Wiesbaden, 1989.

21. Kehl-Bodroghi K. Die Kizilbaç-Aleviten. Berlin, 1988.

22. Vorhoff K. Zwischen Glaube, Nation und neuer Gemeinschaft: Alevitische Identität in der Türkei der Gegenwart. Berlin, 1995.

На турецком языке:

23. Akgül S. Yakin Tarihimizde Dersim îsyanlari ve Gerçekler. Istanbul, 1992.

24. Araz N. Gelin canlar bir olalim. Türk Anadolu'nun olu§umu. Istanbul, 1978.

25. Ata K. Alevilerin ilk Siyasal Denemesi. (Türkiye) Birlik Partisi (19661980). Ankara, 2007.

26. Aydin E. Kimlik Mticadelesinde Alevilik. Istanbul, 2011.

27. Balcioglu Т.Н. Türk tarihinde mezhep cereyanlari. Istanbul, 1940.

28. Bardakçi С. Kizilbaçlik nedir? Istanbul, 1945.

29. Bayrak M. Bir siyaset tarzi olarak Alevi katliamlari. Ankara, 2011.

30. Bozkurt F. £agda§la§ma sürecinde Alevilik. istanbul, 2006.

31. Bulut F. Alisiz Alevilik. Ankara, 1997.

32. £amuroglu R. Degi§en Ko§ullarda Alevilik. Istanbul, 2008.

33. Eröz M. Türkiye'de Alevilik ve Bekta§ilik. Ankara, 1990 (ilk basim 1976).

34. Eyüboglu Z. Bütün Yönleriyle Bekta§ilik (Alevilik). istanbul, 1980.

35. Figlali E.R. Türkiye'de Alevilik-Bekta§ilik. Ankara-istanbul, 1990.

36. Gülvahaboglu A. Haci Bekta§ Veli: Laik-ulusal kültür. Ankara, 1987.

37. Irat A.M. Aleviligin ABC'si. Tarih-Sosyoloji-Siyaset. Istanbul, 2013.

38. Mardin S. Turkiye, Islam ve Sekülarizm. Istanbul, 2011.

39. Melikoff I. Kirklar'in Ceminde. istanbul: Demos Yayinlan, 2011.

40. Melikoff I. Uyur idik Uyardilar. istanbul, 2011.

41. Ocak A.Y. Alevi ve Bekta§i inan5lannin islam öncesi temelleri. istanbul, 2010.

42. Odyakmaz A. Bekta§ilik, Mevlevilik, Masonluk. Istanbul, 1988.

43. Osmanli'dan Ikibinli Yillara Türkiye'nin Politik Tarihi (i<p ve Di§ Politika). Ankara, 2012.

44. Oytan M. Bekta§iligin i? yüzü. Istanbul, 1945.

45. Önder A.T. Türkiye'nin Etnik Yapisi. Halkimizin Kökenleri ve Gerfekler. Ankara, 2011.

46. Öz B. Kurtulu§ sava§i'nda Alevi-Bekta§iler. istanbul, 1990.

47. Özkirimli A. Alevilik Bektasilik ve edebiyati. Istanbul, 1985.

48. Sara? N. Alevilerin siyasal tarihi. Kitap I (1300-1971). istanbul, 2011.

49. Schuler H. Türkiye'de Sosyal Demokrasi. Particilik-Hem§ehrilik-Alevilik. Die türkischen Parteien und ihre Mitglieder. Istanbul, 1999.

50. Soko Z. Mezhepler tarihi ve §ah Ismail, §iilik, Bekta§ilik, Alevilik, Kizilba§lik. Istanbul, 1944.

51. Suba§i N. Alevi Modernle§mesi. Sirri Fa§ Eylemek. Istanbul, 2010.

52. Sunar C. Melamelik ve Bekta§ilik. Ankara, 1975.

53. §ener C. Atatürk ve Aleviler. Istanbul, 1994.

54. Türkdogan O. Alevi-Bekta§i kimligi. istanbul: Tima§ yayinlari, 2006.

55. Tiirkmani К. Alevilik, doguçu, yayiliçi ve husussiyetleri. Ankara, 1948.

56. Yaman A. Alevilik ve Kizilba§lik Tarihi. Istanbul, 2007.

57. Zelyut R. Anadolu Aleviliginin Kulturel Kôkeni. Turk Aleviligi. Ankara, 2011.

58. Zelyut R. Dersim isyanlari ve Seyit Riza Gerçegi. Istanbul, 2011.

На французском языке:

59. Massignon L. Les origines des nousairis // L'Elaboration de l'islam. P., 1981.

60. Melikoff I. Hadji Bektach: un mythe et ses avatars. Genese et évolution du soufisme populaire en Turquie. Leiden, 1998.

61. Melikoff I. Sur les traces du soufisme turc. Istanbul, 1992.

Электронные ресурсы:

62. «Алевитский манифест» (Alevilik Bildirgesi). - Режим доступа: URL :http ://www. cumhur iy etars i vi.com.html

63. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за

1998 г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB_Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap_1998.pdf

64. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за

1999 г. - Режим доступа:

URL: http://www.ab. gov.tr/files/AB_Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye llerleme Rap 1999.pdf

65. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2000г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye_Ilerleme_Rap_2000.pdf

66. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2001г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2001.pdf

67. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2002г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2002.pdf

68. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2003г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2003.pdf

69. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2004г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2004.pdf

70. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2005г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2005.pdf

71. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2006г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2006.pdf

72. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2007г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2007.pdf

73. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2008г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye Ilerleme Rap 2008.pdf

74. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2009г. - Режим доступа:

URL: http://www.ab. gov.tr/files/AB_Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/Turkiye_Ilerleme_Rap 2009.pdf

75. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2010г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/turkiye ilerleme_rap_2010.pdf

76. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2011г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/2012_ilerleme_raporu_tr.pdf

77. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2012г. - Режим доступа:

URL:http://www.ab.gov.tr/files/AB Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRaporl ari/2012 ilerleme raporu_tr.pdf

78. Доклад Еврокомиссии о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС за 2013г. - Режим доступа:

URL:http://www.abgs.gov.tr/files/AB_Iliskileri/AdaylikSureci/IlerlemeRapo rlari/2013 ilerleme raporu tr.pdf

79. Закон Турецкой Республики № 442 от 18.03.1924г. -Режим доступа: URL:http://www.tarim. gov.tr/tr/mevzuat/item/1138-köy-kanunu-l .html

80. Закон Турецкой Республики №677 от 30.11.1925г. - Режим доступа: URL:http://www.mevzuat.adalet.gov.tr

81. Закон Турецкой Республики №2510 от 14.06.1934г.-Режим доступа: URL:http://mirekoc.ku.edu.tr/sites/mirekoc.ku.edu.tr/files/tr legi 1 .pdf

82. Закон Турецкой Республики №2884 от 25.12.1935 г.-Режим доступа: URL:http://ww.tbmm.gov.tr/tutanaklar/KANUNLAR KARARLAR/kanun tbmmcO 16/kanuntbmmcO 16/kanuntbmmcO 1602884.pdf

83. Закон Турецкой Республики №25649 от 23.11.2004г. - Режим доступа: URL: http:// www, me vzuat. go v ,tr/Me vzuatMetin/1.5.5253 .pdf

84. Конституция Турецкой Республики 1982 г.-Режим доступа: URL :http ://www.anayasa. gen.tr/19 82ay.html

85. «Пакет демократических преобразований» 2013 г. (Demokratikle§me Paketi). - Режим доступа:

URL:http://www.turkiyegazetesi.com.tr/gundem/83012. aspx.html

86. Информационный портал «Башка хабер»//Статья «Оценка алевитов «Пакета демократических преобразований»//30.09.2013 -Режим доступа: URL:http://www.baskahaber.org/2013/09/alevilerden-demokratiklesime-paketi.html

87. Информационный портал «Йени Шафак»// Бешер Ф.// Статья «Проект мечеть-джем-эви не объединение, а разобщение» //04.10.2013. - Режим доступа: URL:http://yenisafak.com.tr/yazarlar/Faruk Beser/cami-cemevi-proiesi-birlestirme-degil-ayristirmadir/39895.html

URL:http://w\ 1151767/html

Список иллюстративного материала

Рисунок 1. Ориентировочная общая карта распространения алевитов в Турции............................................................................................................................95

Рисунок 2. Ориентировочная общая карта распространения алевитов-

турок................................................................................................................................96

Рисунок 3. Ориентировочная общая карта распространения алевитов-

курдов.............................................................................................................................97

Рисунок 4. Ориентировочная общая карта распространения алевитов-

заза...................................................................................................................................98

Таблица 1. Характеристики провинций, позволяющие ретроспективно судить о распространении в них алевитов (по рисункам 1-4)................................................101

Таблица 2. Балльная система оценки степени распространения в провинциях алевитов по альтернативным критериям XI ХЗ (общая оценка даётся по максимальному из полученных её вариантов).........................................................103

Таблица 3. Результаты балльной оценки провинций по трем

характеристикам..........................................................................................................105

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.