Развитие просвещения и образования инородцев Горного Алтая в XIX - начале XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Санженаков, Иван Михайлович

  • Санженаков, Иван Михайлович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 167
Санженаков, Иван Михайлович. Развитие просвещения и образования инородцев Горного Алтая в XIX - начале XX вв.: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2008. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Санженаков, Иван Михайлович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Государственная политика в области просвещения инородцев

Востока России в XIX - начале XX вв. Роль Н.И. Ильминского в просвещении инородцев Востока России.

1.1 Политика просвещения восточных инородцев Российской империи до либеральных реформ 60-гг. XIX века.

1.2 Педагогическая деятельность Н.И. Ильминского по разработке системы просвещения инородцев Востока России.

1.3 Сущность «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» (1870 г.)

1.4 Развитие инородческого образования на Востоке России в 1870 - 1917 годах.

ГЛАВА II. Деятельность Алтайской духовной миссии в просвещении инородцев Горного Алтая в 30-х годах XIX — начале XX вв.

2.1. Деятельность миссионерских школ в 30-е - 60-е гг. XIX века.

2.2. Концепция просвещения инородцев Н.И. Ильминского как основа в просветительской деятельности Алтайской духовной миссии.

2.3. Деятельность миссионерских школ в конце 60-х гг. XIX - начале XX вв.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие просвещения и образования инородцев Горного Алтая в XIX - начале XX вв.»

Россия — многонациональная страна, так как становление и развитие ее как государства шло в силу ряда исторических причин и обстоятельств на полиэтничной основе. В результате формирования России как государства полиэтничного в ее составе оказались народы, принадлежащие к разным1 этническим и языковым группам, разным конфессиональным' и цивилизационным зонам.

В отношении аборигенного нерусского населения Московское государство в XVI-XVII веках, Российская- империя в XVIII в. - начале XX века в соответствии со своей национальной!идеей - («Москва - третий Рим», с XIX в. «Православие, Самодержавие, Народность») основной политической целью полагало христианизацию народов Востока России.

С переходом к активному этапу модернизации.(либеральные реформы. 60-х годов XIX в.) важнейшей целью стало просвещение многонационального населения империи, что в перспективе требовало становления^ системы всеобщего школьного образования на всей территории России.

В этот период остро встал вопрос об организации общей системы образования в восточных губерниях России с полиэтничным аборигенным населением. Поэтому в народном образовании восточных губерний, помимо миссионерских задач, возникают и выходят на первый план задачи-просвещения как часть проблемы всеобщего обучения нерусских детей и молодежи.

В этом свете большой интерес вызывает деятельность Алтайской духовной миссии — просветительская и миссионерская - в контексте соответствующей государственной.образовательной политики по отношению к восточным инородцам в XIX — начале XX веков. Следует отметить, что еще совсем недавно, деятельность духовных миссий оценивалась в профессиональной литературе односторонне негативно, как только христианизаторская и ассимилятивная по целям и содержанию. Такая оценка естественно вытекала из парадигматики отечественного обществознания в период социалистического этапа его развития.

Поэтому назрела необходимость пересмотра и переоценки педагогической литературы по проблеме образовательной составляющей деятельности духовной миссии на Алтае в конце XIX — начале XX вв. в контексте современной научной парадигматики обществознания.

Анализируемая проблематика — неодномерна. Ее раскрытие требует привлечения помимо истории педагогики и ряда других обществоведческих дисциплин, в частности, исторической науки с такими ее разделами как история государственной национальной политики и истории церкви.

Первые работы, рассматривающие проблему педагогической составляющей деятельности Алтайской миссии через призму современной обществоведческой научной* парадигматики, появились в конце 90-х годов XX в. Это работы А.В. Блинова, [28], Ю.Ю. Гизей [51], Д:В. Кацубы [96], М.Р. Маняхиной [110]. Однако труды данных авторов - общеисторического плана, и такой аспект как роль Алтайской духовной миссии в просвещении нерусского населения освещен недостаточно, что требует более полного анализа проблемы, ее оценки в более широком контексте. Необходимо проанализировать образовательную политику правительства в данный период, рассмотреть систему Н.И. Ильминского — главного идеолога и организатора просвещения и образования нерусского населения восточной части империи во второй половине XIX в., охарактеризовать-деятельность самой Алтайской духовной миссии, ее результаты.

В этой связи в решении этих задач автор получил возможность исследовать недоступные ранее фонды Синодальной библиотеки' Московской патриархии, что дает возможность существенно расширить круг источников, позволяет представить полномасштабную оценку деятельности Алтайской духовной миссии в просвещении алтайцев.

Актуальность. Развитие просвещения является важнейшим показателем прогресса в культурном состоянии любого общества. Школа, являясь транслятором языка и культуры как для отдельного этноса, так и для всего полиэтнического сообщества в целом, формируя- и этническое, и общегражданское самосознание, выступает как системообразующий и интегрирующий фактор в многонациональном государстве. Тем самым школа может играть роль инструмента не только образовательной, но и национальной'политики государства.

Поэтому переосмысление и объективная оценка всех аспектов деятельности миссионерских школ не только в роли инструментов просвещения, но и как механизмов общественной консолидации представляются сегодня весьма важными и актуальными.

Осознание российским государством особой роли школы в полиэтничной, многонациональной стране и как института просвещения, и как инструмента языковой и духовной консолидации народов империи; их интеграции в духе национально - государственной идеи, - относится еще к концу 60-х годов XVIII века. Важность школы как одного из действенных средств в интеграции народов России осознавалось государством на протяжении всех последующих этапов российского общественного процесса.

В ходе либеральной школьной реформы 60-х годовгХ1Х века, имевшей в перспективе целью создание системы всеобщей школы, остро встал вопрос об организации общего образования в восточных губерниях Российской империи с инородческим населением. Имелось в виду, что создавшийся на этих территориях тип школ должен был быть соотносимым, прежде всего с церковно-приходскими школами, структурно' подчинявшимися духовному ведомству.

Одним из шагов к реализации цели по созданию системы всеобщей школы явилось принятие концепции инородческого образования Н.И. Ильминского в качестве государственной образовательной политики на Востоке России.

Реализация данной системы инородческого образования подразумевала решение двойного блока задач: 1) собственно педагогические задачи 2) интеграционные задачи.

Изучения развития инородческого образования в России, на примере школ Алтайской духовной миссии в контексте деятельности Н.И. Ильминского как идеолога и практика инородческого образования второй половины XIX в. обусловлено необходимостью взвешенной оценки данного опыта в деле организации единого образовательного пространства России с учетом ее этнонациональных особенностей.

Экспериментальной площадкой в «отработке» системы инородческого образования Н.И. Ильминского явились казанские крещено-татарские школы. Как и в Казанском учебном округе, развертывание соответствующей сети школ на Алтае и подготовка необходимой «инфраструктуры» увязывалось непосредственно с деятельностью духовенства, а также просветительской деятельностью соответствующей духовной миссии: В качестве такой* «организационной основы» в?развертывании просвещения на Алтае выступает Алтайская духовная миссия, созданная в 1828* году и начавшая функционировать с 1830 года. С 60-х годов XIX века в школах миссии использовался опыт казанских инородческих школ.

Для представления условий, при которых развивалось инородческое образование на Алтае после принятия Правил 1870 года, нами рассмотрена история инородческого образования в России в целом до Н.И. Ильминского.

Степень разработанности проблемы. Изменение вектора и целей развития России на рубеже 80' - 90-х гг. XX века, курс на создание гражданского общества и правового государства, последовавшее за этим политические, социально-экономические и культурные преобразования, произошедшие в стране в последнее двадцатилетие, предоставили современным историкам и педагогам возможность на основе новых архивных документов рассмотреть сквозь призму современной парадигматики культурные и образовательные процессы- дореволюционной России.

До конца 80-х гг. XX в. деятельность Алтайской духовной миссии по понятным причинам не привлекала к себе специального внимания исследователей. Лишь в последние полтора-два десятилетия > появился ряд работ, посвященных отдельным аспектам деятельности миссии.

Современная литература (А.В. Блинов, Л.Ф. Бондаренко, Л.С. Борина. Д.В. Кацюба: К.Л. Малашков, М.Р. Маняхина) рассматривает основные аспекты деятельности миссионерских школ, целью которых было, прежде всего, христианизация, религиозно-нравственное воспитание школьников инородцев. В этой связи специально рассматривается духовно-нравственное содержание образования в школах миссии. Отмечаются этнокультурные особенности воспитания в миссионерских* школах

Кроме того, исследователями^ самостоятельно рассматривается литературная; научная и переводческая деятельность Алтайской духовной-миссии,, без чего требуемая постановка школьного дела была бы, невозможной.

В качестве отдельной самостоятельной проблемы исследуется роль миссионеров в зарождении алтайской литературы и формировании национальной интеллигенции.

G середины 90-х гг. XX в. начинают появляться новые исследования и по истории просвещения в Горном Алтае (Н.С. Модоров).

Специально следует указать на работу Н.Ю. Храповой посвященную культурно-просветительской деятельности Алтайской миссии. В работе большое место уделено созданию миссионерами-алтайской письменности на базе русского алфавита; фиксируется динамика роста миссионерских школ, что привело к созданию в конце XIX века Бийского катехизаторского училища с целью подготовки учительских кадров для школьной, сети, развернутой Алтайской духовной миссией.

Историографию работ, посвященных Н.И. Ильминскому и его системе просвещения нерусского населения Востока России, условно можно разделить на три этапа: дореволюционный (до революции 1917 года), советский (1917 - конец 80-х XX века), современный (с начала 90-х годов XX века).

Деятельности Н.И. Ильминского в дореволюционный период уделялось большое внимание. В работах дореволюционных авторов в разной мере нашли освещение вопросы» о жизни, педагогической деятельности и системе инородческого образования Н.И. Ильминского, которые отражают весьма различные позиции в отношении просветителя. Такие авторы как А. Воскресенский, Д.К. Зеленин, П.В. Знаменский, С.В. Смоленский, Н.А. Спасский являлись сторонниками и последователями разработанной Н.И. Ильминским системы просвещения инородцев. В начале XX столетия ряд-авторов (например, В.Ф: Залесский, G.C. Краснодубровский, С.Ф. Спешков и др.), являвшихся противниками использования в инородческих школах родного языка, и соответственно' противниками системы Н.И. Ильминского, стали высказывать мнение о том, что она порождает сепаратистские стремления «инородческих племен». Мусульманское духовенство также оказало резкий отпор системе инородческого< образования НИ. Ильминского, видя в ней исключительно миссионерский характер и полагая ее опасным конкурентом во влиянии на молодежь.

За годы советской власти история Алтайской духовной миссии и деятельность Н.И. Ильминского практически не рассматривалась. Те, немногие авторы, которые специально исследовали деятельность Н.И. Ильминского и его систему просвещения, например, В.М. Горохов, Г.К. Ульянов, А.Ф. Эфиров, исходили в своих трактовках сферы просвещения национальностей из принятой в то время официальной теории национального вопроса. Этим работам присуща априорно негативная оценка организации инородческого образования в, России, однозначная; характеристика этой системы как проявление великодержавной русификации.

Среди современных исследователей деятельности непосредственно' самого Н.И. Ильминского по просвещению восточных инородцев посвящены; работы С.В. Грачева, JI.A. Ефимова, А.Н: Павловой. Исследователи с положительной стороны отмечают опыт просвещения; нерусских народов по; системе Н.И: Ильминского, а также прогрессивное значение введенной им практики использования родного языка в начальных школах для:инородцев.

Таким образом, мьк можем констатировать безусловное противоречие между необходимостью иметь объективную и взвешенную картину развития школьного; дела: в XIX - начале XX вв. среди нерусских народов- Востока России в; контексте развития российской школьной системы в целом — и односторонней характеристикой: этих процессов^ в силу общей негативной», позиции историко-педагогической литературы советского периода; как относительно церкви;, так. и национальной^ политики Российской ; империи; того периода;

Проблема- исследования'— становление и развитие просвещения; и образования инородцев Горного Алтая как составная часть организации образования инородцев Востока России в XIX - начале XX вв. в контексте тенденции создания системы всеобщего начальногоюбразования в Россию

Цель исследования — охарактеризовать и оценить развитие просвещения и' образования инородческого населения; Горного Алтая; в XIX — начале XX вв. в свете деятельности Алтайской: духовной: миссии.

Объект исследования; - инородческое образование в России в XIX — начале XX вв.

Предмет исследования - процесс развития инородческого образования в Горном Алтае в XIX - начале XX вв.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

1. Охарактеризовать инородческое образование на Востоке России до принятия «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 года.

2. Определить основные направления педагогической деятельности миссионеров Алтайской духовной миссии по просвещению инородческого населения Горного Алтая.

3. Выявить и охарактеризовать направления взаимодействия Алтайской духовной миссии с Н.И. Ильминским.

4. Раскрыть сущность, педагогической системы Н.И. Ильминского об образовании инородцев Восточной части России.

5. Определить роль Алтайской духовной миссии в просвещении и образовании инородцев Горного Алтая.

Методологической основой диссертации являются исследования по истории отечественной школы и образования (В.И. Блинов, В.П. Горохов, С.В. Грачев, Э;Д. Днепров, С.Ф. Егоров, П.Ф. Каптерев, Е.Н. Медынский, Е.Г.Осовский,' А.В. Ососков, А.И.Пискунов и другие), теория модернизации дающая сегодня одну из продуктивных интерпретаций процесса социокультурной трансформации общества традиционного типа в современное (гражданское), эта модель позволяет охарактеризовать и специфику России — в том числе как страны полиэтничной (А.С. Ахиезер, В.А. Красильщиков, М.Н. Кузьмин, В.Г. Федотова, В.Г. Хорос и др.), информационная теория этноса (В.В. Степанов, А.А. Сусоколов. и др.), системный подход к анализу развития школы как сложной целостной системы, входящей в систему социума (Э.Д. Днепров, М.Н. Кузьмин, Е.Г. Осовский и др.), принцип социально-исторического детерминизма образовательных процессов (А.В. Голубев, В.Т. Ермаков, Т.Ю. Красовицкая и др.).

Исследование является историко-педагогическим с элементами междисциплинарного характера, которые аккумулирует данные истории, этнополитологии, и некоторых других сопредельных наук.

Для достижения поставленной цели, и.» решения намеченных задач использовались следующие методы исследования:

- выявление, анализ и- группировка источников и научной, и. научно-методической литературы по отдельным проблемам исследования в соответствии с внутренней структурой его объекта;

- конкретно-исторический, сравнительно-сопоставительный- и проблемно-исторический подходы и методы исследования;

- ситуационно-исторический и текстологический анализ, хронологический метод (синхрония и диахрония);

- синтетический, метод библиографического описания;

- проводился анализ архивных (Государственный архив Томской области, Государственной архивной ' службы республики Алтай, Государственный архив. Алтайского края) и опубликованных документальных материалов.

Источники исследования:

- отчеты Алтайской духовной миссии;

- статистические данные;

- материалы. Государственного архива Томской области (ГАТО), Государственной архивной службы республики Алтай (ГАС РА), Государственного архива Алтайского края (ГААК);

- труды Н.И. Ильминского по проблемам и направлениям инородческого образования;

- труды последователей и оппонентов Н.И. Ильминского;

- опубликованные архивные документы и материалы церковного характера, отражающие становление и развитие инородческих школ.

Организация и основные этапы исследования

Первый этап (2004-2005 гг.) анализ философской, педагогической, исторической литературы, определение методологической базы и методов исследования.

Второй этап (2006-2007 гг.) отбор источников диссертационного исследования; анализ.и, синтез полученного материала.

Третий этап (2007-2008 гг.) завершение исследования: обобщение и систематизация его результатов, подготовка текста диссертации.

Научная новизна заключается в том, что,

1. В диссертационном исследовании на основании использования, педагогической литературы XIX, XX и начала XXI вв., а также архивных документов показана деятельность миссионерских (инородческих) школ Алтайской духовной миссии, определена периодизация педагогической деятельности Алтайской миссии, в, качестве критерия взят принцип! построения учебного процесса в миссионерских-школах, (первый период 30-е - 60-е гг. XIX, века, второй период конец 60-х гг. XIX - начало XX вв.);

2. Дана оценка роли Алтайской духовной миссии в зарождении алтайской интеллигенции и алтайской художественной литературы (являясь основательницей первых школ в Горном Алтае, Алтайская, духовная миссия долгое время была единственным, институтом распространения грамотности в регионе, в инородческих школах миссии получили образование люди, из которых зародилась алтайская интеллигенция; в том числе и М.В'. Чевалков считающийся родоначальником- алтайской художественной литературы);

3. Выявлен характер влияния системы Н.И. Ильминского на развитие образования среди инородческого населения Горного Алтая в 60-х гг. XIX - начале XX вв. (с конца 60-х годов XIX века в инородческих школах Алтайской духовной миссии стала использоваться система Н.И. Ильминского, включавшая в себя прогрессивные идеи в области педагогики своего времени поставило инородческое образование в регионе на качественно новый этап своего развития);

4. На примере Алтайской духовной* миссии показана деятельность учебных заведений, занимавшихся подготовкой национального учительства (кадров) для инородческих школ;

5. Определены и раскрыты основные положения системы, инородческого- просвещения Н.И. Ильминского (обоснованы как консервативно-теоцентрические, так и инновационные положения его системы).

Теоретическая значимость работы состоит в типологической характеристике деятельности миссионерских школ в восточных регионах России, в переоценке их роли как одной из. форм начального образования и просвещения нерусских народов востока страны, в выявлении дополнительной зоны действия системы Н.И. Ильминского, что с учетом позиций современной научной парадигматики лишь подтверждает ее отнюдь не локальный, а универсальный характер.

Практическая значимость Фактический материал и выводы диссертации могут быть использованы другими исследователями в обобщающих монографиях по данной проблематике, а также в лекционно-теоретическом курсе и на практических занятиях по истории педагогики, истории культуры, образования и просвещения в России и Сибири:

Достоверность и* надежность. результатов исследования обеспечивается опорой на современные методологические позиции, использованием адекватных целям и задачам исследования методов работы

На защиту выносятся следующие положения:

1. Алтайская духовная миссия сыграла большую роль в становлении и развитии образования в Горном Алтае, особенно продуктивной педагогическая составляющая деятельности миссии стала во второй половине XIX века, что связано с использованием в процессе обучения педагогических и методических идей Н.И. Ильминского.

2. Педагогическая' деятельность Алтайской духовной миссии способствовала зарождению и развитию алтайской национальной интеллигенции и алтайской художественной литературы.

3. Система Н.И. Ильминского являлась педагогическим выражением идей внутренней политики'российских властей в отношении нерусских народов Востока России во второй половине XIX — начале XX вв. Она отражала тенденции эволюции социально-политической, этнокультурной, религиозно-духовной сфер жизни общества того времени, став основой становления школьного образования нерусских народов Востока России во второй половине XIX века.

4. Миссионерские образовательные учреждения послужили базой для подготовки национального учительства и распространения грамотности среди инородцев Востока России.

5. Теоретическая концепция инородческого просвещения Н.И.„ Ильминского включала в себя как элементы ортодоксально-теоцентрической педагогической традиции, так и прогрессивные достижения педагогической науки и школьной практики своего времени. Теоретические и практические аспекты системы Н.И. Ильминского стали весомым вкладом в развитие образования среди инородцев Востока России в целом и Горного Алтая в частности.

Структура и объем работы. Цели и задачи, поставленные в настоящем исследовании; определили содержание и структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Санженаков, Иван Михайлович

Заключение

В период превращения Российского государства в XVI - XVIII вв. в государство с сильно выраженной полиэтничностью состава населения, т.е. многоязычием, поликультурностью и (что особенно важно), поликонфессиональностью — перед светской и духовной властью страны ' встала серьёзная1 проблема идеологической интеграции новых подданных с основным (русским) населением. Еще новокрещенские школы указали на возможность решения школой через ее образовательные цели и функции также и консолидационных целей. I

Массовые отпадения новокрещеных инородцев от христианства в ислам потребовали от правительства скорейшего принятия адекватных мер к противодействию данной тенденции. Одной из • мер являлось разработка специального направления обучения инородцев средствами миссионерского воздействия. Правительство, привлекая духовенство к организации и , непосредственному осуществлению начального образования в приходских I школах, преследовало цель школьного просвещения инородцев в духе государственной идеологии того времени.

В начале XIX века происходят изменения в образовательной политике Российского империи и они самым непосредственным образом затрагивают | организацию инородческого образования. В данный период, оно начинает I рассматриваться как особая составляющая общегосударственной образовательной системы, требующая не унифицированного, а специального подхода, учитывающего в обучении инородцев их национальные, культурные, ментальные особенности.

Одним ' из главных инструментов решения этой задачи было миссионерство, целью которого была христианизация нерусских народов восточной части страны (инородцев) с перспективой их обрусения (ассимиляции) через переход в православие. Эту деятельность духовные миссии осуществляли с помощью миссионерских школ.

Мы считаем, что Алтайская духовная миссия, основанная в 1830 году, первоначальной целью которой являлась христианизация' аборигенного населения Алтая, в итоге сыграла большую роль в просвещении и образовании алтайцев.

Просвещение являлось наиболее эффективным средством в сближении местного алтайского населения с русским, что на наш взгляд явилось причиной роста школ среди инородцев региона.

Еще Макарий Глухарев, основатель Алтайской духовной миссии, организовал первую в Горном Алтае школу, позже была разработана письменность и начато издание книг на родных языках. Последователями архимандрита Макария - начальниками Алтайской духовной миссии, образование инородцев было продолжено. Нужно отметить, что в образовании- миссионеры видели действенное средство христианизации инородческого населения Алтая, следовательно, и содержание образования носило ярко выраженный религиозный характер.

Школьное дело постепенно расширялось, росла сеть миссионерских школ. При Макарии Глухареве - основателе миссии - функционировало две школы, то к 1917 году насчитывалось уже 84 школы.

В начале второй половины XIX века в общем потоке новых реформаторских идей и планов возникло осознание необходимости качественно новой и более эффективной системы инородческого образования.

Концепция просвещения народов Востока России, разработанная русским тюркологом и педагогом-просветителем Н.И. Ильминским, стала альтернативой прежней системе инородческого образования.

В силу того, что система Н.И. Ильминского отвечала интересам-внутренней государственной политики, она была поддержана российским правительством в лице министра народного просвещения Д.И. Толстого. Реализовывалась система при участии самого Н.И. Ильминского и его учеников, соратников, последователей — представителей, как русского, так и других народов Востока России.

Концепция просвещения инородцев Н.И. Ильминского, по сути, представляла собой реформу в области инородческого образования и христианского просвещения. Для обращенных в. православие восточных народов России, ее основная сущность сводилась к использованию родного языка в школьном обучении и церковной проповеди, для мусульманских народов России - в сближении мусульман с русским народом.

Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» 1870 года законодательно определили первоначальное инородческое образование как особую составляющую общегосударственной образовательной системы. На наш взгляд, главной целью инородческого образования на данном этапе, являлось «объединение» инородцев с русским-народом:

Несмотря- на свою теоцентричность, мы наблюдаем в системе просвещения инородцев. Н.И: Ильминского совокупность гуманистических идей отражающих и учитывающих при обучении инородцев их этнонациональные, культурные и ментальные особенности.

Основные положения концепции Н.И. Ильминского о двуязычии в начальном образовании, о подготовке единоплеменного учительства и его теория-переводов необходимой для* обучения литературы на родные языки нерусских народов легли в основу миссионерско-просветительской деятельности среди инородцев Востока России.

Конечно; инородческие школы встречали немалые трудности в своей работе, В1 частности, из-за- отсутствия, квалифицированной подготовки учителей, недостаточного оснащения книгами и недостаточного финансирования. Тем не менее, мы считаем, что при всех своих трудностях, инородческие школы совершили большую работу и сыграли важную роль в образовании инородцев восточной части России, а также способствовали зарождению национальной интеллигенции. Несомненно, эти школы сыграли определяющую роль в распространении среди инородцев православия, принадлежность к которому, как известно, давала в Российской империи возможность для дальнейшей социальной мобильности.

В конце 60-х годов XIX века новым начальником миссии архимандритом Владимиром' была поднята проблема нецелесообразности и малой эффективности обучения в миссионерских школах инородческих детей- на русском языке. Тем самым, мы считаем, была четко осознана проблема и затронут важнейший вопрос о языке преподавания в инородческих школах, разрешение которого способствовало •< постановке инородческого просвещения1 на качественно иной путь своего развития; К этому времени; Н.И. Ильминским: был накоплен солидный опыт и научно обоснованная позиция по вопросу об использовании родного языка в инородческих школах.

Наметившееся в конце 60-х гг. XIX века сотрудничество между миссионерами Алтайской.духовной миссии и Н.И. Ильминским, на наш взгляд сыграло позитивную, роль и дало мощный' импульс развитию инородческого просвещения и образования в Горном Алтае.

Алтайская миссия активно перенимала педагогический? опыт казанских крещено-татарских школ, сам начальник миссии о. Владимир не раз посещал Казань, изучая постановку школьного дела по системе Н.И. Ильминского: в местных инородческих учебных заведениях. Казань являлась центром подготовки учителей: для инородческих школ, где проходили учебу представители разных народностей, в том числе и алтайские ученики. После окончания Казанской учительской семинарии они сыграли большую роль в развитии образования на Алтае.

В результате, можно сказать,: что с конца 60-х гг. XIX миссионерские школы Алтайской духовной миссии стали применять педагогическую систему Н.И. Ильминского, данный факт, безусловно, способствовало как повышению эффективности педагогической деятельности, так и росту популярности школ среди местного населения.

Мы считаем, что благодаря системе Н.И. Ильминского, введенной в-школах миссии, ее прогрессивной направленности, к началу XX века в Горном Алтае возросли показатели уровня грамотности и образованности местного населения. Об этом свидетельствует проведенный нами анализ Первой' Всероссийской переписи населения 1897 года. Согласно данным переписи число грамотных инородцев обоего пола на Алтае составило 4 %.

Анализ просветительской педагогической деятельности Алтайской духовной миссии позволяет утверждать, что миссия, изначальной целью которой' являлось распространение христианства на Алтае, сыграла огромную роль в становлении и развитии школьного дела в регионе. За почти 90-летнюю историю миссии ее миссионерами практически безо всякой регулярной финансовой поддержки было открыто свыше восьмидесяти учебных заведений, среди которых — первая школа^'в Горном Алтае, открытая основателем миссии, Макарием Глухаревым, Улалинское училище, а также катехизаторское училище, которые долгое время, обеспечивали школы миссии местными национальными кадрами.

Сеть начальных школ в Горном Алтае, созданная усилиями Алтайской, духовной миссии, послужила затем одной из основ, на базе которой на следующем этапе отечественной истории было закончено создание системы всеобщего образования в Горном Алтае и* включение ее в общую систему единой школы, систему всеобщего образования в Советском Союзе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Санженаков, Иван Михайлович, 2008 год

1. ГААК. ф. 164. on. 1. Д. 37. Л. 2-3 об.

2. ГААК. ф. 164, оп. 2. Д. 100. Л. 5-6 об.

3. ГАТО. Ф.170. Оп.2. Д. 150. Л. 3-4.

4. ГАТО. Ф.170. Оп.2. Д. 169. Л. 6-13.

5. ГАТО. Ф.170. Оп.2. Д.412. Л. 11.

6. ГАТО. Ф.170. Оп.З. Д.374. Л. 5.

7. ГАТО. Ф. 170. Оп.З. Д.1216. Л. 12.

8. ГАТО. Ф. 184. Оп.1. Д.9. Л. 14-15.

9. ГАТО. Ф.184. Оп.1. Д.24а. Л. 1-3.

10. Ю.ГАТО. Ф.184, оп.1. Д.25. Л. 1.11 .ГАТО. Ф.184, оп.1. Д.25. Л. 6.

11. ГАТО. Ф. 184. On. 1. Д.29. Л. 12-14.

12. ГААК. ф.164. оп.2. Д.57. Л.144-151.

13. ГАТО. Ф.184. On. 1 Д. 32. Л. 130-132.

14. ГАТО. Ф.184. Оп.1. Д.32. Л. 142-143.

15. ГАТО. Ф. 184. Оп.1. Д.32. Л. 145.148.

16. Алектров А.Е. Инородцы в России. Современные вопросы. — СПб.: Типография И.В. Леоньтева, 1906. 134 с.

17. Алтайская духовная миссия в 1870 году. Предварительные сведения. В кн. Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. — М.: Типограф. В. Готье, 1872.-С. 263-430.

18. Алтайская церковная миссия (посвящается основателям первого в отечестве миссионерского общества) М.: Типография В. Готье, 1863. -34 с.

19. Алекторов А.Е. Инородцы в России. Современные вопросы. СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1906. - 134 с.

20. Афанасьев ПЮ. Школы среди инородцев Казанского края до Н.И. Ильминского. Б. м. и г. С. 234-250.

21. Афанасьев П.О. Н.И. Ильминский и его система школьного просвещения инородцев Казанского края. Б. м. и г. (ЖМНП. 1914. — 8-9.-С. 1-173.)

22. Афанасьев П.О., Миропольский С. Школа и государство. Обязательность обучения в России (исторический этюд). Изд. 3-е. -СПб.: Типограф. Глазунова, 1910. с. 258.

23. Бедюров Б. Мудрый богатырь. Горно-Алтайск: 1987. 135 с.

24. Бедюров Б. Святолюбы Алтая. // Памятное завещание. Горно-Алтайск.: 1990.-306 с.

25. Беленчук JI.H. Педагогические концепции просвещения нерусских народов России (60 е годы XIX в.). // Материалы научно -практической конференции. Под ред. Додонова В.И. - М.: 1999. - С. 5056.

26. Беленчук JI.H. Педагогическая концепция просвещения нерусских народов России (60-е годы XIX в.) // Материалы научно-практической конференции по итогам работы Института теории образования и педагогики РАО в 1998 г. М.: ИТОП, 1999. - с. 3-4.

27. Блинов В.И. Развитие образования в России в XVIII начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-224 с.

28. ЗО.Бобровников Н.А.К вопросу о переводах на инородческие языки. — Казань: Тип.-лит. Императорского Казанского университета, 1904. — 14 с.31 .Бобровников Н.А. Новые нападки на школьную систему Н.И. Ильминского. СПб.: б/и, 1909. - 15 с.

29. Бобровников Н.А. Обучение русскому языку инородцев. — Казань: Казанская учительская семинария, 1893. — 13 с.

30. Бобровников Н.А. Современное положение учебного дела у инородческих племен Восточной России. — Пг.: Сенатская типография, 1917.-36 с.

31. Бобровников Н.А. Что такое хороший урок: из бесед с учителями: — Казань: 1914. С. 81-82, 120.

32. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной'России и в СССР. Историко-статистические очерки. М.: Статистика, 1964. С. 69.

33. Борина JI.C. Формирование этнического самосознания шорцев, вторая половина XIX-XX вв: Дис. канд. историч. наук. — Томск: 2003. — 197 с.

34. Бородавкин А.П., Храпова Н.Ю. К вопросу о культурно-просветительской деятельности архимандрита Макария (М.Я. Глухарёва) идеолога и основателя Алтайской духовной миссии1 // Алтайский сборник. Вып. XV. - Барнаул: Изд-во Алтайсого ун-та, 1994. - С. 24-37.

35. Будилович А.С. Может ли Россия отдать инородцам свои окраины? — СПб.: Издание Н.Д. Сергеевского, 1907. 131 с.

36. Будилович А.С. По вопросу об окраинах России. СПб.: Типография Войкова, 1906. - 25 с.

37. Ванчаков А. Заметки о начальной церковной школе. 2-е изд. - СПб.: Синодальная типография, 1908. - 84 с.

38. Варченко A.M. К истории народного образования в Горно-Алтайской Автономной области. // Ученые записки Горно-Алтайского пединститута, вып. 1, 1956. с. 3-19.

39. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. М.: 1893. - 221 с.

40. Вербицкий В.И. Алтайцы. — Томск: 1870. 224 с.

41. В семье единой. Под ред. Б. Алушкина. Горно-Алтайск: 1982. - с. 199.

42. Витевский В.Н. Н.И. Ильминский, директор Казанской учительской семинарии. Казань: Типография университета, 1892. - 112 с.

43. Владимиров В.Н. Алтайцы во второй половине XVIII первой половине XIX вв. // История Алтая: Учебное пособие. Ч. 1. Издательство Алтайского университета. - Барнаул: 1983. - С. 134-143.

44. Волжанин В., Динзе В.Ф., Смирнов С.Д. О национальной школе: Сборник статей. Пг.: Издательство О.В. Богдоновой, 1916. — 128 с.

45. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: Сборник научных трудов. / Под ред. Э.Д. Днепрова. — М.: Издательство АПН СССР, НИИОП, 1978. 102 с.

46. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. - 319 с.

47. Гизей Ю.Ю. Церковно-приходская школа Томской епархии (18841917). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. - 141 с.

48. Гильдебранд Р. О преподавании родного языка в школе и о национальном воспитании и образовании вообще. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1911. — 172 с.

49. Глухарев Макарий Письма покойного миссионера архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии. Книжка 1. -М.: 1851.-206 с.

50. Голубинский Д. Макарий, основатель Алтайской миссии. // Душеполезное чтение, Ч. 3.1890. С. 390-398, 552-564.

51. Горный Алтай и Россия 240 лет. Сборник научно-практической конференции. Ред. Н.В. Белоусов. Горно-Алтайск: 1996. - 137 с.

52. Горохов В.М. Реакционная школьная политика цапизма в отношении татар Поволжья. — Казань: Татарское книжное издательство, 1941. — 270 с.

53. Граменицкий Д.М.-М.В. Чевалков. СПб.: 1869. - 29 с.

54. Грачев С.В. Педагогическая система Н.И. Ильминского и ее развитие в теории и практике просвещения нерусских народов Поволжья (вторая половина XIX — начало XX века): Дис. канд.пед.н. Саранск: - 1995. -194 с.

55. Грачев С.В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е' гг. XIX начало XX в.). - Саранск: Ml НИ им. М.Е. Евсевьева, 2000.- 160 с.

56. Даулей Р.П. В защиту крещеных инородцев. Казань: Типо-лит. И.С. Перова, 1903.-24 с.

57. Дмитриев Н. Национальная школа. СПб.: Типография Александро

58. Невского общества трезвости, 1913. 185 с.

59. Ершов В.В. Тропою миссионеров: Алтайская духовная миссия в Кузнецком крае. Кемерово: 1995. - 132 с.

60. Ефимов А.Б. Миссионерство и роль церкви в колонизации территорий. -М.: 1998.-с. 9-17.i

61. Жураковский' Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной, России. / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1978. - 160 с.

62. Зеленин Д.К. Н.И! Ильминский и просвещение инородцев. (К 10-летию со дня смерти, Н.И. Ильминского 27-го декабря 1901 г.). СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1902. - 20 с.

63. Знаменский П.В. Несколько материалов для истории Алтайской; миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского. Казань: Типолитография Императорского университета, 1901. - 99 с.

64. Износков И.А. Инородческие школы Братства св. Гурия. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1901. - 76 с.

65. Ильминский Н.И: и Алтайская миссия. // Томские епархиальные ведомости. Июль 1907. № 14, с. 2-14. 1906. - № 8,. 9, 10 неофиц часть с. 1-4.

66. Ильминский 1КИ. Беседы о народной школе. // Очерк просветительной деятельности Н:И1 Ильминского.- СПб^: 19041 — С.50-871

67. Ильминский Н.И. Казанская центральная крещено-татарская; школа: Материалы для истории христианского просвещения крещеных татар. — Казань: Типография П;В; Щётинкина'1887. 484 с.

68. Ильминский Н.И Переписка о трех школах Уфимской губернии. К характеристике инородческих миссионерских, школ. — Казань: Типограф В.М. Ключникова, 1885. 116 с.

69. Ильминский Н.И О системе просвещения? инородцев и о Казанской центральной крещено-татарской школе. Казань: издание П.В. Щетинкина, 1913. -135 с. ■

70. Ильминский Н.И; Система народного и в частности: инородческого образования в Казанском крае. СПб;: Синодальная типография; 1886.

71. Ильминский Н.И. Сборник статей. По поводу 25-летия со дня кончины его (27 декабря 1891 г.). Казань: Центральная типография, 1916. - 144 с.

72. Ильминский Н.И. Письма к обер-прокурору святейшего Синода К.П. Победоносцеву. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1895. - 414 с.

73. Ильминский Н.И. Программа школы для крещеных инородцев Восточной России. — Казань: Типография М. Чирковой, 1893. 13 с.

74. Ильминский Н.И. О переводе православных христианских книг на инородческие языки. Казань: Типография университета, 1875. - 45 с.

75. Ильминский Н.И. Уроки татарского языка. Казань: 1914. - с.4.

76. Инородческая школа. Сборник статей и материалов по вопросу инородческой школы. / Под ред. Г.Г. Тумима и В.А. Зеленко. Пг.: Издание Н.П. Карбасникова, 1916. - 254 с.

77. Историко-статистический обзор церковно-школьного дела в Томской епархии за 1884/1885-1893/1894 учебные годы // Томские епаръиальные ведомости. 1897. — № 18-23. Неофиц. Отд.

78. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века. Учебное пособие. / Под общ. ред. А.И. Пискунова. -М.: ТЦ Сфера, 2001. 263 с.

79. Исхакова P.P. Деятельность Н.И. Ильминского и его системы (историография проблемы). Казань: 2002. - 24 с.

80. К вопросу о просвещении инородцев. — Вятка: Типография Шкляевой, 1903.-24 с.

81. Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы. Горно-Алтайск: -1972. - с. 3-20.

82. Калхун К. Национализм. М.: Территория будущего, 2006. - 285 с.

83. Каменский В. О противомусульманской миссии. СПб.: 1910. - 18 с.

84. Каппелер А. Россия многонациональная империя: возникновение, история, распад. - М.: 2000. - 342 с.

85. Каспржак А.Г. Левит М.В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.

86. Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М.: 2001. - 256 с.

87. Кацюба Д.В.' Алтайская духовная миссия. Кемерово: 1998. — 155 с.

88. Киржаева В.П. Обучение русскому языку мордвы во второй половине XVIII начале XX века: политико-правовые, социокультурные и лингвокультурные аспекты. - Саранск: 2005. - 416 с.

89. Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России. Дореволюционный период. JL: Наука, 1972. - С. 178-179.

90. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. 2-е изд. - М.: Госучпедиздат, 1953. - 272 с.

91. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. — Чебоксары: 1998. 353 с.

92. Краснодубровский С.С. Инородческая школа Казанского края. // Московские ведомости. 1903. № 286, 288, 289.

93. Кряжков В.А. Правовые основы развития народов Севера и Сибири. // Современное положение и перспективы развития малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока. М.: 2004.- 183 с.

94. Ларионов С.С. Начальное образование инородцев Казанского и Уфимского края. Пг.: б. и., 1916.-161 с.

95. Луппов П.Н. Христианство у вотяков. СПб.: 1899. - с.214-215.

96. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект пресс, 1997. — 446 с.

97. Малашков К. Л. Политика «культурного завоевания и просвещения» языческих народов Российской империи в XIX в. (на материалах Алтайской духовной миссии). // Вопросы политологии. — Барнаул: 1991.-С. 161-169.

98. Малашков К.Л., Бикетов В.А. Вклад Алтайской духовной миссии в дело религиозного воспитания и начального образования в Горном Алтае (1830-1890 гг.) // Религия и церковь в Сибири: Тезисы и материалы научной конференции. Вып. 1. Тюмень: 1900. - С. 48-52.

99. Малов Е.А. О Новокрещенской конторе. Казань: 1878. - 194 с.

100. Маняхина М.Р. Просветительская деятельность Алтайской духовной миссии // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Вып. 4, Барнаул: 2001. С. 262-264.

101. Маняхина М.Р. Православная церковь в культуре Алтая XVIII — начала XX вв.: дис. . канд. культорол. наук. СПб.: 1997. - 210 с.

102. Матвеев С.М. К вопросу о христианском просвещении и русском образовании инородцев Восточной России вообще и Уфимской епархии в частности. Уфа: Типогр. «Сеятель», 1914. — 24 с.

103. Машанов М.А. Обзор деятельности братства св. Гурия за 25 лет существования его 1867-1892 гг. — Казань: типография университета, 1892.-256 с.

104. Миропиев М.А. О положении русских инородцев. СПб.: Синодальная типография, 1901. - 516 с.

105. Миропиев М.А. Русско-инородческие школы системы Н.И. Ильминского. // Журнал Министерства народного просвещения. 1908. -Ч. 13.-№2.-С. 183-210.

106. МиропольскийА. О крещеных инородцах и об отпадении многих из них в мухаммеданство и язычество. // Миссионерское обозрение. — 1908.-№7-С. 8-14.

107. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья (1800-1861). Казань: Изд-во Казанского университета, 1972. — 224 с.

108. МЬнацаканян М.О. Нации и национализм. М.: 2004. - 367 с.

109. Модоров Н.С. Миссионерская школа и ее роль в развитии культуры коренного населения Горного Алтая (конец XIX начало XX вв.). // Актуальные вопросы истории Сибири. - Барнаул: 2002. - С. 448453

110. Модоров Н.С. Россия и Горный Алтай: Политические, социально-экономические и культурные отношения. Горно-Алтайск: 1996. — 396 с.

111. Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского = дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 г. — М.: Университетская типограф., 1880. — 261- с.

112. Никольский Н.В. К истории просвещения черемис в XIX веке. — Казань: 1915.-С. 77.

113. Никольский Н.В. К истории просвещения черемис в XIX веке.' — Казань: 1915. С. 16.

114. Никольский Н.В. Основы инородческого просвещения. — Казань: Центральная типограф., 1919. 56 с.

115. Никольский Н.В. Народное образование у чуваш. — Казань: 1906. -С. 73.

116. Нурминский С. А. Инородческие школы // Православное обозрение. 1864. - Ч. I. - С. 201-226.

117. Нурминский С. А. Инородческие школы // Православное обозрение. 1864. - 4.II. - С. 273-286.

118. Окольский А. Об отношении государства к народному образованию. СПб.: Издательство Д.Е. Кожанчикова, 1872. - 626 с.

119. Ососков А.В. Вопросы истории начального образования в России (вторая половина ХГХ начало XX вв.)Учебное пособие: В 2 ч. — 4.2. — М.: Изд-во МОПИ им. Н.К. Крупской, 1975.-180 с.

120. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России. 1861 1917.-М.: Просвещение, 1982.-208 с.

121. Осовский Е.Г. Миссионерские школы. // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. T.l. М.: 1993. - с. 578-579.

122. Отчет о деятельности совета братства св. Гурия с 4 октября 1869 по 4 октября 1870 года // Изв. по Казанской епархии. 1871. № 3. С. 5586.

123. Отчет Братства св. Гурия за 1869-1870 гг. // Известия о Казанской епархии. 1871' г. с. 14.

124. Отчет Братства св Гурия за 1870-1871 гг. // Известия о Казанской епархии. 1872 г. с. 18-19.

125. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. // Под ред. А.И. Пискунова. М.: Педагогика, 1976. - 600 с.

126. Павлова А.Н. Система Н.И. Ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России (в последней трети XIX начале XX века). - Чебоксары: 2004. - 203 с.

127. Патканов С. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев (на основании данных специальной разработки материала переписи 1897 г.). Т. II. Тобольская, Томская и Енисейская губ. СПб., 1911. — 431 с.

128. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Под редакцией Н.А. Тойницкого. Т. 79. Томская губерния. СПб.: 1904.

129. Пивоваров Б.И. Из духовного наследия алтайских миссионеров. — Новосибирск: 1998.-271 с.

130. Пивоваров Б.И. Издательская деятельность Алтайской духовной миссии. // Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: - 1990. - С. 41-61.

131. Победоносцев К.П. Из воспоминаний о Н.И. Ильминском. // Ильминский Н.И. Избранные места из педагогических сочинений. — Казань: б/и., 1892. с 24-38.

132. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л. - 1953. - 444 с.

133. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. — «Наука», Л.: 1969. 196 с.

134. Потапов Л.П. Сибирский этнографический сборник. АН СССР, М.-Л.: 1952.-336 с.

135. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. — Новосибирск: 1948. -506 с.

136. Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев, высочайше утвержденные 26 марта 1870 г. // Сборник постановлений Министерства народного просвещения. СПб.: б/и., 1884. - 21 с.

137. Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в Восточной и Юго-Восточной России: утверждены Министерством народного просвещения 31 марта 1906 г. Симбирск: Типография А. и М. Дмитриевых, 1906. - 16 с.

138. Прокопьев. К.П. Школьное просвещение инородцев Поволжья в

139. XIX веке до введения просветительной системы Н.И. Ильминского. — Казань: Центральная типограф., 1905. 30 с.

140. Преображенский И.В. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840-41 1890-1891 гг. СПБ.: Тип. Арнгольда, 1897.-236 с.

141. Православная энциклопедия. Русская православная церковь. Т. 1.М.: 2000.-С. 43-49.

142. Рождествин А.С. Н.И. Ильминский и его система инородческого образования в Казанском крае. Казань: Типограф. Императорского ун-та, 1900.-83 с.

143. Рождествин А.С. Родной язык как основа школьного обучения. — Казань: Типо-лит. Императорского ун-та, 1903. 19 с.

144. Рождественский А.К. Слово правды о церковной школе и о заслугах духовенства в деле народного образования. Изд. 3-е: — Рыбинск: 1907.-74 с.

145. Романов Г.О. О начальном образовании инородцев. Казань: Центральная типография, 1915. — 17 с.

146. Ромашков Д. Духовные и светские школы. — Б./и. М., 1891. 46 с.

147. Радлов В.В. Из Сибири. М.: Наука. 1989. 749 с.

148. Сагалаев A.M. Христианизация алтайцев в конце XIX начале

149. XX вв. (методы и результаты). // Этнография народов Сибири. -Новосибирск: 1984.-С. 120-127.

150. Самаев Г.П. Горный Алтай в 17 — сер. 19 вв. Проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск: 1991.-256 с.

151. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. — СПб.: Типография тов-ва «Общественная польза», 1869. — 552 с.

152. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения, СПб.: Т. I, 1864, с. 355.

153. Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. М.: 1872. - С. 263-430.

154. Сведения об Алтайской духовной миссии за шесть лет: с августа 1856 по август 1862 года. М.: 1863. 34 с.

155. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX в. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. - 312 с.

156. Смирнов Е.К. Очерк исторического развития и современного состояния Русской Православной миссии. — Синодальная типография. -СПб.: 1904.-91 с.

157. Смоленский С.В. В защиту просвещения восточно-русских инородцев по системе Н.И. Ильминского. СПб.: 1905. — 58 с.

158. Смолич И.К. Русское монашество 988-1917 гг. М.: 1999. - С. 566-593.

159. Смолич И.К. История Русской церкви 1700-1917 гг. М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. Кн. 8. - Ч. 2. -С. 200-247.

160. Спасский Н.А. Просветитель инородцев Казанского края Н.И. Ильминский. — Самара: Типограф. Н.А. Жданова, 1900. — 376 с.

161. Сулимов B.C. Очерки по истории народного образования Западной Сибири. Б./и. Тюмень: 1995. 56 с.

162. Тавадов Г.Т. Этнология. М.: 1998. - С. 130-131.

163. Тальберг Н. История Русской церкви. Ч. 2. М.: Изд. Сретенского монастыря, 1994. - С. 724-839.

164. Тишков В.А. Этнология и политика. М.:. Наука, 2005. — 383 с.

165. Труды Особого совещания по вопросу образования восточных инородцев. // Под ред. А.С. Будиловича. — СПб.: Изд-во МНП, 1905. -356 с.

166. Ульянов Г.К. Царская педагогика среди нерусских народностей // Просвещение национальностей. 1931. №4-5. — С.45-54.

167. Ушинский К.Д. Избранные произведения. — М. — Л.: Учпедиз, 1946. Вып. I. С. 86.

168. Фальборк Г. Всеобщее образование в России. М.: Типограф. И.Д. Сытина, 1908, 212 с.

169. Фальборк Г., Чарнолуский В. Инородческие и иноверческие училища. СПб.: 1903. - 62 с.

170. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. — СПб.: Издание О.Н. Поповой, 1899. 264 с.

171. Федоров В.А. Православная церковь и государство. Синодальный период 1700-1917 гг. М.: 2003. - с. 134-135.

172. Филиппов М. Система инородческого образования по сочинениям Н.И. Ильминского. М.: Печатня А.И. Снегиревой, 1899. — 33 с.

173. Филяновский И. Держись мира и-сотвори любовь. М.: 2002. -с.128-139.

174. Храпова Н.Ю. Об организации школьного образования в Горном Алтае во второй половине XIX начале XX вв.: (По материалам Алтайской Духовной миссии). // Образование в Сибири: Специальный выпуск. - 2001. - С. 249-253.

175. Храпова Н.Ю. Место и роль Алтайской Духовной* миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая 1828 1905гг.: Дис: . канд. ист. наук. - Томск: - 1989.

176. Храпова Н:Ю. Особенности формирования религиозного сознания различных социально-экономических групп алтайцев: анализ деятельности Алтайской-духовной-миссии (1830 — начало XX в.) // Теория и методология формирования сознания. Барнаул: 1985. — С.77-87.

177. Храпова Н.Ю. Православное миссионерство на Алтае. // Русская идея. Барнаул: 1992. - С. 122-140.

178. Церковь и школа. Тематическая публикация документов. / Сост. В .А. Владыкина. М.: ИНПО; 1995. - 156 с.

179. Чарнолусский В'. Итоги общественной мысли в области образования. СПб.: 1906. - 80 с.189: Чехов Н.В. Типы русских школ в их историческом развитии: М.: 1923.- 149 с.

180. Чехов Н.В: Народное образование в России с 60-х годов XIX в. -М.: Книгоиздательство «Польза», 1912. 227 с.

181. Чичерина С.В. Как началось дело просвещения восточных инородцев. СПб.: Сенатская типограф., 1907. — 92 с.

182. Чичерина С.В1. О языке преподавания в школах для восточных инородцев. СПб.: Типограф. В.Я. Милынтейна; 1910. - 18 с.

183. Шестаков П.Д. Еще несколько слов об образовании инородцев // ЖМНП. 1867. 4.135. с.253-273.

184. Школы Алтайской духовной миссии. // Томские епархиальные ведомости. 15 апр. 1902. - № 8, с. 6-13.

185. Школы Алтайской Духовной миссии. // Томские епархиальные ведомости. сентябрь 1909. - № 17, с. 701-704.

186. Школы в Алтайской миссии в 1902 году. // Томские епархиальные ведомости. 1903. - № 14, С. 1- 9.

187. Школы Алтайской Духовной миссии. // Отчет Алтайской духовной миссии за 1914. Томск: 1915.-е. 27-43.

188. Шатаев А.В. Макарий Невский. // Канн-Алтай, № 4(16), 1997. -с.20.

189. Штернберг Л.Я. Инородцы. Общий обзор. // Формы национального движения в современных государствах. Под ред. А.И. Кастелянского. СПб.: 1910, с. 531-534.

190. Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторический очерк. М.: Учпедизд, 1948. - 280 с.

191. Эфиров А.Ф. Дореволюционные русификаторы нерусских школ Сибири. // Ученые записки НИИ школ Наркомпро РСФСР. Т. 3. -1940. - с. 45-78.

192. Эфиров А.Ф. Русификаторская система Ильминского в Чувашии. -М.: 1935.-С. 65-71.

193. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Общий ход развития школьного дела в Сибири с 1903-1917 гг. Ново-Николаевск: 1923. - 246 с.

194. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб.: 1891. - С. 92,97.

195. Ядринцев Н.М Об алтайцах и черневых татарах. СПб.: Типограф. В. Безобразова и К, 1881. - С. 27.

196. Ядринцев Н.М Сибирь как колония. Изд. 2-е, СПб.: 1882. 720 с.

197. Языческие школы на Алтае. // Православный благовестник, октябрь 1899. Т. 3. № 20; кн. 2 М.: 1899. С. 254-259, 296-308.

198. Яковлев И.Я. Моя жизнь. М.: 1997. - с.76-77.211. Он же. С. 81.

199. Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности Архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии. — Бийск: 1893.-315 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.