Проблемы исламского фундаментализма в Египте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.02, кандидат политических наук Багдади Ахмад Махмуд

  • Багдади Ахмад Махмуд
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.02
  • Количество страниц 146
Багдади Ахмад Махмуд. Проблемы исламского фундаментализма в Египте: дис. кандидат политических наук: 09.00.02 - Теория научного социализма и коммунизма. Москва. 1998. 146 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Багдади Ахмад Махмуд

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

КОНЦЕПЦИИ.

§.1. Идеологические основы фундаменталистских направлений в современном исламе.

§.2. Общее и особенное в различных идеологиях исламского фундаментализма.

ГЛАВА II. СООТНОШЕНИЕ ФУНДАМЕНТАЛИСТСКОГО И ЭКСТРЕМИСТСКОГО ЭЛЕМЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ

ИСЛАМСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ ЕГИПТА.

§.1. Причины усиления феномена исламского фундаментализма в

Египте.

§.2. Исламский экстремизм в Египте (истоки, идеология).

ГЛАВА III. ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ В

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЕГИПТА.

§.1. Основные критерии классификации разделения исламского фундаментализма на "умеренное" и "экстремистское" крыло.

§.2. Перспективы развития исламского фундаментализма на современном этапе развития (Египет).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы исламского фундаментализма в Египте»

Актуальность исследования. Исламский фундаментализм - явление сложное и неоднозначное, привлекающее в последние годы к себе все больше внимания у различных исследователей, политологов и социологов. Столь повышенный интерес к данному феномену обусловлен, с одной стороны, укреплением позиций исламского фундаментализма на современном этапе исторического развития. В частности, в последнее время отмечено усиление его влияния в регионе не только Арабского Востока, но и многих мусульманских стран, включая среднеазиатские государства, входившие ранее в состав бывшего Союза ССР. С другой стороны, исламский экстремизм, вышедший из "недр" исламского фундаментализма, не может не вызывать обеспокоенности в силу своего дестабилизирующего воздействия на ситуацию в арабском регионе и в ряде мусульманских государств, равно как и приверженностью к террору и насилию при реализации своих планов по построению "исламского порядка".

Отметим также, что по существу, исламский фундаментализм "заменил" собой прежнего для западной цивилизации идейно-политического врага - коммунизм, позиции которого значительно пошатнулись после распада социалистического лагеря в Восточной Европе и распада бывшего Союза ССР на ряд независимых государств.

По существу, исламский фундаментализм стал одним из субъектов политического мирового процесса, что обусловлено возрастанием значимости религиозной составляющей в рамках политической культуры стран Арабского Востока.

Исламский фундаментализм нельзя рассматривать однозначно и однобоко только в негативном контексте. Необходимо учитывать весь широкий спектр социально-психологических, исторических и культурных особенностей цивилизации самого Арабского Востока, обусловленных религией ислама.

Ислам - одна из трех ведущих мировых религий. Около миллиарда людей на планете в настоящее время исповедуют ислам. Несмотря на то, что исламский мир очень разнороден, религия по-прежнему играет в нем одну из важнейших ролей.

В конце 70-х - начале 80-х годов мир столкнулся с усилением исламского фактора на международной политической арене. Так называемый "исламский бум" способствовал политизации ислама и исла-мизации политики в мусульманских странах, включая государства арабского региона. Одной из главных причин является тот факт, что ислам как религия традиционно претендует на тотальное регулирование всех аспектов жизни и деятельности мусульман. Соответственно продолжают действовать исторически сложившиеся закономерности и связи, закрепившие в массовом сознании стереотипы нераздельности ислама и политики, социального и духовного, ислама и всего образа жизни мусульман.

Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что активизация исламского фактора, расширение масштабов его воздействия - это следствие разрушительного внешнего воздействия на внутриполитические процессы в арабских странах, в том числе проявившиеся в форме неоправданных заимствований и часто неприемлемого механического копирования моделей развития передовых стран. Отказ от такого рода стратегических установок при одновременном стремлении сохранения общественной отсталости (и понимания невозможности разрешить данную проблему в ближайшем будущем) привели к неадекватному акцентированию внимания на морально-нравственных ценностях традиционного общества, которое проявилось в равной степени как на уровне политики режимов, оппозиции, так и на уровне сформировавшихся стереотипов массового сознания рядовых мусульман. Аппеляция к морально-нравственным ценностям при попытке доказать превосходство исламского общества и аморальность современной западной технократической цивилизации закономерно связана и с цифилизаци-онной спецификой исламского мира. А именно: с самого начала ислам был призван обосновать основные принципы политического существования мусульманской общины как мусульманского государства.

Исламский фундаментализм, будучи одним из идейных направлений в данной религии, выступает за возвращение к "первоначальному, истинному" исламу, построение исламского государства в виде халифата и регулированию общественно-политической, социально-экономической и религиозно-культурной жизни мусульманских стран на основе Корана и шариате.

Вызывает закономерное опасение появившаяся в последние годы особенно в западной политической литературе тенденция смешивания двух понятий - исламского фундаментализма и исламского экстремизма. На наш взгляд, между ними нельзя ставить знак равенства. Исламский фундаментализм - явление, присущее не только мусульманской религии, но и другим конфессиям: православию, протестантизму. Само понятие фундаментализма скорее всего свидетельствует об определенных культурных тенденциях в современном мире, обусловленных неприятием части населения слишком ускоренных темпов развития. По существу, это - яркий пример противоречий и конфликта между достаточно консервативным массовым сознанием и слишком быстрыми изменениями окружающей действительности. Тем более, с учетом того факта, что регион Арабского Востока, попав в конце 60-х годов в полосу непрекращающихся конфликтов, обусловленных в начале Израильской агрессией 1967 года, войнами в Ливане, в Персидском заливе, пытается выжить в современных условиях за счет ислама.

Особое место исламский фундаментализм занимает в общественно-политической жизни Египта. Эта арабская страна пользуется значительным авторитетом в регионе и претендует на роль лидера в религиозно-политической жизни Арабского Востока. Социально-политические и идеологические процессы в Египте определяют наиболее важные тенденции в сегодняшнем развитии исламизма и фундаментализма. Следует также отметить и тот факт, что Египет - арабское, суннитское и светское (фактически) государство, характеризуется многопартийной структурой. Здесь достаточное влияние имеет христианское меньшинство. По многим показателям Египет опередил остальные страны Арабского Востока, и поэтому может служить уникальным индикатором форм и темпов исламизации собственно арабских, суннитских, светских, многопартийных и биконфессиональных обществ.

В целом история возникновения и развития исламского фундаментализма (равно как и последующего развития исламского экстремизма) тесно связана с Египтом, поскольку он оказал на политическую культуру данного государства значительное влияние. Именно отсюда начали распространять свое влияние и идеологические установки самые ревностные приверженцы учения о возврате к первоначальному исламу - Ассоциация "Братья-мусульмане". Здесь же наращивали свои темпы противоборства между официальными властями и исламскими фундаменталистами, были заложены основы для появления исламского экстремизма.

Актуальность исследования проблемы исламского фундаментализма в Египте обусловлена тем, что анализируя ее на примере данной арабской страны, можно выявить общие тенденции для всего региона в целом, а также предпринять попытку прогнозирования относительно развития ситуации как на Арабском Востоке, так и в других мусульманских государствах.

Степень разработанности проблемы. Проблемам исламского фундаментализма и его ведущих направлений (в частности, исламского экстремизма) посвящено значительное количество работ арабских, российских и зарубежных исследователей, теоретиков, политологов. И это не удивительно, поскольку проблемы ислама в течение многих десятилетий привлекают к себе самое пристальное внимание в контексте его сильного интегрирующего воздействия на все стороны общественно-политического и социально-экономического развития государств Арабского Востока и мусульманских стран в целом. Но конкретных работ, посвященных именно проблемам фундаментализма в Египте, где бы полномасштабно и всесторонне были раскрыты ведущие особенности данного феномена, нет.

Проблема исламского фундаментализма, его истоков и идеологии разработана доя арабского региона в целом. Прежде всего следует отметить труды самих идейных "отцов" данного религиозного течения в исламе - Хасана аль-Банны, Сейида Кутба, ал-Газали, Мустафы ас-Сибаи и др. Кроме того, для более полного понимания основных постулатов идеологов исламского фундаментализма, а именно - их призывов к возврату к первоначальному, "чистому" исламу, построению истинного исламского государства на основе шариата и по принципу халифата - мы обстоятельно ознакомились с самим первоисточником -Кораном, а также с трудами представителей так называемой "исламской реформации" - Мухаммедом Абдо, аль-Афгани, аль-Кавакиби, которые касались не только религиозных вопросов в исламе, но и подробно рассматривали проблемы общественногосударственного устройства, соотношения светской и духовной власти и т.д.

Важное значение в работе над диссертацией оказали теоретические исследования ряда арабских авторов, посвященные проблемам ислама в целом и исламского фундаменталима в частности. Среди используемых нами трудов следует выделить работы А. аль-Мухафаза, Ф.Х. Ан-Наггара, А. Ат-Тантаума, Камиля абд аль-Ару, М. Дакруба, М. У мара, У. абд эр-Рахмана, У. Махмуда, X. Мурдва, Ш. Мунира, посвященные собственно проблемам ислама, его основных направлений и течений1.

Среди работ арабских исследователей определенный интерес для нас представляли работы, посвященные исламскому фундаментализму и исламскому экстремизму в Египте. В частности, статья доктора Мухаммеда Ахмеда Халафалла, бывшего заместителя министра культуры Египта "Организации, вышедшие из Ассоциации "братья-мусульмане": как они формировались, как распространяли свое влияние, каковы их цели и методы?"2 В данном исследовании автор подробно раскрывает особенности различных направлений в современном исламском фундаментализме, указывает на ряд важных различий между идеологическими установками и методами борьбы среди представителей "умеренного" и экстремистского крыла. Подобного рода иссле

1 См.: А. аль-Мухафаза. Аль-иттиджахат аль-фикрия инда ль араб. Бейрут, 1980; Ф.Х. Ан-Наггар. Аль-ислам Ва-с-атаса. Каир, 1985; А. Ат-Тантаум. Тариф ам би-дин аль-ислам. М.: Наутр. Пресс, 1993; К. абд аль-Ару. Аль ислам ва-ль-уруба. Кувейт, 1989; М. Дакруб. дирассат фи-ль-ислам. Бейрут, 1985; М. Умара. Адин ва-д-даула. Каир, 1986; У. абл эр-Рахман. Эль Мазахиб аль-муасира. Бейрут, 1987; X. Мурдва. Фи-т-Турас ва-ш-шариа. Аден, 1984; Ш. Мунир. Аль-ислам фи мааракат аль-ходара и др.(на арабском языке).

2 Статья опубликована в сборнике Центра изучения арабского единства при ООН "Аль-харакат исламийя аль-муасер фи-аль-ватан". Бейрут, 1989.- Изд. II (на арабском языке). дования представлены в статьях 3. Абу-Амра, В. Мехты, Рубина В., Е. Серпа, М. Хуссейна, С. Рида и др.1

Наиболее полное исследование, посвященное исламскому экстремизму в Египте, было проведено Жилем Кеппелом, автором работы "Исламский экстремизм в Египте. Пророк и фараон"2. Данный исследователь достаточно подробно и обстоятельно рассматривает историю возникновения исламского экстремизма, с учетом всех внешних и внутренних факторов, исследует основные идеологические установки и методы борьбы экстремистов от ислама.

Исследования российских авторов, посвященных проблемам исламского фундаментализма и исламского экстремизма, касаются в целом всего арабского региона. В частности, следует отметить в данном контексте работу А.В. Коровикова "Исламский экстремизм в арабских странах" (1990), в которой подробно исследует идейные истоки, причины распространения и усиления позиций исламского экстремизма, определяет основную социальную базу поддержки данного направления. Особый интерес в данном исследовании для нас представляли также и размышления автора о природе экстремизма, его тесной связи с терроризмом.

Определенный интерес представляла также и работы Д.А. Трофимова, посвященные проблемам исламского фундамента

1 См. : Абу-Амр 3. Исламский фундаментализм и его влияние на внешнюю политику арабских стран. Индианаполис, 1994; Рубин Б. Исламский фундаментализм в политике Египта. Вашингтон, 1990; Серпа Е. Рост политического влияния исламского фундаментализма на политическую жизнь стран Северной Африки. 1990-1991. - Африка изнутри, 1992. - Т. 22. - № 3; Рид С. Битва за Египт. - Зарубежные события. - Н.-Й., 1993. - Т. 72. - № 4; Мехта И. Современный исламский фундаментализм. - Зарубежные события, 1993 - Т. 72. - № 2 (на английском языке); Хуссейн М. За завесой фундаментализма.- Курьер ЮНЕСКО. - Париж, 1995.

2 См.: G. Kepel. Muslim extremism in Egypt. The prophet ancf pharaoch. University of California. Berkeley and Los-Angeles, 1993. лизма, в частности те из них, где рассматривались оппозиционные религиозно-политические группировки (например, группа "Джихад")1.

Проблемам политического экстремизма посвящен ряд работ российских исследователей. Среди них наибольший интерес для нас представляли работы А.С. Грачева2. Данная тема достаточно широко разрабатывалась и в российской периодической печати3, а также в качестве одной из тем в курсах политологии4.

Следует отметить, что на базе ИНИОН РАН в последние пять-шесть лет издается ежемесячный обзор "Россия и мусульманский мир", составленный из различных статей, появляющихся в российской периодике и посвященных проблемам ислама, исламского фундаментализма и исламского экстремизма. Здесь собраны материалы самого разного плана, знакомясь с их содержанием, можно в целом представить для себя всю картину сложившейся в настоящее время ситуации с исламом как на территории Российской Федерации и сопредельных с ней государств - членов СНГ, так и других мусульманских стран, включая арабский регион.

Диссертант в своих исследованиях использовал немногочисленные работы арабских и египетских авторов, посвященных проблемам ислама и политики. Следует в данной связи отметить тот факт, что специальных работ, посвященных данной проблематике, мало. Как

1 Трофимов Д.А. Оппозиционные религиозно-политические группировки в Египте (на примере организации "Джихад")// Сб. н. тр. "Современный ислам: политико-идеологические и социально-экономические проблемы. М., 1990; Он же. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии // Восток. - М., 1992. - № 1.

2 См., например: Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986.

3 См., например: Политический экстремизм. "Круглый стол" в журнале "Народный депутат". - М., 1992. - № 6.

4 См., например: Введение в политологию (Политические идеи, политические доктрины, политическое действие)// Ушков A.M. и др. Политический экстремизм и тоталитаризм. - М., 1993. - С. 83-119. правило, исследователи затрагивают отдельные аспекты. Среди них можно отметить работы Фарука А.З., Аль-Бишари Т., Баха эд-Дина А., эд-Дина Х.С., Хамруша А., Рагиба Н., Закария Ф., Захра А. Абдо И. и др.1

Диссертант в своей работе также пользовался исследованиями российских авторов, посвященных проблемам ислама в политике, культуре современного мусульманского мира, его влияния на массовое сознание и общую политическую ситуацию в странах арабского региона, включая Египет2.

Следует также отметить, что проблемы терминологии относительно понятия исламского фундаментализма, именуемого также "возрожденчеством", "ревайвализмом", исламизмом, до сих пор не разработаны точно. В данном аспекте большую помощь в работе над диссертацией оказала монография Ю.М. Павлова "Социально-философские проблемы общественного развития" (1982), где приводится подробный анализ понятия "ревайвализм", указывается его раз

1 См.: Абу Зейд Ф. Кризис демократии в прессе Египта. Каир, 1976; Аль-Бишари Т. Демократия и насеризм. Каир, 1975; Баха эд-Дин А. Мои диалоги с Садатом.Бейрут, 1987; Эд-Дин Х.С. Печали и горести свободы печати. Каир. 1994; Хамруш А. В поисках демократии. Бейрут, 1982; Рагиб Н. Опыт демократизации Мубарака. Каир, 1995; Закария Ф. Современное исламское движение: реальность и иллюзии. Каир, 1986; Захра А. Оппозиционные партии и политика "открытых дверей" в Египте. Каир, 1986; Абдо И. Факты египетской действительности (1838-1983 гг.). Каир, 1983.

2 См., например: Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-80е годы. М. 1991; Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983; Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М., 1990; Мусульманские страны. Религия и политика (70-80-е годы). М., 1991; Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологии. М., 1982; Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М., 1988; Мило-славский Г. В. Интегральные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации) . М., 1991; Идеологические процессы и массовое сознание в развивающихся странах Азии и Африки. м., 1984. линия с термином "возрождение", обоснуются основные принципы нетождественности данных понятий.

В ходе работы над данной темой исследования автор также использовал различные российские материалы по истории Египта, в частности, Е.М. Примакова, А.Б. Борисова, О.Г. Герасимова и А.Г. Князева, С.А. Кириллиной и ряда других авторов1.

Рассматривая особенности мусульманского типа цивилизации, диссертант опирался на работы ряда российских авторов, в частности Б.С. Ерасова, П.С. Гуревича2 и др., с тем, чтобы более целостно представлять себе сложный комплекс всей религиозно-мировоззренческой композиции в исламе.

В ходе проведения исследования диссертанту пришлось также обращаться и к сопутствующим темам. В частности, рассматривая отдельные положения, связанные с вопросами джихада ("священной войны" мусульман) и проблемой "правоверности" самих мусульман (в глазах тех же исламских экстремистов), были использованы труды специалистов по мусульманскому праву3 с тем, чтобы более точно представить себе общую картину в данном аспекте. Кроме того, диссертант подробно ознакомился с основными принципами духовно-религиозной

1 См.: Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982; Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М., 1991; Герасимов O.K., Князев А.Г. Египет: 10 лет после Насера. М., 1980; Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX - начало XX в.).М., 1989; Князев А.Г. Египет после Насера. 1970-1981. М. . 1986.

2 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996; Гу-ревич П.С. Культурология. М., 1996.

3 См., например: Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. М., 1989; Керимов Г.М. Шариат - запретное и дозволенное // Диспут. М., 1992.- С. 204-212; Массэ А. Ислам. Очерк истории (пер. с франц.). М., 1963; Давид Р. Правовые системы мира (Сравнительное правоведение). М., 1969. и общесоциальной жизни мусульман на основе Исламской акиды и принципов запретов в исламе1.

Для более полного понимания проблемы исламского фундаментализма, диссертант ознакомился с рядом работ по политологии, в которых затрагивались вопросы значения религии в общемировом процессе, проблемы конфликтов, международных отношений и т.д.2

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ проблемы исламского фундаментализма в Египте.

В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие задачи:

1) определить идейные истоки исламского фундаментализма;

2) рассмотреть основные положения концепции данного направления;

3) определить идейные истоки исламского экстремизма и рассмотреть основные положения его идеологических установок;

4) выявить основные причины усиления позиций исламского фундаментализма и исламского экстремизма на современном этапе развития;

1 См., например: Ислам: халал и харам в общественной жизненной мусульманина. Алма-Ата, 1994; Мухаммад ибн Джамия Зину. Исламская акида (вероучение, убеждения, воззрения) по священному Корану и достоверной Сунне. М., 1994.

2 См., например: Гаджиев К. С. О смене общественно-политических парадигм // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-пол. исслед. 1993. - №1. - С. 30-46; Закономерности и законы политического процесса. М., 1993; Иваненко С. религия и политика в современной России // Диалог. М., 1993. - №4. - С. 17-24; Баланс сил в мировой политике: теория и практика. Сб. ст. М., 1993; Религия, общество и государство в XX в. (Материалы конференции) . М., 1991; Тихомиров В.Б. Взаимоотношения ведущих государств с позиции "нового мирового порядка" // Социально-политические науки. М., 1991. - №11. - С. 85-89; Беляев А.А., Бороздин А.Н. Основы политологии: Лекции. М., 1994; Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-пол. исслед. 1994. - №3. - С. 62-69; Громыко А.Л. Политические режимы. М., 1994; Политический процесс: вопросы теории. М., 1994 и др.

5) дать характеристику ведущих направлений в исламском фундаментализме и оценить перспективу его развития.

Методологической основой исследования является историко- политологический анализ.

Автор исходил из комплексного рассмотрении проблемы в контексте мировоззренческих особенностей мусульманского типа цивилизации.

В ходе проведения настоящего исследования диссертант старался придерживаться взвешенной оценки истории возникновения и распространения идеологии исламского фундаментализма в Египте.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1) определена специфика идейных истоков и содержания понятия исламского фундаментализма;

2) выделены основные этапы развития исламского фундаментализма и исламского экстремизма;

3) раскрыты особенности "умеренного" и "экстремистского" крыла исламского фундаментализма;

4) даны прогнозы дальнейшего развития исламского фундаментализма и исламского экстремизма.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что она может быть использована в учебном процесс при чтении курсов лекций и спецкурсов по политологии и по проблемам мирового политического процесса, а также по религиоведению и социологии. Материалы, представленные в ней, могут быть использованы при разработке проблем исламского фундаментализма, его места в современном мировом процессе, а также при поисках путей борьбы с исламским экстремизмом, в практике международных отношений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры Мирового политического процесса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в апреле 1998 года и рекомендована к защите. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория научного социализма и коммунизма», 09.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория научного социализма и коммунизма», Багдади Ахмад Махмуд

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе выше сказанного, можно сделать сделать ряд обобщающих выводов по работе.

1. Идейные истоки исламского фундаментализма заложены в основных принципах Корана и Сунны, а также тесно связаны с идеями халифата. Кроме того, идеи, выдвинутые мусульманскими реформаторами в конце XIX - начале XX веков, оказали значительное влияние в дальнейшем на основателя "Ассоциации Братьев-мусульман" и идеолога движения исламских фундаменталистов Хасана аль-Банну.

2. Исламский фундаментализм как религиозно-политическое течение был обусловлен объективными причинами исторического развития Египта. Его основатель и главный идеолог Хасан аль-Банна, сумел создать концепцию, доступную для понимания среди большинства населения страны.

Но среди идеологов исламского фундаментализма существовали разные теоретические установки относительно создания "исламского порядка" и "исламского государства". А именно - от умеренных позиций Хасана аль-Банны по отношению к способам ведения борьбы за создание справедливого исламского общества и идей социалистического исламского государства Мустафы ас-Сибайи вплоть до, откровенных призывов Сейида Кутба к джихаду и насилию, террору и убийству не только немусульманского населения, но и самих мусульман, не относившихся в его понимании к самой передовой части правоверных адептов ислама.

3. Положение исламского фундаментализма в современной общественно-политической жизни Египта неоднозначно. В частности, официальные власти и духовенство отрицательно относятся к идеям возврата к истинному исламу". Многие граждане страны также негативно воспринимают призывы фундаменталистов отказаться от "благ западной цивилизации" (телефон, телевизор и т.д.).

В рамках самого течения наблюдается противоречивые отношения между представителями "умеренного" и экстремистского толка. Отстаивая свои позиции, идеологи обоих направлений для аргументации своих доводов прибегают к исламу, одновременно подвергая друг друга беспощадной критике.

Несмотря на противоречивое отношение к исламскому фундаментализму, он, тем не менее занимает прочные позиции в современной общественно-политической жизни Египта. Вообще идеология фундаментализма популярна в различных слоях населения. Поэтому любые попытки разрешить проблему силовыми способами закончатся отрицательно, что имело место в ряде арабских стран.

4. Рассматривая исламский экстремизм как одно из направлений исламского фундаментализма, следует отметить его непримиримость по отношению к иноверцам и неправоверным мусульманам, а также использование в своей деятельности методов террора. Но главной особенностью исламского терроризма является религиозное обоснование. При этом сами экстремисты считают смерть при джихаде в качестве прямой дороги в рай, исполнение великой воли Аллаха. Для них характерны высокая степень духовно-эмоциональной вовлеченности в террористические акты.

5. Говоря о двух основных направлениях в исламском фундаментализме - "умеренное" и экстремистское крыло, следует отметить, что их различия обусловлены подходами в отношении неправедным мусульманам и джахалийскому обществу, а также средствам и методам борьбы за установление истинно исламского порядка.

Положение исламского экстремизма в условиях Египта значительно укрепилось, начиная с весны 1992 года, что было обусловлено рядом объективных и субъективных причин.

В Египте после прихода к власти Хосни Мубарака наблюдалась волна жестких репрессий по отношению к радикальным исламистам, тем из членов "Братьев-мусульман", кто поддерживал мировоззренческие установки убийц Анвара Садата.

Попытки египетского руководства ограничить рост влияния исламских фундаменталистов в стране и игнорировать попытки их лидеров и идеологов пойти на компромисс с официальными властями могут в ближайшем будущем только усилить недоверие к режиму Хосни Мубарака и увеличить ряды сторонников адептов возврата к истинному, первозданному исламу. Грубые ошибки руководства страны в области внутренней политики, связанные с игнорированием религиозных чувств населения и внедрением в практику социально-экономической жизни демократических реформ, чуждых традиционному образу мышления рядовых граждан, а также явные просчеты в области культуры и воспитания только споосбствовали росту фундаменталистских настроений. Данная тенденция будет продолжать, на наш взгляд, набирать темпы. В этой сложной и противоречий ситуации нынешнему руководству следует пойти на определенные компромиссы с умеренными исламскими фундаменталистами и суметь создать с ними некий альянс в борьбе с действительно опасной силой - исламским экстремизмом.

6. В области внешней политики официальному руководству Египта следует стремиться изменить свою приверженность проамериканскому курсу и дальше развивать более тесные связи со своими ближайшими соседями по региону . Данная проблема представляется особенно актуальной, если учитывать рост негативного отношения к США, особенно после их переориентации стратегических целей НАТО на нового врага - исламский фундаментализм. Зависимость Египта в современных условиях от диктата Белого Дома не способствует росту авторитета и популярности данного государства как среди самих арабских стран, так и внутри самого египетского общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Багдади Ахмад Махмуд, 1998 год

1. Арбатова Н.К. Средиземноморье: проблемы безопасности. М.,1990.2. ал-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере. М.: Наука. 1980.3. аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М.: Наука, 1984.

2. Баланс сил в мировой политике: теория и практика. Сб. ст. / Под ред. Позднякова Э.А. М., 1993.

3. Беляев А.А., Бороздин А.Н. Основы политологии. Лекции. М.: Высш. шк. милиции, 1994.

4. Беляков В. Египет: Заслон исламскому радикализму // Азия и Африка сегодня. М., 1997. № 5. - С. 10-14.

5. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта. М., 1991.

6. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983.

7. Введение в политологию. Вып. 2. М.: Изд-во МГУ, 1993.

8. Гаджиев К.С. О смене общественно-политических парадигм // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. М., 1993.-№1.-С. 30-46.

9. Герасимов O.K., Князев А.Г. Египет: Десять лет после Насера // Сер. "У политической карты мира". М., 1980. № 10.

10. Грачев А.С. Политический экстремизм. М., 1986.

11. Грачев А.С. Тупики политического насилия. Экстремизм и терроризм на службе международной реакции. М., 1982.

12. Громыко А.Л. Политический режим. М. : ТОО "Интел Тех",1994.

13. Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государства, политической идеологии раннего ислама // Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. С. 194-196.

14. Гуревич П.С. Культурология. Уч. пос. М., 1996.

15. Давид Р. Правовые системы мира. (Сравнительное правоведение). М., 1963.

16. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

17. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М.,1989.

18. Закономерности и законы политического процесса // Бессонов Б.Н., Жовгун Д.Т. и др. М.: Луч, 1993.

19. Зина М. ибн Д. Исламская акида, вероучение, убеждения, воззрения по священному Корану и достоверной Сунне. М., 1994.

20. Иваненко С. Религия и политика в современной России // Диалог. М., 1993. № 8-9. - С. 17-24.

21. Идеологические процессы в массовом сознании в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1984.

22. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.

23. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

24. Ислам: халел и халам в общественной жизни мусульманина. Алма-Ата, 1994.

25. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Изд-во "Сов. Энциклопедия", 1991.

26. Кедров К. Религиозный фундаментализм опасность для мира // Россия и мусульманский мир. М.: Изд-во ИНИОН, 1996. - № 1. -С. 107 - 108.

27. Керимов Г.М. Шариат запретное и дозволенное. Диспут. М., 1992. - С. 204-212.

28. Кириллина С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина XIX начало XX в.). М., 1989.

29. Клочков В.В. Религия, государство и право. М., 1978.

30. Клэнси Т. Игры патриотов // Серия "Мировой бестселлер". М.: Новости, 1994.

31. Князев А.Г. Египет после Насера. М., 1986.

32. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

33. Кривец Е.А. Арабская культурная самобытность: идеологическая концепция и ее реальное содержание // Восток. М., 1994. № 2. - С. 104-106.36. "Круглый стол". Политический экстремизм // Народный депутат. М., 1992. № 6. - С. 47-98.

34. Лавров П.Л. О религии. М., 1989.

35. Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социс. М., 1993. № 8. - С. 32-34.

36. Левин З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). М., 1988.

37. Малашенко А. Религию превращают в орудие этнополитиче-ских конфликтов // Россия и мусульманский мир. М., 1995. № 6. - С. 32-33.

38. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. Развивающиеся страны Азии и Африки в 70-е-80-е годы. М., 1991.

39. Марченко Г.И. Этнополитология как наука // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические науки. М., 1994. № 3. - С. 62-69.

40. Массэ А. Ислам. Очерк истории (пер. с франц.). М., 1963.

41. Медведко Л. Этот бурлящий Восток. М., 1985.

42. Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире (Очерки исламской цивилизации). М., 1991.

43. Мирский Г. Так уж ли страшен исламизм для России? // МЭиМО. М, 1995. № 10. - С. 145-148.

44. Мусульманские страны. Религия и политика (70-е 80-е годы). М., 1991.

45. Мусульманское право. М., 1984.

46. Мчедлов М.П. Политика и религия. М., 1987. и

47. Павлов Ю.М. Социально-философские проблемы общественного развития. М.: Изд-во МГУ, 1982.

48. Политические отношения на Востоке: общее и особенное. М.,1990.

49. Политический процесс: вопросы теории. М.: Луч, 1994.

50. Политологический словарь. М.: Высшая школа, 1995.

51. Полонская Л.Р., Вафа А.Х. Восток: идеи и идеологии. М.,1982.

52. Полонский В., Григорьев А. Терроризм: джихад всему миру // Россия и мусульманский мир. М., 1995. № 6. - С. 82-83.

53. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы. М., 1982.

54. Примаков Е.М. Россия не противодействует исламу. Мы не ставим знак равенства между исламским фундаментализмом и исламским экстремизмом // Независимая газета. 18 сентября 1996 г.

55. Религия, общество и государство в XX веке. М., 1991.

56. Севастьянов И. Исламский фундаментализм и исламский экстремизм это совсем не одно и то же // Международная жизнь. М., 1996.-№ 5.-С. 31-40.

57. Современный ислам: политико-идеологические и социально-экономические проблемы. М., 1990.

58. Сюкияйнен JI.Р. Мусульманское право. М., 1989.

59. Тихомиров В.Б. Взаимоотношения ведущих государств с позиции "нового мирового порядка" // Социально-политические науки. М., 1991.-№ 11.-С. 85-89.

60. Трофимов Д.С. Исламский фундаментализм в арабских странах: истоки и реалии // Восток. М., 1992. № 1. - С. 122-132.

61. Трофимов Д.С. Исламский фундаментализм в политической жизни Египта. М., 1991. АКД. - 24 с.

62. Угрожает ли России панисламизм и исламский фундаментализм? // Россия и мусульманский мир. М., 1996. №. - С. 40-49.

63. Хуссейн Н. За завесой фундаментализма. Курьер ЮНЕСКО. Париж, 1995.

64. Шевелев В.Н. Исламский фундаментализм в современном мире // Сб. тез докл. и сообщ. науч. конф. Рост. гос. ун-та. Ростов-на-Дону, 1994. С. 89-90.

65. Шеленков Г. Наступление исламского экстремизма в Египте // Россия и мусульманский мир. М., 1996. № 4. - С. 125-130.

66. Шумилин А. Египет: победу на выборах праздновала "партия власти" // Россия и мусульманский мир. М., 1995. № 12. - С. 28-29.

67. Литература на арабском языке

68. Абд аль-Ару К. Аль-ислам ва-ль-уруба. Кувейт, 1989.

69. Абдо И. Факты египетской действительности (1838-1983). Каир, 1983.

70. Абу Зейд Ф. Кризис демократии в прессе Египта. Каир, 1976.

71. Бад аль-Харскам. Аль-фикрий фи-ль ислам. Бейрут, 1990.

72. Баха эд-Дин А. Мои диалоги с Садатом. Бейрут, 1987.75. аль-Бишри Т. Демократия и насеризм. Каир, 1975.76. аль-Газали М. Исламская жизнь: проблемы на пути развития. Катар, 1982.

73. Дакруб М. Дирассат фи-ль-ислам. Бейрут, 1985.78. эд-Дин Х.С. Печали и горести свободной печати. Каир, 1994.

74. Захра А. Оппозиционные партии и политика "открытых дверей" в Египте. Каир, 1986.

75. Закария Ф. Современное исламское движение: реальность и иллюзии. Каир, 1986.

76. Ибн Таймийя. Публичная политика в исламской юриспруденции. Бейрут, 1966.

77. Кутб С. Под сенью Корана. б.г.

78. Кутб С. Социальная справедливость. Каир, 1967.84. аль-Кардави Ю. Исламское решение: долг и необходимость. Каир, 1987.

79. Конституция Египта. Каир, 1971.86. Коран.

80. Мунир Ш. Аль-ислам фи мааракат аль-ходара. Каир, 1983.

81. Мурдва X. Фи-т-турас ва-ш-шариа. Аден, 1984.

82. Ан-Наггар Ф.Х. Аль-ислам Ва-с-атаса. Каир, 1985.90. аль-Мухафаза А. Аль-итти джахат аль-фикрия шура аль-араб. Бейрут, 1990.

83. Послание Хасана аль-Банны Y съезду Ассоциации "Братьев-мусульман" (1939 г.). Каир, 1981.

84. Рагиб Н. Опыт демократизации Мубарака. Каир, 1995.

85. Рамадан А.А. "Братья-мусульмане" и тайная организация. Каир, 1982.

86. Рамадан А.А. Политическая и общественная борьба во времена X. Мубарака. Каир, 1995.

87. Рида Р. Аль-хиляфа ау аль-имамай иль-узма. Каир, 1975.

88. Рифаат С.А. Почему они убили Садата? Каир, 1986.97. ас-Сибаи М. Социализм ислама. Дамаск, 1959.

89. Ат-Тантаум А. Тариф ам би-дин аль-ислам. (Рассмотрение основ ислама).Бейрут, 1985.

90. У мара М. Адин ва-д-даула. Каир, 1986.

91. Умара М. Тайорат аль-фикр аль-ислам. Бейрут, 1983.

92. Халафалл М.А. Организации, вышедшие из Ассоциации "Братья-мусульмане": как они формировались, как распространяли свое влияние, каковы их цели и методы? Каир, 1993.

93. Хамруш А. В поисках демократии. Бейрут, 1982.

94. Аль-харакат исламийя аль муасер фи-аль-ватан. Сборник. Изд. Центра изучения арабского единства при ООН. Бейрут, 1989.

95. Хейкал М.Х. Хариф аль-гараб. Кисса бидая ва нихая аср ас-Садат (Осень гнева. История начала и конца эры Садата) . Бейрут, 1983.

96. Литература на английском языке

97. Ahady A. U. Н. The decline of islamic fundamentalism // J. of Asian and African studies. Leiden, 1992. - V. 27. - N 3/4. - P. 229-243.

98. Al-Afgani M. The collection of unknown works. London, 1987.

99. Bullough V.L. Some thoughts on islamic fundamentalism // Free inquiry. Buffalo (N.Y.), 1995.

100. Dessouki A. The Ressurgence of islamic organizations in Egypt || Islam and Power. Baltimore and London, 1991.

101. Hadar L.T. What Green Peril? // Foreign affairs. Spring 1993. P.27.42.

102. Michael D.N., Anderson W.T. Norms in Conflict and Confusion: Stories in Search of an Author // Technological Forecasting Social Change. An Internat. j. Vol. 31. N 2. - April 1987. - P. 105-110.

103. Miller J. The Challenge of Radical Islam. Is Islam Threat? // Foreign affairs. Spring, 1993. P. 42-56.

104. Kepel J. Muslim extremism in Egypt. The Prohpet and pharaoch. Univ. of California. Berkeley and Los-Angeles, 1993.

105. Rubin B. Islamic fundamentalism in Egyptian politics. L., 1990.1. VII.

106. Периодика на арабском языке126. "аль-Ахрам" от 3 июля 1977 года.127. "Аттарика". №4, 1987. - С. 140-142.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.