Проблема объективной обусловленности моральной формы сознания: Социально-философский аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Анисимова, Ирина Владимировна

  • Анисимова, Ирина Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Иваново
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 161
Анисимова, Ирина Владимировна. Проблема объективной обусловленности моральной формы сознания: Социально-философский аспект: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Иваново. 2003. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Анисимова, Ирина Владимировна

Введение.

Глава 1. Основа морального сознания и его сущность

§ 1. Об основе и сущности морали.

§ 2. Основные моральные понятия.

§3.0 моральных качествах, мотивах и факторах поведения.

§ 4. О детерминированности человеческого поведения.

Глава 2. Факторы, обусловливающие формирование морального сознания

§1.0 факторах формирования нравственности.

§ 2. Проблемы существования нравственности в современной России.

§ 3. Вопросы общественного воспитания и воспитания в семье.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема объективной обусловленности моральной формы сознания: Социально-философский аспект»

Актуальность темы исследования. Мораль - одна из форм общественного сознания и так же, как и другие его формы, имеет объективные основания. Без понимания последних не может быть правильно понята и природа морали, а значит, и те социальные действия, которые необходимы для ее воспроизводства, сохранения и развития. Мораль неотделима от объективных основ, обусловливающих ее бытие как формы сознания. В настоящее время, когда моральное сознание нашего общества переживает глубокий кризис, особенно важно понять, каковы нормальные условия его функционирования, в какой мере эти условия имеются в нашем обществе и что надо сделать для их улучшения.

Воспитательная деятельность общества - необходимое условие существования морального (нравственного) сознания. Эта деятельность не может быть успешной, если не поняты объективные основания, на которых зиждется нравственность.

Возникают вопросы: Как условия жизни и воспитание влияют на формирование нравственных качеств? Являются ли нравственные качества врожденными или приобретенными? и, наконец, Можно ли вообще воспитать человека? Для того чтобы ответить на эти и другие подобные вопросы необходимо глубоко понять, каким образом на каждом этапе жизни у человека формируются нравственные качества, выявить условия и закономерности их формирования. Все указанные обстоятельства делают особенно актуальным вопрос о нравственном воспитании в семье и школе, ставят перед исследователем задачу осмысления оснований и форм их взаимодействия.

Разрабатывать принципы, методы и формы нравственного воспитания нельзя, не понимая природы морали, условий и законов формирования нравственного сознания. В связи с этим возникает ряд вопросов: Что такое мораль и чем она отличается от нравов? Каковы основные моральные понятия и качества личности? По чему следует оценивать поступок: по мотиву или по результату?

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению по этим вопросам. В этом отношении еще имеются проблемы, требующие дальнейшего изучения.

Степень разработанности проблемы. Ряд ученых, занимающихся исследованием сущности морали: О.Г. Дробницкий, А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов, Ф.Н. Щербак, JI.M. Архангельский, В.Н. Шердаков, О.Н. Крутова, Р.В. Петропавловский, Г.Н. Гумницкий, В.А. Блюмкин и другие не пришли к единому мнению в вопросе о том, в чем состоят объективные основания морали и что вообще представляет из себя мораль. В последнее время в философской мысли этот вопрос как особая проблема не ставится вообще. В данной ситуации особый интерес для нас представляют работы Г.Н. Гумницкого "Основные проблемы теории морали", "Основы этики", и работа В.А. Блюмкина "Моральные качества личности". Основные положения из которых мы и взяли за основу данного исследования.

Вопрос о детерминированности человеческого поведения решается нами на основе анализа следующей отечественной и зарубежной литературы: Р. Декарт "Об основах человеческого познания", Т. Гоббс "О человеке", Д.Локк "Опыт о человеческом разуме", Г.В. Лейбниц "Два отрывка о свободе", Г.В. Плеханов "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю" и других, в которых выражена детерминистская позиция авторов в вопросе о свободе воли. Индетерминистский взгляд на данную проблему представлен в работах Н.А. Бердяева "Самопознание. Опыт философской автобиографии", "Философия свободы. Смысл творчества", Б.П. Вышеславцева "Этика преображенного Эроса", В. Франкла "Человек в поисках смысла", Ж.-П. Сартра "Экзистенциализм —это гуманизм" и других работах. Первая концепция детерминизма ведет к фатализму, а вторая - индетерминизма ведет к волюнтаризму, как своей крайности. Разрешить данное противоречие помогают работы С.Л. Рубинштейна "Бытие и сознание", И.М. Сеченова "Психология поведения", Т.И. Ойзерма-на "Учение Канта об изначально злом в человеческой природе", О.М. Ногови-цина "Ступени свободы: Логико-исторический анализ категории свободы", Г.Н. Гумницкого "Основные проблемы теории морали", "О свободе воли".

В вопросе о соотношении врожденного и приобретенного значительный интерес представляют работы Э.В. Ильенкова, в частности, "Учись мыслить смолоду", где высказывалась мысль, что все люди воспитуемы и, следовательно, при правильном воспитании могут стать добрыми, гуманными, честными, справедливыми, ответственными и практически "из каждого можно сделать Моцарта". Противоположная теория утверждает, что люди рождаются на свет не одинаковыми, в них генетически заложены предпосылки развития нравственных качеств. В связи с этим, значительный интерес представляют следующие работы: Н.П. Дубинин и др. "Генетика человека: наследственность и патология", "Гены и судьбы", В.Э. Эфроимсон "Родословная альтруизма", В.А. Глядков "Феномен марксистской философии", Р. Кэмпбелл "Как на самом деле любить детей", П.К. Анохин "Роль системного аспекта в разработке пограничных проблем нейрофизиологии и психологии".

В последнее время проводились некоторые социологические исследования (опросы и анкетирование) о том, как изменились смысложизненные и моральные предпочтения подростков, их ценностные ориентации, как зависит успеваемость подростков и их отношение к людям из социально уязвимых категорий от уровня материального благополучия.

И, наконец, в вопросе об общественном и семейном воспитании особое значение имеют работы В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко и ряда других педагогов-новаторов. Нас заинтересовали разработки цикла уроков нравственности, предложенные и опробованные на практике рядом современных педагогов.

Завершая обзор литературы, связанной с темой нашего исследования, необходимо сделать вывод, что при наличии большого числа работ, посвященным отдельно вопросам об основаниях морального сознания, о сущности морали, моральных понятий и качеств личности, о мотивах и факторах поведения, о детерминированности человеческого поведения, об условиях, влияющих на формирование нравственности, о проблемах формирования нравственности в современных условиях, о семейном и общественном воспитании, о методах и принципах нравственного воспитания и другим, нет работ, охватывающих эту проблему целиком. Данная проблема остается недостаточно исследованной.

Цели и задачи исследования. Состояние исследований и наличие литературы по нашей проблеме обусловливает следующий порядок работы. Прежде всего, необходимо обобщить выводы предыдущих исследователей и составить представление об основаниях, природе, функциях морали и моральных качествах, об их месте в системе общественного сознания. Аналогичным образом следует обобщить выводы предыдущих исследователей в вопросе о детерминированности человеческого поведения и в вопросе о соотношении врожденного и приобретенного. Затем, опираясь на полученные результаты, нужно сделать вывод о том, на какой основе строится психологическая структура индивидуальной нравственности, исходя из которой, будут подбираться те или иные методы воспитания.

Цель диссертационного исследования - в свете методологии социальной философии выявить объективные условия и факторы, лежащие в основе существования, формирования и функционирования морального сознания, и из этой основы вывести сущность и структуру морали как формы общественного сознания, а также принципы и методы морально-воспитательной деятельности. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:

- рассмотреть вопрос об объективной социальной основе морали как формы общественного сознания;

- выявить сущность и структуру морали, специфику моральных понятий и качеств личности;

- исследовать влияние экономического и неэкономических факторов на состояние нравственности;

- обосновать положение о совместимости свободы воли с детерминированностью поведения человека;

- выявить психологическую структуру индивидуальной нравственности;

- определить место, занимаемое семьей и школой в нравственном воспитании подрастающего поколения;

- установить связь между художественно-эстетическим, умственным, физическим и нравственным воспитанием.

Новизна диссертационного исследования. Конкретные элементы новизны заключаются в следующих положениях:

1. Утверждается, что общеонтологической основой морали является закон системности, единства элементов и системы, "части" и "целого". Тенденция социальности приобрела у людей прочную генетическую основу и естественным путем передается по наследству в виде определенных задатков моральных способностей.

2. Обосновывается, почему мораль (как и другие формы сознания) не может рассматриваться просто как "отражение" "экономического базиса". Экономика, конечно, влияет на мораль, но в целом ее основой является общеприродная, биологическая и социальная необходимость системности, единства "целого" и "части", проявляющаяся в различных формах на всех этапах развития материи; эта необходимость продолжает действовать и в нашем обществе, что делает возможным и нужным формирование и утверждение нравственного сознания его членов.

3. Выясняется, как можно согласовать воспитание морали с жесткими и нередко жестокими требованиями современной жизни. Здесь явный конфликт. Мораль оказывается помехой в "борьбе за существование" в условиях "дикого" капитализма. Моральное воспитание увеличивает число людей, стремящихся к добру, а, значит, усиливает его позиции.

4. Предлагается схема классификации моральных качеств личности в свете основного морального отношения. В моральных качествах выражаются такие моменты ОМО, которые фиксируются в понятиях цели, мотива и поступка.

5. Обосновывается положение, согласно которому моральное воспитание должно быть главным элементом, стержнем всего учения и воспитания молодежи. Это означает, что вся система образования должна быть перестроена с целью максимально эффективного осуществления морального воспитания. Главную и решающую роль в воспитании молодежи на современном этапе должна играть школа. Только при этом условии воспитательная деятельность общества будет эффективной.

Положения, выносимые на защиту.

- Специфику морали точнее всего выражает основное моральное отношение (ОМО).

- Мораль (нравственность) включает в себя только морально-положительное.

- Поступок - воплощение объективных и субъективных факторов. Моральная оценка поступка производится не только по его мотиву, но и по другим субъективным условиям, а также с учетом объективных условий.

- Поведение человека строго детерминировано, но это не мешает ему самостоятельно принимать решения и быть ответственным за свое поведение перед обществом. Индетерминизм - ложная теория, отрицающая возможность научного объяснения человеческого поведения и осуществления нравственного воспитания.

- Современная школа в первую очередь должна быть школой воспитания.

- Нравственное воспитание в школе должно носить безрелигиозный характер.

- Необходим специальный предмет, систематизирующий и углубляющий нравственные представления детей, который будет присутствовать на протяжении всего периода образования.

Теоретико-методологические основания исследования. Методологической основой исследования служит материалистическое и диалектическое понимание мира. В качестве методологических предпосылок использованы принципы диалектической логики, историко-философский подход, сравнительный анализ и элементы системного метода исследования социальных явлений.

В процессе исследования автор опирается на произведения крупнейших представителей философской и этической мысли, современные разработки отечественных и зарубежных авторов. Теоретическими предпосылками явились как классические философские учения Платона, Аристотеля, Сократа, Демокрита, И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса, так и труды западных и русских философов, психологов, педагогов 19-20 века, таких как: Ж.-П. Сартр, С. Франк, В. Франкл, Б.П. Вышеславцев, Н.А. Бердяев, В. Соловьев, C.JI. Рубинштейн, П.К. Анохин, И.М. Сеченов, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и многих других. Вопросы морального сознания рассматривались на основе работ A.M. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова, В.А. Блюмкина, Г.Н. Гумницкого и других. В работе также были использованы разработки современных педагогов и некоторые статистические материалы, опубликованные в печати.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты исследования расширяют научные представления о закономерностях существования общественного сознания, одной из его форм - морального сознания. Выводы, полученные в ходе предложенной работы, должны способствовать дальнейшей разработке проблемы. Результаты диссертационного исследования могут использоваться в изучении социальной философии, этики, педагогики, психологии, при создании соответствующих учебников и пособий, при составлении лекционных курсов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в следующих публикациях автора:

1) Свобода воли и проблема добра и зла в человеческой природе// Философский альманах. - Иваново: ИГ АС А, - №5.- 2000.

2) О генетических предпосылках развития нравственной личности //Ученые записки экономико-архитектурного факультета. - Иваново: ИГ АС А, - Вып.13. -2001.

3) О роли этики в ноосферном образовании// Вестник научно- промышленного общества. - М: AJIEB-B,- Вып. 3.-2001.

4) Понимание свободы в учении Сартра// Тезисы докладов межвузовской научно-технической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (Г10ИСК-2002). -Иваново: ИГТА, -2002.

5)Каким должно быть нравственное воспитание в современной школе?//Тезисы докладов 2-й Международной научной конференции. Инновации в психолого-педагогической теории и практике. - Шуя. -2002.

6) Роль наследственности в поведении человека.//Философский альманах. -Иваново: ИГАСА, - №6.- 2002.

7) Влияние общественного сознания на развитие общества// Философский альманах. - Иваново: ИГАСА, - №6.- 2002.

8)Влияние духовной культуры на нравственное состояние общества//Тезисы докладов 9-й Международной научно-практической конференции "Информационная среда вуза". - Иваново: ИГАСА,-2002.

Общий объем публикаций составил 1,34 печатных листов. Основные положения были представлены на проводившихся конференциях: 1) 8-я Международная научно-практическая конференция "Информационная среда вуза". 4-5 октября 2001г. Иваново. ИГАСА. 2) 2-я Межвузовская научно-техническая конференция аспирантов, магистрантов и студентов "Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК-2002)". 22-24 апреля 2002г. Иваново. ИГТА. 3) 2-я Международная научная конференция "Инновации в психолого-педагогической теории и практике". 14-18 мая 2002г. Шуя.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена исследованию основы морального сознания и его сущности. В ее первом параграфе выявляется сущность морали. Во втором параграфе рассматриваются основные моральные понятия и приводится их классификация. В третьем параграфе анализируются моральные качества личности, мотивы и факторы поведения человека. Четвертый параграф поднимает вопрос о детерминированности человеческого поведения и его свободе. Вторая глава посвящена рассмотрению факторов, обусловливающих формирование морального

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Анисимова, Ирина Владимировна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной социально-философской мысли нет единого понимания в вопросе о том, каковы объективные основания моральной формы сознания, является ли мораль врожденной или приобретенной и какое влияние оказывают на становление моральных качеств субъективные и объективные условия.

Исследование данной проблемы было бы беспредметным, если бы мы не определили свою позицию в решении вопроса о том, что понимается под термином "мораль" ("нравственность"). До сих пор нет единого понимания и основы моральной формы сознания. Мораль, или нравственность, рассматривается в диссертации как моральное сознание, часть этической сферы общественной жизни, которая включает в себя этическое сознание, делящееся на моральное и аморальное сознание, и этическое поведение, разделяющееся на моральные поступки и аморальные. Принципиально важно под моралью понимать только морально-положительное, что и было сделано автором диссертации.

Моральное сознание разделено на два уровня: психологический, включающий в себя моральные привычки, чувства, особенности воли, характера, моральную интуицию, и идеологический, в который входят идеалы, взгляды, понятия, суждения, требования и нормы поведения. Таким образом, мораль пронизывает все элементы психики человека и оказывает на них определенное влияние. И для того, чтобы раскрыть необходимые пути нравственного воспитания в их единстве и целостности, надо затронуть все аспекты психики личности, все побудительные силы ее поведения.

При анализе психологической структуры моральности личности было отмечено следующее: потребности и интересы получают выражение в форме влечений, желаний, чувств, стремлений, взглядов, убеждений, которые играют роль побуждений, мотивов поведения. Помимо того, что они способны "впитывать" нравственное содержание, они находятся в постоянном взаимодействии с моральными силами личности. Это означает, что целью воспитания является также формирование такой системы побуждений, в которой ведущую роль играли бы моральные тенденции и мотивы.

Человек должен уметь ограничивать свои желания, согласовывать их с желаниями других людей. Это означает, что сами желания должны быть воспитаны определенным образом, должны включать в себя не только личный, но и общественный элемент.

Этические знания, становясь убеждениями, проникают в содержание нравственных чувств и представлений, придавая им более осознанный и действенный характер. Они являются необходимой составной частью нравственности. Многое зависит в поведении личности от ее привычек, волевых и других черт характера, так как в сознании личности происходит борьба мотивов. Чтобы моральность личности была устойчивой, она должна стать привычкой. Если способность и потребность поступать морально превалируют, то и поведение является нравственным.

В диссертации дан критический анализ имеющихся схем моральных качеств личности и предложена их уточненная схема. При рассмотрении вопроса о соотношении мотива и результата в поступке было установлено, что для адекватной оценки отдельного поступка или линии поведения, нужно не просто классифицировать мотивы и результаты с точки зрения моральной ценности, а выявить конкретное соотношение этих ценностей и проанализировать те внешние условия, при которых мотивы переходят в соответствующие результаты.

Чрезвычайно важным является вопрос о детерминированности человеческого поведения. При рассмотрении различных позиций в решении этого вопроса мы пришли к выводу о том, что причинную обусловленность поступков нельзя понимать как их фатальную предопределенность, как "автоматическое" принуждение внешними факторами. Существуют и внутренние причины, заключающиеся в характере человека, его сознании, воле. Человек осознает смысл того, что он хочет сделать, способен оценить значение своих намерений и поступков, принимает во внимание свою ответственность за них и все это проявляется в его волевых актах, а значит, человек и детерминирован, и свободен, и ответственен. А если человек детерминирован в своем поведении, значит, воспитать его можно.

На материале некоторых социологических исследований было показано, что на формирование нравственных качеств, влияют все факторы: наследственность, культура, социальный, политический, экономический факторы и воспитание.

Мы пришли к выводу, что без существенных преобразований в обществе в целом, во всех его сферах (политике, экономике, образовании, идеологии и т. д.) нельзя кардинально решить проблему нравственного воспитания всего населения, всех общественных групп и слоев, каждой отдельной личности. Прогрессивные преобразования в экономической жизни общества, создание условий для достижения материального благополучия семей являются неотъемлемым условием для достижения серьезных и прочных успехов в совершенствовании духовной, в частности, нравственной, жизни общества. Только социальная политика в интересах народа будет способствовать положительному отношению народа к правительству, государству, формированию лучших качеств. Существует и обратное влияние: без роста морального сознания нельзя и изменить общество. Отмечен ряд негативных тенденций, которые наблюдаются в культурной жизни общества современной России.

В диссертации был рассмотрен ряд вопросов нравственного воспитания в семье и в школе. При этом выделены основные проблемы и трудности, с которыми сталкивается семья в современных условиях, и которые, в свою очередь, влияют на процесс воспитания. Подробно проанализирована ситуация, сложившаяся в современной общеобразовательной школе по вопросу о воспитании нравственности. В результате чего, мы пришли к выводу о том, что современной школе необходимо основной акцент сделать на воспитательной работе. Она должна стать в первую очередь школой воспитания. А какие ценности воспитания следует взять за основу, зависит, прежде всего, от политики государства. В настоящее время в качестве основной задачи ставится формирование лишь патриотических чувств. Но этого явно недостаточно. Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания, но нужны еще и идеалы демократии, гуманизма, солидарности, социальности, справедливости, критика индивидуализма и эгоизма, распущенности, преступного образа жизни и т. д. В работе предложена система ценностей воспитания, которая может быть положена в основу теории нравственного воспитания. Приведен ряд разработок, предлагаемых современными педагогами цикла уроков нравственности, который должен быть введен в общеобразовательной школе на протяжение всего периода обучения с 1 по 11 класс. Целью этих уроков должна стать систематизация и углубление нравственных представлений школьников. Нельзя недооценивать нравственное значение эстетического, физического, музыкального, умственного воспитания. Кроме того, мы пришли к выводу, что недопустимо внедрять религиозное воспитание в общеобразовательных учреждениях, так как это противоречит принципам демократии, свободы совести, Конституции РФ. Формировать моральное сознание можно и нужно в светской форме, без участия церкви.

Нравственное воспитание в общеобразовательных учреждениях должно быть неразрывно связанным с нравственным воспитанием в семье. Лишь при их гармоничном сочетании, непротиворечивости, сотрудничестве мы получим наилучший результат - подготовленную к самостоятельной жизни личность, умеющую сочетать свои интересы и интересы общества.

Рамки данного исследования не позволяют охватить все аспекты этой обширной проблемы. В дальнейшем необходимо провести более глубокий и детальный анализ влияния экономического фактора и наследственности на формирование нравственных качеств. В частности, необходимо более подробно социологически исследовать, как влияет материальное благосостояние семей на становление нравственных качеств детей. До сих пор нет веских научных доказательств роли наследственности. Особого изучения требует вопрос о связи этих условий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Анисимова, Ирина Владимировна, 2003 год

1. Августин Блаженный. О благодати и свободном произволении//Гусейнов А.А., Ирлитц Г.Краткая история этики. М.,1987.

2. Акуленко Г.И. Моральный поступок как элемент моральной деятельно-сти//Социальная сущность и функции нравственности. Под ред. Руднева Н.А., Куделько И.Б.-М.:МГУ.,1975. 35-45с.

3. Алексеев П.В. Философы России 19-20 столетий. Биографии. Идеи. Труды. М. 1999.-944с.

4. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. -154с.

5. Анохин П.К. Роль системного аспекта в разработке пограничных проблем нейрофизиологии и психологии//Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Труды международного симпозиума. М. 1974.

6. Антология мировой философии. В 4 т. М. 1972. Т.4.- 708с.

7. Антология мировой философии. В 4 т. М. 1971. Т.З.- 760с.

8. Апресян Р.Г. Мораль//Этика. Энциклопедический словарь. Под ред. Р.Г.Апресяна, А.А. Гусейнова. -М.: Гардарики., 2001.- 651с.

9. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешное выполнение воспитательных функций//Семья как объект социальной политики. М.: ИСИ АН СССР, 1986.

10. Ю.Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск. 1998.- 1381с.

11. П.Архангельский Л.М. Категории марксистской этики. М. 1963.

12. Ауэрбах Ш. Генетика. М.1966.

13. Балашов Л.Е. Зараза антикультуры.//Вестник РФО.- 2001- №4.- 83-92с.

14. Бентам И. Избранные сочинения. СПб. 1867. Т.1.

15. Бердяев Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991.

16. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989.

17. Блюмкин В.А., Гумницкий Г.Н., Цырлина Т В. Нравственное воспитание. Воронеж. 1990.- 144с.

18. Блюмкин В.А. Моральные качества личности. Воронеж. 1974.- 186с.

19. Блюмкин В.А. Этика и жизнь. М.: Знание, 1987.

20. Болдырев Н.И. Воспитание //Большая советская энциклопедия. Под ред. Прохорова A.M. М.: Советская энциклопедия., 1971. Т.5.- 640с.21 .Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания//Педагогика. -1995. №4.-29-36с.

21. Бочков Н.П. Генетика человека: наследственность и патология. М.: Медицина, 1978.- 377с.

22. Бочков Н.П. Гены и судьбы. М. 1990.- 255с.

23. Воронов В., Черничкина Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре? //Воспитание школьников. 2001.-№4.

24. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой A.M. М. 1989.

25. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М. 1994.- 368с.

26. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веро-терпимости//Педагогика. — 2001-№4.- 24-26с.

27. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М. 1975. Т.1.

28. Гельвеций К.А. О человеке. М. 1938.

29. Гельвеций К.А. Сочинения в 2 т. М. 1973. Т. 1.31 .Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспита-нии//Антология мировой философии. М.: Мысль, 1970. Т.1.- 776с.

30. Глядков В.А. Феномен марксистской философии. М.2001.- 295с.

31. Гоббс Т. Избранные произведения. М. 1978.

32. Гоббс Т. О человеке//Антология мировой философии. М. 1970. Т.2.-776с.

33. Григорьева Е Защита беззащитных//Семья и школа. 1996.-№10.

34. Гумницкий Г.Н. Смысл жизни. Счастье. Мораль. М. 1981.

35. Гумницкий Г.Н. Основы этики. Иваново. 1992. 4.1.

36. Гумницкий Г.Н. Основные проблемы теории морали. Иваново. 1972.-195с.

37. Гумницкий Г.Н. Нравственный поступок и его оценка. М.: Знание, 1978.-63с.

38. Гумницкий Г.Н. Добавление по поводу статьи М.А.Абрамова "Неопределенность свободы».//Материализм или идеализм? Философские очерки. Иваново. 2000.

39. Гумницкий Г.Н. О свободе воли// Материализм или идеализм? Философские очерки. Иваново. 2000.

40. Гумницкий Г.Н. Марксизм и проблема соотношения общественного бытия и общественного сознания// Материализм или идеализм? Философские очерки. Иваново. 2000.

41. Гумницкий Г.Н. В каком обществе мы живем и в каком хотим жить? "Кто виноват?" и "Что делать?". Иваново. 1999.

42. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей//Социологические исследования. -1996.- №3.- 81-90с.

43. Гурова Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры//Педагогика. -2001.-№4.-32-3 8с.

44. Гусева В. Жестокость//Семья и школа. 1995.-№1.-12-13с.

45. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М. 1998.

46. Гусейнов А.А. Введение в этику. М. 1995.

47. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М. 1982.

48. Декарт Р. Об основах человеческого познания//Антология мировой философии в 4 т. М. 1970. Т.2.-776с.

49. Декарт Р. Сочинения в 2т. М. 1989. Т.1.

50. Дементьева М.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий стар-шеклассников//Социологические исследования. -1995.-№6.

51. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. 1978.

52. Древнеиндийская философия. Начальный период. М.: Мысль, 1972. -271с.

53. Дробницкий О.Г., Кон И.С. Краткий словарь по этике. М. 1965.

54. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М. 1977.

55. Дубинин Н.П., Карнец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М. 1989.-351с.

56. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия 20 века. М.: Проспект, 1998.-430с.

57. Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Очерки марксистской этики. М. 1963. -231с.

58. Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Знание, 1977.-64с.

59. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993.

60. История философии. Под ред. Мапельман В.М., Пенькова Е.М. М. 1997

61. История философии в 2 т. Под ред. Кузьмина JL, Кадышевой И. М. 1941. Т.1.

62. История философии в 2 т. Под ред. Кузьмина J1., Кадышевой И. М. 1941. Т.2.

63. Кант И. Критика практического разума//Сочинения в 6т. М. 1965. Т.4. 4.1. 444-463с.

64. Кант И. Основы метафизики и нравственности//Сочинения в 6т. М. 1965 ТА. 4.1.

65. Кант И. О воспитании разума//Избранное: в Зт. Калининград. 1995. Т.1.

66. Кант И. Религия в пределах только разума. Метафизика нра-вов//Сочинения в 8т. М.: Издательство ЧОРО.,1994. Т.6. 613с.

67. Канке В.А. Философия. М.: Логос, 1996. -320с.

68. Караковский В. Воспитание важнейшая социально-педагогическая цен-ность//Народное образование. -2002.- №4.- 165-167с.

69. Каутский К. Путь к власти. М-Л. 1928.

70. Казыханов В. Кому нужны уроки нравственности?//Народное образование. 1999.-№6.-72с.

71. Кон И.С. Словарь по этике. М. 1975.

72. Кон И.С. Социология личности. М. 1967.

73. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д., Григоренко E.JI. Факторы социального и психологического неблагополучия подростков в показателях методик стандартизированного интервью и листов наблюдения/ТВопросы психологии.-2001.-№1.- 107-122с.

74. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. -1998.-№8.

75. Кураев А. Пантеизм и монотеизм//Вопросы философии. 1996. №6.

76. Леванов Е.Е. Семейное воспитание: состояние и проблемы// Социологические исследования. -1979.-№1.

77. Левин И. Этика//Сочинения в 2т. М. 1994. Т.1. 267-3 74с.

78. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4т. М.: Мысль, 1982. Т.2.

79. Лейбниц Г.В. Два отрывка о свободе//Мир философии. М. :Политиздат, 1991. 4.2.

80. Лекторский В.А. Пайдейя и вопрошание в обучении//Вестник РФО.-2002.- №2.-18-20с.

81. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41.

82. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспита-ния//Педагогика. -1999. -№4. -10-15с.

83. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. СПб. 1898.

84. Локк Д. Сочинения в 3 т. М. 1985. Т. 1.

85. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т. М. 1986. Т.1., Т.З., Т.8.

86. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М. 1968.

87. Максимова Л.М. Образование и культура: Традиции русской философии и современность//Ученые записки социально- экономико-архитектурного факультета ИГАСА. Иваново. 1996. Вып. 2.-223с.

88. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. 1965. Т20., Т.23., Т.37.

89. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей//Народное образование. -2002,- №2.-20-22с.

90. Милль Дж. Ст. Утилитаризм. О свободе. СПб. 1866.

91. Мораль: сознание и поведение. Под ред. Головко Н.А., Буевой Л.П., Шердакова В.Н. М. 1986.

92. Московичи С. Машина, творящая богов. М. 1998.

93. Мур Дж.Э. Природа моральной философии. М.: Республика, 1999 -350с.

94. Нерсесянц B.C. Продолжение истории: от социализма к цивилиз-му//Вопросы философии. 1993 .-№4.

95. Ноговицин О М. Ступени свободы: Логико- исторический анализ категории свободы. Л. 1990. -192с.

96. Ортега-И-Гассет Хосе. Восстание масс//Дегуманизация искусства и другие работы. -М.: Радуга., 1991. 40-228с.

97. Основные проблемы философии//Под ред. Кириллова В.И. М.: Юристъ, 1997.-320.

98. Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем//педагогика. -1995.-№3.-60-65с.

99. Ойзерман Т.И. Материалистическое понимание истории: плюсы и минусы//Вопросы философии. -2001.-№2.-3-33c.

100. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982.-3 01с.

101. Ойзерман Т.И. Учение Канта об изначально злом в человеческой природе//Кантовский сборник. М. 1994. Вып. 18. -11-18с.

102. Пелагий. Послание к Диметриаде//Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. 1986.

103. Педагогическое наследие русского зарубежья. М. 1993.

104. Петропавловский Р.В. Специфика морали и механизм ее функцио-нирования//Мораль, традиции, воспитание. Под ред. Валеева Д.И. Уфа., 1987.

105. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на ис-торию//Избранные философские произведения в 5т. М.1956. Т.1.- 588-596с.

106. Помпонацци. Трактат о бессмертии души//Антология мировой философии в 4т. М.: Мысль, 1970. 776с.

107. Постановление правительства РФ от 16 февраля 2001г. №122 Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г."//Народное образование. 2001.-№7.-246-250с.

108. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001г//Воспитание школьников. -2000.-Ш.- 6-9с.

109. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.: Петрополис, 1994. Т.1. -320с.

110. Речь, разговор и стихи, читанные в публичном акте, бывшем в Благородном университетском пансионе декабря 22 дня 1800г. М. 1800.

111. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М. 1990.

112. Рощин И. Публицист размышляет//Человек и закон. — 2000. -№9.- 5-9с.

113. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М. 1957.

114. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм//Сумерки богов. М 1989. -319-398с.

115. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. М. 1979.

116. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения. Рязань. 1992.

117. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж. 1995. -318с.

118. Скирдо М.П. Социальная философия. М.: ТРИАДА, 2000. 272с.

119. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М. 1989.

120. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная филос-фия//Сочинения. М. 1988. Т.1.

121. Соловцова Е. Нравственные представления младших подростков// Воспитание школьников. -2000.-№1.-10-11с.

122. Спиноза Б. Этика. М. 1932.

123. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. 2000.

124. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5т. Киев. !980. Т.4. -670с.

125. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М. 1979.

126. Темина С. В поисках альтернативных путей воспитания//Народное образование. -1999. -№9.- 193-196с.

127. ТитаренкоА.А. Мораль как особый способ освоения мира// Социальная сущность и функции нравственности. Под ред. Руднева Н.А., Ку-делько И.Б.-М.: МГУ.,1975. 3-24с.

128. Титаренко В .Я Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987.

129. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 6т. -М.;Л., 1948. Т.2.

130. Ф. Де Ларошфуко. Максимы. Б. Паскаль. Мысли. Ж. Де Лабрюйер. Характеры. М. 1974.

131. Философия, культура и образование/ЛЗопросы философии. -1999. -№3.-3-55с.

132. Франк С. Духовные основы общества. М. 1992.-511с.

133. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

134. Фром Э. Человек для себя . Иметь или быть?//Иметь или быть?. Минск. 1997.

135. Холличер В. Человек и агрессия. М. 1975.

136. Хорошилова Л.Б., Пономарева В.В. Воспитание в Московском университете в первой четверти 19 в.//Педагогика. -2000.-№10.- 76-80.

137. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов в Зч. М.: ВЛАДОС, 1997. Ч.1.-448с.

138. Цветкова И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий приро-ду//Педагогика. -2000.-№9.

139. Чтобы пресечь преступность, нужна политическая воля//Слово правды. -2002.- 22мая.- №21(281).

140. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников//Народное образование.-1998. -№9/10.- 64-69с.

141. Шердаков В.Н. Евангельская нравственность и гуманизм. -Л.: Лен-издат.,1967. 99с.

142. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире/вопросы философии.-1994.-№ 1.

143. Шишкин А.Ф. Марксистская этика как наука. М.: Издательство МГУ, 1960.

144. Элиасберг Г.Н. Система этико-правового образования и гражданского воспитания: первые итоги// Народное образование. -2001.-№4. -116-120с.

145. Энгельс Ф. Анти-Дюринг: Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М. 1978. -358с.

146. Энгст Я. Некоторые проблемы научной этики. М. 1960.

147. Этическая мысль. Под ред. Гусейнова А.А. и др. М. 1988.

148. Эфроимсон В.Э. Родословная альтруизма//Новый мир. -1971.-№10. -193-213с.

149. Эфроимсон В.Э. Генетика этики и эстетики. СПб.: Талисман. 1995. 288с.

150. Юлина Н.С. Философия для детей. М. 1986.

151. Юлина Н.С. Программа "Философия для детей" и профилактика деструктивности поведения молодежи//Вопросы философии. -1999.-№3.

152. Юм Д. Сочинения. М. 1965. Т. 1., Т.2.

153. Sartre J.-P. L'etre et neant. Essai d'antologie phenomenologique. Ed. Gallimard. P., 1968

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.