Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Абросимова, Елена Геннадьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Абросимова, Елена Геннадьевна
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава. 1. Философия гуманизма как методологическая основа экологического воспитания.
1.1. Развитие философских гуманистических воззрений и их влияния на отношения человека и природы.
1.2. Естественно-научные и культурно-исторические основы экологического воспитания.4$
1.3. Экологический гуманизм как характеристика личности школьника.
Глава 2. Практика становления системы экологического личностио-ориентированного воспитания.
2.1. Научно-экологические основы личностного подхода.
2.2. Создание экологически чистой среды воспитания.
2.3. Деятельность учащихся в экологическом Детском объединении «Дон» и ее влияние па их развитие и здоровье.12 i
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Философско-педагогические идеи представителей русского космизма в становлении ноосферного образования2004 год, кандидат педагогических наук Панкрушина, Анна Михайловна
Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы: На материалах Хабаровского региона2000 год, кандидат педагогических наук Гагарин, Александр Валерьевич
Ноосферное знание в современной научной картине мира2011 год, кандидат философских наук Беззубцева, Нина Александровна
Туристская деятельность как средство экологического воспитания личности старшеклассника2005 год, кандидат педагогических наук Гордина, Марина Александровна
Развитие ноосферного миропонимания у учащихся 5-7 классов в процессе изучения естествознания2001 год, кандидат педагогических наук Иванов, Сергей Анатольевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Реализация принципа экологического гуманизма в системе личностно-ориентированного воспитания»
Актуальность исследования. В эпоху современности свободное развитие личности невозможно без вне связи с экологией. Без экологического видения мира нереально самоосуществление человеческой сущности. При этом любые действия человека должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного воздействия человека на мир природы, являющийся частью ноосферы культуры Земли.
В качестве нравственной основы человека утверждаются принципы нового экологического бытия, соотносимые с характеристикой человека как уникального и, в тоже время, универсального биологического существа.
Человек - микрокосм, он сознает свою мощь и величие, одновременно, ощущая свою слабость, зависимость в мире природной необходимости. Однако сегодня гармонический баланс системы «человек - природа» нарушен, в результате многочисленных ошибок человечества в покорении природы, что привело к глобальной антропогенной катастрофе. Человечество поставлено на грань выживания, ибо человек в век научно -технической революции оказывается смертельным врагом и тираном почти всех форм жизни на планете. Кризисные явления пронизывают все стороны человеческой жизнедеятельности на глобальном уровне. Человеческое общество и окружающая его среда представляют единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности, высокой инерциальности. В этой системе только человек способен активно воздействовать на формирование собственного будущего, осуществляя контроль над всей сложнейшей динамикой человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания. А это востребует изучения изменений в самом человеке. Только лишь познав человека, можно познать мир.
Человек есть существо, гуманизирующее природу и самого себя, реализуя на практике принципы современного экологического гуманизма, в основе которых лежит концепция формирования сферы разума, ноосферы, являющейся необратимым этапом эволюции биосферы. Развитие ноосферы соотносимо с развитием духовных ценностей и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой (В. Вернадский, В.
Йегер, А. Печче?Г, X. Ролстон, И. Фролов).
В формировании ноосферы велика роль воспитания, выступающего питательной средой духовного и нравственного развития личности.
Воспитание - гуманитарный человекообразующий процесс, цель и л смысл которого заключается в сохранении и восстановлении ноосферной V экологии человека; его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности нравственности. Таким образом, осуществление экологического подхода в воспитании представляет неотъемлемую часть формирования личностного мировоззрения, являющегося основой человеческой деятельности в сферах науки, образования, производства и т. п., выступающих составляющими общей культуры в самом широком значении этого понятия.
Важнейшим составляющим культуры выступает отношение человека к природе, соотносимое с категорией экологической культуры общества, личности.
Экологическая культура характеризует уровень развития экологического сознания у человека и общества, в котором выражено ценностное отношение к природной среде как жизненно необходимой. Ценности экологической культуры человечества передаются, воспроизводятся, сохраняются посредством экологического воспитания, которое гуманистично изначально, т.к. цель его состоит в обретении личностью качества человеческого отношения к природе.
В центре современного экологического воспитания находится человек со своими жизненными проблемами. Культурные экологические доминанты и гуманистические качества личности являются главными факторами, от степени проявленности которых зависит судьба человечества.
Воспитание экологического гуманизма осуществимо в контексте личностно - ориентированного воспитания и образования, концептуальные основы которого активно разрабатываются, начиная с начала 90-х годов (Е В. Бондаревская, В В. Сериков, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.)
В связи с новыми приоритетами и ценностями воспитания гуманистического типа, необходимо переосмысление и развитие концептуальных основ интеграции в воспитании экологического гуманизма. Опора на идеи современного экогуманизма позволяет определить природно-культурные смыслы воспитания, разработать современную концепцию детства на основе воссоздания экологически чистой природо-социо-культурной среды воспитания, в которой осуществляется становление и развитие личностного образа ребенка. Таким образом, актуальность темы «Экологический гуманизм необходимое условие становления системы личностно-ориентированного воспитания» определяется потребностью изучения теоретического базиса экогуманизма, являющегося важнейшим условием создания экологически чистой среды воспитания на основе реализации принципов: а) гармонизации внутренней жизни ребенка, молодого человека и его отношений с природо-социо-культурной средой; б) ответственного отношения к природе; в) осмысленного общения с неразрушенной природой, на основе восприятия и усвоения ее созидающего гармоничного ритма как важнейшего фактора целостного динамического мироощущения. Подобный подход к созданию экогуманистической системы воспитания осуществляется впервые.
Основные понятия и принципы воспитания, содержание которых осмысливается в научной школе Е.В. Бондаревской положены нами в основу концепции воспитания экогуманизма:
• методологизм; ориентация не только на трансляцию и освоение культуры, но и на ее воспроизводство, развитие как ноосферы культуры;
• природосообразность; учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;
• жизнетворчество; включение детей в решение реальных проблем жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
• сотрудничество; объединение целей детей и взрослых, диалогичное общение, взаимная поддержка, сотворчество.
Осмысление экологических проблем в контексте личностно -ориентированного воспитания дает новый взгляд на экологическую ситуацию, в которой отношение к природе выступает важнейшим составляющим культуры, а уровень развития общей культуры определяется степенью «очеловечивания», гуманизации природы. Таким образом, рассмотрение проблем воспитания экогуманизма оправдано и перспективно в структуре культурологического подхода. Развитие личностного мира ребенка осуществляется путем восхождения от индивидуального опыта к духовно-практическому опыту человечества с целью воспитания человека, способного к самоопределению, продуктивной ноосферной деятельности по воспроизводству (созданию) природо-социо-культурной среды с опорой на национальную культуру.
Экологическая проблематика в воспитании и образовании актуализируется начиная с 60-х годов XX века, обращаясь к осмыслению теории и практики, преимущественно, природоохранной деятельности, регулирующей поведение человека в отношении природной среды, баланс которой во многом был нарушен деятельность человека по ее покорению. Экологическое воспитание не может ограничиваться просвещением и охраной природной среды. Экологическое воспитание должно исходить из принципа единства экологического сознания и экологической практической деятельности Человека. Такой подход в системе личностно-ориентированного воспитания основан на реализации основных принципов концепции экогуманизма.
Однако осуществление экологического воспитания на практике выявляет ряд противоречий:
• между концепцией воспитания экогуманизма, цель и смысл которого заключается в сохранении и восстановлении ноосферной экологии человека и практикой школы, в которой не учтены параметры экологически чистой среды воспитания;
• между доминированием теоретико-методологических разработок экогуманизма как философской категории и потребности в разработке психолого-педагогических оснований технологий воспитания экогуманизма;
• между концепцией личностно ориентированного экологического воспитания, провозглашающего ребенка его основной ценности и практикой школы, стоящей еще на позициях доминирования единых педагогических требований и целенаправленных педагогических воздействий, обеспечивающих их выполнение;
• между представителями учителей и учащихся об экогуманизме как об отвлеченном философском аспекте знания и реальным в значении понятия в плане преодоления антропогенного глобального кризиса на уровне воспитания человека ноосферы.
Обоснование выявленных противоречий позволило определить проблему настоящего исследования: каковы методологические естественно-научные, культурно-исторические основы экогуманизма, выступающего необходимым условием становления системы личностно-ориентированного воспитания школьников.
Объект исследования - система личностно-ориентированного экологического воспитания.
Предмет исследования - экологический гуманизм как условие становления личностно ориентированного воспитания.
Цель исследования - выявление и изучение научно педагогических основ экогуманизма как характеристики личности школьника, а так же определение концептуальных основ, системы форм, методов, технологий создания экологически чистой среды воспитания, выступающей необходимым условием становления системы личностно-ориентированного воспитания.
Гипотезой исследования стала система предположений, определяемых проблемой исследования в соответствии с которой экогуманизм может выступать необходимым условием становления системы личностного ориентированного воспитания школьников, если:
1. Концептуальной основой экогуманизма выступит идея восстановления ноосферной экологии человека,
2. Экогуманизм будет рассматриваться как характеристика личности школьника;
3. Экогуманизм выступит основой создания экологически чистой среды личностно-ориентированного воспитания представленной естественно- природным, социальным и культурным компонентами;
4. Будут определены условия оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания в вариативной модели экологического детского объединения.
5. Будет обеспечена реализация личностного подхода в духе современного экогуманизма на основе совокупности принципов формирования ответственного отношения к природе, включающих единство сознания, переживания и действия, прогностичность, дополнительность, междисциплинарность, взаимосвязи глобального, регионального и локального уровня рассмотрения экологических проблем.
Цель, предмет, и гипотеза исследования определили его задачи. осуществить анализ отношений человека и природы в контексте гуманистической философии; представить естественнонаучные и культурно-исторические основы экологического воспитания школьников; разработать научно-экологические основы личностного подхода в воспитании; выявить условия оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания в условиях эксперимента; определить концептуальные основы, принципы и формы организации экологически чистой среды воспитания школьников. Методологическую основу исследования составили:
- идея экогуманизма (В.Вернадский, П.Тейяр. де Шарден, В.Соловьев, Н.Рерих, Н. Федоров, J1. Толстой);
- идея гуманизации образования (Б.С.Гершунский, Г.Б. Корнетов);
- концепция личностно-ориентированного воспитания и образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков и др.);
- теория системного подхода (Э.Г.Юдин, Э.Блаубрг);
- культурологический подход во взаимодействии человека ноосферы культуры и природы (А.В.Ахутин, А.А.Вербицкий, Г.Д.Гачев);
- аксиологический, деятельностный и личностный подходы в воспитании школьников (В.В.Зеньковская, Ш.Амоношвили, В.А.Сухомлинский, В.П.Зинченко, Б.Г. Мещеряков, В.Н. Розин).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования
- анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы;
- теоретическое исследование проблемы на основе методологии системного подхода,
- опытно-экспериментальная работа по организации экологически чистой среды воспитания в условиях экологического детского объединения;
- диагностика состояния экологической среды воспитания школьников на констатирующем и экспериментальном уровнях:
- анализ и обобщение опыта экспериментальной работы по проверке основных теоретических положений исследования.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 4-х лет и включало три этапа.
Первый этап (1996-1997 гг.) - изучение состояния проблемы экологического воспитания в педагогической теории и практике; анализ теоретических основ процесса становления и развития экогуманизма как характеристики личности школьника; исследование состояния среды воспитания в современной школы; организация детского экологического объединения; определение условий оздоровления среды воспитания в созданной вариативной модели экологического детского объединения.
Второй этап (1998-1999 гг.) - определение форм и методов организации экологически чистой среды воспитания на основе осуществления личностного подхода; обоснование концептуальных основ деятельности детского объединения экологической направленности на основе принципов современного экогуманизма.
Третий этап (1999-2001 гг.) - проведение экспериментальной работы в условиях экологического детского объединения, осуществление диагностики здоровья и развития учащихся, участвовавших в деятельности экологического детского объединения «Дон».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- раскрыта сущность понятий «экологический гуманизм», «экологический гуманизм в воспитании» и «экологически чистая среда воспитания»;
- представлены естественнонаучные и культурно-исторические основы экологического воспитания школьников;
- разработаны научно-экологические основания личностного подхода в воспитании;
- выявлены условия оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания в условиях созданной вариативной модели экологического детского объединения;
- разработаны концептуальные основы, принципы и формы организации экологически чистой среды личностно-ориентированного воспитания школьников.
Практическая значимость исследования состоит в:
- получении диагностической информации о состоянии среды воспитания учащихся;
- разработке целостной системы педагогических условий оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания школьников,
- в определении форм и методов создания экологически чистой среды воспитания в условиях вариативной модели экологического детского объединения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущность понятия - «экологический гуманизм».
Современный экологический гуманизм это ноосферная экология человека динамично и сбалансировано развивающегося во взаимодействии с природой, при этом общечеловеческие ценности, принадлежащие сфере культуры, служат регулятором осознанного воздействия человека на природу. Экологический гуманизм в воспитании проявлен на уровне признания ценности человека и природы, права на свободное развитие человека и природы, направленное на обретение личностью качественно нового ноосферного сознания, обеспечивающего продолжение технического прогресса без ущерба для природной среды и человека.
Основными признаками экологического гуманизма являются: понимание уникальной ценности человека и природы; экологическое сознание; осознание воспитывающей функции природы; экологическое мышление; экологическая ответственность; экологическая культура.
2. Экологический гуманизм может быть представлен как характеристика личности школьника на основе на основе его индивидуальных и возрастных особенностей. Экологическое развитие личности осуществимо в условиях гармонизации системы отношений человека и природы. Человек гуманизирует природу и собственное «Я», реализуя на практике идеи современного экогуманизма, в основании которого лежит концепция формирования сферы разума, ноосферы, как необратимого этапа эволюции биосферы.
3. Экологический гуманизм выступает основой создания экологически чистой среды личностно-ориентированного воспитания представленной естественно-природным, социальным, культурным компонентами.
4. В основе создания экологически чистой среды воспитания лежит совокупность принципов формирования ответственного отношения к природе - единства сознания, переживания и действия; прогностичности, дополнительности, междисциплинарности, взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней рассмотрения экологических проблем.
5. Вариативная модель экологического школьного объединения позволила определить условия оздоровления природо-социо-культурной среды воспитания, а так же определить концептуальные основы, принципы и формы создания экологически чистой среды воспитания школьников.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования, адекватной целям, предмету и задачам; целостным подходом к решению проблемы; непротиворечивостью методологических позиций; комплексным использованием методов различных научных дисциплин, опытно-экспериментальной работой, осуществляемой на протяжении 4 лет, апробацией результатов исследования в процессе личной работы автора и практике школ экологической направленности г. Ростова-на-Дону, работающих в режиме эксперимента.
Базой исследования являлось экологическое детское объединение «Дон» (СШ № 80).
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждали на заседаниях кафедры педагогики РГПУ, ежегодных августовских конференциях (1999-2000 гг.), Южно-Российских психолого-педагогических чтениях (2001 г.), использовались при проведении семинаров для работников системы образования г. Ростова-на-Дону.
Методические материалы использовали в практике экспериментальной работы школ экологической направленности г. Ростова-на-Дону и детского экологического объединения «Дон», созданного на базе СШ 80.
Структура диссертации, диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Идея воспитания экологической культуры личности школьника как духовно-нравственной проблемы в отечественной педагогике: конец XX-начало XXI вв.2007 год, кандидат педагогических наук Наумова, Ольга Сергеевна
Формирование экологической компетентности у будущих учителей начальных классов в условиях вуза2004 год, кандидат педагогических наук Гайнуллова, Фазиля Салиховна
Экологическая культура в контексте современных глобальных проблем2007 год, кандидат философских наук Осыченко, Марина Викторовна
Эколого-эстетическое воспитание молодежи в европейской и отечественной педагогике2006 год, доктор педагогических наук Шульженко, Александра Кузьминична
Становление экологического менталитета у школьников Дальнего Востока России: Теоретико-методологические и прикладные аспекты2000 год, доктор педагогических наук Шумейко, Александр Александрович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Абросимова, Елена Геннадьевна
Выводы второй главы.
I. Личность ребенка растет и развивается изнутри, за счет природных сущностных сил, при влиянии социума, условий, факторов, воздействующих извне. При этом внешние и внутренние взаимовлияния находятся в состоянии диалектического противоречивого единства. Личностный подход к воспитанию ребенка предполагает знание воспитателям закономерностей становления сущностных сил и систем организма в соответствии с внешними требованиями бытия природы и закономерностями историко-культурного развития человечества. Личностный подход в воспитании в качестве основы опирается на экологический гуманизм, выступающий системообразующим компонентом экологического воспитания, имеющего ярко выраженный гуманистический характер, определяющего пути гармонизации внутренней жизни ребенка, молодого человека и его отношений с природо-социо-культурной средой.
2. Экологический гуманизм является основной организацией экологически чистой среды воспитания представленной следующими компонентами: естественно-природным, учитывающим психофизиологические особенности развития ребенка в контексте природного бытия; социальным, ориентированным на освоение ребенком новых видов деятельности, новых социальных ролей, формируя стиль отношений с людьми, основанный на взаимоуважении, взаимосочувствии, сопереживании, сотрудничестве; культурным, выступающим системообразующим интегральной фактором взаимодействия человека и природы.
3. Экологически чистая среда воспитания представлена гармонизацией взаимоотношений в системе - природа - общество -культура - человек. На основе реализации личностного подхода к воспитанию ребенка в духе современного экологического гуманизма, учитывая совокупность принципов формирования ответственного отношения к природе включающих единство сознания, переживания и действия, прогностичность, дополнительность, междисциплинарность, взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней рассмотрения экологических проблем.
Целеполагание экологически чистой среды воспитания -становление субъектности воспитанника, включающей осуществление культурной идентификации, социальной адаптации, творческой самореализации, формирование целостной природо-социально-культурной картины мира.
4. Целостная природо-социо-культурная среда в которой охраняется и воспроизводится целостный и многомерный мир детства, обеспечивает психологический комфорт, духовно-нравственное благополучие и достижение успеха в различных сферах жизнедеятельности детей, успешное общекультурное и индивидуально-творческое развитие каждого ребенка соотносим с вариативной структурой детского школьного объединения.
5. Среда, воссоздаваемая в ходе реализации проекта вариативной модели ДО Дон» на протяжении 1996-2001 гг. позволяет нам сделать следующие выводы. Наши дети живут в условиях, преимущественно, неблагоприятной среды. Это способствует проявлению эмоциональной напряженности, невротических симптомов и синдромов. В целом показатели психо-физиологического здоровья подрастающих поколений вызывают тревогу. Однако оздоровление среды, как показывает наш опыт все же возможно. Путь - переосмысление деятельности педагога-воспитателя в плане осуществления личностного подхода к каждому воспитаннику. Воспитатель и субъект воспитания должны обрести новые ценностно-этические ориентации, выступающие основой формирования и развития экологической культуры личности, включающей формирование и развитие глобального ноосферного сознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования выявлены и изучены научно-педагогические основы современного экогуманизма, как характеристики личности школьника, определены концептуальные основы, система форм, методов, технологий создания экологически чистой среды воспитания, являющейся необходимым условием становления системы личностно-ориентированного воспитания.
Был осуществлён анализ отношения человека и природы в контексте гуманистической философии, представлены естественнонаучные и культурно-исторические основания экологического воспитания школьника. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено предположение о том, что экогуманизм выступает необходимым условием становления системы личностно-ориентированного воспитания школьника.
Экологически гуманизм в воспитании проявлен на уровне признания ценности человека и природы, права на свободное развитие человека и природы, направленное на обретение каждой личностью ноосферного экологического познания, цель и смысл которого состоят в обеспечении продолжения технического прогресса без нанесения ущерба природной среде и человеку. В основании экологического гуманизма лежит концепция формирования ноосферы как необратимого этапа эволюции биосферы.
Экологический гуманизм выступает основой создания экологически чистой среды воспитания личности, в условиях которой осуществляется становление субъектности воспитанника, включающей осуществление культурной идентификации, социальной адаптации, творческой самореализации, формирование целостной природо-социо-культурной картины мира.
В исследовании выявлены компоненты, концептуальные основы, принципы и формы создания экологически чистой среды воспитания в условиях вариативной модели экологического детского объединения. Экспериментальные данные исследования подтвердили возможность и эффективность осуществления личностного подхода в духе современного экогуманизма, осуществляемого на практике с учетом принципов ответственного отношения к природе, включающего единство сознания, переживания и действия, прогоностичность, дополнительность, междисциплинарность, взаимосвязи глобального регионального и локального уровней рассмотрения экологических проблем.
В нашем исследовании осуществлен переход от теоретико-методологических разработок экогуманизма к разработке психолого-педагогических оснований технологий воспитания экогуманизма. При этом отметим несколько важнейших научных проблем, которые подлежат дальнейшему изучению в связи с решением конкретных задач экологического воспитания человека ноосферы, ориентированных на преодоление антропогенного глобального кризиса:
1. Углубление понятия эгогуманизм в контексте синегертики.
2. Разработка вариативных моделей экологически чистой среды воспитания школьников в условиях личностно-ориентированного гуманистической парадигма образования.
3. Развитие современных технологий личностно-ориентированного воспитания на основе методологии экогуманизма.
4. Разработка систем мониторинга становления и развития экологического сознания ценностных предпочтений и ориентацией школьника, молодого человека.
5. Разработка программного обеспечения осуществления воспитания экогуманизма в условиях общеобразовательной школы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Абросимова, Елена Геннадьевна, 2001 год
1. Абрамян Э.А. Человек в поисках целостного ведения мира. Синергетика и образование. Сб. научных статей. М., 1997.
2. Алексенко В.Н. Научно-педагогические основы культурообразного экологического образования школьников. Дисс. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1999.
3. Алексеев С В. Экология: наука и область образования. СПб, 1994.
4. Амонашвили Ш. Размышление о гуманной педагогике. М., 1995.
5. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982.
6. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в новое время. -М., 1988.
7. Баадер Ф. Жизнь и теософические труды как сущность христианской философии. Т. 2 . Л., 1990. - С. 53.
8. Баштаник Д.Б. Система работы общеобразовательной школы по формированию экологической направленности школьника. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
9. Барсукова ТВ. Дидактические основы гуманитаризации биологического образования на примере 6-7 классов. Дисс. . канд. пед. наук. Ростов н/Д, 1998.
10. Беме Я. Собрание сочинений в 2-х томах. Т.2. JL, 1987. - С. 41.
11. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.
12. Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -Волгорад, 1996.
13. Вебер Э.А. Структура ценностного отношения к природе / Проблемы природоохранного образования и воспитания. М., 1982.14
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.