Религия в условиях модернизации современного российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Алексеенко, Александр Иванович
- Специальность ВАК РФ22.00.06
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Алексеенко, Александр Иванович
Введение
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Религия как социокультурное явление современной России.
1.1. Место религии как социокультурного явления в условиях модернизирующегося общества.
1.2. Трансформация социокультурных функций религии в современном российском обществе.
Глава 2. Поведение российских верующих как выражение характера их религиозности.
2.1. Типология религиозности российских верующих в современных условиях.
2.2. Влияние религиозности на поведение верующих в условиях модернизации российского общества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Трансформация религии как социального института в постсоветской России2007 год, кандидат социологических наук Чемикосова, Татьяна Александровна
Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII - начало XXI века)2009 год, доктор социологических наук Синелина, Юлия Юрьевна
Отношение к религии и ценностные ориентации жителей Магаданской области2005 год, кандидат философских наук Поспелова, София Валентиновна
Религиозность современного российского общества: социально-философский анализ2010 год, доктор философских наук Лобазова, Ольга Фёдоровна
Возрождение религиозного сознания в современной России2005 год, кандидат философских наук Журавлёва, Ирина Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религия в условиях модернизации современного российского общества»
Актуальность исследования. На протяжении трех последних десятилетий в российском обществе осуществляется всесторонний процесс его модернизации. Изменения затронули все сферы жизнедеятельности - от экономики до мировоззрения россиян. Реформы конца XX века привели к тому, что общество оказалось в глубоком кризисе: произошло резкое обнищание значительной части населения, сопровождающееся кризисом системы социального обеспечения и здравоохранения. На фоне указанных явлений развивается кризис ментальности: отказ от официальной идеологии Советского государства приводит к определенному вакууму, который каждый человек стремится преодолеть самостоятельно. Одной из форм преодоления становится религия, предоставляющая возможность заполнения образовавшейся идеологической пустоты.
Таким образом, стремительный процесс модернизации российского общества на рубеже XX-XXI веков привел к своеобразному «религиозному ренессансу».
Однако и сама религия претерпевает значительные изменения под влиянием трансформаций, происходящих в других сферах российского социума. Одной из главных особенностей времени становится плюрализм, проникающий, в том числе, и в религиозное сознание. Духовный поиск общества определяет интерес не только к традиционным для России религиям, но и к совершенно новым религиозным движениям, частично пришедшим к нам из других стран, а частью возникшим на основе собственных религиозных организаций. К 2004 году кроме Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации насчитывалось более 21500 официально зарегистрированных религиозных организаций, члены которых принадлежат к 49 различным религиозным направлениям. Существуют и такие религиозные группы, которые функционируют без государственной регистрации.
Процесс роста религиозности происходит на фоне изменения статуса, роли, функций религии и религиозного поведения верующих.
Вместе с тем, все более заметным становится навязывание идей клерикализации, которое осуществляется несколькими путями: посредством сращивания государственной и церковной идеологии, характерной для традиционных религий (православия и ислама); средствами массовой информации (телевизионные передачи, ангажированные статьи); включением в образовательные стандарты дисциплин конфессиональной направленности (истории православия, мусульманства, закона Божьего).
Однако навязываемая идея клерикализации не находит отклика в общественном сознании и поведении, хотя некоторая привлекательность религии все же существует, так как она дает возможность определенной части населения заполнить мировоззренческий вакуум и решить проблему самоидентификации.
Низкая методологическая культура тиражируемых средствами массовой информации публикаций, несомненная порой предвзятость их содержания, отсутствие единого подхода к традиционным и новым религиям среди специалистов, представителей государственных структур и самих конфессий порождает проблему синтеза противостоящих точек зрения и актуализирует научное изучение сложившейся к началу XXI века религиозной ситуации в России, чему и посвящена данная диссертационная работа.
Степень научной разработанности проблемы. Феномен религии стал предметом изучения в различных отраслях знания.
Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной и общественной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности общества. В рамках данного подхода особое место отводится теориям таких ученых как У. Джеймс [54] и 3. Фрейд [207; 208].
Философия интерпретирует религию на основе конкретного субординирующего принципа, который определяет гносеологические, аксиологические и онтологические особенности религии (А. Бирс [204], Р. Отто [204], М. Мюллер [204], М. Элиаде [229; 230]).
Социология рассматривает религию, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, анализирует религиозное поведение людей, в единстве с их ценностями показывает естественные социокультурные предпосылки появления религии как сложного, открытого, динамичного социокультурного явления (Д. Боукер [46], М. Вебер [30; 31], Г. Зиммель [60], Э. Дюркгейм [58], О. Конт [81], Г. Спенсер [161]).
Исследование трансформации культуры и религии как составной части нового постиндустриального общества осущестлвялось в социальных теориях постмодернизма (Дж.Гэлбрейт [42], П.Друкер [56], Э.Тоффлер [179], Д.Белл [11], М.Кастельс [70]) и концепцях позднего или радикализованного модерна (Ю. Хабермас [212], Э. Гидценс [45]).
Анализ роли религиозного фактора в общественной жизни различных стран осуществлен в работах таких ученых как Р.Белла [12], П. Бергер [13; 14; 15], М. Вебер [30;31], П. П. Гайденко [37], Т. Н. Глебова [46], Ю. А. Левада [90], Т.Лукман [15], Т. Парсонс [132; 133].
Осмысление процесса изменения роли религии осуществляется в концепциях религиозного модернизма в работах таких исследователей как А.С.Ваторопин [27;28], Ю.В. Рыжов [147], Д. М. Угринович [185; 186; 187;], Д. Бонхёффер [184], Э.Пикеринг [137], Л.Туроу [181].
Функции религии рассматриваются такими учеными как К. Маркс [114], М.Е. Добрускин [55], Э. Дюркгейм [58], М. Вебер [30; 31], Г. Зиммель [60], Р. Белла [12], П. Бергер [13; 14], Р. Мертон [116].
Следует выделить концепции, в которых религиозность является одним из главных предметов при изучении религии (В. И. Гараджа [38], Ю. А. Левада [90], Л. Н. Митрохин [120], М. П. Мчедлов [121], Д. М. Угринович [187], И. НЛблоков [238]).
Религиозное поведение как отражение религиозности, причины ее роста представлены в работах Т.И. Варзановой [23], Ю.А. Гаврилова [121], Н.А
Селиверстовой Н.А [150], К. Каариайнен [67], Б. А. Лобовика [98], М. П. Мчедлова [121], А. А. Панкова [129], Э. Хоффера [218], Д. Е. Фурмана [67], А.Г. Шевченко [121].
Перечисленные работы заложили основы для теоретического изучения религии как социокультурного явления. Однако, несмотря на обилие литературы, огромное разнообразие точек зрения и суждений, теоретические аспекты изучения религии как социокультурного явления современной России и ее процессной составляющей - религиозности, еще не получили достаточно подробных исследований и не удовлетворяют в полной мере потребность в глубоком освоении социальной сущности религии.
Современное состояние религии характеризуется противоречиями развивающегося постиндустриального общества. Это позволяет поставить в диссертационном исследовании следующую цель — выявить особенности религии и религиозного поведения в условиях модернизации российского общества на рубеже XX—XXI веков.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1) выявить роль религии как социокультурного явления в условиях модернизирующегося общества;
2) на основе анализа социокультурных функций религии выявить особенности их трансформация в современном российском обществе;
3) осуществить типологизацию религиозности современной России^
4) рассмотреть особенности религиозного поведения в условиях модернизации общества.
Объектом исследования данной работы является религия как социокультурное явление.
Предмет исследования - влияние религии на поведение человека в условиях реформирования современной России.
Гипотеза диссертационного исследования. В современном российском обществе, которое характеризуется как модернизирующееся, религиозность является в большей мере внешним атрибутом поведения, чем внутренней ценностно-мотивационной составляющей при реализации религиозных потребностей личности.
Теоретические и методологические основы исследования. Диссертационное исследование базируется на принципах историзма, логического анализа и синтеза. В работе использовались методы систематизации, классификации и теоретического обобщения. Теоретико-методологической основой послужили следующие теории и концептуальные подходы: методологии анализа религии А. Баркер [9], Д. Боукер [204], В. И. Гараджа [39; 40], Ю. А. Левада [90], Л. Н. Митрохин [120], М. П. Мчедлов [121], Д. М. Угринович [187], И. НЛблоков [238]; социокультурный анализ религии А. Баркер [9], А. С Ваторопин [27; 28], Ю. А. Левада [90], ЛН. Митрохин [120], Ю.В. Рыжов [147], Н.А. Трофимчук [145]; ценностно-мотивационный анализ религии Д. А. Леонтьев [97], М. К. Мамардашвили [109], Д. Н. Узнадзе [83].
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, проведённого автором на территории города Курска в декабре 2003 — мае 2004 года. В опросе приняло участие 502 человека. Выбор респондентов строился по квотному принципу согласно представительству верующих и неверующих в структуре населения города Курска по данным Госкомстата. В рамках выделенных квот опрос проводился на основе случайной выборки с последующей коррекцией по социально-демографическим показателям. Метод сбора первичной информации -анкетирование. Обработка данных производилась в операционной системе Windows ХР с применением аналитической программы Statistica 5.0. В диссертационной работе также использовалась статистическая информация, предоставленная отделом регистрации и лицензирования религиозных и общественных организаций управления юстиции Курской области, данные исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда «Общественного мнения», Госкомстата РФ за 1992 - 2004 годы
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
• выявлено, что в современных условиях модернизации российского общества статус религии определяется процессами секуляризации, религиозной деконструкции, десакрализации и индивидуализации религии;
• на основе социокультурного анализа функций религии установлена приоритетность компенсаторной и мировоззренческой функций в современной социокультурной ситуации России, а также актуализация транслирующей функции религии;
• показано, что в силу нечеткости границ социальной группы верующих, религиозное поведение строго не дифференцируется ни в культовых, ни в социальных действиях респондентов;
• в ходе проведенного социологического исследования было установлено, что в современном российском обществе религиозное поведение верующих подчинено желанию идентифицировать себя с определенной социальной группой, а не с принадлежностью к вере как таковой.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретической конференции «Горизонты культуры» (Санкт-Петербург, ноябрь 2003г.), на конференциях: «Управление качеством в учебном процессе» (Курск, февраль 2004 г.), «Молодежь и XXI век» (Курск, май 2004 г.), Международной научно-теоретической конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского «Социальное партнерство государства и церкви - объективное условие стабильности политической системы гражданского общества» (Курск, июнь 2004 г.), «Россия на рубеже веков: история и современность» (Курск, ноябрь 2004г.), «Культура и власть» (Пенза, декабрь 2004 г.).
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и социологии Курского государственного технического университета. Ряд выводов и положений был апробирован в ходе научного семинара аспирантов кафедры философии и социологии КурскГТУ.
По теме диссертационного исследования автором опубликовано восемь работ.
Научно-практическая значимость работы состоит в следующем:
-Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах по социологии, культурологии, философии, психологии и религиоведению в разделах, посвященных религии как социокультурному явлению.
-Выводы диссертационной работы могут быть использованы органами местной власти для анализа межконфессиональных отношений.
-Разработанная автором социологическая анкета может быть использована для сравнительного анализа или выявления тенденций, происходящих в сфере религиозного поведения и общественного сознания в целом.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав по два параграфа каждая, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК
Реинституционализация Русской православной церкви в современном российском обществе: функционально-ролевой аспект2013 год, кандидат социологических наук Янакова, Елена Валерьевна
Религиозная ситуация в Волгоградской области: социологический анализ2007 год, кандидат социологических наук Беликова, Екатерина Олеговна
Современная российская интеллигенция: мировоззренческие позиции в отношении религии: На материалах Республики Бурятия2000 год, кандидат социологических наук Алексеева, Мария Сергеевна
Религиозность современной студенческой молодежи: на примере Нижегородской области2008 год, кандидат социологических наук Аникина, Анна Валентиновна
Современное русское православное монашество как социокультурный феномен2009 год, кандидат философских наук Астэр, Ирина Валериевна
Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Алексеенко, Александр Иванович
Заключение
В настоящее время наблюдается переход к информационному обществу. Миропонимание информационного общества можно охарактеризовать как поверхностное отношение ко всякого рода претензиям на абсолютность и окончательность, неважно, относятся ли они к мифу или к рациональному мышлению. По этой причине возникает множество вариантов миропонимания, которые приводят к необходимости толерантного к ним отношения, учитывающего сложность и многообразие действительности.
В вопросе о коллизиях культуры концепция информационного общества открывает новую перспективу, она рассматривает существующую между различными культурами напряжённость как продуктивное состояние, утверждая, что деструктивной эта напряжённость становится лишь в тех случаях, когда не уважаются чужие культуры. Таким образом, миропонимание информационного общества более толерантно к другим религиозным традициям и к нетрадиционной религиозности. Религиозное сознание населения России наполняется новыми идеями и представлениями, характерными для различных религиозных традиций. Тем самым эволюцию религии невозможно отделить от процессов, определяющих становление постиндустриальной повседневности.
Религия приспосабливается к новой социокультурной ситуации, поэтому законсервированные, не способные к модификациям или необходимым обновлениям доктринальные принципы традиционного православия в меняющихся социально-политических и экономических условиях не могут удовлетворить всю палитру духовных запросов современного общества.
В модернизирующемся обществе решающими оказываются процессы секуляризации, религиозной деконструкции, десакрализации и индивидуализации. Процесс секуляризации, десакрализации жизненного и системного миров ведёт к уменьшению воздействия на общество и индивида традиционной религиозности, падению авторитета самого социального института религии. Однако с конца 80-х годов XX века социологические исследования, репрезентативные в масштабах России, фиксируют устойчивый рост числа респондентов, идентифицирующих себя как «верующие». Происходят существенные изменения на институциональном уровне, где ярко выраженной тенденцией является рост числа религиозных объединений. Данная тенденция в религиозной ситуации, показателями которой являются также изменение общественного мнения по отношению к религии и рост авторитета религиозных организаций и их лидеров, получила наименование «религиозное возрождение». «Религиозное возрождение» — явление довольно поверхностное, в основном происходящее в сфере самоидентификации и мало затрагивающее глубокие религиозные чувства людей и их поведение. Россияне по таким параметрам как посещение церквей, практически не выросшим за постсоветский период, остаются одним из наименее религиозных народов Европы.
На наш взгляд, процесс роста религиозности характеризует общую картину эволюции массового сознания в России, которую можно рассмотреть при помощи модели «маятника», движущегося от одного Ч мировоззренческого положения к противоположному и затем обратно— к , положению, с которого началось исходное движение. Особенность рассматриваемого процесса - движение в сторону роста религиозности (как в свое время к атеизму) начинается из столичных городов, распространяясь затем на провинцию. Немаловажным является и тот факт, что специфика духовного развития российского общества в XX веке связывается также с дихотомией двух «исторических идеологий России» — православия и коммунистической идеологии.
Развитие религиозной ситуации в РФ в последние три десятилетия свидетельствует о внутренних противоречиях процесса секуляризации российского общества. На уровне массового сознания реальностью стали проявления противоположного секуляризации процесса сакрализации (то есть вовлечения в сферу религиозного санкционирования иных форм t общественного сознания). На институциональном уровне, секуляризация как преодоление религии путем атеизации всех структур социалистического общества сменилась тенденцией к клерикализации общественных отношений и институтов.
В современном обществе наблюдается изменение в приоритетах социальных и культурных функций религии. Главной функцией религии в современном модернизирующимся российском обществе становится мировоззренческая. К данной функции непосредственно примыкают органически с ней связанные компенсаторная и ценностно-интегрирующая, которые определяют место человека в обществе, его адаптацию к окружающему миру. Но при этом в ряде случаев можно наблюдать дисфункциональность при выполнении религией своих функций, особенно это характерно для нетрадиционных религий, новых религиозных течений и тоталитарных сект.
В нашей стране религиозность как социокультурное явление имеет свои особенности. Во - первых, подъем религиозности на рубеже веков обусловлен кризисом некоторых сфер российского общества и его модернизацией, следствием которой является резкая поляризация общества, падение благосостояния большой части населения и неспособностью адаптироваться к изменяющимся социальным условиям. Большинство респондентов, идентифицирующих себя с верующими и особенно ситуативно-верующими, приходят к вере через социальную неустроенность, неудачи в самореализации, творчестве и скуку. Во — вторых, в силу своеобразия исторического развития, православие и российский вариант марксистского атеизма были особенно жестки, догматичны, они не развивались и не трансформировались как на западе, а «ломались». В силу этого динамика религиозности подчинялась закону маятника: от атеизма — к православию и обратно — к атеизму. Но сегодня процесс изменения религиозности полностью вписывается в общую картину эволюции массового сознания в России нового времени. Деидеологизация общества, политический и экономический кризисы, массовое обеднение, локальные военные и религиозные конфликты, становятся причинами нового витка религиозности. Однако религиозность очень быстро, ускоренными темпами, превращается в формальность. Ведь сама религия подавляющим большинством, в том числе и верующих, понимается «не религиозно», а социально-утилитарно, как средство поддержания культуры и морали. Большинство новых верующих называют себя верующими не столько потому, что они действительно верят в Бога и в неотделимые от веры основные положения религиозного мировоззрения, а потому что считают религию полезной для общества, а принадлежность к верующим — признаком респектабельности.
Религиозное поведение в условиях модернизации общества обусловлено следующими факторами:
• появлением своеобразного «религиозного рынка»;
• повышением привлекательности традиционных религий;
• возможностью самоидентификации личности посредством приобщения к церкви.
Появление «религиозного рынка» способствует потребительски легкому отношению к церкви и вере: если церковь предъявляет жесткие требования, можно найти другую, более подходящую и менее обременительную, как следствие возникает активная конкуренция и целенаправленная деятельность религиозных организаций по привлечению новых адептов.
Привлекательность традиционных религий повышается среди лиц с консервативным мышлением, которые не способны принять распространяющийся в обществе плюрализм, в том числе и религиозный. Они обращаются к традиционным вероисповеданиям, с позиции которых могут осуществлять критику всех новых течений в общественном сознании. С этой точки зрения, традиционные религии усиливают свое влияние в определённых слоях общества в условиях неоднозначности мировоззренческих ориентации и некоторого идеологического хаоса современной России.
Возможность самоидентификации посредством религии и церкви сама по себе не нова, но в условиях социальной модернизации, когда происходят коренные изменения во всех сферах общества, она приобретает особое значение, так как дает возможность человеку найти свое место, которое было утрачено в результате перемен в общественной жизни.
Рассматривая религиозное поведение, можно говорить о культовом поведении и внешнем социальном поведении верующих. К культовому поведению относится посещение богослужений и участие в них, выполнение религиозных обрядов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действии в домашних условиях. Результаты эмпирических исследований, однако, не фиксируют наличие данных составляющих в полном объеме даже у большинства верующих. Поэтому религиозное поведение в России следует рассматривать не только в его культовых проявлениях, но и нужно выделять его ценностно-мотивационные аспекты.
Фактами внешнего социального поведения верующих является осуществление жизнедеятельности в соответствии с религиозными нормами и ценностями, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег, знакомых, участие в деятельности церковных советов и соборов.
Религиозное поведение также осуществляется во многом исходя из оценки окружающих по критериям принадлежности к категориям «я — свои» или «я -чужие». Большая часть российских православных, участников опроса в Курской области, проявляет негативное отношение к другим религиям и, прежде всего - к исламу.
Таким образом, модернизация современного российского общества и сопровождающие ее кризисные явления в общественном сознании и экономике становятся определяющими факторами трансформации религии как элемента духовной культуры. Религия, претендуя на роль государственной идеологии, помогает части общества заполнить мировоззренческий вакуум. Однако в обществе существует большая часть людей, для которых религиозные догматы и предписания не являются определяющими. Навязывание религиозных ценностей вызывает у них процесс скрытого или выраженного противостояния.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Алексеенко, Александр Иванович, 2005 год
1. Акчурин И. А. Единство естественнонаучного знания. М.: Госполитиздат, 1974.
2. Аринин Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа. Архангельск: Агат, 1998.
3. Арнольд В.И. Теория катастроф. М.: Слово, 1990.
4. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Госполитиздат, 1975.
5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Том 2. Теория и методология. Словарь. 2-е издание, переработанное и дополненное. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.
6. Баглай В.Е. Ацтеки, история, экономика, социально-политический строй (Доколониальный период). М.: Наука, 1998.
7. Баркер А. Новые религиозные движения. С.-Пб.: Нева, 1999.
8. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Слово,1994,
9. Батищев Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира / под ред. А.И.Арнольдова и В.А.Кругликова. М.: Наука, 1987.
10. Белл Д. Культурные противоречия капитализма // Этическая Мысль,М.: Наука, 1990.
11. Белла Р.Н. Социология религии//Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Мысль, 1972.
12. Бергер П. Понимание современности // Социс. 1990. № 7.119
13. Бергер П. Религиозный опыт и традиция//Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Наука, 1996.
14. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: YMCA-press, 1995.
15. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология. М.: Слово, 1997.
16. Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М.: Слово, 1998.
17. Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М.: Госполитиздат, 1971.
18. Борунков Ю. Ф. Философские аспекты диалога мировоззрений//Лекции по религиоведению. Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Мир, 1997.
19. Бубер М. Диалог//Бубер М. Два образа веры. М.: Слово, 1995.
20. Бубер М. Затмение Бога. Мысли по поводу взаимоотношений религии и философии. М.: Владос, 1995.
21. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М.: Мысль, 1989.
22. Варзанова Т.Н. Во что верят россияне // «НГ- Религия». 1997. №№ 2,4.
23. Василевский А. В поисках утраченной нормы//Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. 1994. №5.
24. Василиадис Н. Таинство смерти. М.: Слово, 1998.
25. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Наука, 1998.
26. Ваторопин А.С. Перспективы секуляризма и религии в эпоху постмодерна // Общественные науки и современность, 2002, №2.
27. Ваторопин А.С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социс., 2001, №11.
28. Введенский А. И. Условия допустимости веры в смысл жизни М.: Астрель, 1998.
29. Вебер М. Избранные произведения. М.: Слово, 1990.
30. Вебер М. Наука как призвание и профессия//Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Мир, 1991.
31. Вейнберг И. П. Рождение истории. Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М.: Наука, 1993.
32. Винничук JI. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Мысль, 1988.
33. Волович В.И. Надежность информации в социологическом исследовании. // Проблемы методологии и методики. Киев: Высшая школа,1974.
34. Воронцова JI.M., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании. Социс. 1995. № 4.
35. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. С.-Пб.: ИСЭП РАН, 1995.
36. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М.: Госполитиздат, 1972.
37. Гараджа В.И. Кризис религии и католический модернизм. М.: Наука, 1969.
38. Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Владос, 1995.
39. Гараджа В.И. Социология религии. М.: Слово, 1996.
40. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 Т. Т.1. М.: Госполитиздат,1975.
41. Гелбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М.: Высшая школа, 1969.
42. Гендин А.А. Религия как фактор социальной стратификации. М.: Мысль, 1984.
43. Генисаретский О. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М.: Мысль, 1987.
44. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс; Науч.ред. В.А.Ядов; Общ.ред. Л.С.Гурьевой, Л.Н.Иосилевича. -М: Эдиториал УРСС, 1999.
45. Глебова Т. Н. Психологический портрет религиозности в Америке. М.: Российский православный университет им. Св. апостола И. Богослова, 2005.
46. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Госполитиздат, 1976.
47. Голосовкер Э.Я. Логика мифа. -М.: Слово, 1977.
48. Гордиенко Н.С. Курочкин П.К. Особенности модернизации современного русского православия. М.: Госполитиздат, 1978.
49. Горичева Т.М. Православие и постмодернизм. Л.: Нева, 1991.
50. Горичева Т.М. Христианство и современный Мир,С.-Пб.: Нева, 1995.
51. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологического исследования.—М.: Меридиан, 1988.
52. Давидюк Г.П. Прикладная социология.- Минск: Полесье, 1979.
53. Джемс У. Многообразие религиозного опыта// Мистика. Религия. Наука, Классики мирового религиоведения. Антология//Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Наука, 1998.
54. Добрускин М. Е. О социальных функциях церкви (На материалах РПЦ). // Социс. 2002. № 4.
55. Друкер П. Труд и управление в современном мире //США-экономика, политика, идеология. 1993, №5
56. Дулуман Е., Лобовик Б., Танчер В. Современный верующий. Социально-психологический очерк. М.: 1970.
57. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. // Мистика. Религия. Наука, Классики мирового религиоведения. Антология//Сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. М.: Наука, 1998.
58. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования.—М.: Госполитиздат, 1969.
59. Зиммель Г. Социология религии//3иммель Г. Избранное. Т. 1 Философия культуры. М.: Слово, 1996.
60. Зубов А.Б. История религий (ранний, средний и верхний палеолит) М.: Владос, 1995.
61. Иванов В. В. Образы природной среды в знаковых системах культуры и искусства // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. JL: Нева, 1986.
62. Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе//Вопросы философии. 1997. № 5.
63. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии (Очерк ранней истории). М.: Высшее образование, 1987.
64. Ильин И. А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Соч. в двух томах. Т.1. М., 1993.
65. Исаев С.А. Теология смерти (Очерки протестантского модернизма). М.: Гардарики. 1991.
66. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие (Эволюция российской религиозности). // Вопросы философии. 1997. № 6.
67. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Наука, 1990.
68. Капра Ф. Новое видение реальности/ /Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. М. Просвещение, 1997
69. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс; Пер.с англ. под науч. ред О.И.Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2001.
70. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Госполитиздат, 1972.
71. Кимелев Ю.А. Философия религии Систематический очерк. М.: Слово, 1998.
72. Кириков О.И. Русское православие. Духовно-догматические ориентации. Воронеж: Черноземье, 1996.
73. Клеман М. Научное мировоззрение. М.: Госполитиздат, 1961.
74. Клочков В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль, 1978.
75. Козер JI. Функции социального конфликта // РЖ. Социология. 1992.-№4;
76. Козлова Н.Н. Анализ сознания в исследовании исторических типов цивилизации //Культура и цивилизация. М.: Мысль, 1984
77. Кокс X. Мирской Град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Слово, 1995.
78. Колсон Ч. Конфликт Царств. М.: Наука, 1996.
79. Комаров М.С. Общество как социокультурная система. Проблемы теоретической социологии. Под ред. Бароноева А.О. С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.
80. Конт О. Антология мировой философии. Т.З. М.: Госполитиздат, 1971.
81. Кофанов Л.Л. Сакральное право: от человеческих жертвоприношений к правовым санкциям. М.: Просвещение, 1994.
82. Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса// Общественные науки и современность, 1997, № 4.
83. Кребер А. Клакхон С. Культура. Критический анализ концепции и дефиниций. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1992.
84. Крывелев И. А. Религия мира: История и современность. М.: Мысль, 1987.
85. Кудрявцев В.Н. Социальные деформации. М.: Слово, 1992.
86. Кулик B.C. О методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания. Науч. тр. Новосибирск, ун-та. Филос. Серия, вып. 2. Новосибирск. 1968.
87. Кюри П. Избранные труды. М.: Просвещение, 1966;
88. Лапланш Ж., Понталис Ж- Б. Словарь по психоанализу. М.: Владос, 1996.
89. Левада Ю.А.Социальная природа религии. М.: Госполитиздат, 1965.
90. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Просвещение, 1990.
91. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Наука, 1994.
92. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Мысль, 1980.
93. Лекции по методике конкретных социологических исследований/ под ред. проф. Г.М. Андреевой. М.: Просвещение, 1972.
94. Лелеков Л.А. Зороастризм: явление и проблемы// Локальные синкретические культы. М.: Слово, 1991.
95. Ленин В.И. Полн. собр. соч., Т. 17. М.: Госполитиздат, 1974.
96. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени. WWW.I— U.RU.
97. Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев: Изд. Наукова Думка, 1986.
98. Локк Дж. Письмо о веротерпимости//Английское свободомыслие: Д.Локк, Д.Толанд, А.Коллинз. М.: Просвещение, 1981.
99. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф // Труды по языкознанию. М.: Мысль, 1982.
100. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1991.
101. Лотман М.Ю., Успенский Б.А. Миф имя — культура // Труды по знаковым системам. Тарту, Эстония. 1973.
102. Лушников Д. А. Социальная дезорганизация и обыденное религиозное сознание. Дисс. канд. соц. наук. Ставрополь, 2000.
103. Льюис Д. После эпохи атеизма. М.: NZV Медиа, 2004.
104. Малерб М. Религии человечества. С.-Пб.: Возрождение, 1997
105. Малиновский Б. Миф как драматическое развитие догмы // Магия, наука, религия. М.: Наука, 1998.
106. Малиновский Б. Смерть и реинтеграция групп/ /Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Слово, 1995.
107. Малявин В.В., Кожин П.М. Традиционные верования и синкретические религии Китая//Локальные и синкретические культы М.: Владос, 1991.
108. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси. 1984.
109. Мануйлова Д.Е. Социальные функции религии. М.: Госполитиздат, 1975.у) 111. Манхсйм К. Диагноз нашего времени. М.: Слово, 1994.
110. Маретт Р. Формула табу мана как минимум определения религии. / Мистика. Религия. Наука, М.: Наука, 1998.
111. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ) -М.: Мысль, 1983.
112. Маркс К., Энгельс Ф.Соч.2-е изд., Т. 1. М.: Госполитиздат, 1978.
113. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Госполитиздат, 1976.
114. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская ^ социологическая Мысль, М.: Наука, 1994.
115. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Слово, 1996.
116. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: Слово, 1998.
117. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
118. Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Антей, 1993.
119. Мчедлов М.П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия // Исторический вестник, 2000, № 9-10
120. Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. О социальном портрете современного верующего // Социс. 2002. № 7.
121. Николис Дж. Динамика иерархических систем. Эволюционное направление. М.: Владос, 1989.
122. Новиков М.П. Тупики православного модернизма: (Критич. , анализ богословия XX века). М.: Наука, 1979.
123. Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М.: Слово, 1991.
124. Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990.
125. Осипов А.И. Основное богословие. М.: Слово, 1994.
126. Павлюк В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. М.: Мысль, 1984.
127. Панков А. А. О некоторых закогомерностях и противоречиях формирования религиозности нового типа. // Материалы Всесоюз. научно-практич. конф. « Общественное сознание и общественные отношения в условиях перестройки». Ч. 2. Москва — Черновцы. 1990.
128. Панченко А. А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. С.-Пб.: Возрождение, 1998.
129. Парсонс Т. О структуре социального действия М.: Академический проект, 2000.
130. Парсонс Т. Общий обзор//Американская социология. М.: Госполитиздат, 1972.
131. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Вып. 1. М.: Просвещение. 1968.
132. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах. М. .'Центр, 2001.
133. Парыгин Б. Д. Научно- техническая революция и личность. М.: Политиздат, 1978.
134. Пикеринг Э. Библейский сепаратизм. М.: Крон-Пресс, 2002.
135. Пилкинггон С.М. Иудаизм. М.: Мысль, 1998.
136. Поликарпов B.C. История религий. Лекции и хрестоматия. М.: Слово, 1997.
137. Поликарпов B.C. История религий. М.: Слово, 1997.
138. Полосин B.C. Миф. Религия. Государство. М.: Азбука, 1999.
139. Поместный собор Русской Православной Церкви. 30 мая 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. Изд. Московской патриархии, 1972.
140. Радугин А.А.Введение в религиоведение. М.: Крон-Пресс. 1996.
141. Религия в истории и культуре // Под ред. М.Г.Писманика. М.: Гардарики. 1998.
142. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник//Под ред. Н. А. Трофимчука М.: Слово, 1997.
143. Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху "постмодерна" глазами христианского публициста // Вопросы философии, №5,1991
144. Рыжов Ю. В. Христианство на переломе времен: между традицией и модерном (Материалы третьей научной конференции преподавателей и студентов 14-15 марта 2002) Новосибирск, Новый сибирский университет, 2002.
145. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Дон. 1996.
146. Селиванов В. П. Мистика и рационализм души: Основы метапсихологии. Саратов: Попурри, 1999.
147. Селиверстова Н.А. Атеизм и религия в духовной культуре советского общества// Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. С.-Пб.: Нева, 1991.
148. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир ТАНАХА (Ветхого Завета). Минск: Полесье, 1998.
149. Смелзер Н. Социология. М.: Владос, 1998.
150. Смирнов М.Ю. Мифология и религия: некоторые аспекты их соотношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 3, № 20, 1992.
151. Смит В.Р. Иегова и пророки//Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Феникс, 1996.
152. Сндорович О.В. Дивинация: религия и политика в архаическом Риме. М.: Слово, 1991.
153. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
154. Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест. 1999.
155. Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве; Духовные основы жизни; Оправдание добра. Минск: Харвест, 1999.
156. Сорокин П. А. Общая социология//Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Мир, 1992.
157. Социально-психологический портрет инженера. По материалам обследования инженеров. Ленинград. Проектно-конст. орг. / под ред. В.А. Ядова В.А. М.: Мысль, 1997.
158. Спенсер Г. Основные начала. С.-Пб.: Сталкер, 1999.
159. Спенсер Г. Синтетическая философия. Киев: Нострадамус, 1997.
160. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М.: Госполитиздат, 1960.
161. Спиркин А. Г. Сознание и самосознанием М.: Госполитиздат, 1972.
162. Сретение. Православное приложение. № 6. 2000.
163. Стенин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избранная социально-философская публицистика. М.: Институт философии, 1996.
164. Суровегина Н.А. Русское православие: сознание, религия, философия. Тверь: Боян, 1993.
165. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен. (Филос. проблемы исследования). М.: Мысль, 1972.
166. Сухов А.Д. Первобытная религия//Естествознание и религия. 1970. №3.
167. Сухов АД. Религия как общественный феномен. (Философские проблемы исследования). М.: Мысль, 1973.
168. Тареев М.М. Цель и смысл жизни//Смысл жизни: Антология. М.: Ы Владос, 1999.
169. Тиллих П. Систематическое богословие// Пер. с анг. Данилушкина М. Б. С.-Пб.: Алтея, 1998.
170. Тихомиров JI А Религиозно-философские основы истории М.: Наука, 1997.
171. Тихомиров JI.A. Религиозно-философские основы истории. М.: Наука, 1997.
172. Токарев С. А. Происхождение религии/ЛСраткий научно-^ атеистический словарь. М.: Госполитиздат, 1969.
173. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Просвещение, 1990.
174. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки естественнонаучных знаний в древности. М.: Мысль, 1982.
175. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. С.-Пб.: Издательский дом Гуттенберга. 1997.У
176. Тоффлер Э. Третья волна: Пер. с англ. М.: ACT, 2002.
177. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Наука, 1994.
178. Туроу JI. Будущее капитализма. Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний / Новая индустриальная волна на Западе. М.: Антология, 1999.
179. Тэйлор Э. Первобытная культура//Мистика. Религия. Наука,
180. Классики мирового религиоведения. М.: Антология, 1998.
181. Тэрнер В. Символы и ритуал. М.: Мысль, 1983.
182. Угринович Д. М. Безрелигиозное христианство Д. Бонхёффера и его продолжателей. Библиотека Гумер, 2005.
183. Угринович Д. М. Введение в религиоведение. М.: Мысль, 1985.
184. Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии. (О специфике религии и ее месте в общественном сознании). Изд. 2-е,доп. и переработ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.
185. Угринович Д.М. Социальные функции и социальная роль религии //Философские науки 1980 №3.
186. Учебный словарь-минимум по религиоведению. // Под. ред. И. Н. Яблокова. М.: Гардарики, 1998.
187. Федоров Н. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1995.
188. Федотов В.В Библейская мораль и культурные традиции древнего Средиземноморья// Хрестоматия по исторической психологии. М.: Издат. группа «Прогресс», 1998.
189. Федотов В.В. Библейская мораль и культурные традиции древнего Средиземноморья// Хрестоматия по исторической психологии. М.: Наука, 1998.
190. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Р.-на-Д.: Феникс, 1999.
191. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Наука, 1997.
192. Фейербах JI. Избранные философские произведения. В 2-х т. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1956.
193. Фейербах JI. Лекции о сущности религии. Т. 2. М.: Госполитиздат, 1955.
194. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Мысль, 1965.
195. Философия и сознание: Сб. науч. ст. / Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: КРУ, 1996.
196. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991.
197. Фишер М. П. Живые религии: Пер. с англ. // Международный фонд образования. М.: Республика, 1997.
198. Флетчер У. Советские верующие // Социс. 1987. № 4.
199. Флоренский П. А. Сочинения: В 4 т. // Свящ. Павел Флоренский; Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А.С. Трубачева). М.: Мысль, 1994.
200. Флоровский Г. В. Пути русского богословия // Прот. Георгий Флоровский. 4. изд. Париж: YMCA-press, 1988.
201. Фогт Г. Чему учит Церковь. М.: Издат. группа «Прогресс», 1993.
202. Форвард М. Религия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.
203. Франки В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Мысль, 1990.
204. Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии: Духовные искания древнего человека. М.: Мысль, 1984.
205. Фрейд 3. Психический генезис религиозных представлений // Религия и общество. // Сост. В. И. Гараджа, В. Д. Руткевич. М.: Наука, 1994.
206. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.
207. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Крон-Пресс. 1994.
208. Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Владос, 1998.
209. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? Киев: Астрель. 1998.
210. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1993. №4.
211. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. // Вопросы философии. 1990. №10.
212. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986.
213. Хомяков А.С. Сочинения богословские // Предисл. Ю.Ф. Самарина. С.-Пб.: Наука, 1995.
214. Хомяков Д.А. Собор, соборность, приход и пастырь //Сарат. Свято-Алексеевский женский монастырь. Саратов: Благовест, 1996.
215. Хоружий С. С. Исихазм как пространство философии // Вопросы философии. 1995. № 9.
216. Хоффер Э. Истинноверующий. Мн.: ЕГУ, 2001.
217. Цвингли У. Отчет о вере. Тбилиси: Vereiningung der Freunde Georgiens, 1997.
218. Церковь и государство, (история правовых отношений) //Священник А. Пиколин. М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 1997.
219. Цисанская К.В. Нативистскис синкретические религии индейцев Северной Америки// Локальные и синкретические культы. М.: Наука, 1991.
220. Цыпин В.А.Церковное право. М.: Крон-Пресс, 1994.
221. Чаплыгин Н.А. Введение//Религия и община в древнем Риме. М.: Республика, 1994.
222. Человек: Энцикл. слов. // Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов. М.: Гардарики, 1999.
223. Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М.: Мысль, 1987.
224. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Госполитиздат, 1969.
225. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. С.-Пб.: Изд. дом Гуттенберга, 1998.
226. Элиаде М. Космос и история. М.: Мысль, 1987.
227. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Владос, 1999.
228. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издат. группа «Прогресс», 1994.
229. Элиаде М. Тайные общества: обряды инициации и посвящения. М. Владос, 1996.
230. Ю.Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии М.: Меридиан, 1999.
231. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Наука, 1992.
232. Юнг К.Г. Настоящее и будущее//Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М.: Наука, 1997.
233. Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М.: Госполитиздат, 1972.
234. Яблоков И.Н. Религиоведение. — М.: Гардарики, 2004.
235. Яблоков И.Н. Религиоведение. М.: Высшее образование, 1998.
236. Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Высшее образование, 2004.
237. Ясперс К. Истоки истории и сё цель//Смысл и назначение истории. М.: Слово, 1995.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.