Проблемы и перспективы развития бархатной революции в процессе изменяющегося мира тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Ашрафи Мортеза Машааллах

  • Ашрафи Мортеза Машааллах
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 149
Ашрафи Мортеза Машааллах. Проблемы и перспективы развития бархатной революции в процессе изменяющегося мира: дис. кандидат наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Душанбе. 2014. 149 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ашрафи Мортеза Машааллах

СОДЕРЖАНИЕ Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕВОЛЮЦИЙ

§ 1.1. Бархатные революции: сущность, формы выражения и их

продвижения

§ 1.2. Общая характеристика бархатных революций в политические

процессы современности

§ 1.3. Особенности «Бархатных революций» в процессе

изменяющегося мира

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕВОЛЮЦИЙ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

§ 2.1. Этапы формирования цветных революций

§ 2.2. Особенности цветных революций и их последствия

§ 2.3. Бархатные революции и их особенности на постсоветском

пространстве

Заключение

Приложения

Список использованной литературы

138-149

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы и перспективы развития бархатной революции в процессе изменяющегося мира»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Демократические процессы в современном мире неоднозначны и противоречивы. Конец XX и начало XXI столетия выявило новый феномен в политической трансформации, так называемые «бархатные революции», породившие смену политических элит в мире, особенно в ряде стран постсоветского пространства. Отсутствие у народа возможности удовлетворить свои потребности и увеличение разрыва между властью и народом, становится основанием для совершения бархатных революций, так как дигитальные внутренние СМИ и иностранные средства массовых информаций хотят показать причину объединения народных и студенческих движений. С другой стороны, практические преобразования, политические свободы, свободные выборы, диалог с властью и движение власти препятствуют революциям.

В том смысле, что оппозиционные силы часто требуют большую свободу во время проведения выборов, и они объединяются друг с другом. А также оппозиционные силы выражают протесты правительству посредством агитации и пропаганды, которое в последствии этого количество сторонников системы уменьшается. В результате выборы исключительно считаются зависимыми, и избираются представители демократической системы. Таким образом, без применения силы политическая система может ввести изменения в политическую систему в пользу демократии и народа.

В ряде государств постсоветского пространства период с 2003 по 2005

гг. ознаменовался актуализацией новой тенденции, заключавшейся в

трансформации политических режимов. В политической науке этот

феномен назван «бархатной революцией». Фактически эволюционная по

своей сути динамика смены правящих элит обрела нарастающую тенденцию

к силовому свержению - был «запущен» своеобразный элемент резонанса.

В данном случае термин «революция» был использован для описания

з

совокупности событий, включавших в себя недовольство значительной части граждан результатами выборов, в ходе которых правительство предположительно прибегало к административному ресурсу, либо к прямым подтасовкам; способность проигравшей стороны мобилизовать в свою поддержку неудовлетворенный характером и итогами голосования электорат; одобрение претензий оппозиции руководителями и общественным мнением западных стран, лишавшее правящую элиту возможности задействовать против манифестантов вооруженную силу; и, наконец, приход оппозиции к власти после серии уличных акций. В определенной степени экспертное сообщество ранее рассматривало государства Центральной Азии в качестве менее подверженного актуализации указанного феномена, нежели чем Грузия и Украина. Однако события, произошедшие в марте 2005 года в Кыргызстане, а в мае того же года - в Узбекистане, продемонстрировали распространения феномена «бархатных революций» и в данном регионе. Опасность этого явления заключается в том, что оно в состоянии оказать свое дестабилизирующее воздействие и на другие республики ЦА. При этом, как показала современная практика, общественно-политическая дестабилизация приобретает долговременный и непредсказуемый характер.

В этой связи становится актуальной необходимость исследовать рассматриваемый феномен с теоретической точки зрения и на основе сопоставления результатов исследования с реальностью, выявить возможные политические, социально-экономические и геополитические последствия бархатных революции в той или в другой степени. Анализ процессов «революционной смены» политических режимов в Грузии, Кыргызстане и Украине позволяет предложить теоретическое обоснование рассматриваемого феномена.

Степень научной разработанности темы. Историко- политические

аспекты концепта «революция» рассматриваются в работах А.Аксененок,

4

М. Арстанов, В.А. Барсамов, С. Э. Селбина, Т. Скочпола, Ч. Тили, Ю. Хабермаса, С. Хука, Ш., Эйзенштадта, Э. Юнгера и др1. В Таджикистане, хотя специально не посвящено анализу бархатных революций, следует назвать работы, Хайдарова Р., Махмадова А.Н., Зокирова Г.Н. Шарипова С.И., Пардаев С.А., Назаров П.С.2

Феномен «бархатной революции» изучался В. Блумом, Дж. Голдстоуном, Д. Муравчиком. А.Г. Арешевым, И.П. Добаевым, А.Б. Крыловым, Дж. Лафлэндом, И.В. Лебедевой, С.Б. Мирзоевым, А.Ш. Ниязи, Э.А. Поповым, A.C. Юнусовым и др.

Выбранный в диссертационном исследовании ракурс рассмотрения проблемы бархатных революций в соотнесении с социально-политическим кризисом обусловил обращение к работам иранских политологов и обществоведов таких, как Ансори Мухаммад Исмоил, Илохи Кулахи, Абулхасан Шерози Хабибулох, Пурсаид Фарзод, Шорехпур Махмуд.3

Объектом диссертационного исследования - «бархатные

1 Аксененок А. Принуждение к демократии: есть ли пределы? // Россия в глобальной политике-М., 2004. - Т.2, № 3 - С.98-111.; Арстанов М. Менеджеры «бархатных революций» // Континент,

2005, № 3.; Барсамов В.А. "Цветные революции": теоретический и прикладной аспекты. // Полис,

2006. -№ 8. - С.57-66.

2. Традиции и процессы демократизации в Таджикистане., Т.2. Отв. ред. Шамолов А., Хайдаров Р. - Душанбе, Ирфон, 2011.; Махмадов А.Н., Тураева З.Ю. Политические режимы. -Душанбе, 2000.; Зокиров Г.Н. Терроризм. Душанбе, 2004; Пардаев С. А. Формирование политической культуры в условиях демократизации общества: опыт Таджикистана: дис. канд. полит, наук. -Душанбе, 1998.; Назаров П.С. Особенности становления и развития политического режима в суверенном Таджикистане: дис. канд. полит, наук. -Душанбе, 2004.

- jl 512 1 1387 'ts-j j^j'ü'j^J 'цу3^ - 'u*> "tJ^ "-J^íijl j-з ¿JJJ (jljjl IJJIjjj i(jLbolAl^)jl

¿j'"** ^^jjI t 143 '1379 -XÜuil 24 uj 4-ollLwa3 (j^Laj^l j jJ ¿jl (JJJij J ^ ^ diS^jLíw t(JjoLbu)l

_ a^í. ~ 212 1 1386 ¿jU^cjU í58 ojbui 4 jlüí j ¡jjfrjA Cj\jJUm jj ^í i—i^Iil ü LS_^jjlj jl um

jUáá j jS^o (_jLiuii i"iWlll-iо i^jilj^ cLliIsj Ь jjjíj ijjliüij^já i—jl>üijl njj^-ш jLaLl

'(jljfJ ilA J (Jjl^j 'ú'j^ (j-obLíl jJJJQn^ J (J^jj t_i5Üjl J IQJJJ Ц2 '1384 jü^

i«(jl ^jIA^Lu j (jliui^jS ^yülSj» 'Uiaj 'щM-. . ^-»ii300 ' 1387 'lS'O^J jjjj

i^ILJl ¿yj Cjliiiaj j i - J т ti U o t^S^jtiji Ajjiui^o cjIjUiijl '^Vj^ ¡jiiíjS ^uUj j (jjlj^jl jj CjYj^j и-^и^я»

1386 ijlijuü i jlíiá j jSjx (_sUuií CiUti 1лn '(jiuiál 'jSjj . 4-.i, n 341 .1384'ü'jí-' «

163 '1386 'jjj j' ц,' 11 n AjuoLa.) (_ybLoia.1 ^ml'bn UALuil ijjl CijIjA ojjlui . Ajki-a 120 '58 »jLaii

_ л»— 120 '1384 '49 ojbui i jUiá j ^LLLUI dA•»\\ V-i««LoUL^as i^Hjjjáji «

^■ "i(jjijj iLiaj «i ijjUllL . n 78 ' 1388 jí íl^_ÚL<I1UJ 'ó'j^'^ üWj ^í 'dtí^1^

Ajii^a 289 '1385'ú'j¿' ^j-oXjI j ("j)uU"^ f>b>l '(JIjjI ^XjI ц.i!Aijl jjSU Ь djUJlko

i jliáá j (^Lu-al CjU ti i-i л i(j jjj¿¡ (j-úbj^a j! o^jLo jb ^Ia ¡jjj^aa. jj ¡^Sjj ¡^bk i_j!¡üí! (_51a AjÍjj iA^JI

.Aai- 132 ' 1384 j¿¡b51 »jU¿

революции» как разновидность современного политического процесса.

Предметом исследования - влияние внутренних и внешних факторов на процесс формирования бархатных революций и их последствия.

Цель и задача исследования состоит в определении специфики развития бархатной революции в процессе изменяющегося мира. Реализация поставленной цели обусловила постановку следующих исследовательских задач:

- охарактеризовать бархатные революции и их специфические особенности в условиях трансформирующегося общества;

- показать «бархатные революции» как феномен постиндустриальной трансформации политического пространства;

- проанализировать этапы формирования бархатных революций;

- выявить особенности бархатных революций и их последствия для общества и государства;

- рассмотреть бархатные революции с учётом проблемы и перспективы развития иранского общества.

Теоретико-методологические основы диссертации составляют произведения классиков современных политических теорий о революции и цивилизационных разломах Д. Голстоуна, С. Хантингтона, П. Штомпки, П. Сорокина, о массовизации современного политического пространства посредством информационного фактора М. Маклюэна.

В диссертации использовались информационный, системный и исторический подходы, а также политико-аксиологический метод.

Автором использованы следующие научно-исследовательские методы: системный анализ; компаративистские оценки; «кейс-стади» как инструментарий, позволяющий выявить закономерности и получить необходимое обобщение по проблеме использования коммуникативных методов для раскрытия сущности и структуры «бархатных революций».

Кроме того, в исследовании применены: системно-функциональное измерение; контент-анализ документов. В ходе работы над диссертацией были применены также методы интерпретирующего и сравнительного анализа. Автор опирается на научные труды зарубежных и отечественных авторов в данной области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в ней:

- выявлено, что в современной политической науке понятие «революция» трансформируется, превращаясь в конструкт, основанный на идее смены политической власти и вектора политического развития государства в ситуации демократического транзита;

- доказано, что явление «бархатная революция» есть совокупность политических технологий и результат их реализации и обосновано, что влияние национальных убеждений, направленное как на политический, так и на неполитические классы с целью разрушения существующего политического институционального режима, является основным методом «бархатной революции»;

- доказано, что содержательный комплекс национальных убеждений и технология противоборства политических элит связаны с духовно-идеологической агрессией, гуманитарной интервенцией деятельности функционирующих органов государственного управления;

- выявлено бархатные революции и их специфические особенности в условиях трансформирующегося общества;

показан феномен «бархатные революции» как феномен постиндустриальной трансформации политического пространства;

- проанализированы этапы формирования цветных революций;

- рассмотрены особенности цветных революций и их последствия для общества и государства;

Основные положения выносимые на защиту:

1. Связь социального капитала и политическое участие народа в общественной работе с качеством жизни, экономическим состоянием и политической деятельностью подтверждают важность этой темы в обществе и в любой стране. Поэтому, внимание политологов привлечено к этой теме, с тем, чтобы рассмотреть все виды вмешательства на основе различных предпосылок. Различные анализы показывают, что улучшение и повышение социального капитала не легкое дело. Однако различные вмешательства могут затягивать процесс достижения социального капитала. Термины бархатные, цветные и тихие революции имеют одинаковое значение, они происходят под контролем закона и без насилия, но с вмешательством зарубежных стран, чтобы произвести кардинальные изменения политического режима.

2. Феномен «бархатная революция» стала новой моделью смены высшего руководства государства, при использовании которой напряженная или нестабильная ситуация в государстве доводится до критического предела в период парламентских или президентских выборов. Однако, следует отметить, что процесс «бархатной революции» находится на грани применения активных силовых методов и возможного возникновения в социуме открытого противостояния, которое легко может выйти из-под контроля основных акторов политического процесса, приобрести характер стихийности и непредсказуемости. Тем самым, как показал постсоветский опыт, устоявшиеся классические политические технологии осуществления «демократических революций» не приводят к ожидаемым результатам. Итогами подобных явлений чаще всего становятся политическая дестабилизация, экономический спад и масштабное общественное разочарование.

3. Бархатные или цветные революции без насилия и при поддержке США и

западных стран происходят в странах, где народ страдает от обмана и

правительственных интриг, экономического давления и политического

кризиса. Западные страны, особенно США, заинтересованы в бархатных революциях в некоторых странах, чтобы будущие лидеры этих стран защищали политику Запада в своих странах. Оппозиционные силы и руководители цветных революций имеют ряд общих целей, в частности развитие демократии, создание демократического общества, развитие экономики и проведение свободных выборов.

4. В странах, где прошли цветные революции, политические организации являются социальным оплотом общества. Средства массовой информации всячески распространяют информацию о цветных революциях. На основе существующих перемен, неправительственные организации играют важную роль. В цветных революциях большинство участников митингов и протестов составляют молодежь и студенты.

5. Одним из важнейших последствий цветных революции, является то, что выявляются большие социальные пробелы, разница между богатыми и бедными. Цветные революции как минимум имеют сем характерных особенностей; недовольство народа существующим условиям; роль руководства и государственных структур; развитие новых идеологий; роль групп; развитие революционных настроений; недоверие и злобное отношение народа к существующей власти, политической, экономической и культурной структуре.

Теоретическая ценность диссертации. Основные теоретические выводы, полученные в результате проведения исследования, могут быть использованы для уточнения предметного поля и категориального аппарата политической науки в Иране. Обобщения исследования могут способствовать расширению и уточнению таких понятий, как: «бархатная революция», национальная безопасность, национальные интересы, глобализация и др.

Практическая значимость исследования определяется

возможностью применения результатов работы в управлении общественно-

9

политических процессов. Выводы диссертационного исследования могут быть использованы в практике политико-административного управления. А также в оптимизации современных политических рисков на федеральном и региональном уровне. Материалы диссертации могут представлять интерес для органов власти и управления, для политических партий и движений, общественных организаций и движений, а также специалистов различных областей социальных и политических наук. Теоретические обобщения, представленные в работе, могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов политологии, политической глобалистики, а также для разработки вариативных курсов по проблемам глобализации, национальных интересов государства.

Апробация работы. Автор принимал участие в международных и республиканских конференциях.

Основные положения и выводы диссертации отражены в 7 публикациях, в том числе 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендуемых Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ, а также в ведущих научных журналах Ирана и США.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введение, двух глав, заключение, приложения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ИЗУЧЕНИЯ РЕВОЛЮЦИЙ § 1.1. Бархатные революции: сущность, формы выражения и их

продвижения

Термин «бархатная революция» был введен в оборот осенью 1989 года, для того чтобы подчеркнуть особый характер смены режима, достигнутой путем договоренностей и представлявшей собой настоящее действо с участием мирных масс, которая произошла в маленьком центральноевропейском государстве, ныне уже не существующем. Первоначально это выражение стали использовать западные журналисты, а потом его взяли на вооружение Вацлав Гавел и другие лидеры чешской и словацкой оппозиции. Затем это весьма привлекательное словосочетание употребляли многие авторы, применительно ко всей совокупности эпохальных перемен, произошедших в Польше, Венгрии и Восточной Германии, именуя их «бархатными революциями 1989-го».

Двадцать лет спустя, летом 2009 года, в Исламской Республике Иран

был организован показательный процесс над политическими лидерами и

мыслителями, которых обвинили в попытке организации е^11е1аЬ-е

шакЬтаН, что в точности и означает «бархатная революция». За прошедшие

годы важные события, имевшие место во многих странах, включая

Эстонию, Латвию, Литву, Южную Африку, Чили, Словакию, Хорватию,

Сербию, Грузию, Украину, Белоруссию, Кыргызстан, Ливан и Бирму,

получили свое название путем прибавления к слову «революция» того или

иного определения. Например, о «поющей революции» в прибалтийских

государствах, о «мирной», «совершенной путем переговоров» революции в

Южной Африке и Чили, о «революции роз» в Грузии, об «оранжевой

революции» на Украине (теперь, после оранжевой революции, цвет вообще

широко используется), о «кедровой революции» в Ливане, о «революции

11

тюльпанов» в Кыргызстане, электоральной революции (общее название для подобного рода явлений), «шафранной революции» в Бирме и, наконец, -совсем недавно - о «зеленой революции» в Иране. Часто, как и в самом первом случае, в Чехословакии, эти броские определения становились популярными в ходе взаимодействия иностранных журналистов и политических активистов в странах, где происходили эти события.

Словосочетание «бархатная революция», вошедшее в обиход в конце 1980-х - начале 1990-х гг., вполне отражает истинный характер процессов, которые в политических науках описываются термином «революция». Последний всегда обозначает глубокие, коренные, качественные изменения в экономической, социальной, политической сферах, приводящих к радикальной трансформации всей жизни социума, к смене модели общественного устройства.

«Бархатные революции» - обобщающее название процессов, происходивших в странах Центральной и Восточной Европы в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда кризис мировой социалистической системы обернулся распадом сначала Варшавского Договора и других наднациональных структур, крахом коммунистических режимов, а затем и самого СССР, ядра, системо- и смыслообразующего центра мирового социализма. Своеобразным символом этих перемен стало крушение Берлинской стены в 1989 г. Свое название эти политические перевороты получили потому, что в большинстве стран т. н. «народной демократии» они произошли бескровно, относительно мирным путем1.

Если углубиться в терминологию, то понятие революция происходит от позднелатинского слова геуо1и1ло (поворот, переворот, превращение, обращение) - радикальное, коренное, глубокое качественное изменение общества, сопряженное с открытым разрывом с предыдущим состоянием. У

1 Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. URL: http://www.politike.ru/dictionarv/839/word/barhatnye-revolvuci

любого социального явления, в том числе у явления социального протеста, есть свои идентификационные признаки. Цветовое обозначение самое доходчивое, но есть и другие символы протеста, поэтому у социальных революций (особенно незавершенных) могут быть множество наименований - «цветные», «цветочные» и т. п.

Термин «цветная революция» появился лишь в начале 2000-х годов. До этого времени на постсоветском пространстве проходили «бархатные революции». «Бархатная революция» - процесс бескровного демонтажа коммунистического режима в постсоветских странах (например, в Чехословакии в ноябре-декабре 1989 года)1. Впоследствии термин «бархатная революция» стал применяться для

обозначения ненасильственной революции вообще. Сегодня на смену этому термину приходит более популярный - «Цветная революция».

Английский учений Эстон Тейлор отмечает, что на почве теорий революции формировались присутствия социальных движений, значительно нисходящего социального движения, очень медленно восходящего социального движения, или чрезмерно восходящего движения. Тейлор посвятил третью часть своей книги теории экономических революций. На его взгляд, особенность этих теорий заключается в предупреждении чиновников, разумных личностей. Последнюю, четвёртую часть своей книги Тейлор посвящает политической теории революций. Он излагает, что корни анализа революций посредством политических теоретиков относительно понятия "революция" можно отнести к различным течениям от классических воззрений, среднего периода или начала эпохи модерн. Следовательно, несмотря на то, что Эстону Тейлору удалось собрать социологические, психологические, экономические и политические теории о революции в одной книге, он

1 Фонарёв М.А. Революционные трансформации постсоветского пространства: «цвета» и «бархат». / Вестник БИСТ. №5 (21). 2013. -С. 137.

больше всего уделил внимание вопросам описания и истории данных теорий.

В настоящее время в научном мире отсутствует консенсус по вопросу

0 том, какое именно событие можно считать «бархатной революцией». К примеру, «Бульдозерная революция» в Югославии, «Революция роз» в Грузии, «Оранжевая революция» на Украине и «Тюльпановая революция» в Киргизии - официально считаются цветными революциями1.

Ряд исследователей идут дальше и возводят понятие цветной революции к португальской «Революции гвоздик», когда 25 апреля 1974 г. был совершен бескровный переворот левого толка, в Лиссабоне в Португалии, который изменил режим правления с фашистской диктатуры на либерально-демократический строй .

Однако последний пример не может быть отнесен к «цветным революциям», поскольку основными организаторами португальского переворота были военные, в то время как главными действующими лицами «цветных революций» являются гражданские лица и в первую очередь — активная оппозиционная молодежь. По этой же причине нельзя считать «цветной революцией» переворот в Иране 19 августе 1953 г., когда премьер-министр Мохаммед Мосаддык был свергнут в результате действий, санкционированных США. Хотя именно переворот в Иране 1953 года можно назвать прообразом будущих «цветных революций».

Основные положения концепции «бархатной» революции были сформулированы лидером итальянских коммунистов Антонио Грамши еще в 30-х годах во время пребывания в итальянской тюрьме. Да, его исследования носят теоретический характер, но в отличие от множества других марксистов, он анализировал реалии жизни, практику политической борьбы, а не занимался демагогией на тему построения коммунизма. Но

1 Нарочницкая H.A. Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. СПб.: Алетейя, 2008. С. 23

2 Суханов В. И. «Революция гвоздик» в Португалии: Страницы истории. М.: Мысль, 1983. С. 11.

14

Грамши именно описал, а не изобрел новые технологии прихода к власти, как это некоторые считают.

Грамши считал, что правящая элита любого европейского государства осуществляет свою власть посредством «культурного ядра» общества и на его основе. Что такое культурное ядро? Это совокупность общепринятых норм и правил, обычаев и традиций, ценностей и критериев данного общества, закрепленных в особенностях организации всех аспектов государственной и общественной жизни. Иными словами, это комплекс «представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, традиций и предрассудков». Это господствующее мировоззрение, общая ментальность.

Пока такое ядро стабильно, существующей власти ничто серьезно не угрожает. Но его разрушение создает главное условие для свержения власти. Люди тогда перестают считать приемлемым (справедливым, законным) существующее положение вещей. Поняв и прочувствовав это, одни (активное меньшинство) стремятся своими руками произвести перемены, а другие (молчаливое большинство) не препятствуют им.

Стратегия культурной революции, разработанная Грамши, радикально отличается от стратегии вооруженной борьбы на улицах и площадях городов. Культурная революция в понимании Грамши не есть столкновение классов. Она осуществляется как «невидимое, малыми порциями, изменение повседневных мнений и настроений в сознании каждого человека». Такая революция не нуждается в насилии, и подавить ее насилием тоже невозможно. Она обращается непосредственно к сознанию людей, к их ценностной сфере, а изменения политических структур происходят лишь на последнем этапе и напоминают падение созревших плодов от легкого толчка. Грамши утверждал, что захват политической власти невозможен без предварительного захвата культурной власти.

Крушение государства следует рассматривать как утрату культурного

15

диктата правящей элиты над большинством нации. Грамши считал, что .вместо того, «чтобы захватывать власть и насаждать культурную революцию сверху, революционерам следует первоначально изменить культуру - тогда власть сама упадет к ним в руки».

В 1957 году Ян Козак - член секретариата Коммунистической партии Чехословакии издал книгу «Как парламент принимает революционное участие в переходе к социализму и роль народных масс». Стратегия, описанная этим автором, применялась задолго до 1957 года, но заслуга Козака в том, что он впервые детально описал эффективный метод захвата власти под названием «клещи», дополняющий концепцию «культурной революции Грамши. Это такой метод, когда заговорщики (или революционеры, смотря кому какой термин нравится больше) используют парламентское большинство для «давления сверху» и толпу (пролетарские массы) для «давления снизу», чтобы захватить власть в демократическом государстве.

«Бархатные» революции не могут быть описаны и поняты в понятиях теорий революции Маркса и Ленина. Даже Грамши задал лишь методологическую канву для их понимания. В социокультурном плане это революции постмодерна, генетически связанные с революцией 1968 г. во Франции.

Главное заключается не в каких-то отдельных аспектах этого явления, а в том, что оно представляет собой совершенно новую, незнакомую власти систему. Сам феномен бархатная революция имеет абсолютно неклассическую, постсовременную природу. Он принадлежит неоимперскому миру, а не старому доброму миру суверенных наций.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ашрафи Мортеза Машааллах, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамяна Ерванд. Иран между двух революций. Перевод. Фаттахи Дамаск. -Тегеран: изд-во Publishing, 1387 (2009). 512 с.

2. Айилмаз Бингул. Кыргызская цветная революция: демократические изменения или глобальная конкуренция. Перевод Н.Кассем. -Тегеран, 1384 (2006). 112 с.

3. Акаева Б. Цветы зла: О так называемой «тюльпановой революции» в Кыргызстане. М.: Международные отношения, 2006.

4. Акимбеков С. Гром победы раздается? // Континент, 2006, № 22.

5. Аксененок А. Принуждение к демократии: есть ли пределы? // Россия в глобальной политике.-М., 2004. - Т.2, № 3 - С.98-111.

6. Алвани Мехди и Алиреза Ширвани. Социальный капитал (концепция, теория и приложения). -Тегеран, 1385 (2007). 331 с.

7. Алвани Сейед и Мехди Мир-Али Накви. Социальный капитал: концепции и теории. -Тегеран, университет Аллама Табатабаи, 1381 (2003). 102 с.

8. Аллен Б. Открытые культуры социальных наук. Перевод Б. Сарухани. -Тегеран: изд-во Кайхан, 1370 (1992). 210 с.

9. Али Афшари. Культура и политология. -Тегеран: Центр информации и документации Пресс, 1376 (1998). 679 с.

10. Али Мохаммед Исмаил. Участия в жизни общества и ее роль в социальном консенсусе. // научный журнала Совета. № 24. -Тегеран: Esfand, 1379 (2001). 143 с.

11. Али Рубай. Исследование национальной безопасности: введение в теорию национальной безопасности в странах третьего мира. -Тегеран, Министерства иностранных дел, 1384 (2006). 189 с.

12. Амина Акбари. Роль социального капитала в партнерстве, влияние социального капитала на участие в политической, социальной. -Тегеран: изд-во Тегеранского университета, 1383 (2005). 43 с.

13. Андрей Хейвуд. Ключевыми понятиями в политической науке. Перевод. Хасана Сайда Аббаса. -Тегеран: изд-во науки и культуры, 1387 (2009). 420 с.

14. Арель Д. Украина выбирает Запад, но без Востока. // ProetContra, 2005. -Т.9, № 1—С.18—27.

15. Арстанов М. Менеджеры «бархатных революций» // Континент, 2005, №3.

16. Ахмадиён А. Анализ грузинских событий после 11 сентября: легенда цветных революций. -Тегеран: изд-во Института Пресс, 1384 (2006). 233 с.

17. Ашраф Ахмед. Профсоюзы и гражданское общество. -Тегеран, 1374 (1996). 121 с.

18. Барсамов В.А. "Цветные революции": теоретический и прикладной аспекты. // Полис, 2006. - № 8. - С.57-66.

19. Бахроми Амирахмадиён. Достижение перемен Грузии после событие 11 сентября. //Бархатние революции. -Тегеран: культурное издание, 1384 (2006). -С.29.

20. Белковский С. Общая теория революции, или апология Луки // Независимая газета. - 2005. - 23 мая.

21. Билялов В. Россия и проблемы в гуманитарной сфере на постсоветском пространстве. // Дипломатическая служба. — 2010. — № 1. -С.69-72.

22. Богатые гонки Моисея: гражданское общество, свобода, экономика, политика. -Тегеран: Министерство Пресс, 1377 (1999). -173 с.

23. Болмен JI. и Дил Т. Рефрейминг организаций. - СПб: Стокгольмская Школа экономики, 2005. - 496 с.

24. Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. URL: http://www.politike.ru/dictionary/839/word/barhatnye-revolyuci

25. Боришполец К. Выборы в государствах Центральной Азии: опыт политической конкуренции в условиях переходного общества. // Центральная Азия и Кавказ. — 2006. № 1. — С.29-41.

26. Быков Г. Зачем нам нужна Украина //Эксперт №46 2004. с. 16-20

27. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS, 1993.-Т. 1. - Вып. 2.

28. Бурдье П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

29. Бурдье П. Социолог под вопросом. URL: http//sociologi.narod.ru/lib/

30. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 60-75.

31. Гапич А.., Лушников Д.А. Технологии цветных революций. - М.: РИОР, 2010.- 132 с.

32. Гаффари Г. Сельская развития с акцентом на сельские общины Ирана. -Тегеран: изд-во Рид, 1383 (2005). 241 с.

33. Гаффари Г. Социология развитии. -Тегеран: изд-во Кайхан, 1387 (2009). 402 с.

34. Горбачев Михаил. Вторая русская революция. // Перевод С. Рахман. -Тегеран: синяя публикация, 1368 (1990). -218 с.

35. Грецкий И.В. Роль внешнеполитических факторов в президентских выборах 2004- года в Украине.// Автореферат дис. канд. ист. наук. -Санкт-Петербург, 2008 . 24 с.

36. Гринберг Т.Э. Политические технологии. ПР и реклама. М.: Аспект Пресс, 2005.

37. Давуди Али Асгар. Эффекты социального разрыва: трещина и политические конфликты. -Тегеран: Исламский университет Азад, 1381 (2003). 467 с.

38. Долидзе В. Власть и "революция" в постсоветской Грузии. // Центральная Азия и Кавказ. 2007. - № 2. - С.34-49.

39. Желтов В.В., Желтов М.В. Арабская весна: демографические аспекты. / Гуманитарные науки: теория и практика. // Вестник ВГУЭС. -2012. -№4. -С.8.

40. ЖуравлевА.Л., КупрейченкоА.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003. С.216-217.

41. Зокиров Г.Н. Терроризм. Душанбе, 2004;

42. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

43. Крашенинникова В., Росс А. Пушки августа. Нацисты, НАТО и цветные революции // Политический класс. 2009. - № 8(56).

44. Карозерс Т. Противодействие распространению демократии // Россия в глобальной политике, 2006, № 2. С. 144—159.

45. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М., 2002.

46. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - 704 с.

47. Маджида Мохаммади. Гражданское общество. // Здоровый журнал People. № 18. 1374 (1996). -С. 89.

48. Маджиди М. Десять слов об исламской революции. -Кум: изд-во института культуры, 1382 (2004). 312 с.

49. Макаркин А. Бунт с оранжевым оттенком. // Россия в глобальной политике. -М., 2005. - Т.З, № 2,- С. 16-22.

50. Малакути М. От начала и до конца: обзор функции семи революций. // журнал факультета права и политических наук Тегеранского университета. -Тегеран, 1381 (2003). -172 с.

51. Марков С. Цветная революция - это новый тип политических технологий по смене политической власти // Комсомольская правда. 15.11.2005.

52. Махмадов А.Н. Безопасность как основное средство общественных отношений. Душанбе, 2006;

53. Махмадов С. Диалог как механизм разрешения социально-политического конфликта. Дис.на соиск.учен ст.кан.полит.наук. Душанбе, 2011.;

54. Медведев Р. СНГ: трудности национальной и исторической самоидентификации.// Россия и мусульманский мир. -М., 2007. - № 5. - С.50-57.

55. Медушевский А. Как научить демократию защищаться... // Вестник Европы. - 2002. - № 4.

56. Межуев Б.В. «Оранжевая революция»: восстановление контекста // Полис, 2006, №5. С. 75.

57. Миловзоров А. Партнеры России беременны революциями всех цветов,- http://www.utro.ru/articles/2005/01/26/400447.html

58. Морозов В. Выборы как механизм подготовки революции, или Реквием киргизской демократии,- http://www.analitik.kg/ politics /2005/08/0 l/886.html

59. Мохаммед Реза. Методология исследования с акцентом на исламской революции в Иране. -Тегеран: Институт имама Хомейни и исламской революции в Иране, 1385 (2007). -289 с.

60. Мохаммади М. Анализ исламской революции. -Тегеран: Амир Кабир, 1370 (1992). 540 с.

61. Мохаммади М. Исламская революция: контекст и последствия. - Кум, исламские публикации, 1380 (2002). 409 с.

62. Мотахари М. Движения за последние сто лет. -Тегеран: Садра, 1364 (1986). -207 с.

63. Мотахари М. Исламская революция. -Тегеран: Садра, 1374 (1996). -176 с.

64. Мусаффо Насрин. Политическая участия женщин в Иране. -Тегеран, изд-во Института Иностранных Дел, 1375 (1997). -180 с.

65. Мохаммед Амин Расулзаде. Гозарешхай-и аз энгелаб-е машрутийат-е Иран. Тарджуме-йе Рахим Раиснийа. Техран, 1377/1998. -С.75.

66. Нарочницкая H.A. Оранжевые сети: от Белграда до Бишкека. СПб.: Алетейя, 2008. С. 23

67. Насридини Садри. Революция на языке цвета. //Журнал «хамшахри». -Тегеран, 1388 (2010). № 32. -С. 25.

68. Никитченко А.Н. Транснационализация демократии: (Третья волна демократизации в свете теории международных отношений). // Космополис. -Альманах, 1997. - С. 120-137.

69. Никитин А.И. Тектонические сдвиги на постсоветском пространстве. // Мир и согласие. М., 2005. - № 2(23). - С.64-68.

70. Николай А. Культура и социология. // перевод Г. Снопи. -Тегерана: изд-во пресс, 1370 (1992). 301 с.

71. Николай А., Хилл Стивен и Тернер Брайан. Культура и социология. // перевод М. Пуян. -Тегеран: изд-во Chapkhsh, 1367 (1989). 410 с.

72. Николаев И.А., Ефимов C.B., Марушкина Е.В. Доверие в экономике: количественная оценка // Аналитический доклад. Аудиторско-консалтинговая компания «ФБК». М., 2006. С.8.

73. Пантин В.И. Политическое самоопределение России в современном мире: основные факторы, тенденции, перспективы.// Полис. -2007. — №5.С.92—104.

74. Паренти М. Демократия для избранных.// пер. В. Горбатко. -М.: Поколение, 2006. - 413 с.

75. Пастухов В.Б. Украина не с Россией: Причины и последствия стратегических просчетов российской политики по отношению к Украине.// Полис. - 2005. - № 1- С.25-35.

76. Пьер Бурдье. Действия, причины действий и рациональный выбор. // перевод Мортеза М. -Тегеран, 1381 (2003). -145 с.

77. Петраков Н. Демократия и новый предел мира // Свободная мысль .

2006. - № 7-8. - С.46-56.

78. Петров М.Н. Бархатные революции. URL: http://vu.ua/article/materials/Library/628.html

79. Петров, M. Н. Механизмы государственных переворотов : ист.-теорет. исслед. / M. Н. Петров. -М. : ACT ; Минск : Харвест, 2005. - С217-228.

80. Пляйс Я. Глобальные волны демократизации и Россия. // Обозреватель Observer. - 2007. - № 9. - С.33-48.

81. Погребинский М. Оранжевая революция. - М.: издательство «Европа», 2005.-464 с.

82. Политический атлас современности: опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств, //под ред. А.Ю. Мельвиль. -М.: МГИМО-Университет,

2007.-271 с.

83. Поляков С. О феномене "импорта демократии". // Власть. 2007. — № 5. — С.83-86.

84. Полянников Т., Прокопов Г. Синдром «цветных революций» // Свободная мысль — XXI, 2005, № 6. С. 148.

85. Прокофьев A.B. Трансформация политических режимов Грузии, Киргизии и Украины (сравнительное исследование). // автореф. дис. канд. полит, наук . -Казань, 2009. 25 с.

86. Пугачёв В.П. Управление свободой. - M.: URSS, 2010. - 272 с.

87. Расулов С. Роль политическое общение в условиях трансформации общество (на материалах Таджикистана). Дис.на соиск.учен ст.кан.полит.наук. Душанбе, 2010;

88. Рот Фронт [Электронный ресурс] //Тайна символа [Сайт]. URL: http://taina-simvola.ru/rot-front/ (дата обращения: 28.04.2012).

89. Салимов С. Казахстан: средство против революции. // Россия и мусульманский мир: Бюлл. реф. аналит. информации. — 2005. — № 7. С.68—71.

90. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учебное пособие. М., 2001.

91. Силаев Н. Двадцать лет расходящимся курсом: что привело Россию и Грузию к войне? //Россия в глобальной политике. 2009. — Т. 7- № 5 — С.103-114.

92. Ситнянский Г.Ю. Центральная Азия перед лицом «цветных» революций. // Россия и современный мир. 2006. - № 2 - С. 126-135.

93. Словарь русского языка. В 2-х томах / Гл. ред. А.П. Евгеньева. Т. 1. М., 1985. С.412.

94. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М., 1998.

95. Суханов В. И. «Революция гвоздик» в Португалии: Страницы истории. М.: Мысль, 1983. С. 11.

96. Таужанов С. «Цветные» революции. http://iimp.kz/bullets/bullet4/001.html

97. Толстов С. Внешнеполитический курс Украины после "оранжевой революции" // Центральная Азия и Кавказ, 2005. - № 5. - С.99-111.

98. Толкалева А. Европейский выбор Молдавии // Ргое^опй*а. -2006. Т. 10, № 5-6. - С.53-64.

99. Тоффлер Элвин. Изменения во власти. // пер. Шахин Хорезми. -Тегеран: изд-во пресс, 1374 (1996). 138 с.

100. Традиции и процессы демократизации в Таджикистане. Т. 1. \ Отв. ред. д.ф.н. Шамолов А., д.ф.н. Хайдарова Р. - Душанбе, Ирфон, 2010;

101. Традиции и процессы демократизации в Таджикистане., Т.2. Отв. ред. Шамолов А., Хайдаров Р. - Душанбе, Ирфон, 2011.;

102. Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты. // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 5. — С.79-86.

103. Федорченко С.Н. Анализ эверсионных политических технологий // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2010. - № 6.

104. Фонарёв М.А. Революционные трансформации постсоветского пространства: «цвета» и «бархат». / Вестник БИСТ. №5 (21). 2013. -С. 137.

105. Фрэнсис Фукуяма. В конце регулирования: социальная справедливость и сохранение. // перевод, Голам Аббас Тавассоли. -Тегеран: изд-во история письменности, 1386 (2008). -429 с.

106. Фурман Д.Е. Молдова: молдаване или румыны?: (влияние особенностей национального сознания молдаван на политическое развитие Республики Молдова) // Современная Европа, 2007. - № 3 -С.40-57.

107. Хамид Ризо Хофизи. Взгляд на движение Грузии и результат преобразование Украина. -Тегеран: издателство культура, 1384 (2006). -С.29.

108. Хасани Аскари. Роль иностранных игроков в цветной революции Грузии. // Журнал Центральная Азия и Кавказ. -Тегеран, 1384 (2006). № 51.-С.103.

109. Хасан Хабиб Ширази. Синные и оранжевые революции в Украине, Кавказе и в Центральной Азии. // научный журнал, № 58. -Тегеран, 1386 (2008). 112 с.

110. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века / пер. с англ. Л.Ю. Пантиной. -М.: РОССПЭН, 2003. - 367 с.

111. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ACT, 2003. - 603 с.

112. Харитонова О.Г. Генезис демократии: (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) // Космополис: Альманах, 1997. -С. 36-46.

113. Хасан Аскари. Роль внешних факторов в цветные революции: революция роз в Грузии, на Кавказе и в Центральной Азии. -Тегеран, 1384 (2006). 120 с.

114. Цыганков А.П. Социология международных отношений: анализ российских и западных теорий. -М.: Аспект Пресс, 2006. - 237 с.

115. Чандлер Роберт. Реклама штурмовали Америку в войне во Вьетнаме. // перевод Мустафа М. -Тегеран: изд-во Тегеранского университета, 1372 (1994). -511 с.

116. Чигорин А. Российско-грузинские отношения. Что дальше?// Международная жизнь №5 2003. С. 35-45.

117. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. - 1992. - № 8.

118. Шарп Дж. От диктатуры к демократии. - М.: Новое издательство, 2005. - 84 е.;

119. Шо Р. Ключи к доверию в организации. М., 2000. С.43.

120. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М.: Аспект пресс, 1996. -416 с.

121. Эбрахими Н. Иранская идентичность. // исторические документы, удостоверяющих личность и демократии. -Тегеран, 1387 (2009).

122. Экономика и социология доверия / Под ред. Ю.В. Веселова. СПб., 2004.

123. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 77 с.

124. Яноу Д., Ван Хульст М. Фреймы политического: от фрейм-анализа к анализу фреймирования // Социологическое обозрение. - 2011. - Т. 10. - № 1-2.

125. Blumer H. Symbolic interaction: perspective and method. - Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1969. - 208 p.

126. Cassirer E. The Myth of State. - New Haven: Vail. Univ. Press, 1946. XII. - 303 p.

127. Djankov S., Glaezer E., La Porta R. et al. The New Comperative Economics // NBER Working Paper. 2003. № 9608.

128. Dürkheim E. Les formes elemetaires de la vie religieuse. - Paris: Paris, CNRS Editions, 2008. - 639 p.

129. Fedorchenko S.N. Science Fiction as Particular Method for Predicting the Future of Human Civilization //Problems of Contemporary World Futurology /Editor by Vladimir I. Yakunin. - Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2011. - 375 p.

130. Fukuyama F. Trust: The social Virtues and the Creation Prosperity. New York, 1999.

131. Gamson W.A. Talking politics. - Cambridge: Cambridge University Press, 1992.-290 p.

132. Goffman E. Frame analysis: An essay on the organization of experience. -N.Y.: Harper & Row, 1974, - XIII. - 586 p.

133. Hossli P. «That Was My Decision» [Электронный ресурс] //HOSSLI.COM [Сайт]. URL: http://www.hossli.com/articles/2008/08/08/that-was-my-decision/ (дата обращения: 07.05.2012).

134. Hosmer L.T. Trust: the connecting link between organizational theory and philosophical ethics // The Academy of Management Review. 1995. 20(2). P. 392-393.

135. Hooshang Amirahmadi. Revolution and Economic Transition. State University of New York Press, 1991. p. 6.

136. Inglehart R., Basanez M., Moreno A. Human values and beliefs: a cross-

cultural sourcebook: political, religious, sexual, and economic norms in 43

148

societies: findings from the 1990-1993 World Values Survey. Michigan, 1998.

137. Knack S., KeeferP. Does Social Capital Have an Economic Payoff? A Cross-Country Investigation // Quarterly Journal of Economics. 1997. Vol. 112, №4. P. 1251-1288.

138. La Porta R., Lopez de Silanes F., Shleifer A., Vishny R. Trust in Large Organizations // American. Economic Review Papers and Proceedings. 1997. Vol. 87, №2 P. 333-338.

139. Luhmann N. Familiarity, Confidence, Trust: Problems and Alternatives // Trust: Making and Braking Relations / Ed. D. Gambetta. Oxford, 1998. P.107.

140. Nie N.H., Junn J., Stohlik-Barry K. Education and Democratic Citizenship in America. Chicago: University of Chicago Press, 1996.

141. Nikki R. Keddie. Roots of Revolution: An Interpretive History of Modern Iran. New Haven, L., 1981, p. 18.

142. Sztompka P. Trust: A Sociological Theory. Cambridge, 1999. P.75.

143. Rein M., Schon D.A. Problem setting in policy research //Using social research in public policy making /Ed. by C.H. Weiss. Lexington: Lexington Books, 1977. - 256 p.

144. Yanow D. Cognition meets action: metaphors as models of and models for //Political language and metaphor. /Ed. by T. Carver and J. Pikalo. London: Routledge, 2008. - P. 225-238. 293 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.