Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина XIX-начало XX вв.): правовое положение и деятельность конфессиональных объединений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат наук Храмцова, Юлия Сергеевна

  • Храмцова, Юлия Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Пятигорск
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 213
Храмцова, Юлия Сергеевна. Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина XIX-начало XX вв.): правовое положение и деятельность конфессиональных объединений: дис. кандидат наук: 07.00.02 - Отечественная история. Пятигорск. 2014. 213 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Храмцова, Юлия Сергеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX вв

1.1. Русская православная церковь в системе

государственных отношений: опыт реформирования

1.2. Регламентация церковной жизни

в российском законодательстве

Глава 2. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX вв.: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

2.1. Рост численности православных и создание

региональной епархии

2.2. Работа Владикавказской епархии и приходов в области миссионерства, просвещения и благотворительности

2.3. Усиление кризисных явлений в церковной жизни

Глава 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ СТАРООБРЯДЦЕВ И СЕКТАНТОВ ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х-НАЧАЛЕ XX вв

3.1. Общины старообрядцев

3.2. Религиозные позиции сектантов

3.3. Деятельность религиозных сект в регионе

Заключение

Список использованных источников и литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная жизнь русского населения Терской области (вторая половина XIX-начало XX вв.): правовое положение и деятельность конфессиональных объединений»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Религиозная жизнь общества сегодня привлекает многих исследователей. Это правомерно, поскольку в 20-80-е годы XX в. она серьезно не изучалась. Забвение основополагающих элементов духовной жизни изменило нравственные начала общества, деформировало представления о добре и зле. Религия была, по мнению руководителей партии большевиков, «опиумом для народа». Трансформация социально-политических основ государственности в РФ в начале 90-х гг. XX в. вернула обществу не только свободу общения со «своими богами», но и позволила серьезно изучать религиозную жизнь прошлого, которая дает нам ценный опыт формирования мирного поликонфессионального пространства.

Центральный Кавказ, с 1860 г. Терская область, издавна занимал особое положение в Кавказском крае. Здесь шел процесс формирования старейшего отряда казаков - терского казачества. Это был один из центров военного противостояния горских народов и Российской империи. В этом месте пересекался миграционный поток горцев, которые получили возможность переселиться на равнину, и русского населения, также осваивающего предгорные районы области. Смешиваясь, эти потоки людей создавали этнический конгломерат, и, независимо от их воли, формировалось многоконфессиональное единство общества.

Со второй половины XVIII в. русское население в районе Центрального Кавказа, а затем Терской области, начинает быстро увеличиваться. Его роль в военной, политической, хозяйственной, социальной, культурной жизни региона становится доминирующей. Для отправления религиозных обрядов строятся сотни храмов, церквей, монастырей, молельных домов, которые становятся крупными центрами культуры, просвещения, благотворительности. Без учета религиозных верований сотен тысяч людей, особенностей отправления культа, невозможно понять другие сферы социального бытия русского

населения в области. В них, на наш взгляд, пересекаются наиболее важные императивы действий людей. Между тем, эта сторона жизни региона оказалась вне внимания научного сообщества.

Духовной основой жизни русского населения Терской области было христианство, которое являлось сплачивающим и объединяющим фактором социума. Разнородное по своему национальному составу терское казачество (в его состав входили украинцы, белорусы, небольшие группы грузин, армян, осетин, кабардинцев, абазин, некоторых представителей адыгских общностей) было многолико и в религиозном плане, поскольку наряду с православными, были значительные по численности общины старообрядцев, а также быстро увеличивающиеся в размерах общины сектантов, протестантов, католиков.

В пореформенный период в регионе ускоряется процесс формирования поликонфессионального конкурентного пространства, в рамках которого православное духовенство оказалось не готово решать усиливающиеся противоречия в среде верующих Терской области. Данная религиозная ситуация еще не стала предметом самостоятельного изучения, между тем именно тогда складывались факторы серьезного противостояния в духовной жизни русского населения, которые и сегодня раскалывают общество. Необходимость исторического анализа сложившихся обстоятельств поликонфессионального конкурентного пространства определяет научную актуальность представленного исследования. Не менее важно в условиях современного демократического светского государства, свободы совести и вероисповедования, учитывать проблемы, которые возникают при индифферентном отношении государства к конфессиональным аспектам социальной жизни общества.

Степень разработанности проблемы. Широкий круг разнообразной литературы по проблеме церковной жизни России, Северного Кавказа и Терской области пореформенного периода дает нам возможность выделить три четко выраженных историографических периода изучения заявленной проблемы: дореволюционный, советский и современный.

Первый этап охватывает комплекс дореволюционной литературы второй половины XIX-начала XX вв. В 1860-1870-х гг. религиозная жизнь россиян стала объектом пристального внимания общественности и историков церкви. Историю Русской православной церкви исследовал Е.Е. Голубинский1, который осветил основные вехи развития конфессии. Уже в начале 60-х гг. XIX в. Н. Ивановский и Н.Ф. Осипов отметили, что духовенство быстро теряет влияние на прихожан.

Развитие религиозно-общественных движений освещали известные ученые A.C. Пругавин3, С.П. Мельгунов4, В.В. Розанов5 и др. Работы этих авторов имеют несомненную ценность для изучения истории иноверий и ересей в рамках православия, старообрядчества и сектантства в России. Однако в них практически не затрагивались вопросы, касающиеся религиозной жизни русского населения Северного Кавказа. Исключение составляет работа С.Д. Бондаря6, в которой автор выявил некоторые особенности развития религиозных течений, получивших наибольшее распространение в пределах Северного Кавказа и, в частности, в Терской области.

Народное движение в годы первой революции и открытое обсуждение вопроса о принятии законов о свободе совести и вероисповедания стали причиной появления работ Ф.В. Благовидова, С. Булгакова, Е.Е. Голубинского, Н.Д. Кузнецова, Г.С. Петрова, священника М. Сенатского, В. Свенцицкого7. Нельзя обойти

1 Голубицкий Е.Е. История русской церкви. - М., 1901-1911. - Т. 1-2.

2 Ивановский Н., О нравственном влиянии священника на простой народ // Странник. -1864, № 10. Осипов Н.Ф. О причинах упадка влияния духовенства на народ. - СПб., 1900.

3 Пругавин A.C. Раскол и сектантство в русской народной жизни. - М., 1906.

4 Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественного движения в России в XIX веке. -М., 1909.

с

Розанов В.В. Метафизика христианства. - М., 1909; Он же. Психология русского раскола: в 2-х т. Религия и культура. - М., 1990. Т. 1.

6 Бондарь С.Д. Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, старый и новый Израиль, субботников и иудействующих. - Пг., 1916.

7 Благовидов Ф.В. К работам общественной мысли по вопросу о церковной реформе. Казань, 1905; Булгаков С. Политическое освобождение и церковная реформа И Вопросы жизни. - 1905. Апрель-май; Голубинский Е.Е. К вопросу о церковной реформе. - М., 1906; Кузнецов Н.Д. Церковь, духовенство и общество. (Современная потребность живого участия народа в делах церковных в связи с вопросом о разъединении духовенства и мирян). - М., 1905; Петров Г.С. Церковь и общество. - СПб., 1906; Запросы современной церкви. - СПб., 1906; Сенатский М. Духовенство и интеллигенция в деле религиозно-нравственного развития народа. - Н.-Новгород, 1903; Свенцицкий В. К вопросу о церковной реформе // Вопросы жизни. - 1905. № 4-5. С. 267-274.

вниманием программные работы таких государственных деятелей как К.П. Победоносцев и С.Ю. Витте1, которые предлагали пути выхода РПЦ из кризиса.

А.И. Васильев одним из первых в историографии затрагивает вопрос о колонизации Северо-Кавказского края, как одной из причин, повлиявшей на особенности формирования религиозных воззрений русского населения края. Историю Кавказской епархии кратко освещает М. Цареградский3. Некоторые проблемы церковной жизни в Терской области в начале Х1Х-начале XX века затрагивают в свои статьях Р. Сибирцев4, Е. Молодченко5, М. Груздов6 и др. Интересный материал содержится в некоторых публикациях ряда анонимных авторов7.

Быстрое и повсеместное распространение различных форм сектантства потребовало идеологического отпора еретикам. С острой критикой сектантства вы-

8 9

ступили миссионеры Д.И. Скворцов , А.И. Айвазов и ряд других авторов.

Несмотря на политическую ангажированность, работы некоторых миссионеров представляют несомненный интерес для нашего исследования. Это, прежде всего, публикации православных миссионеров, проводивших свою деятельность в среде населения Северного Кавказа и, в частности, Терской

1 Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Витте С.Ю. О современном положении православной Церкви // Историческая переписка о судьбах православной церкви. -М., 1912.

2 Васильев А.И. Историческая записка о Кавказской, ныне Ставропольской Семинарии. -Ставрополь, 1896.

3 Цареградский Н. О нуждах Кавказской епархии // K.E.B. - 1873. - № 1. - 1 января.; Он же. Историко-статистический обзор духовно-учебных заведений Северного Кавказа // Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Вып. 1. - Ставрополь, 1868.

4 Сибирцев Р. Описание проезда Его Преосвященства Арсения, Епископа Пятигорского по приходам 4-го благочиния // Владикавказские епархиальные ведомости (далее BEB.). -1911.-№13.-11 июля.

5 Молодченко Е. Заметки миссионера // BEB .-1911. -№15.-1 августа.

6 Груздов Н. Обозрение его Преосвященством Агопитом Епископом Владикавказским и Моздокским церквей благочиния 6-го округа // BEB. - 1911. - № 13.

7 Историческая записка о христианстве на Северном Кавказе // Ставропольские епархиальные ведомости (далее СЕВ.). - 1888. - № 18, 19; Владикавказское викариатство // BEB. - 1910. - № 21. - 1 ноября. Преосвященный Иосиф, бывший епископ Владикавказский // Русский Паломник. 1890. № 5; Сказание о чудотворной Иверской иконе Божией Матери, находящейся в Успенской церкви города Моздока и о построении Храма в честь сей Иконы в городе Моздоке. - Владикавказ: Типо-Литография З.И. Шувалова, 1894.

8 Скворцов Д.И. Современное сектантство. - М., 1905.

9 Айвазов А.И. Русское сектантство. - М., 1915.

области, собравших материал для описания возникновения и развития религиозно-общественных движений в регионе. Так, М. Милованов1 предпринял попытку освещения истории появление старообрядцев на Северном Кавказе.

История старообрядчества в Терской области описана в статьях К. Затон-

2 3

ского , а также в работах неизвестных авторов . Целый ряд небольших очерков православных миссионеров посвящены теме развития сектантства в области4.

Основным недостатком этих работ является часто необоснованная острая критика в адрес деятельности сектантов и старообрядцев, а также апологетическая оценка роли православного духовенства в жизни русского населения Терской области. В этом отношении, по нашему мнению, исключением являются работа И. Кормилина5.

Следует выделить работы некоторых историков и этнографов-кавказоведов, которые, исследуя историю колонизации края, а также материальную и духовную культуру славянского населения региона, не могли обойти вниманием ф некоторые вопросы религиозной жизни. Это работы дореволюционных авторов:

6 7 8

И.Д. Попко , В.А. Потто , статьи Ф. Томаревского и С. Головчанского и др.

Беглый обзор дореволюционной историографии показывает, что, она в основном представлена публицистическими статьями и книгами, в которых авторы констатировали проблемы РПЦ, усиливающиеся с ростом сектантства в России и Терской области.

1 Милованов М. Как вошел раскол в гребенское войско // BEB. - 1910. - № 22.

2 Затонский К. К вопросу о Терском расколе // СЕВ. - 1890. № 19, 24.; он же. Раскол на Тереке // СЕВ. 1890. - № 12. - 16 июня.

Единоверческий иерей. К обличению старообрядцев // BEB. - 1910. - № 2. - 15 ноября; К истории старообрядчества в Терском казачьем войске // Терские ведомости. - 1882. -№ 148.-27 ноября.

4 Капралов Е. Краткий исторический очерк возникновения шалопутства на Северном Кавказе // СЕВ. - 1900. - № 21, 23, 24; Кутепов К. Из истории шалопутства на Северном Кавказе // СЕВ. - 1887. - № 2; Jl-ов К. Баптизм и штунда на Кавказе // BEB. - 1895. -№ 9, 10, 14; Сквозников А. Темные силы нашего времени. Новый Израиль // BEB. - 1910. -№8.-5 апреля.

5Кормилин И. История сектантства во Владикавказской епархии // BEB. - 1905. - № 24.

6 Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. - СПб., 1880.

7 Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801). - Ставрополь, 1991.

Q

Статистические монографии по исследованию быта терского казачьего войска. - Владикавказ, 1881.

Второй этап охватывает советскую историографию, характерной чертой которой была беспощадная борьба с религией. Главной задачей советских историков была атеистическая пропаганда, которая должна была укрепить авторитет новой власти в идеологической сфере и доказать всю несостоятельность любых религиозных вероучений. К таким работам можно отнести книги А. Людмилина, Д.Г. Бенедиктова и ряд работ Б.П. Кандидова1.

Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля и 10 ноября 1954 г. изменили отношение ученых к изучению вопросов истории РПЦ. Показательна в этом отношении модификация взглядов известного религиоведа Л.И. Емелях2, которая пришла к выводу о значении религиозных воззрений в судьбе русского крестьянства.

Проблематика жизнедеятельности РПЦ во второй половине XIX-начале XX вв. стала объектом изучения известных советских ученых. Наиболее известными были работы Ф.И. Гарковенко3 A.B. Белова4 и Н.М. Никольского5, которым удалось ввести в научный оборот значительный комплекс архивных материалов. Особый интерес для нас представляют труды А.И. Клибанова6, в которых освещена история возникновения и деятельности сект в Российской империи.

На Северном Кавказе религиозной историей почти не занимались, поэтому выход в свет монографии Л.Б. Заседателевой7, был серьезным вкладом в изучение старообрядческих традиций терских казаков.

о

В конце 70-х годов была опубликована статья Н.П. Гриценко , в которой были использованы материалы центральных и местных архивов.

1 Кандидов Б.П. Церковный фронт в годы мировой войны. - М., 1927; Венедиктов Д.Г. Палачи в рясах. Прошлое русского духовенства. - Л., 1933; Церковь и гражданская война на юге (материалы к истории религиозной контрреволюции в годы гражданской войны). -М., 1931; Участие церковников в гражданской войне и интервенции // Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. - М., 1932 и др.

2 Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. - Л., 1976.

3 Гарковенко Ф.И. Что такое религиозное сектантство. - М., 1961; Он же. О религии. - М., 1963.

4_ Белов A.B. Секты, сектантство, сектанты. - М., 1978.

3 Никольский Н.М. История русской православной церкви. - Минск, 1989.

6Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., 1965; Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. - М ., 1974.

73аседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX вв.): Историко-этнографи-ческий очерк. -М., 1974.

8 Гриценко Н.П. Из истории старообрядчества на Тереке в XVIII-XIX вв. // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1977. - Т. 11.

Третий этап включает работы историков 90-х гг. ХХ-начала XXI вв. Новым явлением историографии этого периода стало переиздание известных дореволюционных работ, в которых затрагивались проблемы религиозной жизни народов Терека. На Северном Кавказе были переизданы труды известных кавказоведов Х1Х-начала XX вв. С. Броневского, В.А. Потто, И.Д. Попко, Н.Ф. Дубровина, М.И. Венюкова, Е.П. Ковалевского, П.П. Короленко, М.А. Караулова1 и др.

Историки правомерно стали изучать церковь как составную часть государственного механизма, сосредоточив внимание на взаимоотношениях го-

2 3

сударства и РПЦ. В их число входят работы А.Ю. Полунова , С.Л. Фирсова , Ю.Е. Кондакова, М.В. Никулина, В.А. Федорова и А.Г. Фирсова4 и др.

Нельзя обойти вниманием многотомный труд по истории русской церкви, созданный коллективом авторов. Особый интерес для нас представляет 8-й том этого издания, подготовленный И.К. Смоличем5, посвященный синодальному периоду истории официальной церкви. Затронув немалый комплекс проблем, связанный с расширением влияния церкви на присоеди-

1 Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные С. Бронев-ским. - М., 1823. Репринт. - Майкоп, 1990; Потто В.А. Кавказская война: в 5-ти т. - Ставрополь, 1994; Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. - Нальчик, 2001; Дубровин Н.Ф. О народах Центрального и Северо-Западного Кавказа. - Нальчик, 2002; Венюков М.И. Исследования и материалы // Ландшафт, этнографические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX-начале XX вв. / сост.п.А. Кузьминов. - Нальчик, 2002; Ковалевский Е.П. Очерки этнографии Кавказа; // Там же; Короленко П.П. Закубанский край // Там же; Караулов М.А. Терское казачество. - М., 2007 и др.

2 Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. - М., 1996.

3 Фирсов С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. - СПб., 1996.

4 Кондаков Ю.Е. Государство и православная церковь в России: эволюция отношений в первой половине XIX в. СПб, 2003; Никулин М.В. Православная Церковь и государственный аппарат России в эпоху великих реформ (1856-1874) // Российская государственность. Этапы становления и развития. Тезисы научн. конф. - Кострома, 1993. Вып. 1; Федоров В.А. Русская православная Церковь и государство. Синодальный период 1700-1917. -М.: Русская панорама, 2003; Фирсов А.Г. Проблема церковных преобразований в правительственной политике России 60-80-х годов XIX века // Православие и правоохранительная деятельность в России: материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб., 1996.

3 Смолич И.К. История Русской церкви (1700-1917 гг.). История Русской Православной церкви. - М., 1996. - Т. 8. - Ч. 1-2.

няемые к России территории, он посвятил отдельные главы старообрядчеству и сектантству, получившие распространение на Северном Кавказе.

Значительный интерес представляют работы C.B. Римского1, посвященные церковным реформам в России и на Дону в 60-70-е годы XIX в. Эти сюжеты привлекли также внимание A.B. Прокофьева, Н.Г. Карнишиной и Ю. Освальт .

В конце XX века издаются работы, посвященные истории отдельных наиболее крупных религиозных объединений России3. В них освещена структура старообрядческой церкви, проникновение и распространение протестантизма, законодательство, регулирующее деятельность христианских конфессий.

Особое значение для нашего исследования, да и всей постсоветской историографии, имеют труды митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона4, в миру А.Н. Докукина. Автор на основе многочисленных источников, исторических свидетельств и ряда архивных материалов повествует об истории христианства на Северном Кавказе, охватив в исследовании период с

первых веков нашей эры до начала XX века. Вместе с тем, говоря о роли пра-

«

вославной церкви в жизни русского населения Северного Кавказа во второй половине XIX в. и развитии здесь сектантства и старообрядчества, он ограничивается территорией Ставропольской губернии и Кубанской области, входивших в состав Ставропольской епархии.

1 Римский С. В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. - 1996. - № 4; Он же. Церковная реформа 60-70-х гг. XIX века // Отечественная история. - 1995. -№ 2; Он же. Православная церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. - Ростов-на-Дону, 1998; Он же. Российская Церковь в эпоху великих реформ (Церковные реформы в России 1860-1870-х годов). - М., 1999 и др.

Прокофьев А.В. Приходская реформа в царствование Александра II // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института. Материалы. - М., 1999. Карнишина Н.Г. Православная церковь и реформы // Провинциальное духовенство дореволюционной России. Вып. 3. - Тверь, 2008. Освальт Ю. Духовенство и реформа приходской жизни. 1861-1865 гг. //Вопросы истории. - 1993. -№ 11-12.

3 Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб., 1997.

4Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - М.-Пятигорск, 1992; Он же. Пою богу моему. Избранные труды. - Ставрополь, 1999.

Ряд исследователей, изучая историю появления и развития русского и казачьего населения в Кабардино-Балкарии, затронули отдельные аспекты их духовных представлений1.

Отдельный параграф религии и духовной общности терских казаков посвятил в своем исследовании Э.В. Бурда2, который указывает на значительный рост количества старообрядцев в начале XX в.

Большое значение для нашего исследования имеют многочисленные работы H.H. Великой, посвященные этнографическому изучению казачества Восточного Предкавказья3, среди которых особое место занимают проблемы верований терских казаков. Близка по тематике работа В.Г. Коломиеца4, анализирующая совокупность материальных и духовных ценностей терских казаков.

Особое значение для исследования проблем христианства на Северном Кавказе имеет публикация трудов в сборниках «Южнороссийского обозрения». Отличительной чертой научных статей является их высокий научный уровень, анализ документальных материалов, глубокие теоретические обобщения, взвешенные выводы5.

1 Тхамокова И.Х. Традиционная материальная культура русского и украинского населения Кабардино-Балкарии // Славянские чтения: материалы второй научно-практической конференции. - Нальчик, 1996. - С. 5-6; Она же. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 2000; Тютюнина Е.С. Православные храмы Кабардино-Балкарии; Там же. С. 21-24; Бейтуганов С.Н., Тютюнина Е.С. Е.А. Хомякова и Кабардино-Балкария // Русская общественная мысль и православная церковь на Северном Кавказе: материалы научной светско-церковной конференции. - Кисловодск, 2004. - С. 11-14; Бабенко Д. Три периода истории православной церкви на Ставрополье; Там же. С. 8-10.

2 Бурда Э.В. Очерки о терском казачестве. - Нальчик, 2003.

3 Великая H.H. Особенности старообрядчества у гребенских казаков // Православие, традиционная культура, просвещение (К 2000-летию христианства). - Краснодар, 2000; она же. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. - Ростов-на-Дону, 2001; Она же. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. - Ростов-на-Дону, 2001; Она же. Вероисповедание в гребенских станицах. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://combcossack.0pk.ru/viewtopic.php7id; Она же. Официальное православие и гребенские казаки в XVIII-начале XX вв. // Православие в исторических судьбах Юга России. Южнороссийское обозрение. Вып. 16. - Ростов-на-Дону, 2003.

4 Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. - Нальчик, 1994.

3 Православие в исторических судьбах Юга России. Южнороссийское обозрение: сборник научных статей. - Вып. 16. - Ростов-на-Дону, 2003; Православие в исторических судьбах Юга России. Южнороссийское обозрение: сборник научных статей. Вып. 20. - Ростов-на-Дону, 2004.

Эволюцию правительственной политики в отношении старообрядцев Северного Кавказа рассматривают Т.Г. Письменная и М.В. Клычникова, в частности, они отмечают противоречия законодательства, регламентирующие их участие в общественной жизни региона1.

Заслуженный интерес вызвали работы протоиерея И. Беляева, в которых освещаются основные мероприятия РПЦ в области распространения христианства среди населения Кавказа .

На страницах периодической печати публикуются многочисленные статьи, посвященные в основном современной религиозной ситуации в целом в России и в ее отдельных регионах. При этом тема особенностей религиозных воззрений русского населения Северного Кавказа на рубеже XIX-XX веков по-прежнему остается вне поля зрения исследователей и публицистов. Исключение составляет работа М.З. Саблирова, посвященная истории возникновения и развития общины толстовцев в пределах Нальчикского округа Терской области .

Ряд фактов о религиозной жизни терских казаков приводят Б.Б. Булатов и Н.И. Болохина, H.H. Гарунова и Н.Д. Чекулаев-Братчиков, М.С. Тепсуев4.

Проблема строительства православных храмов в районе Центрального Кавказа стала объектом внимания A.C. Дзагалова, который опубликовал содержательную статью на эту тему5.

1 Письменная Т.Г. Ведомости «О движении раскола в Кубанской области» как исторический источник // Археология, этнография и краеведение Кубани. Материалы 15-й межвузовской конференции. - Армавир, 2007. - С. 46-47; Письменная Т.Г., Клычникова М.В. О некоторых причинах изменения правительственной политики в отношении старообрядцев в 20-70-е гг. XIX в. // Там же. - С. 47-49.

2Протоиерей Иоанн Беляев. Русские миссии на окраинах. / сост. A.A. Горобец. - Владикавказ, 2008.

3 Саблиров М.З. Земледельческая община толстовцев Кабарды и Балкарии // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время. - Пятигорск, 2000.

4 Булатов Б.Б., Болохина Н.И. Терское казачество (Этапы колонизации земель Северного Кавказа). - Махачкала, 2010; Гарунова H.H., Чекулаев-Братчиков Н.Д. Российская императорская армия на Кавказе в XVIII веке: История Кизлярского гарнизона (1735-1800 гг.). - Махачкала, 2011; Тепсуев М.С. Город Кизляр - центр экономической и культурно-исторической интеграции народов Северо-Восточного Кавказа и России в XVIII-XIX вв. - Махачкала, 2012.

э Дзагалов A.C. Православные храмы на Тереке и украинские переселенцы // Краезнавст-во. Вып. 4. - Киев, 2011.

Организационным центром изучения религиозных воззрений населения Терской области в последние годы стал г. Владикавказ. Известные ученые З.В. Канукова, И.А. Сланов, С.А. Хубулова ввели в научный оборот широкий круг документальных материалов, отражающих различные стороны религиозной жизни жителей столицы Терской области в дореволюционный период1.

Интерес к истории религиозных организаций в указанный период вызвал появление диссертационных исследований, отличающихся широкой источниковой

базой , новизной постановки проблем, решением широкого круга научных задач.

Плодотворно исследует деятельность южнороссийских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX века В.А. Тимченко, который исследует особенности деятельности всесословных церковных благотворительных организаций, а также изучает проблему функционирования церковных учреждений, построенных на началах сословной взаимопомощи3.

1 Сланов И.А. Ардонская духовная семинария. - Владикавказ, 1999; Канукова З.В., Хубулова С.А. Дорога к храму. - Владикавказ, 2000; Канукова З.В. Старый Владикавказ. Исто-рико-этнологическое исследование. Изд. 2-е. Владикавказ, 2002; Канукова З.В., Хубулова С.А. Религия в истории и культуре полиэтничного города (Владикавказ, в Х1Х-начале XXI вв.). - Владикавказ, 2006.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Храмцова, Юлия Сергеевна, 2014 год

Литература

1. 1000 лет русского предпринимательства: Из истории купеческих родов. -М., 1995.-532 с.

2. N. Слобода Нальчик. К фанатизму местных «хлыстов» // Терские ведомости. - 1896. - № 22. - 23 февраля.

3. Z. Слобода Нальчик. Наши сектанты // Терские ведомости. - 1894. -№ 138.-25 ноября.

4. Агеева Е.А. Старые и новые сказания и писания староверов Кавказа (по полевым исследованиям 80-90-х гг. XX в.) // Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 1. - Майкоп, 2002. - С. 77-89.

5. Айвазов А.И. Русское сектантство. - М., 1915. - 94 с.

6. Айшаев О.О. Христианство в истории и культуре народов Северного Кавказа // VII Славянские чтения в Кабардино-Балкарии: материалы научно-практической конференции / отв. ред. X. X. Сохроков. - Нальчик, 2004. - С. 60-69.

7. Андрей (Мороз). История Владикавказской епархии. - Элиста, 2006. - 281 с.

8. Апанасенок A.B. Старообрядцы и «мирские» в сельском социуме центрального Черноземья в XIX-начале XX вв.: эволюция межконфессиональных отношений // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2008. - № 4. - С. 152-161.

9. Балалаева Н.И. О переселении молокан в Амурскую область // Ученые записки Хабаровского гос. пединститута. Т. 16. - Хабаровск, 1968. - С. 93-106.

10. Балдин П.П. Движение штундистов и церковно-государственная политика в Российской империи во второй половине XIX века // Сервис в России и за рубежом. Вып. 2(40). - 2013. - С. 79-88.

11. Балдин П.П. Причины возникновения штундизма в России во второй половине XIX века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». - 2012. - № 1. - С. 56-67.

12. Бальжатова H.A. Неизвестное об известном. Статьи. Архивные документы. Фотографии. - Нальчик: Принт Центр, 2013. - 236 с.

13. Белов А.В. Секты, сектантство, сектанты. - М., 1973. - 207 с.

14. Белоризцы // Живая старина. - Нальчик, 1991. - № 1. - С. 76-83.

15.Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: очерки по церковной этнографии. - СПб.: СПбГУ: Петербургское Востоковедение, 2007. - 358 с.

16. Бирюлькин А. Сел. Баксанское // Терские ведомости. - 1897. -№68.-8 июля.

17. Богословский А. Сборник Законов о расколе. - М., 1881. - 305 с.

18. Бойчук С.Г. Староверы на Кубани // Проблемы истории Северного Кавказа. - Краснодар, 2000. - С. 132-138.

19. Болонев Ф.Ф. Из опыта этнографического изучения русского населения Сибири // Русские Сибири: культура, обычаи, обряды. - Новосибирск, 1998.-С. 206-217.

20. Бондарь С.Д. Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, Старый и новый Израиль, субботников и иудействующих. -Пг., 1916. - 183 с.

21. Бондарь С.Д. Современное состояние русского баптизма. - СПб., 1911.-72 с.

22. Бонч-Бруевич В. Д. Избранные сочинения: в 3-х т. Т. 1. О религии, религиозном сектантстве и церкви. - М., 1959. - 318 с.

23. Бонч-Бруевич В.Д. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. - СПб., 1908-1909. - 237 с.

24. Бонч-Бруевич В.Д. Старообрядчество и самодержавие // Жизнь. -1902.-№3,-С. 58-71.

25. Боровиков Ю.В. Предпринимательская культура старообрядчества // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки. - 2011. - T. I, № 1.-С. 181-187.

26. Булгаков C.B. Справочник по ересям, сектам и расколам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/ bulgakov_spravochnik_po_eresyam_i_sektam_186-all. shtml.

27. Бунятов. Г. Быт русских крестьян Дорийского участка Борчалин-ского уезда Тифлисской губернии. / СМОМПК. Вып. 31. - Тифлис, 1902. -Отд. 2.-С. 166-204.

28. Бурда Э.В. Очерки о терском казачестве. - Нальчик Полиграфсер-висиТ, 2003.-216 с.

29. Бурда Э. В. Майский: крепость, станица, город / Серия города и селения КБР / отв. ред. В. Котляров. - Нальчик: М. и В. Котляровых. - Нальчик, 2007. - 220 с.

30. Васильев А.И. Историческая записка о Кавказской ныне Ставропольской семинарии. - Ставрополь, 1896. - 81 с.

31 .Васильева C.B. Старообрядцы в Забайкалье. - Улан-Удэ, 2003. - 274 с.

32. Введенский А. Борьба с сектантством. - Одесса, 1914. - 197 с.

33. Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. - Одесса, 1912. - 216 с.

34. Великая H. Н. Старообрядчество у казаков-линейцев // Кубанское казачество: три века исторического пути. - Краснодар, 1996. - С. 35-38.

35. Великая H.H. Взаимоотношения светских и духовных властей со старообрядцами Терского левобережья в XVIII-XIX вв. // Вопросы Северокавказской истории. Вып. 6. - Армавир, 2001. - Ч. 1. — С. 75-90.

36. Великая H.H. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. -Ростов-на-Дону, 2001. - 278 с.

37. Великая H.H. Официальное православие и гребенские казаки в XVIII-начале XX вв. // Православие в исторических судьбах Юга России. Южнороссийское обозрение. Вып. 16. - Ростов-на-Дону, 2003. - С. 34-52.

38.Великая H.H. Церковные приходы на Тереке в дореволюционный период // Вопросы казачьей истории и культуры. Вып. 5. - Майкоп, 2010. - С. 41-59.

39.Витевский В. Н. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти в конце XVIII в. и в XIX в. - Казань, 1878.

40. Витте С.Ю. Воспоминания: в 3-х т.-М., 1960.-Т. 1.-429 с.

41. Власть и реформы. От самодержавной к советской России / ред. Б.В. Ананьич / отв. ред. Р.Ш. Ганелин, В.М. Панеях. - СПб., 1996. - 286 с.

42. Воскресенский А. Троице-Серафимовская женская община близ г. Пятигорска. (Из путевых записок паломника) // BEB. - 1908. - 24 августа.

43. Г.М. Сведения о расколе и раскольниках в пределах Кавказской Епархии // КЕВ. - 1875. - Ms 5, 7, 9.

44. Голубицкий Е.Е. История русской церкви. - М., 1901-11. - Т. 1-2.

45. Гордиенко Н.С. Современное русское православие (XIX-XX вв.). -Д., 1987.- 186 с.

46. Городецкий П. Св.-Троице-Серафимовская женская община в имении Хомяковой (К вопросу о монастырях, как рассадниках культуры) // BEB. -1911. - 1 августа.

47. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. - М., 1969. - 274 с.

48. Гриценко Н.П. Из истории старообрядчества на Тереке в XVIIT-XIX вв. // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1977. - Т. 11. - С. 3-21.

49. Губанов Г.П. Хуторская жизнь в Терской области // СМОМПК. Вып. 33. - Тифлис, 1904. - С. 162-187.

50. Дворкин А. Введение в сектоведение: учебное пособие к курсу «Сектоведение». - Нижний Новгород, 1998. - С. 361.

51. Дзагалов A.C. Православные храмы на Тереке и украинские переселенцы//Краезнавство. - Киев, 2011. Вып. 4. С. 150-161.

52. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е - начало 1770-х гг.). - Нальчик, 2001. - 412 с.

53. Дзамихов К.Ф., Макоева A.A. Нетрадиционные религиозные движения в современном российском обществе (на примере Кабардино-Балкарской Республики). - Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2013. - 164 с.

54. Диденко А.Ф. Два века. (К 200-летию г. Прохладного). - Нальчик, 1965.- 168 с.

55. Дневник кн. Е.А. Святополк-Мирекой за 1904-1905 гг. // Исторические записки. - М., 1965. - Т. 77. - С. 242-275.

56. Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. -М.: Крутицкое патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1999.-362 с.

57. Дородницын А.Я. Светская администрация в борьбе со штундой в 1867-1881 гг. - М., 1893.-238 с.

58. Емельянова Н.М. Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций. - М.: РИК, 2003. - 279 с.

59. Емелях Л.И. Исторические предпосылки преодоления религии в советской деревне (секуляризация деревни накануне Великого Октября) // Актуальные проблемы истории религии и атеизма: сборник научных трудов. Вып. I. - Л.: Министерство культуры РСФСР: Музей религии и атеизма, 1975.-С. 20-37.

60. Ершова О. П. Старообрядчество и власть. - М., 1999. - 371 с.

61.Ерышев A.A. Евангельские христиане-баптисты. - Киев, 1960. - 189 с.

62. Заседателева Л.Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI-XIX вв. // Кавказский этнографический сборник. Вып. 8. -М., 1984. - С. 74-93.

63. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI-начало XX вв.). Историко-этнографический очерк. - М., 1974. - 308 с.

64. Затонский К. Раскол на Тереке // СЕВ. - 1890. - № 12. - 16 июня.

65. Значко-Яворский А. Общество «штундовых» на юге России // Одесский Вестник. - 1868. - № 35.

66. Зудин А.И. Из истории кубанского старообрядчества (конец XVIII -начало XX вв.) // Дело мира и любви: очерки истории и культуры православия на Кубани. - Краснодар, 2009. - С. 51-60.

67. Ивахненко E.H. Россия на порогах. - СПб., 1999. - 269 с.

68. Илиади И.Х., Коваленко А.Н. Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский монастырь: исторический очерк. - Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 2003. - 360 с.

69. Исаев И.А. История государства и права России. - М., 2006. - 472 с.

70. Историческое описание Второ-Афонского Бештаугорского Свято-Успенского монастыря / сост. прот. Геннадий Беловолов. - СПб.: Изд-во Jle-ушинского Подворья, 2004. - 391 с.

71. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / отв. ред. академик Б.Б. Пиотровский. - М.: Наука, 1988. - 544 с.

72. История России с начала XVIII до конца XIX вв. / отв. ред. А.Н. Сахаров. - М.: ACT, 1996. - 544 с.

73. К истории Владикавказского бывшего Моздокского училища // ВЕВ. - 1910. -№ 5. - 1 марта.

74. К истории старообрядчества в Терском казачьем войске // Терские ведомости. - 1882. -№ 148. - 27 ноября.

75. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX вв. Этноста-тистическое исследование. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1996. - 224 с.

76. Камзина А.Д. Православная миссия в борьбе со старообрядчеством в Оренбургской епархии в 1905-1917 гг. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Вып. 2. -М., 2005. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/144-l-0-1056.

77. Канукова З.В. Старый Владикавказ. Историко-этнологическое исследование. - Владикавказ, 2002. - С. 126.

78. Канукова З.В., Хубулова С.А. Дорога к Храму. - Владикавказ, 2000. - 196 с.

79. Канукова З.В., Хубулова С.А. Религия в истории и культуре поли-этничного города (Владикавказ, в XIX-начале XXI вв.). - Владикавказ: СО-ГУ, 2006. - 238 с.

80. Каров А.Х. Религии и государственно-конфессиональные отношения в современной Кабардино-Балкарии (опыт, проблемы и решения). Сборник документов и материалов. - Нальчик: Эль-Фа, 2008. - 550 с.

81. Карташев A.B. История русской церкви. -М., 1967, 1991. - Т. 1-2.

82. Катунский А.Е. Старообрядчество. -М., 1972. - 182 с.

83. Керов В.В. Центр и периферия старообрядчества: превращение Москвы в средоточие «старой веры» // Россия в новое время. Центральное и периферийное в системе культурного диалога. - М.: РГГУ, 1999. - С. 46-48.

84. Кириллов И. А. Статистика старообрядчества. - М., 1913. - 92 с.

85. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. - 1917 г.). - М., 1965. - 283 с.

86. Клычников Ю.Ю., Клычникова, М.В. Вхождение Северного Кавказа в культурное поле России (1777-1864 гг.). - Пятигорск, 2006. - 158 с.

87. Ключевский В.О. Исторические портреты. - М., 1991. - 472 с.

88. Козлов С.А. Кавказ в судьбах казачества (XVI-XVIII). - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Историческая иллюстрация, 2002. - 288 с.

89. Колесников В.А. Однодворцы-казаки. - СПб., 2000. - 206 с.

90. Колесников В.А. Религиозная жизнь линейных казаков Кубани // Дело мира и любви: очерки истории и культуры православия на Кубани. -Краснодар, 2009. - С. 89-101.

91. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. -Нальчик, 1994. - 163 с.

92.Колосовская Т.А. Положение старообрядцев в Ставропольской епархии в конце XIX-начале XX вв. // IV Минаевские чтения по археологии, этнографии и музееведению Северного Кавказа. - Ставрополь, 2000. - С. 48-53.

93. Корнилов A.A. Курс истории России XIX в. - М.: Высшая школа, 1993.-443 с.

94.Коцелапова И.Я. Права раскольников в российском обществе // Личность. Общество. Государство: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: Санкт-Петербургский госуниверситет, 1998. - С. 231-238.

95.Кризис самодержавия в России. 1895-1917. - Л.: Наука, 1984. - 662 с.

96. Крюков A.B. Религиозные секты на Кубани в аспекте межконфессиональных отношений (досоветский период) // Кавказский сборник / под ред. Н.Ю. Силаева. - М., 2004. - Т. 1 (33). - С. 149-164.

97. Кто может нам помочь в беседах с сектантами // BEB. 1910. - № 7. -1 апреля.

98. Кудинов Н.Д. Духовные христиане. Молокане: краткий исторический очерк. - Владикавказ, 1913.-53 с.

99. Кузнецова Т.Н. Опыт противосектантской деятельности православной церкви в конце XIX-начале XX вв. // Миссионерское обозрение. - 2000. -№ 10-12.-С. 65-78.

100. Кузьминов П.А. М.Т. Лорис-Меликов на Кавказе // Кавказский сборник. Т. 2(34). - М., 2005. - С. 109-128.

101. Кузьминов П.А., Храмцова Ю.С. Становление и развитие христианства в Кабардино-Балкарии в эпоху средневековья и нового времени // Исторический вестник КБИГИ. Вып. X. - Нальчик, 2012. - Ч. II. - С. 61-106.

102. Кулиев Ф.М. Взаимоотношения органов государственной власти и религиозных конфессий на юге России до революции 1917 г. - Пятигорск, 2013.- 172 с.

103. Кулиев Ф.М. Государственно-конфессиональные отношения на Северном Кавказе в XIX-начале XX вв. - Новосибирск, 2009. - 84 с.

104. Кулиев Ф.М. Государственно-конфессиональные отношения на Северном Кавказе в конце XVIII-начале XX вв.: автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - Владикавказ, 2013. - 46 с.

105. Кулиев Ф.М. Деятельность христианских сект на Северном Кавказе в XIX-начале XX веков // Вестник Челябинского государственного университета. История. Вып. 40. - 2010. - № 15 (196). - С. 48-55.

106. Кулиев Ф.М. Политика Российской империи по отношению к старообрядчеству на Северном Кавказе во второй половине XIX в. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 2011.-№ 1 (161).-С. 55-58.

107. Кумпан E.H. Единоверие в станицах Кубанской области // Российское село в XXI веке: проблемы и перспективы. Вып. 3. - М.; Краснодар, 2004. - С. 526-540.

108. Куприянова JI.B. Города Северного Кавказа во второй половине

XIX века.-М., 1981.-275 с.

109. Кутепов К. Из истории шалопутства на Северном Кавказе // СЕВ. -1887,-№2.

110. Ламонов А. Д. Старообрядческая община станицы Кавказской, Кубанской области, приемлющая священство Белокриницкой иерархии. 1794-1909 гг. // Кубанский сборник. - Екатеринодар, 1910. - Т. 15. - С. 385^-78.

111. Левин В.Ф. Взаимоотношения государства и Русской православной церкви с альтернативными вероучениями (вторая половина Х1Х-начало

XX вв.). - Ульяновск, 2011. - 281 с.

112. Лечинкаев-Кахунский. Праведники (из жизни секты евангелистов) // Живая старина. - 1992. - № 2. - С. 96-108.

113. Л-ов К. Баптизм и штунда на Кавказе // Владикавказские епархиальные ведомости. - 1895. - 1 мая; 15 мая; 15 июля.

114. Макаров В.Е. Очерк истории старообрядчества от Никона до наших дней. -М., 1911. - 148 с.

115. Малахова Г.Н. Становление российской администрации на Северном Кавказе в конце XVIII-первой половины XIX вв. - М.-Пятигорск: СКАГС, 1999.-392 с.

116. Малахова И.А. Духовные христиане. - М., 1970. - 138 с.

117. Машковский В.Л. Церковь, государство и интеллигенция в истории культуры России (XVII-начало XX вв.) // Россия в новое время: центральное и периферийное в системе культурного диалога. -М.: РГГУ, 1999. - С. 48-51.

118. Мельгунов С.П. Из истории религиозно-общественного движения в России в XIX веке. - М., 1909. - 239 с.

119. Мельгунов С. Церковь и государство в России // К вопросу о свободе совести): сборник статей. Вып. 1. - М., 1907. - 201 с.

120. Мельников П.И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии составленный состоящим при Министерстве Внутренних Дел Коллежским Советником Мельниковым. 1854 года. - Нижний Новгород, 1910.-132 с.

121. Мельников П.И. Раскольничьи секты в России // Исторический вестник. - 1885. -№ 7. - С. 49-72.

122. Мельников П.Ю. Министерство внутренних дел Д.А. Толстого: нестандартные решения // Эволюция человека и общества. Методология. Теория. Практика. - Саратов, 2001. - С. 126-138.

123. Мельников П.Ю. Правовое положение христианских сектантов Российской империи во второй половине XIX века // Освободительное движение в России: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 21. - Саратов, 2006.-С. 112-123.

124. Милованов М. Как вошел раскол в Гребенское войско // BEB. -1910.-№22.

125. Милованов Н. Открытая ересь у кавказских «старообрядцев» австрийского толка «окружников» // BEB. - 1911. - № 7. - 1 апреля.

126. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб.: РХГИ, 1997.-291 с.

127. Михайловский Г. Исторические сведения о расколе среди Терских казаков в XVIII в. - Ставрополь, 1877. - 85 с.

128. Михеев Т. Пропаганда штундо-баптизма в г. Пятигорске // BEB. -1905.-№6.-15 марта.

129. Молодченко Е. Заметки миссионера // BEB. -1911.-№15.-1 августа.

130. Москаленко А.Т. Идеология и деятельность христианских сект. -Новосибирск, 1978. - 198 с.

131. На пути к свободе совести. - М., 1989. - 253 с.

132. Никольский Н.М. История русской православной церкви. -Минск, 1989.-463 с.

133. Ницык П. Д. Бывшие военные поселения на Военно-Грузинской дороге // Терцы / под ред. А. Ржевусского. - Владикавказ: Типогр. обл. правления Терской области, 1882. - 58 с.

134. О независимости церкви от вмешательства государственной власти // BEB. - 1900.- 14 сентября.

135. Об изменении устава Владикавказского Михаил о-Архангельского Братства//BEB. - 1908.

136. Об упорядочении церковной службы // BEB. - 1911. - № 18.- 15 сентября. - С. 140.

137. Одинцов М. И. Вероисповедные реформы в Государственной думе (1906-1917 гг.): надежды, дискуссии и исторические уроки // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты: сборник статей. Вып. 3. -М.: Российское объединение исследователей религии, 2006. - С. 361-375.

138. Омельченко И.Л. Терское казачество. - Владикавказ, 1991.-371 с.

139. Ответы молоканину от баптиста // Баптист. - 1912. - № 23. - С. 11-16.

140. Павловский И.Ф. Полтавцы: Иерархи, государственные и общественные деятели, и благотворители. - Полтава, 1914. - 94 с.

141. Папшев К. На хуторе у штундо-баптистов // BEB. - 1899. - № 14. -15 декабря.

142. Платонов К. История и обличение русского сектантства. - Пг., 1914.-142 с.

143. Плотников К. История русского раскола старообрядчества. - СПб., 1914.-176 с.

144. По поводу распространения в народе пашковских брошюр // BEB. -1895.-№22,- 15 ноября.

145. Покровский М.Н. Очерки русской культуры. - Д., 1932. - 387 с.

146. Половцов A.A. Дневник государственного секретаря: в 2-х т. - М., 1966.-Т. 1.-526 с.

147. Полунов А.Ю. Церковь, власть и общество в России (1880-е - первая половина 1890-х годов) // Вопросы истории. - 1997. - № 11. - С. 121-126.

148. Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. - СПб., 1880.-472 с.

149. Попов А. Преосвященный Иосиф епископ Владикавказский. - Киев, 1902.-61 с.

150. Потапова И.А. Вероисповедная политика Российской империи. -Южно-Сахалинск, 2009. - 253 с.

151. Потапова Н.В. Сектантство России в новое время. - М., 1992. - 294 с.

152. Потто В.А. Два века Терского казачества (1577-1801). - Ставрополь, 1991.-375 с.

153. Православный. Станица Червленная. Начало «старообрядческих» торжеств // BEB. - 1910. - № 15.- 1 августа.

154. Преображенский Н. Очерки истории сектантства в России и на Кавказе // На Кавказе. - Тифлис, 1910. - № 7-8. - С. 33-49.

155. Прозрителев Г.Н. Из прошлого Северного Кавказа. К истории раскола и сектантства на Кавказе // ТСУАК. Вып. 2. - Ставрополь, 1910. - С. 86-97.

156. Протоиерей Иоанн Беляев. Русские миссии на окраинах. Истори-ко-этнографический очерк. - Владикавказ, 2008. - 349 с.

157. Проханов И.С. Закон и вера. - СПб., 1912. - 118 с.

158. Пругавин A.C. Раскол и сектантство в русской народной жизни. -М., 1906.-83 с.

159. Путилкин П.А Противоречия правового и религиозного регулирования общественных отношений // Вектор науки 11 У. -2010.-№3.-С. 149-161.

160. Ракович Д.В. Прошлое Владикавказа. Краткая историческая справка. - Владикавказ, 1911. - С. 41.

161. Расков Д.Е. Традиции и новации в экономической культуре русского старообрядчества // Гуманитарные науки. - 1999. - № 1. - С. 98-106.

162. Редькина О. В. Старообрядчество на Дону во второй половине XIX-начале XX вв. (по материалам духовной периодической печати) // Казачество: прошлое и настоящее. - Волгоград, 2000. - С. 257-273 и др.

163. Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. -СПб., 1991.-241 с.

164. Римский C.B. Православная Церковь и государство в XIX веке. Донская епархия: от прошлого к настоящему. - Ростов-на-Дону, 1998. - 318 с.

165. Римский C.B. Церковная реформа 60-70-х годов XIX века // Отечественная история. - 1995. - № 2. - С. 133-139.

166. Рождественский А. Хлыстовщина и скопчество в России. - М., 1892.-83 с.

167. Розанов В.В. Психология русского раскола // Религия и культура. Т. 1. -М., 1990.-С. 58-123.

168. Русское православие: вехи истории. -М., 1989. - 329 с.

169. Саблиров М.З. Земледельческая община толстовцев Кабарды и Бал-карии // История Северного Кавказа с древнейших времен по настоящее время (Тезисы конференции 30-31 мая 2000 г.). - Пятигорск: ПГЛУ, 2000. - С. 203-206.

170. Савельев Е.П. Казаки. История. - Владикавказ, 1991. Т. 1. 444 с.

171. Савитский П. Штундо-баптизм на Куркужинских хуторах // BEB. -1906. -№ 2. - 15 ноября; 1905. -№ 23. - 1 декабря.

172. Садырова М.Ю. Основные тенденции эволюции религиозной жизни крестьянства на рубеже XIX-XX вв. (по материалам пензенской губернии) // Вестник Сам ГУ. - 2012. - № 2. - С. 96-113.

173. Сафронов A.A. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» в контексте формирования института свободы совести в законодательстве российской империи // Взаимоотношения конфессий в России: история и современность: материалы межвузовской конференции. - М., 2011. - С. 53-62.

174. Священник Алексий Кардашевский. Георгиевский женский монастырь на реке Куре во Владикавказской епархии // BEB. - 1897. - 1 марта.

175. Секта жидовствующих в селениях: Высоцком, Медведском, Просянке и Благодарном Ставропольской губернии // КЕВ. - 1875. - № 6. - 16 марта.

176. Селищев Н. Ю. Старообрядцы в Уральском казачьем войске в XVIII-первой половине XIX вв. (проблемы и перспективы исследований) // Вестник МГУ. Серия 8. - 1994. - № 5. - С. 42-54.

177. Сибирцев Р. Описание проезда его Преосвященства Арсения, Епископа Пятигорского по приходам 4-го благочиния // BEB. -1911.-№13.-11 июля.

178. Сидорин А.И. Манифест от 17 апреля 1905 г. и его последствия для конфессиональной политики в Курской губернии до 1917 г. // Духовные ценности российского общества в XXI веке: материалы 6-х Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтений. - Курск, 2010. - С. 143-150.

179. Сквозников А. Из записок о поездках к сектантам на хутора Але-Кую // BEB. - 1906. - № 5.

180. Сквозников А. Селение Новогеоргиевское // BEB. - 1910. - № 4. -15 февраля.

181. Сквозников А. Темные силы нашего времени Новый Израиль // BEB. - 1910. - № 8. - 15 апреля.

182. Сланов И.А. Ардонская духовная семинария. - Владикавказ, 1999. - 192 с.

183. Смирнов Н. Религиозное состояние русского православного народонаселения в пределах Владикавказской епархии // BEB. - 1896. - № 16.

184. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. - СПб., 1895.-225 с.

185. Смолич И.К. История Русской Церкви (1700-1917 гг.) // История Русской Церкви. - М., 1996. - Т. 8. - Ч. 1. - 453 с.

186. Соколов Е. Сведения о раскольниках и сектантах ст. Ханской, Кубанской области // СЕВ. - 1890. - № 15.

187. Соловьев A.A. Проблема реформирования Русской Православной церкви в начале XX в. - М., 1999. - 273 с.

188. Сорокин А. Ст. Екатериноградская. // Терские ведомости. - 1899. -12 сентября.

189. Сосиев А. Станица Екатериноградская: историко-статистический очерк // Терский сборник. Вып. 5. - Владикавказ, 1903. - С. 47-69.

190. Состояние раскола среди Терских казаков в первой половине XVIII в. // КЕВ. - 1875. - № 10. - 16 мая.

191. Среди молокан // BEB. - 1898. - № 1.

192. Старообрядческие иерархи. -М., 2002. - 281 с.

193. Статистическая монография. По исследованию станичного быта Терского казачьего войска / сост.: О. Марграф, П. Линтварёв. - Владикавказ, 1881.-255 с.

194. Стрельбицкий И. История русского раскола известного под именем старообрядцев. - Одесса. 1898. - С. 179.

195. Т. Станица Прохладная. Публичный диспут представителей религиозных течений // Терские ведомости. - 1903. - № 261. - 2 декабря.

196. Таганцев Н.С. Уголовное преследование инакомыслия в России во второй половине XIX в. // Преступление и наказание в пореформенной России.-М., 2011.-237 с.

197. Тимченко В.А. Благотворительное дело в России во второй половине XIX-начале XX вв.: состояние и некоторые тенденции развития // Актуальные проблемы социальной истории: сборник научных статей. Вып. 2. -Новочеркасск; Ростов-на-Дону, 2001 - С. 47-53.

198. Тимченко В.А. Из опыта работы Миусского и Усть-Медведицкого окружных попечительств для пособия нуждающимся семействам воинов //

Военно-политические аспекты региональной безопасности на Северном Кавказе: материалы межвузовского научно-теоретического семинара. - Новочеркасск. НВИС, 2002. - С. 81-89.

199. Торленко И. Кто может помочь в беседах с сектантами // ВЕВ. -1910. -№ 7. - 1 апреля.

200. Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. - Нальчик: Эль-Фа, 2000. - 239 с.

201. Тютюнина Е.С. Православные храмы Кабардино-Балкарии // Славянские чтения. - Нальчик, 1996. - С. 21-23.

202. Урусов С.М. Станица Екатириноградская (Терской области Моздокского отдела) // СМОМПК. Вып. 33. - Тифлис, 1904. - С. 172-198.

203. Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х-1918 гг.).-М., 2002.-381 с.

204. Хохлова Т.А. Старообрядчество и развитие рыночного уклада в России. - М., 1997. - 242 с.

205. Христианские исповедания и государственная власть в России в ХУШ-первой половины XX вв. // Отечественная история. - 1998. - № 4. -С.178-185.

206. Христианство: Энциклопедический словарь. - М., 1995. - Т. 2. - 652 с.

207. Цареградский М. О духовных нуждах Кавказской епархии и способах удовлетворения их // КЕВ. - 1873. - № 1.-1 января.

208. Черкасов П.П. Политические реформы Александра II в донесениях и отчетах посольства Франции в Санкт-Петербурге // Новая и новейшая история. - 2010. -№ 3. - С. 162-185.

209. Чернозубов Ф. Очерки Терской старины // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1914.-№ 12.-С. 81-106.

210. Юдин П. Гребенские заточники в г. Красном Яру // Терские ведомости. - 1911. -№ 208.

211. Юдин П. Из-за старой веры // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1915. -№ 13.-С. 35-46.

212. Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии и приложением статей закона и Высочайших указов. - СПб., 1912.

Иностранная литература

1. Freeze Gregory. Bringing Order to the Russian Family: Marriage and Divorce in Impérial Russia, 1760-1860 // The Journal of Modem History. 62. 4. -1990.-P. 709.

Интернет-ресурсы

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rulex.ru/01190210.htm.

2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://myunivercity.ru/ Исто-рия/Причины_и_последствия_церковного_раскола_в/3 8079.html.

3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Единоверие.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.religion.babr.ru/ chr/east/prav/sect/whit.htm.

Диссертации и авторефераты

1. Бирагова Ф.Р. Церковная интеллигенция Осетии во второй половине XIX-начале XX вв.: дисс. ... канд.ист.наук. - Владикавказ, 2003. - 187 с.

2. Власова А.В. Социальная деятельность русской православной церкви на Урале во второй половине XIX-начале XX вв.: автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - Ижевск, 2011. - 51 с.

3. Гавриленков А.Ф. Политика государственной власти Российской империи в отношении Православной церкви, инославных конфессий и авраами-ческих (нехристианских) вероисповеданий в 1721-1917 гг.: сущность, принципы, эволюция: автореф. дисс.. .докт. ист. наук. - М., 2010. - 49 с.

4. Гиоева И.А. Русская православная церковь в истории Северной Осетии (ХХ-начало XXI вв.): автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Владикавказ, 2005.-23 с.

5. Далецкая В.Ю. Политика Российского государства и церкви в отношении сектантов в XVIII-XIX вв.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2005.-24 с.

6. Зудин А.И. Старообрядчество на Кубани в конце ХУШ-начале XX вв.: исторический аспект: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2009. - 25 с.

9. Ключарева A.B. Жизнедеятельность православного прихода в русской провинции в 1881-1917 гг. (по материалам Тульской епархии): автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Орел, 2009. - 21 с.

10. Коцелапова И.Я. Старообрядчество в Российской империи: Правовое положение и правовое регулирование: Историко-правовой аспект: автореф. дисс. ... канд. юр. наук. - СПб., 2006. - 24 с.

11. Крюков A.B. Религиозные секты на Кубани: становление, внутреннее развитие, взаимоотношения с государственными и общественными институтами (30-е гг. XIX в. - 1917 г.): автореф. дисс. ... канд.ист.наук. - Краснодар, 2004. - 26 с.

12. Кузьмишин E.JI. Государственная политика в отношении старообрядцев в Российской империи в период правления Александра III: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 2012. - 24 с.

13. Кулиев Ф.М. Государственно-конфессиональные отношения на Северном Кавказе в конце ХУШ-начале XX вв.: автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - Владикавказ, 2013. - 46 с.

14. Кумпан E.H. Конфессиональная политика Российской империи и ее реализация на Северо-Западном Кавказе в 1861-1917 гг.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2005. - 23 с.

15. Лазарова Э.Т. Католичество на Северном Кавказе (ХШ-начало XX вв.): автореф. дисс. ... канд.ист.наук. - Владикавказ, 2007. - 24 с.

16. Малахова И.А. Эволюция «духовного христианства» в СССР: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - М., 1970. - 22 с.

17. Раздольский С.А. Миссионерская деятельность Православной церкви на Северном Кавказе в XIX-начале XX вв: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 1996. - 23 с.

18. Рыбко С.Н. Деятельность русской православной церкви в Кубанской области (1860-1917 гг.): управление, церковная жизнь, духовное образование, просвещение: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Краснодар, 2011. - 23 с.

19. Самарина О.И. Общины молокан на Кавказе: история, культура, быт, хозяйственная деятельность: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Ставрополь, 2004. - 25 с.

20. Семин И.А. Государственная политика в отношении православного приходского духовенства (1825-1870-е гг.): автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -М., 2006.-25 с.

21. Тимченко В.А. Деятельность южнороссийских благотворительных обществ, заведений, братств и попечительств во второй половине XIX века. На материалах Дона, Кубани и Ставрополья: дисс. ... канд. ист. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - 24 с.

22. Шабельникова E.H. Реализация на местах государственной политики в отношении церкви и верующих во второй половине XIX-начале XX вв.: на материалах Тамбовской губернии: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. -Тамбов, 2006. - 21 с.

23. Шадрина A.B. Приходское духовенство Донской епархии второй половины XIX-начала XX вв.: автореф. дисс. ... канд. ист. наук. - Ростов-на-Дону, 2013.-32 с.

24. Ягудина О.В. Старообрядчество Уральского и Оренбургских казачьих войск в период с 1851-1917 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Оренбург, 2005.-23 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.