Психоанализ и психическое здоровье личности: Социально-философские аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Ахматдинова, Маргарита Ринатовна

  • Ахматдинова, Маргарита Ринатовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 150
Ахматдинова, Маргарита Ринатовна. Психоанализ и психическое здоровье личности: Социально-философские аспекты: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2002. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ахматдинова, Маргарита Ринатовна

ГЛАВА

I. Психоанализ и проблема психического здоровья личности в современных условиях (стр. 16-70)

1.1. Идея сущростного «ядра» личности и социокультурное направление психоанализа (стр. 46)

1.2. ПсихР1ческое здоровье личности как условие человеческого существования (стр. 70)

ГЛАВА

II. Психическое здоровье личности как социокультурное явление (стр. 127)

2.1. Сущность психического здоровья и его социальные модификации. (стр. -ПО)

2.2. Социальный интерес как критерий психического здоровья личности. (стр. 111- 127). Заключение (стр. 138-129)

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Психоанализ и психическое здоровье личности: Социально-философские аспекты»

Актуальность темы диссертационного исследования. В последние годы в России, как и во всем мире, усилилась тенденция обращения человека к своему внутреннему миру, к духовности,мление к самопознанию. Все это необычайно актуализирует цель достижения оптимального взаимодействия человека с внешним и внутренним мирами, достижения внутренней гармонии, являющейся важнейшим критерием психического здоровья, о чем можно судить по все возрастающему спросу на соответствующую литературу и услуги профессионалов, содействующих этому. 2001 год был провозглашен ЮНЕСКО годом психического здоровья. Данная тенденция - не случайность, а показатель роста отчуждения человека от мира и от самого себя. Последнее обстоятельство выступает, на наш взгляд, одной из главных причин всеобщего духовного, культурного и нравственного кризиса, охватившего сегодня цивилизованный мир.

Россия в данном отношении не только не является исключением, но более того, здесь этот кризис проявляется наиболее остро. Психическое здоровье людей в нашей стране отличается целым рядом негативных тенденций. Так, согласно последним статистическим данным, в России каждый пятый ребенок рождается больным или заболевает сразу после родов. Физиологическое течение беременности и родов наблюдается лишь у 20 % рожениц1. Уже в возрасте до 3 лет 9,6 % детей имеют явную психическую патологию . Лишь у 45 % дошкольников отсутствуют отклонения в психике. Распространенность нервно-психических расстройств среди школьников достигает 70 %3.

По данным А. Казанцева (1998)4 в последние годы среди населения

1 С. В. Шагарова. Психическое здоровье населения как проблема национальной безопасности. // Актуальные вопросы психиатрии и психотерапии. Тезисы докладов Республиканской научно- практической конференции в г. Стерлигамаке 7-9 июня 2000 г. - г. Уфа, 2000,- с. 3 - 55.

2 Там же.

3 Там же.

4 Цит. по: Р. Г. Валинуров. Современное состояние и перспективы развития психиатрической службы в Республике Башкортостан. // Актуальные вопросы психиатрии и психотерапии. Тезисы докладов Республиканской научно- практической конференции в г. Стерлигамаке 7-9 июня 2000 г. - г. Уфа, 2000.- с. 6 - 7.

России растет число лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, реактивными состояниями, неврозами, расстройствами личности. Кроме того, происходит утяжеление или декомпенсация психических расстройств. В течение 1991- 1998 гг. интенсивный показатель заболеваемости психическими расстройствами возрос на 75, 1 %, алкогольными психозами - на 294, 3 %, наркоманией - на 557, 6 %. Среди психических расстройств отметим наиболее высокий рост заболеваемости реактивными состояниями - на 83,3 %, психосоматическими расстройствами - на 106, 0 %, и последствиями органических поражений ЦНС - на 71, 8 %.

ГТо данным Московского НИИ психиатрии1, в течении 1991-1996 гг. число завершенных самоубийств в России увеличилось в 1, 6 раза, т. е. составило 41,4 человек на 100 тысяч населения, что ставит нашу страну по этому показателю на одно из первых мест в мире (по данным ВОЗ, уровень самоубийств более 20,0 человек на 100 тыс. населения является критическим). Более того, в Уральском регионе России этот показатель достигает 65-81, а в Республиках Коми и Удмуртия - 150-180 человек на 100 тыс. населения.

Согласно данным официальной статистики, истинную потребность в психотерапевтической и психиатрической помощи испытывают от 30 до 70 % россиян, обратившихся в амбулаторно - поликлиническую службу .

В Республике Башкортостан за 1991-1999 гг. число только зарегистрированных психически больных возросло на 22 % и составило 91, 9 тыс. человек3. Кроме того, свыше 56 тыс. человек страдает алкогольной и другими зависимостями. За указанный период показатель заболеваемости алкогольными психозами увеличился в 2, 5 раза, а наркоманией - в 10 раз. По прогнозным оценкам

1 Там же.

2 Там же.

3С. В. Шагарова. Психическое здоровье населения как проблема национальной безопасности. // Актуальные вопросы психиатрии и психотерапии. Тезисы докладов Республиканской научно- практической конференции в г, Стерлитамаке 7-9 июня 2000 г. - г. Уфа, 2000. - с. 3-5. специалистов через 5 яет число наркоманов и алкоголиков в Республике Башкортостан составит более 200 тысяч человек1.

Увеличение числа психически больных, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией обусловливает рост общественно - опасных действий. В 1999 году только в Республике Башкортостан психически больными было совершено 173 общественно-опасных действия, в том числе 19 убийств^.

В 2000 г. число лиц наблюдающихся у психиатра достигло 2,3 % всего населения Республики. За последние 10 лет болезненность психотическими расстройствами в городах возросла в 1,7 раза3.

Не будем ходить далеко, для наглядности приведем статистику по душевным недугам по городу Уфе. С этой целью обратимся к отчету Уфимского Городского психоневрологического диспансера о проделанной работе за 2000 год: «Обслуживаемое население - 1 086 638 человек. На 01.01.2001 года на диспансерном учете состоит 14 153 больных (для сравнения: на 08.01.2000 года состояло на диспансерном учете 13 396 человек), на консультативном учете состоит 25 069 человек (на 08.01.2000 года состояло 23531 человек). В 2000 году обращались за специализированной помощью 39 222 человека (в 1999 году эта цифра составляла 38 927 человек). По итогам 2000 года увеличилось число посещений врачей диспансера и составило 183 905 посещений (по итогам 1999 года -183 791 посещений). За 2000 год впервые выявлено 4607 человек, страдающих психическими расстройствами. Психологами лаборатории за отчетный год принято 6517 человек (в 1999 году было принято 5368 человек).

Статистические данные указывают на то, что растет число психических заболеваний и в большей части за счет расстройств непсихотического характера (т.е. консультативной группы). По России болезненность непсихотическими расстройствами увеличилась в 3,2 раза, в то время как болезненность шизофренией - на 7 %, умственной отсталостью - на 20 %. Это означает, что растет

1 Там же.

2 Там же.

3 Отчет Уфимского Городского психоневрологического диспансера о проделанной работе за 2000 год. потребность в психотерапевтах и психологах.

Перед нами только официальные цифры. Но сколько людей, нуждающихся в квалифицированной помощи, не обращаются за ней из-за боязни психиатрической службы, идут к различного рода целителям, колдунам, ясновидящим, и т.п., и когда уже проявляются явные, ничем не скрываемые, грубые изменения в психике, то прибегают к помощи специалиста. Причем необходимо отметить, что тогда люди в большинстве случаев приходят не сами, а их приводят близкие.

На этом фоне, по нашему мнению, особенно актуально обращение к учениям классиков, посвятивших свою жизнь изучению поведения людей, с целью избавления их от душевных недугов, улучшения качества жизни через повышение их духовности, т. е. способности оптимально взаимодействовать с окружающим миром. Бездуховность личности проявляется либо в стремлении полностью изолироваться от мира, либо навязать миру свои собственные стереотипы.

Освоение глубинных пластов человеческой природы (ее телесного, душевного, духовного и т.д. уровней), культивирование поприща человеческой деятельности в настоящее время как бы отрывается от непосредственного развития человеческой личности. Это можно трактовать следующим образом: образ личности - как актуальной и потенциальной целостности отдельного человека - постоянно присутствует в жизни реального индивида, но отныне как не-проявленное, теневое его отображение. Все это вне всякого сомнения создает реальную угрозу психическому и духовному здоровью личности. Личность детализируется, фрагментируется, что, в свою очередь, создает проблему адаптации внешних социальных форм к внутреннему миру человека, существенным элементом которого является психическое здоровье.

Далее. Если включить в анализ личности более широкий исторический контекст, то можно заметить, что все существенные сдвиги в экономике, культуре общества сопровождаются изменениями в строе индивидуальной жизни людей, в их духовной и психической организации. Так, если при классическом капитализме имеет место преимущественное развитие одних личностей за счет лимитизированного развития других, то сегодня в условиях возрастания техногенного фактора, напротив, сохранение неразвитой формы личностного бытия обеспечивается за счет скрытой эксплуатации более развитой и организованной личностной формы.

Если раньше сложная деятельность имела преимущества перед деятель-ностями простыми, то теперь наше общество столкнулось с проблемой скрытой эксплуатации и отчуждения, осуществляемыми по отношению к сложным личностным формам. Столкновение с серьезными жизненными и человеческими проблемами заставляет человека перейти от обобщенных образов и понятий к конкретной характеристике средств взаимодействия с другими людьми, к определению границ и возможностей своего личностного пространства.

Однако структурирование пространства может быть истолковано как продукт развертывания самого сознания, его психических и духовных структур, как условие формирования и нормального функционирования психики индивида. Но данному психологическому аспекту проблемы можно противопоставить и другой, когда структура жизненного пространства человека, в которой он развертывает свое духовное бытие, существует сама по себе, независимо от его психики и сознания.

В настоящей диссертации нас интересовал тот аспект, когда сознание работает с напряжением, раскрывает или наращивает при этом свои потенции в качестве конструктивного принципа человеческого взаимодействия.

Человек на приеме у врача (в нашем случае у психотерапевта) предстает в качестве потенциального носителя какого- то недуга (в том числе и психического); при этом врач видит в нем единичного представителя некой общей нормы или патологии, т. е. опускает значение этого человека как особого индивида, личности. Отсюда и возникает огромная масса трудностей в индивидуальном диагностировании больных.

Вне всякого сомнения, в лечении преуспевает тот, кто имеет опыт, нежели тот, кто обладает отвлеченным знанием. «Но все же мы полагаем, - говорит Аристотель, - что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким - то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт.».1 Но владение искусством предполагает знание причин, которое невозможно без целостного постижения природы человека. Так, поведение, отклоняющееся от социальных норм - лишь внешняя сторона психической болезни. Взятая сама по себе она ничего не объясняет, а только констатирует определенный эффект. Для понимания следует обратиться к выяснению личности заболевшего, к его социальному чувству или социальному интересу, воспитание которого, по мнению А. Адлера - первостепенная задача педагога и психотерапевта. Исследование структуры этого интереса, социокультурных механизмов его развития является актуальным прежде всего в том плане, что здесь мы выходим на саму сущность психического здоровья как интегратора глубокой эмоциональной коммуникации с людьми, интереса к духовным и культурным процессам, происходящим в современном обществе.

В науке социальная философия принято рассматривать социальную ситуацию во взаимосвязи с социально- психологическим климатом. В этом плане следует рассматривать усиливающийся в последнее время разрыв духовных и душевных структур.

Некоторые авторы, например И. А. Кудрявцев, прямо констатируют тот факт, что сегодня «можно говорить о духовных и душевных болезнях как самостоятельных сущностях. Можно быть духовно здоровым, будучи душевнобольным, и наоборот, быть «духовно больным», будучи «психически полноценным»2. В то же время, «основа здоровой личности, целостность нашего «Я» заключены в единстве и гармонии взаимодействия духовной, душевной и инстинктивно - телесной сфер»3. Более того, данное единство обеспечивается

1 См.: Аристотель. Соч. в 4-х т.: т.1. - М.: Мысль, 1976. - с. 66.

2 См.: Кудрявцев И. А. Диагноз: бездуховность.//Российский психиатрический журнал. 1. 97. - М.: Медицина, 1997. - с. 67. Там же. преобладающим влиянием духовного, нравственного начала, которое заключается прежде всего в оценке своих способностей, в готовности проявить доброту, участие, в способности быть искренним. Только в этом последнем случае духовные структуры выстраиваются по принципу конституирования, а не конструирования. Последнее замечание очень важно, поскольку в том случае, когда человек говорит «от имени духа», произрастает псевдодуховность и ее различные модификации (например, этический демонизм, эстетический фетишизм, шизойдная рационализация).

Поэтому, исходя из сказанного, концепция психического здоровья личности отталкивается от исследования ее личностного бытия, ее индивидуальных сущностных сил. Мы полагаем, что сложнейший душевный мир личности выступает не просто в качестве основы ее духовности, а представляет собой такую могущественную потенцию, или исток, ее духовного бытия, который оказывается больше, нежели само это бытие.

Современный человек уже приблизился к такой границе своего существования, когда оказались во многом уже исчерпанными его душевные энергетические ресурсы. Он изнурил себя в социальном и культурном бытии. Поэтому встал вопрос о качественном использовании человеческих ресурсов, который, в свою очередь, напрямую связан с самой проблемой психического здоровья.

Сегодня резче, чем когда бы то ни было, обнаруживается зависимость социальности, как концентрированного выражения внешних по отношению к человеческим индивидам норм и эталонов общественной жизни, от психического и духовного развития людей. Именно эта мысль и послужила основным фоном настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема телесного и духовного здоровья человека осмысливалась представителями различных философских направлений и культурных традиций. Если размышлять о всех существующих теориях физического и духовного здоровья, то это огромное число ярких имен, анализ трудов которых составляет благородную задачу и имеет выход в самые различные сферы знания. Поэтому в настоящей диссертации нас больше интересовали те персоналии и идеи, которые непосредственным образом касаются социального аспекта духовного здоровья. В свою очередь, это выводит исследователей на осмысление такого системного модуса организации личности, как его психическое здоровье.

Следует учесть тот момент, что сегодня опасности уничтожения подвергается сама потенциальная целостность отдельной человеческой личности. В этом плане существенным для нас является понимание личности не как простой суммы черт характера, обусловленных обстоятельствами рождения, детства и социального окружения, а как сложнейшей динамической системы, в которой все связано со всем. Существенным элементом этой системы выступает, так называемое, "экзистенциальное ядро",1 обеспечивающее целостность личности. Э. В. Соколов пишет по этому поводу: "Сколь бы случайными, противоречивыми и малозначительными не казались отдельные поступки человека, черты характера, невротические отклонения, все они - суть проявления и трансфер-мации этого единого внутреннего "ядра" личности." . В этом плане мы обратились к исследованию индивидуальной психологии А. Адлера, его теории социального чувства или социального интереса.

На наш взгляд, невозможно оставаться духовно здоровым, будучи лишенным психического здоровья. Последнее есть именно та основа, на которой произрастает весь духовный и душевный строй, внутренний смысл существования и поведения индивида, коллектива, общества в целом. Поэтому обратившись к работам 3. Фрейда3 и его последователей К. Юнга, А. Адлера,

1 А. Адлер. О невротическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И. В. Стефанович - СПб.: Университетская книга, 1997 - с, 8. Там же.

3 Фрейд 3. Психологические этюды. - М., -1912. - 55 е.; Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе, Очерк психоанализа. - СПб.: Алстсйя, 1998 - 288 е.; Фрейд 3. Психология бессознательного - М,, 1989. -381 е.; Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., - 1998,- 455 е.; Фревд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. - Тбилиси, "МЕРАНИ", 1991,- 426 е.; Фрейд 3. Психоанализ. Религия, Культура, - М., 1991,; Фрейд 3, Тотем и табу. -М. -Л,, 1923. -81 е.; Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого "Я". -М., - 1984. -98 е.; Фревд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов, - М., -1989. - С, 94- 142,

К. Хорни, В. Райха, Э. Фромма1 и др., а также к трудам Р. Кеттела, Г. Олпорта, Г. Айзенка, А. Бандуры, Дж. Келли, Э. Эриксона, Дж. Роттера, мы, прежде всего, оттолкнулись от идеи важности жизненной энергетики для коммуникации с людьми.

Необходимо подчеркнуть, что сама по себе проблема здоровья требует комплексного подхода, осмысления с точки зрения фундаментальных наук. Но лучше всего эта проблема раскрывается, когда она анализируется с позиций модификаций духовности и бездуховности, формирования гуманистических ценностей. Значительный вклад в разработку данной проблематики внесли работы таких отечественных исследователей как В. У. Бабушкин, В. С. Барулин, И. И. Брехман, JI. П. Буева, Д. Ж. Ванеев, Ф. А. Гайсин, В. П. Казначеев, В. И. Ксенофонтов, И. Д. Калайков, И. А. Кудрявцев, JI. Н. Коган, P. JI. Лившиц, А. В. Лукьянов, П. В. Симонов, И. В. Силуянова, В. Н. Шевченко, А. Б. Элебаева и другие. Так, в работах В. ГГ. Казначеева проводится та мысль,

1 Юнг К. Г. Аналитическая психология / СПб: "Университетская книга", -1998. - 416 с. Юнг К. Г. Современность и будущее. - Минск, Университетское, 1992 - 60 е.; Юнг К. Г. Практика психотерапии. СПб.: "Университетская книга", - 1998. - 416 е.; Юнг К. Г. Психологические типы. - М,, 1924. - 506 е.; Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. / Московский философский фовд; Медиум. 1994. - 253 е.; Адлер А. Нау ка жить. - Киев, 1997. - 208 е.; Адлер А. О невротическом характере. - СПб, - Университетская книга, 1997. - 388 е.; Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально- экономические теории биологической энергии. - - "Университетская книга" ACT СПб. - Москва 1997. - 299 е.; Хорни К. Собрание сочинений в 3-х томах. - М. Смысл, 1997.; Фромм Э, Иметь или быть? - М,, 1976. - 106 е.; Фромм Э, Человек для себя. - Мн.: "Коллегиум", 1992. -253 е.; Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: ООО "Издательство ACT - ЛТД", - 1998. - 568 е.; и др.

2 Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенциоиального анализа). - М., - 1995. - 95 е.; Барулин В. С. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. - М., - 1994.- 96 е.; Брехман И. И, Введение в валеологию - науку о здоровье. - М., 1990,- 250 е.; Буева Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии, № 2 , 1996,— с.4-5,; Валеев Д. Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. - Уфа; БашГУ, - 1998. - 148с.; Гайсин Ф. А. Попов В.Д. Духовность -сущность человека. - Уфа: Изд-е Башкирок, ун-та, - 1995. - 116с.; Кудрявцев И. А. Диагноз: бездуховность // Российский психиатрический журнал. 1.97. - М,; Медицина, 1997. - с. 65- 68.; Коган Л. Н. Зло. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 106 е.; Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки, - 1976. - № 1 - с.18-34; Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та , - 1997. - 152 е.; Лившиц Р. Л. Дух, душа, тело // Новые вдеи в философии. - Пермь, - 1998. - №7. -с. 151-153; Лукьянов А. В. Духовные предпосылки целесообразной деятельности человека в условиях научно-технического прогресса // Человеческий фактор и ускорение научно-технического прогресса. Межвузовский научный сборник. - Уфа: изд. Башкирск, ун-та, 1987. - с. 49.; Лукьянов А. В, Философия. Предвидение, Духовность. - Уфа, - 1993. - 108 е.; Лукьянов А. В. Проблема духовного "Я" в философии И. Г. Фихте. - Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, - 1993. - 190 с; Симонов П.В., Ефимов П. М,, Вяземский Ю. П. Происхождение духовности, -М.: Наука, - 1989. - 352 е.; Силуянова И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, - 1990. - №12, - с. 100-104; Уледов А, К, Духовное обновление общества. - М,: Мысль, - 1990; Федотова В, Г. Практическое и духовное освоение действительности, - М.; Наука, - 1992. - 152 е.; Федотова В. Г. Душевное и духовное // Философские науки, - 1988. - №7, - с, 50-58; Шевченко В, Н. Духовность, деятельчто здоровье индивида есть динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, активной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности достойной жизни.1 Е. Н. Кудрявцева связывает здоровье (в том числе и психическое) с социальными функциями и образом жизни2.

На наш взгляд, это - верный подход. Имея дело с больными, врач, в целях эффективности лечения, должен в первую очередь ознакомиться с условиями жизни пациентов, с тем, как они отдыхают, как отвечают на вопросы, как себя ведут.

Здоровый образ жизни, выступающий в качестве функции личностного выбора человека, его активного и ответственного отношения к собственной жизни как феномену, во многом определяет и психическое здоровье, которое не сводится только к тому, что дано от природы. Психическое здоровье во многом зависит от развитости в личности духовного слоя. "Развитая духовность, - отмечает И. А. Кудрявцев, - позволяет человеку сопротивляться даже тяжелым психическим заболеваниям, реализовать свой талант, добиваться невиданного творческого роста, несмотря на свой недуг"3. Устойчивое психическое здоровье решительно стремиться удалить зло из поля своего зрения. Но эту мысль не следует понимать упрощенно. Ведь человеку искреннему и не склонному идеализировать действительность, трудно с этим согласиться4.

Разработка проблемы психического здоровья немыслима вне исследования духовности и бездуховности личности как типов мироотношения. Эта проблематика, так или иначе, затрагивается в трудах С. С. Абрамова, ность, культура. // Свободная мысль, - 1993. - №5. - с.82-86; Элебаева А. Б. Духовная культура, проблемы и перспективы ее развития. - Фрунзе. - 1975. - с, 107.

1 См.: Казначеев В. П. Экология человека и проблемы социально- трудового потенциала населения. - М., 1986.

- с. 9-10.

2 См.: Кудрявцева Е. Н. Здоровье человека: проблемы, суждения //Вопросы философии, № 12, 1987. - с. 101102.

3 Кудрявцев И. А. Диагноз: бездуховность // Российский психиатрический журнал. 1.97. - М.: Медицина, 1997.

- с. 67,

4 См.: Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. - М.: Наука, 1993. - с. 118.

П. В. Алексеева, В. А. Бачинина, Е. К. Бьгстрицкого, Ф. Е. Василюк, П. П. Гайденко, Д. И. Дубровского, А. И. Зеличенко, В. Е. Кемерова, В. А. Ку-тырева, В. Н. Келасьева, В. А. Лекторского, В. И. Овчаренко, И. М. Орешнико-ва, А. К. Уледова, А. Н. Чанышева.

В этом плане в работах В. И. Овчаренко проводится та мысль, что изучение проблем личности и межличностных отношений связано с исследованием истории, теории и методологии психоанализа. Эти труды открывают, на наш взгляд, широкую перспективу для интегративного исследования проблемы психического здоровья личности в том плане, что последняя глубоко укоренена в своем прошлом, наделена мощной энергией и устремлена в будущее. Именно анализ данного аспекта психического здоровья как силы быть в пространстве культуры, как силы самореализации, еще в полной мере не осмысливался исследователями. В обществе должны быть созданы механизмы, предотвращающие духовные и психические болезни, должна быть усилена ориентация на социальный интерес, на вечное и общечеловеческое. Решение именно данной задачи и предопределило объект и предмет настоящего диссертационного исследования.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает здоровье человека как сложная, динамическая система биологических, психологических и духовных факторов, связанных с социальной активностью и достойной жизнью.

Предметом исследования является психическое здоровье личности.

Целью работы является социально - философский анализ психического здоровья личности в контексте философии психоанализа. Это предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- обосновать идею сущностного "ядра" личности путем раскрытия творческого потенциала социокультурного направления психоанализа;

- проанализировать психическое здоровье личности в качестве условия человеческого существования;

- раскрыть сущность психического здоровья и его социальные модификации;

- на материале философии психоанализа исследовать критерии психического здоровья личности.

Методологическая основа диссертации. Диссертант использует достижения философии психоанализа и социокультурный подход к исследованию психического здоровья личности. При этом мы исходим из такого понимания психического здоровья, согласно которому целостность нашего "Я" заключена в единстве духовной, психической и телесной сфер.

В качестве теоретической основы исследования выступили работы современных отечественных и зарубежных философов (особенно труды представителей психоанализа), а также сочинения выдающихся представителей немецкой классической философии в которых развит диалектический подход к пониманию душевного, духовного и нравственного здоровья личности.

Научная новизна исследования:

- предложена концепция психического здоровья личности, согласно которой оно - есть потенция (способность) личности гармонизировать индивидуальный и общественный интерес;

- установлено, что сегодня нарастает зависимость социальности от духовных и психических парадигм;

- доказано, что социально- философский анализ психического здоровья связан с его рассмотрением в качестве определенной грани (или уровня) духовности, что предполагает выход на уровень целостного осмысления самой проблемы личности и ее здоровья;

- обнаружено, что общей точкой соприкосновения духовного и психического здоровья личности выступает ее открытость навстречу миру и другому человеку как носителю родовой человеческой сущности;

- в связи с этим обосновано, что "энергия" личности или ее психическое здоровье выражается в социальном интересе, проявляющемся в виде глубокой эмоциональной коммуникации с людьми; - доказано, что психическое здоровье человека представляет собой такой способ отношения к социуму, в результате которого сосуществование с другими людьми становится формой развертывания его личностного бытия.

Научно - практическая значимость диссертации состоит в том, что понимание психического здоровья как такого мироотношения, в результате которого человек открывает себя миру и другому человеку, выводит нас на проблему творческой активности человека.

Результаты диссертации могут найти свое применение как в процессе разработки комплексных программ развития здоровья и творческих способностей личности, так и могут быть использованы в лекциях и на семинарских занятиях по курсу "философия", в спецкурсах по социальной философии.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях автора на конференциях: "Эмоции, стрессы, неврозы и здоровье пожилых людей" (г. Уфа, 1999 г.), "Актуальные вопросы психиатрии и психотерапии" (г. Стерлитамак, 2000 г.), "Нормативные основы культуры" (г. Уфа, 2001 г.), в ежегодной научно-практической конференции "Человек. Общество. Образование." (Уфа - Москва, 1997, 1998, 2001, 2002 гг.).

Основные выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях автора общим объемом 1 п. л.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии Башкирского государственного медицинского университета 13 ноября 2001 года, протокол № 4

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения и списка использованной литературы, состоящей из 299 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Ахматдинова, Маргарита Ринатовна

Заключение.

Проведенный социально- философский анализ психического здоровья (на материале философии психоанализа) позволяет нам сформулировать следующие выводы:

1. В современных условиях российского социума нарастает зависимость социальности, как концентрированного выражения внешних по отношению к человеческим индивидам норм, стандартов, эталонов общественной жизни, от душевного и духовного развития, от психического здоровья людей.

2. Эта негативная социальность проявляется прежде всего в том, что опускается значение человека как особого индивида, личности с присущим ей богатым внутренним миром, «ядром» которого выступает психическое здоровье.

3 Идея сущностного «ядра» личности, представленного в социальном интересе, и вырастающая из социокультурного направления психоанализа (А. Адлер, Э. Фромм и др.), есть некая «энергия», заключающаяся в способности личности к глубокой эмоциональной коммуникации с людьми.

4 Психическое здоровье выступает в качестве важнейшего условия человеческого существования. Это такая внутренняя сила личностного бытия, которая оказывается больше, чем само социальное или культурное бытие.

5 Сущность психического здоровья личности выступает в качестве ее способности открывать себя миру (социуму), а также другому лицу как представителю родовой человеческой сущности.

6 Сделан и обоснован вывод о том, что в социально- философском плане не следует противопоставлять психическое здоровье духовному. Первая есть определенная грань (или уровень) духовного здоровья. Данное положение представляет собой несомненную ценность в том отношении, что ориентация личности и общества на развитие психического здоровья является действенным механизмом предотвращения бездуховности и таких ее опасных социальный модификаций как шизойдная рационализация, этический демонизм и эстетический фетишизм. 7 В диссертации выявлены основные критерии психического здоровья. К их числу можно отнести: 1) социальный интерес, т. е. интерес к процессам, происходящим в обществе; 2) способность доверять и быть искренним; 3) готовность к самокритике; 4) трезвая оценка своих способностей; 5) чувство сострадания и инициативы; 6) способность к самоактуализации.

Таким образом, мы не противопоставляем друг другу психическое и духовное здоровье, а рассматриваем их как составные части целостности нашего «Я». При этом психическое здоровье у нас выступает в качестве той фундаментальной основы, над которой возвышается сложный духовный мир.

Предложенная концепция психического здоровья открывает, на наш взгляд, широкие перспективы для освоения глубин человеческой природы. Творческий идейный потенциал психоанализа позволяет в этом плане преодолеть соответствующий отрыв человеческой деятельности от потенциальной и актуальной целостности самого человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ахматдинова, Маргарита Ринатовна, 2002 год

1. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. В книге «О современной буржуазной эстетике». М., 1972,- с. 109-120.

2. Абрамов С.С. Неявная субъективность: (Опыт философского исследования). Томск: Изд-во Томского университета, 1991.- 208 с.

3. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.: Наука, 1988. -287 с.

4. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.- 208 с.

5. Адлер А. Понять природу человека. СПб.: Университетская книга, 1997,56 с.

6. Адлер А. О невротическом характере. СПб.: Университетская книга, 1997. - 388 с.

7. Азаматов Д.М., Иванова О. М. Страховая медицина (социально-философский анализ). Москва Уфа, 1999. - 270 с.

8. Актуальные вопросы психиатрии и психотерапии. Тезисы докладов Республиканской научно- практической конференции в г. Стерлитамаке 7-9 июня 2000 г. г. Уфа, 2000. - 220 с.

9. Акчурин Б.Г. Духовная и телесная организация человека / Уфа: Изд-е БашГУ, 2001.-260 с.

10. Алексеев А.А. Путеводитель по стране Юнга / Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. / Пер. с англ. СПб.: Университетская книга, 1997.-230 с.

11. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX1 столетий: Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 1999. - 944 с.

12. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа. Познание и врачевание от древности до наших дней. М., Изд.-во: «Яхтсмен», 1995,- 604 с.

13. Андреева И.Е. Тело, дух, душа, мир. // Человек: образ и сущность. М., 1997.-С. 90-107.

14. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. 253 с.

15. Аппигнанези Р., Зарате О. Психоанализ в иллюстрациях: Пер. с анг. М.: Психоаналитическая ассоциация, 1996 - 176 с.

16. Аргайл М. Психология счастья: Пер с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. М. В. Кларина М.: Прогресс, 1990 -332 с.

17. Аристотель. Метафизика. О душе. Сочинения в 4-х т.: т.1. - М.: Мысль, 1976.-549 с.

18. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное общество. М., Наука, 1971,- 37 с.

19. Ахиезер А.С. Нравственная динамика общества: возможности прогнозирования // Социологический журнал, 1995, № 4. с. 5- 21.

20. Бабушкин В.У. Философия духа (опыт интенционального анализа). М., 1995. - 95 с.

21. Багаутдинов A.M. Философское осмысление психологических и социальных корней нравственной культуры русской и западной философией. // Вестник Башкирского университета, № 3, 1996. с. 43- 52.

22. Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. М., 1994,- 96 с.

23. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». М., - 1968. - с.319 - 320.

24. Бакшатинский В.А. Менеджмент вашего здоровья. М.: ПЕРСЭ, 2000. -224 с.

25. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.; Республика, 1994. - 479 с.

26. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. -383 с.

27. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека / АН СССР, Дальневост. отделение, ин-т биол. Крайн. Севера, М-во здравоохранения СССР; 1-й Моск. Мед. ин-т им И. М. Сеченова Л., 1988. - 267 с.

28. Берн Э. Введение в психиатрию для непосвященных / Пер с англ. А.И.Федорова.- СПб.: Талисман, 1994. 432 с.

29. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -с. 410- 439.

30. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. - 218 с.

31. Браун Дж. Введение в психоанализ и психиатрию для непосвященных. СПб., 1991,- 59 с.

32. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. Послесловие A.M. Руткевича. «Рерл - бук», «Ваклер», - 1997. - 298 с.

33. Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. - М., 1990,250 с.

34. Бретран М. Бессознательное в работе мысли // Вопросы философии. 1991. - № 4,- С.17 -36.

35. Брилл А. Лекции по психоаналитической психиатрии. Пер. с англ. И вступит. Статья А.Б. Хавина. «Деловая книга» Екатеринбург, 1998.335 с.

36. Браун К.Х. Критика фрейдо- марксизма: К вопросу о марксистком снятии психоанализа. / Пер. с нем. / Общ. ред. И вступ. ст. Н. С. Мансурова. М.: Прогресс, 1982. - 270 с.

37. Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека. М.: Инст-т молодежи, -2000. - 336 с.

38. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии, № 2 , 1996. С.4-5.

39. Бунин И.А. Собр. Соч.: В 9 т.: т.9. М., 1967. - с. 221.

40. Бухановский А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей / А.О.Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак 2-е изд., перераб. и доп. -Ростов н/Д. «Феникс» 1998 -416 с.

41. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. -Киев: Наукова думка, 1986,- С. 42-43.

42. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. -Уфа: БашГУ, 1998.-148 с.

43. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления кризисных ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

44. Великие мыслители Востока. М.: КРОН ПРЕСС, 1999. - 400 с.

45. Вердольоне А. Десять лет скандала ради истины. Свидетельство психоаналитика. СПб., 1993,- 78 с.

46. Вер Г. Карл Густав Юнг. Урал, Челябинск, 1998,- 107 с.

47. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. Л., Эго, 1991.-152 с.

48. Визитей Н.Н. Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. -М., 1985. — 119 с.

49. Войно-Ясенецкий В.Ф. О духе, душе и теле // Философские науки, 1998. -№ 1.-С. 143-150.

50. Вопросы психической адаптации (сборник статей) Новосибирск, (СФ АМН СССР), 1974. 239 с.

51. Вучков Ю. Искусство жить. (Пробл. социальн. психологии и нравствен, ориентации личности) / Пер. с болг. М. Лекомцевой. М.: Политиздат, 1989. - 286 с.

52. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика, 1994. -368 с.

53. Вышеславцев Б.П. Сочинения. М.: Раритет, - 1995. - 461 с.

54. Гавшина Г., Скворцова Т.В. Духовное возрождение России через духовное развитие личности // Духовное становление личности. Волгоград, - 1998. -С.3-7.

55. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / Пер. с нем. М.: Искусство, 1991.- 367 с.

56. Гайденко П.П. Философия Фихте и современность .- М.: Мысль, 1979.- 288 с.

57. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. - 495 с.

58. Гайсин Ф.А. Попов В.Д. Духовность сущность человека. - Уфа: Изд-е Баш.ГУ, 1995. - 116 с.

59. Галимов Б.С., Мусин Г.Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода / Уфа: Изд-е БашГУ, 2000. 284 с.

60. Гатауллин М.М. Душевное равновесие. Уфа: Башк. книжн. изд-во, 1985. -175 с.

61. Гобсс Т. Сочинения в 2-х т.: т.2. М.: Мысль, 1991. - 731 с.

62. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т.: т.1.

63. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Сочинения, т. 4.4.1. М.: Высш. Школа, 1999. -438 с.

64. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. т. 3. Философия духа. М.: Мысль, 1997.-471 с.

65. Гималетдинова Р.И. Образ жизни и социально-философские аспекты здоровья. Автореф. к. ф. н. -Уфа, 2000,- 27 с.

66. Грехем Дж. Как стать родителем самому себе. М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1994,- 138 с.

67. Счастливый невротик или как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. Пер. Н.Ю. Никуличев. М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. 206 с.

68. Гринсон Р.А. Техника и практика психоанализа. Воронеж: НПО «МОДЕК» 1994. -491 с.

69. Гроф С. Духовный кризис. -М.: МТМ, 1995.-256 с.

70. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.350 с.

71. Гуревич П.С. Это человек. Антология. М.: Высшая школа, 1995. - 333 с.

72. Грюнбаум А. Теория Фрейда и философия науки. // Вопросы философии. -1991. -№4.-с.12- 20.

73. Давлетгареева Р.Г. Роль механизмов самоорганизации в формировании экологического сознания. Автореферат дисс. канд. филос. наук. Уфа, -2000. - 23 с.

74. Дадун Р. Фрейд / Пер. с фр. Д.Т. Федорова. Предисловие канд. филос. наук. А. М. Руткевича / М.: Изд-во АО «Х.Г.С.», 1994. 511 с.

75. Даниленко О. Семнадцать тезисов о культуре и душевном здоровье // Исцеляющее искусство: мультидисциплинарное издание, том 1 № 4 1998.

76. Дезорцев В.В. Эмоции, стресс, неврозы, здоровье. Уфа, 1998. - 64 с.

77. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Пер. с англ. М.: Наука, 1993. - 432 с.

78. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990. - №3. - С.31- 40.

79. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 120 с.

80. Духовность: традиции и проблемы. Межвузовский научный сборник (отв. ред. А. В. Лукьянов и М. С. Кунафин). Уфа: Изд-е БашГУ, 1991. - 198 с.

81. Духовное производство: социально-философские аспекты проблемы духовной деятельности, (отв. ред. В.И. Толстых. М.: Наука, 1981. - 352 с.

82. Доля В.Е. Иллюзия Духовности. Львов: Изд-во Львов, ун-та, 1985. 224 с.

83. Жалдак Н.Н. Место категории «интерес» в системе категорий исторического материализма. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1978. - 21 с.

84. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебн. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999 208 с.

85. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии: (Учебное пособие для вузов по специальности «Психология») М.: Изд-во МГУ, 1982 -128 с.

86. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального института, - 1996. - 400 с.

87. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В.М.Лейбин. М.: Республика, 1994 - 384 с.

88. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. -551 с.

89. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

90. Ильин И.А. О грядущей России. Избранные статьи. М., 1993.- С. 31- 47.

91. История социологии: Учебное пособие для вузов. Минск, 1993,- с.209.

92. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М., 1988.-319 с.

93. Каган М.С. О духовном (опыт категориального анализа). // Вопросы философии, 1985.-№ 9. - с.91-102.

94. Казначеев В. П. Экология человека и проблемы социально- трудового потенциала населения. М., 1986. - с. 9- 10.

95. Кант И. Трактаты. Санкт-Петербург, «Паука», 1996. - 552 с.

96. Канторович Н.В. Очерки о здоровой и больной психике. Изд-е 2-е доп. и перераб. Ташкент: «Медицина» 1966. 167 с.

97. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси, 1970. -205 с.

98. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб.: ЛГУ, 1992. -208 с.

99. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М.: Аспект Пресс, - 1996. - 215 с.

100. Клеман К.Б. и др. Марксисткая критика психоанализа. М., 1976. - 78 с.

101. Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1999.-338 с.

102. Корнеенков С.С. Психология развития телесных потребностей человека // Вестн. Дальневосточн. гос. акад. экономики и управления. Владивосток, 1999.-№ 1. — с. 112-120.

103. Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 106 с.

104. Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности // Философские науки, 1976. - № 1. - с. 18-34.

105. Кокин М.К. и Габинский Г.А. Религия и психические болезни. Изд-е 2-е М.: Медицина, 1969. 39 с.

106. Крайф П. Борьба с безумием. Пер. с англ. И.Червонского (Предисл.

107. П.М.Зиновьева) М., Изд. иностр. лит-ра, 1960. 230 с.

108. Крапивинский С.Э. Социальная философия. Учебник для студентов вузов. М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1998 - 416 с.

109. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сб. научн. трудов. Вып. 1. / Под ред. д. псих, наук B.C. Мухиной. М.: 1979 - 110 с.

110. Кречмер Э. Медицинская психология. Пер с нем. / Изд. подг. В.А. Луков. -СПб.: Союз, 1998.-464 с.

111. Крымский С.Б. Контуры духовности: Новые контексты идентификации // Вопросы философии, 1992. - №12. - С.21-28.

112. Кудрявцев И.А. Диагноз: бездуховность // Российский психиатрический журнал. 1.97. М.: Медицина, 1997. - С. 65- 68.

113. Кудрявцева Е.Н. Здоровье человека: проблемы, суждения // Вопросы философии, № 12, 1987. С. 101- 102.

114. Кузнецов М.Г. «О болезнях психики»- Минск: Белорусь, 1981 64 с.

115. Курск К.С. Дефицит психической активности: пассивность личности и болезнь. М.: Институт психологии РАН, 1996 - 246 с.

116. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // философские науки, -1991. № 12. - С. 50-54

117. Кузнец А.А. О социальном психоанализе. // Вопросы философии. 1998. -№3. - с.162

118. Куттер Петер Современный психоанализ. / Пер.с немецк. С.С. Панкова. Под ред. В.В. Зеленского. СПб.: «Б.С.К.», - 1997. - 348 с.

119. Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», - 1994. - 199 с.

120. Лакан Жак. Семинары: пер с фр./ В ред. Ж. А. Миллера М.: Гнозис // Логос, 1998. Кн.1.: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954). 1998-432 с.

121. Лакан Жак. Семинары: пер с фр./ В ред. Ж. А. Миллера М.: Гнозис // Логос, 1999. Кн.2.: Работы Фрейда по технике психоанализа (1954-1955) 1999 - 520 с.

122. Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу / Пер. с фр. и предисл. Н.С. Автономовой. М.: Высш. Шк., 1996,- 623 с.

123. Левчук Л.Т. Психоанализ: от бессознательного к «усталости от сознания»,- Киев, Выща шк. Изд-во при Киевском гос. ун-те , 1989181 с.

124. Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М., 1990. 395 с.

125. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977,- -246 с.

126. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии, 1996,- № 2. С.30-32

127. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, - 2001. - 256 с.

128. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та , 1997. - 152 с.

129. Лившиц Р.Л. Дух, душа, тело // Новые идеи в философии. Пермь, - 1998. - №7. - с.151-153.

130. Литвак М.Е., Золотухина Аболина Е.В., Мирович М.О. Бинтование духовных ран или психотерапия? Ростов н / Д. Феникс, 2001 - 320 с.

131. Лукьянов А.В. Духовные предпосылки целесообразной деятельности человека в условиях научно-технического прогресса // Человеческий фактор и ускорение научно-технического прогресса. Межвузовский научный сборник. Уфа: изд. Башкирск. ун-та, 1987. - с. 49.

132. Лукьянов А.В. Проблема бытия в философии Э. Фромма (юбилейный доклад, посвященный 100-летию со дня рождения Э. Фромма) // Философская мысль, № 1 (1). Уфа: Башкирский университет, 2001.с. 135.

133. Лукьянов А.В. Философия. Предвидение. Духовность. Уфа, 1993. -108 с.

134. Лукьянов А.В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте. Уфа: Изд-е БашГУ, 1993.-190 с.

135. Лукьянов А.В. Основы истории и философии религий (Курс лекций). в 3-х т.: т.1. - Уфа: Изд-е ВЭГУ, 1995. - 128 с.

136. Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, - 1999. - 719 с.

137. Марсан Паскаль 25 ключевых книг по психоанализу: Пер. с фр. -Челябинск. Урал. LTD, 1999. 348 с.

138. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. К.: «ИСА», -1995. 352 с.

139. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой М.: . М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1994.144 с.

140. Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мира. Львов, М.: Инициатива; Совершенство, 1998 - 512 с. (Археология сознания)

141. Меньчиков Г.П. Духовная реальность человека // Философские науки, -2000.-№3.-С.116-123.

142. Меренков А.В. Личность: формирование потребности в нравственном развитии Красноярск: Изд-во Красноярск, ун-та, 1985. - 143 с.

143. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с англ. и комент. Ю.А. Асеева. Сост. и послесловие И.С. Кона. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 429 с.

144. Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М.: Политиздат, - 1990. - 222 с.

145. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и ее психологические и биологические основания. Новосибирск: Наука, 1984. - 316 с.

146. Мунье Э. Что такое персонализм ? / Пер. с франц. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1994. - 128 с.

147. Наэм Д. Психология и психиатрия в США: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1984. -300 с.

148. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейя, - 1999. -488 с.

149. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск: ООО «Интерпрессервис», 1999. - 896 с.

150. Норберто Р. Кеппе. Освобождение. Международное общество аналитической трилогии. - М., - 1983. - 265 с.

151. Нюнберг Герберт Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов / Пер. с англ. В.Варварова, К.Ягнюк. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 1999,- 360 с.

152. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа: В 2-х т. /Акад. пед. и соц. наук М.: Московский психолого-социальный институт. Флинта, 1999. Т.1 -1999 -848 С. Т.2 -1999 - 864 с.

153. Овчаренко В.И. О некоторых возможностях развития концепции «защитных механизмов» личности // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978. - 197 с.

154. Овчаренко В.И. К вопросу о психоаналитической модели психики // Философские науки, 1980. - №4. - С.25 -45.

155. Овчаренко В.И. Социологический психологизм. Критический анализ. -Минск, 1990.- 175 с.

156. Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск: Вышейшая школа, 1994.-392 с.

157. Овчаренко В.И. История российского психоанализа и проблемы ее периодизации // Архетип, 1996. - № 3-4. - С. 6 -19.

158. Овчаренко В.И. Психоаналитическая литература в России. { В соавт.}. -М„ 1998.-207 с.

159. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? Изд-во Мордовского университета, - 1992. - 148 с.

160. Петросян Р.А. Эмоции и воля в духовном развитии личности: социально-философский аспект. Авт-т. дисс. канд. филос. наук. - М., 1984. - 24 с.

161. Панфилова Т.В. Некоторые тенденции современного психоанализа // Общественные науки и современность. 2000. - №6. - с. 119-122

162. Пачеко Клаудия Азбука аналитической трилогии, (интегративный психоанализ) / Пер. с англ. Е. Чернявской; М. : Рекл.- Изд. дом «Тур», Б. г. 1994-221 с.

163. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. Пер. с англ. М. Папуша. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 224 с.

164. Петраков Б.Д. Психическая заболеваемость в некоторых странах в XX веке. М., «Медицина» 1972. 200 с.

165. Психическое здоровье и пограничные состояния. Сб. научн. тр. / Горьк. мед. ин-т им С. М. Кирова; Под общ. ред. В.К. Смирнова. Горький, ГМИ, 1983.-131 с.

166. Психология личности в трудах отечественных психологов. МПб: Издательство «Питер», 2000. - 480 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии»)

167. Платонов Г. В., Косичев А. Д. Духовность и наша жизнь (научно-популярный очерк). М.: Московский общественный научный фонд, Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - 160 с.

168. Поздяева С.М. Человек и его мир. Уфа: Изд-е БашГУ, - 1996. - 170с

169. Попов В.Д. Самоличный психоанализ в России: необходимость и перспективы. // Вопросы философии. 1999. - №12. - С. 43-51.

170. Пути обновления психиатрии: Материалы П1 съезда (Под ред. Ю.С.Савенко; Независимая психиатрическая ассоциация. М., Изд-е СН «Интермеханика», 1991. - 191 с.

171. Проблемы человека в современной науке: межвузовский сб. научн. статей. Н. Новгород, - 1999. - 274 с.

172. Пружинина А.А., Пружинин Б.И. Из истории отечественного психоанализа // Вопросы философии. 1991. - № 7,- С. 20 - 34.

173. Проблема духовности в современном обществознании: Межвузовский научн. сборник. / Под ред. А. В. Лукьянова. Уфа: БашГУ, - 1989. - 220 с.

174. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

175. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально- экономические проблемы биологической энергии. «Университетская книга» ACT СПб. -Москва 1997.-299 с.

176. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х т.: т.1. М.: Изд-во иностр. лит-ры, - 1956. - 623 с.

177. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Восточно-Европейский институт психоанализа; СПб., 1995. 288 с.

178. Робертсон Робин Введение в психологию Юнга. Ростов на/Дону: Феникс, 1999. - 320 с.

179. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. - с. 623.

180. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т.: т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.

181. Рутвевич А. М. Философия культуры Фрейда // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. - 378 с.

182. Росс Ли, Нисбетт Ричард Э. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М.: Аспект - Пресс, 1999. - 429 с.

183. Русский космизм. II и III Федоровские чтения. -М., 1990. 177 с.

184. Самиэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ. М.: ЧеРо, - 1997. - 416 с.

185. Селиванов А. И. Бытие и постижение развивающихся миров. Уфа: Изд-е БашГУ, 1998. - 360 с.

186. Семке В.Я., и др. Пограничные состояния и психическое здоровье. -Томск: Изд-во Томск., ун-та, 1990. 207 с.

187. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000 - 352 с.

188. Сильвио Фанти. Микропсихоанализ. Пер. с итальянского Н.Н.Шостаковой. М., - 1995. - 351 с.

189. Симонов П.В., Ефимов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352 с.

190. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека // Философские науки, 1990. - №12. - С. 100-104.

191. Словарь психиатрических терминов и относящихся к психическому здоровью терминов. (Пер. с англ.) М.: Медицина, 1991 -24 с.

192. СмитА. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. — 351 с.

193. Соболь К. И. Философские принципы психоаналитической теории 3. Фрейда (Учебно- методич. пособие для мед. ин-та по теме «Критика современной буржуазной философии») Горький, 1969,- 85 с.

194. Современная буржуазная философия и религия. Под ред.

195. A. С. Богомолова. М.: Политиздат, 1977. - 376 с.

196. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб.: Издательство «Лань», 1998. - 320 с.

197. Соколов. Э. В. Предисловие. Индивидуальная психология Альфреда Адлера // Адлер А. О невротическом характере. СПб.: Университетская книга, 1997. - с. 9 -45.

198. Соколов А. В. Структура, генезис и проверка психоаналитической теории: Материалы спецкурса / МГУ им. М. В. Ломоносова, каф. философии гуманитарн. факультет. -М.: Изд-во МГУ, 1992 71 с.

199. Социальная и клиническая психиатрия. Сб. научн. тр. / гл. ред.

200. B. В. Ковалев. М., 1992. - 160 с.

201. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. Второе издание, исправлен, и дополненное Дж. Сандлером и А.И. Дреер. -М.: 1995. - 194 с.

202. Соловьев В. С. Оправдание добра // Соч.: В 2-х т.: т. 1. М.: Мысль, 1990. - с. 65.

203. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х т.: т.2. М.: Мысль, 1988. - 822 с.

204. Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т.: т.1. М.: Политиздат, 1957. -630 с.

205. Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М.: Республика, 1994.-495 с.

206. Стрелков В. И. Духовность и творчество // человек как философская проблема: Восток Запад. - М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1991.1. С.200 201.

207. Сулин Ю.И. Справедливость как чувство, понятие, оценка, норма. // Актуальные проблемы марксисткой этики. Тбилиси, 1967. - с.37.

208. Тайсон Ф. , Тайсон Р. Психоаналитические теории развития / Под общ. ред. М. В. Ромашкевича. Екатеринбург: Деловая книга, 1998,- 528 с.

209. Теоретические проблемы психологии личности. М.; Издательство «Наука» -1974. - 278 с.

210. Теория и жизненный мир человека / Отв. ред. В.Г. Федотова. М., - 1995. -216 с.

211. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1992-121 с.

212. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333 с.

213. Урманцев Ю.А. Природа адаптации / системная экспликация // Вопросы философии. 1998. - №12. - с. 21-36

214. Файзуллин Ф.С. Этическое сознание и самосознание. Уфа, 1998. -208 с.

215. Фейербах JI. Сочинения в 2-х т.: т.2. М.: Наука, 1995.-425 с.

216. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. -М.: Наука, 1992.-152 с.

217. Федотова В.Г. Душевное и духовное // Философские науки, 1988. -№7. - с. 50-58

218. Фернанадес Доминик Дерево до корней: психоанализ творчества / Пер. с фр. Д. Соловьева. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998,- 240 с.

219. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998. - с. 304.

220. Философский энциклопедический словарь М.: Инфра - М, 1999. -576 с.

221. Фихте И. Г. Сочинения в 2-х т. СПб.: Мифрил, - 1993.

222. Фихте И. Г. Основные черты современной эпохи. СПб., 1906. - с. 172.

223. Франк С. Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 604 с.

224. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М.: Прогресс, 1990. -366 с.

225. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. - 256 с.

226. Фрейд 3. Психологические этюды. М., 1912. - 55 с.

227. Фрейд 3. О психоанализе // Фрейд 3. Психология бессознательного. -М„- 1989.-с. 346-381.

228. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. «Университетская книга» АСГ; СПб. М., 1997. - 284 с.

229. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М., 1923.

230. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., МЦ «Система» при МК ВЛКСМ. 1989.-82 с.

231. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа (Пер с нем. анг. ) Б.м.: Рефл- Бук, Ваклер, 1998- 288 с.

232. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб.: Алетейя, 1998 - 252 с.

233. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. - 455 с.

234. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., - 1989.1. С. 94-142

235. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., - 1925. -98 с.

236. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М., - 1984. - С. 203 -211

237. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Пер. с нем. Кн.2. Тбилиси, «МЕРАНИ», -1991. ~ 426 с.

238. Фрейд 3. Избранное. М., 1989,- 203 с.

239. Фрейд. 3. Конструкции в анализе. // Московский психотерапевтический журнал. М., - 1997. - № 3 (17). - с. 5-14.

240. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991. - 87 с.

241. Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993. - 130 с.

242. Фрейд 3. Тотем и табу. М,- Л., 1923. - с. 81.

243. Фрейд 3. Художник и фантазирование: / Общ. ред. сост. вступ. ст. Р.Ф.Додельцева, К.М. Долгова / М.: Республика, 1995.-395с.

244. Франкл В. Человек в поисках смысла. Сборник. М.: Прогресс, 1990. -366 с.

245. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. - 256 с.

246. Фромм Э. Душа человека. / Пер. с нем. М.: Республика, - 1992. -430 с.

247. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», -1998. - 568 с.

248. Фромм Э. Кризис психоанализа:очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии / Э. Фромм,- СПб.: Акад. Проект, 2000 222 с

249. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1976. - с. 106.

250. Фромм Э. Человек для себя./ Пер. С англ. и послесл. Л.А. Чанышевой. -Мн.: «Коллегиум», 1992. -253 с.

251. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. -377 с.

252. Хъелл JI., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение). СПб: Питер Ком, 1999. - 608 с.

253. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ: Пер. с англ. / общ. ред. Г.В. Бурлинской. М.: Издат. Группа «Прогресс -«Универс», 1993. - 480 с.

254. Хорни К. Собрание сочинений: В 3 т. М.: Смысл, 1997 Т.1. Психология женщины; невротическая личность нашего времени. - 1997 - 496 с. Т.2. Наши внутренние конфликты; невроз и развитие личности. 1997 - 696 с.

255. Хорни К., Фромм Э. Психоанализ и культура: Избр. тр. Карен Хорни и

256. Э. Фромма: (Перевод., сост. и автор послесловия A.M. Руткевич) М.: Юристь, 1995 - 623 с.

257. Хрусталев Ю. М. Этюды философских идей и мыслей. М.: Вунмц, 1998- 268 с.

258. Хидиятов Н. Б. Психоаналитическая теория 3. Фрейда о противоречивой сущности и движущих силах поведения человека: Лекция. Уфимская высшая школа МВД РФ; Уфа. 1994. - 37 с.

259. Хэтчер У.С. Понятие духовности. Киев: МП «Феникс», - 1992.

260. Шабанова М. «Неправовая свобода» и социальная адаптация // Свободная мысль - XXI. Теоретический и политический журнал. - 1995. -№11.-С. 54-67

261. Шангареева З.С. Образ жизни и здоровье населения Республики Башкортостан (социологический аспект). М.: «Крук», -1999. 200с.

262. Шварцман К.А. Психоанализ и вопросы морали. М.: «Знание», 1963 -56 с.

263. Швейцер А. Культура и этика. М., - 1973. - 74 с.

264. Шевченко В.Н. Духовность, деятельность, культура. // Свободная мысль,- 1993,-№5.-С. 82-86

265. Шеллинг Ф. В. Й. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 18271828 гг. в записи Эрнста Ласа. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - 320 с.

266. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. Ист,- крит. очерк -М.: Мысль, 1979.-268 с.

267. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы. Новые афоризмы. -М.: Высш. школа. 1998. - 148с.

268. Шулицкий Б.Г. Мадэализм концепция мировоззрения III тысячелетия. (Заметки по поводу модернизации физической теории). - Минск, - 1997. -176 с.

269. Шеразия А. К проблеме сознания и бессознательного психического. -Тбилиси.- 1973,- 167 с.

270. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. Учебн. пособие для вузов. М.: Высш. Школа, 1991. - 512 с.

271. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М.: Высш. школа, 2001. - 703 с.

272. Человек Волк и Зигмунд Фрейд. Пер. с англ.- Киев: PORT- ROYAL, 1996-352 с.

273. Человек и общество. Проблемы социализации индивида (Сборник статей) Под общ. ред. д. чл. АПН СССР проф. Б.Г. Ананьева, канд. юрид. наук

274. JI. И. Спиридонова. JI., Изд-во Ленингр. ун-та, 1971,- 199 с.

275. Человек как интегральная система. Межвуз. сборник науч. тр.- Ростов на/Д, 1988 130 с.

276. Черкасов С.М. Истинная сущность неофрейдизма Л., 1966. - 40 с.

277. Черненко В.А. Реакционная сущность учения Фрейда о религии. Л., 1972,- 31 с.

278. Чирков В.И., Диси Э.Л. Связь между здоровьем студентов, их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. М., - 1999. - №3. - С. 48 -57.

279. Чуркин А.А. Психическое здоровье населения России в 1985 1995 гг.// Российский психиатрический журнал. 1.97. - М: Медицина. - 1997.1. С. 53 58

280. Цивилизация. Культура. Личность. / Отв. Ред. Келле В.Ж. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 221 с.

281. Элебаева А.Б. Духовная культура, проблемы и перспективы ее развития. Фрунзе, 1975. - с.107.

282. Юдин Т.И. Очерки истории отечественной психиатрии М.: Медгиз, 1951.-478 с.

283. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1983.-560 с.

284. Югай Г.А. Общая теория жизни. М.: Мысль, 1985. - 256 с.

285. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М.: Мартис, 1995. - 309 с.

286. Юнг К.Г. Аналитическая психология / Пер. с анг., ред. и вступит ст. В. В. Зеленского СПб.: МЦНКИТ «Кентавр» и др. 1994. -136 с.

287. Юнг К.Г. Современность и будущее Минск, Университетское, 1992 - 60 с.

288. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с анг. СПб. Университетская книга, 1997. - 544 с.

289. Юнг К.Г. Практика психотерапии / Пер. с немец. М.: ООО « Фирма «Издательство ACT». СПб.: «Университетская книга», - 1998. - 416 с.

290. Юнг К. Г. Психологические типы. М., - 1924. - с. 506.

291. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке // Собр. Соч. Т. 15. Гл. II, 1П. М., 1992.

292. Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии, № 1, 1988,- с. 26.

293. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий: (Перевод) / Московский философский фонд: Медиум, 1994. 253 с.

294. Ярошевский Т. Размышления о человеке / Пер. с польск. М.: Политиздат, 1984. -91 с.

295. Ярошевский М.Г. Зигмунд Фрейд выдающийся исследователь психической жизни человека.// Фрейд 3. Психология бессознательного. -М., 1989.-С. 4-39.

296. Adler A. Handbuch der normalen und pathologischen Physiologie. Berlin, 1926.-386 s.

297. Aronoff J., Wilson J.P. Personality in the social process. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1985.

298. Berger P. Toward a Sociological Understanding of Psychoanalysis.- In: Facing Up to Modernity. N. Y., 1977. - p. 50- 55.

299. Freud S. Das Unbehagen in der Kultur. Wien, 1931. - 108 s.

300. Craik K.H. Personality research methods: An historical perspective. Jourhal of

301. Personality, 1986. - № 54. - p. 18-51.

302. Rowe D.C. Personality theory and behavioral genetics: contributions and issues. In D. M. Buss, N. Cantor (Eds.). Personality Psychology: Recent trends and emerging directions (pp. 294-307). N.-Y: Springer-Verlag, 1989.

303. Schelling F. W. J. Philosophic der Offenbarung // M. Frank. Frankfurt a. m., 1993.-598 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.