Региональное сообщество и этнические мигранты: социально-философский анализ соотношения потребностей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Моталов, Юрий Геннадьевич

  • Моталов, Юрий Геннадьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 158
Моталов, Юрий Геннадьевич. Региональное сообщество и этнические мигранты: социально-философский анализ соотношения потребностей: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2013. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Моталов, Юрий Геннадьевич

Введение

Глава 1. Региональное сообщество и этнические мигранты: система социальных отношений

1.1. Система «региональное сообщество - этнические мигранты»: междисциплинарные исследования и терминологическая неопределённость

1.2. Статусная неопределённость этнических мигрантов в социальной структуре регионального сообщества: социально-философская интерпретация проблемы

1.3. Потребности, социальные практики в системе «региональное сообщество - этнические мигранты»

Глава 2. Социокультурное взаимодействие в ходе адаптации и согласования потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов

2.1. Региональное сообщество как детерминанта формирования социальных потребностей этнических мигрантов

2.2. Этнокультурное взаимодействие в системе «региональное сообщество - этнический мигрант», как фактор формирования социальных потребностей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Региональное сообщество и этнические мигранты: социально-философский анализ соотношения потребностей»

Этническая миграция, являясь частью общемирового процесса миграции населения, как обусловленное социально-историческими условиями специфическое явление социума, общественной системы и культуры, сегодня не только обслуживает объективные потребности существования и развития человеческого общества, но и создает эти потребности, формирует их, чем обеспечивает коллективный характер бытия людей. Этническая миграция, таким образом, есть проявление социальной диалектики и поэтому она становится предметом исследования в социальной философии.

С одной стороны, этническая миграция имеет самое непосредственное отношение к человеку: к проблеме его выживаемости, сохранению его социальности и единства его духовной культуры, осмысленности его индивидуального в коллективном характере социального бытия и его места в истории. А ведь именно человек и его потребности определяют специфику социального познания. С другой стороны, индивид не может быть понят вне социума и этническая миграция людей, постоянно проектирующих и практически оценивающих свои действия по перемещению в географическом и, как следствие, социальном пространстве самыми разными способами воздействует на все сферы общества. Более того, этническая миграция явно и имплицитно инспирирует создание сообществ с доселе неизвестным и неисследованным духовным и культурным, а порой и экономическим разнообразием, способствует появлению новых межнациональных сообществ как особых социальных групп, чья идентичность не определяется каким-либо конкретным административно-территориальным образованием.

Одно из характерных явлений нарастающей глобализации это стремительное перемещение людей по планете, постоянно растущая социальная мобильность. Если несколько лет назад шла речь о потоках мигрантов, в большей мере, из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в благополучные государства «золотого миллиарда», то сегодня увеличиваются и потоки перемещения квалифицированных трудовых кадров. Кардинальные политические и экономические изменения конца 20 века в государствах Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии обусловили новые мощные миграционные потоки и особенно - этнической миграции. Сегодня она стала актуальной и трудно решаемой проблемой. Эти перемещения людей достигли такой интенсивности, что связанные с ними перемены можно характеризовать как самую настоящую революцию. Последствия этнической миграции проявляются во всех сферах социума.

В докладе Генерального секретаря ООН на шестидесятой сессии Генеральной ассамблеи ООН 16 мая 2006 года подчёркивалось «.Международные миграционные стратегии не существуют изолированно, все они имеют глобальные последствия. Особенно важным является то, что издержки и преимущества миграции распределяются неравномерно как между странами, так и между социальными группами в самих этих странах. Это ведет к возникновению трений, что следует открыто признать.

Решения по международной миграционной политики не должны приниматься лишь исходя из одних экономических соображений; миграция влечет за собой социальные, культурные и политические последствия, которые необходимо тщательно учитывать. В конечном счете, под миграцией следует понимать не одни богатство и бедность, а прежде всего, в каком обществе мы хотели бы жить.»1.

Российская Федерация - часть общепланетарного социума, поэтому последствия глобализационных процессов становятся неотъемлемой чертой развития нашего общества, характерной практически для всех субъектов

1 Бутрос-Гали Б. Международная миграция и развитие // Материалы 60-й сессии Генеральной ассамблеи ООН «Глобализация и взаимозависимость: международная миграция и развитие». Ныо-Йорк, 16.05.2006 г. [Электронный ресурс]: URL: http://\v\v\v.un.org/esa/population/migration/hld/Text/ReportoftheSGJune06Russian.pdf. (дата обращения 20.05.2009). нашей страны. Этническая миграция для России становится все более значимым фактором демографического, социально-экономического и культурного развития, и далее её влияние будет усиливаться. Динамику этих процессов сегодня в России детерминируют, главным образом, негативные политические и социально-экономические факторы: межэтнические конфликты и войны, экологические катастрофы, неблагоприятная социальная и экономическая ситуация в отдельных регионах. Согласно среднему варианту прогноза Росстата сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, начавшееся в 2007 году, к 2015 году достигнет примерно 8 млн. человек, а к 2025 - 14 миллионов. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в период 2011-2017 годов, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек. Труд превращается в один из самых дефицитных ресурсов .

Фактически трудовая миграция уже сегодня становится условием функционирования российской экономики. Легальные иностранные работники составляли в 2007 г. около 3% занятого населения России, при этом в строительстве этот показатель составлял 13%. Соответствующие показатели по Москве составляли 7,6% и 19%. С учетом оценок нелегальной составляющей миграции цифры могут быть в 3 раза выше. Таким образом, реальную долю мигрантов в численности занятых можно оценить приблизительно в 10%, что соответствует уровню таких европейских стран, как Германия и Австрия3.

Это говорит о том, что труд иностранных работников уже стал структурообразующим фактором экономики, которая не в состоянии эффективно функционировать без привлечения мигрантов. Поэтому

Выступление Голиковой Т. Министра здравоохранения и социального развития на заседании правительства 27 апреля 2009 года [Электронный ресурс]: URL: hUp://www.minzdravsoc.ru/labour/employment/53 (дата обращения 29.09.2010).

3 Тюрюканова Е.В. Управление трудовой миграцией: долгосрочные тенденции и оперативные решения// Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции. Сб. науч. ст. / Под общ. ред. К.О. Ромодановского, M.JI. Тюркнна. М.: ФМС России. 2009. С. 286. процессы этнической миграции, как часть общей миграции, уже давно стали объектом государственной политики. Понимание степени влияния этнической миграции на все сферы социума нашло своё отражение в принятии государственных решений по данным проблемам. Сегодня не только в России, но и в мире в целом, есть силы, которые используют процессы этнической миграции в качестве дестабилизирующего фактора в регионах, государственно-этнических образованиях. Поэтому в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» среди основных угроз названа «.экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.»4.

А среди основных направлений противодействия таким угрозам названо «.обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах. .»5.

Рост потока трудовой миграции напрямую связан с ростом этнической миграции, а это уже обуславливает и рост влияния результатов деятельности этнических мигрантов на социокультурное состояние регионов, их принимающих.

Деятельность выступает ключевым понятием при рассмотрении взаимодействия региональных сообществ и мигрантов. В её рамках осуществляются взаимопереходы субъективности и объективности, происходят взаимопревращения внутренней и внешней сторон социальной

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 год, п.37, указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения 05.11.2010).

5 Там же. активности индивидуумов. Субъектно-объектные отношения, как глубинный онтологический механизм, придающий человеческой деятельности динамизм и способствующий синтезу субъективного и объективного в органичную социальность, находят своё отражение в процессах, связанных с периодическими флуктуациями в социальном универсуме. Выделяемая при этом социальная энергия идет на поддержание равновесия между социальной нишей и целостным бытием человека. В результате этого в сфере объективности возникают социальные инновации, а в сфере субъективности — личностные новообразования. Социальные формы, которые носят выраженный деятельностный характер, являются перманентным процессом социального объективирования человеческой субъективности т.е. эти формы становятся социальными практиками. Под социальными практиками понимают такой вид отношений, когда человек взаимодействует не с другим целостным человеком, а лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам в них представлен частичным и нецелостным социальным субъектом.

Социальные практики между этническими мигрантами и населением принимающего сообщества сегодня проблематизируют социальную действительность региона, создают потенциал конфликгогенности, основными причинами которой становятся столкновение потребностей и интересов местных жителей и этнических мигрантов, правовое и социальное неравенство между этими группами, их социокультурные и ценностные различия.

Эти обстоятельства резко изменили вектор исторического развития регионов, его динамику, связанные с этим проблемы. Следовательно, сам феномен формирования взаимоотношений этнических мигрантов и регионального сообщества на основе их потребностей и интересов нуждается в серьёзном переосмыслении и обновлении.

Процесс глобализации носит наднациональный характер, который ведёт к расширению взаимосвязей и взаимозависимостей различных стран, народов, культур. Глобальные перемены охватывают практически все социальные формы, что находит в философском и общественно-научном знании неоднозначные, порой противоречивые оценки. Это связано с тем, что процессы глобализации формируют новые институциональные формы и отношения, предназначенные стать регуляторами социальных действий и процессов. С точки зрения Дж. Розенау, любая совокупность взаимодействий, которая имеет потенциал неограниченного распространения, способна легко преодолеть национальные юрисдикции и затронуть любую социальную общность в любом месте мира, должна рассматриваться как процесс глобализации. Это мир "транснациональных потоков" (транснациональной субполитики), сосуществующий с обществом государств6. Что приходит на смену привычной для нас национально-территориальной организации пространства? Множество локальных сообществ, неравновесно включенных в сетевые системы. Так, Ядов В.А. отмечает в качестве особенности российских реалий «анклавизацию страны», а мировое пространство он определяет как «гло-локал-анклавное». Тем самым, изучение феномена глобализации открывает опасность развития новых форм неравенства в трудно контролируемом сетевом пространстве, которое оказывается одновременно глобальным, индивидуальным и локальным. В результате происходит деление на тех, кто выигрывает от т глобализации, и на тех, кто оказывается в проигрыше .

Многие теоретические и методологические проблемы, возникающие в этом контексте, требуют нового переосмысления.

В данных условиях понятие «региональное сообщество» уже вышло за рамки «государственно-территориальных понятий» и нуждается в серьёзном уточнении. Определение понятия «региональное сообщество», как способа

6 Огий О.Г. Безопасность в системе социологического знания // Вестник Томского государственного университета «Социология и философия». [Электронный ресурс]: URL: http://www.khstu.ru/vestnik/articles/521.pdf (дата обращения 15.08.2011).

7 Ядов В. А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. М.: Academia. 2002. С. 46 - 56. организации государств, социальных групп индивидуумов, интегрирует в единую теоретическую систему структурные, содержательные и динамические особенности этих процессов в пределах жизненного цикла индивида, группы, социального цикла института. Причем теоретическому синтезу подлежат виды индивидуальных и групповых деятельностей, взаимодействия, общения, поведения во всех тех сферах социокультурного бытия, в которых человек или институты общества принимают участие в ходе реализации социальных практик.

Степень разработанности проблемы Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Маркс и другие крупные философы имплицитно или эксплицитно выражали своё отношение, к тем или иным социальным феноменам и процессам. Своё исследование мы будем вести, беря за основу классические понятия, категории, а также понятия и категории течений и школ, стоящих на позиции философии мирообъяснения. Учитывая, что исследуемая нами тема лежит в междисциплинарной области, именно такой подход наиболее полно может раскрыть имманентные свойства, присущие феномену социального взаимодействия потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты». Поэтому мы будем использовать не только достижения философии, социальной философии, но и других научных дисциплин для объяснения и подтверждения нашей точки зрения.

Несмотря на то, что начиная с исследований античных философов, проблема взаимозависимости и взаимоположенности потребностей постоянно служила одним из объектов философских исследований (мы находим это в работах Фалеса из Милета, Демокрита из Абдер, Аристотеля, о

Эпикура ), теоретическую значимость социально-философские исследования отношений потребностей в различных сферах социума приобретают в 18 - 20 веках. Развёрнутая концепция потребностей появляется в трудах мыслителей

8 Материалисты Древней Греции / Под ред. М.А. Дынника. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955г. С. 18-31. эпохи просвещения. Так, взгляды французских материалистов этого времени были обобщены в труде П. Гольбха «Система природы». Он приходит к выводу, что возрастание потребностей - бесконечный процесс, постоянно развёртывающийся в обществе и регулирующий поведение людей9. Гольбах и другие материалисты, вплоть до Людвига Фейербаха, развивали натуралистическую концепцию человека, фактически рассматривая его как материальное существо и часть природы. Природными свойствами объяснялись и его потребности. Их изменение в ходе исторического развития общества ускользало от внимания просветителей. И лишь Гегель и К. Маркс обратили внимание на эту проблему. Несмотря на то, что они стояли на диаметрально противоположных точках зрения связанных с различиями в их мировоззрениях (Гегель - идеалист, Маркс - материалист) оба они выявили диалектическую связь потребностей человека с пространством и развитием общества. Гегель ясно и чётко указал на источник удовлетворения и исполнения желаний, а именно: «Человеческий пот и человеческий труд добывают для человека средства удовлетворения его потребностью. Потребность в труде - неотъемлемый атрибут и важнейшее достижение цивилизации»10. У Маркса понятие потребности занимает центральное место в обосновании его главной идеи - концепции исторического материализма. Согласно этой концепции, определяющую роль в развитии общества, в конечном счёте, играют материальное производство и материальные потребности человека, которые он удовлетворяет. Духовные потребности вторичны, хотя и оказывают на материальное производство сильное обратное воздействие11. С точки зрения Маркса, экономические законы действуют таким образом, что постепенно усиливают потребность в высообразованных, всесторонне развитых работниках, а гуманистические преобразования всей

9 Гольбах П.А. Система природы. М.: Государственное социально-экономическое издательство. 1940. С. 192.

10 Гегель Г. Энциклопедия философских наук, (в 3 т.). Философия права. (Т.1) М.: Мысль, 1975. С.218.

11 Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-е издание, т.2. С. 189. общественной жизни, в конце концов, станут экономической необходимостью для устойчивого развития общества, его институтов, государств и регионов.

С несколько другой стороны подошли к объяснению природы человека русские космисты. Наиболее полно эту концепцию раскрыл Владимир Иванович Вернадский. Он первым осознал, что расширение ноосферы в индустриальную эпоху, более глубокая переработка вещества природы в промышленности поставили цивилизацию в новые условия существования. Эти условия не сразу и не до конца осознаны человечеством. Теперь у общества возникла необходимость соотносить свои потребности не только с потребностями других людей, но и с возможностями биосферы - иначе она может деградировать и ухудшить состояние человека. Регуляция отношений общества становится важной общественной потребностью. Потребности такого рода получили название экологических.

Важным источником восполнения дефицита экономически активного населения, и удовлетворения потребностей, как в перспективе, так и в настоящее время является миграция. Повышение интереса к миграции, особенно к международной, как одной из форм удовлетворения человеческих потребностей, в 20 веке затеняет тот факт, что миграция - это не уникальная особенность нашего времени. Основы теоретических концепций изучения миграционных процессов заложил английский учёный Э. Равенстайн12. На примере миграций в Великобритании и Северной Америке он сформулировал одиннадцать миграционных законов (правил). Большинство его подходов прошли испытания временем и остаются базовыми в работах современных российских и зарубежных исследователей. С. Кастлес в своих работах рассматривает миграцию не как единичное событие, а как динамический процесс, объём и направление которого определялись государственным регулированием и уровнем индустриального развития

12 Ravenstein T.G. The Laws of Migration: Jornal of the Royal Statistical Society. 1885. №48. Цит. по Т.Н. Юдина Социология миграции. М.: Академический проект. 2006. С.117 отдельных стран13. Дж. Госс и Б. Лидквист предприняли попытку вывести миграционную теорию из противоборства субъективного и объективного подходов, использовав для этого теорию структурирования.

Заметная тенденция к расширению использования иностранной рабочей силы - одна из характерных черт занятости в современной российской экономике. Эта проблема становится одной из главных в исследованиях не только социологов, историков, политологов, экономистов, но и юристов, философов, биологов, психологов и др. В своих исследованиях российские учёные подтвердили высокую динамику степени влияния этнических мигрантов на экономическую, политическую, культурную сферы регионального сообщества, что настоятельно требует междисциплинарного подхода к исследованию заявленной проблемы. Именно процессы во взаимодействии региональных сообществ и этнических мигрантов, их социальных потребностей становятся междисциплинарным объектом изучения во многих исследованиях российских учёных.

Основой для такого подхода может служить вариант социальной теории познания, предложенный И.Т. Касавиным. Он радикально расширяет предметную область, что позволяет анализировать не только научное, истинное, вербализированное знание, а также когнитивное многообразие сознания, деятельности и общения. Социальная теория познания предполагает социокультурную интерпретацию классических, теоретико-познавательных категорий, отдавая приоритет не только логическим способам анализа и методам истинностной оценки, но феноменологическому описанию и типологическому анализу знания. Она связывает философский подход к знанию, прежде всего, с исследованием не предметного, а его социального содержания. Предлагаемый И.Т. Касавиным междисциплинарный подход объединяет элементы социальной теории

13

Castles S. Kosack G. Immigrant workers and class structure in Western Europe. Oxford Oxford University Press. 1973 and 1985. Цит. по Т.Н. Юдина Социология миграции. M: Академический проект. 2006. С.122 познания, феноменологической культурологии и герменевтики с методами и результатами социальной и культурной антропологии, палеоантропологии, этносоциологии, когнитивной психологии, лингвистики, истории географии, регионоведения.

При разработке нашего исследования мы будем исходить из того, что социально-философской детерминантой процессов взаимодействия в системе региональных сообществ и этнических мигрантов служат потребности, выражаемые в социальных практиках. В своих работах социологи К. Ясперс, М.де Мойи, П. Штомпка, В.Ядов, исследуя процессы развития современного социума и характеризуя глобализационные процессы отмечают, что между исследованиями макро- и микро- процессов образовался разрыв, получивший в социологической литературе название макро- микродилеммы14.

Оценивая социологическую проблему с позиций диалектики, Р.Х. Симонян отмечает, что диалектика противоречий между первыми процессами, происходящими на макро-, и вторыми на микро- уровне, порождает необходимость регулирования и разрешения этих противоречий на каком-то среднем промежуточном уровне15. Используя данный вывод социально-философского подхода к рассмотрению особенностей характера коллективного бытия в условиях глобализации на региональном уровне, мы можем не только рассмотреть новую функцию региона, но и обозначить новые системообразующие свойства, что непременно повлияет на расширение и изменение понятий в социально-философской диалектике, явно и имплицитно инспирируя создание нового сообщества.

Для понимания общетеоретических вопросов по проблемам этнической миграции особый интерес представляют результаты исследований в области

14 Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М. Алгоритм. 2007. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс. 1996. Ядов В. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис. 2009. В поисках теории российской цивилизации. М.: Новый хронограф. 2009.

15 Симонян Р.Х. Концепция мезоуровня применительно к региону // Социс № 5. 2010. С.61. методологии изучения и теории этноса как феномена социальной реальности, опубликованные в работах Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, Л.И. Гумилёва, Л.М. Дробижевой, Ж.А. Зайончковской, С.А. Кравченко, З.И. Левина, Д. Норта, Ю.Л. Платонова, Л.Л. Рыбаковского, В.А. Тишкова, Ж.Т. Тощенко, Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова16.

Изучение социальных практик, потребностей в системе социального взаимодействия регионального сообщества и этнических мигрантов немыслимо в отрыве от более общей, широкой проблематики мотивации человеческого поведения, формирования потребностей. Эту тематику исследовали многие учёные. Перечислим лишь тех, на труды которых преимущественно опиралось наше исследование. Это А.Г. Асмолов, Н.Г. Багдасарьян, С.П. Баньковская, Н.М. Бережной, И.А. Гобозов, А.Н. Леонтьев, К.Х. Момджян, C.B. Орлов, М.Р. Радовель, Т.Н. Юдина, А. Маслоу, Э. Фромм17.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Методология изучения межэтнического взаимодействия. [Электронный ресурс]: URL: http://society.polbu.ru/arutynyanethnosociology/chl6all.html (дата обращения 25.10.2009); Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: ACT, 2002; Зайончковская Ж.А. Как изучали миграцию. [Электронный ресурс]: URL: http://vvww.polit.ru/article/2010/02/17/migration/ (дата обращения 10.04.2010); Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико-методологических подходов // Социологические исследования. 2011. №1. С. 11 - 18; Левин З.И. Менталитет диаспоры. М.: Крафт+, 2001; Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997; Платонов Ю.Л. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение). СПб.: СПбГУ. 2000; Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) факторы миграции населения и их классификации. [Электронный ресурс]: URL: http://www.rybakovsky.ru/migracia2u.html (дата обращения 12.01.2011); Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. [Электронный ресурс]: URL: http://wvvw.valerytishkov.ru/ (дата обращения 15.02.2011); Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: Академия. 2003; Юдина Т.Н. Социология миграции. М: Академический Проект. 2006. 272 е.; Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. Москва, РГСУ, Академический проект. 2007; Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис. 2009.

7Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ. 1996; Багдасарьян Н.Г. Межкультурные коммуникации или параллельные реальности? // Философия социальных коммуникаций. 2006. № 1. [Электронный ресурс]: URL: http://www.ecsocman.edu. ru/db/msg/325352.html. (дата обращения 23.03.2011); Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Полис

В своих работах они обращают особое внимание на сущность экономических и социально-демографических предпосылок, определяющих условия мотивации поведения этнических мигрантов, формирования принимающим региональным сообществом потребностей мигрантов, вопросы соотношения объективных и субъективных факторов, сознательного и стихийного в миграционных процессах, экономической обусловленности форм и направлений миграции. Социально-философский анализ социального пространства, проводимый И.А. Гобозовым, предполагает изучение, на определённом отрезке социального времени, социальных отношений, находящихся во всех основных сферах жизни общества в целом и его региональных сообществ в частности18. Это позволяет нам раскрыть компоненту социальных отношений и перейти к пространственному отображению модели соотношений потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты».

К нашему, социально-философскому анализу этнокультурного процесса, как одного из факторов и механизмов взаимной адаптации, согласования социальных потребностей регионального сообщества и

Политические исследования). 2006. №4. С.118-127; Бережной Н.М. Человек и его потребности. [Электронный ресурс]: URL: http://lib.wsu.ru/books/servis/page0002.asp (дата обращения 23.04.2010); Гобозов И.А. Глобализация и примитивизация общества //

Философия и общество. 2009. № 2; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

Электронный ресурс]: URL: http://\vw\v.infoliolib.info/psih/leontyev/leont52.htrnl (дата обращения 15.10.2011); Момджян К.Х. Структура социального действия, [Электронный ресурс]: URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/momganintroductioninthesocialphilosophy/13.aspx. (дата обращения 12.12.2011); Орлов C.B., Дмитренко H.A. Человек и его потребности.

Электронный ресурс]: URL: http://www.piter.com/attachment.php (дата обращения

07.06.2010); Радовель М.Р. Системно-ценностный контекст межэтнических отношений: актуальные проблемы его анализа. [Электронный ресурс]: URL: http://www.iu.ru/biblio/archive/radovelsistemno/ (дата обращения 13.06.2010); Юдина Т.Н. Миграция и формирование этнических меньшинств. [Электронный ресурс]: URL: http://www.migrocenter.ru/publ/konfer/kavkaz/mkavkaz066.php (дата обращения

10.05.2010); Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия. 1999; Фромм

Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В.

Панфилова. М.: ACT, 2004. 18

Гобозов И.А. Социальная философия: диалектика или синергетика? [Электронный ресурс]: URL: http://www.socionauki.ru/authors/gobozovia/. (дата обращения 25.04.2010) этнических мигрантов, имеет смысл привлечь и теорию культурного релятивизма (Херсковиц М.), в рамках которой формируется представление о том, что в основе культуры лежит система ценностей, определяющая отношения "человек - мир"19. Для нас важны также подходы к культуре: •И. Канта, который связывал содержание культуры с совершенством разума, поэтому и социальный прогресс для него — развитие культуры как совершенствование разума;

•К. Маркса, который, основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания культуры материальное производство, что привело к делению на материальную и духовную стороны культуры при доминировании первой; •Э. Тайлора: он понимал культуру как сложное целое, слагающееся из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества;

•Г. Спенсера, который одним из первых приблизился к пониманию культуры как системы;

• О. Шпенглера: он делает дальнейший шаг вперед, показав, что каждый культурный организм является не постоянным, а динамичным; •А. Рэдклиффа-Брауна и Б. Малиновского, которые одними из первых выделили в природе культуры её деятельностную сущность.

Оценивая степень социально-философской изученности проблем социальных потребностей в системе социального взаимодействия регионального сообщества и этнических мигрантов, можно сделать вывод, что есть существенные достижения, имеется теоретико-методологическая и методическая база для социально-философского исследования взаимодействий. Вместе с тем, стремительная динамика изменений,

19 Херсковиц М. Культурный релятивизм и культурные ценности. [Электронный ресурс]: URL: http://www.members. tripod.com/~russiantextbook/topics/relativism.html (дата обращения 15.12.2011). происходящих в региональных сообществах в связи с увеличением роли этнических мигрантов в социально-культурной жизни региона, влечёт необходимость социально-философских исследований конкретных детерминант этого процесса. Теоретико-познавательная ситуация, сложившаяся в области изучения проблем данного исследования, ставит, таким образом, ряд теоретических и практических задач, настоятельно требующих социально-философского осмысления.

Объектом исследования является система «региональное сообщество - этнические мигранты» как социальное явление современного социума.

Предметом исследования выступает взаимодействие социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов как фактор организации общественных отношений и форма воспроизводства социальности.

Цель исследования - построение социально-философской модели соотношения социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов в ходе этнокультурной самоидентификации в условиях глобализации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: уточнить особенности понятия «региональное сообщество» в условиях нарастания миграционных процессов в глобализирующемся обществе; выяснить место и роль социальных потребностей во взаимодействии акторов системы «региональное сообщество — этнические» мигранты; провести социально-философский анализ модели взаимодействия потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты»; определить структуру и роль социальных практик в системе «региональное сообщество - этнические мигранты», установить их особенности; проанализировать региональное сообщество, как социальную детерминанту формирования потребностей этнических мигрантов; исследовать особенности этнокультурного процесса в условиях регионального сообщества наукограда.

Методологическая и теоретическая основа исследования Диссертация представляет собой социально-философское исследование потребностей в системе социальных практик региональных сообществ и этнических мигрантов в условиях глобализационных изменений. Междисциплинарный статус данного исследования требует совмещения в методологической базе и категориальном аппарате идей и методов, выработанных как социальной философией, так и в рамках различных частных наук, вовлеченных в разработку проблематики, близкой объекту исследования диссертации. Для исследования феномена потребностей в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» используются методы сравнительного анализа и философской рефлексии, метод ретроспективного анализа и корреляции, системный и конструктивный методы, а также метод экспертных оценок. Основными подходами исследования являются: компаративистский и комплексный, позволяющие, с одной стороны, охватить достаточно большое проблемное поле, связанное с исследуемым объектом, с другой стороны, - вынести в центр рассмотрения ключевой момент миграции - каузальную модель взаимосвязей и взаимозависимостей этнокультурного процесса в системе «региональное сообщество - этнические мигранты», как одного из факторов взаимной адаптации и согласования потребностей.

В диссертации также используется системный подход, что обусловлено предметом исследования. Такой подход позволяет рассмотреть имманентность причин потребностей региональных сообществ и этнических мигрантов во всей социальной системе, что предполагает их определяющее взаимодействие с внешней социальной средой. Системный подход предполагает использование системно-структурного анализа, позволяющего изучать конкретный уровень социальных практик региональных сообществ и этнических мигрантов в ходе реализации потребностей.

Объект исследования имеет междисциплинарный характер, потому в данной работе использованы научные методы и принципы политических, социальных, гуманитарных и естественных наук, в частности, методы абстрагирования, анализа, приёмы социального моделирования. Научное обобщение проведено в фокусе социально-философского подхода.

Теоретическая база, категориальный аппарат, основные подходы данного социально-философского исследования формировались с опорой на работы: У. Бека, Э. Гидденса, А. Тоффлера, А. Тойнби, О. Шпенглера, Ю.В. Арутюняна, Н.Г. Багдасарьян, С.ГТ. Баньковской, Н.М. Бережного, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой, И.А. Ильина, Зайончковской Ж.А., И.Т. Касавина, С.А. Кравченко, К.Х. Момджяна, C.B. Орлова, Л.Л. Рыбаковского, П.А. Сорокина, В.А. Тишкова, Т.Н. Юдиной, В.А. Ядова20. лл

Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. М.: Прогресс-Традиция, 2001; Гидценс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2005; Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2010.; Тойнби А. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001; Шпенглер О. Закат Европы. [Электронный ресурс] URL: http://\vww.gumer.info/bibliotekBuks/History/Speng/intro2.php (дата обращения 15.06.2012); 10. Арутюнян Ю.В. Русский этнос: демографические изменения и востребованнсть межэтнической интеграции // Социологические исследования. 2010. № 12. С.42-48; Багдасарьян Н.Г., Моталов Ю.Г. Региональное сообщество и этнические мигранты: модели социокультурного взаимодействия // Философия социальных коммуникаций. 2012. № 4 (21) С. 70-77; Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Полис (Политические исследования). 2006. №4. С. 118-127; Бережной Н.М. Человек и его потребности. [Электронный ресурс]: URL: http://lib.wsu.ru/books/servis/page0002.asp (дата обращения 23.04.2010); Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе. [Электронный ресурс]: URL: http://scepsis.ru/library/id1083.html. (дата обращения 05.11.2010); Дробижева Л.М. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М.: Academia. 2002. [Электронный ресурс]: URL: http://wmv.isras.ru/publ.html (дата обращения 13.06.2010); Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов, (в 2 т.) М.: Рарог. 1992; Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В. Миграции без границ. М.: Издательский дом «Адамантъ». 2009; Касавин И.Т. Миграция Креативность Текст - проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1998; Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // Социологические исследования. 2012. №5. С. 19 - 29; Момджян К.Х. Структура

Для исследования взаимоотношения потребностей в системе «региональное сообщество - этнический мигрант» автором взяты: теория социального действия М. Вебера, выделившего социальное действие индивида как причину и следствие системы взаимоотношений между людьми; теория социального взаимодействия Т. Парсонса, совместившего интересы действующего субъекта (его потребности и цели) с ситуацией, в которой оно разворачивается; концепция Джорджа Мида, основателя направления символический интеракционизм, считавшего, что через усвоение культуры человек способен предсказывать, как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение; концепции социологов Чикагской школы, исследовавших коллективное поведение людей с позиций символического интеракционизма; теорию социального обмена Дж. Хомаса, П.Блау; социально-философские теории повседневности Э. Гуссерля, А. Щюца, феноменологической теории общества П. Бергера и Т. Лукмана; теория социально-культурных полей П. Бурдье, в основе которой лежит идея неравномерного распределения социальных реалий в пространстве и времени, а также его понятие «габитуса», как системы прочных приобретённых предрасположенностей; концепция социальных сетей М. Грановеттера и Л. Фримана; теория культурного релятивизма М. Херсковица, которая позволяет понять роль этнокультурного процесса, как одного из факторов и механизмов взаимной социального действия, [Электронный ресурс]: URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/momganintroductioninthesocialjphilosophy/13.aspx. (дата обращения 12.12.2011); Орлов C.B., Дмитренко H.A. Человек и его потребности. [Электронный ресурс]: URL: http://vvww.piter.com/attachment.php (дата обращения 07.06.2010); Рыбаковский J1.J1. Миграция населения (вопросы теории) факторы миграции населения и их классификации. [Электронный ресурс]: URL: http://mwv.iybakovsky.ru/migracia2u.html (дата обращения 12.01.2011); Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат 1992; Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. [Электронный ресурс]: URL: http://www.valerytishkov.ru/ (дата обращения 25.05.2010); Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. Москва, РГСУ, Академический проект. 2007; Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис. 2009. адаптации, согласования социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов.

При разработке темы были использованы работы из других отраслей знания. Так, в регионоведении это: Р. Шуман, В. Молле, В.Г. Барановский, М.М. Лебедева, Р.Х. Симонян, Ю.В. Шишков, H.H. Ливенцев, В.Н. Харламова - обосновавшие принципы и разработавшие методологические подходы к региональной и международной интеграции, в этносоциологии и этнологии Г.С. Денисова, М.Р. Радовель, В.Е. Давидович, И.В. Мостовой, Ю.И. Семенова, C.B. Лурье.

Положения выносимые на защиту

1. В условиях нарастания глобализационных процессов понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём. Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия.

2. Поскольку региональное сообщество оказывается единственным субъектом, реализующим полинациональное государственное строительство, постольку одной из основных задач регионального сообщества является выработка механизма формирования национальных потребностей с целью придания конкретного характера и направленности социальных ролей в среде этнических мигрантов.

3. Предлагаемая модель взаимодействия потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов носит каузальный характер и, хотя основывается на принципах самоорганизации, но может корректироваться, что инициирует изучение этого феномена.

4. Многоуровневый и вариативный характер проблем соотнесения и взаимовлияния социальных практик регионального сообщества и этнических мигрантов стимулирует процессы формирования и развития их потребностей, ущемлённость которых может стать катализатором негативных социальных процессов.

5. Потребности являются важнейшей детерминантой социальных практик этнических мигрантов. Они формируются коллективно, онтологизируясь в массовом и индивидуальном сознании. Один из эффективных путей развития социокультурного пространства региона - это сближение социальных идеалов этнических мигрантов и коренного населения. Основным фактором здесь выступает единая доступная и открытая коммуникативная среда, позволяющая функционировать различным формам этнонационального диалога в этнокультурном взаимодействии.

6. Региональное сообщество формируется, порождая социокультурное пространство, включающее ценностные стереотипы и поведенческие паттерны, присущие коллективному сознанию.

7. Этнокультурный процесс в системе «региональное сообщество -этнические мигранты» формирует не только единые установки поведения для этнических мигрантов и составляет основу взаимной адаптации, но и согласует взаимные потребности, организуя коллективное сознание, ускоряя интеграционные процессы между региональным сообществом и этническими мигрантами.

Научная новизна

1. На основе анализа современных интерпретаций понятий «регион» и «регионализм» существенно уточнено понятие «региональное сообщество». В связи с динамичным ростом миграции границы государств, административно-территориальных образований перестали быть пределом только региональных интересов. Поэтому понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём. Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия.

2. Аргументирован тезис о том, что учет и реализация потребностей обеих сторон в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» придают положительную динамику развития отношений, тогда как их игнорирование может привести к напряжениям и конфликтам в обществе.

3. Предложена модель соотношения социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов, которая позволяет прояснить взаимосвязь между изменениями в социальных практиках и потребностями в системе «региональное сообщество - этнические мигранты». Модель наглядно демонстрирует форму всеобщности, т.е. взаимозависимости и взаимоположенности потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов. В ней существуют зоны, где взаимодействие потребностей либо отсутствует вообще, либо сведено к минимуму. Анализ модели позволяет избрать наиболее «удобные» для обеих сторон виды социальных практик.

4. В ходе раскрытия этнокультурного процесса в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» выявлена детерминирующая роль социокультурного пространства в структурной организации регионального сообщества.

5. Показано, что региональное сообщество через исполнение различных социальных практик способно оказывать влияние на развитие личности: с одной стороны, при определенных условиях может быть инициирована творческая активность человека, с другой - будучи принудительно навязанными, такие практики ограничивают свободу индивида, становясь преградой для его сбалансированного развития.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Моталов, Юрий Геннадьевич

Заключение

В результате проведенного исследования, целью которого явилось построение социально-философской модели соотношения социальных потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов в ходе этнокультурной самоидентификации в условиях глобализации, можно сделать следующие выводы.

В ходе диссертационного анализа была решена задача уточнения содержания и сущности понятия региональное сообщество, социальных практик; их места и роли в системе «региональное сообщество - этнические мигранты». На первый план в нынешнем процессе развития социума выходит столкновение глобального и регионального, унификация и поликультурность. Конфликт общественных тенденций таков, что реакция первичной среды (региона) на глобальный вызов может вызвать (и вызывает) резонанс, импульс, который способен достигать общепланетарного масштаба.

Региональный уровень - это пространство, где пересекаются векторы социальных трендов. В этом пространстве глобализационный вектор задает движение сверху вниз, от макро (глобального) к микроуровню (первичному), а локализационный — снизу вверх. Встречаясь на региональном уровне, эти движения не просто пересекаются, они преобразуются: глобальные процессы как бы адаптируются к местным условиям, открывая путь наверх процессам локальным. На региональной ступени организации социума вырабатываются механизмы устойчивости системы, организации и упорядочивания встречных движений. Отдельно взятый в своих административно-территориальных границах регион не может эффективно развиваться, не учитывая векторы глобальных тенденций. Поэтому он организуется в региональное сообщество, решая проблему адекватной стыковки глобальных интересов и представлений с региональными. Таким образом, региональное сообщество функционирует как ядро глобального.

В условиях глобализирующегося мира и роста миграции границы административно-территориальных образований перестали быть пределом региональных интересов. Поэтому понятие «региональное сообщество» обретает свойства устойчивой социальной системы, выходящей за рамки административно-территориальных единиц, но действующей в интересах региона и влияющей на формирование общественных отношений в нём.

Таким образом, региональное сообщество выступает как структурный элемент социального действия. При этом, региональное сообщество может быть связано: во-первых, с различными по своему происхождению и характеру сложившимися этническими общностями в составе многонационального государства или за его пределами, либо различными субэтническими группами, сохранившими свою специфику в результате незавершенной этнической консолидации; во-вторых, с наличием внутри- и межгосударственных сообществ, специфические черты которых сформировались в результате освоения определенной социальной среды и соответствующего ей экономического уклада, специализации региона в рамках национальной или глобальной системы разделения труда, а также как следствие особенностей социальной структуры и локализованных вариаций национальной культуры.

Можно утверждать, что формирование региональных сообществ, предполагает создание сообществ потребностей и интересов, но совсем не обязательно сообществ ценностей: слишком различны и несводимы к единому знаменателю культурные и исторические традиции народов, чтобы говорить о возможностях их унификации даже в отдалённом будущем. К основной задаче региональных сообществ объективно отнесена необходимость сосуществования наднациональных интересов, вызванных к жизни интеграционными процессами, и интересов регионов, региональных сообществ, которые традиционно выступали как проявление дифференцированности картины развития.

Анализ места и роли социальных потребностей во взаимодействии акторов системы «региональное сообщество — этнические мигранты» показал, что взаимосвязь существующих в региональном сообществе национальных общностей отнюдь не статическая, а, скорее, динамическая и проявляется она в результатах их взаимодействия, которое весьма активно, особенно в вопросах удовлетворения и реализации потребностей. Социальные отношения, возникающие при этом, являются одной из сторон функционирования социальной структуры. Речь идет об удовлетворении потребностей, относящихся к социальной сфере общественной жизни, о самоутверждении в этой сфере той или иной общности этнических мигрантов. Реализация их потребностей рассмотрена через призму социального статуса обретаемого мигрантами в социальной структуре регионального сообщества, и это позволило аргументировать положение о том, что потребности являются важнейшей детерминантой социальных практик этнических мигрантов. Они формируются коллективно, онтологизируясь в массовом и индивидуальном сознании. Один из эффективных путей развития социокультурного пространства региона - это сближение социальных идеалов этнических мигрантов и коренного населения.

На основе рассмотрения социальных практик на определённом отрезке социального времени предложена модель соотношения потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов. При построении данной модели отмечено, что речь идет о способности явлений, раскрывающих субстанциальные свойства субъекта в одной ситуации, менять их на противоположные свойства объекта в другой ситуации, т.е. композиционное взаимопересечение.

Конструируя модель соотношения потребностей, мы обратились к классическому пониманию того, что социальное пространство не существует без социальной материи, потому что возникает вместе с обществом. Поэтому анализ социального пространства необходимо проводить на определённом отрезке социального времени отношений, характерных для основных сфер жизни регионального сообщества.

В ходе социально-философского анализа предложенной модели было установлено, что некоторые из социальных практик лежат в «зонах», где взаимодействие системы «региональное сообщество - этнический мигрант» либо отсутствует вообще, либо сведено к минимуму, но оно может находиться в «активных зонах», где интересы регионального сообщества и этнических мигрантов переплетаются.

Анализ соотношения потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов в предлагаемой модели, её универсальных параметров, позволил сделать «срез» этих потребностей, показать области, где формируются и развиваются потребности, а, соответственно, и социальные практики по их удовлетворению. Первые две области - это области «личных» потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов, третья -«вариативная», где возникает их многообразие, направленное на удовлетворение потребностей и интересов обеих сторон. Именно в данных областях идут процессы, определяющие характер и конфигурацию модели, но главное - устанавливаются и определяются цели социальных практик акторов модели.

В работе рассмотрены три основных варианта развития соотношения потребностей регионального сообщества и этнических мигрантов в предлагаемой модели: «идеальный», «миграционный» и «региональный» варианты. Раскрывая важную регулятивную функцию полиэтнического регионального сообщества, отмечено, что здесь происходит своеобразный общесоциальный консенсус, гармонизация энергетики двух встречных потоков, вырабатываются механизмы устойчивости системы. В отличие от постоянства основных уровней и форм социальной организации, уровень регионального сообщества, будучи производным от них, всегда вторичен, подвижен и изменчив, потому что является функцией многих переменных -времени, этнокультурных особенностей социума, организационного пространства. Поэтому институциональная динамика регионального сообщества является ключевым механизмом в адаптации и формировании потребностей мигрантов в новом для них региональном сообществе, что явно указывает на региональное сообщество как на детерминанту процесса формирования потребностей этнических мигрантов.

Рассмотрение этнокультурного взаимодействия как одной из детерминант адаптации в системе «региональное сообщество - этнические мигранты» дало возможность выделить три основных контекста этого взаимодействия: социально-исторический, системно-ценностный, субъективно-рефлексивный. Первый связан с культурно-цивилизационными обстоятельствами, в которых существует этнос; второй - с системой ценностных ориентиров, регулирующих поведение представителей этноса; третий - непосредственно проявляющиеся отношения, действия этносов по поводу друг друга. Соотношение этносов в социально-историческом контексте в определенной степени детерминирует не только субъектно-рефлексивный (культурно-этнические стереотипы), но и системно-ценностный контекст (культурно-этнические аттитюды, знание).

На материале наукограда Дубна, имеющего свою специфику, обобщены практики адаптации этнических мигрантов к региональному сообществу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Моталов, Юрий Геннадьевич, 2013 год

1. Абалов И.Ю. Этнонациональный фактор в структуре организационной культуры // Социальная политика и социология. 2007. № 2. С. 158 173.

2. Абалов И.Ю. Этнонациональный фактор корпоративной культуры современных российских организаций. Электронный ресурс.: URL: http://nauka.mgapi.ru/avtoref/doc/abalov.pdf (дата обращения 15.07.2010).

3. Алиев М.Г. Социализация согласия. М. Российская Академия Наук Институт философии, 1998. 123 с.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 1990. 528 с.

5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. M.: МПСИ, 1996. 768 с.

6. Андерсон Бенедикт (Aderson Benedict) Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц, 2001. 288 с.

7. Арутюнян Ю.В., Дробижева J1.M. Методология изучения межэтнического взаимодействия. Электронный ресурс.: URL: http://society.polbu.ru/arutynyanethnosociology/chl6all.html (дата обращения 25.10.2009).

8. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M. Этносоциология перед вызовами времени. Электронный ресурс.: URL: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2008-07/ArutyunyanDrobizheva.pdf (дата обращения 20.09.2010).

9. Арутюнян Ю.В. О симптомах межэтнической интеграции в постсоветском обществе: (по материалам социологического исследования в Москве) // Социс. 2007. № 7. С. 16 24.

10. Арутюнян Ю.В. Русский этнос: демографические изменения и востребованнсть межэтнической интеграции // Социологические исследования. 2010. № 12. С.42-48.

11. Ахиезер A.C. Миграция в российской истории // Полития. 2004. № 4. С.70-76.

12. Бабурина О.Н. Регионализация и глобализация: к проблеме взаимосвязи // Проблемы современной экономики. 2008. №3 (27). 2008. С. 163-167.

13. Бабурина О.Н. Экономическая глобализация и проблемы национальной и международной безопасности. Электронный ресурс.: URL: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=24580 (дата обращения 13.03.2010).

14. Багдасарьян Н.Г. Межкультурные коммуникации или параллельные реальности? // Философия социальных коммуникаций. 2006. № 1. Электронный ресурс.: URL: http://www.ecsocman.edu. ru/db/msg/325352.html. (дата обращения 23.03.2011).

15. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. 2008. № 5. Электронный ресурс.: URL: http://ecsocman.hse.ru/data/215/626/1219/cennostznania.pdf. (дата обращения 18.04.2011).

16. Багдасарьян Н.Г., Моталов Ю.Г. Региональное сообщество и этнические мигранты: модели социокультурного взаимодействия // Философия социальных коммуникаций. 2012. №4(21). С.70-76.

17. Багдасарьян Н.Г., Моталов Ю.Г. Этнокультурная адаптация и проблема самоопределения в условиях культурного разнообразия: грани и границы // В мире научных открытий. Серия «Проблемы науки и образования». 2013. №3.2 (39). С.144-159.

18. Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов. Электронный ресурс.: URL: http://vphil.m/index.php?option=comcontent&task==view&id=105&Itemid=52 (дата обращения 09.03.2010).

19. Базыма Б.А. Социальный и духовный субъекты. Электронный ресурс.: URL: http://colorpsy.boom.ru/Spirit.htm (дата обращения 25.06.2011).

20. Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Полис (Политические исследования). 2006. №4. С. 118-127.

21. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Наука, 1983. 264 с.

22. Барановский В.Г. Региональное управление: реалии и перспективы. СПб.: Лань, 1999. 194 с.

23. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию / Пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника. М.: Прогресс-Традиция, 2001.304 с.25.

24. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Электронный ресурс.: URL: http://Hb.vvsu.ru/books/servis/page0002.asp (дата обращения 23.04.2010).

25. Богомолов О. Разговор о современном мире // Экономика и политика. 2003. № 12. С. 28-30.

26. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика, 2006. 269 с.

27. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

28. Бромлей Ю.В. Человек в этнической (национальной) системе. Электронный ресурс.: URL: http://scepsis.ru/library/id1083.html. (дата обращения 05.11.2010).

29. Буторина О.В. Понятие региональной интеграции: новые подходы // Космополис. 2005. № 3. С. 17-21.

30. Валитов В.Н. Социальные сети российских иммигрантов и коренных жителей. Электронный ресурс.: URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/valitovimmigratorsnets/ (дата обращения 05.04.2010).

31. Васильев JI.C. «Основной вопрос философии»: идеи и интересы // Общественные науки и современность. 2008. №5. С. 152-162.

32. Василькова Ю.В. Фурье. М.: Молодая гвардия, 1978. 256 с. (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Вып. 15(585)).

33. Воздействие западных социокультурных образцов на социальные практики в россии (Теории, наблюдения, биографические интервью. Советы студентам). Под ред. В.А. Ядова. М.: ТАУС, 2009. 352 с.

34. Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб.: Аста-Пресс Ltd., 1995. 382 с.

35. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. Электронный ресурс.: URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Culture/gavr/01 .php. (дата обращения 28.11.2010).

36. Гегель Г. Энциклопедия философских наук (в 3 т.). Т.1 : Философия права. М.: Мысль, 1975. 418 с.

37. Гегель Г. Энциклопедия философских наук (в 3 т.). Т.З : Философия духа .М.: Мысль, 1977. 472 с.

38. Гегель Г. Энциклопедия философских наук (в 3 т.). Т.2 : Философия природы. М.: Мысль, 1975. 695 с.

39. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005.

40. Гобозов И.А., Зазаева Н.Б. Философия права составная часть социальной философии. Электронный ресурс.: URL: http://www.socionauki.ru/journal/articles/129999/ (дата обращения 29.04.2010).

41. Гобозов И.А. Социальная философия: диалектика или синергетика? Электронный ресурс.: URL: http://www.socionauki.ru/authors/gobozovia/. (дата обращения 25.04.2010).

42. Гобозов И.А. Материалистическое понимание истории и современность // Философия и общество. 2008. № 2. С. 5 22.

43. Гобозов И.А. Философия истории и прогностика // Философия и общество. 2008 № 4. С. 5 23.

44. Гобозов И.А. Глобализация и примитивизация общества // Философия и общество. 2009. № 2. С. 5 19.

45. Гольбах П.А. Система природы. М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1940. 291 с.

46. Григорьев С.И. Социальное положение и роль русских в современной России. // Социологические исследования. 2011. №7. С. 48 54.

47. Пантин В.И., Лебедева М.М., Кудряшова И.В., Пляйс Я.А. «Господин кризис, как вас теперь называть?» // Полис. 2009. № 3. С. 9-33.

48. ГРАТИС: Исследование формальных и неформальных сетей вынужденных мигрантов и их взаимоотношений с местным населением. Электронный ресурс.: URL: http://www.gratis.Su/oldsite/empir.htm#4 (дата обращения 25.10.2011).

49. Графова JI. Выдворить нельзя помиловать // Российская газета. 2006. 31 августа.

50. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: ACT, 2002. 560 с.

51. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Ленинград: Наука, 1990. 278 с.

52. Гуревич П.С. Человек. М.: Дрофа, 1995. 336 с.

53. Джибладзе Ю.Д. Гражданское общество: взгляд изнутри. М.: Центр развития демократии и прав человека, 2002. 304 с.

54. Демографический понятийный словарь. Под ред. Рыбаковского Л.Л. М.: ЦСП, 2003.352 с.

55. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов на Дону: ЦВВР, 2000. 280 с.

56. Дмитриев A.B. Миграция: конфликтное измерение. М.: Альфа-М, 2006. 432 с.

57. Дробижева Л.М. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. М.: Academia. 2002. Электронный ресурс.: URL: http://www.isras.ru/publ.html (дата обращения 13.06.2010).

58. Дробижева Л.М. Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России. М.: Институт социологии РАН, 1998. 385 с.

59. Дробижева JI.M., Кузнецов И.М. Социальные параметры межэтнической стабильности и напряженности. Электронный ресурс.: URL: http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol004/drobizeva.htm (дата обращения 18.08.2011).

60. Дятлов В.И. Внешние миграции и «новые диаспоры» в современной России: криминальный аспект. Альманах Восток. № 3(39). май 2006. Электронный ресурс.: URL: http://www.situation.ru/app/jart1123.htm (дата обращения 24.06.2010).

61. Дятлов В.И. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации. Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2009. 426 с.

62. Жарников А.Е. Москва, сотворение нации // Этносфера. 2003. №1. 189 с.

63. Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В., Флоринская Ю.Ф. Трудовая миграция в Россию: как двигаться дальше. М.: МАКС-Пресс, 2011. 100 с.

64. Зайончковская Ж.А. Как изучали миграцию. Электронный ресурс.: URL: http://www.polit.ru/article/2010/02/17/migration/ (дата обращения 10.04.2010).

65. Зайончковская Ж.А., Тюрюканова Е.В. Миграции без границ. М.: Издательский дом «Адамантъ», 2009. 291 с.

66. Золина М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. №3. С.169-179.

67. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов, (в 2 т.) М.: Рарог, 1992. 272 с.

68. Касавин И.Т. Человек мигрирующий: онтология пути и местности// Вопросы философии 1997. №7. С. 74 84.

69. Касавин И.Т. Миграция Креативность Текст проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1998. 408 с.

70. Кравченко С.А., Романов B.J1. Социология и вызовы современной социокультурной динамики. //Социологические исследования. 2004. №8. С. 3 -11.

71. Кравченко С.А. Сложный социум: востребованность поворотов в социологии // Социологические исследования. 2012. №5. С. 19 29.

72. Кравченко С.А. Становление сложного социума: востребованность новых подходов к его исследованию // Гуманитарий Юга России. 2012. №2. С. 29-45.

73. Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико-мето-дологических подходов // Социологические исследования. 2011. №1. С. 11-18.

74. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Правда, 1990. 639 с.

75. Куда идет Россия? Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т.И. Заславской. М.: Остожье, 1997. 365 с.

76. Кувалдин В.Б. Глобализация, национальное государство и новый миропорядок // Полития. 2002. N 2. С. 37 51.

77. Культурология. Под редакцией Багдасарьян Н.Г. М.: Высшая школа, 2001. 511 с.

78. Лавров П.Л. Философия и социология: Избранные произведения: (в 2т.) М.: Мысль, 1965. 704 с.

79. Лавриненко В. Общество как система. Электронный ресурс.: URL: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/lavr/17.php (дата обращения 18.10.2009).

80. Лебедева Н.М. Социально-психологические закономерности аккультурации этнических групп // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М.Лебедевой. М.: Старый сад, 1997. 317 с.

81. Лебедева М.М. Мировая политика. М.: Аспект Пресс, 2003. 256 с.

82. Левин З.И. Фундаментализм. Хранители Слова и блюстители Духа Откровения. М.: Крафт+-, 2003. 237 с.

83. Левин З.И. Менталитет диаспоры. М.: Крафт+, 2001. 197 с.

84. Левинас Эмманюэль (Levinas Е.) Избранное: Тотальность и бесконечное. СПб.: Универсальная книга, 2000. 416 с.

85. Леонов Ю.С. Межэтнические столкновения в России за 2002-2006 годы. Электронный ресурс.: URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2007/VSFNEW20080 2201453/VSFNEW200802201453p003.htm (дата обращения 08.04.2012).

86. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Электронный ресурс.: URL: http://www.infoliolib.info/psih/leontyev/leont52.html (дата обращения 15.10.2011).

87. Ливенцев H.H., Харламова В.Н. Международная региональная экономическая интеграция // Международные экономические отношения. М.: РОССПЭН, 2001.430 с.

88. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.

89. Макаров B.JI. Становится ли человеческое общество стабильнее? //Вопросы философии Электронный ресурс.: URL: http://vphil.ru/index.php?option=comcontent&task=view&id=184 (дата обращения: 13.10.2011).

90. Макарычев A.C. Регионализм: проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 1991. № 3. С. 50-58. Электронный ресурс.: URL: http://www.ecsocman.edu.rii/ons/msg/282186.html (дата обращения 18.12.2009).

91. Макарычев A.C. Влияние зарубежных концепций на развитие российского регионализма: возможности и пределы заимствования. Электронный ресурс.: URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book/round3.htm (дата обращения 27.10.2010).

92. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. (2-е издание в 50 томах). М.: Политиздат, 1974г.

93. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999. 225 с.

94. Мандевиль Б. Басня о пчелах, или Пороки частных лиц блага для общества. М.: Наука, 2000. 290 с.

95. Мартынов Б.В. О конвергентной системе национального сообщества: контуры обновленной концепции // Общество и экономика. 2004. № 5 -6. С.54-92.

96. Мартынов Б.В. Регион как проект в контексте развития конкурентного федерализма. Материалы международной научной конференции «Федерализм и регионализм: приоритеты XXI века». Электронный ресурс.:

97. URL: http://www.viu-online.ru/rus/science/bulletine/29.html (дата обращения 23.05.2011).

98. Материалисты Древней Греции. Под редакцией М.А. Дынника. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. 239 с.

99. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей Электронный ресурс.: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 15.09.2010).

100. Метелев И.С. Социально-философские аспекты миграции // Власть 2010. №12. С. 95-98.

101. Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов. Электронный ресурс.: URL: http://dvo.sut.ru/libr/soirl/il 19metk/index.htm (дата обращения 22.07.2012).

102. Методология и методы изучения миграционных процессов. Под ред. Жанны Зайончковской, Ирины Молодиковой. Электронный ресурс.: URL: http://www.migrocenter.ru/publ/pdf/metod.pdf (дата обращения 20.11.2010).

103. Минакир П.А. Экономика и пространство (тезисы размышлений) // Пространственная экономика. 2005. N 4. С. 4 26.

104. Моисеев H.H. Судьба цивилизации. Путь Разума. М.: МНЭПУ, 1998. 213 с.

105. Момджян К.Х. Структура социального действия, Электронный ресурс.: URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/momganintroductioninthesocialphilosophy/ 13.aspx. (дата обращения 12.12.2011).

106. Мукомель В.И. Миграционная политика России. М.: Институт социологии РАН, 2005. 193 с.

107. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. Электронный ресурс.: URL: http://www.truemoral.ru/nazogl.html (дата обращения 15.10.2011).

108. Назарова Л.А. Политические системы: Опыт функционирования (на примере отдельных стран мира). Калининград: КГТУ, 2008. 98 с.

109. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория основные понятия, цели и задачи региональной политики. Электронный ресурс.: URL: http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Nikolaeva/c40.html (дата обращения 18.10.2010).

110. Новейший философский словарь. Электронный ресурс.: URL: http://slovari.yandex.ru/dict/phildict/ (дата обращения 20.05.2010).

111. Новая философская энциклопедия (в 4 т.). М. МЫСЛЬ, 2000.

112. Огий О.Г. Безопасность в системе социологического знания // Вестник Томского государственного университета «Социология и философия». Электронный ресурс.: URL: http://www.khstu.ru/vestnik/articles/521.pdf (дата обращения 15.08.2011).

113. Орлов C.B., Дмитренко H.A. Человек и его потребности. Электронный ресурс.: URL: http://www.piter.com/attachment.php (дата обращения 07.06.2010).

114. Оруджев, З.М., Кузнецова Т.В. Культура и цивилизация // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2007. № 4. С. 50 67.

115. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. Электронный ресурс.: URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/26.html (дата обращения 29.09.2011).

116. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.

117. Парсонс, Т. (Parsons Talcott). Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. 272 с.

118. Петров В.Н. Социальные функции миграций населения в российском обществе: некоторые проблемы теоретико-методологического анализа региональных различий. Электронный ресурс.: URL: http://lib.socio.msu.ru/ (дата обращения 17.03.2010).

119. Платонов Ю.Л. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение). СПб.: СПбГУ, 2000. 432 с.

120. Преображенская Н.М. Философские аспекты миграционных процессов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. №5. С. 76 -90.

121. Плутарх. Александр и Цезарь. Избранные жизнеописания, (в 2 т.). М.: Правда. 1987. Электронный ресурс.: URL: http://lib.ru/POEEAST/PLUTARH/plutarkhl2.txt (дата обращения 20.12.2010).

122. Радовель М.Р. Системно-ценностный контекст межэтнических отношений: актуальные проблемы его анализа. Электронный ресурс.: URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/radovelsistemno/ (дата обращения 13.06.2010).

123. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М.: Россия молодая, 1992. 365 с.

124. Реймерс Н.Ф. Большие качели. Научно-техническая революция и биосфера. М.: Знание, 1973. 95 с.

125. Реймерс Н.Ф. Энергия, биосфера, человек. М.: Научный центр биологических исследований, 1981. 19 с.

126. Российская Социологическая Энциклопедия. Электронный ресурс.: URL: http://voluntary.ru/dictionary/619/word/region. (дата обращения 15.05.2010).

127. Рыбаковский JI.JI. Миграция населения (вопросы теории) факторы миграции населения и их классификации. Электронный ресурс.: URL: http://www.rybakovsky.ru/migracia2u.html (дата обращения 12.01.2011).

128. Рыбаковский JI.JI. Оценка возможных и необходимых масштабов привлечения иммигрантов в Россию. Электронный ресурс.: URL: http://rybakovsky.ru/migracia.html (дата обращения 10.02.2011).

129. Рыбаковский JI.JI. Миграция населения (вопросы теории). Электронный ресурс.: URL: http://rybakovsky.ru/migracia2.html. (дата обращения 18.05.2009).

130. Рябов В.В. Политология на российском фоне. М. : Луч, 1993. 425 с.

131. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора. Электронный ресурс.: URL: http://scepsis.net/library/id160.html (дата обращения 09.10.2011).

132. Симонян Р.Х. Концепция мезоуровня применительно к региону. // Социс. 2010. № 5. С.57 64.

133. Смирнов A.C. Изучение жизненных планов потенциальных эмигрантов. // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». 20.04.2001. Караганда: Карагандинский государственный университет, 2001. 253 с.

134. Соколов К.Б. Особенности межкультурного взаимодействия в условиях глобализации культуры. Электронный ресурс.: URL: http://isiksp.ru/library/sokolovkb/sokolov-000001 .html (дата обращения 21.12.2009).

135. Соколов C.B., Ванян А.Б. О состоянии и некоторых проблемах борьбы МВД государств-участников СНГ с незаконной миграцией // Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза. Ростов на Дону: Терра, 2003. 156 с.

136. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 543 с.

137. Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде. Электронный ресурс.: URL: http://bibliofond.ru/view.aspx7icM04442 (дата обращения 10.05.2009).

138. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 Электронный ресурс.: URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения 05.11.2010).

139. Стрежнева М.В. ЕС и СНГ: сравнительный анализ институтов. М. 1999. 115 с.

140. Суслова JI.A. Философия И. Канта (Методологический анализ). М.: Высшая школа, 1988. 224 с.

141. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. Электронный ресурс.: URL: http://www.valerytishkov.ru/ (дата обращения 15.02.2011).

142. Тишков В.А. И русский, и российский. // Вестник российской нации 2009. №2 (4). С. 85 97.

143. Тишков В.А., Малькова В.К. Культура и пространство. Электронный ресурс.: URL: http://www.valerytishkov.ru/ (дата обращения 13.09.2010).

144. Тишков В.А. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа. Электронный ресурс.: URL: http://www.valerytishkov.ru/ (дата обращения 13.09.2010).

145. Тишков В.А. Реквием по этносу: исследования по социально-культурной антропологии. Электронный ресурс.: URL: http://www.valerytishkov.ru/ (дата обращения 25.05.2010). .

146. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. М.: Рольф, 2001. 640 с.

147. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 2010. 784 с.

148. Тощенко Ж.Т. Этнократия: история и современность (социологические очерки). М.: Академия, 2003. 290 с.

149. Трансформация социальной структуры и стратификация российского сообщества. М.: Институт социологии РАН, 1998г. 581 с.

150. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве. // Под ред. JI.JI. Рыбаковского. М.: Academia, 2009. 428 с.

151. Тюрюканова Е.В. Управление трудовой миграцией: долгосрочные тенденции и оперативные решения// Миграция в современной России: состояние, проблемы, тенденции: Сборник научных статей. М.: ФМС России, 2009. 386 с.

152. Устюгова E.H. Глобализация и культура: исторический контекст. Электронный ресурс.: URL: http://www.academyrh.info/html/ref/20051205.htm (дата обращения 11.01.2011).

153. Уолцер М. (Walzer M.) О терпимости. Перевод с английского И.Мюрнберг. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.

154. Уцумиев У.М. Специфика и механизмы социального познания общественной динамики: деятельностный подход // Серия Гуманитарные науки. Северо-Кавказский государственный технический университет. http://www.ncstu.ru. (дата обращения 22.04.2010).

155. Филатов A.C. Россия в изменяющемся мире: социокультурные импульсы и цивилизационные ориентиры. Электронный ресурс.: URL: http://anthropology.ru/ru/texts/filatov/russia.html (дата обращения 26.06.2010).

156. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. М.: ACT, 2004. 635 с.169.

157. Херсковиц М. Культурный релятивизм и культурные ценности. Электронный ресурс.: URL: http://www.members.tripod.com/~russiantextbook/topics/relativism.html (дата обращения 15.12.2011).

158. Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. М.: Праксис. 2004. 314 с.

159. Хьюз Э. Работа и досуг. // Американская социология. М. Прогресс, 1972. 115 с.

160. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества (вычисления и таблицы) // Горе и гений. М.: Память, 1992. 32 с.

161. Чешков М.А. Идея развития: необходимость и возможность реинтерпретации // Общественные науки и современность. 2004. №5. С. 130 -140.

162. Шабров О.Ф. Оптимизация межнациональных отношений как фактор местного самоуправления. // Материалы международной конференции. Омск: Омский государственный университет, 2008. 228 с.

163. Шамилева, Р.К. Проблема справедливости в контексте интересов и потребностей // Социально-гуманитарные знания. 2008. №6. С. 84 90.

164. Шапко И.В. Социальное взаимодействие и социальные общности. Электронный ресурс.: URL: http://socio.uspu.ru/images/stories/life/abiturient/zaochschool/SOC2.pdf (дата обращения 15.02.2012).

165. Шаров К.С. Конструктивисткая парадигма в изучении национализма и национальных вопросов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. №1. С.59-72.

166. Щеголькова Е.Ю. Общее и особенное в межэтнических установках граждан в российских регионах с доминирующим русским населением. Электронный ресурс.: URL: http://www.etnosocium.ru/index.php?action=page&id=165 (дата обращения 19.11.2009).

167. Щедрина О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 67 -75.

168. Щедровицкий Г.П. К характеристике категориальных определений деятельности. Электронный ресурс.: URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/ras/43/ (дата обращения 09.04.2011).

169. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М.: НП «III Тысячелетие», 2001. С. 15 94.

170. Шпак Л.Л. Социокультурная адаптация в советском обществе, Красноярск: Красноярский государственный университет, 1991. 220 с.

171. Шпенглер О. Закат Европы. Электронный ресурс. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Speng/intro2.php (дата обращения 15.06.2012);185.

172. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.416 с.

173. Шуман Р. За Европу. М.: Московская школа политических исследований, 2002. 95 с.

174. Энциклопедия «История философии». Электронный ресурс.: URL: http://slovari.yandex.ru/dict/hystoryofphilosophy/ (дата обращения 10.10.2009).

175. Энциклопедия социологии. Электронный ресурс.: URL: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology/ (дата обращения 20.10.2009).

176. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик: «Эль-Фа», 1999. 115 с.

177. Юдина Т.Н. Социология миграции. М: Академический Проект, 2006. 272 с.

178. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М. Дашков К, 2003. 399 с.

179. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. Москва, РГСУ, Академический проект, 2007. 472 с.

180. Юдина Т.Н. Миграция и формирование этнических меньшинств. Электронный ресурс.: URL: http://www.migrocenter.ru/publ/konfer/kavkaz/mkavkaz066.php (дата обращения 10.05.2010).

181. Южанин М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу // Социс. 2007. № 5. С.71-78.

182. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества // Россия реформирующаяся. М.: Academia, 2002. 356 с.

183. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб.: Интерсоцис, 2009. 138 с.

184. Ядов В.А. В поисках теории российской цивилизации. М.: Новый хронограф, 2009. 309 с.

185. Ядов В.А. К вопросу о национальных особенностях модернизации российского общества Электронный ресурс. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1736 (дата обращения 12.10.2012).

186. Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М. Academia, 2003. 117 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.