Религиозный экстремизм как форма социальных отношений: на примере российского общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Гурский, Валентин Владимирович

  • Гурский, Валентин Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2012, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 120
Гурский, Валентин Владимирович. Религиозный экстремизм как форма социальных отношений: на примере российского общества: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Челябинск. 2012. 120 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Гурский, Валентин Владимирович

Введение.

Глава 1. Социально-философская концепция религиозного экстремизма.

1.1 Религиозный экстремизм как социально-философский феномен.

1.2 Религиозные ценности как основание религиозного экстремизма. 29 1.3. Деструктивность религиозного экстремизма.

Глава 2. Религиозный экстремизм в социальной реальности.

2.1 Факторы развития религиозного экстремизма в современной России.

2.2 Виды религиозного экстремизма в современной России.

2.3 Возможность преодоления религиозного экстремизма. 94 Заключение. 100 Список литературы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный экстремизм как форма социальных отношений: на примере российского общества»

В наиболее общем виде под экстремизмом (от лат. — ехй-етш — крайний) понимается приверженность к крайним формам политической борьбы или иной общественной деятельности. Если же такая приверженность проявляется по поводу религиозных ценностей, то речь идет о религиозном экстремизме.

Актуальность исследования религиозного экстремизма определяется фундаментальным противоречием между тем, что религия призвана объединять людей, вести их к добру, и существованием религиозного экстремизма. В настоящее время получили широкое развитие различные формы экстремизма, среди которых не последнее место занимает религиозный экстремизм. В этом контексте научное сообщество, несомненно, обязано вскрыть сущность данного негативного явления. Четкое формулирование его генезиса, признаков, структуры и возможных последствий позволит государственным органам выявлять экстремистские сообщества на ранней стадии их деятельности и экстремистские материалы, не содержащие прямых призывов к вооруженной борьбе (а это не единственный признак экстремизма, приводимый в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»). Кроме того, ряд судебных процессов по признанию определенных материалов экстремистскими показал, что экспертное сообщество недостаточно вооружено теоретическими знаниями. Таким образом, практическая актуальность предлагаемого исследования представляется доказанной.

Научная актуальность исследования заключается, прежде всего, в отсутствии обобщающих трудов, которые бы содержали социально-философский анализ религиозного экстремизма или выстраивали его комплексную модель с привлечением достижений разных отраслей гуманитарного знания.

Таким образом, несоответствие между остротой общественных противоречий, вызванных религиозным экстремизмом, и отсутствием модели его социально-философского осмысления определяют основную проблему исследования. Устранение данного несоответствия требует соотнесения достижений социальной философии со структурообразующими элементами феномена религиозного экстремизма. Данное соотнесение позволило бы выстроить концепцию религиозного экстремизма, а затем применить ее для исследования эмпирического материала.

Степень научной разработанности проблемы.

Феномен религиозного экстремизма неоднократно становился предметом рассмотрения учеными, представляющими разные отрасли гуманитарного знания.

В основе юридического (П. А. Кабанов, И. В. Кудряшева и др.) ! изучения экстремизма лежит выработка и уточнение ^признаков Ч экстремизма, содержащихся в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности»: публичные призывы к установлению в России диктатуры, то есть строя, значительно ущемляющего политические и гражданские права граждан России, а также к насильственному свержению конституционного строя или к захвату власти; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни и публичное выражение намерений ограничить права граждан по этим признакам; представление своих целей, идеалов или отличительных признаков с помощью символики, в недалеком прошлом присущей национал-социалистическому режиму Германии и фашистскому режиму Италии; публичное одобрение национал-социалистических, фашистских и иных тоталитарных режимов; отрицание преступлений, совершенных такими режимами, оправдание их лидеров и политики. Данные признаки представляют собой описание методов и конкретных проявлений экстремизма. Они не учитывают характеристики субъекта, его мотивацию и, таким образом, являются недостаточными для установления причин экстремизма. Тем не менее, они позволяют охарактеризовать экстремизм как форму общественных отношений, так как все перечисленные действия возможны только в обществе и имеют не однократный, а устойчивый характер, что позволяет исследователю использовать их как материал для дальнейших обобщений, которые позволят охарактеризовать религиозный экстремизм в рамках философского представления о социальности.

Политологическое осмысление экстремизма характеризует любой экстремизм как действия, направленные на достижение социального результата и детерминированные социальными условиями. Он детерминирован, прежде всего, феноменами социально-экономической природы, а религиозным и иным подобным аспектам отводится роль мотивов, лозунгов и так далее. Такой экстремизм ставит единственной "й целью захват власти во имя контроля над ресурсами. Данный подход заявлен в работах В. С. Баркановой, Д. Брилева, А.-Н. 3. Дибирова, А. С. Ермаганбетова, Д. Назирова, С.С. Оганесяна, Е. Н. Плужникова, К. В. Соколовой, Л. Сюкияйнена, М. Т. Якупова и др. Это направление исходит из того, в реальной жизни практически невозможно разделить в деятельности конкретного человека различные мотивы: религиозные, политические, финансовые, национальные и т. д. при приоритете социально-экономической мотивации. Для него характерно конструирование терминов типа «религиозно интерпретируемый экстремизм», «религиозно мотивированный экстремизм», «экстремизм, апеллирующий к религии». Кроме того, оно развивается под влиянием того обстоятельства, что именно политический экстремизм был впервые описан в качестве экстремизма.

Для религиоведческой, а также в равной степени для исторической и психологической характеристик религиозного экстремизма характерен анализ возможных социальных феноменов, порождаемых религиозной верой, социальной сущности религиозных ценностей и возможной связи между ними. Такой анализ предложен в работах Д. С. Вотяковского, К. С. Гаджиева, А. Л. Дворкина, Л. В. Денисовой, А. Добродеева, А. И. Долговой и др., В. Д. Жукоцкого, А. Е. Зимбули, А. В. Кураева, В. А. Лекторского, Д. В. Ольшанского, Г. В. Осипова и Ж. Т. Тощенко, В. Г. Татаринцева, П. Б. Уварова, В. И. Филатова и др. В своем анализе некоторые из названных исследователей руководствуются собственными мировоззренческими установками.

Попытка дать определение экстремизма в целом и религиозного экстремизма, описать их признаки и социальные функции содержится в работах Н. Н. Афанасьева, С. Г. Барышникова, В. В. Брындиной, Д. С. Вотяковского, А. В. Горелика, С. Ф. Денисова, Л. В. Денисовой, В. Д. Жукоцкого, A.C. Киреева, С. А. Колдыбаева, П. Коулмена, А. Н. Кольева, Ю. В. Кормилицына, В. И. Красикова, Т. А. Логиновских, П. Е. Матвеева, Э. Паина, Е. Н. Плужникова, А. В. Романова, Н. А. Романова, И. С. Смазновой, М. Т. Степанянца, О. М. Фархитдиновой, Ю. Фридмана, Ю. С. Хусаиновой, М. Юргенсмайера и др.

Изучая социальные корни интересующего нас явления, исследователи выделили ряд оснований. Во-первых, развитие экстремизма обусловлено спецификой индустриальной, а затем информационной цивилизаций: сложность социальной адаптации человека, разрыв между верхами и низами социальной иерархии, но, в то же время, расширение информационного поля и, как следствие, круга субъектов общественной активности. На этом заостряют внимание К. С. Гаджиев, В. Г. Татаринцев, В. И. Филатов. Во-вторых, экстремизм рассматривается как проявление нигилизма, антисоциальности, разрыва с предшествующей традицией.

Такая позиция заявлена в работах Т. А. Логиновских, И. Н. Степановой и С. И. Чудинова. В-третьих, в работах Л. В. Баевой, О. А. Блиновой, К. С. Гаджиева, Е. В. Плотниковой, Б. С. Шалютина существует понимание экстремизма как проявления конфликтности и интолерантности. П. Е. Суслонов указывает на то, что экстремизм носит характер сложного системного явления, в котором необходимо выделить ценностно-мировоззренческие установки. А. Н. Кольев видит в экстремизме отклонение от некоей нормы, которая формируется традиционными ценностями и национальными интересами и отстаивается властью. Н. Н. Афанасьев относит к экстремизму все социальные феномены и процессы, основанные на применении насилия.

Проблема осуществления социально-философского анализа религиозного экстремизма с точки зрения ряда исследователей (Долгова А.

И., Гуськов А. Я. и Чуганов Е.Г., Т. А. Логиновских, Л. Ф. Остроухова, В. 1

Ш. Сабиров и Е. В. Филиппов и др.) в настоящее время не разрешена. На и}; г I сегодняшний день, обобщающие работы созданы Д. В. Ольшанским, П. Е.

Суслоновым и Е. Н. Плужниковым, в работах которых не содержится специального социально-философского подхода именно к религиозному экстремизму. Тем не менее, все авторы, независимо от представляемых дисциплин и заявленных подходов, подразумевают социальную природу религиозного экстремизма, описывают его как феномен, систематически присущий общественной жизни. Также все исследователи оценивают религиозный экстремизм как нарушение различных норм, отсутствие правильной адаптации в обществе, отрицание его ценностей и институтов, проявление нетерпимости, нигилизма и т. п. Это дает возможность, во-первых, рассматривать религиозный экстремизм как форму социальных отношений, во-вторых, считать эту форму деструктивной по отношению к сложившемуся общественному устройству. Такое рассмотрение возможно именно в рамках социально-философского исследования.

Объект исследования: религиозный экстремизм как форма общественных отношений.

Предмет исследования: религиозный экстремизм в России как деструктивная форма социальных отношений.

Цель: Выявить особенности религиозного экстремизма в современной России как деструктивной формы социальных отношений.

Задачи: 1. На основе анализа имеющихся исследований религиозного экстремизма выявить признаки религиозного экстремизма, провести социально-философский анализ данного явления.

2. Выявить основания деструктивности религиозного экстремизма, дать его характеристику как деструктивной формы социальных отношений.

3. Выявить особенности религиозных ценностей и условия, при которых они выступают основой религиозного экстремизма.

4. На основе выстроенной теоретической модели выявить и описать факторы и предпосылки, приводящие к возникновению, развитию религиозного экстремизма в современной России.

5. Выделить виды религиозного экстремизма, существующие в современной России.

6. Проанализировать возможность и способы преодоления религиозного экстремизма в современной России.

Цель исследования будет считаться достигнутой, если в результате применения вышеназванных методов будут доказаны положения, характеризующие религиозный экстремизм как деструктивную форму социальных отношений, что внесет вклад в социальную философию, расширяя представления как о деструктивных формах социальных отношений, так и о процессах, характеризующих современное российское общество; установлены факты, аргументы и доказательства, подтверждающие выявленные в исследовании характеристики религиозного экстремизма; раскрыты противоречия внутри одной религиозной системы и противоречия между религиозной системой и ее социальным окружением, порождающие религиозный экстремизм; изучены основные функции религиозного экстремизма; социально-культурные ситуации, порождающие религиозный экстремизм; уровни проявления деструкции в религиозном экстремизме как особенной форме социальных отношений; факторы развития и виды религиозного экстремизма в современной России.

С практической точки зрения, достижение цели исследования будет означать определение перспективы практического использования авторской концепции религиозного экстремизма, создание системы практических рекомендаций, определяющих направления социальной практики государства и других основных социальных институтов, реализация которой позволит предотвратить возникновение и развитие г религиозного экстремизма, формулирование предложений по дальнейшему совершенствованию способов борьбы с религиозным экстремизмом.

Методологическую основу исследования составляют: диалектический метод, методы системного, сравнительного и структурно-функционального анализа, принципы и методологические установки междисциплинарного подхода к изучению социальных отношений и процессов, герменевтика, отдельные элементы синергетического подхода. В социально-философском анализе религиозного экстремизма применяется логический метод, структуру которого задают онтологические, гносеологические, праксиологические и аксиологические основания.

Для достижения цели исследования имеют ключевое значение некоторые концепции, идеи и мнения, сложившиеся в творчестве ряда мыслителей: понимание феноменов деструкции и деструктивности, зародившееся у Г. Гегеля, проявившееся у Ф. Ницше и получившее законченный вид во Франкфуртской школе; существующие в творчестве М. Вебера и И. А. Ильина представления о значении государства в духовной жизни человека; оценки Н. А. Бердяевым и И. А. Ильиным роли насилия в жизни общества; концепция зарождения новых ценностей Н. Гартмана; типология ценностей В. И. Плотникова, аксиологическая концепция Н. Л. Худяковой.

Для обоснования и проверки результатов исследования привлекается эмпирический материал, содержащийся в действующем федеральном законодательстве, решениях различных судов, официальных документах религиозных конфессий, исторических источниках и исследованиях, созданных А. Блинским, В. В. Гурским, М. Д. Долбиловым, преп. Иосифом Волоцким, А. Крымским, В. И. Лениным, А. 3. Мантаевым, В. Никифоровым-Волгиным, А. Николиным, Д. Портнягиным, Б. В.

Савинковым, В. Степаковым, С. С. Татищевым, Н. Цыловым; справочных к ' изданиях А. П. Алексеева; В. И. Даля, Ю. Н. Попова, публикациях изданий «Российская газета» и «Труд»»; материалах интернет-сайтов http://ru.wikipedia.org: http://www.portal-credo.ru: http://www.hizb.org.ua: http://lenta.ru: http://www.vesti.ru: www.hro.org: http://www.wahhabism.narod.ru: http://otchizna.su; http://www.psi.webzone.ru: http://www. sedmitza.ru: http://www.rodon.org; http://www.colecta.su.

Апробация работы.

Основные положения диссертации и полученные результаты обсуждались на семинарах аспирантов и заседаниях кафедры философии Челябинского государственного университета. Апробация результатов исследования осуществлялась на научных конференциях «Традиционные общества: неизвестное прошлое (Челябинск, 2009), «Комплексная безопасность объектов и субъектов социальной сферы» (Челябинск, 2010), «От экстремизма к толерантности: этические и социокультурные аспекты»

Новосибирск, 2009), «Экстремизм как философская проблема» (Новосибирск, 2010), «Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия» (Екатеринбург, 2011), «Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства» (Челябинск, 2011), «Человек. Религия. Право. Антропология деструктивности» (Екатеринбург, 2012).

Основные идеи диссертации отражены в восьми публикациях.

Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Библиографический список содержит 135 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Гурский, Валентин Владимирович

Заключение.

Главным выводом нашего исследования можно считать то, что исходную гипотезу - религиозный экстремизм представляет форму социальных отношений, несущую в себе потенциал социальной деструкции - можно считать доказанной. Этот вывод строится на системе промежуточных выводов, которые представляют собой решение задач, сформулированных в начале исследования.

1. Религиозный экстремизм представляет собой деструктивную форму социальных отношений, для которой характерно функционирование через неформальные социальные группы, исповедующие религиозные ценности, институционально противопоставляющие себя обществу с использованием насильственных и других социально неодобряемых методов.

2. Основными функциями религиозного экстремизма являются: 1) политическая — захват власти с целью насаждения обществу ценностей экстремистской группы; 2) апологетическая — защита ценностей, выступающих ценностным ядром конкретной религии с помощью экстремистских методов. Выступая в качестве ведущих, эти функции порождают два типа религиозного экстремизма: политический и апологетический, которые могут переходить друг в друга.

3. Политическая функция религиозного экстремизма реализуется при, условии ценностной подмены, в результате которой главной ценностью для членов экстремистских групп фактически становятся сама неформальная группа и ее лидер, а не ценности, в том числе гуманистические, выступающие ядром определенной религии, которые лишь декларируются членами группы. Также ценностная подмена служит механизмом перерождения апологетического религиозного экстремизма в политический.

4. Социально-культурными ситуациями, порождающими религиозный экстремизм, являются: 1) ситуация противоречий внутри одной религиозной системы; 2) ситуация противоречий между религиозной системой и ее социальным окружением (конфликт религиозной системы с господствующей религиозной системой; конфликт между двумя религиозными системами, находящимися в одинаковых отношениях с обществом в целом; конфликт религиозной системы с господствующей секулярной идеологией).

5. Религиозный экстремизм как деструктивная форма социальных отношений характеризуется следующими уровнями проявления деструкции: первый и второй уровни — цели и средства религиозного экстремизма; третий, четвертый и пятый уровни — деструктивные влияния на личность, на характер общественных отношений, на перспективы исторического развития общества. При реализации апологетической функции религиозного экстремизма отсутствует первый уровень деструкции.

6. Основными факторами развития религиозного экстремизма в современной России являются: 1) падение авторитета и организационных возможностей традиционных конфессий, 2) развертывание национально-политического экстремизма, 3) распространение новых религиозных учений отечественного и зарубежного происхождения.

7. В современной России можно выделить три вида религиозного экстремизма: 1) исламистский экстремизм, 2) экстремизм, выросший из организационных и эсхатологических конфликтов внутри Русской православной церкви, 3) экстремизм новых религиозных движений оккультного и псевдовосточного характера. Также установленные нами характеристики присущи феномену атеистического экстремизма.

8. В соответствии с двумя основными типами религиозного экстремизма выделяются две стратегии государственной политики.

Таким образом, можно считать, что цель исследования достигнута -обосновано понимание религиозного экстремизма как деструктивной формы социальных отношений и выявлены особенности функционирования этой формы в условиях современного российского общества.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: • доказаны положения, характеризующие религиозный экстремизм как деструктивную форму социальных отношений, что вносит вклад в социальную философию, расширяя представления как о деструктивных формах социальных отношений, так и о религиозных процессах, характерных для современного российского общества;

• применительно к проблематике диссертации результативно использован вышеописанный комплекс базовых методов исследования;

• изложены факты, аргументы и доказательства, подтверждающие выявленные в исследовании характеристики религиозного экстремизма;

• раскрыты противоречия внутри одной религиозной системы и противоречия между религиозной системой и ее социальным окружением, порождающие религиозный экстремизм;

• изучены основные функции религиозного экстремизма; социально-культурные ситуации, порождающие религиозный экстремизм; уровни проявления деструкции в религиозном экстремизме как особенной форме социальных отношений; факторы развития и виды религиозного экстремизма в современной России.

Практическая значимость исследования подтверждается тем, что определены перспективы практического использования авторской концепции религиозного экстремизма; создана система практических рекомендаций, определяющая направления социальной практики государства и других основных социальных институтов и позволяющая предотвратить возникновение и развитие религиозного экстремизма; представлены предложения по дальнейшему совершенствованию способов борьбы с религиозным экстремизмом.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена синтезом основных философских методов, соответствующих его объекту, предмету и цели. Идеи авторской концепции религиозного экстремизма базируются на анализе эмпирических данных о различных проявлениях религиозного экстремизма как в мировой, так и в российской действительности. к

Достижение цели исследования открывает перспективы для постановки и разрешения ряда научных проблем, к которым можно отнести нижеследующие.

1) Как может выглядеть уточненная с учетом результатов исследования типология экстремизма по сферам общественной деятельности?

2) Обладает ли религиозный экстремизм некими латентными функциями, в которых не проявляется деструктивность?

3) Является ли религиозный экстремизм феноменом исключительно постиндустриальной эпохи?

4) Каково действительное соотношение религиозного и политического в атеистическом экстремизме?

5) Где и когда был накоплен позитивный опыт преодоления религиозного экстремизма?

6) Способны ли новые религиозные движения развиваться не как экстремистские группы?

7) Где граница социально оправданных, но в то же время морально допустимых методов противодействия общества религиозному экстремизму?

Ответ на эти вопросы, на наш взгляд, позволит научному сообществу перевести проблему религиозного экстремизма в разряд разрешенных социальной философией.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Гурский, Валентин Владимирович, 2012 год

1. Августин, архимандрит. Руководство к основному богословию. Текст./ архимандрит Августин. Минск: Харвест, 2001.

2. Алексеев А. П. Культура.// Краткий философский словарь. Текст./ А. П. Алексеев и др.; под общ. ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 2009. - С. 170-172.

3. Аум Синрикё. Электронный ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D0%BC %D0%A1%D0% В 8%D0%BD%D 1 %80%D0%B 8%D0%B A%D 1 %91

4. Афанасьев H. H. Идеология терроризма. Текст./ H. Н. Афанасьев.// Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 1. — С. 224236.

5. Баева JI. В. Экстремизм: природа и формы проявления. Электронный ресурс./ JI. В. Баева. URL: www.apsu.ru/images/File/ilil/Bayeva extremizm.pdf

6. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Электронный ресурс./ Н. А. Бердяев. URL: http://www.philosophv.ru/library/berd/comm.html

7. Блинова О. А. Экстремизм: опыт отрицательной идентичности. Текст./ О. А. Блинова.// Экстремизм как философская проблема: коллективная монография/ науч. ред. В. Ш. Сабиров. -Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. С. 177-182.

8. Бородкин Л.И. Методология анализа неустойчивых состояний в политико-исторических процессах. Текст./ Л.И. Бородкин // Международные процессы. 2005. - Том 3, №1 (7). - С. 4-16.

9. Брилев Д. Религиозен ли религиозный экстремизм? Электронный ресурс./ Д. Брилев. URL: http://www.religion.in.ua/main/analitica/4576-religiozen-li-religioznvi-vekstremizm.html

10. В Челябинске задержаны активисты «Хисб ут-Тахрир». Электронный ресурс. URL: http://lenta.ru/news/2009/03/03/chelvabinsky

11. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. Текст./ М. Вебер.// Вебер М. Избранные произведения. -М.: Прогресс, 1990.

12. Вентцель Е. С. Исследование операций. Задачи. Принципы. Методология. Текст./ Е. С. Вентцель. -М.: Наука, 1980.

13. Вершинин. С. Е. Концепция социальной деструкции Франкфуртской школы (историко-философский анализ). Электронный ресурс./ С. Е. Вершинин, Г. А. Борисова. URL: http://www.werschinin.ru

14. Виндельбанд В. Прелюдии. Электронный ресурс./ В. Виндельбанд. // Цит. по URL: http://ru.wikipedia.org с издания С.-Пб., 1904.

15. Владимир Белашев, осужденный за взрыв памятника Николаю II, освобожден после вынесения приговора. Электронный ресурс. URL: http://www.vesti.ru/doc,html?id=370210

16. Вояковский Д. С. Опыт Башкортостана по противодействию радикализации религиозного сознания. Текст./ Д. С. Вояковский. // Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 32-35.

17. Гаджиев К. С. Размышления о тотализации войны: политико-философский аспект. Текст./ К. С. Гаджиев.// Вопросы философии -2007.-№8.-С. 3-22.

18. Гартман Н. Этика. Текст./ Н. Гартман. — С. -Пб.: Владимир Даль, 2002.

19. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Текст./ Г.В. Ф. Гегель. -М.: Мысль, 1990.

20. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Наука логики. Текст./ Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1974.

21. Горелик А. В. Политическая идеология: вопросы и ответы. Текст./А. В. Горелик. Минск: ИПиП, 2005.

22. Горелов. А. А. Религиоведение. Полный курс. Текст./А. А. Горелов. М.: Эксмо, 2007.

23. Гурский В. В. Михаил Николаевич Муравьев. Текст./ В. В. Гурский.// Цивилизация определенности. Сборник статей, посвященный10.летию научного объединения «Философия истории» Челябинск: ЧГПУ, 2007. - С. 99-103.

24. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Текст./ В. И. Даль. М.: Терра, 1995.

25. Даминдарова Ф. В. Духовно-нравственная традиция в жизни общества. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Рукопись./ Ф. В. Даминдарова. -Челябинск, 2011.

26. Дворкин A. JI. 10 вопросов навязчивому незнакомцу или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. Текст./А. Л. Дворкин. М.: Изд. совет РПЦ, 1998.

27. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Текст. — Н. Новгород: Изд-во Братства во имя св. кн. Александра Невского, 2000 и последующие издания.

28. Денисов С. Ф. Фундаментализм как феномен культуры. Текст./ С. Ф. Денисов.// От экстремизма к толерантности: этические и социокультурные аспекты: коллективная монография/ науч. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2010. - С. 5-14.

29. Денисова Л. В. Экстремизм и религия. Текст./ Л. В. Денисова.// Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. — Курган, 2005. — С. 271-275.

30. Деструктивность. Электронный ресурс.// Электронный психологический словарь. URL: http://www.psi.webzone.ru

31. Добродеев А., свящ. Экстремизм как социально-философское явление. Электронный ресурс./ Свящ. А. Добродеев. URL: http://www.pobeda.ru

32. Долбилов М. Д. Полонофобия и русификация Северозападного края (1860-е годы): метаморфозы этностереотипов.

33. Электронный ресурс./ М. Д. Долбилов. URL: http://www.saratov.iriss.ru/empires/docs/dolbilov-rusiaikaciia.doc.

34. Долгова А. И. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. Электронный ресурс./ А. И. Долгова, А. Я. Гуськов, Е. Г. Чуганов. URL:http://www.crimas.ru.

35. Ересь. Текст.// Ислам. Словарь атеиста./ под ред. Пиотровского М. Б. -М.: Политиздат, 1988.

36. Ермаганбетов А. С. Как лишить религиозный экстремизм социальных корней? Электронный ресурс./ А. С. Ермаганбетов.// Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемыпротиводействия. Сборник , материалов

37. Всероссийской научно-практической конференции./ Уральский юридический институт МВД РФ. (Екатеринбург, 2011). URL: http://www.ural-mvd.ru/index.php?main=structure&id=100021&top=100001.

38. Жукоцкий В. Д. Экстремизм и догматизм. Текст./В. Д. Жукоцкий. // Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 59-69.

39. Заявление по поводу арестов в Челябинске. Электронный ресурс. URL:http://www.hizb.org.ua/

40. Зимбули А. Е. Полярна ли толерантность агрессии? Текст./А. Е. Зимбули.// От экстремизма к толерантности: этические и социокультурные аспекты: коллективная монография/ науч. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2010. - С. 135-146.

41. Иллюстрированная история религий. Текст./ под. ред. Д. П. Шантепи де ла Соссея. -М.: Изд-во Валаамского мон-ря, 1992.

42. Ильин И. А. О сопротивлению злу силою. Электронный ресурс./ И. А. Ильин. URL: http://ru.philosophy.kiev.ua/librarv/il/01

43. Ильин И. А. О сущности правосознания. // Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. Текст./ И. А. Ильин. М.: ACT, 2006.

44. Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель. Текст./ Преп. Иосиф Волоцкий. М.: Изд-во Валаамского мон-ря, 1993.

45. Кабанов П.А. Криминальный политический экстремизм: понятие, сущность и классификация. Электронный ресурс./ П. А. Кабанов. URL: http://sartraccc.sgap.ru

46. Киреев А. С. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма в РФ. Автореферат дисс. на соиск. степ, канд. полит, наук. Рукопись./ А. С. Киреев. М., 2003.

47. Колдыбаев С. А. К вопросу о понятии «экстремизм». Текст./ С. А. Колдыбаев.// Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции.- Курган, 2005. — С. 82-85.

48. Кольев А. Н. Заметки об экстремизме. Электронный ресурс./ А. Н. Кольев. URL: http://www.zlev.ru/345.htm.

49. Красиков В. И. Экстремизм: сущность и генезис. Текст./В. И. Красиков. // Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 96-101.

50. Кривельская Н. В. Секта: Угроза и поиск защиты. Текст./ Н.

51. B. Кривельская. —М.: Благовест, 1999.

52. Крымский А. Мюридизм. Электронный ресурс./ А. Крымский. 1ЖЬ: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.phтз/%D0%9C%Dl%8E%Dl%80%D0%B8%D0o/oB4%D0%B8%D 0%В7%Р0%ВС

53. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. Текст./ В. Н. Кудрявцев. М., 1982.

54. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира. Текст./ И. В. Кудряшова. // Полис. 2002. - № 1.1. C. 66-77.

55. Кураев А., диак. Интервью «Российской газете». Текст./ Диак. А. Кураев. 2 марта 2007 года.

56. Кураев А., диак. Уроки сектоведения. Текст./ Диак. А. Кураев. — М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2003.

57. Кураев А., диак. Церковь в мире людей. Текст./ Диак. А. Кураев. — М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2006.

58. Кураев А., протодиак. Когда небо становится ближе: о чудесах и суевериях, о грехах и праздниках. Текст./ Протодиак. А. Кураев. М.: Изд. совет РПЦ, 2008.

59. Лекторский В. А. Вера и знание в современной культуре. Текст./ В. А. Лекторский.// Вопросы философии. 2007. - №2. - С. 1419.

60. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 48. Текст./ В. И. Ленин.-М., 1975.

61. Логиновских Т. А. Проявления экстремизма в праве, философии и искусстве. Текст./ Т. А. Логиновских.// Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 118-123.

62. Мантаев А. 3. Ваххабизм и историко-религиозные аспекты его возникновения и распространения. Электронный ресурс./ А. 3. Мантаев. URL: http://www.wahhabism.narod.ru/hist and relig asp2.html

63. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. Текст./ Г. Маркузе -М., 2003.

64. Матвеев П. Е. Насилие как зло и грех. Текст./ П. Е. Матвеев.// Насилие и ненасилие: философия, политика, этика. С. 95105.

65. Методологические подходы к определению экстремизма.// Актуальные проблемы национальной безопасности России на современном этапе. Текст./ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2004. - № 1 (221). - С. 19.

66. Назиров Д. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Рукопись./ Д. Назиров. Душанбе, 2009.

67. Никифоров-Волгин В. Дорожный посох. Текст./ В. Никифоров-Волгин. -М.: Воскресение, 1990.

68. Николин А. Церковь и государство. Текст./А. Николин. -М.: изд-во Сретенского мон-ря, 1997.

69. Ницше Ф. К генеалогии морали. Текст.// Ницше Ф. Сочинения в двух томах./ Ф. Ницше. М.: Мысль, 1990.

70. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Текст.// Ницше Ф. Сочинения в двух томах./ М.: Мысль, 1990.

71. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Текст./ Справочник. М.: Миссионерский Отдел МП РПЦ, 1997.

72. О противодействии экстремистской деятельности. Текст./ Федеральный закон № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года. М.: Ось-89,2004.

73. Обращение епископа Диомида. Электронный ресурс. URL: http://www.portal-credo.ru/site/?actr=news&id=52024&topic=499

74. Оганесян С.С. Миф о религиозном экстремизме. Текст./ С.С. Оганесян.//Независимая газета. 2000.- 19 октября.

75. Ольшанский Д. В. Афганистан на рубеже национального примирения: борьба за расширение социальной базы революционной власти. Текст./ Д. В. Ольшанский.// Ислам и политика. Выпуск 5. М.: Политиздат, 1988.

76. Ольшанский Д. В. Психология террора. Текст./ Д. В. Ольшанский. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

77. Осипов Г. В. Современный мир и религия. Текст./ Г. В. Осипов, Ж. Т. Тощенко.// Вопросы философии. 2007. - № 6. - С. 3-17.

78. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Текст. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2001.

79. Остроухова JI. Ф. Проблема идентификации экстремизма и терроризма. Текст./ Л. Ф. Остроухова. // Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 164-166.

80. Паин Э. А. Этнополитический экстремизм в России: социально-культурные истоки и причины неэффективности принимаемых мер противодействия. Электронный ресурс./ Э. А. Паин. URL: http://www.demoscope.ru/weeklv/2006/0231/analitOl .php.

81. Парсонс Т. О структуре социального действия. Текст./ Т. Парсонс. М.: Академический проект, 2000.

82. Плотников В.И. Ценностный мир человека и его судьба // Плотников В.И. Двадцать лекций по философии: Учеб. Пособие. Текст./ В. И. Плотников. Екатеринбург, 2001.

83. Плотникова Е. В. Экстремизм или умеренность? Договор! Текст./ Е. В. Плотникова.// Экстремизм как философская проблема: коллективная монография/ науч. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. - С. 76-81.

84. Плужников Е. Н. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Рукопись./ Е. Н. Плужников. Москва, 2010.

85. Попов Ю. Н. Марксизм. Текст.// Большой энциклопедический словарь./ Глав. ред. А. М, Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - С. 694.

86. Практические формы противодействия религиозно мотивированному экстремизму. Материалы круглого стола. Электронный ресурс./ Сюкияйнен Л. и др. URL: http://www.rodon.org/relig-091126122451

87. Приговор директору музея. Электронный ресурс. URL: www.hro.org.

88. Радикализм политический. Электронный ресурс.// Электронный политический словарь. URL: http://www.colecta.su/select.php?idf=1945

89. Религиозный экстремизм реальность или фикция (комментарий в интересах нации). Электронный ресурс. URL: http://www. sedmitza.ru/religioznyi-vekstremizm-realnost-ili-fiktciva.html

90. Решение уголовного суда первой инстанции г. Афины о роспуске сайентологической организации «Центр прикладнойфилософии Греции». Текст.// Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Сборник документов. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.-С. 421-428.

91. Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре. Электронный ресурс./ Г. Риккерт.// Цит. по URL: http://ru.wikipedia.org с издания С.-Пб., 1911.

92. Романов А. В. Феноменология сакрального экстремизма. Текст. /А. В. Романов. // Экстремизм как философская проблема: коллективная монография/ науч. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. - С. 197-207.

93. Романов Н. А. Сущность и содержание политического экстремизма. Электронный ресурс./А. Н. Романов. URL: http://www.pkc.ru/index/php?option=com content&task=view&id70&itemid =85.

94. Россия и Чечня. 200-летная война. Текст./ Сост. А. Блинский. С.-Пб.: Сатисъ, 2000.

95. Сабиров В. Ш. Экстремизм как комплексная философская проблема. Текст./В. Ш. Сабиров.// Экстремизм как философская проблема: коллективная монография/ науч. ред. В. Ш. Сабиров. — Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. С. 6-9.

96. Савинков Б. В. Воспоминания террориста. Текст.// Савинков Б. В. Избранное./ Б. В. Савинков. М., 1990.

97. Сборник распоряжений графа М. Н. Муравьёва. Микроформа./ Сост. Н. Цылов. — Вильно, 1866.

98. Секты против Церкви (Процесс Дворкина). Сборник документов. Текст. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.

99. Современный политический экстремизм: истоки, причины, идеология, проблемы, организация, практика, профилактика и противодействие. Текст./ Г.К.Сафаралиев, А.-Н.З.Дибиров и др. -Махачкала: Лотос, 2011.

100. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. Текст./ П. А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992.

101. Степаков В. Битва за «Норд-Ост». Текст./ В. Степаков. М.: Яуза, 2003.

102. Степанова. И. Н. Идейные основы экстремизма. Текст./ И. Н. Степанова.// Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 199-204.

103. Степанянц М. Т. Махатма Ганди апостол ненасилия XX века. Текст./ М. Т. Степанянц.// Насилие и ненасилие: философия, политика, этика. Материалы международной интернет-конференции. — М.: Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса), 2003. - С. 22-39.

104. Суслонов П. Е. Политический экстремизм: опыт теоретического исследования. Текст./ П. Е. Суслонов. Екатеринбург, 2010.

105. Всероссийской научно-практической конференции./ Уральский юридический институт МВД РФ. (Екатеринбург, 2011). URL: http://www.ural-mvd.ru/index.php?main=structure&id=100021 &top=l 00001.

106. Татаринцев В. Г. Проблема социального проектирования всовременной отечественной и западной философии. Текст./ В. Г.i

107. Татаринцев.// Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 204-211.

108. Татищев С. С. Император Александр II. Его жизнь и царствование. Текст./ С. С. Татищев. М.: ACT, 2006.

109. Тихомиров JI. А. Государственность и религия. Текст./ JI. А. Тихомиров.// Тихомиров JL А. Апология веры и монархии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1998. - С. 122-134.

110. Тихонравов Ю. В. Судебное религиоведение. Текст./ Ю. В. Тихонравов. -М.: Интел-Синтез, 1998.

111. Труд. Текст. -1 июля 1995 года.

112. Уваров П. Б. Дети хаоса: исторический феномен интеллигенции. Текст./ П. Б. Уваров. М.: АИРО-ХХ, 2005.

113. Уваров П. Б. Интеллигенция и революционные формирования. Текст./ П. Б. Уваров. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998.

114. Филатов В. И. Химера экстремизма. Текст./ В. И. Филатов.// Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. — С. 221-229.

115. Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. Текст./ А. И. Хвыля-Олинтер, С. А. Лукьянов. М., 1996.

116. Хизб ут-Тахрир. Электронный ресурс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%B7%D0%B1 %D1% 83%D1%82

117. D0%A2%D0%B0%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%80 %D0%B0%D0% BB%D 1 %8C-%D0%98%D 1 %81 %D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B8

118. Хоркхаймер M., Адорно T.B. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. Текст./ М. Хоркхаймер и др. М.- СПб.: Медиум, Ювента,1997.

119. Худякова H. JI. Аксиологические основы поведения человека. Учебное пособие. Текст./ Н. Л. Худякова. — Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2010.

120. Хусаинова Ю. С. Жизненный мир экстремиста. Текст./ Ю. С. Хусаинова.// Экстремизм как философская проблема: коллективная монография/ науч. ред. В. Ш. Сабиров. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2011. -С. 309-315.

121. Что такое ваххабизм? Электронный ресурс. URL: http://otchizna.sU/politics/3 53

122. Что такое радикализм и зачем с ним бороться? Электронный ресурс./ Ю. Фридман, Р. Лейбов. URL: http://exlibris.ng.ru/tendenc/2002-11-28/4 opros.html

123. Чудинов С. И. Терроризм как социокультурный феномен: социально-философский анализ. Текст./ С. И. Чудинов. — Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2007.

124. Шалютин Б. С. Экстремизм в межэтнических и межконфессиональных отношениях. Текст./ Б. С. Шалютин.// Экстремизм как социальный феномен. Материалы международной научно-практической конференции. Курган, 2005. - С. 275-279.

125. Юргенсмайер М. Террор именем Бога. Идеология и психология терроризма: как выиграть войну. Электронный ресурс./ М. Юргенсмайер. URL: http://www/temadnva.ru/spravka/12feb2003/2204.html

126. Якупов M. Т. К проблеме истоков религиозного экстремизма. Электронный ресурс./ М. Т. Якупов. URL: yakupov-marat@mail.ru

127. Berko A. "Ordinary People" and «Death Work»: Palestinian Suicide Bombers as Victimizers and Victims. / A. Berko, E. Erez // Violence and Victims. December, 2005. - V. 20, №6.

128. Coleman Peter T.; Bartoli Andrea Addressing Extremism Text. The International Center for Cooperation and Conflict Resolution (ICCCR),

129. Teachers College, Columbia University // The Institute for Conflict Analysis and Resolution (ICAR), George Mason University. 2011.

130. European Parliament resolution on the upcoming presidential election in Russia. Text.// The European Parliament, 14 february 2012.

131. Gandow T. Mun-Bewegung. Text./ T. Gandow. München: 1993.

132. Menendez A. Cambio cultural y cambio religioso: tendencias y formas de religiosidad en la España de fin de siglo. Text./ A. Menendez. -Madrid: Universidad Complutense de Madrid. Servicio de Publicaciones, 2003.

133. Van Dijk T. A. Discourse and Power. Text./ T. A. Van Dijk. -N. Y.: Palgrave Macmillan, 2008.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.