Регионализм как принцип интерпретации русской культуры Сибири второй половины XIX - начала XX в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ускова, Марина Александровна

  • Ускова, Марина Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 157
Ускова, Марина Александровна. Регионализм как принцип интерпретации русской культуры Сибири второй половины XIX - начала XX в.: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кемерово. 2006. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ускова, Марина Александровна

Введение.

Глава I. Исследование регионализма: методологический, соци-ф ально-культурный и исторический аспекты.

1.1. Культурно-ландшафтный подход - методология исследования регионализма.

1.2. Регионализм как социально-культурное явление и принцип интерпретации культуры.

1.3. Историко-культурные основания регионализма в России.

Глава II. Опыт интерпретации русской культуры Сибири вто

• рой половины XIX - начала XX в. на основе регионализма.

2.1. Сибирский культурный ландшафт второй половины XIX начала XX в.

2.2. Сибирское областничество как опыт самосознания Сибири t 2.3. Культура Сибири как региональный тип русской культуры

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Регионализм как принцип интерпретации русской культуры Сибири второй половины XIX - начала XX в.»

Актуальность темы исследования. Распад в конце ХХ-го столетия единого советского государства определил новый вектор культурно-цивили-зационного движения России - активное самоопределение регионов, масштабную регионализацию социально-культурного бытия россиян. Наиболее ярко эти процессы выражены в Сибири и на Северном Кавказе, где этноре-гиональный фактор традиционно является одним из доминирующих в жизни общества.

Вместе с тем, регионализация социально-культурной жизни России разворачивается в контексте усиления регионального фактора в общепланетарном масштабе. Региональные противоречия обостряются в достаточно благополучных государствах планеты - Квебек в Канаде, Каталония в Испании, Фландрия в Бельгии и так далее. Эти движения не ограничены, как ранее, только требованиями национального, религиозного и экономического характера, а развиваются с целью утверждения традиционных ценностей и принципов историко-культурного самоопределения.

Усиление региональной тенденции происходит параллельно с расширением мировых глобализационных процессов, что все чаще побуждает ученых говорить о современной цивилизационной революции. Суть ее в том, что развитие современного общества формируется разнонаправленными тенденциями — глобальной и региональной, которые и будут определять будущее человечества на протяжении длительного периода времени.

На ментальном уровне глобализация предстает как интенция человечества на усиление единства, и в этом смысле она имеет многовековую историю. Развитие информационных технологий перевело процесс глобализации из философской плоскости в осязаемую реальность, сформировав новое информационное сообщество. Одновременно глобализация предстает как универсализация жизни разных групп людей и унификация культуры. В частности, таких ее проявлений как унификация языковых пространств (английский язык), политических пространств (демократия как единственная форма самоорганизации общества), правовых пространств (международные стандарты, правовое государство), информационных пространств (массмедиа, Интернет), культурных пространств (вестернизация культуры, поп-культура).

В условиях унификации другая инварианта развития человечества сегодня реально представлена кризисом идентичности, то есть способности людей к самоидентификации в качестве представителей этнонациональных и региональных сообществ, государственных образований. В качестве охранительной тенденции в условиях возрастающей унификации усиливается регионализм, ориентированный на определенное территориальное сообщество как действующего социального субъекта. Источником активности данного субъекта выступает коллективное самосознание - осмысление себя культурной общностью людей в конкретном географическом пространстве, по ряду параметров отличающихся от других аналогичных общностей, проживающих за пределами данного пространства.

Таким образом, первое обстоятельство, определяющее актуальность темы данного исследования, обусловлено необходимостью соответствующего культурологического осмысления процессов регионального самоопределения как части общих социальных трансформаций современности.

Во-вторых, регионализм, основанный на культурно-ландшафтном подходе и взятый в нашем исследовании в качестве методологического принципа, позволяет исследовать культуру с позиций региональной аналитики. В силу динамичности и полисемантичности культурного ландшафта при таком подходе удается избежать излишне жесткой детерминированности культуры географическими и этническими факторами. Кроме того, применение регионализма в качестве принципа осмысления культуры позволяет представить культуру Сибирского региона как региональный тип русской культуры через диалектику части и целого.

Наконец, актуальность настоящей работы обусловлена настоятельностью содержательных проблем, встающих перед культурологией ввиду активного расширения ее предметного поля, требующих своего решения. В частности, это касается таких проблем как уровни культурологического знания, методологическое размежевание с другими гуманитарными и социальными науками, поиск адекватных методов исследования такого специфического объекта как региональные культуры и др.

Степень разработанности проблемы. Анализируя степень научной разработанности проблемы в историческом и междисциплинарном плане можно выделить два направления, первое их которых - изучение принципа регионализма как такового, а второе — исследование культуры Сибири и ее региональных особенностей.

Различные аспекты темы регионализма становились предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых и философов, начиная с античных времен. Фундаментальная идея регионализма о влиянии географической среды на общественное устройство и жизненный уклад людей высказывалась еще Гиппократом, Геродотом, Полибием, позднее — Ш. JL Монтескье, А. Тюрго, И. Г. Гердерем, Г. Т. Боклем. Последовательное продолжение эта тема нашла в трудах русских историков В.О. Ключевского и С. М. Соловьева. Русский ученый Л.И. Мечников разработал историко-социологическую концепцию о влиянии географической среды на социальную жизнь, выделив трехчленную формулу географического развития: речной, морской и океанический периоды, которые характеризуют эволюцию человечества. Основным двигателем истории Л.И. Мечников считал географический фактор, но, в отличие от классических географических детерминистов, этот фактор действует у него посредством труда. Во второй половине XIX - XX столетиях Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером и А.Тойнби разрабатывались теоретические концепции пространственно-временной локализации феноменов культуры. В их работах культурно-исторические типы - Н. Я. Данилевский), культуры и цивилизации - О. Шпенглер), культуры - А. Тойнби) представлены как отдельные культурные миры, имеющие свое географическое измерение.

Однако свое систематическое осмысление данная тематика получила с обозначением понятия ландшафта на рубеже XIX - XX веков в период сближения истории с географией. В значительной степени этому способствовало появление «Атласа истории и географии» Видаля де ла Блаша. В России в русле исторической географии теме комплексной истории ландшафта в связи с историей человека в том или ином ландшафте были посвящены исследования Н. П. Барсова, М. К. Любавского, С. М. Середонина, А. А. Спицина.

В евразийстве разрабатывался подход, согласно которому связи культуры, этнографии и географии носят органический характер, и для обозначения этой внутренней связи жизни человека с природным ландшафтом одним из идеологов евразийства П. Н. Савицким был сформулирован и введен в научный оборот термин «месторазвитие». Практическое применение эта концепция нашла в трудах другого представителя евразийства Г.В. Вернадского при изложении русской истории. В этот же период идеи о связи строения души народа и географии становились предметом научных размышлений другого русского философа Н. А. Бердяева.

В начале 20-х годов XX веков российский географ J1. С. Берг включил в понятие ландшафта деятельность человека. Зарождавшаяся в этот период на Западе культурная география, благодаря своему родоначальнику К. Зауэру, сделала «культурный ландшафт» не только базовым элементом своей теории, но и предметом исследования различных научных концепций вплоть до нашего времени. С тех пор это понятие включает в себя проживающих здесь людей, их этнокультурные и религиозные особенности, быт, традиции, способ хозяйствования.

Значительные заслуги в научной разработке понятий этнос и ландшафт принадлежат J1.H. Гумилеву рассматривающему этнос как оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта. В настоящее время исследованию культурного ландшафта посвящены работы российских ученых Р.Ф. Туровского и Ю.А. Веденина, он также является одним из фундаментальных понятий и в социоестественной истории Э. С. Кульпина.

Все обозначенные выше исследования ценны тем, что разрабатывают основное положение регионального подхода о взаимосвязи географической среды, человека и культуры, и вводят базовое понятие культурного ландшафта. Вместе с тем, это лишь фундамент для дальнейшей теоретической разработки регионализма как сложного социально-культурного явления.

На изучение регионализма в аспекте политического устройства государства направлены работы евразийца Н.Н. Алексеева, а также современных исследователей Р. Г. Абдулатипова, Л. Ф. Болтенко, Ю. Ф. Ярова, В. В. Алексеева, А. Н. Аринина, Г. В. Марченко.

Непосредственно регионализму посвящены исследования санкт-петербургских ученых А. С. Герда и Г. С. Лебедева. Ими была предложена новая комплексная синтезирующая дисциплина - регионалистика и введено понятие историко-культурной зоны в качестве операциональной единицы ее теоретико-методологического аппарата.

Особый подход к проблеме регионализма представлен в работах В.Л. Каганского, наиболее близкий нам в методологическом плане. Его региональный анализ интерпретирован как работа с культурным ландшафтом, а регион представлен как текст, который сам себя пишет.

Теме изучения особенностей региональной истории, материальной и духовной культуры Сибири посвящено множество работ как исследователей дореволюционного и советского периодов, так и современных ученых - Д.Г. Мессершмидта, Г. Ф. Миллера, С. П. Крашенинникова и др.

Взаимосвязь хозяйственного освоения Сибири с развитием культуры русского населения описана русским историком П. А. Словцовым. Большая группа авторов середины и второй половины XIX века обращается к характеристике русских старожилов, их культурно-бытового уклада - А. П. Щапов, Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, Н. С. Щукин, Д. А. Клеменц, Г. Г. Пей-зын. Историком П.М. Головачевым введено понятие «сибирский характер».

В отечественной историографии тема изучения региональных особенностей культуры Сибири в советский и современный периоды постоянно освещается с начала 1970-х годов. С. В. Бахрушин исследовал вопросы социальной психологии сибиряков; В. А. Александров и А.А. Лебедева - демографические проблемы формирования старожильческого населения и его антропологические особенности; Ф. Ф. Болонев, М. М. Громыко, Н. А. Миненко, А. А. Люцидарская, Т. С. Мамсик - особенности культурно-бытового уклада русских Сибири в контексте социально-экономических, демографических, культурных и языковых процессов в регионе; Л. А. Ильина и А. И. Федоров -лингвистические особенности сибиряков; Б. И. Оглы, Е. А. Ащепков - особенности региональной архитектуры и народного зодчества. Конкретным исследованиям, главным образом жилого комплекса, костюма, системы питания, в разных районах Сибири посвящены работы П.Е. Бардиной, В. П. Ли-пинской, Л. М. Русаковой, О. Н. Шелегиной.

Историографический обзор дает возможность утверждать, что несмотря на обширность имеющегося фактологического материала по данной теме, формирование целостного представления о культуре Сибири с точки зрения ее региональной специфики - задача еще не решенная. Вместе с тем, широта предметного поля культурологии и ее собственные методологические установки в изучении культуры не только делают возможным, но и выявляют настоятельную необходимость представить один из самобытных региональных типов русской культуры - культуру Сибири целостно, что предполагает поиск и обоснование наиболее адекватного метода ее исследования.

Проблема настоящего исследования заключается в том, что многообразные сведения об истории и культуре Сибири, исторический опыт ее самосознания не концептуализированы в настоящее время в рамках формирующегося культурологического знания. Возникает необходимость связать разнородные данные сибиреведения в едином герменевтико-семантическом ключе, - с тем, чтобы интуитивно ясное представление о Сибири как особом природном и культурном мире обрело концептуальное основание в русле культурологически интерпретируемой регионалистики.

Хронологические рамки работы ограничены второй половиной XIX -началом XX столетий. Это обстоятельство обусловлено завершением образования сибирского субэтноса - старожилов, со своими языковыми и культурно-бытовыми особенностями, началом формирования сибирской интеллигенции вследствие общей либерализации в стране, а также появлением в этот период осмысленных региональных движений. Индустриальная модернизация Сибири с 1920-х гг. нарушила сложившийся уклад и трансформировала традиционное сознание старожилов. Кроме того, известные события внутриполитической истории России к 30-м годам XX века на время приглушили региональную активность.

Объект исследования - русская культура Сибири второй половины XIX - начала XX века.

Предмет исследования - особенности русской культуры Сибири, представленной в качестве регионального типа русской культуры как таковой.

Цель диссертационного исследования заключается в применении регионализма как методологического принципа осмысления культуры Сибири второй половины XIX - начала XX в.

Задачи исследования. Для реализации данной цели определен следующий круг задач исследования:

1. Исследовать концепцию культурного ландшафта в качестве методологического основания для регионального анализа.

2. Проанализировать с применением культурно-ландшафтного подхода сущность регионализма как социально-культурного явления.

3. Обосновать герменевтику в качестве методологии исследования региональной культуры.

4. Выявить историко-культурные основания и закономерности регионализации в России второй половины XIX - начала XX в.

5. Описать культурный ландшафт Сибири второй половины XIX - начала XX в., выявив природно-климатическую, этнографическую, антропологическую, лингвистическую и культурно-бытовую специфику региона.

6. Исследовать сибирское областничество как опыт самосознания Сибири, проявившегося во всех сферах общественной жизни регионального сообщества.

7. Выявить основные символы культуры Сибири второй половины XIX - начала XX века, позволяющие дать целостное представление о ней как о региональном типе русской культуры.

Методологическая основа диссертационного исследования заключается в следующем. Базовым в исследовании регионализма как социально-культурного явления стали общие теоретико-методологические принципы регионального анализа, сформулированные в работах В. J1. Каганского и культурно-ландшафтный подход, широко применяемый в культурной географии, социоестественной истории, современной регионалистике. В качестве методологии исследования региональной культуры использованы концептуальные установки П. Рикёра, трактовавшего герменевтику прежде всего как интерпретацию символов и их метафорического выражения в культурных текстах. В процессе работы также были использованы сравнительно-исторический, историко-типологический методы научного познания, а также элементы системного подхода.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Обоснована возможность использования понятия культурного ландшафта в качестве методологического средства для регионального анализа, а также герменевтики в качестве конкретной методологии исследования региональной культуры.

2. Установлена взаимосвязь между понятиями культурного ландшафта и региона, позволяющая содержательно интерпретировать сущность регионализма как социально-культурного явления и принципа осмысления культуры. Соответственно, она проявляется как реализация права субъектности региона во всех сферах социальной практики и изучение культуры во взаимосвязи с особенностями ее пространства, понимаемого в смысле региона - территориальной, природной и культурной целостности.

10

3. Выявлены историко-культурные основания регионализма в России, обусловленные существованием империи в условиях воздействия мегафакто-ров - колонизации, централизации, особой культурной и цивилизационной миссии России, и макрофакторов, то есть факторов внутреннего характера -многонациональное™, поликультурности, природно-географического разнообразия и огромной территориальной протяженности.

4. Интерпретирован культурный ландшафт Сибири второй половины XIX - начала XX в. как совокупность основных системообразующих факторов: природно-географических, этнографических и языковых особенностей, локальных культурных традиций и ценностных ориентаций населения Сибири.

5. Проанализирован феномен сибирского областничества как опыт самосознания региона, основными чертами которого являлись местный патриотизм, общественно-политическая активность, пассионарность, просветительство и культурное подвижничество.

6. Раскрыт методологический потенциал категории символа в исследовании региональной культуры и выявлены основные семантические элементы комплексов, значимых для понимания культуры Сибири как регионального типа русской культуры: колония, Томский университет, Московско-Сибирский тракт, ссылка, золото, старожильчество, областничество и др.

Положения, выносимые на защиту.

1. Методологическое значение концепции культурного ландшафта состоит в том, что, являясь социально-культурной категорий и включая в себя одновременно представления о территории как природной составляющей и о культуре как «второй природе», - совокупности артефактов, оно может выступать как эффективное, операциональное средство для регионального анализа.

2. Категория «регион» в культурологии содержательно раскрывается в конкретном культурном ландшафте и формируется в ходе его самоопределения через механизм регионального самосознания. Как социально-культурное явление регионализм, соответственно, представляет собой обретение регионом статуса субъекта социальной практики. Регионализм как принцип осмысления культуры связывает типы культуры с особенностями ее пространства, понимаемого в смысле региона - территориально-природной и культурной целостности. Поскольку всякий регион как сложившийся культурный ландшафт является неким культурным текстом, он может быть прочитан и интерпретирован в русле герменевтической традиции.

3. Культурно-историческое развитие Российского государства показало, что регионализм внутренне присущ России, вследствие чего он может быть использован как принцип осмысления особенностей русской культуры.

4. Характерные природно-географические, этнографические и языковые особенности, локальные культурные традиции и ценностные ориентации населения Сибири второй половины XIX - начала XX в. свидетельствуют в пользу сформированности специфического регионального культурного ландшафта. Здесь сложилась особая региональная общность, особый этнографический тип, получивший самоназвание сибирских старожилов. Их быт и культура характеризовались как преемственностью общерусских традиций, так и региональными особенностями.

5. Сибирское областничество должно рассматриваться не только как крупнейшее региональное движение в истории России, но и как опыт регионального самосознания сибиряков, проявившийся во всех сферах общественной жизни. Идеологическая концепция областников, формирование местной журналистики и беллетристики, научное изучение Сибири, основание первого сибирского университета — центра культурного преобразования региона и празднование дня Сибири подтверждают наличие развитого регионального самосознания.

6. Герменевтическое прочтение сибирского ландшафта через основные символы культуры Сибири второй половины XIX — начала XX века - колония, Томский университет, Московско-Сибирский тракт, ссылка, золото, старожильчество, областничество - позволяет зафиксировать целостность и уникальность Сибири как особого регионального типа русской культуры.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается, прежде всего, в методологическом характере исследования, дополнившем категориальный аппарат культурологии дальнейшей разработкой принципа культурно-ландшафтного подхода, основ региональной аналитики и герменевтического анализа. Осуществленная посредством выявления основных символов интерпретация русской культуры Сибири второй половины XIX - начала XX века является тем новым подходом в изучении культуры Сибири, который позволяет отвлечься от предметных границ конкретных наук и представить ее в парадигме современного культурологического знания как знания интегративного типа, элементами которого выступают история, география, этнография, лингвистика.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты диссертации могут быть полезны при разработке проблем методологии исследования культуры. Значимым представляется практическое приложение результатов исследования регионализма в современной культурной политике, в том числе в таких ее областях как планирование и управление. Основные выводы и положения диссертационного исследования могут составить необходимую методологическую основу разработки региональных программ в сибирских регионах. Кроме того, материалы диссертации и выводы могут быть использованы в преподавании курсов региональной истории, спецкурсов по культурологии. Содержание и проблематика диссертации явились теоретической основой для разработки областной целевой программы «Культура Томского края» на период до 2005 года, а также использованы в работе со слушателями курсов Томского областного института повышения квалификации работников культуры, искусства и туризма.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы отражены в ряде выступлений на научно-практических конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Время культуры и культурное пространство» (Москва, 2000), международной четвертой научно-учебно-практической конференции «Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий» (Томск, 2002), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования» (Челябинск, 2001), III всероссийской конференции «Культура как способ бытия человека в мире» (Томск, 2001), межрегиональном семинаре «Охрана и реставрация культурного наследия Сибири» (Томск, 2002).

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре культурологии и искусствознания Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 161 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ускова, Марина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе регионализм предложен и обоснован как новый методологический принцип интерпретации русской культуры Сибири, выявлены и показаны главные символы культурного ландшафта Сибири, позволяющие представить культуру региона второй половины XIX - начала XX века как региональный тип общерусской культуры. Выполнив данное исследование, а именно рассмотрев методологический, социально-культурный и исторический аспекты проблемы регионализма, и интерпретировав на этой основе культуру Сибири, можно заключить следующее:

Земля в пределах ойкумены предстает совокупностью культурных ландшафтов, включающих в свою структуру природно-географические компоненты и весь спектр материальных и духовно-интеллектуальных компонентов культуры. Человек является частью культурного ландшафта, который он в процессе своей жизнедеятельности осваивает утилитарно и семантически. Такое понимание ландшафта, данное нам парадигмой культурной географии, позволяет перевести ландшафт из физико-географической в социально-культурную категорию. Данный перевод, обеспеченный исторической эволюцией научных представлений о ландшафте, имеет важное методологическое значение, так как позволяет связать вместе территорию, природу и культуру. Тем самым создается методологическая база для регионального анализа с использованием понятия культурного ландшафта в качестве операциональной единицы этого анализа.

Регион как часть ойкумены укоренен в конкретном культурном ландшафте и в этом смысле представляет собой территориально-культурную целостность - общность людей, связанных проживанием в локализованном пространстве, в конкретных природных условиях. В определенном смысле культурный ландшафт и регион могут отождествляться, именно как территориально-культурная общность, но в отличие от ландшафта регион формируется в ходе самоопределения. Этот процесс осуществляется через механизм регионального самосознания, понимаемого как переживание социальной значимости и активности своей общности. В этой связи регионализм предстает как утверждение региона в качестве самостоятельного субъекта социальной практики. Как принцип интерпретации культуры регионализм связывает типы культуры с особенностями ее пространства, понимаемого в смысле региона - территориально-природной и культурной целостности и становится возможным в рамках герменевтического подхода, интерпретирующего ландшафт как культурный текст. Последующий анализ в заданном методологическом контексте понятий культуры и культурного текста позволил ввести и обосновать в качестве категории исследования понятие символа. Отсюда задача исследования региональной культуры состоит в выявлении и интерпретации символов, обозначающих смысл проживания людей в том или ином ландшафте.

Историко-культурный анализ проблемы регионализма показал, что регионализм внутренне присущ России и вследствие этого может быть использован как принцип осмысления культуры. Формирование регионализма в России было обусловлено существованием империи под воздействием макрофакторов: многонациональное™, поликультурности, природно-геогра-фического разнообразия и огромной территориальной протяженности и ме-гафакторов: колонизации как основы русской истории, сводящей в единое культурно-географическое пространство разные культурные ландшафты; централизации как основы российского государственного строя; культурной задачи России, заключающейся в объединении разных народов евразийского континента в единый культурно-географический мир с сохранением их национально-культурного своеобразия и самоидентичности.

Последовательное описание основных системообразующих факторов формирования культурного ландшафта, в числе которых природно-географические, этнографические и языковые особенности, локальные культурные традиции и ценностные ориентации, применительно к Сибири второй половины XIX - начала XX века, позволило признать ее сложившимся культурным ландшафтом. В результате переселенческого движения русских из европейской части России в Сибирь, межэтнических контактов и приспособления к суровым условиям осваиваемого края здесь сложился особый этнографический тип или субэтническая группа русского этноса. Она обрела свое самоназвание сибирских старожилов. Материальная культура, язык, традиции бытовой культуры и ценностные ориентации сибирских старожилов отличались от общерусских специфическими региональными особенностями.

Сибирского областничество - крупнейшее региональное движение в истории России - было обеспечено формированием самосознания регионального сообщества. Его основными чертами являлись местный патриотизм, общественно-политическая активность, пассионарность, просветительство и культурное подвижничество. К числу признаков, свидетельствующих в пользу сформированности регионального самосознания, относятся: формирование местной журналистики и беллетристики, расширение научного интереса к изучению региона, основание университета как центра интеллектуального и культурного преобразования сибирского пространства, регулярное празднование дня Сибири, выразившее осознанную сибиряками региональную культурную общность.

Проведенный анализ идеологической концепции сибирских областников, поставивших в центр общественного обсуждения актуальные вопросы сибирской действительности, позволяет рассматривать областничество как опыт регионального самосознание сибиряков, проявившийся во всех сферах общественной жизни.

Введение понятия символа как категории постижения смысла культуры позволило исследовать основные символы культурного ландшафта Сибири второй половины XIX - начала XX века и через них представить культуру региона этого периода как региональный тип русской культуры. Основываясь на личном опыте герменевтического чтения сибирского ландшафта, в который автор включен ценностно, когнитивно и в смысле самоидентификации, обозначены семь основных символов: колония, Томский университет,

Московско-Сибирский тракт, ссылка, золото, старожильчество, областничество. Осуществлена попытка раскрыть содержание и закрепить смысловое значение этих символов для понимания культуры Сибири как регионального типа русской культуры.

Подводя итог вышесказанному можно надеяться, что в данной работе через последовательное решение исследовательских задач достигнута основная цель исследования: в русле культурно-ландшафтного подхода обосновать регионализм в качестве принципа осмысления культуры, и на этой основе интерпретировать культуру Сибири второй половины XIX - начала XX века как региональный тип русской культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ускова, Марина Александровна, 2006 год

1. Абдулатипов Р.Г., Болтенко Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. Книга первая. М.: Республика, 1992. — 383 с.

2. Абдуллин А.Р. Культура и символ. Уфа: Гилем, 1997. - 158 с.

3. Абдуллин А.Р. Философская герменевтика: исходные принципы и онтологические основания. — Уфа: Изд-во Башкирского университета, 2000. 60 с.

4. Аблажей A.M. Межкультурные взаимодействия. Методологический анализ в контексте проблемы этнической самоидентификации // Гуманитарные науки в Сибири. — 2001. № 1. - С. 72-74.

5. Аблажей Н.Н. С Россией или без: Сибирское областничество в эмиграции // Сибирь в геополитическом пространстве XXI века: (Сборник статей). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1998.-С. 213-230.

6. Аванесова Г.А. Социкультурная динамика населения Сибири в рамках Российского государства // Цивилизации и культуры. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М.: Изд-во Института востоковедения, 1995. Вып.2. - С. 9-25.

7. Алексеев В.В. Региональные проблемы России: от централизации к децентрализации // Сибирь в геополитическом пространстве XXI века: (Сборник статей). Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1998. - С. 77-89.

8. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. - 640 с.

9. Ю.Алексеев Н.Н. Советский федерализм // Мир России Евразия. Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 154-176.

10. Аманжолова Д.М. Сибирское областничество (1905-1919гг.) // История: Приложение к газете «Первое сентября» 1997. - № 31. - С. 12-15.

11. Андреева Е.А. Езда по большому Сибирскому тракту в XIX в. Дорожные впечатления современников // Труды Томского областного краеведческого музея: (Сборник статей). Томск: Изд-во Томского университета, 2002. - С. 22 - 29.

12. Антипова А.В. Вмещающий ландшафт // Ландшафт и этнос. Серия «Социоестественная природа. Генезис природы и общества в России» / Под ред. Э.С. Кульпина. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. -Вып. XIII.-С. 15-34.

13. М.Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества. М.: Мысль, 1982.-336 с.

14. Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления Российского федерализма. М.: Интелтех, 1999. - 233 с.

15. Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск: Изд-во Томского университета, 1995. - 224 с.

16. Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М.: Республика, 1992. - С. 296-312.

17. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. - 224 с.

18. Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993. - 367 с.

19. Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-475 с.

20. Билз P.JI. Аккультурация // Антология исследований культуры. Т.1: Интерпретации культуры. СПб: Университетская книга, 1997. - С. 348-370.

21. Блинов Н.В. К общественному движению в Сибири // Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895 1917 гг. - Томск: Изд-во Томского университета, 1995. - Вып. 2. - С. 3-23.

22. Блинова А.И. О лексике ямского промысла в говорах Томской области // Труды Томского университета. Томск: Изд-во Томского университета, 1960. - Т. 138: Пятая науч. конф., посвященная 350-летию города Томска. Секция языкознания. - С. 35-45.

23. Боровикова Р.И. Типологические черты художественной культуры Сибири // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1999. -Вып. 1: Культурный космос Евразии. - С. 137-141.

24. Брегадзе А.А. Специфический метод познания человека. Понимание // Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -С. 21-31.

25. Буровский A.M. Этнос и культура космопланетарный фактор формирования антропогеосферы // Этнос и культура: (Материалы конференции). - СПб.: Европейский дом, 1999. - С. 5-13.

26. Витте С.Ю. По поводу непреложности законов государственной жизни // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. М.: Наука, 1994. - 4.1. - С. 308-311.

27. Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. М.: Наука, 1994. - Ч.Н. - С. 193199.

28. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 369 с.

29. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.-704 с.

30. Гернего Д.Г. Социокультурная адаптация казачества к региональным условиям новой среды обитания // Наука о культуре: Итоги и перспективы. М.: РГБ, 2002. - Вып. 1. - С. 24 - 47.

31. Горин Д.Г. Локальные культуры и динамика российской цивилизации // Наука о культуре: Итоги и перспективы. М.: РГБ, 2002. - Вып. 1. - С. 3-24.

32. Горюшкин Л.М. Дело об отделении Сибири от России // Отечество: Краеведческий альманах. М.: Отечество, 1995. - Вып. 6. - С. 66-84.

33. Горюшкин Л.М. Место Сибири в составе России в период капитализма // Исторический опыт освоения Сибири. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. - С. 37-50.

34. Гребенщиков Г.Д. Большой сибирский дедушка // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986.-Т. VII.-С. 283-294.

35. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Рольф, 2001. - 560 с.

36. Давидович В.Е., Сущий С .Я. Этнические и религиозные факторы в формировании культуры юга России // Цивилизации и культуры. Россия и Восток: геополитика и цивилизациониые отношения. М.: Изд-во Института востоковедения, 1996. - Вып. 3. - С. 207-225.

37. Дело об отделении Сибири от России // Публикация А.Т. Топчия, Р.А. Топчия. Сост. Н.В. Серебренников. Томск: Изд-во Томского университета, 2002. - 388 с.

38. Дмитриенко Н.М. Локальный метод и его использование в истории Сибири // Сибирь в составе России: (Сборник историко-статистических материалов). Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - С. 54 - 62.

39. Дмитриенко Н.М. Молодежь Томска в общественном движении (вторая половина XIX в. — 1917 г.) // Проблемы истории и исторического познания: (Сборник научных статей). Томск: Изд-во Томского университета, 2001. - С. 84-98.

40. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Ленинград: Наука, 1984.-Т. 27.-463 с.

41. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. - С. 347-415.

42. Ерасов Б.С. О геополитическом и цивилизационном устроении Евразии // Цивилизации и культуры. Россия и Восток: геополитика и цивилизациониые отношения. М.: Изд-во Института востоковедения, 1996. -Вып. 3. - С. 86-102.

43. Жигунова М.А. Культура русских в Сибири: традиции и современность // Культурологические исследования в Сибири. Омск: Из-во ОмГПУ, 1999.-Вып. 2.-С. 10-16.

44. Журин Н.П. Архитектура сибирского города конца XIX начала XX вв. - Новосибирск: Б.и., 1993. - 91 с.

45. Из истории земли Томской 1604-1917: (Сборник документов и материалов). Томск: Западно-Сибирское книжное издательство. Томское отделение, 1978. - Вып.1. - 224 с.

46. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого. Нью-Йорк: Совместное издание Св.-Троицкого монастыря и корпорации Телекс Джорданвилл, 1991. - 367 с.

47. Ильина Л. А. Языковые контакты как фактор конвергентного развития языков Сибири (на материале селькупского языка) // Гуманитарные науки в Сибири. 1999. - № 4. - С. 18 - 22.

48. История Сибири. Ленинград: Наука. Ленинградское отделение, 1968. -Т. 3: Сибирь в эпоху капитализма. - 532 с.

49. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: (Сборник статей). М.: Новое литературное обозрение, 2001.-575 с.

50. Каганский В.Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность, 1997.-№ 1.-С. 134-146;-№2-С. 160-169.

51. Каганский В.Л. Методологические основания регионального анализа как культурной политики // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Научно-информационный сборник. М.: РГБ, 1997. -Вып. 3. - С. 4-29.

52. Каганский В.Л. Основания регионального анализа в гуманитарной географии // Известия РАН, серия географ. 1999. - № 2 - С. 42-50.

53. Казаркин Т.А. Из истории Московско-Сибирского тракта // Труды Томского областного краеведческого музея: (Сборник статей). Томск: Изд-во Томского университета, 2002. - С. 15-20.

54. Казарян Л.Г. Россия Евразия - Мир. Сверка понятий: цивилизация, геополитика, империя // Цивилизации и культуры. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. - М.: Изд-во Института востоковедения, 1996. - Вып. 3. - С. 103-127.

55. Калуцков В.Н., Иванова А.А. и др. Культурный ландшафт русского Севера. Пинежье, Поморье. М.: Изд-во ФМБК, 1998. - Вып. 1. — 136 с.

56. Кареев Н.И. Россия (Статья) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1898. - Т. XXVIIA. - С. 838 - 850.

57. Карсавин Л.П. Основы политики // Мир России Евразия. Антология. -М.: Высшая школа, 1995. - С. 110-154.

58. Кассирер Э. Философия символических форм. М.-СПб.: Университетская книга, 2002. - Т. 1: Язык. - 271 с.

59. Киселева М.С. Историческая типология культуры // Культурология. -М.: Знание, 1993. С. 47-67.

60. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учебник для ВУЗов. М.: Аспект-пресс, 1997. - 686 с.

61. Кондаков И.В. Методологические проблемы изучения культурного и природного наследия в России // Наследие и современность. Информационный сборник. М.: Институт наследия, 1998. - Вып. 6. - С. 29-95.

62. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII начала XIX в. - Новосибирск: Наука, 1974. — 252 с.

63. Коткавирта Ю. Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера // Герменевтика и деконструкция / Под ред. В. Штегмайера, X. Франка, Б.В. Маркова. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999. - С. 47-67.

64. Крымский С.Б. Научные знания и принципы его трансформации. Киев: Наукова думка, 1974. - 207 с.

65. Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему / Отв. ред. И. Бутенко, К. Разлогов. М.: Либерия, 1998.- 296 с.

66. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 576 с.

67. Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста. Избранные статьи. Таллинн: Александра, 1992. - Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. - 473 с.

68. Лурье С.В. Геополитическая организация пространства экспансии и народная колонизация // Цивилизации и культуры. Россия и Восток: геополитика и цивилизационные отношения. М.: Изд-во Института востоковедения, 1996. - Вып. 3. - С. 175-189.

69. Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 688 с.

70. Любимова Г.В. Старожилы и переселенцы Сибири: этнические стереотипы обрядового поведения // Этнос и культура: (Материалы конференции). СПб.: Европейский дом, 1999. - С. 40-44.

71. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Очерк становления первого Сибирского университета центра науки, образования, культуры. - Томск: Изд-во Томского университета, 1993. - 98 с.

72. Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Томского университета, 1998.- 582 с.

73. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-287 с.

74. Мендельсон Н.М. Сибирский патриот // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. - Т. VII.-С. 304-317.

75. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М.: Прогресс, 1995.-459 с.

76. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 622 с.

77. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Прогресс, 1993.-Т. 1.-527 с.

78. Миненко Н.А. В долг без расписки // Родина: Российский исторический журнал. 2000 - № 5. - С. 110 - 115.

79. Миненко Н.А. По старому Московскому тракту. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. - 120 с.

80. Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII первой половине XIX в.: Историко-этнографический очерк. - Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1975. - 308 с.

81. Назаренко Т.Ю. К вопросу о влиянии тракта на повседневную жизнь сибиряков // Труды Томского областного краеведческого музея: (Сборник статей) Томск: Изд-во Томского университета, 2002. - С. 58 - 62.

82. Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон / Под ред. А.С. Герда, Г.С. Лебедева. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1999. - 392 с.

83. Пастухов В.Б. Три времени России. Общество и государство в прошлом настоящем - будущем. - М.: Полис-РОССПЭН, 1994. - 160 с.

84. Попов И.И. Из воспоминаний // Литературное наследство Сибири. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. Т.VII. - С. 294-304.

85. Потанин Г.Н. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1983. - Т. VI. -С. 336.

86. ЮО.Потанин Г.Н. Воспоминания. Окончание // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. -Т. VII.-С. 35-114.

87. Потанин Г.Н. К характеристике Сибири // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. -Т. VII-С. 169-173.

88. Потанин Г.Н. Об А.П. Щапове // Литературное наследство Сибири. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. Т. VII. - С. 254-256.

89. Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири // Отечество. Краеведческий альманах. М.: Отечество, 1995. - Вып. 6. - С. 84-99.

90. Потанин Г.Н. О рабочем классе в ближней тайге. Из очерков о Сибири. // Литературное наследство Сибири, Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. - Т. VII. - С. 174-182.

91. Потанин Г.Н. Речь на юбилее // Литературное наследство Сибири. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. Т. VII. - С. 256-258.

92. Юб.Потанин Г.Н. Роман и рассказ в Сибири // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. -Т. VII.-С. 219-239.

93. Потанин Г.Н. Тайжане // Потанин Г.Н. Тайжане. Историко-литературные материалы. Томск: Изд-во Томского университета, 1997. - С. 11-70.

94. Потанин Г.Н., Ядринцев Н.М. Из писем // Потанин Г.Н. Тайжане. Историко-литературные материалы. Томск: Изд-во Томского университета, 1997.-С. 79-117.

95. Проблемы социально-экономической и политической истории России XIX XX веков. - СПб.: Алетейя, 1999. - 574 с.

96. Ю.Проскурякова Т.С. О взаимовлияниях в архитектуре народов Сибири // Архитектурное наследство. 1983. - № 31. - С. 65-90.111 .Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко // Архитектурное наследство. 1979. - № 27. - С. 147-160.

97. Разлогов К.Э. Проблема типологии культур // Ориентиры культурной политики.-2000.-№ 7.-С. 10-16.

98. Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. -М.: Луч, 1993.-179 с.

99. Ремнев А.В. Географические, административные и ментальные границы Сибири XIX начало XX в. // Восток. - 2002. - № 1. - С. 31-37.

100. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995.-416 с.

101. Ринчино Э.-Д. Документы, статьи, письма. Улан-Удэ: Б.и., 1994. -236 с.

102. Русакова JI.M. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск: Наука, 1989. - 176 с.

103. Русские очерки. М.: Гослитиздат, 1956. - Т.З. - 877 с.

104. Русские старожилы Сибири (Историко-антропологический очерк). -М.: Наука, 1973.-192 с.

105. Савицкий П.Н. Борьба за империю // Русская мысль. Ежемесячное литературно-политическое издание. М.: Петр, 1915. - Кн.1. - С. 51-77.

106. Савицкий П.Н. Географический обзор России Евразии // Мир России - Евразия. Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 219-232.

107. Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Мир России Евразия. Антология. - М.: Высшая школа, 1995. - С. 58-66.

108. Сагалаев A.M., Крюков В.М. Г.Н. Потанин: Опыт осмысления личности. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.-231 с.

109. Сватиков С.Г. Россия и Сибирь (К истории сибирского областничества в XIX в.) // Отечество. Краеведческий альманах. М.: Отечество, 1995.-Вып. 6.-С. 100-112.

110. Сверкунова Н. «Сибиряки и сибирство» // Газета «Восточно Сибирская правда» - 7 октября 2000 г. - № 198-199 (23826 - 23827). - С.4.

111. Сесюнина М.Г. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев идеологи сибирского областничества. К вопросу о классовой сущности сибирского областничества второй половины XIX в. - Томск: Изд-во Томского университета, 1974. - 139 с.

112. Сидельников В.М. Былины Сибири. Томск: Изд-во Томского университета, 1968.-421 с.

113. Современная западная философия: Словарь / Сост.: B.C. Малахов,

114. B.П. Филатов.-М.: Политиздат, 1991.-414 с.

115. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М.: Правда, 1990.-767 с.

116. Старцев А. В. Homo Sibiricus // Земля Сибирь. 1992. - № 5-6. - С. 6066.

117. Степун Ф.А. Чаемая Россия. Сост. и поел. А.А. Ермичева. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999.-451 с.

118. Столыпин П.А. Речь в Государственной Думе // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. М.: Наука, 1994. - Ч. II.1. C. 41.

119. Столярова Т.Ф. Географический детерминизм и социоестественная история // Ландшафт и этнос. Серия «Социоестественная природа. Генезис природы и общества в России» / Под ред. Э.С. Кульпина. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. - Вып. XIII. - С. 61-68.

120. Тодоров Ц. Теории символов. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.-384 с.

121. Топчий А.Т. Первые Сибирские противоправительственные прокламации // Охрана и реставрация культурного наследия Сибири. Томск: Издательский дом «Курсив», 2002. - С. 160-173.

122. Трубецкой Н.С. Исход к Востоку // Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. - С. 311-346.

123. Трубецкой Н.С. Мы и другие // Мир России Евразия: Антология. -М.: Высшая школа, 1995. - С. 97-110.

124. Туровский Р.Ф. Культурные ландшафты России. М.: Российский НИИ культурного и природного наследия, 1998. - 210 с.

125. Тучин Б.И. Хроника Томского университета. Новосибирск: ЗападноСибирское книжное издательство, 1980. - 262 с.

126. Фадеева И.Е. Символ в культурной коммуникации // Человек. Иллюстрированный научно-популярный журнал. 2004. - № 6. - С. 5-14.

127. Федоров А.И. Заимствованная лексика в русских говорах Сибири в лингвоэтнографическом аспекте ее изучения // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. - № 4 - С. 25 - 29.

128. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х томах. СПб.: София, 1992. -Т. 1.-352 с.

129. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х томах. СПб.: София, 1992. -Т. 2.-352 с.

130. Шелегина О.Н. Очерки материальной культуры русских крестьян Западной Сибири XVIII- перв. пол. XIX в. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма, 1992. - 252 с.

131. Шелегина О.Н. Русские крестьяне Западной Сибири: особенности материальной культуры в XVIII- первой половине XIX века // Культурологические исследования в Сибири. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. -Вып. 2.-С. 17-28.

132. Шиловский М.В. Общественно-политическое движение в Сибири второй половины XIX начала XX вв.: Учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1995. - Вып. 1: Областники. -136 с.

133. Шиловский М.В. Оформление программы сибирских областников в период революции 1905 1907 гг. // Революционное и общественноедвижение в Сибири в конце XIX начале XX вв. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. - С. 119 - 132.

134. Шиловский М.В. Сибирские корни евразийства// Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1999. - Вып. 1: Культурный космос Евразии. - С. 102-111.

135. Шиловский М.В. Сибирь и Россия: основные аспекты взаимоотношений в XVII начале XX веков // Сибирь в геополитическом пространстве XXI века: (Сборник статей). - Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 1998. - С. 195-212.

136. Шиловский М.В. Хроника областнического движения в Сибири // Материалы к хронике общественного движения в Сибири в 1895 1917 гг. - Томск: Изд-во Томского университета, 1994. - Вып. 1 - С. 6-16.

137. Щапов А.П. Общий взгляд на историю великорусского народа // Мад-жаров А.С. Афанасий Щапов. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1992. - С. 237-260.

138. Ядринцев Н.М. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. -Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1979. Т. IV. - С. 253-342.

139. Ядринцев Н.М. Из статьи «Современная мания к путешествиям» // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1986. - Т. VII. - С. 261-265.

140. Ядринцев Н.М. На чужой стороне // Потанин Г.Н. Тайжане. Историко-литературные материалы. Томск: Изд-во Томского университета, 1997.-С. 201-266.

141. Ядринцев Н.М. Сборник избранных статей, стихотворений и фельетонов. Красноярск: Тип. Енисейского губ. союза кооперативов, 1919. — 224 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.