Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Сметанина, Ольга Михайловна

  • Сметанина, Ольга Михайловна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 1999, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 237
Сметанина, Ольга Михайловна. Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Нижний Новгород. 1999. 237 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Сметанина, Ольга Михайловна

Введение

Глава1. Философско-методологические основы 11 общепсихологических взглядов В.Вундта

1.1. Анализ русских и отечественных историко- Ц психологических работ, посвященных научному наследию В.Вундта

1.2. Жизнь и научная деятельность В. Вундта

1.3. Становление и развитие философско- 39 методологических основ учения В. Вундта

1.4. Общепсихологические взгляды В. Вундта

1.5. В. Вундт как основатель и руководитель ЮЗ первого в мире института экспериментальной психологии в Лейпциге

Выводы по главе

Глава 2. Вундт как основатель нового направления 118 психологических исследований - психологии народов

2.1. Вундт как основатель нового направления 118 психологических исследований

2.2. «Психология народов» как новое 120 направление в психологической науке

2.3. Вундт о четырех периодах развития 124 психологических основ человеческой культуры

2.4. Основные понятия психологии народов

2.5. Основные области психологии народов

2.5.1. Психология языка

2.5.2. Психология искусства

2.5.3. Психология мифов и религий

2.6.Социально - психологические идеи в 166 психологии народов В. Вундта

Выводы по главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы психологии народов в творчестве Вильгельма Вундта»

Отечественные историко-психологические исследования в нашей стране уходят корнями в дореволюционную Россию и представлены трудами М.И. Владиславлева (32, 33), М.М. Троицкого (106), Ф.А. Зеленогорского (64), Е.А. Боброва (12). После революции вопросами истории психологии занимались Б.Г. Ананьев (4), Е.А. Будилова (27-29), А.А. Смирнов(102), М.В. Соколов (102), C.J1. Рубинштейн (93), М.Г. Ярошевский (115-118) и другие.

Необходимость историко-психологических исследований вытекает из потребностей дальнейшего развития современной психологической науки. Новые обстоятельства, сложившиеся к настоящему времени в отечественной науке, определяют особую актуальность историко-психологических исследований. В советское время, особенно после второй мировой войны, отечественная психология развивалась, как отмечает А.Н. Ждан, «вне или в условиях слабых контактов с мировой наукой, идеологические мотивы, побудившие к осознанию своеобразия путей развития отечественной психологической мысли, к этому времени приобрели гипертрофированную форму и выразились в противопоставлении отечественной науки - мировой, в преувеличении её достижений, которое превратилось в идею превосходства психологической науки в СССР» (62, с.З). Чрезмерная идеологизация психологического знания привела к искажению объективных реалистических оценок мировой психологии, к односторонней трактовке, недооценке значения как русских дореволюционных, так и зарубежных психологов. Содержательный научный анализ зачастую подменялся идеологической критикой, в связи с этим назрела острая необходимость переосмыслить прошлое и настоящее мировой психологии. В последние десятилетия к разработке историко-психологических проблем обращены работы Л.И. Анцыферовой (6,7), Е.А. Будиловой (27-29), В.В. Большаковой (15-26), Е.Ю. Бобровой (13), А.Н. Ждан (57-62), В.А. Кольцовой (6971), Н.А. Логиновой (76), А.А. Никольской (79-82), О.Г. Носковой (83), Ю.Н. Олейника(85), А.В. Петровского (86, 87), О.М. Тутунджана (107), М.Г. Яро-шевского (115-118), С.А. Цветкова (108), В.А. Якунина (113) и других. Успешное развитие психологического знания невозможно без глубокого анализа мировой психологической мысли.

На выдающиеся заслуги В.Вундта в области психологии указывали Н. Н. Ланге(73), Г.И. Челпанов (109-111), Я.Н. Колубовский (68), А.И. Селитренни-ков (94, 95), Оболенский (84) и другие. Так, Г.Челпанов писал: «Что энциклопедическое познание доступно для человеческого ума, - доказывается примером таких философов, как О.Конт, Спенсер, Вундт, которые в совершенстве были знакомы с основными принципами современных наук. Если они погрешали в деталях, то это не имело существенного значения для цельности их построений» (109, с.6). К работам В.Вундта в России обращались также К.Н. Вентцель (31), Н.Я. Грот (56), Ф. Зелинский (65), А. Болтунов (14), Б. Яковен-ко (113), А.К. Бао (10, 11), Волынский (34) и другие.

В советские годы имя Вундта хотя и было на слуху, мы находим лишь отдельные ссылки, оценочные суждения о его некоторых психологических идеях в трудах JI.C. Выготского (53, 54), А.Н. Леонтьева (75), А.В. Петровского (86, 87), С.Л.Рубинштейна (93), А.В. Запорожца (63), К.А. Рамуля (91) и других. Лишь в работах Е.А. Будиловой (27-29), А.Н. Ждан (57-62), Е.В. Шо- , роховой (224, с. 78-89) есть более серьезный анализ психологических идей Вундта.

М.Г. Ярошевский отметил, что творческая заслуга Вундта заключается в утверждении психологии как самостоятельной опытной науки. «Вундт поместил в лабораторию человека с его «таинственной душой». Это было революционное событие, всю значимость которого мы, привыкшие к достижениям экспериментальной психологии, теперь с трудом можем оценить» (116, с.227).

Е.В.Шорохова высоко оценила социально-психологические исследования Вундта и его научный вклад в формирование исторической психологии как специфической ветви социальной психологии (224, с.86).

Цель нашей работы - дать обстоятельный анализ общих научных и исторических предпосылок формирования психологии народов В.Вундта.

Объектом исследования является научное наследие В.Вундта, а предметом исследования- общепсихологические идеи Вундта и его взгляды на психологию народов.

В соответствии с целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть методологические основы психологических трудов В.Вундта и истоки его научных воззрений.

2. Проанализировать взгляды Вундта на проблемы экспериментальной психологии и раскрыть его роль в становлении психологии как самостоятельной научной дисциплины.

3. Рассмотреть взгляды В.Вундта по проблемам психологии народов в его психологической концепции .

4. Оценить значение психологического наследия В.Вундта для развития мирового психологического знания.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Большой вклад В.Вундта в становление и развитие мировой эмпирической психологии обусловлен тем, что он способствовал интеграции психологического знания, обращаясь к источникам смежных наук: физиологии, биологии, истории, лингвистике, философии;

2. Труды В.Вундта по психологии народов заложили основы для развития новых направлений в психологической науке - психологии языка, психологии искусства, мифов и религии.

3. В.Вундт обогатил мировую психологическую мысль социально-психологическими идеями, предвосхитив появление социальной психологии как новой ветви психологического знания.

Источниками нашего исследования являются научные труды В.Вундта, работы, посвященные его творчеству, отечественная и зарубежная психолого-педагогическая литература. Нами были изучены не только переводные труды В.Вундта и зарубежных психологов о Вундте, но и их работы в подлинниках (на немецком языке).

Основополагающими принципами нашего исследования являются принцип историзма, требующий изучения явлений в их становлении и развитии, органической связи с порождающими их условиями, и принцип детерминизма. В качестве методов исследования в работе были использованы:

1) историко-генетический, предполагающий изучение происхождения /истоков/ того или иного явления с учётом существующей социально-исторической обстановки;

2) историко-функциональный, благодаря которому изучается бытование и воздействие явлений на последующее развитие человеческого общества, этот метод позволяет спрогнозировать судьбу отдельного явления, научной идеи;

3) сравнительно-исторический, позволяющий изучать преемственные связи между различными явлениями. Этот метод позволяет критически рассматривать научно-теоретическое наследие изучаемых авторов по двум линиям. Во-первых, проследить контактные связи, изучить взаимовлияния; во-вторых, осмыслить типологические связи, когда изучается явление по их социально-исторической аналогии;

Однако*отечественной истории психологии отсутствуют фундаментальные исследования психологического наследия В.Вундта. Между тем его творчество заслуживает глубокого осмысления, его психологическое наследие широко исследуется в Германии и во всем мире. Только в сборнике меж-' дународного симпозиума (224), состоявшегося в Лейпциге (ноябрь 1979г.), представлены 40 авторов из Германии, США, Болгарии, Венгрии, Польши, Японии, Румынии, Канады, Франции. Россия представлена лишь одним автором - Е.В.Шороховой (224, с. 78-89). И это не случайно. Творчество этого выдающегося учёного изучено в нашей стране недостаточно.

В.Вундт оставил огромное психологическое наследие, основательно исследовав проблемы физиологической психологии, философского обоснования психологии, а также психологии народов, оказав огромное влияние на развитие мирового психологического знания. Венцом его экспериментально - психологической научной деятельности явилось основание им первого в мире института экспериментальной психологии в Лейпцигском университете, вокруг которого постепенно сложилась большая интернациональная школа, равной которой история психологии не знает» (116, с. 227).

В списке полного собрания сочинений Вильгельма Вундта, составленного Мейшнером и Метге, любезно переданного нам одним из авторов (А.Метге), 511 наименований. Многие работы не переведены на русский язык, в частности, его фундаментальный десятитомный труд «Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев» (211-220). 1 и 2 тома (объёмом соответственно 695 и 681 с.) Вундт посвятил языку; 3 том (624с.) называется «Искусство»; 4,5 и 6 тома обращаются к проблемам мифа и религии (587, 494 и 564с.), 7 и 8 тома анализируют развитие общества (438 и 344с.), 9 том (484с.) называется «Право», название 10 тома (478с.) -«Культура и общество».

Наш отечественный читатель знаком с мыслями великого учёного по другим его произведениям в русском переводе: «Миф и религия» (40), «Проблемы психологии народов» (44), «Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества» (49). Из «Психологии народов» переведена лишь одна глава из третьего тома «Фантазия, как основа искусства» (47).

В советские годы труды В.Вундта не переиздавались. Во многих учебниках, методических пособиях, статьях особо подчёркивается заслуга Вундта как основателя и руководителя первого в мире института экспериментальной психологии и высоко оценивается его роль в становлении психологии как науки. Однако этим не ограничивается его вклад в психологию.

Реализация системного подхода позволила нам рассмотреть генезис психологических идей Вундта в широком общенаучном контексте и влияние его творческого наследия на динамику развития психологического знания. Обоснование и эффективность использования этого подхода как в области фундаментальных исследований психического, так и в историко-психологических работах показаны в работах Б.Ф. Ломова (77), В.А. Кольцовой (69), (70), (71), Ю.Н. Олейника (85) и других. Мы считаем, что данный подход может быть методологической базой изучения психологического наследия В. Вундта.

В процессе анализа психологического наследия Вундта мы попытались выделить, во-первых, когнитивный аспект его творчества, включая его категориально-понятийный аппарат, методы исследования, суждения и высказывания об изучаемых явлениях, теории и гипотезы о сущности исследуемых феноменов, представления о перспективах развития проблем. Во-вторых, мы рассмотрели структурно-коммуникативный аспект, обращенный к осмыслению влияния Вундта на формирование психологических идей своего времени. В-третьих, нами предпринята попытка исследовать социальный аспект, характеризующий значимость трудов Вундта для психологической науки.

С нашей точки зрения, реально историю науки можно представить не только через динамику научных проблем, но и через осмысление и оценку персонального научного вклада ученого. Л.И. Анцыферова (8) отнесла к плодотворным методам историко-психологических исследований субъектно-личные измерения создателя психологического знания, т.к. история психологии - это история творческой деятельности учёных, в процессе которой возникают, развиваются и решаются проблемы, формируются идеи, всегда имеющие своих авторов.

В качестве системообразующего фактора в нашем исследовании выступает традиция, которая отражает процесс исторической преемственности знаний, рассматриваемой в настоящее время как одна из закономерностей исторического развития науки. Как отметил Ю.Н. Олейник (85), основные проблемы возникают при попытке осмыслить и охарактеризовать движение научного знания от одного поколения исследователей к другому. Мы поддерживаем точку зрения, которая подчёркивает возможность возникновения нового в рамках традиции , т.е. подчеркивается нововведение как важный компонент развития традиции. Изучая научные традиции европейской психологии, в частности , научные традиции Германии в познании психического, мы будем акцентировать внимание на содержательной стороне традиций, особенно на их конструктивных и рациональных компонентах.

Считая важным вопросом системного подхода в историко-психологическом исследовании вопрос о периодизации творческого пути учёного, мы сочли основным критерием нашей периодизации творчества

Вундта характер его научных интересов. Мы исходили из следующих мето-долого-теоретических принципов, лежащих в основе периодизации, как метода познания исторических процессов, а именно:

1. Принцип объективности. Поскольку любая периодизация условна и приблизительна, то за основу мы берем хронологию творчества Вундта.

2. Принцип множественности критериев. Мы учитываем включенность творчества Вундта в европейскую психологическую культуру, предполагая ее многоуровневую представленность.

3. Принцип противоречивости познания. Периодизация отражает реальный процесс развития научных идей Вундта как сложного спиралевидного процесса от историко-психологического обзора европейской психологической мысли к решению проблем экспериментальной психологии и психологии народов.

Исходя из системного видения процесса формирования и развития психологических идей Вундта, основное внимание мы уделяем изучению следующих вопросов: жизненный и творческий путь В. Вундта, анализ его основных психологических трудов в контексте развития мирового психологического знания, взаимодействие психологических идей Вундта с русской психологической мыслью конца XIX века - начала XX века.

В нашем исследовании мы использовали биографический метод, позволяющий увидеть особенности становления личности учёного, формирование его мировозрения, научных взглядов, рождение его теорий, его взаимоотношения с современниками. Мы обратились к работам Мейшнера и Эшлера (140), Брингмана и Баланса (123), Тирмана (224, с 129-13 6), самого Вундта (262).

Научная новизна работы заключается в том, что:

1) впервые в России изучены, критически проанализированы и систематизированы взгляды В.Вундта по вопросам физиологической психологии и психологии народов, а также его философские воззрения;

2) впервые дан анализ 10-томного труда В.Вундта «Психология народов.

Исследование законов развития языка, мифов и обычаев».

Достоверность и обоснованность выдвигаемых в диссертации положений и выводов определяется использованием научных методов, адекватных целям и задачам историко-психологического исследования, разнообразием источниковедческой базы.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории психологии на психологических факультетах университетов, институтов повышения квалификации, в педагогических вузах, на факультетах практических психологов.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры психологии Волго-Вятской академии государственной службы (1996-1999). Были сделаны доклады на 1-ой Всероссийской конференции «Психология сегодня» (31 января-2 февраля 1996 г.), на 7-ой Международной научно-методической конференции "Проблемы многоуровневого высшего образования» (31 марта - 2 апреля 1998 г.) и на Международной научно-практической конференции «Индивидуальный и групповой субъект в изменяющемся обществе», посвященной 110-летию со дня рождения C.JI. Рубинштейна (15-16 сентября 1999г.). Материалы диссертации отражены в 6-ти публикациях. Щ

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Сметанина, Ольга Михайловна

Выводы по главе

Завершив анализ взглядов В. Вундта на проблемы психологии народов, мы пришли к следующим выводам:

1. Обращение В. Вундта к социальным и культурным явлениям явилось одной из первых попыток интеграции социально-исторических явлений в предметную область психологии.

2. Вундт рассматривал психологию народов как необходимое дополнение и совершенствование психологии, подробно исследовав задачи и смежные области психологии народов, её основные понятия, историю её развития и её основные области. Задачу психологии народов Вундт видел в исследовании тех психических процессов, которые лежат в основе общего развития человеческого общества и возникновения общих духовных продуктов общечеловеческого значения, т.е. феноменов совместной жизни.

3. В своем исследовании Вундт выделил четыре периода народно-психологического развития: первобытный период, тотемистический век, век героев и богов, наступающую эпоху - развитие в сторону человечества. Высокой оценки заслуживает актуальная и в наши дни среди ученных разных стран мира идея интеграции, определяющая тенденцию развития человечества в наше время и в будущем. Вундт пытался выяснить основные психологические мотивы, благодаря которым первоначальное превратилось в позднейшее, первобытное - в более совершенное, отчасти под давлением внешних жизненных условий, отчасти благодаря собственной творческой силе человека.

4. Вундт осмысливал понятие "душа" в эмпирическом значении как обозначение связи непосредственных фактов нашего сознания или "психических процессов". И психология народов, по Вундту, могла употреблять понятие души только в таком эмпирическом смысле. "Народная душа" имеет такое же реальное значение, как и индивидуальная душа, т.к. духовные процессы, возникающие при совместной жизни членов общества, являются не менее фактическими составными частями действительности, чем психические процессы индивидуального сознания. Специфическим признаком души народа Вундт считал последовательность психического развития при постоянной гибели его индивидуальных носителей. Представлением о народной душе Вундт близок к тому, что мы сегодня понимаем как общественное сознание или общественную психологию. Таким образом, экспериментальную психологию и психологию народов Вундт рассматривал как две дополняющие части и два вспомогательных средства психологии.

5. Характеризуя основные области психологии народов. Вундт выделил три самостоятельные проблемы, не нашедшие, с его точки зрения, места ни в одной другой науке: проблемы языка, мифа и обычаев. К мифу присоединяются зачатки религии и искусства, а к обычаям - происхождение и общие формы развития права и культуры. Мифологию Вундт относил, с одной стороны, к истории духовной культуры, а с другой стороны, к психологии народов. Это было новым для психологии конца XIX века, поскольку традиционно мифология считалась исключительно исторической дисциплиной.

6. При исследовании проблем психологии языка Вундт исходил из четырёх существующих теорий: теории чуда, теории изобретения, теории подражания и теории естественных звуков, противопоставив им теорию развития. С того момента, как появился язык, он стал объективным мерилом выражающегося в нём развития мышления. Вундт рассматривал язык как интегрированную составную часть функций мышления. Как продукт развития язык должен быть обусловлен предыдущим духовным развитием, он не мог возникнуть сразу и неподготовлено. Именно по этому Вундт признавал, что граница между языком и естественным существованием не является абсолютной. Вундт считал язык формой выразительных движений, адекватной ступени развития человеческого сознания. Заслуживает внимание объяснение Вундтом языкового звука как следствия звукового жеста, движения артикуляционных органов. Все развитие языка Вундт рассматривал как цепочку процессов, в которых отражается духовное развитие самого человека, прежде всего его представлений и понятий. Итак, Вундт стремился осмыслить самые основные языковые явления как проявления функции человеческого сознания, в которых выражаются фундаментальные законы развития этого сознания.

7. Вундт внес весомый вклад в изучение проблем психологии искусства. Вундт полагал, что нет лучшего источника познания фантазии и её естественных общечеловеческих закономерностей, чем искусство и мифологические представления, образующие важные составные части его первоначального содержания. Вплоть до вундтовского времени история искусства в основном имела дело с так называемым классическим искусством греков и почти не учитывала искусство до этого времени или явления, лежащие вне культурного круга западного искусства. Заслуга Вундта заключается в вовлечении этого круга проблем (изучение искусства первобытных народов, роль мифологических факторов для зачатков искусства) в свое исследование. Мысль Вундта о том, что психология народов, исследуя проблемы возникновения и развития искусства, должна прежде всего определить, каковы мотивы, из которых исходят произведения, и каковы цели, которым они служат, не потеряла своей актуальности и в наши дни и может служить инструментом исследования проблем этнопсихологии.

8. Вундт глубоко проанализировал проблемы мифов и религии. Вундт пришел к предположению о существовании некой психической закономерности, определяющей возникновение мифологических образов, мотивирующих взаимодействие человека с людьми, животным миром и неживой природой. Полиморфизм представлений о душе образует, с точки зрения Вундта, одну из важнейших основ всей мифологии души и выделяющихся из неё отдельных мифов о душе. Вундт одним из первых в психологии обратился к исследованию роли фантазии и эмоций в познавательной деятельности человека. Осмысливая истоки религии, Вундт прослеживает развитие религии, следуя её мифологическим ступеням и пытаясь понять на основе психологической истории развития значение двух крупных мировых религий, христианства и буддизма, в их своеобразии. Религию Вундт определил как чувство принадлежности человека и окружающей его действительности к сверхчувственному миру, в котором он чувствует осуществленными свои идеалы, кажущиеся ему высшими целями человеческого стремления. Одной из важных задач, решение которой способно открыть доступ к психологии религии, Вундт считал задачу различения мифа и религии, т.к. большое число религоведов, этнологов, филологов и историков, занимающихся мифологией и историей религии древних культурных народов, не видели эту разницу. Причину этого Вундт усматривал в том, что с самого начала миф и религия сплетены теснейшим образом.

9. Одной из важнейших заслуг Вундта является разработка им некоторых социально-психологических идей. Вундт выделил две области: историю и учение об обществе или социологию, уделив большое внимание отношениям государства и церкви. Мировые государства, мировая культура, мировая религия и мировая история являются, по Вундту, четырьмя главными ступенями, по которым совершается развитие к человечеству. Мировую культуру

Вундт осмысливал скорее как следствие, чем непосредственную часть мирового государства. Самым важнейшим признаком мировой религии Вундт считал то, что она является исторической религией. Мировая история, по Вундту, - история человечества, а в конечном счёте, история человеческого духа.

177

Заключение

В результате исследования нами достигнута его основная цель: дан анализ общих научных и исторических предпосылок формирования психологии народов В.Вундта, что позволило сделать следующие основные выводы:

1. Философско-методологические основы общепсихологических взглядов В.Вундта рассмотрены как предпосылка разработки им психологии народов. Доказано, что психология народов - необходимое развитие психологического знания. Подробно исследованы задачи и смежные области психологии народов, её основные понятия, история её развития и её основные области. Задачу психологии народов Вундт видел в исследовании тех психологических явлений, которые лежат в основе общего развития человеческого общества и возникновения общих духовных продуктов общечеловеческого значения, т.е. феноменов совместной жизни.

2. Впервые проанализирован фундаментальный десятилетний труд В.Вундта «Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев», который до сих пор не переведен на русский язык и не стал достоянием широкой психологической общественности.

3. Мы дали анализ созданной Вундтом периодизации народно-психологического развития человечества. Высокой оценки заслуживает актуальная и сегодня идея интеграции, в которой Вундт увидел определяющую тенденцию развития человечества. Показаны попытки Вундта выяснить основные психологические мотивы превращения первоначального в позднейшее, первобытного в более совершенное отчасти под давлением независимых переменных в общественном развитии, отчасти благодаря собственной творческой силе человека.

4. В результате анализа вундтовского понятия «души» нами выявлено, что Вундт осмысливал «душу» не в религиозном аспекте, а как эмпирическое обозначение связи непосредственных фактов нашего сознания и «психических процессов». Психология народов, по Вундту, могла употреблять понятие души только в таком эмпирическом смысле. Для него « народная душа» имеет такое же реальное значение, как и индивидуальная душа, т.к. духовные процессы, возникая в совместной жизни членов общества, являются столь же фактической действительностью как и психологические процессы индивидуального сознания. Специфическим признаком души народа Вундт считал последовательность общечеловеческого психологического развития при постоянной гибели его индивидуальных носителей. Представления о народной душе Вундта близки к тому, что мы сегодня понимаем как общественное сознание или общественную психологию. Экспериментальный период изучения психологического в творчестве Вундта естественно перешел в разработку проблем психологии народов, как направления, открывающего новые подходы к осознанию психического в неразрывной связи мышления и языка, воображения и художественного творчества, мифотворчества и религиозного осмысления жизни.

5. К числу заслуг Вундта в развитии психического знания мы относим его обращение к психологическим основам языка, мифов и обычаев, что в его время оставалось вне поля зрения философии и психологии.

Вундт увидел в мифологии первооснову развития религии и искусства, а в обычаях - истоки развития общих форм права и культуры. До Вундта мифология традиционно считалась исключительно исторической дисциплиной. Он же обратился к мифологии как к объекту психологического исследования, что явилось новым для психологии конца XIX века.

6. В.Вундт внес большой вклад в становление и развитие мировой эмпирической психологии, создав первый в истории институт экспериментальной психологии в Лейпциге и интегрировав в психологическое знание сначала достижения физиологии и биологии, а впоследствии в трудах по психологии народов материалы истории, языкознания, философии, изобразительного, музыкального искусства и народных ремесел, открыв пути развития психики в социальном континууме.

7. Противопоставив существовавшим в его время теориям происхождения языка (чудо, изобретение, подражание, естественные звуки) эволюционную теорию, Вундт вышел на глубоко верное осмысление языка как объекф тивного мерила развития мышления, рассматривая его как интегрированную функцию мышления. Заслуживает внимания объяснение Вундтом языкового звука как следствия звукового жеста, движения артикуляционных органов. Все развитие языка Вундт рассматривал как цепочку процессов, в которых выражается духовное развитие самого человека, прежде всего его представлений и понятий. Таким образом, в основных языковых явлениях Вундт увидел фундаментальные законы развития сознания.

8. Вундт внес весомый вклад в разработку проблем психологии искусства, признавая большую роль фантазии в процессе познания. Вплоть до вундтовского времени история искусства в основном имела дело с классическим искусством греков и почти не учитывала искусство до этого времени или явления, лежащие вне культурного круга западного искусства. Вундт первым включил в круг исследуемых проблем изучение искусства первобыт

• ных народов и роли мифологических факторов в развитии искусства. Труды

Вундта по психологии народов не потеряли своей актуальности и в наши дни и могут служить инструментом исследования проблем этнопсихологии.

9. И сегодня заслуживает пристального внимания гипотеза Вундта о существовании некой психической закономерности, определяющей возникновение мифологических образов, мотивирующих взаимодействие человека с людьми, животным миром и неживой природой.

10. Поистине гуманистическим явился подход Вундта к религии, согласно которому религиозность - это чувство принадлежности человека и окружающей его действительности к сверхчувственному миру, в котором могут осуществиться идеалы и высшие цели человеческих стремлений.

11. Разработка Вундтом ряда социально-психологических идей обогати-% ла мировую психологическую мысль, предвосхитив появление социальной психологии как новой ветви психологического знания. Мировые государства, мировая культура, мировая религия и мировая история являются, по Вундту, четырьмя главными ступенями развития человечества. Мировую историю Вундт осмысливал как историю человеческого духа.

181

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Сметанина, Ольга Михайловна, 1999 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -1. М., 1980.-335с.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 299с.

3. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М., 1989. - 243с.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах.-М., 1980.

5. Анри В. Современное состояние экспериментальной психологии, её задачи и методы.//Вопросы философии и психологии. 1895. - №28(3). -с.259-293.

6. Анцыферова. Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии.-М., 1974.-359с.

7. Анцыферова. Л.И., Завалишин Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии .//Категория материалистической диалектики в психологии.

8. М.: Наука, 1988. с. 22-55.

9. Анцыферова Л.И. История психологии и психологическая история личности.// Исторический путь психологии: Прошлое, настоящее, будущее./ Сборник тезисов международной конференции/.-М.: Ин-т психологии РАН, 1992.-c.9-12.

10. Аристотель Сочинения в 4-х томах. М., 1975 - 1984.

11. Ю.Бао А.К. Идеал новейшей этики. Wundt: Ethik.// Вопросы философии и психологии. -М., 1891. -№7.

12. Бао А.К. Нравственные воззрения В.Вундта. Воронеж, 1881. - 137с.

13. Бобров Е.А. Историческое введение в психологию. СПБ.- Варшава, 1913.-173с.

14. З.Боброва Е.Ю. Развитие историко-психологического направления в• отечественной и зарубежной психологии. Дис.канд. психолог, наук. -СПБ., 1994.-220с.

15. Болтунов А. Понятие эмпиризма в немецкой психологии 18 ве-ка.//Вопросы философии и психологии. -1912. №3(1).- с.40-72.

16. Большакова В.В. Вопросы психологии личности в трудах Н.В.Шелгунова.// Вопросы психологии. 1997. - №2.- с. 12-18.

17. Большакова В.В. В.Ф.Одоевский о вопросах психологии воспитания и обучения детей.//Психологический журнал. 1985. - Т.6. - №2. - с.7-16.

18. Болыпакова В.В. М.И.Владиславлев об отношении воли к ощущениям, памяти и рефлексии.//Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М., 1996. - Т.2., вып.1. - с.222-224.

19. Большакова В.В. М.М. Троицкий об условиях сохранения личности.//Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития.- М., 1995. с.62-64.

20. Большакова В.В. М.М. Троицкий о мотивации деятельности человека как основном законе его самосохранения.//Психологический журнал. 1995. -Т.16. -№4. - с. 123-132.

21. Болынакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-началоХХв.в.). 4.1. Проблема формирования личности.- Н.Новгород, 1994. -160с.

22. Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-началоХХв.в.). 4.2. Русский волюнтаризм: М.И.Владиславлев.- Н. Новгород, 1997. -145с.

23. Болынакова В.В. Проблемы формирования личности в русской психологической мысли XIX начала XX в.в. Дис.докт. психолог, наук. - Ленинград, 1987. - 355с.

24. Большакова В.В. Психологическая концепция М.М. Троицко-го.//Исторический путь психологии: прошлое, настоящее, будущее.-М., 1992. -с.107-110.

25. Большакова В.В. Психологические взгляды В.Ф. Одоевского.// Вопросы психологии. -1989. №5. - с. 122-129.

26. Большакова В.В. Социально-психологические идеи М.М. Троицкого. // Актуальные проблемы социальной психологии. Международный симпозиум. Кострома, 1992.

27. Большакова В.В. Экспериментальное изучение психологии школьников в трудах А.П.Нечаева.//Становление и развитие экспериментально-психологических исследований в России.-М.: Наука, 1990. с. 189-199.

28. Будилова Е.А. Борьба материализма и идеализма в русской педагогической науке/ вторая половина XIX начало XX века/.- М.:АПН РСФСР, 1960.-348с.

29. Будилова Е.А. Начало экспериментальной психологии.// Психологический журнал. М., 1985. - Т.6. - №4. - с.3-12.

30. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.-231с.

31. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. П.г., 1917.

32. Вентцель К.Н. Система философии Вундта.//Вопросы философии и психологии. 1892. -№11.-с. 1-23.

33. Владиславлев М.И. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. Т. 1-2.-СПБ., 1881/T.I, 6110с.; Т.2, 564с./.

34. Владиславлев М.И. Современные направления в науке о душе. СПБ., 1866.

35. Волынский В.Вундт. Этика.//Северный вестник. 1889.

36. Вундт В. Введение в психологию. -М., 1912. 167с.

37. Вундт В. Введение в философию. -СПБ., 1903. 301с.

38. Вундт В.Естествознание и психология. СПБ., 1904. -96с.

39. Вундт В. Индивидуум и общество. Речь, произнесённая 23 апреля 1891 г. в Лейпцигском университете. СПБ., 1896. - 32с.

40. Вундт В. Лекции о душе человека и животных. СПБ., 1894. - 465с.

41. Вундт В. Миф религия. СПБ., б.г. - 416с.

42. Вундт В. О наивном и критическом реализме. Имманентная философия и эмпириокритицизм. М., 1910.- 365с.

43. Вундт В. Основания физиологической психологии. М., 1880.- 1038с.

44. Вундт В. Очерки психологии. М., 1912. - 304с.

45. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.-132с.

46. Вундт В. Связь философии с жизнью за последние сто лет. Речь проф. В.Вундта, произнесённая по случаю избрания его в ректоры Лейпцигского университета. Одесса, 1895.- 39с.

47. Вундт В. Система философии. СПБ., 1902. - 430с.

48. Вундт В. Фантазия, как основа искусства. СПБ., 1914. - 146с.

49. Вундт В. Физиология языка. СПБ., 1868.

50. Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. СПБ., 1913. - 309с.

51. Вундт В. Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни. -СПБ., 1887-1888.-Т.1-3.

52. Вундт В. , Лампрехт К., Бергсон А., Леру Э. Две культуры. /К философии нынешней войны/. Петроград, 1916. - 169с.

53. Вундт В., Ольденберг Г., Гольдциэр И., Грубе В., Инуйе Т., фон Ар-ним Г., Бэймкер К., Виндельбанд В. Общая история философии В.Вундта, Г.Ольденберга и др. СПБ.,1910-1912.-26с.

54. Выготский Л.С. Научное наследие. Собрание сочинений. В шести томах. М.: Педагогика 1984. - Т.6. - 396с.

55. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений. В шести томах. М.: Педагогика, 1982. - Т.2. - 502с.

56. Гербарт И.Ф. Психология. СПБ., 1895. - 278с.

57. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. М., 1896.55с.

58. Ждан А.Н. Вильгельм Вундт.//Вестник Московского университета. Сер.14, психология. 1979. - №3. - с.72-80.

59. Ждан А.Н. В.Вундт и русская психология.// Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу. -М., 1980. -с.52-53.

60. Ждан А.Н. Из истории вопроса о соотношении теории эксперимента в психологии.// История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. М., 1990. - с.30-41.

61. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990.

62. Ждан А.Н.История психологии как наука.//Вестник Московского университета. Сер. 14, психология. 1996. - №4. - с.7-14.

63. Ждан А.Н. История психологии как становление её предмета. Дис.в виде науч. доклада, докт. психолог, наук. М., 1994. - 68с.

64. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1986. Т.2: Развитие произвольных движений. - 297с.64.3еленогорский Ф.А. История развития психологии с Декарта до настоящего времени. Харьков, 1885. - 195с.

65. Зелинский Ф. Вильгельм Вундт и психология языка.//Вопросы философии и психологии. 1902. - №61/1/. - с.533-567 и 62/2/. - с.635-666.

66. Кант И. Сочинения в шести томах. М.:Мысль, 1961 - 1966.

67. Кениг Э. В.Вундт. Его философия и психология. СПБ., 1902. - 195с.

68. Колубовский Я.Н. Вундт о гипнотизме и внушении.//Воросы философии и психологии. 1892. - №14. - с.74-80.

69. Кольцова В. А. К 100-летию лаборатории В.М. Бехтерева в Казани.//Психологический журнал. 1985. -Т.6.-№2.-с.9-18.

70. КольцоваВ.А., Медведев A.M. Об изучении истории психологии в системе культуры.//Психологический журнал. 1992.-T.13-№5-c.3-l 1.

71. Кольцова В.А., Олейник Ю.Н. Работа советских психологов в годы Великой Отечественной войны.//Психологический журнал. 1995. - Т. 16.-№3.-с.3-11.

72. Кюльпе Современная немецкая философия. 1904.

73. Ланге Н.Н. Теория Вундта о начале мифа. Одесса, 1912. - 20с.

74. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах.-М.Мысль, 1983.

75. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1983. - Т.2. - 317с.

76. Логинова Н.А. Становление комплексного подхода в психологических школах В.М.Бехтерева и Б.Г.Ананьева. Автореф.дис. докт. пед. наук. - Л., 1990.-32с.

77. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984.-444с.

78. Мейман С. Введение в современную этику .//Вопросы философии и психологии. 1908. -№92(2). - с.281-285.

79. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна, 1995. -336с.

80. Никольская А.А. Русская детская и педагогическая психология в 60-е г.г. XIX века.//Вопросы психологии. 1978. - № 1.-е. 137-146.

81. Носкова О.Г. Социальная история индустриальной психологии в Рос-сии.//Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития. -М., 1995. с.112-115.84.0боленский Этика Вундта. 1888.

82. Олейник Ю.Н. История становления и развития отечественной психологии индивидуальных различий. Дис.канд. Психолог, наук. М.,1990. -237с.

83. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. - 270с.

84. Петровский А.В., ЯрошевскийМ.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 1996.

85. Платон Сочинения в 3-х томах.-М.: Мысль, 1970-1972.

86. Принцип развития в психологии: Сб. статей./Отв. ред. Л.И. Анциферова. -М.:Наука, 1978.-368с.

87. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории./Под ред. А.В.Брушлинского.-М.:Изв-во "Институт психологии РАН", 1997. -576с.

88. Рамуль К.А. Вильгельм Вундт как психолог.//Вопросы психологии.-1971. №1. - с. 114-121.

89. Рибо Т. Современная германская психология/опытная школа/.-СПБ., 1895.-274с.

90. Рубинштейн C.JI. Основы общей психология. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. -т.2. - 323с.

91. Селитренников A.M. Оправдание науки. Теория познания В.Вундта. -Сергиев Посад, 1907. 111с.

92. Селитренников A.M. Этические и религиозные воззрения В.Вундта. -Харьков, 1910. 27с.

93. Сметанина О.М. Вильгельм Вундт и его приглашение в Лейпцигский университет.//Вестник Верхне-Волжского отделения Академии технологических наук Российской Федерации. Н.Новгород, 1997. - Вып. 1. -329-332.

94. Сметанина О.М. В.Вундт как историк философии.// Проблемы многоуровневого высшего образования: Тез. докл. Седьмая Междунар. научно-методич. конф. Н.Новгород, 1998. - Ч.З. - с.9-10.

95. Сметанина О.М. Вундт как историк философии.// Учёные записки ВВАГС.-Ч.2.- Н.Новгород, 1999.

96. Сметанина О.М. В.Вундт как основатель и руководитель института экспериментальной психологии.//Повышение эффективности вооружения и военной техники войск ПВО. Проблемы совершенствования образовательного процесса: Сб. статей. Н.Новгород, 1996. - с.55-59.

97. ЮО.Сметанина О.М. Обзор научной биографии В.Вундта.//Труды молодых учёных и аспирантов. Н.Новгород, 1997. - с.85-88.

98. Сметанина О.М. Представления В.Вундта о душе в мифотворчестве народов.//Психология сегодня. Ежегодник РПО. М., 1996. - Т.2., вып.1. -с.218-219.

99. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975.- 352с.

100. Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI-XVII веках. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1963. -419с.

101. Соколов М.В. Работы советских психологов по истории психологии.//Психологическая наука в СССР. М.:АПН РСФСР, 1960. - Т.2.

102. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1985. -Т.2. -359с.

103. Троицкий М.М. Немецкая психология в текущем состоянии. Истори-ко-критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии в Англии со времён Бэкона и Локка. М., 1883. - Т. 1-2.

104. Тутунджан О.М. Критический анализ методов экспериментальной психологии за рубежом в конце XIX-начале XX века: о проблеме становления и развттия экспериментально-психологических исследований в России. —М., 1990. с.51-60.

105. Цветков С.А. Н.Н.Ланге и мировая психологическая мысль конца XIX-начала XX столетия. Дис. канд. психолог, наук. Владимир, 1991. -183с.

106. Челпанов Г.И. Введение в философию. М., 1910. - 543с.

107. Челпанов Г.И. Вундт. Замечания к учению об ассоциациях./ТВопросы философии и психологии. 1892. - №13.- с.41-43.

108. Челпанов Г.И. Вундт. К учению о душевных движениях.//Вопросы философии и психологии. 1891. - №8. - с.58-60.

109. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление./Пер. Ю.Айхенвальда. -М., 1900-1901.-Т. 1-2.

110. Яковенко Б. Новая история европейской философии.// Вопросы философии и психологии. 1916. - №134/4/. - с.271-301.

111. Якунин В.А. О формировании психологии как экспериментальной науки. Дис . канд. психолог. наук.-Ленинград, 1973.-254с.

112. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии: Учебное пособие. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. —110с.

113. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1976.-463с.

114. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Изд-во полит, лит., 1974.

115. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины

116. XX: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997.-416с.

117. Barth P. Die Philosophie der Geschichte als Soziologie. Bd. 1, 1897.

118. Berry Y.W. Wundt's Volkerpsychologie and the Comparative Study of Human Behavior. Abstract eines Referates (unveroffentlicht).- 1979.

119. Boring E. A history of experimental psychology. N. Y. - London. The century com. - 1929.

120. Boring E. A history of experimental psychology. N. Y. Appleton- century crofts, inc. - 1950.

121. Bringmann W. G., Balance W. D. G. Wilhelm Wundt. Psychologie heute. 1975.

122. Biilau Y.Y. Noch etwas zum deutschen Nationalgeist. 1766.

123. Drobisch M.W. Uber den neuesten Versuch, die Psychologie naturwis-senschaftlich zu begriinden.// Zeitschrift fur exakte Philosophie. IV.- 1863.

124. Eckardt G. Problemgeschichtliche Untersuchungen zur Volkerpsycholo-gie der zweiten Halfte des 19. Yahrhunderts.// Wiss. Zeitschrift d. Friedrich -Schiller Univ. Yena, Gesellschafts - und wissenschaftliche Reihe. - Heft 4. -1971.

125. Eisler Wundt's Philosophie und Psychologie. 1902.

126. Fichte Y. G. Antropologie. Die Lehre vor der menschliechen Seele. -1860.

127. Fichte Y. G. Die Seelenfortdauer und die Weltstellung des Menschen. -1867.

128. Flugel C. F. Probleme und Ergebnisse der Psychologie. Stuttgart, 1950.

129. Haeckel E. Die Weltratsel. Berlin, 1960.

130. Hiebsch H. Wilhelm Wundt und die Anfange der experimentellen Psychologie. Berlin, 1977.-22 S.

131. Yodl E. Ethik Wundt's. //Philos. Monatsh. 1888.

132. Lachelier H. La Metaphysiqua de W. Wundt. Revue philosophique. -1890.

133. Lachelier H. Theorie de la connaissance de W. Wundt. Revue philoso-phique.- 1880.

134. Lazarus M., Steinthal H. Einleitende Gedanken iiber Volkerpsychologie. // Zeitschrift f. Volkerpsychologie u. Sprachwissenschaft 1. 1860.

135. Lexis W. Die deutschen Universitaten. 1. Band. Berlin, 1893.

136. Meischer W. Wiedersprtiche im Wundt Bild der Gegenwart. Beitrage zur Wundt - Forschung II. - Leipzig, 1977. - S. 7 - 21.

137. Meischner W. Wilhelm Wundt Hauptetappen seines Lebenswerkes. // Wissenschafliche Zeitschrift. Karl- Marx - Universitat. Leipzig, Gesellschafts -und sprachwiss. Reihe. - 1979. - Heft 2. - S. 171 - 179.

138. HO.Meischner W., Eschler E., Wilhelm Wundt. Leipzig, Yena, Berlin, 1979.-115 S.

139. Meischner W., Metge A. Verzeichnis samtlicher Veroffentlichungen Wilhelm Wundts.// Wissenschafliche Zeitschrift. Karl- Marx Universitat. Leipzig, Gesellschafts - und sprachwiss. Reihe 28. - 1979. - Heft 2. - S. 243 - 259.

140. Metge A. Zur Methodenlehre Wilhelm Wundts und zur Methodologie der frtihen Arbeiten aus dem Institut fur experimentelle Psychologie Leipzig. Vortrag . -Potsdam, 1978.

141. Motteck H., Becker W., Schroder A. Wirtschaftsgeschichte Deutschlands. 3. Band. Berlin, 1974.

142. Muller K. Die Apperzeptionstheorie von Wilhelm Wundt und Th. Lipps und ihre Weiterfuhrung in der Gegenwart. Langenholz, Beyer, 1910.-81 S.

143. Parygin B. D. Grundlagen der sozialpsychologischen Theorie. Berlin, 1975.

144. Paul H. Prinzipien der Sprachgeschichte. Halle, 1886.

145. Petersen P. Wilhelm Wundt und seine Zeit. Stuttgart, 1925.

146. SethY. Ethics.-Mind, 1898.

147. Sommer H. Individualismus oder Evolutionismus? Zugleich eine Entgeg-nung auf die Streitschrift des Herrn Professors Wilhelm Wundt. Berlin, 1887. -131 S.

148. Sprung L. Wilhelm Wundt Bedenkenswertes und Bedenkliches aus seinem Lebenswerk. / Eckardt G. (Hrsg.): Zur Geschichte der Psychologie. - Berlin, 1979.

149. Stange C. Die Christliche Ethik in ihrem Verhaltnis zur modernen Ethik: Paulsen, Wundt, Hartmann. Gottingen, 1892.

150. Steinthal H. Syntetische Gedanken uber Volkerpsychologie. // Zeitschrifl f. Volkerpsychologie u. Sprachwissenschaft 17. 1887.

151. Strubler S. Willens und Charakterbildung bei Herbart und Wundt. -Heiligenstadt ( Eichsfeld), 1906.

152. Sutterlin L. Das Wesen der sprachlichen Gebilde. Kritische Bemerkungen zu Wilhelm Wundts Sprachpsychologie. Heidelberg, 1902. -192 S.

153. Wundt E.Wilhelm Wundts Werk. Ein Verzeichnis seiner samtlichen Schriften. Mtinchen, 1927. -78 S.

154. Wissenschafliche Zeitschrift. Karl- Marx Univ. Leipzig. Gesellschafts -und sprachwiss. Reihe. - 1980. - Heft 2.-199 S.

155. Wundt W. An der Bahre Karl Lamprechts.// Akademische Rundschau, III, 1915, S.l-6.

156. Wundt W. Beitrage zur Theorie der Sinneswahrnehmung. Leipzig und Heidelberg 1862.

157. Wundt W. Bemerkungen zur Assoziationslehre. Philosophische Studien. VII, 1892.-S. 329-361.

158. Wundt W. Bemerkungen zur Theorie der Geffihle.// Philosophische Studien. XV. 1900.-S. 149 bis 182.

159. Wundt W. Bericht uber das Studienjahr 1889/1890. Rede als abtretender Rektor. Leipzig, 1890.

160. Wundt W. Besprechung: Jahresbericht uber die Fortschritte der Anatomie und Physiologie, hrsg. von Hofmann und Sckwalbe.ll Literarisches Zentralblatt fur Deutschland. Nr. 26. 1874, S. 848.

161. Wundt W. Besprechung: Jahresbericht uber die Fortschritte der Anatomie und Physiologie, hrsg. von Hofmann und Schwalbe. 3. Bd., 2. Halfte. 1874.// Literarisches Zentralblatt fur Deutschland. Nr. 25. 1876. Sp. 820.

162. Wundt W. Besprechung: Jahresberichte tiber die Fortschritie der Anatomie und Physiologie, hrsg. von Hofmann und Schwalbe. 4. Bd. // Literarisches Zentralblatt fur Deutschland, Nr. 21. 1877. Sp. 689-690.

163. Wundt W. Biologische Probleme.// Philosophische Studien. V, 1889, S. 327-380.

164. Wundt W. Chronograph und Chronoskop. Notiz zu einer Bemerkung J.M.Cattells.//Philosophische Studien. VIII. I893.-S. 653-654.

165. Wundt W. Czermak. Uber das physiologische Privatlaboratorium an der Universitat Leipzig.// Literarisches Zentralblatt fur Deutschland. Nr. 26. 1873. Sp. 812-813.

166. Wundt W. Das Institut fur experimentelle Psychologie. Festschrift zum 500 jahrigen Jubilaum der Universitat. Leipzig 1909.-16 S.

167. Wundt W. Die Anfange der Gesellschaft. Eine volkerpsychologische Studie.// Psychologische Studien. Ill, 1907.-S. 1-48.

168. Wundt W. Die Anfange der Philosophic und die Philosophie der primitiven Volker. Die Kultur der Gegenwart. Hrsg. P. Hinneberg. l.Teil. V. Abtlg., Leipzig 1909.-S. 1-31.

169. Wundt W. Die Entstehung der Exogamie. Archiv fur Rechts und Wirtschaftsphilosophie. V. Bd., 1912.-S. 1-40.

170. Wundt W. Die geometrisch-optischen Tauschungen.//Abhandlungen der mathematisch-physischen Klasse der Koniglich sachsischen Gesellschaft der Wissenschaften. Bd. XXIV. Leipzig 1898.-S. 55-178.

171. Wundt W. Die Psychologie im Kampf urns Dasin. Leipzig 1913.

172. Wundt W. Die Theorie der Materie.//Deutsche Rundschau. V. 1875-S.364-386.

173. Wundt W. Einfuhrung in die Psychologie. 3. Abdruck. Leipzig 1913.

174. Wundt W. Einleitung in die Philosophie. 2. unveranderte Auflage. Leipzig 1902.

175. Wundt W. Elemente der Volkerpsychologie. Grundlinien einer psychologischen Entwicklungsgeschichte der Menschheit. Leipzig 1912.

176. Wundt W. Erfundene Empfindungen.// Philosophische Studien. II, 1885.1. S. 298-305.

177. Wundt W. Ethik. Eine Untersuchung der Tatsachen und Gesetze des sittlichen Lebens. 2. umgearbeitete Auflage. Stuttgart 1892.

178. Wundt W. Gehirn und Seele. //Deutsche Rundschau, XXV, 7. Jg. 1880.-S. 47-72.

179. Wundt W. Geschichte der Universitat. Statten der Bildung. Bd. 1: Leipzig, Hrsg. Rektor und Senat der Universitat. 1918.-S. 28-35.182182 Wundt W. GrundriB der Psychologie. 11. Auflage, Leipzig 1913.

180. Wundt W. Grundziige der physiologischen Psychologie. 1. Teil. 2. Teil Leipzig 1873.

181. Wundt W. GrundriB der Psychologie. 7. verbesserte Auflage. Leipzig 1905.

182. Wundt W. Hypnotismus und Suggestion. Leipzig 1892.// Philosophische Studien III, 1893.-S. 1-85.

183. Wundt W. Kants kosmologische Antinomien und das Problem der Unendlichkeit.//Philosophische Studien. II. 1885.-S. 495-538.

184. Wundt W. Lehrbuch der Physiologie des Menschen. 3. vollig umgearbeitete Auflage, Erlangen 1873.

185. Wundt W. Leibniz. Zu seinem 200jahrigen Todestag. Leipzig 1917.

186. Wundt W. Logik. Eine Untersuchung der Prinzipien der Erkenntnis und der Methoden wissenschaftlicher Forschung, 1. Bd.: Erkenntnislehre. 2. umgearbeitete Auflage. Stuttgart 1893.

187. Wundt W. Marchen, Sage und Legende als Entwicklungsformen des Mythus//Archiv fur Religionswissenschaft, XI. 1908.-S. 200-222.

188. Wundt W. Neuere Leistungen auf dem Gebiete der physiologischen Psychologie.//Vierteljahresschrift fur Psychologie. Psychiatrie und gerichtliche Medizin. Jg.l, 1867.-S. 23-56.

189. Wundt W. Notiz iiber psychologische Apparate//Philosophische Studien, VIII. 1893.-S. 655-656.

190. Wundt W. Probleme der Volkerpsychologie, 2.vermehrte Auflage. Stuttgart 1921.

191. Wundt W. Psychologie. Die Philosophic im Beginn des 20. Jahrhunderts. Festschrift fur Kuno Fischer. 1. Bd., Heidelberg 1904.-S. 1-53.

192. Wundt W. Selbstbeobachtung und innere Wahrnehmung. // Philosophische Studien, IV, 1888 — S. 292-309.

193. Wundt W. Sprachwissenschaft und Volkerpsychologie. // Indogermanische Forschungen, XXVIII, 191 l.-S. 205-219.

194. Wundt W. System der Philosophie. 3. umgearbeitete Auflage, 1. und 2. Bd. Leipzig 1907.

195. Wundt W. Totemismus und Stammesorganisalion in Australien. Anthropos. // Jnternalionale Zeitschrift fur Volker- und Sprachenkunde. IX. Bd., 1914.-S. 13-39.

196. Wundt W. iiber Ausfrageexperimente und iiber die Methoden zur Psychologie des Denkens. // Psychologische Studien, III. 1907.-S. 301-390.

197. Wundt W. Uber das Verhaltnis des Einzelnen zur Gesellschaft. Rede.//Deutsche Rundschau, XVII, 189l.-S. 190-206.

198. Wundt W. Uber den Kochsalzgehalt des Harns.//Journal fur praktische Chemie. Jg.1853, 59.Bd.- S. 354-363.

199. Wundt W. Uber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart. Akademische Antrittsrede in Zurich. Leipzig 1874.

200. Wundt W. tiber die Methoden der Messung des BewuButseinsumfanges. // Philosophische Studien, VI, 1891.-S. 250-260.

201. Wundt W. iiber naiven und kritischen Realismus, 1. Artikel. // Philosophische Studien. XII. 1896.- S. 307-408.

202. Wundt W. tiber naiven und kritischen Realismus. 2. Artikel. // Philosophische Studien. X3II 1898.-S. 1-105.

203. Wundt W. iiber naiven und kritischen Realismus. 3. Artikel. // Philosophische Studien. XIII, 1898.-S. 323-433.

204. Wundt W. iiber psychische Kausalitat und das Prinzip des psychophysischen Parallelismus. // Philosophische Studien. IX. 1894,-S. 1-124.

205. Wundt W. iiber Ziele und Wege der Volkerpsychologie.// Philosophische Studien, IV, 1888.-S. 1-27.

206. Wundt W. Untersuchungen iiber das Verhalten der N'erven in entzundeten und degenerierten Organen. Inaug.-Dissertation. Heidelberg 1856 (als Habilitationschrift anerkannt).

207. Wundt W. Versuche iiber den EinfluG der Durchchneidung des Lungenmagennerven auf die Respirationsorgane. Preisarbeit.//Johannes Mullers Archiv fur Anatomie, Physiologie und wissenschaftliche Medizin Jg. 1855.-S. 269313.

208. Wundt W. Vбlkeфsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 1. Bd.: Die Sprache. 1. Teil.-Stuttgart, 1921.-695S.

209. Wundt W. Vбlkeфsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 2. Bd.: Die Sprache. 2. Teil.-Leipzig, 1921.-681 S.

210. Wundt W. Уб1кеф8усЬо^1е. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 3. Bd.: Die Kunst.- Leipzig, 1919.-624 S.

211. Wundt W. Vбlkeфsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 4. Bd. : Mythus und Religion. 1. Teil. Leipzig, 1920. - 587 S.

212. Wundt W. Уб1кеф8усЬо^1е. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 5. Bd. : Mythus und Religion. 2. Teil. Leipzig, 1923. - 494 S.

213. Wundt W. Уб1кеф8усЬю^1е. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 6. Bd. : Mythus und Religion. 3. Teil. Leipzig, 1923. - 654 S.

214. Wundt W. Vбlkeфsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 7. Bd. :Die Gesellschaft. 1. Teil. Leipzig, 1917.-438 S.

215. Wundt W. Уб1кеф5ус1ю^1е. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 8. Bd. :Die Gesellschaft. 2. Teil. Leipzig, 1917.-344 S.

216. Wundt W. Volkerpsychologie. Eine Urtfersuchung der Enitwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 9. Bd Das Recht Leipzig, 1918.-484 S.

217. Wundt W. Volkerpsychologie. Eine Untersuchung dor Enitwicklungsgesetze von Sprache, Mythus und Sitte. 10. Bd: Kultur undGeschichte. -Leipzig, 1920, 478 S.

218. Wundt W. Vorlesungen uber die Menschen- und Tierseele. 2. Bd., Leipzig 1863.

219. Wundt W. Vorlesungen uber die Menschen- und Tierseele. 6. neu bearbeitete Auflage, Leipzig 1919.

220. Wundt W.Eine Wtirdigung. Beitrage zur Philosophic des Deutschen Jdealismus (Zeitschrift der Deutschen Philosophischen Gesellshaft). Erfurt, 1924.-101 S.

221. W. Wundt progressives Erbe, Wissenschaftsentwicklung und Gegenwart. Protokoll des intemationalen Symposiums. 1. und 2. November 1979. Karl-Marx-Universitat.-Leipzig, 1980.-410 S.

222. Wundt W. Zur Erinnerung an Gustav Theodor Fechner. Worte, gesprochen an seinem Sarge am 21. November 1887. Leipzig 1887.// Philosophische Studien. IV. 1888.-S. 471-478.

223. Wundt W. Zur Frage des BewuBtseinsumfanges. // Philosophische Studien, VII. 1892.-S. 222-231.

224. Wundt W. Zur Kritik des Seelenbegriffs.// Philosophische Studien II, 1885.-S. 483-494.197

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.