Религиозная правовая культура в татарском мусульманском сообществе в XIX – начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Абулханов Наиль Бариевич

  • Абулханов Наиль Бариевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 171
Абулханов Наиль Бариевич. Религиозная правовая культура в татарском мусульманском сообществе в XIX – начале XX вв.: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2021. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Абулханов Наиль Бариевич

Введение

Глава I. Мусульманская правовая культура и особенности ее распространения в Волго-Уральском регионе

1.1 Этапы развития мусульманской правовой культуры: возникновение и дифференциация понятий «фикх», «шариат», «мазхаб»

1.2 Значение мусульманского права в культуре ислама

1.3 Мусульманская правоприменительная практика в условиях Волго -Уральского региона

Глава II. Традиционное восприятие религиозно-правовой культуры в условиях Нового времени

2.1 Пути осмысления исламской правовой культуры

2.2 Трансформация религиозно-правовой культуры в трудах татарских мыслителей

Глава III. Модернизация исламской культуры на примере религиозно-правовых школ

3.1 Основные направления трансформации религиозно -правовых школ в историко-культурном контексте

3.2 Пути реформирования религиозно-правовой культуры в наследии татарских богословов

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В к. XX - н. XXI вв. исследования, посвященные изучению религиозной культуры народов, стали востребованы в самых широких слоях общества. В условиях активизации межкультурного диалога с одной стороны, и возрастания межрелигиозных и межнациональных конфликтов с другой, возрастает значение общественного согласия. В процессе выявления, анализа и интерпретации значимых культурных аспектов религиозной жизни и их соотнесения с нормами конкретной религиозной традиции выявляются площадки для возможного межконфессионального соприкосновения и взаимовлияния.

Значение религиозного компонента в развитии культуры всегда привлекало внимание исследователей. Связь между теологией и культурными кодами того или иного народа является предметом изучения как на Востоке, так и на Западе. Во второй половине XX в. канадский исследователь Бернард Лонерган предположил, что «теология выступает посредницей между культурной матрицей и значением ролью религии в этой матрице»1. Лонерган выделяет два понимания культуры. Первое - универсальное и постоянное классицистское понимание культуры людей, к идеалам которой в разных степенях стремятся все, кто хочет ею обладать. Второе - эмпирическое понимание культуры как набор ценностей, которые формируют образ жизни народа. Он отмечает, что данный набор может как оставаться неизменным на протяжении долгого времени, так и трансформироваться, модернизироваться. В этом смысле не только культура, но и взаимосвязанная с ней теология находится в постоянном процессе развития2. К подобным же выводам

1 Лонерган Б. Метод теологии.- М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы , 2010. - С

2 Там же.

приходили и представители татарской научно-богословской мысли, задолго довторой половиныХХв., опираясь на изучение религиозной составляющей жизни мусульман царской РоссииХ1Х - началаХХ вв., что нашло свое отражение в данном исследовании.

Не являясь статичным явлением, в различные периоды существования исламский мир вырабатывал различные, соответствующие духу своего времени положения и устои, подстраиваясь под реалии различных времен и народов. Вместе с тем базовые принципы исламской правовой культуры всегда являлись базисом, на который опирались правоведы и богословы при вынесении новых религиозно-правовых решений и создании новых норм поведения. Не стало исключением историческое развитие культуры мусульманской религиозно-правовой мысли у татарского народа. Ученые-богословы, представители татарской научно-богословской мысли Волго-Уральского региона оставили в данной сфере богатое наследие, требующее подробного изучения.

К подобным же выводам приходили и представители татарской научно -богословской мысли, задолго до второй половины XX в., опираясь на изучение религиозной составляющей жизни мусульман России XIX - начала XX вв., что нашло свое отражение в данном исследовании.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозная правовая культура в татарском мусульманском сообществе в XIX – начале XX вв.»

Актуальность.

Наследие татарских исламских теологов, правоведов, ученых в наше

время активно используется ввиду определенной схожести условий развития

культуры социума, в которых существует татарское общество сегодня и в

которых оно существовало в XIX - начале XX вв. Дух реформации,

возрождения национального и религиозного культурного сознания, новый

виток в развитии народа- вот те предпосылки, которые сближают современное

татарское общество с обществом упомянутого исторического периода. В этой

связи изучение наследия татарских богословов является важным, так как

многие религиозно-правовые вопросы, определяющие культурное развитие

4

народа и возникающие сегодня, уже имели место в те времена и были решены улемами, татарской интеллигенцией. Актуальность изучения процессов, происходивших в татарской научно-правовой мысли в тот период как никогда важна сегодня. Это касается не только Волго-Уральского региона, но и Российской Федерации в целом, а также всего постсоветского пространства. Изучение данных процессов дает возможность понять историческое развитие культуры религиозной правовой мысли татар и других мусульманских народов России, которые на протяжении многих веков существуют и эволюционируют в рамках немусульманской государственной и политической системы. Исследование истории развития культуры религиозно-правовых школ в татарской научной мысли дает возможность поиска решения указанных вопросов и в наше время. Изменившийся историко-культурный контекст, тем не менее, оставляет актуальными все те же вопросы с мазхабами. Но если в прошлом они были связаны с необходимостью модернизации исламских обществ, то сегодня аналогичные вопросы возникают в связи с влиянием радикальных течений нетрадиционного ислама.

Социальные, религиозные, культурно-правовые проблемы,стоявшие

перед татарскими правоведами и успешно решенные ими, актуальны не только

для России, но и для многих стран Европы, Северной и Южной Америки,

которые на сегодняшний день ищут свои пути взаимодействия с большими

мусульманскими общинами в своих странах. Религиозно-правовые вопросы

культуры, с которыми мир столкнулся лишь в конце XX века,были подняты и

обсуждались представителями татарской научно-богословской мысли задолго

до этого, в XIX-начале XX века. В этом смысле татарское культурное

религиозно-правовое наследие является уникальным источником для поиска

путей решения современных социокультурныхпроблем и задач. Татарское

мусульманское общество, веками существовавшее и развивавшееся в

немусульманской среде, дает пример успешного взаимодействия и мирного

сосуществования представителей различных конфессий в рамках одного

5

государства. Исторический опыт культурного религиозно-правового строительства, накопленный столетиями, мог бы быть полезен не только в рамках решения проблем внутри Российской Федерации и СНГ, но и быть использованным в других странах, столкнувшихся со схожими вопросами мирного сосуществования различных культур.

Понимание исторических особенностей развития правовой культуры, татарской научно-богословской мысли оказывает значительную поддержку при регулировании современных процессов, происходящих в татарском мусульманском сообществе. Исторический анализ развития, эволюции татарского права в рамках мусульманского богословия позволяет более трезво взглянуть на все историческое наследие татарского народа как на неотъемлемую часть российского общества, встроив его при этом в контекст исламского мира.Поставленные обществом вопросы о мировоззренческих ориентирахИслама или иначе оказывали и продолжают оказывать влияние на мусульманское население Волго-Уральского региона, эти вопросы требуют своего ответа. Важно понять, что сформировало религиозно-правовую культуру народа, какой Ислам был характерен для татар в прошлом, каково его направление и как это находит отражение в сегодняшней непростой межконфессиональной ситуации. Невозможно дать ответ на подобные вопросы без подробного изучения наследия татарской научно-богословской мысли, без обстоятельного анализа развития и культуры мусульманского права у татар, его изменения и преломления под влиянием вызовов разных исторических периодов.Изучение взглядов виднейших представителей татарской научно-богословской мысли позволяет понять, как мусульманская правовая система может проявлять гибкость в различных культурных сферах, и на то,возможно ли проявлениетвердости в судьбоносные моменты истории.

Применительно к Сибирскому, Волго-Уральскому и другим регионам

проживания татар речь идет, прежде всего, о культуре, сформированной под

влиянием ханафитской религиозно-правовой школы, или, по-другому, мазхабу

6

имама Абу Ханифы. Данный мазхаб, то есть религиозно-правовая школа, традиционно распространен среди татарского народа с момента принятия Ислама и распространения исламской культуры в Волжской Болгарии. Татары на протяжении всей истории придерживались ханафизма, и не было периода, когда ханафитский мазхаб заменялся другой культурной ориентацией, то есть школойкак в сугубо правовом, так и в общекультурном поле. Данный аспект предопределил развитие традиционного Ислама у татар как части ханафитского мира, который составляеттри четверти мировойисламской уммы(общины).

Для регионов традиционного проживания татар к. 1980-х - н. 1990-х годов характерныновыекультурные и идеологические веяниястран Персидского залива, других арабских стран, Пакистана, Индии. В связи с этим начала распространяться новая мусульманская культура, нехарактернаякак для Волго-Уральского региона, так и всей России. Данное обстоятельство бросило своеобразный вызов традиционному Исламу, так как «новая волна» представлялась в большей степени адептами сект, нетрадиционныхдаже для тех стран, из которых происходили эти религиозные течения. Данное противоречие и по сей день является одним из определяющих факторов развития религиозной культурывнутри татарско-мусульманского мира, оказывающим значительное влияние на развитие исламского сообщества татар.В этой связи понимание традиционной правовой культуры, лежащей в основе развития культуры народа, определение значения мазхабического наследия поможет выявить и переосмыслить нехарактерные для данного региона религиозные воззрения, позволит использовать полученные знания в культурном программировании региона.

Сам факт наличия различных пластов культуры внутри мусульманского

мира, религиозно-правовых школ(мазхабов) уже несет в себе достаточный

заряд толерантности, так как основано на плюрализме.Религиозно-правовые

школы, мазхабы, и в особенности ханафитский, несут в себе и необходимую

для сохранения культуры гибкость, позволяющую в значительной мере

7

учитывать народные обычаи, так и в определенной мере жесткость, позволяющую сохранять основы Ислама и многовековых традиций.Гибкость проявляется в адекватном восприятии новых веяний в культурах соседствующих народов, в вопросах нерелигиозной, мирской жизни социума и государства, а жесткость в свою очередь позволяет не допустить размывания мусульманской культуры и ассимиляции ее представителей в мультикультурном обществе.

Своеобразным ответом представителей культуры традиционного Ислама на новые вызовы может стать возрождение исторической памяти татарского народа, основ его культуры, возвращение к истокам традиционных духовных ценностей - к трудам представителейтатарской теологической мыслиХ1Х - ХХ вв. Понимание традиционных духовных ценностей народом, интеллигенциеймогло бы быть использовано при культурном программировании территории, при понимании особенностей региональной идентичности. Изучение культурных основ традиционного понимания Ислама у татар представляет собой важную задачу, поскольку даст ответ на большое количество вопросов, среди которых главным, несомненно, является отношение представителей татарской религиозно-богословской мысли к культуре традиционных религиозно-правовых школ,мазхабов, их практическое применение в реальной жизни, а также их проявление в ежедневной религиозной практике.

Понимание культуры мазхаба как единой религиозно-правовой школы,

являющегося основой системного восприятия исламского мировоззрения и

религиозного образа жизни народа позволит критически относится к

различным чуждым идеологическимтечениям, часто гонимым в регионах

своего возникновения, но находящим благодатную почву в регионах

традиционного проживания татарского мусульманского населения, среди

неискушённых в теологических тонкостях представителей традиционных

мусульманских этносов, а так же неофитов. Актуальность поставленной

8

проблематики представляется важной, так как ее решение и практическое применение будет важным вкладом в понимание культуры татар, культурной памяти, основ для формирования локальных идентичностей. Это позволит исследовать и перейти к культурному конструированию и решению сложных задач как внутри мусульманской общины, так и на межконфессиональном уровне.Благодатная духовная среда, традиционные духовные ориентиры, взятые за основу обществом, предоставят все возможности для выстраивания линии развития татарской мусульманской общины как традиционной, придерживающейся веками устоявшихся культурных ценностей.

Степень изученности. Выбор темы исследования обусловлен как актуальностью вопросов, так и их недостаточной изученностью, а также отсутствием обобщающих трудов по указанным проблемам. Наиболее ранние сведения о культуре религиозно-правовых норм, мазхабическом направлении мусульман Поволжья мы обнаруживаем в древних источниках наарабском языке. Наиболее ранне упоминания, могущие представлять научный интерес принадлежат руке Ахмада ибн Фадлана, где автор отражает процесс приезда посольства арабского правителя, халифаАл-Мутакаддира. Сам Ибн Фадлан участвовал в этом процессе в качестве секретаря, что имело место в 921-922 гг..Его записи представляют большую историческую ценность, так как указывают на рсопространенность ханафитского мазхаба у бповолжских болгар3. Большое значение в данном контексте так же имеют записи известного на Ближнем Востоке путешественника и географа Ибн Руста. В его работах, относящихся к десятому веку, говорится о болгарах как о мусульманском народе, он, в частности упоминает наличие мечетей, медресе, служащих в них имамов и мэдзинов4, что явно указывает на значительное распространиение

3 ПутешествиеАхмеда ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Болгарии ислама. - Казань, Изд. Дом «Хозур», 2014, - 96 с.

4 Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1869. - С. 23

мусульманской правовой культуры. Этот вывод следует из известной в мусульманской теологической практике особенности преподавания в мусульманских «училищах», то есть в медресе. С первых веков ислама и по сегодняшний день преподавание ведется согласно установленной религиозно-правовой школе, которой в нашем случае могла быть только ханафитская правовая школа, на что указывют вышеупомянутые заметки Ибн Фадлана. Это говорит о наличии культуры ханафитского мазхаба и усилиях по его распространению «муэдзинами или имамами», так как каждодневная религиозная практика невозможна без соблюдения норм религиозно-правовой школы.

С периода включения Казанского ханства,располагавшегося на землях Волжской Болгарии, в состав московского государстванаучные исследования, посвященные культуре мазхабической приверженности татарских алимов, не проводились, однако исследования быта, религиозной практики, культуры дают представления об этой теме. Так известный исследователь казанских татар, этнограф Карл Фукс наряду с описанием быта, обычаев, обрядов уделил большое снимание и духовному миру. В статьях «Праздники казанских татар»5, «Рамазан»6, в книге «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях»7 имеются детальные описания выполнения татарами таких важных в культурном аспекте обрядов как намаз, пост в месяц Рамазан, порядок проведения религиозных праздников.В данных источниках мы можем найти свидетельствао важном культурном коде - приверженности ханафитской религиозно-правовой школе. Подавляющее же большинство работ посвящено описанию практической стороны исповедания ислама, что дает возможность делать вывод об исполнении религиозных норм со стороны широких народных масс, однако не позволяет выявить значенияисследований татарских ученыхо

5 Фукс К.Ф. Праздники казанских татар. Заволжский муравей, №17. Казань, 1834. - С.35

6 Фукс К.Ф. Рамазан. Казанские известия, - 1814. - №38.

7 Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - С.54

культуре религиозно-правовых школ.В советское времякультуруислама исследовал Дж. Валиди. «Очерк истории образованности и литературы татар»8повествует о положении мусульманской религии среди татар, дана подробная характеристика дореволюционной татарской школы кадимитского и джадидитского направлений.

Оценку культуры татарской политической, и, в некоторой степени, просветительской мысли у татар дают работы М.Абдуллина9 и С. Батыева10, Х. Гимади11. В историографических обзорах Фасеева К.Ф.12 есть упоминания о традиционных школах мусульманского права. Исследования, посвященные культуре и истории общественной мысли конца XIX - нач. XX веков также затрагивают тему зарождения и развития джадидизма как буржазного политического явления, что отражено в трудах К.Ф. Фасеева13,Х.Х. Хасанова14 и др.

Современные исследователи татарского богословского наследия по сравнению с предыдущими уделяют гораздо больше внимания изучению именно мазхабической традиции. Среди них можно выделить работы ЯкуповаВ.М.15, Батыра Р.Г.16, Р. Хакимова17, А. Н. Юзеева18, Д. Шагавеева19, Г.Р.Сайфуллиной20, А.Ю. Хабутдинова21, А.А.Хайрутдинова22.

8Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. - Казань: Изд-во Иман, 1998. - С.38

9Абдуллин Я.Г.Ислам в истории болгар и татар/ Я.Г. Абдуллин, - Казань: Изд-во Иман, 2000.

- 212 с.; Абдуллин, Я.Т. Татарская просветительская мысль /Я.Т. Абдуллин. - Казань: Татар.кн. изд-во, 1976. - 320 с.

10Батыев С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция //История СССР, 1964, №4. - С.50 - 65.

11Гимади Х.Г. История Татарской АССР. — Казань: Таткнигоиздат, 1955. — Т. I. - С. 324.

12Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли (Вторая половина XIX

- начало XX вв. - Казань, 1955

13 Фасеев К. Ф. Указ соч.

14Хасанов Х.Х. Революция 1905-1907 гг. в Татарии. - М.: Наука, 1965. - 364 с.

15Якупов, В. Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность/ В. Якупов. - Казань: «Хузур», 2014. - 36 с.

16Батыр Рустам. Абу-Ханифа: жизнь и наследие. - Нижний Новгород; Ярославль, 2007. -276с.

17Хакимов, Р. Сегодня у нас полноценная история татар и Татарстана: [об Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана] // Казань. - 2017. - № 2. - С. 77-80.

11

Значительное внимание указанной тематике уделил В.М.Якупов23. Его основной тезис омазхабе в татарской культуре, религиозно-богословской мысли - утверждение ханафитского мазхаба как единственно возможной религиозно-правовой школы для мусульманско-татарского сообщества. Современные ученые рассматривают вопрос религиозно-правовой культуры в рамках культуры ханафитской правовой школы. Зачастую в современных работах культура ханафизмаможет быть использована при создании контраргументов с вновь созданными одиозными мусульманскими сектами, дискредитирующие ислам в мировом и внутрироссийском масштабе, но и с «реформацией» ислама в направлении его «христианизации»24. Более того, Валиулла Якупов предполагает наличие общей координационной составляющей в действиях этих двух «пятых колонн», что выражается в их постепенном консолидировании. Обе стороны - суть разные проявления борьбы с традиционными культурными ценностями. Данная тематика раскрывается в русле осуждения реформаторов, чьими руками, по мнению ученого, реализуется задача подрыва основ традиционных толерантных течений, после чего в исламском идеологическом поле останется лишь ваххабизм25.

Среди современных работ особо выделяется масштабное исследование -Антология татарской богословской мысли26, в рамках которого

18Юзеев. А.Н. Татарская философская мысль конца XVШ-XIXвв. Книга первая/ А.Н. Юзеев. - Казань: Иман, 1988. - 137 с.

19Шагавиев, Д. Татарская богословско-философская мысль (XIX- нач.ХХ вв.) Курс лекций./ Д.Шагавиев,- Казань: Институт истории АН РТ.- 2008, 168 с.

20Сайфуллина, Г.Р. Татарские богословы о дозволенности музыки в исламе / Г.Р. Сайфуллина. Мир ислама-Pax Ыатюа. - 2011. - №1. - С. 154-173

21Хабутдинов, А. Ю. Лидеры нации. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2003. - 159 с.

22Хайрутдинов, А. Г. Последний татарский богослов: жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. - Казань: Иман, 1999. - 139с.

23Якупов, В. Указ. соч.

24Якупов В.М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты/ В.М. Якупов.- Казань: Изд-во «Иман», 2003. -32 с.

25 Якупов В.М. Указ сос. С. 5

26 Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / [авт. предисл. Р. М. Мухаметшин ; сост. и подготовка к изд.,

былиопубликованы и рассмотрены труды целой плеяды известных татарских теологов, исламских ученых:Абуннасыра Курсави,Шигабуддина Марджани, Ризаитдина Фахретдина, Мусы Бигиева и других.

Исследование научной литературы демонстрирует, что вопросы развития религиозно-правовой и теологической мысли татар-мусульманв контексте исследования культурных кодов татар сегодня находится на стадии разработки. Важные ее стороны предметом конкретного исследования стали лишь в последние десятилетия, когда с разрушением государственной коммунистичско-атеистической системы открылись возможности решения исследовательских задач в контексте востребованных тем. Однако изучение эволюции взглядов татарских религиозных мыслителей к вопросу культуры традиционных мазхабов в исламской традиции не подвергалось специальному рассмотрению.

Объектом исследованияисламская культура Волго-Уральского региона XIX- начала XX вв.

Предметомвосприятие мазхаба (религиозно-правовой школы)в татарской культуре XIX- начале XX вв.

Хронологические рамки - период с начала XIXв. до начала XX в. Это обусловлено тем, что именно в данный период проблематизируется само понятие и понимание мазхаба, возник вопрос о необходимости переосмысления традиционных культурных ценностей.

Научная новизнаисследования состоит в том, что исследуется культура традиционного ислама, его религиозно-правовая составляющая, в первую очередь ханафитский мазхаб рассматривается какодна из важных составляющих культурного кода, способствующих переосмыслению и трансляции культурных ценностейтатарской богословской интеллигенции и формирования новых культурных традиций. Модернизация культуры

науч. ред. Р. А. Гиззатуллин ; пер. с татар.: Г. М. Гилязов, Г. Р. Ахметьянова] .— Казань : Татарское книжное издательство, 2015 .— 494 с.

татарского народа происходилав том числе и в религиозной сфере, врамках ханафитской религиозно-правовой школы. В данной работе производится попытка разграничить рамки таклида (приверженности культуреопределенной религиозно-правовой школы), установить его причины, формы, в которых он описываетсякрупнейшими представителями татарских мыслителей вХГХ-началеХХвв.

Целью диссертационного исследованияявляется изучение изменения отношения к традициям мазхаба, путей его модернизации в трудах татарских просветителей XIX - XX вв

Для достижения указанной цели представляется необходимымрешение следующих задач:

- проанализировать распространение ханафистскоой культуры в Волго -Уральском регионе;

- исследовать мазхабическую традицию;

- изучить становление культуры ханафитского мазхаба, его отличия от других традиционных школислама;

- выявить и исследовать взгляды представителей татарской религиозно -богословской мысли в отношении мазхабоприменения;

- обнаружить общую тенденцию в вопросе мазхабоприменения у представителей татарской религиозно-богословскойХГХ - XX вв.;

- проследить развитие масхабической традиции.

Гипотеза исследования - в историко-культурном наследии татар Волго -Уральского региона к. ХК-н. ХХвв. были заложены различные варианты интерпретации мазхабической традиции важные для понимания процесса модернизации современной исламской культуры.

Источниковую базу исследованияусловноможно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют непосредственно труды татарских просветителей, просветителей XIX - н. XX веков: Ш. Марджани27, Г. Курсави28, Ж.Валиди29, З.Камали30, Г. Баруди31,Р. Фахретдин32,М.Бигиев33. Остановимся подробно на некоторых из них.

ГалимджанБаруди издает несколько учебников, такие как «КитабАль салават» («Книга намазов»), «Бада АльМагариф» («Основы учений»), букварь «Сауад-хан», книга «Сад-панд» («Сто учений о нравственности») и так далее. В ходе своей деятельности Г.Баруди пишетпорядка тридцати различных учебников, книг, ставших популярными среди мусульманского населения по всей России. В 1906 году Галимджан Баруди приступает к издательской деятельности и запускает свой журнал «Ад-Дин ва Аль Адаб» ( J Для удобства читателя, автор, в кооперации с редакционной коллегией делит журнал на несколько глав: - исламские знания;

-опровержение нападок на религию и объяснение вопросов ислама;

27Марджани Шигабуддин: кому предоставлено право вершить дела // Татар деньясы (Татарский мир) (Москва)., 2003. - № 17 (Окт.)-С.3-4.; Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан Насафи (ал-Хикма ал-Балига)/ Шигабутдин Марджани, предисл. и пер. с арабского Д. Шигавиева.- Казань: ТКИ, 2008.-112 с.

28Курсави, Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад) - Пер. с арабского - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 304 с.

29Вэлиди, Д. Каюм Насыйрида татар теле // К.Насыйри мэж;мугасы (Вафатына 20 ел тулу менэсэбэте белэн). — Казан, 1922. — 137-145 б.; Вэлиди, Д. Татар теленец грамматикасы.— Казань, — 1919. — 171 б.; Вэлиди, Д. Телебезнец иске хэзинэлэреннэн «Диване легать-эт-тYрк // Безнец юл.— 1927.— № 3.— 30-33 б.; Вэлиди, Д. Терек-татар теллэренец язмышы // Безнец юл.— 1922.— № 12. — 14-19 б.; Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.-П., 1923. - 106 с. Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. - Казань: Изд-во Иман, 1998. - 143 с.

30Камали Зыяэтдин. Философия ислама: в 2 томах/ Зыяэтдин Камали. том 1, часть 1,-Философия вероубеждения. - Казань: ТКИ, 2010. - 319 с.; Камали, З.Д. Философия ислама, в 2 томах, том 1, часть 1,- Философия вероубеждения/ З.Д. Камали, - Казань, 2010. - 231 с.

31Выпуски журнала J и^1«Ад-Дин вэ Эль-Адаб» 1913-1917.

32Ризаэддин бине Фахреддин. Дини вэ ижтимагый мэсэлэлэр. - Оренбург: «Вакыт», 1914. -227 б.; Фахретдин Р. Асар/ Ризаеэтдин Фахрутдин, - Оренбург, 1904.

Абу-н-Наср Курсави. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-'ибад). - Пер. с араб. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 304 с.

33Бигиев М., Халык назарына берничэ мэсъэлэ М. Бигиев, -Казань:. Электро-типография «Умид», 1912. -58 б.;

объяснение суеверий, противоречаших исламским нормам; проповедование занятия трудом с точки зрения ислама; ответы редакционной коллегии по различным вопросам ислама;

- глава, посвященная педагогике: обучение и тарбия (воспитательная деятельность), информация о педагогической;

- пожертвования и благотворительная деятельность в исламе;

- эдэбият (татарская беллетристика), духовная литература; исламская история и истоия татарского народа;

пракические рекомендации по пропаганде гигиены и здорового образа жизни; отдел мусульманской литературы, критические заметки; методология преподавания в мусульманских учебных заведениях.

Взгляды Галимджана Баруди на различные аспекты жизни мусульман отражаются в разделе «Бэб уль-Фатава» (раздела, посвященному фатвам, то есть религиозно-правовых решениям по конкретным вопросам). .

Внимания заслуживает и фигура Мусы Бигиева, не так давно его наследие было актуализировано и ученые до сих пор занимаются переводами его трудов и исследуют его взгляды в различных областях. Для данного диссертационнного исследования значимыми были следующие его труды: "Гарэп эдэбияты илэ голYмисламия" (Арабская литература и исламскиенауки), "Шэригать ни ечен роэйяне игътибар итмеш"

(Почемушариатпредпочеллунноелетоисчесление), "Шэригать

исламиягэбэнемназарым" (Мойвзгляд на исламский шариат), "TurkiyeBuyuk MilletMeclisineMuracaat" (Обращение к

ВеликомуТурецкомуНациональномуСобранию), "Эл-МYэфэкатьмекаддимэсе" (Введение к трактату"Аль-Муафакат"), Ислам миллэтлэрен дини, эдэби, сэяси мэсьэлэлэр, тэдбирлэр хакында (Воззвание к мусульманскимнациям), Коръэн Кэрим аять кэримэлэре хозурында хатын (Женщина в светесвященныхаятов БлагородногоКорана).

Следующую группу составляют общие источники по исламской правовой

34

культуре34.

Третью группу источников составляют тексты, позволяющие воссоздать историко-культурный контекст эпохи XIX - н.ХХ. Среди них отдельно выделю работы исследователя быта и культуры казанских татар К. Фукса35 и Н. Пинегина36, оставившего ценные сведения об истории г. Казани XIX в., жизни татар и мусульман Казанской губернии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Абулханов Наиль Бариевич, 2021 год

Список использованных источников и литературы

Источники:

На арабском языке:

2007, 538 ^

( «Китаб аль Таухид» ли Аль Имам Абу Мансур Аль Матуриди, комментарии проф. Бакра Туба углы, помощник - проф. Мухаммад Аруши. - Бейрут: Дар Аль Садир и Стамбул: Мактабат Аль Иршад, 2007. -538 с. )

2. ^ Х'«« JЬ - ^ JJJJ м1^ (Сборник Сахих Аль-Бухари, т. 4 - Бейрут: Дар Аль Арабийя, 2000.г)

3. Священый Коран. Изд. Дом «Хузур - Спокойствие», Казань: 2015. - 604 с.

4. ^ Х««« - с^.^ (СборникМуслим, т. 3 -Бейрут: Дар Аль Арабийя, 2000. - 786 с.)

5. ^ ГУЧ ПЧЧЧ - ^JJJJ - (Мухаммад Шалаби, «Аль Мадхал фи ат-Тариф биль Фикх аль Ис-лами», -Бейрут:Дар ан-Нада аль Арабийя, 1969.- 376 с.)

6. ' ЯдJJяJl ^_- - ¿Ъ^ JJ"1^

^ ЧоЧ -Х... (Аль Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим. - Каир: Издательство Министерства Вакуфов Египта, 2000г. - С.14)

^ЛУ. сЯуЗ^ Ялдкл - ^ ХГ^ Марджани, Шихабетдин (Ш^эбетдин Мэрщэни). Назурат аль-хакк фи фардыят аль-иша ва ин лям ягыб аш-шафак./ Ш. Марджани,- Казань: Матбагат Хазина, 1870.-231 с. На старо-татарском языке:

8. 3 03^1" ^о 'ИИ«Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1913. № 13

9. 3 ЦР^" ИИ«Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1913. № 15.

10. 3 03^1" ИИ «Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1913. № 9.

11. 3 ЦР^" X ^о«Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1914. № 1.

12. 3 цР^" о И^о«Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1915. № 2.

13. 3 иР^" Д И^о«Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1915. № 5.

14. 3 и^'" ¿и V ИИ «Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1915. № 8.

15. 3 иР^" Д ИИ «Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1916. № 7.

16. 3 и^'" ¿и и 'ИИ«Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1916. № 8.

17. 3 и^'" ¿и и 'ИИ«Ад-Дин вэ Эль-Адаб», 1917. № 13

18. л^зл аз^з ^к." ии - ^ од. Бигиев М., Халык назарына берничэ мэсъэлэ М. Бигиев, -Казань:. Электро-типография «Умид», 1912. -58 б.

19.иО^ ' Л^З ^ Лп и1 'ы ^ И» Ы 4^3 Ц^' ХГ^; И^о '^J1лЛ.-Марджани (сборник). Ш^эбетдин Мэрщэни вилэятында 100 ел тулу(1233-1333) менэсэбэте илэ нэшер ителде,- Казан: Мэгэриф, 1915.-239 б.

Фахреддин, бине Р. Дини вэ ижтимагый мэсэлэлэр. - Оренбург: «Вакыт», 1914. -227 б.

21. J1il иР^л^ / сцрЛ^а J- JJлjJJl- ^ ХГДфахретдин, Р. Асар/ Ризаеэтдин Фахрутдин, - Оренбург, 1904. - 238 б.

22.^2 J1J1J '(^3 ^^ Лпи ^ X» ЛЗ

и^).- ИХХ '¿1^-2. По. Вэлиди, Каюм Насыйрида татар теле //

К.Насыйри мэщмугасы (Вафатына 20 ел тулу менэсэбэте белэн). — Казан, 1922. — 137-145 б.

23.<яЪ и^.11 Л-^. ^ а£3 ¿Шз Jl2lз.- соОи-ПП.-м Вэлиди, Ж;. Татар теленец грамматикасы.— Казань,— 1919. — 171 б.; Второе издание: Казан. — 184 б.

24. и^-^о! ^З^ jj.1l (JlAл."^JIll и^" // ^ху ^^ - 'и^^ ^Х И -М ^. Вэлиди, Телебезнец иске хэзинэлэреннэн «Диване легать-эт-тYрк // Безнец юл.— 1927.— № 3.— 30-33 б.

25.Вэлиди, Терек-татар теллэренец язмышы //Безнец юл.— 1922.— № 12. — 14-19 б.

26.Валиди, Д. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.-П., 1923. - 106 с.

На русском языке:

27.Абу-н-Наср Курсави. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-'ибад). - Пер. с араб. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 304 с.

28.Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение опровержения. - Киев:УЦИММ -Пресс 1999. - 683 с.

29.Аляутдин бну Абу Бакр бну Масгуд. Удивительное творение в систематизации шариатских знаний: пер. с арабского,- Каир, 2005. - С.97

30.Асхад Мухаммад Са'ид ас-Са'ырджи «Правовая школа Абу Ханифы и ее доказательства». Том I. - Дамаск, Бейрут: «Благое слово». - 365 с.

31.Бигиев М.Д. Арабская литература и исламские науки. Избранные труды, Антология татарской богословской мысли/ М. Бигиев, - Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. - 398 с.

32.Бигиев, М.Д. Избранные труды. В двух томах. Т.1/ Пер. с османского-Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 336 с.

33.Бигиев, М.Д. Избранные труды/ В двух томах. Т.2./ Муса Бигиев; Сост. и пер. с османского А. Хайрутдинова, - Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. -256 с.

34.Бигиев, М.Д. Мой взгляд на исламский шариат. Избранные труды.//Антология татарской богословской мысли/М. Бигиев, - Казань: Татар. кн. изд-во, Казань, 2014. - 398 с.

35.Валиди, Д. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 г.). М.-П., 1923. - 106 с.

36.Валидов, Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. -Казань: Изд-во Иман, 1998. - 143 с.

37.Камали, З. Философия ислама: в 2 томах/ Зыяэтдин Камали. том 1, часть 1,- Философия вероубеждения. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. - 319 с.

38.Камали, З.Д. Философия ислама, в 2 томах, том 1, часть 1,- Философия вероубеждения/ З.Д. Камали, - Казань, 2010. - 231 с.

39.Коран. - Пер. и комментарий И.Ю. Крачковского. - М., 1963.- 456 с.

40.Курсави, Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад) - Пер. с арабского - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 304 с.

41.Марджани, Ш.Кому предоставлено право вершить дела. //Татар деньясы =Татарский мир (Москва)., 2003. - № 17 (Окт.)-С.3-4.

42.Марджани, Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан Насафи (ал -Хикма ал-Балига)/Шигабутдин Марджани, предисл. и пер. с арабского Д. Шигавиева.- Казань: Татар. кн. изд-во, 2008. -112 с.

43.Мухин, В.Ф. Очерк магометанского права наследования / В.Ф. Мухин. -СПб.: Издание ред. Комиссии по составлению уголовного уложения, 1898.- 689 с.

44.Пинегин, М. Казань в ее прошлом и настоящем. - СПб., 1890. 480 с.

45. Путешествие Ахмада ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Болгарии ислама. - Казань: Изд. Дом «Хозур», 2014.- 96 с.

46.Свод Законов Российской Империи. В пяти книгах. Книга первая. Томы 1-111. Т. II. - СПб.: Русское Книжное Товарищество «Деятель», 1912. -737 с.

47. Торнау, Н. Изложение начал мусульманского законоведения/ Н. Торнау. -СПб. Типография 2-го Отделения собственной Е.И.В. канцелярии, 1850. - 543 с.

48.Торнау, Н.Е. Особенности мусульманского права. - СПб., 1892. - 87 с.

49.Усмани, Т. Язык пятничной проповеди, Муфтий Таки Усмани. // Аль -Иснад. - 2017. [Электронный ресурс]. URL: Электронный ресурс http://al-isnad.kz/namaz/yazyk-pyatnichnoi -propovedi-2.html (дата обращения 20.03.2019)

50.Утыз-Имяни, Г. Инказ аль-халикин («Спасение погибающих»), Антология татарской богословской мысли/Утыз -Имяни Габдрахим; Сост. И пер. с арабского Р.Адыгамова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - 320 с.

51. Фукс, К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - 131 с

52.Фукс, К.Ф. Праздники казанских татар .//Заволжский муравей, №17. Казань, 1834.

53.Фукс, К.Ф. Рамазан. //Казанские известия, - 1814. - №38.

54.Хвольсон, Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах Абу Али Ахмада бен Омар Ибн-Даста. - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1869. - С. 23

55.Ишаев, Ш. Мекка, священный город мусульман. // Среднеазиатский вестник. - 1896. - декабрь. - С.60-81.

56.Крымский, А. История мусульманства. Ч. I—II. - М., 1904. С. XIII

Литература: На татарском языке:

57.Акчура, Й. Дамелла Галимщан Эл-Баруди: тэрщемэи хэле / Йосыф Акчура. - Казан: Иман, 1997. - 76 б. - («Иман» китапханэсе).

58.Балтач энциклопедиясе. Тез. Ьэм мехэррир Гарифщан Мехэммэтшин . -Казан: Идел-Пресс, 2006-416 б.

59.Батулла, Р. Коръэн аятлэрнец татарча мэгънэлэре. ^ыен нэшрияте/ Батулла Р, - Казан: Татар. кн. изд-во, 2012. -293 б.

60.Ислам дине турында белешмэ^злек.-Казан: Татар. кн. изд-во. - Казан, 1981. -198 б.

61.Мараш, И. Габдеррэшид ИбраЪимньщ яца табылган бер кендэлеге //// Гасырлар авазы -Эхо веков, - 2002.-№1/2,- С. 95-100;

62.Мэрщани: фэнни-популяр щыентык / фэнни мех-ре М. Госманов ; хэзерге эдэби тел. кYчерYче Г. Латыйпова. - Казан: ^ыен, 2010. - 703 б.

63.Сафиуллина, Р.Р. Меселман терминологиясе CYЗлеге. Словарь мусульманской терминологии/ Р.Р. Сафиуллина. - Казань: Алма-Лит, 2006. -124 с.

64.Тафсир ал-байан/ Габдуннасыр ал-Курсави; [сост., пер. со старотатар. и араб, введение Р.А. Адыгамова]. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2012. -495 с.

65.Та^Ьир, И. Мэрщэниныц фикыр дэирэсендэ хезмэтдэре/ Мэрщэни - 1 том. Казань: Иман, 2001. - 111 с.

66.Фэхретдин, Р. ^эвэмигуль кэлим шэрхе,- Казан: Иман нэшрияте, 1995.-320 б.

67.Фэхреддин, Р. Дини вэ ищтимэгый мэсьэлэлэр: сайлама хезмэтлэр,-Казан:Рухият, 2011.- 344 б.

68.Шаhиев, Рэфкать. Ризаэддин бине Фэхреддиннец тормыш юлы hэм ищади мирасы: урта мэкт.,гимназиялэр укучылары,махсус h.югары уку йортларыныц татар теле кэд^леге судентлары ечен махсус курс программасы / Элмэт р-ны кш.хакимияте;Элмэт муниципаль ин-ты,Татар теле кэд.каф. - Элмэт: Элмэт муницип.ин-ты нэшр., 2004. -33б.

На русском языке:

69.Абд ар-Рахим Утыз-Имяни (1754-1835: [О поэте, ученом-богослове Утыз-Имяни] // Вера. - 2003. - N 4 (Апр.)

70.Абдуллин, Я.Г.Ислам в истории болгар и татар/ Я.Г. Абдуллин, - Казань: Изд-во Иман, 2000. - 212 с.

71. Абдуллин, Я. Основоположник научной истории татар Шигабутдин Марджани. / Абдуллин, Я., - Казань. - 2001. - N 12. - С.23

72.Абдуллин, Я.Т. Татарская просветительская мысль /Я.Т. Абдуллин. -Казань: Татар.кн. изд-во, 1976. - 320 с.

73.Авкентьев, А.В. Коран, шариат и адаты/ А.В. Авксентьев. - Ставрополь: Ст.кн.изд., 1966. - 332 с.

74.Адыгамов, Р.Академик Рустам Утямышев-праправнук Марджани: [Р.И.Утямышев (1926-1999) -выдающийся ученый, академик, изобретатель, потомок старинного рода] //Татарские края 2002. - № 48 -С 237-254.

75.Адыгамов, Р.К. Габдрахим Утыз -Имяни/ Р.К.Адыгамов, - Казань: «Фэн» АН РТ, 2005. - 234 с.

76. Адыгамов, Р. Габдрахим Утыз-Имяни как богослов / Из истории Татарстана и татарского народа: Сборник статей. - Казань. - 2003. -С.5-12

77. Акчура, Йосыф. Дамелла Галимщан Эл-Баруди: тэрщемэи хэле / Йосыф Акчура. - Казан: Иман, 1997. - 76 б. - ("Иман" китапханэсе).

78.Али-заде А. Исламский энциклопедический словарь/ А. Али-Заде. - М.: ИД Ансар, 2007. - 400 с.

79.Амирханов, Р.У Система конфессионального образования у татар/ Р.У Амирханов, - Казань: Изд-во мастер лайн, 2001. - 472 с.

80.Ахунов, А.М. Попытки возрождения системы вакфов в постсоветском Татарстане URL;http;//www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4849 (дата обращения 11.05.2021)

81.Багаутдинова, Х.З. Основные вехи историии д. Ташкичу (XVIII - начало ХХ в.): [Арский р-н] //Гасырлар авазы = Эхо веков. — 2017 .— № 3-4.— С. 267-275 .

82.Батаутдин Ваисов:" Служим Аллаху,а не царю": О судьбе общественного деятеля,казан.богослова,основателя партии"Фиркаи Наджия"("Партия избавления") Б.Ваисова // Республика Татарстан. - 2002. - 21 марта. -С.12 - 14.

83.Батыев С.Г. Татарский джадидизм и его эволюция //История СССР, 1964, №4. - С.50 - 65.

84.Батыр, Р. Абу-Ханифа: жизнь и наследие. - Нижний Новгород; Ярославль, 2007. - 276 с.

85.Батырша: О мулле Батырша-богослове и мыслителе,организаторе башкирского восстания 1755 года и других деятелях национально -освободит-го движения // Республика Татарстан. - 1996. - 3 авг. - С. 3641

86.Беккин, Р.И. Мусульманское право: библиограф. указ. по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам, на рус.яз./ учреждение Российской академии наук, Институт Африки РАН; (сост.: Э.А. Урусова, Ю.В. Иванов). - М.: Изд. Дом Марджани, 2010. - 320 с.

87.Беляев, Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье/ Е.А. Беляев. - М.:Наука, 1966.- 372 с.

88.Бернард, Дж. Вайсс. Дух Мусульманского права. М. -СПб, 2008.- 320 с.

89. Боголюбов, А.С. Шафиитский мазхаб // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. - М.: Наука, ГРВЛ, 1991. - 315 с..

90.Большая советская энциклопедия. Т.21/ Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Изд. Советская энциклопедия, 1975. - 640с.

91.Ван ден Берг, Л. В. С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. - М., 2006. - 240 с.

92.Вильданова, Р. К. Закир Кадыри и трансформация российского общества в начале ХХ века: [монография] / Р. К. Вильданова. - Ульяновск: УлГУ, 2011. - 158 с.

93.Военное дело. Внешняя политика Болгарского государства // История татар с древнейших времен. В 7-ми тт. Т.П. Волжская Болгария и Великая степь. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. С.336-376.

94.Габдрахим, Утыз-Имяни аль-Болгари. Избранное / У.И. Габдрахим. -Казань: Татар. кн. изд-во, 2007. - 320 с.

95.Габдуллин, З. "Мукаддима Вафият аль-аслаф ва тахият аль-ахлаф" Ш.Марджани как источник по истории ислама: [История] // Из истории Татарстана и татарского народа. - Казань: Фэн, 2003. - С.60-70.

96.Галимзян Баруди:"Я далек от мысли роптать на бога, пославшего мне такое испытание": [О религиозном деятеле, реформаторе Г.Баруди (1857 -1921)] //Татарские края. - 2003. - N 32 (Авг.)-. - С.5

97.Гафаров, А.А. Российские мусульмане в контексте общеисламской модернизации (XIX - начало XX вв.) / А.А. Гафаров. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - 564 с.

98.Гермез, Г. Муса Джаруллах Бигиев: учеб. - метод.и науч. материалы для сост. учеб. пособий, курсов лекций, хрестоматий, а также науч. -исслед. работы студентов / Г. Гермез; М-во образования и науки РФ; ТГГПУ; Рос. ислам. ин-т. - Казань: ДУМ РТ, 2009. - 166 с.

99.Гёрмез, М. Муса Джаруллах Бигиев. - Казань: РИУ, 2010. - 169 с.

100. Гимади XX. История Татарской АССР. — Казань: Таткнигоиздат, 1955. — Т. I. - 324 с.

101. Давлетшин, Г.М. Очерки по истории духовной культуры предков татарского народа (истоки, становление, развитие)/ Г.М. Давлетшин, -Казань: Татар. кн. изд-во, 2004. - 221 с.

102. Дюран, Х. Дети Авраама. Введение в ислам для евреев/Пер. с англ.-

Иерусалим-Москва: ДААТ/Знание, 2008. - 280 с.

157

103. Еремеев, Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления/Д.Е. Еремеев, -М.: Политиздат, 1990. - 453 с.

104. Жаров, С.Н., Кадри М. К вопросу об источниках исламского права// Вестник Челябинского государственного университета. - 2015. №13 (368)

105. Жизнь во имя народа: [Ученый-богослов,муфтий Риза Фахрутдин является великим ученым в мусульманском мире] // Татар деньясы=Татарский мир (Москва). - 2008. - N 4. - С.6 -24

106. Загидуллин, И. Шигабутдин Марджани о религиозном укладе татар в Среднем Поволжье : [начало в № 2] // Историко-культурное наследие = Тарихи-мэдэни мирас.- 2013 .— март (№ 3) .— С.13 - 27.

107. Зайнуллин, Дж. Г. Во имя Аллаха...: Татарская богословская литература XVIII- начала ХХ веков и ее языковые особенности. -Казань: Магариф, 1999. - 238с.

108. Зарипов, И.А. Альтернативный путь татарского религиозного реформаторства. Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве: сб.ст./ отв. Ред. Д.В, Брилев/ И.А. Зарипов. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - С.402

109. Зарипов, И. Исламские богословы татарские общественные деятели о Ш.Марджани /Зарипов. И. Россия ислам ун -ты хэбэрчесе - Вестник Росийского исламского ун-та. - Казань, 2005. - N 1. - С.161-171

110. Зарипов, И.А. Закир Аюханов и проблемы захиритской методологии в татарском богословии начала XX века / И.А. Зарипов // Научный Татарстан. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С.13-19

111. Зарипов, И.А. Морально-нравственное учение Р.Фахретдина и "Дух капитализма": [в статье рассматривается богословско-правовая доктрина джадидизма] / И.А. Зарипов // Казанская наука. - 2013. - № 9. - С.35-37

112. Ибрагим, Т. К. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте / Т.К.Ибрагим. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2002. - 239с.

113. Игнатенко, А.: Введение понятия «вакуф» потребует изменения чуть ли не всех законодательных актов РФ / URL:http://regions.ru/news/2149687/(дата обращения 11.05.2021)

114. Ислам в Золотой Орде // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: История и современность. Очерки. 2-е изд. Под ред. Р.М. Мухаметшина. Казань: Изд-во «Иман», 2002. С.38-60.

115. Исламские богословы татарские общественные деятели о Ш.Марджани // Россия ислам ун-ты хэбэрчесе=Вестник Росийского исламского ун-та. - 2005. - N 1. - С. 161-171

116. Исмаилов, А.Ш. Мазхабы в исламе (Электронный ресурс). / А.Ш. Исмаилов // Исламоведение. - 2009. - № 2. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-tatarskogo-prosvetitelstva-v-xix-nachale-xx-vekov-v-istoriko-politicheskom-izmereni(дата обращения 03.04.2019)

117. История медресе «Мухаммадия» //Оффициальный сайт медресе «Мухаммадия». - 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://mohammadiya.tatar/ru/istoriya_Muhammadiya.php (дата обращения 03.04.2019)

118. История мусульманской мысли в Волго -Уральском регионе: учебное пособие / Под ред. Л.И. Алмазовой, Г.И. Идиятуллиной, А.Г. Хайрутдинова. -Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2015. - 374 с.

119. Камалов, Т. Зия Камали:мыслитель,просветитель,религиозный деятель / Под ред.Я.Г.Абдуллина. - Казань: Иман, 1997. - 53с. -(Татар. богословы).

120. Кочесокова, З.Х., Манукян А.Р. Некоторые аспекты эффективного противодействия политическому и религиозному экстремизму // «Чёрные дыры» в Российском законодательстве, 2014. №5: 147.

121. Мараш И. Религиозное обновление в тюркском мире (1850 -1917) / И. Мараш; пер. с турецкого. - Казань: Издательство «Иман», 2005. - 199 с.

122. Мингазов, Р. Ученый с мировым именем : [в селе Епанчино Атнинского района началась подготовка к 200-летию со дня рождения богослова, философа, историка и просветителя Ш.Марджани] // Республика Татарстан .- 2016 .— 8 июля (№ 96) .— С.15.

123. Морально-нравственное учение Р.Фахретдина и "Дух капитализма": [в статье рассматривается богословско-правовая доктрина джадидизма] / И.А. Зарипов // Казанская наука. - 2013. - № 9. - С.35-37

124. Муса Бигиев об универсальности божьей милости: [В1909 г.видный татар.богослов и философ М.Бигиев (1873(75)-1949) выступил с учением об универсальности божьей милости "Рэхмэт Hrah^ Гомумияте"] // Мир ислама. - 1999. - N 1/2. - С.171-186

125. Муслимов, И.Б. На стыке континентов и цивилизаций...А опыта образования и распада империй X - XVI вв.). - М.: Инсан. 1996. - 647 с.

126. Мухаметзарипов, И.А. Функционирование шариата в округе Оренбургского Магометанского Духовного Собрания в конце 18- начале 20 вв./ И.А. Мухаметзарипов, - Казань: Российский Исламский Университет, 2012. - 293 с.

127. Мухаметшин, Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке / Р. Мухаметшин. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2005, -246 с.

128. Мухаметшин, Р.М. Кадимизм / Р.М. Мухаметшин // Tatarica Татарская энциклопедия.[Электронный ресурс]. URL: http://

https://tatarica.org/ru/razdely/religiya/islam/kadimizm(дата обращения 03.04.2019)

129. Мухаметшина, А.В. Ислам в Среднем Поволжье: общее и особенное (Общее и особенное в мировоззрении татар-мусульман Среднего Поволжья 19- нач. 20 века)/ А.В. Мухаметшина, - Казань:ТКИ, 2014.247 с.

130. Набиев, Р.А. Власть и религиозное возрождение, - Казань: Казан. унив-т, 2014. - 304 с.

131. На малой родине предка: [О выдающемся просветителе,философе -богослове Мусе Биги(Бигеев),одного из лидеров мусульман России первой четверти XX века] / А. Тагирджанова // Татарский мир. - 2012. -№ 1. - С.12

132. Несостоявшийся муфтий: [Вышла книга о знаменитом татарском богослове, публицисте и издателе Абдрахмане Умерове] // Восточный экспресс. - 2003. - 20-26 июня-. - С.А8

133. Нигматуллин, Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской культуры / Ю.Г. Нигматуллин. - Казань: Фэн, 1997. - 191 с.

134. Идиятуллина, Г. Развитие татарской общественной и богословской мысли в XVIII в. / Идиятуллина, Г., - Казань: Минбар. Ин-т истории АН РТ. 2008. - № 2/2008. - 176 с.- С.30-43

135. Измаилов, И.Л. Распространение и функционирование ислама в Волжской Болгарии/ И.Л. Измаилов// Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность: очерки. - Казань: Мастер Лайн, 2002. - С.22-37.

136. Ислаев, Ф. Батырша: О мулле Батырша-богослове и мыслителе, организаторе башкирского восстания 1755 года и других деятелях национально-освободит-го движения / Ислаев, Ф, Казань: Республика Татарстан. - 1996. - 3 авг. - С.

137. Ислам в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. -Казань: Мастер лайн, 2002. - 450 с.

138. Ислам классический: энциклопедия. -М.: Издат-во Эксмо, 2005. - 375 с.

139. Ислам на Европейском Востоке. Энциклопедический словарь. -Казань: Изд. Магариф, 2004 - 383с.

140. Ислам на Европейском Востокк: Энциклопедический словарь. -Казань: Магариф, 2004. - 383 с.

141. Ислам на Нижегородчине: Энциклопедический словарь. -Н.Новгород: Медина. - 423 с.

142. Ислам на территории бывшей Российской Империи. Энциклопедический словарь. Вып.1. - М.: Восточная литература РАН, 1998. - 159 с.

143. Ислам. Краткий справочник/ Академия наук СССР, Институт востоковедения. - М.: Наука, 1986. - 544 с.

144. Ислам. Словарь атеиста/ Под ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М.-.: Политиздат, 1988. -165 с.

145. Ислам. Энциклопедический словарь/ Милославкий Г.В., Петросян Ю.А., Питровский М.Б., Прозоров С.М.; Под ред. Л.В. Негря. - М.: Наука, 1991. - 396 с.

146. Исмаилов, А.Ш. Мазхабы в исламе // Исламоведение. - М., 2009, С.28

147. История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе: учебное пособие / Под ред. Л.И. Алмазовой, Г.И. Идиятуллиной, А.Г. Хайрутдинова. -Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2015. - 374 с.

148. Камалов, Т. Зия Камали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель / Под ред.Я.Г.Абдуллина. - Казань: Иман, 1997. - 53с. -(Татар. богословы).

149. Карибуллин, А.А. Богословские и социально-философские проблемы в книге Ризаэтдина Фахретдина «Дини вэ иджтимагый мэсэлэлэр». Казань: РИИ, 2012. -89 с.

150. Кашафутдинов, Р.Г. Народные (общественные и семейные) праздники Казанских татар: Дис. К.и.н.- Казань, 1969. - 203 с.

151. Керимов, Г.М. Шариат и его социальная сущность/ Г.М. Керимов. -М.: Наука, 1978. - 678 с.

152. Лонерган, Б. Метод теологии.- М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы , 2010. - 400 с.

153. Мамлеев, Х.Б. Некоторые особенности ислама в Чечено-Ингушетии/ Х.Б. Мамлеев. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1970

154. Минвалеев, А. Несостоявшийся муфтий: о знаменитом татарском богослове, публицисте и издателе Абдрахмане Умерове] / Минвалеев, А., - Казань: Восточный экспресс. - 2003. - 20-26 июня - С.88 -102

155. Минвалеев, А. Первый муфтий и последний суфий: [О выдающемся татарском богослове Галимджане Баруди] / Минвалеев, А., - Казань: Восточный экспресс. - 2003. - 23-29 мая - С.12 - 27.

156. Миргазизов, Р. Батаутдин Ваисов:«Служим Аллаху, а не царю»: О судьбе общественного деятеля, казанского богослова, основателя партии «Фиркаи Наджия»(«Партия избавления») Б.Ваисова / Миргазизов, Р.Казань: Республика Татарстан. - 2002. - 21 марта. - С.12

157. Миргазизов, Р. Галимзян Баруди: «Я далек от мысли роптать на Бога, пославшего мне такое испытание»: [О религиозном деятеле, реформаторе Г.Баруди (1857-1921)] / Миргазизов, Р.,- Казань Татарские края. - 2003. -N 32 (Авг.), - С.5

158. Образование Болгарского государства / И.Л. Измайлов // История татар с древнейших времен. В 7-ми тт. Т.П. Волжская Болгария и Великая степь. - Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. - С.124-131.

159. Основоположник научной истории татар Шигабутдин Марджани: [О татар.просветителе,историке,философе-рационалисте и богослове,имам-хатибе первой Казан.мечети] // Казань. - 2001. - N 12. -С.23

160. Очерки истории татарской общественной мысли. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. - 191 с.

161. Первый муфтий и последний суфий: [О выдающемся татарском богослове Галимджане Баруди] // Восточный экспресс. - 2003. - 23-29 мая-. - С.12

162. Петренко, Н.И., Надеждин А.В. Юридическая формула ханафитского мазхаба (правовая школа Абу Ханифы) / Н.И. Петренко, А.В. Надеждин// Марийский юридический вестник № 1(12)/2015. - С. 4-7.

163. Подробная история тюрков (Муфассал тарих каум турки). Часть 1 / Под ред. Петровой Т.Э., Замалетдинова Р.Р., Мухаметшина Р.М. -Казань, 2009.

164. Пятничные проповеди в Татарстане будут проводиться на татарском языке /[Электронный ресурс]. URL:

http://dumrt.ru/ru/news/news_14527.html(дата обращения 03.04.2019)

165. Развитие татарской общественной и богословской мысли в XVIII в. // Минбар: Ин-т истории АН РТ. - 2008. - № 2/2008. - 176 с.

166. Саидбаев, Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования/Т.С. Саидбаев.- М.:Наука, 1984.- 342 с.

167. Сайфуллина, Г.Р. Татарские богословы о дозволенности музыки в исламе / Г.Р. Сайфуллина. Мир ислама-Рах Islamica. - 2011. - №1. - С. 154-173

168. Салихов, Р. Творец татарской истории: О татар.богослове, историке,проповеднике и общест.деятеле XIX-XX вв. Шигабутдине Марджани / Салихов, Р. Время и деньги. - 2003. - 15 янв.

169. Салихов, Р.Р., Хайрутдинов, Р.Р. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа / Р.Р. Салихов, Р.Р Хайрутдинов. -Казань: Фест, 1994. - 280 с.

170. Сибгатуллина, А.Средневековые болгары: этнополитическая и этноконфессиональная общность // История татар с древнейших времен. В 7-ми тт. Т.П. Волжская Болгария и Великая степь. Казань: Изд-во «РухИЛ», 2006. С. 631-649.

171. Сибгатуллина, А. «Тюркист в чалме»: Халим Сабит Шибай: Об ученом-богослове, издателе ж-ла «Ислам меджмуасы» / Сибгатуллина, А. Гасырлар авазы. Эхо веков. 2009. - № 2. - С.98-101

172. Словарь исламских терминов, - Казань: Хузур, 2013. - 512 с.

173. Султанов, Ф.М. Татарское национальное движение: история и современность. Изд-во Магариф. Казань, 2000. - 459 с.

174. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М., 1997. - 46 с.

175. Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики/ Л.Р. Сюкияйнен, - М.: Изд-во Наука, 1986. - 256 с.

176. Сюкияйнен, Л.Р. Основы теории исламского права. Учебное пособие/ Л.Р. Сюкияйнен. - М., 2015. - 170 с.

177. Тагирджанова, А.Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. - 240 с.

178. Татарские богословы о дозволенности музыки в исламе / Г.Р. Сайфуллина // Мир ислама-Рах Islamica. - 2011. - №1. - С.16-28

179. Татарские интеллектуалы: исторические портреты: для учителей и учащихся ст.кл. / [науч.ред.и сост.Р.М.Мухаметшин]. - 2-е изд.,перераб.и доп. - Казань: Магариф, 2005. - 270с.

180. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998. - 703с.

181. Татарстан предлагает ввести в российское законодательство понятие «вакуф»/ [Электронный ресурс]. URL: http://regions.ru/news/2149691/(дата обращения 03.04.2019)

182. Творец татарской истории: [О татар.богослове,историке,проповеднике и общест.деятеле XIX-XX вв.Шигабутдине Марджани] // Время и деньги. - 2003. - 15 янв.

183. Теоретическое наследие казанской научной, философской, богословской мысли в европейском и российском измерениях: сборник статей международной научной конференции, 20 октября2011 г. / АН РТ [и др.]; [науч. ред.: М. Д. Щелкунов, В. А. Киносьян, О. Ю. Порошенко]. - Казань, 2012. - 151 с.

184. Тагирджанова, А. На малой родине предка: [О выдающемся просветителе, философе-богослове Мусе Биги (Бигеев), одного из лидеров мусульман России первой четверти XX века] / А. Тагирджанова / Татарский мир. - 2012. - № 1. - С.12-23.

185. Тухватуллина, Л. И. Проблемы человека в трудах татарских богословов: конец XIX-начало ХХ веков / Л. И. Тухватуллина. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. - 207 с.

186. Филипс, Абу Амина Биляль. Эволюция фикха/ Абу Амина Биляль Филипс. - Киев: Ансар Фаундейшн, 2001. - 224 с.

187. Франк, А. Исламская историография и "болгарская" идентичность татар и башкир в России. Казань, 2008. 266 с.

188. Хабибуллин, Р.Р. Реформаторские взгляды Г. Баруди // Бигиевские чтения: богословская мысль российских мусульман XIX - начала XX вв. М., 2015

189. Хабутдинов, А.Ю. Институты российского мусульманского сообщества в Волго-Уральском регионе / А.Ю. Хабутдинов. -М. : Изд. Дом Марджани, 2013. 344 с.

190. Хабутдинов, А. Ю. Лидеры нации. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2003. - 159с.

191. Хабутдинов, А. Марджани-татарский Геродот: [о великом татарском просветителе, религиозном деятеле,философе,ученом Ш.Марджани] // Казанские истории. - 2003. - № 1-2. - С.10-11.

192. Хабутдинов, А. Отец истории татар-Шигабутдин Марджани : [к 195-летию со дня рождения].Начало в № 2,3 за 2013г. // Историко-культурное наследие = Тарихи-мэдэни мирас.- 2013 .— апрель (№ 4) .— С.2 .

193. Хакимов Р. С. Джадидизм (реформированный ислам). -Казань: Институт истории АН РТ, 2010. - 208 с.

194. Хакимов, Р. Сегодня у нас полноценная история татар и Татарстана: [об Институте истории им. Ш.Марджани Академии наук Татарстана] // Казань. - 2017. - № 2. - С. 77-80.

195. Хайрутдинов, А. Г. Муса Джаруллах Бигиев / АН РТ,Ин-т истории им.Ш.Марджани. - Казань: Фэн, 2005. - 179с.

196. Хайрутдинов, А. Муса Бигиев об универсальности божьей милости: [В1909 г.видный татар.богослов и философ М.Бигиев (1873(75) -1949) выступил с учением об универсальности божьей милости «Рэхмэт Илаhия Гомумияте»] / Хайрутдинов, А.Мир ислама. - 1999. - N 1/2. -С.171-186

197. Хайрутдинов, А. Г. Последний татарский богослов: жизнь и наследие Мусы Джаруллаха Бигиева. - Казань: Иман, 1999. - 139с.

198. Хасанов Х.Х. Революция 1905-1907 гг. в Татарии. -М.: Наука, 1965.

199. Харисова, Л. Жизнь во имя народа: [Ученый-богослов, муфтий Риза Фахрутдин является великим ученым в мусульманском мире] / Харисова, Л. Татар деньясы=Татарский мир (Москва). - 2008. - N 4. - С.6

200. Харисова, Л. Педагогические воззрения Ш.Марджани // Л. Харисова. Педагогический потенциал ислама. - М., 2008. - С.98-101.

201. Хисамутдинова, Л.С. Галимджан Баруди: жизнь и общественно-политическая деятельность/ Л.С. Хисамутдинова. - Казань: «Издательский дом «Хузур» - «Спокойствие», 2016 - 208 с.

202. Чеснокова, Е. "Для науки и знания нет национальных границ" : [в селе Ташкичу в Арском районе сост.торжественная церемония открытия первого в РТ Музея татарского богослова, философа и просветителя Ш.Марджани. На церемонии выступили пред. комитета по образованию, культуре, науке и нац. вопросам Госсовета РТ Р.И.Валеев, министр образования и науки РТ Р.Бурганов и др.] // Республика Татарстан . — 2017 .— 14 декабря (№ 184) .— С.4-5.

203. Шабанов, Ф.Ш., Алиев Р.Я. Некоторые положения ханафитской юриспруденции/ Ф.Ш. Шабанов, Р.Я. Алиев// Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. Сб.ст.- М., 1985. - 376 с.

204. Шагавиев, Д. Татарская богословско-философская мысль (XIX-нач.ХХ вв.) Курс лекций./ Д.Шагавиев,- Казань: Институт истории АН РТ.- 2008, 168 с.

205. Шакуров, Ф.Н. Этногенетические концепции татарских историков конца XIX-начала ХХ века : [о трудах Ш.Марджани, Р.Фахретдина, Х.Габяши,Г.Ахмарова, А.Валиди, Х.Атласи] / Ф.Н. Шакуров // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья.- 2016 .— № 6 .— С. 368-379 .

206. Шайдуллина, Л.И. Арабская женщина и современность (эволюция ислама и женский вопрос) /Л.И. Шайдуллина. - М.: Наука, 1978. - 211 с.

207. Шигабутдин Марджани: наследие и современность: материалы междунар. науч.конф. / АН РТ, Ин-т истории им. Ш. Марджани; отв. ред.: Л.И. Алмазова, А.Г. Хайрутдинов. - Казань: Алма-Лит, 2008. - 324с. - На рус.и татар. яз.

208. Шихабутдин Марджани: сборник статей, посвящённый 100-летию Ш. Марджани, изданный в Казани в 1915 г. / ; [авт. предисл. Р. М. Мухаметшин ; сост. и подготовка к изд., науч. ред. Р. А. Гиззатуллин ; пер. с татар.: Г. М. Гилязов, Г. Р. Ахметьянова] .— Казань : Татарское книжное издательство, 2015 .— 494 с. : ил., портр. — (Антология татарской богословской мысли / науч. ред. серии Р. М. Мухаметшин)

209. Энциклопедия религий/ Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян.- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008.- 1520 с.:ил

210. Юзеев, А.Н. Марджани// Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. - Казань: Магариф, 2004. - 434 с.

211. Юзеев, А. Путевые заметки Марджани: [дневник паломника о важных событиях хаджжа в Мекку,написанный просветителем Ш.Марджани в 1880 году] // Гасырлар авазы=Эхо веков. - 2000. - № 1/2.

- С.183-196.

212. Юзеев, А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-Х1Хвв. Книга первая/ А.Н. Юзеев. - Казань: Иман, 1988. - 137 с.

213. Юзеев, А.Н. Татарская философская мысль конца XVII-XIX вв. / А.Н.Юзеев. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2001. - 191 с.

214. Юзеев, А. Религиозно-философские взгляды Марджани / А. Юзеев // Гасырлар авазы = Эхо веков.- 2014 .— № 3-4 .— С.139-148 .

215. Юзеев, А. Н. Философская мысль татарского народа / А.Н. Юзеев. -Казань: Татар.кн. Изд-во, 2007. -137 с.

216. Юсупов, Мунир Хусаинович. Шигабутдин Марджани: монография. -Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 271с.

217. Юсупов, Мунир Хусаинович. Галимжан Баруди. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2003. - 207c. - Библиогр.:с.192-206.

218. Юсупов, Мунир Хусаинович. Шигабутдин Марджани: монография.

- Казань: Татар.кн.изд-во, 2005. - 271с.

219. Якупов, В. Богословская династия Баязитовых / Якупов, В. Мусульманский мир. - 2009. - Март. - С.3-8

220. Якупов, В. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты/ В.Якупов, -Казань: Изд-во «Иман», 2003. - 32 с.

221. Якупов, В. Ханафитский мазхаб, его значение и актуальность/ В. Якупов. - Казань: «Хузур», 2014. - 36 с.

На английском языке:

222. Being Muslim in Central Asia: Practices, Politics, and Identities. MarleneLaruelle.- Leiden & Boston, MA: Brill, 2018. - 327pp

223. Kanlidere A. Reform within islam. The tajid and jadid movement among the Kazan Tatars (1809-1917). Concilation or conflict? - Istanbul, 1997.- 237 pp.

Приложение

Опросный лист

Является ли респондент мусульманином/мусульманской или же данное определение не является правомерным?

Относит ли Вы себя к представителям традиционного ислама? Соблюдает ли Вы все столпы ислама (пятикратная молитва, выплата закята, пост в месяц Рамазан, совершение паломничества - Хаджа в Мекку)?

Соблюдаете ли Вы народные традиции, связанные с исламом, в частности отправление религиозных обрядов на третий, седьмой, сороковой день день после смерти близкого человека? Считаете ли Вы указанный обряд

а) сугубо религиозным

б) сугубо народным, не имеющего отношения к религии

в) народным и религиозным одновременно

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.