Проблемы национального и общечеловеческого в контексте движущейся художественно-исторической мысли: Актуальная ретроспекция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук Паламарчук, Олег Тимофеевич

  • Паламарчук, Олег Тимофеевич
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2003, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 524
Паламарчук, Олег Тимофеевич. Проблемы национального и общечеловеческого в контексте движущейся художественно-исторической мысли: Актуальная ретроспекция: дис. доктор филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Краснодар. 2003. 524 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Паламарчук, Олег Тимофеевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Общее и особенное как единое эстетическое целое в динамике интерпретаций эволюционирующих социально-исторических фаз.

Глава II. Герои-преобразователи и герои-созерцатели на большаке отечественной истории. Семиотика неповторимого как творческая составляющая общего в литературных исканиях XX века.

Глава III. Типический герой времени - национально выраженный общечеловек. Ресурсы общечеловеческого дискурса в ^ литературе народов России XX века и в культурноисторической перспективе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы национального и общечеловеческого в контексте движущейся художественно-исторической мысли: Актуальная ретроспекция»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Художественная рефлексия отражает жизнь, познает её опосредованно, через семиотику неповторимого у настоящих мастеров изящной словесности, но даже если она обращается к осмыслению прошлого, её творения устремлены, как правило, в будущее - в нравственно-эстетический идеал человечества. Процессы глобализации, резко усилившиеся на рубеже третьего тысячелетия, приводят к обострению основных тенденций общества: дальнейшему росту национального сознания, национального самоопределения и неповторимости, с одной стороны, и с другой - ломке (порой насильственной) национальных границ и интернационализации жизненных преобразований. В этой связи особую актуальность приобретают проблемы взаимовлияния национального и общечеловеческого, как структурообразующее начало в типологии художественно-эстетической мысли. Эволюция общечеловеческих ценностей в настоящее время приобретает особую злободневность. К проблеме «общечеловек», в которой фокусируются национальные и интернациональные (метанациональ-ные) тенденции, не случайно обращались выдающиеся художники слова (Пушкин, Гёте, Гейне, Толстой, Достоевский, Горький, Хемингуэй, Шолохов, Сент-Экзюпери), философы (Кант, Гегель, Руссо, Маркс, Плеханов, Бердяев), критики (Белинский, Добролюбов, Дружинин, Чернышевский), литературоведы (Панин, Тихонравов, Веселовский, Аничков, Потебня).

На заре XX века многие мыслители мечтали о гармоничном развитии человеческих отношений и искренне полагали (особенно из левого лагеря), что это время не так уж далеко. Увы, век минул, его сменил двадцать первый, а противоречие между сознанием гуманистическим и технократическим, между индивидуалистическим и коллективистским перерастает в конфликт. В связи с этим на искусство, художественную мысль, воплощенную в прозе и поэзии, ложится задача возрождения духовных основ жизни. Это возможно при условии, что художник свободен, внутренне свободен для творчества.

Современный творческий процесс носит парадоксальный характер: получив свободу, литература утрачивает общественное звучание. Разрозненное культурно-историческое пространство пребывает в парадигме усиления особенных, национально-этнических тенденций, поглощаемых встречным, всё более жестким потоком глобализации. Противостоять глобализации, бездуховному космополитизму можно лишь возродив в культуре естественно равновесие национального и общечеловеческого. По-прежнему актуальными являются слова Горького: «В нашем храме чаще и сильнее, чем в других, возглашалось общечеловеческое» (выделено нами - О. П.).

Проблематику избранной темы затрагивали в своих работах JI.K. Дол-гополов [120], В.И. Гусев [116], [117], Л.Н. Малюкова [233], А.А.Спиридонов [346], B.C. Соловьев [344], И.Ж. Бицадзе [49], П. Палиевский [282], И.В. Киреевский [174], P.P. Москвина [253], В.Я. Пропп [302], Ф. Кузнецов [189], С.Б. Рассадин [307].

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследуемой темы заключена в комплексном идейно-эстетическом анализе русской литературы XX столетия сквозь призму диалектики национального и общечеловеческого начал в изучении этапов эволюции нравственно-эстетического идеала в отечественной культуре и его влияния на формирование национальной культурной ментальности, в исследовании процесса культурно-исторического «сближения - отталкивания» разнородных в философско-этическом и нравственно-эстетическом отношении творческих систем, обретения национальными литературами России жизнеутверждающих форм словесного искусства в плоскости общечеловеческих ценностей.

В научный оборот вводится большой фактологический материал по литературе, философии, социологии, литературоведению, связанный проблемой национального и общечеловеческого.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: выявление фундаментальных тенденций литературного процесса двадцатого столетия в рамках эстетической монады - сочетания общего (общечеловеческое), особенного (национальное) и единичного (личность как героя-писателя, так и героя его произведений).

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- исследование общего и особенного как единого эстетического целого в динамике интерпретаций эволюционирующих культурно-исторических фаз (от реализма XIX в. до социалистического реализма XX в.);

- анализ идейно-содержательной сущности образов героев-преобразователей и героев-созерцателей в контексте художественных повествований XIX-XX столетий; выявление в литературных исканиях XX века семиотики неповторимого как общей творческой составляющей культурного поля;

- обоснование того, что типический герой времени - национально-выраженный общечеловек; прояснение ресурсов общечеловеческого дискурса в литературе народов России XX столетия и в культурно-исторической перспективе.

МАТЕРИАЛОМ для исследования послужили фундаментальные в концептуальном отношении труды, посвященные разработке нравственно-эстетического идеала общественной жизни: мыслителей эпохи Возрождения Ф. Бэкона, П. де Мирандоллы; Просвещения Г. Гобса, Д. Локка, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Сен-Симона; философов И. Канта, Г. Гегеля; литературных критиков В. Белинского, Н. Добролюбова, А. Герцена, Н. Чернышевского, А. Дружинина; идеологов марксизма К. Маркса, В. Плеханова; представителей отечественного литературоведения: А.Н. Пыпина, Н.С. Тихонравова,

A.А. Шахова, А.Н. Веселовского, Е.В. Аничкова, А.А. Потебни, В.Н. Перетца, Ю.И. Айхенвальда и др.; художественные произведения JI. Андреева, М. Горького, Е. Шварца, А. Ахматовой, А. Блока, А. Чапыгина, С. Злобина,

B. Шукшина, Б. Окуджавы, Ю. Трифонова, М. Шолохова, Ю. Бондарева, Н. Тихонова, В. Луговского, Н. Заболоцкого, В. Звягинцева, М. Луконина, М. Дудина, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной, С. Куняева, Р. Казаковой, В. За-круткина, Г. Федосеева, Н. Шундика, А. Калинина, Б. Кербабаева, А. Кешо-кова, Ч. Айтматова, А. Апимжанова, И. Есенберлина, Г. Абашидзе, С. Кури-лова, Ю. Рытхэу, А. Мухтара, Э. Кипиани, М. Стельмаха, А. Упита, Ю. Бал-тушиса, М. Слуцкиса, П. Куусберга и др.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ основой диссертационного исследования явились работы классиков отечественной и зарубежной философии и филологии: И. Канта, Г. Гегеля, Г. Плеханова, А. Потебни, Д. Лихачева, Б. Эйхенбаума, М. Бахтина, Н. Бердяева, А. Камю, К. Яс-перса, Ж.-П. Сартра, труды современных литературоведов и критиков: А. Бочарова, И. Виноградова, В. Гусева, Ф. Кузнецова, Н. Николаевой, П. Палиев-ского, С. Петрова, С. Рассадина, Н. Скатова, П. Стрюкова, А. Туркова.

МЕТОДАМИ исследования являются культурно-исторический, сравнительно-типологический, аксиологический, опирающиеся на принципы диалектической логики: восхождение от абстрактно-всеобщего до конкретно-всеобщего; единство и противоречивость исторического и логического; взаимосвязь непрерывного и дискретного.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ значение диссертации заключается в исследовании содержательной сущности национального и общечеловеческого в контексте художественно-исторической мысли XX столетия; в обозначении актуальной ретроспекции в развитии нравственно-эстетического идеала отечественной литературы XIX-XX веков; в обозначении типа героя-преобразователя и героя-созерцателя; в актуализации проблемы «национально выраженный общечеловек».

ПРАКТИЧЕСКАЯ значимость работы состоит в возможности использования её материалов и результатов при чтении курса «История русской литературы XX века», «Теория литературы»; при подготовке спецкурсов и проведении спецсеминаров, посвященных проблеме взаимовлияния национальных и общечеловеческих начал; при написании курсовых и дипломных работ.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

1. Основной типологической чертой эволюции западно-европейской художественно-эстетической мысли является движение общечеловеческого идеала от проявления абстрактно-элитарных свойств (Аристотель, Аквин-ский, Хатченсон) в сторону обретения общественно-гражданского пафоса (Дидро, Руссо, Кант, Гегель).

2. Отличительной особенностью формирования отечественной научной и литературно-критической мысли XIX-XX веков является эволюция нравственно-эстетического идеала от познания национальных свойств древнерусской поэтики (житие, летопись, былина) к обозначению типологических черт характера межкультурных диалогов, запёчатлённых в творчестве Достоевского, Толстого, Тургенева, Гончарова.

3. Диалектика национального и общечеловеческих начал в литературе соцреализма (М. Горький, Л. Леонов, А. Чапыгин, М. Шолохов, В. Шукшин, Ю. Бондарев, Ю. Трифонов) определяется особой гуманистической природой созидательного пафоса, подтверждаемого органикой взаимоотношения правды художественной и правды исторической.

4. Идейно-эстетические параметры творческого диалога западноевропейской и отечественной культурных цивилизаций определяются в контексте художественных повествований Ф. Достоевского и Г. Ибсена, JI. Толстого и Г. Флобера, М. Горького и Р. Музиля, М. Шолохова и Э. Хемингуэя моментами философско-нравственного осмысления «проклятых вопросов бытия»: жизни и смерти, войны и мира, любви и ненависти, веры и безверия.

5. Национально выраженный «Общечеловек» - это не просто типический герой XX века, это принципиально новое явление художественной рефлексии, точка опоры и перспектива духовной эволюции человечества. Его появление, характерные черты и значение для общественной жизни в полной мере открыла русская многонациональная литература, литература народов России. В этой связи ресурсы общечеловеческого дискурса неисчерпаемы и послужат не одному поколению литераторов темой их творческих исканий.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Основные положения исследования нашли отражение в публикациях монографического характера: «Герои-преобразователи и герои-созерцатели на большаке отечественной литературной мысли. XX век» (Краснодар, 2000); «Многонациональное культурное поле. По страницам русской литературы, литературы народов России (XX век)» (Краснодар, 2001); «Проблемы национального и общечеловеческого в контексте движущейся художественно-исторической мысли (актуальная ретроспекция)» (Краснодар, 2002); в ряде научных и критических статей; в выступлениях на региональных научных конференциях, посвященных проблемам межнационального общения.

СТРУКТУРА И ОБЪЁМ ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Библиографический список составляет 433 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Паламарчук, Олег Тимофеевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ национального и общечеловеческого в контексте движущейся художественно-исторической мысли с упором на русскую литературу XX столетия выявил ряд закономерных особенностей.

На протяжении веков философско-эстетическая и художественно-историческая мысль билась над проблемами литературного творчества. Впервые наиболее четко об объективных и субъективных факторах творческого труда сказал И. Кант. Его идеи гражданского общества, где все равны перед законом, это условие внешней (правовой) свободы, необходимой для свободного творчества. Не менее важной являлась мысль Канта о внутренне свободном человеке - гражданине мира. Философ полагал, что люди умственного труда - ученые, а значит и художники, могут творить, если есть внешняя свобода - гражданское общество (демократия) и внутренняя свобода - талант.

Развивая мысли Канта о свободе, о прекрасном, Гегель писал о необходимости художника творить по законам КРАСОТЫ, ибо проблема эстетического - это проблема общечеловеческого. В этой связи Гегель весь процесс развития искусства рассматривает в тесной связи с ходом всемирной истории, с социальными факторами, и, в отличие от Канта, с жизненными целями человека. Однако эстетика нового времени не углубилась в проблему эстетического характера самой деятельности человека. Философы XVII-XVIII веков не считали, что между мастерством ремесленников (сапожников, портных, ювелиров) и творчеством людей искусства есть нечто общее. Впервые способность человека воспроизводить творения природы, создавать в новом виде прекрасное поставил в центр эстетического отношения к миру Маркс. Извечная мечта - соединить истину, добро и красоту возможна, по Марксу, только в деятельности людей и только тогда, когда будет снято отчуждение человека от результатов его труда. Таким образом, Маркс обосновывает положение, согласно которому общечеловеческой сущностью является способность человека к творчеству.

Вместе с тем, объединение истины, добра и красоты не означает их механического слияния, уничтожения их философско-эстетической специфики, познание (поиск истины*, сущности вещей, явлений), добро (нравственная деятельность, делание добра, борьба со злом), красота (творение предметов искусства, устройство жизни по законам красоты) - самостоятельные виды человеческой деятельности, которые именно в человеке, в его способности к творческому труду, взаимопереплетаются. Маркс вслед за Гегелем утверждал, что творчество по законам красоты - это умение находить в предмете, явлении (в том числе и в социальной жизни) гармонию, МЕРУ, как единство формы и содержания.

В искусстве, в художественном творчестве всегда существуют и борются две тенденции, два течения - демократическая (освободительная) и авторитарная (охранительная, консервативная). Это в полной мере относится и к литературному процессу. Но если в западноевропейской литературе, начиная уже с Нового времени, часто наблюдается проявление самодовольства, пошлости, безнравственности, то русская литература смогла в целом удержаться от морально-эстетического оскудения (по крайней мере до 80-х гг. ушедшего века).

Своими истоками русская литература имела древнерусское, прежде всего летописное, творчество. В отличие от западноевропейской, которая формировалась в борьбе двух начал - религиозного и светского («земного»), древнерусская литература от самых истоков развивалась в лоне православной идеологии, выступала «оружием» соборности, собирателем земель русских. На протяжении столетий главной особенностью летописных творений (а их было написано не менее полутора тысяч) являлось служение государственной власти по объединению русских княжеств в единое централизованное

В русском народном творчестве - это поиск правды, правдивого, правильного устройства общества. государство. Летописцы (служители церкви) оценивали своих героев с точки зрения их полезности данной (главной) политической задаче. Такую же линию продолжил зародившийся в XVIII веке русский классицизм в лице Ломоносова, Новикова, Сумарокова, Чулкова, Державина. Но уже в XIX столетии акцент в литературных произведениях русских мастеров изящной словесности смещается с авторитарной государственности в сторону общедемократической.

Велика заслуга в отстаивании свободолюбивых принципов художественного творчества принадлежит литературным критикам демократического (Белинский, Добролюбов, Писарев) и революционно-демократического (Герцен, Чернышевский) направлений. Борясь с откровенно охранительным (Греч, Булгарин) и либерально-аристократическим (Дружинин) подходами к оценке литературных произведении, Белинский, Чернышевский отстаивали право писателя на свободу выбора тем, методов и форм творчества.

Анализ литературно-критической мысли первой половины XIX века показал, что весьма плодотворной для литературного процесса в России XIX века оказалась дискуссия о пушкинской (отображать жизнь, как она есть) и гоголевской (критиковать мерзости жизни с позиций будущего) традиций. Сама литературная жизнь в стране, где поэт в России вынужден быть больше, чем поэт, показала несостоятельность позиции эстетствующих либералов, смысл которой сводился к лозунгу - «искусство для искусства!». Однако аргументация «твердокаменного» (К. Чуковский) эстета А. Дружинина способствовала, по нашему убеждению, изживанию в художественном творчестве фактографического натурализма, откровенной назидательности и прямолинейной политизированности.

Творческая полемика по поводу права художника быть свободным в выборе тем, жанров и содержания своих литературных произведений также оказала свое огромное влияние и способствовала стремительному (с точки зрения мировой истории) возвышению литературы России до общемирового уровня. Не случайно писатели Запада сперва с удивлением, а потом с восхищением заговорили о гигантской роли русского романа в объединении Запада и Востока, в поднятии общечеловеческих проблем. В этом процессе несомненная заслуга отечественного литературоведения во всех его проявлениях, со всеми плюсами и минусами: несмотря на серьезную уязвимость методологии своих теоретических концепций, оно накопило и обобщило огромный материал по истории русской и мировой литературы, ввело в научный оборот неизвестные широкой публике имена и произведения русских и зарубежных мастеров художественного слова. Переходя от реализма XIX столетия, гуманистического в целом по своей природе, к гуманизму социалистическому XX века, социально-классовому в эстетической ориентации, русская литература тем не менее сохранила преемственность и верность духовным традициям своих предшественников.

На заре XX столетия многие мыслители предчувствовали гигантские социальные сдвиги на планете и мечтали о гармоничном развитии человеческих отношений. Увы. Век минул, а противоречия между материальным и духовным остались. Сопоставление творчества двух крупных литературных талантов России - М. Горького и JI. Андреева подтвердило наличие двух тенденций в литературном процессе - преобразовательной (активной) и созерцательной (пассивной).

Нельзя плыть по течению, утверждает Горький, надобно бороться со всеми мерзостями жизни, надобно в каждом человеке открывать Человека -носителя прогресса. Л. Андреев талантлив, но талантлив тем, что безумие и ужас человека перед грозной бесконечностью борьбы добра со злом, перед бесконечным возрождением зла всё в новом и новом Обличье, возводит в принцип недостижимости счастья на грешной Земле. Наиболее глубоко нравственно-эстетические взгляды Горького проявляются в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина», который охватывает историю России с 1880 года по 1917 год. Писатель отображает смятенность эпохи перехода человечества из XIX столетия в XX. Клим Самгин - герой-созерцатель, приспособленец, который не борется с обстоятельствами, а приспосабливается, прислоняется к ним, колеблется. В мировой литературе этот социальный тип наряду с Горьким отразили многие художники (Флобер, Фазиль и др.). Люди «с пустырем в душе» - это общечеловеческий феномен. Всем своим творчеством Горький доказывает, что если у человека «отсыхают корни», связывающие его с народом, родиной, прогрессом, он обречен на метания и блуждания, на то, чтобы служить более сильному. Есть основания утверждать, что роман Горького - предвосхищение тех социальных типов, той социальной среды, используя которых и опираясь на которую, вырастает тирания XX века, тирания нового типа.

Те же тенденции - отражение борьбы созидания с созерцанием, наблюдалась и в русской поэзии. Отстаивая буквально и легковесно понятое высказывание Пушкина «Цель поэзии - поэзия», многие поэты начала XX века оставались в плену изящных словес. Однако анализ творчества А. Ахматовой, А. Блока выявил, что художественные открытия зачастую, помимо воли автора, выходят за рамки субъективных его намерений. От поэзии сугубо лирической «меня, - пишет А. Ахматова, - как реку, суровая эпоха повернула» к осмыслению трагедии России, к общечеловеческим проблемам. Ту же эволюцию проделал А. Блок. «Волею судьбы я поставлен свидетелем великой эпохи» - писал поэт и страстно призывал: «В последний раз - опомнись, старый мир!», ибо он предчувствовал общечеловеческие потрясения и страдания.

Проведенное исследование литературного процесса России XX века показало опасность противопоставления официальной (советской) литературы другим потокам российской литературы, безоговорочного отрицания на волне демократических преобразований достижений художественной словесности так называемых партийных писателей. Смена идеологических, а вслед за ними и культурных парадигм, как показывает литературоведческий анализ, не отвергает исторический оптимизм, причем оптимизм не наигранный, а как суровое условие прогресса человечества и человека. Он красной нитью проходит через творения писателей России, которые от Горького продолжили традиции борьбы, созидания и утверждения человека в человеке. В рассказах, очерках, повестях, романах Леонова, Шолохова, Залыгина, Шукшина, Бондарева значительно расширяется тематика художественного творчества. Писателей волнуют проблемы коллективной души; ответственности науки (ученого) перед миром; человека и природы; судьбы Отечества и прогресса; свободы и долга и др. В произведениях российских художников слова рефреном звучит тема ЧЕЛОВЕЧНОСТИ во всех ее проявлениях к добру. Человечность, как нравственный хребет истории общества, предстает у поэтов и прозаиков, писателей-гуманистов высшим критерием оценки жизни, поступков людей, она царит в литературе как некое верховное начало, определяющее внешнюю и внутреннюю МЕРУ поступков людей.

Анализ русского исторического романа XX столетия еще раз подтверждает истину, что «лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянью). Чтобы познать свое Отечество, надо заглянуть в историческое зеркало, в том числе и с помощью художественной рефлексии, сравнить что было с тем, что есть. Жанр исторического романа позволяет глубже познать душу НАРОДА, определить векторное движение общечеловеческой души -движение к свободе. Осмысливая истоки крестьянских движений за волю, писатели-романисты выходят на проблему внутренней свободы человека, способного «выдавливать из себя по капельке раба». Одним из первых, по-видимому, открыто, через художественное слово, о главном условии освобождения человека от философии раба, сказал Василий Шукшин, заявив о необходимости поставить государство под контроль человека-гражданина. Далее, знакомство с творчеством Б. Окуджавы, Ю. Трифонова показало, что через историческую прозу мастера показывали порочность принципа «цель оправдывает средства». Стремление осчастливить народ через террор, ускорить исторический процесс убийством царя привело в XX веке к парадоксу: «герои-созерцатели» стали социальной базой такого общественного устройства, когда молох террора уничтожил самих революционеров-романтиков.

Вот почему вопрос «жить среди людей!» (Э. Хемингуэй) или «жить для людей\Ъ> (М. Шолохов) для Юрия Бондарева не был неразрешимым: он безоговорочно встал на позиции своего знаменитого соотечественника. Мечта художника - покончить с враждой и недоверием между людьми. «А всё ли я сделал для людей»» - вот центральная мысль героев Бондарева. Проблема выбора - это нравственная дилемма каждой мыслящей личности.

В целом, литературоведческий срез русской литературной мысли XX века - века стремительных качественных перемен, показывает, что изящная словесность России осталась не только верна, но и развивала общечеловеческие идеалы. Причем часто независимо от того, чего больше было в трудах писателей - оптимизма или пессимизма; творили их литературные герои или созерцали жизнь, плыли по течению; были духовно-устоявшимися или социально-радикальными. И это очень показательно. Исследование также выявило уникальность художественных исканий целой плеяды русских мастеров пера, чья творческая неповторимость проявлялась в плоскости соприкосновения национального и общечеловеческого (Л. Андреев, А. Ахматова, М. Горький, А. Блок, J1. Леонов, С. Злобин, А. Чапыгин, Б. Окуджава, Ю. Тихонов, М. Шолохов, Ю. Бондарев и др.).

Научная ретроспекция в многонациональное культурное поле России выявило главную особенность литературного процесса в стране в исследуемый период: всплеск национального самосознания и самопознания народов, что нашло живое отражение в творчестве поэтов и прозаиков России: М. Ауэзова, В. Луговского, В. Звягинцевой, М. Дудина, Е. Евтушенко, С. Куняе-ва, В. Закруткина, Г. Федосеева, А. Приставкина, А. Калинина, Б. Кербабае-ва, А. Кешокова, Ч. Айтматова, А. Алимжанова, А. Мухтара, М. Стельмаха, А. Упита, Ю. Балтушиса, М. Слукиса, П. Куусберга и др.

Художественная рефлексия мастеров литературного жанра в условиях советской власти осуществлялась противоречиво: при помощи и. под все более жестким контролем власти. Благо (помощь) постепенно сменялось вредом (тотальный контроль). «В истории всегда происходит так, что явление, которое впоследствии становится всеобщим, вначале возникает именно как единичное исключение из правила, как аномалия, как нечто частное и частичное» [147, 284]. Вмешательство власти в творческий процесс мастеров изящной словесности в двадцатые годы ушедшего века - нонсенс, и воспринималось многими художниками к;ак досадная случайность. Однако уже в тридцатые годы оно становится всеобщим явлением. И вместе с тем исследование показало, что в послеоктябрьской России произошла подлинная культурная революция, возникло содружество национальных культур, развились и окрепли творческие связи литератур народов России, и в этом огромная заслуга М. Горького.

В литературном произведении характер, душа человека является, по нашему мнению, и целью, и средством художественного творчества. Национальные писатели большое внимание уделяли историческим корням национального характера, раскрытию методами изящной словесности психологических особенностей народа, учета их изменений и развития вместе с качественным изменением социальных условий (Ю. Рытхэу, Т. Пулатов, Г. Матево-сян и многих других).

Следует подчеркнуть особенность, появившуюся в 30-70-х гг.: многие писатели народов России стали творить не только на родном, но и на русском языке. В свою очередь, на что обращают внимание русские поэты и прозаики, они обогащали себя словесной поэтикой Закавказья, Средней Азии, Прибалтики. Важно, что для взаимообогащения культур, для понимания глубинных основ народного характера писатели, поэты могли свободно перемещаться внутри Союза, обращаться друг с другом. Все это неизбежно отражалось на интернациональной тематике произведений, на изображении того общего, что исторически развивалось у народов России. «Не будь Россия Родиной моею / Армению не полюбила б я!» (В. Звягинцева); «О Грузии забыв неосторожно / В России быть поэтом невозможно» (Е. Евтушенко).

Сила творческого содружества и взаимопомощи художников разных национальностей в укреплении дружбы, интернационализма, особенно ярко проявилась в суровые годы Великой Отечественной. Интернационализм был не наигранным, не модой, а выстрадан душой, талантом поэтов и писателей. В годы войны обращение к интернациональной тематике, что отражало проявление национально выраженного общечеловека, приобрело повсеместный характер, определило типологическое родство героев разных национальностей.

Ответственность живущих перед своим временем и перед потомками, нравственно-мировоззренческие уроки истории - проблема проблем, решаемая литературой. Особенно это актуально в многонациональной стране, где национальная гордость, национальное самоуважение, может перейти в национальное чванство, в национализм. Вот почему национально выраженный общечеловек, который все более зримо и рельефно встает со страниц мастеров литературного цеха, писателей разных национальностей нашей страны, это антипод так называемого сверхчеловека, наднационального человека. Вот почему ресурсы общечеловеческого гуманистического дискурса литератур народов России, русских писателей неисчерпаемы.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Паламарчук, Олег Тимофеевич, 2003 год

1. Абашидзе Г. Долгая ночь. Тбилиси, 1968. 374 с.

2. Авижюс И. Потерянный кров. М., 1983. 495 с.

3. Авижюс Йонас. Урок Шолохова // Дружба народов. 1975. №4.

4. Агагабян С. Маари Г. / В кн.: Краткая литературная энциклопедия. Гл. ред. А.А. Сурков: В 9-ти томах. М., 1962-78. Т.4. М., 1967. 1024 стб. с илл. (далее по этому изданию).

5. Агагабян С.Б. Бакунц А. / Краткая литературная энциклопедия. T.l. М., 1962. 1088 стб. с илл.

6. Агатов М. Об авторах ваших книг. Литературные композиции. М., 1972. 656 с. с илл.

7. Айтматов Ч. Материнское поле. Барнаул, 1982. 208 с.

8. Алексеев П. Беседы с Садриддином Айни // Правда Востока. 1936. 21 июня.

9. Алимжанов А. Стрела Махамбета. М., 1972. 256 с. .

10. Алпатов А.В. Толстой А.Н. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. 1008 стб. с илл.

11. Андреев Л.Н. Повести и рассказы. Т. 1-2. М., 1971.

12. Аннинский JI.A. Луконин М.К. / В кн.: Русские писатели 20 века. Биографический словарь. Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. Редкол.: А.Г. Бочаров, Л.И. Лазарев, А.П. Михайлов и др. М., 2000. 808 е.: ил. (далее по этому изданию).

13. Антология мировой философии. М., 1954. Т.2.

14. Арзамасцева И.Н. Олеша Ю.К. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

15. Архив А. М. Горького. Т.4. М., 1954.

16. Асеев Н. Это медленный рассказ / В сб.: Стихотворения и поэмы. М., 1990.

17. Астафьев В.П. Последний поклон. М., 1982.

18. Ауэзов Мухтар. Мысли разных лет. Алма-Ата, 1961.

19. Ахмадулина Б. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1997.

20. Ахматова А. Мужество. Соч.: В 2-х томах. М., 1990. Т.1.

21. Ахматова А. Поэма без героя. Соч.: В 2-х томах. T.l. М., 1990.

22. Ахматова А. С самолета. Соч.: В 2-х томах. T.l. М., 1990.

23. Ахматова А. Ташкент зацветает. Соч.: В 2-х томах. T.l. М., 1990.

24. Бажов ПЛ. Собр. соч.: В 3 т. М., 1952. Т.З.

25. Байков В.М. Светлов М.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

26. Балтушис Ю. Проданные годы. 1) М., 1981, 639 е.; 2) Вильнюс, 1974. 714 с.

27. Банк Н.Б. Дудин М.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

28. Бахтин B.C. Прокофьев А.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

29. Бахтин B.C. Смяляков Я.В. / Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. 1040 стб. с илл.

30. Бек А.А. Собр. соч.: В 4-х томах. М., 1976-83.

31. Бек А.А. Биографическая справка / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

32. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.1.

33. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.2.

34. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.З.

35. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.4.

36. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.5.

37. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-1959. Т.6.

38. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.7.

39. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.8.

40. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.9.

41. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955-59. Т.10.

42. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М., 1955-59. T.l 1.

43. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. М, 1955-59. Т.12.

44. Беляускас А. Каунасский роман. Вильнюс, «Vaga», 1982. 389 с.

45. Бергсон Анри. Собр. соч. Т.5. СПб, 1914.

46. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. 336 с.

47. Бикчентаев А. Лебеди остаются на Урале. Уфа, 1985. 397 с.

48. Битов А.Г. Книга путешествий. М., 1986.

49. Бицадзе И.Ж. Диалектика художественного познания. Тбилиси, 1985. 132 с.

50. БлокА. Записные книжки. 1901-1920. М., 1965.

51. БлокА. Скифы / Варга М., Секст Н., Силард Л. Русская поэзия советской эпохи. Budaperst, 1979.

52. БлокА.А. Собр. соч.: В 8-ми томах. М.-Л., 1960-63. Т.1.

53. БлокА.А. Собр. соч.: В 8-митомах. М.-Л., 1960-63. Т.З.

54. БлокА.А. Собр. соч.: В 8-ми томах. М.-Л., 1960-63. Т.5.

55. БлокА.А. Собр. соч.: В 8-ми томах. М.-Л., 1960-63. Т.6.

56. БлокА.А. Собр. соч.: В 8-ми томах. М.-Л., 1960-63.Т.7.

57. БлокА.А. Собр. соч.: В 8-митомах. М.-Л., 1960-63. Т.8.

58. БлокА.А. Собр. соч.: В 8-ми томах. Т.6., М.-Л., 1962.

59. Боборыкин П.Д. Европейский роман в XIX столетии. Роман на Западе за две трети века. СПб., 1900.

60. Боборыкин ПД. Эволюция русского романа. / В кн.: Под «знаменем» науки. М., 1902.

61. Богданова М.И. Айтматов Ч. / Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. М., 1962. 1088 стб. с илл.

62. Большакова А.Ю. Астафьев В.П. Цит по: Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

63. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997. 1456 е.: с ил. (далее по этому изданию).

64. Бомарше П. Драматические произведения. Мемуары. М., 1971. 543 с.

65. Бондарев Ю.В. Собр. соч.: В 8-ми томах. М., 1993-96.

66. Борее Ю. Эстетика. М., 1979. 486 с.

67. Бородин С.П. Собр. соч.: В 6-ти томах. Ташкент, 1973-77.

68. Бочаров А.Г. Рождественский Р.И. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

69. Бочаров А. Т. Кожевников В.М. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

70. Брагинский И.С. Айни С. / Краткая литературная энциклопедия. T.l. М., 1962. 1088 с. с илл.

71. Брагинский И.С. Жизнь и творчество Садриддина Айни. М., 1959.

72. Булгарин Ф.Б. Воспоминания о незабвенном А.С. Грибоедове. М, 1990. 702 с.

73. Булгарин Ф.Б. ПСС. Т.1-7. СПб., 1839-44.

74. Бунин И.А. Освобождение Толстого. Париж, 1937.

75. Буслаев Ф.И. Значение современного романа в наше время / В кн.: Мои досуги. 4.1. М., 1886.

76. Бэкон Ф. Новая Атлантида. М., 1962.

77. Бялик Б. М. Горький литературный критик. М., 1960.

78. Вересаев В. Воспоминания. M.-JI., 1946.

79. Веселовский А.Н. Бокаччо, его среда и сверстники. Т. 1-2. СПб., 1893-94.

80. Веселовский А.Н. Жуковский. Поэзия чувства и «сердечного воображения». СПб., 1904.

81. Веселовский А.Н. Западное влияние в новой русской литературе. М., 1906.249 с.

82. Веселовский А.Н. Собр. соч. СПб., 1913. Т. 1.

83. Винокурова И.Е. Ахмадулина Б. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

84. Вогюэ М. Современные русские писатели. Толстой Тургенев - Достоевский. М., 1887.

85. Волъпе JI.M. Еремин Д.И. Краткая литературная энциклопедия. Т.2. М.,1964. 1056 стб. с илл.

86. Вопросы литературы. 1969. № 1.

87. Воронов В.И. Павленко П.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

88. Гайнулин М. Баширов Г.Б. / Краткая литературная энциклопедия. Т.1. М., 1967. 1088 стб. с илл.

89. Галанов Б.Е. Олеша Ю.К. / Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М., 1968. 976 стб. с илл.

90. Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка во время первой мировой войны / Пер. с чешек. М., 1981. 589 с.

91. Гегель. Соч.: В 14-ти томах. М.-Л., 1929-59. Т.7.

92. Гегель. Эстетика. М., 1968. Т.1.

93. Герцен А. Собр. соч.: В 30-ти томах. Т.16. М., 1959.

94. Герцен А.И. Записки одного молодого человека. Собр. соч.: В 30-ти томах. М., 1954-66. Т.1.

95. Герцен А.И. По поводу одной драмы. Собр. соч.: В 30-ти томах. М., 1954-66. Т.2.

96. Герцен А.И. Собр. соч.: В 30-ти томах. Т.5. М., 1955.

97. Герцен о литературе. М., 1962. 647 с.

98. Гете. Фауст / Сб.: пер. с нем. М., 1986. 776 с.

99. Гоббс Т. Избр. соч. М.-Л., 1926.

100. Головин К.Ф. Русский роман и русское общество. СПб., 1902.

101. Горький М. Девушка и смерть / Избр. М., 2001. 639 с.

102. Горький М. Жизнь Клима Самгина. Собр. соч.: В 16-ти томах. М., 1979. Тт. 11-14: Т. 11. 413 е.; Т.12. 669 е.; Т.13. 399 е.; Т.14. 559 с.

103. Горький М. Макар Чудра. Собр. соч.: В 16-ти томах. Т.1. М., 1979. 429 с.

104. Горький М. Мать. Собр. соч.: В 16-ти томах. Т.4. М., 1979. 397 с.

105. Горький М. Собр. соч.: В 30-ти томах. Т.13. М., 1951.

106. Горький М. Собр. соч.: В 30-ти томах. Т.28. М., 1951.

107. Горький М. Полн. собр. соч.: В 30-ти томах. М., 1949-56. Т.29.

108. Горький М. Собр. соч. Т.16. М., 1927.

109. Горький М. Статьи 1905-1916 гг. Изд. 2-е. П., 1918.

110. Гофман Э. Т. А. Житейские воззрения котаМурра. М., 1990. 315 с. 11 .Греч Н.И. Собр. соч. 2-е изд.: В 3-х томах. СПб., 1855.

111. Григорянц С., Калашников В. Рождественский Р.И. / Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. 1040 стб. с илл.

112. Громов П. А. Блок, его предшественники и современники. М.-Л., 1966.

113. ГулыгаА. Искусство в век науки. М., 1978.

114. Гумилев Н. Чужое небо. СПБ., 1912.

115. Гусев В. И. Дневник-91 // Московский вестник. 2002.

116. Гусев В.И. С утра до утра. М., 1999.

117. Джусойтъ Н. Хетагуров К.М. / Краткая литературная энциклопедия. Т.8. М., 1975. 1136 стб. с илл.

118. Дневники С.А. Толстой. 1860-1891. М., 1928. С.31.

119. Долгополое Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XX века. Л., 1985.

120. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Собр. соч.: В 17-ти томах. М., 1976. Т.14. 508 е.; Т.15. 196 с.

121. Достоевский Ф.М. Идиот. Собр. соч.: В 17-ти томах. Т.8. М., 1973. 509 с.

122. Дружинин А.В. Собр. соч.: В 8-ми томах. СПб., 1865. Т.7.

123. Дубин М. Памяти Симона Чиковани / Юность. Избр.: В 2 т. T.l. М., 1976.

124. Дубин М.А. Собр. соч.: В 4-х томах. М., 1987-88.

125. Евграфов К. В. Шундик Н.Е. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

126. Евтушенко Е.А. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1983-84.

127. Еремин Д. И. Соч.: Сквозь годы. М., 1962.

128. Есенберлин И. Хан Кене. М., 1971.

129. ЖидАндре. Собр. соч. Т.2. Л., 1935.

130. Жизнь искусства. 1918. №4. 1 ноября.

131. Заболоцкий Н.А. Воздушные приключения / Сб.: Три века русской поэзии. М., 1979.

132. Заболоцкий Н.А. Ночь в Пассанаури / Сб.: Три века русской поэзии. М., 1979.

133. Заболоцкий Н.А. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1983-84.

134. Закруткин В.А. Собр. соч.: В 3-х томах. Ростов-на-Дону, 1977-80.

135. Залыгин С.П., Малыгина Н.М. Платонов А.П. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

136. Захаров А.Н. Куняев С.Ю. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

137. Звягинцева В.К. Моя Армения. Ереван, 1964.

138. Зелинский К. Процесс против тех, из-за кого болен мир («Жизнь Клима Самгина») // Федерация. М., 1931.

139. Злобин СЛ. Собр. соч.: В 4-х томах. М., 1980.

140. Ивашкевич Я. Тихий Дон. // Иностранная литература. 1975. №4.

141. Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. 2-е изд., доп. М., 1984. 320 с.

142. Инджикян A.M. Исаакян А.С. Краткая литературная энциклопедия. Т.З. М., 1966.976 с. с илл.

143. История узбекской советской литературы. М., 1967.

144. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. T.l. М., 1962.

145. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. М.,1962.

146. Казакова Р.Ф. Избр.: В 2-х томах. М., 1985.

147. Калинин А.В. Собр. соч.: В 4-х томах. М, 1982-83.

148. Кампанелла Томазо. Город Солнца / Пер. с лат. М., 1954. 228 с.

149. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. В кн.: Сумерки богов. М., 1989. 398 с.

150. Камю А. Чума / Соч.: Пер. с фр. М., 1989. 416 с.

151. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: В 6-ти томах. Т.1.

152. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: В 6-ти томах. Т.З.

153. Кант И. Метафизика нравов. Соч.: В 6-ти томах. М., 1966. Т.2. 4.2.

154. Кант И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме. Соч.: В 6-ти томах. Т.2.

155. Кант И. Соч.: В 6-ти томах. Т.4. 4.1.

156. Кант И. Соч. В 6-ти томах. Т.4. 4.2.

157. Кант И. Соч.: В 6-ти томах. М., 1966. Т.5.

158. Кант И. Соч. В 6-ти томах. М., 1966. Т.6.

159. Касымбеков Т. Сломанный меч: В 2-х кн. М., 1966-71.

160. Кафка Ф. Железнодорожные пассажиры / Пер. с нем. М., 1991. 574 с.

161. Кафка Ф. Замок / Пер. с нем. М., 1991. 574 с.

162. Кафка Ф. Превращение / Пер. с нем. М., 1991. 574 с.

163. Кафка Ф. Процесс. Соч.: В 3-х томах. Харьков, 1995. Т.2. 559 с.

164. Кербабаев Б. Чудом рожденный. М., 1967. 126 с.

165. Кешоков А. Чудесное мгновенье. М., 1964. 512 с.

166. Кипиани Э. Шапка, закинутая в небо. Тбилиси, 1971. 156 с.

167. Кирабаев С. Мустафин Г. / Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М., 1968. 976 стб. силл.

168. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1998. 483 с.

169. Кирюшкин Б.Е. Эркай Н. / Краткая литературная энциклопедия. Т.8. М., 1975. 1136 стб. с илл.

170. Клыч М.К Кербабаев Б. / Краткая литературная энциклопедия. Т.З. М.,1966. 976 стб. с илл.

171. Ключевский В.О. Соч.: В 8-ми томах. М., 1956-59. Т.2. 468 с.

172. Коваленко А.Г. Нагибин Ю.М. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

173. Коваленко JI.H. Стельмах М.А. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. 1008 стб. с илл.

174. Ковтуненко А.А. Панч П. / Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М., 1968. 976 стб. с илл.

175. Комановский Б.М. Рытхэу Ю.С. / Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М„ 1971. 1040 с. с илл.

176. Кормилов С.И. Толстой А.Н. / Русские писатели 20 века. М., 2000. 808 е.: ил.

177. Корней Чуковский. Читая Ахматову (На полях ее «Поэмы без героя») / В сб.: «Литература и современность». М., 1965.

178. Короленко В.Г. Дневник. Т.1. ГИЗ Украины, 1925.

179. Краткая всемирная история: В 2 книгах. Книга вторая. М., 1967. 510 с.

180. Краткая литературная энциклопедия. В 9-ти т. М., 1962-78. Т.1. 1088 стб. с илл.

181. Краумень К.Я. Упит A.M. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. 1008 стб. с илл.

182. Крупчанов А.С. Межиров А.П. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 с. : ил.

183. Кузнецов Ф. Самая кровная связь (судьба деревни в современной прозе). М., 1987.

184. Кумнер Ф., Оруджев 3. Диалектическая логика: Основные принципы и проблемы. М., 1979. 286 с.

185. Куняев С.Ю. Свободная стихия. М., 1979.

186. Курилов С. Ханидо и Холерха. Кн.1. М., 1972. 335 с.93. Курьер. 1901. №261.

187. Куусберг П. Одна ночь. М., 1974. 280 с.

188. Кыдырбаев Р. Сыдыкбеков Т. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. 1008 стб. с илл.

189. Левин Л.И. Луговекой В.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 с. : ил.

190. Ленин В.И. Памяти графа Гейдена. Поли. собр. соч. Т.16. М., 1973. 607 с.

191. Ленин В.И. Руки прочь. Поли. собр. соч. Т.13. М., 1972. 579 с.

192. Леонов Л.М. Пирамида. Роман-наваждение в 3 ч. М., 1994.

193. Леонов Л.М. Собр. соч.: В 10-ти томах. М., 1981-1984.

194. Летописи / Краткая литературная энциклопедия. Т.4. М., 1967. 1024 стб. с илл.

195. Литературная газета. 1949. 21 сентября.

196. Литературная газета. 1954. 14 декабря.

197. Литературная Россия. 1968. 9 февраля 1968.

198. Литературная Россия. 1968. 22 марта.

199. Литературная Россия. 1968. 22 июля.

200. Литературная газета. 1969. 8 октября.

201. Литературная газета. 1976. 17 ноября.

202. Литературное наследие Г.В. Плеханова. М., 1931. Т. 1.

203. Литературное наследие Г.В. Плеханова. Сб.VI. М., 1938.

204. Литературное наследство. Т.70. Горький и советские писатели (неизданная переписка). М., 1963.

205. Литературное наследство. Т.72. Горький и Леонид Андреев (неизданная переписка). М., 1965.

206. Лихоносов В.И. Наш маленький Париж. М., 1989.2\А. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.-Л., 1947.430 с.215 .Локк Д. Опыт о человеческом разуме / Избр. философ, произв.: В 3-х томах. Т. 1.М., 1960. 734 с.

207. Локк Д. Педагогические сочинения. М., 1939.

208. Луговекой В.А. Баку! Баку! Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.З.

209. Луговской В.А. Баллада о пустыне. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.1.

210. Луговской В.А. Барсук. Листопад. Уфа. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.2. 462 с.

211. Луговской В.А. Большевикам пустыни и весны. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.1. 526 с.

212. Луговской В.А. Восток. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.2. 462 с.

213. Луговской В.А. Гуниб. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.2. 462 с.

214. Луговской В.А. Могила Абу Муслима. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.З. 431 с.

215. Луговской В.А. Середина века. Книга поэм. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.З. 431 с.

216. Луговской В.А. Хозяин. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1971. Т.1. 526 с.

217. Луконин М.К. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1977-78.

218. Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8-ми томах. М., 1963-65. Т.2. М., 1963.

219. Луначарский А.В. Собр. соч. Т.З. М., 1964.

220. Лъвов-Рогачевский В. Леонид Андреев. Критический очерк. М., 1923.

221. М. Горький и А. Чехов. Переписка. Статьи. Высказывания. М., 1951.

222. Максимов Д. Поэзия Брюсова. Л., 1940.

223. Мальтус Т. Опыт о законе населения.

224. МалюковаЛ.Н. Русская литература XX века. Ростов-на-Дону, 2000. 89 с.

225. Манн Т. Доктор Фаустус / Пер. с нем. М., 1997. 656 с.

226. Маркс К. Капитал. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.26. 4.II.

227. Маркс К. Святое семейство или критика критической критики Бруно Бауэра. М., 1956. 240 с.

228. Маркс К. Экономико-философские рукописи. М., 1980. 619 с.

229. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2.

230. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.

231. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.20.

232. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.42.

233. Матевосян Гран. Большой энциклопедический словарь. М., 1997. 1456е.: ил.

234. Межиров А. Стихотворения. М., 1973. 349 с.

235. Мелъе Ш. Завещание / Пер. с фр. Т.2. М., 1954.

236. Мережковский Д. Толстой и Достоевский. СПб, 1909. Т.1. С.5.

237. Минье Ф. История французской революции 1789 до 1884 /Пер. с фр. СПб., 1906. 580 с.

238. Мерквиладзе Г.И. Лордкипанидзе К.А. Краткая литературная энциклопедия. Т.4. М., 1967. 1024 стб. с илл.

239. Мирбацалева А.С. Каххар А. Краткая литературная энциклопедия. Т.З. М., 1966. 976 стб. с илл.

240. Мирзо-Заде X. Миршакар М. Краткая литературная энциклопедия. Т.4. М., 1967. 1024 стб. с илл.

241. Михаил Александрович Шолохов: Сб. М, 1966.

242. Многообразие стилей советской литературы. Вопросы типологии. М., 1988.

243. Мор Томас. Утопия / Пер. с лат. М., 1978. 415 с.

244. Москвина P.P. Человек как объект философии и литературы. Иркутск, 1987.200 с.

245. Мухтар Аскар. Чинара. Ташкент, 1983. 301 с.

246. На литературном посту. 1927. №15-16.

247. Нагибин Ю.М. Немота. Соч.: В 11-ти томах. М., 1989-93.

248. Некрасов Н. Полн. собр. соч. и писем: В 15-ти томах. Т.4. М., 1982.

249. Низами Гянджеви. Сокровищница тайн. Собр. соч.: В 5-ти томах / Пер. с фарси. М., 1985-86. Т.1. 382 с.

250. Низами Гянджеви. Хосров и Ширин. Собр. соч.: В 5-ти томах / Пер. с фарси. М., 1985-86. Т.2. 478 с.

251. Низами Гянджеви. Лейли и Меджнун. Собр. соч.: В 5-ти томах / Пер. с фарси. М., 1985-86. Т.З. 366 с.

252. Низами Гянджеви. Семь красавиц. ?Собр. соч.: В 5-ти томах / Пер. с фарси. М., 1985-86. Т.4. 365 с.

253. Низами Гянджеви. Искандер. Собр. соч.: В 5-ти томах / Пер. с фарси. М., 1985-86. Т.5. 781 с.

254. Николаев П.А. Возникновение марксистского литературоведения в России. М, 1970. 312 с.

255. Нович И. Художественное завещание Горького «Жизнь Клима Самги-на» // Советский писатель. М., 1965.

256. Нович И. Художественное завещание Горького. / Советский писатель. М., 1965.266. Новый мир. 1975. №3.

257. Нуркатов А. Ауэзов М.О. / Краткая литературная энциклопедия. T.l. М., 1962. 1088 стб. с илл.

258. Нуртазин Т. Муканов С.М. / Краткая литературная энциклопедия. Т.4. М., 1967. 1024 стб. с илл.269. Огонек. 1975. №21.

259. Озеров Б.М. Фадеев А.А. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. 1008 стб. с илл.

260. Озеров Б.М. Фадеев А.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

261. Озеров Л.А. Звягинцева В.К. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.273. Октябрь. 1975. №5.

262. Окуджава Б.Ш. Избр. произ.: В 2-х томах. М., 1989.275. ОлешаЮ.К. Избр. М„ 1956.

263. Остова Т.О. Закруткин В.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

264. Оскоцкий В.Д. Бек А.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

265. Оскоцкий В.Д. Бородин С.П. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

266. Оскоцкий В.Д. Евтушенко Е.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

267. Павленко П.А. Собр. соч.: В 6-ти томах. М., 1953-55.

268. Павловский Л.И. Анна Ахматова, JI., 1966.

269. Палиевский П. «Тихий дон» Михаила Шолохова // Литература и теория. М„ 1978.

270. Паперный Э.З. Светлов М.А. / Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. 1040 стб. с илл.

271. Передреева А. Дорога в Шемаху. День поэзии. М., 1969.

272. Переписка A.M. Горького с зарубежными литераторами. М., 1960.

273. Перетц В.Н. Из лекций по методологии истории русской литературы. Киев, 1914.

274. Петрарка Франческо. Божественная комедия / Книга песен. М., 1963.

275. Петров С. Советский исторический роман. М., 1978.

276. Печко Л.П. Павленко П.А. / Краткая литературная энциклопедия. Т.5. М., 1968. 976 стб. с илл.

277. Печко Л.П. Тихонов Н.С. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. 1008 стб. с илл.

278. Письма Александра Блока к родным. Т.2. Изд. «Академия», 1932.

279. Платонов А.П. В кн.: Русская литература XX века. В 2-х томах. T.l. М., 2002.

280. Плеханов Г.В. Избр. философские произведения. М., 1956. Т.2.

281. Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. 336 с.

282. Плеханов Г.В. Собр. соч. М.-Л., 1925. Т.VII. С.69

283. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.

284. Потебня А.А. Мысль и язык. Одесса, 1922.

285. Правда. 1930. 11 сентября.

286. Прийма К.И. С веком наравне. Ростов-на-Дону, 1974.

287. Принк Э. Куусберг П. / Краткая литературная энциклопедия. Т.З. М., 1966. 976 с. с илл.

288. Прокофьев А.А. Собр. соч.: В 4-х томах. М., 1978-80.

289. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1999. 636 с.

290. Проскурин П. Из народных глубин // Литературная Россия. 1973. №21. 23 мая.

291. Пулатов Т.Н. Хор мальчиков // Дружба народов. 1975. №6.

292. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-ти томах. М., 1978. Т.10.306. Пяст В. Встречи М., 1929.

293. Рассадин С.Б. От Фонвизина до Бродского. М., 2001. 288 с.

294. Ременик Г.А. Шолом-Алейхем / Краткая литературная энциклопедия. Т.8. М., 1975. 1136 стб. с илл.

295. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения.

296. Рождественский Р.И. Реквием / В кн.: Грошева С.Н., Рощин П.Ф. Русская советская литература. Хрестоматия. М., 1995. 580 с.

297. Розанов В. Среди художников. СПб., 1914.

298. Роллан Р. Собр. соч. Л., 1933. Т.14.

299. Русакова А.Ф. Бек А.А. / Краткая литературная энциклопедия. T.l. М., 1962. 1088 стб. сил.

300. Русакова А.Ф. Закруткин В.А. / Краткая литературная энциклопедия. Т.2. М., 1964. 1056 стб. с илл.

301. Русская литература XX века: В 2-х томах. T.l. М., 2002. 496 с.

302. Русская литература XX века: В 2-х томах. Т.2. М., 2002. 464 с.

303. Русская проза конца XX века: Хрестоматия. М., 2002. 600 с.

304. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь / Редкол.: П.А. Николаев (гл. ред.) и др. М., 1989-1999 (далее по этому изданию). Т.1. М., 1989. 672 е.: ил.

305. Русские писатели о литературном труде. Л., 1955. Т.2.

306. РуссоЖ.-Ж. Избр. соч.: В 3-х томах. М., 1961. Т.1.

307. Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3-х томах. М., 1961. Т.2.

308. Руссо Ж.-Ж. об искусстве. Статьи, высказывания. М.-Л., 1959.

309. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938. 123 с.

310. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. Избр. / Пер. с фр. М., 1976. 190 с.

311. С. Айни, Собр. соч. Т.10. Кн.1. Душанбе, 1966.

312. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы. Избр. М., 1976. 243 с.

313. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа ташкентцы: Собр. соч.: В 10-ти томах. Т.З.М., 1988. 575 с.

314. Салтыков-Щедрин М.Е. Современная идиллия. Собр. соч.: В 10-ти томах. М„ 1988. Т.8. 311 с.

315. Сартр Ж.-П. Самое главное для меня это действие // Иностранная литература. 1966. №9.

316. Светлов М.А. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1974-75.

317. Семенов В.Б. Заболоцкий Н.А. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

318. Семушкин Т.З. Алитет уходит в горы. Кн. 1-2. М., 1965.

319. Сен-Семон. О промышленной системе. Избр. / Пер. с фр. Т.2. М., 1948. 486 с.

320. Сен-Симон. Т.1. Избр. соч. М., 1948.

321. Сент-Экзюпери А. Земля людей / Пер. с фр. М., 1981. 192 с.

322. Сент-Экзюпери А. Маленький принц / Пер. с фр. М., 1981. 192 с.

323. Сент-Экзюпери А. Цитадель. Собр. соч.: В 3-х томах / Пер. с фр. Рига, 1977. Т.2. 527 с.

324. Серебров Александр (Тихонов А.Н.). Время и люди. Воспоминания. М., 1960.

325. Слуцкие М. Адамово яблоко. М., 1969, 350 е.; Слуцкие М. Жажда. М., 1970,316 с.

326. Слуцкие М. Не забудь про аиста. В сб.: Приглашение к танцу: Рассказы, повести, роман. М., 1981. 439 с.

327. СмеляковЯ. Кетмень / Сб. стих. Работа и любовь. М., 1973.

328. Смеляков Я.В. Ветка хлопка. Избр. Пермь, 1976.

329. Смирнов И.И. Восстание Болотникова 1606-1607. M.-JI., 1951.

330. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

331. Сотникова Т. А. Битов А.Г. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2002. 808 е.: ил.

332. Спиридонов А.А. М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

333. Стелъмах М. Гуси-лебеди летят. Л., 1988. 282 с.

334. Строков П. Эпопея М. Горького «Жизнь Клима Самгина» // Советский писатель. М., 1962.

335. Сю Э. Парижские тайны / Пер. с фр. Краснодар, 1991. Т.1. 712 е.; Т.2. 606 с.

336. Тагер Е. О художественном мастерстве М. Горького. // Октябрь. 1951. №11.

337. Тартаковский Т.Н. Поэзия Бунина и арабский Восток // Народы Азии и Африки. 1971. №1.

338. Твардовский А. Т. Собр. соч.: В 6-ти томах. М., 1976-83. 352а.Творчество Ф.М. Достоевского: Сб. М., 1959.

339. Теунов X. Кешоков А.П. Краткая литературная энциклопедия. Т.З. М., 1966. 976 стб. с илл.

340. Тихонов Н.С. Киров с нами / Сб.: Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы: В 2-х томах. Т.2. М., 1970.

341. Тихонов Н.С. Ленинград принимает бой / Сб.: Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы: В 2-х томах. Т.2. М., 1970.

342. Тихонов Н.С. Собр. соч.: В 7-ми томах. М., 1985-86.

343. Толстой Л. Полн. собр. соч.: В 90 томах. Юбилейное издание (далее по этому изданию). Т.36. М., 1936.

344. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.46. М., 1955.

345. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.48. М., 1955.

346. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.52. М., 1955.

347. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.67. М., 1955.

348. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т.76. М., 1955.

349. Толстой Л. Собр. соч.: В 12-ти томах. Т.9. М., 1984. 479 с.

350. Трифонов Ю.В. Собр. соч.: В 4-х томах. М., 1985-87.

351. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. Магадан, 1968.

352. Туркменская искра. 1941. 18 июня.

353. Турков А. Твардовский А.Т. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М., 1972. 1008 стб. с илл.

354. Турков A.M. Смеляков Я.В. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

355. Турков A.M. Твардовский А.Т. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

356. Тэн И.А. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.З. М., 1967.

357. Уайльд Оскар. Рыбак и его душа. / В кн.: Чуковский. Собр. соч.: В 6-ти томах. М., 1969.

358. Упит А. Просвет в тучах: В 2-х томах. М., 1953. Т.1. 780 е.; Земля зеленая. 1) М„ 1977, 685 е.; 2) М., 1960, 752 е.; 3) Л., 1948, 925 с.

359. Ученые записки Тартуского университета. Вып. 119. Тарту, 1962.

360. Фадеев А.А. За тридцать лет: Избр.'ст., речи и письма о литературе и искусстве. 2-е изд. М., 1959.

361. Фадеев А.А. Разгром. Собр. соч.: В 4-х томах. Т.1. М., 1987. 204 с.

362. Фарбер JI.M. Сельвинский И.Л. / Краткая литературная энциклопедия. Т.6. М., 1971. 1040 стб. с илл.

363. Фатющенко В.И. Тихонов Н.С. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

364. Федин К. Горький среди нас. М., 1967.

365. Федин К.А. Биографическая справка. Школьный биографический словарь. М., 2002.

366. Федосеев Г.А. Избр.: В 2-х томах. М., 1976. Т.1.

367. Физули Мухаммед Сулейман оглы. Лейли и Меджнун. М., 1958.

368. Фокс Ральф. Народ и роман / Пер. с англ. М., 1960. 247 с.

369. ФранкоИ. Соч.: В 10-ти томах. Т.4. М., 1957.

370. Хадаханэ М.А. Тока С.К. / Краткая литературная энциклопедия. Т.7. М.,

371. Хализов В.Е. Теория литература: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М., 2002. 437 с.

372. Хемингуэй Э. Избранное / Пер. с анг. М., 1987.

373. Хлебников В. Избр. М., 1986. 126 с.

374. Цвейг С. Собр. соч. Л., 1929. Т.7.

375. Цвейг С. Бальзак. М., 1946.

376. Цеткин К. Воспоминания о Ленине. М., 1959.

377. Цит. по кн.: Гроссман Л. Собеседник Толстого. М., 1928.

378. Цит. по кн.: Груздев И. Современный Запад о Горьком. Л., 1930.

379. Цит. по статье: Карлин В. Допрашивая архивы // Вопросы литературы. 1977. №7.

380. Цыбин В.Д. Биографическая справка. Большой энциклопедический словарь. М., 1997.

381. Цыбин В.Д. Изб.: В 2-х томах. М., 1990.

382. Чапек К. RUR. Собр. соч.: В 7-ми томах / Пер. с чешек. М., 1988. Т.4. 608 с.

383. Чапек К. Война с саламандрами. Собр. соч.: В 7-ми томах / Пер. с чешек. М., 1988. Т.4. 608 с.

384. Чапек К. Мать. Собр. соч.: В 7-ми томах / Пер. с чешек. М., 1988. Т.4. 608 с.

385. Чапыгин А.П. Собр. соч.: В 3-х томах. М., 1996.

386. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т.2.

387. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. М., 1949. Т.З.

388. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. Т.14. М., 1949.

389. Чернышевский Н.Г. Рецензия на «Очерки из крестьянского быта» А.Ф. Писемского. Полн. собр. соч. М., 1949. Т.4.

390. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. Полн. собр. соч. М., 1949. Т.2.

391. Четвериков БД. Избр. М., 1971.

392. Чуковский К. Последние годы Александра Блока // Записки мечтателей. 1922. №6.

393. Чуковский К. Алексей Толстой. Собр. соч.: В 6-ти томах. Т.2. М., 1965. 774 с.

394. Чуковский К. Дружинин и Лев Толстой. Собр. соч.: В 6-ти томах. Т.5. М„ 1969. 799 с.

395. Шабанова Е.М. Керашев Т.М. / Краткая литературная энциклопедия. Т.З. М., 1966. 976 стб. с илл.

396. Шварц Е. Дракон. Пермь, 1988. 491с.

397. Шекспир В. Трагедии. Сонеты. М., 1968.

398. Шестинский О. Жизнь. Стихи и поэмы. 1947-75: Сб. М., 1977.

399. Шестинский О.Н. Биографическая справка. Большой энциклопедический словарь М., 1997.

400. Шиллер Ф. Соч. М., 1957. Т.6.

401. Шифман A.M. Лев Толстой и Восток. М., 1960.

402. Шолохов М. Наука ненависти / Избр. М., 1991. 313 с.

403. Шолохов М.А. Судьба человека / Избр. М., 1971. 313 с.

404. Шолохов М.А. Тихий Дон. Собр. соч.: В 8-ми томах. T.l. М., 1976. 383 с.

405. Шолохов М.А. Тихий Дон. Собр. соч:: В 8-ми томах. Т.2. М., 1975. 375 с.

406. Шолохов М.А. Тихий Дон. Собр. соч.: В 8-ми томах. Т.З. М„ 1975. 409 с.

407. Шолохов М.А. Тихий Дон. Собр. соч.: В 8-ми томах. Т.4. М., 1975. 463 с.

408. Шторм Т.П. Соч.: Исторические повести и рассказы. М., 1962.

409. Шукшин В. Я пришел дать вам волю. Йошкар-Ола. Марийское кн. изд-во, 1979. 398 с.

410. Шулъц С.А. Калинин А.В. / Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. 808 е.: ил.

411. ШундикН.Е. Собр. соч.: В 4-х томах. М., 1983-84.

412. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой. П., 1922.

413. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., 1958.428. Эстетика. T.l. М., 1968.

414. Яновский Н.Н. Федосеев Г.А. / Краткая литературная энциклопедия Т.7 М., 1972. 1008 стб. с илл.

415. Emrich Wilhelm. Kafka Franz. Frankfurt am Main, 1961, S.31, 69, 181-182.

416. Existentialisme chretien: Gabtiel Marcel. Paris, 1947. P.269.

417. Jaspers Karl. Philosophic. Bd.2. Berlin, 1956. S.387.

418. Marcel G. Les hommes contre humain. Paris, 1951. P. 17; Heidegger Martin Sein und Zeit. Erste Halfte, Halle, 1931. S.26.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.