Проблема повествователя в прозе Г. Мелвилла 1850-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Дулина Анна Викторовна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 167
Оглавление диссертации кандидат наук Дулина Анна Викторовна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Фигура повествователя и образ писателя в романе
«Пьер, или Двусмысленности» (1852)
§1. История создания и рецепция романа
§2. Проблема создания оригинального произведения
Глава II. Образ наблюдателя и мотив воздействия в прозе Г. Мелвилла
1850-х годов
§1. Проблема коммуникации и тема творчества
§2. Мотив утраты контроля и «язык белизны» как повестовательная
стратегия
§3. Образы электромагнетического воздействия и проблема автономии ... 114 §4. Образы еды и мотив болезни рассказчика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к творчеству американского писателя Германа Мелвилла (Herman Melville, 1819-1891), практически забытому в XIX веке еще до смерти автора, возрождается накануне его столетнего юбилея в 1919 году. В 1917 году появляется статья К. Ван Дорена в 4-томной «Кембриджской истории американской литературы» (Cambridge History of American Literature, 1917-1923), затем выходит биография «Герман Мелвилл: моряк и мистик» (Herman Melville: Mariner and Mystic, 1921) Р. Уивера, с этого момента начинается «исследовательский бум».
В настоящее время плодотворно действует «Мелвилловское общество»1, которое трижды в год выпускает журнал «Левиафан» (Leviathan: A Journal of Melville Studies), организует тематические конференции; создан онлайновый проект («Melville's Marginalia Online» ), благодаря чему в «сети» выложены оцифрованные экземпляры книг из личной библиотеки Мелвилла. Полное обозрение мелвиллианы уже не представляется возможным: напечатаны и продолжают печататься огромное количество различных исследований, а также комментированных изданий американского писателя3. Под редакцией одних лишь Х. Паркера и Б. Хиггинса - одних из самых авторитетных и весьма активных исследователей творчества Мелвилла на сегодняшний день -вышли ряд представительных сборников критических статей: «Признание Германа Мелвилла: избранная критика с 1846 года» (The Recognition of Herman Melville: Selected Criticism Since 1846, 1967); «Моби Дик как дублон: эссе и выдержки из работ 1851-1970 годов» (Moby-Dick аs Doubloon; Essays and Extracts, 1851-1970, 1970); «Критические эссе о романе "Пьер, или Двусмысленности" Г. Мелвилла» (Critical Essays on Herman Melville's Pierre,
1 Melville's Society [Электронный ресурс] - http://melvillesociety.org, [20.10.2019].
2 Melville's Marginalia Online [Электронный ресурс] - www.melvillesmarginalia.org, [20.10.2019].
3 Уже в 1962 году при публикации в серии Университета Джонса Хопкинса («Modern Fiction Studies») внушительной библиографии трудов по творчеству Мелвилла («Criticism of Herman Melville: A Selected Checklist») М. Биб, Х. Хэйфорд и Г. Ропер отметили, сколь велико число новых работ о писателе.
or, the Ambiguities, 1983); «Герман Мелвилл. Реферативный справочник, 1931— 1960» (Herman Melville. A Reference Guide, 1931-1960, 1987); «Критические эссе о "Моби Дике" Г. Мелвилла» (Critical Essays on Herman Melville's Moby Dick, 1992). Продолжают появляться новые биографии: Х. Паркер является автором одной из недавних 2-томных биографий4 «Герман Мелвилл: биография» (Herman Melville: А Biography, 1996-2002), а в 2013 этот исследователь опубликовал труд «Биография Мелвилла: скрытый нарратив» (Melville Biography: An Inside Narrative), значительной частью которого является история его полемики на ниве мелвилловских штудий с методологией «новой критики».
За последние годы вышло несколько работ, получивших значительный отклик научного сообщества5. К их числу относится книга Д. Фафлика «Мелвилл и проблема смысла» (Melville and the Question of Meaning, 2018), состоящая из ранее опубликованных статей автора о Мелвилле (историко-культурная проблематика, рецепция сочинений Мелвилла, особенности художественного языка его текстов). Основная тема книги - попытка описать в качестве основного смысла его творчества ту сложность, с которой сталкиваются как читатели, так и исследователи. Она заключается в неуловимости четкого, непротиворечивого «смысла», который стоял бы за отдельными произведениями или мелвилловской писательской стратегией: «[Этой книге] свойственно стремление определить некий неуловимый "смысл" написанного Мелвиллом на основании утверждения, что именно
4 Новейшая биография («Melville: His World and Work», 2005) Э. Делбанко более компактная, проще для восприятия широкой аудиторией, чем у академичного Х. Паркера, которого подчас критикуют за обилие исторических деталей и информации, подменяющих реконструкцию авторского мировоззрения.
5 Перечислим лишь некоторые из них, имевшие наибольший резонанс: Gunn G. Historical Guide to Herman Melville (2005); Kelley W. Companion to Herman Melville (2006); Schultz E., Springer H. Melville and Women (2006); Johnson B. A. The Characteristic Theology of Herman Melville: Aesthetics, Politics, Duplicity (2012); Frank J. A Political Companion to Herman Melville (2013); Renker E., Marovitz S.E. Melville as Poet: The Art of «Pulsed» Life (2013); The New Cambridge Companion to Herman Melville. Ed. by Robert S. Levine (2014); Yothers B. Sacred Uncertainty: Religious Difference and the Shape of Melville's Career (2015); McGettigan K. Herman Melville: Modernity and the Material Text (2017); Jonik M. Herman Melville and the Politics of the Inhuman (2018); Sanborn G. The Value of Herman Melville (2018); Evans K. L. One Foot in the Finite: Melville's Realism Reclaimed (2018); Thompson G. Herman Melville Among the Magazines (2018); Herman Melville in Context. Ed. Kevin J. Hayes (2018).
таким и было стремление самого писателя ... рассматривавшего свое творчество как попытку описания своего пути к постижению смыслов, которые, как он сознавал, лежат за пределами обретения»6. Объясняя выбор слов для названия своей книги, Д. Фафлик говорит, что в этом он тоже следовал за Мелвиллом: смысл («meaning») для него всегда подвижен, адекватен процессу своего становления / творения («in the making»).
Однако тезис о том, что «смысл» творчества Мелвилла не может быть четко выявлен, так как авторская интенция сама направлена на письмо как на операцию по формированию рефлексии о невозможности достижения смысла, не является плодом новейших рассуждений о Мелвилле. Так, существуют относительно давние (но не устаревшие, на наш взгляд) работы об особенностях мелвилловских композиции, повествования, в которых они представлены не как цельное, идеально скомпонованное произведение, не как достигнутый результат, а как разворачивающийся в недрах художественного текста когнитивный процесс, не вписывающийся в рамки жанра или проведения границы между художественной реальностью вымысла и действительностью.
В качестве обобщающей работы в интересующем нас ракурсе приведем здесь кратко важное для нас положение статьи Н. Бейм «Спор Мелвилла с вымыслом» (Melville's Quarrel with Fiction, 1979). В ней отмечены два принципиальных изменения писательской стратегии Мелвилла по мере того, как он стал отходить от написания морских приключенческих романов. Первый пришелся на время работы над романом «Марди, и путешествие туда» (Mardi, and a Voyage Thither, 1849): «Возможно, впервые осознавая назначение своей профессии, он [Мелвилл] стал воспринимать авторство как сочетание ролей пророка и философа, поскольку ему вверено как открытие, так и выражение важных постулатов о месте человека во Вселенной. Это принципиальное изменение вело, естественно, к возникновению совершенно другого типа литературного произведения, не того, какого ожидала публика от
6 Faflik D. Melville and the Question of Meaning. N.Y.: Routledge, 2018. P
Мелвилла, и роман "Марди" потерпел неудачу» . Второе изменение касается переосмысления фигуры писателя как «нарратора правды», теперь писатель воспринимается Мелвиллом как «отрицатель правды» . Оно пришлось, по Бейм, на время написания романа «Пьер, или Двусмысленности» (Pierre: or, the Ambiguities, 1852), «когда роман воспитания превратился в двунаправленную атаку на неадекватность языка для выражения истины и на вымысел как тип высказывания, совершенно непригодный для передачи
~
воплощенных в языке восприятий и идей»
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Творчество Г. Мелвилла 1850-х годов и проблема типологии романтизма2001 год, кандидат филологических наук Петровская, Мария Георгиевна
Поэтика М. А. Булгакова как эстетическое явление1999 год, доктор филологических наук в форме науч. докл. Немцев, Владимир Иванович
Влияние классического романа Цао Сюэциня "Сон в красном тереме" (XVIII в.) на литературный процесс современного Китая2017 год, кандидат наук Трунова, Анна Сергеевна
Проза Н.Готорна: чтение как акт нравственной рефлексии2005 год, кандидат филологических наук Аксенов, Алексей Валерьевич
Структура и функции образа в прозе Натаниэля Готорна: На материале новелл 1830-40-х гг.1998 год, кандидат филологических наук Багдасарова, Елена Завеновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема повествователя в прозе Г. Мелвилла 1850-х годов»
Актуальность исследования:
Сегодня, после 200-летнего юбилея Мелвилла, можно констатировать, что интерес к его творчеству за прошедшие сто лет не только не ослабел, напротив, творчество Мелвилла оказалось одновременно ареной борьбы для различных школ литературоведения и, в определенном смысле, тренировочным полигоном для разработки новых методологий литературной теории.
С одной стороны, некоторые переломные моменты в развитии литературоведения ХХ в. совпали с изменениями в подходе к творчеству Мелвилла. Например, время «открытия» Мелвилла в 1920-е годы совпало с широким распространением идей З. Фрейда и К. Г. Юнга, породило немало психоаналитических исследований об американском писателе (они продолжали создаваться вплоть до второй половины XX в.). Во многом развитие этой тенденции10 берет начало от книги Д. Г. Лоренса «Очерки классической американской литературы» (Studies in Classic American
7 Baym N. Melville's Quarrel with Fiction // PMLA. V. 94, № 5, 1979. P. 910.
8 Ibid. P. 913.
9 Ibid.
10 Кроме литературоведов психоаналитический подход влиятельных классических исследований (См.: Arvin, Newton. Herman Melville. N.Y.: The Viking Press, 1957; Chase, Richard. Herman Melville: A Critical Study. N.Y.: Macmillan, 1949) стали применительно к Мелвиллу использовать и сами психоаналитики - таковы, например, Г. Марри и Э. Эдинжер (См.: Murray H. In Nomine Diaboli // The New England Quarterly. V. 24. No. 4 (Dec., 1951). P.435-452; Edinger E. F. Melville's Moby-Dick. An American Nekyia. A Jungian commentary. Toronto: Inner City Books, 1995), а также представители такого направления, как суицидология (Shneidman E.S. The Deaths of Herman Melville// Melville and Hawthorne in the Berkshires. Kent (O.): Kent State UP, 1968. P. 118-144; Shneidman E.S. Melville's Cognitive Style: The Logic of Moby-Dick // A Companion to Melville Studies. Westport (Ct.): Greenwood Press, 1986. P. 543-64).
Literature, 1923), два эссе в которой посвящены Мелвиллу и теме мужской дружбы Измаила и Квикега, дружбы-вражды Измаила и Ахава.
С другой стороны, загадочность Мелвилла, трагедия его неприятия современной писателю критикой, эзотерическое измерение написанного им всегда влекли к себе не только писателей (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, А. Камю, Г. Грасс), но и художников (Дж. Поллок, Р. Кент, Л. Баскин) эпохи модернизма, а также философов и психологов. Загадочность Бартлби из новеллы «Писец Бартлби» (Bartleby, the Scrivener, 1853) и Билли Бадда из неоконченной новеллы «Билли Бадд, матрос» (Billy Budd, Sailor, 1891) даже стали фоном авторских концепций политико-философской мысли конца XX -начала XXI века11.
В год двухсотлетнего юбилея автора вышла коллективная монография «Новые исследования Мелвилла» (The New Melville Studies, 2019). В предисловии оговаривается, что это издание не претендует на решение какой-либо проблемы и даже не пытается представить закрытой ни одну из стоящих перед мелвилловедением тем. Напротив, труд призван продемонстрировать именно неоднородность мелвиллианы в контексте как новейших теорий, так и изученных уже на протяжении века ракурсов, так или иначе нуждающихся в дальнейших уточнениях. Монография продолжает развивать заданный уже в «Новом кеймбриджском путеводителе по Герману Мелвиллу» (The New Cambridge Companion to Herman Melville, 2014) вектор обретения «нового Мелвилла» в сочетании с устоявшимися критическими подходами к его изучению. В этом ключе, в частности, выполнена статья К. Кастилья «Аллегории Холодной войны и политика критики»: «Поскольку гипотезы читателей в значительной степени формируются воззрениями их века, мы можем сказать, что каждое поколение нуждается в новом "Мелвилле", подходящем для потребностей этого поколения... иначе образуется некий...
11 См.: Арендт Х. Социальный вопрос. III // О революции [1963]. М.: Европа, 2011; Делёз Ж. Бартлби, или формула // Критика и клиника [1993]. СПб.: Machina, 2002; Agamben G. Bartleby, or On Contingency [1993] // Potentialities. Collected Essays in Philosophy. Stanford: Stanford UP, 1999; Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение. М.: Европа, 2008. С.459-465.
разрыв между "Мелвиллом" отдельного критика [старающегося найти к нему
подход к рамках устаревшей идеологии] и методологическими потребностями
12
времени» . В свете такого подхода новая монография сосредотачивает свое внимание на Мелвилле как на «неумолимо экспериментирующем писателе <...> авторе, который работал в рамках весьма устоявшихся жанров, одновременно искажая их различными способами»13, и на самих исследованиях Мелвилла, занимавших важное место в эволюции литературоведения: «Едва ли найдется хоть один метод или теория, которые не были бы применены к работам Мелвилла или не возникли бы сначала внутри поля исследований Мелвилла, чтобы потом переместиться вовне»14. Книга разделена на две части - «Чувствуя с Мелвиллом» и «Размышляя с Мелвиллом», что является характерным для современных подходов: с одной стороны, исследователей привлекает авторская «феноменология восприятия» (художественное воплощение особых настроений и ощущений); с другой, позиционирование в творчестве Мелвилла философического поиска и создания литературных произведений как процессов неразделимых. «Поэзия и проза являются для Мелвилла способами проверки идей, изучения концепций и отношений между разумом и миром; философия, в свою очередь, для него -это творческий процесс, который всегда включает в себя акты письма, чтения и интерпретации»15. Вторая часть отражает одно из самых популярных направлений современной мелвилловской критики - изучение Мелвилла как философа, в разрезе мировой философской мысли.
Ключевыми работами в этом направлении стали работы П. Хёрха «Американский ужас: чувство мышления у Эдвардса, По и Мелвилла» (American Terror: The Feeling of Thinking in Edwards, Poe, and Melville, 2015), «Мелвилл среди философов» (Melville Among the Philosophers, 2017) под редакцией К. МакКол и Т. Нурми, а также коллективный труд «Философские
12 Castiglia C. Cold War Allegories and the Politics of Criticism // The New Cambridge Companion to Herman Melville. Ed. by Robert S. Levine. N.Y.: Cambridge UP, 2014. P. 220.
13 The New Melville Studies / Ed. by Cody Marrs. N.Y.: Cambridge UP, 2019. P. 1.
14 Ibid. P. 2.
15 Ibid. P. 4.
концепции Мелвилла» (Melville's Philosophies, 2017) под редакцией Б. Арсич16
17
и К. Л. Иванс , в котором изучается именно не влияние какой-либо философии на писателя, а его собственные рассуждения на философские темы, а также то, как эти рассуждения строятся. Подразумеваемые названия его разделов - «Эпистемология», «Психология», «Эстетика», «Политика». Называются они, однако, иначе: «Творение мира», «История любви», «Искусства», «Сообщества». Сделано это, вероятно, для того, чтобы продемонстрировать свою солидарность с подразумеваемым мелвилловским отказом «противопоставить устойчивое единство познающего сознания непознаваемой множественности неустойчивого мира»18.
Виденье в Мелвилле философа, как суммирует К. Марз в предисловии к «Новым исследованиям Мелвилла», позволяет сосредоточиться на особенностях его мышления: «Мелвилл обычно выставляет мышление на всеобщее обозрение разнообразными и запутанными способами, разгадывая, как мелькают мысли, колеблются настроения, складываются или отступают убеждения»19. Неслучайно в романах и новеллах Мелвилла просматривается критика как самой литературы, профессии литератора и его призвания, современного литературного рынка, издательских институтов, журнальной полемики, так и философских взглядов, художественного вымысла и критического мышления как таковых в роли методов познания или преобразования мира.
Дж. Грейман, например, квалифицирует роман «Пьер, или Двусмысленности» как повествование о неудаче, которую терпят одновременно литература и критическая теория как способы познания мира. Пьер берется за чтение, письмо и философствование только для того, чтобы обнаружить, что они никак не могут сотворить «новое», изменить
16 Б. Арсич - автор книги («Passive Constitutions, Or, 7 1/2 Times Bartleby», 2007), в которой проводится тонкий анализ текстов Мелвилла и, в особенности, фигуры Бартлби в терминах «пассивности», «идентичности», «холостяцкой жизни» и др.
17 К. Л. Иванс принадлежит работа «Кит!» (Whale!, 2003) - опыт прочтения «Моби Дика» через призму философии Л.Виттгенштейна.
18 Melville's Philosophies. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2017. Р. 3.
19 The New Melville Studies / Ed. by Cody Marrs. N.Y.: Cambridge UP, 2019. P. 7.
миропорядок. «... философия и теория терпят неудачу так же, как и художественная литература. Мелвилл полагает, что философия, художественный вымысел обретаются в пространстве внутреннего мира автора и его авторского тщеславия, то есть в пространстве вымысла и контрфактуального мышления, так почему бы не относиться к ним соответственно? Вместо того чтобы обвинять философию... и критику в том, что они не исправляют мир, как это делает главный герой, Мелвилл подчиняет
их как раз тщеславию вымышленной вселенной Пьера и раскрывает ее явно
20
литературное происхождение» .
Тема данной диссертации, посвященной изучению проблемы повествователя в сочинениях Мелвилла 1850-х годов, была выбрана исходя из того, что важной особенностью мелвилловской прозы, сделавшей ее столь актуальной для гуманитарных исследований XX-XXI вв., является реализованная в них в самой разной художественной форме рефлексия о назначении художественного вымысла как такового.
По нашему мнению, важно выделить два аспекта этой проблемы: осмысление особой роли художественного вымысла среди различных способов познания; особенности структурирования нарратива в соответствии со взглядами Мелвилла на природу вымысла и его роль в работе сознания. Намеченные аспекты касаются большинства уровней мелвилловского текста: сюжетного, образного, мотивного, композиционного, аллегорического, символического. Романы «Моби Дик, или Кит» (Moby-Dick; or, The Whale, 1851), «Пьер, или Двусмысленности» (Pierre: or, the Ambiguities, 1852), «Шарлатан: его маскарад» (The Confidence-Man: His Masquerade, 1857) имплицитно в значительной степени о том, как надо или, напротив, не надо писать книгу, о том, как разворачивается процесс художественного высказывания. Эта особенность произведений Мелвилла встраивает их в
20 Greiman J. Melville and the Conceits of Theory // The New Melville Studies / Ed. by Cody Marrs. N.Y.: Cambridge UP, 2019. P. 139.
длинный ряд таких разных автометатекстов , как, например, «Дон Кихот» М. де Сервантеса, «Тристрам Шенди» Л. Стерна, «Туман» М. де Унамуно, «В поисках утраченного времени» М. Пруста, «Игра в классики» Х. Кортасара. Умберто Эко именует подобный тип произведений повествованием «о том, как устроены произведения»22. Не углубляясь в проблематику жанра «романа в романе», рецептивной эстетики, все же отметим, что проблема читательского ожидания напрямую затрагивает и проблему композиции мелвилловских текстов: заданные читательские установки здесь - рамки конвенционального жанра, в котором не просто якобы работает автор (как в
23
случае с новеллой «Писец Бартлби» ), но который автор пытается создать на наших глазах, сам же одновременно и разрушая его отчасти изнутри (таков, по нашему предположению, роман «Пьер, или Двусмысленности»).
Если смешение жанровых моделей (отчасти хаотичное в романе «Марди», более выстроенное в случае «Моби Дика», филигранно выполненное в большей части романа «Пьер») является, в некоторой степени, особенностью и ранних текстов Мелвилла, например, романов «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь» (Typee: A Peep at Polynesian Life, 1846) и «Ому: повесть о приключениях в Южных морях» (Omoo: A Narrative of Adventures in the South Seas, 1847), то в 1850-х годах, в особенности в романе «Пьер», металитературная рефлексия порождается не только столкновением жанровых моделей (морского романа и философского, романа
21 Зенкин С.Н. Теория литературы. Проблемы и результаты. М.: НЛО, 2018 (С.39: «Такие тексты, в которых содержится их структурное самоописание... можно назвать автометатекстами — сами-себя-описывающими-текстами. ... Автометатекстом будет литературный текст, содержащий в себе чьи-либо рассуждения о литературе: он непосредственно, «открытым текстом» формулирует программу, с помощью которой предлагается читать его и литературу вообще. ... Автометатекстами часто являются самые глубокие и сложные тексты художественной литературы, они описывают (или отражают, или моделируют) не только внешнюю, внетекстуальную реальность, но и свое собственное устройство и организацию литературы в целом»).
22 Эко У. Роль читателя: Исследования по семиотике текста / Пер. с ит. СПб.: Симпозиум, 2005. С. 447.
23 Рассказчик «Бартлби» представляет собой обобщенную фигуру рассказчиков популярного во времена Мелвилла жанра журнального рассказа об истории успеха, а также помощи филантропа бедняку; его неотъемлемые элементы - мелодраматизм, моралистический комментарий. Рассказчики подобных новелл воплощают взгляд на мир аудитории литературных журналов («Putnam's Monthly Magazine», «Harper's New Monthly Magazine»), где печаталась малая проза Мелвилла. О воспроизводстве / разрушении данного стереотипа у Мелвилла см.: Post Sh. Melville and the Marketplace // A Historical Guide to Herman Melville. N. Y.: Oxford UP, 2005. P. 105-132; Уракова А.П. От симпатии к заражению: «Писец Бартлби» и филантропический дискурс США середины XIX в. // Вестник СПбГУ. Язык и литература. СПб., 2018. №3. С. 386.
воспитания и любовного романа и т.д.), но и введением в повествование проблематики романа о художнике. «Подрыв» жанровых моделей осуществляет, как мы увидим, не столько автор, сколько повествователи и персонажи произведений. Учитывая в отдельных случаях близость связанных с повествователем фактов воззрениям и настроениям самого Мелвилла, мы, тем не менее, не уподобляем фигуру повествователя в каждом из романов личности их автора. С созданием романов «Моби Дик», «Пьер», где в первом случае повествователь объединен с персонажем (как участником описываемых событий), а во втором, напротив, фигуры безличного повествователя и персонажа, пишущего роман, принципиально разведены, на первый план в творчестве Мелвилла вышла проблема точки зрения и повествователя как автора литературных произведений, как автора не в последнюю очередь их усложненной и не всегда сбалансированной композиции. При понимании точки зрения у Мелвилла нам важен тезис В. М. Толмачёва: «Точку зрения уместно определить как позицию, с которой ведется повествование в художественном (преимущественно прозаическом) произведении и с которой так или иначе воспринимаются, интерпретируются, получают оценку, выстраиваются все элементы художественного мира текста, включая
24
духовный мир и сознание самого повествователя» .
Существует немало исследований, обращающихся к проблемам
25
повествователя, точки зрения у Мелвилла . Из значительного корпуса англоязычных работ, посвященных данной теме, при разработке
24 Толмачёв В.М. Точка зрения в американском романе: от романтизма к модернизму // Философско-эстетические константы литературы США в динамике художественных направлений. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 244.
25 Перечислим некоторые из них: Olson Ch. Call me Ishmael. N.Y.: Reynal & Hitchcock, 1947; Hoffman D. G. Form and Fable in American Fiction. New York: Oxford UP, 1961; Hayman A. The Real and The Original: Herman Melville's Theory of Prose Fiction // Modern Fiction Studies. Vol. 8, № 3, 1962; Seelye J. Melville: The Ironic Diagram. Evanston: Northwestern UP, 1970; Brodhead R. H. Hawthorne, Melville, and the Novel. Chicago: University of Chicago Press, 1976; Samson J. White Lies: Melville's Narratives of Facts. Ithaca and London: Cornell UP, 1989; Pahl D. Architects of the Abyss: The Indeterminate Fictions of Poe, Hawthorne and Melville. Columbia: University of Missouri Press, 1989; Fiktion und Wirklichkeit: zur narrativen Vermittlung erkenntnisskeptischer Positionen bei Hawthorne und Melville. Berlin: Duncker & Humblot, 1991; Miller P. The Raven and the Whale: Poe, Melville, and the New York Literary Scene. Baltimore: Johns Hopkins UP, 1997; Stanton G. The Two Intertwined Narratives in Herman Melville's Billy Budd: A Study of an Author's Literary Method. Lewiston (N.Y.): Edwin Mellen Press, 2010.
инетерсующей нас проблематики мы в основном опирались на труды П. Бродткорба, Э. Драйдена, В. Диллингэма.
В книге «Белый мир Измаила» (Ishmael's White World: A Phenomenological Reading of Moby Dick, 1965) П. Бродткорб анализирует текст «Моби Дика» с феноменологической точки зрения и оговаривает, что для него «Измаил и есть книга»26, так как роман является результатом художественной рефлексии Измаила по поводу событий, свидетелем которых он когда-то стал. «Формально, как повествователь ["narrator"], Измаил является рассказчиком истории ["storyteller"], драматургом, сказителем ["raconteur"] ("Несколько лет тому назад — когда именно, неважно"); формально, это он, а не Мелвилл, единственный, кто непоследователен, когда с точностью не помнит, что
27
написал и затем пишет что-то несогласующееся с этим» . В соответствии с этим уточнением восприятие Измаила становится главным предметом исследования Бродткорба. Неразделенность на множественные точки зрения при анализе романа Мелвилла представляется нам важной, так как помогает увидеть многополярный мир «Моби Дика» как порождение единого сознания рассказчика. Это дает возможность затем проследить особенности его художественного мышления и наличие в нем ряда «масок».
Среди близких нам методологически работ выделяется книга «Тема формы у Мелвилла. Великое искусство говорить правду» (Melville's Thematics of Form. The Great Art of Telling the Truth, 1968) Э. Драйдена, в которой предпринята попытка проследить трансформацию нарративных стратегий Мелвилла во всей его прозе от ранних романов к «Шарлатану», а затем к новеллам «Бенито Серено» (Benito Cereno, 1855) и «Билли Бадд, матрос» (Billy Budd, Sailor, 1891). Драйден исходит из того, что для Мелвилла художественный метод и, в особенности, точка зрения как прием тесно связаны с его метафизическими представлениями о природе творчества: «Мир
26 Brodtkorb P. Ishmael's White World. New Haven: Yale UP, 1965. P. 4.
27 Ibid. P. 7.
таков, каким он видится. Точка зрения - это одновременно литературный прием и метафизический принцип»28.
Точка зрения в прозе Мелвилла, таким образом, становится ключом к художественному миру произведений и к мелвилловской философии творчества. Главными фигурами в них становятся персонажи, которые сами так или иначе (не всегда явно) являются художниками. Наиболее эффектный тип повествования для раскрытия этой проблематики, согласно Драйдену, -повествование от первого лица, преобладающее в прозе Мелвилла. По Драйдену, Мелвилл пытается через художественный вымысел, через опыт персонажей раскрыть страшную правду о том, что жизнь - лишь маскарад, а мир человека и природы - иллюзия, «ложь». Попытка донести эту правду напрямую, минуя инстанцию вымышленных персонажей-рассказчиков, опасно и для автора, и для читателя XIX века. Создание художественного произведения становится, как считает Драйден, способом уберечь всех от опасности способного возникнуть в свете подобного открытия безумия, сродни тому, которое постигло Пипа в романе «Моби Дик».
Из-за повышенного внимания к повествованию от первого лица анализ романа «Пьер, или Двусмысленности» сводится Драйденом в основном к интерпретации деятельности Пьера как художника (глава «Неудача персонажа-художника»), его трагедия определяется как неспособность абстрагирования от собственного текста и превращение в «актера» на подмостках созданной им же сцены, а не в рассказчика, как это происходит с Измаилом в «Моби Дике» (глава «Измаил как рассказчик»). Фигура повествователя в романе представлена как инстанция, которой открыто больше, чем Пьеру, однако она уподоблена герою: в конечном счете не способна усомниться в своих возможностях.
Главными трудами, охватывающими в связи с точкой зрения весь корпус романистики и новеллистки Мелвилла, стали для нас работы В.
28 Dryden E. A. Melville's Thematics of Form: The Great Art of Telling the Truth. Baltimore (Md.): Johns Hopkins UP, 1968. P. 7.
Диллингэма «Малая проза Мелвилла, 1853-1856» (Melville's Short Fiction, 1853-1856, 1977) и «Поздние романы Мелвилла» (Melville's Later Novels, 1986). Последняя из них посвящена сочинениям, написанным после с 1851 г. (ранее исследователи чаще всего интересовались нарративом произведений 1846-1856 гг.). Анализ романов строится вокруг гностической тематики в романах Мелвилла и представляет систему персонажей как оппозицию выживших умеренных субъективистов (Измаил, Плинлиммон, капитан Вир) и потерпевших крах гностиков (Ахав, Пьер, Клэггерт). Измаил, в понимании Диллингэма, находит равновесие между внутренними и внешними импульсами своего сознания. Плинлиммон из «Пьера» - автор антигностического памфлета, содержащего древнюю мудрость о познании себя и необходимости избегать крайностей. Пьер, согласно Диллингэму, не понимает урока памфлета и впадает в излишнюю серьезность, не в силах утолить те же разнородные потребности, что и у Ахава, - «голод» по Богу и самоутверждение. Подобно Ахаву, Пьер экстернализирует человеческую драму двусмысленностей. Те присущи природе действительности; правда, герои не сознают, что истинный источник этих постоянных «обманов» внутри них самих, в противоречивом скрещении эротических, психологических и религиозных импульсов. Однако Диллингэм, проводя тонкий анализ очень разных романов Мелвилла, в итоге приходит к выводу о том, насколько они похожи идейно. При этом им практически без внимания оставлены различие их нарратива, композиционные решения. Диллингэм подчеркивает, что для него важнее указать сходства, а не различия, чтобы сломать традицию рассмотрения «Пьера» в качестве неудачного романа, не похожего на роман «Моби Дик».
В качестве теоретической и методологической базы исследования
нами были выбраны значимые для истории разработки теории точки зрения зарубежные и отечественные работы, в которых предложены различные типы классификации точек зрения и типов повествования. В не устаревшей книге «Ремесло прозы» (The Craft of Fiction, 1921) представителя американской
«новой критики» П. Лаббока, воспринявшего идеи Генри Джеймса о точке зрения, представлена классификация разновидностей точек зрения на материале прозы XIX века, а повествование со смещением точки зрения оказывается провозглашено наиболее художественно значимым. Н. Фридмен в работе «Точка зрения в прозе» (Point of View in Fiction, 1955) заостряет внимание на антитезе показ / рассказ, сформулированной уже Лаббоком, отдает предпочтение технике «показа» и на основе этого противопоставления предлагает восемь типов точки зрения. С критикой такого представления выступает У. Бут в исследовании «Риторика прозы» (The Rhetoric of Fiction, 1961). Повествование он не видит в отрыве от его риторического измерения, задача которого демонстрировать конкретные ценности и взгляды автора, а значит нет принципиальной разницы, делать ли это явно при помощи комментариев безличного рассказчика или имплицитно через точку зрения повествователя от первого лица или ракурса какого-либо иного персонажа.
Увеличивается список типов точки зрения и прорабатываются новые способы ее классификации в монографиях В. Фюгера («О глубинной структуре нарратива», 1972), Ф. Штанцеля «Теория повествования» (A Theory of Narrative, 1979). В предшествующей этой книге работе «Нарративные ситуации в романе» (Narrative Situations in the Novel, 1955) Штанцель описывает четыре основных типа повествования. Тип «роман от первого лица» представлен у него именно «Моби Диком» Мелвилла. Однако на главный для мелвилловедов вопрос о повествователе в данном романе -почему саморепрезентация Измаила и формы его нарратива трансформируются по ходу повествования - Штанцель не дает никакого оригинального ответа, ссылаясь на устойчивую к моменту выхода его работы гипотезу о синтезе Мелвиллом двух разных «Моби Диков», запланированного и навязанного ему издателями; эпилог же Штанцель считает обескураживающе неудачным в роли концовки29.
29 Stanzel F. K. Narrative Situations in the Novel: Tom Jones, Moby-Dick, The Ambassadors, Ulysses. Bloomington: Indiana UP, 1971. P. 59-91.
Для нашей диссертации также существенен опыт французской структуралистской нарратологической теории (Р. Барт30, Ж. Женетт31), созданная в его рамках классификация нарратива, а также тезис о наличии в тексте разнородных повествовательных уровней и структур, где повествователь и автор ни в чем не мыслятся тождественными из-за разной природы этих инстанций по отношению к тексту. Однако мы не стремимся работать в русле данного подхода. В качестве ключевого современного обобщающего труда по нарратологии для нашего исследования важную роль сыграл труд В. Шмида «Нарратология» (2003). Из отечественных исследований о точке зрения несомненно важными для нас являются работы Ю.М. Лотмана «Структура художественного текста» (1970), Б. А. Успенского «Поэтика композиции» (1970), в которых подразумевается, что вариациями различных типов точки зрения могут быть практически любые элементы композиции и характеристики рассказчиков и персонажей произведений.
Обзор истории становления теории точки зрения и проблематизации возможностей применения различных существующих концепций в качестве категорий для исследования именно исторической поэтики приводится в весьма важной для данной диссертации обширной статье В.М. Толмачёва «Точка зрения в американском романе: от романтизма к модернизму» (2019). В статье главным предметом исследования становится образ, позиция, а также назначение в художественном произведении фигуры рассказчика «прежде всего персонифицированного в той или иной степени (что относится и к личному, и безличному рассказчику, который повествует о том или ином
32
событии, а также оценивает его)»32. Накопленный романтический опыт в области повествовательных стратегий (в особенности романы Н. Готорна «Алая буква» и Г. Мелвилла «Моби Дик») становится актуален для поисков
30 Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательного текста // Нулевая степень письма. Сост. Г.К. Косикова. М.: Академический проект, 2008.
31 Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры. В 2-х томах. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1998.
32 Толмачёв В.М. Точка зрения в американском романе: от романтизма к модернизму // Философско-эстетические константы литературы США в динамике художественных направлений. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 254.
модернистской литературы, поскольку его «художественное своеобразие опирается на познавательные усилия рассказчика - одновременно сочинителя, историка, автора автобиографии, участника квеста и т.п., - то есть лица, балансирующего между погружением в событие, в себя самого (как реального или потенциального участника событий) и дистанцированием от события, любых устойчивых форм самотождественности»33. Главные положения статьи относительно романтического канона в сфере повествования (в особенности это касается романа «Моби Дика») подсказали нам направление анализа романа «Пьер».
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма.2011 год, доктор филологических наук Киреева, Наталия Владимировна
Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе М. Цветаевой2009 год, кандидат филологических наук Богатырева, Дарья Александровна
Визуальная поэтика Петербурга в творчестве В.В. Набокова (русский период)2021 год, кандидат наук Мухачёв Дмитрий Андреевич
Жанровые формы романов Берил Бейнбридж: "Мастер Джорджи", "Согласно Куини"2011 год, кандидат филологических наук Полуэктова, Татьяна Анатольевна
Проблема биографического жанра в творчестве Питера Акройда2009 год, кандидат филологических наук Шубина, Александра Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дулина Анна Викторовна, 2020 год
БИБЛИОГРАФИЯ
I. ТЕКСТЫ 1. Прижизненные издания
1. Melville H. The Whale. 3 vols. London: Richard Bentley, 1851. 312, 303, 328 p.
2. Melville H. Moby-Dick: or, The Whale. N.Y.: Harper&Brothers, 1851. 635 p.
3. Melville H. Pierre; Or The Ambiguities. N.Y.: Harper&Brothers, 1852. 495 p.
4. Melville H. Pierre: Or The Ambiguities. London: Sampson Low Son and Co., 1852. 495 p.
5. Melville H. The Piazza Tales. N.Y.: Dix & Edwards, 1856. 431 p.
6. Melville H. The Piazza Tales. London: Sampson Low Son and Co., 1856. 431 p.
7. Melville H. The Confidence Man: His Masquerade. N.Y.: Dix & Edwards, 1857. 394 p.
8. Melville H. The Confidence Man: His Masquerade. London: Longman, Brown, Green, Longmans and Roberts, 1857. 354 p.
2. Посмертные издания
9. Melville H. The Apple-Tree Table and Other Sketches. Princeton: Princeton UP, 1922. 330 p.
10. Melville H. Pierre: or, The Ambiguities. N.Y.: Grove Press, 1929.
11. Melville H. Pierre: Or, The Ambiguities / Ed. by Henry A. Murray. N.Y.: Hendricks House, 1949. 504 p.
12. The Letters of Herman Melville. New Haven (Ct.): Yale UP, 1960. 398 p.
13. Melville H. Pierre: Or, The Ambiguities / Ed. by H. Bruce Franklin. N.Y.: Bobbs-Merrill, 1967. 505 p.
14. Melville H. White-Jacket: Or, The World in a Man-of-war / Ed. by Harrison Hayford, Hershel Parker, G. Thomas Tanselle. The Writings of Herman Melville, v. 5. Evanston; Chicago: Northwestern UP, The Newberry Library, 1970. 499 p.
15. Melville H. Pierre: Or, The Ambiguities / Ed. Harrison Hayford, Hershel Parker, and G. Thomas Tanselle. The Writings of Herman Melville, vol. 7. Evanston and Chicago: Northwestern UP and The Newberry Library, 1971. 435 p.
16. The Poems of Herman Melville / Ed. Douglass Robillard. New Haven (Ct.): College and UP, Inc., 1976. 349 p.
17. Melville H. The Confidence Man: His Masquerade / Ed. Harrison Hayford, Hershel Parker, and G. Thomas Tanselle. The Writings of Herman Melville, vol. 10. Evanston and Chicago: Northwestern UP and The Newberry Library, 1984. 518 p.
18. Melville H. The Piazza Tales, and Other Prose Pieces / Ed. Harrison Hayford, Hershel Parker, and G. Thomas Tanselle. The Writings of Herman Melville, vol. 9. Evanston and Chicago: Northwestern UP and The Newberry Library, 1987. 847 p.
19. Melville H. Moby-Dick; or, The Whale / Ed. Harrison Hayford, Hershel Parker, and G. Thomas Tanselle. The Writings of Herman Melville, vol. 6. Evanston and Chicago: Northwestern UP and The Newberry Library, 1988. 1043 p.
20. Melville H. Correspondence / Ed. Lynn Horth. The Writings of Herman Melville, vol. 14. Evanston and Chicago: Northwestern UP and The Newberry Library, 1993. 924 p.
21. Melville H. Pierre: Or, The Ambiguities: The Kraken Edition / Ed. Hershel Parker. New York: HarperCollins, 1995. 449 p.
22. Great Short Works of Herman Melville. N.Y.: Harper Perennial Modern Classics, 2004. 512 p.
3. Русские переводы
23. Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит / Пер. И.М. Бернштейн. М.: Гос. изд-во географич. лит., 1961. 839 с.
24. Мелвилл Г. Белый Бушлат / Пер. И. Лихачёва. Л.: Наука, 1973. 392 с.
25. Мелвилл Г. Готорн и его «Мхи старой усадьбы» / Пер. А.М. Зверева // Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977. С. 376-397.
26. Мелвилл Г. Собр. соч.: В 3 т. / Под ред. Я. Засурского, А. Зверева, Ю. Ковалева. Л.: Худож. лит., 1987-1988. 640, 456, 480 с.
27. Мелвилл Г. Письма к Готорну (1851-1852) // «Сделать прекрасным наш день.»: Публицистика американского романтизма / Сост. А.Н. Николюкин. М.: Прогресс, 1990. С. 433-451.
28. Мелвилл Г. Моби Дик, или Белый Кит / Пер. И. Бернштейн. М.: Эксмо, 2009. 736 с.
29. Мелвилл Г. Маскарад, или Искуситель / Пер. Р. Каменского. М.: Издательство Российского союза писателей, 2016. 344 с.
30. Мелвилл Г. Пьер, или Двусмысленности / Пер. Д. Ченской. М.: РИПОЛ классик, 2017. 544 с.
31. Мелвилл Г. Марди и путешествие туда / Пер. Р. Каменского. М.: Изд-во Российского союза писателей, 2018. 742 с.
II. ОБЩИЕ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА, ПРОБЛЕМАТИКЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
32. Американская философия / Под ред. А. Марсубяна, Дж. Райдера. М.: Идея-Пресс, 2008. 576 с.
33. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007. 392 с.
34. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательного текста // Нулевая степень письма / Сост. Г.К. Косикова. М.: Академический проект, 2008. 431 с.
35. Барт Р. Б^. М.: Академич. Проект, 2009. 373 с.
36. Бахмутский В. Я. Пороги культуры. М.: Гелеос, 2005. 349 с.
37. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / Сост. С.Г.Бочарова, В.В.Кожинова. М., Худож. лит., 1986. 543 с.
38. Бахтин М.М. Собр. соч.М.: Языки славянских культур, 2010. Т.4.Ч.2. 752 с.
39. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 1998. 268 с.
40. Башляр Г. Поэтика пространства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.
41. Башляр Г. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993. 176 с.
42. Беньямин В. Краткая история фотографии. М.: Ad Marginem, 2013. 140 с.
43. Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. 680 с.
44. Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. М.: Новое Литературное Обозрение, 2006. 184 с.
45. Де Ман П. Слепота и прозрение.СПб.: Гуманитарная Академия, 2002.256 с.
46. Делёз Ж. Критика и клиника. СПб.: Machina, 2002. 240 с.
47. Женетт Ж. Работы по поэтике. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1998. 472 с.
48. Жизнь и смерть в литературе романтизма. Оппозиция или единство? М.: ИМЛИ РАН, 2010. 432 с.
49. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб. Аксиома, 1996. 232 с.
50. Зенкин С. Н. Небожественное сакральное. М.: РГГУ, 2012. 537 с.
51. Зенкин С.Н. Работы о теории: Статьи. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 560 с.
52. Зенкин С.Н. Теория литературы: проблемы и результаты. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 368 с.
53. История литературы США: В 6 т. / Под ред. Я. Н. Засурского, М. М. Кореневой, Е. А. Стеценко. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 1997-2013. 461, 612, 986, 986, 851, 966 с.
54. История тела. Т. II. От великой французской революции до первой мировой войны / Под ред. А. Корбена, Ж.-Ж. Куртина, Ж. Вигарелло. М.: Новое Литературное Обозрение, 2014. 384 с.
55. Карасев Л. В. Гоголь в тексте. М.: Знак, 2012. 224 с.
56. Карасев Л. В. Флейта Гамлета. Очерк онтологической поэтики. М.: Знак, 2009. 290 с.
57. Карасев Л.В. Вещество литературы. М.: Языки славянской культуры, 2001. 400 с.
58. Лишаев С. Эстетика пространства. СПб.: Алетейя, 2016. 288 с.
59. Лосев А. Ф. Миф, число, сущность. М.: Мысль, 1994. 920 с.
60. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.М.:Искусство,1970.384 с.
61. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М.: Академический Проект, 2012. 338 с.
62. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск: Логвинов, 2006. 400 с.
63. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992. 63 с.
64. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, 1999. 605 с.
65. Новые пророки: Торо, Толстой, Ганди, Эмерсон. СПб.:Алетейя,1996. 352 с.
66. Онтология. Тексты философии. М.: Академический Проект, 2012. 363 с.
67. Петровская Е. Теория образа. М.: РГГУ, 2011. 281 с.
68. Подорога В. А. Антропограммы. М.: Логос, 2014. 124 с.
69. Подорога В. А. Вопрос о вещи. Опыты по аналитической антропологии. М.: Grundrisse, 2016. 348 с.
70. Подорога В. А. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы. В 2 т. М.: Культурная революция, 2006, 2011. 688, 608 с.
71. Подорога В. А. Феноменология тела. М.: Ad Marginem, 1995. 341 с.
72. Рикёр П. Время и рассказ: В 2 т. / Пер. Т.В.Славко. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 313, 224 с.
73. Сафрански Р. Гёте: жизнь как произведение искусства / Пер. с нем. К. Тимофеевой. М.: Издательский дом Дело РАНХиГС, 2018. 704 с.
74. Старобинский Ж. Чернила меланхолии. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 616 с.
75. Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры: В 2 т. М.: Языки славянской культуры, 2002. 496 с., 600 с.
76. Толмачёв В. М. Где искать XIX век? // Зарубежная литература второго тысячелетия / Под ред. Л.Г.Андреева. М.: Высшая школа, 2001. С.117-185.
77. Толмачёв В. М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. 363 с.
78. Толмачёв В.М. Точка зрения // Западное литературоведение ХХ века: Энциклопедия / Гл. научн. ред. Е.А. Цурганова. М., Интрада, 2004. С. 404-405.
79. Топоров В. Н. Миф, ритуал, символ, образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс, 1995. 624 с.
80. Топоров В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М.: Наука, 1983. 299 с.
81. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. 287 с.
82. Уракова А. П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Алана По. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 252 с.
83. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 348 с.
84. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с.
85. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. 576 с.
86. Шопенгауэр А. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 1. / Пер. с нем. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. 496 с.
87. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейя, 1998. 374 с.
88. Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество. М.: Директ-Медиа, 2007. 42 с.
89. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
90. Ямпольский М. Демон и лабиринт. М.: Новое Литературное Обозрение, 1996. 336 с.
91. Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Аё Ма^теш, 2000. 288.
92. Ямпольский М. О близком. Очерки немиметического зрения. М.: Новое Литературное Обозрение, 2001. 240 с.
93. Ямпольский М. Сквозь тусклое стекло. М.: Новое Литературное Обозрение, 2010. 683 с.
94. Ямпольский М. Ткач и визионер. Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое Литературное Обозрение, 2007. 616 с.
95. Agamben G. Potentialities. Collected Essays in Philosophy. Stanford (C.): Stanford UP, 1999. 307 p.
96. Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto: Univeristy of Toronto Press, 1997. 254 p.
97. Between Deleuze and Derrida / Ed. P. Patton, J. Protevi. New York, Continuum, 2003. 207 p.
98. Blanchot M. The Writing of the Disaster. Lincoln and London: University of Nebraska Press, 1986.
99. Booth W.C. The Rhetoric of Fiction. Chicago: Chicago UP, 1966. 455 p.
100. Butler J. Bodies that Matter. N.Y., London: Routledge, 1993. 234 p.
101. Derrida J. The Gift of Death. Chicago, London: The University of Chicago Press, 1995. 160 p.
102. Fludernik M. The Fictions of Language and the Languages of Fiction. London: Routledge. 1993. 556 p.
103. Friedman N. Point of View in Fiction: The Development of a Critical Concept // The Theory of the Novel. N.Y.: Free, 1967. P.108-37.
104. Gutierrez C. Plato's Ghost: Spiritualism in the American Renaissance. N.Y.: Oxford UP, 2009. 218 p.
105. Handwerk G. J. Irony and Ethics in Narrative: From Schlegel to Lacan. New Haven (Ct.): Yale UP, 1985. 227 p.
106. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional Paradox. Waterloo, Canada: Wilfrid Laurier UP, 2013. 172 p.
107. James H. The Future of the Novel: Essays on the Art of Fiction. Ed. by Leon Edel. N.Y.: Vintage Books, 1956. 309 p.
108. Lamarque P. Fictional Points of View. Ithaca: Cornell UP, 1996. 235 p.
109. Lubbock P. The Craft of Fiction. N.Y.: The Viking Press, 1954. 277 p.
110. Martin W. Recent Theories of Narrative. Ithaca: Cornell UP, 1986. 242 p.
111. Moruzzi N. C. Speaking Through the Mask: Hannah Arendt and the Politics of Social Identity. Ithaca: Cornell UP, 2000. 224 p.
112. Rimmon-Kenan Sh. Narrative Fiction: Contemporary Poetics. London: Routledge, 2001. 174 p.
113. Stanzel F. K. A Theory of Narrative. Cambridge: Cambridge University Press. 1984. 308 p.
114. Stanzel F. K. Narrative Situations in the Novel: Tom Jones, Moby-Dick, The Ambassadors, Ulysses. Bloomington: Indiana UP, 1971. P. 59-91.
115. The Book of Job: Aesthetics, Ethics, Hermeneutics / Ed. By L. Batnitzky, I. Pardes. Berlin/Munich/Boston: Walter de Gruyter, 2015. 225 p.
III. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА О Г. МЕЛВИЛЛЕ, ЛИТЕРАТУРЕ США
116. Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М.: Высшая школа, 1972. 286 c.
117. Венедиктова Т. Д. Литература как опыт: «Буржуазный читатель» как культурный герой. М.: Новое Литературное Обозрение, 2018. 280 c.
118. Венедиктова Т. Д. На глаз и на ощупь: Визуальные аттракторы в «Моби Дике» Германа Мелвилла // Новое Литературное Обозрение. М., 2017. №4 (146). C. 98-103.
119. Венедиктова Т. Д. Разговор по-американски. Дискурс торга в словесности США XIX века. М.: Новое Литературное Обозрение, 2003. 328 c.
120. Зверев А.М. Герман Мелвилл // История литературы США. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. Т.3. C. 114-171.
121. Зверев А.М. Герман Мелвилл и XX век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М.: Наука, 1982. С. 205265.
122. Киреева О. Р. Природа, культура и цивилизация в художественном мире Г. Мелвилла. Дисс. канд. культурол. наук. М., 2003. 184 с.
123. Ковалев Ю. В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.: Худож. лит., 1972. 279 с.
124. Ковалев Ю. В. Мелвилл и Шекспир // Шекспир в мировой литературе. М.-Л.: Гослитиздат, 1964. С. 231-258.
125. Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968. 410 с.
126. Петровская Е. Кит как текст // Логос: Философско-литературный журнал. М., №2. 1991. С. 240-261.
127. Петровская М. Г. Творчество Г. Мелвилла 1850-х годов и проблема типологии романтизма. Дисс. канд. филол. наук: 10.01.03. МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2001. 163 с.
128. Писатели США о литературе: В 2 т. / Сост. А.Н. Николюкин. М.: Прогресс, 1982. 292 с., 452 с.
129. Писатели США. Краткие творческие биографии / Под ред. Я. Засурского, Г. Злобина, Ю. Ковалева. М.: Радуга, 1990. 624 с.
130. Романтические традиции американской литературы XIX века и современность / Под ред. Я. Н. Засурского, А. М. Зверева, Т. Л. Морозова. М.: Наука, 1982. 350 с.
131. Старцев А. От Уитмена до Хемингуэя. М.:Советский писатель,1981.375 с.
132. Стеценко Е.А. Концепты хаоса и порядка в литературе США. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 259 с.
133. Толмачёв В.М. Точка зрения в американском романе: от романтизма к модернизму // Философско-эстетические константы литературы США в динамике художественных направлений. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 244-310.
134. Уракова А.П. «В самом сердце американской культуры»: сентиментальное направление в литературе США XIX в.» // Философско-эстетические константы литературы США в динамике художественных направлений. М.: ИМЛИ РАН, 2019. С. 158-193.
135. Уракова А.П. От симпатии к заражению: «Писец Бартлби» и филантропический дискурс США середины XIX в. // Вестник СПбГУ. Язык и литература. №3, 2018. С. 376-389.
136. Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики: Э. По, Г. Мелвилл, Дж. Гарднер. М.: Наследие, 1995. 232 с.
137. A Companion to Herman Melville / Ed. By W. Kelley. Malden (MA) and Oxford: Blackwell Publishing, 2006. 608 p.
138. A Historical Guide to Herman Melville / Ed. by Gunn G. N.Y.: Oxford UP, 2005. 272 p.
139. Alter R. Pen of Iron: American Prose and the King James Bible. Princeton (N.J.): Princeton UP, 2010. 208 p.
140. Arsic B. Bartleby or a Loose Existence: Melville with Jonathan Edwards // Janus Head. V. 9, № 1, 2006. P. 35-60.
141. Arsic B. Passive Constitutions, Or, 7 1/2 Times Bartleby. Stanford: Stanford UP, 2007. 224 p.
142. Bauer M. D. Ishmael's Reading of The Great White Whale: A Prophecy of the Second Coming // Logos: A Journal of Catholic Thought and Culture. V. 1, № 4, 1998. P. 145-177.
143. Baym N. Melville's Quarrel with Fiction// PMLA, v. 94, №5, October, 1979. P. 909-923.
144. Berthoff W. The Example of Melville. N.Y.: W.W. Norton, 1962. 218 p.
145. Berthold D. American Risorgimento: Herman Melville and the Cultural Politics of Italy. Columbus (O.): The Ohio State UP, 2009. 488 p.
146. Bewley M. The Eccentric Design: Form in the Classic American Novel. N.Y.: Columbia UP, 1963. 321 p.
147. Bradley A. Johnson The Characteristic Theology of Herman Melville: Aesthetics, Politics, Duplicity. Eugene (Or.): PICKWICK Publications, 2012. 180 p.
148. Braswell W. Melville's Religious Thought: An Essay in Interpretation. N.Y.: Pageant Books, 1959. 154 p.
149. Brodhead R. H. Hawthorne, Melville, and the Novel. Chicago: University of
Chicago Press, 1976. 216 p.
150. Brodtkorb P. Ishmael's White World: A Phenomenological Reading of Moby Dick. New Haven: Yale UP, 1967. 180 p.
151. Cameron S. The Corporeal Self. Baltimore, London: Johns Hopkins UP, 1981. 166 p.
152. Caramello Ch. Moby Dick and the Postmodern Turn // Silverless Mirrors: Book, Self and Postmodern American Fiction. Tallahassee (Fl.): Florida State University, 1983. P. 54-9.
153. Chase R. Herman Melville: A Critical Study. N.Y.: Macmillan, 1949. 305 p.
154. Chase S. C. In Hawthorne's shadow: American romance from Melville to Mailer. Lexington: The UP of Kentucky, 1985. 188 p.
155. Clark M. Authorial Displacement in Herman Melville's "The Piazza" // CLA Journal. Vol. 27, № 1, 1983. P. 69-80.
156. Cohen H. Melville's Masonic Secrets // Melville Society Extracts, № 108, 1997. P. 2-17.
157. Colatrella C. Literature and Moral Reform: Melville and the Discipline of Reading. Gainesville: UP of Florida, 2002. 337 p.
158. Collins M. J. «The Master-Key of Our Theme»: Master Betty and the Politics of Theatricality in Herman Melville's «The Fiddler» // Journal of American Studies. Vol. 47, № 3, 2013. P. 759-776.
159. Cook J. Satirical Apocalypse: An Anatomy of Melville's Confidence-Man. Westport (Ct.): Greenwood, 1996. 296 p.
160. Couch D. D. A Syntax of Silence: The Punctuated Spaces in Bartleby, the Scrivener: A Story of Wall-Street // Studies in American Fiction. Vol. 42, № 2, 2015, P. 167-190.
161. Cowan B. Exiled Waters: Moby-Dick and the Crisis of Allegory. Baton Rouge: Louisiana State UP, 1982.194 p.
162. Crain C. Lovers of Human Flesh: Homosexuality and Cannibalism in Melville's Novels // American Literature. V. 66, №3, 1994. P. 25-53.
163. Delbanco A. Melville: His world and work. N.Y.: Knopf, 2005. 300 p.
164. Dillingham W. B. An Artist in the Rigging: The Early Work of Herman Melville. Athens (Ga.): The University of Georgia Press, 1972. 157 p.
165. Dillingham W. B. Melville and His Circle: The Last Years. Athens (Ga.): The University of Georgia Press, 2008. 232 p.
166. Dillingham W. B. Melville's Later Novels. Athens (Ga.): The University of Georgia Press, 1986. 430 p.
167. Dillingham W. B. Melville's Short Fiction, 1853-1856. Athens: The University of Georgia Press, 2008. 404 p.
168. Dryden E. A. Melville's Thematics of Form. The Great Art of Telling the Truth. Baltimore: Johns Hopkins UP, 1968. 240 p.
169. Dryden E. A. The Entangled Text: Melville's Pierre and the Problem of Reading // Boundary 2. Vol. 7, № 3, 1979. P. 145-174.
170. Edinger E. F. Melville's Moby-Dick. An American Nekyia. A Jungian commentary. Toronto: Inner City Books, 1995. 154 p.
171. Evans K. L. One Foot in the Finite: Melville's Realism Reclaimed. Evanston: Northwestern UP, 2018. 210 p.
172. Fiktion und Wirklichkeit: zur narrativen Vermittlung erkenntnisskeptischer Positionen bei Hawthorne und Melville. Berlin: Duncker & Humblot, 1991. 361 p.
173. Fisher M. Going Under. Melville's Short Fiction and the American 1850s. Baton Rouge, London: Louisiana State UP, 1977. 216 p.
174. Fisher M. Prospect and Perspective in Melville's Piazza // Criticism. Vol. 16, No. 3, 1974. P. 203-216.
175. Friedman M. Problematic Rebel. Melville, Dostoievsky, Kafka, Camus. Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 1971. 523 p.
176. Giesenkirchen M. «Still half blending with the blue of the sea»: Goethe's Theory of Colors in Moby-Dick // Leviathan, vol. 7, № 1, 2005. P. 3-18.
177. Glazener N. Literature in the Making: A History of U. S. Literary Culture in the Long Nineteenth Century. N.Y.: Oxford UP, 2016. 332 p.
178. Goldfarb N. D. Charity as Purchase: Buying Self-Approval in Melville's Bartleby, the Scrivener // Nineteenth-Century Literature. Vol. 69, № 2, 2014. P. 233-261.
179. Grenberg B. L. Some other world to find: Quest and negation in the works of Herman Melville. Chicago: University of Illinois Press, 1989. 248 p.
180. Hahn K. Confidence and Narrative Unreliability in Melville and Twain. Kirksville (Mo.): Truman State UP, 2005.
181. Halliday S. Science and Technology in the Age of Hawthorne, Melville, Twain, and James. Thinking and writing electricity. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2007. 264 p.
182. Hamilton W. Melville and the Gods. Chico (Cl.): Scholars Press, 1985. 85 p.
183. Hauck R. B. A Cheerful Nihilism: Confidence and «The Absurd» in American Humorous Fiction. Bloomington (In.): Indiana UP, 1971. 269 p.
184. Hauser H. A. Spinozan Philosophy in Pierre // American Literature. Vol. 49, № 1, 1977. P. 49-56.
185. Hawthorne and Melville: Writing a Relationship / Ed. By J. L. Argersinger, L.S. Person. Athens and London: The University of Georgia Press, 2008. 378 p.
186. Heller L. E. The Stranger in the Mirror: Incest, Text, and the Making of Meaning in Pierre // Studies in the Novel. Vol. 21, № 4, 1989. P. 389-399.
187. Herman Melville in Context. Ed. Kevin J. Hayes. Cambridge: Cambridge University Press, 2018. 384 p.
188. Herman Melville: The Contemporary Reviews / Ed. Brian Higgins and Hershel Parker. N.Y.: Cambridge UP, 1995. 588 p.
189. Herman Melville. Bloom's modern critical views / Ed. Harold Bloom. N.Y.: Bloom's Literary Criticism. An Imprint of Infobase Publishing, 2008. 246 p.
190. Higgins B., Parker H. Reading Melville's Pierre; or, The Ambiguities. Baton Rouge: Louisiana State UP, 2007. 240 p.
191. Hillway T. Melville and the Spirit of Science // South Atlantic Quarterly, № 48, 1949. P. 77-88.
192. Hoffman D. G. Form and Fable in American Fiction. N.Y.: Oxford UP, 1961.
193. Hurh P. American Terror: The Feeling of Thinking in Edwards, Poe and Melville. Stanford (Cl.): Stanford UP, 2015. 312 p.
194. Husni K. White Jacket: the Double Identity of the Hero-Narrator // CLA Journal. Vol. 33, № 2, 1989. P. 178-188.
195. Husni K. The Metaphysics of Light, Colors, and Darkness in Melville's "Pierre": Narrator versus Hero // CLA Journal. Vol. 39, № 4, 1996. P. 468-488.
196. Irwin J. T. American Hieroglyphics: The Symbol of the Egyptian Hieroglyphics in the American Renaissance. Baltimore, London: The John Hopkins UP, 1983. 371 p.
197. Jonik M. Herman Melville and the Politics of the Inhuman. Cambridge: Cambridge UP, 2018. 276 p.
198. Kaiser B. M. Figures of Simplicity: Sensation and Thinking in Kleist and Melville. Albany: State University of New York Press, 2011. 171 p.
199. Kearns M. S. Interpreting Intentional Incoherence: Towards a Disambiguation of Melville's Pierre; Or, The Ambiguities // The Bulletin of the Midwest Modern Language Association. Vol. 16, №1, 1983. P. 34-54.
200. Kuhlmann S. Knave, Fool, and Genius: The Confidence Man as He Appears in Nineteenth-Century American Fiction. Chapel Hill (Nc.): University of North Carolina Press, 1973. 150 p.
201. Lamm Z. «That Darker, Though Truer Aspect of Things»: Melville's Failed Romances//Mosaic: An Interdisciplinary Critical Journal.Vol. 47,№ 2, 2014.P. 1-16.
202. Lawrence D.H. Studies in Classic American Literature. London: Penguin, 1971. 192 p.
203. Malabou C. Who's Afraid of Hegelian Wolves? // Deleuze: A Critical Reader. Oxford: Blackwell, 1996. P. 114-138.
204. Martin B. D. Water, Fire, and Stone: Images and Meaning in Melville. For the degree of Master of Arts in English. Corvallis, 2008. 74 p.
205. Matthews J. S. The American Alighieri: Receptions of Dante in the United States. 1818-1867. PhD dissertation, University of Iowa, 2012. 247 p.
206. Matthiessen F.O. American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman. L.: Oxford UP, 1972. 726 p.
207. McCall D. The Silence of Bartleby. Ithaca, London: Cornell UP, 1989. 240 p.
208. McCarthy P. The Twisted Mind. Madness in Herman Melville's Fiction. Iowa City: University of Iowa Press, 1990. 176 p.
209. McGettigan K. Herman Melville: Modernity and the Material Text. Durham, New Hampshire: University of New Hampshire Press, 2017. 288 p.
210. McGlamery T. Protest and the Body in Melville, Dos Passos, and Hurston. N.Y., London: Routledge, 2004. 160 p.
211. Meindl D. American Fiction and the Metaphysics of the Grotesque. Columbia (Ms.): University of Missouri Press, 1996. 230 p.
212. Melville among the Philosophers / Eds. Corey McCall, Tom Nurmi. Lanham: Lexington Books, 2017. 252 p.
213. Melville and Aesthetics / Ed. by G. Sanborn, S. Otter. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2011. 271 p.
214. Melville's Marginalia Online [Электронный ресурс] -www.melvillesmarginalia.org [20.04.2020].
215. Melville's Philosophies / Eds. B. Arsic, K. L. Evans. N.Y.: Bloomsbury Academic, 2017. 424 p.
216. Milder R. Melville's «Intentions» in Pierre // Studies in the Novel, № 6, 1974. P. 186-199.
217. Miller P. The Raven and the Whale: Poe, Melville, and the New York Literary Scene. Baltimore: John Hopkins UP, 1997. 378 p.
218. Mitgutsch А. Die Welt, die Rätsel bleibt. München: Luchterhand, 2013. 416 p.
219. Moby-Dick as Doubloon. Essays and extracts (1851 - 1970). N.Y.: Norton, 1970. 388 p.
220. Monnet A. S. The Poetics and Politics of the American Gothic: Gender and Slavery in Nineteenth-century American Literature. Farnham: Ashgate Publishing LTD, 2010. 174 p.
221. Mumford L. Herman Melville. A Study of His Life and Vision. L.: Seeker & Warburg, 1963. 256 p.
222. Murray H. In Nomine Diaboli // The New England Quarterly. Vol. 24, No. 4, 1951. P. 435-452.
223. Newton A. Herman Melville. N.Y.: William Sloane Associates, 1950. 316 p.
224. Oliver E. S. «Cock-A-Doodle-Doo!» and Transcendental Hocus-Pocus// The New England Quarterly. Vol. 21, № 2, 1948. P. 204-216.
225. Olson Ch. Call me Ishmael. N.Y.: Reynal & Hitchcock, 1947. 119 p.
226. Otter S. Melville's Anatomies. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1999. 418 p.
227. Pahl D. Architects of the Abyss: The Indeterminate Fictions of Poe, Hawthorne and Melville. Columbia: University of Missouri Press, 1989. 121 p.
228. Parker H. Herman Melville: A Biography, v. 1, 1819-1851. Baltimore: Johns Hopkins UP, 1996. 928 p.
229. Parker H. Herman Melville: A Biography, v. 2, 1851-1891. Baltimore: Johns Hopkins UP, 2002. 1056 p.
230. Parker H. Melville Biography: An Inside Narrative. Evanston (Il.): Northwestern UP, 2012. 587 p.
231. Pops M. The Melville Archetype. Kent: Kent State UP, 1970. 283 p.
232. Potter W. Melville's Clarel and the Intersympathy of Creeds. Kent, London: The Kent State UP, 2004. 264 p.
233. Rebhorn M. Billy's Fist: Neuroscience and Corporeal Reading in Melville's Billy Budd // Nineteenth-Century Literature. Vol. 72 , No. 2, 2017. P. 218-244.
234. Reed W. L. Meditations on the Hero: A Study of the Romantic Hero in Nineteenth-century Fiction. New Haven: Yale UP, 1974. 207 p.
235. Rees D. Hunger and Modern Writing. Melville, Kafka, Hamsun, and Wright. Köln: Modern Academic Publishing, 2016. 149 p.
236. Reeve F.D. The White Monk: En Essay on Dostoevsky and Melville. Nashville: Vanderbih UP, 1989. 186 p.
237. Renker E. Strike Through the Mask: Herman Melville and the Scene of Writing. Baltimore (Md.): John Hopkins UP, 1996. 182 p.
238. Reno J. Ishmael Alone Survived. Lewisburg: Bucknell UP, 1990. 171 p.
239. Ross J. Shakespeare's Tremor and Orwell's Cough: The Medical Lives of Famous Writers. N.Y.: St. Martin's Press, 2012. 221 p.
240. Rowe J. C. Romancing the Stone: Melville's Critique of Ideology in Pierre // Theorizing American Literature: Hegel, the Sign, and History / Ed. Bainard Cowan and Joseph G. Kronick. Baton Rouge: Louisiana State UP, 1991. P. 195-232.
241. Samson J. White Lies: Melville's Narratives of Facts. Ithaca and London: Cornell UP, 1989. 246 p.
242. Samuels E. Fantasies of Identification: Disability, Gender, Race. N.Y., London: New York UP, 2014. 264 p.
243. Sanborn G. The Value of Herman Melville. Cambridge; N.Y.: Cambridge UP, 2018. 162 p.
244. Sanderlin R. A Re-examination of the Role of the Lawyer-Narrator in Melville's "Bartleby" // Interpretations. Vol. 10, № 1, 1978. P. 49-55.
245. Schwab G. Entgrenzungen und Entgrenzungsmythen: Zur Subjektivität im mod. Roman: Daniel Defoe, Hermann Melville, Virginia Woolf, James Joyce, Samuel Beckett, Thomas Pynchon. Stuttgart: F. Steiner, 1987. 246 p.
246. Sealts M. Melville's Reading: A Check-list of Books Owned and Borrowed. Columbia: University of South Carolina Press, 1988. 134 p.
247. Seltzer L. F. Camu's Absurd and the World of Melville's Confidence-Man // PMLA. № 82. 1967. P. 14-27.
248. Seltzer L. F. The Vision of Melville and Conrad: A Comparative Study. Athens: Ohio UP, 1970. 168 p.
249. Sesnic J. Melville and His Medusa: A Reading of Pierre // Leviathan. Vol. 7, № 1, 2005. P. 41-54.
250. Short B. C. Cast by Means of Figures: Herman Melville's Rhetorical Development. Amherst (Ma.): The University of Massachusetts Press, 1992. 206 p.
251. Silverman G. Bodies and Books: Reading and the Fantasy of Communion in Nineteenth-Century America. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2012. 240 p.
252. Spanos W. V. Herman Melville and the American Calling: The Fiction after Moby-Dick, 1851-1857. N.Y.: SUNY Press, 2008. 296 p.
253. Stanonik J. Moby Dick; The Myth and the Symbol. A Study in Folklore and Literature. Ljubljana: Ljubljana UP, 1962.
254. Stanton G. The Two Intertwined Narratives in Herman Melville's Billy Budd: a Study of an Author's Literary Method. Lewiston:Edwin Mellen Press, 2010.195 p.
255. Stanton M. N. Masonic Symbolism in Melville's Pierre // Melville Society Extracts. № 49, 1982. P. 11-13.
256. Stensrud C. The Dirty Work of a Telltale: Narrative Ethics in Melville's The Confidence-Man and Billy Budd. Dalhousie University Halifax, 2011. 155 p.
257. Tally R. T., Jr. Anti-Ishmael: Novel Beginnings in Moby-Dick // Literature Interpretation Theory. Vol. 18, 2007. P. 1-19.
258. The Cambridge Companion to Herman Melville / Ed. Robert S. Levine. Cambridge: Cambridge UP, 1998. 276 p.
259. The Cambridge Introduction to Herman Melville / Ed. Kevin J. Hayes. Cambridge: Cambridge UP, 2007. 154 p.
260. The New Cambridge Companion to Herman Melville / Ed. by Robert S. Levine. Cambridge: Cambridge UP, 2014. 280 p.
261. The New Melville Studies. Cambridge: Cambridge UP, 2019. 292 p.
262. Thomas B. Cross-examinations of Law and Literature: Cooper, Hawthorne, Stowe, and Melville. Cambridge: Cambridge UP, 1987. 314 p.
263. Thompson G. Herman Melville Among the Magazines. Amherst and Boston: University of Massachusetts Press, 2018. 249 p.
264. Thompson L. Melville's Quarrel with God. Princeton:Princeton UP,1952.484 p.
265. Thomson S. The Romantic Architecture of Herman Melville's Moby-Dick. Madison: Fairleigh Dickinson UP, 2001. 238 p.
266. Trimpi H. P. Melville's Confidence Men and American Politics in the 1850s. Hamden (Ct.): Archon, 1987. 339 p.
267. Turpin Z. Melville, Mathematics, and Platonic Idealism // Leviathan. Vol. 17, № 2, 2015. P. 18-34.
268. Twentieth Century Interpretations of Moby-Dick. A Collection of Critical Essays, Englewood Cliffs. N.J.: Prentice-Hall, 1977. 123 p.
269. Underland S. C. Sentimentalism and Secularism in Pierre // Leviathan. Vol. 19, № 3, 2017. P. 59-78.
270. Van Cromphout G. The Confidence-Man: Melville and the Problem of Others // Studies in American Fiction. Vol. 21, №1, 1993. P. 37-50.
271. Vincent H.P. The Trying-out of Moby Dick. The Kent State UP, 1980. 400 p.
272. Wadlington W. The Confidence Game in American Literature. Princeton (N.J.): Princeton UP, 1975. 346 p.
273. Walcutt C. C. The Fire Symbolism in Moby Dick // Modern Language Notes. Vol. 59, No. 5, 1944. P. 304-310.
274. Wald P. Hearing Narrative Voices in Melville's Pierre // New Americanists: Revisionist Interventions into the Canon. Vol. 17, № 1, 1990. P. 100-132.
275. Weinstein C. We Are Family: Melville's Pierre // Leviathan, Vol. 7, № 1, 2005. P. 19-40.
276. Weiser K. Doubled Narratives of Orphanhood in Melville's Pierre // Leviathan. Vol. 18, № 1, 2016. P. 22-40.
277. Williams B. J. The Impact of Transcendentalism on the Novels of Herman Melville. Ph.D. Diss., University of Southern California, 1965. 265 p.
278. Yothers B. Sacred Uncertainty: Religious Difference and the Shape of Melville's Career. Evanston: Northwestern UP, 2015. 244 p.
279. Young J.W. Ishmael's Development as Narrator: Melville's Synthesizing Process // College Literature, vol. 9, № 2, 1998. P. 97-111.
280. Zlogar R. J. Body Politics in Bartleby: Leprosy, Healing, and Christ-ness in Melville's Story of Wall-Street // Nineteenth-Century Literature. Vol. 53, №. 4, 1999. P. 505-529.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.