Проблемы развития азербайджанской советской поэмы (1956-1965 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Алиев, Рафик Юсиф оглы
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации Алиев, Рафик Юсиф оглы
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. РЕАЛЬНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОНФЛИКТ.
1.1. Историко-революционная и современная тематика
1.2. Судьба личности и духовно-нравственные противоречия.
ГЛАВА 2. В ПОИСКАХ НОВОГО ХАРАКТЕРА.
2.1. Новая историческая общность народов и советский характер.
2.2. Эпизод и эпизодические образы
2.3. Природа и человек
2.4. Художественный портрет.
2.5. Роль художественной детали в индивидуализации образа.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Современная таджикская поэма. Истоки и эволюция жанра1984 год, доктор филологических наук Атаханова, Хуршеда
Своеобразие жанра романа в стихах как специфической формы поэтического эпоса мордовской литературы2006 год, кандидат филологических наук Вельдяйкина, Елена Ивановна
Формирование и развитие жанров чувашской эпической поэзии2003 год, кандидат филологических наук Игнатьева, Елена Анатольевна
Марийская поэма1998 год, кандидат филологических наук Чеснокова, Софья Петровна
Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова2003 год, кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы развития азербайджанской советской поэмы (1956-1965 гг.)»
Актуальность темы. Исследование истории развития, проблематики отдельных жанров - одна из важных задач, стоящих перед современным азербайджанским литературоведением. Десятилетие после XX съезда КПСС (1956-1965 гг.) представляет собой один из этапов в эволюции азербайджанской литературы, в том числе поэзии, заслуживающих особого внимания. Каждый новый этап в развитии общества способствует обогащению характера личности новыми чертами. "Жизнь показывает, что экономический и культурный прогресс всех наций и народностей сопровождается неизбежно ростом их национального т самосознания". Этот социальный процесс находит яркое выражение в реалистической литературе рассматриваемого периода, в том числе в поэме. Поэма этих лет, аккумулирующая в себе богатый опыт эпических художественных традиций и обогащенная новаторскими достижениями, как и прежде, является одним из ведущих жанров азербайджанской поэзии, сыгравших значительную роль в расширении арсенала поэтических средств. В этот период под влиянием известных социально-политических, духовных факторов в самом жанре происходят определенные изменения, появляются новые формы, что в целом способствовало усилению интереса к поэме.^
Поэма является универсальным жанром, способным синтезировать в себе лучшие качества других литературных жанров. Ццинство лирических, эпических, драматических, публицистических элементов
1 Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. - М. Политиздат, 1982, с. 13
2 См.: Велиев М. О новых поэмах.- Азербайджан, 1958, № 4; Касум-заде К. Сегодняшний день нашей поэзии.- Азербайджан, 1958, 5: Ариф М. Азербайджанская советская поэзия.- Азербайджан, 1959, № 2; Набиев Б. Идейно-художественные особенности наших поэм.- Азербайджан, 1961, № 8; Гусейнов А. Идейно-эстетические качества наших поэм.- Азербайджан, 1962, 4; Агаев А. Наша прошлогодняя поэзия.- Азербайджан, 1962, № 8; Рза X. Некоторые замечания по поводу поэм. - Адабият ве инджесенет, 1965, 13 мат та (все- на азерб.языке). одно из важнейших качеств, обуславливающих широкие возможности жанра. "Современная поэзия и ее масштабная форма, поэма дают большой и интересный материал для размышлений над всем комплексом проблем бытия современного человека, в его связях с историт ей, в его устремленности в будущее.
Проблематика поэмы, современное состояние»тенденции и перспективы ее развития стали предметом широкого обсуждения на страницах "Литературной газеты" (1965), а также журнала "Литературное обозрение" (19ЯЗ), в ходе которого был высказан ряд интересных мыслей относительно эволюции жанра, обогащения его структуры, идейно-эстетических качеств.
Наблюдения и анализ показывают целесообразность исследования эволюции азербайджанской советской поэмы прежде всего в свете проблем конфликта и характера.
Конфликт и характер, их сущность и взаимоотношение, исключительная роль этих эстетических категорий в произведениях искусства - эти проблемы всегда находились в центре внимания теоретиков литературы, глубоко волновали литературоведов, философов. В советском литературоведении непосредственно этой проблеме посвя2 щено значительное количество исследований.
Конфликт подобен волшебному ключу, без которого невозможно
1 Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы.- М.:3нание, 1982, с. 16
2 См.: Горбунов Е. Идеи, конфликты, характеры.-М.,1960; Ковы-нев В.М. О диалектико-материалистической природе художественного конфликта.-Саратов,1965; Чокану И.М. Вопросы художественного конфликта в современной молдавской повести и романе. Автореф.дис.канд.ф!Ш)Л.наук.-Кишинев, 1965; Жусупов К.1Г. Проблема конфликта и героя в казахской советской прозе. Автореф.дис. канд.филол.наук.- Алма-Ата, 1969; Вите А. Конфликты и характеры в латышском советском романе. Автореф.дис.канд.филол.наук. -Рига, 1970; Абдуллаев М.Д. Проблема конфликта и характера в современной узбекской драматургии. Автореф.дис. .канд.Филол. наук.- Ташкент, 1970; Аллаков Дж. Проблема характера в~турк-менской прозе на современном этапе. Автореф.дис. .докт.филол. наук.-Ашхабад,1971; юсифов В. Кон&ликт и характер в современной азербайджанской прозе. Автореф.дис.канд.филол.наук. -Баку, 1979. раскрыть характер образа, идейно-художественную ценность произведения, а также определить его эстетические достоинства. В центре ценных художественных произведений всегда стоят важные, содержательные конфликты. Именно посредством конфликта писатель добивается глубокого анализа жизни, создания реальных человеческих образов, богатыххарактеров. Совершенно справедлив тезис М.Горького о том, что если есть ясно выписанные характеры, то их столкновение неизбежно.
Видный немецкий поэт И.Р.Бехер следующим образом объясняет исключительную роль конфликта в художественном произведении: "Что придает произведению необходимое напряжение? Конфликт. Что возбуждает интерес? Конфликт. Что двигает нас вперед - в жизни, в литературе, во всех областях знания? Конфликт. Чем глубже, чем значительнее конфликт, чем глубже, чем значительнее его разрешение, тем глубже, значительнее поэт. Когда ярче всего сияет небо т поэзии? После грозы. После конфликта."
Жизненность конфликта, богатство и сложность характеров являются критерием художественности произведений. Эти 1фитерии сохраняют силу и в отношении жанра поэмы. Поэму невозможно преде тажть вне конфликта. Эпическая сущность поэмы проявляется именно через конфликт, характеры и их столкновения. Академик Мамед Ариф справедливо отмечает, что там, где нет значительной темы, монументальности, борьбы сильных характеров, внутренней динамики, драматизр ма, там не может быть хорошей поэмы.
Подобно тому как философия считается наукой наук, так и поэму о порой называют жанром жанров, исходя из ее широких возможностей
1 Бехер И.Р. Любовь моя, поэзия. -М.: Худ.литература, 1965,с.157.
2 Ариф М. О нашей поэзии.- Азербайджан, 1966, № 2, с.9.
3. Марцинкявичюс Ю. Судьбы поэмы.- Литература и современность. М.: Худ.литература, 1967, с.373. в области художественного отражения реальной картины противоречий того или иного периода в общественной жизни, в создании характера. Поэма является поэтическим жанром с особой тенденцией к воплощению конфликтов и характеров. Именно поэтому исследование особенностей идейно-эстетической эволюции жанра на известном этапе его развития в плане главным образом проблемы конфликта и характера - важная и актуальная задача науки о литературе.
Предмет исследования. Цель и задачи. Предметом диссертации являются азербайджанские советские поэмы 1956-1965 годов. Выбор именно этого периода в эволюции жанра не случаен. Прежде всего следует отметить активизацию обращения в этот период поэтов к жанру поэмы. Достаточно указать, что за это время только в журнале "Азербайджан" было опубликовано 88 поэм. Далее- после XX съезда КПСС в поэме, как и в других жанрах, усилилась тенденция к более глубокому отражению реальных жизненных противоречий. Наконец, за эти годы произошли значительные изменения в тематике и проблематике, художественной структура поэмы.
Целью настоящей диссертации является исследование азербайджанских советских поэм 1956-1965 годов в аспекте проблемы конфликта и характера, анализ в этом плане достоинств и недостатков наиболее значительных произведений, оценка новых тенденций.
Ввиду невозможности анализа в пределах одной диссертации более чем ста пятидесяти поэм, созданных в указанный период, в работе рассматриваются наиболее характерные образцы жанра с точки зрения исследуемой темы, дающие богатый материал для научного толкования поставленных проблем.
Разработка темы. Поэма - один из жанров, стоящих в центре вни- и мания критики и литературоведения. Хотя в нашей критике имеется немало статей, посвященных отдельным поэмам рассматриваемого периода, а также творческим проблемам жанра в целом, однако в большинстве из этих статей социальный анализ превалирует над эстетическим.
Причины так называемого потока поэм критик М.Велиев видит в слабом анализе произведений, поверхностном отношении к этим вопросам, нуждающимся в серьезном обсуждении со стороны критики и т литературной общественности. М.Ариф также с сожалением отмечает главным образом регистрирующую роль литературной критики в этой области, ослабление традиции профессионального отношения к предмету, заниженность идейно-эстетических критериев.^
В анализе и оценке поэм мы стремились избежать указанных ошибок и односторонности. В целях раскрытия причин усилившегося интереса к поэме на кошфетном этапе эволюции азербайджанской поэзии в диссертации прослеживается типологический план, всесоюзный контекст, исследование нравственно-психологических аспектов изображаемых характеров и событий.
В 1977 году институтом литературы им.Низами АН Азербайджанской ССР совместно с секцией критики и литературоведения Союза писателей Азербайджана и редакцией газеты "Адабият ве инджесе-нет" было проведено обсуждение на тему "Поэма: поиски, перспекQ тивы , в ходе которого были подведены своеобразные итоги достижениям в этой области, вс1фыты недостатки и намечены перспективные тенденции в развитии жанра. Л
Исследованию жанра поэмы посвящен также ряд диссертаций. Однако следует подчеркнуть, что ни в одной из этих работ жанровые особенности, художественный уровень поэм не были предметом
1 См.: Азербайджан, 1958, № 4, с.183.
2 См.: Азербайджан, 1966, № 2, с.10.
3 См,: Адабият ве индаесенет, 29 октября 1977г.
4 См.: Халилов Z.P. Жанр поэмы в послевоенной азербайджанской советской литературе (1945-1950).-Баку, 1963; Азизов Р.Д. Поэмы Наби Хазри.-Баку, 1980; Бадалов A.M. Азербайджанские советские поэмы (1960-1970).- Баку, 1981. широкого исследования в аспекте проблемы конфликта и характера; что касается литературной продукции 1956-60 гг., то она и вовсе не привлекалась к анализу в отмеченном плане.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, труды видных деятелей партии и правительства, а также позитивный опыт и современные достижения советского литературоведения.
Научная новизна. Настоящая работа является первым серьезным шагом в азербайджанском литературоведении в области исследования проблем эволюции жанра азербайджанской советской поэмы в свете категорий конфликта и характера. Впервые на материале конкретных образцов определяются природа и типы конфликта в эпической поэзии, роль пейзажа, портрета, художественных деталей в создании характера, выражение национального в индивидуализации и т.д.
В диссертации исследуется проблема новаторства в воплощении конфликта и характера в поэзии 1956-1965 гг. Поэмы, созданные во второй половине 50-х годов, впервые являются предметом системного исследования.
Практическое значение диссертации заключается в том, что она содержит наблюдения и выводы, имеющие значение для исследования смежных проблем азербайджанской советской поэмы и открывающие-. . возможности для прослеживания творческого пути отдельных поэтов. Основные положения работы могут быть использованы в преподавании курса современной литературы в вузах, в исследовании аналогичных тем.
Апробация. Основные положения диссертации нашли свое отражение в докладах, прочитанных на республиканских конференциях молодых ученых, в статьях, опубликованных в "Известиях" АН Азербайджанской ССР, в различных органах периодической печати.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Проблемы обогащения эпической традиции в советской поэзии 70-х годов и творчество Мумина Каноата1984 год, кандидат филологических наук Абдуллаев, Сафар
Особенности жанра поэмы в адыгейской литературе 60-90-х годов XX века2006 год, кандидат филологических наук Панеш, Сусана Рамазановна
Жанровое многообразие адыгейской советской поэзии (1946-1982 гг.)1984 год, кандидат филологических наук Паранук, Кутас Нуховна
Фольклорные традиции и художественные особенности горской эпической поэмы: Р. Гамзатов, К. Кулиев2004 год, кандидат филологических наук Хунагова, Белла Давлетуковна
Крупные жанровые формы в русской поэзии второй половины 1980-2000-х годов2011 год, доктор филологических наук Гудкова, Светлана Петровна
Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Алиев, Рафик Юсиф оглы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1956-1965 годы в истории азербайджанской советской эпической поэзии можно считать периодом подъема. Тематика и проблематика поэм этого периода, а также внутренняя структура жанра претерпели значительные изменения, усилилась тенденция реалистического отражения жизненных противоречий, которые без какого бы то ни было затушевывания берутся в качестве основы художественных конфликтов.
Начиная с середины 50-х годов, усиливается внимание к эпическому отражению исторического прошлого народа, которое освещается на уровне более точных критериев, активизируются попытки раскрыть борь(5у и идеалы реальных в истории личностей на фоне социальных конфииктов, дать новое решение проблемы "герой и среда". Конфликт в таких поэмах отличается остротой и драматизмом, выражая как антагонизм между личностью и средой, так и реальную противоречивую историческую картину эпохи.
В поэмах, посвященных историко-революционной теме, конфликт отличается большей содержательностью и идейной остротой. Потому что этот конфликт отражает классовые антагонистические противоречия.
В эпической поэзии находят убедительное художественное отражение такие темы и мотивы, как социалистическое село и его основные проблемы, борьба за нефть, семейно-бытовая проблематика, критика отживших традиций и обычаев, непримиримость к фашизму и империализму.
Одним из достижений поэзии 1956-1965 годов является усиление в ней интереса к рядовому труженику, выдвижение на передний план ч * судьбы личности. Объектом художественного отражения становятся такие значительные проблемы, как духовный мир советского человека, его мечты и стремления, образ жизни, общественная деятельность, усиливается тенденция изображения характера героя на фоне духовно-нравственных конфликтов. Подобно тому, как характеры героев в поэмах распиваются не только в плане их отношения к семье, детям, но и в аспекте трудовой темы, так и внутренние духовные конфликты имеют источником общественные нравственные нормы.
Важным фактором, обусловившим новаторское решение в поэмах рассматриваемого периода проблемы конфликта и характера, является новая, серьезная постановка в эпической поэзии после XX съезда КПСС вопроса о художественном освещении отношений личности и времени. Цельное поэтическое отражение этой темы наблюдается, прежде всего, в поэме Р.Рзы "О, если б не было роз".
В большинстве поэм на современную тему обращает на себя внимание новый тип конфликта, строящегося на противоречии между новым и старым. Сама жизнь выявляет новые специфические формы этого конфликта в различных областях. По мере того, как старые обычаи и традиции становятся тормозом на пути нового, все более усиливается й борьба с отживающими явлениями. Подобные конфликты содержат оптимальные возможности для рас!фытия идейно-нравственной позиции характера героев.
Сторонниками нового в поэмах являются, главным образом, люди труда, носители новых социально-духовных отношений.
В ряде поэм конфликт основан на отчуждении личности, имевшей в прошлом определенные заслуги, но отставшей от стремительного бега времени, утратившей эти достоинства. Для этих произведений характерно движение конфликта в духовно-нравственном плане.
Обстоятельное раскрытие характера определяется жизненностью конфликта, точно так же острота последнего зависит во многом от уровня решения образа героя, его мировоззрения, идейной позиции.
Только видные личности могут вести борьбу за высокие идеалы. Столкновения между мелкими людьми основаны на незначительных мотивах.
Большинство положительных героев в поэмах отличаются серьезным подходом к делу, общественному долгу, критическим отношением к себе. Они не только борются с антиподами нашего общества -расхитителями государственной собственности, взяточниками, лодырями, мещанами, стяжателями, но и стремятся к постоянному самосовершенствованию. Изображение разнообразных внутренних конфликтов между двумя "я" имеет следствием более глубокое раскрытие характеров героев, их совершенствование, обогащение положительными качествами, отличающими советского человека. Характер нового человека формируется в общественных условиях.
Характерной особенностью многих образцов эпической поэзии является превалирование лирического начала. В этих произведениях образ автора, повествующего о различных событиях, выражающего поэтическим языком свои мысли и чувства, выполняет определенную "сюжетную функцию", создавая органическую связь в ходе повествования.
Синтез эпического и лирического - отличительная особенность современной поэмы. В основе таких поэм - продолжение и творческое развитие лучших традиций "Азера" Г.Джавида, "Мугани", "Дастана о Баку" С.Вургуна.
Усиление лирической тенденции вовсе не означает, что эпичность утрачивает свои позиции в современной поэме. Напротив, монументальность и драматизм как неизменные качества жанра:сохраняют свою силу в современной эпической поэзии.
Лиризм в поэмах видных советских поэтов служит созданию живых характеров. В лучших произведениях он не только не ослабляет художественный конфликт, а, напротив, способствует более яркому выражению основного конфликта, усилению его эмоционального воздействия, открывает возможности для убедительной передачи психологического состояния, нюансов характера героев.
Диалектическое единство эпичности и лиризма является залогом художественных достижений. Апология чистого лиризма либо эпичности ведет к односторонности в координировании художественного творчества.
В эпической поэзии, как и в других жанрах, конфликт и характер играют своеобразную роль. Художественный конфликт в поэмах, наряду с отражением реальных жизненных противоречий, выполняет важные функции, связанные с индивидуализацией характеров, воплощением идеи произведения, регулированием движения сюжета. Органическое единство лирического, эпического и драматического начал - один из факторов, обусловливающих своеобразие возможностей для воплощения конфликта и характера.
Авторская позиция является важным условием в художественном решении конфликта, раскрытии характеров. Автор поэмы имеет возможность, наряду с повествованием о событиях, высказать свое отношение к ним, к герою, его характеру. Характеристика поэтом того или иного события в контексте социально-нравственных норм общества, народа, которому он принадлежит, оценка поступков героев именно в свете этих принципов усиливают воспитательное значение, жизненную убедительность, эмоциональную выразительность произведения, а также координирует читателя на более ясное постижение смысла исторических событий.
Важным средством для более глубокого раскрытия характера героя, его мыслей, настроения и эмоций служат лирические картины, отступления, художественные детали. В поэмах, отличающихся искусством художественной индивидуализации, специфическую роль в создании реальных характеров играет национальное своеобразие, вырадающееся в различных компонентах произведения.
Природа конфликта в эпической поэзии обусловливается не только темой, социально-политическим содержанием. В поэмах 19561965 гг., отличающихся друг от друга по уровню мастерства, структуре, композиции, конфликт и характер также проявляются в раз -личных формах. В поэтических образцах, отражающих жизненные противоречия на фоне конкретного сюжета, конфликт развивается главным образом в плане взаимоотношений отдельных героев. В лиро-эпических произведениях противоположные нравственные нормы, характеризующие героев, отражаются как в событиях, так и в чувствах, размышлениях персонажей. В лирических поэмах характер героя раскрывается главным образом на фоне столкновений в плане чувств, сувдений, эмоций.
Характер человека постепенно формируется в процессе общественных отношений, что обусловливает естественное обогащение его новыми качествами на уровне веления времени. В азербайджанской эпической поэзии 1956-1965 годов созданы интересные образы нового человека, воплотившего в себе целый ряд индивидуальных, национальных, интернациональных качеств, характер которого раскрывается в отношении к трудзу, родине, семье, общественному долгу.
Список литературы диссертационного исследования Алиев, Рафик Юсиф оглы, 1984 год
1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.З.- М.:Госполитиздат, 1955. 629 с.
3. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.29.- М.: Госполитиздат, 1962.- 729 с.
4. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х тт. М.: Искусство, 1976 (т.1 - 575 е.; т.2- 719 с.)
5. Ленин В.И. О литературе и искусстве. -М.: Художественная литература, 1976.- 827 с.
6. Официально-документальные материалы
7. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР.- М.: Политиздат, 1982. 32 с.
8. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.- 256 с.
9. Книги а) на азербайджанском языке
10. Абдуллаев Дж. Лирика и время.- Баку: Язычы, 1982.- 179 с.
11. Агаев А. Воспевание века.- Баку: Язычы, 1980.- 232 с.
12. Алиоглу М. Идеи и искусство.- Баку: Язычы, 1980,- 260 с.
13. Ариф М. Литературно-критические статьи.- Баку: Азгосиздат, 1958.- 448 с.
14. Ариф М. Избранные труды, в 3-х тт., т.1 -Баку: изд-во АН Азерб.ССР, 1968. 620 с.
15. Велиев И. Литературный портрет и характер.- Баку: Язычы, 1981,- 208 с.
16. Вургун С. Сочинения, в 6-ти тт., тт.5,6.- Баку: ЭЛМ, 1972.-(т.5- 428 е., т.6 462 с.)
17. Гусейнов А. Жажда искусства.- Баку: Язычы, 1979.- 456 с.
18. Джафаров М.З. Стезей искусства.- Баку: Гяндалик, 1975.- 368 с.
19. Гусейн М. Сочинения, в 10-ти тт., тт.9,10.- Баку: Язычы, 1979.- (т.9 636 е., т.10 - 272 с.)
20. Ибрагимов М. С позиций народности и реализма.- Баку: Азер-нешр, 1961.- 524 с.
21. История азербайджанской советской литературы, в 2-х тт., т.2 Баку, изд-во АН Азерб.ССР, 1967.- 502 с.
22. Караев Я. Поэзия и проза.- Баку: Язычы, 1979.- 200 с.314. gcgM3age^K. Говорят только о виденном.-Баку: Гяндалик,
23. Микаилов Ш. Теория литературы.- Баку: Маариф, 1981.- 228 с.
24. Набиев Б. Великая Отечественная война и азербайджанская литература.- Баку: ЭЛМ, 1977.- 332 с.
25. Словарь литературоведческих терминов.- Баку: Просвещение, 1978.- 200 с.
26. Шукюров С. Анализ исторических поэм в средней школе. -Баку: Маариф, 1974.- 160 с.
27. Эльчин. Проблемы нашей критики и литературоведения.- Баку; Язычы, 1981.- 364 с.б) на русском языке
28. Алиев X. Современный азербайджанский роман.- Баку: Язычы, 1978.- 152 с.
29. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.- М.: Детгиз, 1961.- 496 с.
30. Белинский В.Г. Избранные статьи. Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1974.- 208 с.
31. Бехер И.Р. Любовь моя, поэзия. М.: Худовдственная литература, 1965.- 559 с.
32. Выходцев П. Новаторство, традиции, мастерство,- Л.: Сов. писатель, 1973.- 336 с.
33. Галанов Р. Живопись словом. М.: Сов.писатель, 1974.- 844 с.
34. Гамзатов Р. Собрание сочинений в 3-х тт., т.Ш М.: Худ. литература, 1969.- 320 с.
35. Гегель. Сочинения, т.12. Лекции по эстетике.- М.: Гос. соц.-эк.изд-во, 1938.- 471 с.
36. Горбунова Е. Идеи, конфликты, характеры. М.: Сов.писатель, 1960. - 420 с.
37. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы.- М.: Знание, 1982.- 112 с.
38. Ковынев В.М. 0 диалектико-материалистической природе художественного конфликта.- Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1965.- 64 с.
39. Леонов Б. Наби Хазри.- Баку: Язычы, 1981.- 123 с.
40. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур.-М.: Современник, 1974.- 328 с.
41. Советская литература и новый человек.- Л.: Наука, 1967.- 367 с.
42. Современный литературный процесс и критика. М.: Мысль, 1975.- 295 с.
43. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.- М.: Просвещение, 1976448 с.
44. Третий съезд писателей СССР. Стенографический отчет.- М.: Сов.писатель, 1959.- 268 с.
45. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе.- Ростов, изд-во Ростов.ун-та, 1978.- 192 с.4. Статьиа) на азербайджанском языке
46. Абдуллаев Дж. Ощущения души.- Адабият ве инджесенет, 31 июля 1965 г.
47. Абилов И. О двух книгах.- Азербайджан, 1962, В 6, с. 197-201
48. Агаев А. Журавли на юг летят.- Адабият ве инджесенет, 2 июля 1960 г.
49. Агаев А. Наша прошлогодняя поэзия.- Азербайджан, 1962, № 8, с. 189-202.
50. Азаде Р. Пейзаж в поэзии Низами.- Известия АН Азерб.ССР, серия литературы, языка, искусства, 1979, JS 2, с.3-10.
51. Ариф М. Азербайджанская советская поэзия.- Азербайджан, 1959, В 2, с.192-209.
52. Ариф М. О нашей поэзии.- Азербайджан, 1966, № 2, с.3-14.
53. Аскеров М. Первая поэма.- Азербайджан, 1958, 1S I, с.210-215.
54. Асланов А. Поэма о Натаван.- Адабият ве инджесенет, I декабря 1962г.
55. Афганский журнал об азербайджанском поэте.- газ.Коммунист, 25 июня 1982г.
56. Ахундов А. Песни жизни.- Азербайджан, 1962, № 8, с.203-209.
57. Ахундов Н. Путь творчества.- Адабият ве инджесенет, 2 июня 1957 г.
58. Ахундов Н. Образ Сабира в литературе.- Азербайджан, 1962, }£ 4, с.61-64.
59. Велиев М. История одной семьи.- Адабият ве инджесенет, 31 марта 1957 г.
60. Велиев М. Наши новые поэмы.- Азербайджан, 1958, $ 4, с.183-210.
61. Габиль. Образ народного поэта.- Адабият ве инджесенет, 26 января 1963г.
62. Гусейнов А. Идейно-художественные качества наших поэм.-Азербайджан, 1962, № 4, с.244-250.
63. Гусейнов Ф. 0 трех поэмах. Адабият ве инджесенет, 9 января 1965 г.
64. Джафар М. Жизненная позиция важное условие. - Адабият ве инджесенет, 13 февраля I960 г.
65. Дубровин Б. "Чувство современности.- Адабият ве инджесенет, 14 апреля I960 г.
66. Исмаилов Г. Где ты? Адабият ве инджесенет, 9 января 1960г.
67. Касумзаде К. "Айгюн" и ее роль в нашей поэзии.- Азербайджан, 1957, lb 5, с.220-230.
68. Касумзаде К. 0 состоянии нашей поэзии.- Азербайджан, 1958, гё 5, с.187-216.
69. Касумов А. Поэма любви.- Азербайджан, 1959, }£ 6, с.220-221.
70. Кулиев А. Нельзя забывать об исторической правде.- Адабият ве инджесенет, 20 февраля 1960г.
71. Мамедов К. Об одной поэме и ее критике. Адабият ве инджесенет, 3 октября 1959г.
72. Мамедов К. О "Дастане любви". Адабият ве инджесенет, 3 октября 1959 г.
73. Набиев Б. Идейно-художественные особенности наших поэм. Азербайджан, 1961, JS 8, с.206-215.
74. Поэма: поиски, перспективы. Адабият ве инджесенет, 29 октября 1977г.
75. Рагим М. О трех книгах.- Адабият ве инджесенет, 12 января 1963 г.
76. Рза X. Некоторые заметки о поэмах.- Адабият ве инджесенет, 13 марта, 1965 г.
77. Сеидов М. Слава великому ашугу. Адабият ве инджесенет, 2 ноября 1963 г.
78. Тахирли М. Воспоминания об отце.- Азербайджан, 1962, $ 5,с.156-159.
79. Хазри Н. Большая поэзия большой эпохи.- Азербайджан, 1965,1., с.76-87.
80. Халил 3. О "Маленьком холме".- Адабият ве инджесенет, 30 января 1960г.
81. Халилов Г. "Мехпара". Адабият ве инджесенет, 31 мая 1958г.
82. Халилов Г. Сабир как мастер портрета.- Азербайджан, 1962, № 4, с.65-73.
83. Халилов Г, Протекает Араз. Адабият ве инджесенет, 28 марта 1964 г.
84. Ханларов Ш. Заметки о поэме "Натаван".- Азербайджан, 1965, № 12, с.121-125.. б) на русском языке
85. Банкетов А. Лирика в эпосе. В сб.: Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М.: Мысль, 1967, с.119-175.
86. Владимиров С. К.Маркс и Ф.Энгельс о диалектике драматического конфликта. Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, вып.Ш, 1971, с.5-13.
87. Горбунова Е. Единство внутреннего и внешнего в конфликте. -Вопросы литературы, 1959, $11, с.22-44.
88. Гусейнов И. Нравственные конфликты в современной советской литературе.- В сб.: Методологические проблемы современной литературной критики. М.: Мысль, 1976, с.173-194.
89. Драгомиретская Н. Характер в художественной литературе.-В сб.: Проблемы теории литературы. М.: изд-во АН СССР, 1958, с.100-152.
90. Иванов Д. Изображение конфликтов в литературе о колхозной жизни.- В сб.: Партийность литературы и проблемы художественного мастерства. М., 1961, с.77-131.
91. Ломидзе Г. За правдивое отражение жизненных конфликтов в литературе.- Вопросы философии, 1952, $ 5, с.149-160.
92. Масеев И. Сущность и роль конфликта в искусстве.- В кн.: Проблемы эстетики. М.: изд-во АН СССР, 1958, с.126-171.
93. Манн Ю. 0 движущейся типологии конфликтов.- Вопросы литературы, 1971, № 10, с.91-109.
94. Марцинкявичюс Ю. Судьбы поэмы. В сб.: Литература и современность, сб.7. М.: Худ.литература, 1967, с.370-379
95. Никонова Т. Характер и конфликт в романах А.Малышкина. Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах. Тезисы докладов П межвузовской научной конференции литературоведов. Вологда, 1969, с.162.
96. Сельвинский И. Возрождение поэмы.- Литературная газета, 1965, 22 июня.
97. Числов М. Современная советская поэма.- В сб.: Современный литературный процесс и критика. М.: Мысль, 1975,с.199-231.
98. Числов М. 0 некоторых аспектах анализа больших стихотворных форм.- В сб.: Методологические проблемы современной литературной критики. М.: Мысль, 1976, с.218-231.5. Авторефераты
99. Абдуллаев М. Проблема конфликта и характера в современной узбекской' драматургии. Автореф.дис.канд.филол.наук. -Ташкент, 1970. 19 с.
100. Азизов Р. Поэмы Наби Хазри. Автореф. дис. .канд. фил ол. наук. -Баку, 1980. 23 с.
101. Аллаков Дж. Проблема характера в туркменской прозе на современном этапе. Автореф.дис. .докт.филол.наук.- Ашхабад, 1971.- 78 с.
102. Бадалов А. Азербайджанские советские поэмы (1960-1970). Автореф.дис. .канд. филол. наук. Баку, 1981,- 28 с.
103. Вите А. Конфликты и характеры в латышском советском романе. Автореф.дис.канд.филол.наук. Рига, 1970.- 23 с.
104. Давтян Ш. Человек и природа в поэзии Амо Сагияна. Автореф. дис.канд.филол.наук.- Ереван, 1980.- 20 с.
105. Жусупов К. Проблема конфликта и героя в казахской прозе. Автореф. дис.канд.филол.наук. Алма-Ата, 1969.- 16 с.
106. Халилов X. Жанр поэмы в послевоенной азербайджанской советской литературе. (1945-1950). Автореф.дис.канд.филол.наук. -Баку, 1963. 29' с.
107. Чокану И. Вопросы художественного конфликта в современной молдавской повести и романе. Автореф.дис.канд.филол.наук. -Кишинев, 1965. 16 с.
108. Художественная литература а) на азербайджанском языке
109. Алибейли Э. Глаза, сердца и свершения.- Баку, Азернешр,1966. 196 с.
110. Араз М. Годы мои. Баку; Язычы, 1979. - 224 с.
111. Бабаев А. Среди мечей. Баку; Гянджлик, 1969.- 84 с.
112. Байрам Т. Должен так гореть я, чтобы.-Баку: Гянджлик, 1971,- 84 с.
113. Вагабзаде Б. Избранные произведения.- Баку: Гянджлик,1967.- 412 с.
114. Вагабзаде Б. Избранные произведения в двух томах, т.П.Баку: Азернешр, 1975. 252 с.
115. Вагабзаде Б. Стихи.- Баку; Азернешр, 1961. 274 с.
116. Вагабзаде Б. Утренняя заря. Баку: Гянджлик, 1973.- 264 с.
117. Вагабзаде Б. Четыре поры души моей.- Баку: Азернешр, 1966.- 244 с.
118. Габиль. Мехпара. Баку: Гянджлик, 1967.- 104 с.
119. Гаджи М. Водопад. Баку: Гянджлик, 1967.- 76 с.
120. Гасанзаде Н. Жизнь, дай мне жить.- Баку: Язычы, 1981.-454с.
121. Гусейнзаде Г. Дороги и воспоминания.- Бацу: Азернешр,1966.- 336 с.
122. Гусейнзаде Г. Избранные произведения в двух томах, том П. -Баку: Азернешр, 1975.- 284 с.
123. Дильбази М. Дочь Алжира.- Баку; Азернешр, 1963.- 68 с.
124. Зейналлы А. Голос сердца.- Баку: Гянджлик, 1973.- 88 с.
125. Касумэаде К. Целомудрие. Баку: Азернешр, 1966,- 160 с.
126. Калантарлы К. Море и любовь.- Баку: Гянджлик, 1973.-88 с.
127. Кебирли И. Человек без имени. Баку: Азернешр, 1963.-92 с.
128. Керим А. Избранные произведения в двух томах, том П.-Баку: Азернешр, 1975.- 188 с.
129. Кюрчайлы А. Журавли улетают на юг.- Баку: Гянджлик,1967.- 256 с.
130. Кюрчайлы А. Избранные произведения.- Баку: Азернешр, 1969.- 488 с.
131. Мехти Ф. Жду тебя.- Баку: Язычы, 1978.- 176 с.
132. Мехти Ф. Меняется мой адрес.- Баку: Азернешр, 1966.- 80 с.
133. ОрдубадщД. Памятник матери.- Баку: Азернешр, 1974.-404 с.
134. Рагим М. Избранные произведения в 3-х томах, том Ш.- Баку: Азернешр, 1967.- 264 с.
135. Рза Р. Вереница дней.- Баку; Азернешр, 1970.- 168 с.
136. Рза Р. Избранные произведения в четырех томах, том Ш.-Баку: Азернешр, 1969.- 398 с.
137. Рза Р. Стихи и поэмы.- Баку: Гянджлик, 1973.- 172 с.
138. Садыг Ф. Дождливый день любви.- Баку: Гянджлик, 1970.-232 с.
139. Сафарли И. Вечная колыбель. -Баку: Язычы, 1978.- 226 с.
140. Сафарли И. Искра. Баку: Азернешр, 1963.- 52 с.
141. Хазри Н. Избранные стихи и поэмы. Баку: Азернешр, 1969. - 508 с.
142. Халил 3. Солнце, море и человек. Избранные стихи и поэмы. -Баку: Азернешр, 1972. 288 с.б) на русском языке
143. Касумзаде К. Лес дышал. М.: Сов.писатель, 1970.- 96 с.
144. Рза Р. За солнцем.- М.: Сов.писатель, 1961.- 152 с.
145. Рза Р. Избранное. М.: Худ.литература, 1975,- 496 с.
146. Хазри Н. Избранные произведения, том П.- М.: Худ.литера-тура, 1979.- 184 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.